Что нужно, чтобы стать судьей
Многие абитуриенты стараются поступить в престижные ВУЗы, выбирая такие же факультеты, например, юридические. Большая часть выпускников планируют занимать престижные должности, что позволит иметь высокий социальный статус и материальное положение. По этой причине после окончания учебного заведения они стараются работать в суде, органах прокуратуры, адвокатуре, нотариальной конторе, кто-то становится полицейским.
Кто может стать судьей
Судья – смысл жизни, а не работа или профессия. Выясните, не привлекался ли кто из родственников к административным или уголовным наказаниям, ведь судья – эталон честности, должен быть кристально чистым. Прежде чем назначить судьей, проводят полную проверку, даже родителей и родственников супруга.
Судья — вершитель правосудия, должен обладать совершенными знаниями.
- Независим от власти.
- Подчиняется Конституции или другим законодательным актам.
- Поддерживает репутацию и авторитет судьи. Тактичный, вежливый, сдержанный и уважительно относится к участникам судебного процесса.
- Поддерживает квалификацию.
- Не реагирует на давление или влияние посторонних лиц, проявляет стойкость и мужество.
- Не разглашает информацию, полученную в ходе разбирательства дела.
- Не занимает государственные должности, кроме должности судьи.
- Не выражает симпатии политическим партиям, не состоит в них.
- Не проявляет предубеждения по расовому, половому, национальному или религиозному признаком.
- Не принимает подарков или иных вознаграждений, которые связаны с рабочей деятельностью.
- Не занимается индивидуальным предпринимательством.
- Может заниматься научной, преподавательской, творческой деятельностью.
Квалификационная коллегия выбирает того, кто успешно окончил государственный ВУЗ. Если руководствоваться законом, судьей может стать любой гражданин РФ старше 25 лет, с юридическим стажем не менее 5 лет. Для этого следует обратиться в квалификационную коллегию судей региона проживания и написать заявление о желании сдать экзамены на квалификацию.
Кроме заявления в комиссию, подаются следующие документы:
- Паспорт гражданина РФ.
- Анкету, где указаны сведения о претенденте.
- Диплом о юридическом образовании.
- Трудовая книжка или другой документ, подтверждающий юридический стаж.
- Справка о состоянии здоровья, подтверждающая отсутствие ряда заболеваний, препятствующих работе.
Документы принимают и проверяют в отделе кадров Судебного департамента. После рассмотрения, документы передают в экзаменационную комиссию, которая находится при квалификационной коллегии.
Видео материал
к содержанию ↑Экзаменационная комиссия
Экзаменационная комиссия принимает экзамен в течение месяца, со дня подачи заявления. Комиссия состоит из 12 человек, задает вопросы, если на один из них дан неправильный ответ, экзамен провален. В ходе экзамена разрешено пользоваться нормативными документами. Самые сложные вопросы – практические. Понадобится полная концентрация внимания, нужно учитывать каждую мелочь.
После успешной сдачи квалификационного экзамена, претендент получает удостоверение о сдаче. Результаты экзамена действительны 3 года. После сдачи экзамена претендент может обратиться в коллегию судей с заявлением, чтобы его рекомендовали на имеющуюся вакантную должность. В заявлении указывается, каким судьей хочется работать, мировым или федеральным.
В обязанности мирового судьи входят гражданские споры: расторжение брака, имущественные споры, раздел имущества, трудовые споры. Некоторые уголовные дела, где применяется наказание не более 3 лет лишения свободы. Все дела вне имеющейся зоны юриспруденции мирового судьи, рассматривает федеральный судья.
Кроме заявления, подается ряд документов:
- Паспорт гражданина РФ.
- Анкету, где указаны сведения о претенденте.
- Диплом о юридическом образовании.
- Трудовая книжка или другой документ, подтверждающий юридический стаж.
- Справка о состоянии здоровья, подтверждающая отсутствие ряда заболеваний, препятствующих работе.
- Документ, подтверждающий сдачу квалификационного экзамена.
- Характеристику с места работы. Если отработаны не по юридической специальности, указываются еще 5 лет стажа юридической практики. Характеристика выдается претенденту на должность в течение недели.
- Сведения о доходах и имуществе. Также предоставляются сведения о доходах супругов и сведения о несовершеннолетних детях, согласно закону РФ «О статусе судей в Российской Федерации» от 26.06.1992 г. № 3132 в редакции Закона РФ от 25.12.2008 г. №274-Ф3.
После коллегия судей проверяет достоверность предоставленных документов и фактов. Квалификационная коллегия оставляет за собой право обратиться в правоохранительные или иные органы на факт проверки достоверности документов. Претендентов проверяют через ФСБ, МВД, прокурорскую проверку и проверку таможенной службы.
Если органами выявлена недостоверность сведений или фактов, комиссия вправе отказать претенденту на должность. Если никаких нарушений не обнаружено, комиссия рекомендует претендента на вакантную должность. Решение коллегии возможно обжаловать через суд, если нарушен установленный законом порядок отбора претендентов.
к содержанию ↑Статус судей
Претендент на звание районного судьи должен быть не моложе 25 лет, с 30 летнего возраста можно претендовать на должность среднего звена — областного. Претенденты на должность судьи Верховного или Высшего арбитражного суда, не должны быть моложе 35 лет и иметь не менее 10 лет судебной практики. На должность судьи Конституционного суда — от 40 лет, судебная практика — не менее 15 лет. В должности можно находиться до 70 лет.
Почему существуют ограничения в возрасте? Для того, чтобы человек накопил жизненный опыт.
Неприкосновенность, гарантированная конституционными законами. Распространяется на членов семьи. Судья, который отработал 20 лет получает от государства пожизненное содержание. Претенденты на должность не должны состоять в наркологическом или психоневрологическом диспансерах.
Судья обязан руководствоваться в практике принципами неподдельной честности и исключительной справедливости. Выносить вердикты, строго следуя законодательным актам, опираясь на юридические знания, по справедливости и на основе богатого жизненного опыта. При вступлении в должность, кандидат дает клятву в выполнении обязанностей, руководствуясь только законом, беспристрастно и справедливо вершить правосудие, как велит совесть и долг.
Необходимость таких требований связывают со спецификой и особой профессиональной деятельностью, которая осуществляется только в соответствии с Кодексом чести судьи Российской Федерации.
Загрузка …Построить карьеру судьи реально, но нелегко. Удачи!
Оцените статью: Загрузка…
Предыдущие статьи из категории «Карьера и финансы»
4damki.ru
Законность должна быть ведущим принципом государственного управления

Александр Красько: «Законность должна быть ведущим принципом государственного управления…»
«Встретимся в суде!» – в последнее время эта фраза стала почти крылатой. Правовая грамотность нашего общества постепенно растет, и россияне медленно, но верно учатся разрешать свои конфликты и споры цивилизованным способом – в зале суда. Не составляют исключения и люди служивые. Для них предусмотрены особые судебные учреждения. Правда, сами военные судьи давно уже форму не носят, и в зале для судебных заседаний появляются в мантии, как и их коллеги в общих судах. Что изменилось в работе военной фемиды сегодня? Об этом корреспондент газеты беседует с председателем Западно-Сибирского окружного военного суда Александром Адамовичем Красько.
– Сначала несколько слов о себе. Как вы стали военным судьёй? Не жалеете, что избрали для себя столь трудную профессию?
– Я родился в 1967 году в городе Омске. В детстве, как многие мальчишки той поры, мечтал стать военным. Поэтому после школы поступил в Омское высшее общевойсковое командное училище имени М.В. Фрунзе, которое окончил в 1989 году.
Пять лет служил на Дальнем Востоке в мотострелковых войсках, занимал различные командные должности. По службе, как и всякому строевому офицеру, мне, конечно, приходилось сталкиваться с военными судьями и наблюдать со стороны работу военной фемиды. По совету друзей, бывших сослуживцев, серьезно увлекся юридическими дисциплинами и решил поступать в Военную академию экономики, финансов и права на специальность «Юриспруденция», которую с отличием закончил в 1997 году. До сих с благодарностью вспоминаю своих учителей – профессоров Х.М. Ахметшина, А.А. Тер-Акопова, А.С. Кобликова, которые дали мне твердые знания, необходимые для судебной работы.
С 1997 года последовательно занимал должности судьи и заместителя председателя в Новосибирском гарнизонном и Западно-Сибирском окружном военных судах. Указом Президента Российской Федерации от 3 февраля 2011 года назначен председателем окружного военного суда.
О выборе профессии военного судьи не пожалел ни разу: это ответственная, интересная, творческая работа, которая заставляет всегда держать себя в «форме» – иметь активную жизненную позицию, отслеживать изменения законодательства и судебной практики, уметь разрешать правовые коллизии и находить решения сложным вопросам.
– Каковы основные функции и задачи Западно-Сибирского окружного военного суда? В связи с образованием Центрального военного округа произошли ли изменения в его работе?
– Западно-Сибирский окружной военный суд – это вышестоящая судебная инстанция для восьми гарнизонных военных судов на территории Сибирского Федерального округа от Омской области до Красноярского края, от Республик Тыва и Хакасия до Крайнего Севера. Большую часть работы окружного военного суда составляет проверка уголовных, гражданских и административных дел, рассмотренных гарнизонными военными судами в связи с жалобами участников процесса и представлениями прокуроров. Часто окружной военный суд выступает в качестве первой инстанции, рассматривает гражданские дела, связанные с государственной тайной, уголовные дела о совершении наиболее тяжких преступлений. С декабря 2009 года окружные (флотские) военные суды могут рассматривать уголовные дела о терроризме, если их рассмотрение в областных и равных им судах создает угрозу для жизни и безопасности участников процесса и их близких родственников. Эти изменения закона говорят о важности быстрого и правильного рассмотрения дел этой категории, кроме того, это знак доверия и уверенности в профессионализме военных судей.
Проведенная прошлой осенью реформа военно-административного деления Вооруженных Сил РФ не изменила территориальную подсудность окружного военного суда. Юрисдикция деятельности окружных и флотских военных судов определена федеральным законом. Ее изменение не имело под собой веских оснований, поскольку, военные суды рассматривают дела с участием военнослужащих и других федеральных органов, где предусмотрена военная служба – внутренних войск МВД России, ФСБ России, и её Пограничной службы, МЧС и т.д. У этих органов нет деления на округа, либо оно отличается от деления округов Вооруженных Сил России. Более того, сокращение количества окружных военных судов неминуемо негативно сказалось бы на доступности к правосудию, ведь территории, которые обслуживают суды – огромны.
– Какие направления работы окружного военного суда кажутся сегодня вам наиболее приоритетными?
– Безусловно, единственным и от того приоритетным направлением деятельности суда является осуществление правосудия и защита прав военнослужащих и лиц, уволенных с военной службы, а также интересов государства. Это определено в статье 18 Конституции России. Судебная система России находится в состоянии реформирования, поэтому в последнее время появились новые перспективные направления.
Как и все другие суды общей юрисдикции, окружной военный суд готовится к переходу на новую систему пересмотра судебных решений. По гражданским делам она будет введена с 1 января 2012 года, а по уголовным с 1 января 2013 года.
В декабре 2010 года были приняты два федеральных закона, которые устанавливают, что все решения судов первой инстанции, не вступившие в законную силу, будут пересматриваться в вышестоящих судах в апелляционном порядке. Вступившие в законную силу решения будут пересматриваться президиумами областных и окружных (флотских) судов в кассационном порядке (это сегодня именуется надзорным порядком пересмотра). Право надзорного пересмотра останется за высшей судебной инстанцией – Президиумом Верховного Суда РФ. Эта реформа предусматривает увеличение временных затрат на пересмотр дела, а поэтому увеличится и численность судей и работников аппаратов судов.
Вторым ведущим направлением деятельности суда является выполнение Федерального закона от 28 декабря 2009 года № 262-ФЗ, неофициально именуемого «Закон о прозрачности правосудия». Расширение использования информационных технологий изменило нашу жизнь, сделав её неотъемлемыми элементами компьютер и мобильный телефон. Правосудие не может оставаться в стороне от технического прогресса, оно должно разумно использовать его возможности для облегчения доступа граждан к правосудию. Сегодня суды имеют свои сайты, на которых размещаются не только сведения о составе суда, режиме его работы, бланки процессуальных документов, но и графики судебных заседаний, тексты вступивших в законную силу судебных актов и др. Безусловно, это облегчает гражданам доступ к правосудию. Работа с посетителями ведется и через Приемную суда, куда граждане могут подать документы и выяснить интересующие их процессуальные вопросы. Вместе с тем, имеется ряд проблем, больше технического и организационного характера, которые предстоит решать, но эти затраты труда, времени и средств должны принести желаемый результат – свободный доступ военнослужащих и представителей командования воинских частей к правосудию.
Еще одна наша важная задача – правовоспитательная и профилактическая работа в войсках и воинских формированиях. На этом участке работы основная нагрузка ложится на плечи судей гарнизонных военных судов. Важнее предупредить преступление, чем потом расследовать его и осуждать человека. У военных судов всегда был мощный и разнообразный арсенал средств в этом направлении. Проведение лекций, занятий и бесед в воинских коллективах, рассмотрение уголовных дел в расположении воинских частей либо в присутствии личного состава, объявление приговоров в приказах военного командования – вот лишь малый перечень средств предупреждения не только преступлений, но и всех правонарушений в целом. Приятно отметить, что командование само заинтересовано в введении такой работы: оно предлагает планы совместной работы, мы их обсуждаем, стараемся сделать их не формальными, а способными принести реальную пользу. Мероприятия планируются с учетом климата в воинском коллективе. Я, как председатель окружного военного суда, принимаю участие в работе военных советов и совещаний, проводимых командующим войсками Центрального военного округа и регионального командования Внутренних войск МВД РФ, Пограничным управлением ФСБ РФ по НСО.
Немаловажную роль в обеспечении законности и правопорядка играют средства массовой информации, которые освещают проходящие в военных судах процессы. Конституция и закон открывает двери практически на все судебные процессы, за исключением тех, в которых есть охраняемая тайна (государственная, личной жизни и пр.). Взаимодействие суда и СМИ – важное средство в поддержании авторитета суда в обществе. Освещение судебных процессов и предоставление информации «их первых рук», т.е. от суда – гарантия надежного информирования общества о происходящих судебных процессах. Если суд закрыт для прессы и хранит каменное молчание, то журналисты вынуждены получать информацию у сторон, нередко не довольных результатами процесса.
– Какова ситуация сегодня в армии и силовых структурах с точки зрения закона? Каких дел стало в Вашем военном суде больше?
– Законность должна быть ведущим принципом государственного управления. Но, как показывает судебная практика, он соблюдается не всегда и не везде, что обуславливает подачу заявлений в суды и возбуждение уголовных дел. Изначально, в советское время военные трибуналы рассматривали только уголовные дела. Судимость в советской армии, по сравнению с цифрами сегодняшнего дня, была меньше. Дел, которые сегодня именуются гражданскими, не было в принципе. После 1993 года появились заявления об оспаривании решений, действий (бездействия) воинских должностных лиц, однако их количество было невелико. Примерно с начала 2000-х количество гражданских дел стало превышать количество уголовных дел. Они и до настоящего времени превалируют в судебной нагрузке. В Новосибирский гарнизонный военный суд иногда в день поступают до 80 заявлений.
Также военные суды рассматривают дела об административных правонарушениях военнослужащих по правилам, установленным Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. Специфичной категорией дел, которая отличает военные суд от всех иных судов, являются материалы о назначении дисциплинарного ареста за совершение грубых дисциплинарных проступков военнослужащими. Ранее весь объем дисциплинарных полномочий, вплоть до помещения на гауптвахту, находился в руках командиров и начальников. За это Россию критиковали, в том числе и Европейский Суд по правам человека. Согласно сформулированным им позициям, если наказание (не важно, уголовное или дисциплинарное) связано с лишением или ограничением свободы, пусть даже и кратковременным, то принятие решения о таком наказании должно происходить в судебном порядке. Россия не стала создавать еще одну ветвь судебной системы – дисциплинарные суды для военнослужащих, а наделила полномочиями по назначению дисциплинарного ареста уже существующие военные суды. Вывод один – работы хватает.
– Как Вы отметили, в настоящее время от военнослужащих в военные суды стало поступать гораздо больше заявлений о защите их прав, чем раньше. С чем, на Ваш взгляд, это связано?
– Большой прирост гражданских дел наблюдался в 2009-2010 годах – практически в три раза по сравнению с показателями 2008 года. Причин этому как видится две. Первая – стало больше случаев, поводов для обращения в суд. Идущие организационно-штатные мероприятия не проходят без ущемления прав или законных интересов военнослужащих; государство по объективным причинам не всегда может выполнить закрепленные в законе обязательства, например, по обеспечению военнослужащих жилыми помещениями. Поэтому военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, ищут защиту своих прав в судах. Второй причиной, хотелось бы верить, является повышение авторитета суда в глазах общества, открытость судебной системы Российской Федерации. Поэтому граждане все чаще обращаются в суды, а не ищут незаконных способов решения своих проблем.
– Принято считать, что офицер и уголовное дело – две вещи несовместимые, ведь человек в погонах должен быть образцом законопослушного гражданина. А как на самом деле? Растет ли офицерская преступность?
– К сожалению, офицерская преступность остается на весьма высоком уровне около 8-9 процентов в общей структуре судимости, ее процент по отношению к другим категориям военнослужащих ежегодно растет. Наиболее распространены среди офицеров преступления, связанные с превышением должностных полномочий в виде применения к подчиненным неуставных мер воздействия. Преступления офицеров корыстной направленности обусловлены желанием получить имущественную выгоду посредством незаконного списания материальных средств, незаконного использования личного состава и военной техники. Такие преступления во всех случаях причиняют имущественный вред государству, подрывают авторитет власти командиров (начальников). Решающая роль в этом вопросе у военного командования: начиная от подбора и расстановки кадров, заканчивая реальным контролем за их деятельностью, выявлением преступлений и безусловным привлечением виновных к ответственности.
– Государственная тайна, особая секретность. Что представляют сегодня эти понятия в Вооруженных Силах, и были ли в вашей практике судебные дела, связанные с нарушением государственной тайны?
– Активная роль в защите государственной тайны – особенность, отличающая военные суды от всех иных. Дела, связанные с государственной тайной, встречаются в практике нашего военного суда. Это и гражданские дела, в которых военнослужащие оспаривают решения органов ФСБ России о прекращении допуска к сведениям, составляющим гостайну.
Как показывает практика нашего суда, решения органов ФСБ России о прекращении допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, являются правомерными, поскольку обусловлены серьезными нарушениями военнослужащими закона «О государственной тайне». С другой стороны, это и уголовные дела о разглашении сведений, составляющих государственную тайну. Таких уголовных дел немного.
– Недавно военные суды претерпели «девоенизацию»: судьям пришлось снять погоны. Повлияло ли это обстоятельство на их работу?
– В 2009 году был принят закон, устанавливающий, что судья военного суда обязан либо приостановить свою военную службу или уволиться с неё, для того, чтобы сохранить должность судьи. В нашем окружном военном суде эти мероприятия закончены. Каких-либо изменений, существенно влияющих на ход нашей работы, мы не видим, поскольку продолжают осуществлять правосудие судьи, работавшие на момент принятия закона. Приоритетным правом назначения на должность судьи военного суда пользуются лица, имеющие офицерское воинское звание, как состоящие на военной службе, так и пребывающие в запасе или находящиеся в отставке. С переменами можно будет столкнуться тогда, когда в военные суды придут лица без «военного прошлого» – например, гражданские лица с высшим юридическим образованием, полученным не в Военном университете, а в классическом ВУЗе, и возможно даже без военной кафедры. Нам бы хотелось видеть будущими судьями специалистов, пришедших в суд на должности работников аппарата суда, выпускников известных российских вузов с глубокой теоретической подготовкой и хорошими навыками составления процессуальных документов.
Кстати, «снятие погон» открыло в систему военной юстиции дорогу для женщин, отвечающих требованиям к судьям. Такое явление как женщина – военный судья в советское время практически отсутствовало. В начале 2000-х в Московском и Северо-Кавказском военных округах служили «Фемиды в погонах». Возможно, представительница прекрасного пола появится в судейском корпусе и нашего военного округа.
– Какие требования в настоящее время устанавливаются при поступлении на государственную службу в качестве судьи военного суда? И реально ли им стать офицеру?
– Использование термина «служба» к работе судьи, на мой взгляд, не совсем верно и не совсем уместно. А.Ф. Кони писал, что труд судьи – это не служба, а служение. Требования к кандидатам на должности военных судей установлены законами о военных судах и о статуе судей. Как и для других судов, это возраст – от 25 лет, наличие высшего юридического образования (с присвоением квалификации «специалист» или «магистр»), отсутствие проблем с законом у него и его родственников, а также состояние здоровья, позволяющее осуществлять правосудие. Закон предусматривает для кандидатов на должности судей военных судов предпочтение в виде военного прошлого, но, как уже говорилось ранее, это обстоятельство сегодня не является решающим. Главным, как видится, является высокая квалификация в области права, трудолюбие, усидчивость и безупречный моральный облик. Без этих качеств судья любого суда не сможет справляться со своей работой, и, соответственно, носить высокое звание судьи. Безусловно, военнослужащий, отвечающий всем, предусмотренным законом требованиям к кандидату на должность судьи, вполне может достичь вершины карьеры в юридической специальности и работать судьей военного суда.
– Спасибо за беседу!
31 декабря 2011
sibirmi.ru
ВОЕННЫЕ СУДЫ… НУЖНЫ ЛИ ОНИ РОССИИ
А.А. АБРАМОВ
Абрамов А.А., майор юстиции,
помощник начальника Военного университета
войсковой ПВО ВС РФ по правовой работе –
старший преподаватель.
На первый взгляд
кажется странным, что за обсуждение данной
проблемы берется офицер юридической
службы, а не представители судебного
корпуса. Но это только на первый взгляд, так
как в Вооруженных силах именно помощникам
командиров по правовой работе чаще других
приходится сталкиваться с работой третьей
ветви власти – судебной властью.
Предметом данной статьи является внесенное
группой депутатов от фракции “Яблоко”
(Игорем Артемьевым, Алексеем Арбатовым и
Сергеем Иваненко) предложение об отмене
органов военной юстиции, с тем чтобы все
правонарушения военнослужащих
рассматривались гражданскими судами.
Основным аргументом данных парламентариев,
как это следует из пояснительной записки к
проекту Федерального закона “Об изменении
подследственности и подсудности уголовных
дел о преступлениях, совершенных
военнослужащими и гражданами, проходящими
военные сборы, административных дел о
правонарушениях, совершенных
военнослужащими, и гражданских дел о защите
нарушенных или оспариваемых прав, свобод и
охраняемых законов интересов
военнослужащих”, является то, что “военные
суды и военная прокуратура, будучи
формально независимы от органов военного
управления и командования воинских частей
и соединений, на самом деле находятся от них
в реальной довольно жесткой зависимости,
поскольку обеспечение социальных гарантий
военных судей, прокуроров и следователей,
присвоение им высших воинских званий,
обеспечение их жильем напрямую зависит от
Министерства обороны. Военные судьи,
военные прокуроры и военные следователи –
часть офицерского корпуса. Это
обстоятельство нередко служит поводом для
подозрений (причем нередко основательных) в
необъективности судей, прокуроров и
следователей в разрешении конфликтов между
офицерами и солдатами, между военными и
гражданскими лицами (и физическими, и
юридическими)”. Кроме того, по мнению
депутатов от фракции “Яблоко”, военные суды
есть не что иное, как “…завуалированное
создание чрезвычайных судов и, строго
говоря, противоречит части 1 статьи 47
Конституции Российской Федерации, в
соответствии с которой никто не может быть
лишен права на рассмотрение его дела в том
суде и тем судьей, к подсудности которых оно
отнесено законом”.
Анализируя данную
записку, нельзя не согласиться с мнением
одного из участников обсуждения
законопроекта на сайте Фонда развития
парламентаризма в России Letter to Admin: “Данный
проект носит чисто академический характер,
не имеющий практической основы под собой”.
Внося на обсуждение какой-либо
законопроект, надо хотя бы знать те
правоотношения, которые должны этим
законопроектом регулироваться. А здесь
наши депутаты проявили полную
некомпетентность, говоря о том, что военные
судьи зависят от органов военного
управления по присвоению очередных
воинских званий и обеспечению жилыми
помещениями.
Должность военных судей
действительно предусматривает наличие
воинского звания, но это не значит, что
присвоение очередного воинского звания
зависит от воли воинского начальника.
Согласно п. 1 ст. 22 Положения о порядке
прохождения военной службы очередное
воинское звание присваивается
военнослужащему в день истечения срока его
военной службы в предыдущем воинском
звании, если он занимает воинскую должность
(должность), для которой штатом
предусмотрено воинское звание, равное или
более высокое, чем воинское звание,
присваиваемое военнослужащему. Как видно
из данной нормы, даже над военнослужащим
Министерства обороны власть командира по
присвоению очередного воинского звания
сильно ограничена, и единственной
возможностью влиять на присвоение
воинского звания является перемещение его
по службе. Что же касается военных судей, то
такая возможность у военной администрации
вообще отсутствует, так как назначение
военных судей на должности производится
Указами Президента Российской Федерации.
Что же касается квартирного обеспечения,
то и здесь “наши” депутаты дали промашку, так
как не учли, что военные судьи сами вправе
определять порядок и способ обеспечения
себя жилыми помещениями. Кстати, в
последнее время стали не редки случаи
обеспечения военных судей жилыми
помещениями именно по линии Судебных
департаментов субъектов Федерации, в
которых жилое помещение получить можно
раньше, чем от Министерства обороны РФ.
Остальные доводы “яблочников” вообще
вызывают недоумение.
Говоря о
неконституционности создания военных
судов, депутатам, видимо, не было известно,
что в 1992 году вопрос легитимности военных
судов оценивался комиссией Совета Европы в
связи с одним из дел. Комиссия сделала
вывод, что военные суды законны, если судьи
назначаются на должности на определенный
срок и не могут быть отстранены от
должности командиром. Деятельность наших
военных судов, по мнению руководства
Европейского Суда по правам человека,
полностью соответствует мировой судебной
практике, прежде всего в плане
независимости суда.
В соответствии со
ст. 1 Федерального конституционного закона
“О военных судах РФ”, принятого в 1999 году,
военные суды Российской Федерации входят в
судебную систему Российской Федерации,
являются федеральными судами общей
юрисдикции и осуществляют судебную власть
в Вооруженных Силах Российской Федерации,
других войсках, воинских формированиях и
федеральных органах исполнительной власти,
в которых федеральным законом
предусмотрена военная служба (далее также –
органы). Военные суды создаются по
территориальному принципу по месту
дислокации воинских частей и учреждений
Вооруженных Сил Российской Федерации,
других войск, воинских формирований и
органов, в открытых для свободного доступа
местах.
Военные суды осуществляют
правосудие самостоятельно, подчиняясь
только Конституции Российской Федерации,
федеральным конституционным законам и
федеральным законам. Судьи военных судов
независимы и в своей деятельности по
осуществлению правосудия никому не
подотчетны. Всякое вмешательство в
деятельность судей военных судов по
осуществлению правосудия недопустимо и
влечет ответственность, предусмотренную
федеральным законом. Гарантии
независимости судей, установленные
Конституцией Российской Федерации,
федеральными конституционными законами и
федеральными законами, не могут быть
отменены или снижены в отношении судей
военных судов.
Что же касается создания
специализированных судов, то именно сейчас
об их создании и идут бурные дебаты.
Непонятна позиция депутатов, которые
говорят, что специализированные суды в лице
военных судов – это плохо, а создание
специализированных административных судов
с особым процессуальным производством –
хорошо. И уже статья 25 только что принятого
Гражданского процессуального кодекса
Российской Федерации гласит, что в
отдельных случаях, предусмотренных
федеральным конституционным законом,
рассмотрение гражданских дел производится
военными и иными специализированными
судами.
О простоте военного
законодательства могут говорить лишь люди,
не сведущие в данной отрасли права. Военное
законодательство – это комплексная отрасль
законодательства, включающая в себя нормы
государственного, административного,
финансового, земельного, уголовного и
других отраслей права, которые регулируют
сферу военного строительства,
специфическую жизнедеятельность
вооруженных сил государства. Уже в
большинстве районных судов мы видим, что
председатели судов для более качественного
и быстрого рассмотрения дел идут по пути
закрепления за судьями рассмотрения
определенных категорий дел. Поэтому
говорить в пояснительной записке к проекту
вышеуказанного Закона о том, что “специфика
военной службы доступна
восемнадцатилетним юношам, призываемым на
военную службу, а тем более взрослым судьям,
имеющим высшее юридическое образование”,
вообще нельзя.
Интересен тот факт, что
наличие военных судов в системе судебной
власти – не какая-то обособленная специфика
России. Военные суды существуют в 35 странах
мира, в том числе в США, Англии, Испании,
Израиле, Франции и других . Показательно,
что, по словам Трапезникова, известного
правозащитника, президента Академии
духовного единства народов мира, вряд ли
они удовлетворили бы взыскательным
требованиям Европейского Суда, так как в
абсолютном большинстве стран военные суды
созданы в системе министерства обороны.
Так, например, в США, стране, считающей себя
эталоном демократии, нет постоянно
действующих военных судов первой
инстанции. Такие суды создаются
соответствующим командованием по каждому
возникшему уголовному делу, а по
необходимости и по другим видам
правонарушений. В каждом виде Вооруженных
сил (сухопутных войсках, военно-морских и
военно-воздушных силах) могут быть созданы:
общие военные суды (Верховные военные
трибуналы), специальные военные суды
(Специальные военные трибуналы) и
дисциплинарные военные суды. После
рассмотрения дела в одном из указанных
судов дело передается на “окончательное”
утверждение в надзорную инстанцию. В состав
военных судов по первой инстанции входят
“примерные строевые офицеры” и военные
юристы. То есть все правонарушения, за
исключением тяжких (убийства,
изнасилования, государственная измена),
рассматриваются не представителями
третьей ветви власти, а фактически самим
военным командованием.
——————————–
Мухин В. Нужно ли
отменять военные суды. Опубликовано на
сайте: Страна.RU. 14.02.03.
Поэтому мы не
должны терять передовые позиции,
достигнутые в области судоустройства. В
настоящее время во многом именно благодаря
военным судам удается обеспечивать высокую
боеготовность войск и законные интересы и
права военнослужащих. В данной ситуации
хотелось бы напомнить “нашим” избранникам
слова первого президента США Джорджа
Вашингтона, что оглядываться назад нам
следует только ради извлечения уроков из
прошлых ошибок и пользы из дорого
купленного опыта. Ведь еще в недавнем
времени можно было прочитать в решении
районного суда, рассматривающего иск
бывшего военнослужащего о восстановлении
на службе, что командование нарушило
порядок расторжения контракта,
установленный Кодексом законов о труде
Российской Федерации.
За свою 300-летнюю
историю военные суды, возникшие по Указу
Петра I в 1716 году наряду с созданием
регулярной армии, зарекомендовали себя как
важный и необходимый государственный
институт. В своем послании от 18 апреля 2002
года Президент Российской Федерации
заявил, что “при становлении армии нового
типа – мобильной и компактной – необходимо
создать достойные социальные условия для
военнослужащих и их семей”. Одним из таких
условий является право на судебную защиту.
Более 85% поданных жалоб военные суды
признали обоснованными и удовлетворили
законные требования военнослужащих. Эти
результаты свидетельствуют о том, что в
войсках допускается значительное
количество нарушений законодательства,
ущемляющих законные права и интересы
военнослужащих. За восстановлением
нарушенных прав обращаются все категории
военнослужащих – от генерала до рядового.
Военные суды стали эффективным правовым
институтом в армии и на флоте, гарантом
защиты прав российских воинов.
Военные
судьи сегодня – это
высококвалифицированные офицеры-юристы, с
хорошими теоретическими знаниями и
жизненным опытом, прошедшие школу
армейской или флотской службы, знающие
жизнь армии и флота не по конспектам, а по
собственной практической работе, имеющие
значительный опыт судебной работы. Около 40%
судей имеют стаж судебной работы от 10 до 20
лет, 31 офицер удостоен почетного звания
“Заслуженный юрист Российской Федерации”.
Может быть, поэтому сроки рассмотрения
уголовных дел, поданных жалоб и исков
военнослужащих соответствуют требованиям
закона, что в практике районных судов редко
встречается. Быстрое и квалифицированное
разрешение обращений военнослужащих
соответствует специфике военной службы,
связанной с постоянным перемещением
личного состава. Среднестатистическое
время рассмотрения дел в районных судах
фактически лишит военнослужащих права на
судебную защиту, и это даже без учета той
ситуации, указанной депутатами, когда судье
придется назначать экспертизу с поручением
ее производства специалисту в области
военного дела. Говоря об экспертах,
законопроектчики противоречат сами себе.
Так, по их мнению, военные судьи зависят от
командования, а специалист в области
военного права, который может взяться лишь
в том же министерстве обороны, не будет
заинтересован в исходе того или иного
дела.
Непонятна и ссылка законодателей
на то, что многие военнослужащие не
доверяют судьям в военных погонах. Недавно
проведенный опрос о необходимости военных
судов в Военном университете войсковой
противовоздушной обороны Российской
Федерации показал, что 87% военнослужащих
считают необходимым наличие военных судов.
Жалобы и иски данных военнослужащих
составляют наибольшую долю в работе
Смоленского гарнизонного военного суда, и
около 90% из них судом удовлетворяется,
причем с соблюдением процессуальных
сроков.
Лишь отрицательное мнение о
законопроекте можно отметить и у
посетителей сайта http://www.legislature.ru, на котором
можно принять участие в обсуждении данного
законопроекта.
В качестве обобщающего
вывода следует подчеркнуть, что
законопроект не учитывает реалий нашего
времени и может лишить наше государство
хорошо отлаженного и необходимого армии
механизма, в конечном счете влечет к
нарушению прав военнослужащих на судебную
защиту, да и государства в целом. И опять
хочу привести слова одного из участников
диспута по данной теме: “Осторожно! Не надо
разваливать то, что хорошо работает.
Посмотрите на качество, сроки производства
дел в военных судах. Военный человек
наконец-то получил доступное и оперативное
правосудие, а его хотят лишить этого.
Большое заблуждение то, что реализация
проекта ничего не будет стоить”.
Действительно, в ходе предвыборной гонки
проблемы военных судов поднимались не раз и
не только в России. Так, судьба военных
судов решалась на территории почти всех
государств бывшего СССР. Однако в настоящее
время данные вопросы с повестки уже сняты
. Считаю, что Россия не должна стать
примером, недостойным для подражания, а
государственные интересы возьмут верх над
чьими-то политическими амбициями.
——————————–
Александр
Золотников. Военные суды… Нужны ли они
Украине. Юридическая практика. М., 2000. N 25
(131).
ССЫЛКИ НА ПРАВОВЫЕ АКТЫ
“КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ”
(принята всенародным голосованием 12.12.1993)
“ГРАЖДАНСКИЙ ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОДЕКС
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ” от 14.11.2002 N 138-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 23.10.2002)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ
КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН от 23.06.1999 N 1-ФКЗ
“О
ВОЕННЫХ СУДАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ”
(одобрен СФ ФС РФ 09.06.1999)
“КОДЕКС ЗАКОНОВ О
ТРУДЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ”
(утв. ВС
РСФСР 09.12.1971)
ПОСЛАНИЕ Президента РФ
Федеральному Собранию
“РОССИИ НАДО
БЫТЬ СИЛЬНОЙ И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОЙ”
УКАЗ
Президента РФ от 16.09.1999 N 1237
“ВОПРОСЫ
ПРОХОЖДЕНИЯ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ”
(вместе с
“ПОЛОЖЕНИЕМ О ПОРЯДКЕ ПРОХОЖДЕНИЯ ВОЕННОЙ
СЛУЖБЫ”)
Закон и армия, 2005, N 2
СТРЕМЛЕНИЕ К СОВЕРШЕНСТВУ »
Комментарии к законам »
www.lawmix.ru
описание, плюсы и минусы, особенности
Правосудие – это важнейший элемент цивилизованного государства. Главная роль в органах правосудия отводится судье. Именно он должен разрешать конфликты между двумя сторонами. Судья определяет виновного и выносит справедливый приговор. Эта профессия является одной из самых сложных. Судья должен обладать целым рядом качеств и навыков, без которых он не сможет выполнять возложенную на него функцию.
История появления профессии судьи
Еще в древности людьми проводились первые судебные процессы. Судьями были правители. Путем голосования судей начали впервые избирать в Афинах. В 12 веке в Англии существовали разъездные судьи. В России судебное дело начало формироваться при Киевской Руси. Конфликтные вопросы решал князь. Впервые должность судьи создал император Петр Первый в 1713 г. Она называлась ландрихтер. В1864 году путем реформирования была создана судебная система, близкая к современной.
Судья: суть профессии
На судью возлагаются следующие профессиональные обязанности: личный прием граждан, изучение материалов по судебным производствам, проведение заседаний, установка прав и обязанностей всех субъектов судебного производства, принятие решения в соответствии с существующими нормами, вынесение приговора.
Юридическая профессия судья носит государственный характер. Ее основной сутью является оценка совершенного правонарушения и вынесение справедливого приговора.
Профессия судья: описание
Судьей называется человек, принимающий решения и несущий за них ответственность в различных спорных ситуациях. В его компетенцию могут входить как простые тяжбы между родственниками, так и уголовные дела. Судья всегда должен принимать беспристрастные решения. Он должен основываться лишь на конституции и действующих законах государства. Данная должность существует отдельно от аппарата государства.
Профессия судьи является одной из самых сложных. Человек, занимающий эту ответственную должность, обязан в совершенстве знать все законодательные нормы, акты и права. Он должен проводить анализ имеющихся доказательств, суммировать их и на основании имеющихся фактов принимать правильные решения. Кроме того, эта профессия может быть опасна и для самого человека, и для его семьи, так как ситуации бывают разные и некоторые лица, которые попали под суд, стремятся оказать на судью давление.
Особенности
Особенности профессии судьи достаточно своеобразны. Рассмотрим их подробнее:
- Государственный характер деятельности.
- Судом затрагиваются права граждан и их интересы, поэтому судья должен полностью соответствовать нормам морали, быть принципиален и объективен.
- В этой профессии крайне важна независимость и подчинение исключительно закону.
- Судья несет полную ответственность за принимаемые решения.
- Судьи проводят открытые заседания, поэтому их объективность, независимость и правильность принятых решений контролируется общественностью.
Кандидат на эту должность обязан соответствовать ряду требований:
- Возраст кандидата – от 30 лет.
- Опыт работы в юриспруденции – 5-7 лет.
- Сдача сложного экзамена.
- Получение большинства голосов комиссии.
Личные качества
Для осуществления своей деятельности судья должен обладать целым набором личных качеств. Далеко не каждый человек сможет занимать данную должность и хорошо выполнять поставленные задачи. Рассмотрим подробнее личные качества, которые должны быть присущи судье:
- Объективность. Судья должен быть свободным от каких-либо предпочтений, а также предубеждений. Он ни в коем случае не должен относиться к подсудимому предвзято.
- Толерантность. Профессия судьи требует от человека умения быть терпимым к другому мировоззрению, а также к поведению и образу жизни других людей.
- Внимательность. Судья не может упускать какие-либо факты. Он должен быть предельно внимательным, чтобы принятое решение было объективным.
- Эмоциональная стабильность. Судья не должен сопереживать всем подсудимым, так как это повлечет за собой принятие неверного решения под действием эмоций.
- Принципиальность и честность. Должность судьи должен занимать принципиальный человек, которого невозможно запугать или подкупить. Высшим качеством судьи является мораль.
- Интеллигентность. То есть судья должен отвечать ожиданиям социума.
- Умение слушать и слышать других людей. Без этого судом не будет принято верное решение.
- Быстрая реакция на ситуацию. Очень часто в суде ситуация может резко измениться, выступление одного свидетеля может полностью изменить ход дела. Судья должен быть всегда к этому готов и быстро реагировать при изменении ситуации.
- Готовность к длительной работе. Иногда рассмотрение дела может длиться не один год.
- Умение принимать обоснованные решения. Решения судьи должны быть логически обоснованными. Он должен учитывать все имеющиеся факты.
- Наличие развитого интуитивного мышления. Руководство логическими доводами не всегда помогает принять верное решение.
Требования, предъявляемые к судье
- Неукоснительное соблюдение Конституции и законов государств.
- Судья должен следить за тем, чтобы в работе всегда соблюдались принципы беспристрастности, объективности и справедливости. Он должен контролировать поддержание авторитета судебной власти.
- При конфликтной ситуации судья должен сделать самоотвод и уведомить участников дела о проблемах.
- При исполнении судьей должностных обязанностей он не должен руководствоваться материальной заинтересованностью.
Профессия судья: плюсы и минусы
Судебное дело, как и все другие места работы, имеет свои преимущества и недостатки. Для судебной профессии характерны следующие преимущества:
- Престижность. Большим трудолюбием и немалой эрудицией должен обладать человек, который дослужился до этой должности.
- Возможность завести множество полезных контактов, которые всегда пригодятся при решении различных жизненных вопросов.
- Судья – это высокооплачиваемая должность.
- Неприкосновенность.
Однако помимо плюсов можно также выделить минусы профессии судьи:
- Часто участники процесса считают решения, принятые этим должностным лицом, необъективными и не согласны с ними.
- Профессия судьи опасна, причем угроза может нависнуть не только над самим судьей, но и над членами его семьи.
- Непредсказуемость результата работы.
- Быть судьей – это значит нести ответственность за судьбу другого человека.
- Судебное дело требует больших сил и терпения. Это нервная профессия, освоить которую может человек, имеющий сильный характер.
- Судья не может заниматься предпринимательством, а также иметь политическую карьеру, так как это способно привести к принятию им предвзятых решений.
- В настоящее время очень много людей, имеющих юридическое образование, а число вакансий судей ограничено, поэтому на хорошее место очень трудно устроиться.
Значимость для общества
В настоящее время профессия судьи востребована и имеет большое социальное значение. Однако устроиться работать довольно сложно. Как правило, избираются судьи, которые уже трудятся на данной должности. Но иногда их переводят в вышестоящие инстанции, и тогда место освобождается.
Образование, необходимое, чтобы стать судьей
Обязательным условием для получения должности судьи является соблюдение двух аспектов:
- Профильное высшее образование, которое можно получить на юридическом факультете любого университета. Также существуют специализированные учебные заведения.
- Опыт работы в юридической сфере более 5 лет.
Места для трудоустройства
Существуют судьи различных уровней. Вакансии, как правило, заняты. Поэтому перейти на новый уровень всегда сложно.
- Мировой судья. В его компетенцию входят гражданские дела, а также мелкие уголовные дела.
- Районный (федеральный) судья. Он занимается производствами, которые не может вести мировой коллега, кроме дел, передающихся в Верховный и военный суды.
- Арбитражный судья. Данная должность наиболее престижна. Достигнуть этого уровня очень сложно. Это пик карьеры любого выпускника юридического вуза. Для достижения этого уровня помимо общих требований кандидат должен еще пройти проверки МВД, ФСБ, прокуратуры, а также таможенной службы. Если все эти инстанции допускают кандидата, то он может участвовать в голосовании на получение должности арбитражного судьи.
Смежные профессии
К родственным профессиям относятся:
- Юридический консультант – лицо, имеющее высшее юридическое образование.
- Адвокат – юрист, который сдал экзамен на получение статуса адвоката. В его компетенцию входит ведение уголовных дел. Может участвовать в заседаниях по уголовным делам.
- Прокурор – лицо, являющееся государственным обвинителем в судебных органах.
Таким образом, судья – это одна из самых престижных профессий в юридической сфере. Дослужиться до этой должности может далеко не каждый выпускник юридического факультета. Характеристика профессии судья позволяет сделать вывод о сложности данной работы. Судья должен жить в напряженной обстановке, действовать исключительно в соответствии с принципами морали, объективности и принципиальности. На него ложится вся ответственность принятого решения, а потому оно должно быть взвешенным и соответствовать установленным законодательным нормам. Эта профессия будет всегда востребованной и статусной. Это вершина карьеры для людей с высшим юридическим образованием.
fb.ru
Как стать федеральным судьей | myeconomist.ru
Порядок наделения судей полномочиями, требования к кандидатам на должность судьи и порядок их отбора
Кандидатом на должность судьи не может быть лицо, подозреваемое или обвиняемое в совершении преступления, а также лицо, состоящее в близком родстве или свойстве (супруг (супруга), родители, дети, родные братья и сестры, дедушки, бабушки, внуки, а также родители, дети, родные братья и сестры супругов) с председателем или заместителем председателя того же суда. В стаж работы по юридической специальности, необходимый для назначения на должность судьи, включается время работы на требующих высшего юридического образования должностях, указанных в пункте 5 статьи 4 Закона, с момента получения кандидатом на должность судьи высшего юридического образования.
Кто может стать судьей и что для этого нужно
Тактичный, вежливый, сдержанный и уважительно относится к участникам судебного процесса.
Поддерживает квалификацию. Не реагирует на давление или влияние посторонних лиц, проявляет стойкость и мужество. Не разглашает информацию, полученную в ходе разбирательства дела.
Не занимает государственные должности, кроме должности судьи. Не выражает симпатии политическим партиям, не состоит в них.
Как стать мировым судьей: возраст, юридическое образование, стаж работы
Помимо этого, претендент на должность мирового судебного участка не имеет права быть депутатом органов власти или органов МСУ, а также осуществлять коммерческую деятельность. Кандидату на получение статуса мирового запрещено иметь вид на жительство зарубежного государства.
Соискателя на должность судьи мирового участка ожидают проверки состояния здоровья на предмет отсутствия каких-либо хронических заболеваний, которые могут препятствовать выполнению служебных обязанностей.
Стаж также имеет свои нюансы.
Юрист, который работает в адвокатской конторе, не может занять такой пост. А вот помощник судьи или сотрудник прокуратуры имеет больше шансов на более быстрое получение подобной должности, так как такая работа является самой оптимальной для стажа.
Желающий стать судьей также должен помнить, что кандидат должен будет сдать непростой квалификационный экзамен.
Для того чтобы его сдавать, необходимо не только соответствовать всем требованиям, но и собрать все нужные документы.
Как стать федеральным судьей?
Здравствуйте! Моя тетя федеральный судья. Эта должность досталась ей не простым путем пришлось много работать.
В первую очередь должно быть высшее юридическое образование, стаж работы. Например моя тетя десять лет работала в прокуратуре. И естественно не иметь заболеваний, которые могли бы мешать назначению на должность судьи.
Проверяется не состоял ли будущий на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере.
Далее сдается квалификационный экзамен на должность судьи. Из десяти кандидатов выбирается один сроком на три года.
Чтобы стать федеральным надо иметь не только высшее юридическое образование, гражданство РФ, не иметь судимостей, но и работать по юридической специальности не менее 5 лет и иметь возраст не менее 25 лет, плюс к этому кандидат на должность сдает квалификационный экзамен и только после этого может претендовать на вакантную должность федерального судьи.
- судьей может стать каждый гражданин РФ;
- следует иметь юридическое образование;
- отсутствие судимости либо уголовного преследования;
- кандидат не должен иметь вида на жительство или гражданства иностранного государства;
- претендент должен быть дееспособным;
- не состоять на учете в психоневрологическом и наркологическом диспансере;
- не иметь заболеваний, которые могут препятствовать работе судьи.
В Высший Арбитражный и Верховный Суд можно попасть в возрасте не менее 35 лет и нужно иметь 10-и летний стаж по юридической специальности.
Чтобы стать арбитражного, конституционного, районного, гарнизонного военного судов нужно быть в возрасте не менее 25 лет и со стажем не меньше 5-и лет. Для того чтобы занять остальные судебные вакансии всех уровней следует иметь возраст не менее 30-и лет и юридический опыт не меньше 7-ми лет.
Судья должен руководствоваться в своей практике принципами честности и справедливости: вердикты должны выносится на базе блестящих юридических знаний в рамках справедливости и жизненного опыта.
myeconomist.ru
Как стать судьей в рф требования: как становятся судьями
16.Мировые судьи.
Мировые судьи в РФ являются судьями общей юрисдикции субъектов РФ и входят в единую судебную систему РФ. Полномочия, порядок деятельности мировых судей и порядок создания должностей мировых судей устанавливаются Конституцией, Законом о судебной системе, иными федеральными конституционными законами, Федеральным законом от 17.12.1998 № 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации», а порядок назначения (избрания) и деятельности мировых судей устанавливается также законами субъектов РФ.
Мировые судьи осуществляют правосудие именем Российской Федерации. Порядок осуществления правосудия мировыми судьями устанавливается федеральным законом, а в части, касающейся осуществления правосудия по делам об административных правонарушениях, может устанавливаться также законами субъектов РФ.
Компетенция мирового судьи. Мировой судья рассматривает дела, отнесенные к его компетенции, единолично. Мировой судья рассматривает в первой инстанции:
уголовные дела о преступлениях, за совершение которых может быть назначено максимальное наказание, не превышающее трех лет лишения свободы;
дела о выдаче судебного приказа;
дела о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях;
дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества;
иные дела, возникающие из семейно-правовых отношений, за исключением дел об оспаривании отцовства (материнства), установлении отцовства, лишении родительских прав, усыновлении (удочерении) ребенка;
дела по имущественным спорам при цене иска, не превышающей 500 минимальных размеров оплаты труда, установленных законом на момент подачи заявления;
дела, возникающие из трудовых отношений, за исключением дел о восстановлении на работе;
дела об определении порядка пользования земельными участками, строениями и другим недвижимым имуществом;
дела об административных правонарушениях, отнесенные к компетенции мирового судьи КоАП;
дела по вновь открывшимся обстоятельствам в отношении решений, принятых мировым судьей в первой инстанции и вступивших в силу.
Мировые судьи осуществляют свою деятельность в пределах судебных участков. Общее число мировых судей и количество судебных участков субъекта РФ определяются федеральным законом по законодательной инициативе соответствующего субъекта РФ, согласованной с Верховным Судом РФ, или по инициативе Верховного Суда РФ, согласованной с соответствующим субъектом РФ.
Судебные участки и должности мировых судей создаются и упраздняются законами субъектов РФ. Судебные участки создаются из расчета численности населения на одном участке от 15 до 30 тыс. человек.
В административно-территориальных образованиях с численностью населения менее 15 тыс. человек создается один судебный участок.
Порядок назначения на должность мировых судей.
Мировым судьей может быть:
1.гражданин Российской Федерации,
2.достигший возраста 25 лет,
3.имеющий высшее юридическое образование,
4.стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет,
5.не совершивший порочащих его поступков,
6.сдавший квалификационный экзамен,
7.получивший рекомендацию квалификационной коллегии судей соответствующего субъекта РФ.
От сдачи квалификационного экзамена и представления рекомендации квалификационной коллегии судей соответствующего субъекта РФ освобождаются лица, имеющие стаж работы в должности судьи федерального суда не менее пяти лет.
Мировой судья не вправе быть:
1.депутатом представительных органов государственной власти или органов местного самоуправления,
2.принадлежать к политическим партиям и движениям,
3.осуществлять предпринимательскую деятельность,
4.совмещать работу в должности мирового судьи с другой оплачиваемой работой, кроме научной, преподавательской, литературной и иной творческой деятельности.
Мировые судьи назначаются (избираются) на должность законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ либо избираются на должность населением соответствующего судебного участка в порядке, установленном законом субъекта РФ, на срок, установленный законом соответствующего субъекта РФ, но не более чем на пять лет. По истечении указанного срока лицо, занимавшее должность мирового судьи, вправе снова выдвинуть свою кандидатуру для назначения (избрания) на данную должность.
При повторном и последующих назначениях (избраниях) на должность мирового судьи мировой судья назначается (избирается) на срок, устанавливаемый законом соответствующего субъекта РФ, но не менее чем на пять лет.
Полномочия мирового судьи прекращаются по истечении срока, на который он был назначен (избран), либо в случаях и порядке, установленных Законом о статусе судей.
Полномочия мирового судьи могут быть приостановлены решением квалификационной коллегии судей субъекта РФ в случаях и порядке, которые установлены указанным Законом.
fibradecor.ru
Как стать судьей?
В наше время должность судьи является очень привлекательной и востребованной, однако стать судьей может далеко не каждый. Теоретически им может стать любой законопослушный гражданин определенной страны, однако на практике все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Итак, как стать судьей?
Ответов на этот вопрос может быть много. Кто-то скажет, что нужно получить юридическое образование, другие – что одного образования не хватит. Должность судьи занять непросто, но возможно.
Что касается юридического образования, важно, чтобы степень была выше бакалаврской. Не надейтесь, однако, что после отличного окончания обучения в высшем учебном заведении вы займете такую высокую должность. Для начала необходимо проработать по специальности более пяти лет. При этом нужно помнить, что судьи бывают разными, для каждой должности выдвигаются свои требования. Так, перед тем как стать судьей районного масштаба нужно поработать пять лет, а вот для работы в областном суде потребуется 7 лет.
Стаж также имеет свои нюансы. Юрист, который работает в адвокатской конторе, не может занять такой пост. А вот помощник судьи или сотрудник прокуратуры имеет больше шансов на более быстрое получение подобной должности, так как такая работа является самой оптимальной для стажа.
Желающий стать судьей также должен помнить, что кандидат должен будет сдать непростой квалификационный экзамен. Для того чтобы его сдавать, необходимо не только соответствовать всем требованиям, но и собрать все нужные документы. В их пакет входят диплом (подлинник), паспорт, трудовая книжка, медицинская справка о состоянии здоровья и другие бумаги. Что касается здоровья, то есть целый список заболеваний, имея которые, человек перестает претендовать на должность судьи.
Когда документы поданы, вопрос, как стать судьей, уже не кажется таким неразрешимым. Главное – собраться с силами и сделать все для успешной сдачи экзамена. Еще важнее – получить приглашение, которое можно ждать довольно-таки долго. Все потому, что сегодня имеется очень большое количество соискателей, а в назначенный день принимается всего 5 или 6 человек. Как правило, экзаменационная комиссия состоит из 12 человек. Претендент должен правильно и четко ответить на поставленные вопросы. Если хотя бы один ответ неверный – экзамен считается проваленным. Интересно, что во время испытания можно пользоваться любыми нормативными документами. Сложнее дело будет обстоять именно с теоретическими вопросами, в которых “придраться” могут к любой мелочи.
Обычно на экзаменах отсеивается большая часть кандидатов на должность. Тем не менее, эти люди уже знают, как стать судьей, и могут подать документы снова. Если экзамен сдан успешно, есть вариант, что вы займете желаемую должность. Однако это скорее исключение, чем правило, так как впереди вас будет ждать еще одно испытание – конкурс на должность судьи. В заявлении на конкурс указаны виды судов и различные должности, от выбора которых зависят следующие шаги к намеченной цели.
Судья может быть мировым или федеральным. Мировой судья занимается уголовными делами с наказанием до трех лет лишения свободы и гражданскими спорами. Федеральный, в свою очередь, имеет дело с теми вопросами, которые находятся вне компетенции его мировых коллег.
Требования, выдвигаемые квалификационной комиссией, очень высоки. Кандидаты проверяются в ФСБ, МВД и прокуратуре, а также в таможенной службе. Кандидату не разрешено вести какие-либо еще дела, кроме научной работы и преподавания. На собеседовании задается множество вопросов, и только после изучения каждого кандидата, принимается решение о рекомендации претендентов на должность. Федеральный судья назначается приказом президента.
Конечно же, у такой профессии есть множество преимуществ, среди которых неприкосновенность и защита государством (в том числе и семьи). После двадцати лет работы судья получает от государства пожизненное содержание.
fb.ru