Какие программы существуют в начальной школе – Популярные образовательные системы в начальной школе. Какую выбрать для ребёнка? | Материнство

Содержание

Все программы обучения. Начальная школа

В настоящее время существуют две системы подготовки детей в начальной школе: традиционная и развивающая. Внутри каждой есть свои программы. К традиционной относятся программы: «Начальная школа 21 века», «Школа 2100», «Школа России», «Гармония», «Перспективная начальная школа», «Классическая начальная школа», «Планета знаний», «Перспектива». К развивающим системам относятся две программы: Л.В. Занкова и Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова.

В рамках одной школы могут применяться разные программы. Вне зависимости от программы ученик имеет возможность получить одни и те же знания, предполагаемые государственным стандартом. Задания повышенной трудности, которые ассоциируются только с развивающими системами, есть во всех пограммах, но не являются обязательными для изучения.

Школа России

Традиционная программа «Школа России» (под ред. А. Плешакова) существует десятки лет. Школа России — это та программа, по которой учились все советские школьники. Конечно, в ней произошли серьёзные изменения в плане содержания, но цели обучения остались прежними. Самое распространённое заблуждение об этой программе обучения — то, что она устарела. Это далеко не так. Программа многократно обновлялась с 2000 года, совершенствовалась и дополнялась. Эта программа позволяет тщательно отрабатывать навыки учебной деятельности (чтение, письмо, счет), которые необходимы для успешного обучения в средней школе.

Программа «Гармония»

Учебно-методический комплект «Гармония» (под ред. Н.Б. Истомина (математика 3 класс), М.С. Соловейчик и Н.С. Кузьменко (русский язык), О.В. Кубасова (литературное чтение), О.Т. Поглазова (окружающий мир), Н.М. Конышева (трудовое обучение)) с успехом практикуется во многих школах. В этой программе выделены единые цели, задачи для всех учебных предметов, определены приоритетные методы обучения и формы организации учебной деятельности.
Плюсы этой программы

: идет опережающее обучение, входящие в комплект учебники содержат методическую часть, с помощью которой родители могут сами изучить и объяснить ребенку пропущенную тему. В программе используются новые технологии обучения, которые позволяют развивать способности ребенка к логическому мышлению. Примечательно и то, что в комплекте предлагаются задания, рассчитанные на детей разных уровней подготовленности. Но есть и минусы: по математике решение задач начинается только во втором классе, а контрольные работы предлагаются одинаковые для всех классов.

Начальная школа XXI век

Начальная школа ХХI век под редакцией Н.Ф. Виноградовой. В этом комплекте очень серьёзно рассматривается проблема формирования учебной деятельности младшего школьника, и это единственный комплект, где есть параллельная программа «Учебная деятельность». Материал этой программы рассчитан на сильных эрудированных детей. С каким багажом знаний школьник перейдет в среднюю школу, зависит от учителя начальных классов. Поэтому главной целью является — научить ребенка учиться. Немаловажно, что комплект Виноградовой реализует право ребенка на свою индивидуальность: дети поставлены в условия, когда могут самостоятельно добывать знания, применять их, размышлять, фантазировать, играть (предусмотрены специальные тетради «Учимся думать и фантазировать», «Учимся познавать окружающий мир»)

Школа 2100

Школа 2100 под редакцией А.А. Леонтьева. Эта программа, по некоторым оценкам, является самой распространенной в нашем регионе. С каждым годом по этой образовательной программе работает всё больше учителей. Главное преимущество этой программы заключается в глубокой преемственности и непрерывности образования. По этой программе дети могут учиться, начиная с трех лет и вплоть до поступления в ВУЗ. Все учебники программы построены с учетом психологической специфики возраста. Характерной особенностью этой образовательной программы является следующий принцип: учебный материал предлагается ученикам по максимуму, а учащийся должен усвоить материал по минимуму стандарта. Таким образом, у каждого ребенка есть возможность взять столько, сколько он может.

Программа учит детей действовать самостоятельно и направлена на развитие логического мышления, речи, воображения, памяти.

www.debotaniki.ru

Какую выбрать?, Начальная школа – “Навигатор Образования”

Одной из основных отличительных особенностей современной российской системы образование от советской является большое разнообразие программ обучения начальной школы. Если в советских школах все дети учились по одним учебникам (соответственно и по одной программе), то сегодня учителя и родители могут сами выбирать, каким именно образом школьник будет получать необходимые знания.

Одной из основных отличительных особенностей современной российской системы образование от советской является большое разнообразие

программ обучения начальной школы. Если в советских школах все дети учились по одним учебникам (соответственно и по одной программе), то сегодня учителя и родители могут сами выбирать, каким именно образом школьник будет получать необходимые знания. Поэтому родителям будущих первоклассников предстоит нелегкий выбор не только наиболее подходящей школы для своего ребенка, но и самой лучшей, на их взгляд, образовательной программы.

А выбор будет действительно нелегким, поскольку сегодня разные учебно-методические комплексы (УМК) используются даже в рамках одного учебного заведения. Другими словами, все начальные классы в одной и той же школе могут работать по совершенно разным программам обучения. Чтобы хотя бы немного облегчить Вам выбор, мы предлагаем Вам ознакомиться с обзором основных образовательных программ начальной школы, существующих на сегодняшний день.

Традиционные и развивающие программы начальных классов

Все современные программы начальных классов можно условно разделить на традиционные и развивающие. Обратите внимание, мы не случайно употребили слово “условно”. Несмотря на то, что каждая из программ имеет свои особенности, все они основаны на развивающе-деятельном подходе к обучению ребенка, и традиционная программа точно также занимается развитием личности ребенка, как и развивающая. Естественно, у Вас может возникнуть резонный вопрос: “Зачем же тогда нужно классифицировать обучающие программы, если все они решают одну и ту же задачу?”

Дело в том, что понятие “развивающая программа обучения” появилось в те времена, когда во всех школах образование получали по одной программе. По мнению некоторых специалистов, эта программа не в полной мере соответствовала возрастным и психологическим особенностям детей. Поэтому они разработали собственные системы обучения, призванные не только давать базовые знания, но и развивать у школьников воображение, мышление и память. В результате, все альтернативные классической программе системы обучения получили общее название “развивающие”.

Одновременно с этим другие специалисты направили свои усилия на обновление традиционной программы в соответствии с современными требованиями и тенденциями. Таким образом, ныне представленные в российских школах традиционные программы практически ничем не отличаются от развивающих, а в некоторых случаях даже превосходят их. Необходимо отметить, что и традиционные и развивающие программы начальной школы полностью отвечают требованиям ФГОС.

Итак, какие же основные УМК сегодня представлены в российских начальных школах?

Программа “Школа России”

Национальная программа образования, является той самой программой, по которой учились все школьники времен СССР, правда с небольшими изменениями. Основная идея программы заключается в создании школы духовно-нравственного развития. В основе этого УМК лежит проблемно-поисковый и личностно-ориентированный подходы, а модуль программы предполагает, прежде всего, воспитание граждан. Программа направлена на развитие интереса к истории своей страны и ее значимости в мировых масштабах. Важнейшим составляющим данной программы обучения является развитие у ребенка природосберегающего “чувства дома”, а также экологическая этика, направленная на нравственное и духовное саморазвитие ученика. Рассчитана на средний уровень, поэтому ее может осилить практически каждый ребенок.

Программа “Начальная школа 21 века”

Одна из наиболее популярных образовательных программ, которая используется в большинстве субъектов России. Популярность программы Начальная школа 21 века по большей части объясняется тем, что авторской коллектив ее разработчиков был удостоен премии Президента РФ. Главной отличительной особенностью данной УМК стало построение системы целенаправленной педагогической диагностики учеников начальных классов, что позволяет не только определять готовность ребенка к школе, но и отмечать прочность усвоения полученных знаний. Принцип обучения этой программы построен в соответствии с потребностями детей, а также с учетом их индивидуальных особенностей и уровня социализации. Рассчитана на средний уровень, поэтому ее может осилить практически каждый ребенок.

Программа “Гармония”

Обучающая программа, в которой авторы соединили основные традиционные и развивающие методы обучения. Основной целью данной УМК является всестороннее развитие школьника и его подготовка к дальнейшему обучению. Программа направлена на выработку навыков анализа, сравнения, классификации и обобщения полученных знаний, поэтому на занятиях дается большое количество проблемных развивающих заданий, которые формируют способность ученика к мышлению и умению делать самостоятельные выводы. Рассчитана на уровень выше среднего, поэтому ее может осилить большинство детей.

Программа “Школа 2100”

Программа начальных классов Школа 2100 – это личностно-ориентированная система, направленная на всестороннее раскрытие личностных качеств ребенка. УМК построен таким образом, чтобы дети имели возможность усваивать материал разного уровня сложности. Учебные материалы программы содержат большое количество дополнительной информации, которую ребенок может изучать по собственному желанию. Основное преимущество “Школы 2100” – преемственность и непрерывность образования. Другими словами, программа охватывает все уровни школьного образования, от начальных классов до окончания школы. Рассчитана на высокий уровень, поэтому ее могут освоить не все дети.

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей в сфере образования.

fulledu.ru

Какую учебную программу выбрать в школе

Отзывы родителей о программах начальной школы

Как выбрать школьную программу и что ожидать от школы — тема весьма актуальная, особенно перед первым сентября.

Разберемся с программами, по которым работают школы Екатеринбурга, выявим нюансы, чтобы лучше понимать к чему готовиться.

Все учебные программы начальной школы работают по федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС) и одобрены Министерством образования РФ.

Тем не менее, программы очень отличаются между собой: и подачей материала, и организацией учебного процесса.

Программа «Школа России» (под редакцией А. Плешакова)

Главная идея программы: создается в России и для России. Сочетание инновационных подходов с традициями отечественного образования.

Цели обучения:

1) создание условий для развития личности младшего школьника, реализации его способностей, поддержка индивидуальности;
2) освоение младшим школьником системы знаний, общеучебных и предметных умений и навыков;
3) формирование у ребенка интереса к учению и умения учиться;
4) формирование здоровьесберегающих навыков, обучение основам безопасной жизнедеятельности.;
.
Многие школы Екатеринбурга работают по этой программе.

Отзывы родителей

(Стилистика, синтаксис и путнктуация сохранены)

  • Школа России больше всего похожа на ту программу, по которой учились мы во времена СССР. По моему мнению, простая, вменяемая программа.
  • У нас Школа России — легко сыну даётся. Простая и понятная, минус, на мой взгляд, один — постоянное перескакивание с темы на тему, без упора на закрепление материала.
  • Очень простая логичная программа, я как учитель начальных классов, ребенка именно на нее отдала.

Программа «Начальная школа ХХI века» (под редакцией Н. Виноградовой)

Основная цель программы научить ребенка учиться. Программа призвана соответствовать потребностям детей в познании, общении, разнообразной продуктивной деятельности. Авторы программы уделили особое внимание адаптационному периоду первоклассника. Приоритет на поисково-исследовательскую деятельность. В структуре средств обучения используются задания «Найди ошибки», «Проверь себя».

Отзывы родителей

  • Занимаемся по этой программе. Программа не айс! Прописи правда ужасные! Строчки широкие, наклон соблюсти невозможно. Окружающим мир тоже составлен по дурацки — не совпадают темы в тетрадях и учебниках.
  • Программа 21 век — кошмар!!! С ошибками в учебниках, «сырые» учебники.
  • В учебнике «Русский язык» правила размазаны по тексту, в глаза не бросаются, ребенку трудно их выискать и выделить для запоминания.
  • Я в шоке!!! Как можно первокласснику задать такое? Кошке, собаке и попугаю вместе 9 лет. Кошке и собаке вместе 6 лет, а Кошке и попугаю вместе 7 лет. Сколько лет кошке, собаке и попугаю?

Программа «Начальная перспективная школа».

Акцент делается на логику и развитие аналитического мышления. Принцип учета индивидуальных возможностей и способностей школьников. Учебная деятельность организовывается таким образом, что ребенок попадает в различные учебные ситуации то в роли обучаемого, то в роли обучающего, то в роли организатора учебной ситуации. Работа в парах и малыми группами.

Учебники «Окружающий мир» для 1-4 классов Федотовой О.Н. и др. исключены из перечня приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2015 г. N 1529.

Отзывы родителей

  • Ходим во 2-й класс по этой программе. Есть, конечно, некоторые плюсы, но, в основном, вижу одни только минусы. Задачи по математике иногда так написаны, из подвыподверта, что и сам с 15-го раза врубаешься, что требуется сделать. Ни правил, ни описания темы нет, приходится лезть в интернет, чтобы самому вспомнить и объяснить ребёнку. Тексты и стихи по чтению, большая часть, тихий ужас, написаны тяжелым языком. Самому не запомнить. Нет лёгкости. Постоянно запинаешься на следующем слове. У нас столько замечательных авторов и поэтов из классики, где и читается и учится всё легко.
  • Программа ужасная!!! Страдает и ребёнок и родители! Впервые увидев учебник первого класса по русскому, мы пришли в шок … Всё сплошным текстом, непонятно где заканчиваются и начинаются абзацы, рисунки какие- то устрашающие, летучие мыши и всё в таком роде, цвета почти черно-белые. Только представьте формат А4- на всю страницу сплошной текст! Это что? Учебник для первого класса?
  • В целом программа неплохая, но, по-моему, маловато математики (слишком просто) и тяжело на русском.
  • Мне очень нравится ПНШ. Удивительное чтение (у детей глаза горят), содержательный русский язык, доступный окружающий мир (основанный на жизненном опыте детей) и математика, где учат думать, а не зубрить, где одно логически вытекает из другого. Жаль, что многие этого не видят. А черно-белые рисунки позволяют детям раскрасить скучное в яркое и создать свой мир знаний.

Программа начальной школы «Перспектива»

В учебниках системно выстроен теоретический материал, к которому предложены практические, исследовательские и творческие задания. Учебный материал выстроен так, чтобы у ученика формировался интерес к изучению последующего материала.

Отзывы родителей

  • Русский, литературное чтение и окружайка перспективы — нелогичный ужас и каша. Скачут с темы на тему. Не поняла на кой ляд в первом классе четверть убили на прописывание элементов печатных букв, потом за четверть галопом прошлись по прописям и все привет обычные тетради и тексты. По тем же звукам тоже поверхностно прошлись, перешли на правила. Начался второй класс, а опять знакомство со звуками, именно не повтор, а знакомство.
  • Окружайка вообще мешанина из всего, с темы на тему скачут.
  • В Перспективе все изучение шло галопом по Европам, ничего в памяти не оседало.
  • Почему современные школьные буквари и прописи не учат элементарным навыкам письма и чтения, почему в них все сделано шиворот-навыворот (поперек законов психофизиологических законов формирования навыка и письма, и чтения).
  • «Технология» по программе Перспектива — шедевральна!!! На какой уровень подготовки рассчитана программа? Детям одним сделать поделку не по силам!!! Делаем всей семьей. По нескольку часов!!!

Планета знаний

Главная отличительная особенность программы — целостность и единство структуры учебников и рабочих тетрадей по всем предметам. Формирование универсальных учебных действий является целенаправленным, системным процессом, который реализуется через все предметные области программы «Планета знаний» и внеурочную деятельность.

Отзывы родителей

  • Мне нравится учебник математики и литературного чтения. Но в 1 классе я хваталась за голову, как научить читать? Букварь рассчитан на читающих детей, а что делать с остальными? Пока я не скачала с интернета слоговые таблицы, процесс не пошёл. Да и читающим было скучно. Учебник русского языка для первого класса опять же сложен для нечитающих детей. Для письма подобраны многосложные слова. Нам бы научиться «Мама мыла раму» без ошибок написать.
  • В учебниках «Планеты знаний» красивые, добрые рисунки. Гоблинов и пугающе-агрессивных текстов я не заметила. Но в учебнике по русскому языку правила не выделены. Глаза разбегаются даже у взрослого. Эта программа по-проще.
  • Программа безобразная, задания в прописях даже меня ставили в тупик. А вот задачка по математике: Матроскин снял 3 литра сливок, а 7 литров поставил на простоквашу. Из остального молока сделал масло. Вопрос: Сколько литров молока пошло на масло?
  • Ребенку задание в рабочей тетради к букварю «Нарисуйте Фюся и Кракузябру» о которых НИЧЕГО не известно.
  • Мало классической русской литературы, старых добрых сказок… Вместо этого «крендель-мендель-колбаса» и другой ширпотреб.
  • В тетради на печатной основе по литературе написано” Золотая рыбка” индийская народная сказка.

Программа Эльконина-Давыдова

Обучение по этой программе считается развивающим. Также систему называют «безотметочным оцениванием», ученик трудится не на результат (оценку), а на свой личный рост и достижение высоких результатов в образовании. Огромное внимание уделяется логическому мышлению и теоретическим знаниям.

Достаточно редкая программа в школах Екатеринбурга, например, по ней работают 69 школа и 40 гимназия.

Отзывы родителей

  • В основе обучения по всем предметам лежит исследование. Поэтому, прежде всего, у детей формируется творческое мышление.
  • Интересная программа. Но ломающая мозг родителям. Дети хорошо воспринимают.
  • Считаю, что программа Давыдова неоправданно заумная. Она для детей, которых родители научили читать-писать-считать до школы. Ни к чему ребенку в начальной школе двоичная система счисления, ничего от этого не развивается.
  • Не понимаю, почему прилагательное-существительное-глагол сразу нельзя назвать своими именами. Обидно, что в программе по чтению привычные Чуковский, Маршак, Барто заменены на Бальмонта.
  • Программа, на мой взгляд, отличная. Но родителям к ней нужно привыкнуть. Дело в том, что в нашем школьном детстве всё шло через зубрежку: «слева направо число переносим с противоположным знаком». Не понимай, просто запомни. Детей учат ко всему подходить логически, они уже в первом классе понимают, почему именно плюс изменяется на минус. В русском — то же самое: сначала фонетика, понятие транскрипции, и уже — глядишь — не нужно зубрить, почему ЖИ-ШИ пишется через И. И вот еще что: у меня, воспитанницы советской образовательной системы, есть в голове некоторые схемы, которые я упорно пытаюсь применять для решения проблем/задач. Только уже известные мне схемы. Дочь не зашорена, она легко сама выдумывает пути решения — те, которых раньше не применяла. Думаю, в определенной степени это тоже эффект от программы Эльконина — Давыдова. Жаль, что она рассчитана только на начальную школу…
  • Отличная программа, но не для всех, нужен строгий отбор детей с определенным складом мышления, выше среднего умственными способностями.

Школа 2100, Гармония, Ритм, Система Занкова, Диалог, Начальная инновационная школа

Учебники по этим программам, а также учебники математики Петерсон для 1-4 классов либо больше не включены в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования либо исключены из него.

Елизарова Наталья ,

1486 просмотров

www.uralweb.ru

Программы начальной школы 2013 – какую программу выбрать для первоклассника

Учебные программы начальной школы: какая подойдет для Вашего первоклассника?

Во времена СССР в школах предлагалась та единственная образовательная программа, которую устанавливали для всех сверху. Начиная с девяностых, в системе образования зародилась мысль о разнообразии образовательных программ. На сегодняшний день школы выбирают самые востребованные формы и программы обучения, а родители, в свою очередь, выбирают школы, подходящие детям. Какие образовательные программы сегодня предлагаются первоклашкам и их родителям?

Содержание статьи:

Программа начальных классов Школа России – классическая общеобразовательная программа

Классическая программа, известная всем ученикам из Страны Советов. Исключений никаких нет – она рассчитана на всех. Немного осовремененная нестандартными задачами и заданиями, развивающими логическое мышление, она усваивается детьми легко и особых проблем не представляет. Цель – воспитание духовно-нравственного начала в юных гражданах России.

Особенности программы Школа России

  • Развитие таких качеств, как ответственность, терпимость, сопереживание, доброта, взаимопомощь.
  • Привитие навыков, имеющих отношение к труду, здоровью, безопасности жизнедеятельности.
  • Создание проблемных ситуаций для поиска доказательств, для предположений и формулирования своих выводов, для последующего сопоставления полученных результатов с эталоном.

Вундеркиндом ребенку быть не обязательно – программа доступна каждому. Однако, пригодится готовность трудиться в любой ситуации и способность к самооценке.

Программа начальной школы Занкова развивает индивидуальность ученика

Цель программы – толчок в развитии ребенка на определенном этапе обучения, раскрытие индивидуальности.

Особенности программы системы Занкова

  • Большое количество теоритических знаний, которые даются школьнику.
  • Быстрый темп подачи материала.
  • Равная значимость всех предметов (нет первостепенных и менее значимых предметов).
  • Построение уроков через диалог, поисковые задания, творческие.
  • Множество логических задач в математическом курсе.
  • Обучение классификации предметов, выделению основного и второстепенного.
  • Наличие факультативов по информатике, иностранным языкам, экономике.

Для такой программы необходима отличная подготовленность ученика. Как минимум, ребенок должен был посещать детский сад.

Программа начальной школы 2013 Эльконина–Давыдова — за и против

Довольно сложная, но для детей интересная программа. Цель – формирование теоретического мышления. Обучение изменению себя, выдвижению гипотез, поиску доказательств и аргументации. Как следствие – развитие памяти.

Особенности программы Эльконина – Давыдова

  • Изучение чисел в разных системах счисления в математическом курсе.
  • Изменения слов в русском языке: вместо глагола – слова-действия, вместо существительного – слова-предметы и пр.
  • Обучение рассмотрению своих действий и мыслей со стороны.
  • Самостоятельный поиск знаний, а не заучивание школьный аксиом.
  • Рассмотрение личного суждения ребенка в качестве пробы мысли, а не ошибки.
  • Медленный темп работы.

Необходимы: внимательность к мелочам, основательность, способность к обобщению.

Программа 2100 начальная школа развивает интеллектуальные способности учеников

Данная программа – это, в первую очередь, развитие интеллекта и обеспечение эффективной интеграции ученика в общество.

Особенности программы Школа 2100

  • Большая часть задач – в печатном формате. Требуется, например, дорисовать что-либо, вписать в клеточку нужный значок и пр.
  • Множество задач на логику.
  • Обучение имеет несколько уровней – для слабых и сильных учеников, с учетом индивидуального развития каждого. Сравнение детей по развитию отсутствует.
  • Формирование готовности к труду и непрерывному образованию, художественного восприятия, личностных свойств для успешной адаптации в обществе.
  • Обучение развитию общегуманитарного и естественного научного мировоззрения.

Программа предполагает исключение факторов стресса в процессе обучения, создание комфортной обстановки для стимуляции творческой активности, взаимосвязь всех предметов меж собой.

Комфортная адаптация первоклассников с программой Начальная школа ХХI века

Программа представляет собой щадящий вариант обучения, имеющий весьма долгий адаптационный период для первоклашек. Считается наименее болезненной для детей. По мнению авторов, адаптация ребенка происходит лишь к концу первого класса, поэтому, большей частью, в этом периоде будет рисование и раскрашивание, минимум чтения и математики.

Особенности программы Начальная школа ХХI века

  • Основной упор на развитие мышления и воображения, в отличие от классической школьной программы (память и восприятие).
  • Отдельные предметы сочетают между собой (например, русский язык с литературой).
  • Множество занятий на коллективное и командное решение определенных задач.
  • Большое количество заданий, цель которых – снятие напряжения у детей.

Программа Гармония для начальной школы – для разностороннего развития ребенка

Программа, близкая к системе Занкова, но упрощенная.

Особенности программы Гармония

  • Упор на разностороннее развитие личности, включая логику, интеллект, творческое и эмоциональное развитие.
  • Создание доверительных отношений «ученик/учитель».
  • Обучение рассуждению, построению причинно-следственных связей.
  • Более сложная программа в математическом курсе.

Существует мнение, что такая программа не подойдет ребенку, имеющему трудности с логикой.

Программа Перспективная начальная школа — подойдет ли Вашему ребенку?

Цель – развитие логики и интеллекта.

Особенности программы Перспективная начальная школа

  • Отсутствие необходимости зубрежки теорем/аксиом современных учебников.
  • Дополнительные занятия по внеучебной работе.
  • Помимо основных предметов – еще десять часов спорта, музыки, рисования.

Сверхспособностей ребенка для данной программы не требуется – она подойдет любому.

Программа Планета знаний направлена на развитие творческих способностей детей

Основной упор – на творческое развитие, гуманитарные науки, самостоятельность.

Особенности программы Планета знаний

  • Сочинение детьми сказок и самостоятельное создание иллюстраций к ним.
  • Создание более серьезных проектов – например, презентаций на определенные темы.
  • Деление заданий на обязательный минимум и образовательную часть для желающих.
Поделитесь с друзьями и оцените статью:

www.colady.ru

Какая программа самая лучшая для первоклассников

Выбираем школьную программу для первоклассника

Часто слышишь: «Мы занимаемся по Виноградовой..», «А у нас в классе учат по Занкову».

К сожалению, большинство родителей могут лишь назвать автора учебной программы, другие скажут «нам ее хвалили», третьи, может быть, расскажут о  конкретных плюсах и минусах. Но в целом же, рядовой родитель с трудом понимает, чем различаются все эти программы. И не удивительно. Действительно сложно пробраться сквозь научный стиль и терминологию педагогических текстов.

Во-первых, существуют два разных понятия — ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА и ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА.

Систем всего три: система Занкова (развивающая), система Эльконина-Давыдова (развивающая) и традиционная. Программ же значительно больше.

Кроме официально признанных, существует множество экспериментальных систем, а также авторских, внутришкольных, которые мы не будем рассматривать в данной статье.

Все одобренные Министерством образования и науки системы и программы отвечают главному требованию: они позволяют ученику усвоить ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ знаний. Авторство же проявляется в способах подачи материала, дополнительной информации, организации учебной деятельности.

У каждой системы и программы есть свой автор, так сказать, идейный вдохновитель. Но это не означает, что все учебники по всем предметам написаны только им одним.

 Конечно же, над составлением УМК (Учебно-Методического Комплекта) трудился целый коллектив! Поэтому фамилии на учебниках ваших детей, естественно, будут разные.

Но, несмотря на «коллективное творчество», все учебники в рамках одной программы имеют единые цель, задачу, принципы и содержание.

Цель — т.е. тот результат, который должен получиться, те качества, которыми в итоге должны обладать выпускники, проучившиеся по той или иной программе.

Задачи — т.е. те шаги, при помощи которых достигается поставленная цель.

Принципы — т.е. особенности организации обучения, подачи материала, выбора методов, которые и отличают одну программу от другой.

Содержание — по сути, тот самый учебный материал, который будет усваивать ребенок в процессе обучения. В этой части программы отличаются тем, что одни ограничиваются государственным стандартным минимумом, другие включают различные дополнительные знания, понятия, литературу, а так же порядком подачи учебного материала, который неразрывно связан с принципами.

Нет плохих или хороших программ. Все рассматриваемые в статье программы одобрены Министерством образования. И развивающая система ничем не лучше и не хуже традиционной.

На самом деле, каждая система рассчитана на определенный склад ума или, иначе говоря, способ восприятия и умственной обработки информации. А эти процессы у каждого ребенка индивидуальны.

Как обмен веществ или, скажем, цвет волос.

Система образования Л. В. Занкова

В 1995-1996 гг. система Л.В. Занкова признана как параллельная государственной системе начального обучения.

Цель: общее развитие учащихся, которое понимается как развитие ума, воли, школьников и как надежная основа усвоение ими знаний, умений, и навыков.

Задачи: одна из важнейших задач — воспитание у младшего школьника отношения к себе, как к ценности.

Обучение должно быть ориентировано не столько на весь класс, как единое целое, сколько на каждого конкретного ученика.

При этом ставится цель не «подтянуть» слабых учеников до уровня сильных, а раскрыть индивидуальность и оптимально развить каждого школьника, независимо от того, считается ли он в классе «сильным» или «слабым».

Принципы: самостоятельность учащегося, творческое постижение материала. Учитель не выдаёт школьникам истины, а заставляет до них «докапываться» самим. Схема обратная традиционной: сначала даются примеры, а учащиеся сами должны сделать теоретические выводы. Усвоенный материал также закрепляется практическими заданиями.

Новые дидактические принципы этой системы — это быстрое освоение материала, высокий уровень трудности, ведущая роль теоретических знаний. Постижение понятий должно происходить в понимании системных взаимосвязей. Ведется систематическая работа над общим развитием всех учащихся, в том числе и сильных, и слабых.

 Важным считается осознание школьниками своего процесса учения.

Источник: http://www.mama32.ru/stati/shkolniki/vybiraem-shkolnuyu-programmu-dlja-pervoklassnika.html

Обзор школьных программ для первоклашек. какую выбрать, отвечает эксперт — Летидор

Как понять разницу между программами обучения, которые сегодня предлагает начальная школа? Что выбрать, чтобы не перегрузить ребенка учебой? Опытом делится автор пособий для начальной школы, педагог-практик Ольга Узорова.

Многие родители детей, собирающихся в первый класс, не понимают разницу между программами обучения, которые сегодня предлагает начальная школа. Всего в перечне Минобрнауки России восемь программ. Так какую школьную программу выбрать для первоклассника? Автор «Летидора» поговорила о самых популярных из них с известным автором пособий для начальной школы, педагогом-практиком Ольгой Узоровой.

Программа «Школы России»

Ольга, что вы о ней можете сказать?

— Это классика. По «Школе России» учились еще родители нынешних первоклассников. Дети, которые идут в школу по этой программе, имеют полное право прийти в 1 класс, не зная вообще ничего.

Конечно, они видели буквы и цифры, но пока не обращали на них особого внимания. Зато у таких детей, как правило, хорошо развита речь.

До школы родственники и близкие вместе с ними пекли пирожки, катались на велосипеде, много гуляли, и все это обсуждали.

В наше время программа «Школы России» идет по системе 1–4, когда начальная школа состоит из четырех лет обучения. На мой взгляд, лучшие учебники – этой же программы, но по системе 1–3. Именно в них более логично строятся и раскрываются темы.

Вообще, «Школа России» – это такая база, на которую можно нанизать любую из программ, предлагаемых Министерством образования и науки России.

Правильно я понимаю, что переход из школы в школу на другую программу обучения со «Школы России» легче?

— Да, легче, если учитель дает хорошую базу. Однако для педагога почти невозможно брать чистую программу и заниматься только по одному учебнику. Я, например, чередую классическую программу с математикой по Л.Г. Петерсон. Еще добавляю немножко из «Гармонии», немножко из «Системы Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова».

Большинство методистов говорят, что этого делать нельзя ни в коем случае. Но у меня большой опыт работы в школе. И, как показывает практика, не бывает универсальных решений для разных детей. Из трех моих выпусков в начальной школе мы ни разу не повторили наборы учебников. И темы, которые я выбирала по той же Петерсон, для каждого класса сильно отличались.

Как в 1 классе узнать, кем станет ребенок: отвечает кандидат наук МГУ

Источник: https://letidor.ru/obrazovanie/a5-obzor-shkolnyh-programm-dlya-pervoklashek-kakuyu-vybrat-otvechaet-ekspert-5685.shtml

какая школьная программа лучше? | Дети | Детсады, школы, центры развития

Открыть тему в окнах

  • вопрос риторический, скорее интересуют мнения по школьным программам, кому какая нравится и почему?И еще: учитель может выбрать программу сам?? или обязательно выбирает для всех директор школы?? А какую программы выбрали бы Вы?Пы.Сы. про программы читала, интересует практическое мнение: 1. «Школа России» 2. «Перспектива» 3. «Школа 2100» 4. «Начальная школа XXI века»5. «Гармония» 6. «Перспективная начальная школа»7. «Планета знаний» 8. «РИТМ»9. «Начальная инновационная школа»10. система Л.В.Занкова11. система Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова12. «Школа 2000…» (открытый УМК)
  • «Перспектива» — вроде пустая, бесполезная, только насчет домашних заданий непонятно, то говорят что мало, то что много.. и вроде похожа на Школу 2100??3. «Школа 2100» — вроде зашкаливают внеклассыные занятия с родителями более всех других школьных программ..
  • Насчет Перспективы — на чем ваше вроде основывается и кто говорит?Третий год учимся — все устраивает.
  • Нам нравится Школа России, но вообще дело в учителе! Если б мы знали, что нам попадется такой учитель (( Я бы на любую программу пошла, лишь бы учитель был хороший.
  • Да ладно насчет 2100, у нас она, вообще нет внеклассных занятий, уроки ребенок все делает сам, я могу только где то что то подсказать и проверить
  • Программу выбирает администрация школы в зависимости от наличия учебников.У нас в 1 классе школа была пилотная, у учителя было право выбора, но половину учебников мы покупали самиу нас была 2100+Перспектива+ШР мы в принципе были довольны. Очень многое зависит от учителя.Я всех программ не знаю, но по мне Школа России очень примитивная, у нас сейчас 2100+Перспектива математика
  • Мне говорили, что ШколаРосии — это то, что было в нашем детстве. Повелась, мне эта программа нравится. А вот ничего подобного! Прописи, математика, азбука — ВСЕ другое, причем в сильно худшую сторону. Типа, переработанное и дополненное, а на деле((((
  • тут скорее имеется в виду по объемам которые даются, примерно то что давали нам, по мне достаточно примитивная программа
  • у нас родственники на 2100, мучаются, учатся всей семьей 24 часа в сутки..
  • Гармония мне категорически не нравится. Хотя мы только в первом классе, многие говорят, что надо потерпеть, что по этой программе долго запрягают, а потом быстро едут. Но пока — жуть с ружьем. Особенно окружающий мир. Хотела бы я знать, что курили автор с редактором и прочими издателями.
  • ну не знаю у нас проблем нет, частично ребенок сам на продленке делает, устные домас ОМ тоже проблем нет, но у нас он в рамках учебник-тетрадь рабочая, ничего лишнего нетда математика у нас не Демидова, а Петерсон, что собственно сложнее
  • Совершенно с вами согласна.
  • Автор ОМ Гармонии наверняка курит дурь вместе с автором ОМ Школы России…Расскажи,вспомни,спроси у мамы,посмотри в интернете,запиши,составь план,вырежи,раскрась,придумай… а материал где??? нету…
  • По мнетак гармония полное говно.
  • Соглашусь про «школу 2100″Внеклассных занятий много. Больше бесит то что заставляют ходить на кружки, есть те которые ребенок обязан посещать ОБЯЗАТЕЛЬНО! В 1 классе это были «азбука права» и «учусь создавать проект», сейчас во 2 классе — «риторика» и «проектная деятельность». Если пропускаем то делают запись в дневнике. Требуют кружки эти записывать в дневник как обычные уроки.Дома очень много дают заданий на выполнение вместе с родителями. Технология -так практически все выполняется дома.Окружающий мир- весь утыкан картинками. Похож чем то на энциклопедию, но информация скудная. Приходится искать в других местах.Математика и русский -даже писать не о чем. Тоска зеленая. Прежде чем объяснить или помочь ребенку в домашке надо пол учебника и всю тетрадь просмотреть что бы понять как ребенку объясняли делать то или иное.А больше всего бесит и удивляет-для чего в началку ввели 2100 если с 5 класса пойдут по стандартной программе?

Источник: https://eva.ru/kids/messages-3201906.htm

Популярные образовательные системы в начальной школе. Какую выбрать для ребёнка?

На правах рекламы

В первую очередь, при выборе школы родителям будущего первоклассника нужно разобраться в современных образовательных программах для начальных классов. В отличие от советского времени, когда все учились по одним учебникам, теперь у учителей и родителей есть выбор, каким именно образом ребёнок получит все необходимые знания.

И зависеть это будет от той системы обучения, по которой будет учиться школьник в начальных классах. Иметь выбор всегда приятно, но именно это разнообразие образовательных систем зачастую ставит нас в тупик.

Что выбрать, когда рядом с домом обязательно найдётся несколько школ, обучающих детей по разным системам? Даже в рамках одной школы сами учителя начальных классов выбирают, по какой программе работать, и дети из параллельных классов могут обучаться по разным учебно-методическим комплексам.

В настоящее время одновременно существует несколько образовательных систем, отвечающих требованиям ФГОС (Федеральных государственных образовательных стандартов). У каждой из них есть свои особенности, но в целом системы делятся на традиционные и развивающие.

Большинство школ выбирают традиционные программы обучения, такие как «Школа России», «Начальная школа XXI века», «Школа 2010», «Гармония», «Перспективная начальная школа», «Классическая начальная школа», «Планета знаний», «Перспектива». Но будьте готовы к тому, что, возможно, вашему ребёнку предложат учиться по развивающим программам Л.В. Занкова или Д.Б.

Эльконина — В.В. Давыдова. Разумеется, не стоить думать, что традиционные программы не занимаются развитием школьника, название это скорее условное. В общих чертах, можно сказать, что данные виды систем отличаются подходом: традиционные программы предлагают объяснительно-иллюстративный подход к обучению ребёнка, развивающие — деятельный.

Все упомянутые выше программы ориентированы на единый образовательный стандарт, однако способ подачи информации и приоритеты у каждой системы свои. Помимо общей концепции, они отличаются самой учебной программой, степенью загруженностью ребёнка, вовлеченности родителя в процесс обучения, а также общей сложностью.

Каждая система предлагает свой учебно-методический комплекс, проще говоря, комплекты учебников, рабочих тетрадей и дидактических материалов по всем предметам.

Наибольшей популярностью среди школ пользуются такие учебно-методические комплексы, как «Школа России», «Перспектва», «Школа 2100», «Планета знаний» и «Гармония».

«Школа России» считается классической программой. По сути, это та самая система, по которой, с небольшими изменениями, учили и в советское время. Она рассчитана на средний уровень, так что каждый ребёнок сможет без труда освоить такую программу.

Математика в равных пропорциях развивает вычислительные навыки, логику и мышление, русский язык подаётся стандартно: сбалансировано развитие устно-письменной речи и навыков грамотного письма. При этом можно особенно выделить изучение «Окружающего мира» по учебникам А. А. Плешакова.

Преимущество курса состоит в том, что освоение окружающего мира позиционируется как проект, который ребёнок реализует совместно с родителями.

Другой учебно-методический комплекс, пользующийся особой популярностью, это «Перспектива». Эта программа больше всего подойдёт деткам с математическим складом ума.

Этот УМК довольно сложен и потребует от родителей активного участия в обучении ребёнка. Главным преимуществом «Перспективы» можно назвать уроки математики, которые строятся по учебным материаламЛ.Г. Петерсон.

Математика даётся с элементами геометрии и алгебры, что позволяет ребёнку плавно перейти в среднюю школу.

УМК «Школа 2100» построен по принципу минимакса, то есть в рамках одной учебной программы дети смогут учиться на разных уровнях сложности.

Все учебные материалы содержат максимум дополнительной информации, которую ребёнок сможет усвоить при такой потребности.

Эта программа даёт возможность учителю без перехода на другой УМК корректировать уровень сложности подачи материала и применять индивидуальный подход в обучении.

Программа «Планета знаний» считается довольно сложной, так как изначально была разработана и применялась в прогимназических классах, однако тоже пользуется большой популярностью у учителей и родителей. Основное преимущество этого УМК — нацеленность на саморазвитие ребёнка.

Активно стимулируется его способность рассуждать, будь то акцент на логику при изучении математики или литературное чтение, предполагающее возникновение диалога между ребёнком и взрослым.

Как и в «Школе 2100» учебные пособия «Планеты знаний» содержат разноуровневые задания: от базовых до творческо-поисковых.

Основным принципом УМК «Гармония» является комфортное обучение на стыке традиционных и развивающих методов обучения. У детей изначально развивают навыки анализа, классификации, сравнения и обобщения. На уроках даётся много проблемных развивающих заданий, формирующих у школьников способность к мышлению, умение самостоятельно делать выводы.

Одним из главных плюсов программы является целенаправленная подготовка к плавному переходу из начальной в среднюю школу.

Понять наглядное отличие одной образовательной системы от другой можно, изучив предлагаемые программой УМК в одном месте.

На сайте книжного интернет-магазина «Лабиринт» существует специальный раздел «Школьный гуру», в котором можно сделать выборку товаров по образовательной программе, по предметам, типам учебного материала (учебники, рабочие тетради, наглядные пособия) или по классам.

С помощью этого раздела можно как изучить предлагаемые материалы программ, так и собрать нужный комплект литературы, когда вопрос с выбором образовательной системы будет уже решён.

Нужно иметь ввиду, что все программы УМК регулярно перерабатываются с учетом актуальных тенденций, так что даже если вы отдаёте в школу не первого ребёнка, учтите, что за пару лет вполне мог поменяться авторский состав учебников или в целом концепция преподавания.

Сами учебные материалы могут существенно меняться, поэтому, как правило, возникает необходимость с нуля покупать все материалы учебно-методического комплекса на класс.

С уверенностью сказать, как именно выглядит УМК на данный момент и какие учебники и рабочие тетради нужно приобрести для ребенка, вам сможет учитель, который в данный момент работает по программе.

Дата публикации 02.06.2013

Источник: https://materinstvo.ru/art/8347

Как выбрать программу для первоклассника?

Требуется: Знание видов образовательных программ для первоклассников Познания, которое конкретно понимает каждая программа Исследования или выводы психолога

Итак приступаем к заключению вопроса, нам предстоит сделать следующее.

Наконец, все родители, дети которых собираются подходить в первый класс задаются вопросам, как избрать программу для первоклассника.

От правильности выбора несомненно будет зависеть то, как ребенок будет успевать в школе, которыми станут его знания, и насколько легко ученик несомненно будет воспринимать материал.

Если в советское время все обучались по одной программе, одинаковой для всех, то сейчас существует многому вариантов программ, в основе коих лежат взгляды на обучение ризнихавторив.

Чему выбор программки так важный для будущего ученика? Данный вопрос, наверное, даже важнее того, как обучить первокласснику решать задачу.

Поскольку, если избрать не соответствующую для конкретного ребенка образовательную программку, мы рискуем сделать его обучение трудным и мучительным, те или другие требования учителей имеют все шансы не отвечать способностям ребенка, а скрытые дарования первоклассника могут так и не раскрыться. Самое основное здесь глубоко знать свой ребенка и его предрасположенности, и согласно ним выбирать программу

Российское министерство образования предлагает 7 обликов образовательных программ для начальной школы. Это гораздо серьезнее, чем вопрос как выбрать испаражнение для первоклассника.

Существуют такие виды программ: рядовая школьная программа для всех, программа развивает по Занкова, программка по системой Ельконина — Давыдова, программа «Школа 2000 — 2100 »на логике, щадящая программа« Исходная школа 21 столетий », программа« Перспективная исходная школа »и программа Гармония

Первоочередными задачками разработки данных программ есть вопросы, как посодействовать первокласснику хорошо учиться и развить его дарования и способности.

Не секрет, который творческой личности несомненно будет сложно учиться в математическом классе, а ребенку с аналитическим составом разума — рисовать картины, например. Чтобы выбрать наилучшую программу можно обратиться к психологу, который есть при множества школах.

Такие психологи проводят глубокое испытание будущего первоклассника и рекомендуют, какая программа ему подойдет очень максимально.

Если ребенок не ходил в детский сад, чем какого-либо другого перед школой отдать его на особые подготовительные курсы. Кроме всего другого, там поведают, как научить первокласснику грамотно писаться

Источник: http://www.neimarcgyu.com/kak-vybrat-programmu-dlya-pervoklassnika.html

Какая программа самая лучшая для первоклассников

На данный момент существует несколько программ обучения для первоклассников. Из всего перечня сложно однозначно выделить одну, как самую лучшую. В каждой из них есть свои плюсы и минусы.

Советская школа славилась одной образовательной программой, которая спускалась сверху. Она позволяла учить и воспитывать ребенка, который подходил к средней школе во всеоружии.

В начале 90-х годов соответствующие службы стали уделять особое внимание программам. В итоге родилось множество вариантов обучения первоклассников.

В настоящее время предлагается около десяти основных программ, призванные помочь детям развить заложенные в них задатки. По крайней мере, так выглядит на бумаге.

Согласно Закону об образовании, каждая школа вправе самостоятельно выбирать ту или иную программу. Родители же имеют возможность выбрать вариант обучения, исходя из способностей и уровня обучаемости ребенка, так как есть сложные программы, а есть и попроще.

«Школа России»

Самой традиционной школьной программой является «Школа России». По ней обучались в советские времена. Она рассчитана практически на всех обучающихся. Естественно, ее осовременили, добавили новых знаний, чтобы развивать логику. При этом она легко усваивается. Наверное, именно «Школа России» выступает как самая универсальная и лучшая программа для большинства детишек.

Развивающая программа Занкова

Данная программа рассчитана на то, чтобы давать ребенку максимум теории, тогда в определенный момент у него произойдет толчок в развитии. Материал дается максимально быстро, практически по всем областям жизнедеятельности.Здесь нет главных и второстепенных предметов.

Каждый урок выстраивается в форме диалога, присутствуют поисковые и творческие задания. Программа дается тяжелее, нежели «Школа России». Обучающиеся должны быть развитыми и подготовленными.

Если ребенок не посещал детский сад, ему будет сложно освоить данный вариант программы.

Развивающая программа Эльконина – Давыдова

Весьма сложная программа, нацеленная на формирование у детей теоретического мышления. Школьника учат меняться самостоятельно, выдвигая простые гипотезы, находясь в поисках доказательств и аргументов. Это хорошо сказывается на памяти. Подойдет детям, которые немного опережают в развитии своих сверстников.

«Школа-2100»

Педагоги полагают, что данная программа призвана научить учиться. Дается множество заданий, развивающих логику, интеллект.

Многие задачи подаются в готовом напечатанном виде, чтобы ученик мог их дорисовать, вписывая нужные значки или числа в клетки.

Система интересная тем, что является разноуровневой, то есть задания даются отдельно для сильных и отстающих ребят. Такой подход позволяет учитывать развитие каждого обучающегося в отдельности.

«Начальная школа 21 века»

Является щадящей программой, имеющей длинный адаптивный период для первоклашек. Авторы полагают, что дети адаптируются к школьной жизни лишь к окончанию первого класса. Учебные программы развивают мышление, воображение.

При этом некоторые предметы могут быть объединены в один. К примеру, «Грамота» включает в себя русский язык и литературу. Программа может подойти любому ребенку.

Эта программа одна из самых безболезненных для адаптации ребят к школе.

«Гармония»

Весьма похожа на программу Занкова, но чуть проще. Программа призвана развить ребенка разносторонне – логика, интеллект, художественное творчество, эмоциональные способности. Роль учителя – создать комфортные по всем параметры отношения у обучающихся.

«Перспективная начальная школа»

В программе упор сделан на надпредметные компетенции, но не на умения, знания и логику. К примеру, математика развивает логику и интеллект.

Зубрить теоремы и всевозможные аксиомы ученик не будет. Зато детям будет предложено заниматься внеучебной работой. Например, первоклассники плюсом будут заниматься рисованием 10 часов в году, как музыкой и спортом. Программа рассчитана на обычных детей и подойдет большинству первоклашек.

Однозначно выделить самую лучшую программу нельзя, так как все зависит от особенностей развития ребенка, его предрасположенностей.

Чтобы сделать правильный выбор, лучше пообщаться с педагогами, которые дадут рекомендации. Не стоит думать, что занимаясь по программе Занкова, ребенок будет умнее того, кто выбрал «Школу 2100».

Все зависит от него самого и врожденных талантов, предрасположенностей.

Источник: https://schoolii.blogspot.ru/p/blog-page_22.html

__________________________________________

novpedkolledg2.ru

Анализ действующих программ в начальной школе

Разделы: Общепедагогические технологии


В конце XX века в образовании официально произошла смена приоритетов.

До этого школа должна была давать знания, так как учитель был единственным носителем знаний.

Со временем учитель перестал быть единственным носителем знаний, источником знаний. (К примеру: в 50–60 годах XX века появился Интернет.)

Можно выделить три причины, по которым школа знаневая должна была стать развивающей:

  1. Информационная революция.
  2. Более частое обновление и увеличение роста знаний.
  3. Педагогическая причина: изменились дети, так как изменился мир. У детей появляется выбор.

Итак, главной целью образования стало развитие личности ученика.

А что же такое развитие?

  • Развитие – это не количество знания, а умение его применять.
  • Развитие – это не количество знания, а умение его добывать.
  • Развитие – это не наличие знания, а умение определить своё незнание. (Проблемное обучение.)

Знания, умения, навыки становятся средством и результатом учебного процесса, а не целью.

Всвязи с вышесказанным появилось много разнообразных программ и модулей обучения в начальной школе, которые призваны, прежде всего, сформировать у ребёнка желание и умение с удовольствием учиться. Учителя, работающие по разным программам, ведут детей к этой цели разными путями. Какой маршрут обучения выбрать – решать родителям. Важно, чтобы программа максимально отвечала потребностям и возможностям ребёнка.

В нашей гимназии учителями начальных классов ведётся обучение по трём образовательным программам:

  • “Школа России” – традиционная программа.
  • “Школа 2100” – образовательная система с развивающим содержанием.
  • Система развивающего обучения Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова.

По системе развивающего обучения занимаются 18 учащихся, по традиционной программе “Школа России” – 47 учащихся, по образовательнай системе с развивающим содержанием “Школа 2100” – 55 учащихся.

Все эти программы – это целостные модели, в состав которых входят как средства обучения для учащихся: учебники, рабочие тетради и т. д., так и пособия для учителей: книги, методические рекомендации, поурочное планирование и др.

Попробуем разобраться, в чём сходство и отличительные черты используемых нашими учителями программ начального образования.

“Школа 2100”

По образовательной системе с развивающим содержанием “Школа 2100” в нашей гимназии работают три учителя: Буткевич О.В., Свиридова Н.Н., Малыхина Е.С.

Что такое “Школа 2100” сегодня?

  1. Это личностно – ориентированное, развивающее, вариативное, непрерывное образование для массовой школы (дошкольная подготовка, начальная школа, основная старшая школа).
  2. Это система, рассчитанная на максимальное раскрытие личностных качеств ученика и учителя в процессе совместной деятельности.
  3. Все учебники, пособия опираются на единую систему психолого – педагогических принципов.
  4. В системе реализован принцип преемственности и непрерывности от детского сада до старшей школы.
  5. Все учебники прошли всестороннюю апробацию в течение десяти лет.
  6. В этой системе были впервые предложены предметы „Информатика“, „Риторика“.
  7. Учебники реализуют принцип минимакса, который позволяет построить индивидуальную образовательную траекторию для каждого ученика (содержание предлагается по максимуму, а учащийся обязан усвоить материал по минимуму стандарта).

“Школа 2100” эффективна для детей, у которых уровень обученности зависит от сформированности всех психических процессов, включающих уровень интеллекта N и выше N, большой объём памяти, высокую степень сформированности произвольного внимания, его контентрацию, развитый фонематический слух и богатый активный словарный запас, сформированность техники чтения, особенно на уровне понимания прочитанного.

Учебники по курсу обучения чтению и начальному литературному образования рассчитаны на хорошо читающих учеников, эрудированных, литературно подкованных учителей.

Учебно-методический комплект по математике (автор Петерсон Л.Г.) рассчитан на сильного ученика с развитым теоретическим логическим и вариативным мышлением, включающим моделирование с помощью специальных знаков – символических средств; умеющим абстрагироваться, с высокой степенью концентрацией внимания, быстротой выполнения математических операций и работы в целом. Не смотря на то, что учебный материал дифференцирован по степени сложности.

Основная цель программы – формирование различных способов деятельности. Поставленную учебную задачу решают вместе учитель и ученик.

Программа трудновата, так считают многие учителя, которые порой сами не в состоянии решить некоторые математические задачи.

“Школа России”

По традиционной программе “Школа России” в нашей гимназии работают три учителя: Нечаева В.Е., Шипилова Г.В., Максименкова В.Н.

В основе данной программы лежат личностно – ориентированный и проблемно – поисковый подходы. Модуль “Школа России” предполагает в первую очередь воспитание граждан – гражданское образование.

Основное положение программы – развитие у ребёнка интереса к познанию своей страны и её духовного величия, её значимости в мировых масштабах. Программа “Школа России” призвана развить у ребёнка природосберегающее “чувство дома”, воспитать любовь и уважение к природе во всех её проявлениях. Важнейшими составляющими программы являются экологическая этика и эколого-этическая деятельность ученика, направленные на духовное и нравственное саморазвитие личности ребёнка.

Программа “Школа России” считается традиционной, большинство детей осваивают её без каких-либо проблем.

Система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова

По программе развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова работает Дорошенко П.М..

Большинство учителей, выбравших данную систему, отмечает, что программа Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова достаточна сложна. Система предполагает использование разнообразных групповых дискуссионных форм работы, в ходе которых дети открывают для себя основное содержание учебных предметов.

Знания не даются детям в виде готовых правил, аксиом, схем. В основу изучаемых курсов положена система научных понятий. Отметок ученикам в начальной школе не ставят, учитель совместно с учениками оценивает результаты обучения на качественном уровне, что создаёт атмосферу психологического комфорта. Основное положение программы: „Знания должны усваиваться ребёнком в процессе анализа условий их происхождения.“ В программе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова существует особенный метод освоения учебного предмета – решение детьми системы учебных задач. Школьники должны уметь обнаруживать в учебном материале исходное, существенное, всеобщее отношение, определяющее содержание и структуру изучаемого, которое они воспроизводят в особых предметных, графических или буквенных моделях. Позиция учителя – деловой партнёр активно сотрудничающий с учащимися в процессе решения учебных задач.

Так что же выбрать?

Первый ориентир при выборе программы для будущего первоклассника – это здоровье. Интенсивное обучение требует огромных затрат времени и сил ребёнка. Следовательно, хорошее здоровье – необходимое условие при выборе программы повышенной сложности, предполагающей высокий темп обучения.

Важным в данном случае является и уровень интеллектуальной готовности ребёнка. Ребёнку с низким уровнем готовности будет достаточно трудно учиться по системе “Школа 2100”, Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова.

По мнению наших учителей лучший результат дают программы “Школа – 2100” и Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова при условии достаточно высокого уровня интеллектуальной готовности детей к школе.

В начальной школе закладывается то, что называют фундаментом образования. Именно здесь ребёнок получает первое, самое яркое впечатление о школе, которое в дальнейшем может повлиять на его отношение к учёбе. Потому так важно выбрать образовательную траекторию, ту программу, по которой будет учиться ребёнок в начальной школе.

Литература

  1. Е.В. Меттус “Система работы по проблемам будущих первоклассников”, Волгоград, изд. „Учитель“, 2007 год.
  2. Образовательная система „Школа 2100“.Педагогика здравого смысла. Сборник. Москва, „Баласс“, 2003 год.
  3. Журнал „Завуч начальной школы“ №7, 2007 год.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Выбираем школьную программу для первоклассника

Часто слышишь: «Мы занимаемся по Виноградовой..», «А у нас в классе учат по Занкову».

 

К сожалению, большинство родителей могут лишь назвать автора учебной программы, другие скажут «нам ее хвалили», третьи, может быть, расскажут о  конкретных плюсах и минусах. Но в целом же, рядовой родитель с трудом понимает, чем различаются все эти программы. И не удивительно. Действительно сложно пробраться сквозь научный стиль и терминологию педагогических текстов.

Во-первых, существуют два разных понятия — ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА и ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА. Систем всего три: система Занкова (развивающая), система Эльконина-Давыдова (развивающая) и традиционная. Программ же значительно больше. Кроме официально признанных, существует множество экспериментальных систем, а также авторских, внутришкольных, которые мы не будем рассматривать в данной статье.

Все одобренные Министерством образования и науки системы и программы отвечают главному требованию: они позволяют ученику усвоить ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ знаний. Авторство же проявляется в способах подачи материала, дополнительной информации, организации учебной деятельности.

У каждой системы и программы есть свой автор, так сказать, идейный вдохновитель. Но это не означает, что все учебники по всем предметам написаны только им одним. Конечно же, над составлением УМК (Учебно-Методического Комплекта) трудился целый коллектив! Поэтому фамилии на учебниках ваших детей, естественно, будут разные. Но, несмотря на «коллективное творчество», все учебники в рамках одной программы имеют единые цель, задачу, принципы и содержание.

Цель — т.е. тот результат, который должен получиться, те качества, которыми в итоге должны обладать выпускники, проучившиеся по той или иной программе.

Задачи — т.е. те шаги, при помощи которых достигается поставленная цель.

Принципы — т.е. особенности организации обучения, подачи материала, выбора методов, которые и отличают одну программу от другой.

Содержание — по сути, тот самый учебный материал, который будет усваивать ребенок в процессе обучения. В этой части программы отличаются тем, что одни ограничиваются государственным стандартным минимумом, другие включают различные дополнительные знания, понятия, литературу, а так же порядком подачи учебного материала, который неразрывно связан с принципами.

Нет плохих или хороших программ. Все рассматриваемые в статье программы одобрены Министерством образования. И развивающая система ничем не лучше и не хуже традиционной. На самом деле, каждая система рассчитана на определенный склад ума или, иначе говоря, способ восприятия и умственной обработки информации. А эти процессы у каждого ребенка индивидуальны. Как обмен веществ или, скажем, цвет волос.

Система образования Л. В. Занкова

В 1995-1996 гг. система Л.В. Занкова признана как параллельная государственной системе начального обучения.

Цель: общее развитие учащихся, которое понимается как развитие ума, воли, школьников и как надежная основа усвоение ими знаний, умений, и навыков.

Задачи: одна из важнейших задач — воспитание у младшего школьника отношения к себе, как к ценности. Обучение должно быть ориентировано не столько на весь класс, как единое целое, сколько на каждого конкретного ученика. При этом ставится цель не «подтянуть» слабых учеников до уровня сильных, а раскрыть индивидуальность и оптимально развить каждого школьника, независимо от того, считается ли он в классе «сильным» или «слабым».

Принципы: самостоятельность учащегося, творческое постижение материала. Учитель не выдаёт школьникам истины, а заставляет до них «докапываться» самим. Схема обратная традиционной: сначала даются примеры, а учащиеся сами должны сделать теоретические выводы. Усвоенный материал также закрепляется практическими заданиями. Новые дидактические принципы этой системы — это быстрое освоение материала, высокий уровень трудности, ведущая роль теоретических знаний. Постижение понятий должно происходить в понимании системных взаимосвязей. Ведется систематическая работа над общим развитием всех учащихся, в том числе и сильных, и слабых. Важным считается осознание школьниками своего процесса учения.

Содержание: более богатое, обеспечивающее многообразие видов деятельности учащихся. Обогащено содержание обычных, общепринятых в школе предметов: русского языка и чтения, математики и трудового обучения. Большое значение имеет самостоятельная деятельность учащегося по получению знаний.

Особенности, которые позволят ребенку успешно учиться по данной программе: готовность работать в высоком темпе, способность к рефлексии, самостоятельному поиску и усвоению информации, готовность проявить творческий подход при решении поставленной задачи.

Более подробную информацию можно прочитать здесь:

http://www.zankov.ru/article.asp?edition=5&heading=26&article=26 — четко и полно описана система, лучше и не скажешь

http://www.zankov.ru/

http://schools.keldysh.ru/UVK1690/zankov.htm


Система образования Эльконина-Давыдова

Если Занков учит на большой скорости, то Давыдов следует поговорке «тише едешь — дальше будешь».

Образовательная система Эльконина-Давыдова имеет уже более чем 40-летнию историю существования: сначала в виде разработок и экспериментов, а в 1996 году  Решением Коллегии Министерства образования РФ образовательная система Эльконина-Давыдова была признана одной из трех государственных систем, наравне с традиционной системой  и системой развивающего обучения Л.В. Занкова.

Цель: формирование системы научных понятий, учебной самостоятельности и инициативности. Развитие в ребёнке умения необычно и глубоко мыслить

Задачи:

  • сформировать у  выпускников начальной школы способности к рефлексии, которая в младшем школьном возрасте обнаруживает себя через:

— знание о своем незнании, умение отличать известное от неизвестного;

— умение в определенной ситуации указать, каких знаний и умений не хватает для успешного действования;

— умение рассматривать и оценивать собственные мысли и действия «со стороны», не считая свою точку зрения единственно возможной;

— умение критично, но не категорично оценивать мысли и действия других людей, обращаясь к их основаниям.

  • развить способности к содержательному анализу и содержательному планированию.
  • развить творческий  потенциал, воображение учащегося.

Принцип: научить детей получать знания, искать их самостоятельно, а не заучивать школьные истины.

Предметом усвоения являются  общие способы  действия — способы решения класса задач. С них начинается освоение учебного предмета. В дальнейшем общий способ действия конкретизируется применительно к частным случаям. Программа  устроена так, что в каждом последующем разделе конкретизируется и развивается уже освоенный способ действия.

Освоение общего способа начинается с предметно-практического действия.

Ученическая работа строится как поиск и проба средств решения задачи. Поэтому суждение ученика, отличающееся от общепринятого, рассматривается не как ошибка, а как проба  мысли.

Содержание: разработаны учебники по всем предметам, изучаемым в начальной, средней и старшей школе.

Особенности, которые позволят ребенку успешно учиться по данной программе: те же, которые были описаны для программы Занкова. Исключение: работать в быстром темпе вряд ли придется. Скорее пригодится основательность, внимание к мелочам, способность обобщать.

 

Школа 2100 (Школа 2000, программа Л. Г. Петерсон)

Программа направлена, прежде всего, на развитие и совершенствование традиционного содержания образования.

Цель: обеспечить естественную и эффективную интеграцию ребенка в общество.

Задачи:

  • сформировать готовность к производительному труду
  • сформировать готовность к дальнейшему обучению и — более широко — вообще к непрерывному образованию.
  • вырастить естественно-научное и общегуманитарное мировоззрение.
  • обеспечить определенный уровень общекультурного развития. Примером может служить формирование (выращивание) у школьника умений адекватного художественного восприятия хотя бы литературы
  • сформировать определенные личностные свойства, обеспечивающие его успешную социально-психологическую адаптацию в обществе, успешную социальную активность и успешное социально-личностное развитие
  • предоставить максимальные возможности для формирования у ученика установки на творческую деятельность и умений творческой деятельности
  • сформировать знания, установки и базисные умения педагогической деятельности.

Принципы:

Принцип адаптивности. Школа стремится, с одной стороны, максимально адаптироваться к учащимся с их индивидуальными особенностями, с другой — по возможности гибко реагировать на социокультурные изменения среды.

Принцип развития. Основная задача школы — это развитие школьника, и в первую очередь — целостное развитие его личности и готовность личности к дальнейшему развитию.

Принцип психологической комфортности. Сюда относится, во-первых, снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса. Во-вторых, данный принцип предполагает создание в учебном процессе раскованной, стимулирующей творческую активность школьника, атмосферы.

Принцип образа мира. Представление школьника о предметном и социальном мире должно быть единым и целостным. В результате учения у него должна сложиться своего рода схема мироустройства, мироздания, в которой конкретные, предметные знания занимают свое определенное место.

Принцип целостности содержания образования. Иными словами, все «предметы» взаимосвязаны между собой.

Принцип систематичности. Образование должно быть систематично, соответствовать закономерностям личностного и интеллектуального развития ребенка и подростка и входить в общую систему непрерывного образования.

Принцип смыслового отношения к миру. Образ мира для ребенка — это не абстрактное, холодное знание о нем. Это не знания для меня: это мои знания. Это не мир вокруг меня: это мир, частью которого я являюсь и который так или иначе переживаю и осмысляю для себя.

Принцип ориентировочной функции знаний. Задача общего образования — помочь формированию у ученика ориентировочной основы, которую он может и должен использовать в различных видах своей познавательной и продуктивной деятельности.

Содержание: программы и учебники по всем предметам с 1 по 11 класс, а так же для детского сада.

Особенности, которые позволят ребенку успешно учиться по данной программе: так как программа, по задумке авторов, перекликается с системой Эльконина-Давыдова, пригодятся все те качества, которые были описаны выше. Но так как это все же традиционная программа, рассчитанная на «среднего ученика», практически любой ребенок сможет по ней успешно учиться.

Более подробную информацию можно прочитать здесь: http://www.school2100.ru/

 

Сейчас в этой программе математика Тонких и Демидовой, а Л. В. Петерсон – в «Перспективной начальной школе», но многие школы используют именно учебник Л. В. Петерсон.

«Школа России» (Плешаков)

Это тот комплект для начальной школы, по которому мы все учились, с некоторыми изменениями.

Цель: Воспитание школьников как граждан России. Школа России должна стать школой духовно-нравственного развития.

Задачи: Главное назначение начальной школы, по мнению авторов — воспитательное. Отсюда и задачи:

  • развитие у ребенка человеческих качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности: доброты, терпимости, ответственности, способности сопереживать, готовности помогать другому
  • обучение ребенка осознанному чтению, письму и счету, правильной речи, привить определенные трудовые и здоровьесберегающие навыки, обучить основам безопасной жизнедеятельности
  • формирование естественной мотивации учения

Принципы: фундаментальность, надежность, стабильность, открытость новому. Проблемно-поисковый подход. Он предусматривает создание проблемных ситуаций, выдвижение предположений, поиск доказательств, формулирование выводов, сопоставление результатов с эталоном.

Содержание: учебники для 1-4 классов, выпускаемые издательством «Просвещение». Комплект охватывает все образовательные области.

Особенности, которые позволят ребенку успешно учиться по данной программе: никаких особых качеств от ребенка не требуется. Конечно, чем больше способностей развито у ребенка, тем лучше. Например пригодится способность к самооценке, готовность работать в проблемных ситуациях. Но по данной программе хорошо учатся даже самые неподготовленные к школе детки.

Более подробная информация:

К сожалению, своего сайта у авторов данной программы нет. Поэтому заходим в Яндекс, задаем в поиске «Школа России» и смотрим все, что найдется — от обоснования проекта этой учебной программы до примеров уроков.

«Гармония» под редакцией Н.Б. Истоминой

Эта система соотносится с основными идеями развивающего обучения и в частности с системой Занкова, в которой Наталья Борисовна Истомина сама очень долго работала.

Цель: многостороннее развитие ребенка, комфортное обучение, подготавливает мыслительный аппарат ребенка к дальнейшему обучению. Преодоление различий между традиционной и развивающей схемой обучения.

Задачи: обеспечить понимание ребенком изучаемых вопросов, создать условия для гармоничных отношений учителя с учеником и детей друг с другом, создать для каждого ученика ситуации успеха в познавательной деятельности.

Принципы:

— организация учебной деятельности учащихся, связанная с постановкой учебной задачи, с ее решением, самоконтролем и самооценкой;

— организации продуктивного общения, которое является необходимым условием формирования учебной деятельности;

— формирование понятий, обеспечивающих на доступном для младшего школьного возраста уровне осознание причинно-следственных связей, закономерностей и зависимостей.

Содержание: учебники по всем учебным предметам с 1 по 4 класс. Многие родители и педагоги отмечают очень хорошую подачу курса русского языка и литературы.

Особенности, которые позволят ребенку успешно учиться по данной программе: требования к особенностям мыслительного процесса  ребенка вытекают из заявленной автором связи с системой Занкова. Но как всякая традиционная система, данная программа смягчает требования, предъявляемые к ученику программой Занкова.

Более подробную информацию можно прочитать здесь:

http://nsc.1september.ru/articlef.php?ID=200300905 – очень хорошо, с примерами, изложена информация о программе.

http://www.krsk-obr.ru/info/roditel/12

 

«Начальная школа 21 века» (Виноградовой)

Цель: организация учебной деятельности младших школьников таким образом, чтобы обеспечить комфортные условия для развития ребенка в процессе усвоения знаний, умений и навыков.

Задачи:

  • формирование основных компонентов учебной деятельности (если обсуждать позицию школьника, то это ответ на вопросы «зачем я учусь», «что я должен делать, чтобы решить эту учебную задачу», «каким способом я выполняю учебную задачу и как я это делаю», «каковы мои успехи и что у меня не получается»).
  • организация учебного процесса таким образом, чтобы обеспечить ситуацию успеха для каждого ученика и возможность обучаться в индивидуальном темпе.

Принципы: начальная школа должна быть природосообразной, то есть соответствовать потребностям детей этого возраста (в познании, общении, разнообразной продуктивной деятельности), учитывать типологические и индивидуальные особенности их познавательной деятельности и уровень социализации. Школьник — не просто «зритель», «слушатель», а «исследователь».

Содержание: в соответствии с главным принципом (природосообразности) особое внимание авторы уделили реализации функции «мягкой» адаптации детей к новой деятельности. Разработана система использования ролевой игры в обучении, которая дает возможность развивать различные грани ролевого поведения, а значит воображение и творчество ученика. Во всех учебниках предусмотрено дополнительное учебное содержание, дав возможность каждому работать в соответствии со своими возможностями (например, введение в учебник с самого начала обучения интересных текстов на материале полного алфавита для хорошо читающих детей).

Особенности, которые позволят ребенку успешно учиться по данной программе: исходя из принципов, можно предположить, что по данной программе будет комфортно обучаться детям, которым требуется мягкая адаптация ко всему новому для них, будь то коллектив или вид деятельности. Во всех курсах предусмотрен длительный подготовительный период.

 

Итак, выбор за нами. Надеюсь, нам с вами удалось хотя бы приблизительно разобраться «что за зверь такой» — ПРОГРАММА. И теперь мы сможем осознанно подходить к выбору школы, класса, учителя. Примерно представляем себе, какие вопросы задать, чтобы оценить, сможет ли данный учитель в данной школе в полной мере реализовать принципы выбранной программы… Сможем правильно подготовить ребенка к началу школьных занятий, по возможности учитывая склонности и характер наших маленьких, но личностей.

Агурина Т.В.,

учитель начальных классов гимназии №4

 

www.mama32.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *