Какая форма обучения не является основной при обучении лиц с овз – Учебно-методический материал на тему: «Обучающиеся с ОВЗ: Особенности организации учебной деятельности в соответствии с ФГОС» | скачать бесплатно

Формы обучения детей с ОВЗ

Скачать книгу «Обучение детей с ОВЗ»
Скачать бесплатно в .pdf

Проблема формирования учебной деятельности детей с ОВЗ (ограничениями возможностей здоровья) стоит перед российскими педагогами довольно остро. С каждым годом число таких учащихся возрастает. Однако зарубежная и отечественная педагогика находится в постоянном поиске новых форм и методов обучения таких учащихся. В этом материале мы рассмотрим их детальнее.

Формы организации обучения детей с ОВЗ в общеобразовательной школе

Для начала, давайте вспомним, что в современной школе существуют несколько форм организации обучения детей с ОВЗ в общеобразовательной школе, давно отработанных на практике. Их всего четыре:

  1. Очная. Форма, которая применяется к большинству учеников современных школ. Учащиеся ежедневно посещают школу, учебное время разделено на уроки. Обучение происходит при непосредственном контроле учителя. Процесс освоения нового материала подкрепляется выполнением домашних заданий. Уровень освоения знаний оценивается при помощи проверочных работ
  2. Вечерняя. Отличается от очной формы лишь временем посещения уроков. Происходит это вечером. Такая форма актуальна переполненных школ, из-за нехватки кабинетов. Вечернее образование так же могут получать взрослые, работающие люди по каким-либо причинам не сумевшие завершить свое среднее образование в юношеском возрасте.
  3. Экстернат. Форма обучения таких учащихся в школе, которая доступна не в каждой ОО. При такой системе организации учебного времени, ребенок не обязан посещать школу ежедневно, а появляется только для индивидуальных занятий с преподавателями. Такая форма необходима подросткам, которые за один год готовы освоить программу нескольких лет обучения, либо школьникам, которые посещают специализированные школы, например, спортивные, и много времени проводят на соревнования, не в силах присутствовать ежедневно на уроках. Учитель в этом случае работает как консультант по сложным вопросам и говорит ученика к экзаменам. Экзамены в этом случае становятся испытанием, показывающим уровень успеваемости ученика.
  4. Домашнее обучение. Форма обучения детей с ОВЗ в общеобразовательной школе, применимая в нескольких случаях: если ребенок болен и такую форму получения образования рекомендует врач, в связи с невозможностью ребенка ежедневно посещать школу, или невозможностью освоить образовательную программу для обучения детей с ОВЗ на общих основаниях. Тогда ученик посещает учебное заведение только для того, чтобы пройти аттестацию, если родители считают, что сами, при помощи репетиторов и консультаций учителей смогут дать ребенку образование.

Формы и методы обучения детей с ОВЗ

До недавнего времени самой распространенной формой организации получения образования детьми с ОВЗ было обучение на дому. Главным достоинством индивидуального обучения является возможность педагога адаптировать как содержательную часть образовательной деятельности для детей с ОВЗ, так и способы его подачи, ориентируясь на возможности и потребности ученика, а также выявить и учесть потребности его родителей. Учитель в состоянии в учебном процессе корректировать, как действия ученика, так и свои собственные. Все это позволяет ученику работать экономно, постоянно контролировать затраты своих сил, работать в оптимальное для себя время.

Однако, ежегодный рост числа детей с ОВЗ, приводит к росту нагрузки на школы и педагогов. Одновременно, усовершенствование медицинской диагностики учащихся и постоянный поиск педагогами и психологами форм и методов обучения детей с ОВЗ позволяют говорить об успехах в процессе обучения и главное, социализации детей с особенностями здоровья.

Давайте рассмотрим наиболее распространенные из них. Это инклюзивные формы обучения особенных учащихся и дистанционное обучение.

Инклюзивные формы обучения детей с ОВЗ

Инклюзивное образование детей с ОВЗ, то есть совместное обучение здоровых школьников и детей с ОВЗ в общеобразовательной школе в режиме очного образования, становится все более распространенным явлением. Нельзя все же не обратить внимание на накопившийся опыт педагогов, которые отмечают, что модель инклюзивного образование детей с ОВЗ в инклюзивной организации чревато тем, что педагог может столкнуться сразу с несколькими трудностями. В классе ребенок с ОВЗ может неадекватно реагировать на трудности и свой неуспех в учебе по сравнению с другими ребятами. Из-за этого его интерес и желание посещать школу может снижаться. Потому, основная задача учителя на начальном этапе обучения сделать для таких учеников класс – зоной свободной от неуспеха. Уверить ребенка в его благополучии. Подбирать для ребенка методики, способные заинтересовать новым материалом и пояснять его наиболее доходчивым способом. Еще один принцип вариативных форм обучения детей с ОВЗ в школе – это комфортное существование ребенка в социальной среде . То есть на педагога ложится ответственность за то, чтобы погружение ребенка в школьный социум проходила для него в щадящем режиме.

Наилучший вариант, когда режим посещения школы принимается индивидуально, исходя из особенностей каждого ребенка.

В качестве одного из вариантов вхождения ребенка с ОВЗ в школьную среду может выступать система коротких занятий с разными педагогами за один день. Уроки, или консультации при этом составляют по 15-20 минут. Ребенок пока индивидуально знакомиться с предметами, педагогами и даже кабинетами и строением школы. Это очень важно особенно для мальчиков и девочек с разной степенью умственной отсталости. При этом все педагоги и узкие специалисты во взаимодействии с родителями принимают решение о формах дальнейшего получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья, исходя из того, как они усваивают материал, как они себя ощущают в школьной среде.

Дистанционное обучение 

Дистанционная форма обучения детей с ОВЗ в общеобразовательной школе, когда процесс взаимодействия педагога и ученика происходит посредством информационных технологий, видео-связи через Интернет, предоставлением видео-лекций и дистанционной аттестацией. Дистанционная технология обучения детей с ОВЗ может считаться наиболее успешным для школьников, в силу физических, психологических, психофизиологических причин не могущих получить инклюзивное образование. Отчасти, дистанционное обучение способно снять часть нагрузки с учителей, которые могут представить свои предметы в виде видео-блоков. При этом, дистанционное обучение сохраняет характерный для домашнего обучения индивидуальный подход к ученику. Так как педагог способен скорректировать учебную программу, исходя из особенностей, в том числе и умственных, своего ученика.

www.menobr.ru

Особенности организации образовательного процесса лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Автор: ЕГОРОВА ЕЛЕНА НИКОЛАЕВНА

Получение детьми с ограниченными возможностями образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

В статье 43 Конституции РФ закреплено, что каждый имеет право на образование. Гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

Среди широкого круга субъектов права на образование есть лица с особым правовым статусом, это  лица с ограниченными возможностями. Особенности в правовом регулировании их положения в сфере образования вызваны необходимостью закрепить гарантии реализации права на образование. Задача закона была не столько в том, что бы устранить положение, при котором они могут фактически быть исключены из системы образования и общественной жизни, а в том, что бы создать наиболее благоприятные условия для обучения этой группы лиц.

В связи с этим обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование в Федеральном законе № 273-ФЗ рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики в области образования.

Особенности организации образовательной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются Минобрнауки России совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.

Новый Закон об образовании дает спектр базовых определений, в частности даны определения обучающийся с ограниченными возможностями здоровья, инклюзивное образование, адаптированная образовательная программа:

·                     обучающийся с ограниченными возможностями здоровья

 – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

·                     инклюзивное образование – обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;

·                     адаптированная образовательная программа – образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.

В целях обеспечения реализации права на образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты образования указанных лиц или включаются в федеральные государственные образовательные стандарты специальные требования.

Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано:

v совместно с другими обучающимися;

v в отдельных классах, группах;

v в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

Организация обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях общего типа, расположенных, как правило, по месту жительства ребенка и его родителей, позволяет избежать помещения детей на длительный срок в интернатное учреждение, создать условия для их проживания и воспитания в семье, обеспечить их постоянное общение с нормально развивающимися детьми и, таким образом, способствует эффективному решению проблем социальной адаптации и интеграции в общество.

Основная статья, в которой определены особенности обучения лиц с ограниченными возможностями это ст. 79 «Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья». Закон обязывает создать специальные условия для обучения рассматриваемой нами групп лиц и конкретизирует эти условия: использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

 

Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

 

 

 

 

Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя:

v использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания;

v специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов;

v специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования;

v предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь;

v проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий;

v обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность;

v другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

При получении образования обучающимся с ограниченными возможностями здоровья предоставляются бесплатно специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков.

Отдельные организации, осуществляющие образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, создаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации для глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами и других обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Государство в лице уполномоченных им органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ обеспечивает подготовку педагогических работников, владеющих специальными педагогическими подходами и методами обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, и содействует привлечению таких работников в организации, осуществляющие образовательную деятельность.

В законе нашло отражение увеличение финансирования получения образования для рассматриваемой категории лиц, ст. 99 «Особенности финансового обеспечения оказания государственных и муниципальных услуг в сфере образования» говорит о том, что нормативы, определяемые органами государственной власти субъектов РФ, нормативные затраты на оказание государственной или муниципальной услуги в сфере образования должны учитывать создание специальных условий получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Естественно, что в Законе установлены не только нормы связанные непосредственно с правом на получение образования, в нем затронуты и смежные права, в частности право обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, проживающих в организации, осуществляющей образовательную деятельность, находиться на полном государственном обеспечении и обеспечиваться питанием, одеждой, обувью, мягким и жестким инвентарем, все обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием; на стипендии и другие денежные выплаты, особый порядок к приему на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, преференции при оплате родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

Кроме этого, статья 48 «Обязанности и ответственность педагогических работников» обязывает всех педагогов учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействовать при необходимости с медицинскими организациями.

Ориентируясь на интеграцию и совместное обучение детей разных категорий, обучение детей с особыми потребностями по адаптированным программам, Закон  не упустил и особые случаи, в частности для обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования организуется на дому или в медицинских организациях. В частности статья 41  «Охрана здоровья обучающихся» говорит о том, что для обучающихся, осваивающих основные общеобразовательные программы и нуждающихся в длительном лечении, создаются образовательные организации, в том числе санаторные, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для таких обучающихся. Обучение таких детей, а также детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, может быть также организовано образовательными организациями на дому или в медицинских организациях. Основанием для организации обучения на дому или в медицинской организации являются заключение медицинской организации и в письменной форме обращение родителей (законных представителей).

Лицам с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющим основного общего и среднего общего образования и обучавшимся по адаптированным основным общеобразовательным программам, выдается свидетельство об обучении по образцу и в порядке, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

Органы государственной власти субъектов РФ обеспечивают получение профессионального обучения обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющими основного общего или среднего общего образования.

На данный момент нормативная база для организации образования лиц с ограниченными возможностями здоровья сформирована не в полной мере. Отдельные положения урегулированы при установлении на уровне Минобрнауки России особенностей организации и осуществления образовательной деятельности по соответствующим образовательным программам. Вместе с тем, необходимых изменений в ФГОС еще не произведено, в связи с чем у многих организаций возникают вопросы, как им продолжать свою деятельность.

Подзаконные нормативные акты, принятые ранее, сохраняют свое действие в отношении особенностей работы с лицами с ограниченными возможностями здоровья вплоть до коррекции федеральных государственных образовательных стандартов и до принятия дополнительных подзаконных нормативных актов, при соблюдении двух условий. Во-первых, акт специально не отменен. Во-вторых, он не содержит прямых противоречий новому Федеральному закону. 

ИНКЛЮЗИВНЫЕ МОДЕЛИ ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Инклюзивное (франц. inclusif – включающий в себя) образование – процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.[2]

Сегодня инклюзивное (включенное) образование понимается Российскими учеными как процесс совместного воспитания и обучения лиц с ограниченными возможностями здоровьяи нормально развивающихся сверстников. В ходе такого образования дети с ограниченными возможностями здоровья могут достигать наиболее полного прогресса в социальном развитии. Система психолого-педагогической помощи в инклюзивном образовании основана на социальной адаптации иреабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья.[4]

Описанный подход позволяет рассматривать коррекцию и компенсацию нарушений развития не как конечную цель, а как одно из важнейших условий наиболее адекватного и эффективного вхождения ребенка или подростка в социум. Российская модель инклюзии базируется на позициях Л.С. Выготского, который мыслил личность и среду как целостность. Согласно его взглядам, социальная среда имеет первостепенное значение для развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья.[4]

Подлинная интеграция предполагает организацию в общеобразовательном учреждении оптимальных условий для каждого ребенка с особыми потребностями. Простое перемещение ученика из специального образовательного учреждения, имеющего все необходимое (оборудование, а главное — штат квалифицированных специалистов), в неприспособленные для него общеобразовательный детский сад или школу не имеет ничего общего с интеграцией, соответствующей возможностям и особым потребностям ребенка.

Формальная инклюзия является скрытой формой дискриминации. Если ребенку предоставляется доступ к общей образовательной системе, не имеющей условий для обеспечения соответствующего его особым потребностям обучения, его право на качественное образование, в действительности, нарушается. В этом случае положение ребенка не только не улучшается, но ухудшается.

Подлинная интеграция предполагает организацию в общеобразовательном учреждении оптимальных условий для каждого ребенка с особыми потребностями.[5]

Основные задачи инклюзивного образования:

1) расширение охвата нуждающихся детей необходимой им специальной педагогической помощью;

2) обеспечение детей с ограниченными возможностями здоровья возможность быть интегрированными в среду нормально развивающихся сверстников;

3) обеспечение родителям (законным представителям) возможности получения необходимой консультативной помощи;

4) обеспечение педагогам, работающим с интегрированными детьми постоянную и квалифицированную методическую помощь.

Инклюзия обозначает такое включение детей, которое учитывает их особые потребности, способствует развитию этих детей и раскрытию их потенциальных возможностей.

Основные условия инклюзивного образования:

1) наличие возможности подобрать ребёнку тот вариант организации интегрированного обучения, который является доступным и полезным для его развития;

2) желание родителей обучать своего ребёнка вместе с нормально развивающимися сверстниками;

3) стремление и готовность семьи систематически помогать ребёнку в процессе обучения.

В основе построения модели инклюзивного (интегрированного) образования детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья положены следующие принципиальные положения:

– гуманизация системы образования, создание условий для удовлетворения образовательных потребностей различных категорий детей;

– взаимодействие структур массового и специального образования в реализации интегративных подходов к обучению детей с ограниченными возможностями здоровья;

– доступность образования детям при наличии дефектов развития различной тяжести и глубины;

– обеспечение своевременной диагностики отклонений в развитии, направленной на разработку индивидуального образовательного маршрута для каждого ребёнка, предусматривающего обучение и воспитание в наименее ограничивающих условиях;

– индивидуализация обучения детей с ограниченными возможностями здоровья как универсальный механизм, направленный на помощь ребёнку в реализации его индивидуальных образовательных возможностей и потребностей;

– формирование банка данных детей с ограниченными возможностями здоровья.[6]

Сторонники инклюзии в числе основных преимуществ чаще всего упоминают о том, что в ее результате «включенный» ребенок успешно овладевает социальным опытом. Второе достоинство инклюзии состоит в том, что дети из окружения «включенного ребенка» становятся добрее и заботливее.[4]

Качество образовательного процесса в интегрированных группах во многом определяется согласованными и целенаправленными действиями всех педагогов и специалистов, работающих с детьми. Данное обстоятельство определяет необходимость разработки моделей интеграции в соответствии с особенностями детей и возможностями дошкольного образовательного учреждения (кадровый потенциал, нормативно-правое, материально-техническое и научно-методическое обеспечение процесса интегрированного образования).[1]

Показано, что наиболее адекватными условиями для проведения целенаправленной работы по интеграции детей с отклонениями в развитии располагают комбинированные образовательные учреждения, т.е. учреждения, имеющие как обычные, так и специальные дошкольные группы и школьные классы.

В этих условиях возможно эффективно осуществлять интеграцию детей с учетом уровня развития каждого ребенка, выбирая полезную и возможную для него “долю” интеграции, т.е. одну из моделей:

1) Постоянная полная интеграция – эффективна для тех детей, чей уровень психофизического и речевого развития соответствует или приближается к возрастной норме, кто психологически готов к совместному со здоровыми сверстниками обучению.

2) Постоянная неполная интеграция – полезна дошкольникам с различным уровнем психического развития, но не имеющим сочетанных нарушений.Эффективна тем, кто способен наравне со своими нормально развивающимися сверстниками овладевать лишь небольшой частью необходимых умений и навыков, проводить с ними только часть учебного и внеклассного времени.

3) Постоянная частичная интеграция расширение общения и взаимодействия детей с ограниченными возможностями здоровья с их, нормально развивающимися сверстниками.

4) Временная частичная интеграция дошкольники коррекционной группы объединяются с нормально развивающимися детьми не реже 2-х раз в месяц для проведения совместных мероприятий.

5) Эпизодическая интеграция смыслом данной интеграции является целенаправленная организация хотя бы минимального социального взаимодействия детей с выраженными нарушениями развития со сверстниками (праздники, конкурсы, выставки детских работ, кружки и т.д.)

Реализация всех этих моделей предполагает обязательное руководство процессом интеграции со стороны учителя-дефектолога, который помогает массовым педагогам в организации воспитания и обучения ребенка с отклонениями в развитии в коллективе здоровых сверстников.[6]

За каждым ребенком, имеющим отклонения в развитии, сохраняется необходимая ему психолого-педагогическая помощь и поддержка.

Говоря об инклюзивном образовании, следует отметить, что это не только создание технических условий для беспрепятственного доступа детей-инвалидов в общеобразовательные учреждения, но и специфика учебно-воспитательного процесса, который должен строиться с учетом психофизических возможностей ребенка с ограниченными возможностями здоровья. В образовательных учреждениях должно быть организовано качественное психолого-педагогическое сопровождение ребенка-инвалида, а также создан особый морально-психологический климат в педагогическом и ученическом коллективах, основанный на понимании проблем, нужд и чаяний ребенка-инвалида и на желании ему помочь.[3]

Для нормально развивающихся детей не менее значимо развитие интеграции, поскольку эта форма организации обучения позволяет целенаправленно готовить их к безусловному принятию человека с особыми социальными и образовательными потребностями, формировать толерантное отношение.[5]

 

Каждому ребенку от рождения принадлежат и гарантируются государством права и свободы человека и гражданина в соответствии с Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами РФ, Семейным кодексом РФ и другими нормативными правовыми актами. 

В 2012 г. Российская Федерация ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов, согласно которой Россия не только признает право инвалидов на образование, но и должна обеспечивать образование детей-инвалидов на всех уровнях, в т. ч. дошкольном. Для реализации данной цели нормативные правовые акты, регулирующие социальную защиту инвалидов в РФ, приводятся в соответствие с положениями Конвенции. Согласно Закону № 181-ФЗ государство поддерживает получение инвалидами образования и гарантирует создание необходимых условий для его получения. 

 

Поддержка общего и профессионального образования, а также профессионального обучения инвалидов направлена: 

 

·         на осуществление ими прав и свобод человека наравне с другими гражданами;

·         развитие личности, индивидуальных способностей и возможностей;

·         интеграцию в общество.

 

Органы управления образованием и образовательные организации совместно с органами социальной защиты населения и органами здравоохранения обеспечивают получение инвалидами общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования и среднего профессионального образования, а также бесплатного высшего образования. 

Общее образование, профессиональное образование и профессиональное обучение инвалидов осуществляются в соответствии с адаптированными образовательными программами и индивидуальными программами реабилитации.

Дети-инвалиды и их родители (законные представители) обеспечиваются информацией по вопросам получения образования и реабилитации. 

При получении инвалидами образования, в т. ч. на дому и в форме семейного образования, им должна оказываться психолого-педагогическая поддержка. 

Инвалиды могут получать образование в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации основных общеобразовательных программ, в которых созданы специальные условия для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ), а также в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. 

При невозможности обучения детей-инвалидов по основным общеобразовательным программам в образовательных организациях органы управления образованием с согласия родителей (законных представителей) детей-инвалидов обеспечивают организацию их обучения по основным общеобразовательным программам на дому. Основанием для такого обучения являются обращение в письменной форме их родителей (законных представителей) и заключение медицинской организации. 

Перечень заболеваний, наличие которых дает право на обучение по основным общеобразовательным программам на дому, утверждается уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. 

Порядок регламентации и оформления отношений государственной (муниципальной) образовательной организации и родителей (законных представителей) детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому устанавливается нормативным правовым актом уполномоченного органа государственной власти субъекта РФ. Размеры компенсации затрат родителей (законных представителей) детей-инвалидов на эти цели определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ и являются расходными обязательствами субъектов РФ. 

При организации дистанционного образования детей-инвалидов необходимо также руководствоваться постановлением Правительства РФ от 18.07.1996 № 861 и письмом Минобрнауки России от 30.09.2009 № 06-1254, которым направлены рекомендации по созданию условий для дистанционного обучения детей-инвалидов, нуждающихся в обучении на дому, в субъекте РФ. 
Меры, направленные на государственную поддержку детейинвалидов и детей с ОВЗ перечислены в Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы. 

Они предусматривают: 

v создание единой системы служб ранней помощи для детей-инвалидов и детей с ОВЗ, включающей медицинскую,

v реабилитационную,коррекционно-педагогическую помощь ребенку,

v социально-психологическую и консультативную помощь его родителям; 

v обеспечение преемственности ранней помощи и помощи в дошкольном возрасте, развития инклюзивного дошкольного образования, организации комплексной подготовки ребенка-инвалида и ребенка с ОВЗ к обучению в школе; 

v законодательное закрепление обеспечения равного доступа детей-инвалидов и детей с ОВЗ к качественному образованию всех уровней, гарантированной реализации их права на инклюзивное образование по месту жительства, а также соблюдения права родителей на выбор образовательного учреждения и формы обучения для ребенка;

v внедрение эффективного механизма борьбы с дискриминацией в сфере образования для детей-инвалидов и детей с ОВЗ в случае нарушения их права на инклюзивное образование. 

Отдельные требования к качеству образования для детей-инвалидов предъявляет ГОСТ Р 52142-2003. Согласно стандарту условия для детей-инвалидов должны быть созданы с учетом их физического состояния, характера инвалидности и обеспечивать необходимые удобства в процессе воспитания и обучения. Специальные образовательные программы должны быть составлены с учетом способности того или иного ребенка-инвалида к восприятию и усвоению навыков воспитания и обучения. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Официальный источник 

·                     Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации” (ред. от 23.07.2013). Ст. 2

·                     Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ “Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации” (ред. от 02.07.2013). Ст. 6

·                     Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации” (ред. от 02.07.2013). Ст. 19

·                     Указ Президента РФ от 01.06.2012 № 761 “О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы”

·                     Указ Президента РФ от 02.10.1992 № 1157 “О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов” (ред. от 24.09.2007)

·                     Постановление Правительства РФ от 18.07.1996 № 861 “Об утверждении Порядка воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и в негосударственных образовательных учреждениях” (ред. от 04.09.2012)

·                     Национальный стандарт РФ “Социальное обслуживание населения. Качество социальных услуг. Общие положения. ГОСТ Р 52142-2003”, утв. постановлением Госстандарта России от 24.11.2003 № 326-ст. Подп. 4.5.5

·                     Письмо Минобрнауки России от 30.09.2009 № 06-1254 “О Рекомендациях по организации деятельности по созданию условий для дистанционного обучения детей-инвалидов, нуждающихся в обучении на дому, в субъекте Российской Федерации”

·                     Письмо Минобрнауки России от 18.04.2008 № АФ-150/06 “О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами”

 

 

comments powered by HyperComments

solncesvet.ru

Формы обучения детей с ОВЗ

Для начала, давайте вспомним, что в современной школе существуют несколько форм организации обучения детей с ОВЗ в общеобразовательной школе, давно отработанных на практике. Их всего четыре:

  1. Очная. Форма, которая применяется к большинству учеников современных школ. Учащиеся ежедневно посещают школу, учебное время разделено на уроки. Обучение происходит при непосредственном контроле учителя. Процесс освоения нового материала подкрепляется выполнением домашних заданий. Уровень освоения знаний оценивается при помощи проверочных работ
  2. Вечерняя. Отличается от очной формы лишь временем посещения уроков. Происходит это вечером. Такая форма актуальна переполненных школ, из-за нехватки кабинетов. Вечернее образование так же могут получать взрослые, работающие люди по каким-либо причинам не сумевшие завершить свое среднее образование в юношеском возрасте.
  3. Экстернат. Форма обучения таких учащихся в школе, которая доступна не в каждой ОО. При такой системе организации учебного времени, ребенок не обязан посещать школу ежедневно, а появляется только для индивидуальных занятий с преподавателями. Такая форма необходима подросткам, которые за один год готовы освоить программу нескольких лет обучения, либо школьникам, которые посещают специализированные школы, например, спортивные, и много времени проводят на соревнования, не в силах присутствовать ежедневно на уроках. Учитель в этом случае работает как консультант по сложным вопросам и говорит ученика к экзаменам. Экзамены в этом случае становятся испытанием, показывающим уровень успеваемости ученика.
  4. Домашнее обучение. Форма обучения детей с ОВЗ в общеобразовательной школе, применимая в нескольких случаях: если ребенок болен и такую форму получения образования рекомендует врач, в связи с невозможностью ребенка ежедневно посещать школу, или невозможностью освоить образовательную программу для обучения детей с ОВЗ на общих основаниях. Тогда ученик посещает учебное заведение только для того, чтобы пройти аттестацию, если родители считают, что сами, при помощи репетиторов и консультаций учителей смогут дать ребенку образование.

До недавнего времени самой распространенной формой организации получения образования детьми с ОВЗ было обучение на дому. Главным достоинством индивидуального обучения является возможность педагога адаптировать как содержательную часть образовательной деятельности для детей с ОВЗ, так и способы его подачи, ориентируясь возможности, потребности ученика. Учитель в состоянии в учебном процессе корректировать, как действия ученика, так и свои собственные. Все это позволяет ученику работать экономно, постоянно контролировать затраты своих сил, работать в оптимальное для себя время.

Однако, ежегодный рост числа детей с ОВЗ, приводит к росту нагрузки на школы и педагогов. Одновременно, усовершенствование медицинской диагностики учащихся и постоянный поиск педагогами и психологами форм и методов обучения детей с ОВЗ позволяют говорить об успехах в процессе обучения и главное, социализации детей с особенностями здоровья.

Давайте рассмотрим наиболее распространенные из них. Это инклюзивные формы обучения особенных учащихся и дистанционное обучение.

Инклюзивное образование детей с ОВЗ, то есть совместное обучение здоровых школьников и детей с ОВЗ в общеобразовательной школе в режиме очного образования, становится все более распространенным явлением. Нельзя все же не обратить внимание на накопившийся опыт педагогов, которые отмечают, что инклюзивное образование детей с ОВЗ в инклюзивной организации чревато тем, что педагог может столкнуться сразу с несколькими трудностями. В классе ребенок с ОВЗ может неадекватно реагировать на трудности и свой неуспех в учебе по сравнению с другими ребятами. Из-за этого его интерес и желание посещать школу может снижаться. Потому, основная задача учителя на начальном этапе обучения сделать для таких учеников класс – зоной свободной от неуспеха. Уверить ребенка в его благополучии. Подбирать для ребенка методики, способные заинтересовать новым материалом и пояснять его наиболее доходчивым способом. Еще один принцип вариативных форм обучения детей с ОВЗ в школе – это комфортное существование ребенка в социальной среде. То есть на педагога ложится ответственность за то, чтобы погружение ребенка в школьный социум проходила для него в щадящем режиме.

Наилучший вариант, когда режим посещения школы принимается индивидуально, исходя из особенностей каждого ребенка.

В качестве одного из вариантов вхождения ребенка с ОВЗ в школьную среду может выступать система коротких занятий с разными педагогами за один день. Уроки, или консультации при этом составляют по 15-20 минут. Ребенок пока индивидуально знакомиться с предметами, педагогами и даже кабинетами и строением школы. Это очень важно особенно для мальчиков и девочек с разной степенью умственной отсталости. При этом все педагоги и узкие специалисты во взаимодействии с родителями принимают решение о формах дальнейшего получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья, исходя из того, как они усваивают материал, как они себя ощущают в школьной среде.

Дистанционная форма обучения детей с ОВЗ в общеобразовательной школе, когда процесс взаимодействия педагога и ученика происходит посредством информационных технологий, видео-связи через Интернет, предоставлением видео-лекций и дистанционной аттестацией. Дистанционная технология обучения детей с ОВЗ может считаться наиболее успешным для школьников, в силу физических, психологических, психофизиологических причин не могущих получить инклюзивное образование. Отчасти, дистанционное обучение способно снять часть нагрузки с учителей, которые могут представить свои предметы в виде видео-блоков. При этом, дистанционное обучение сохраняет характерный для домашнего обучения индивидуальный подход к ученику. Так как педагог способен скорректировать учебную программу, исходя из особенностей, в том числе и умственных, своего ученика.

ozgim4.edumsko.ru

Особенности обучения детей с ОВЗ в общеобразовательной школе

Семинар-практикум по теме:

«Особенности обучения детей с ОВЗ в общеобразовательной школе»

Каждый ребенок – особенный, это бесспорно. И всё же есть дети, о которых говорят «особенный» не для того, чтобы подчеркнуть уникальность его способностей, а для того, чтобы обозначить отличающие его особые потребности.

В настоящее время в России, в силу целого ряда причин, намечается тенденция к увеличению рождения детей с различной патологией.  Категория таких детей крайне неоднородна, однако их общей основной особенностью является нарушение или задержка в развитии. По данным Комитета по образованию (на 1 сентября 2016 года) в нашем районе 46 детей-инвалидов, 80 детей школьного возраста имеют статус ребенка с ОВЗ, из которых 71 учится по адаптированной программе с нарушением интеллекта.В нашей школе обучается 9 детей-инвалидов, из которых 4 ребенка имеют инвалидность по заболеванию, а 5 человек – по развитию.6 человек имеют статус ОВЗ, т.к. у них имеются рекомендации ПМПК, 4 ребенка обучается на дому.

Нормативно-правовая ФГОС обучающихся с ОВЗ

1. Закон Российской Федерации “Об образовании в РФ” от 29.12.2.12г.№273-ФЗ

2. Концепция Федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья 

3. Об утверждении ФГОС НОО ОВЗ Приказ №1598 от 19.12.2014 г.  

4. Об утверждении ФГОС О УО (ИН) Приказ №1599 от 19.12.2014 г.  

5. Постановлением Главного Государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015 г. №26вводится в действие с 01.09.2016 г новый СанПиН для детей с ОВЗ.

6. Примеры адаптированных основных общеобразовательных программ от22 декабря 2015 г. (располагаются во http://fgosreestr.ru/)

     В Законе «Об образовании» сказано, что дети с проблемами в развитии имеют равные со всеми права на образование. В Концепции модернизации российского образования отмечается,что: «Все  дети-инвалиды  и  дети  с  ОВЗ школьного возраста имеют право на обучение в общеобразовательных школах по месту жительства».

Основные термины, используемые при обучении детей с ОВЗ:

ФГОС НОО ОВЗ – федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

ФГОС О у/о– федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

АООП– адаптированная основная общеобразовательная программа.
СИПР– специальная индивидуальная программа развития.

ПМПК – психолого-медико-педагогическая комиссия.

ПМП-к – психолого-медико-педагогический консилиум.
ИПРА – индивидуальная программа реабилитации и абилитации инвалида (с 1 января 2016 года в новой форме)

Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Инвалид – лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

Т.е. ребенок с ОВЗ и ребенок-инвалид – это разные понятия. Статус «обучающегося с ОВЗ» дается только тому ребенку,  у которого есть заключение ПМПК и который не может обучаться без создания специальных образовательных условий, удовлетворяющих его особые потребности. Для установления статуса ребёнку необходимо пройти обследование на территориальной психолого-медико-педагогической комиссии, которые являются начальным и связующим звеном между организациями общего и специального образования по включению детей с ОВЗ в общеобразовательный процесс.Вариант АООП определяется на основе рекомендаций ПМПК по результатам комплексного психолого-медико-педагогического обследования (при инвалидности – с учетом ИПР) и мнения родителей (законных представителей).

Группа обучающихся с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. В нее входят дети с разными нарушениями развития:

Стоит отметить, что рекомендации, которые дают ПМПК в своем заключении являются обязательными к исполнению в образовательном учреждении.

Обучение в общеобразовательной школе детей с ОВЗ может быть представлено следующими вариантами:

  • инклюзивное обучение в общеобразовательном классе по адаптированным общеобразовательным программам;

  • специальный (коррекционный) класс, обучающийся по адаптированным общеобразовательным программам;

  • обучение на дому.

Дети с особыми потребностями могут обучаться на дому. Основание для обучения на дому является медицинское заключение, а не заключение ПМПК.

Инклюзивное образование – обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.Инклюзивное образование подразумевает обучение «особых» детей в одном классе со здоровыми школьниками, а не в специальном классе, созданном при общеобразовательном учебном заведении. В нашей школе в 5 классе инклюзивно обучается ребенок с ОВЗ с нарушением интеллекта. Учителя, работающие с этим ребенком, составляли адаптированные рабочие программы. На этого ребенка ведется отдельный классный журнал.     

Для полноценного развития ребенка с ОВЗ в школе необходимо:

1. Наличие психолого-педагогического консилиума в образовательном учреждении.

2. Разработка нормативно-правовой базы.

3. Согласие родителей (законных представителей) на обучение ребенка по адаптированной образовательной программе.

4. Составление индивидуального учебного плана. Организация коррекционной работы.

5. Разработка индивидуальной адаптированной общеобразовательной программы учащегося – ребенка с ОВЗ в соответствии с образовательными стандартами.

6. Адаптация методик обучения и воспитания к особым образовательным потребностям обучающихся и воспитанников с ОВЗ.

7.Комплексное психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ в процессе обучения и социализации.

8. Портфолио ребенка с ОВЗ.

9. Тьюторское сопровождение ребенка с ОВЗ в процессе обучения.

10.Адаптивная образовательная среда.

11. Взаимодействие с родителями. Организация помощи родителям в процессе усвоения практических знаний и умений, необходимых при воспитании и обучении детей с ОВЗ.

12. Развитие инклюзивной культуры. Сплочение ученического коллектива, развитие навыков сотрудничества, взаимодействия и взаимопомощи

13. Ориентация воспитательной системы учреждения на формирование и развитие толерантного восприятия и отношений участников образовательного процесса.

Программно-методическое обеспечение инклюзивного образовательного процесса отражается в трех документах:

адаптированной основной общеобразовательной программе;

адаптированной рабочей программе, разрабатываемой с учетом индивидуальных особенностей ребенка;

программе коррекционной работы, являющейся составной частью основной образовательной программы, разрабатываемой образовательной организацией на основе рекомендуемого перечня общеобразовательных программ.

Адаптированная программа должна быть разработана с учетом особенностей развития ребенка, основной целью должна быть коррекция нарушений развития и коррекция нарушений социальной адаптации.  Разработкой адаптированной программы школа занимается самостоятельно. Основой для разработки адаптированной программы является ФГОС.

Адаптированная основная образовательная программа – это образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.( ст.79, п. 5. ФЗ № 273 от 29.12.2012).

Адаптированная рабочая программа – это образовательная программа, адаптированная для обучения ребенка с ОВЗ (в том числе с инвалидностью), разрабатывается на базе основной общеобразовательной программы, с учетом адаптированной основной образовательной программы и в соответствии с  психофизическими особенностями и особыми образовательными потребностями категории лиц с ОВЗ. (ст. 2.ФЗ № 273 от 29.12.2012).

Программа коррекционной работы в образовательном учреждении должна быть направлена на обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья и оказание помощи детям этой категории в освоении основной образовательной программы начального общего образования.

Закон «Об образовании» выделил некоторые особенности при реализации АООП. В частности, ч. 3 ст. 55 определяет особый порядок приема детей на обучение по рассматриваемым программам: только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций ПМПК.

Прием лиц с ОВЗ в школу проходит в соответствии с общим порядком поступления ребенка в школу. Здесь стоит отметить, что результаты медицинского обследования перед поступлением в школу и результаты обследования ПМПК не должны содержать в заключение противопоказаний к поступлению в массовую школу. Поэтому, если нет противопоказаний, то ребенку с ОВЗ  не могут отказать в поступлении в школу. Совместное воспитание и обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья и лиц, не имеющих таких ограничений, не должно отрицательно сказываться на результатах обучения последних.

АООП реализуется через организацию урочной и внеурочной деятельности. Урочная деятельность состоит из часов обязательной части и части, формируемой участниками отношений.

Внеурочная деятельность формируется из часов, необходимых для обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся с ОВЗ и в сумме составляет 10 часов в неделю на каждый класс, из которых не менее 5 часов предусматривается на реализацию обязательных занятий коррекционной направленности, а остальные — на развивающую область с учетом возрастных особенностей учащихся и их физиологических потребностей (СанПиН).

Адаптация к школе у особых детей проходит дольше и сложнее. Темп работы в классе, большое количество учеников в классе, как следствие отсутствие индивидуального подхода — неполный перечень трудностей, с которыми дети с ОВЗ могут столкнуться в школе. Задача родителей прислушаться к рекомендациям специалистов по организации обучения особенного ребенка. Задача школы в данном случае создание специальных условий обучения.

Урок в классе, где обучаются совместно обычные школьники и школьники с особенностями в развитии, должен быть отличным от уроков в классах, где обучаются равные по способностям к обучению воспитанники.

Методы, приемы, технологии обучения детей с ОВЗ, которые нужно использовать

1.Использование наглядности и зрительных стимулов
2.Использование сигнальных карточек при выполнении заданий
3.Деление крупного материала на мелкие, связанные между собой части
4.Узелки на память
5.Внедрение современных компьютерных технологий
6.Использование сюрпризных моментов
7.Активные методы рефлексии

8.Здоровьесберегающие технологии

Обучение детей с особыми потребностями в массовой школе — это возможность продемонстрировать пример толерантного отношения детского и взрослого сообщества по отношению к учащимся с ОВЗ. Школа должна стать для таких детей комфортной и безопасной средой, где каждый сможет найти свое место и раскрыть свои способности.

infourok.ru

Условия обучения детей с ОВЗ в ОУ

Просмотр содержимого документа
«Условия обучения детей с ОВЗ в ОУ»

КАЧЕСТВЕННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ УСЛОВИЙ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ (В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС)

Ограниченные возможности здоровья (ОВЗ)

  • термин ОВЗ введен в законодательство Федеральным Законом №120 в июне 2007 года вместо термина «дети с отклонениями в развитии». Гарантии прав детей с ОВЗ закреплены в Конституции РФ, действующем Законе «Об образовании», ст. 50, п.10.
  • Дети с ОВЗ – это дети, имеющие недостатки в физическом и психическом развитии, отклонения в поведении, и нуждающиеся в особых условиях обучения, воспитания, а также специальных педагогических подходах.
  • Категории детей с ОВЗ определены Типовым положением «О специальном (коррекционном) образовательном учреждении» №288 от марта 1997 года.

ФГОС

  • Федеральный государственный образовательный стандарт (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373)- основной документ, регламентирующий деятельность образовательных учреждений.
  • Он представляет собой «систему требований, обязательных при реализации основной образовательной программы начального общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию» Пункт 1 статьи 7 Закона Российской Федерации «Об образовании»

Ребенок с ОВЗ

Наличие ИПР

Отсутствие ИПР

  • Заключение ПМПК

Заключение ПМПконсилиума образовательного учреждения –

Индивидуальная программа обучения ребенка с ОВЗ

Правовое обеспечение инклюзивной образовательной среды в ОУ

  • Внесение в Устав пункта по организации работы с детьми с ОВЗ
  • Положение о организации инклюзивной практики(локальный акт к уставу)
  • Образовательная программа ОУ, включающая коррекционно-развивающую программу
  • Приказ о создании и положение о ПМПк
  • Договор с родителями
  • Договор между ОУ и ПМПК (структурным подразделением ОБОУ ЦПМСС)
  • Договор со СКОУ( при необходимости)
  • Лицензии на обучение по программам I-VII и VIII видов
  • Лицензии на программы дополнительного образования ( при необходимости)
  • Стандарты организации всех необходимых сфер, пространств или сред, необходимых для образования детей с различными формами ОВЗ в данной общеобразовательной школе.

Архитектурно-планировочная среда (Универсальная среда)

  • Пандусы, подъемники, все двери нужной ширины и без порогов. (Тех. стандарты)
  • Сенсорные знаки и дорожки, ограничители и показатели
  • Туалет с душем, специально оборудованный для детей с ОВЗ
  • Санитарно-гигиеническая комната со специальным оборудованием( для самостоятельного или с помощью взрослого осуществления гигиенических процедур ребенка с конкретным ОВЗ)

Готовность образовательного учреждения

  • Принятие ценностей инклюзивного образования
  • Поддержка со стороны администрации образовательного учреждения
  • Наличие единой команды педагогов и специалистов системы сопровождения (консилиум образовательного учреждения)
  • Готовность к трудностям, переменам и рискам

Условия включения детей с ОВЗ в образовательное учреждение

  • специальная работа по подготовке педагогического и детского коллектива к включению в него ребенка с ОВЗ;
  • разработанная программа коррекционной работы с учетом контингента детей с ОВЗ, обучающихся в школе;
  • наличие систематического комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения образовательного процесса;
  • специальная работа по введению ребенка в более сложную социальную среду .

Организация рабочего места в классе в соответствии с потребностями ребенка

  • Наличие в классе индивидуальных парт (одноместных)
  • Парты с регулируемой высотой и наклоном стола
  • Оборудование рабочего места для каждой категории детей с ОВЗ.
  • Индивидуальное освещение
  • Специальные средства индивидуального пользования
  • Приспособления для фиксации рук, туловища
  • Специальная мебель.

Условия для восстановления работоспособности

  • Выделение изолированной зоны в пространстве класса (стол за ширмой)
  • Специальная комната для парной или инд. работы
  • Зона для двигательной активности
  • Организация временного режима обучения

Организация образовательного процесса в соответствии с об разовательными программами.

  • Общеобразовательная
  • Программы I-VIII видов
  • Программы коррекционной работы
  • Программы дополнительного образования:
  • Программа по формированию коммуникативных навыков; Программа по формированию социально-бытовых навыков; Программа профессиональных навыков Программа по информационной технологии Программы художественно-эстетического цикла Программа по трудовому воспитанию
  • Программа по формированию коммуникативных навыков;
  • Программа по формированию социально-бытовых навыков;
  • Программа профессиональных навыков
  • Программа по информационной технологии
  • Программы художественно-эстетического цикла
  • Программа по трудовому воспитанию

Наличие в материале и содержании обучения ребенка специальных разделов , не присутствующих в программах образования обычно развивающихся сверстников

Условия освоения основной образовательной программы учащимися

  • учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся ;
  • обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;
  • разнообразие видов деятельности и форм общения при определении целей обучения и воспитания; путей их достижения;
  • обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности;
  • использование оптимальных двигательных режимов для детей с учетом их возрастных и иных особенностей;
  • обеспечение максимальной реализации образовательного потенциала детей с ОВЗ в процессе освоения ООП ;
  • оценка динамики учебных и внеучебных достижений обучающихся;
  • « возможность для беспрепятственного доступа обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к объектам инфраструктуры образовательного учреждения ».

Программа коррекционной работы

«Программа коррекционной работы предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса» (из ФГОС НОО)

Программа коррекционной работы должна

  • быть составлена в каждом образовательном учреждении, независимо от статуса и типа; учитывать образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья»; предусматривать интеграцию любого ребенка в общеобразовательное учреждение.
  • быть составлена в каждом образовательном учреждении, независимо от статуса и типа;
  • учитывать образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья»;
  • предусматривать интеграцию любого ребенка в общеобразовательное учреждение.

При этом при реализации основных образовательных программ для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья могут быть установлены специальные федеральные государственные образовательные стандарты).

При составлении программы коррекционной работы важно учесть факторы:

  • контингент обучающихся и педагогов,
  • материально-техническую базу учреждения,
  • возможные формы образования,
  • направления коррекционной работы.

Требования к составлению программы коррекционной работы (ПКР)

  • ПКР не должна зависеть от выбранных для использования комплектов учебников. Она должны зависеть от контингента учащихся, контингента педагогов, условий, имеющихся в образовательном учреждении;
  • ПКР не должна осуществляться посредством программного материала предметных курсов, дополнительных образовательных программ;
  • для реализации ПКР в школе нужно работать не с каждым учащимся, а только с теми, кто нуждается в коррекционно-развивающей работе;
  • для определения содержания ПКР педагогическому коллективу важно знать не медицинский диагноз, а ограничения жизнедеятельности для создания условий для их компенсации;
  • невозможно осуществлять коррекционную работу в школе без взаимодействия педагогов со специальными педагогами, так как учителя не имеют соответствующего образования и не обладают компетенциями в осуществлении такой работы в школе;
  • поскольку все рекомендации имеют различную структуру, то необходимо выработать универсальный инструмент для составления рабочей ПКР.

Индивидуализация обучения

Индивидуализация образовательного процесса рекомендована в следующих ситуациях:

  • если ребенок хронически не успевает по одному или нескольким предметам, а также для детей с ограниченными возможностями здоровья, которые в силу своих особенностей не могут осваивать материал в том темпе, форме, объеме, как это могут делать другие дети;
  • если ребенок не может самостоятельно справиться с учебными трудностями;
  • при значительных пропусках ребенком занятий или при обнаружившихся у него пробелах в знаниях, связанных с обучением;
  • обусловленных конфликтными отношениями с одноклассниками или учителями, осложняющими образовательный процесс; неблагополучной обстановкой в семье.

Формы и методы организации образовательного процесса

  • Гибкая организация занятий, многоуровневая подача материала (с учетом индивидуальных особенностей)
  • Организация деятельности и сотрудничества в малых группах
  • Обеспечение выбора (целей, уровня, средств, форм работы, материала)
  • Организация самостоятельной деятельности на своем уровне, в своем диапазоне возможностей, что позволяет ребенку быть успешным
  • Организация диалоговых, дискуссионных форм, где возможна выработка своей точки зрения и ее защита
  • Обязательная организация игровых ситуаций, где есть возможность попробовать себя в разных ролях и позициях
  • Организация гибкого временного режима обучения в соответствии с возможностями ребенка
  • Использование технических средств обучения для каждой категории детей с ОВЗ
  • Наличие тьюторов в соответствии с индивидуальной образовательной программой

Особые требования к организации учебного процесса

  • раннее начало комплексной коррекционно-развивающей работы;
  • использование специальных методов, приемов и средств обучения обеспечивающих доступность образовательной среды для ребенка с ОВЗ;
  • индивидуализация и дифференциация обучения с учетом состояния и особенностей коммуникации, восприятия, двигательного и познавательного развития детей с ОВЗ;
  • обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды;
  • введение, при необходимости, в содержание обучения ребенка специальных разделов, не присутствующих в программах образования обычно развивающихся сверстников;
  • организация работы по социализации детей с использованием методов дополнительного образования, соответствующих интересам детей и обеспечивающих их личностный рост.

Система оценивания достижений

  • Выработаны критерии оценивания достижений каждого ребенка с ОВЗ в соответствии с индивидуальным учебным планом
  • Возможность самооценивания обеспечена и реализуется
  • Используется критериальный, дифференцированный подход при оценивании компетенций ребенка в соответствии с его индивидуальным учебным планом

Психолого-медико-педагогическое сопровождение

  • «осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учётом особенностей психического и (или) физического развития, индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии)»
  • «определение особенностей организации образовательного процесса для рассматриваемой категории детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка, структурой нарушения развития и степенью его выраженности»
  • Наличие индивидуальной образовательной программы и составленного на ее базе индивидуального коррекционного плана ребенка – специалистами ОУ, координатором, специалистами сопровождения
  • Наличие в штатном расписании специалистов
  • Консультации специалистов для учителей, реализующих образование детей с ОВЗ
  • Реализация мероприятий в соответствии с индивидуальной образовательной программой ( ЛФК и т.д.)

ПМП-консилиум

  • организация и проведение комплексного изучения личности «особого» ребенка с использованием диагностических методик психологического, педагогического, клинического обследования;
  • выявление уровня и особенностей развития познавательной деятельности, памяти, внимания, работоспособности, эмоционально-личностной зрелости, уровня развития речи воспитанников;
  • выявление резервных возможностей ребенка, разработка рекомендаций воспитателям (учителям) и другим специалистам для обеспечения индивидуального подхода в процессе обучения и воспитания;
  • выбор дифференцированных педагогических условий, необходимых для коррекции недостатков развития и для организации коррекционно-развивающего процесса;
  • выбор оптимальных для развития ребёнка образовательных программ, соответствующих его готовности к обучению в зависимости от состояния его здоровья, индивидуальных особенностей его развития, адаптивности к ближайшему окружению или адаптация образовательной программы образовательного учреждения;
  • выработка рекомендаций по основным направлениям коррекционно-развивающей работы;
  • обеспечение коррекционной направленности образовательного процесса;
  • формирование у обучающих адекватного понимания ограничений ребенка;
  • консультативная помощь семье в вопросах коррекционно-развивающего воспитания и обучения.

Подготовка учителей, специалистов, руководителей и тьюторов

  • Наличие у педагогов и специалистов удостоверений Курсов повышения квалификации по инклюзивному образованию не менее 72 часов
  • Организация тренингов, мастер-классов для сотрудников
  • Взаимопосещение занятий, уроков и их анализ
  • Балинтовские группы учителей ( эффективный метод повышения профессиональных коммуникативных навыков, снижения профессионального стресса и «эмоционального выгорания»).  

Специальные профессиональные компетентности педагога

  • компетентность в оценке особенностей освоения учебной программы учащимися (временных и качественных характеристик), для своевременного выявления детей, испытывающих трудности в освоении образовательной программы и имеющих особые образовательные потребности;
  • компетентность во взаимодействии со всеми участниками образовательного процесса, необходимую как для включения в комплексную психолого-педагогическую коррекционно-развивающую работу учащихся, нуждающихся в индивидуальном подходе в обучении, так и для ее реализации;
  • компетентность в создании условий , необходимых для максимальной реализации образовательного потенциала детей, имеющих особые образовательные потребности и оценки динамики результатов образовательной и собственно педагогической деятельности;
  • компетентность в создании условий, охраняющих физическое и психическое здоровье детей и способствующее социализации и личностному росту как детей с ОВЗ, так и их здоровых сверстников.

Включение родителей в образовательный процесс

  • Договор с родителями
  • Технологии организации различных форм взаимодействия с родителями ребенка
  • Консультации для родителей
  • Участие родителей в реализации индивидуального учебного плана

multiurok.ru

Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Информационная справка о создании специальных условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами за 2017/2018 учебный год

Информационная справка о создании специальных условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами за 2016/2017 учебный год

Информационная справка об образовании детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов по итогам 2015/2016 учебного года

Информация об исполнении мероприятий межведомственных планов в части образования инвалидов (детей-инвалидов) и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Обследование детей психолого-медико-педагогической комиссией осуществляется по письменному заявлению родителей (законных представителей).

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.09.2013 № 1082 “Об утверждении положения о психолого-медико-педагогической комиссии”

Письмо департамента образования и молодежной политики Новгородской области от 19.05.2014 № 530-рг “О направлении методических рекомендаций по составлению заключения психолого-медико-педагогической комиссией”

Инвалид – лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория “ребенок-инвалид“. Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы.

Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

Адаптированная образовательная программа – образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц;

Адаптированные образовательные программы реализуются для следующих категорий обучающихся с ограниченными возможностями здоровья:

  • слепых и слабовидящих обучающихся;
  • обучающихся, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата;
  • обучающихся, имеющих тяжелые нарушения речи;
  • обучающихся с задержкой психического развития;
  • обучающихся с умственной отсталостью;
  • обучающихся с расстройством аутистического спектра; обучающихся со сложными дефектами.

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования”

Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.08.2014 № ВК-1748/07 “О государственной аккредитации образовательной деятельности по образовательным программам, адаптированным для обучения лиц с умственной отсталостью”

В целях обеспечения реализации права на образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 года № 1598 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья”

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 года № 1599 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)”

План действий по обеспечению введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

План мероприятий по обеспечению введения федеральных государственных образовательных стандартов обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в Новгородской области

Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися.

Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья понимаются условия обучения, воспитания и развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

При реализации образовательных программ используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.01.2014 № 2 “Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ”

Постановление Правительства Новгородской области от 08.05.2014 № 261 “О Порядке предоставления компьютерного, телекоммуникационного, специализированного оборудования и программного обеспечения для организации дистанционного образования детей-инвалидов, а также организации подключения к информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” рабочих мест детей-инвалидов и обеспечения оплаты услуг доступа к информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”

Инклюзивное образование – обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.06.2013 № ИР-535/07 “О коррекционном и инклюзивном образовании детей”

Федеральный закон “Об образовании в Российской Федерации” на ряду с созданием специальных условий для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья устанавливает меры социальной поддержки обучающимся с ограниченными возможностями здоровья.

Постановление Правительства Новгородской области от 20.03.2014  № 181 “Об утверждении Порядка предоставления на территории Новгородской области мер социальной поддержки”

Для обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, обучение по образовательным программам дошкольного образования, начального общего, основного общего и среднего общего образования организуется на дому или в медицинских организациях.

Основанием для организации обучения на дому или в медицинской организации являются заключение медицинской организации и в письменной форме обращение родителей (законных представителей).

Постановление департамента образования и молодежной политики Новгородской области от 02.06.2014 № 7 “Об утверждении Порядка регламентации и оформления отношении государственной областной и муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях”

Постановление департамента образования и молодежной политики Новгородской области от 01.04.2015 № 11 “О внесении изменения в Порядок регламентации и оформления отношений государственной областной и муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов   в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в  медицинских организациях”

edu53.ru

Особенности обучения детей с ОВЗ

Баграмян Ирина Николаевна– учитель русского языка и литературы

МБОУ «Зубово- Полянская гимназия»

Зубово- Полянского района

Республики Мордовия

Особенности обучения детей

с ограниченными возможностями здоровья

Современное общество ставит перед учителем новую задачу не просто дать знания, но и вырастить социально адаптированную личность, активного гражданина страны. Школы принимают всех детей, вне зависимости от их физических, социальных, языковых особенностей. И потому в стенах школы мы встречается с разными учениками. Это и те, кто с лёгкостью овладевает учебными навыками, и те, у кого обучение вызывает определённые трудности. Особое место, конечно, в ряду таких обучающихся стоят дети с ограниченными физическими возможностями. Именно поэтому современная школьная система образования сталкивается с рядом определённых проблем, решение которых зачастую приходит не сразу, иногда и методом проб и ошибок. К счастью, в последнее время государство уделяет большое внимание инклюзивному образованию.

Лидеры нашего государства В.В.Путин и Д.А. Медведев во время встречи с активистами Форума женщин 25 ноября 2011 года выступили за совместное обучение обычных детей и детей-инвалидов. Д.А.Медведев заявил, что «…в школах нужно создавать условия, где бы дети – инвалиды могли бы вместе со своими сверстниками адаптироваться. Это образование меняет атмосферу в классе и меняет самих детей. Это важный момент не только в образовании детей с ограниченными возможностями, но и в воспитании, в первую очередь, толерантной личности». 2 июня 2013 года президент России Владимир Путин подписал указ “О национальной стратегии действия в интересах защиты детей на 2012-2017 годы”. Он отметил, что “Указ в числе приоритетов стратегии определяет обеспечение комфортной, благожелательной и безопасной среды для жизни подрастающего поколения; защиту прав каждого российского ребенка и равные возможностей для его всестороннего развития и самореализации”

Результаты исследования показали, что в настоящее время 4,5% детей в России относятся к категории лиц с ограниченными физическими возможностями, и значит, нуждаются в специальном образовании, которое отвечает особенностям их развития. Цель работы с такими детьми – всесторонне развивать их интеллектуальные, речевые и лингвистические способности, способности межличностного общения. Дети – инвалиды, обучающиеся в образовательных учреждениях, находятся зачастую не в одинаковых условиях с остальными детьми. Плохое зрение, сниженный слух, проблемы с опорно- двигательным аппаратом оказывают негативное влияние на обучение. Быстрая утомляемость, пропуски занятий по болезни- всё это наносит ущерб системе знаний ребёнка. Поэтому учителю важно правильно организовать работу, сделать её максимально адаптированной к ученику с ограниченными возможностями.

Обучение ребёнка русскому языку и литературе необходимо проводить в соответствии с его физиологическими способностями, психологическим состоянием, с опорой на темперамент ребёнка. Для того чтобы ребёнок научился грамотно писать и правильно читать, необходима длительная практика, требующая от ребёнка с ограниченными возможностями максимального напряжения. Опыт грамотного письма у таких детей зачастую формируется только к 6-7 классу и закрепляются в 8-9 классах.

Встречаясь с обучением детей с ограниченными возможностями в школе, необходимо правильно организовывать работу на уроке. Иногда такая работа превращается в индивидуальную на протяжении 45 минут. Важно при работе с такой категорией учеников чаще менять виды учебной деятельности, чередовать разные формы работы, проводить релаксационные минуты. Регулярная связь с классным руководителем такого ребёнка, родителями, психологами позволить наиболее эффективно использовать возможности урочной системы.

Так, например, в 5 классе в этом учебном году у меня появился ребёнок с ярко выраженным косоглазием. Мальчик фактически не может сконцентрировать взгляд на чём- либо. Понятно, что все работы, предполагаемые на уроке как на простой учебной, так и на интерактивной доске, ему недоступны. Поэтому для него индивидуально подготавливается раздаточный материал, распечатки презентаций, таблиц, иллюстраций, которые находятся непосредственно перед ребёнком на парте. Уступая одноклассникам в скорости и аккуратности письма, технике чтения, этот ученик довольно быстро находит ответы на устные вопросы, составляет монологические высказывания, умело пользуется сигнальными карточками.

В работе с детьми, получающими обучение на дому, тоже есть свои особенности. В первую очередь, это то, что ученик изолирован от внешнего мира, не имеет возможности общаться с детьми своего возраста в классном коллективе. Расписание уроков администрация школы согласовывает с родителями ребёнка, учитывая при этом режим дня воспитанника. Занятия с таким учеником проводятся в форме урока- общения. И важно создать дружеский эмоциональный контакт с учащимся. Фактически мы используем принцип сотрудничества, когда учитель стремиться передать свой опыт, а ребёнок хочет его взять, усвоить. Как правило, занятия с такими детьми я начинаю с урока литературы, поскольку это даёт возможность нацелиться на рабочий лад, сконцентрировать внимание. При построении диалогового общения на уроке литературы важно помнить, что дети, ограниченные физически, очень ранимы и болезненно реагируют на замечания. Поэтому корректировка ответа должна происходить ненавязчиво, тактично, не задевая самолюбия ребёнка. На протяжении всего урока учителю важно наблюдать за физическим состоянием ученика- инвалида, и при необходимости нужно сократить время занятий во избежание переутомления. В моей практике случалось, когда начинаешь урок на стуле за столом и постепенно во время урока переходишь вместе с учеником на диван, кресло или же на пол, поскольку опорно-мышечный аппарат не выдерживает нагрузки, и ребёнку необходим отдых.

После перерыва целесообразно перейти к уроку русского языка. Самая большая проблема в обучении русскому языку- невысокая скорость письма. Когда-то В.А.Сухомлинский сказал, что «…ум ребёнка находится на кончиках его пальцев», и поэтому важно не торопить ученика, давая ему возможность сосредоточится при выполнении работы

Наиболее сложной в работе с детьми-инвалидами является уроки развития речи. Это та работа, когда ученик должен поделиться личными впечатлениями от природы, памятника архитектуры и т.д. Больной ребёнок проводит большую часть своего времени в четырёх стенах, и ему трудно описать то, с чем он не знаком. Поэтому темы для творческих работ необходимо подбирать, учитывая специфику реальной ситуации. Такт, умение оценить ситуацию должно отличать каждого учителя, работающего с детьми- инвалидами.

Отдельным компонентом, расширяющим образовательные возможности больных детей и детей- инвалидов, является развитие дистанционного обучения посредством сети Интернет. Система дистанционного обучения необходима, во-первых, тем детям, которые в силу особых ограничений, определяемых болезнью, не могут ежедневно посещать школу, а во-вторых, детям, не имеющим возможность посещать образовательное учреждение по медицинским показателям. Вот уже второй год я являюсь учителем дистанционного образования, участвуя в проекте «Особые дети Республики Мордовия». Нужно сказать, что данная программа позволяет детям с ограниченными возможностями получить качественное образование посредством работы на сайте “i-Школы”. Дистанционное образование значительно расширяет возможности ученика, обеспечивает необходимым образовательным минимумом. Интернет – технологии дают возможность получения оперативной информации на любые расстояния (как визуальной, так и текстовой, графической). И конечно, сеть Интернет значительно расширяет возможности доступа к различным базам данных.

Работа на дистанционном уроке даёт возможность учителю и ребёнку использовать много различных программ и способов взаимодействия. Одним из таких способов является работа в программе Team Viver. Это программа предназначена для удаленного доступа на компьютер ученика. Т.е. с помощью этой программы можно удаленно зайти на компьютер одного ученика, помочь настроить компьютер, открыть нужный файл (курс), увидеть, чем он занят на дистанционном уроке, совместно с ним делать что-то на его экране (редактировать документ, работать в программе). Эта программа позволяет зайти на компьютеры и нескольких учеников одновременно, что удобно при групповом дистанционном уроке.

Как одну из форм работы на онлайн занятии можно использовать PiratePad в качестве виртуальной школьной доски. Она даёт возможность создать в режиме реального времени текстовый документ, где цветом будет маркировано участие каждого. PiratePad может быть использована и в качестве инструмента для практического разбора на уроке материалов как на уроках русского языка, так и на уроках литературы. Результаты совместной работы могут быть затем скопированы и перенесены в учебную тетрадь на сайт школы, как некий итог совместной работы учителя и ученика.

Основная задача воспитания и образования ребенка-инвалида – подготовка его к жизни в обществе в процессе взросления, да так, чтобы жизнь эта была в целом счастливой и человек не чувствовал себя в обществе лишним. В результате решения такой задачи человек оказывается интегрированным в социуме. Движение к этой цели — серьезный и нелегкий труд родителей и педагогов. Важно помнить, что для особого ребёнка должно быть особое образование.

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.