Как привлечь родителей к работе в детском саду
Дубровина Татьяна Михайловна, старший воспитатель
МБДОУ детского сада № 4 р.п.Переяславка
КАК ПРИВЛЕЧЬ РОДИТЕЛЕЙ К РАБОТЕ В ДЕТСКОМ САДУ
(рекомендации для педагогов)
Сегодня все специалисты признают важность привлечения родителей к участию в работе детского сада, однако в реальных взаимоотношениях воспитателей и родителей существует определенная дисгармония. Препятствовать развитию этих взаимоотношений могут как личные, так и профессиональные факторы: нехватка времени, ощущение несостоятельности, этнические стереотипы, чувство обиды — все это может привести к формированию личных и профессиональных предубеждений, которые мешают семьям стать активными участниками в воспитании своих детей. Поэтому воспитатели должны проявить инициативу и понять, каким образом взаимодействовать с каждой отдельной семьей на благо ребенка. Используя принцип индивидуального подхода к участию родителей, можно разработать разнообразные способы вовлечения в работу большей части семей.
Можно выделить пять уровней участия родителей:
1) оказание разовой помощи;
2) способности родителей время от времени используются при проведении занятий;
3) родители становятся добровольными помощниками на постоянной основе;
4) родители помогают определять основные направления работы в группе;
5) родители участвуют в обсуждении более широких вопросов, решение которых должно благотворно отразиться на работе детского сада и жизни микрорайона в целом.
При каждом из вариантов у родителей есть возможность обмениваться опытом, обучаясь друг у друга определенным навыкам, поэтому по мере продолжения работы возможности родителей будут увеличиваться. Воспитатель должен быть всегда готов оказать поддержку родителям, независимо от того, в какой степени они или другие члены семьи ребенка предпочтут принять участие в работе группы. Ненавязчивая помощь и поддержка позволят родителям, чувствующим себя достаточно уверенно, работать самостоятельно; для тех же, кто не столь уверен в своих силах, они дадут возможность для дальнейшего роста и совершенствования.
Чтобы позитивно влиять на желание той или иной семьи участвовать в работе группы, педагог должен хорошо знать всех родителей своей группы и учитывать индивидуальные особенности не только разных семей, но и членов каждой семьи.
Расчет на положительные качества родителей и их сильные стороны предопределяет успех в работе. По мере развития взаимоотношений крепнет доверие, и родители приобретают определенные полномочия, используя те возможности и средства, которые необходимы для воспитания ребенка.
39 ИДЕЙ ДЛЯ ВОВЛЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
С ДЕТСКИМ САДОМ
Создавайте и используйте возможности для непосредственного общения
Используйте разнообразные виды деятельности, которые создают возможности для сотрудничества родителей и воспитателей, и делитесь информацией друг с другом. Создавайте возможности и отводите время для дискуссий с семьями, всегда оставляя достаточно времени для вопросов родителей. Научитесь хорошо слушать. Ниже приведены некоторые мероприятия, которые можно успешно использовать в работе с родителями:
1. Первые визиты в детский сад.
Перед тем как ребенок начнет посещать детский сад, родители должны прийти на занятия и познакомиться с педагогами, другими детьми и вообще с детским садом.
2. Вводные собрания.
После того как ребенок записан в детский сад, вводные собрания для родителей помогают им встретиться с воспитателями и другими родителями, узнать о ежедневных мероприятиях и другую полезную информацию.
3. Посещения на дому.
Воспитатель может посетить ребенка на дому, чтобы узнать и ребенка, и его семью в домашней обстановке.
4. Когда приводить и забирать ребенка.
Расписание может быть составлено так, чтобы время, когда детей приводят в детский сад и забирают домой, использовалось для общения с семьями.
5. Телефонные звонки.
Телефонные звонки делаются в особых случаях или раз в месяц всем родителям, чтобы поддерживать неформальное общение с ними.
6. Конференции родителей и воспитателей.
Конференции — это формальные собрания, предназначенные для того, чтобы обсуждать успехи детей и давать возможность родителям делиться своими идеями и проблемами. Конференции можно использовать для совместного планирования индивидуализированных программ.
7.Используйте письменные формы общения
Когда нехватка времени или сложности с расписанием мешают вам встретиться с родителями лично или если у вас нет телефона, поддерживать контакт с родителями вам помогут некоторые формы письменного общения.
8. Брошюры.
Брошюры помогают родителям узнать о детском саде. Брошюры могут описать концепцию детского сада и дать общую информацию о нем.
9. Бюллетень.
Бюллетень можно выпускать раз или два в месяц, чтобы постоянно обеспечивать семьи информацией об особых мероприятиях, изменениях в программе и др.
10. Еженедельные записки.
Еженедельная записка, адресованная непосредственно родителям, сообщает семье о здоровье, настроении, поведении ребенка в детском саду, о его любимых занятиях и другую информацию.
11. Неформальные записки.
Воспитатели могут посылать с ребенком короткие записки домой, чтобы информировать семью о новом достижении ребенка или о только что освоенном навыке, поблагодарить семью за оказанную помощь; здесь могут быть записи детской речи, интересные высказывания ребенка и др. Семьи также могут посылать в детский сад записки, выражающие благодарность или содержащие просьбы.
12. Личные блокноты.
Такие блокноты могут каждый день курсировать между детским садом и семьей, чтобы делиться информацией о том, что происходит дома и в детском саду. Семьи могут извещать воспитателей об особых семейных событиях, таких, как дни рождения, новая работа, поездки, гости.
13. Доска объявлений.
Доска объявлений — это настенный экран, который информирует родителей о собраниях, мероприятиях детского сада, расписании на день и др.
14. Ящик для предложений.
Это коробка, в которую родители могут класть
записки со своими идеями и предложениями, что позволяет им делиться своими мыслями с группой воспитателей.
15. Отчеты.
Письменные отчеты о развитии ребенка — это одна из форм общения с семьями, которая может быть полезна при условии, чтобы она не заменяла личных контактов.
Создавайте множество ролей для родителей
Родители могут играть разные формальные и неформальные роли в программе. Ниже приведены некоторые из них.
16. Гость группы.
Необходимо поощрять приход родителей в группу для наблюдения за детьми и игры с ними.
17. Доброволец.
У родителей и детей могут быть общие интересы или умения. Взрослые могут помогать воспитателям в классе, принимать участие в спектаклях, помогать в организации мероприятий, обеспечивать транспортом, помогать убирать, обустраивать и украшать групповые помещения и пр.
18. Оплачиваемая должность.
Некоторые родители могут занять оплачиваемую должность в программе в качестве члена воспитательного коллектива.
19. Член родительского совета.
Родительский совет — это группа родителей, которая регулярно собирается для того, чтобы давать рекомендации воспитателям по поводу их теории и практики.
Развивайте работу, направленную на родителей
20. Сотрудничество родителей друг с другом.
Это помощь более опытных родителей начинающим. Групповая деятельность может включать в себя собрания для общения или оказания поддержки.
21. Информация для родителей и их обучение.
Детский сад предоставляет родителям информацию на интересующую их тему о развитии ребенка.
22. Неформальные встречи родителей и воспитателей.
Это тематические встречи, вечера и т.п.
23. Использование коммуникативных ресурсов.
Общение родителей по вопросам, связанным с трудоустройством, здоровьем, жильем, уходом за детьми, образованием и другими нуждами семей.
24. Обмен литературой.
Детский сад может создать библиотеку интересных книг, статей, буклетов, видео- и аудиокассет, которыми родители могли бы пользоваться.
Предложения для работы с родителями
Советы, предлагаемые ниже, могут помочь активизировать участие родителей.
25. Уважение к роли родителей.
Укрепляйте взаимное уважение между воспитателями и родителями.
26. Поощряйте участие родителей, содействуйте им.
Подсказывайте родителям, как они могут участвовать в программе детского сада.
27. Старайтесь разнообразить виды участия родителей, проявляйте гибкость и творчество.
У разных семей разные интересы, ресурсы и образ жизни. Что подходит одной семье, не
подходит другой.
28. Позволяйте семьям самим решать, как они могут помогать детскому саду наилучшим образом.
Добейтесь того, чтобы семьи понимали, что их участие в программе ценится и что любой вклад с их стороны приветствуется.
29. Говорите с семьями о надеждах воспитателей и родителей.
Обсудите, как вы будете поддерживать контакты с самого начала посещения ребенком детского сада.
30. Будьте терпеливыми.
Участие родителей — возможно, новая область для воспитателей и семей, а на развитие новых контактов требуется время. Программа, в которой активно участвуют родители, строится на маленьких поэтапных достижениях.
31. Делайте акцент на сильных сторонах ребенка, семьи и давайте положительное подкрепление.
Родители и воспитатели ждут друг от друга взаимного одобрения и признания, что они хорошо делают свое дело. Сосредоточьте внимание и подчеркивайте сильные стороны ребенка и семьи. Даже опытные родители и воспитатели нуждаются в подтверждении их уникального вклада в развитие ребенка.
32. Поддерживайте тесные контакты.
Каждый воспитатель должен разговаривать с родителями каждого ребенка по крайней мере раз в неделю.
33. Выражайте свою признательность.
Давайте родителям знать, что вы цените
их участие в программе.
34. Постарайтесь вовлекать всю семью.
Отцы часто исключаются из дошкольных программ. Подумайте о том, как творчески привлекать отцов, братьев, сестер и других членов семьи.
35. Поощряйте посещаемость родительских собраний.
Проводите собрания в удобное для родителей время. Помогайте семьям найти дополнительные ресурсы для воспитания детей.
36. Сохраняйте конфиденциальность.
Доверие — неотъемлемая часть контактов, основанных на сотрудничестве. Обеспечивайте полную конфиденциальность информации о каждой семье.
37. Учитесь навыкам сотрудничества.
Проводите совместные обучающие занятия родителей и воспитателей для укрепления их сотрудничества.
38. Сотрудничайте с другими партнерами в вашем районе.
Обычно семьи рассчитывают на разные службы и услуги. Дошкольная программа не может предоставить семьям всего спектра услуг, но может сотрудничать с другими программами, которые обеспечат детей и родителей необходимыми услугами (например, со школой и службой здравоохранения).
39. Создайте консультационную группу по проблемам семьи.
СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПРИЕМЫ ДЛЯ РАБОТЫ С «МОЛЧУНАМИ» И «ГОВОРУНАМИ»
В РАЗГОВОРЕ С МОЛЧУНАМИ:
1. Подчеркните, что вы не знаете, что для них важно в данный момент.
Например, спросите: «С чего бы вы хотели начать: с того или с этого?»
2. Будьте осторожны в разговоре.
Стройте свою речь в соответствии с тоном, скоростью и ответной реакцией собеседника.
3. Учитесь чувствовать себя комфортно, когда ваш собеседник молчит.
Обоснуйте вслух это молчание. Например: «Мне кажется, что я задаю вам вопросы, которые трудны для вас. Не сказала ли я что-нибудь, что вас обеспокоило?»
4. Подчеркивайте роль партнера в разговоре:
«Я смогу лучше помочь вашему ребенку, если узнаю от вас, что для него важно. Ведь вы знаете его лучше, чем я». Подчеркните, что у партнера есть особые сведения о предмете разговора: «То, что вы сказали мне о боязни вашего ребенка перед сном, очень важно. Вы не против, если я задам вам еще несколько вопросов, прежде чем мы примем решение, как ему помочь?»
5. Помните, что молчание — это нормально.
Не пытайтесь заполнить пустоту разговором.
В РАЗГОВОРЕ С «ГОВОРУНАМИ»:
Перед началом беседы оговорите ее содержание и время.
Например:
— У вас много тревог по поводу поведения вашего ребенка. Сегодня мы сможем обсудить только одну из них, а об остальных поговорим попозже.
— Не могли бы вы рассказать в двух словах о…
— Какая из задач наиболее важна для вас в этом году?
— Нам потребуется 40 минут для сегодняшнего разговора. Мне необходимо коснуться некоторых проблем, а также узнать вашу точку зрения.
— Я должна прервать вас, так как наше время истекло.
2. Прервите разговор. Например:
— У нас осталось пять минут. Мне необходимо начать работу по… Прерывая разговор, проявите вежливость и предупредительность. Например:
— Вы хотите так много сказать об этом, и я чувствую, что вы расстроены тем, что я вас прерываю…
— Есть ли еще кто-нибудь, с кем бы вы могли поговорить об этом, а я вынуждена прервать вас, хотя понимаю, что для вас это важно.
Итак, не позволяйте себе идти на поводу у разговорчивых. Помните: их потребности обоснованны, ваши — тоже. Укажите на вопросы, представляющие интерес, ограничьте время, планируйте его заранее. Можете прерывать разговор. Разработайте тактичное «свертывание» разговора.
ВЫСВЕЧИВАНИЕ ПРОБЛЕМ
Этот прием полезен при работе с семьей, которая скрыла от вас свои трудности.
1. Проверьте свое отношение к проблеме — является ли эта проблема важной для вас, или она должна решаться семьей.
2. Если вы приняли решение высветить проблему, примите во внимание возможную реакцию семьи.
3. Потренируйтесь (сами или с сотрудниками), что вы хотите сказать родителям.
4. Выбирайте для разговора такое время, когда дети не будут слышать вас. Постарайтесь, чтобы в это время отсутствовали возможные раздражители. Убедитесь, что времени для обсуждения проблемы достаточно и у вас, и у родителей.
5. Выбирайте только одну проблему для обсуждения.
6. Когда вы обсуждаете проблему, попытайтесь расслабиться и слегка снизить голос. Иногда помогает, если вы выскажете вслух то, что вы чувствуете: «Я немного волнуюсь, говоря об этом, и не хочу вас смущать, но я знаю, как вы заботитесь о вашем ребенке, поэтому и решила поделиться с вами».
7. Будьте готовы получить ответ «нет». Не спорьте с родителями и не настаивайте на своей точке зрения, просто еще раз объясните причину вашего беспокойства.
8. Потерпите, если родители не хотят обсуждать поставленную вами проблему. Вы можете сказать: «Если когда-нибудь в будущем вы захотите поговорить об этом, дайте мне знать».
Избегайте:
— спорить с родителями;
— добавлять новых проблем;
— вставать на защитную позицию;
— уходить от поставленной проблемы.
ЧТО МОГУТ ДЕЛАТЬ РОДИТЕЛИ В ДЕТСКОМ САДУ:
— читать детям рассказы, сказки, истории;
— приносить различные игрушки для общих игр;
— собирать природные материалы для деятельности детей: камешки, семена, раковины и т.п.;
— участвовать в праздниках (например, к празднику «День моей семьи» принести альбомы, семейные реликвии, рассказать детям о себе, своей семье и т.д.).
ФОРМЫ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ В ДЕТСКОМ САДУ
Посещение семьи на дому.
Индивидуальные и групповые беседы
Родительские собрания.
Конференции.
«Круглые столы».
Семинары.
Тренинги.
Телефон доверия.
Группы поддержки родителей.
Чаепития.
Пикники.
Спортивные соревнования, КВН. Экскурсии.
Распродажи.
infourok.ru
Как привлечь родителей к активному участию в жизни группы «Детский сад, где все весело живут и домой с неохотой идут».
Взаимодействие семьи и ДОУ: Как привлечь родителей к активному участию в жизни группы «Детский сад, где все весело живут и домой с неохотой идут»
В саду мы весело живем,
Играем и поем.
Мама с папой в сад прибегут,
И соревноваться здесь начнут.
“Дошкольное детство” – уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности. В то же время это период, в течении которого ребёнок находится в полной зависимости от окружающих(а точнее) – родителей, педагогов. Это такой период, когда ребенок во всем старается подражать родителям и взрослым. В настоящее время взаимодействие с родителями воспитанников, занимает достойное место в ряду приоритетных направлений воспитательно-образовательного процесса дошкольных учреждений.
Для того чтобы спланировать работу с родителями, надо хорошо знать родителей своих воспитанников. Знакомимся с каждым родителем индивидуально, проводим анкетирование, индивидуальные беседы, встречи по желанию родителей, совместные посиделки, родительские собрания, экскурсии и прогулки.
Важнейшим способом реализации сотрудничества педагогов и родителей является их взаимодействие, в котором родители – не пассивные наблюдатели, а активные участники воспитательного процесса.
У нас в группе( да и вообще в саду) всегда царит – сотрудничество, взаимодействие и доверительность. Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития ребенка. Нужно сделать так, чтобы ребенок чувствовал себя, как дома. В группе создали условия приближенные к домашним
Основная цель всех форм и видов взаимодействия ДОУ с семьей – установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.
Мы в своей работе используем: тематические родительские собрания(где участвуют родители, а иногда и вместе с детьми), консультации(подгрупповые и индивидуальные), семейные спортивные состязания и соревнования, досуги и игровые программы,
Мам на танец позовем,
И учить плясать начнем.
праздники, беседы, дни открытых дверей, стенды и «уголки» для родителей, мастер – классы,
анкетирование, круглые столы, консультации специалистов, практикумы – семинары.
Многие досуговые мероприятия мы заканчиваем общим чаепитием, где можно за чашкой чая, пообщаться друг с другом, поделиться своим каким-то опытом, просто поговорить.
Современной, а также эффективной и познавательной формой поддержания отношений воспитателей с родителями на данное время является создание и ведение собственных сайтов, как детских садов, так и воспитателей групп. Родители, зная адрес сайта, имеют возможность в любое удобное для них время заходить, читать последнюю информацию о жизни ДОУ, группы, оставлять свои пожелания, вносить предложения и идеи. Там же можно поинтересоваться жизнью и делами ребенка(это для очень занятых родителей).
Привлечение родителей к жизни детского сада еще недавно казалось такой большой проблемой. Теперь обстановка иная.Никогда еще так часто родители не участвовали в совместных делах ДОУ и семьи, как сейчас. Нам действительно очень повезло с нашими родителями, они везде и во всем наши союзники, помощники. В современных условиях детского сада трудно обойтись без поддержки родителей. Именно поэтому многое у нас в детском саду сделано руками пап и мам наших детей. Дети очень радуются и гордятся, когда родители оказывают помощь.
Изменилось общение педагогов и родителей: взаимоотношения стали партнерскими. Родители и воспитатели советуются друг с другом, предлагают, убеждают, как лучше организовать мероприятие, праздник. Всегда прислушиваемся к мнению друг друга, решаем все сообща.
Родители пересматривают свое отношение и к работе ДОУ, и к ребенку и к педагогам в лучшую сторону.
Таким образом, использование разнообразных форм работы с семьями воспитанников детского сада даёт положительные результаты: изменился характер взаимодействия педагогов с родителями, многие из них стали активными участниками всех дел детского сада и незаменимыми помощниками воспитателей. Всей своей работой сотрудники ДОУ доказывают родителям, что их вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка.
Взаимодействие семьи и детского сада – это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий от педагогов и родителей терпения, творчества и взаимопонимания.
xn--j1ahfl.xn--p1ai
“Как привлечь родителей к сотрудничеству с дошкольным учреждением” – «Дошколенок.ру»
Сегодня все специалисты признают важность привлечения родителей к участию в работе детского сада, однако в реальных взаимоотношениях воспитателей и родителей существует определенная дисгармония. Препятствовать развитию этих взаимоотношений могут как личные так и профессиональные факторы: недостаток времени, ощущение несостоятельности, этнические стереотипы, чувство обиды- все это может привести к формированию личных профессиональных предубеждений, которые мешают семьям стать активными участниками в воспитании детей личным примером.
Поэтому педагоги должны проявлять инициативу и понять , каким образом взаимодействовать с каждой отдельной семьей на благо подрастающего поколения. Используя принцип индивидуального подхода к вовлечению родителей в процесс взаимодействия, можно выделить несколько вариантов сотрудничества:
– оказание разовой помощи
– способности родителей используются при проведении общественно значимых мероприятий
– помощь в определении основных направлений работы группы и дошкольного учреждения.
В каждом из вариантов у родителей есть возможность обмениваться опытом, обучаясь друг у друга определенным навыкам. Воспитатель должен быть всегда готов оказать поддержку родителям, независимо от того, в какой степени они или другие члены семьи предпочтут принять участие в работе группы. Ненавязчивая помощь и поддержка позволят родителям, чувствующим себя достаточно уверенно, работать самостоятельно, для тех, кто не столь уверен в своих силах, они дадут возможность для дальнейшего роста и совершенствования.
Чтобы позитивно влиять на желание той или иной семьи участвовать в работе группы и детского сада, педагог должен хорошо знать своих родителей и учитывать индивидуальные особенности не только разных семей, но и их членов.
Расчет на положительные качества родителей и их сильные стороны предопределят успех в работе. По мере развития взаимоотношений крепнет доверие, и родители приобретают определенные полномочия, используя те возможности и средства, которые необходимо для воспитания детей.
blog.dohcolonoc.ru
Как привлечь родителей к сотрудничеству с дошкольным учреждением – «Дошколенок.ру»
Сегодня все специалисты признают важность привлечения родителей к участию в работе детского сада, однако в реальных взаимоотношениях воспитателей и родителей существует определенная дисгармония. Препятствовать развитию этих взаимоотношений могут как личные так и профессиональные факторы : недостаток времени, ощущение несостоятельности, этнические стереотипы , чувство обиды- все это может привести к формированию личных профессиональных предубеждений, которые мешают семьям стать активными участниками в воспитании детей личным примером.
Поэтому педагоги должны проявлять инициативу и понять , каким образом взаимодействовать с каждой отдельной семьей на благо подрастающего поколения. Используя принцип индивидуального подхода к вовлечению родителей в процесс взаимодействия , можно выделить несколько вариантов сотрудничества:
-оказание разовой помощи
-способности родителей используются при проведении общественно значимых мероприятий
-добровольное оказание помощи на постоянной основе
-помощь в определении основных направлений работы группы и дошкольного учреждения.
В каждом из вариантов у родителей есть возможность обмениваться опытом, обучаясь друг у друга определенным навыкам. Воспитатель должен быть всегда готов оказать поддержку родителям, независимо от того, в какой степени они или другие члены семьи предпочтут принять участие в работе группы. Ненавязчивая помощь и поддержка позволят родителям, чувствующим себя достаточно уверенно, работать самостоятельно, для тех , кто не столь уверен в своих силах, они дадут возможность для дальнейшего роста и совершенствования.
Чтобы позитивно влиять на желание той или иной семьи участвовать в работе группы и детского сада, педагог должен хорошо знать своих родителей и учитывать индивидуальные особенности не только разных семей, но и их членов.
Расчет на положительные качества родителей и их сильные стороны предопределят успех в работе. По мере развития взаимоотношений крепнет доверие, и родители приобретают определенные полномочия, используя те возможности и средства, которые необходимо для воспитания детей.
blog.dohcolonoc.ru
Эффективные формы привлечения родителей к деятельности дошкольного учреждения
Разделы: Работа с родителями
Основные направления работы
Цель: поиск эффективных форм привлечения родителей к деятельности дошкольного учреждения.
Задачи:
- Методическая помощь педагогам в сфере работы с родителями
- Изучение семей детей
- Изучение семейного опыта в воспитании и обучении детей
- Просвещение родителей в области педагогики и детской психологии
- Привлечение родителей к активному участию в деятельности ДОУ через организации интересных форм работы
Пути решения задач:
- Изучить рекомендации и руководства передового педагогического опыта
- Разработать теоретический алгоритм по решению проблемы
- Определить круг работы каждого специалиста и воспитателя
- Подобрать анкеты, тесты для воспитателей и родителей
- Подобрать и апробировать формы и содержание работы по привлечению родителей к деятельности ДОУ
Этапы:
1 этап – работа с кадрами;
2 этап – работа с родителями;
3 этап – подведение итогов.
Основные направления сотрудничеств
- Создание благоприятных условий для повышения педагогической и психологической грамотности родителей и педагогов
- Совершенствование уровня включения родителей в деятельность ДОУ
- Создание благоприятных условий для привлечения родителей к участию в деятельности ДОУ
Гипотеза:
Если выстроить эффективную технологию взаимодействия с родителями: через: организацию интересных формы работы, координацию деятельности всего педагогического коллектива, создания оптимальных взаимоотношений педагогов и родителей, то можно повысить уровень привлечения родителей к деятельности дошкольного учреждения.
Показатели степени включения родителей в деятельность дошкольного учреждения (по О.В. Солодинкиной и А.А.Майера) или какие результаты мы хотели бы получить
1. Сформированность представлений родителей о сфере педагогической деятельности, т.е. наличие представлений:
- О педагогической деятельности в целом
- О специфике работы с детьми в целом
- Об особенностях образовательного процесса в ДОУ
- О возможных результатах деятельности детей дошкольного возраста
2. Изменение характера вопросов родителей к
педагогам детского сада, рост их педагогических
интересов и знаний.
2. Владение необходимыми практическими умениями
и навыками воспитания и обучения детей
дошкольного возраста.
4. Понимание родителями практической и воспитательной значимости их помощи детскому саду в хозяйственной и педагогической работе.
5. Степень проявления интереса к активному включению в планирование образовательного процесса.
6. Общественное мнение родителей о воспитании дошкольников в детском саду.
Высший уровень проявления показателей является критерий включённости родителей в планирование образовательного процесса в дошкольном учреждении
Степень эффективности сотрудничества обусловлена:
- Положительной установкой взаимодействующих сторон на совместную работу, осознание её целей и личностной заинтересованностью
- Совместным планированием, организацией и контролем за жизнедеятельностью детей
- Свободой выбора участников деятельности
- Позицией администрации, способствующей самореализации и самовыражению педагогов и родителей
В работе ДОУ на данный момент актуальной проблемой является взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родителями, которое предполагает обмен мыслями, чувствами, идеями, переживаниями; оно также направлено на повышение педагогической культуры родителей.
Родители очень нуждаются в помощи и поддержке в
воспитании собственных детей. Не парадокс ли? Но
это так. Кто же им поможет? Одной из злободневных
и актуальных задач нашего времени становится
взаимодействие и сближение образовательного
учреждения и семьи, а также распространение
накопленного в этом направлении опыта.
Семья играет главную роль в жизни ребенка. Первыми, кто передает ребенку опыт в непосредственном эмоциональном, нравственном, художественно-эстетическом, социально-личностном развитии становятся близкие взрослые, прежде всего его семья. Хорошо если в семье царят доверие, доброжелательность, искренняя забота, бережное отношение друг к другу, взаимопомощь. У ребенка, живущего в такой атмосфере, естественно и органично развивается способность к позитивному взаимодействию с окружающим миром. Он растет эмоционально защищенным и уверенным в себе, открытым и общительным.
Сотрудничество педагогов и родителей позволяет лучше узнать ребёнка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть в разных ситуациях, а, следовательно, помочь в понимании его индивидуальных особенностей, развитие способностей, формировании ценных жизненных ориентаций. Мы считаем, что педагоги и родители должны искать вместе наиболее эффективные способы решения проблем, определять содержание и формы педагогического просвещения в этой связи.
Задачи по поиску форм сотрудничества с родителями.
- Создание благоприятных условий для привлечения родителей к активному участию в деятельности дошкольного учреждения;
- Изучение семейного опыта воспитания и обучения детей;
- Просвещение родителей в области педагогики и детской психологии.
Преобладающая часть родителей — не профессиональные воспитатели. Они не имеют специальных знании в сфере воспитания и образования детей, нередко испытывают трудности в установлении контактов с детьми. Поэтому, сотрудничая с родителями мы стремимся к позиции поддержки, учитываем эмоционально-личностные особенности как ребенка, так и его близких, придумывая способы вовлечения родителей в воспитательный процесс, предоставляя им право свободно, по своему усмотрению, знакомиться с жизнью ребенка в разных видах деятельности: в игре, труде, во время еды, на прогулке и т.д. Такие наблюдения источник новых, подчас неожиданных знаний о ребенке.
Взаимоотношения педагогов и родителей возможно лишь в том случае, если педагоги являются советчиками, размышляют вместе с родителями, договариваются о совместных действиях. Для активизации воспитательных возможностей родителей педагогу целесообразно использовать разнообразные активные формы общения с ними: дискуссионные встречи, практикумы, тренинги, совместные досуги взрослых и детей, фольклорные семейные вечера, познавательно-игровые викторины и многое другое.
Формы работы с родителями:
«День открытых дверей» В тот день родители имеют возможность посещать занятия и другие мероприятия с участием детей, заполняют анкеты по результатам посещений. Пишут отзывы, пожелания педагогам Возможность увидеть своего ребенка в условиях, отличных от домашних, способствует пересмотру родителями своих методов и приемов воспитания. «Погружение» в жизнь дошкольного учреждения способно в большей степени продемонстрировать родителям особенности воспитания и обучения детей в детском саду. Длительное наблюдение ребенка в новой обстановке позволяет родителям иначе взглянуть на него и на воспитание в домашних условия. Эта форма работы им особенно нравится, так как позволяет увидеть реальные достижения каждого ребенка.
Еще одна из интересных форм работы ‚с родителями является создание игротек в холлах детского сада. Где родители вместе с детьми могут окунуться в мир занимательных игр.
Целесообразность распространять среди родителей информации о предоставляемых детским садом услуг через «Справочника для родителей». Семьи получают хорошо организованный и удобный в пользовании документ.
Организуем выставок совместного творчества детей и родителей по изобразительной деятельности в течение года, поделок из природного материала. Родители с удовольствием участвуют в таких формах работы, которые уже стали традиционными, но всё же вызывают огромный интерес малышей и желание мам и пап заниматься со своими детьми изобразительным искусством.
С целью привлечения родителей к активному участию в деятельности необходимо организовывать совместные физкультурные и музыкальные праздники. как «Мама и я — спортивная семья», «Папа и я — спортивная семья», дружеские встречи между родителями разных возрастных групп, между родителями и педагогами детского сада.
Выпуск Семейных газет».Лучший опыт семейного воспитания регулярно представляется в виде фотогазет, коллективных работ, фотомонтажей.
Выпуск внутрисадовской малометражной газеты. Так же родители с удовольствием получают информацию из внутрисадовской газеты «Радужка». В газете публикуются материал по наиболее актуальным проблемам, запросам родителей, деятельности с детьми в детском саду, по опыту семейного воспитания и т.д.
Реализация проекта «Родительская почта» с целью наладить динамичную и действенную обратную связь в работе детского сада и семьи. Мы предлагаем родителям тему, по которой они могут получить информацию. Ящики устанавливаются на видном и доступном месте в приемной группы, рядом помещается бумага и ручка. Тематика меняется 1 раз в месяц. После все обращения родителей анализируются обрабатываются. Продумываются формы информирования родителей по их обращениям: непосредственная ( на собраниях, встречах, консультациях) и опосредованные (через информационные стенды, памятки и т.д.)
Не менее интересной формой сотрудничества является привлечение родителей в участии клубов: «Счастливые родители», «Навстречу друг к другу».
Семейные творческие проекты расширяют кругозор детей и взрослых, наполняют их творческой энергией, способствуют позитивным изменениям в семье, помогает выстраивать взаимодействие и сотрудничество семьи и образовательного учреждения.
В заседаниях клуба принимают участие не только педагоги и родители, но и дети. Участвуя в таких акциях дети, родители и педагоги получают творческий импульс к развитию своих способностей, а так же эмоциональную и духовную поддержку. Дети получают возможность разобраться в той или иной информаций, а родители, незаметно для себя, с увлечением передают свои знания и опыт.
Данная форма организации общения педагогов и родителей выполняет доминирующую роль в повышении психолого-педагогической культуры родителей, а значит, способствует изменению взглядов родителей на воспитание ребенка в условиях семьи, развивает рефлексию. Родители видят ребенка в обстановке, отличной от домашней, а также наблюдают процесс его общения с другими детьми и взрослыми – протягиваются невидимые нити дружбы и сотрудничества.
Таким образом, особенностью семейного воспитания признается особый эмоциональный микроклимат семьи, благодаря которому у ребенка формируется отношение к себе, определяющее его чувство самоценности влияние на ценностные ориентации и мировоззрение ребенка.
Если выстроить эффективную технологию взаимодействия с родителями через: организацию интересных формы работы, координацию деятельности всего педагогического коллектива, создания оптимальных взаимоотношений педагогов и родителей, то можно повысить уровень привлечения родителей к деятельности дошкольного учреждения. (Приложение 1)
По опыту работы детского сада можно сделать вывод, с одной стороны – не все родители откликаются на стремление педагогов к сотрудничеству с ними, с другой стороны — сами воспитатели нередко не любят работу с родителями по ряду причин. Некоторые педагоги считают, что с современными родителями работать сложно, т.к. те или «всё знают», или им безразличны вопросы воспитания и зачастую стремятся подменить непосредственное общение с родителями информационными объявлениями. другие и хотели бы установить контакт с родителями их воспитанников, но не всегда знают, как его осуществить.
Результатом, применяя в работе ДОУ разных форм работы по взаимодействию с родителями, будет способствовать: (Приложение 2)
- У родителей появится интерес к работе детского сада и воспитанию детей.
- Измениться характер вопросов родителей к педагогам детского сада, рост их педагогических интересов и знаний.
- Овладению родителями необходимыми практическими умениями и навыками воспитания и обучения детей дошкольного возраста.
- Росту посещаемости родителями мероприятий по педагогическому просвещению, их активность; участие в конкурсах, досугах, праздниках и т.д.
- Пониманию родителями практической и воспитательной значимости их помощи детскому саду в хозяйственной и педагогической работе.
- Проявлению интереса к активному включению в планирование образовательного процесса.
Презентеция (Приложение 3)
18.03.2010
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
Консультация для педагогов «Взаимодействие с родителями. Привлечение родителей к сотрудничеству с дошкольной организацией»
Сегодня в наш стремительный век, век технологий все специалисты воспитатели, психологи, логопеды медицинские работники, даже администрация и другие работники дошкольных организаций считают очень важным привлечение родителей к участию к разным мероприятиям и в жизнь дошкольного учреждения.
Но на сегодняшний день взаимоотношения воспитатели и родителя существует определенная дисгармония. Но современные родители считают, что они знают достаточно все о воспитании, развитии детей, и они не хотят мириться с тем, что они что-то не знают или заблуждаются, или советуют, что им лучше сделать так или иначе им очень тяжело с этим смириться. Так что же может вызвать дисгармония личные качества как родителя так и воспитателя, нехватка времени, этнические стереотипы, занятость родителей, нежелание воспитателей, чувство обиды с двух сторон.
Поэтому воспитатели должны проявлять не только профессиональные качества, но и инициативу с каждой семьей, но и с каждым членном данной семьи. Профессиональный воспитатель использует разнообразные методы и приемы воздействия на каждого члена семьи и находит индивидуальный подход.
Но не все такие родители многие считают помощь воспитателя в коррекции воспитания ребенка очень даже необходима. Всех родителей можно выделить в семь уровней:
1. Оказание разовой помощи.
2. Принятия родителями в совместной образовательной деятельности.
3. Добровольные помощники в любых мероприятиях не только в группе, но и дошкольного учреждения.
4. Помогают определять основные направления работы в группе.
5. Участвуют более широких вопросах, в развитие дошкольного учреждения.
6. Принимают участие только в посещении концертов.
7. Родитель который отстраняется в от любых мероприятиях и ему нет никакого дела что творится в группе или в дошкольном учреждении.
Каждый уровень участия родителей в жизни группы или дошкольного учреждения по-своему уникальный. Педагог учитывает каждого родителя и привлекает его через разные формы:
1. Родительские собрания в традиционной или нетрадиционной форме.
2. Круглые столы.
3. Диспуты.
4. Совместные мероприятия ребенок родитель.
5. Консультации.
6. Информационные стенды.
7. Поручения.
8. Посещение семьи дома.
9. Родительский клуб.
10. Электронная почта для предложений для занятых родителей.
При любой такой форме родитель всегда будет увлечен в жизнь не только группы, но и дошкольного учреждения.
Воспитатель всегда готов оказать поддержку родителям, независимо от того, в какой степени они или другие члены семьи ребенка предпочтут принять участие в работе в группе, но и в дошкольном учреждении. Ненавязчивая помощь или поддержка позволит родителям или любому члену семьи чувствовать себя достаточно уверенно себя при разговоре не только с воспитателем, но и с другими родителями.
Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями происходить постепенно шаг за шагом.
Первый шаг. Обзвон родителей, которые будут посещать наше дошкольное учреждение.
Второй шаг. Приглашаем родителей посетить дошкольное учреждение руководителя, медицинскую сестру, группу в которую будет посещать ребенок, познакомится с воспитателем и помощником воспитателя.
Третий шаг. Воспитатель назначает встречу, когда родитель с ребенком может прийти, и познакомиться с группой которую будет посещать.
Четвертый шаг. Приглашают родителей и членов их семьи на день открытых дверей. Где происходить презентация дошкольного учреждения. Рассказывается о режиме, питанию, какие мероприятия будут проходить, какие специалисты будут работать и т.д. Раздаются буклеты и памятки.
Пятый шаг. Воспитатель собирает родителей для консультаций. «Как подготовить ребенка к дошкольному учреждению», при этом учитывает возраст воспитанника.
Шестой шаг. Проводиться анкетирования узнается возрастной цензр родителей, и от этого строиться подход выбирается методы и формы. Воспитатель узнает их интересы, возможности, активность принятия или участия в разных мероприятиях не только группы, но и в дошкольном учреждении в целом.
Седьмой шаг. Воспитатель, начиная свое сотрудничество через проектную деятельность, где все родители могут принять либо активную или не очень, но все родитель принимают участие.
Восьмой шаг. Выяснение интересов, где родитель может поделиться или со всеми.
Применяя все эти формы и шаги педагог может вовлечь родителей и всех членов семей к жизни не только в группе, но и в самом дошкольном учреждении.
Автор: Петрова Наталья Алексеевна,
старший воспитатель,
ГБОУ ВЛГ № 1389, дошкольное отделение № 3, г. Москва, Россия
Автор: Рябичкина Надежда Петровна,
воспитатель,
ГБОУ с углубленным изучением иностранного языка № 1236, дошкольное отделение № 181, г. Москва, Россия
Статья размещена в авторской редакции
planetadetstva.net
КАК ПРИВЛЕЧЬ РОДИТЕЛЕЙ К РАБОТЕ В ДЕТСКОМ САДУ
Подготовила Лихникевич М.Б.
УВАЖАЕМЫЕ КОЛЛЕГИ!
КАК ПРИВЛЕЧЬ РОДИТЕЛЕЙ К РАБОТЕ В ДЕТСКОМ САДУ
Сегодня все специалисты признают важность привлечения родителей к участию в работе детского сада, однако в реальных взаимоотношениях воспитателей и родителей существует определенная дисгармония. Препятствовать развитию этих взаимоотношений могут как личные, так и профессиональные факторы: нехватка времени, ощущение несостоятельности, этнические стереотипы, чувство обиды — все это может привести к формированию личных и профессиональных предубеждений, которые мешают семьям стать активными участниками в воспитании своих детей. Поэтому воспитатели должны проявить инициативу и понять, каким образом взаимодействовать с каждой отдельной семьей на благо ребенка. Используя принцип индивидуального подхода к участию родителей, можно разработать разнообразные способы вовлечения в работу большей части семей.
Можно выделить пять уровней участия родителей:
1) оказание разовой помощи;
2) способности родителей время от времени используются при проведении занятий;
3) родители становятся добровольными помощниками на постоянной основе;
4) родители помогают определять основные направления работы в группе;
5) родители участвуют в обсуждении более широких вопросов, решение которых должно благотворно отразиться на работе детского сада и жизни микрорайона в целом.
При каждом из вариантов у родителей есть возможность обмениваться опытом, обучаясь друг у друга определенным навыкам, поэтому по мере продолжения работы возможности родителей будут увеличиваться. Воспитатель должен быть всегда готов оказать поддержку родителям, независимо от того, в какой степени они или другие члены семьи ребенка предпочтут принять участие в работе группы. Ненавязчивая помощь и поддержка позволят родителям, чувствующим себя достаточно уверенно, работать самостоятельно; для тех же, кто не столь уверен в своих силах, они дадут возможность для дальнейшего роста и совершенствования.
Чтобы позитивно влиять на желание той или иной семьи участвовать в работе группы, педагог должен хорошо знать всех родителей своей группы и учитывать индивидуальные особенности не только разных семей, но и членов каждой семьи.
Расчет на положительные качества родителей и их сильные стороны предопределяет успех в работе. По мере развития взаимоотношений крепнет доверие, и родители приобретают определенные полномочия, используя те возможности и средства, которые необходимы для воспитания ребенка.
ИДЕИ ДЛЯ ВОВЛЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ДЕТСКИМ САДОМ
Создавайте и используйте возможности для непосредственного общения
Используйте разнообразные виды деятельности, которые создают возможности для сотрудничества родителей и воспитателей, и делитесь информацией друг с другом. Создавайте возможности и отводите время для дискуссий с семьями, всегда оставляя достаточно времени для вопросов родителей. Научитесь хорошо слушать. Ниже приведены некоторые мероприятия, которые успешно используются в программе «Шаг за шагом».
- Первые визиты в детский сад.
Перед тем как ребенок начнет посещать детский сад, родители должны прийти на занятия и познакомиться с педагогами, другими детьми и вообще с детским садом.
- Вводные собрания.
После того как ребенок записан в детский сад, вводные собрания для родителей помогают им встретиться с воспитателями и другими родителями, узнать о ежедневных мероприятиях и другую полезную информацию.
- Посещения на дому.
Воспитатель может посетить ребенка на дому, чтобы узнать и ребенка, и его семью в домашней обстановке.
- Когда приводить и забирать ребенка.
Расписание может быть составлено так, чтобы время, когда детей приводят в детский сад и забирают домой, использовалось для общения с семьями.
- Телефонные звонки.
Телефонные звонки делаются в особых случаях или раз в месяц всем родителям, чтобы поддерживать неформальное общение с ними.
- Конференции родителей и воспитателей.
Конференции – это формальные собрания, предназначенные для того, чтобы обсуждать успехи детей и давать возможность родителям делиться своими идеями и проблемами. Конференции можно использовать для совместного планирования индивидуализированных программ.
Используйте письменные формы общения
Когда нехватка времени или сложности с расписанием мешают вам встретиться с родителями лично или если у вас нет телефона, поддерживать контакт с родителями вам помогут некоторые формы письменного общения.
- Брошюры.
Брошюры помогают родителям узнать о детском саде. Брошюры могут описать концепцию детского сада и дать общую информацию о нем.
- Пособия.
Пособия содержат подробную информацию о детском саде. Семьи могут обращаться к пособиям в течение всего года.
- Бюллетень.
Бюллетень можно выпускать раз или два в месяц, чтобы постоянно обеспечивать семьи информацией об особых мероприятиях, изменениях в программе и др.
- Еженедельные записки.
Еженедельная записка, адресованная непосредственно родителям, сообщает семье о здоровье, настроении, поведении ребенка в детском саду, о его любимых занятиях и другую информацию.
- Доска объявлений.
Доска объявлений – это настенный экран, который информирует родителей о собраниях, мероприятиях детского сада, расписании на день и др.
- Ящик для предложений.
Это коробка, в которую родители могут класть записки со своими идеями и предложениями, что позволяет им делиться своими мыслями с группой воспитателей.
22.kropds.ru