Количество студентов в россии 2018 – Рейтинг QS-2018: российские вузы сделали значительный рывок всего за год – Общество

Рейтинг QS-2018: российские вузы сделали значительный рывок всего за год – Общество

‘ТАСС’

МОСКВА, 7 июня. /ТАСС/. Большинство российских вузов, представленных в глобальном рейтинге британской компании Quacquarelli Symonds прошлого года, а именно 14 из 22, значительно продвинулись вверх, преодолев сразу десятки строчек. В первую сотню впервые с 2010 года вернулся МГУ имени Ломоносова. Корреспондент ТАСС пообщался с ректорами и представителями университетов, чтобы узнать, благодаря чему стали возможны такие изменения.

7 июня был опубликован новый глобальный рейтинг QS. В нем учебные заведения оцениваются по шести критериям: академическая репутация (40% от общего балла), соотношение преподавательского состава к числу студентов (20%), индекс цитируемости (20%), репутация среди работодателей (10%), доля иностранных студентов (5%) и доля иностранных преподавателей (5%).

РУДН: +100 позиций

Российский университет дружбы народов (РУДН) поднялся сразу на 100 позиций в рейтинге QS, переместившись из группы 601-650 в группу 501-550.

  • Эксперты: рейтинг российских вузов поднимают отзывы работодателей и прорывные разработки
  • Васильева: связь вузов РФ с запросами страны помогла им войти в рейтинг QS

“Такой результат достигнут благодаря улучшению сразу нескольких показателей. В частности, соотношение численности научно-педагогических работников к количеству студентов – это стало возможным в силу реализации стратегии From Teaching to Learning (“от университета, в котором учат, к университету, в котором учатся”). Вдвое выросла доля иностранных преподавателей. Увеличились и наукометрические показатели: количество цитирований и статей, опубликованных учеными университета в журналах, входящих в международную базу данных Scopus”, – сказал ТАСС ректор РУДН Владимир Филиппов.

Он добавил, что вуз является лидером среди всех российских университетов по доле иностранных студентов. По мнению Филиппова, показатели достигнуты, в частности, благодаря концентрации ресурсов в рамках участия в программе 5-100 (программа господдержки вузов РФ для их продвижения на мировой арене – прим. ТАСС).

“В условиях конкуренции на мировом рынке образовательных услуг, когда правительства Китая, Австралии, Германии, Индии и других стран уже много лет оказывают системную поддержку своим лучшим университетам, попадание РУДН в группу 501-550 рейтинга QS – это успех, однако не предел. Коллективом сейчас разрабатывается новая дорожная карта развития на ближайшие три года – на основе полученного опыта, оценки собственных сил будут предложены новые, более амбициозные проекты, которые позволят РУДН и дальше подниматься в мировых рейтингах”, – отметил Филиппов.

Высшая школа экономики: +30 позиций

Национальный исследовательский университет “Высшая школа экономики” поднялась более чем на 30 строчек вверх по сравнению с прошлым годом, переместившись из группы 411-420 на 382-е место.

Рейтинг QS этого года отражает работу всех российских вузов. Если посмотреть на общую картинку, за несколькими исключениями, это движение вперед на десятки позиций

ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов

Он добавил, что отечественные университеты приложили огромные усилия в своем глобальном международном позиционировании, и в первую очередь, в публикационной активности, увеличении числа международных студентов и иностранных преподавателей.

“Эта работа легче фиксируется предметными отраслевыми рейтингами. Можно заметить, что места, которые российские вузы имеют в предметных рейтингах, примерно на 200 позиций выше, чем те, что они имеют в глобальном”, – отметил ректор.

Он объяснил этот факт двумя причинами. “Российские вузы, как более специализированные, несколько проигрывают традиционным зарубежным вузам, у которых больше направлений исследований, и, как следствие, за них больше экспертов голосуют. Второе – это сама методика глобального рейтинга, когда голосует огромное количество экспертов, и эти эксперты часто голосуют за вуз, о котором не имеют никакого представления”, – считает Кузьминов.

Таким образом, по мнению ректора, возникает фактор случайности: информационная активность университета превосходит его реальное качество. “Российским университетам придется делать специальные усилия для того, чтобы занять приличные места в рейтингах QS и THE, в первую очередь это касается продвижения массовых онлайн-курсов на английском языке, проведение на своей базе регулярных международных научных мероприятий”, – сказал ректор ВШЭ.

МИФИ: +30 позиций

Национальный исследовательский ядерный университет “МИФИ” в этом году поднялся из группы 401-410 на 373 место. Это лучший результат вуза с 2014 года.

“Приятно, что наш университет улучшил свои позиции более чем на 30 мест в глобальном рейтинге университетов QS в 2018 году по сравнению с прошлым годом. Во многом это связано с существенным ростом числа иностранных студентов (примерно 20% от общего количества студентов) и ведущих иностранных ученых и преподавателей (16% от общего числа научно-педагогических работников университета)”, – сказал ТАСС декан факультета повышения квалификации и переподготовки кадров “МИФИ” Сергей Киреев.

“Важно подчеркнуть, что рост этих показателей напрямую связан с международной деятельностью государственной корпорации “Росатом”, базовым университетом которой является МИФИ. Поэтому хочется поблагодарить рейтинговое агентство QS, которое столь оперативно отреагировало на деятельность НИЯУ “МИФИ” в области интернационализации”, – подчеркнул Киреев.

“Бауманка”: +15 позиций

Московский государственный технический университет имени Баумана в этом году поднялся с 306 места на 291.

“Мы устойчиво развиваемся, мы много делаем для того, чтобы университет входил в число ведущих страны и всего мира, и это тренд “Бауманки” еще с XIX века. За последние годы у нас значительный прирост в объемах научных исследований, к примеру, у нас появились 14 уникальных инженерных центров, и таких центров даже в Европе поискать”, – сказал ТАСС ректор МГТУ имени Баумана Анатолий Александров.

Он уточнил, что речь идет о центре нанотехнологий, который поставляет свою продукцию на внешний рынок, центре плазменных технологий, где работает ученый с мировым именем Грегор Морфилл, центре роботехники, криологии и т.д. “Наш главный девиз – “образование через науку”, и все наши студенты участвуют в реальных исследованиях”, – отметил Александров.

По его словам, несмотря на некоторую закрытость вуза как главного ракетно-космического университета страны, в Бауманке обучается полторы тысячи иностранцев, в том числе из Европы.

Главное наше достоинство, что мы сами умеем зарабатывать деньги именно научными исследованиями. Мы участвуем в реальных разработках, побеждаем в тендерах и конкурсах, обходя профессиональные организации, потому что у нас есть научный задел и есть молодые и дерзкие научные кадры

ректор МГТУ имени Баумана Анатолий Александров

Говоря про международные рейтинг, он добавил, что его методика не всегда понятна. “Тем не менее, рейтинг QS – это зеркало, нравится нам это зеркало или нет. Оно отражает так, как нас видят в мире. Когда наше движение замедлилось, мы были огорчены и думали, как это изменить. В этом году мы вместе с немногими нашими университетами вошли в топ-300, и для нас это значительное событие”, – заключил Александров.

МГУ: +13 позиций

Самый известный российский вуз, МГУ имени Ломоносова, в этом году поднялся со 108 на 95 место.

“Опубликован рейтинг QS, это авторитетный рейтинг, он основан на нескольких параметрах, в том числе на опросах экспертов, на просмотре баз данных, это миллионы ссылок, миллионы статей. И, конечно, результаты исследования заслуживают внимания. Московский университет улучшил свои позиции, мы входим в топ-100. На самом деле, мы входим в 1% ведущих университетов мира, если сосчитать все университеты мира”, – прокомментировал результаты рейтинга ректор МГУ Виктор Садовничий.

Он отметил, что относит этот успех к работе коллектива, профессоров, преподавателей Московского университета. “Для нас главное не ориентироваться на борьбу за место в рейтинге, а работать: работать на ребят, на студентов, повышать эффективность, получая хороший результат и служа обществу – в этом главные задачи университета”, – сказал Садовничий, добавив, что еще одной миссией вуза является служение обществу.

“В нашем обществе уже утвердилось мнение, что университеты должны выполнять эти три миссии”, – заключил ректор МГУ.

tass.ru

Голикова сообщила о росте числа китайских студентов в России

“В период с 2012 года число граждан Китая, обучающихся в России, увеличилось вдвое, до 30 тысяч человек, а российских граждан, которые учатся в Китае, — в два с половиной раза, до 18 тысяч Работа по наращиванию двусторонней академической мобильности до 100 тысяч человек к 2020 году идет успешно”, — цитируют Голикову в секретариате вице-премьера. Она отметила, что значимую роль играет преподавание русского языка в Китае и китайского языка в России.

В рамках Годов российских и китайских СМИ (2016-2017 годы) реализовано почти 250 совместных проектов, отметила вице-премьер. Так, подписано соглашение о распространении в Китае российского телеканала “Катюша”.

Созданы и успешно функционируют Российско-Китайские студенческие инкубаторы. Первый был запущен в июле 2016 года на базе Тихоокеанского государственного университета в г. Хабаровске. Инкубаторы открылись в 2017 году в Омске, Ульяновске и Уфе. Китайская сторона запустит такие же инкубаторы в Циндао, Сиане, Харбине и Гуйяне.

По словам Голиковой, среди важных направлений — сотрудничество в области медицины катастроф, современных медицинских технологий и санитарно-эпидемиологического благополучия населения. “Большие ожидания от запущенного в этом году нового масштабного проекта — Годы межрегиональных обменов, в рамках которого в 2018-2019 годах организуется большое количество мероприятий, направленных на укрепление связей на уровне административно-территориальных образований России и Китая”, — подчеркнула заместитель председателя правительства. Она также пригласила китайских коллег принять участие в Мировом чемпионате рабочих профессий WorldSkills в Казани в 2019 году, направленном на повышение престижа рабочих профессий.

В заключение Татьяна Голикова отметила, что прошедшая встреча, а также последующая совместная работа в рамках межправкомиссии по гуманитарному сотрудничеству станут важным шагом в подготовке к очередной 23-й регулярной встрече глав правительств России и Китая, которая запланирована на осень текущего года.

ria.ru

Вузы недосчитаются студентов? – Росбалт

В правительственном докладе о реализации государственной политики в сфере образования говориться о том, что демографическая яма с уровня общего образования смещается на уровень среднего профессионального и высшего. Число абитуриентов в новом учебном году сократиться на 40% по сравнению с 2009 годом. Стоит ли вузам готовиться к недобору? Означает ли это, что в столичные вузы перетекут лучшие студенты из регионов? Как трансформируется высшая школа на фоне снижения количества потенциальных студентов? И не получится ли с вузами также, как с детсадами, которые сначала закрыли из-за низкой рождаемости, и помещения отдали под коммерцию, а потом столкнулись с острым дефицитом мест, когда демографическая ситуация выправилась? Об этом «Росбалт» поговорил с директором Центра экономики непрерывного образования Института прикладных экономических исследований (ИПЭИ) РАНХиГС

Татьяной Клячко.

«Численность студентов в российских вузах снижается десятый год подряд. Пик был пройден в 2008 году, когда студенческий контингент превысил 7,5 миллионов человек. В 2017 году он снизился до 4,2 миллионов, то есть сократился на 44% по отношению к пиковому значению. Но как-то особой паники все эти годы не наблюдалось», — отметила Клячко.

По ее словам, снижение контингентов продолжится, если исходить из демографического прогноза Росстата, вплоть до 2024 года, но будет более плавным. В 2024 году, согласно расчетам, в российских вузах будет учиться 3,7-3,9 миллионов студентов.

«А вы, друзья, как ни садитесь…»

К чему привело снижение численности студентов, и почему все проходит относительно спокойно?

Во-первых, по словам эксперта, произошло сокращение примерно в 1,4 раза числа вузов. В 2010 году их насчитывалось 1115, в 2017 году — 818.

Если говорить о филиальной сети, то она сократилась значительно сильнее — в 1,7 раза. Правда, процесс этот происходил не синхронно с сокращением числа вузов. Наибольшее число филиалов было зафиксировано в 2013 году — 1482, в 2017 году их осталось меньше 840.

«Таким образом, вузовская сеть очень активно сжималась, в наибольшей степени из системы высшего образования уходили частные высшие учебные заведения: прием в государственные и муниципальные вузы в последние годы сократился на 15%, в частные вузы — почти в два раза», — подчеркнула собеседница «Росбалта».

Во-вторых, сокращение профессорско-преподавательского состава вузов также шло все 10 лет. Но, по сравнению с сокращением численности студентов, оно было небольшим — на 27,5%. «Это связано с двумя моментами: прежде всего, преподаватели работали (работают), как правило, в нескольких вузах, иногда в двух или трех. В одном — например, частном — его сокращали, в государственном он продолжал работать», — пояснила эксперт.

Так, по ее словам, в последние годы в вузах сократили практически всех совместителей и почасовиков, что привело к росту нагрузки на штатный персонал, но свои рабочие места большая часть профессорско-преподавательского состава сохранила.

«Еще одна причина сравнительно небольшого снижения численности преподавателей вузов — это изменение структуры студенческого контингента: до 2014 года заочники и вечерники составляли 55%, в 2017 году, напротив, очный контингент составил 51%», — отметила Клячко.

В-третьих, увеличение доли очных студентов ведет к росту численности профессорско-преподавательского состава. Так, в 2017 году число преподавателей впервые с 2010 года выросло на две тысячи человек, так как при заочном обучении на одного преподавателя приходится примерно 100 студентов, а при очном — 10-12.

Вернись, студент

«Недобора, таким образом, в вузах не будет. К 2020 году произойдет еще небольшое сокращение числа государственных и муниципальных вузов, их общее число составит 500. Напомню, что в РСФСР в 1991 году было 514 вузов, в которых обучалось 2,7 миллионов студентов», — отметила собеседница «Росбалта».

Не получим ли мы в результате оптимизации высшей школы на фоне демографической ямы образования для избранных? Ведь к 2024 году вузов будет примерно столько же, сколько в 1991 году, а студентов — как минимум на один миллион больше.

По мнению Клячко, такая ситуация нам не грозит. К 2030 году численность студентов вузов по прогнозу составит примерно 4,2-4,3 миллионов человек. Число вузов расти не будет, но будет увеличиваться в них число мест. Кроме того, возможен перевод части студентов в дистанционный режим — новые технологии будут активно проникать в университеты.

«Что касается перераспределения студентов между региональными и столичными (Москва, Санкт-Петербург) вузами, то оно идет опять-таки все последние годы, и связано это, прежде всего, с введением ЕГЭ. В 2016 году в московские и питерские вузы поступили 7,5% выпускников школ из регионов, в 2017 году уже 9%. До введения ЕГЭ — таких было 1,5-2%. Что касается межрегионального потока, то в 2017 году в вузы не своего региона, не считая Москвы и Санкт-Петербурга, поступило 16,5% выпускников школ, в 2018 году о своем намерении поступать в вузы другого региона сообщили 15%», — рассказала Клячко. 

Анна Семенец

 

 

www.rosbalt.ru

Сколько абитуриентов из-за рубежа нужно России / Я так вижу / Независимая газета

Увеличить число иностранных студентов можно уже сегодня

Фото pixabay.com

Приоритет на развитие экспорта российского образования в майском указе президента РФ Владимира Путина «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» обсуждается не так широко, как задачи, которые обозначены в сфере экономики, здравоохранения и т.д. Вместе с тем включение этой задачи – знаковый момент для российского образования. Этот документ подтверждает курс, обозначенный впервые в прошлом году на заседании президиума Совета при президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам 30 мая 2017 года. Тогда впервые был рассмотрен приоритетный проект «Развитие экспортного потенциала российской системы образования». Образование вошло в число экспортно ориентированных отраслей экономики.

В рамках приоритетного проекта была поставлена задача увеличить количество иностранных учащихся, обучающихся по очной форме в российских вузах и учреждениях среднего профессионального образования (СПО) в три раза – с 220 тыс. человек в 2017 году до 710 тыс. в 2025-м. В майском указе президента России 2018 г. речь идет об увеличении к 2024 году. не менее чем в два раза количества иностранных граждан, обучающихся в образовательных организациях высшего образования и научных организациях.

Включение в майский указ задач по увеличению числа иностранных студентов в российских вузах крайне своевременно. О барьерах по экспорту образования хорошо известно: наше миграционное, визовое и трудовое законодательство, в целом низкие показатели российских вузов в мировых рейтингах, отсутствие или несовершенство материальной и нематериальной инфраструктуры экспорта образования, продление и эскалация санкций в отношении России с негативными последствиями для ее имиджа за рубежом и привлекательности как провайдера образовательных услуг…

Понятно, что эти проблемы отдельный российский вуз не решит. Но что тогда в компетенции вуза? Что можно сделать на институциональном уровне для увеличения числа иностранных студентов уже сейчас?

По мнению экспертов, набор 92% иностранных студентов, как правило, проводится через веб-сайт высшего учебного заведения. Опрос, проведенный группой европейских социологов, показал, что один из пяти респондентов вычеркнул из своего списка учебных заведений те вузы, чьи веб-сайты им не понравились. Мало того, 90–93% потенциальных студентов в странах Азии рассматривают свой будущий вуз в первую очередь через его официальный сайт.

В исследовании How Do Millennials Research University: The Online Journey for Prospective Undergraduate Students in the UK, подготовленном компанией QS, отмечается, что девять из десяти респондентов называли вузовский сайт «существенным» или «очень важным» ресурсом в процессе принятия решений, и лишь около 20% респондентов отметили сетевые массмедиа. В докладе QS также отмечается, что иностранные студенты имели сложности в поиске ключевой информации на веб-сайтах университетов: около 56% респондентов указали на сложности в поиске информации о стоимости обучения; 39% – о процессе подачи заявок и сдаче вступительных экзаменов; более трети – о подробной информации насчет содержания курса; 21% – с поиском информации о визах; чуть менее 10% – испытывали трудности с поиском местонахождения вуза.

Для сравнения. Авторы доклада Российского совета по международным делам (РСМД) «Электронная интернационализация: англоязычные интернет-ресурсы российских университетов (2017–2018 гг.)» по результатам исследования пришли к выводу, что «у большинства университетов – участников проекта «Экспорт образования» англоязычные сайты либо отсутствуют, либо заполнены в минимальном объеме». В реальности только 64% российских вузов имеют англоязычные страницы в социальных сетях, и из них только 7,7% российских университетов ежедневно обновляют информацию в своих аккаунтах.

В конце концов, размещение информации на сайте вуза – вопрос серьезный и регламентируется постановлением правительства РФ от 10.06.2013 № 582 «Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет».

На самом деле проблема гораздо глубже. Для большинства российских вузов международная деятельность – это сравнительно новый вид деятельности. Опыт привлечения иностранных студентов на обучение к моменту распада СССР фактически отсутствовал во всех вузах России, а опыт обучения и взаимодействия с иностранными студентами был в небольшом числе вузов. К моменту распада СССР контингент иностранных студентов насчитывал около 120 тыс. человек из стран социалистического лагеря и большинства развивающихся государств.

Принципиальные изменения в функциях международной службы в российских вузах произошли с введением показателей по доле иностранных студентов в ежегодном мониторинге вузов. Абсолютно справедливо исследователь Ирина Медынская из Санкт-Петербургского государственного экономического университета отмечает: «Структурно-функциональная несбалансированность организаций высшего профессионального образования, участвующих в оказании образовательных услуг для иностранных граждан, проявляется в противоречии между состоянием их управления, поставленными задачами роста результатов деятельности и рыночной средой. Основные недостатки и проблемные аспекты управления их взаимодействием связаны с попытками ставить и решать принципиально новые для них задачи, используя старые принципы и методы управления».

В заключение хотелось бы акцентировать внимание российских вузов на том, что увеличивать число иностранных студентов все-таки придется, как минимум в два раза. С увеличением числа иностранных студентов необходимо реформировать международные службы вузов и увеличивать число их сотрудников, повышать их квалификацию, принимать институциональные стратегии экспорта образования, в которых будет зафиксировано последовательное увеличение числа иностранцев на ближайшие годы. И все это и многое другое нужно начинать делать уже сейчас.

www.ng.ru

Сколько в России людей с высшим образованием?

Обратимся к последнему по времени тематическому обзору сферы образования, подготовленному Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), объединяющей на сегодня 35 наиболее индустриально развитых стран мира, – Education at a Glance 2017. Из него действительно следует, что по первому из указанных министром показателей Россия опережает все страны ОЭСР, кроме Канады, не говоря уже о том, что средний по ОЭСР показатель в полтора раза ниже российского. Уточним лишь, что речь идет о доле не в общей численности населения той или иной страны, а лишь о возрастных группах в интервале 25–64 года:

Исходя из оценок, приводимых ОЭСР в том же докладе, второй из указанных министром показателей – доля молодых людей, не закончивших школу, – в России один из самых низких, по сравнению со странами ОЭСР. А молодых людей, имеющих высшее или среднее профессиональное образование, наоборот, вновь один из самых высоких:

“За период с 1989-го по 2014 год численность населения России, получившего именно высшее образование, выросла более чем вдвое, а общее количество вузов в стране увеличилось с 514 в 1991 году до 896 в 2015-м, в стране сформировался обширный сегмент негосударственных вузов (41% от общего их числа)”, – отмечалось в недавнем исследовании Института образования НИУ ВШЭ в Москве. И зачастую уровень в 50% и более стал восприниматься как показатель распространенности в стране именно высшего образования. Здесь и требуется уточнение.

Согласно данным Всероссийской переписи населения 2010 года, в стране насчитывалось 83,384 млн человек в возрастных категориях от 25 лет до 64. Из них о наличии высшего образования заявили 27,5 млн, то есть 33,4%, но никак не “более половины” от всех, как нередко могут восприниматься оценки ОЭСР. “Многие уверены, что по охвату населения высшим образованием Россия опережает большинство других стран… Этот факт настолько утвердился в массовом сознании, что его мало кто ставит под сомнение. На самом деле эта точка зрения – миф, не основанный на реальных статистических данных”, – отмечают эксперты Высшей школы экономики в недавней статье для газеты “Ведомости”, которая так и озаглавлена: “Миф о всеобщем высшем образовании”.

Дело в том, поясняют авторы исследования, опубликованного в последнем номере журнала “Вопросы образования”, что статистика ОЭСР в категории tertiary education объединяет как людей с высшим образованием, так и выпускников техникумов и колледжей: “Российское высшее образование классифицируется ОЭСР по международной классификации как ISCED5A, а среднее профессиональное – как ISCED5B. Именно распространенность среднего профессионального образования делает Россию одним из лидеров в своеобразном рейтинге стран ОЭСР”.

Действительно, в более молодых поколениях высшее образование получают все больше людей, продолжают эти же эксперты в статье для “Ведомостей”, однако это международная тенденция, и Россия здесь не является исключением: “В Великобритании, Франции, Германии процент людей с высшим образованием выше. Россия – на одном уровне с Латвией, Болгарией и Польшей… ОЭСР не обладает независимыми источниками данных, и их оценки основаны на данных Росстата”.

При этом сама доступность в России высшего образования для молодых людей в возрасте 17–25 лет сильно разнится по регионам, отмечают авторы другого исследования НИУ ВШЭ. Имеются в виду три параметра: общее наличие мест в вузах того или иного региона для желающих в них учиться, а также финансовая и территориальная доступность высшего образования проживающим в регионе молодым людям. Средний по регионам России общий показатель такой доступности составляет 33%, при этом почти в половине регионов – ниже 28%.

Авторы этого исследования отмечают также, что более чем в трети регионов России у молодежи просто нет возможности получить именно “качественное” высшее образование. Как показатель, характеризующий качество образования в регионе, ими используется доля студентов в вузах региона, зачисленных на первый курс со средним баллом ЕГЭ от 70 баллов и выше. “Средний балл ЕГЭ является не только индикатором селективности вуза, но и косвенно говорит о качестве образования, – поясняют эксперты. – То есть предполагается, что, чем больше абитуриентов с высокой оценкой их знаний стремятся в конкретный вуз, тем более качественное образование можно в нем получить”.

В итоге вероятность стать студентом более “качественного” вуза выше в Санкт-Петербургском и Московском регионах, Томской и Свердловской областях. Тогда как в 29 регионах отсутствуют вузы с баллом ЕГЭ выше 70, заключают авторы исследования.

Если же вернуться к данным ОЭСР, то в целом по России 82% взрослых людей с высшим и средним профессиональным образованием трудоустроены. Это чуть ниже среднего уровня по странам ОЭСР (84%). Трудоустройство недавних выпускников вузов в России, по данным последнего мониторинга Минобрнауки, составляет 75%, что также чуть ниже среднего уровня по странам ОЭСР (77%).

www.factograph.info

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *