Личностные качества учителя
Личностные качества учителя:
В педагогической психологии личностные качества учителя рассматриваются не изолированно друг от друга, а как целостная система взаимообусловленных качеств, состоящая из общих личностных качеств, интегрирующих другие качества (системообразующие) и частных качеств.
Начнем рассмотрение качеств личности учителя с системообразующего качества.
Системообразующим качеством является гуманистическая направленность личности учителя и воспитателя.
Большинство психологов и педагогов сходится на мысли о том, что наиболее важным для учителя личностным качеством является гуманистическая направленность. Это качество ярко и сильно проявлялось у многих выдающихся педагогов прошлого и настоящего: ЯА.Коменского, И.Г.Песталоцци, Ж.Ж.Руссо, Л.Н.Толстого, A-С.Макаренко, В.А.Сухомлинского, Я.Корчака, педагога Ш.Амонашвили и др.
Гуманистическая направленность зависит от ряда факторов: а) усвоения личностью гуманистической идеи, б) наличия гуманистического идеала, в) сформированности потребности в гуманистической деятельности, в совершении гуманных поступков, г) воспитанности чувства гуманизма.
Гуманистическая направленность интегрирует такие моральные качества педагога, как любовь к детям, уважение к личности ребенка, чувство долга и ответственности перед обществом и детьми за воспитание последних, желание общаться и работать с детьми, а также вера в будущее ребенка.
Данные морально-личностные качества являются конкретным проявлением гуманистической направленности личности педагога в той или иной ситуации общения и работы с детьми. Однако формируются и проявляются эти качества у отдельных педагогов по-разному и в различной степени. У одних сильнее проявляются понимание и чувство долга и ответственности за воспитание детей, уважение к личности ребенка, у других – любовь и интерес к детям, потребность в общении с детьми и других и то и другое.
Обязательным личностным качеством учителя является вера в будущее каждого ребенка, оптимистический взгляд на возможности воспитания из каждого ребенка полноценной личности (педагогический оптимизм).
Следующим обязательным для учителя и воспитателя личностным качеством является моральная чистота, честность педагога перед детьми. На нравственной честности педагога основывается доверие детей к своему учителю, к его словам. Дети очень чувствительны к моральным качествам своих учителей и если учитель сам не следует тем моральным нормам, которые он разъясняет, т.е. говорит одно, а сам делает другое, то доверие к такому учителю теряется.
Важнейшим личностным качеством для учителя и воспитателя является способность завоевать доверие детей. Доверие детей к учителю зависит от моральной честности последнего, его нравственной чистоты, а также от справедливости учителя,
“Справедливость, – писал В.А. Сухомлинский, – это основа доверия ребенка к воспитателю… Чтобы быть справедливым, надо до тонкости знать духовный мир ребенка”. Каждый педагог, работающий в школе, хорошо знает, что особенно сильно реагируют на справедливость или несправедливость педагогов подростки. В школах нередко возникают конфликты между подростками и каким-либо учителем именно из-за того, что этот учитель допустил несправедливость по отношению к ученику-подростку.
Психологи выделяют такое важное личностное качество, как эмпатийная направленность, имея в виду стремление личности глубоко понять другую личность, разделить с ней ее взгляды, мысли, переживания и оказать содействие ей.
Чем лучше понимает и чувствует учитель каждого своего ученика, его мысли, интересы и переживания, чем более способен поставить себя на место ученика, т.е. идентифицировать себя о учеником, и сопереживать с ним, тем скорее появится и укрепится взаимное доверие учителя и учащихся. Такое подлинно гуманистическое понимание одним человеком другого человека не только умом, но и чувствами получило название “эмпатийное понимание”.Эмпатийное понимание, как указывается в психологических словарях, это “способность личности понимать переживания другой личности (в частности по мимике) и сопереживать их в процессе межличностных отношений”1.
Эмпатийное понимание – это не просто понимание другого человека, но и стремление эмоционально откликнуться на его мысли, переживания, поведение. “Эмпатия есть аффективное “понимание”, т.е. понимание в большей мере чувствами”, – пишет психолог Г.М.Андреева.
Проведенными исследованиями (И.М.Юсупов) установлено, что эмпатийная направленность является одним из наиболее профессионально необходимых личностных качеств современного учителя и воспитателя. Это личностное качество тесно связано с гуманистической направленностью личности педагога, зависит от типа его личности, типа характера, воспитанности нравственных потребностей и чувств, а также от наличия педагогического призвания.
Доказано, студентам педвуза и молодым учителям можно добиться определенных успехов в развитии у себя эмпатии как профессионально-личностного качества путем участия в специальных групповых психологических тренингах (Юсупов).
Исключительно важным профессионально-личностным качеством у современного учителя и воспитателя является общительность, потребность в общении с детьми. Существует две причины, не позволяющие в полной мере и эффективно реализовать воспитательные и образовательные возможности общения, работая с детьми. Во-первых, индивидуальные врожденные особенности – замкнутость, необщительность (меланхолический или флегматический тип темперамента). Во-вторых, мастерству общения, в том числе и педагогического, надо учиться специально, ибо это сложный процесс.
Как известно, общение людей состоит из трех взаимосвязанных сторон:
1. Коммуникативная сторона, предполагающая обмен информацией и переживаниями.
2. Перцептивная сторона, связанная с восприятием людьми друг друга, т.е. с социальным восприятием, и взаимопониманием.
3. Интерактивная сторона, предполагающая взаимодействие людей в процессе совместной деятельности и исполнения тех или иных социальных ролей.
Например, коммуникативная сторона общения предполагает овладение как вербальными, так и невербальными способами общения педагога с учащимися. К числу невербальных способов относятся:
а) эмоциональное общение, б) визуальное общение (визуальный контакт), в) общение с помощью мимики, г) общение с помощью пантомимики (иначе “язык жестов”). Большую роль в процессе общения играют вокализация голоса, паузы, темп речи, смех.
Все указанные выше способы коммуникативного общения оказываются совершенно необходимыми в процессе передачи учителем различного рода информации школьникам.
Перцептивная сторона общения связана с восприятием людьми друг друга и пониманием друг друга. Психологи обнаружили, что в процессе восприятия друг друга у людей нередко формируются ошибочные представления, обусловленные субъективными установками или стереотипными взглядами и оценками, распространенными в данном обществе (“эффект ореола”, эффект инерционности и т.т. см. факторы социально-перцептивных искажений в педагогическом процессе).
Подлинно творческий учитель – это учитель, увлеченный своей профессией, преподаваемой им наукой. Важнейшим личностным качеством является стремление к творческому претворению каких-либо общественно значимых целей и идей. Учитель, увлеченный преподаваемой им наукой, творчеством, передает эту увлеченность своим воспитанникам и влияет на развитие их способностей и личностных качеств.
Психологические аспекты компьютеризации обучения:
В сегодняшнее время роль информационных технологий (ИТ) чрезвычайно важна, они занимают центральное место в процессе интеллектуализации общества, развития его системы образования и культуры. Их широкое использование в самых различных сферах деятельности человека диктует целесообразность наискорейшего ознакомления с ними, начиная с ранних этапов обучения и познания. Система образования и наука являются одним из объектов процесса информатизации общества. Информатизация образования в силу специфики самого процесса передачи знания требует тщательной отработки используемых технологий информатизации (ТИ) и возможности их широкого тиражирования. Кроме того, стремление активно применять современные информационные технологии в сфере образования должно быть направлено на повышение уровня и качества подготовки специалистов.
Существуют психолого-педагогические аспекты,влияющие на развитие компьютеризации учебного процесса
Основные факторы, влияющие на эффективность использования
информационных ресурсов в образовательном процессе
На эффективность информационных ресурсов в образовательном процессе влияют следующие факторы:
Информационная перегрузка – это реальность. Избыток данных служит причиной снижения качества мышления прежде всего среди образованных членов современного общества;
Внедрение современных информационных технологий целесообразно в том случае, если это позволяет создать дополнительные возможности в следующих направлениях:
доступ к большому объему учебной информации;
образная наглядная форма представления изучаемого материала;
поддержка активных методов обучения;
возможность вложенного модульного представления информации.
Выполнение следующих дидактических требований:
целесообразность представления учебного материала;
достаточность, наглядность, полнота, современность и структурированность учебного материала;
многослойность представления учебного материала по уровню сложности;
своевременность и полнота контрольных вопросов и тестов;
протоколирование действий во время работы;
интерактивность, возможность выбора режима работы с учебным материалом;
наличие в каждом предмете основной, инвариантной и вариативной частей, которые могут корректироваться.
Компьютерная поддержка каждого изучаемого предмета, и этот процесс нельзя подменить изучением единственного курса информатики.
Положительным при использовании информационных технологий в образовании является повышение качества обучения за счет:
большей адаптации обучаемого к учебному материалу с учетом собственных возможностей и способностей;
возможности выбора более подходящего для обучаемого метода усвоения предмета;
регулирования интенсивности обучения на различных этапах учебного процесса;
самоконтроля;
доступа к ранее недосягаемым образовательным ресурсам российского и мирового уровня;
поддержки активных методов обучения;
образной наглядной формы представления изучаемого материала;
модульного принципа построения, позволяющего тиражировать отдельные составные части информационной технологии;
развития самостоятельного обучения.
Отрицательными последствиями использования информационных технологий в образовании являются следующие:
психобиологические, влияющие на физическое и психологическое состояние учащегося, и, в том числе, формирующие мировоззрение, чуждое национальным интересам страны;
культурные, угрожающие самобытности обучаемых;
социально-экономические, создающие неравные возможности получения качественного образования;
политические, способствующие разрушению гражданского общества в национальных государствах;
этические и правовые, приводящие к бесконтрольному копированию и использованию чужой интеллектуальной собственности.
В этих условиях информатизация образования должна быть управляемой.
studfiles.net
Качества хорошего учителя | Познай Себя – современное образование, саморазвитие и успех
В жизни каждого из нас был как минимум один действительно хороший учитель, но так же был, откровенно говоря, и плохой. Мы абсолютно точно знаем, что бы нам понравилось и привлекло в обучении, и, опираясь на наши желания, мы ждем этого от учителя и судим его по своим критериям «добра и зла». Большинство людей определяют хорошего или плохого учителя, опираясь на такие критерии как личность и предпочитаемый стиль обучения. Как бы там ни было, абсолютно все хорошие учителя имеют набор «универсальных качеств».
Прежде всего, одаренный учитель, должен знать свой предмет «на зубок». Вряд ли кто-то сможет учить тому, чего и сам не знает. Это совсем не значит, что хороший учитель должен знать абсолютно все. Учителя всего лишь должны быть осведомлены в достаточной мере, дабы вызывать доверие.
Хороший учитель должен быть честным. Достаточно честным, чтобы признать, что ответ на какой-то особенный вопрос ему (ей) неизвестен. Хороший учитель должен быть честным, чтобы, допуская ошибки, он мог согласиться и признать эти ошибки. Ошибки допускают все, но что заставляет других доверять и верить вам, так это способность признать эти ошибки и исправить их.
Хороший учитель должен быть способен учиться чего бы то ни было от своих учеников. Всегда существует то, чему ты можешь научиться. Даже сомнительная перспектива может превратиться в опыт. Вам не обязательно соглашаться с чьим-либо мнением. Преподавание и обучение не «промывка мозга».
Хороший учитель должен уважать каждого ученика как индивидуальность. Каждый человек – уникален. Учитель должен приветствовать и поощрять разные мнения и отношения к той или иной проблеме. Классная комната не место для унижения или подавления личности. Это место для просвещения и раскрытия умов.
Хороший учитель должен быть терпеливым и уступчивым. Далеко не все учащиеся воспринимают и прорабатывают информацию очень быстро. Конечно, есть те, кто схватывает идею и смысл очень быстро, но ведь есть и те, кому необходимо время для анализа полученной информации. Хороший учитель знает о том, что иногда следует снизить темп подачи информации и дать время на ее анализ тем, кто не достаточно ясно понял поданный материал.
Хороший учитель знает «границы». Имеется ввиду, учитель должен знать, как придерживаться и как сохранить отношения «учитель – ученик» в том виде, каком они должны быть. Учитель , несомненно, должен иметь личностные отношения с каждым из учеников, но уровень этих отношений должен быть не более, чем «учитель – ученик». Все учащиеся равны в глазах учителя (НО! Каждый – индивидуальность), никаких исключений, приоритетов или поблажек.
Это лишь малая часть качеств, на наш взгляд, которые присущи хорошему учителю. Профессию «учитель» нужно любить. Доносить знания – это серьезная ответственность. А делать надо это с талантом, идеально подобранным стилем, изяществом, умом, образованностью и неподдельным желанием.
Читайте также
www.poznaysebia.com
Современный учитель – какой он, каким должен быть учитель
Содержание
Так каким же должен быть хороший учитель в наше время?
Профессиональный стандарт педагога
Каким должен быть учитель?
Учитель – профессия, востребованная во все времена. Это тот вид деятельности, который обсуждается и оценивается всеми. Каждый был в свое время учеником, почти все побывали родителями, многие испытали себя в роли педагога. Поэтому тема качеств современного учителя всегда интересна.
Так каким же должен быть хороший учитель в наше время?
Настоящий профессионал
Современный учитель – это, прежде всего, умелый учитель. Он отлично справляется с главным заданием своей профессии. Это человек, которому дано обучать других. Хороший учитель дарит детям удивительное качество – способность познавать мир и развиваться. Он учит воспринимать, обрабатывать и самостоятельно применять информацию.
Добиться этого может лишь тот педагог, который обладает такими характеристиками:
- любит детей и проявляет к ним интерес;
- знает психологию школьников разных возрастов;
- ценит неповторимость личности ребенка;
- умеет наблюдать за поведением детей и делать выводы;
- может оценить интеллектуальный потенциал и построить стратегию индивидуального развития ребенка;
- легко общается с детьми, добивается их любви и уважения;
- успешно руководит детским коллективом;
- глубоко знает свой предмет;
- готов к инновациям и стремится развиваться.
Важно помнить, что существуют и этические нюансы в профессии педагога. Права учителей обеспечивают возможность знакомиться с некоторыми документами учеников и их родителей. Это позволяет педагогу лучше организовать работу с подопечными. Но учителю запрещено разглашать конфиденциальную информацию о детях и их семьях.
Умение видеть главное
Какой он, современный учитель? Это тот, кто понимает своеобразие детей нашего времени.
Вот 9 важнейших особенностей, присущих современным ученикам:
- легкое восприятие информации;
- высокий интеллектуальный потенциал и разнообразие его проявлений;
- умение быстро осваивать технические приспособления, электронные новинки;
- прагматичность;
- слабая ориентация в проблемах реального мира;
- невысокий уровень двигательной активности;
- низкий уровень социальной и коммуникативной компетентности;
- недостаточный самоконтроль;
- снижение учебной мотивации.
Такие разные характеристики современных детей создают особые предпосылки для учительского творчества. Изучая новые подходы и сохраняя педагогические находки прошлых лет, настоящий профессионал строит свою систему обучения. Учитель должен быть интересен каждому ребенку. Поэтому современный педагог просто обязан быть гибким.
Человек, который способен меняться
Мир находится в постоянном движении. Имеет ли право учитель оставаться прежним? Вряд ли такой педагог будет полезен обществу. Лишь тот, кто сам способен освоить и оценить новую информацию, сможет вести за собой активных и обладающих феноменальным потенциалом детей.
Какие должны быть учителя 21 века? Это энергичные, образованные, легко адаптирующиеся к изменениям люди. Это специалисты, глубоко знающие свой предмет и желающие передать свои знания детям.
Профессиональный стандарт педагога
Меняется мир, совершенствуется система образования. На смену устаревшим требованиям к учителю приходит современный стандарт педагога. Он содержит профессиональные и личностные характеристики, необходимые специалисту для работы с детьми. Это те качества, которые позволят педагогу создать развивающую среду и помочь детям осознать новую информацию, освоить важные для них умения и навыки.
Уровень современного педагога позволит проектировать и моделировать ситуации и события, которые обогатят эмоции и ценностные ориентации детей. Такой ребенок будет готов преодолеть все жизненные трудности и сможет реализовать себя даже в сложных условиях. Профессиональный стандарт содержит требования государства к педагогу.
Каким должен быть учитель?
А каковы требования детей и родителей к ментору? Опросы для выявления мнения рядовых граждан об идеальном педагоге проводились неоднократно.
Наиболее распространенные представления учеников о качествах современного учителя таковы:
- терпение;
- строгость;
- интересная подача материала;
- хорошее знание предмета;
- объективность.
Несколько шире перечень желательных качеств педагога с точки зрения родителей:
- высокий уровень подготовки;
- умение предотвращать конфликты;
- индивидуальный подход;
- способность ярко преподносить учебный материал;
- справедливость;
- эмпатия;
- любовь к детям.
Таков педагог, о котором мечтают школьники и их родители.
Какой же он, современный учитель? Каждое поколение ищет ответ на этот вопрос и создает образ идеального педагога. А это означает, что профессия учителя не утратила своего значения для общества.
Каким должен быть молодой современный учитель?
www.rastut-goda.ru
Учитель – не профессия, а образ жизни!
Учитель – это не профессия, а образ жизни. Я уверена, что главное в работе учителя – развитие души, формирование характера, воспитание настоящего Человека. Для современного учителя очень важно никогда не останавливаться на достигнутом, а обязательно идти вперёд, ведь труд учителя – это великолепный источник для безграничного творчества.
Ольга Яковлева, учитель математики НОУ школы «Ступени»
В Исламе профессия учителя очень важна, фактически отношения наставник-ученик сохраняются на всю жизнь и даже дольше. Ведь именно с этой профессией связано распространение знаний, образование связей между поколениями.
Каким же должен быть современный учитель? Какие требования предъявляет к нему школа и ученики?
Учитель – одна из самых почётных и в то же время очень ответственных профессий на Земле. На учителе лежит большой круг ответственности за совершенствование молодого поколения, формирование будущего страны. Профессия учителя очень важная и ценная для каждого из нас. Ведь именно педагог научил нас писать первое слово, читать книги.
Многие из нас вспоминают школу с теплотой и восторгом. Однако разные учителя оставили разный след в нашей душе. С кем-то из них хочется встретиться и даже обсудить жизненные планы, кого-то можно поздравить с праздником или зайти к нему на чашечку чая, а бывает и так, что кого-то и вспоминать не хочется, а кто-то и просто исчез из памяти…
Сегодня к учителю предъявляются очень высокие профессиональные требования: универсальная образованность, эрудиция, информированность, прогрессивность, способность вести интересные уроки, давать интересные задания.
Учителю недостаточно хорошо знать свой предмет, он должен прекрасно разбираться в педагогике и детской психологии. Специалистов в разных областях много, но не все смогут стать хорошими учителями.
Не факт, что большой профессионал, учёный сможет учить детей, особенно в школе. Для этого нужен особый склад личности, неповторимые качества воспитателя.
Личные качества, необходимые учителю:
• склонность к работе с детьми;
• умение заинтересовать своим замыслом, повести за собой;
• высокая степень личной ответственности;
• самоконтроль и уравновешенность;
• терпимость, безоценочное отношение к людям;
• интерес и уважение к другому человеку;
• стремление к самопознанию, саморазвитию;
• оригинальность, находчивость, разносторонность;
• тактичность;
• целеустремлённость;
• артистизм;
• требовательность к себе и другим;
• наблюдательность (способность увидеть тенденции в развитии ребёнка, в формировании его умений, навыков, зарождении потребностей и интересов).
Однако дети любят педагогов не всегда за это. Согласно опросам школьников, настоящего учителя определяют следующие данные:
1. Личностные качества: Доброта. Жизнерадостность. Уравновешенность. Дружеская расположенность. Умение понять и доверять. Уважение к личности и человеческому достоинству. Толерантность. Тактичность. Честность. Чувство юмора.
2. Организаторские качества: Демократичность. Коллегиальность и сотрудничество. Справедливость. Последовательность. Стремление помочь. Энтузиазм. Ответственность.
3. Деловые качества: Знание своего предмета. Умение заинтересовать. Умение ясно и интересно объяснять.
4. Внешний вид: Умение хорошо одеться. Приятный голос. Общая привлекательность.
Профессия учителя требует, как правило, педагогического образования. Его в настоящий момент можно получить в колледжах (чаще это уровень воспитателя дошкольных учреждений или учителя начальных классов) или педагогических или общих университетах (бакалавриат – 4 года – с правом преподавания отдельных учебных дисциплин в школе, магистратура – 2–3 года – дополнительное право занимать руководящие должности и проводить научно-исследовательскую работу, аспирантура – 3 года – право преподавать в высших учебных заведениях).
Однако на этом образование учителя не заканчивается – каждые несколько лет он обязан проходить переподготовку в специальных университетах (повышения квалификации), поскольку наука всё время движется вперёд и учитель должен преподавать детям, используя не только старые наработки, но и новейшие методики.
Кроме того, каждый учитель должен постоянно заниматься самообразованием: читать специализированную литературу, принимать участие в разных конкурсах, быть готовым к повышению квалификации и профессиональному развитию. Ведь в современных школах уже не редкость, когда ученик оказывается более информированным по каким-то вопросам (используя Интернет, энциклопедии и прочие источники информации), чем его учитель.
А также нужно помнить о том, что не только учитель воспитывает и учит детей, ученики тоже влияют на него, обучая и воспитывая педагога в свою очередь. Обмен знаниями между поколениями в школе идёт постоянно, как бы превращаясь в единую сбалансированную систему круговорота. Готовность учиться у ребёнка могут продемонстрировать далеко не все взрослые, а без неё стать полноценным педагогом вряд ли получится.
Обязанности учителя разнообразны:
• обучение различным наукам;
• объяснение нового материала доступными для данного возраста и индивидуальных особенностей средствами;
• контроль усвоения материала;
• проведение воспитательной работы с детьми;
• помощь в раскрытии творческого потенциала, способностей и возможностей учащихся;
• выявление интересов и склонностей учеников для адекватного подбора программ и методов обучения;
• изучение индивидуальных особенностей детей и оказание эффективного психолого-педагогического воздействия на них;
• построение программы обучения на основе знания общих возрастных закономерностей развития детей;
• оказание помощи в формировании личности ученика;
• содействие развитию у учеников стремления к освоению новых знаний;
• организация внеклассных групповых мероприятий, ведение дискуссий, диспутов, собраний;
• объяснение текущих социальных событий и явлений;
• участие в разработке и внедрении образовательных, учебных программ;
• составление тематических и урочных планов;
• оформление документации (журналов, отчётов).
Самое страшное в профессии учителя – это отсутствие подлинного призвания, равнодушие к детям. Ведь не секрет, что студенты педагогических вузов, особенно в глубинке, – это зачастую дети, которые не смогли поступить ещё куда-либо, и они хотят получить хоть какие-нибудь «корочки» о высшем образовании. Есть, конечно, подлинные энтузиасты-педагоги, но таких единицы.
А ведь обмануть ребёнка не получится. На равнодушие учителя он ответит равнодушием к его предмету, на фальшь в его словах – своим обманом, на невнимание – неусидчивостью и плохой успеваемостью… Учитель в любой ситуации должен быть честным со своими учениками, уметь находить с ними общий язык, понимать детские проблемы и по мере возможности решать их. Он должен одинаково любить каждого своего ученика, никому не оказывая предпочтения…
Современный педагог должен уметь выявить все самые лучшие качества, заложенные в душе каждого ребёнка, поощрять детей, не просто учить их предмету, а подготовить ко вступлению в новую, загадочную, самостоятельную взрослую жизнь.
Будут ли школьные годы запоминающимися или они равнодушно протекут мимо ребёнка – во многом, если не во всём, зависит от учителя.
Конечно, должность учителя сейчас низкооплачиваемая, не престижная, не популярная. Но это не повод для того, чтобы в школах воспитывать дегенеративное поколение. Жить в стремительно деградирующем обществе как-то непривлекательно.
Конечно, и государство должно обеспечивать учителей, уважать их труд. Они – залог будущего развития нации, они всегда были совестью России. Возможно, когда-нибудь учителя будут нужны нашему обществу так, как сейчас они нужны в Англии, Франции, Германии, США, Канаде… В этих странах должность учителя очень престижна, и получить место в школе можно только после многочисленных экзаменов и проверок.
Дай Аллах, чтобы каждого человека, который научил нас чему-то, хоть бы и самому малому, мы вспоминали всю жизнь с теплотой, любовью и уважением.
www.islam.ru
Качества “хорошего” учителя
Вы имели в виду Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н (с изм. от 25.12.2014) “Об утверждении профессионального стандарта “Педагог”Федеральному закону № 122, принятому в мае 2015 года, данный стандарт обязателен к применению с 1 января 2017 года.
Профессиональный стандарт педагога – это документ, в котором учтены все требования к личности и профессиональной компетентности преподавателейСтандарт выдвигает требования к личностным качествам учителя, неотделимым от его профессиональных компетенций, таких как готовность учить всех без исключения детей…
4.3. Часть третья: развитие (Личностные качества и профессиональные компетенции, необходимые педагогу для осуществления развивающей деятельности) 1. Готовность принять разных детей, вне зависимости от их реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья. Профессиональная установка на оказание помощи любому ребенку. 2. Способность в ходе наблюдения выявлять разнообразные проблемы детей, связанные с особенностями их развития. 3. Способность оказать адресную помощь ребенку своими педагогическими приемами. 4. Готовность к взаимодействию с другими специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума. 5. Умение читать документацию специалистов (психологов, дефектологов, логопедов и т.д.). 6. Умение составлять совместно с другими специалистами программу индивидуального развития ребенка. 7. Владение специальными методиками, позволяющими проводить коррекционно-развивающую работу. 8. Умение отслеживать динамику развития ребенка. 9. Умение защитить тех, кого в детском коллективе не принимают. 10. Знание общих закономерностей развития личности и проявления личностных свойств, психологических законов периодизации и кризисов развития, возрастных особенностей учащихся. 11. Умение использовать в практике своей работы психологические подходы: культурно-исторический, деятельностный и развивающий. 12. Умение проектировать психологически безопасную и комфортную образовательную среду, знать и уметь проводить профилактику различных форм насилия в школе. 13. Умение (совместно с психологом и другими специалистами) осуществлять психолого-педагогическое сопровождение образовательных программ начального и среднего общего образования, в том числе программ дополнительного образования. 14. Владение элементарными приемами психодиагностики личностных характеристик и возрастных особенностей учащихся, осуществление совместно с психологом мониторинга личностных характеристик ребенка. 15. Умение (совместно с психологом и другими специалистами) составить психолого-педагогическую характеристику (портрет) личности учащегося. 16. Умение разрабатывать и реализовывать индивидуальные программы развития с учетом личностных и возрастных особенностей учащихся. 17. Умение формировать и развивать универсальные учебные действия, образцы и ценности социального поведения, навыки поведения в мире виртуальной реальности и социальных сетях, навыки поликультурного общения и толерантность, ключевые компетенции (по международным нормам) и т.д.18. Владение психолого-педагогическими технологиями (в том числе инклюзивными), необходимыми для работы с различными учащимися: одаренные дети, социально уязвимые дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети-мигранты, дети-сироты, дети с особыми образовательными потребностями (аутисты, СДВГ и др.), дети с ОВЗ, дети с девиациями поведения, дети с зависимостью. 19. Умение формировать детско-взрослые сообщества, знание их социально-психологических особенностей и закономерностей развития. 20. Знание основных закономерностей семейных отношений, позволяющих эффективно работать с родительской общественностью.
xn--j1ahfl.xn--p1ai
Личностные качества учителя
Личностные качества учителя
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
. Личностные критерии успешности учителя
. Особенности личностных и индивидуальных качеств учителя
. Соответствие учителя педагогической деятельности
. Стиль педагогической деятельности
. Модель личностно-деловых качеств учителя.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Среди них профессия учителя не совсем обычная. Учителя заняты приготовлением нашего будущего, они воспитывают тех, кто завтра сменит нынешнее поколение. Они, так сказать, работают с “живым материалом”, порча которого приравнивается почти к катастрофе, так как упущены те года, которые были направлены на обучение.
Профессия учителя требует всесторонних знаний, безграничной душевной щедрости, мудрой любви к детям. Только каждый день с радостью отдавая себя детям, можно приблизить их к науке, приохотить к труду, заложить незыблемые нравственные основы.
Деятельность учителя – это всякий раз втрожение во внутренний мир вечно меняющегося, противоречивого, растущего человека. Надо всегда помнить об этом, чтобы не поранить, не сломать неокрепший росток детской души. Никакими учебниками нельзя заменить содружество педагога с детьми.
Учитель – одна из самых почётных и в то же время очень ответственных профессий на Земле. На учителе лежит большой круг ответственности за совершенствование молодого поколения, формирование будущего страны. Профессия учителя очень важная и ценная для каждого из нас. Ведь именно педагог научил нас писать первое слово, читать книги.
Многие из нас вспоминают школу с теплотой и восторгом. Однако разные учителя оставили разный след в нашей душе. С кем-то из них хочется встретиться и даже обсудить жизненные планы, кого-то можно поздравить с праздником или зайти к нему на чашечку чая, а бывает и так, что кого-то и вспоминать не хочется, а кто-то и просто исчез из памяти…
Учителю недостаточно хорошо знать свой предмет, он должен прекрасно разбираться в педагогике и детской психологии. Специалистов в разных областях много, но не все смогут стать хорошими учителями.
1. Личностные критерии успешности учителя
Специфической чертой деятельности учителя является высокая включенность в нее личности педагога. Это значит, что личностные особенности учителя выступают как инструмент его профессиональной деятельности. Объектом оценивания выступает не вся совокупность личностных характеристик учителя, а только та часть личностных качеств, которая профессионально значима.
Такие качества структурировались в работах Бабанского Ю. К., Сластенина В. А., Кузьминой Н. В. и др.
Из многочисленных существующих диагностических методик мы выделили такие качества личности учителя, которые, на наш взгляд, оказывают существенное влияние на педагогическую деятельность учителя.
. Эмоциональность.
В состав этого качества входит:
интенсивность эмоций, их устойчивость, глубина чувств;
адекватность эмоционального состояния учителя на деятельность учащихся;
доброжелательность реакции учителя на возбуждение;
уверенность в своих педагогических мыслях и действиях, удовлетворенность от результата своего труда.
. Выразительность речи.
Это качество характеризует содержательность, яркость, образность и убедительность речи учителя.
К сожалению, почти все учителя приобретают «профессиональную» окраску голоса: нервная монотонность с элементами металла. Это учительское свойство, как установлено психологами, раздражает, угнетает учащихся.
Для постановки голоса, владения средствами внешней выразительности необходимо использовать рефлексию своего поведения и специальные упражнения для ораторского искусства, а для обогащения лексики, образности действует правило «Три О»:
Общение – с хорошей литературой, искусством, природой;
Общение – с интересными людьми, любовь, дружба;
Общение – с самим собой – саморазвитие – время печали, творчества, размышлений.
. Творческое начало личности.
Учитель, как и писатель, должен строить свою «внешнюю» и «внутреннюю» биографию. Вроде бы просто: думать, писать, читать, заучивать, решать, делать самому, экспериментировать ежедневно… Но если это выполнять без творческого подхода, без остроумия души, то не будет ни оригинальных суждений, ни замечательных уроков, ни остроумных шуток, ни внепредметных интересов. В результате ученикам с учителем неинтересно, быть с ним не хочется. И приговор: «На уроке скучно!»
Одностишие: Я и творить, и натворить умею.
. Организаторские способности.
Необходимы как для обеспечения работы самого учителя, так и для создания хорошего ученического коллектива.
Одностишие: Я горы вмиг с ребятами сверну (еще бы знать зачем). Планировать могу, могу и делать.
. Чувство юмора.
Дети любят разных учителей, но более всего веселых – таких, кто за словом в карман не полезет и из всякого затруднения найдет выход.
В. А. Сухомлинский утверждал: «Отсутствие у учителя чувства юмора воздвигает стену взаимного непонимания: учитель не понимает детей, дети не понимают учителя. Сознание того, что дети тебя не понимают, раздражает, и это раздражение – то состояние, из которого учитель часто не находит выхода». Значительную часть конфликтов между учениками и учителями можно было бы предотвратить, умей учитель с юмором отнестись к причине противостояния, обратить все в шутку.
Одностишие: Мне юмор в детстве подмешали в молоко.
. Настойчивость, дисциплинированность.
Два эти качества характеризуют развитие воли учителя.
Под настойчивостью мы понимаем способность достигать поставленной цели и доводить принятые решения до конца.
Критерии успешности учителя
Педагогическая деятельность:
. Уровень обученности ЗУН.
. Уровень сформированности ОУУН.
.Инновационная работа.
.Самообразование, исследовательская работа.
. Образование, квалификация.
. Самоанализ, самодиагностика.
Психолого-педагогическое общение:
. Интерес, мотивация.
. Сознательное обучение.
.Отношения «учитель – ученик».
. Учет индивидуальных особенностей ученика.
Личность учителя:
. Эмоциональность.
. Выразительность речи.
. Творческое начало личности.
.Организаторские способности.
. Чувство юмора.
.Настойчивость, дисциплинированность.
2. Особенности личностных и индивидуальных качеств учителя
Рассмотрим личностные и индивидуальные качества учителя также и с позиции требований, которые предъявляет сегодня школа к учителю. Полагаем, что учитель должен отвечать одновременно трем уровням требований, предъявляемых к этой профессии. Требования первого уровня предъявляются к учителю вообще как к носителю профессии и к учителю, в частности. Они безотносительны к социальным условиям, общественным формациям, учебному заведению, учебному предмету. Этим требованиям должен отвечать любой настоящий учитель вне зависимости от того, работает ли он при капитализме, социализме, в условиях сельской, городской школы, преподает ли математику, труд, язык и т. д. Требования второго уровня предъявляются к передовому учителю вообще, вне зависимости от учебного предмета, который он преподает. И третий уровень – это уровень требований только к учителю. Соответственно, учитель в современной школе должен отвечать всем уровням такой сужающейся пирамиды требований.
Так, преподавателя вообще как учителя, человека, организующего и управляющего учебной деятельностью школьника в любых условиях обучения, должен характеризовать:
а) высокий профессионализм в области преподаваемого языка, который дает ему моральное право и предметную возможность учить других,
б) подлинная объективность оценивания результатов и хода обучения,
в)дидактичность, т. е. владение педагогическими умениями, позволяющими организовать учебный процесс.
Это уровень его профессионализма, которым как само собой разумеющимся должен характеризоваться любой настоящий учитель: Учителя нашей школы должны отличать (в силу тех методологических и общетеоретических принципов, на которых строится передовая педагогическая теория и практика обучения, например, принципа гуманизма, активности, сознательности, принципа развивающего обучения и др.) высокая социальная активность, гуманность, любовь к детям и воспитывающий характер педагогического воздействия. Показательно в этом отношении не только содержание, но даже само название книги В. А. Сухомлинского «Сердце отдаю детям». Руководствуясь этими требованиями, передовой учитель в средней школе относится к ученику как к активному субъекту учебной деятельности, партнеру педагогического общения, которое организуется по схеме: субъект – субъект. Здесь оба субъекта – уважающие друг друга, взаимодействующие стороны общения. Это план социальной характеристики учителя.
Учитель как предметник, характеризуясь всеми чертами, присущими учителю любой другой учебной дисциплины в условиях школы, определяется еще и специфическими чертами. Так, согласно А. А. Алхазишвили, учитель должен уметь найти, выбрать предмет общения, направить его таким образом, чтобы учащиеся не чувствовали его унижающего их превосходства ни в знаниях, ни в возрасте, ни в социальной роли учителя. Более того, А. А. Алхазишвили подчеркивает, что учитель, будучи партнером общения, должен быть, заинтересован в процессе и результате этого общения. Если в какой-то момент учебного занятия в силу каких-либо причин у него нет этого интереса, то он должен быть столь артистичным, чтобы уметь не выявить его отсутствия.
Учителю должна быть присуща еще одна особенность, которая достаточно часто проявляется при обучении-умение быть одновременно и партнером, и учителем, направляющим речевое общение и исправляющим его недочеты. Это сложное педагогическое умение не авторитарного, не императивного, а поддерживающего, заинтересованного управления общением с учениками. Такое умение есть профессионально-предметное качество учителя.
3. Соответствие учителя педагогической деятельности
успешность учитель педагогический самопознание
В общепсихологическую характеристику учителя может быть включен и показатель его соответствия (как субъекта) самой педагогической деятельности. Нами выделяются три плана такого соответствия. Первый – это предрасположенность к педагогической деятельности (и пригодность к ней). Она выявляется в отсутствии анатомо-морфологических, физиологических и психологических противопоказаний к профессии, например таких, как тугоухость, косноязычие и др. Предрасположенность к педагогической деятельности предполагает некоторое стабильное единство нормы интеллектуального развития человека, положительного эмоционального тона (стеничность эмоции) и нормальный уровень развития коммуникативных способностей. Учитывая важность правильной организации учителем педагогического общения с учащимися, необходимо особое внимание обратить на наличие или специальное формирование именно этих способностей.
Второй план соответствия учителя своей профессии – это его личностная готовность к педагогической деятельности. Готовность предполагает широкую и системную профессиональную компетентность, стойкую убежденность человека, социально-значимую направленность личности, а также наличие коммуникативной и дидактической потребности, потребности общения, передачи опыта.
Включаемость в педагогическое общение и обучение ему выявляет третий план соответствия человека деятельности учителя. Она выражается в легкости, правильности установления контакта с собеседником, умении следить за реакцией собеседника и самому адекватно реагировать на нее. В личностном плане «преподаватель, обучающий устной речи, должен относиться к типу людей, с которыми легко и интересно говорить»
Важно также отметить, что сама педагогическая деятельность, обусловливаясь индивидуально-психологическими особенностями человека, формирует некоторый свойственный именно ей стиль поведения, контур коммуникативных действий учителя. «Под влиянием специфики педагогического общения происходит нивелирование отрицательных проявлений таких индивидуально-психологических особенностей, как экстравертированность или интровертированность, в результате, которого оптимизируется способ решения коммуникативных задач преподавателя в педагогическом общении независимо от его принадлежности к одному из двух типов»,- подчеркивает исследователь этой проблемы Л. А. Хараева.
4. Стиль педагогической деятельности
Каждый человек в зависимости от его индивидуально-психологических особенностей, и в частности от типа нервной деятельности, вырабатывает свой индивидуальный стиль педагогической деятельности. На основе комбинации динамических, содержательных и результативных характеристик педагогической деятельности А. К. Маркова, А. Я. Никонова выделили четыре типа таких стилей: эмоционально-импровизационный, эмоционально-методичный, рассуждающе-импровизационный и рассуждающе-методичный. Учителю предстоит определить свой стиль и, если есть необходимость, совершенствовать его. Вот какую характеристику эмоционально-импровизационного стиля дают авторы. «Вы обладаете многими достоинствами: высоким уровнем знаний, артистизмом, контактностью, проницательностью, умением интересно преподать учебный материал. Однако вашу деятельность характеризуют и определяют недостатки: отсутствие методичности, недостаточное внимание к уровню знаний слабых учеников, недостаточная требовательность, завышение самооценки, повышенная чувствительность, обусловливающие, чашу чрезмерную зависимость от ситуации на уроке и т. д.
На материале приведенной характеристики хорошо видна зависимость учебного процесса от стиля учителя. В результате – у ваших учеников стойкий интерес к изучаемому предмету и высокая познавательная активность с непрочными знаниями, недостаточно сформированными навыками…» м рядом его индивидуельно-психологических особенностей.
Существенно, что приведенные выше характеристики учителя соотносятся с теми чертами, которые определяют успех общения вообще, согласно В. Леви, В. А. Кан-Калику. Такими чертами являются; интерес к людям, быстрая и точная реакция на собеседника, артистизм, доброе, оптимистическое, открытое, без агрессии отношение к людям, отсутствие предвзятости и тревожности. Очевидно, что именно учителю в силу специфики учебного предмета, требующего организации педагогического общения как средства (условий) и цели обучения, необходимо целенаправленно формировать у себя эти качества, если они недостаточно выявлены.
5. Модель личностно-деловых качеств учителя
Учитель несёт детям не только знания. От самого порога класса, на котором возникает его фигура, начинается сложное взаимодействие его личности с личностями учеников. Психологический результат этого взаимодействия зависит от личности учителя, от его сознательных установок, от его отношения к людям вообще, к себе, к младшим, от того, как выражается это отношение! То есть, прежде всего, от его характера, личностных качеств. Состояние учителя тоже играет роль, но опять же – в зависимости от его характера и сознательных установок.
Как бы ни был профессионально подготовлен учитель, он обязан постоянно совершенствовать свои личностные качества, которые во многом способствуют успеху в работе. В первую очередь это психолого-педагогические качества, сориентированные на создание эффекта личного обаяния учителя: коммуникабельность, эмпатичность, визуальность, красноречивость.
Коммуникабельность – умение быстро устанавливать контакт с людьми, «входить» в коллектив. Человек – существо общественное, а к учителю, можно сказать, это вдвойне относится. Его сущность не просто совокупность, а сложный ансамбль общественных отношений, т.е. их слаженность, соподчинённость, содружество, гармоничное единство.
Главный смысл общения – достижение духовной общности учителя и учеников, учителя и коллег по работе, что способствует формированию ценностного сознания, его отношения к другим людям и к самому себе. Педагог должен повышать коммуникативную компетентность – способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми, вырабатывать совокупность знаний, умений и навыков, обеспечивающих протекание коммуникативного процесса.
Эмпатичность – улавливание настроений людей, выявление их установок и ожиданий, сопереживание их нуждам. Эмпатия означает понимание любого чувства, гнева, печали, радости, переживаемых другим человеком, и ответное выражение своего понимания этих чувств.
Благодаря сопереживанию процесс познания чувств другого человека делается полнее, появляется действительное эмоциональное сопереживание, которое становится основной причиной для возникновения внутренней близости.
В.А.Сухомлинский писал: «У личности развивается одна из самых тонких потребностей – потребность в человеке».
Мы стали порой экономны по части добрых и ласковых слов. И в то же время с надеждой ждём их, не обязательно признаваясь себе в этом. Учиться быть сопричастным другому человеку, активно и непрерывно искать соответствующие, адекватные пути и формы – это труд в конечном счёте направленный на сотворение и желанных радостей общения.
Д.И.Писарев писал: «Чтобы понимать человека, надо уметь поставить себя на его положение, надо перечувствовать его горе и радость».
К сожалению не всем это удаётся, особенно, когда дело касается маленького человека. Ежегодно в нашей стране, не дожив до года, умирают 130 тысяч детей, 44 тысячи детей рождаются с больным сердцем. На операцию могут рассчитывать не многие. «Только больная душа может быть глуха к чужой беде», – говорили древние. У нашего государства, судя по тому, каково положение наших детей, действительно, больная душа.
Эмпатичность – качество, особенно необходимое учителю. Без неё парализуется нить, связывающая его с учеником. Уметь почувствовать настроение, состояние ребенка в данный момент и выбрать необходимый педагогический инструментарий – задача нелёгкая, но оптимальная она сторицей – светом лучистых благодарных глаз.
Для развития данного качества учителю будет полезно знакомится с отдельными советами Д.Карнеги, помещенными в его книге.
Вот некоторые из них:
искренне интересуйтесь другими людьми;
улыбайтесь;
помните, что имя человека – это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке;
будьте хорошим слушателем, поощряйте других говорить о самих себе;
говорите о том, что интересует вашего собеседника;
внушайте вашему собеседнику сознание его значимости и делайте это искренне.
Визуальность – внешняя привлекательность человека. Люди представляют себя через вербальные и невербальные средства общения. Ещё Цицерон считал необходимым обращать внимание не только на то, что каждый говорит, но и на внешнее выражение чувств в мимических движениях.
Учитель обладающий приятными манерами поведения, а сюда входят и мимика, и жесты и поза, и навыки общения, располагает к себе людей. Хорошие манеры помогают быстро адаптироваться в любой обстановке, упрощают установление коммуникативных связей с людьми, повышают возможность влияния на них. Формирование личного обаяния достигается в результате огромной работы учителя над собой, преднамеренного упражнения в развитии психолого-педагогических качеств. Всем манерам учителя должна быть присуща одна общая черта – это соблюдение педагогического такта, который включает в себя повышенную чуткость к окружающим и умение найти такую форму общения с другой личностью, которая позволяла бы ему сохранить личное достоинство.
А.П.Чехов, говорил, что в человеке должно быть всё прекрасно, подчёркивал при этом и значение одежды. Внешность учителя должна свидетельствовать о его движении к людям, стремлении быть для них примером во всём.
Красноречивость – умение внушать и убеждать словам. Учителю всегда пригодится овладение приёмами араторского мастерства, знание закономерностей публичной речи, основных требований к речевой культуре, искусства оперирования словом. Подбор языкового стиля общения осуществляется с учётом содержания языкового материала и подготовленности к его восприятию слушающих. Речь должна быть адаптирована к тем, с кем общаешься. Искусство речи – это также ее гибкость, оригинальность, выразительность, умение свободно использовать литературное богатство родного языка, умение говорить художественно ярко, образно, используя элементы, сравнения, метафоры.
Общаясь постоянно, учитель не должен забывать о тоне, которым он разговаривает с другими людьми. Здесь тоже важно помнить заповедь Геппократа: «Не навреди!» Известно, что люди способны заражаться отрицательными эмоциями быстрее чем положительными. Испортить хорошее настроение человеку можно очень быстро, но как трудно его потом восстановить!
Отрицательные эмоциональные состояния особенно вредны в нашем общении с младшими: снижая уровень жизнедеятельности, они подрывают учебную продуктивность, содержат большую аффективную взрывоопасность и конфликтный потенциал большой разрушительной силы!
Перед тем как войти в класс или учительскую, не забудьте стряхнуть с себя, ещё там, за порогом школы, где никто вас не видит, всё то отрицательное, что налипло по дороге, и включите бдительность самоконтроль: что вы внесёте в учительскую? Пусть это будет светлая приподнятость Добра и Мира. Но она нуждается в защите, чтобы из учительской донести её до детей, чтобы в класс не просочилась «зараза».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Не факт, что большой профессионал, учёный сможет учить детей, особенно в школе. Для этого нужен особый склад личности, неповторимые качества воспитателя.
Личные качества, необходимые учителю:
склонность к работе с детьми;
умение заинтересовать своим замыслом, повести за собой;
высокая степень личной ответственности;
самоконтроль и уравновешенность;
терпимость, безоценочное отношение к людям;
интерес и уважение к другому человеку;
стремление к самопознанию, саморазвитию;
оригинальность, находчивость, разносторонность;
тактичность;
целеустремлённость;
артистизм;
требовательность к себе и другим;
наблюдательность (способность увидеть тенденции в развитии ребёнка, в формировании его умений, навыков, зарождении потребностей и интересов).
Профессия учителя требует, как правило, педагогического образования. Его в настоящий момент можно получить в колледжах (чаще это уровень воспитателя дошкольных учреждений или учителя начальных классов) или педагогических или общих университетах (бакалавриат – 4 года – с правом преподавания отдельных учебных дисциплин в школе, магистратура – 2-3 года – дополнительное право занимать руководящие должности и проводить научно-исследовательскую работу, аспирантура – 3 года – право преподавать в высших учебных заведениях).
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.Антилогова Л.Н. Этико-психологические аспекты труда учителя. Омск. – 2009.
.Карнеги Д. Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей. /перевод с английского. М.: Прогресс: 2008.
.Кроник А.А., Кроник Е.А. В главных ролях: Вы, Мы, Он, Ты, Я. /психология значимых отношений. – М.: Мысль. 2009. – с.127.
.Общение и оптимизация совместной деятельности ( под ред. Г.М.Андреевой, Я.Яноушека. – М.: МГУ, 2008.
.Писарев Д.И. Чаша Мудрости. – М.: Детская литература. – 2008.
.Сухомлинский В.А. Этюды о коммунистическом воспитании. Народное образование. – 2010. – №2.
.По Юнгу, методики общепсихологической типологии личности. В кн.: Рогов Е.И. Личность учителя: теория и практика. Ростов-на-Дону, Феникс, 2009, с. 95-96.
.Алексеев А.А., Громова Л.А. Психогеометрический тест. В кн.: Рогов Е.И. Личность учителя: теория и практика. Ростов-на-Дону, Феникс, 2009, с. 97-103.
.Методика оценки профессиональной направленности личности учителя. В кн.: Рогов Е.И. Личность учителя: теория и практика. Ростов-на-Дону, Феникс, 2009, с. 123-128.
.Исследование личности с помощью модифицированной формы “В” (И.Фаренберг, X.Зарг, Р.Гампел). В кн.: Рогов Е.И. Личность учителя: теория и практика. Ростов-на-Дону, Феникс, 2009, с. 67-82.
.Наракидзе В.Г. Личностная школа проявления тревоги (MMPI). В кн.: Рогов Е.И. Личность учителя: теория и практика. Ростов-на-Дону, Феникс, 2010, с. 83-86.
diplomba.ru
lezgidin.ru