Какие качества необходимы педагогу – Выступление на педагогическом совете на тему “Личностные качества, необходимые учителю для эффективной работы”

Педагогика – Профессиональные качества педагога

Профессиональные качества педагога


Важными профессиональными качествами педагога мы должны
признать трудолюбие, работоспособность, дисциплинированность,
ответственность, умение поставить цель, избрать пути ее достиже-
ния, организованность, настойчивость, систематическое и плано-
мерное повышение своего профессионального уровня, стремле-
ние постоянно повышать качество своего труда и т. д.
Но, кроме того, особо важны человеческие качества педагога,
которые становятся профессионально значимыми предпосылками
создания благоприятных отношений в учебно-воспитательном
процессе. В ряду этих качеств человечность, доброта, терпели-
вость, порядочность, честность, ответственность, справедливость,
обязательность, объективность, щедрость, уважение к людям, вы-
сокая нравственность, оптимизм, эмоциональная уравновешен-
ность, потребность к общению, интерес к жизни воспитанников,
доброжелательность, самокритичность, дружелюбие, сдержан-
ность, достоинство, патриотизм, религиозность, принципиаль-
ность, отзывчивость, эмоциональная культура и многие другие.
Обязательное для учителя качество – гуманизм, т. е. отноше-
ние к растущему человеку как высшей ценности на земле, выраже-
ние этого ртношения в конкретных делах и поступках.
Учитель должен быть изобретательным, сообразитель-
ным, настойчивым, всегда готовым к самостоятельному
разрешению любых ситуаций.
Профессионально необходимыми качествами учителя являются
выдержка и самообладание.
Душевная чуткость в характере учителя – своеобразный ба-
рометр, позволяющий ему чувствовать состояние учащихся, их на-
строение, вовремя приходить на помощь тем, кто в ней больше
всего нуждается.
Неотъемлемое профессиональное качество учителя – спра-
ведливость. Кроме того, воспитатель обязан быть требовательным.

cribs.me

Какие качества должен воспитывать в себе современный учитель? — Дидактор

Современный учитель прекрасно понимает свою большую ответственность в воспитании и обучении молодёжи. Помимо безусловно важного условия профессионализма современное образование требует от учителя воспитание  таких личностных качеств, которые, возможно, не требовались ранее.

Терпение

На мой взгляд, это одно из важнейших качеств современного учителя. С чем встречается учитель?

  • растёт количество гиперактивных детей;
  • больше моделей поведения учащихся;
  • часто меняющееся настроение детей;
  • более высокая, чем ранее, требовательность родителей к учителю;
  • более высокая, но не подкреплённая материально и морально, требовательность чиновников от образования всех уровней.

И это повторяется изо дня в день.

Учитель должен быть готов к фактически постоянным экстремальным условиям.

Принятие и понимание эффективности новых образовательных технологий

Цифровые технологии стремительно вошли в образование. Последние годы доказали огромные достижения и возможности информационно-образовательных технологий. И этот процесс будет продолжаться.

И очень важно не просто идти в ногу с новейшими технологиями, но и понимать, какие цифровые инструменты  обеспечат наибольшую эффективность в конкретных педагогических условиях.

Творческое отношение к работе

Федеральные государственные стандарты предполагают более творческий подход к процессу обучения. Учителя разрабатывают свои уникальные способы работы, новые формы педагогического общения.

Умение быть лидером

Проектная и исследовательская деятельность учащихся предполагают новые роли учителя работы в команде. Это не класс. Это временный творческий коллектив. И хотя учитель выполняет роль лидера, он должен уметь слышать и слушать.

Поддерживать идеи, создавать условия для инкубации идей.

Найти своё место в Интернете

В наше время почти каждый учитель оставляет свой след в Интернете.

Это означает, что и там складывается ваш имидж.

Современный учитель должен знать, как управлять своим имиджем в Интернете и какие социальные сети являются для него предпочтительными. Где он может общаться с коллегами, и в то же время знать об определённых рисках работы в тех социальных сетях, где присутствуют дети.

Обратная связь

Умение общаться с не только с учениками, но и родителями, коллегами является важным качеством для каждого учителя.

Чтобы не тратить на это дни напролёт, вам нужно научиться говорить ясно и сжато. И окружающие будут ценить это.

Умение находить привлекательные образовательные ресурсы

Это очень важно для того, чтобы поддерживать в учащихся творческий интерес к вашему предмету.

Это значит, что часть своего времени вы должны потратить на поиск новых приложений, просмотр веб-страниц для профессионального вдохновения, подписаться на рассылку (RSS) тех интернет-ресурсов, которые вызывают у вас постоянный интерес.

Непрерывное самобучение

Вы должны понимать, что в наше время не можете знать слишком много. Посещайте семинары, мастер-классы, записывайтесь на вебинары, обращайтесь ко всему, что сделает вас лучше.

Умейте отдыхать

Учитель должен вовремя почувствовать, когда необходимо отсоединиться от социальных медиа и расслабиться.

Профессиональное выгорание учителя наступает раньше, чем он сам это замечает.

Необходимо вовремя остановиться. Тогда ваша полезность будет продолжаться дольше.

Научиться адаптации к новым условиям

Информационные доски в учительских не вмещают всё новых и новых указаний и директив. Находите самые лёгкие пути к преодолению разгула образовательного бюрократизма, если не удаётся с разгона их отвергнуть. Дети, их запросы и интересы тоже постоянно меняются.

Умение адаптироваться, наряду с терпением, является обязательным.

Учитель изначально — оптимист. Такой его настрой безусловно передаётся и детям.

didaktor.ru

Выступление на педагогическом совете на тему “Личностные качества, необходимые учителю для эффективной работы”

«Личностные качества, необходимые учителю для эффективной работы».

Качество, а главное результат учебного

процесса определяется личностью педагога.

В.И.Ленин

Профессия учителя относится к духовно опасным профессиям. Право оценивать другого человека эмоционально незрелому человеку дает ощущение власти и непогрешимости, которое действует, как наркотик. Взгляд на учителя, как на человека, не имеющего права на ошибку, затрудняет профессиональный и личностный рост учителя, ведет его к эмоциональному сгоранию. Противопоставить этому можно только осознание собственного несовершенства и готовность к изменениям.

Учитывая, что именно в школе происходит эмоциональное, социальное и психическое становление личности, особые требования предъявляются к учителю, призванному обеспечить это становление. Оценка профессиональной компетентности учителя, поиск эффективной модели обучения, в том числе и самих учителей – эти проблемы перекочевали в новое тысячелетие.

В каждой школе есть люди, способные к профессиональному и личностному росту, свободные от догм и стереотипов. Именно они помогают своим воспитанникам преодолеть отчуждение от школы, благодаря им ученики идут на уроки не с отвращением и страхом, а с интересом и удовольствием. Этим людям удалось не только сделать обучения и воспитания более эффективным, но и получать удовольствие от своей работы. Изучение их личностных особенностей, а также анализ результатов отечественных и зарубежных исследований профессиональных компетенций учителя позволило выделить блок профессионально важных качеств, среди которых такие как ценностные ориентации, психоэмоциональное состояние, самооценка, стиль преподавания и уровень субъективного контроля.

На основе этих параметров был создан психологический портрет учителя. Хороший учитель справедлив и честен перед собой, своими учениками и коллегами, он чувствует состояние другого человека, умеет наладить контакт с каждым учеником. Настоящий учитель гибок, то есть способен проявлять большую жесткость или мягкость в зависимости от ситуации. Он умеет задавать вопросы, может показать свою компетентность в преподаваемом предмете, устанавливает четкие процедуры проверки знаний учеников, при этом демонстрируя желание помочь учащимся. Любит и умеет экспериментировать, ищет новые формы и методы работы. Хорошему учителю свойственно положительное восприятие самого себя, учеников, коллег.

Суммируя качества, необходимые для эффективной работы учителя, можно выделить следующие:

  • принятие каждого ученика, признание и уважение его как личности;

  • позитивное самовосприятие;

  • стремление к максимальной гибкости , спонтанность поведения;

  • ответственность;

  • способность к эмпатии (сопереживанию, сочувствию), сензитивность (восприимчивость) к потребностям учащихся;

  • умение придать личностную окраску преподаванию;

  • владение стилем доверительного (неформального) общения
    с учащимися;

  • эмоциональная уравновешенность, уверенность в себе, жизнерадостность.

Все эти параметры можно выявить с помощью методики «Психологический портрет учителя», в основу которой легли представления авторов о хорошем учителе, подкрепленные отечественными и зарубежными исследованиями об эффективности преподавательской деятельности и собственным многолетним опытом работы в школе.

Профессионально важные качества учителя – любовь к детям, стремление понять и помочь. Если общение с детьми не является приоритетной ценностью учителя, ему не стоит рассчитывать на любовь и доверие детей, даже если он прекрасно знает свой предмет и методику преподавания.

Особенности поведения и восприятия учителя во многом обусловлены состоянием его нервной системы. При информационных и эмоциональных перегрузках, характерных для работы в школе, возможны нарушения двигательного и речевого поведения учителя, проблемы со здоровьем.

Самооценка, или самовосприятие – это оценка человеком самого себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Представления учителя о принципах преподавания, вся его «личная педагогическая философия» во многом определяются его самооценкой.

На формирование стиля оказывает влияние целый ряд факторов: личностные особенности, жизненные установки, опыт. Стиль преподавания может способствовать эффективности работы учителя или осложнять выполнение учителем своих профессиональных обязанностей.

Уровень субъективного контроля показывает, какую меру ответственности за наши отношения с людьми и факты нашей жизни мы готовы взять на себя. Профессия учителя требует готовности отвечать за другого человека, иногда ценой своего душевного комфорта и личного времени.

Чтобы сделать из ленивого ученика активного и ответственного необходимо учителю мастерство, повышенное чувство долга и повышенную ответственность.

В Википедии записано: «По классификации, предложенной Е. А. Келимовым, педагогическая профессия относится к группе профессий, предметом которых является другой человек. Но педагогическую профессию из ряда других выделяют прежде всего по образу мыслей ее представителей, повышенному чувству долга и ответственности. В связи с этим педагогическая профессия стоит особняком, выделяясь в отдельную группу. Главное ее отличие от других профессий типа “человек-человек” заключается в том, что она относится как к классу преобразующих, так и к классу управляющих профессий одновременно. Имея в качестве цели своей деятельности становление и преобразование личности, педагог призван управлять процессом ее интеллектуального, эмоционального и физического развития, формирования ее духовного мира.

Педагогическая культура учителя – совокупность высокого уровня развития и совершенствования всех компонентов педагогической деятельности и такого же уровня развития и реализации сущностных личностных сил педагога, его способностей и возможностей.

В. А. Сластёнин выделяет следующие компоненты профессионально-педагогической культуры.

Аксиологический компонент. Аксиологический компонент профессионально-педагогической культуры образован совокупностью педагогических ценностей, созданных человечеством и своеобразно включённых в целостный педагогический процесс на современном этапе развития образования.

Технологический компонент. Технологический компонент профессионально-педагогической культуры включает в себя способы и приёмы педагогической деятельности учителя.

Личностно-творческий компонент. Личностно-творческий компонент профессионально-педагогической культуры раскрывает механизм овладения ею и её воплощения как творческого акта.

Так же выделяют следующие компоненты педагогической культуры учителя:

1. Ярко выраженная устойчивая педагогическая направленность интересов и потребностей.

2. Гармоничное умственное, нравственное, и эстетическое развитие.

3. Педагогическое мастерство.

4. Установка на постоянное самосовершенствование.

5. Культура поведения и общения, педагогический такт.

6. Личностная самостоятельность учителя.

7. Общая педагогическая эрудиция и компетентность.

8. Доброжелательность, общительность и увлечённость работой.

Качества необходимые для эффективной работы:

1. Способность к эмпатии, сензитивность к интересам и потребностям воспитанников.

2. Умение придать личностную окраску преподаванию.

3. Установка на создание позитивных подкреплений для развития положительной Я-концепции у воспитанников.

4. Умение управлять собой и детьми.

5. Владение разными стилями формального и неформального общения с воспитанниками.

6. Эмоциональная уравновешенность, самообладание, уверенность в себе, жизнерадостность.

7. Умение регулировать конфликты ненасильственным путём.

8. Уважительное отношение к чужим традициям и верованиям.

9. Креативность.

10.Способность к рефлексии.

Критерии успешности учителя:

Отношение к людям: Доброжелателен. Помогает другим. Умеет слушать и слышать других и иные мнения. Независтлив. Не стесняется спрашивать и учиться у других. Старается всё объяснять.

Отношение к себе. Чувствует себя достаточно сильным и уверенным. Старается возникающие проблемы решать, а не избегать. Берёт на себя обязательства и ответственность. Самокритичен.

Отношение к работе. Трудоспособен и организован. На всех хватает время. Ищет решения и возможности их реализации. Испытывает ответственность за всю работу в целом, а не только за свой участок.

Креативность, гибкость. Знает где и когда нужно бороться, а когда отступить. Сам себе задаёт темп работы. Использует время рационально. Не боится ошибиться в поисках лучшего. Занимается самообразованием.

Виды индивидуальных стилей педагогической деятельности. Эмоционально-импровизационный. Эмоционально-методичный. Рассуждающе-импровизационный. Рассуждающе -методичный.

Педагог, предпочитаемый детьми:

1. Личностные качества: Доброта. Жизнерадостность. Уравновешенность. Дружеская расположенность. Умение понять и доверять. Уважение к личности и человеческому достоинству. Толерантность. Тактичность. Честность. Чувство юмора. 2. Организаторские качества: Демократичность. Коллегиальность и сотрудничество. Справедливость. Последовательность. Стремление помочь. Энтузиазм. Ответственность. 3. Деловые качества. Знание своего предмета. Умение заинтересовать. Умение ясно и интересно объяснять. 4. Внешний вид. Хорошо одет. Приятный голос. Общая привлекательность.

Закончить свое выступление хотелось бы словами Л. Н. Толстого «Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он – совершенный учитель».

Литература:

1. Гриндер Д., Бэндлер Р. Из лягушек – в принцы: Нейро-лингвистическое программирование. Воронеж: НПО “Модэк”, 2001.

2. Ильин Е.П. Психология для педагогов. СПб.: Питер.

infourok.ru

Какие качества должен воспитывать в себе современный учитель — ITE

Современный учитель прекрасно понимает свою большую ответственность в воспитании и обучении молодёжи. Помимо безусловно важного условия профессионализма современное образование требует от учителя воспитание таких личностных качеств, которые, возможно, не требовались ранее.

1. Терпение 
На мой взгляд, это одно из важнейших качеств современного учителя. С чем встречается учитель?
— растёт количество гиперактивных детей;
— больше моделей поведения учащихся;
— часто меняющееся настроение детей;
— более высокая, чем ранее, требовательность родителей к учителю;
— более высокая, но не подкреплённая материально и морально, требовательность чиновников от образования всех уровней.
И это повторяется изо дня в день.
Учитель должен быть готов к фактически постоянным экстремальным условиям.

2. Принятие и понимание эффективности новых образовательных технологий 
Цифровые технологии стремительно вошли в образование. Последние годы доказали огромные достижения и возможности информационно-образовательных технологий. И этот процесс будет продолжаться.
И очень важно не просто идти в ногу с новейшими технологиями, но и понимать, какие цифровые инструменты обеспечат наибольшую эффективность в конкретных педагогических условиях.

3. Творческое отношение к работе 
Федеральные государственные стандарты предполагают более творческий подход к процессу обучения. Учителя разрабатывают свои уникальные способы работы, новые формы педагогического общения.

4. Умение быть лидером
Проектная и исследовательская деятельность учащихся предполагают новые роли учителя работы в команде. Это не класс. Это временный творческий коллектив. И хотя учитель выполняет роль лидера, он должен уметь слышать и слушать.

5. Найти своё место в Интернете 
В наше время почти каждый учитель оставляет свой след в Интернете.
Это означает, что и там складывается ваш имидж.
Современный учитель должен знать, как управлять своим имиджем в Интернете и какие социальные сети являются для него предпочтительными. Где он может общаться с коллегами, и в то же время знать об определённых рисках работы в тех социальных сетях, где присутствуют дети.

6. Обратная связь 
Умение общаться с не только с учениками, но и родителями, коллегами является важным качеством для каждого учителя.
Чтобы не тратить на это дни напролёт, вам нужно научиться говорить ясно и сжато. И окружающие будут ценить это.

7. Умение находить привлекательные образовательные ресурсы 
Это очень важно для того, чтобы поддерживать в учащихся творческий интерес к вашему предмету.
Это значит, что часть своего времени вы должны потратить на поиск новых приложений, просмотр веб-страниц для профессионального вдохновения, подписаться на рассылку (RSS) тех интернет-ресурсов, которые вызывают у вас постоянный интерес.

8. Непрерывное самобучение 
Вы должны понимать, что в наше время не можете знать слишком много. Посещайте семинары, мастер-классы, записывайтесь на вебинары, обращайтесь ко всему, что сделает вас лучше.

9. Умейте отдыхать
Учитель должен вовремя почувствовать, когда необходимо отсоединиться от социальных медиа и расслабиться.
Профессиональное выгорание учителя наступает раньше, чем он сам это замечает.
Необходимо вовремя остановиться. Тогда ваша полезность будет продолжаться дольше.

10. Научиться адаптации к новым условиям 
Информационные доски в учительских не вмещают всё новых и новых указаний и директив. Находите самые лёгкие пути к преодолению разгула образовательного бюрократизма, если не удаётся с разгона их отвергнуть. Дети, их запросы и интересы тоже постоянно меняются.
Умение адаптироваться, наряду с терпением, является обязательным.
Учитель изначально — оптимист. Такой его настрой безусловно передаётся и детям.

Автор: Аствацатуров Г.О.
Источник: http://didaktor.ru/kakie-kachestva-dolzhen-vospityvat..

*Если вам понравилась статья или у вас возникли вопросы, которые хотели бы обсудить со мной, буду рада вашим комментариям под данной записью.

teacher07.ru

27. Профессиональная деятельность учителя, педагогические способности и гуманистическая природа педагогической деятельности.
Учитель – тот, кто вооружает кого то знаниями или тот кто передает ЗУН другим людям, детям, подрастающему поколению.
Профессия вечная, востребованная, массовая. (Появилась в Древней Греции).
Учитель для ребенка пример для подражания (особенно в 1 классе).
Качества учителя: общительность; доброжелательность; настойчивость; целеустремленность; эрудиция; эмпатия; терпение…
Функции учителя в школе:
1)воспитательная(социализирующая)-научить отстаивать свою позицию, мнение…
2)образовательная(обучающая/информационная)
-передача ЗУН; -развитие познавательных интересов; -научить самостоятельно добывать знания.
3)развивающая
– развивать все психические процессы: мышление, память, волю, эмоции, воображение; – расширяется взгляд на жизнь; – личность становится более зрелой.
Первое требование к профессиональному педагогу — наличие педагогических способностей. Педагогические способности — качество личности, интегрирование выражающееся в склонностях к работе с детьми, любви к детям, получении удовольствия от об­щения с ними.
Выделены главные группы способностей:
1) организаторские — умение учителя сплотить учащихся, за­нять их, разделить обязанности, спланировать работу, подвести итоги сделанному и т. д.;
2) дидактические — умение подобрать и подготовить материал, наглядно, оборудованно, доступно, ясно, выразительно, убедительно и последовательно изложить учебный материал, стимулировать развитие познавательных интересов и духовных потребностей, повышать учебно-познавательную активность и т. п.;
3) перцептивные, проявляющиеся в умении проникать в духовный мир воспитуемых, объективно оценивать их эмоциональное состояние, выявлять особенности психики;
4) коммуникативные способности проявляются в умении учителя устанавливать педагогически целесообразные отношения сучащимися, их родителями, коллегами, руководителями учебного заведения;
5) суггестивные способности заключаются в эмоционально-волевом влиянии на обучаемых;
6) исследовательские способности, проявляющиеся в умении познать и объективно оценить педагогические ситуации и процессы; научно-познавательные, сводящиеся к способности усвоения научных знаний в избранной отрасли.
профессиональные качества. Важными профессиональными качествами педагога мы должны признать трудолюбие, работоспособность, дисциплинированность, ответственность, умение поставить цель, избрать пути ее достижения, организованность, настойчивость, систематическое и планомерное повышение своего профессионального уровня, стремление постоянно повышать качество своего труда и т. д.Через эти требования педагог реализуется как работник, выполняющий свои обязанности в системе производственных отношений. Но, кроме того, особо важны человеческие качества педагога, которые становятся профессионально значимыми предпосылками создания благоприятных отношений в учебно-воспитательном процессе. В ряду этих качеств — человечность, доброта, терпеливость, порядочность, честность, ответственность, справедливость, обязательность, объективность, щедрость, уважение к людям, высокая нравственность, оптимизм, эмоциональная уравновешен­ность, потребность к общению, интерес к жизни воспитанников, Доброжелательность, самокритичность, дружелюбие, сдержанность, достоинство, патриотизм, религиозность, принципиаль­ность, отзывчивость, эмоциональная культура и многие другие.
Обязательное для учителя качество — гуманизм, т. е. отношение к растущему человеку как высшей ценности на земле, Выражение этого отношения в конкретных делах и поступках. Гуманные отношения слагаются из интереса к личности учащегося, из сочувствия ученику, помощи ему, уважения его мнения, состояния особенностей развития, из высокой требовательности к его учебной деятельности и озабоченности развитием его личности.Учитель — это всегда активная, творческая личность Он выступает организатором повседневной жизни школьников. Кроме того, учитель должен быть изобретательным, сообразительным настойчивым, всегда готовым к самостоятельному разрешению любых ситуаций.
Профессионально необходимыми качествами учители являются выдержка и самообладание. Профессионал всегда обязан сохранить за собой ведущее положение в учебно-воспитательном процессе. Душевная чуткость в характере учителя — своеобразный барометр, позволяющий ему чувствовать состояние учащихся, их настроение, вовремя приходить на помощь тем, кто в ней больше всего нуждается. Неотъемлемое профессиональное качество учителя — спра­ведливость. Кроме того, воспитатель обязан быть требовательным. Нейтрализовать сильное напряжение, присутствующее в пе­дагогическом процессе, помогает воспитателю чувство юмора. Недаром говорят: веселый педагог обучает лучше угрюмого. Отдельно следует сказать о профессиональном такте педагога как особом роде умения строить свои отношения с воспитанниками. Педагогический такт — это соблюдение чувства меры в общении с учащимися. Такт — это концентрированное выражение ума, чувства и общей культуры воспитателя.
личностные качества.Личностные качества в учительской профессии неотъемлемы от профессиональных. Среди них:
– владение методикой преподавания предмета;
– психологическая подготовка;
– общая эрудиция и широкий культурный кругозор;
– педагогическое мастерство и владение технологиями педагогического труда;
– организаторские умения и навыки;
–  педагогический такт и техника;
–  владение технологиями общения и
ораторского искусства и др.Научная увлеченность — обязательное учительское качество. Любовь к своему профессиональному труду — качество, без которого не может быть педагога. Слагаемые этого качества — добросовестность и самоотверженность, радость при достижении воспитательных результатов, постоянно растущая требовательность к себе, к своей педагогической квалификации. Личность современного учителя, воспитателя во многом опре­деляется его эрудицией, высоким уровнем культуры.1) учебно-воспитательный процесс основывается на принципе природосообразности и подчиненных ему принципах классической педагогики;2)  педагогическая система эволюционирует в гуманистиче­ском направлении;3) организация учебно-воспитательного процесса не ведет к перегрузкам школьников и педагогов;4) повышенные результаты учебно-воспитательного процесса достигаются не за счет селекции обучаемых или педагогов, а за счет использования нераскрытых и незадействованных возмож­ностей системы; 5)  продуктивность учебно-воспитательного процесса не является прямым следствием внедрения дорогостоящих средств и медиасистем.


goga-bey.narod.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *