Второй иностранный язык в школе в 2018-2019 году: обучение и программа
Инновации, которые то и дело внедряются в образовательной сфере РФ, заставляют родителей, школьников и учителей с неослабевающим вниманием следить за действиями Министерства образования и науки. Особенно жаркие дискуссии вызвала новость, что совсем скоро в школах будут в обязательном порядке преподавать и изучать не один, а сразу два иностранных языка.
Конечно, такая практика далеко не нова. Учебные заведения, которые специализируются на гуманитарном профиле, а также престижные лицеи и гимназии давно включили в программы обучения второй язык. Но одно дело — позволить родителям сознательно выбрать школу с языковым уклоном, а другое – заставить учить несколько иностранных языков всех без исключения.
В сети мелькает информация, что уже с 2019 года все дети будут учить английский (причем он будет включен в программу первого и второго класса), а после перехода в среднюю школу детям нужно будет выбрать второй язык для изучения (или осваивать тот, который сможет предложить им конкретная школа). С другой стороны, на новостных порталах стали появляться сообщения, что второй язык не введут, а наоборот, отменят! Разобраться в действительном положении вещей не так-то просто. Давайте обсудим существующие «языковые» нюансы и попробуем понять, к чему нужно готовиться в новом учебном году.
Инициативы Минобразования
В большинстве престижных лицеев и гимназий России (речь идет не о профильных, а об обычных учебных заведениях) второй иностранный язык был внедрен в программу еще 3 года назад, когда Минобразования расширило практику изучения иностранных языков. Решение главного образовательного ведомства носило рекомендательный характер: в документе подчеркнули право школьного руководства решать данный вопрос самостоятельно.
В некоторых школах дирекция сработала на опережение и ввела новый предмет в программу без раздумий, вызвав этим недовольство родителей. В других школах решили посмотреть, как будет развиваться ситуация, и продолжили составлять расписание по-старому — что, впрочем, также не пришлось по душе многим папам и мамам. Одни родители решили, что их чад перегружают сложной школьной программой, а другие пришли к выводу, что их детей обделяют, не позволяя им повысить степень конкурентоспособности и образованности.
К сожалению, удовлетворить запросы и требования абсолютно всех заинтересованных лиц не получится никогда. Однако такие меры только подстегнули дискуссии о необходимости второго иностранного языка в тех школах, которые не специализируются на гуманитарных науках. Отметим тот факт, что реализация внедрения второго иностранного в программу всех школ без исключения столкнулась с множеством проблемных вопросов. В их числе:
- нехватка свободного времени у классов, которые профильно изучают другие предметы (физику, биологию, математику и т.д.). Нормы загрузки учеников четко прописывают занятость в виде 23 учебных часов в неделю при пятидневном обучении и 26 часов – при обучении на шестидневке. Если все уроки уже заняты, включить еще один предмет, на который нужно выделить хотя бы два урока в неделю, не получится;
- недостаточное количество педагогов – далеко не все школы могут похвастать хорошим качеством преподавания даже базового английского. Что уже говорить о других, менее распространенных языках! Найти нового преподавателя в крупном городе не так уж сложно, но если Минобразования говорит о повсеместной практике изучения второго языка, то он должен быть внедрен и в районных, и даже сельских школах;
- нежелание многих родителей и школьников получить дополнительную нагрузку.
В итоге было решено, что школы перейдут на программу с двумя языками только к 2019/2020 учебному году, а пока что она будет являться обязательной лишь для филологических учебных заведений и профильных классов. В 2018/2019 году этот вопрос дирекция школ должна решать с родителями, причем Минобразования рекомендует внедрять в качестве дополнительного тот язык, который интересен школьникам, проведя предварительный опрос.
Также отметим, что программа по внедрению второго иностранного языка предусматривает поэтапную реализацию правительственных планов. Первый язык введут в перечень уроков для первоклашек, а второй язык настигнет школьников только в пятом классе. Это позволит ученикам осваивать новый язык, опираясь на базовые особенности того, который они изучали на протяжении 3-4 лет. Ученики, которые на момент внедрения новой нормы переведутся в шестой класс, продолжат учиться по старым стандартам (без второго языка).
Покупать учебники по второму иностранному языку еще рано: в 2018/2019 учебном году его не будут вводить на обязательных основанияхВопрос о том, станут ли два иностранных языка обязательной мерой для всех школ РФ, так и остался открытым. Пока что принимать решение касательно преподавания дисциплин будут дирекции школ, их педагогический состав и родители школьников. По крайней мере, в течение ближайшего учебного года.
Плюсы и минусы второго иностранного языка
Безусловно, внедрение нового предмета (особенно если речь идет об иностранном языке) имеет как положительные, так и отрицательные моменты. Методисты, педагоги и просто состоявшиеся профессионалы, работающие с иностранными компаниями, в числе основных плюсов отмечают следующее:
- в последнее время в России отмечается резкий спад количества классов, в которых изучаются какие-либо иностранные языки, кроме английского. Опытные педагоги считают, что внедрение второго языка может спасти российскую лингводидактическую школу, особенно в части германистики. Раньше она была одной из самых сильных в мире, но в последнее время почти перестала существовать;
- мировая практика показывает, что моноязычная образовательная модель практически не существует в развитых странах мира. Да и государства Центральной и Восточной Европы все больше склоняются к необходимости преподавания хотя бы двух языков, помимо родного. Во многих европейских школах, где английский изучается в обязательном порядке, к нему постепенно добавляют второй язык (для средней школы) и даже третий (в старших классах). Украинская образовательная модель также внедрила подобную инновацию, включив с 2018 года обязательное изучение основного иностранного языка с первого класса, а дополнительного — с пятого;
- изучение второго иностранного языка существенно расширит будущие возможности даже тех школьников, которые специализируются на других науках. Существует огромное количество грантов, стипендий и программ, позволяющих поступать за рубеж. Кстати, если обучение в странах Европы происходит не на английском, а на государственном языке, то оно может быть бесплатным. Данный аргумент существенно повышает ценность изучения испанского, немецкого или французского языка, которые можно выбирать в некоторых российских школах. Не стоит забывать и о том, что многие регионы успешно практикуют изучение «экзотических» для России языков – больше 2 тысяч дальневосточных школьников изучают китайский, казанские ученики выбрали турецкий, а татарские старшеклассники – арабский. Специалисты со знанием таких языков в дополнение к английскому всегда востребованы;
- изучение языков – это отличный инструмент для активизации работы мозга. Такая практика не только стимулирует память и интеллектуальную активность в целом, но и расширяет кругозор, способствуя максимальному использованию познавательной функции;
- учить второй язык гораздо проще, чем первый, поэтому многие учителя и лингвисты полагают, что родители рано бьют тревогу. Данное мнение подтверждается и научными изысканиями — исследования показали, что даже переводчики-синхронисты, которые одновременно переводят с одного иностранного языка на другой, не испытывают при этом перегрузок. Главное – подобрать легкую, понятную и увлекательную методику преподавания.
Конечно, нужно остановиться и на минусах, которыми чревато внедрение еще одного предмета (тем более такого непростого, как иностранный язык):
- новый предмет – это дополнительные уроки и нагрузка в виде домашних заданий. Большинство российских школьников уже и так жалуются, что им задают огромное число упражнений, задачек, рефератов, презентаций и докладов;
- далеко не все имеют способности к языкам, а учить второй иностранный, если он будет обязательным, придется даже тем, кто решил посвятить себя информатике, физике, математике, химии или биологии. Если школьник плохо успевает по гуманитарным предметам, еще одна низкая оценка скажется на его аттестате не в лучшую сторону, подготовка к урокам будет занимать много времени, а ответственным родителям придется брать еще одного репетитора. В западноевропейских или американских школах система образования больше нацелена на способности учеников, которые с пятого или шестого класса переходят в специализированные школы;
- важный момент, от которого напрямую зависит качество изучения иностранных языков – учебники. Министерство образования утверждает, что в России выпущено немало адаптированных учебников (в частности, по немецкому языку), которые дают возможность подготовиться даже к ЕГЭ. С другой стороны, адаптированные для русскоязычного ученика учебники считаются далеко не лучшими пособиями. Уже давно доказано, что качественные знания грамматики и разговорную речь лучше осваивать по зарубежным изданиям. А они, естественно, потребности ЕГЭ не отражают, что ведет к противоречию;
- нехватка кадров может привести к тому, что нагрузка на учителей и учеников увеличится, а сам язык будет преподаваться «для галочки» преподавателем английского, который, например, когда-то учил в ВУЗе еще и испанский. Села и небольшие города не располагают квалифицированными кадрами, а соглашаться на зарплату сельского учителя человек, который в совершенстве владеет китайским или немецким, точно не будет, предпочитая гораздо больше зарабатывать переводчиком;
- особая проблема возникает в региональных школах — например, а Татарстане или на Кавказе. Местные ученики осваивают русский, английский и национальный язык – следовательно, для них такая нагрузка будет просто непомерной. Некоторые учителя говорят, что сегодняшних учеников трудно обучить даже одному иностранному языку, особенно если речь идет о глубинке. ЕГЭ показывает, что высокие баллы по английскому, который учат все, получает лишь небольшой процент выпускников, поэтому говорить о втором иностранном слишком рано.
study2019.com
Минобрнауки объяснило, как будут выбирать второй иностранный язык в школах
Шестиклассникам не повезло: они попали в переходный период
01.09.2015 в 13:26, просмотров: 116004С 1 сентября в российских школах введено обязательное изучение второго иностранного языка. Руководство Минобрнауки объясняет это тем, что иностранные языки способствуют развитию памяти и интеллекта ребенка. Однако введение нового предмета пойдет поэтапно и завершится не скоро, разъяснили «МК» в ведомстве.
фото: Геннадий Черкасов
На самом деле решение о введении с 5-го класса второго обязательного иностранного языка в российской школе было принято давно. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) узаконил его еще пять лет назад. Просто вводился новый стандарт поэтапно, захватывая всего по одному классу в год и, лишь добравшись в нынешнем сентябре до средней ступени школы, принес учащимся новый предмет.
Впрочем, не такой уж и новый. Так, в гимназиях, лицеях и спецшколах с углубленным изучением иностранных языков второй (а то и третий) иностранный давно стал реальностью. А таковых учебных заведений, особенно в столичных городах, у нас уже чуть ли не половина.
Что же касается остальных российских школ, то вводиться второй обязательный иностранный язык будет также поэтапно и, более того, с пятилетним переходным периодом, разъяснили «МК» в Минобрнауки: «Понятно, что нельзя ввести его сразу в 11-м классе. Ребята этот предмет никогда раньше не изучали, и спрашивать с них знания, если мы не хотим все превратить в профанацию, было бы бесполезно и несправедливо. В соответствии с ФГОС изучение начинается с 5-го класса. Вот с 5-го класса мы и начнем».
Правда, и 5-е классы к введению нового предмета готовы не полностью, признались затем чиновники: «Нет ни полной методической, ни педагогической готовности; должны быть сформированы штаты педагогов. Так, например, решение, каким будет второй иностранный язык, в значительной мере зависит от родительской общественности. И если до сих пор в школе преподавались, скажем, английский и немецкий языки, а родители захотят, чтобы вторым иностранным стал французский или китайский, то, возможно, придется искать дополнительного педагога. Обладая сегодня определенной долей автономии, школа имеет полное право принять такое решение».
В пресс-службе министерства также особо заверили «МК», что «учебным заведениям, которые пока не готовы к введению дополнительного языка, дается время на адаптацию к ФГОСу. Каждый регион сможет дифференцированно ввести новый стандарт основного общего образования для 5–9-х классов. Например, школы Центральной России с наиболее развитой инфраструктурой и высоким уровнем запроса в обучении второму иностранному языку включат его в свои программы уже в ближайшее время, когда некоторым сельским школам для этого потребуется больше времени. Период адаптации Минобрнауки России не ограничивает».
Более того: «У школ появилось право самостоятельно выбрать и год обучения, в котором появится новый предмет, и количество часов, отведенных на его обучение. При этом нагрузка на детей сохранится на уровне федерального стандарта, то есть количество общих учебных часов не увеличится».
Новшество, уверяют в министерстве, пойдет детям на пользу не только с чисто утилитарной точки зрения — как дополнительное средство коммуникации. «Это не просто средство общения, но и средство развития памяти, интеллекта ребенка», — заявил глава ведомства Дмитрий Ливанов, сославшись на изучение мертвых языков — латыни с древнегреческим — в гимназиях царской России. Никому, подчеркнул он, и в голову тогда не приходило разговаривать в быту на языке Цицерона и Эсхила. Однако интеллекту ребенка овладение этими языками давало мощный стимул для развития. То же, по словам министра, будет и сейчас.
фото: Наталья Мущинкина
Однако эксперты смотрят на ситуацию не столь радужно.
— Общая тенденция усиления иностранных языков в школе, безусловно, верная, — разъяснил «МК» уполномоченный по правам ребенка в Москве Евгений Бунимович. — Но вот проблема: с 2020 года вводится третий обязательный ЕГЭ — по иностранным языкам. А этому предмету в нашей школе пока учат плохо: хорошо подготовиться к экзаменам можно лишь, обратившись к услугам репетиторов. Так как же вводить второй иностранный язык, если не решен вопрос и с первым?! И кто будет его вести? Учителя английского языка у нас еще есть. А вот преподаватели других языков — французского, немецкого, не говоря о крайне популярном китайском, — практически исчезли. Не создадим ли мы обильную почву для халтурщиков?
Вторая ключевая проблема, по словам детского омбудсмена, — рост учебной нагрузки:
— Теоретически можно ввести что угодно, будь то финансовая грамотность или правоведение. Но дети всего этого не переварят. И первая же проверка это легко выявит: чтобы как следует сдать иностранный язык, нужны реальные результаты. Так что, думаю, введение второго иностранного было бы целесообразно лишь в порядке эксперимента, там, где школа к этому готова. Но для того чтобы сделать это в обязательном порядке и повсеместно, нет практических возможностей. Разве что взять вторым иностранным языком белорусский или украинский…
Впрочем, гораздо привлекательнее и актуальнее, с точки зрения зампреда думского Комитета по образованию Михаила Берулавы, образовать тандем, где первым языком будет английский, а вторым — китайский:
— КНР — страна со стремительно развивающейся экономикой. Да и вообще там живет 2 млрд человек, — заявил он «МК». — Так что в нашей школе стоит изучать не только английский, но и китайский. И в этом, я думаю, нам согласятся помочь сами китайцы: лучше, когда преподают носители языка. Мы активно интегрируемся в мировое сообщество, мировую систему образования. В Европе все знают по нескольку языков, вот и наши дети должны овладеть хотя бы двумя. Правда, для этого придется разгрузить школьную программу: основной упор сделать на изучение русского языка, литературы, истории, математики и иностранных языков, а программу по остальным предметам сделать более компактной.
www.mk.ru
Второй иностранный язык в школе с 2018 года
Второй иностранный язык в школах, лицеях и гимназиях России был введен еще в 2015-2016 году. Сейчас в 2018 году второй иностранный будут изучать во всех школах. Можно ли отказаться от второго языка? Давайте разберемся с этими школьными вопросами.
Содержание
- Обязательно ли изучать второй иностранный язык?
- Выбор второго языка
- С какого класса могут ввести два иностранных?
- Мнение министра образования
Обязательно ли изучать второй иностранный язык? Можно ли отказаться?
Введение второго иностранного языка вызвало недовольство у многих родителей и учеников. Однако, на сегодня, отказаться от изучения второго языка невозможно. Этот предмет введен Минобрнауки в ФГОС – это обязательный предмет в школе.
Поэтому нет смысла писать заявления на имя директора или обращаться в Управления образования своего региона.
Какой будет второй иностранный? Можно ли выбрать самому?
Каждая школа имеет возможность выбрать язык, который будет преподаваться вторым иностранным, исходя из наличия кадров, учебных пособий.
На сегодняшний день в школах, лицеях и гимназиях РФ помимо английского изучают:
- немецкий;
- французский;
- испанский;
- китайский.
С какого класса могут ввести второй иностранный язык?
С какого класса начать изучать второй ин. яз – дело самой школы. Чтобы выставить отметку в аттестат, достаточно 70 часов. При этом в Минобре подчеркивают, что изучаться он должен без фанатизма, в щадящем режиме.
НАПОМНИМ: Основной иностранный учат в средних школах со второго по одиннадцатый класс.
Минобрнауки все же рекомендует начать изучение второго иностранного языка с 5 класса.Поэтому родителям первоклассников не стоит беспокоиться, что их ребенок будет сразу учить 2 иностранных. Такой подход позволит детям легко освоить базовые понятия.
Будут ли отличия в изучении иностранного языка для разных регионов?
Минобрнауки рекомендует дифференцированный подход в этом вопросе. Это значит, что каждый регион сможет самостоятельно решать, в каком классе и в каком объеме дети будут изучать дополнительный предмет.
Будет ли толк от изучения 2 иностранных языков?
Несмотря на то, что изучение 2 ин.языка уже начнут во всех школах, мнения о целесообразности введения этого предмета, разделились.
«Не можем мы сейчас позволить себе во всех школах два языка, не выучим мы их! Нам нужно хорошо знать русский язык, который мы знаем не очень хорошо» — пояснила глава Минобрнауки.
Таким образом, в соответствии с ФГОС основного общего образования изучение “Второго иностранного языка” предусматривается на уровне основного общего образования (5-9 классы) и является обязательным.
Рекомендую вам новое интересное видео, которое может быть очень полезным в ваших увлечениях!
gamejulia.ru
Второй иностранный язык в школе. Когда ждать?
Однако тут же появляются и опровержения, что, наоборот, второй язык не добавят, а исключат из программы. Какой информации верить, каких изменений ждать в новом учебном году – разбираемся вместе.
Карл I Великий: «Владеть вторым языком, значит владеть второй душой»
Появление второго языка в программе обучения – не новость. Учебные заведения с гуманитарным уклоном уже давно практикуют изучение нескольких языков. Разница лишь в том, что о таком положении вещей заранее знают и ученики, и учителя.
Также, три года назад, когда Министерство образования расширило практику изучения иностранных языков, большинство элитных гимназий и лицеев с радостью подхватило эту инициативу. Однако тогда “решение о языках” носило исключительно рекомендательный характер и оставляло право выбора за каждым учебным заведением.
Как и у всякого новшества, на введение в программу второго языка отреагировали по-разному. Одни родители обрадовались изучению дополнительного языка, другие же посчитали, что детей слишком перегружают. Среди недовольных также были, например, родители учеников, обучающихся в классах с математическим уклоном – мол, дополнительный язык отвлекает и в некоторой степени рушит саму идею специализированных классов.
Стоит учитывать, что добавить ни с того ни с сего занятия в расписания учащихся нельзя. Существуют нормы загруженности учеников (23 учебных часа в неделю при пятидневке/26 часов в неделю при шестидневном обучении), и втиснуть предмет в расписание, не нарушив их или не “пожертвовав” другим предметом, невозможно. Если же мы говорим о классах с ориентированностью на определенный предмет, то подобная потеря профильного предмета ведёт к уничтожению сути углублённого изучения.
Ещё одной проблемой в данном вопросе стала очевидная нехватка преподавателей. Не во всех школах есть учителя английского языка с должной квалификацией, а уж преподавателей других иностранных языков найти ещё сложнее. В данном случае туго придётся небольшим городам. Ведь если внедрение второго языка “пройдёт” по всем учебным учреждениям, то новшество затронет все “города и веси”.
Введение второго языка
На данный момент Министерство образования и науки РФ отложило переход “двуязычной” программы на 2019/2020 учебный год. В 2018/2019 учебном году введение второго языка стало обязательным для образовательных учреждений и классов с соответствующим филологическим уклоном. Данный вопрос руководство школы обсуждают вместе с родителями, причём рекомендовано вводить язык согласно интересам учеников, выяснив общее мнение посредством опроса.
Новая программа затронет учеников только младше шестого класса. Школьники, которые на момент введения второго языка переведутся в 6-й класс, будут учиться по прежней одноязычной системе. Для младших классов действует следующий принцип: в первом классе школьники изучают один иностранный язык, второй же появится в пятом классе. Такое распределение поможет неплохо освоить первый иностранный и, пользуясь почерпнутыми от него знаниями, начать изучать второй.
Французский язык как второй иностранный. 7 класс. Рабочая тетрадь с контрольными работами и текстами для чтения
Рабочая тетрадь является составной частью учебно-методического комплекта (УМК) по французскому языку, предназначенного для учащихся 7 класса общеобразовательных организаций, где французский язык изучается в качестве второго иностранного. Рабочая тетрадь содержит задания на закрепление, отработку и систематизацию изученного учебного материала, а также на развитие навыков и умения чтения, говорения и письма. Включает контрольные работы и тексты для чтения.
КупитьБолее того, несмотря на все рассуждения и распоряжения ситуация по обязательному введению двух языков так и осталась туманной. Например, недавно министр образования Российской Федерации Ольга Васильева говорила о том, что повсеместное введение второго языка в школах нежелательно. Показатели даже по русскому языку оставляют желать лучшего, что уж говорить о нескольких дополнительных иностранных. Таким образом, на данный момент решение вопросов о преподаваемых предметах ложится на плечи руководства школы, педагогов и родителей учеников.
А что учителя?
А как относятся к предполагаемому нововведению педагоги? Среди отмеченных положительных сторон особо выделяется перспектива больших возможностей (благодаря изучению нескольких языков) для самих школьников. Новые языки – это возможность не просто посещать другие страны и чувствовать там себя свободно, но и возможность учиться и работать за рубежом. Особым плюсом является бесплатное обучение в странах Европы, если преподавание проходит на государственном языке. Это превосходный мотиватор для изучения немецкого, французского, испанского и других языков. Изучение менее популярных (в школьном преподавании) языков также приводит к отличному результату. Сочетание владения языками “английский + “экзотический” является весьма успешным, так как специалисты с таким “набором” пока ещё редкость. Хотя уже на сегодняшний день более двух тысяч дальневосточных школьников изучают китайский язык (да и в столице России китайский преподаётся в 75 школах), ученики из Казани практикуют изучение турецкого, а татарские школьники сделали выбор в пользу арабского.
Также полезным представляется изучение второго языка для общей ситуации в отношении российской лингводидактической школы. Когда-то наша германистика была одной из сильнейших в мире, но на сегодняшний день она практически перестала существовать. Происходит это из-за того, что в школах основное внимание в изучении иностранного языка приходится на английский.
К тому же учебная практика во всём мире показывает, что изучение лишь одного иностранного языка не практикуется в развитых странах мира. Во многих школах Европы изучают три языка: английский преподаётся обязательно, в средней школе добавляют второй язык, ну а в старших вводится ещё и третий иностранный. В Украине с 2018 года ввели подобное новшество – теперь первоклассники будут изучать один иностранный язык, а с пятого класса школьников настигнет и второй дополнительный.
Для утешения запаниковавших родителей приведём несколько аргументов “за” изучение нескольких иностранных языков. Например, давно доказано, что изучение любого “чужеродного” языка – это отличная задачка, тренирующая наш мозг. Стимуляция памяти, расширение кругозора (ведь учить другой язык – это способ познать другой мир), “зарядка” для интеллекта в целом – всё это позволяет достичь изучение других языков.
Стоит также упомянуть, что второй язык изучается гораздо легче и быстрее, чем первый. Эмпирически доказано, что переводчики, делающие переводы с одного языка на другой (оба языка иностранные), не испытывают перегрузок, их мозг уже работает по-другому, позволяя мыслить иначе и оперативнее.
Минусы второго иностранного
Однако отметим и отрицательные стороны введения второго иностранного языка. Помимо логичного увеличения нагрузки (от которой и так уже горестно вздыхают школьники, а также их родители) для всех учеников существует такой момент, как индивидуальная склонность к определённого рода дисциплинам. Например, если ребёнок претерпевает неудачи в гуманитарных науках, то второй иностранный для него – это дополнительные затраты, как умственные, так и материальные (в случае крайнего неуспеха с языком родителям придётся нанимать репетитора), лишнее время и стресс. Снова поднимается вопрос об актуальности второго языка для учеников спецшкол, выбирающих себе негуманитарное образование.
Дополнительная нагрузка коснётся не только учеников, но и учителей. Стоит учитывать, что нехватка кадров обязательно отразится на качестве преподавания. Даже в крупных городах человек с достойным уровнем владения иностранным языком скорее согласится работать переводчиком, чем пойдёт в школу, где заработная плата в разы меньше. О сёлах и деревнях не приходится даже и говорить.
Ко всему прочему, ложкой дёгтя становятся и учебники по иностранному языку. Существует немало адаптированных учебников, по которым школьники могут готовиться даже к сдаче единого государственного экзамена. Однако подобные книги, адаптированные либо нацеленные на сдачу ЕГЭ, не являются лучшим выбором для изучения языка. Давно признано, что лучше всего материал изложен в книгах зарубежных издательств. Тут и наступает замкнутый круг: для обучения лучше выбирать зарубежные книги, но по ним трудно готовиться к ЕГЭ. Адаптированные же учебники позволят сдать экзамен, однако качество грамматики и разговорной речи при этом пострадает.
Отдельной проблемой станет введение второго иностранного языка в региональных учебных заведениях. Там, где школьники уже изучают русский, свой национальный и английский языки, добавление ещё одного иностранного будет подобно такому “граниту науки”, об который можно сломать все зубы. Многие учителя отмечают, что и на современном этапе с тремя языками многим детям сложно учиться. Высокие баллы получает немногочисленная группа учеников, поэтому говорить о внедрении дополнительного иностранного языка в регионах однозначно рано.
Итак, введения второго иностранного языка в 2018/2019 учебном году во всех общеобразовательных учреждениях на обязательных условиях не будет. Поэтому нам остаётся лишь держать “руку на пульсе” тех новшеств, которые готовит нам Министерство образования и науки, и надеяться, что все предложенные инициативы ведут к лучшему.
Немецкий язык как второй иностранный. 6 класс. Рабочая тетрадь
Рабочая тетрадь является неотъемлемой частью УМК и предназначена как для самостоятельной работы дома, так и для работы в классе. Разделы рабочей тетради взаимосвязаны с соответствующими разделами учебника.В рабочей тетради даны тренировочные упражнения на закрепление пройденного материала и набор контрольных заданий.
Купитьrosuchebnik.ru
Второй иностранный язык в школе в 2018-2019 году: обязательный или нет
Второй иностранный в школах, лицеях и гимназиях России был введен в начале 2015-2016 учебного года. Поскольку решение Минобрзауки носило рекомендательный характер, каждое учебное заведение получило возможность принять решение о введении еще одного языка в качестве обязательного на собственное усмотрение, что стало причиной недовольства многих родителей.
Некоторые школы, работающие в режиме реализации ФГОС в опережающем режиме, поставили второй язык в обязательную программу, не посоветовавшись с родителями. Но нашлись и те, кто остался недоволен тем, что их дети не получили возможности изучать дополнительный язык бесплатно в рамках основной программы обучения.
Что дальше? Какой язык будут изучать школьники в 2018-2019 учебном году как второй иностранный и можно ли будет отказаться от такой нагрузки в школе, где профильными являются не гуманитарные предметы? Давайте разбираться.
Обязательный второй иностранный или нет?
Хотя речь о том, что в школе обязательно должен преподаваться второй иностранный язык ведется еще с 2010 года, термины введения этой номы постоянно отодвигались, вплоть до грядущего 2018-2019 года. Хотя идея на первый взгляд казалась вполне выполнимой, ее реализация столкнулась с рядом серьезных проблем, в числе которых:
- отсутствие свободных часов в расписании профильных классов;
- нехватка педагогических кадров;
- неготовность детей и родителей к повышенным нагрузкам и новым требованиям.
Именно поэтому в 2017-2018 году второй иностранный был рекомендован к изучению, но еще не был обязательным. Более того, каждая школа получила возможность самостоятельно выбрать язык, который будут изучать старшеклассники исходя из желания детей и родителей или наличия соответствующего квалифицированного специалиста.
Таким образом, сегодня второй иностранный является обязательным только для классов с филологическим уклоном. Но, уже в 2018-2019 учебном году все может измениться.
Выбор второго языка
В большинстве случаев, решение о том, каким будет второй иностранный, принимается администрацией учебного заведения. На сегодняшний день в разных школах, лицеях и гимназиях РФ помимо английского изучают:
- немецкий;
- французский;
- испанский;
- китайский.
Благодаря проекту «Немецкий – первый второй иностранный», многие школы отдали предпочтение именно языку Гетте.
С какого класса могут ввести два иностранных?
Не стоит пугаться, что первоклассников заставят одновременно знакомиться с несколькими языками. Изучение иностранного будет поэтапным. С 1-го класса дети будут изучать основной язык (для большинства это будет английский), а уже с 5-го в программе появится второй предмет. Такой подход позволит детям легко освоить базовые понятия.
Таким образом, если в новом учебном году второй иностранный станет обязательным для всех школ, независимо от профиля, то переживать стоит только ученикам «стартовых классов». К примеру, если стандартная программа рассчитана на изучение предмета с 5 по 11 класс, вводить его можно только для 5-тиклассников! Ученики 6-11 классов в таком случае должны продолжать обучение по старому стандарту (без второго иностранного, если его не было в планах учебного заведения ранее).
При введении второго языка допускается дифференцированный подход. Это значит, что каждый регион сможет сам решать, в каком классе и в каком объеме дети будут изучать дополнительный предмет.
Так, для центральных регионов, где русский является родным, нововведение не является проблемой, тогда как для некоторых школ из глубинки, где детям необходимо сначала освоить в нужном объеме русский и английский, введение еще одного нового предмета филологического профиля может стать проблемой.
Мнение министра образования
27.09.2017 года в рамках интервью для телеканала RT Ольга Васильева заявила, что является противницей второго иностранного языка в непрофильных школах.
«Не можем мы сейчас позволить себе во всех школах два языка, не выучим мы их! Нам нужно хорошо знать русский язык, который мы знаем не очень хорошо» — пояснила глава Минобрнауки.
Естественно, что такое заявление не могло не вызвать массу вопросов об отмене второго иностранного языка в школьной программе уже к 2020 году.
Что ожидать ученикам и родителям? На сегодняшний момент нет официальных документов, говорящих о грядущей отмене нововведения, дискуссия о целесообразности которого не смолкает уже много лет. Наиболее очевидной является перспектива предоставления учебным заведениям права вводить или не вводить для своих учащихся второй иностранный. Но, кто и как должен принимать это решение? Администрация школы или родители? На эти вопросы еще предстоит найти ответы.
Зарубежная практика
Знание иностранных языков – одно из базовых требований, предъявляемых сегодня к специалистам многих направлений. И эта норма актуальна не только для России. Во всех странах Евросоюза школьники обязательно изучают иностранные языки на разных этапах школьной жизни. В некоторых странах знакомство с чужими языками начинается только в средней школе. При этом во многих странах на изучение второго языка отводится 2-4 часа в неделю, а старшеклассники овладевают и третьим языком, что не вызывает каких-либо нареканий со стороны родителей.
В школах Украины практика давно работает, но официально с 01.09.2018 дети будут обязательно изучать 2 иностранных языка (основной – с 1-го класса, и второй – с 5-го). Спектр предлагаемых языков будет включать: немецкий, испанский, французский, польский, русский, а также языки нацменьшинств, которые дети смогут изучать в качестве второго иностранного по желанию родителей.
Сохранить и поделиться:
pro2019god.ru
Как в школах Алтайского края будут вводить второй иностранный язык
27.08.2018 в 13:54, просмотров: 1258На прошлой неделе социальные сети «взорвала» новость о том, что в алтайских школах в обязательном порядке с этого года начнут вводить второй иностранный язык. Родители учеников, мягко сказать, выразили беспокойство по поводу успешности проекта, учитывая нехватку кадров, отсутствие учебников и времени в и без того загруженной образовательной программе. На прошедшей 27 августа пресс-конференции в Министерстве образования и науки Алтайского края чиновники ведомства разъяснили ситуацию и пообещали, что переход будет плавным и безболезненным.
Фото: Черемуха
Начальник отдела общего образования регионального Минобрнауки Ирина Дроздова объяснила, что второй иностранный — это не нововведение, а одно из обязательных требований образовательного стандарта, принятого еще в 2015 году. Процесс этот идет постепенно и ненасильственно, учитывая возможности школ — наличие кадров, учебных материалов и прочее.
— Изначально в нашем регионе только три учебных заведения могли себе это позволить, в прошлом учебном году их было уже 15. В текущем году мы рекомендовали муниципальным комитетам образованиям расширить перечень учебных заведений, в которых будут преподавать второй иностранный, — уточнила Дроздова.
Окончательное решение — когда и какой язык вводить в образовательную программу — принимают учебные заведения самостоятельно. Конкретных сроков, лимитирующих данный процесс, Минобрнауки не обозначило. Чиновники лишь напоминают, что делать это согласно стандартам все равно придется, и лучше не затягивать. Учебные материалы есть в федеральном перечне, приобрести их школы могут за счет средств бюджетного ассигнования. «Но никак не за деньги родителей», — акцентировала представитель Минобрнауки.
Она также отметила, что изучение второго иностранного языка будет проходить без «фанатизма», то есть в щадящем режиме.
— На усмотрение школы его будут вводить с пятого или с седьмого класса по девятый. Десятые — одиннадцатые в эту программу не включены. Для сравнения, английский язык дети изучают уже со второго и по 11-й классы. Главное, научить ребенка читать и понимать язык, а для этого вполне достаточно 70 академических часов, — пояснила Дроздова.
Опытом введения второго иностранного с журналистами поделился директор барнаульского лицея № 101 Василий Михальчук. Он вспоминает, что самым сложным на первом этапе было убедить родителей в правильности такого решения.
— Скажу честно, не все были в восторге. Убеждали, аргументировали. Английский язык – для делового общения, немецкий – технический. Так как наш лицей имеет технологический уклон, а многие выпускники поступают в политехнические вузы, необходимо знать оба языка. Со временем все встало на свои места, да и родители смогли убедиться, что трудностей в учебе их детям это не прибавило, — заверил он.
Директор лицея также отметил, что с приобретением учебного материала и кадрами проблем также не возникло, однако добавил: «У нас все-таки город, а не село!».
brl.mk.ru
Вводить нельзя помиловать! Второй иностранный язык в российских школах — ожидание или реальность?
12.01.2016 в 18:21, просмотров: 2331«Вы сначала русскому языку научите нормально. Английский и так на каждом шагу:
«На златом крыльце сидели Мишки Гамми, Том и Джерри, Губка Боб и три утенка, Дональд Дак и Вилли Вонка», — услышано в обычном дворе.
А как зимнее солнце предки называли — в моем поколении и то не все знают».
В университетах, школах, на страницах социальных сетей не утихает полемика, касающаяся вопроса обязательного введения второго иностранного языка. Заявление, сделанное министром образования и науки РФ Дмитрием Ливановым в начале учебного года, общественность окрестила популистским ходом, поддерживающим западные ценности.
После долгого рабочего дня врачи иногда успокаивают себя циничной шуткой: «Здоровые люди лечиться не ходят». Вот уже несколько дней мне кажется, что Министерство образования и науки РФ приняло решение руководствоваться тем же принципом в процедуре приема граждан. Позвонила по номеру, указанному на официальном сайте Минобрнауки, — посоветовали набрать другой. Перезвонила по новому — та же история. После третьей попытки добилась лишь: «Попробуйте оставить онлайн-заявку, и мы обязательно рассмотрим ваше обращение». Здоровой себя уже чувствовать перестала! Сделала все как по инструкции, через пару дней в ответ пришло: «Ваша заявка принята. Телефон для справок:… Ни даты, ни времени, ни желаемого «ждем с нетерпением». Решила, что пора брать штурмом, ворвалась в министерство с уверенным пассажем, вроде «мне нужно, я по записи, у меня личное обращение», в итоге добиться удалось лишь: «А вы вообще как сюда прошли?» Похвалили за энтузиазм и профессионализм.
«С 1 сентября школы переходят на новый стандарт обучения, который предусматривает введение второго обязательного иностранного языка. Пока не все учебные заведения готовы к новому стандарту, им дается переходный период для адаптации», — сообщил Дмитрий Ливанов в интервью «Российской газете» 31 августа 2015 года. Он обозначил перспективу введения ФГОСов для 10-11-х классов с 2020-го и Единого государственного экзамена (ЕГЭ) для выпускников школ с 2022-го. Такая «пятилетка» по душе пришлась далеко не всем.
Нападки на Ливанова со стороны блогеров и активных пользователей социальных сетей не просто не прекращаются, а порождают новые конфликты. Большинство сошлось на том, что «выпускаются из школ девять из десяти — дебилы, которые толком писать не умеют, читают так, что плакать хочется, а говорят и вовсе как последние дегенераты». Общественность взбудоражена заявлением о введении дополнительной нагрузки для детей. О наболевшем напоминают также часто звучащие риторические вопросы вроде: «А почему второй иностранный? Почему не литература или история? Как быть с национальными школами?»
Да? Нет? Естественно, да!
— Не понимаю, откуда взялся такой негатив, — отмечает Марина Сергеевна Широлапова, учитель немецкого языка. — еще Гете в XVIII веке сказал: «Кто не знает иностранных языков, ничего не знает и о своем собственном». Я с ним полностью солидарна. В нашей школе изначально было два иностранных языка: немецкий и английский. Начальная школа изучает один язык — три раза в неделю, в средней школе к пяти часам одного иностранного добавляются два часа нового языка, а в старшей параллели обучение продолжается в соотношении 4:2. В противовес доводам по поводу нагрузки школьников могу сказать, что наша система обучения дает возможность успешно и без репетитора подготовиться к сдаче экзамена на немецкий языковой диплом. Этот документ дает возможность учиться за границей без дополнительного подтверждения уровня владения нормами языка. Кроме того, сертификат носит своего рода безвременный характер, то есть не требует пересдачи хоть через десять лет, хоть через пятьдесят. Ради такого бонуса можно потрудиться, плюс — себе же во благо.
В Москве, например, школа с углубленным изучением немецкого языка № 1212 плодотворно сотрудничает с немецкой посольской школой. Уже более сорока лет (еще со времен Советского Союза) реализуется обмен с двумя гимназиями, расположенными в Германии.
— Немцы славятся своей педантичностью и аккуратностью. Говорят, что эта нация отличается практичностью и бережливостью: они экономят воду, сортируют мусор, не любят потчевать гостей. А действительно ли это так? Вот в русской семье на обеденном столе или в холодильнике всегда должно быть горячее: супы, борщи — так мы привыкли, так у нас заведено. В Германии на завтрак бутерброды с нутеллой и фанта, а на ужин — то, что осталось от утренней трапезы. У учеников есть возможность проверить все это на собственном опыте. Немецкий островок посреди спального района на Мосфильмовской улице, знакомство с бытом и традициями западной (или восточной) культуры не по занудным книжкам… Все это хорошо. Только почему-то на ум приходит веселая песенка Колмановского и Ошанина: «Почему, дружок, да потому, / Что я жизнь учил не по учебникам. / Просто я работаю, просто я работаю, / Просто я работаю волшебником».
Дед Мазай и зайцы, честное слово
— Учителя не готовы даже к введению обязательного ЕГЭ по иностранному языку, поскольку уровень владения у многих недостаточно высокий и в школах нет материальной базы (я имею в виду технические средства). Что тут говорить о введении еще одного? — считает Светлана Евгеньевна Шевченко, кандидат филологических наук, доцент кафедры теории языка Курского государственного университета. Чтобы знать язык, уметь им оперировать нужно, минимум, три часа в неделю. Меньше — это просто фикция. Для владения языком и сдачи экзамена необходимы стажировки, а кто их будет оплачивать? Если в столице резервы не лопнут в результате расходования денег на языковой обмен, то в регионах школы могут рассчитывать только на родительский кошелек.
История с двумя иностранными языками родилась не сегодня и даже не вчера. Несколько лет назад в школах уже пытались добровольно-принудительно преобразовать расписание с учетом новых дисциплин. Но позволю себе обратиться к Постановлению Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 г. Москвы «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях». Читаем об объеме максимальной допустимой нагрузки в течение дня: «для обучающихся 1-х классов не должен превышать 4 уроков и 1 день в неделю — не более 5 уроков за счет урока физической культуры; для обучающихся 2-4-х классов — не более 5 уроков, и один раз в неделю 6 уроков за счет урока физической культуры при 6-дневной учебной неделе; для обучающихся 5-6-х классов — не более 6 уроков; для обучающихся 7-11-х классов — не более 7 уроков». Кроме того, регламентируется количество часов, отведенных на выполнение школьником домашнего задания (по всем предметам): «во 2-3-х классах — 1,5 ч., в 4-5-х классах — 2 ч., в 6-8-х классах — 2,5 ч., в 9-11-х классах — до 3,5 ч». А теперь спросите у старшеклассников, сколько часов из суточных 24 они выкраивают на сон и чтение любимой книжки? И сколько тратят на так называемое д/з?
Преподаватель английского языка одного из ведущих московских вузов страны заявление Главы Министерства образования и науки РФ Ливанова серьезно воспринимать отказывается: В общем, это полный бред, потому что сказать можно все что угодно, а претворить в жизнь… Ну, во-первых, учебный план и расписание все-таки не резиновые. За счет каких часов будет вводиться второй иностранный? Каким предметом нужно пожертвовать, чтобы более-менее изъясняться на французском-немецком-китайском? Второй момент: штат сотрудников. Если в школе не было преподавателей по этим предметам, то откуда они возьмутся. Займитесь элементарной арифметикой. Не думаю, что выпускники ин. яза стремятся работать в школе. Да и если хорошо подумать… Зачем такие крайности? Блестяще будут знать сразу два? Я вас умоляю!
Почему? Зачем? Но главное — КАК?
Возможно, на вопрос «зачем?» мы ответить сумеем. Все-таки курсы изучения иностранных языков, языковые школы и тренинги процветают и зарабатывают неплохие деньги на потребности людей быть образованными в этой области. Недавно подруга вернулась из Австрии: пьем чай, она с восхищением рассказывает: «Там даже водители автобусов свободно разговаривают на английском!» Да никто и не спорит. Реформа сама по себе полезная, нужная. Научная литература сейчас вся на иностранном, гаджеты и современная техника в большинстве своем — на иностранном, обязательное условие при трудоустройстве на мало-мальски престижную работу — владение иностранным. Но вопрос в том, за счет каких извращений и нововведений предложение Ливанова будет воплощаться в жизнь?
И не является ли данная затея амбивалентной, аналогом еще более интересной: в школьную программу хотят включить обучение езде на велосипеде. Кстати, зимнее солнце наши предки называли Колядой, отсюда и пошло название праздника.
chr.mk.ru