Как правильно адаптированная или адаптивная программа – Рабочая программа по коррекционной педагогике на тему: Адаптивная образовательная программа развития и коррекции речи детей старшего дошкольного возраста на 2015/2016 учебный год | скачать бесплатно

Содержание

Ассоциация АРОО

Недавно Ольга Владимировна Бережнова, заведующая кафедрой развития образования, заведующая лабораторией проблем развития дошкольного образования региона БУ ОО ДПО «Институт развития образования», провела вебинар «Реализация ФГОС ДО: актуальные проблемы современной дошкольной образовательной организации». После вебинара в редакцию поступило немало вопросов о составлении адаптированной программы в рамках ФГОС ДО. Ольга Владимировна ответила на актуальные вопросы.

 

Есть ли методические рекомендации к составлению адаптированной программы в ДО?

Адаптированная программа — один из самых злободневных вопросов, так как для системы дошкольного образования пока нет федеральных методических рекомендаций по её составлению, пока они существуют только в контексте начального общего образования. Поэтому составление адаптированной программы вызывает затруднения. Возможный выход — использование методических материалов по введению ФГОС в начальном общем образовании. Например, на сайте Минобрнауки России размещены проекты адаптированных основных образовательных программ для детей с различными нарушениями развития. Кроме того, есть ФГОС ДО, в котором прописана и структура основной образовательной программы дошкольного образования, и рекомендуемое содержание разделов. На эти документы и стоит опираться при составлении адаптированных программ, других рекомендаций на сегодняшний день нет.

 

Как не путать понятия «адаптированная образовательная программа» и «адаптированная основная образовательная программа»?

Есть два понятия: «адаптированная образовательная программа» и «адаптированная основная образовательная программа». Важно понять следующее:

Если в группе один ребёнок с ОВЗ (или с каким-либо одним ограничением здоровья), то детский сад работает по основной образовательной программе, а для этого ребёнка пишется

адаптированная образовательная программа.

Если в детском саду есть группа со схожими нарушениями (например, это группа компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи, зрения или опорно-двигательного аппарата и др.), то для целой группы детей пишется адаптированная ОСНОВНАЯ образовательная программа.

То есть это две разные программы. Руководителям необходимо определить контингент детей и в соответствии с особенностями контингента разрабатывать программы.

 

На что опираться при составлении адаптированной программы?

К сожалению, сейчас не существует разработанных, например, для детей с нарушениями зрения или для детей с ЗПР программ, соответствующих ФГОС и современным требованиям. Все они написаны по канонам, которые действовали до введения ФГОС. Исключение может составить программа Н.В. Нищевой, которая размещена в навигаторе образовательных программ дошкольного образования на сайте ФИРО.

Однако это не значит, что педагоги не могут опираться на проверенные программы, прошедшие апробацию в системе дошкольного образования. Они могут пользоваться любой программой, но скорректировав её, взяв то, что соответствует ФГОС. То есть, по сути, это создание собственной программы, но с возможной опорой на уже существующую. Какие конкретно вносить корректировки — зависит от контингента детей.

Поэтому дать общую рекомендацию «возьмите эту программу и работайте по ней» невозможно. Наверное, нужно смотреть на работу образовательных организаций, которые уже имеют в этом некоторый опыт. Например, можно посмотреть программу для детей с ОНР Т.Б. Филичевой и Г.В. Чиркиной, для детей с нарушениями зрения — программу Л.И. Плаксиной. Я бы не сказала, что это рекомендация, я просто называю известные в системе дошкольного образования программы для детей с различными нарушениями. Но ни одна из них не включена сейчас в навигатор.

 

Об индивидуальном подходе в составлении адаптированной программы

Если группа имеет комбинированную направленность, то есть наряду с обычными детьми там находятся и дети с ОВЗ, необходимо, конечно, рассматривать каждого ребёнка индивидуально, для каждого писать адаптированную образовательную программу

Нужно не забывать о детях-инвалидах. Для них обязательно составляется индивидуальная образовательная программа. Здесь нет никаких расхождений.

 

Введение ФГОС начального общего образования для детей с ОВЗ

С 1 сентября 2016 года планируется введение федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для детей с ОВЗ.

Таким образом, стандарт уже выпущен и существует как документ. Сегодня в каждом регионе есть «дорожная карта» по его введению. Но по дошкольному образованию пока нет документов, нормативов, которые стоило бы обсуждать. Поэтому пока нужно ориентироваться на начальное образование.

Также обстояло дело с государственной программой «Доступная среда». Сначала она была реализована в общеобразовательных учреждениях, а потом вышла на уровень дошкольного образования. Так что всё ещё впереди.

 

www.educationmanagers.ru

Не адаптивная она, а адаптированная или нет у нас такой специальности

Проект развивают в России на протяжении 20 лет, результатов нет. Стартовая дата 1995 г., время разрушения и предательства. 20 лет – это 4 пятилетки. За 4 пятилетки можно было построить Днепрогэс, победить фашистов, восстановить Днепрогэс, отправить первого человека в космос и многое другое. В школах АФК нет, а реабилитационных центрах тоже нет.

Козловский Игорь Игоревич, врач, доктор медицинских наук,

участник боевых действий и гуманитарных операций,

действительный член (академик) Международной академии наук (РС МАН),

член Педагогического общества России,

член Центрального дома ученых РАН,

член Российского дворянского собрания

Полное название: “физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)” (АФК).

Проект развивают в России на протяжении 20 лет. Результатов нет. Стартовая дата 1995 г., время разрушения и предательства. Новогодний концерт, ввод войск в Грозный. Время великих возможностей, но не для всех. Демократия, понимаешь. 20 лет – это 4 пятилетки. За 4 пятилетки построили Днепрогэс, победили фашистов, восстановили Днепрогэс, отправили первого человека в космос и еще многое чего другого. 20 лет – знаковый срок. Где АФК? Ох, соскучился народ по Сталину. В школах АФК нет, а реабилитационных центрах тоже нет. В школах нет, потому что число учителей по числу детей. В реабилитационных центрах инструктор ЛФК медик, врач ЛФК он и есть врач. Рабочие места для выпускников факультетов АФК не созданы. Вузы выпускают безработных. Факультеты АФК открыты в педагогических вузах по всей стране и зачем-то в нескольких медицинских вузах. АФК это педагогическая специальность, а не медицинская. В результате формулировка профессии во всех дипломах по АФК дефектная, педагогическое образование без слова “педагог”. Если они найдут работу учителем физкультуры, педагогический стаж им никто начислять не обязан.

Название безграмотное. Состояние здоровья бывает нарушено, а не отклонено, а отклонения бывают чего-то от чего-то, а не в чем-то. Термин “физкультура” – историческое недоразумение. На практике это физическое воспитание, физическая активность, физическая тренировка. Она может быть обычной или адаптированной, в соответствии с возможностями и потребностями людей с нарушениями или состояния здоровья или ограниченными возможностями. Существует официальный термин “адаптированные образовательные программы” – это для тех, кому обычные программы не подходят. Если программу физического воспитания адаптировали, она становится адаптированной, а не адаптивной. Слово “адаптивная” означает способная адаптироваться. Лингвисты считают, что можно “адаптивная”. Такие у нас лингвисты, такое у нас образование. Термин “адаптированное физическое воспитание” (активность, тренировка) краток и понятен, также как “адаптированная образовательная программа”. Также и термин “лечебная физкультура” не требует нагромождения “физическая культура для лиц с диагнозом”.

Основоположником АФК в России является С.П.Евсеев. Он редактор и соавтор основного учебника “Теория и организация адаптивной физической культуры”, в 2-х томах, 2005 г. Еще есть учебное пособие “Адаптивная физическая культура”, 2000 г., автор тот же, та же галиматья. Есть еще несколько источников. Определение предмета авторы дать не смогли. Определение, это когда «адаптивная физическая культура – это…», у них только «для…». Там вообще нет ничего конкретного, только невразумительное многословие. Термины используются не в их истинном значении. Вообще-то, это называется резонерством. Есть фразы, смысл которых понять и передать своими словами невозможно. Вопросы в конце главы часто не имеют ответов в тексте главы. Резонерство – это признак серьезного нарушения мышления, однако, там не один автор, а коллектив авторов. Неужели у всех? Такое же бывает и от невежества.

Теория и организация АФК сводится к перечислению компонентов АФК – это ЛФК и физическая реабилитация, адаптивная физическая реабилитация, адаптивная физическая рекреация, адаптивный спорт, адаптивное физическое воспитание. Это невежественная чепуха. ЛФК не является компонентом АФК, потому что является компонентом физической реабилитации, и оба этих понятия относятся к медицине, а не к педагогике, а придуманной теоретиками АФК адаптивной физической реабилитации нет в действительности. Похоже, всё что на “физ” начинается, физкультурники включают в физкультуру, если только это не физика. У других авторов-физкультурников я заметил дрейф в эту сторону, но здесь уже железобетонный якорь. Студентам под разными углами вбивают в голову, что в адаптивную физическую культуру входит ЛФК и физическая реабилитация. Адаптивная физическая рекреация. Это всего лишь активный отдых, например, прогулка, посещение выставки. Желающие могут найти во 2-м томе основного учебника наставление, что инвалидам следует овладеть принципами гедонизма и проверенными временем идеями Эпикура. Авторы неожиданно замечают, что гедонизм доводить до наркотиков не следует. Адаптивный спорт. Если это спорт, это занятие для очень немногих, при очень специфическом образе жизни. В учебном пособии “Адаптивная физическая культура» рекомендую найти сентенцию об адаптивном спорте, как культурном бытии телесности и взаимодействии двух “Я”. Каких двух “Я” и почему только двух, не сказано. Адаптивное физическое воспитание. Физическая культура на практике сводится к физическому воспитанию, также и адаптивная физическая культура сводится к адаптивному физическому воспитанию, т.е. это одно и то же. Авторы теории АФК утверждают, что адаптивная физическая культура способствует адаптации инвалидов в обществе. Понятно, если она «адаптивная», значит, адаптирует. Никакая физкультура не способствует адаптации человека в обществе, потому что адаптация в обществе достигается путем социализации, а это возможно только при пребывании человека в обществе. Иначе проблем бы не было, ни с выпускниками детских домов, ни с молодежью, освободившейся из мест заключения. Оказывается, им надо физкультурой заниматься. В отношении социализации инвалидов существует термин “инклюзия”, что означает включение в общество. Это подразумевает создание условий, т.е. соответствие среды потребностям инвалида.

Название учебника и основного учебного предмета по АФК “теория и организация адаптивной физической культуры”. Чем может отличаться теория адаптивной физкультуры от теории лечебной физкультуры? Есть классический предмет “теория и методика физического воспитания”. Он основан на знании физиологии и дидактических принципов. Эти знания приложимы к людям с разным состоянием здоровья, разного возраста и пола. По-видимому, авторы этого не знают. Авторы теории и организации АФК дают студентам ложные знания, полностью дезориентирующие их в реальном мире. Какими же надо быть напыщенными невеждами, чтобы включить в придуманное ими педагогическое направление “адаптивная физическая культура” медицинскую специальность “лечебная физкультура” и придумать, что АФК способствует адаптации инвалида в общество? О критериях включения в группу АФК эти теоретик даже не задумывались. Сказано же, для лиц с отклонениями в состоянии здоровья и инвалидов. Для лиц с какими отклонениями и до какой степени выраженными?

Дисциплина на занятиях отсутствует. Дисциплина вообще отсутствует. Занятия посещать не обязательно. Студенты это быстро понимают. Студентам оценки не ставят, но студенты ставят оценки преподавателям. Это называется “рейтинг”. Общественная работа не ведется, патриотическое воспитание отсутствует. Это результаты моих наблюдений в ПИФКиС МГПУ. Скорее всего, так везде, хотя, мне кажется, хуже быть не может. Если будущий учитель не научился дисциплине, на его занятиях тоже вряд ли будет дисциплина, а физкультура – это зона повышенной опасности. Результат – происшествия. В 2010 г. погибли 6 учеников на Ейской косе Азовского моря. Спасая учеников, погиб выпускник ПИФК МГПУ Виталий Морозов. Педагогам надо было выполнить одно единственное требование – купаться в разрешенном месте. Они его не выполнили, или не знали. Ничего в работе вуза не изменилось, памяти об этом не осталось. Позже ПИФК переименовали в ПИФКиС. По другой причине, чтобы тихо избавиться от одного завкафедрой вместо того, чтобы его наказать.

Я предлагал ректору Реморенко свою помощь и знания в улучшении работы. Ну, нельзя же настолько плохо. Мои предложения следующие. Рассмотреть вопрос о перезапуске проекта АФК в России. Лучше остановить вранье, чем продолжать. Кто-то должен это сделать. МГПУ может стать первым на пути возрождения этого направления реабилитации. Создать секцию тренировки с тяжелыми булавами, что дает преимущество вуза выйти первыми на международный уровень соревнований по этому виду спорта в традиции Ирана зурхане. Тренировки с булавами подходят для школьников и инвалидов. Создать секцию туризма, чтобы будущие учителей физкультуры научились занятию туризмом с детьми. Переименовать кафедру гимнастики и тяжелой атлетики в кафедру гимнастики и фитнеса. Зачем учить будущих учителей физкультуры упражнениям со штангой, если с детьми штангой они заниматься не будут, надеюсь. Обратиться в организацию Красный Крест для участия в их педагогических программах для неблагополучных семей, что научит будущих педагогов этим технологиям. Рассмотреть возможность использования нового отечественного лекарства нейропептида Селанка, соавтором которого я являюсь, в программе обучения детей с отклонениями в психическим развитии. Предлагал свою помощь в улучшении работы диссертационного совета, который превратился в кружок по интересам вместо того, чтобы воспитывать научные кадры высшей квалификации. Плагиата не надо, достаточно невежества. Молчание было мне ответом. Плохо быть невежливым.

Перевыборы на должность профессора кафедры администрация провела со всеми возможными нарушениями. Организованность действий показывает, что это было решение Ректора. Он решил от меня избавиться. Это было неумно. Сейчас я решаю вопрос в судебном порядке. Ведется дело по статье Гражданского Кодекса о восстановлении в должности, однако, подача материалов юридической фирмой и судебное заседание были проведены с откровенными нарушениями, что вызывает подозрение в сговоре с ответчиком. Суд не потребовал с ответчика доказательств обвинений в мой адрес. Ответчик, представитель МГПУ, не отвечал, а обвинял. Обвинения однотипные – знаний не дает, студентов оскорбляет. Даже ничего интересного придумать не могли. Маникюр у судьи был желтым и зеленым. В сочетании с черной мантией это эротично, если вдуматься. Помощник прокурора с далеко зашедшим ожирением. Группа риска, а еще такой молодой. Тихим голосом, в требовании отказать. Почему отказать, не сказал. Просто отказать. Кино. Дело подано на апелляцию. Уверен, что мои юристы всё провалят, хоть дело яйца не стоит, и спроса с них никакого. Второе дело начато по статье о клевете Уголовного Кодекса. Список клеветников возглавляет у меня ректор МГПУ Реморенко. Это дело идет через полицию, сбор доказательств обязателен. Принята к исполнению также прокурорская проверка деятельности МГПУ при проведении процедуры выборов и по поводу нарушений практики руководства. Там есть интересные моменты. Хорошо себя вести эти люди не умеют. Такая у нас педагогика.

В принципе, всё, что делается против меня, идет мне на пользу. Жертвы и скандалы у нас любят. Моя задача разбудить общественное мнение – профессиональное сообщество, студентов, которые поверили, что АФК есть, родителей детей с ограниченными возможностями, всего нашего общества. Немалая доля студентов поступает на АФК только чтобы получить диплом о высшем образовании, но есть и такие, кто хочет работать в этой области. Уже пора что-то делать. Ни на какие МГПУ, министерства и уполномоченных по правам ребенка надежд нет. Они уже 20 лет не могут заняться делом. А зачем, если можно ничего не делать? Зато, МГПУ из Государственного бюджетного образовательного учреждения переименовалось в Государственное автономное образовательное учреждение. Переименованиями заниматься им не лень. Наверно, в этом есть какой-то смысл. Может, хотят уйти от ответственности? Так не получится. Зато смешно. Даже ржачно.

Стартовой датой проекта АФК в России можно считать 1995 г., год открытия первой кафедры АФК в Санкт-Петербургском университете физической культуры им. П.Ф.Лесгафта, завкафедрой С.П.Евсеев. Международный опыт на этот момент составлял 20 лет, даже больше. Международной стартовой датой считают 1975 г., когда был принят Закон о реабилитации в США. Первые публикации отмечены в 1952 г. – начался обмен опытом, это означает, что работа уже велась. Название в США “адаптированное физическое воспитание” в отношении учащихся, и “адаптированная физическая активность” как обобщающий термин, включающий учащихся и неучащихся. Используются также термины “обычная физическая тренировка” и “адаптированная физическая тренировка”. Иногда можно встретить термин “адаптивная”, причем, в одном тексте с “адаптированная”. Там люди тоже ошибаются или бывают небрежны в использовании терминологии. В странах Европы используют термин “адаптированная физическая активность” в отношении всех категорий занимающихся. Стандарты оказания услуг в США и странах Европы также немного отличаются. Физическое воспитание является обязательной частью образовательного процесса. Его определяют как развитие основных двигательных навыков и мастерства в различных видах спорта. Адаптированное физическое воспитание относится к обучающимся со следующими нарушениями: аутизм, нарушение слуха и глухота, нарушения зрения и слепота, глухо-слепота, интеллектуальная инвалидность, серьезные эмоциональные нарушения, специфические нарушения обучения, множественные нарушения, нарушения речи, нарушения опорно-двигательного аппарата, травматическое повреждение мозга.

Критерии включения в группу стандартизированы и описаны. Тесты включают определение физических возможностей: силы, гибкости, координации, аэробных возможностей. Разрешение на занятия дает врач, тестирование проводит специалист по адаптивному физическому воспитанию. Обучающегося включают в группу адаптивного физического воспитания, если хотя бы один показатель снижен на 2 балла. Используют простые и понятные формулировки: для инвалидов и людей с нарушениями состояния здоровья, если имеется потребность в особых инструкциях и условиях для проведения физической тренировки, если обычная тренировка небезопасна или неэффективна. Смысл в том, что не все инвалиды нуждаются в особых инструкциях и условиях для физической тренировки, и не все, у кого есть в этом потребность, являются инвалидами.

Адаптированная физическая тренировка рассматривается как инклюзия. Используется принцип минимальности ограничений. Занятия рассматривают как прямая услуга, которую оказывают профессионалы. Обучение специалистов организовано как последипломное образование, которое могут пройти как педагоги, так и медики. Обучение построено на принципе пакета образовательных программ. Существует законодательная база, в которой закреплены права инвалидов на получение бесплатного образования, в том числе, в области физического воспитания. Существуют международные общественные профессиональные организации специалистов по адаптированной физической активности. В международной практике есть также и проблемы с оказанием услуг по адаптированному физическому воспитанию, такие как недостаток специалистов или оборудования залов для физической тренировки, а также вопрос об источнике финансирования дополнительного специалиста. Последней тенденцией в оказании услуг по адаптированному физическому воспитанию в школах является организация занятий с использованием станций, т.е. специально оборудованных зон. Также существует проблема, когда ребенок не может выполнять обычную физическую нагрузку, но не соответствует критериям включения в группу адаптированного физического воспитания. Главное здесь то, что работа ведется, опыт есть, специалисты получают серьезную подготовку, проблемы называют, обсуждают и решают. В мире сложилось 3 направления реабилитации: медицинское (физическая реабилитация, =физическая терапия, =физиотерапия), социальное (оккупациональная терапия, теперь эрготерапия) и педагогическое (адаптированное физическое воспитание или активность). Он6и логично дополняют друг друга.

В России данное направление реабилитации следует четко отнести к педагогическому направлению, и впредь не путать педагогику с медициной. Области компетенции адаптивной физической культуры и лечебной физкультуры разные. По своей функции адаптивная физическая культура относится к коррекционной педагогике, а лечебная физкультура (ЛФК) – это неспецифический метод лечения с использованием физических упражнений. Ключевое слово “лечебная”. Аналогично определению ЛФК, адаптивная физическая культура – это направление коррекционной педагогики, с использованием методов адаптированной физической тренировки. Это воспитание личности учащегося во всех трех аспектах – физическом, психическом и социальном. Причем у специалиста по АФК здесь больше возможностей, чем у учителя математики или русского языка. Потребность в адаптивном физическом воспитании при широком круге расстройств – физических, психических и сенсорных, которые сопровождаются ограничениями двигательных возможностей – силы, гибкости, координации, аэробных возможностей. Поэтому программа обучения специалиста по АФК должна быть шире, глубже и более продолжительной по времени освоения, чем программа подготовки учителя физкультуры. Это должны быть зрелые личности и квалифицированные профессионалы. Учить студентов надо знаниям, а не забивать им голову невежественной чепухой.

Министерство образования вопросами АФК не занимается. Это значит, что в настоящий момент вопросами адаптивной физической культуры в области образовательных учреждений никто не занимается. Это относится как к проведению уроков по адаптивной физической культуре в образовательных учреждениях, так и к подготовке специалистов по АФК. Однако в Министерстве образования кто-то регулярно, ежегодно рассылает по вузам указания, как следует писать учебные планы по АФК. Не планы рассылает, а указания, как их надо писать. Педагоги по всей стране пишут планы, чтобы они стали лучше, вписывают учебные часы в клеточки. Единого содержания образовательной программы нет, а то, что есть, содержит всякие глупости, и всё очень неконкретно. Потом педагоги пишут отчеты, в соответствии с планами. В конце учебного года педагогов обязывают идти в школы и агитировать выпускников идти поступать на факультеты АФК. Если не будет студентом, педагогов сократят. По этой же причине студентов не отчисляют. Чтобы студента отчислили, он должен перестать вообще ходить на занятия, ничего не сдавать и на предложения исправиться не отвечать. Вопросами АФК занимается только Министерство спорта, Департамент массовой физической культуры и спорта. Министерство спорта вопросами педагогики не занимается, однако и массовой адаптивной физической культуры и спорта у нас тоже нет. Эта дребедень длится уже 20 лет. В Министерстве Образования и науки есть Департамент государственной политики в сфере высшего образования и Департамент аттестации научных и научно-педагогических кадров, но они за 20 лет ничего странного не заметили.

Для перезапуска программы АФК в России вопрос следует решать на законодательном уровне, это значит, на уровне Государственной Думы. Была бы полезна проверка Генеральной прокуратуры по итогам развития программы АФК в России на протяжении 20-и лет. Законодательным основанием для перезапуска программы адаптированного физического воспитания (активности, тренировки), является Федеральный Закон “Об образовании в РФ” №273-ФЗ от 29.12.2012 г., Ст.79 Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. Используемый в Законе термин “адаптированная образовательная программа” и содержание Ст.79 не противоречат включению в образовательную программу для обучающихся с ограниченными возможностями адаптированного физического воспитания, т.е. физического воспитания, адаптированного в соответствии с возможностями и потребностями обучающихся, для реализации их права на получение полноценного образования и гармоничного развития. Логично использование термина “адаптированное физическое воспитание”, как частный случай понятия “адаптированные образовательные программы”. Кроме того, есть категория неучащихся, которые нуждаются в услугах по адаптированной физической активности. Учащимися должно заниматься Министерство образования, неучащимися – Министерство спорта.

Студенты факультетов АФК получают сведения, не соответствующие действительности. Педагоги вузов сознательно, от страха или по малограмотности вводят студентов в заблуждение. Никого не беспокоит, что работы по специальности у будущих специалистов по АФК не будет, что вузы выпускают безработных за государственный счет или личные средства студентов. Министерство образования вопросами АФК не занимается, основоположник АФК в России Евсеев тоже. Теперь он возглавляет Департамент науки Министерства спорта и курирует Специальную Олимпиаду для умственно отсталых. Департамент какой науки? Департамент всех наук. Ситуация не только абсурдная, но и глубоко безнравственная. Куда уходят деньги и сколько уже ушло? Понятно, что на зарплату преподавателей по АФК, квалификация и моральное состояния которых желает лучшего. Это вопрос не только для прокурорской проверки, но и для оценки моральной. Прошло 4 пятилетки, пройдет и 5-я. Всё так и будет, или проект закроют по-тихому, как бы ничего и не было? В то же время, потребность в адаптированном физическом воспитании большая. Известно, что средства, потраченные на реабилитацию, окупаются тем, что у государства будет меньше иждивенцев. Это проблема как экономическая, так и гуманитарная. Организованные и грамотные занятия физическими упражнениями жизненно необходимы людям с нарушениями состояния здоровья.

Я обращался во многие организации – Министерство образования, Министерство спорта уполномоченных по правам ребенка, общественные организации инвалидов, религиозные организации. Закончил Комиссией по образованию Госдумы. Ответа либо не было, либо из ответа было понятно, что никакого интереса к этой проблеме они не испытывают. Из Комиссии Госдумы по образованию я получил совет обратиться к ним в установленном порядке. Для такого ответа достаточно одного указательного пальца. Даже мизинца достаточно. 20 лет ничего не делали, и дальше не собираются. Для того, чтобы поднять этот вопрос, необходима активность общества.

Здесь изложены невероятные, неправдоподобные, сенсационные сведения. В это трудно поверить. Зачем верить? Каждый может это проверить. Сами напишите запрос в Госдуму, в Министерство образования, Министерство спорта, где у нас адаптивная физическая культура? Спросите Министерство труда о вакансиях для специалистов по адаптивной физической культуре в вашем городе и России, сколько занято и сколько свободно? Загляните в учебники по адаптивной физической культуре, чему учат студентов? Спросите в школах и реабилитационных центрах, есть ли там адаптивная физическая культура? Спросите друг друга, слышали ли вы что-нибудь об адаптивной физической культуре? И, наконец, спросите у Интернета, ребенка куда можно отвести заниматься? После всего этого, вы придете к тому же мнению, что и я. Адаптивной физической культуры у нас нет, зато, есть богадельня для некомпетентных и бессовестных людей, и с этим пора кончать. Они тратят наши деньги, и до слезы ребенка им нет никакого дела.

И.Козловский

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей в сфере образования.

fulledu.ru

Адаптированная образовательная программа начального и основного общего образования

В настоящее время происходят существенные изменения в педагогической теории и практике. В системе общего и специального образования происходит смена образовательной парадигмы, а именно, содержание образования обогащается акцентом на адаптацию образовательных программ для обучающихся в соответствии с их индивидуальными потребностями и возможностями.

В этой связи одной из актуальных проблем становится поиск путей качественной индивидуализации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с их образовательными потребностями, позволяя обеспечить доступность получения образования детьми с психофизическими недостатками. Данное положение обусловлено тем, что образовательные результаты ребенка с ограниченными возможностями здоровья зависят от структуры и содержания программ, по которым они обучаются.

В свою очередь, процесс индивидуализации образования применительно к категории детей с ограниченными возможностями здоровья является инновационным в силу того, что требует смены педагогической парадигмы в направлении построения процесса обучения, коррекции и компенсации нарушений у детей как их адаптированной деятельности, поддержки и развития индивидуальности каждого ребенка и особой организации образовательно-воспитательной среды.

Основными механизмами достижения максимальной доступности и индивидуализации образования для различных категорий обучающихся являются: проектирование образовательного процесса в каждой образовательной организации и проектирование индивидуальных образовательных маршрутов (адаптированных образовательных программ) обучающихся и воспитанников с особыми образовательными потребностями. При этом каждая адаптированная образовательная программа нацелена на «преодоление несоответствия между процессом обучения ребёнка с ОВЗ по образовательным программам начального, основного, среднего общего образования и реальными возможностями ребенка, исходя из структуры его нарушения, познавательных потребностей и возможностей».

В качестве нормативно-правовых оснований проектирования адаптированных образовательных программ для воспитанников и обучающихся выступает закон РФ «Об образовании» в редакции от 29 декабря 2012 года. При этом законодательно установлен минимум содержания образовательной программы, определяемый государственным образовательным стандартом, на который следует ориентироваться при их разработке.

Вступление в силу нового закона «Об Образовании в Российской Федерации» требует введения в деятельность общеобразовательного учреждения (работающего с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья) нового направления — разработку адаптированной образовательной программы (далее — Программа). Эта ситуация обусловила реальную необходимость создания методического обеспечения, организационных документов, определяющих структуру и содержание Программы. Данный «Порядок» призван помочь специалистам в разработке адаптированной образовательной программы для разных категорий обучающихся с ограниченными возможностями здоровья общеобразовательных учреждений всех уровней.

«Порядок» знакомит со структурой адаптированной образовательной программы, механизмами ее разработки, процедурами перевода обучающегося с ограниченными возможностями здоровья на обучение по Программе, с организацией итогового и промежуточного контроля.

Адаптированная программа — образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.

Адаптированная образовательная программа, как и любая другая программа, разрабатываемая специалистами образовательных организаций, должна быть утверждена руководителем образовательной организации и проектируется и реализуется для нуждающегося в ней ребенка с согласия родителей (законных представителей), что также закреплено в нормативных документах в сфере образования.

Основным механизмами достижения цели — создания специальных условий для развития и социальной адаптации учащихся с особыми образовательными потребностями и их сверстников будут: проектирование адаптированной образовательной программы для ребенка с особыми образовательными потребностями и проектирование образовательного процесса в инклюзивном классе. В рамках организации индивидуально ориентированной помощи ребенку с ограниченными возможностями здоровья (с инвалидностью) специалистами психолого-педагогического сопровождения и учителем (классным руководителем, возможно — учителями предметниками) под руководством заместителя директора по учебно-воспитательной работе (руководителя ПМПк или координатора по инклюзии) в рамках деятельности школьного психолого-педагогического консилиума разрабатывается адаптированная образовательная программа.

Адаптационная образовательная программа (АОП) является продуктом деятельности школьного психолого-педагогического консилиума.

Основная цель АОП — построение образовательного процесса для ребёнка с ОВЗ в соответствии с его реальными возможностями, исходя из особенностей его развития и образовательных потребностей.

Адаптационная образовательная программа — документ, описывающий специальные образовательные условия для максимальной реализации особых образовательных потребностей ребенка с ОВЗ в процессе обучения и воспитания на определенной ступени образования.

Адаптационная образовательная программа реализует индивидуальный образовательный маршрут ребенка в рамках образовательного учреждения.

Адаптационная образовательная программа разрабатывается для следующих категорий обучающихся:

1)        Дети с ОВЗ, получающие образование в форме индивидуального обучения на дому, в том числе дети-инвалиды;

2)        Дети с ОВЗ, получающие образование в форме дистанционного обучения, в том числе дети- инвалиды;

3)        Дети с ОВЗ, выбравшие профессиональный профиль обучения;

4)        Дети с ОВЗ, обучающиеся в форме очного обучения в рамках реализации инклюзивной практики.

Цели реализации адаптированной образовательной программы:

1.                             Реабилитационная («восстановление» уверенности в своих возможностях — «ситуация успеха»).

2.                             Стимулирующая (положительная внутренняя мотивация).

Задачи адаптированной образовательной программы:

–          формирование учебных умений и навыков;

–          овладение знаниями основ наук;

–          активизация интереса к художественному и техническому творчеству, приобщение к культурным ценностям человечества;

–          индивидуализация обучения, учитывая состояние их здоровья, индивидуально-типологические особенности.

Учебный план для учащихся с ограниченными возможностями здоровья составлен с учетом оптимального уровня общей нагрузки учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

Учебный план определяет в соответствии с Федеральным базисным учебным планом перечень учебных предметов, обязательных для изучения на начальном общем и основном общем уровне образования, а также нормативы максимального объема учебной нагрузки учащегося. В учебном плане учтены интересы и возможности педагогического коллектива и учащегося, ресурсные возможности школы.

Адаптированная образовательная программа начального общего и основного общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья осваивается в очной форме обучения.

Основные принципы построения программы:

основные принципы дидактики; гуманизация и культуросообразность;

целостность и вариативность; индивидуализация и дифференциация;

преемственность; системность; открытость; творческая активность личности.

Здесь следует отметить, что разработка и реализация АОП для последней категории обучающихся в настоящее время можно отнести к инновационным технологиям профессиональной деятельности педагогов реализующих инклюзивную практику, т. е. обучающих детей с различными нарушениями развития в классе совместно с условно нормативными детьми. Поэтому в переходный период — на этапе обучения, внедрения и апробации деятельности по разработке и реализации адаптационных образовательных программ предлагают использовать менее «тяжелый» вариант — адаптационный образовательный план (АОп).

Адаптационный образовательный план — корректируемая часть адаптационной образовательной программы, структурированная программа действий администрации, учителей, специалистов психолого-педагогического сопровождения, родителей обучающегося воспитанника с ограниченными возможностями здоровья на некотором фиксированном этапе обучения (четверть, триместр, полугодие).

В соответствии с ч. 1 ст. 79 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273 (далее — Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации») установлено: «… содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее — ОВЗ) определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида». В связи с этим, для получения общего образования детьми с ОВЗ в общеобразовательных организациях должны разрабатываться соответствующие адаптированные основные общеобразовательные программы (отдельными документами) с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей.

Таким образом, Адаптированная образовательная программа является одним из индивидуально-ориентированных специальных образовательных условий, определяющих эффективность реализации образовательного процесса и социальной адаптированности ребенка в полном соответствии с его конкретными особенностями и образовательными возможностями. Реализация Адаптированной образовательной программы обучающегося с ОВЗ (инвалидностью) с одной стороны — соответствует государственной политике в области доступности и качества образования для всех категорий детей, нуждающихся в создании специальных образовательных условий, в том числе, в рамках инклюзивного (включающего) образования. С другой стороны — это система и направление деятельности педагогического коллектива образовательной организации, базирующаяся на определенных методологических и методических принципах, основным организационным механизмом которой является междисциплинарное и межведомственное взаимодействие.

С развитием интеграции школы будут вынуждены перестраиваться. Должны будут измениться и функции общеобразовательных и специальных школ. Однако, принимая решение о реорганизации школы, важно оценить его исходя из интересов ребенка — что позитивного получит конкретный человек? Разумеется, нельзя не учитывать и интересов работающих там педагогов. После реорганизации специальной школы не должен утратиться бесценный опыт, накопленный в ее стенах. Он должен целесообразно использоваться в массовых учебных заведениях. Воспитание детей со специальными образовательными потребностями должно опираться на общую программу воспитания, однако ее содержание должно быть адаптировано с учетом разных типологических и индивидуальных потребностей детей. На основе адаптированных программ в школах должны создаваться индивидуальные программы. Это новое, мало практикуемое в наших школах дело, однако, желая не только декларировать индивидуальный подход, но и реально помочь каждому ребенку, без создания индивидуальных программ не обойдется ни один педагог.

 

Литература:

 

1.         Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273;

2.         СанПиН 2.4.1.3049–13 от 15.05.2013 № 26.

3.         Е. Р. Самсонова. Разработка и реализация индивидуальной образовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе.

moluch.ru

КОНСУЛЬТАЦИЯ для педагогов «Что такое адаптированная программа.Методические рекомендации к составлениюадаптированной программы для ребенкас ОВЗ или ребенка-инвалида».

КОНСУЛЬТАЦИЯ для педагогов

«Что такое адаптированная программа.

Методические рекомендации к составлению

адаптированной программы для ребенка

с ОВЗ или ребенка-инвалида».

В соответствии с ч. 1 ст. 79 Федерального закона “Об образовании в Российской Федерации” от 29.12.2012 № 273 (далее – Федеральный закон “Об образовании в Российской Федерации”) установлено: «… содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗопределяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида».

Адаптированная образовательная программа (далее АОП) – это образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (лица с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, с нарушениями речи, интеллекта, расстройствами аутистического спектра), детей инвалидов с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.

 АОП направлена на преодоление несоответствия между процессом обучения детей-инвалидов с тяжелыми нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата, а также соматическими заболеваниями (при условии сохранности интеллектуальной сферы) по образовательным программам определенной ступени образования и реальными возможностями ребенка, исходя из структуры его заболевания, познавательных потребностей и интересов.

В связи с этим, для получения общего образования детьми с ОВЗ в общеобразовательных организациях должны разрабатываться соответствующие адаптированные основные общеобразовательные программы (отдельными документами) с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей.

Об индивидуальном подходе в составлении адаптированной программы

Если группа имеет комбинированную направленность, то есть наряду с обычными детьми там находятся и дети с ОВЗ, необходимо, конечно, рассматривать каждого ребёнка индивидуально, для каждого писать адаптированную образовательную программу. 

Нужно не забывать о детях-инвалидах. Для них обязательно

составляется индивидуальная образовательная программа. Здесь нет никаких расхождений.

Основной документ, который содержит гигиенические требования к организации данной работы – это новые «Санитарно-эпидемиологические правила, нормативы  и требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций, утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 (далее – СанПиН 2.4.1.3049-13; начало действия документа – 30.07.2013). В которых говорится: «Образовательная организация должна создать условия для детей с ограниченными возможностями здоровья, детей – инвалидов в случае их пребывания   в учреждении…». Нормы СанПиН 2.4.1.3049-13 распространяются на все дошкольные учреждения, независимо от их вида, организационно-правовых форм и форм собственности.

Есть ли методические рекомендации к составлению адаптированной программы в ДО?

Адаптированная программа — один из самых злободневных вопросов, так как для системы дошкольного образования пока нет федеральных методических рекомендаций по её составлению, пока они существуют только в контексте начального общего образования. Поэтому составление адаптированной программы вызывает затруднения. Возможный выход — использование методических материалов по введению ФГОС в начальном общем образовании. Например, на сайте Минобрнауки России размещены проекты адаптированных основных образовательных программ для детей с различными нарушениями развития. Кроме того, есть ФГОС ДО, в котором прописана и структура основной образовательной программы дошкольного образования, и рекомендуемое содержание разделов. На эти документы и стоит опираться при составлении адаптированных программ, других рекомендаций на сегодняшний день нет.

Как не путать понятия «адаптированная образовательная программа» и «адаптированная основная образовательная программа»?

Есть два понятия: «адаптированная образовательная программа» и «адаптированная основная образовательная программа». Важно понять следующее:

Если в группе один ребёнок с ОВЗ (или с каким-либо одним ограничением здоровья), то детский сад работает по основной образовательной программе, а для этого ребёнка пишется адаптированная образовательная программа.

Если в детском саду есть группа со схожими нарушениями (например, это группа компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи, зрения или опорно-двигательного аппарата и др.), то для целой группы детей пишется адаптированная ОСНОВНАЯ образовательная программа.

То есть это две разные программы. Руководителям необходимо определить контингент детей и в соответствии с особенностями контингента разрабатывать программы. На данный момент наше учреждение посещают 3 детей-инвалидов (Волосатов Лев, Богданова Кристина, Стафеев Сава). Дети не имеют видимых нарушений и отклонений в развитии, у них сохранна интеллектуальная сфера, что беспрепятственно позволяет им совместно воспитываться и обучаться в группах с детьми, не имеющих нарушений в развитии.

С момента поступления детей с ОВЗ в учреждение, с их семьями должна вестись тесная работа по разработанному и действующему «Алгоритму действий с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами, посещающих дошкольное образовательное учреждение»

 

  1. На начальном этапе проводится первичная встреча с семьей с целью знакомства и сбора информации о развитии ребенка, выяснения образовательного запроса со стороны родителей.

В работу с детьми данной категории включаются сотрудники образовательного учреждения, администрация и специалисты ДОУ: заведующий, заместитель заведующего по АХР, зам. зав. по ВМР, медработник, воспитатели, педагог-психолог, учителя-логопеды, инструктор по физической культуре, музыкальные руководители, которые способствуют созданию условий и благоприятного микроклимата в ДОУ, для облегчения адаптации детей с ОВЗ и детей-инвалидов, их успешной социализации.

Осуществляют индивидуальный подход к детям при организации воспитательно-образовательного процесса. Воспитатели и специалисты проводят беседы с родителями, консультации, дают рекомендации, советы для оптимального развития и адаптации детей в обществе, а также оказание помощи всем членам семей, воспитывающих этих детей.

Администрация, в свою очередь, заключает договора о взаимоотношениях между ДОУ и родителями (законными представителями), а в дальнейшем способствует созданию специальных условий, предполагающих формирование адаптированной образовательной среды.

Медработник осуществляет контроль за адаптацией детей с ОВЗ и детей-инвалидов к условиям ДОУ, отслеживает состояние их здоровья, самочувствие в течение дня, своевременность приема лекарственных препаратов, согласно заключению и рекомендациям лечащих врачей во время пребывания этих детей в ДОУ. Консультирует воспитателей и родителей (законных представителей), дает рекомендации по осуществлению индивидуального подхода к детям в соответствие с диагнозом в организации питания, организации режимных процессов в детском саду и дома.

  1. Следующим этапом осуществляется углубленное психолого-педагогическое обследование всех сфер деятельности детей данной категории, эмоционально-волевой сферы, высших психических функций, речевого развития, интеллектуального развития. Результаты данного обследования выносятся на ПМПК учреждения с целью определения дальнейшего образовательного маршрута.

  2. Далее проводится организационная работа по проектированию, разработке и утверждению образовательной программы для ребенка с ОВЗ или ребенка-инвалида. Учитывая возрастные и индивидуальные особенности ребенка, медицинские показатели, рекомендации ПМПК ДОУ, ожидания родителей, четко формулируются цели и задачи индивидуальной образовательной программы (обсуждается необходимость в дополнении или изменении учебного графика, определяются формы получения образования, режим посещения занятий, как подгрупповых, так и индивидуальных, дополнительные виды психолого-педагогического сопровождения, определение промежуточных и итоговых результатов и т.д.).

  3. Далее педагогами и специалистами ДОУ разрабатываются индивидуальные образовательные маршруты на основе разработанной образовательной программы для конкретного ребенка с ОВЗ или ребенка-инвалида, учитывая общеобразовательную программу ДОУ. Данные индивидуальные образовательные маршруты включают содержание основных разделов базовой программы, а также коррекционные направления для конкретного ребенка, рекомендованные специалистами учреждения.

Так как оптимальный вариант разработки и реализации индивидуальной образовательной программы для воспитанника составляет один год, корректировка содержания ее осуществляется на основе результатов промежуточной диагностики, проводимой в декабре текущего учебного года. На основе анализа промежуточной диагностики, вносятся изменения и корректировки в индивидуальную образовательную программу для конкретного ребенка с ОВЗ или ребенка-инвалида.

  1. В конце учебного года по итогам реализации индивидуальной образовательной программы в рамках психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПК) проводится анализ итоговой диагностики различных сфер развития ребенка, обосновываются внесение корректировок,   формулируются рекомендации с целью обеспечения преемственности в процессе индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ или ребенка-инвалида специалистами на следующем этапе его воспитания и обучения. А также проводятся итоговая встреча с родителями (законными представителями) для определения дальнейших форм работы с ребенком, педагогами и специалистами ДОУ даются рекомендации, советы, консультации, памятки.

Как было сказано ранее, в данный момент, наше дошкольное учреждение посещают 3 ребенка-инвалида. Согласно Федерального закона “Об образовании в Российской Федерации” ч. 11 ст. 79 «Образовательная организация должна создать условия для детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов в случае их пребывания в учреждении». Администрацией д учреждения должны создасться специальные условия за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, которые предполагают формирование адаптированной образовательной безбарьерной среды, имеются средства для обучения и воспитания, а также для своевременной коррекции нарушений в развитии детей с учетом структуры их нарушений:

– оборудование для развития общей подвижности;

– оборудование и игрушки для развития: ручных навыков; тактильного, зрительного и слухового восприятия; мышления, речи и языка;

– игрушки для поддержки социально-эмоционального развития;

– оборудование для игр с водой и сыпучими материалами;

– материалы для изобразительного творчества;

– фонотека, музыкальные игрушки;

– художественная литература для детей и родителей.

 

Порядок разработки и корректировки индивидуальных образовательных программ для детей с ОВЗ или детей-инвалидов проходит в рамках ПМПК учреждения.

На что опираться при составлении адаптированной программы?

К сожалению, сейчас не существует разработанных, например, для детей с нарушениями зрения или для детей с ЗПР программ, соответствующих ФГОС и современным требованиям. Все они написаны по канонам, которые действовали до введения ФГОС. Исключение может составить программа Н.В. Нищевой, которая размещена в навигаторе образовательных программ дошкольного образования на сайте ФИРО.

Однако это не значит, что педагоги не могут опираться на проверенные программы, прошедшие апробацию в системе дошкольного образования. Они могут пользоваться любой программой, но скорректировав её, взяв то, что соответствует ФГОС. То есть, по сути, это создание собственной программы, но с возможной опорой на уже существующую. Какие конкретно вносить корректировки — зависит от контингента детей.

Поэтому дать общую рекомендацию «возьмите эту программу и работайте по ней» невозможно. Наверное, нужно смотреть на работу образовательных организаций, которые уже имеют в этом некоторый опыт. Например, можно посмотреть программу для детей с ОНР Т.Б. Филичевой и Г.В. Чиркиной, для детей с нарушениями зрения — программу Л.И. Плаксиной. Я бы не сказала, что это рекомендация, я просто называю известные в системе дошкольного образования программы для детей с различными нарушениями Образовательная программа разрабатывается администрацией, педагогами и специалистами ДОУ и утверждается заведующим. Индивидуальная образовательная программа для ребенка с ОВЗ или ребенка – инвалида в учреждении имеет такую структуру:

 

 

1. Титульный лист, который включает в себя наименование учреждения, назначение программы, срок реализации, адресность программы (фамилия, имя воспитанника, год обучения), гриф утверждения руководителем, согласование с родителями. При необходимости программа должна быть согласована с председателем психолого-медико-педагогического консилиума. На титульном листе можно указать специалиста или педагогов, которые является ответственными за реализацию индивидуальной программы.

2. Пояснительная записка, в которой излагается сведения о ребенке: возраст, группа, социальное окружение, интересы; ожидания родителей; диагноз; психолого-педагогическая характеристика ребенка с перечнем сформированных умений и навыков и тех, которые не сформированы в должной степени. На основе данных независимой психолого-педагогической диагностики формулируются цель и задачи сопровождения ребенка на определенный временной промежуток. В пояснительной записке указываются основные общеобразовательные программы, на основе которых разработана индивидуальная образовательная программа, а также обосновывается варьирование, если имеет место перераспределение количества часов, отводимых на изучение определенных разделов и тем, изменение последовательности изучения тем и др.

3. Индивидуальный учебный план. Возможно варьирование внутри содержания индивидуальной программы путем усиления отдельных тем, разделов. Варьирование на уровне содержания индивидуальной образовательной программы осуществляется путем перепланировки количества часов в структурных единицах программы; изменения последовательности изучения отдельных разделов программы, некоторых тем; увеличения объема интегрированных занятий внутри индивидуальной программы.

4. Содержание программы.

Включает в себя три основных компонента или блока:

Образовательный компонент, в котором раскрывается содержание образования на определенном году обучения (промежуточные планируемые результаты) с включением календарно-тематического планирования, критериев оценивания достижений по образовательным областям идр. Образовательный компонент является обязательным, если в индивидуальную программу включен индивидуальный учебный план.

Коррекционный компонент, в рамках которого излагаются направления коррекционной работы с воспитанниками, приемы, методы и формы. В коррекционный блок входят разделы специалистов ДОУ: учителя-логопеда, педагога-психолога, инструктора по физической культуре, музыкального руководителя, воспитателя, который имеет возможность реализовывать приемы и методы коррекционной работы с воспитанником во время непосредственно-образовательной деятельности и в свободной деятельности.

Воспитательный компонент содержит условия взаимодействий воспитателей и специалистов с ребенком с ОВЗ или ребенком-инвалидом, а также с родителями в процессе психолого-педагогического сопровождения

Заключение и рекомендации. В данном разделе формулируется обоснование внесения корректив по результатам промежуточной диагностики и заключение о реализации индивидуальной программы в целом при обсуждении данного вопроса в рамках итогового психолого-медико-педагогического консилиума в конце учебного года. Рекомендации формулируются с целью обеспечения преемственности в процессе индивидуального сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья и ребенка-инвалида специалистами на следующем этапе его обучения

 

При подготовки данного материала были использованы ссылки на:

1. Федеральный закон “Об образовании в Российской Федерации” от 29.12.2012 № 273;

2. СанПиН 2.4.1.3049-13 от 15.05.2013 № 26.

 

 

.

 

infourok.ru

Что такое “Адаптированная программа”? ~ Вренёва Елена Петровна

Адаптированная программа — образовательная программа, адаптированная для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.

  • Зачем нужна адаптированная программа?
Дети с проблемами развития не в состоянии успешно усваивать образовательную программу без специальных условий. Одним из таких условий является адаптирование образовательной программы под индивидуальные возможности ребенка.
  • Как выбрать подходящую программу?

Адаптированная основная образовательная программа выбирается согласно заключению (рекомендации) психолого-медико-педагогической комиссии. Родители (законные представители) имеют право участвовать в разработке и реализации индивидуального учебного плана, индивидуальных программ воспитания и обучения. 

На данный момент адаптированные образовательные программы дошкольного и начального образования бывают следующих видов:
– для глухих детей
– для неслышащих и позднооглохших
– для слепых
– для слабовидящих и поздноослепших
– для детей с тяжелыми нарушениями речи
– для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата
– для детей с задержкой психического развития
– для детей с расстройствами аутистического спектра
– для детей с умственной отсталостью
– для детей со сложной структурой нарушения
– и др.
  • Как получить право на адаптированную программу?
Адаптированная основная образовательная программа выбирается согласно заключению (рекомендации) психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК). Родители (законные представители) имеют право участвовать в разработке и реализации индивидуального учебного плана, индивидуальных программ воспитания и обучения их ребенка.
  • На какое время дается заключение об обучении по адаптированной программе?
Заключение о необходимости обучения по адаптированной программе выдается на несколько лет. Менять его нужно в случае перехода на следующую ступень образования (1, 5, 10 класс) или в том случае, если обучение по текущей программе оказалось нерезультативным.
  • Можно ли перейти на основную программу? 

При принятии решения о переходе с адаптированной на основную программу стоит в первую очередь руководствоваться интересами ребенка. В некоторых случаях такое возможно, но далеко не все дети с ОВЗ способны учиться по основной программе. В каждом случае это решение должно приниматься индивидуально и в интересах ребенка.

  • Что получит ребенок, обучавшийся по адаптированной программе на выходе из образовательного учреждения?

Этот вопрос зависит не только от содержания адаптированной образовательной программы, но и от условий  обучения и возможностей самого ребенка. Не все адаптированные  программы предполагают получение одинакового объема знаний. Инклюзивное обучение в общеобразовательном учреждении не является гарантией того, что ребенок получит аттестат. Поэтому этот вопрос лучше заранее обсудить со специалистами психолого-медико-педагогической комиссии и специалистами, работающими с ребенком.

vreneva.blogspot.com

Адаптированная образовательная программа в ДОУ

Как подготовить адаптированную образовательную программу?

У родителей не всегда есть возможность водить ребёнка с особыми образовательными потребностями в специализированные учреждения. Нечасто бывает, чтобы коррекционная школа или детский сад находились рядом с домом, чаще всего приходится возить ребёнка на другой конец города. Идея инклюзии предполагает, что ребёнок с особенностями развития может ходить в любой детский сад.

Однако, чтобы принять такого ребёнка, детский сад должен обладать соответствующими ресурсами. Дети с особыми потребностями нуждаются в особых условиях. И это не только пандусы и лифты, не только среда, но и само образование должно быть доступным. Нельзя просто так привести ребёнка в коллектив и ждать, что он самостоятельно подхватит программу и начнёт показывать результаты.

Для того, чтобы разобраться, как подготовить детские сады к инклюзивному образованию, в декабре мы провели вебинар «Примерные адаптированные основные образовательные программы как условие повышения качества дошкольного образования».

Вебинар провела Анна Борисовна Теплова – кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник лаборатории профессионального развития педагогики ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания «Российской академии образования».

Анна Теплова рассказала на вебинаре о том, как организовать инклюзивное образование в ДОУ, что включает в себя адаптированная основная образовательная программа (АООП) и чем она отличается от адаптированной образовательной программы (АОП).

Детским садам требуется перестройка

Инклюзивное образование предполагает создание специальных условий обучения, воспитания и развития детей с ОВЗ:

  • специальные образовательные программы, учебники, пособия и дидактические материалы, специальные методы обучения и воспитания;
  • особые технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования;
  • услуги тьютора;
  • проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий;
  • обеспечение доступа в здание ДОУ и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ОВЗ.

Эти условия создаёт образовательная организация, её учредители и государство. Заметьте, не ребёнок должен подстраиваться, а сама организация перестраивает свою работу для того, чтобы дети с ОВЗ могли развиваться в условиях инклюзивного образования.

– Надо сказать, что несмотря на то, что всё это нам кажется пока новым, непреодолимым иногда, нам кажется, что всё это какие-то сложности, которые должны быть обеспечены, прежде всего, государством. На самом деле инклюзивное образование в России развивается. И закон, и стандарт на это работают. И поэтому говорить о том, что мы почему-то не готовы или всё это нужно спускать на тормозах, бессмысленно – инклюзивное образование в России есть и будет развиваться, – утверждает Анна Борисовна Теплова.

Проблемы становления инклюзии и пути решения

Однако развитие инклюзивного образования в России не обходится без трудностей. Надо сказать, что почти все здания старых проектов не подходят для детей-колясочников, даже если сделали пандус. К сожалению, на сегодняшний момент требуются серьёзные изменения в этих зданиях. Но это не единственная проблема, с которой сталкиваются школы.

Создание специальных условий для детей с ОВЗ в детском саду требует значительных финансовых затрат и привлечения специалистов, работающих с той или иной категорией детей с ОВЗ. Теплова предлагает решать эти проблемы путём сетевого взаимодействия.

Комментарий эксперта

Инклюзивное образование – это дорогое образование, потому что предполагает особые условия, наличие специалистов, возможности среды, написание адаптированных образовательных программ и работу психолого-медико-педагогической комиссии. Сетевое взаимодействие решает эти проблемы. Но детские сады пока ещё не включились в сетевую систему взаимодействия и пока не разработали логистику оказания помощи детям с ОВЗ, потому что нет такого опыта. Сетевое взаимодействие должно быть создано не только на уровне предоставления услуг или создания условий, но и на уровне взаимодействия как сообщества, принимающего детей с ОВЗ, создающего эти условия. Важно понимать, что условия зависят и от педагогов тоже – необходимо двигаться вперёд.

Это очень важно, потому что не каждая образовательная организация может обеспечить себе услуги тех самых сурдо-, тифло- и других специалистов. В данной ситуации вам предлагается работать через сетевую форму реализации. Использование сетевой формы реализации образовательных программ осуществляется на основании договора между этими организациями. Этот договор вы совместно разрабатываете с организациями-партнёрами. Сетевое взаимодействие обеспечивает возможность освоения образовательных программ с использованием ресурсов нескольких организаций. Для организации сетевого взаимодействия с несколькими организациями такие организации совместно разрабатывают и образовательные программы – специалист, включённый в сетевую форму, включён и в написание, и в разработку основной образовательной программы, адаптированной образовательной программы и индивидуальной программы развития инвалида и так далее. То есть эти специалисты включены во все тонкости образовательного процесса.

Что такое АОП и АООП?

Дети с ОВЗ принимаются на обучение по адаптированной основной образовательной программе только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии. Родители не обязаны приносить эти рекомендации в детский сад, но если они их принесли и согласны на обучение по АООП, то руководство ДОУ обязано эти рекомендации воплотить в жизнь.  

Адаптированная образовательная программа – образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ОВЗ с учётом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.

АОП и АООП: отличия

Если в группе один ребёнок с ОВЗ, то детский сад работает по основной образовательной программе, а для этого ребёнка пишется адаптированная образовательная программа. Если в детском саду есть группа со схожими нарушениями, например, речи, зрения или опорно-двигательного аппарата, то для целой группы компенсирующей направленности пишется адаптированная основная образовательная программа, потому что задачи будут для всей группы детей одинаковыми.

АОП и АООП – разные программы. Руководителям необходимо определить контингент детей и на основе особенностей этих детей разрабатывать адаптированные программы. В группах комбинированной направленности вместе с обычными детьми находятся дети с ОВЗ, поэтому необходимо рассматривать каждого ребёнка индивидуально – для каждого писать адаптированную образовательную программу. Для детей инвалидов соответственно обязательно составляется индивидуальная образовательная программа.

9 примерных АООП

Пока нет единых методических рекомендаций по составлению адаптированной образовательной программы дошкольного образования, поэтому на сегодняшний день составление адаптированных программ вызывает серьёзные затруднения.

На конец 2017 года было разработано и вынесено на обсуждение девять примерных адаптированных основных образовательных программ для разных категорий детей:

  1. для глухих детей;
  2. для слабослышащих детей;
  3. для слепых детей;
  4. для слабовидящих детей;
  5. для детей с тяжёлыми нарушениями речи и общим недоразвитием речи, с фонетико-фонематическим нарушениями речи;
  6. для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата
  7. для детей с задержкой психического развития;
  8. для детей с умственной отсталостью разной степени тяжести;
  9. для детей с расстройствами аутистического спектра.

Это впервые, чтобы для детей с РАС была разработана своя образовательная программа. Почему только сейчас, ведь педагоги работают с такими детьми уже много лет? Да, есть методические разработки, научные школы по работе с такими детьми, но научная школа и адаптированная программа для образовательной организации – это разные вещи. Дело в том, что перевести наработки учёных в практику образовательной организации оказалось достаточно сложно.

Эти программы ещё дорабатываются, так как не соответствуют некоторым положениям ФГОС и современным научным разработкам. К тому же, пока нет методических рекомендаций для практиков.

 – Вы можете их найти в интернете, но мы настоятельно не рекомендуем по ним работать, чтобы Вам не делать работу двойную, тройную и так далее. Конечно, вы можете на них посмотреть, проконсультироваться, потому что работать надо здесь и сейчас, ждать этих адаптированных программ достаточно долго, – отмечает Теплова.

Пока эти девять примерных АООП не приняты, источниками для разработки адаптированных программ в ДОУ служат:

  • Федеральный закон ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации»;
  • ФГОС ДО;
  • основная образовательная программа дошкольного образования;
  • примерная АОП ДО;
  • ОП ДО для детей с ОВЗ;
  • программно-методические и методические пособия для дошкольного образования;
  • авторские образовательные программы дошкольного образования.

Примерная основная образовательная программа была одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию 20 мая 2015 года. В ней прописаны коррекционная и инклюзивная составляющие. К этой программе можно обращаться, так как она разработана как рамка для всех детей.

При разработке адаптированных образовательных программ также можно обращаться к СанПин, так как здесь указано рекомендуемое количество детей с ОВЗ в группах компенсирующей и комбинирующей направленности. Например, рекомендуемое количество детей в группах компенсирующей направленности для детей до 3 лет и старше 3 лет соответственно, не должно превышать:

  • для детей с тяжелыми нарушениями речи – 6 и 10 детей;
  • для детей с фонетико-фонематическими нарушениями речи в возрасте старше 3 лет – 12 детей;
  • для глухих детей – 6 детей для обеих возрастных групп;
  • для слабослышащих детей – 6 и 8 детей;
  • для слепых детей – 6 детей для обеих возрастных групп;
  • для слабовидящих детей, для детей с амблиопией, косоглазием – 6 и 10 детей;
  • для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата – 6 и 8 детей;
  • для детей с задержкой психического развития – 6 и 10 детей;
  • для детей с умственной отсталостью легкой степени – 6 и 10 детей;
  • для детей с умственной отсталостью умеренной, тяжелой в возрасте старше 3 лет – 8 детей;
  • для детей с аутизмом только в возрасте старше 3 лет – 5 детей;
  • для детей со сложным дефектом (имеющих сочетание 2 или более недостатков в физическом и (или) психическом развитии) – 5 детей для обеих возрастных групп;
  • для детей с иными ограниченными возможностями здоровья – 10 и 15 детей.

Последний пункт особенно интересен тем, что здесь действительно могут оказаться разные дети, в том числе наиболее распространённая сейчас группа – дети с гиперактивностью. Но важно помнить, гиперактивность – это диагноз, и нельзя детей называть гиперактивными, если нет справки от психолого-медико-педагогической комиссии. Часто за гиперактивностью прячутся дети с педагогической запущенностью, с отсутствием определённых форм родительской любви или другими нарушениями.

При включении в группу детей с ОВЗ к реализации Программы привлекаются дополнительные педагогические работники, имеющие соответствующую квалификацию для работы с данными ограничениями здоровья детей: учителя-дефектологи, логопеды, педагоги-психологи, тьюторы, тифлопедагоги и другие специалисты. Рекомендуется привлекать соответствующих педагогических работников для каждой группы, в которой организовано инклюзивное образование.

На сегодняшний момент педагоги должны быть готовы к возможной реализации вынесенных на обсуждение адаптированных основных образовательных программ, научиться рассчитывать количество, понимать, как работает дефектолог, логопед или специальный психолог, как определять его нагрузку, как организовать логистику этой работы с тем, чтобы специалист не сбежал из-за перегрузки или отсутствия заработной платы. Это всё необходимо продумать уже сейчас.

О нововведениях в сфере дошкольного образования, Вы сможете узнать на Всероссийской научно-практической конференции «Проектирование устойчивого развития ДОУ: платные услуги, стандартизация, экспертиза программ».

academy-prof.ru

Чем индивидуальный учебный план отличается от адаптированной образовательной программы?

Индивидуальный учебный план и адаптированная образовательная программа направлены на учет и коррекцию индивидуальных особенностей обучающегося. При этом они имеют существенные различия.

Обучение по адаптированной образовательной программе

  • Обучение по адаптированной образовательной программе предусмотрено для детей с ограниченными возможностями здоровья.
  • Для перехода на обучение по адаптированной образовательной программе необходимо получить соответствующие рекомендаций ПМПК.
  • При обучении на адаптированной программе для ребенка специально разрабатывается программа с учетом заболевания и рекомендаций ПМПК.
  • Обучающиеся с умственной отсталостью по адаптированным основным общеобразовательным программам не проходят государственной итоговой аттестации, следовательно, выдаваемые им по окончании обучения по таким программам документы не являются документами об образовании, а являются документами об обучении (ч. 1 ст. 60). 
  • С обучения по адаптированной образовательной программе можно вернуться на традиционную. Право выбора программы принадлежит родителям, но в раде случаев школы принимают положения о порядке перехода на обучение по адаптированной образовательной программе и обратно, в которых предусмотрено, что для возврата на обучение по обычной программе необходимо вновь пройти ПМПК.

Обучение по индивидуальному учебному плану

  • Обучение по индивидуальному учебному плану предусмотрено для детей, которые по разным причинам хотят осваивать образовательную программе по индивидуальному расписанию. Это могут быть дети, которые отстают по программе и им нужно чуть больше времени для освоения, учащиеся, которые не вписываются в существующее школьное расписание по разным причинам (артисты, спортсмены и т.п.), одаренные дети, которые хотят и могут осваивать программу в ускоренном режиме углубленно.
  • При обучении по ИУП осваивается обычная образовательная программа по индивидуальному расписанию (быстрее или медленнее).
  • Учащийся сдает ГИА и получает аттестат на общих основаниях. 
  • Учащийся может в любой момент вернуться на обучение в обычной форме, для этого достаточно подать заявление.

Адаптированная образовательная программа направлена на работу с детьми с ограниченными возможностями здоровья, имеющими недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий. 

Целью реализации адаптированной образовательной программы является коррекция нарушений развития и социальная адаптация таких детей.

На практике разница между обучающимися, имеющими недостатки в психологическом развитии, и обучающимися, особенности которого выражаются в отсутствии мотивации на обучение по традиционной системе преподавания образовательной программе, выражается в отсутствии (наличии) заключения психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК).

Родители могут настаивать на обучении по индивидуальному учебному плану без рекомендаций ПМПК. При наличии заключения ПМПК, в котором будет указано на наличие у обучающегося нарушений в психологическом развитии и необходимости обучения по адаптированной программе, образовательное учреждение может отказать в удовлетворении заявления о переводе обучающегося на обучение по индивидуальному учебному плану.

Родители имеют право выбора формы обучения и образования. Обучающийся по индивидуальному учебному плану может «возвращен» на обучение по традиционной образовательной программе. 

usperm.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *