Как привлечь родителей к сотрудничеству в детском саду – . , – .

Содержание

39 идей для вовлечения родителей во взаимодействие с детским садом

39 ИДЕЙ ДЛЯ ВОВЛЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ДЕТСКИМ САДОМ

Создавайте и используйте возможности для непосредственного общения

Используйте разнообразные виды деятельности, которые создают возможности для сотрудничества родителей и воспитателей, и делитесь информацией друг с другом. Создавайте возможности и отводите время для дискуссий с семьями, всегда оставляя достаточно времени для вопросов родителей. Научитесь хорошо слушать. Ниже приведены некоторые мероприятия, которые успешно используются в программе «Шаг за шагом».

1. Первые визиты в детский сад.

Перед тем как ребенок начнет посещать детский сад, родители должны прийти на занятия и познакомиться с педагогами, другими детьми и вообще с детским садом.

2. Вводные собрания.

После того как ребенок записан в детский сад, вводные собрания для родителей помогают им встретиться с воспитателями и другими родителями, узнать о ежедневных мероприятиях и другую полезную информацию.

3. Посещения на дому.

Воспитатель может посетить ребенка на дому, чтобы узнать и ребенка, и его семью в домашней обстановке.

4. Когда приводить и забирать ребенка.

Расписание может быть составлено так, чтобы время, когда детей приводят в детский сад и забирают домой, использовалось для общения с семьями.

5. Телефонные звонки.

Телефонные звонки делаются в особых случаях или раз в месяц всем родителям, чтобы поддерживать неформальное общение с ними.

6. Конференции родителей и воспитателей.

Конференции — это формальные собрания, предназначенные для того, чтобы обсуждать успехи детей и давать возможность родителям делиться своими идеями и проблемами. Конференции можно использовать для совместного планирования индивидуализированных программ.

Используйте письменные формы общения

Когда нехватка времени или сложности с расписанием мешают вам встретиться с родителями лично или если у вас нет телефона, поддерживать контакт с родителями вам помогут некоторые формы письменного общения.

7. Брошюры.

Брошюры помогают родителям узнать о детском саде. Брошюры могут описать концепцию детского сада и дать общую информацию о нем.

8. Пособия.

Пособия содержат подробную информацию о детском саде. Семьи могут обращаться к пособиям в течение всего года.

9. Бюллетень.

Бюллетень можно выпускать раз или два в месяц, чтобы постоянно обеспечивать семьи информацией об особых мероприятиях, изменениях в программе и др.

10. Еженедельные записки.

Еженедельная записка, адресованная непосредственно родителям, сообщает семье о здоровье, настроении, поведении ребенка в детском саду, о его любимых занятиях и другую информацию.

11. Неформальные записки.

Воспитатели могут посылать с ребенком короткие записки домой, чтобы информировать семью о новом достижении ребенка или о только что освоенном навыке, поблагодарить семью за оказанную помощь; здесь могут быть записи детской речи, интересные высказывания ребенка и др. Семьи также могут посылать в детский сад записки, выражающие благодарность или содержащие просьбы.

12. Личные блокноты.

Такие блокноты могут каждый день курсировать между детским садом и семьей, чтобы делиться информацией о том, что происходит дома и в детском саду. Семьи могут извещать воспитателей об особых семейных событиях, таких, как дни рождения, новая работа, поездки, гости.

13. Доска объявлений.

Доска объявлений — это настенный экран, который информирует родителей о собраниях, меро приятиях детского сада, расписании на день и др.

14. Ящик для предложений.

Это коробка, в которую родители могут класть записки со своими идеями и предложениями, что позволяет им делиться своими мыслями с группой воспитателей.

15. Отчеты.

Письменные отчеты о развитии ребенка — это одна из форм общения с семьями, которая может быть полезна при условии, чтобы она не заменяла личных контактов.

Создавайте множество ролей для родителей

Родители могут играть разные формальные и неформальные роли в программе. Ниже приведены некоторые из них.

16. Гость группы.

Необходимо поощрять приход родителей в группу для наблюдения за детьми и игры с ними.

17. Доброволец.

У родителей и детей могут быть общие интересы или умения. Взрослые могут помогать воспитателям в классе, принимать участие в спектаклях, помогать в организации мероприятий, обеспечивать транспортом, помогать убирать, обустраивать и украшать групповые помещения и пр.

18. Оплачиваемая должность.

Некоторые родители могут занять оплачиваемую должность в программе в качестве члена воспитательного коллектива.

19. Член родительского совета.

Родительский совет — это группа родителей, которая регулярно собирается для того, чтобы давать рекомендации воспитателям по поводу их теории и практики.

Развивайте работу, направленную на родителей

20. Сотрудничество родителей друг с другом.

Это помощь более опытных родителей начинающим. Групповая деятельность может включать в себя собрания для общения или оказания поддержки.

21. Информация для родителей и их обучение.

Детский сад предоставляет родителям информацию на интересующую их тему о развитии ребенка.

22. Неформальные встречи родителей и воспитателей.

Это тематические встречи, вечера и т.п.

23. Использование коммуникативных ресурсов.

Общение родителей по вопросам, связанным с трудоустройством, здоровьем, жильем, уходом за детьми, образованием и другими нуждами семей.

24. Обмен литературой.

Детский сад может создать библиотеку интересных книг, статей, буклетов, видео- и аудиокассет, которыми родители могли бы пользоваться.

Предложения для работы с родителями

Советы, предлагаемые ниже, могут помочь активизировать участие родителей.

25. Уважение к роли родителей.

Укрепляйте взаимное уважение между воспитателями и родителями.

26. Поощряйте участие родителей, содействуйте им. Подсказывайте родителям, как они могут участвовать в программе детского сада.

27. Старайтесь разнообразить виды участия родителей, проявляйте гибкость и творчество.

У разных семей разные интересы, ресурсы и образ жизни. Что подходит одной семье, не подходит другой.

28. Позволяйте семьям самим решать, как они могут помогать детскому саду наилучшим образом.

Добейтесь того, чтобы семьи понимали, что их участие в программе ценится и что любой вклад с их стороны приветствуется.

29. Говорите с семьями о надеждах воспитателей и родителей. Обсудите, как вы будете поддерживать контакты с самого начала посещения ребенком детского сада.

30. Будьте терпеливыми.

Участие родителей — возможно, новая область для воспитателей и семей, а на развитие новых контактов требуется время. Программа, в которой активно участвуют родители, строится на маленьких поэтапных достижениях.

31. Делайте акцент на сильных сторонах ребенка, семьи и давайте положительное подкрепление.

Родители и воспитатели ждут друг от друга взаимного одобрения и признания, что они хорошо делают свое дело. Сосредоточьте внимание и подчеркивайте сильные стороны ребенка и семьи. Даже опытные родители и воспитатели нуждаются в подтверждении их уникального вклада в развитие ребенка.

32. Поддерживайте тесные контакты.

Каждый воспитатель должен разговаривать с родителями каждого ребенка по крайней мере раз в неделю.

33. Выражайте свою признательность.

Давайте родителям знать, что вы цените их участие в программе.

34. Постарайтесь вовлекать всю семью.

Отцы часто исключаются из дошкольных программ. Подумайте о том, как творчески привлекать отцов, братьев, сестер и других членов семьи.

35. Поощряйте посещаемость родительских собраний. Проводите собрания в удобное для родителей время. Помогайте семьям найти дополнительные ресурсы для воспитания детей.

36. Сохраняйте конфиденциальность.

Доверие — неотъемлемая часть контактов, основанных на сотрудничестве. Обеспечивайте полную конфиденциальность информации о каждой семье.

37. Учитесь навыкам сотрудничества.

Проводите совместные обучающие занятия родителей и воспитателей для укрепления их сотрудничества.

38. Сотрудничайте с другими партнерами в вашем районе.

Обычно семьи рассчитывают на разные службы и услуги. Дошкольная программа не может предоставить семьям всего спектра услуг, но может сотрудничать с другими программами, которые обеспечат детей и родителей необходимыми услугами (например, со школой и службой здравоохранения).

39. Создайте консультационную группу по проблемам семьи.

СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПРИЕМЫ ДЛЯ РАБОТЫ С «МОЛЧУНАМИ» И «ГОВОРУНАМИ»

В разговоре с молчунами:

1. Подчеркните, что вы не знаете, что для них важно в данный момент. Например, спросите: «С чего бы вы хотели начать: с того или с этого?»

2. Будьте осторожны в разговоре. Стройте свою речь в соответствии с тоном, скоростью и ответной реакцией собеседника.

3. Учитесь чувствовать себя комфортно, когда ваш собеседник молчит. Обоснуйте вслух это молчание. Например: «Мне кажется, что я задаю вам вопросы, которые трудны для вас. Не сказала ли я что-нибудь, что вас обеспокоило?»

4. Подчеркивайте роль партнера в разговоре: «Я смогу лучше помочь вашему ребенку, если узнаю от вас, что для него важно. Ведь вы знаете его лучше, чем я». Подчеркните, что у партнера есть особые сведения о предмете разговора: «То, что вы сказали мне о боязни вашего ребенка перед сном, очень важно. Вы не против, если я задам вам еще несколько вопросов, прежде чем мы примем решение, как ему помочь?»

5. Помните, что молчание — это нормально. Не пытайтесь заполнить пустоту разговором.

В разговоре с «говорунами»:

1. Перед началом беседы оговорите ее содержание и время. Например:

— У вас много тревог по поводу поведения вашего ребенка. Сегодня мы сможем обсудить только одну из них, а об остальных поговорим попозже.
— Не могли бы вы рассказать в двух словах о…
— Какая из задач наиболее важна для вас в этом году?
— Нам потребуется 40 минут для сегодняшнего разговора. Мне необходимо коснуться некоторых проблем, а также узнать вашу точку зрения.
— Я должна прервать вас, так как наше время истекло.

2. Прервите разговор. Например:

— У нас осталось пять минут. Мне необходимо начать работу по…
Прерывая разговор, проявите вежливость и предупредительность. Например:
— Вы хотите так много сказать об этом, и я чувствую, что вы расстроены тем, что я вас прерываю…
— Есть ли еще кто-нибудь, с кем бы вы могли поговорить об этом, а я вынуждена прервать вас, хотя понимаю, что для вас это важно.

Итак, не позволяйте себе идти на поводу у разговорчивых. Помните: их потребности обоснованны, ваши — тоже. Укажите на вопросы, представляющие интерес, ограничьте время, планируйте его заранее. Можете прерывать разговор. Разработайте тактичное «свертывание» разговора.

ВЫСВЕЧИВАНИЕ ПРОБЛЕМ

Этот прием полезен при работе с семьей, которая скрыла от вас свои трудности.

1. Проверьте свое отношение к проблеме — является ли эта проблема важной для вас, или она должна решаться семьей.

2. Если вы приняли решение высветить проблему, примите во внимание возможную реакцию семьи.

3. Потренируйтесь (сами или с сотрудниками), что вы хотите сказать родителям.

4. Выбирайте для разговора такое время, когда дети не будут слышать вас. Постарайтесь, чтобы в это время отсутствовали возможные раздражители. Убедитесь, что времени для обсуждения проблемы достаточно и у вас, и у родителей.

5. Выбирайте только одну проблему для обсуждения.

6. Когда вы обсуждаете проблему, попытайтесь расслабиться и слегка снизить голос. Иногда помогает, если вы выскажете вслух то, что вы чувствуете: «Я немного волнуюсь, говоря об этом, и не хочу вас смущать, но я знаю, как вы заботитесь о вашем ребенке, поэтому и решила поделиться с вами».

7. Будьте готовы получить ответ «нет». Не спорьте с родителями и не настаивайте на своей точке зрения, просто еще раз объясните причину вашего беспокойства.

8. Потерпите, если родители не хотят обсуждать поставленную вами проблему. Вы можете сказать: «Если когда-нибудь в будущем вы захотите поговорить об этом, дайте мне знать».

Избегайте:

— спорить с родителями;
— добавлять новых проблем;
— вставать на защитную позицию;
— уходить от поставленной проблемы.

ЧТО МОГУТ ДЕЛАТЬ РОДИТЕЛИ В ДЕТСКОМ САДУ:

— читать детям рассказы, сказки, истории;
— приносить различные игрушки для общих игр;
— собирать природные материалы для деятельности детей: камешки, семена, раковины и т.п.;
— участвовать в праздниках (например, к празднику «День моей семьи» принести альбомы, семейные реликвии, рассказать детям о себе, своей семье и т.д.).

ФОРМЫ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ В ДЕТСКОМ САДУ

  • Посещение семьи на дому.

  • Индивидуальные и групповые беседы.

  • Родительские собрания.

  • Конференции.

  • «Круглые столы».

  • Семинары.

  • Тренинги.

intolimp.org

Сотрудничество детского сада и семьи

СОТРУДНИЧЕСТВО ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ КАК ГАРАНТИЯ ПОЛНОЦЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКА

(старшая группа)

Семилетова Евгения Викторовна

Воспитатель

МБДОУ «ДСОВ № 20»,

г. Анжеро–Судженск,

Кемеровская обл.

[email protected]

 

 

 Скачать Конспект:

 

 

 

За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Каждая из этих ветвей, представляя собой социальный институт воспитания, обладает своими специфическими возможностями в формировании личности ребенка.

Однако далеко не все семьи в полной мере реализуют комплекс возможностей воспитательного воздействия на ребенка. Причины разные: одни семьи не хотят воспитывать ребенка, другие – не умеют это делать, третьи – не понимают, зачем это нужно. Во всех случаях необходима квалифицированная помощь дошкольного учреждения. Каковы основные формы сотрудничества ДОУ с семьей?

Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.

Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине.

Как сложно бывает достучаться до пап и мам!

Как нелегко порой объяснить родителям, что ребенка надо не только накормить и красиво одеть, но и общаться с ним, научить его думать, размышлять.

Как изменить такое положение?

Как заинтересовать родителей в совместной работе?

Как создать единое пространство развития ребенка в семье и ДОУ, сделать родителей участниками воспитательного процесса?

Так как же привлечь родителей к работе в детском саду?

Сегодня все специалисты признают важность привлечения родителей к участию в работе детского сада, однако в реальных взаимоотношениях воспитателей и родителей существует определенная дисгармония. Педагоги и родители не умеют или не хотят слушать и принимать позицию другой стороны, пытаются навязать собственную точку зрения.

Очень важно использовать разнообразные виды деятельности, которые создают возможность для сотрудничества родителей и воспитателей.

Учитывая, что у родителей в современном обществе нет лишнего времени, работу нужно организовать компактной, но эффективной.

Исходя из этого, можно сформулировать цели так:

— Создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями.

— Установление доверительных и партнерских отношений с родителями.

— Вовлечение семьи в единое образовательное пространство.

Необходимость решить следующие задачи:

— Создать атмосферу сотрудничества и сотворчества, установить партнёрские взаимоотношений в профессиональном общении с родителями воспитанников;

— Обеспечить преемственности воспитания в семье и в дошкольном образовательном учреждении;

— Оказывать помощь в овладении родителями психолого-педагогической культурой, гуманистическим подходом к ребёнку;

Педагог и родители – партнёры в общем важном и нелёгком деле – воспитании детей. Успешным партнёрство может быть только при наличии взаимоуважения, доброжелательности. Сотрудничество и сотворчество, в основе которых – вера в ребёнка, его возможности, — станут основными формами взаимодействия педагога с семьями воспитанников.

Планируя ту или иную форму работы, мы как педагоги всегда исходим из представлений о современных родителях, как о современных людях, готовых к обучению, саморазвитию и сотрудничеству. С учётом этого выбираем следующие требования к формам взаимодействия:

  • Оригинальность;

  • Востребованность;

  • Интерактивность.

В последнее время наметились новые, перспективные формы сотрудничества, которые предполагают подключение родителей к активному участию, как в педагогическом процессе, так и в жизни детского сада.

В своей группе я начала работу с анкетирования проблем в детско-родительских отношений, потребностей родителей в решении вопросов воспитания и развития детей, желания и возможности участия в жизни группы. Результаты анкетирования почти ничего не дали, это были лишь отписки. Тогда пришлось налаживать контакты с каждым индивидуально, так сказать «с глазу на глаз». Выяснив, кому что, нужно, кого к чему можно привлечь, я составила план работы и согласовала его на родительском собрании, конечно же включив в него индивидуальную работу с семьями, которые мало уделяли внимания не только детскому саду и воспитанию своих детей (это наблюдалось при диагностике, при посещении семей, по отношению родителей к воспитанию, жизни ребенка в детском саду) .

В план работы с родителями, я включила разнообразные и действенные, по моему мнению, приемы и методы активизации родителей: мастер-классы для родителей, мастер-классы от самих родителей, проведение совместно с родителями и детьми развлечений и праздников, где родители видели бы не только своего ребенка, но и активность и участие других детей, могли наблюдать, а что умеют и могут сверстники его ребенка.

Еще родители рассказывали детям о своей профессии, участвовали в различных творческих конкурсах поделок, активное участие принимают в оснащении предметно-развивающей среды, создают игровое оборудование своими руками: горка, машинка, корабль.

Ежедневно для родителей размещается информация о достижениях детей: чему мы сегодня научились, что узнали «Наше творчество», «Наши добрые дела», «Остановись мгновение», «Короткие новости», «С Днем рождения», «Объявления». Оформлена рубрика индивидуальных достижений ребенка «Звездочка недели», где появляются иногда и юмористические фото. Так же в раздевалке оформлена «Родительская гостиная», где можно посидеть, почитать необходимую литературу, посмотреть альбомы и папки – передвижки, даже почитать и порисовать с ребенком, ведь ребенку иногда необходимо сразу показать: чему он сегодня научился, а дома маме и папе некогда на это будет обратить внимание; «Советы Айболита» — рекомендации для родителей по профилактике заболеваний и оздоровлению детей, «Уголок безопасности», фотостенд «Моя семья», сменяющиеся выставки и презентации «Моя любимая мамочка», «Права ребенка», «Для вас, родители», папка «Нормативно-правовое обеспечение деятельности ДОУ». Проводятся разнообразные консультации по направлениям развития ребенка, по проблемам развития. Родители активно участвуют в выполнении домашних заданий: фоторепортаж «Как мы формируем культурно-гигиенические навыки у ребенка дома»; «Поделки из пуговиц», «Украшения для Елки».

В заключение хотелось бы еще раз подчеркнуть, что семья и дошкольное учреждение – два важных социальных института социализации ребенка. Без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере, неполноценен.

 

 

piramidka.net

Как привлечь родителей к работе в детском саду, ГБОУ Школа № 1534, Москва

Воспитатель группы «Солнышко» И.В.Еременко

Тема: КАК ПРИВЛЕЧЬ РОДИТЕЛЕЙ К РАБОТЕ В ДЕТСКОМ САДУ

Сегодня все специалисты признают важность привлечения родителей к участию в работе детского сада, однако в реальных взаимоотношениях воспитателей и родителей существует определенная дисгармония. Препятствовать развитию этих взаимоотношений могут как личные, так и профессиональные факторы: нехватка времени, ощущение несостоятельности, этнические стереотипы, чувство обиды — все это может привести к формированию личных и профессиональных предубеждений, которые мешают семьям стать активными участниками в воспитании своих детей. Поэтому воспитатели должны проявить инициативу и понять, каким образом взаимодействовать с каждой отдельной семьей на благо ребенка. Используя принцип индивидуального подхода к участию родителей, можно разработать разнообразные способы вовлечения в работу большей части семей.

Можно выделить пять уровней участия родителей:

1) оказание разовой помощи;

2) способности родителей время от времени используются при проведении занятий;

3) родители становятся добровольными помощниками на постоянной основе;

4) родители помогают определять основные направления работы в группе;

5) родители участвуют в обсуждении более широких вопросов, решение которых должно благотворно отразиться на работе детского сада и жизни микрорайона в целом.

При каждом из вариантов у родителей есть возможность обмениваться опытом, обучаясь друг у друга определенным навыкам, поэтому по мере продолжения работы возможности родителей будут увеличиваться. Воспитатель должен быть всегда готов оказать поддержку родителям, независимо от того, в какой степени они или другие члены семьи ребенка предпочтут принять участие в работе группы. Ненавязчивая помощь и поддержка позволят родителям, чувствующим себя достаточно уверенно, работать самостоятельно; для тех же, кто не столь уверен в своих силах, они дадут возможность для дальнейшего роста и совершенствования.

Чтобы позитивно влиять на желание той или иной семьи участвовать в работе группы, педагог должен хорошо знать всех родителей своей группы и учитывать индивидуальные особенности не только разных семей, но и членов каждой семьи.

Расчет на положительные качества родителей и их сильные стороны предопределяет успех в работе. По мере развития взаимоотношений крепнет доверие, и родители приобретают определенные полномочия, используя те возможности и средства, которые необходимы для воспитания ребенка.

39 ИДЕЙ ВОВЛЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ДЕСТКИМ САДОМ

Создавайте и используйте возможности для непосредственного общения

Используйте разнообразные виды деятельности, которые создают возможности для сотрудничества родителей и воспитателей, и делитесь информацией друг с другом. Создавайте возможности и отводите время для дискуссий с семьями, всегда оставляя достаточно времени для вопросов родителей. Научитесь хорошо слушать. Ниже приведены некоторые мероприятия, которые успешно используются в программе «Шаг за шагом».

1. Первые визиты в детский сад.

Перед тем как ребенок начнет посещать детский сад, родители должны прийти на занятия и познакомиться с педагогами, другими детьми и вообще с детским садом.

2. Вводные собрания.

После того как ребенок записан в детский сад, вводные собрания для родителей помогают им встретиться с воспитателями и другими родителями, узнать о ежедневных мероприятиях и другую полезную информацию.

3. Посещения на дому.

Воспитатель может посетить ребенка на дому, чтобы узнать и ребенка, и его семью в домашней обстановке.

4. Когда приводить и забирать ребенка.

Расписание может быть составлено так, чтобы время, когда детей приводят в детский сад и забирают домой, использовалось для общения с семьями.

5. Телефонные звонки.

Телефонные звонки делаются в особых случаях или раз в месяц всем родителям, чтобы поддерживать неформальное общение с ними.

6. Конференции родителей и воспитателей.

Конференции — это формальные собрания, предназначенные для того, чтобы обсуждать успехи детей и давать возможность родителям делиться своими идеями и проблемами. Конференции можно использовать для совместного планирования индивидуализированных программ.

Используйте письменные формы общения

Когда нехватка времени или сложности с расписанием мешают вам встретиться с родителями лично или если у вас нет телефона, поддерживать контакт с родителями вам помогут некоторые формы письменного общения.

7. Брошюры.

Брошюры помогают родителям узнать о детском саде. Брошюры могут описать концепцию детского сада и дать общую информацию о нем.

8. Пособия.

Пособия содержат подробную информацию о детском саде. Семьи могут обращаться к пособиям в течение всего года.

9. Бюллетень.

Бюллетень можно выпускать раз или два в месяц, чтобы постоянно обеспечивать семьи информацией об особых мероприятиях, изменениях в программе и др.

10. Еженедельные записки.

Еженедельная записка, адресованная непосредственно родителям, сообщает семье о здоровье, настроении, поведении ребенка в детском саду, о его любимых занятиях и другую информацию.

11. Неформальные записки.

Воспитатели могут посылать с ребенком короткие записки домой, чтобы информировать семью о новом достижении ребенка или о только что освоенном навыке, поблагодарить семью за оказанную помощь; здесь могут быть записи детской речи, интересные высказывания ребенка и др. Семьи также могут посылать в детский сад записки, выражающие благодарность или содержащие просьбы.

12. Личные блокноты.

Такие блокноты могут каждый день курсировать между детским садом и семьей, чтобы делиться информацией о том, что происходит дома и в детском саду. Семьи могут извещать воспитателей об особых семейных событиях, таких, как дни рождения, новая работа, поездки, гости.

13. Доска объявлений.

Доска объявлений — это настенный экран, который информирует родителей о собраниях, меро приятиях детского сада, расписании на день и др.

14. Ящик для предложений.

Это коробка, в которую родители могут класть записки со своими идеями и предложениями, что позволяет им делиться своими мыслями с группой воспитателей.

15. Отчеты.

Письменные отчеты о развитии ребенка — это одна из форм общения с семьями, которая может быть полезна при условии, чтобы она не заменяла личных контактов.

Создавайте множество ролей для родителей

Родители могут играть разные формальные и неформальные роли в программе. Ниже приведены некоторые из них.

16. Гость группы.

Необходимо поощрять приход родителей в группу для наблюдения за детьми и игры с ними.

17. Доброволец.

У родителей и детей могут быть общие интересы или умения. Взрослые могут помогать воспитателям в классе, принимать участие в спектаклях, помогать в организации мероприятий, обеспечивать транспортом, помогать убирать, обустраивать и украшать групповые помещения и пр.

18. Оплачиваемая должность.

Некоторые родители могут занять оплачиваемую должность в программе в качестве члена воспитательного коллектива.

19. Член родительского совета.

Родительский совет — это группа родителей, которая регулярно собирается для того, чтобы давать рекомендации воспитателям по поводу их теории и практики.

Развивайте работу, направленную на родителей

20. Сотрудничество родителей друг с другом.

Это помощь более опытных родителей начинающим. Групповая деятельность может включать в себя собрания для общения или оказания поддержки.

21. Информация для родителей и их обучение.

Детский сад предоставляет родителям информацию на интересующую их тему о развитии ребенка.

22. Неформальные встречи родителей и воспитателей.

Это тематические встречи, вечера и т.п.

23. Использование коммуникативных ресурсов.

Общение родителей по вопросам, связанным с трудоустройством, здоровьем, жильем, уходом за детьми, образованием и другими нуждами семей.

24. Обмен литературой.

Детский сад может создать библиотеку интересных книг, статей, буклетов, видео- и аудиокассет, которыми родители могли бы пользоваться.

Предложения для работы с родителями

Советы, предлагаемые ниже, могут помочь активизировать участие родителей.

25. Уважение к роли родителей.

Укрепляйте взаимное уважение между воспитателями и родителями.

26. Поощряйте участие родителей, содействуйте им. Подсказывайте родителям, как они могут участвовать в программе детского сада.

27. Старайтесь разнообразить виды участия родителей, проявляйте гибкость и творчество.

У разных семей разные интересы, ресурсы и образ жизни. Что подходит одной семье, не подходит другой.

28. Позволяйте семьям самим решать, как они могут помогать детскому саду наилучшим образом.

Добейтесь того, чтобы семьи понимали, что их участие в программе ценится и что любой вклад с их стороны приветствуется.

29. Говорите с семьями о надеждах воспитателей и родителей. Обсудите, как вы будете поддерживать контакты с самого начала посещения ребенком детского сада.

30. Будьте терпеливыми.

Участие родителей — возможно, новая область для воспитателей и семей, а на развитие новых контактов требуется время. Программа, в которой активно участвуют родители, строится на маленьких поэтапных достижениях.

31. Делайте акцент на сильных сторонах ребенка, семьи и давайте положительное подкрепление.

Родители и воспитатели ждут друг от друга взаимного одобрения и признания, что они хорошо делают свое дело. Сосредоточьте внимание и подчеркивайте сильные стороны ребенка и семьи. Даже опытные родители и воспитатели нуждаются в подтверждении их уникального вклада в развитие ребенка.

32. Поддерживайте тесные контакты.

Каждый воспитатель должен разговаривать с родителями каждого ребенка по крайней мере раз в неделю.

33. Выражайте свою признательность.

Давайте родителям знать, что вы цените их участие в программе.

34. Постарайтесь вовлекать всю семью.

Отцы часто исключаются из дошкольных программ. Подумайте о том, как творчески привлекать отцов, братьев, сестер и других членов семьи.

35. Поощряйте посещаемость родительских собраний. Проводите собрания в удобное для родителей время. Помогайте семьям найти дополнительные ресурсы для воспитания детей.

36. Сохраняйте конфиденциальность.

Доверие — неотъемлемая часть контактов, основанных на сотрудничестве. Обеспечивайте полную конфиденциальность информации о каждой семье.

37. Учитесь навыкам сотрудничества.

Проводите совместные обучающие занятия родителей и воспитателей для укрепления их сотрудничества.

38. Сотрудничайте с другими партнерами в вашем районе.

Обычно семьи рассчитывают на разные службы и услуги. Дошкольная программа не может предоставить семьям всего спектра услуг, но может сотрудничать с другими программами, которые обеспечат детей и родителей необходимыми услугами (например, со школой и службой здравоохранения).

39. Создайте консультационную группу по проблемам семьи.

СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПРИЕМЫ ДЛЯ РАБОТЫ

С «МОЛЧУНАМИ» И «ГОВОРУНАМИ»

В разговоре с молчунами:

1. Подчеркните, что вы не знаете, что для них важно в данный момент. Например, спросите: «С чего бы вы хотели начать: с того или с этого?»

2. Будьте осторожны в разговоре. Стройте свою речь в соответствии с тоном, скоростью и ответной реакцией собеседника.

3. Учитесь чувствовать себя комфортно, когда ваш собеседник молчит. Обоснуйте вслух это молчание. Например: «Мне кажется, что я задаю вам вопросы, которые трудны для вас. Не сказала ли я что-нибудь, что вас обеспокоило?»

4. Подчеркивайте роль партнера в разговоре: «Я смогу лучше помочь вашему ребенку, если узнаю от вас, что для него важно. Ведь вы знаете его лучше, чем я». Подчеркните, что у партнера есть особые сведения о предмете разговора: «То, что вы сказали мне о боязни вашего ребенка перед сном, очень важно. Вы не против, если я задам вам еще несколько вопросов, прежде чем мы примем решение, как ему помочь?»

5. Помните, что молчание — это нормально. Не пытайтесь заполнить пустоту разговором.

В разговоре с «говорунами»:

1. Перед началом беседы оговорите ее содержание и время. Например:

— У вас много тревог по поводу поведения вашего ребенка. Сегодня мы сможем обсудить только одну из них, а об остальных поговорим попозже.
— Не могли бы вы рассказать в двух словах о…
— Какая из задач наиболее важна для вас в этом году?
— Нам потребуется 40 минут для сегодняшнего разговора. Мне необходимо коснуться некоторых проблем, а также узнать вашу точку зрения.
— Я должна прервать вас, так как наше время истекло.

2. Прервите разговор. Например:

— У нас осталось пять минут. Мне необходимо начать работу по…
Прерывая разговор, проявите вежливость и предупредительность. Например:
— Вы хотите так много сказать об этом, и я чувствую, что вы расстроены тем, что я вас прерываю…
— Есть ли еще кто-нибудь, с кем бы вы могли поговорить об этом, а я вынуждена прервать вас, хотя понимаю, что для вас это важно.

Итак, не позволяйте себе идти на поводу у разговорчивых. Помните: их потребности обоснованы, ваши — тоже. Укажите на вопросы, представляющие интерес, ограничьте время, планируйте его заранее. Можете прерывать разговор. Разработайте тактичное «свертывание» разговора.

ВЫСВЕЧИВАНИЕ ПРОБЛЕМ

Этот прием полезен при работе с семьей, которая скрыла от вас свои трудности.

1. Проверьте свое отношение к проблеме — является ли эта проблема важной для вас, или она должна решаться семьей.

2. Если вы приняли решение высветить проблему, примите во внимание возможную реакцию семьи.

3. Потренируйтесь (сами или с сотрудниками), что вы хотите сказать родителям.

4. Выбирайте для разговора такое время, когда дети не будут слышать вас. Постарайтесь, чтобы в это время отсутствовали возможные раздражители. Убедитесь, что времени для обсуждения проблемы достаточно и у вас, и у родителей.

5. Выбирайте только одну проблему для обсуждения.

6. Когда вы обсуждаете проблему, попытайтесь расслабиться и слегка снизить голос. Иногда помогает, если вы выскажете вслух то, что вы чувствуете: «Я немного волнуюсь, говоря об этом, и не хочу вас смущать, но я знаю, как вы заботитесь о вашем ребенке, поэтому и решила поделиться с вами».

7. Будьте готовы получить ответ «нет». Не спорьте с родителями и не настаивайте на своей точке зрения, просто еще раз объясните причину вашего беспокойства.

8. Потерпите, если родители не хотят обсуждать поставленную вами проблему. Вы можете сказать: «Если когда-нибудь в будущем вы захотите поговорить об этом, дайте мне знать».

Избегайте:

— спорить с родителями;
— добавлять новых проблем;
— вставать на защитную позицию;
— уходить от поставленной проблемы.

ЧТО МОГУТ ДЕЛАТЬ РОДИТЕЛИ В ДЕТСКОМ САДУ:

— читать детям рассказы, сказки, истории;
— приносить различные игрушки для общих игр;
— собирать природные материалы для деятельности детей: камешки, семена, раковины и т.п.;
— участвовать в праздниках (например, к празднику «День моей семьи» принести альбомы, семейные реликвии, рассказать детям о себе, своей семье и т.д.).

ФОРМЫ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ В ДЕТСКОМ САДУ

  • Посещение семьи на дому.
  • Индивидуальные и групповые беседы.
  • Родительские собрания.
  • Конференции.
  • «Круглые столы».
  • Семинары.
  • Тренинги.

gym1534uz.mskobr.ru

Способы и методы привлечения родителей к взаимодействию и взаимопониманию

СПОСОБЫ И МЕТОДЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ К ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ И ВЗАИМОПОНИМАНИЮ.

  1. ВВЕДЕНИЕ

Главным в работе любого ДОУ являются сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, их творческое и интеллектуальное развитие, обеспечение условий для личностного роста. Успешное осуществление этой большой и ответственной работы невозможно в отрыве от семьи, ведь родители – первые и главные воспитатели своего ребенка с момента рождения и на всю жизнь.

В соответствии с Законом «Об образовании», где записано, что родители являются первыми педагогами, они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте. В этой связи изменяется и позиция дошкольного учреждения в работе с семьей.

В основе взаимодействия дошкольного учреждения и семьи лежит сотрудничество, т.е. совместное определение целей деятельности, совместное распределение сил, средств, предмета деятельности во времени в соответствии с возможностями каждого участника, совместный контроль и оценка результатов работы, а затем и прогнозирование новых целей, задач и результатов.

  1. СПОСОБЫ И МЕТОДЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ К ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ И ВЗАИМОПОНИМАНИЮ.

Начинать необходимо с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду. Проведение анкетирования, личных бесед на эту тему поможет правильно выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.

Родителей детей, посещающих сегодня дошкольные образовательные учреждения, можно условно разделить на три группы.

Первая группа – это родители, очень занятые на работе, которым детский сад просто жизненно необходим. Но, несмотря на это, они ждут от детского сада не только хорошего присмотра и ухода за ребенком, но и полноценного развития, оздоровления, обучения и воспитания, организации интересного досуга. Эта родительская группа вряд ли сможет в силу занятости активно посещать консультации, семинары, тренинги. Но при правильной организации взаимодействия они с удовольствием дома изготовят вместе с ребенком семейную работу на конкурс, подберут фотографии на выставку, в удобное для них время примут участие в заранее объявленных мероприятиях, например в веселых стартах или субботнике.

Вторая группа – это родители с удобным рабочим графиком, неработающими бабушками и дедушками. Дети из таких семей могли бы не посещать детский сад, но родители не хотят лишать ребенка полноценного общения, игр со сверстниками, развития и обучения. Задача педагогов – не допустить, чтобы эта родительская группа осталась на позиции пассивного наблюдателя, активизировать их педагогические умения, вовлечь в работу детского сада.

Третья группа – это семьи с неработающими мамами. Эти родители тоже ждут от детского сада интересного общения со сверстниками, получения навыков поведения в коллективе, соблюдения правильного режима дня, обучения и развития. Задача воспитателя – выделить из этой родительской группы энергичных мам, которые станут членами родительских комитетов и активными помощниками воспитателей. На эту родительскую группу воспитателю необходимо опираться в подготовке родительских собраний, проведении праздников, конкурсов, выставок и т.п.

Содержание работы педагога с родителями включает в себя, по сути, все вопросы воспитания и обучения детей, с которыми педагог знакомит родителей дошкольников. Для обсуждения с родителями не существует второстепенных тем, поскольку родителям необходимы знания об особенностях развития ребенка, задачах воспитания, методах, организации предметно-игровой среды, подготовке его к обучению в школе и др. Они хотят получить ответ на вопрос: «Как поступить в том или ином случае?».

Всем родителям необходимы педагогические знания, с рождением ребенка они вынуждены овладеть профессией воспитателя. Педагоги детских садов – профессионалы, они готовы помочь в воспитании детей. Важно ориентироваться на потребности семьи, запросы родителей, а не просто им читать доклады или лекции. Современные родители достаточно грамотны, имеют доступ к педагогической информации. Есть родители, приобретающие педагогическую литературу или выписывающие периодические издания, некоторые родители могут получить необходимую информацию через Интернет, но часто они пользуются случайной литературой, бессистемно. Иногда воспитывают детей интуитивно, «как воспитывали меня», некритично относятся к тем или иным проявлениям ребенка. Важно активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях, распространять положительный опыт воспитания в семье: проведение семейных досугов, следование семейным традициям, опыт закаливания детей, семейного чтения и т.д. Тезис о педагогической несостоятельности семьи уже потерял свою актуальность.

Родители младших дошкольников испытывают трудности, связанные с кризисом трех лет, капризами и упрямством ребенка, а родители старших дошкольников говорят о проблемах, связанных к ранней подготовке их к школе. Завышенные установки родителей негативно влияют на развитие маленьких детей, их самооценку. По мнению детских психологов, в результате несоответствия родительским ожиданиям у ребенка может возникнуть невроз, поэтому – необходимо беречь нервную систему ребенка, не перегружать его знаниями. Конечно, нужно готовить детей к обучению в школе, развивать их интеллект, но без ущерба для общего развития. Здесь задача воспитателей – помочь родителям в решении задач интеллектуального развития детей.

В разработке содержания занятий с родителями играет роль и приоритетное направление ДОУ: для детей с физического воспитания на первый план выносятся такие темы для обсуждения, как «Физическое воспитание и развитие ребенка», «Закаливание», «Защита психики ребенка», «Развитие движений», «Спортивный досуг», «Рекомендации для родителей» и т.д. Если это художественно – эстетическое направление, то акцент делается на сущности и задачах эстетического воспитания, их решении в разных возрастных группах. Целесообразно познакомить родителей с организацией досуга и праздников в условиях учреждения и семьи, подключать их к подготовке и проведению подобных мероприятий. Тематика общения с родителями может включать проблемы обучения детей рисованию, развитию музыкального восприятия. Хорошо подключать к консультации специалистов (например, психологов, музыкального руководителя), проводить открытые просмотры детского творчества.

  1. Формы общения педагога с родителями в ДОУ

Содержание работы с родителями реализуется через разнообразные формы. Главное – донести до родителей знания. Существуют традиционные и нетрадиционные формы общения педагога с родителями дошкольников, суть которых – обогатить их педагогическими знаниями. Традиционные формы подразделяются на коллективные, индивидуальные и наглядно-информационные.

К коллективным формам относятся групповые родительские собрания, конференции, «Круглые столы» и др. Повестка дня может быть разнообразной, с учетом пожеланий родителей. Например, предлагаем такие темы: «Знаете ли вы своего ребенка», «Воспитание послушания у детей», «Методы педагогического воздействия» и др. Традиционно повестка дня включает в себя чтение доклада, хотя от этого следует уходить, как отмечалось нами выше, лучше вести диалог с использованием методов активизации родителей. По мнению лекторов, «чтение по бумажке вызывает сон с открытыми глазами». Не рекомендуется применять в работе с родителями казенных слов типа «доклад», «мероприятия», «повестка дня», «явка строго обязательна». Если педагог читает текст, не отрываясь, складывается впечатление, что он некомпетентен в излагаемых вопросах. В сообщении важно представить особенности жизни группы и каждого ребенка. К выступлению на собраниях могут подключаться специалисты детского сада (врач, логопед, психолог и др.), а также специалисты среди родителей, которые имеют отношение к дошкольному детству (педиатр, юрист и др.). Собрание готовится за ранее, объявление вывешивается за 3-5 дней.

Хочется предостеречь педагогов от увлечения развлечениями: некоторые считают, что с родителями надо попить чаю, провести игры. В этом случае педагогическое содержание «уходит». Целесообразно сочетать разные формы работы, например, после проведения развлекательных мероприятий с родителями можно организовать беседы и собрания. На общих родительских собраниях обсуждаются проблемы воспитания детей.

К индивидуальным формам относятся педагогические беседы с родителями; это одна из наиболее доступных форм установления связи с семьей. Беседа может быть как самостоятельной формой, так и применяться в сочетании с другими, например, она может быть включена в собрание, посещение семьи. Цель педагогической беседы – обмен мнениями по тому или иному вопросу; ее особенность – активное участие и воспитателя и родителей. Беседа может возникать стихийно по инициативе и родителей и воспитателя. Последний продумывает, какие вопросы задаст родителям, сообщает тему и просит их подготовить вопросы, на которые бы они хотели получить ответ. В результате беседы родители должны получить новые знания по вопросам обучения и воспитания дошкольника.

Отдельную группу составляют наглядно-информационные методы. Они знакомят родителей с условиями, задачи, содержанием и методами воспитания детей, способствуют преодолению поверхностного суждения о роли детского сада, оказывают практическую помощь семье. К ним относятся записи на магнитофон бесед с детьми, видеофрагменты организации различных видов деятельности, режимных моментов, занятий; фотографии, выставки детских работ, стенды, ширмы, папки-передвижки.

Для привлечения родителей к деятельности дошкольного учреждения разработана специальная методика, которая включает три этапа:

первый – актуализация потребностей родителей в образовании собственного ребенка;

второй – педагогическое просвещение родителей как заказчиков на образовательные услуги в дошкольном учреждении;

третий – партнерство педагогов и родителей в деятельности дошкольного учреждения, в основу которого заложены идеи гуманизации

Для реализации содержания работы в дошкольном учреждении используются коллективные и индивидуальные формы деятельности. Целесообразно сочетание коллективных и индивидуальных форм взаимодействия: беседу, задушевный разговор, консультации – размышления, выполнение индивидуальных поручений, совместный поиск решения проблемы, переписку и т.п. Эти формы могут стать эффективными только в том случае, если удалось найти индивидуальный стиль взаимоотношений с каждым родителем. Важно расположить к себе родителей, завоевать их доверие, вызвать на откровенность, разбудить желание поделиться с педагогом своими мыслями, сомнениями. Все это поможет лучше понять ребенка, найти оптимальные способы решения проблем воспитания конкретной личности в ДОУ и дома. Психологическим условием такого успешного межличностного взаимодействия является внимательность, проникновенность, неторопливость.

Практика показывает, что для установления диалога с семьями воспитанников педагогам важно активно использовать язык поддержки и соучастия, давать понять родителям, что их внимательно слушают и слышат. Это достигается при помощи разнообразных способов коммуникации (активное слушание, контакт глаз, уместный комплимент, улыбка и пр.), но не ради соответствия ожиданиям семьи, чтобы произвести хорошее впечатление или утвердить свою правоту, а с целью создать эмоционально положительную атмосферу заинтересованного разговора, совместного решения проблем.

Изучать особенности воспитания ребенка в семье достаточно сложно. Используемые обычно наблюдения, анкетирование и беседы дают неполную картину, так как родители не раскрывают до конца свои взаимоотношения с детьми, а чаще всего просто скрывают. Происходит это из-за того, что родители либо не хотят, либо затрудняются рассказать о своих впечатлениях, переживаниях.

Анализ практики работы педагогов и руководителей ДОУ выявил 2 вида форм совместной работы:

Совместные мероприятия педагогов и родителей

  1. родительские собрания

  2. диспуты

  3. конференции

  4. педагогические советы

  5. консультации

  6. попечительский совет

  7. беседы

  8. встреча с администрацией

  9. вечера для родителей

  10. школа для родителей

  11. кружки для родителей

  12. посещение семей на дому

  13. тематические выставки

  14. родительский комитет

Совместные мероприятия педагогов, родителей и детей

  1. дни открытых дверей

  1. выпуск газеты

  2. турниры знатоков

  3. просмотры фильмов

  4. кружки

  5. концерты

  6. КВН, викторины

  7. оформление групп

  8. праздники

  9. соревнования

  10. семейные конкурсы

  11. благоустройство ДОУ и территории

  1. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, можно отметить, что жизненный уклад семьи играет большую роль в жизни ребёнка. Именно в семье формируются главные устои человека. Ведь какими прекрасными бы не были наши детские сады, главными воспитателями мысли малышей являются мать и отец. Семейный коллектив, где ребёнка вводят в мир зрелости и мудрости старших, это такая основа детской мысли, которую в дошкольном возрасте не может заменить никто.

Однако все мы прекрасно понимаем, что воспитание детей в семье и в детском саду преследует единые цели и задачи, стремление реализовать в совместной деятельности комплексный подход к воспитанию.

Многие родители допускают ошибки в воспитании, но не хотят их видеть и исправлять; другие считают, что заниматься воспитанием ребёнка должны педагоги, поскольку «это их обязанность». Поэтому задача воспитателей заключается в правильной организации взаимодействия с родителями своих воспитанников.

gigabaza.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *