Какое мышление наиболее интенсивно развивается в дошкольном возрасте – Виды мышления детей дошкольного возраста

Содержание

1.4 Развитие мышления в дошкольном возрасте

У
детей дошкольного возраста происходит
интенсивное развитие мышления. Ребёнок
приобретает ряд новых знаний об окружающей
действительности и вместе с тем научается
анализировать, синтезировать, сравнивать,
обобщать свои наблюдения, т.е. производить
простейшие умственные операции. Важнейшую
роль в умственном развитии ребёнка
играет воспитание и обучение.

Развитие
мышления ребёнка-дошкольника неразрывно
связано с развитием его речи, с обучением
его родному языку. В умственном воспитании
дошкольника всё большую роль играют,
наряду с наглядным показом, словесные
указания и объяснения родителей и
воспитателей, касающиеся не только
того, что ребёнок воспринимает в данный
момент, но и предметов и явлений, о
которых ребёнок впервые узнаёт при
помощи слова. Необходимо, однако, иметь
в виду, что словесные объяснения и
указания понимаются ребёнком (а не
усваиваются механически) лишь в том
случае, если они подкрепляются его
практическим опытом, если они находят
опору в непосредственном восприятии
тех предметов и явлений, о которых
говорит воспитатель, либо в представлениях
ранее воспринимавшихся, сходных предметах
и явлениях.

Мышление
приобретает у дошкольника характер
связного рассуждения, относительно
независимого от непосредственных
действий с предметами. Теперь перед
ребёнком можно поставить познавательные,
мыслительные задачи (объяснить какое
либо явление, отгадать загадку, решить
какую-либо головоломку). [
А.
В. Запорожец. «Психология», М.,
Учпедгиз, 1953 г.]

Основная
линия развития мышления — переход от
наглядно-действенного к наглядно-образному
и в конце периода — к словесному мышлению.
Основным видом мышления, тем не менее,
является наглядно-образное, что
соответствует репрезентативному
интеллекту (мышлению в представлениях)
в терминологии Жана Пиаже. Дошкольник
образно мыслит, он еще не приобрел
взрослой логики рассуждений. [Кулагина
И. Ю. Возрастная психология (Развитие
ребенка от рождения до 17 лет): Учебное
пособие. 3-е изд. — М.: Изд-во УРАО, 1997. —
176]

Ребенок
3-6 лет занимается разными видами
деятельности, которые обогащают его
знания о предме­тах и их свойствах.
Дошкольник все более самостоятельно
выби­рает и применяет различные
способы и приемы решения встав­ших
перед ним практических задач. Специальные
исследования мышления дошкольника
показали, что на этом возрастном этапе
происходит перестройка отношений
практического действия к ум­ственному.
Вместе с переходом процесса мышления
во «внутрен­ний план» (интериоризация)
происходит перестройка практиче­ского
действия. Предлагая детям 3—6 лет
составить из плоскост­ных фигурок на
фоне (сад, полянка, комната) картинку
(А. А. Люблинская, З. С. Решко), починить
испортившуюся игрушку (А. А. Люблинская,
З. А. Ганькова), выбрать орудие, чтобы
достать из вазы конфетку (И. М. Жукова),
или удержать на столике с наклонной
поверхностью шарик (А. А. Веигер),
исследователи получили данные, позволяющие
сделать некото­рые общие выводы.

Младшие
дошкольники (3-4 года) не
всегда используют действие, адекватное
поставленной задаче.
Дети сразу приступают к действенному
решению за­дачи, делая порой
беспорядочные, «шарящие» пробы. Не видя
существующих в действительности связей
(в частно­сти, пространственных) и
грубо нарушая их, трех-, четырехлетние
дети составляют порой совершенно
бессмысленные картины.

Таким
образом, конкретно данную задачу дети
этого возра­ста решают пробовательными
действиями, а получаемый резуль­тат
осмысливают лишь после завершения
действия.

У
детей среднего дошкольного
возраста осмы­сливание
задачи и способы ее решения совершаются
в самом процессе действия. Речь
пяти-, шестилетних детей обыч­но служит
опорой, или аккомпанементом, выполняемого
действия (Л. С. Выготский).

У
детей старшего дошкольного возраста (6—7
л.) снова изменяются отношения чувственного
восприятия, практического действия и
речи. Теперь, лишь взглянув на кар­тинки,
ребенок мысленно их комбинирует. Он
может, не прибегая к практическим
манипуляциям фигурками, решить в уме
предло­женную задачу. После решения,
найденного в уме, ребенок быстро
распо­лагает фигурки на определенном
фоне. Его рассказ после выпол­ненного
действия по существу повторяет то, что
он сказал в самом начале опыта. Действие
уже ничего не добавило к решению задачи.
[Люблинская
А. А. Детская психология. Учебное пособие
для сту­дентов педагогических ин-тов.
М.: Просвещение, 1971. – 415 с. С. 243]

Для
того чтобы ребёнок хорошо учился в
школе, необходимо, чтобы за время
дошкольного детства его мышление
достигло определённого уровня
развития.
Ребёнок
должен прийти из детского сада в школу
с интересами к приобретению новых
знаний,с запасом элементарных понятий
об окружающей действительности, с
простейшими навыками самостоятельной
умственной работы. [
А.
В. Запорожец. «Психология», М.,
Учпедгиз, 1953 г.]

Основу
развития мышления составляют формирование
и совершенствование мыслительных
действий. От того, какими мыслительными
действиями владеет ребенок, зависит,
какие знания он может усвоить и как он
их может использовать.
[
Мухина В.С. Возрастная психология:
феноменология развития, детство,
отрочество: Учебник для студ. Вузов.-7-е
издание, стереотип.-М.:Издательский
центр «Академия», 2003.-с.193.]

studfiles.net

Мышление дошкольника: виды, формирование, развитие🎓

Мышление ребенка, проходя через определенные этапы возрастных периодов, выдерживает серьезные изменения. Малыш развивается, растет. Вместе с антропометрическими данными ребенка меняются психические процессы: внимание, память восприятие, мышление. Дошкольник изучает мир, воздействует на окружающие предметы, растет словарный запас. Из несмышленого непоседы он превращается в ребенка, способного на серьезные умозаключения.

Развитие мышления дошкольника

Чтобы выяснить, каким образом ребенок воспринимает окружающий мир, нужно знать, как малыш на определенном этапе жизни осмысляет полученную информацию и систематизирует ее.

Понимание возрастных закономерностей развития мыслительных процессов сделает общение дошкольника и взрослого более приятным и продуктивным.

Как и в любой сфере развития личности, мышление ребенка проходит несколько этапов и претерпевает ряд изменений. Родителям нужно знать о видах мышления, которые соответствуют возрастным особенностям.

Грамотно подобранные игры, совместная деятельность оказывают положительное влияние на формирование мышления малыша и его интеллектуальных способностей.

Виды мышления

Наглядно — действенное

Такой вид мышления соответствует раннему периоду жизни ребенка (от 1,5 до 2 лет). Этот возрастной этап характеризуется изучением окружающего мира с помощью рук. Малыш разбирает, изучает, иногда ломает игрушки в процессе исследования. Так формируются представления о мире вокруг.

Если активные действия ребенка направлены на изучение окружающих его предметов, можно говорить о наглядно-действенном образе мышления.

Задача взрослых на этом этапе — не мешать стремлению малыша к исследованию, дать возможность ему самостоятельно изучать предметы находящиеся вокруг.

Нельзя забывать, что в процессе изучения ребенок способен сломать, повредить и даже пораниться сам. Родителям необходимо поощрять желание познавать новое, но при этом должны быть предприняты меры безопасности.

Наглядно — образное

Следующий этап начинается с 3-4 лет и продолжается до 7 лет. Это не значит, что предыдущий полностью исчезает. Помимо имеющихся навыков исследования окружающей действительности дошкольник мыслит, используя образы. В этот возрастной период проявляется активная способность к рисованию. в ход идут все подручные материалы: от камушков на улице до маминых губных помад на новых обоях.

Рисуя предмет, юный исследователь представляет образ, его существенные признаки, которые остались в памяти, старается передать характерные черты. На этом этапе важно воплощать в действительность появляющиеся в его сознании образы.

Творческое

Определяет способность к творчеству — созданию креативных, нестандартных решений. Самостоятельно развивать творческие способности дошкольник не в состоянии, поэтому во многом от желания родителей зависит появление в нём творческого начала.

В отличие от предыдущих видов — творческий вид не зависит от возрастных особенностей и интеллектуальных способностей ребенка.

Важным условием для появления творчества становятся свойственные любому ребенку такие формы психической деятельности, как фантазия и воображение. Нужно создать обстановку, в которой маленькому человечку комфортно будет развивать свои творческие порывы. Виды творчества разнообразны: изобразительное, музыкальное, декоративно — прикладное, хореографическое. литературное.

Взрослые должны помнить, что неспособных к творчеству детей — нет. Даже те дети, которые отстают в развитии от сверстников, способны находить необычные творческие решения задач при условии, что этому способствуют занятия с родителями и педагогами.

Пространственное

Этот вид является базой для дальнейшей учебной и, впоследствии, трудовой деятельности. Развивать пространственное мышление нужно для правильной ориентации в пространстве, появления в сознании образов, и умения использовать их при решении задач.

Юным исследователям необходимо помочь правильно воспринимать формы, размеры объектов, расположение их относительно друг друга, движение их в пространстве.

Логическое

Точно так же, как и пространственное мышление, является фундаментом для дальнейшего полноценного интеллектуального развития.

Если малыш не овладел логическим мышлением, он будет испытывать трудности в обучении. В результате пострадает не только здоровье непоседы, но и исчезнет живой интерес к познанию окружающего мира.

Инженерное

Данный вид мышления приобщает детей к науке, повышает интерес к работе ученых, исследователей, расширяет кругозор через экспериментальную деятельность, конструирование, создает предпосылки к техническому творчеству.

Современные дети большинство информации получают с экранов телевизоров, а не через «руки». Опыты и эксперименты учат нестандартно мыслить и находить ответ на сложные вопросы.

Средства развития мышления

Дошкольный период характеризуется тем, что ведущим видом деятельности является игра. Именно в дидактической игре непоседа проще усваивает новые знания, умения. С помощью игровых моментов легче привлекается и удерживается внимание, происходит изучение и запоминание нового материала. Процесс игры вызывает интерес, возбуждает активность, способствует развитию мышления.

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о