Какие науки помогают археологам – Что изучает археология и зачем это нужно? Что ищет археолог? Воронеж

Зачем археологам нужны точные науки?

 

Зачем археологам нужны точные науки?

http://www.20art.ru/articles/p2_articleid/1025

 

 

В джунглях Амазонки и в песчаных пустынях Средней Азии, на Крайнем Севере и в дебрях Африки, на обжитом Средиземноморье и в нехоженом таежном краю – везде на земном шаре работают люди увлекательнейшей из профессий – археологи.

Цели археологических исследований

Они ведут раскопки, находят остатки древних городов, различные старинные изделия. Все важно для археолога: и развалины, бывшего некогда, царства, и разрушенный храм, и остатки одежды, и осколки посуды, и потерянные монеты и пуговицы, и старинные рукописи и рисунки. Эти предметы, которые накапливались в земле веками и тысячелетиями, рассказывают специалистам о многом – как жили люди в отдаленные эпохи.

Сокровища, найденные в усыпальницах правителей, и “просто” предметы домашнего обихода людей, живших в давние, давние времена, одинаково ценны для ученых. Ведь они помогают понять, как вели в древние времена хозяйство, какие социальные, общественные отношения существовали между людьми, какова была культура разных народов.

Но не думайте, что археологам легко и просто даются их открытия. Нашли, например, остатки древнего погребения, и сразу все стало ясно: когда, какие люди и как жили в этом районе. Увы, чаще всего бывает по-другому. Археологические исследования требуют не только внимательного скрупулёзного и всестороннего изучения, но и сопоставления, сравнения многих и многих археологических источников для того, чтобы сделать определенный научный вывод.

Инструменты археологов в прошлом

На протяжении длительного времени для своей работы археологи пользовались различными инструментами, помогающими им в их кропотливом труде, требующем терпения и ювелирной точности. А инструментами пользовались они обычными, не какими-то там особенными и сверх необыкновенными.

Археолог вооружен лопатой, недаром же он работает на раскопках; художественной кисточкой, чтобы снимать песок и пыль с найденных предметов; пинцетом, чтобы брать отдельные мелкие предметы и их детали; лупой, чтобы увидеть мельчайшие трещинки и углубления, надписи и цифры; карандаш, уголь, краски, чтобы зарисовать находки.

Современный арсенал технических средств археологов

В наши дни арсенал технических средств, орудий труда археологов пополнился новейшими и несравненно более сложными и совершенными “инструментами исследования”. Археологам пришли на помощь точные науки.

Очень часто, вернее, почти всегда, ученый-археолог должен знать, должен выявить и сравнить тысячи данных об одинаковых предметах, найденных в разные времена, в различных местах, разными экспедициями, чтобы на основании этого знания придти к определенному заключению.

Возьмем в качестве примера древние монеты, и не монеты вообще, а только те, которые были найдены в Северном Причерноморье. Каждая такая монета имеет свой “паспорт”, где записано все-все о ней известное, начиная от места находки, места чеканки, металла, из которого она сделана, ее денежного достоинства – ее цены, курса хождения – как ценилась она в ту эпоху у разных народов, и кончая специальным перечнем, учитывающим характер именно этой монеты.

И монет много, и признаков много. Как их обобщить, “рассортировать”, проанализировать, чтобы сделать научно точные выводы? Ведь монеты о многом могут рассказать.

В подобных случаях археологи берут на вооружение методы математической статистики, теории информации и другие специальные науки, без которых немыслима сейчас вычислительная техника. Пользуясь уже своими методами, эти современные “волшебницы” систематизировали громадное количество разрозненных данных о монетах, горы описаний и характеристик и просчитали все на компьютерах. И полученный – машинный результат дал в руки ученых новые сведения о торговых и культурных связях Северного Причерноморья, его политической экономии.

Действенная помощница археологов – физика

Все более и более действенной помощницей археологов становится физика. Как она помогает? Естественно, своими точными методами.

Пожалуй, ни для кого не секрет, что в большинстве археологических раскопок находят изделия из обожженной глины. Для археологов это неудивительно. И народы Древнего Египта, и Месопотамии, и Греции, и скифы, и древнеиндийские племена использовали в своем хозяйстве различную глиняную посуду.

При исследовании этих бесценных глиняных “черепков” ученые обнаружили удивительное явление. Оказалось, что глина “запоминает” характеристики магнитного поля нашей Земли, существовавшие в момент её обработки. Если суметь расшифровать этот “глиняный шифр”, то ученые смогут не только точно знать эпоху, которой принадлежит найденный предмет, но и точно дату его изготовления. Физики как раз и дают “ключ” к шифру.

Они умеют находить величину магнитного поля, определенным образом меняющегося на протяжении эпох. Археологи и физики, как бы сопоставляют характеристики магнитного поля, найденного глиняного предмета, с кривой его изменения в различные эпохи. Точка совпадения двух характеристик – и есть “день рождения” найденного предмета.

Помощь аэрофотосъемки в археологии

Все вы, наверно, слышали об аэрофотосъемке – одном из разделов геофизики. Вот и аэрофотосъемка, с недавних пор, помогает археологам в качестве очень внимательного разведчика.

Точные и чувствительные приборы дают возможность зафиксировать малейшие изменения рельефа местности. А по этим изменениям, неуловимым для непосвященных, специалисты почти безошибочно могут определить, есть ли в данном районе археологические памятники. И если они есть, то вслед за “разведчиками” идут “саперы” – археологи с помощью специальных приборов, похожих на миноискатели, стараются “нащупать” объекты для изучения. И на смену, традиционным, кирке и лопате приходит специальная геофизическая аппаратура, более гибкая по методам работы.

Археологические исследования без раскопок

Специалисты говорят, что сейчас, в принципе, можно исследовать древний памятник, не раскапывая его целиком. Для этого надо пробурить отверстие, через него опустить телевизионную камеру с электрическим приводом. Археолог, сидя наверху, на поверхности земли, может управлять камерой и рассматривать детально, подробно на экране монитора изображение, спрятанного под землей, древнего сооружения.

Этот метод очень привлекателен для ученых, поскольку он исключает возможность разрушить или повредить бесценный памятник, чего нельзя было исключить при изучении на раскопках. А скважину, которую бурили для камеры, после обследования объекта изучения, зарывают.

Помощь химии

А теперь о химии. К услугам химии археологи чаще всего прибегают тогда, когда им нужно сохранить уникальные памятники древности, выполненные из дерева.

Для археологов, столкнувшихся впервые с проблемой хранения деревянных памятников древности, она сразу же стала необычайно трудной. Действительно, как сохранить корабли отважных викингов с их оснасткой и корабельной утварью, найденные на территории Скандинавии, или оставить в неприкосновении древние северные русские города? И археологи попросили химиков создать специальные консервирующие растворы, защитившие бы, пролежавшее сотни лет, дерево от разрушения.

Для этой цели химия предложила разные методы. Одни из них предлагали заменять воду в клетках древесины парафином. Но это очень громоздкий и трудный путь, и он пригоден лишь для хранения мелких изделий. Есть способ консервации медленной сушкой древесины в гипсовых формах, есть сушка при низких температурах, сушка в специальных химических средах. Но, увы, эти методы позволяют лишь частично решить эту археологическую проблему.

Лишь недавно ученые нашли полимерный синтетический состав для консервации крупных деревянных сооружений. Целый древнерусский город Берестье, раскопанный археологами, сохранен с помощью этого метода. А созданный ими же, экспресс-метод позволяет закрепить и высушить найденные предметы, прямо на раскопе за одни сутки.

Математика, физика, химия пришли в археологию. Они обогатили эту гуманитарную науку точными и строгими методами естествознания. Комплексные археологические исследования только-только начинаются. Но начало содружества наук – уже дало в руки археологов много ценных результатов.

maxpark.com

Что изучает археология и зачем это нужно? Что ищет археолог? Воронеж

“…Эта трудная отрасль

русского исто­рического изучения

все более выясняет те

таинственные связи и влияния,

под дейс­твия которых становились

предки русс­кого народа,

когда усаживались в пределах

Восточно-Европейской равнины”.

В.О. Ключевский

Что изучает археология?

Слово – “археология” греческого происхождения, как и происхождение названия многих других наук (история, география, геология). Оно состоит их двух слов – архайос (древ­ний) и -логос- (слово, рассказ). Выходит – рассказ о древности. Долгое время археоло­гию так и понимали: наука о древности, той, которая недоступна письменной истории.

Что ищет археолог?

Археологи раскапывают остатки древних городов, селения, могилы, на­ходят древние вещи, следы обрядов погребения, свидетельства устройства оборонительных стен древнего города, глиняную и металлическую посуду, оружие, произведения искусства. По ним они судят о том, как и чем люди жили в прошлом. Таким образом, археология помогает рнать о прошлом че­ловечества. Кто мы и откуда, зачем живем? Это тоже вопросы археологии.

Ценность найденного археологами предмета определяется не материа­лом, из которого он сделан, а той исторической информацией, которую этот предмет содержит. Глиняный горшок с древними письменами или кусок выделанной шкуры животного с неизвестными древними надписями куда более ценны для науки, чем найденный слиток драгоценного металла. Да, он тоже ценность, но эта ценность другая, далекая от науки. Слиток нам мало что может рассказать о прошлом, а поэтому как исторической, так и археологической ценности он не имеет.

Битая посуда, обломки ремесленных изделий, орудий труда долго не интересовали археологов. Что в них интересного? То ли дело – золотая чаша! Отношение к археологии постепенно начало меняться с XVIII в., а особенно с ХГХ в. Археологи поняли, что зачастую и простые, невзрачные предметы вроде лепных горшков несут в себе историческую информацию. Надо только уметь ее получать. Археология постепенно переставала быть кладоискателъской наукой. Становилось понятным, что важна не только сама вещь, но и обстоятельства ее находки: где она находилась в могиле; кто был умерший – мужчина, женщина или ребенок; как располагались ске­леты; в каком месте лежала найденная вещь и что еще находилось в могиле. И много-много других вопросов. Появляется необходимость составления чертежей раскопок, фотографий (ведь археологи, добывая информацию, уничтожают археологический памятник, будь то поселение людей или мо­гила). Надо было собирать не только предметы, интересные раскопщику, но и другие, назначение которых ему не понятно, но, возможно, будет понятно впоследствии, когда над ними поработают специалисты.

Со временем у археологов появились науки-помощники – алтропология (наука о строении человеческого скелета), палеозоология (наука о древ­них животных), палеоботаника (наука о древних растениях), палеогеог­рафия (наука о древней географии), этнология (наука о народах), геология (наука о строении земной коры), трасология (наука о следах, оставленных на древних орудиях при их использовании) и другие. Полученная археоло­гическая информация приобретала все большую правдивость, приближен­ность к действительности.



vantit.ru

какие науки нужно изучать чтобы стать археологом?

Археолог – это историк, изучающий быт и культуру древних людей по различным артефактам.
Поэтому археолог в первую очередь должен изучать историю, особенно важно знание исследуемой эпохи, познания в смежных областях: исторической географии, исторической хронологии, научной реставрации, палеопочвоведении, палеогеографии и др.
Часто приходится изучать дисциплины, не имеющие прямого отношения к археологии: антропологию, этнографию, геральдику, нумизматику, текстологию, геральдику, физику, химию, статистику и др. .
Кроме этого, необходимо владеть навыками геодезиста, топографа.
А при работе в горах или под водой – навыками скалолаза или дайвера.

Вещественные источники (в отличие от письменных) молчат.
Они не содержат упоминаний об исторических событиях, а многие были созданы задолго до появления письменности.
Задача археолога – создать картину прошлого по найденным фрагментам, опираясь на уже имеющиеся знания и находки, с учетом расположения находок.
Сам по себе осколок кувшина или рукоятка ножа мало о чём говорят. Их невозможно рассматривать вне контекста, т. е. в отрыве места, обстановки, глубины залегания, предметов, найденных по соседству и пр. – и вот со всем этим археолог должен уметь разобраться.
Археолог отыскивает свидетельства прошлого, а затем исследует их в лаборатории, классифицирует, реставрируют, если нужно, и т. д.

Археология использует данные и методики других дисциплин:
гуманитарных (этнография, антропология, лингвистика) и естественных (физика, химия, ботаника, география, почвоведение) .
Например, чтобы установить время создания или использования предмета, учитывают, в каком слое он лежал (каждый слой почвы соответствует определённому временному периоду) , используют стратиграфический, сравнительно-типологический, радиоуглеродный, дендрохронологический и др. методы.
Археолог не имеет права на фантазии. Все его выводы должны описаться на чёткие доказательства.

Вывод, что бы стать хорошим археологом надо иметь обширный багаж знаний, буквально – иметь энциклопедические знания.

otvet.mail.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *