Какие сложности возникают при наборе IT-специалистов? | Блог

Какие сложности возникают при наборе IT-специалистов?
В настоящее время компьютеризация затрагивает все сферы бизнеса и производства, и специалисты в области информационных технологий крайне востребованы. На рынке имеется определенный дефицит высококвалифицированных IT-профессионалов, и уже поэтому поиск подходящего «айтишника» часто превращается в серьезную проблему. Также имеются и другие трудности, связанные с подбором персонала из сферы ИТ, что превращает прием сотрудников для кадровиков едва ли не в сверхзадачу.
Наиболее проблемные точки при наборе
-
дефицит достаточно квалифицированных кадров для решения конкретных задач;
-
отсутствие четких критериев оценки компетенции «айтишников»;
-
отсутствие у кадровиков реального представления о предлагаемой работе в сфере IT на данном предприятии, конфигурации информационных сетей и используемых технологий;
-
проблемы в общении, связанные с профессиональными особенностями программистов.
Дефицит квалифицированных кадров
Как уже говорилось, на рынке ощущается серьезная нехватка профессионалов в области информационных технологий. Это связано с тем, что отрасль развивается столь высокими темпами, что вузы просто не успевают готовить специалистов. Тем более, что постоянно появляются новые технологии, меняются принципиальные подходы к решению различных задач, формируются новые специализации. Многие IT-специалисты активно занимаются самообразованием, повышая свой профессиональный уровень. В сущности, сейчас востребованы даже программисты-самоучки, которые часто весьма успешно справляются с работой тех же системных администраторов.
Наиболее дефицитной категорией являются специалисты, способные выполнять масштабные задачи. Найти талантливого программиста, IT-директора или куратора крупного IT-проекта, бывает крайне непросто, и зачастую за таких «спецов» ведется настоящая борьба. Недаром на рынке ИТ-индустрии весьма распространены методы прямого поиска, предполагающего переманивание специалистов из других компаний.
Исходя из вышесказанного, очевидно, что процесс поиска хорошего IT-профессионала является проблемой, которая не решается стандартными методами (объявления в СМИ и прочее). Наиболее эффективным подходом для поиска «айтишников» можно назвать посещение тематических форумов, фриланс-ресурсов и интернет-порталов о работе. Но это ставит уже новую проблему – оценку уровня компетенции ИТ-специалиста, ведь кадровику придется прочитать множество профессиональных аккаунтов и резюме.
Оценка профессионального уровня IT-специалиста
Оценка компетенции «айтишника» – крайне сложная задача не только обычных сотрудников кадровых отделов, но и для профессионалов-кадровиков из HR-агентств. И дело не только в том, что четких обобщенных критериев для оценки профессионализма ИТ-работников пока просто не существует. Деятельность IT-специалиста сама по себе сложна для понимания людей, непосредственно с ней не связанных.
Справиться со столь неординарной задачей, как оценка компетенции сотрудника IT-отдела, помогает продуманный подход. Для оценки используется профессиональное тестирование с решением типовых задач. Также очень важно заранее выяснить у IT-специалистов предприятия, знанием каких именно технологий и информационных систем должен обладать кандидат. Список может быть довольно обширным (Java2EE, JSP, JSF, MySQL, Oracle и т.д.). Также будет весьма полезным, если «айтишники» предприятия найдут время и подготовят несколько собственных тестов для кандидатов. Что же касается профессионального образования – это огромный плюс, но еще большее значение имеет наличие опыта работы с такими же системами (либо аналогичными), которые функционируют на предприятии.
Грамотность кадровиков в IT-сфере
Будущему сотруднику необходимо сориентироваться и решить, по плечу ли ему поставленные задачи, каких усилий они потребуют, и устроит ли его оплата за этот труд. Чтобы правильно информировать кандидата, кадровику необходимо иметь хотя бы самое общее представление о предлагаемой работе. Проблема заключается в том, что подчас не только кадровики, но даже и сами работодатели не вполне понимают, какой именно специалист им нужен. Например, если на предприятии еще только создается (или реорганизуется) IT-инфраструктура, и пока нет четко поставленных задач и путей их решения.
Чтобы кандидат мог трезво оценить свои возможности, ему необходимо знать размеры компании, число серверов и рабочих станций, используемые системы, тип оборудования, виды специализированного ПО и прочее. И если кадровик заблаговременно не позаботится о получении такой информации, ему будет очень сложно общаться с потенциальным сотрудником. Диалог на уровне «чтобы все компьютеры работали» IT-профессионалами не приветствуется. Разумеется, речь не идет о том, чтобы работник кадрового отдела хорошо разбирался в IT-технологиях, хотя это было бы неплохо. Но описать кандидату примерную ИТ-инфраструктуру фирмы, пусть и в виде списка на бумажке, просто необходимо.
Понять программиста…
Иногда само общение с «айтишниками» на собеседовании становится проблемой, поскольку может несколько выбивать из колеи. Представители IT-индустрии часто обладают особым менталитетом, где чрезвычайно высоко ценятся личная независимость и масштаб решаемых задач. В каком-то смысле «айтишники» – это даже субкультура, представители которой в изобилии используют сленговые словечки, всегда имеют собственный взгляд на вещи, свою систему ценностей.
Не стоит удивляться, например, если IT-специалист самым активным образом интересуется тем, насколько его график будет свободным, а работа – интересной, но при этом вопросу заработной платы придает второстепенное значение. Совершенно нормально стоит отнестись к тому, что «айтишник» запросто придет на собеседование в стареньком свитере и тертых джинсах: это не тот случай, когда стоит оценивать «по одежке». Разумеется, сказанное – лишь частные примеры для иллюстрации, не являющиеся общим правилом.
А вот чего не стоит делать, так это разговаривать с IT-профессионалами свысока, с позиции «мы подумаем, и, может быть, перезвоним», как это часто бывает на собеседовании при приеме на работу. Также кадровику следует набраться терпения, спокойно прояснять у собеседника сленговые слова и непонятные выражения. Задача кадрового сотрудника – не учить программиста правилам общения и хорошего тона, а адекватно оценить уровень его соответствия как IT-специалиста задачам, которые поставил работодатель.
Резюме. Пути улучшения ситуации
Очевидно, что набор профессионалов в области информационных технологий обладает определенной спецификой, и это может вызывать немало трудностей. Как избежать различного рода проблемных ситуаций, связанных с поиском и оценкой компетенции IT-специалистов? Хорошим вариантом является аутсорсинг персонала, лизинг сотрудников или услуги аутстаффинга, благодаря которым можно переложить сложности набора сотрудников на плечи профессионалов. Крупные компании, постоянно нуждающиеся в специалистах для обслуживания IT-инфраструктуры (например, банки), иногда идут по другому пути. Они нанимают специальных рекрутеров (желательно из среды бывших «айтишников»), которые занимаются только кадровыми вопросами для IT-сферы предприятия.
rightstaff.ru
Управление компетенциями ИТ-специалистов: концептуальные подходы
Отсутствие на сегодняшний день простых в применении руководителями предприятий и менеджерами по управлению персоналом классификатора ИТ-должностей и моделей компетенций ИТ-специалистов весьма серьезно затрудняет процесс управления ИТ-персоналом, повышает издержки, связанные с поиском и мотивацией данной категории работников. Особенно остро проблема стоит перед предприятиями других отраслей экономики. Следует отметить, что трудности возникают не только при подборе ИТ-персонала, но и при его оценке. Следовательно, существует необходимость установить «стандартный фильтр», позволяющий грамотно определять, кто из кандидатов профпригоден, а кто – нет. Именно такой инструмент, на наш взгляд, необходим работодателям.
Автором статьи проведен всесторонний анализ более двух тысяч требований работодателей, предъявляемых к кандидатам на вакантные должности ИТ-специалистов, размещенных на сайтах рекрутинговых агентств и в других средствах массовой информации. Для уточнения данных в июне 2011 г. в Москве был проведен экспертный опрос 53 руководителей и менеджеров по управлению персоналом предприятий как ИКТ-сектора, так и других отраслей экономики. Аудитория исследования состояла из сотрудников организаций ИКТ-отрасли (72,8%) и предприятий других отраслей экономики (27,2%), в том числе: промышленного производства (12,3%), торговли (8,8%), банковской сферы (3,4%), туризма (1,7%) и прочих предприятий (1,0%).
Наибольшие трудности при описании должностных обязанностей, формулировании профессиональных задач и квалификационных требований возникали у респондентов «не ИКТ-отраслей». Данный факт свидетельствует о недостаточной ИТ-компетентности руководителей предприятий, что, на наш взгляд, не отвечает условиям новой экономики информационного общества.
На основании полученной в ходе исследования информации, анализа профессиональных стандартов для ИТ-специалистов, разработанных АП КИТ, и «Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих» автором статьи разработан классификатор ИТ-должностей, наиболее востребованных современным российским рынком труда.
Классификация ИТ-должностей по профессиям основана на анализе содержания труда и специфики профессиональных задач востребованных ИТ-специалистов. Обзор профессий в сфере информационных технологий и анализ требований работодателей позволили сформулировать и/или уточнить формулировки определений сущностного содержания конкретных ИТ-профессий.
Моделирование профессиональной компетентности специалистов российского ИКТ-рынка актуально в связи с тем, что отсутствие простых в применении руководителями организаций и менеджерами по управлению персоналом классификатора ИТ-должностей и моделей компетенций ИТ-специалистов:
снижает эффективность управления ИТ-персоналом, затрудняя регламентацию профессиональной деятельности сотрудников на рабочем месте, оценку результатов их труда, а также управление профессиональным развитием;
повышает издержки, связанные с поиском и привлечением ИТ- специалистов, вследствие невозможности адекватной оценки соответствия профессионально-личностных качеств кандидатов требованиям вакантной должности;
не позволяет выстроить эффективную систему мотивации данной категории работников, основанную на критериях результативности трудовой деятельности.
Моделирование в организации профессиональной компетентности ИТ-специалистов базируется на анализе содержания функциональных задач ИТ-инфраструктуры. Кадровый потенциал последней включает как техническую, так и управленческую квалификацию. Специфика ИКТ- отрасли, кроме всего прочего, заключается еще и в высокой скорости развития ИТ-технологий, поэтому навыки управления изменениями занимают ключевое место в квалификации ИТ-профессионалов. Управление развитием инфраструктуры, ее финансированием и управление изменениями представляют важнейшие задачи, которые сегодня предстоит решать ИТ-специалистам. Таким образом, основные навыки создателей и хранителей технологической инфраструктуры имеют не только технический, но и межличностный и управленческий характер.
На основании результатов анализа содержания труда отдельных категорий ИТ-специалистов автором разработаны карты компетенций обозначенных ИТ-специалистов по 9 ключевым ИТ-профессиям, наиболее востребованным современным российским рынком труда.
Компетенции ИТ-специалиста – это сложное системное образование, не делимое на части. Все компетенции соподчинены и динамично организованы. Поэтому структурное построение карт компетенций основано на форматно-кластерном варианте модели компетенций ИТ-специалиста (см. рисунок).
Знания Умения личностные
Кластеры Компетенции
□□Eh Профессиональные
□ □Eh
| 1 | | 2 || n <—
□ □Eh Управленческие
□ □Eh
| 1 | | 2 || n «
□□Eh Корпоративные
□□Eh
| 1 | | 2 || n « —
1,2,…, n – конкретные
Техникотехнологическая подсистема
Социальная
подсистема
Организационно
структурная
подсистема
Форматно-кластерная модель компетенций ИТ-специалиста
Форматы в модели компетенции – границы (рамки), в которых рассматриваются требования к специалисту (знания, умения, деловые и личностные качества). Кластер – единица выделения однотипных объектов в определенном формате (технологические, управленческие и корпоративные составляющие в формате «знания» или в формате «умения»). Форматы в пересечении с кластерами дают содержание программы обучения специалиста и методы ее реализации.
При построении моделей компетенций ИТ-специалистов нами учитывалась специфика содержания труда данной категории работников. Можно выделить три основные группы профессионального инструментария ИТ-специалистов:
знание конкретных продуктов и технологий;
знания в области управления технологиями;
навыки в области управления бизнесом.
Для исчерпывающей оценки профессионального инструментария ИТ-специалистов при построении форматно-кластерной модели компетенций нами были использованы 25 различных компетенций, связанных с информационными технологиями и разделенных на три категории:
технические компетенции: понимание существующих систем и технологий; проектирование и разработка прикладных систем; применение процедур, средств и методов; интеграция систем; проектирование технической архитектуры; понимание новых технологий;
бизнес-компетенции: понимание практики и подходов в области организации бизнеса; понимание организационных структур бизнеса, вопросов корпоративной политики и культуры; предпринимательское поведение; понимание и умение анализировать конкурентные ситуации; управление проектами; управление изменениями в области бизнеса, связанными с использованием прикладных ИТ-систем; планирование, при- оритизация и администрирование работ; информирование, умение общаться и собирать информацию; фокус на клиентах;
поведенческие компетенции: лидерские качества, умение вести за собой и внушать доверие; креативное и инновационное мышление; фокус на результатах; стратегическое мышление; умение давать наставления, делегировать полномочия и развивать персонал; построение отношений в коллективе и командная работа; влияние и убеждение; умение вести переговоры; разрешение конфликтов и проблем; умение адаптироваться.
Необходимость разработки карт компетенций ИТ-специалистов обусловлена также тем, что работодатели, зачастую формулируя четкие требования к профессиональным знаниям и умениям, не увязывают их с деловыми и личными характеристиками работников, описание которых либо вообще отсутствуют, либо никак не связаны с должностными обязанности, либо противоречат последним. Другими словами, работодатели часто не имеют ясного понимания того, что должен представлять собою ИТ-специалист, способный стать эффективным сотрудником предприятия. Кроме того, кандидат, претендующий на вакантную должность ИТ- специалиста, может обладать знаниями, но не обладать характеристиками, необходимыми для успешной деятельности в данной роли. Указанное обстоятельство обусловливает необходимость разработки карт компетенций ИТ-специалистов, содержащих не только подробную характеристику требуемых знаний и умений, но также деловых и личных качеств, позволяющих работнику эффективно выполнять свои должностные функции.
Карты компетенций ИТ-специалистов необходимо использовать в контексте стратегии предприятия в области ИТ и тех требований, которые она предъявляет к знаниям и навыкам ИТ-персонала. Их использование следует рассматривать в качестве одного из принципов управления компетенциями ИТ-персонала организации.
Таким образом, в качестве основополагающих принципов управления компетенциями ИТ-персонала организации в ИКТ-сфере предлагаем использовать следующие положения:
построение системы управления компетенциями ИТ-персонала организаций различных секторов экономики основывается на классификации ИТ-профессий, наиболее востребованных современным рынком труда, характеризующей содержание конкретных видов труда ИТ-специалистов;
управление компетенциями ИТ-персонала организаций как подсистема системы управления человеческими ресурсами организации включает кадровые процессы, реализация которых базируется на использовании специфических моделей профессионального инструментария ИТ-специалистов – классификатора ИТ-должностей и карт компетенций ИТ-специалистов, востребованных российским рынком труда;
кадровая работа по поиску и привлечению, оценке и профессионально-личностному развитию ИТ-персонала реализуется с помощью определения соответствия специалиста требованиям к выполнению определенных должностных обязанностей, к знаниям, квалификации, а также к деловым и личностным качествам, указанным в классификаторе ИТ-должностей;
карты компетенций ИТ-специалистов организации формируются на основе форматно-кластерной модели компетенций, наиболее полно учитывающей требования современного состояния и тенденций развития российской ИКТ-индустрии.
К. А. Васильев Уральский государственный экономический университет г. Екатеринбург
Достойный труд – основа стабильного общества [Текст] : материалы IV Междунар. науч.-практ. конф. Часть 2 (Екатеринбург, 15-17 ноября 2012 г.) : [в 2 ч.]. / [отв. за вып. Э. В. Пешина, Н. З. Шаймарданов]. – Екатеринбург : Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2012. – Ч. 2. – 228 с.
Количество показов: 4498
arbir.ru
10 личностных качеств, которыми должен обладать IT-специалист – Новости
21 июня 2016, 12:00 4624Технические навыки принципиально важны для любого IT-специалиста. По сути, они и представляют собой ядро знаний, которые необходимы айтишнику, чтобы быть айтишником. Тем не менее, если человек хочет стать по-настоящему успешным в своей профессии, ему необходимы и другие качества. Речь идет о навыках, которые помогут специалисту успешно взаимодействовать с людьми. Вот 10 таких качеств, которые необходимы IT-специалисту.
Умение общаться
IT-специалист вынужден отправлять огромное количество электронных писем, согласовывать проекты и техзадания. Потому даже самый талантливый программист должен быть банально грамотным. Устное общение также важно. Очень ценное умение для айтишника – способность объяснить сложные вещи простым языком тем, кто не разбирается в них.
Умение слушать
IT-специалист должен не только рассказывать о своих идеях и мыслях, но и выслушивать идеи и мысли других. Внимательно слушая, чего хочет ваш клиент или начальник, вы сможете понять, как реализовать эту задачу. И не стесняйтесь задавать уточняющие вопросы.
Командная работа
Очень часто IT-проекты реализуются командой профессионалов, а не одним человеком. Потому айтишнику очень важно научиться работать в команде. Как уже говорилось выше, он должен уметь высказывать свои мысли и идеи коллегам, а также уметь выслушивать и принимать чужую точку зрения.
Лидерство
Даже если формально вы не менеджер, в работе вы, наверняка, столкнетесь с ситуациями, когда от вас потребуется некоторое время управлять проектом. Навык руководства требует сильных коммуникационных способностей, умения делегировать полномочия и понимания конечной цели.
Наставничество
IT-специалисты часто обнаруживают себя в роли учителей, инструктирующих новых сотрудников или клиентов. Работодатель всегда будет ценить сотрудника, который способен терпеливо и результативно обучать других.
Гибкость
IT-специалисты порой сталкиваются с неожиданными трудностями или непредвиденными изменениями. Это может быть какая-нибудь совершенно новая проблема или смена задачи со стороны заказчика в последнюю минуту. Айтишник должен быть гибким, чтобы быстро справляться с такими изменениями и искать творческие способы разрешения необычных проблем.
Креативность
IT-специалисты постоянно работают «на будущее», предсказывая и разрабатывая решения для потенциальных технических проблем и потребностей. Такое превентивное мышление требует развитого воображения и креативности. Работодатели ищут людей, способных подходить к работе творчески.
Умение вести переговоры
Независимо от конкретной спецификации, умение вести переговоры будет полезным для каждого, кто занят в IT-секторе. Оно может послужить в самых разных ситуациях, от найма людей в проект до поиска инвесторов или продажи стартапа. Также способность приходить к взаимовыгодным соглашениям – навык, который очень приходится для построения карьеры.
Умение делать презентации
Независимо от того, идет ли речь о демонстрации один на один, либо о выступлении перед большой аудиторией, умение презентовать свою работу – очень полезный навык для айтишника.
Целеустремленность
Многие IT-проекты умирают из-за недостатка финансирования, проблем с клиентами, плохой командной работы. Чтобы проект жил, люди, которые в нем работают, должны быть сфокусированы на конечном результате и понимать, чего же они намерены достичь в итоге. Работодатель всегда будет ценить заинтересованного и целеустремленного айтишника, который не покидает проект в случае возникновения временных проблем, а остается с ним от начала до победы.
igate.com.ua
Самые перспективные IT-компетенции. Взгляд ООО “Стрим”
Кто в IT обгоняет конкурентов? Тот, кто, развивая персонал, выходит за рамки информационных технологий. Что сегодня в тренде, какие компетенции будут самыми востребованными завтра, порталу HR-tv.ru рассказала Наталья Новикова, заместитель генерального директора по административным и кадровым вопросам ООО “Стрим”.
IT – не приговор и не болезнь. Хотя выражение “Да он же айтишник…” с интонацией “Что, мол, от него хотеть?!” прочно вросло в офисную жизнь. И порой употребляют его небезосновательно.
Что сегодня важнее важного
Хочется остановиться не на технических компетенциях – знании языков программирования, специализированного программного обеспечения и т.д., а на коммуникационных навыках. Как IT -специалист умеет слушать, как общается, как формулирует проблему – это, на мой взгляд, выходит сегодня на первый план.
Насколько быстро и адекватно IT специалист воспринимает задачу, поставленную бизнес-блоком, влияет на конечное качество продукта. Техническое задание может быть неполным, его всегда можно доработать и домыслить. В нашей компании интеграция технического департамента во все процессы компании и ее рост – одна из ключевых основ нашего конкурентного преимущества.
Читайте также: Компетенции будущего: что развивать и с чем прощаться
Долой рамки
Важная компетенция IT профессионала – быть шире рамок IT. Нельзя замыкаться в узком коридоре своей основной компетенции, будь ты технический архитектор или разработчик, или сотрудник группы мониторинга. Умение взаимодействовать с другими коллегами, подразделениями, сегодня, когда все больше процессов автоматизируются, а мы предвидим приход роботов, которые заменят еще четверть специалистов, бесценно. Ведь потребуется кто-то, кто сможет переводить людям то, что хотят роботы. И IT-профессионал очень может пригодиться в таком случае.
Насчет ужина…
Нельзя не сказать об умении работать в команде и брать на себя ответственность за результат. Как говорят коллеги-разработчики в Пермском офисе “Стрим”, “никто не уйдет домой ужинать, если у нас проблема или аврал”. Другой вопрос, что до аврала лучше не доводить, но в реальной жизни случается всякое.
Об ошибках
Откровенность и честность в работе, умение признаться в ошибке также важны для IT-специалистов, как и для других профессий. Еще хотелось бы отметить такое качество, как позитивное отношение к своей работе.
Стремление к новому, готовность к обучению – не просто слова сегодня. Это часть компетенций. Айтишники находятся на передовой развития технологий, и, в свою очередь, влияют на ту отрасль, где работают, владея новейшими разработками. Можно в приказном порядке отправлять на курсы повышения квалификации, но без внутренней установки на обучение сертификат об окончании курсов так и останется просто листом бумаги… И, напротив, сотрудники технического департамента могут привнести в бизнес сильные положительные результаты.
Чтобы в выигрыше был не один, а все
Возьмите целеустремленного человека, доброжелательную командную культуру и получите постоянно развивающуюся компанию, сотрудники которой учатся друг у друга. Это как спираль: вложения коллег в обучение друг друга делает радиус каждого следующего витка больше. Win-win, выигрывают все.
В нашей компании технический департамент – это больше 80 человек. Разные: интроверты, с лидерскими качествами, командные игроки, азартные, спокойные… Но я не устаю повторять, что в нашей компании работают лучшие айтишники в отрасли, и горжусь коллегами.
При использовании материала гиперссылка на соответствующую страницу портала HR-tv.ru обязательна
Добавлено 02 ноября 2016
Задать вопрос авторуhr-tv.ru
Личные качества специалиста в сфере IT-технологий
← Вернуться в раздел «Все об IT-технологиях и телекоммуникации»
Сфера информационных технологий и телекоммуникаций отличается стремительным развитием, и для сохранения набранного темпа становятся всё необходимей специалисты, которые помогли бы ей в этом. В то же время, специалистам следует соответствовать определённым требованиям, без них они не смогут успешно справляться со своими профессиональными задачами. Так какие же личные качества помогают работникам в сфере IT и телекоммуникаций стать настоящими профессионалами?
Такие специалисты в первую очередь должны быть склонны к математике, информатике и работе с техникой, в том числе с компьютерами. Им необходимо иметь аналитический склад ума, хорошую память и способность работать с большим количеством информации. Также незаменимыми качествами для всех сотрудников в этой области, независимо от должности, являются ответственность, организованность, стрессоустойчивость, умение самостоятельно обучаться по специализированной литературе.
Стоит отметить, что облик IT-специалиста, работавшего, к примеру, десять лет назад, существенно отличается от современного. Теперь это не молчаливый, сосредоточенный человек, не отрывающийся от компьютера весь рабочий день, а коммуникабельный сотрудник, готовый к работе в команде и прямому диалогу с клиентами. Создавая продукт, работники IT-сферы и телекоммуникации ориентируются на его будущих потребителей, поэтому хорошо знают интересы и потребности своих потенциальных клиентов.
Важно не просто иметь все эти качества, но и грамотно себя преподносить, например, во время трудоустройства. Главная визитная карточка здесь – резюме, в нём стоит обязательно указать свои преимущества и способности. «LinkedIn» – социальная сеть для установления деловых связей – изучила резюме IT-специалистов и составила список наиболее часто употребляемых ими качеств:
- аналитический склад ума – 6,5% соискателей;
- умение работать в команде – 4,3% соискателей;
- трудолюбие – 2,5% соискателей;
- умение работать с большим объемом информации – 1,9% соискателей.
У обладателей таких качеств действительно много шансов найти работу по своей специальности, тем более что спрос на работников в сфере информационных технологий и телекоммуникаций заметно превышает предложение. Конечно, для того чтобы быть компетентными и востребованными им понадобится не только психологическая склонность к профессии. Им не обойтись без хорошего образования, профессиональных знаний и умений, постоянного совершенствования своих навыков. А знание английского языка, к тому же, поможет найти работу в уже известной или очень перспективной зарубежной компании.
Портал «SuperJob» собрал статистику о том, какие качества встречаются в сотрудниках сферы IT-технологий:
____________
Читайте также:
moeobrazovanie.ru
Модели компетенций для ИТ-специалистов
Я уже писала раньше, чем отличаются компетенции от компетентностей. Сегодня хочу ввести еще одно важное понятие, связанное с компетентностным подходом: модель компетенций.
Ч ТО ЭТО ТАКОЕ?
Компетенция — это наблюдаемое поведение, которое демонстрирует человек на рабочем месте, и которое определяет его успешность.
Модель компетенций — набор компетенций, ключевых для данной должности или категории сотрудников.
В зависимости от того, для каких сотрудников моделируются компетенции, можно условно выделить:
- корпоративные компетенции — ключевые для работы в конкретной компании;
- управленческие компетенции — ключевые для работы на управленческих позициях;
- специальные, или технические компетенции — ключевые для работы на конкретной специальности.
Разумеется, можно могут быть и комбинации этих вариантов. Например, можно разработать корпоративную модель управленческих компетенций. А мы для нашего проекта «Кандидат» уже разработали модели Junior-тестировщика и Junior-программиста — не корпоративную, а отраслевую, основанную на опыте специалистов из разных компаний.
Часто компетенции внутри модели делят на две подгруппы:
- пороговые — компетенции, критические для выполнения работы;
- дифференцирующие — компетенции, позволяющие выделить сотрудников с высоким потенциалом, будущих «звезд».
Во многих стандартах можно встретить определение компетенции как способность или готовность делать что-то. Нам такая формулировка кажется недостаточной. Человек не всегда демонстрирует то, на что он способен. Возьмите любую готовую палитру или модель компетенций, и попробуйте оценить, про вас ли описанные там компетенции? Убеждена, что вы сможете привести пример, когда вы действовали именно так, как там написано. Но это не значит, что вам такое поведение в принципе присуще.
Если же говорить о наблюдаемом поведении, то можно четко сказать: да, человек делает это так-то, либо нет, он так не делает. И можно оценить: то или иное действие проявляется часто при решении разного рода рабочих задач, либо один раз за все время наблюдения. Поэтому мы используем подход, при котором компетенция описывается через позитивные и негативные поведенческие индикаторы. Например, в разработанной нами модели компетенций Junior-программиста есть пороговая компетенция «Саморазвитие», которая описана такими индикаторами:
ПОЗИТИВНЫЕ ИНДИКАТОРЫ | НЕГАТИВНЫЕ ИНДИКАТОРЫ |
Правильно оценивает свой уровень подготовки | Ошибается в оценке своего уровня подготовки |
Запрашивает обратную связь о своей работе и использует ее для саморазвития | Не запрашивает обратную связь по своей работе |
Использует опыт и наработки других специалистов для саморазвития | Не использует опыт и наработки других специалистов для саморазвития |
Постоянно занимается саморазвитием: читает специальную литературу, посещает семинары, интересуется новыми инструментами и технологиями по своему и смежным направлениям работы | Не занимается саморазвитием, либо делает это спонтанно, непоследовательно |
C ЧЕМ ЕДЯТ?
В идеале, модель компетенций становится той основой, от которой выстраиваются все подсистемы управления персоналом:
- при подборе персонала — чтобы сравнивать поведение и опыт соискателей с эталоном, определить степень риска найма сотрудника;
- при адаптации — чтобы использовать сильные стороны сотрудника для более быстрой адаптации, и определить, в каком направлении развивать его в первую очередь;
- при обучении и развитии — чтобы определять, в чье обучение есть смысл инвестировать, а также использовать компетентностный подход;
- при оценке и аттестации — чтобы определять соответствие сотрудника требованиям бизнеса и корпоративной культуре.
Почему говорю «в идеале»? Потому что пока, к сожалению, видела не так много примеров компаний, где все эти подсистемы хорошо работают, или вообще существуют. Часто они формируются стихийно, управляются спонтанно. И ни встречала еще компаний, которые построение системы управления персоналом начинали с создания модели компетенций. Зато часто при реорганизации HR-системы компании именно с этого и начинают.
Ч ЕМ МОЖЕМ ПОМОЧЬ?
- Можем научить вас моделировать компетенции и помочь вам в их разработке (подробнее…)
- Можем разработать модель для вас (подробнее…)
- Можем внедрить в вашей компании разработанные нами модели Junior-тестировщика и Junior-разработчика (подробнее…).
it-career.by
Какие качество должны быть у IT-специалистов?
С ростом роли ИТ в бизнесе современных компаний меняются и требования к ИТ-специалистам. Сам этот термин сегодня обозначает самых разных профессионалов. Какие качества и навыки нужны им сегодня для успешной работы?
«Время интровертов в ИТ безвозвратно проходит»
Еще не так давно ИТ-специалисты считались в компаниях персоналом сугубо техническим, а собирательный образ «айтишника» олицетворял собой неформального вида системный администратор, круглосуточно сидящий за компьютером и желающий одного — как можно меньше общаться с коллегами. Нынешние ИТ-специалисты часто представляют собой полную противоположность этому стереотипу, они нацелены на работу в команде, профессиональный рост, и им все чаще нужны коммуникативные и управленческие навыки, традиционно считавшиеся прерогативой управленцев, специалистов по маркетингу, PR и HR.
«Время, когда ИТ-специалисты воспринимались как люди, находящиеся в башне из слоновой кости, с которыми надо общаться на никому не понятном языке, давно прошло, но осадок остался как у них, так и у другой стороны, — говорит Николай Новожилов, директор авторизованного центра обучения и сертификации ИТ-специалистов “Академия корпоративных систем”. — Руководителям подразделений, менеджерам проектов, постановщикам задач, специалистам help-desk эти качест-ва абсолютно необходимы, а следовательно, и совместимы с их узкопрофессиональной подготовкой».
Понятие «ИТ-специалист» сегодня намного шире, чем было еще несколько лет назад. В первую очередь управленческие и коммуникативные навыки нужны руководителям ИТ-подразделений, тем, кто, формально работая в сфере ИТ, является в большей степени менеджером и организатором. «Сегодня в стране остро ощущается дефицит высококвалифицированных менеджеров, обладающих практическими знаниями и навыками управления ИТ-подразделениями и информационными системами крупных организаций. Для управления такими структурами требуются глубокие знания, с одной стороны, в области ИТ, а с другой, в областях стратегического менеджмента, предпринимательских технологий и бюджетирования, управления проектами, персоналом, инвестициями и рисками, маркетинга и т. д.», — считает ректор «Академии информационных систем» Валерий Диденко. Тандем этих знаний значительно повышает стоимость и эффективность такого специалиста.
Причем на руководящую позицию ИТ-специалист может попасть очень быстро: вчерашнего программиста назначают главным разработчиком, системного администратора — руководителем ИТ-отдела. «Карьерный рост в области ИТ в нынешних условиях может происходить чересчур скоро, так что специалист к этому окажется не готов морально, да и знаний ему не хватит. Поэтому управленческим навыкам они обучаются сегодня не меньше, чем технологиям. Часто даже “про запас”. Прохождение курсов по управлению проектами или ITIL позволяет избежать очень многих проблем как на первых этапах, так и в дальнейшей работе», — рассказывает Дмитрий Гудзенко, директор Центра компьютерного обучения «Специалист» при МГТУ им. Н.Э.Баумана. «Менеджерские» навыки нужны и тем категориям ИТ-специалистов, которые принимают участие в комплексных высокотехнологичных проектах. В сложных проектах значительно возрастает роль коммуникаций в команде, эффективная коммуникация способствует повышению оперативности и качества взаимодействия между представителями заказчика, подрядчика и субподрядчиков различных уровней. «Проектный опыт показывает: если все коммуникации замыкаются на руководителе проекта, то зачастую важная информация либо не доводится до исполнителей, либо передается в искаженном виде, поэтому горизонтальные связи и коммуникативные навыки участников проектной команды на различных уровнях способствуют успешному выполнению целей и задач проекта», — уверен Тахир Бяширев, технический директор департамента системного управления CompuTel. Конечно, не все ИТ-сотрудники способны играть роль управленцев, но иметь в компании технических специалистов, которые могут организовать работу команды и взять на себя ответственность за результат, просто необходимо.
Помимо ситуации карьерного роста до руководителя проекта или ИТ-подразделения есть и другие случаи, когда ИТ-специалистам требуются коммуникативные и управленческие навыки. «Во-первых, подавляющее число ИТ-специалистов в начале своей карьеры проходит через “испытание пользователями”, иначе говоря, help-desk. Здесь без коммуникативности просто никак. Во-вторых, рост спроса на ИТ-консультантов и аналитиков подразумевает, что у них тоже нет проблем с общением, — поясняет Дмитрий Гудзенко. — Да и вообще ИТ-отделы растут, их сотрудники должны общаться с коллегами, руководством, эффективно работать с поставщиками, специалистами вендоров. Айтишник давно уже не одиночка». Сегодня ИТ-специалист много взаимодействует с коллегами и заказчиком — внешним или внутренним. Поэтому навыки эффективных коммуникаций повредить ему никак не могут. «Реалии таковы, что время интровертов в ИТ безвозвратно проходит, а коммуникативные и управленческие навыки становятся неотъемлемой частью профессионализма современного ИТ-специалиста», — резюмирует Тахир Бяширев.
Универсальные, но неорганизованные
Российские ИТ-специалисты обладают определенной спецификой по сравнению со своими западными коллегами. Хорошо известна западная «специализированность» ИТ-персонала, российские же более универсальны. По мнению Тахира Бяширева, причиной того, что соотечественники с одинаковым успехом работают в самых разных направлениях, является наша система высшего образования и схемы последующего профессионального обучения и развития.
«Менталитет российских ИТ-специалистов, конечно, хорошо известен, — говорит Дмитрий Гудзенко. — Он подразумевает умение по максимуму всё сделать самому, без обращения в службу технической поддержки, без специального обучения. У нашего специалиста изначально более широкий кругозор, даже если потом человек развивается только в одной области». Хотя западные тенденции уже добираются до России, по вакансиям, считает он, этого не скажешь: «Даже если работодателю нужен узкий специалист, в объявлениях о вакансиях сплошь и рядом требуют знания “и этого, и того”. В лучшем случае — готовность подменять коллег, в худшем — работать за троих…»
Однако менталитет отечественных ИТ-специалистов — это не сплошные плюсы в виде универсальности, но и ряд минусов. О них рассказывают наши эксперты. «На мой взгляд, у них, как правило, более глубокая фундаментальная подготовка, но имеет место недостаточное понимание профессиональной этики (что, однако, впрямую не означает ее несоблюдения) и слабость коммуникационных навыков. Но самое главное отличие состоит в нетехнологичности работы и неумении встроиться в программистский конвейер. Этот недостаток постепенно уходит, но пока еще заметен при взгляде на ситуацию в целом», — делится своими впечатлениями Николай Новожилов. «Отсутствие представления о “наработанных практиках” заставляет специалистов некоторые задачи решать “методом тыка” либо тратить на них слишком много времени. То же касается любых новых продуктов и технологий. Всё-то они изучают “на коленке”, часто рискуя техникой и системами компании», — рассказывает Дмитрий Гудзенко. Тахир Бяширев обращает внимание на более низкий по сравнению с западными коллегами уровень самоорганизации: «Одной из причин этого является неважная организация труда в российских компаниях». Однако, по его мнению, бурное развитие ИТ-отрасли и повышение конкуренции на рынке обязательно приведет к выравниванию уровней организации труда и, следовательно, к повышению самодисциплины, ответственности и самоорганизации отечественных ИТ-специалистов.
Знания или опыт?
Одна из проблем повышения квалификации ИТ-специалистов — встречающееся иногда отсутствие фундаментальных знаний, причем даже у тех, кто немалое время отработал, имеет опыт и получил сертификаты ведущих вендоров. Нужно ли восполнять эти пробелы или это излишество, если специалист и так нормально выполняет свои функции?
Преимущества фундаментальной образовательной подготовки в любой области, и ИТ здесь не исключение, очевидны. Высшее образование, полученное в техническом вузе, никогда не было лишним и никому не мешало. Выпускники престижных институтов «разбираются» ведущими ИТ-компаниями еще во время учебы. Именно хорошая базовая подготовка и является причиной «универсальности» российских ИТ-специалистов. «Многим сотрудникам в сфере ИТ независимо от специализации приходится в своей работе использовать знания из смежных областей. А качество работы специалистов на таких позициях, как системный архитектор, напрямую связано с тем, насколько сильна его база», — утверждает Тахир Бяширев.
Однако на рынке ИТ-кадров дефицит выпускников технических вузов не настолько заметен, как дефицит опытных специалистов. «Опросив работодателей, мы с удивлением выяснили, что 90% из них с удовольствием возьмут специалиста без “вышки”, но с реальным многолетним опытом и сертификатами. Причем последние нужны начальникам ИТ-отделов для “убеждения” кадровиков, т.е. для того, чтобы служба персонала закрыла глаза на отсутствие диплома», — говорит Дмитрий Гудзенко. Он убежден, что опыт — самое необходимое «повышение квалификации» сегодня. Не исключено, что генерация опыта в искусственных условиях станет основной тенденцией технического обучения в ближайшие годы. Высшее образование, по мнению Дмитрия Гудзенко, больше всего необходимо руководителям ИТ-отделов и проектов, CIO, консультантам по ERP-системам. В этих областях фундаментальные знания (как технические, так и экономические) — обязательный фактор успеха, именно здесь фундаментальность подготовки будет влиять на качество решения.
Сохранить инвестиции в ИТ-персонал
С одной стороны, возможность повышения квалификации становится существенным элементом системы мотивации ИТ-персонала, с другой — растет задача сохранения инвестиций в обучение. Работодатели, вкладывая средства в рост квалификации сотрудника, могут столкнуться с ситуацией, когда он «перерастает» компанию и начинает поиск альтернативных предложений. Порой чтобы удержать такого специалиста в компании, уже недостаточно обеспечить ему комфортные условия труда — организацию работы, продуманную систему премирования и социальный пакет. Что может в этих условиях сделать предприятие, чтобы не прогадать и предотвратить уход квалифицированного сотрудника, на обучение которого потрачены значительные средства?
Во-первых, очевидно, что инвестиции компании в обучение ИТ-специалистов должны соответствовать планам по развитию бизнеса. Другими словами, затратив средства на обучение специалиста, компания должна четко сознавать необходимость и обоснованность этих инвестиций. Во-вторых, по мнению Тахира Бяширева, необходимо отслеживать ситуацию на рынке труда и соответствующим образом реагировать на изменения конъюнктуры. Например, если до вас дошла информация, что специалисты определённой категории стали пользоваться спросом и их стоимость значительно возросла, значит, наступило время проанализировать адекватность условий, которые вы предлагаете своим специалистам. На годы удержать сотрудника в компании — вот интересная, в каком-то смысле даже сверхзадача, которую компания может поставить перед собой.
Одним из методов удержания обученного специалиста в компании считается договор о сроке его «отработки» после обучения, в течение которого он не будет увольняться. Однако поскольку «пожизненный» контракт сотрудник вряд ли подпишет, то если он намерен уйти, все равно сделает это по окончании контракта. «Лучше с учебным центром заключать “договор страхования” на обучение другого специалиста, если первый уволится в течение года, — советует Дмитрий Гудзенко. — Многие компании таким образом бесплатно обучили новичков, но при этом общая продолжительность работы одного ИТ-специалиста на предприятии увеличивается чуть ли не вдвое…»
Еще одним способом удержания может стать смена области деятельности — переквалификация специалиста. «Такое изменение амплуа сотрудника выгодно компании, которая при этом не теряет инвестиции в развитие персонала, — считает Тахир Бяширев. — Часто бывшие инженеры добиваются успеха на позициях руководителей проектов, пресейл-экспертов и менеджеров по продажам, где имеющаяся техническая база позволяет им глубоко вникать в проблемы заказчика. Получив возможность переквалификации в своей компании, сотрудник не только обретает второе дыхание, но и готовит себе замену гораздо дольше и тщательнее, чем при переходе к другому работодателю».
Однако такой оптимистичный взгляд на переквалификацию разделяют не все. Так, Николай Новожилов считает переквалификацию неэффективной стратегией, ведущей к потере времени, денег и качества работы. «Но другого пути пока просто нет, дефицит специалистов весьма существенный. Здесь перспектива за комплексными, длительными программами переквалификации», — говорит он.
Кем быть?
С точки зрения самих ИТ-специалистов переквалификация в некоторых случаях может оказаться единственным выходом из «профессионального тупика». «Как сегодня ИТ-специалист может получить максимальную компенсацию за свои знания и опыт? Есть три варианта: переход на управленческую работу, профессиональный рост в узкоспециализированной области и серьезный рост зарплаты, который можно попытаться получить, реализовав себя в “горячих” для ИТ-рынка специальностях (например, внедрение ERP-систем)», — говорит Дмитрий Гудзенко.
Переход ИТ-специалиста на управленческую работу — скорее классический карьерный рост, требующий от него в первую очередь «менеджерских» навыков, то есть всего, что касается управления проектами, построения служб технической поддержки — и так вплоть до получения должности CIO. Но у многих нет ни желания, ни личных качеств, чтобы идти по такому пути.
Второй вариант — ставка на узкую специализацию — тоже имеет свои подводные камни. «Например, из системного инженера с широким кругом обязанностей можно уйти в специалисты по хранилищам данных или документообороту. Но глубокая специализация тоже может иметь свой потолок, даже если сегодня он кажется недостижимой мечтой, — поясняет Дмитрий Гудзенко. — Вот ярчайший пример: несколько лет назад специалисты со статусом CCIE считались небожителями, а зарплаты в 2500—3000 у. е. казались фантастическими. Сегодня зарплаты выросли не сильно (по сравнению с другими специальностями), спрос и предложение сбалансировались, а расти этим специалистам в общем-то больше некуда». В результате для поддержания достойного уровня зарплаты ИТ-специалистам все равно приходится больше руководить, чем проектировать и поддерживать.
Что касается «конъюнктурного» третьего пути, то он все еще открыт. Сегодня «на коне» те, кто несколько лет назад рискнул уйти в область ERP и стал специалистом по продуктам SAP, Oracle, Microsoft и т. д. «На какой поезд ИТ-специалисту надо успеть заскочить сегодня? Пока трудно сказать: в любой области ИТ есть огромный спрос на профессионалов, — говорит Дмитрий Гудзенко. — Нужно специализироваться в том, к чему лежит душа. Рынок пока это позволяет».
Мотивация ИT-специалистов: некоторые аспекты | |
В сентябре санкт-петербургский клуб ИТ-директоров «SPb CIO Club» запустил интересный и уникальный для России образовательный проект — школу «Путь CIO». О подходах и особенностях этого проекта мы беседуем с его идейным вдохновителем и одним из ведущих преподавателей школы, президентом клуба «SPb CIO Club» Максимом Белоусовым. Максим, расскажите, что дает школа «Путь CIO» и в чем ее отличие от классических образовательных проектов в области ИТ-менеджмента. Максим Белоусов: Как преподаватель по первому образованию я четко понимаю, что есть знания, есть умения и есть навыки — по крайней мере так меня учили в педагогическом институте. Базовые знания в области ИТ-менеджмента должны даваться классической системой образования, например «Школой ИТ-менеджмента» при Академии народного хозяйства или «Академией АйТи». У них прекрасные преподаватели и наработки в области обучения. Мы совсем не отрицаем необходимости нормального, методологически грамотного пути приобретения знаний. Мы отдаем себе отчет, что весь объем материала, относящегося к этой области, бессмысленно пытаться покрыть тем количеством учебных часов, которое мы можем организовать. Поэтому с точки зрения знаний классическую систему обучения ничто заменить не может, и мы не хотим конкурировать с образовательными учреждениями. Школа «Путь CIO» не дает знаний, а учит применять их на практике. Именно поэтому мы позиционируем её как школу для достаточно «продвинутых» и практикующих ИТ-директоров, уже обладающих немалой частью этих знаний. Но самих по себе знаний еще недостаточно — вопрос в их применении. Умение — это именно способность применить свои знания: понять взаимоотношения внутри организации, расставлять приоритеты, работать с собственным персоналом, вести переговоры и т. д. В полном смысле слова сформировать умения в области ИТ-менеджмента у слушателей школы мы, конечно, не сможем — это полностью зависит от них самих. Но помочь развить эти умения можно. И прежде всего за счет демонстрации реального использования знаний, путём передачи опыта, который есть у меня и у других CIO. Передача умений происходит тогда, когда ученики общаются с CIO напрямую. Наконец, навыки передать никак нельзя — это результат ежедневной упорной работы самого ИТ-директора. Навык приобретается только через собственную практику. Но и здесь мы можем помочь, прежде всего через практические занятия в школе. Хотя, конечно, помощь, которую мы можем оказать, в общем-то незначительна. А почему вы назвали школу «Путь CIO»? В восточных практиках есть понятие «путь самосовершенствования», и мы хотим предложить ИТ-директорам нечто аналогичное. Мы приглашаем ведущих CIO в качестве учителей, чтобы они указывали дорогу, задавали вектор, направляли своих более молодых коллег по пути самосовершенствования. В этом смысле роль нашего преподавателя существенно отличается от классической роли школьного учителя, — он старается вырастить у учеников умения, а не знания, при этом предполагается, что навыки они большей частью приобретают самостоятельно. И мои взгляды на процесс работы в школе близки к восточным представлениям: как пути самосовершенствования нет конца, точно так же нельзя пройти школу и стать ее выпускником. В нашем учебном процессе нет экзаменов и аттестаций, как нет конца у самосовершенствования. У нас и форма обучения максимально гибкая: если ученик по каким-то причинам захочет прервать занятия на какое-то время — пожалуйста, пусть продолжит, когда будет готов. Мы понимаем, что нет в нашей профессии идеального решения и что каждый день нужно двигаться дальше по своему пути. Такая идея предполагает особые формы обучения… Сама идея школы пришла ко мне после прочтения книги Тадао Ямагучи «Путь торговли», где на примере коротеньких притч показан именно определенный путь. Я понимаю, что слово «школа» в названии наводит на мысль о классическом образовательном проекте, но по сути она им не является. Те формы обучения, что мы выбираем, близки именно к восточным практикам самосовершенствования, которые в западной культуре в основном реализовались в виде тренингов. Например, разбор пусть частного, но реального вопроса из практики наших учеников и преподавателей, небольших проблемных ситуаций, вокруг которых и на базе которых происходит демонстрация важнейших умений. Идея организовать что-то подобное у меня появилась давно, но оформилась после того, как я прочитал эту книгу, где принят именно такой способ работы с читате-лями. Да, сейчас на рынке есть небольшие тренинги и семинары, которые тоже решают задачу повышения умений. Но у нас есть два плюса. Первый — мы подходим к этому систематически, и именно на этом основана наша уверенность в том, что мы показываем именно путь, а не частные способы решения каких-то проблем. А второй — это стоимость обучения. Конечно же наша школа платная, но мы не собираемся зарабатывать на своих учениках. Оплата построена из расчета выхода «в ноль». В результате наши занятия в разы дешевле упомянутых тренингов. Кроме того, пока учениками школы могут стать только члены Санкт-Петербургского клуба ИТ-директоров. Но если и другие клубы будут заинтересованы в подобном проекте, мы с радостью поделимся опытом. Что для вас лично значит этот проект — школа «Путь CIO»? Для меня эта школа — возможность не только передать свой опыт коллегам, но и многому научиться у них. Вместе с учениками я тоже иду по пути самосовершенствования. Этот путь лежит через общение и обмен опытом, он развивает меня так же, как и других участников проекта. Идя по этому пути, я помогаю идти другим. Я много учился и сейчас не прекращаю изучать чужой опыт, так как считаю, что основа успеха любого руководителя заключается в постоянном совершенствовании. Уже на открытом занятии я ощутил прилив энергии и сил, которые позволят и мне как руководителю стать еще сильнее и эффективнее. |
Маринэ Восканян
Источник: iemag.ru
delovoymir.biz