Коррекционной школы – Статья по теме: Коррекционно-педагогическая работа с учащимися коррекционной школы VIII вида | скачать бесплатно

Коррекционная школа. Ее учеников нельзя вылечить, но им можно помочь | Здоровье ребенка | Здоровье

В эти учебные заведения направляют мальчишек и девчонок, у которых диагностирована умственная отсталость легкой, умеренной и тяжелой степени. Наш корреспондент побывал в одном из подобных учебных заведений – Уфимской специальной (коррекционной) общеобразовательной школе-интернате № 59 VIII вида.

Непосильное бремя

«К сожалению, современный уровень развития медицинской и педагогической науки не позволяет преодолеть умственную отсталость в полной мере… Но мы можем обеспечить максимально возможное развитие ребенка, подготовить его к самостоятельной жизни и к интеграции в общество», – с этих слов началась наша беседа с директором Уфимской коррекционной школы-интерната № 59, отличником образования Республики Башкортостан, победителем Всероссийского конкурса «Лидер в образовании 2005 года» Юлаем Камиловичем Амекачевым.

Люди, далекие от педагогики, нередко путают умственную отсталость и педагогическую запущенность. Это разные явления. Если проблемы в обучении связаны с социальными причинами, отсутствием родительского внимания, например, то эти факторы можно устранить, и ребенок почти всегда догонит своих сверстников и освоит школьную программу. При умственной отсталости диагностируются поражение головного мозга и неспособность к абстрактному мышлению.

В этой ситуации стандартная школьная программа становится для ребенка непосильным бременем. Школу-интернат № 59 посещает немало детей, у которых есть негативный опыт обучения в обычных школах. Мальчишки и девчонки не могли понять учебный материал, выполнить хотя бы часть домашних заданий, наладить контакт со сверстниками. Они были изгоями.

Юлай Камилович отмечает: «Недопустимо принуждать ребенка посещать общеобразовательную школу, если он в силу физических и психических ограничений не способен воспринимать школьную программу. В специальной школе мы учитываем потребности и возможности «особых» детей, создаем для них комфортную среду».

Интеграция в общество

Одна из важнейших задач специальной школы – подготовить учащихся к взрослой жизни. Трудовому обучению здесь уделяется большое внимание. Действуют столярная, слесарная, швейная и картонажно-переплетная мастерские. Многие выпускники в дальнейшем работают по этим специальностям. Кроме того, они нередко становятся дворниками, уборщицами, подсобными рабочими, санитарками…

Школа поддерживает контакты с рядом уфимских лицеев и колледжей, готовящих специалистов в области полиграфии, легкой промышленности, строительства, цветоводства и озеленения.

Преподаватель швейного дела Л.М. Фролова и учащаяся Настя Алексеева. Фото из архива ГБОУ Уфимской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната № 59 VIII вида.

Нужная профессия

Анастасии Алексеевой пятнадцать лет. Она учится в восьмом классе. После окончания девятого класса собирается поступать в профессиональный лицей, чтобы получить профессию маляра-штукатура.

Обучение в коррекционной школе продолжается двенадцать лет, на один год дольше, чем в общеобразовательной. Но лучшие ученики обычно покидают стены школы уже после девятого класса, чтобы продолжить обучение в профессиональных лицеях и колледжах столицы Башкортостана. Причем учиться им предстоит не среди «своих», а вместе с выпускниками обычных школ. Те, кто не может или не хочет поступить в другие учебные заведения, остаются в стенах родной школы. Здесь они тоже получают профессиональные навыки.

Почему Настя выбрала профессию маляра-штукатура? Девушка отвечает не по-детски рассудительно: «Это нужная, полезная специальность. Я смогу делать ремонт, выполнять работы по отделке офисов, частных домов и квартир».

Что может рассказать Настя об обучении в школе? «Мне здесь интересно учиться. Я хожу в бассейн, занимаюсь бисероплетением. Люблю шить, рисовать. Кроме этого, я участвую в музыкальной группе – пою и играю на синтезаторе. А еще я умею играть на ложках… В этом году мы поставили спектакль к началу учебного года. Репетировали весь август. Мне досталась роль Карлсона».

От простого к сложному

Люция Махияновна Фролова работает преподавателем швейного дела в школе-интернате с 1980 года. Швейное дело в коррекционных школах восьмого вида начинают изучать с четвертого класса. Сначала дети учатся создавать самые простые вещи: мешочки для хранения изделий, игольницы, косынки. В пятом классе наступает черед сумочек, фартуков, халатов… В шестом классе здесь уже шьют блузки, юбки и платья.

Также дети учатся создавать красивые вещи из недорогих подручных материалов. Например, очаровательную игольницу в виде цветка из обычной крышечки от пластиковой бутылки. Эти сувениры они могут подарить своим родителям, друзьям и знакомым.

Учащиеся Алексей Гальцев и Рустем Валеев в столярной мастерской. Фото из архива ГБОУ Уфимской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната № 59 VIII вида.

Бытовые темы

Валентина Михайловна Зинатшина преподает русский язык и литературу. Практически все произведения представлены в учебнике в сокращенном и адаптированном виде.

Среди жемчужин русской и мировой литературы нашлось место и для известного рассказа А. П. Чехова «Злоумышленник». Могут ли дети с особенностями в развитии его понять? «Герой Чехова Денис Григорьев отвинчивает гайки, которыми рельсы прикрепляются к шпалам, чтобы использовать их в качестве грузила для рыбалки… Моя задача состоит в том, чтобы дети поняли, что поступок Григорьева может привести к крушению поезда и разрушить жизни многих людей. Мы обсуждаем с ребятами, возможна ли такая ситуация в наше время, сохраняет ли актуальность рассказ классика», – отмечает В. М. Зинатшина.

Значительная часть учебного времени на уроках Валентины Михайловны посвящена социально-бытовым темам, знакомству с реалиями окружающего мира: «Например, для наших старшеклассников важно понять, что такое паспорт и зачем он нужен? Чем паспорт отличается от свидетельства о рождении? Что такое резюме? Что такое трудовая книжка? Как написать заявление о приеме на работу или зачислении на учебу? Как оплачиваются коммунальные платежи? Для подростков с ментальными нарушениями даже самый простой вопрос может стать неразрешимой загадкой».

Смотрите также:

www.aif.ru

Виды коррекционных школ и их особенности | Школа

Коррекционная школа – учебное заведение, в которое направляют учиться мальчиков и девочек с диагнозом «умственная отсталость» в умеренной или тяжелой степени. Не стоит путать умственную отсталость и педагогическую запущенность. Иногда проблемы с обучением могут быть связанны с отсутствием родительского внимания или другими социальными причинами, которые вполне реально устранить. Ребенок в таком случае может догнать своих сверстников и освоить школьную программу. В коррекционную школу попадают дети с поражением головного мозга, которое привело к неспособности абстрактно мыслить. Естественно, что они не могут освоить стандартную школьную программу, более того, в школе они рискуют получить негативный опыт общения со сверстниками и стать изгоями в классе.

Некоторые дети не могут наравне обучаться со своими сверстниками по нескольким причинам. К примеру, у ребенка имеется заболевание нервной системы, либо врожденные аномалии. Проблемы могут возникнуть из-за проживания в очень плохих социально-бытовых условиях, что приводит к развитию различных психических расстройств. Именно поэтому кроме обычных общеобразовательных школ, имеются специальные коррекционные для детей с рядом диагнозов. Образовательных учреждений подобного типа имеется ограниченное количество, а в некоторых городах они вообще отсутствуют, и единственным выходом для родителей становятся школы-интернаты коррекционного типа.

В интернате для детей обеспечивается не только обучение и воспитание, но и проживание, питание и досуг. С малышами работают квалифицированные специалисты, которые могут найти индивидуальный подход к каждому ребенку. Интернат является отличным вариантом для обучения ребенка, когда невозможно решить проблему с поездками, более того, в учебном заведении ребенок будет находиться под постоянным контролем опытных педагогов, что обеспечит безопасное проживание вне дома.

Виды школ

Коррекционные школы разделяются на несколько видов в зависимости от того, с какими патологиями там могут обучаться дети. В школе І вида могут обучаться дети с проблемами слуха,  отдельные учебный заведения ІІ вида предназначены только для глухонемых детей. Дети с плохим зрением – слепые и слабовидящие имеют возможность получить образование в школах I  и IV типа. Школа V типа предназначена для учеников с нарушением речи. Следует отметить, что специальные школы IV типа для детей с ДЦП иногда располагаются при психиатрических и неврологических больницах, а малышей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью принимают в школах VII степени.

Школа VIII типа специализируется на обучении умственно отсталых детей. Педагоги в ней занимаются адаптацией своих подопечных к взрослой жизни, обучая их читать, писать, считать и ориентироваться в простейших бытовых ситуациях, а также – налаживать контакты с окружающими. Педагоги много внимания уделяют тому, чтобы развить у своих подопечных трудовые навыки, обеспечив тем самым возможность зарабатывать себе на жизнь. В специальную коррекционную школу ребенок попадает только с медицинским заключением, в котором подтвержден его диагноз.

Главные отличия

От обычной школы коррекционная отличается программой обучения, адаптированной для изучения детьми с отклонениями. Следует выделить несколько интересных моментов таких школ: в классе обычно не более 15 детей, учителя имеют специальное образование и постоянно повышают квалификацию, в программе обучение нет многих предметов, которые не могут изучать особенные ученики. Ко всему прочему, благодаря комфортной атмосфере обучения, ученики с отклонениями не ощущают себя ущемленными, успешно справляются с посильными заданиями и удовлетворяют потребность в общении со сверстниками, при этом у них нет комплексов. По мнению экспертов, специальные школы наиболее эффективны для обучения детей с отклонениями, но они все равно имеют право и располагают возможностями обучаться в обычных школах.

www.dobrenok.com

Коррекционная школа – уроки, тесты, презентации, конспекты

10.10.2018 Алиева Наталья Викторовна 99 2

13.06.2018 Попова Наталия Александровна 97 0

13.06.2018 Масарыгина Кристина Александровна 81 1

09.10.2018 Рябова Инна Сергеевна 71 1

“В мире весны!”

Данное занятие способствует бережному отношению к природе….

14.10.2018 Забелина Елена Ивановна 25 0

Осенняя пора очей очарованье

 Воспитать любовь к природе посредством детского праздника посвященного времени года. 2.  Закреплять у детей представления об осенних явлениях природы посредством выразительного исп…

27.11.2018 Кокорина Ирина Владимировна 1 0

25.11.2018 Ануфриева Светлана Николаевна 3 0

19.08.2018 Крауз Светлана Александровна 85 8

23.10.2018 Самаркина Людмила Петровна 73 5

14.05.2018 Сарымбетова Назира Ибрахимовна 84 0

10.10.2018 Алиева Наталья Викторовна 77 2

11.10.2018 Кокорева Валентина Алексеевна 59 0

10.10.2018 Лебедева Юлия Васильевна 85 8

” Семья, родственные отношения”

Конспект урока по социально-бытовой ориентировки в 5 классе. Освоение нового материала. Цель урока: уточнить и систематизировать знания о родственных отношениях в семье….

16.10.2018 Суховилова Елена Ярославна 57 2

24.11.2018 Храпова Елена Николаевна 12 0

Б.Житков «На льдине».

Конспект урока чтения для обучающихся коррекционной школы с лёгкой интеллектуальной недостатояностью, 5 класс….

23.11.2018 Мальцева Надежда Петровна 10 1

09.11.2018 Оксана Александровна Милохина 61 5

07.11.2018 Ежкова Ксения Игоревна 65 4

25.10.2018 Асанова Елена Михайловна 65 0

10.11.2018 Колбасина Елена Сергеевна 17 0

kopilkaurokov.ru

Виды Коррекционных Школ

Каково отношение окружающих людей к детям-инвалидам? В большинстве своем взрослые относятся к ним, как к «бедненьким и несчастненьким», а детское сообщество отвергает их как «ненормальных». Очень редко особый ребенок  встречает заинтересованность со стороны других людей, желание подружиться.

 Еще хуже обстоят дела с обучением. Не в каждой школе готовы обучать ребенка с особыми образовательными потребностями. Пока инклюзия – обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в массовой общеобразовательной школе – остается только мечтой родителей особых детей.

Судьба многих таких детей – обучение в коррекционных школах, которые не всегда находятся рядом с домом, а, зачастую, в другом городе. Поэтому чаще всего им приходится жить в учебном заведении интернатного типа.

В настоящее время виды коррекционных школ определены с учетом первичного дефекта учащихся. Каждое из восьми видов общеобразовательных учреждений для детей с особыми образовательными нуждами имеет свою специфику.

Специальное коррекционное образовательное учреждение 1 вида принимает в свои стены неслышащих детей. Задача педагогов – научить глухого ребенка общаться с окружающими, освоить несколько видов речи: устную, письменную, дактильную, жестовую. В учебное расписание включаются курсы, направленные на компенсацию слуха посредством использования звукоусиливающей аппаратуры, коррекция произношения, социально-бытовая ориентировка и другие.

Подобную работу проводит и коррекционная школа 2 вида, но только для слабослышащих или поздноглохших детей. Она направлена на восстановление утраченных слуховых способностей, организации активной речевой практики, обучению коммуникативным навыкам.

Первый и второй виды коррекционных школ осуществляют образовательный процесс на трех ступенях общего образования. Однако глухим школьникам требуется на два года больше, чтобы освоить программу начальной школы.

Третий и четвертый виды коррекционных школ предназначены для детей с нарушением зрения. Педагоги этих специальных учебных заведений организуют процесс обучения и воспитания таким образом, чтобы сохранить другие анализаторы, развить коррекионно-компенсаторные навыки, обеспечить социальную адаптацию детей в обществе.

В коррекционную школу 3 вида направляются незрячие дети, а также дети  с остротой зрения от 0,04 до 0,08 со сложными дефектами, ведущими к слепоте. В учебное заведение 4 вида принимаются дети с остротой зрения от 0,05 до 0,4 с возможностью коррекции. Специфика дефекта предполагает обучение с использованием тифлооборудования, а также специальных дидактических материалов, позволяющих усваивать поступающую информацию.

Специальное коррекционное учреждение 5 вида предназначено для детей, имеющих общее недоразвитие речи, а также тяжелую речевую патологию. Основная цель школы – коррекция речевого дефекта. Весь учебно-воспитательный процесс организован таким образом, чтобы дети имели возможность развивать речевые навыки в течение всего дня. При устранении речевого дефекта, родители имеют право перевести ребенка в обычную школу.

Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата могут обучаться в коррекционной школе 6 вида. В коррекционном учреждении осуществляется восстановление двигательных функций, их развитие, коррекция вторичных дефектов. Особое внимание уделяется социально-трудовой адаптации воспитанников.

Коррекционная школа 7 вида принимает детей с задержкой психического развития, причем с возможностями интеллектуального развития. В школе осуществляется коррекция психического развития, развитие познавательной деятельности и формированию навыков учебной деятельности. По результатам обучения в начальной школе воспитанники могут быть переведены в общеобразовательную школу.

Коррекционная школа 8 вида нужна детям с умственной отсталостью для обучения по специальной программе. Цель обучения – социально-психологическая реабилитация и возможность интеграции ребенка в общество. В таких школах существуют классы с углубленной трудовой подготовкой.

Почти все перечисленные виды коррекционных школ обучают детей в течение двенадцати лет, имеют в своем штате специалистов дефектологов, логопедов, психологов.

Безусловно, что дети, проучившиеся столько лет в интернатном учреждении, имеют определенные трудности в социальной ориентировке. Большая роль в интеграции особых детей в общество принадлежит не только коррекционным школам, но и родителям. Семья, борющаяся за своего ребенка, обязательно сможет помочь ему адаптироваться в окружающем мире.

autogear.ru

Коррекционная школа – особенности, виды и требования

Чем отличается коррекционная школа от обычного общеобразовательного учреждения? Для того чтобы дети, имеющие серьезные отклонения в развитии, могли получать знания, умения, навыки, в нашей стране функционируют специальные учебные заведения.

Рассмотрим основные формы работы, которые использует коррекционная школа.

Методика работы

Педагог использует в работе с особенными детьми рассказ. Благодаря яркому, эмоциональному изложению определенных явлений, событий учитель воздействует на чувства, эмоции воспитанников.

Коррекционная школа предполагает применение нескольких вариантов рассказа, которые зависят от конкретной педагогической ситуации:

  • описание;
  • изложение;
  • вступление.

Существуют определенные требования, предъявляемые к речи педагога:

  • выразительность, четкость, яркость;
  • безукоризненность с логической и фонетической стороны;
  • правильность ударений, четкость произношения окончаний;
  • замедленность речи;
  • доступность для восприятия школьников.

Работа с книгой

Коррекционная школа допускает редкое использование словесного метода. Но именно чтение книг в начальных классах имеет существенное значение, так как дети знакомятся с правильной, выразительной речью учителя, что необходимо для их умственного развития.

Педагог предлагает ребятам самостоятельное чтение, затем они отвечают на его вопросы. К этому процессу важно подходить избирательно, ведь дети коррекционной школы отличаются от своих сверстников интеллектуальными способностями.

В большей части объяснение ограничивается беседой. Данный метод предполагает ответы на элементарные вопросы, предлагаемые педагогом.

Коррекционная школа допускает применение беседы на разных этапах занятия: во водной части, в процессе объяснения нового материала, при подведении итогов. Она сопровождается демонстрацией различных предметов, самостоятельной работой школьников. Учитель серьезно и ответственно относится к подготовке к урокам, продумывает его тему, цель, а также основное содержание.

Требования к вопросам

Педагог, работающий в коррекционных учебных заведениях, должен четко и правильно формулировать задания, делая их доступными для школьников. Между вопросами должна прослеживаться логическая связь, они формулируются с учетом индивидуальных возможностей обучаемых.

Беседа способствует более успешному решению образовательной и коррекционно-воспитательной задачи в образовательном процессе.

Специальная коррекционная школа тесно связана с наглядными методами:

  • экскурсиями;
  • демонстрациями различных опытов и запоминающихся экспериментов;
  • повседневными наблюдениями.

Наглядность необходима для таких детей, так как усвоение материала с ее помощью осуществляется при непосредственном восприятии учащимися действительности.

При подборе объектов для наблюдения педагог продумывает:

  • последовательность их предоставления школьникам;
  • организацию изучения любого объекта.

Демонстрации состоят в наглядно-чувственном ознакомлении школьников с явлениями, объектами, процессами. Этот метод можно считать универсальным, поскольку он необходим для изучения явлений, их свойств.

При демонстрации таких объектов педагог рассказывает о цвете, форме, внешнем виде, составных частях.

Помимо натуральных объектов, также существует символическая, образная наглядность, графические средства и схематичное изображение.

Например, на начальной ступени образования необходимы иллюстративно-изобразительные средства: картины, рисунки, карты, графические изображения. На старшей ступени обучения учителя отдают предпочтение схематической и символической наглядности.

Важные моменты

Чем еще характеризуется коррекционная школа? Математика в таком учреждении ограничивается несложными задачами и упражнениями. При организации самостоятельной работы школьников используется их собственный перцептивный опыт.

При выборе и применении наглядности в учебном процессе важно учитывать определенные требования:

  • показываемый объект должен быть виден школьникам с разных сторон;
  • важно правильно подбирать тот этап урока, на котором будет он демонстрироваться школьникам;
  • демонстрация наглядного объекта должна сопровождаться словесным описанием.

Среди наглядных методов обучения, которые подходят для применения в коррекционных школах, можно отметить:

  • демонстрацию фильмов;
  • показ видеозаписей;
  • просмотр диафильмов;
  • работу за компьютером.

Классификация

Рассмотрим основные виды коррекционных школ, существующих в настоящее время в нашей стране.

Существует несколько вариантов специальных образовательных учреждений, каждый из которых рассчитан на воспитание и развитие детей с определенными физическими проблемами.

Разные виды коррекционных школ функционируют на базе отдельных образовательных и воспитательных программ, разрабатываемых с учетом физиологических и умственных особенностей школьников.

Например, есть учреждения, которые создаются для слабослышащих детей. В них образовательный процесс представлен тремя ступенями общего образования:

  • на первой ступени проводится адаптация детей, выявляется уровень их подготовки к обучению и воспитанию; педагоги проводят работу, направленную на стимулирование желания ребят учиться;
  • в среднем звене осуществляется деятельность по формированию личности слабослышащего ребенка, его деятельности, совершенствованию письменной и устной речи, навыков самостоятельной работы;
  • на второй ступени идет работа, направленная на подготовку воспитанников к жизни в обществе;
  • третья ступень предполагает коррекционную работу по формированию остаточного слуха, а также деятельность, направленную на социально-трудовую адаптацию.

Школы для слабовидящих детей

Коррекционные учебные заведения III и IV типов созданы для обеспечения воспитания, обучения, корректировки отклонений у ребят с нарушениями зрения. В них проводится работа, направленная на сохранение, развитие, формирование компенсаторных и коррекционных навыков, которые способствуют социальной адаптации таких ребят в обществе.

fb.ru

Что такое коррекционная школа | Открытый класс

       Открывая сайт своей   «Специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида №804 г. Москвы»  ее директор Кочубей Галина Николаевна пишет:

       “Уже давно и не нами сказано, что благополучие общества можно определить по его отношению к детям, старикам и людям с ограниченными возможностями. Проблема общественного отношения к «особенным» людям возникла, наверно, одновременно с появлением человеческого общества. Особенно остро этот вопрос всегда стоял в отношении детей, которые развивались иначе, чем их сверстники. Что лучше, предоставить им существовать в среде, ориентированной на возможности и способности обычных детей, или создавать особые условия для их развития, тем самым несколько отделяя их от остальных детей?

        Сегодня ни для кого не секрет, что детство и отрочество являются очень важным этапом в жизни человека. Именно в это время закладывается фундамент всей его дальнейшей жизни, активно развиваются память, воображение, мышление, формируется характер. К сожалению, для некоторых детей этот непростой период ещё более осложняется наличием поражения головного мозга и серьёзных психических заболеваний. Ребёнок развивается медленнее, чем его сверстники, с большим трудом осваивает то, что другим даётся легко.

        Родители иногда могут считать, что причина этого в лени и капризности ребёнка, но специалисты определяют – проблема серьёзнее, чем может показаться на первый взгляд. Уже в подготовительной группе детского сада или в первом классе у ребёнка начинаются серьёзные трудности с обучением. Если их не удаётся преодолеть обычными методами, ребёнку рекомендуют обучение в коррекционной школе.

       Целью работы коррекционной школы является образование и воспитание гармонично развитой, социально адаптированной личности выпускника. Обучение осуществляется по программам специальных коррекционных образовательных учреждений VIII вида. Следует отметить, что коррекционная школа не дает своим воспитанникам политехнического образования. В связи с особенностями умственного развития детей такая задача не ставится учебными программами. В то же время, на передний план выдвигается трудовое обучение. В коррекционной школе оно направлено на подготовку работников физического труда, способных самостоятельно и на профессиональном уровне выполнять несложные виды работ на массовых производственных предприятиях в условиях обычного трудового коллектива.

       Учителя коррекционной школы твёрдо уверены: для ребёнка лучше ежедневно совершать небольшие победы и открытия, пусть медленно, но продвигаться по пути познания и развития, чем просидеть 9 лет в массовой школе, ежедневно убеждаясь, что он не способен освоить то, что осваивают его одноклассники, получая тройки просто за присутствие, потому что учителя перестали предпринимать попытки вложить в него знания, предусмотренные программой массовой школы. Такое многолетнее «отсиживание» резко снижает самооценку ребёнка, и тем более подростка, формирует негативное отношение к знаниям и труду, закладывает основы асоциального поведения. В конечном итоге и семье, и обществу важнее не сумма знаний, полученных ребёнком на школьной скамье, а его способность адаптироваться в жизни, найти в ней своё место. (“Что такое коррекционная школа)

 

          Когда-то в «Учительской газете» состоялся «круглый стол» на тему «Коррекционное образование. Есть ли у него будущее?».  Открывая его, заместитель главного редактора «Учительской газеты» Ольга Максимович сказала:

       ” Мы не сомневаемся, что будущее у коррекционного образования есть. Проблема в том, каким должно быть это будущее? Потребность в специальном коррекционном образовании очевидна. Общее количество школьников в России – 13219884, а в специальных коррекционных образовательных учреждениях и в специальных коррекционных классах обучаются 428 тысяч детей, то есть 3,3 процента от общей численности. В 2009 году их было 2,33, в предыдущие годы – 2,59, 2,81 процента. К сожалению, детей с ограниченными возможностями здоровья меньше не становится. Однако посмотрите,  как уменьшается количество специальных коррекционных образовательных учреждений и школ-интернатов. В 2000 году их было 1967, в 2006-м – 1810, в этом, 2010-2011 учебном году, – 1795. И поэтому сегодня мы собрались с вами обсудить главные вопросы, от которых зависит функционирование специальных коррекционных общеобразовательных учебных учреждений. Это и распространение опыта, и проблема сокращения коррекционных школ, перевод детей оттуда в инклюзивные школы и классы, и подготовка педкадров, и финансирование коррекционных образовательных учреждений – целый комплекс вопросов.” (полный текст материалов круглого стола в прилагаемом файле – источник ug.ru)

        Предлагаю продолжить работу этого круглого стола и поделиться своими мнениями, своим опытом работы, наболевшими вопросами, таким образом помогая себе и своим коллегам.

 

 

 

 

 

Прикрепленный файлSize
Круглый стол УГ.doc68.5 KB

www.openclass.ru

СТАНОВЛЕНИЕ КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЫ И ЕЕ ЗАДАЧИ — Мегаобучалка

Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа, или школа-интернат для умственно отсталых детей (вспомогательная школа), являясь одним из звеньев общей системы образования, определяя социальное и правовое положение в обществе лиц с умственной отсталостью, способствует обеспечению для них равных гражданских прав на получение образования (см. Приложение 1).
Как государственное учреждение вспомогательная школа начала функционировать с 1918 г. Основным направлением специального обучения становится забота о воспитании и обучении аномальных детей с тем, чтобы они могли полноценно жить и трудиться.
Вспомогательная школа прошла все важнейшие этапы развития общего образования в стране; изменения в школьной педагогике, откликавшейся на требования времени, касались и ее.
В 1926 г. устанавливается пятилетий срок обучения, а в 1928 г. утверждается первое Положение о вспомогательной школе и вспомогательных группах для умственно отсталых детей. Вспомогательная школа окончательно оформляется в особый тип специального учреждения, в качестве основной специфической задачи которого выдвигается коррекция, компенсация дефекта.
В 1931 г. вспомогательная школа становится фабрично-заводской семилеткой (ФЗУ). Однако в основу обучения был положен учебный план массовой школы. Такое направление в развитии вспомогательной школы подверглось критике за потерю ее специфики, игнорирование особенностей.
В 1936 г. вспомогательная школа преобразуется в семилетнюю с особым учебным планом и программой. Определяются общие и специфические задачи обучения и воспитания умственно отсталых детей. Предусматриваются мероприятия по улучшению трудовой подготовки учащихся и их физического воспитания. По всем учебным предметам начинают издаваться специальные учебники, разрабатываются программы профессионально-трудового обучения.
В годы Великой Отечественной войны в учебных планах и программах вспомогательной школы нашли отражение требования военной обстановки. На два часа в неделю увеличивается время, отводимое на профессионально-трудовое обучение, сверх учебного плана начинают преподавать основы сельского хозяйства. В III и IV классах вводится военно-физкультурная подготовка, в VII классе – элементы начальной военной подготовки.
В конце 1960-х годов вспомогательная школа становится восьмилетней. Учебный план включает общеобразовательные предметы, труд, в частности сельскохозяйственный, логопедические занятия. Предусматривается расширение пропедевтической работы в младших классах. В старших вводится производственная практика. Для совершенствования трудового обучения умственно отсталых школьников и их социальной адаптации открываются девятые классы с повышенной профессионально-трудовой подготовкой.
С 1970 г. проводится более четкая ориентировка на коррекционно-развивающее обучение. В систему родного языка вводится новый раздел «Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности», увеличивается число часов на логопедические занятия с учащимися. Расширяется сеть школ с девятыми классами. Для совершенствования системы обучения с 1981 г. в учебный план вспомогательной школы вводится новый предмет «Социально-бытовая ориентировка» как специальный вид коррекционных занятий, имеющих большое практическое значение.
С 1986/87 учебного года структура вспомогательной школы изменилась в связи с увеличением срока обучения на один год при сохранившемся объеме содержания учебного материала. Таким образом, сократилась недельная учебная нагрузка по всем классам, были введены новые виды коррекционных занятий (ритмика и ЛФК). Большинство вспомогательных школ перешло на девятилетний срок обучения. Вызвано это было тем, что многие умственно отсталые учащиеся, оканчивая школу в 15–16 лет, ни физически, ни нравственно не были готовы вступить в самостоятельную жизнь. Возникали большие сложности с их социальной адаптацией. Ежедневная шестичасовая работа оказалась непосильной многим выпускникам по состоянию их здоровья. Во избежание этого при вспомогательных школах, имеющих необходимую материальную базу профессионально-трудовой подготовки и производственной практики на промышленных предприятиях и в сельском хозяйстве, на основании решения органов народного образования открывались десятые классы с повышенной профессиональной подготовкой, называемые производственными. В эти классы зачислялись выпускники, возможности которых позволяли овладеть избранными профессиями.
С 12 марта 1997 года начинает действовать Постановление Правительства Российской Федерации № 228 «Об утверждении Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии»; от 10 марта 2000 года № 212 «О внесении изменений и дополнений в Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии»; от 5 апреля 2001 года № 29/1488-6 письмо Министерства образования Российской Федерации «О дополнении Перечня типов и видов государственных и муниципальных образовательных учреждений».
В соответствии с Типовым положением и дополнениями к нему для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии определяется VIII тип образовательных учреждений – специальное (коррекционное) образовательное учреждение. Для умственно отсталых вспомогательная школа переименовывается в специальную (коррекционную) общеобразовательную школу, школу-интернат, школу-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей VIII вида (далее по тексту – коррекционная школа VIII вида).
В соответствии с проектом стандартов общего образования детей с ограниченными возможностями здоровья (1999) публикуется базисный учебный план, в котором выделяются младшие (I–IV) и старшие (V—ГХ) классы, а также классы (курсы) послешкольного обучения (X, Х—XI, Х—XII). Для детей, не подготовленных к обучению в школе, может открываться подготовительный класс.
Структура учебного плана специального образовательного учреждения, как и общеобразовательной школы, включает инвариантные и вариативные части: как базовое ядро общего образования умственно отсталых учащихся обязательные занятия, соответствующие их интеллектуальным возможностям, обязательные занятия по выбору и факультативные занятия. Предусмотрены федеральный, национально-региональный и школьный компоненты. Специфическими для коррекционной школы являются такие блоки, как трудовая и коррекционная подготовка, дополняющие образовательные курсы.
К общеобразовательным курсам отнесены следующие учебные предметы: русский язык и литература, русский язык как государственный, математика, природоведение, естествознание, география, история Отечества, обществоведение, этика и психология семейной жизни, изобразительное искусство, музыка и пение, физкультура. Недостатки психофизического развития и познавательной деятельности школьников в процессе обучения общеобразовательным предметам корригируются в основном педагогическими средствами.
В блок коррекционной подготовки включены специфические для данного вида школы занятия, направленные на исправление или сглаживание имеющихся у детей отклонений в развитии. В младших классах к ним относятся развитие речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности («Окружающий мир»), ритмика. Эти занятия нацелены на восполнение пробелов дошкольного воспитания, на подготовку учащихся к усвоению учебных предметов. В старших классах – это социально-бытовая ориентировка, позволяющая подготовить умственно отсталых школьников к самостоятельной жизни в обществе. Кроме того, в коррекционный блок включены индивидуальные и групповые занятия для исправления у отдельных детей более выраженных отклонений психофизического развития: речи (логопедические занятия), моторики (ЛФК), а также занятия по развитию психомоторики и сенсорных процессов.
В блоке трудовой подготовки различают трудовое обучение (I–IV классы), профессионально-трудовое (V–IX классы), профессиональное (X, Х—Х! Х—ХП классы). Данная терминология ни в коем случае не означает, что школа дает квалификацию по конкретной профессии, она лишь указывает профессиональную направленность трудовой подготовки.
Задача этого блока решается путем воспитания у учащихся общей готовности к труду, овладения ими технико-технологическими знаниями, умениями и навыками по определенной профессии, что позволяет формировать у школьников устойчивое положительное отношение к изучаемой профессии.
Виды трудового обучения в каждой конкретной школе определяются местными органами образования с учетом возможностей учащихся, условий производственного окружения школы, возможности проведения трудовой практики, а также возможности трудоустройства выпускников по месту жительства.
Уроки трудового обучения в младших классах проводятся в специально оборудованных кабинетах, в старших классах – в школьных мастерских, оснащенных станками и оборудованием. В мастерских соблюдаются необходимые условия техники безопасности и производственной санитарии. Для таких занятий учащиеся на основании изучения индивидуально-трудовых возможностей и по медицинским показаниям каждого из них делятся на две группы, для которых во внеурочное время может быть организован производительный труд, соответствующий профессии, изучаемой данной группой.
Для учащихся старших классов проводится трудовая или производственная практика.
После IX класса выпускники получают документ установленного образца, в котором указывается вид профессионально-трудовой подготовки и итоговая оценка успеваемости по труду. После X, Х—XI, Х– ХП классов учащиеся сдают квалификационные экзамены по специальности на базовом предприятии, где проводилась производственная практика, комиссии в соответствии с действующим законодательством. Успешно сдавшие этот экзамен получают свидетельство (удостоверение) о присвоении квалификации (разряда), тогда как школа выдает им справку об окончании школы.
Обучение в коррекционной школе VIII вида осуществляется не только по специальному учебному плану, но и по оригинальным программам и учебникам, специально созданным для умственно отсталых детей. В отличие от всех других видов коррекционных школ школа VIII вида не дает учащимся полного начального образования.
Организационной формой обучения умственно отсталых детей является урок. Внеклассные мероприятия проводятся в группах-классах, специальные коррекционные – индивидуально или по группам.
Коррекционные школы VIII вида имеют учебные классы, мастерские, библиотеку, физкультурный и актовый залы, подсобные хозяйства для трудовой подготовки учащихся, а также кабинеты для логопеда, врача и психолога, в которых по мере необходимости могут проводиться занятия по коррекции психомоторики и сенсорных процессов.
Учебно-воспитательным процессом занимаются учителя, ведущие общеобразовательные предметы, специалисты по трудовому обучению, физическому воспитанию, логопед, психолог, воспитатели. Руководят школой директор и его заместитель или заместители по учебной (учебно-воспитательной) работе. Руководители, учителя и воспитатели назначаются из числа лиц, имеющих специальное дефектологическое или высшее педагогическое образование, но прошедших специальную дефектологическую подготовку. Права и обязанности руководителей определяются Положением о средней общеобразовательной школе и Положением о специальной (коррекционной) общеобразовательной школе-интернате (школе) для умственно отсталых детей (коррекционная школа VIII вида).
Коррекционные школы VIII вида имеют штат медицинских работников, необходимый для проведения лечебно-профилактической и санитарно-гигиенической работы (врач-психиатр или педиатр и медицинские сестры). В своей работе врачи руководствуются соответствующими документами, утверждаемыми органами здравоохранения и образования.
Школа несет ответственность перед обществом и государством за реализацию прав личности умственно отсталого ребенка на образование и трудовую подготовку, за создание максимально благоприятных условий для решения таких задач, как организация образовательного (учебно-воспитательного) процесса, определение содержания, методов обучения и воспитания в соответствии с познавательными возможностями, психофизическими и возрастными особенностями умственно отсталого школьника, своеобразием его развития, обеспечение трудовой подготовки школьников и коррекции их развития в целях социальной адаптации и реабилитации.
В коррекционной школе VIII вида совершенствуются традиционные и развиваются новые формы обучения умственно отсталых детей. Прежде всего это касается детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В настоящее время они обучаются в школах-интернатах смешанного типа, для них создаются специальные школы-интернаты, организуются детские дома семейного типа. Существует система детских домов с обучением детей в обычных экстернатных школах с группой продленного дня или без нее. Это позволяет преодолеть изоляцию, характерную для жизни детей в интернатах.
Для улучшения учебно-воспитательной работы в коррекционных школах VIII вида классы и воспитательные группы комплектуются по 12 человек, на занятиях по социально-бытовой ориентировке класс может делиться на две группы, как и на уроках трудового обучения. В школах могут открываться подготовительные классы, классы для детей со сложными дефектами развития, для глубоко умственно отсталых детей (имбецильные классы).
Ежегодно 85–95 % выпускников должны быть подготовлены к самостоятельной жизни и трудовой деятельности в современных экономических условиях, так как для них не предусматривается государственная поддержка в виде пенсий по инвалидности. Можно сказать, что задача обучения умственно отсталых детей важна как в социальном, так и в экономическом планах. Коррекционная школа, реализуя право умственно отсталых на обучение, воспитание и трудовую подготовку, соответствующую их возможностям, решает задачи их адаптации и реабилитации. Без необходимой материальной базы, обеспечивающей современный уровень трудовой подготовки, школа не может справиться с этой задачей. Вопросы учебно-материального обеспечения коррекционной школы должны централизованно решаться органами образования и органами власти.
Только 15–20 % из числа подростков 16–18 лет, оканчивающих коррекционную школу, по своим возможностям могут повысить профессиональную подготовку в профессионально-образовательных учреждениях. Остальные, как правило, начинают самостоятельную трудовую деятельность, зачастую не будучи к ней готовыми. Вчерашние школьники с большим трудом адаптируются в окружающей среде и быту. Особенно тяжело этот процесс проходит у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Чтобы решить эту важную социальную задачу, необходимо в течение 3–5 лет после выпуска обеспечивать подросткам социальную опеку: следует гарантировать законодательным путем трудоустройство, достойный уровень быта, отдельным выпускникам предоставить возможность повышения не только профессиональной, но и общеобразовательной подготовки.

megaobuchalka.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *