Когда вступает в силу профессиональный стандарт педагога – Об утверждении профессионального стандарта “Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)” (с изменениями на 5 августа 2016 года)

Содержание

Ввод профстандарта для учителей перенесли на 2019 год :: Политика :: РБК

Дата внедрения нового профессионального стандарта для учителей отложена до 1 сентября 2019 года, сообщила РБК сотрудник пресс-службы Минтруда Евгения Кокорева. «Приказ Минтруда [о переносе сроков] подписали 15 декабря 2016 года. Сейчас он на регистрации в Минюсте», — пояснила Кокорева.

Эту информацию РБК подтвердил представитель пресс-службы Минобрнауки. Он отметил, что инициаторами переноса выступили профсоюзы, которые опасались дополнительной нагрузки на педагогов, а также неготовности учителей соответствовать новым стандартам.

Ранее предполагалось, что новый профстандарт вступит в силу 1 января 2017 года.

Новый профессиональный стандарт разрабатывался по поручению президента Владимира Путина. Бывший тогда министром образования Дмитрий Ливанов заявил, что ведомство с помощью стандарта намерено избавить учителей от регламентаций по мелочам и тотального контроля. Разработка концепции началась в 2012 году рабочей группой при Минобрнауки под руководством члена-корреспондента Российской академии образования Евгения Ямбурга.

Профстандарт «Педагог» предполагает, что каждый учитель должен обладать 18 навыками: владеть «методами организации походов» и «экспедиций», «методами музейной педагогики», уметь выстроить учебный и воспитательный процесс в учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной сферах с учетом культурных различий детей, их индивидуальностей и развивать «эмоционально-ценностную сферу» ребенка.

Кроме того, 47-страничный документ предполагает, что педагог должен уметь работать с «девиантно зависимыми» учащимися, а также преподавать русский язык тем, для кого он не является родным.

Часть этих норм уже существует, но носит рекомендательный характер.

Изначально стандарт должен был вступить в силу еще 1 января 2015 года, но вызвал множество нареканий со стороны педагогов, так как с введением профстандартов преподаванием дисциплин могут заниматься только те работники, которые обучались по соответствующим направлениям.

Во всероссийском профсоюзе «Учитель» считают, что размытость формулировок в новом стандарте не позволяет обозначить четкие требования к педагогам. По словам секретаря организации Ольги Мирясовой, основные проблемы внедрения стандарта «связаны с обучением детей с особенностями развития». «Учитель, согласно новым нормам, должен не только обучить 23 обычных учеников, но уделять внимание детям с ДЦП или глухотой, которые теперь учатся вместе со всеми. В стандартах рисуют идеальный образ учителей, который только жизнь этому и посвящает, но совсем не прописано, как претворить в жизнь эти нормы», — заявила РБК член профсоюза.

Автор стандарта Евгений Ямбург заверил РБК, что внедрение стандарта пройдет успешно, а перенос сроков только этому поспособствует. «Мы еще прежде учителям говорили, что не надо пугаться — сделаем, чтобы все было органично», — отметил Ямбург.

www.rbc.ru

Новый профстандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» вступает в силу

28 августа 2018 года прошел регистрацию в Минюсте РФ» приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 5 мая 2018 года N 298н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых». Приказ вступает в силу 9 сентября 2018 года, а приказ этого же ведомства от 8 сентября 2015 г. N 613н » утрачивает силу.

Обращаем внимание, что в приказе от 5 мая 2018 года N 298н отсутствует положение о том, что «профессиональный стандарт применяется работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда» (ранее это требовалось).
Кроме того, к образованию и обучению лиц, претендующих на занятие должности педагога дополнительного образования, теперь установлены следующие требования:
— высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования «Образование и педагогические науки»;

— или высшее образование либо среднее профессиональное образование в рамках иного направления подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования при условии его соответствия дополнительным общеразвивающим программам, дополнительным предпрофессиональным программам, реализуемым организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и получение при необходимости после трудоустройства дополнительного профессионального образования по направлению подготовки «Образование и педагогические науки».

Ранее были установлены требования о наличии среднего профессионального образования или высшего образования — бакалавриата, а также обязательном прохождении профессиональной переподготовки.. При этом наличие среднего профессионального образования или высшего образования — бакалавриата, направленность которого соответствовала преподаваемому учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю), не освобождало от необходимости профессиональной переподготовки.

Источник:
Приказ Минтруда России от 5 мая 2018 года N 298н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (зарегистрировано 38 августа 2018 г., регистрационный № от 5 мая 2018 года N 298н) «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»»

Письмо Минтруда России от 6 июня 2017 года № 14-2/10/В-4361 (О внедрении профессиональных стандартов и приведении наименования должностей в соответствие с требованиями российского законодательства)

eduinspector.ru

введение профстандарта «Педагог» переносится на 1 сентября 2019 года

Минюст не зарегистрировал приказ Минтруда о переносе сроков введения профстандарта “Педагог”

Новость о переносе срока ввода профстандара была озвучена 20 декабря на Всероссийской конференции по обсуждению содержания профессионального стандарта педагога в Московском государственном психолого-педагогическом университете. Приказ №745 издан Минтрудом РФ 15 декабря и находится на согласовании в Минюсте. 

Педагогическое сообщество может вздохнуть с облегчением: введение профстандарта «педагог» должно было произойти с 1 января 2017 года, при том, что за 11 дней до нового года оставалось еще множество вопросов. Требования нового профстандарта существенно шире, чем описание должности учителя в Едином квалификационном справочнике. Как сотни тысяч учителей могут в такие короткие сроки пройти переобучение, за чей счет, кто их будет заменять, пока они находятся на курсах? Что делать с тем, что в школах работает множество учителей с огромным стажем, но формально без педагогического образования: как им получать второе высшее, если они нередко работают на две ставки и заменить их некем? Имеет ли работодатель право изменить список должностных обязанностей, уволить педагога, если он не соответствует профстандарту?

Как обучать детей с особыми образовательными потребностями, когда не готова материальная база многих школ, нет дополнительного финансирования для тьюторов? Кроме того, работе с особыми детьми всегда обучали в вузе в течение 4-5 лет, это была отдельная специальность с разными специализациями внутри нее. Теперь же обычный учитель должен уметь все: работать с аутистами, слабослышащими, слабовидящими, гиперактивными детьми, детьми «в сложной жизненной ситуации» и т.д. 

В профсоюз «Учитель» было множество обращений педагогов, на некоторые из них были даны ответы в статье юриста профсоюза Юрия Варламова. 

Несмотря на перенос сроков на 2,5 года, многие проблемы, вставшие перед образовательными учреждениями и педагогами, настолько велики, что надежды на их решение в течение этого времени мало. Многие педагоги и эксперты считают, что должно быть изменено само содержание профстандарта педагога. От учителя нельзя требовать всего, его главная задача – качественно давать знания. На вопрос «что такое «проектирование программы духовно-нравственного развития, воспитания», заложенное в профстандарт?», не мог ответить и один из его авторов, директор Центра образования №109 Евгений Ямбург. «Мы все воспитываем детей, – сказал Ямбург. – Не надо считать, что мы их просто учим». Но если в профстандарте будут такие требования, наверняка учителю придется как минимум написать очередную бессмысленную многостраничную бумажку о том, как он это все «спроектировал». А потом провести пару мероприятий «для галочки».

Вторая тема, которая активно обсуждалась на конференции – введение новых должностей педагогов — “учитель”, “старший учитель”, “ведущий учитель”. Для реализации этой идеи пока не установлено сроков. Как сообщили организаторы конференции, речь идет пока о проекте, который должен пройти тщательное обсуждение в педагогическом сообществе. В том числе, для этого создана платформа стандартпедагога.рф. 

Должности педагогов вводятся в связи с надуманной, на мой взгляд, проблемой, что учителя страдают от отсутствия возможностей для карьерного роста. Предлагается сформировать дифференцированную систему учительских должностей в зависимости от уровня сложности и ответственности выполняемых функций. С таблицей, которая описывает различия функционала новых должностей, можно ознакомиться на сайте стандартпедагога.рф. 

Ведущий учитель в частности должен выполнять функции методиста и наставника для молодых и «слабых» педагогов. В случае работы в небольшой школе — методиста для нескольких школ. И здесь есть одна уже ныне актуальная проблема: попытка вернуть наставничество в школы упирается во внутришкольную конкуренцию педагогов. Зарплата в значительной степени зависит от успехов учеников на олимпиадах и конкурсах, а также от участия в конкурсах самого педагога. На основе этих критериев начисляются стимулирующие. Очевидно, что учитель в такой ситуации материально заинтересован, чтобы сам он учил лучше, а его коллеги — хуже. И нельзя никого обязать стать альтруистом.

Как выстроить систему учительского роста, чтобы она реально работала? Этот вопрос был одним из главных на конференции. Как отметил Константин Ушаков, редактор журнала «Директор школы», можно привычными методами ликвидировать компьютерную безграмотность учителей, то есть, повысить квалификацию на нулевом и первом уровне. Но дальше можно работать только индивидуально — через индивидуальные образовательные траектории для педагогов, которые бы позволили им восполнить дефицит профессиональных компетенций. Евгений Ямбург сообщил, что разработчики профстандартов сталкиваются с большим сопротивлением высшей школы (педагогических вузов), которые не хотят менять программы, институтов повышения квалификации. «Им кажется, что учителю-предметнику не к чему курс дефектологии, и убедить их очень непросто», – сказал Ямбург.

Полная неясность пока с системой оплаты труда с учетом ввода новых должностей: кто будет формировать штатное расписание? По идее — руководство школы (как несколько раз настаивал Ямбург — с участием Управляющего совета), но теперь оно будет обязано ввести должности для учителей при том, что никакого дополнительного финансирования ей не предлагают. То есть, надо будет снова поделить имеющийся фонд оплаты труда. Кто и как будет оценивать компетенции учителей (для психолого-педагогических работающих методик вообще пока нет)? На какой срок дается должность и как будет построена система аттестации на соответствие ей? Если ведущий учитель — наставник и координатор усилий всех участников образовательного процесса, включая учителей, родителей, школьных психологов, то сколько своего рабочего времени он должен тратить на это и сколько у него останется на преподавание? Если это не совместительство, а основная должность, то логично уменьшить ставку учебных часов — высказывались и такие мнения.

Хорошая новость о переносов сроков введения профстандарта уравновешивается его неотвратимостью и неготовностью инициаторов существенно корректировать его содержание. Профессиональному сообществу приходится разбираться с бесконечными новациями. Тогда как во многих регионах учителям «быть бы живу»: самыми актуальными проблемами остаются вопросы нагрузки и зарплат.

Ольга Мирясова, оргсекретарь профсоюза “Учитель”

 

 

pedagog-prof.org

Профстандарты для педагогов с 2018 года: введения новых правил

Учитель считается некой путеводной звездой в жизни каждого человека, поскольку он дает необходимые знания и навыки. Профессия ответственная, зачастую от нее зависит будущее ребенка, поэтому к педагогам выдвигаются особые требования. Профстандарты для педагогов в 2018 году включают ряд новых требований. Чтобы подтвердить профпригодность, работникам сферы образования необходимо будет пройти аттестацию новой усовершенствованной формы.

От профессиональных навыков педагога, его внимательности к детям и использования методов подачи материала зависит будущее учеников, достижения поставленных целей и реализация личности. Проверка квалификации учителей является необходимой составляющей учебного процесса. Требования, выдвигаемые к педагогам, прописываются в профессиональном стандарте.

Преподаватель обязан не только следовать должностным инструкциям, но и обращать внимание на другие немаловажные аспекты. Уделять достаточно внимания развитию навыков и умений, расширять свои познания не только в сфере своего предмета, но и изучать иные дисциплины.

Профессиональный стандарт может использоваться для различных целей:

Поскольку документ имеет нормативно-правовую силу, он может применяться при подписании трудового договора, в качестве стимула для проведения обучения или повышения квалификации, создания новых схем оплаты труда и так далее.

Изначально новый профстандарт для учителей должен был вступить в силу с 1 января 2018 года, но недавно в СМИ появилась информация о том, что внедрение новых требований к педагогам перенесено на 1 сентября 2019 года. Причина кроется в том, что документ имеет немало «сырых» мест и недоработок, которые невозможно пока реализовать.

Изменение компетенций – это не прихоть, а насущная необходимость, уверены эксперты. Общество вступило в новую веху развития, где правят бал высокие технологии. Темпы созревания, обретения знаний и формирования навыков ускорились за счет глобальной информатизации общества. Чтобы учить современных детей, педагог должен постоянно работать над собой.

Сегодня недостаточно почувствовать призвание и получить соответствующее образование. Методики прошлого отходят на задний план, открывая дорогу новым формам подачи учебного материала. Наличие профессиональных стандартов позволяет превратить учителя в универсала, долг которого постоянно расширить рамки специализации и показать на собственном примере, что нет предела совершенству.

Основные тезисы и структура документа

Разработанные в Министерстве стандарты содержат перечень рекомендаций для преподавательского состава общеобразовательных учреждений и специалистов, ответственных за дошкольное образование будущих первоклашек. В 2018 году каждый из них может смело подтверждать квалификацию и проходит переподготовку.

Педагогам, которые идут в ногу со временем, не стоит опасаться за свое призвание. От них потребуется все то, что и так стало неотъемлемой частью жизни и работы настоящего наставника и воспитателя:

  • высокий уровень образованности;
  • универсальность и мобильность;
  • прогрессивные взгляды и компетенции;
  • умение находить общий язык с детьми и учитывать их индивидуальные особенности.

Квалификация учителя в 2018 году будет оцениваться по трем стержневым критериям:

  1. Обучение
  2. Воспитание
  3. Развитие.

Разделы, посвященные первым двум, содержат указания, которые затрагивают профессиональную деятельность педагога: знание предмета, владение приемами передачи теоретических и практических основ дисциплины. Третье направление кардинально расширяет компетенцию специалиста. Математик получит возможность стать психологом, филолог – программистом и т.д.

Подтвердив квалификацию в смежной области, каждый специалист вправе рассчитывать на прибавку к заработной плате. Тот, кто готов повысить квалификацию уже в ближайшее время и желает ознакомиться с деталями положений, может скачать документ прямо сейчас.

Квалификационные уровни педагога в 2018 г.

КатегорияТребования
Учитель
  1. Знание предмета
  2. Умение взаимодействовать с детьми
  3. Навыки общения с родителями
  4. Готовность совершенствоваться в профессии
Старший преподаватель
  1. Разработка индивидуальных методик обучения, воспитания и развития.
  2. Проектирование коррекционной работы
Ведущий педагог
  1. Разработка и внедрение образовательных программ.
  2. Координационная психолого-педагогическая деятельность.

Направления профессиональных стандартов для педагогов с 2018 года

Учитель должен соответствовать реалиям современного мира. За последние годы подход к учебному процессу сильно изменился, как и требования к работникам образования. Согласно новым профстандартам, педагог должен быть всесторонне развитым и работать одновременно в трех направлениях:

  1. Обучение. Подавать максимум необходимой информации детям, использовать понятные и интересные методы подачи, способствовать хорошему усвоению материала вне зависимости от особенностей ребенка (гиперактивный или с физическими отклонениями).
  2. Воспитание. Учить детей на собственном примере быть толерантным, воспитанным, внимательным к другим людям, приходить на помощь и так далее. В то же время учитель должен уметь найти подход к каждому ребенку вне зависимости от его возраста, социального статуса, умственных способностей и других характеристик.
  3. Развитие. Обучать детей применять полученные знания на практике, следить за психологическим и физическим развитием, оказывать помощь в случае необходимости.

Новые профстандарты подразумевают, что учитель будет всесторонне развитым человеком, который сможет найти взаимопонимание с детьми, суметь донести необходимую информацию и закрепить её в качестве применения на практике.

Новые требования к учителям

Профстандарты с 2018 года будут представлены документом с четкой структурой. В нем прописаны все требования, выдвигаемые к педагогам. Итак, чтобы человек мог учить детей, он должен обладать такими навыками и умениями:

  1. Быть специалистом в различных сферах, обладать широкой базой данных. К примеру, учитель математики должен быть еще и психологом или иметь познания в другом предмете.
  2. Уметь распознавать талант и задатки у ребенка и способствовать их развитию.
  3. Уметь находить общий язык с учениками различного возраста, пола, уровня образованности, финансового благополучия и так далее.
  4. Хорошо знать специфику работы с детьми, уметь работать с учениками с физическими ограничениями или другими особенностями.
  5. Создавать для детей комфортную и безопасную среду для обучения.
  6. Иметь познания в информационных технологиях, использовать их в учебном процессе.
  7. Знать об особенностях психологического и физического развития ребенка в определенном возрасте.
  8. Уметь налаживать контакт с родителями, совместно использовать педагогическо- психологические инструменты в обучающем процессе.
  9. Правильно планировать учебное время для наиболее рационального его использования.
  10. Быть внимательным и любящим по отношению к ученикам.

Список требований еще долго можно продолжать, но и из этого понятно, что педагогу предстоит больше, нежели просто обучать детей своему предмету.

Почему нововведения могут не начать работать?

Главным назначением профстандартов выступает определение квалификации учителя, его уровня знаний, личностных характеристик и иных важных аспектов работы с детьми. Но если разобраться, многие нововведения реализовать сейчас не удастся. К примеру, согласно профессиональному стандарту учитель должен обладать знаниями и навыками в сфере информационных технологий. Кроме этого, он должен их использовать в учебном процессе, но главная проблема кроется в том, что во многих школах, особенно провинциальных, нет соответствующей технической базы. Для реализации этого пункта документа требуются немалые финансы, которые из бюджета выделять никто не собирается.

Иной проблемой выступает нехватка кадров в школах. В результате учителя работают на две ставки. У них просто физически не будет хватать времени на изучение еще одной дисциплины, развитие навыков и знаний. Чтобы найти индивидуальный подход к каждому ребенку, педагог также должен обладать достаточным количеством времени.

Во многих школах, в частности это касается провинциальных городов, работают учителя без высшего специального образования, но профстандартом предусмотрено обязательно наличие диплома о получении педагогического образования. Остается непонятным, кто будет оплачивать второе образование таким работникам, или их просто будут увольнять.

Что грозит педагогам, не соответствующим профстандарту 2018 года?

В Интернете можно встретить высказывания о том, что педагогов, которые не соответствуют профессиональному стандарту, будут увольнять. Если результаты их аттестации будут оставлять лучшего, то им грозит увольнение, но так ли это на самом деле.

С юридической точки зрения уволить педагога за то, что не соответствует нормам нового документа нельзя. Его должны направить на повышение квалификации или обучение. Если человек отказывается от предложенных вариантов, ему обязаны предложить иную должность в заведении, в котором он работает.

Директоры школ озадачены тем, кем заменять педагогов, которые отправятся на повышении квалификации, ведь работников обычно и так не хватает. Правда, головная боль будет актуальна, если профессиональный стандарт вступит в силу. Многие работники сферы образования надеются, что чиновники прислушаются к ним и внесут в документ изменения.

god2018dog.ru

ответы юриста профсоюза на часто задаваемые вопросы

Минюст не зарегистрировал приказ Минтруда о переносе сроков введения профстандарта “Педагог”

1. Какой набор профстандартов вводится и введение каких из них отложено, есть ли преемственность с ЕКС?

В настоящий момент в сфере образования разработаны четыре профессиональных стандарта: «Педагог», «Педагог-психолог», «Педагог дополнительного образования» и «Педагог профессионального обучения и образования». До декабря 2016 предполагалось, что все стандарты начнут действовать с 1 января 2017 г. Однако, в декабре 2016 г. в открытых источниках появилась информация, что вступление в силу профстандартов «Педагог» и «Педагог дополнительного образования» откладывается. Источники ссылаются на следующие документы.

  • Приказ Минтруда от 15.12.2016 №745 “О внесении изменения в профстандарт “Педагог” (где переносится дата вступления в силу на 01.09.2019)
  • Приказ Минтруда от 26.12.2016 № 835н “О внесении изменений в профессиональный стандарт “Педагог дополнительного образования детей и взрослых” (где переносится вступление в силу на 01.01.2018).

Вместе с тем, данные приказы ещё не вступили в силу, так как не прошли установленной процедуры регистрации в Министерстве юстиции и их точное содержание неизвестно. В связи с этим создалась ситуация правовой неопределённости.

Преемственность профстандартов с ЕКС не раз упоминалась на словах разработчиками документов и представителями Министерства образования и науки РФ. На практике же был выявлен целый ряд существенных различий в объёме требований между ЕКС и профстандартами. Лишь на часть из них обратили внимание и исправили (например, требование обязательного педагогического образования исключено Приказом Министерства труда и социальной защиты от 5 августа 2016 г. №422н «О внесении изменений в профессиональный стандарт «Педагог»). После того, как профессиональный стандарт вступит в силу, соответствующие положения ЕКС потеряют свою силу.

Четыре профстандарта действуют в отношении разных категорий работников, поэтому путаницы с их действием возникать не должно. Однако если все же сомнения имеются, то в каждом профстандарте подробно описываются категории работников, на которых те действуют. Если работник совмещает несколько трудовых функций, например, является педагогом и педагогом-психологом, то соответствующие профстандарты распространяются только на те трудовые функции, которые описываются в них, а не одновременно на все трудовые функции работника.

2. Если до 2020 года заявлен переходный период, то не значит ли это, что образовательное учреждение имеет право работать по-старому до этого момента? Что в действительности означает утверждение руководства “у нас школа перешла на профстандарт”? 

Постановление Правительства от 27 июня 2016 г. №584 «Об особенностях применения профессиональных стандартов» устанавливает для введения профессиональных стандартов переходный период до 1 января 2020 г. Это значит, что несмотря на вступление в силу ряда профессиональных стандартов, образовательное учреждение может не применять их в отношении уже работающих в нём сотрудников. Таким образом, действие профстандарта будет распространяться только на процедуру приёма новых работников, а старые смогут за это время пройти соответствующую переподготовку по необходимости. Только с 2020 г. аттестация на соответствие требованиям профстандартов станет обязательной для работников.

3. В вашей статье перечислены нормативные акты, которые могут быть изменены с учетом ввода профстандартов, но означает ли это, что принципиально меняется содержание труда педагога и от него могут требовать подписания новых должностных инструкций? 

Вопрос о том, является ли введение профстандарта достаточным для того, чтобы работодатель мог в одностороннем порядке менять условия труда в соответствии со ст. 74 п. 1 ТК РФ является спорным и неразрешённым. Данную проблему сможет разрешить только суд.

4. Можно ли с учётом Постановления Правительства №584 влиять на содержание локальных актов, не допустить роста нагрузки на педагога из-за введения профстандартов?

Требования к локальным нормативным актам, а также процедуре из введения, является обязательным для всех учреждений и должно ими неукоснительно соблюдаться. В частности, это постановление предполагает процедуру согласования всех изменённых нормативных актов с профсоюзом. Таким образом, у профсоюзного объединения есть возможности ограничить произвол работодателя в данной ситуации.

PS Основную проблему представляет само содержание профстандарта “Педагог”. Завышенные требования к педагогу, заложенные в “стандарте”, являются потенциальной причиной многих трудностей педагогов в выполнении ими должностных обязанностей и отношениях с работодателями.

 

 

pedagog-prof.org

Профессиональный стандарт педагога дошкольного образования

Связь между требованиями к воспитателю ДОУ по ФГОС и профстандарту

Образование всегда было областью, которую государство не упускало из внимания. Именно поэтому для того, чтобы воспитанием занимались профессионалы, была в свое время введена профессиональная стандартизация, касающаяся уровня квалификации педагога. Не являются исключением и  дошкольные образовательные учреждения. К этой категории относятся организации, занимающиеся образованием детей в возрасте до 7 лет.

К педработникам ДОУ (воспитателям, специалистам и т. д.) сейчас применяется 2 вида стандартов:

  • ФГОС, утвержденный Минобрнауки РФ;
  • профстандарт, утвержденный Минтруда РФ.

Оба стандарта разработаны в 2013 году, однако относятся к разным сферам: ФГОС касается образовательных учреждений в целом, а профессиональный стандарт относится к кадровой политике, аттестационной работе, разработке инструкций по должности и другим действиям, касающимся конкретных работников. Кроме того, ФГОС уже действует, а профстандарт в отношении педработников вступает в силу лишь с 2019 года.

Тем не менее и ФГОС, и профессиональный стандарт воспитателя ДОУ между собой тесно связаны. Дело в том, что с 2019 года, когда вступят в силу профстандарты для педагогических работников, ФГОС должны будут разрабатываться с учетом заложенных в профстандарте требований.

Что включает в себя профстандарт воспитателя детского сада?

Профстандарт воспитателя в  ДОУ включает в себя следующие структурные части:

  • Общие сведения о стандарте
    В этом разделе определяется, к какому конкретно виду деятельности относится профстандарт педагога дошкольного образования,
    какие коды ОКЗ и ОКВЭД должны применяться при учете этого вида деятельности. Здесь нужно отметить, что по профстандарту понятие «педагог» шире, чем «воспитатель». К педагогам относятся как воспитатели, так и учителя в школе и других учреждениях общего образования. Разделение происходит на уровне кодов ОКЗ (к воспитателямотносится код 3320) и ОКВЭД (80.10.1 — услуги дошкольного образования).
  • Функциональная карта
    Здесь описываются функции, которые в своей работе должен осуществлять педагог. Применительно к профессиональному стандарту воспитателя ДОУ главными по отношению к детям будут функции:
    • обучения;
    • воспитания;
    • развития.
  • Характеристика функций
    В этой части профстандарта педагога ДОУ
    функции, упомянутые в функциональной карте, подробно характеризуются.
    Кроме того, здесь устанавливаются официальные названия для должностей
    («воспитатель», «педагог» и т. д.), требования к образованию и другие
    квалификационные условия. Надо отметить, что здесь используются и данные
    единого квалификационного справочника, утвержденного
    Минздравсоцразвития РФ в 2010 году.
  • Сведения о том, какие организации разработали профстандарт
    Упоминание разработчиков профстандарта выносятся в отдельный раздел.
  • Так, профессиональный стандарт педагога ДОУ по ФГОС был разработан МГППУ при участии ЦО № 109 г. Москвы.
  • В заключение остается сказать, что профстандарт для педагога ДОУ,
    подлежащий введению в 2019 году, должен стать новым и эффективным
    способом упорядочения работы дошкольных
    образовательных учреждений, повысить эффективность воспитательной и образовательной
    деятельности в них, а также добиться большей компетентности от
    работников. Насколько полезным окажется введение профстандартов, покажет
    время…

    dou8.siteedu.ru

    Профессиональный стандарт педагога-воспитателя дошкольного образования

    «Профессиональный стандарт педагога дошкольного образования воспитателя» — в последнее время такой запрос все чаще вводится в поисковые системы. Немудрено: наступает время, когда профстандарты из рекомендаций становятся обязательными нормами. Разберемся же, что собой представляет профессиональный стандарт для воспитателя и какое он имеет значение. 

    Связь между требованиями к воспитателю ДОУ по ФГОС и профстандарту

    Что включает в себя профстандарт воспитателя детского сада?

    Связь между требованиями к воспитателю ДОУ по ФГОС и профстандарту

    Образование всегда было областью, которую государство не упускало из внимания. Именно поэтому для того, чтобы воспитанием занимались профессионалы, была в свое время введена профессиональная стандартизация, касающаяся уровня квалификации педагога. Не являются исключением и ДОУ — дошкольные образовательные учреждения. К этой категории относятся ясли, детские сады и другие организации, занимающиеся образованием детей в возрасте до 7 лет, когда наступает время школ, гимназий и т. д.

    К педработникам ДОУ (воспитателям, педагогам и т. д.) сейчас применяется 2 вида стандартов:

    • ФГОС, утвержденный Минобрнауки РФ;
    • профстандарт, утвержденный Минтруда РФ.

    Оба стандарта разработаны в 2013 году, однако относятся к разным сферам: ФГОС касается образовательных учреждений в целом, а профессиональный стандарт относится к кадровой политике, аттестационной работе, разработке инструкций по должности и другим действиям, касающимся конкретных работников. Кроме того, ФГОС уже действует, а профстандарт в отношении педработников вступает в силу лишь с 2017 года.

    Тем не менее и ФГОС, и профессиональный стандарт воспитателя ДОУ между собой тесно связаны. Дело в том, что с 2017 года, когда вступят в силу профстандарты для педагогических работников, ФГОС должны будут разрабатываться с учетом заложенных в профстандарте требований.

    Что включает в себя профстандарт воспитателя детского сада?

    Профстандарт воспитателя в детском саду и других ДОУ включает в себя следующие структурные части:

    1. Общие сведения о стандарте
      В этом разделе определяется, к какому конкретно виду деятельности относится профстандарт педагога дошкольного образования, какие коды ОКЗ и ОКВЭД должны применяться при учете этого вида деятельности. Здесь нужно отметить, что по профстандарту понятие «педагог» шире, чем «воспитатель». К педагогам относятся как воспитатели, так и учителя в школе и других учреждениях общего образования. Разделение происходит на уровне кодов ОКЗ (к воспитателям относится код 3320) и ОКВЭД (80.10.1 — услуги дошкольного образования).
    2. Функциональная карта
      Здесь описываются функции, которые в своей работе должен осуществлять педагог. Применительно к профессиональному стандарту воспитателя ДОУ главными по отношению к детям будут функции:
      • обучения;
      • воспитания;
      • развития.
    3. Характеристика функций
      В этой части профстандарта педагога ДОУ функции, упомянутые в функциональной карте, подробно характеризуются. Кроме того, здесь устанавливаются официальные названия для должностей («воспитатель», «педагог» и т. д.), требования к образованию и другие квалификационные условия. Надо отметить, что здесь используются и данные единого квалификационного справочника, утвержденного Минздравсоцразвития РФ в 2010 году.
    4. Сведения о том, какие организации разработали профстандарт
      Упоминание разработчиков профстандарта выносятся в отдельный раздел. Так, профессиональный стандарт педагога ДОУ по ФГОС был разработан МГППУ при участии ЦО № 109 г. Москвы.

    В заключение остается сказать, что профстандарт для педагога ДОУ, подлежащий введению в 2017 году, должен стать новым и эффективным способом упорядочения работы детских садов и других дошкольных учреждений, повысить эффективность воспитательной и образовательной деятельности в них, а также добиться большей компетентности от работников. Насколько полезным окажется введение профстандартов, покажет время…

    nsovetnik.ru

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *