Крановщик что делает – “Профессия Машинист крана. Крановщик (или машинист крана) – это рабочая профессия, требующая высокой квалификации и опыта. Основная задача крановщика заключается.”. Скачать бесплатно и без регистрации.

Содержание

Крановщик – профессия машиниста автокрана

Крановщиком называют специалиста, управляющего грузоподъемными механизмами. Несомненно, профессия машиниста автокрана относится к одним из самых востребованных и незаменимых сегодня, когда на строительных площадках, в портах и промышленных предприятиях используется огромное количество разнообразной грузоподъемной техники.

Функции оператора крана

Профессия крановщика достаточно сложная и ответственная, она связана с монтажными и строительными работами на больших высотах, и с многотоннажными грузами. Поэтому специалист должен следить за исправным техническим состоянием оборудования. В его обязанности входит:

  • проводить технический осмотр кранового оборудования перед началом работы;
  • после визуального осмотра проверить исправность всех узлов на холостом ходу;
  • при обнаружении даже небольших поломок машинист обязан сообщить о них мастеру участка;
  • внести информацию по осмотру крановой техники в вахтенный журнал;
  • при необходимости осуществлять профилактику оборудования – осмотр и смазку деталей.

При выполнении основных функций по подъему и перемещению грузов крановщик должен:

  • выполнять требования по безопасной установке крана;
  • производить подъем и перемещение грузов только по сигналам стропальщика;
  • при складировании грузов обеспечивать необходимые габариты и проходы;
  • в опасных зонах работать только в присутствии лица, ответственного за безопасность;
  • прекратить подъем грузов при наступлении неблагоприятных погодных условий или возникновении на участке опасной ситуации.

Требования к работе автокрановщика

Деятельность оператора крана связана со стационарным объектом. В отличие от него, рабочие функции водителя крана еще шире:

Кабина оператора крана

  • автокрановщик должен обеспечить прибытие самоходной техники на рабочий участок;
  • правильно установить машину с поправкой на устойчивость грунта, скорость и направление ветра;
  • если в результате осмотра обнаружены небольшие неполадки, оперативно устранить их;
  • грамотно установить высоту и длину стрелы, рассчитать угол поворота;
  • качественно и быстро выполнить задание;
  • проверить техническое состояние оборудования после работы и увезти его;
  • после окончания смены он обязан внести в журнал всю информацию о состоянии автомобильного крана и необходимых мерах профилактики.

Грамотное выполнение служебных обязанностей требует от машиниста автокрана:

  • крепкого здоровья, позволяющего работать в любых погодных условиях;
  • высокой степени выносливости, помогающей преодолевать в течение дня значительные расстояния на автокране;
  • устойчивой нервной системы, способной противостоять стрессовым ситуациям;
  • хорошего глазомера и точности движений;
  • выполнения инструкции по технике безопасности;
  • опыта вождения и знания ПДД в качестве водителя крана.

Необходимые знания и навыки для машиниста

Человек, выбравший специальность автокрановщика, должен обладать техническим складом ума, он должен:

Что должен знать крановщик

  • знать устройство и принцип работы кранового оборудования;
  • разбираться в конструктивных особенностях и электрических схемах обслуживаемых моделей крановой техники;
  • определять причины раннего износа рабочих узлов;
  • знать технические характеристики грузозахватных механизмов, стальных канатов и других узлов;
  • уметь разбирать механизмы, чтобы устранить поломку;
  • знать принципы и правила эксплуатации автокранов и порядок организации монтажных или перегрузочных работ;
  • уметь рассчитать грузоподъемность техники в зависимости от вылета его стрелы;
  • грамотно выбирать место для установки машины, учитывая расположение линий электропередач или рельеф местности;
  • быть знакомым со способами определения визуальным путем центра тяжести поднимаемых грузов;
  • уметь пользоваться измерительными приборами.

Знакомство с должностной инструкцией крановщика

Каждый машинист должен быть знаком с должностной инструкцией, в которой прописаны права, обязанности и ответственность автокрановщика. Он вправе:

  • вносить рационализаторские предложения с целью совершенствования рабочих функций крана и повышения производительности труда;
  • знакомиться с информацией, необходимой для грамотного выполнения своих функций;
  • при необходимости требовать замены деталей для обеспечения безопасной работы кранового оборудования.

Соблюдение техники безопасности крановщиком

Среди основных обязанностей крановщика:

  • соблюдение инструкции по обеспечению безопасности при подъеме и перемещении грузов;
  • выполнение правил по эксплуатации оборудования.

Ответственность автокрановщика наступает:

  • при ненадлежащем исполнении им своих рабочих обязанностей;
  • при совершении правонарушений в пределах действующего законодательства;
  • причинении материального ущерба при эксплуатации крановой техники.

Востребованность профессии крановщика

На стройке крановщик является практически самым востребованным

Специальность машиниста автокрана характеризуется высокой востребованностью в различных отраслях хозяйствования, как в крупных городах, так и в небольших населенных пунктах, на больших строительных площадках и на разработках полезных ископаемых. Но возможность трудоустройства и выбор лучших вакансий определяются мастерством специалиста, тарифно-квалификационные характеристики которого выражаются в разряде машиниста.

От разряда зависит предлагаемая вакансия и размер заработной платы крановщика. Машинисты с шестым-восьмым разрядами имеют преимущество при приеме на работу, чем рабочие более низкой квалификации. В то же время, к ним предъявляются и более высокие требования. Размер заработной платы зависит также от условий труда и рабочего опыта автокрановщика. Самые высокие оклады получают автокрановщики, работающие вахтовым методом.

Обучение профессии

Получить удостоверение крановщика можно, окончив колледж или техникум с профильным направлением. Если у претендента уже имеется какая-либо техническая специальность, то можно пройти специализированные курсы.

Обучение профессии крановщик на симуляторе

Среди лучших среднетехнических учебных заведений по подготовке автокрановщиков можно назвать автомобильный и транспортно-технологический техникумы в Уральске и Калуге, профильные колледжи в Самаре и Екатеринбурге, а также во многих других городах России.

Курс обучения крановщика включает теоретические основы и практические занятия. Во время сдачи экзамена обязательно присутствует инспектор Ростехнадзора. После успешной сдачи экзамена выпускник получает удостоверение машиниста автокрана вместе с разрешением на управление тем или иным типом грузоподъемной техники.

Профессия автокрановщика входит в категорию элитных рабочих специальностей, требующих высокого уровня мастерства и достаточного объема знаний.

Видео по теме: Профессия — крановщик

avtokrany.guru

Трудно ли быть крановщиком: секреты профессии

«Крановщик» – слово просторечное и слегка пренебрежительное. К тому же исторически оно как-то «приросло» к машинистам башенных и строительных кранов. А человека, работающего на аренде крана, сейчас чаще называют «оператором автокрана». И правда – звучит нейтрально, приятно и в то же время достойно. Да и простое «машинист автокрана» вполне передает ответственность и серьезность нелегкого дела.

Спрос на операторов автокрана сейчас гораздо больше предложения. Основные знания по этой специальности дают в профессиональных лицеях и училищах. Машинист автокрана обязан знать не только принципы работы автокрана, но и технику безопасности, слесарное дело и тем более правила дорожного движения – ведь в свободное от погрузки-разгрузки время он управляет многотонной грузовой машиной.

Конечно, «зеленому» юноше по первой просьбе никто не даст в распоряжение 60-тонный кран. Сначала он будет стажером – то есть проведет какое-то время в роли ассистента, наблюдая за действиями опытного машиниста. Чем быстрее молодой человек «схватывает» тонкости работы, тем меньше длится стажировка. Потом обычно следует работа в каких-то государственных компаниях, некоторые получают нужный опыт на срочной службе в армии. И только с 4-5-летним стажем молодой человек получает возможность устроиться на работу в частную компанию. Там предпочитают брать машинистов постарше, но при этом более опытных.

Машинист автокрана должен быть здоровым и физически выносливым. Болезни почек, сердца, печени, нервной системы – с таким набором путь в операторы заказан. Кроме того, машинист автокрана должен каждый год проходить медкомиссию.

Оператору автокрана нужна отменная реакция. Да, нынешние умные машины способны сами рассчитать и максимальную нагрузку, и нужный вылет стрелы, и ограничить движение в рабочей зоне. Но опытный мастер никогда не полагается на технику целиком. Его мозг способен анализировать ситуацию не хуже компьютера. Зоркий глаз моментально прикинет и вес груза, и высоту подъема, и свободу маневренности на площадке. Профессионал всегда просчитывает ситуацию на несколько шагов вперед, не дожидаясь, пока приборы тревожно запищат об опасности.

Машинист автокрана учитывает множество факторов – от формы и размера груза до силы и направления ветра. Поэтому ему нужна хорошая память и точный глазомер. Он должен быстро переключать внимание с объекта на объект и распределять его между разными объектами. И еще ему необходима выдержка, хладнокровие и стрессоустойчивость. Иначе его работа превратится в пустое расточение сил огромной мощной машины на непродуманные действия. Без умения сохранять внутреннее спокойствие невозможно четко контролировать ситуацию.

Как известно, в любой профессии есть два типа работников. Одни выбирают свою специальность из практических соображений, другие – по призванию: «Так душа хочет». Если вам попадется машинист из первой группы – вам безусловно повезло. Он тщательно и вдумчиво рассчитает траекторию движения груза. Выберет оптимальное место на площадке. Никогда не станет нагружать кран сверх меры. И тысячу раз все перепроверит перед началом работы.

Оператор автокрана «по призванию» редко сверяется с таблицами безопасности. Он может лишь мельком просмотреть подробную грузовысотную характеристику своего крана – ему не нужно учить ее наизусть. Она складывается в голове, как только он узнает основные параметры крана. Он безошибочно определит, на каком расстоянии от котлована должен стоять кран – не вспоминая и не заглядывая в инструкцию. Он с ходу скажет вам, каков вылет стрелы с гуськом и без гуська и как лучше перенести 25-тонный блок на крышу дома. Едва взглянув на площадку для работ, он уже знает, где лучше поставить кран и какие маневры нужны для подъема груза. Он улыбается, подходя к машине, и шутит с рабочими – но все это лишь до тех пор, пока он не сел за пульт управления. Он переходит в рабочее состояние так же естественно, как его машина расправляет стрелу, и спокойно ждет, пока раздастся крик стропальщика: «Поднимай!»

Опытные машинисты говорят: «Человек становится хорошим работником тогда, когда чувствует себя одним целым с машиной». Когда знаешь все инструкции назубок, но не ощущаешь габаритов крана – это так же плохо, как интуитивное постижение профессии при полном нуле теоретических знаний. И только нужное сочетание теории и практики дает возможность поднять и опустить на крюке полное ведро воды – так, чтобы не пролилось ни единой капли.

Источник: www.stroit.ru

www.arendakranov.ru

Обязанности крановщика перед началом работы крана — КиберПедия

4.1 Применение мостовых кранов (с имеющихся на кране площадок) для производства строительных, малярных и других работ должны выполняться по наряду-допуску, определяющему меры промышленной безопасности, предупреждающие падение с крана, вызванное внезапным началом движения крана или его грузовой тележки, а также – поражение электрическим током, падение при выходе на рельсовые пути или подкрановые балки. Во время выполнения указанных работ перемещение краном грузов запрещается.

4.2 Находящиеся в эксплуатации ПС должны быть снабжены табличками с обозначениями заводского номера ПС, паспортной грузоподъемности и даты следующего полного технического освидетельствования.

 

4.3. Перед началом рабочего дня (смены) крановщик должен:

-получить производственное задание, ознакомиться с технологическими регламентами, ППР и ТК;

-пройти при необходимости инструктаж по охране труда и промышленной безопасности;

-ознакомиться с записями в вахтенном журнале,

-получить ключ-марку на управление мостовым краном в установленном на предприятии порядке от крановщика, сдающего смену, или от лица, ответственного за выдачу ключей-марок. Если в момент приема смены кран находился в ремонте, то ключ-марка принимается по окончании ремонта от лица, ответственного за произведенный ремонт;

-произвести приемку крана. При приемке работающего крана его осмотр должен производиться совместно с крановщиком, сдающим смену. Для осмотра крана его владелец обязан выделить крановщику необходимое время.

-убедиться в исправности всех механизмов, металлоконструкций, узлов и других частей крана, а также кранового пути: осмотр крана должен осуществляться только при неработающих механизмах и отключенном рубильнике в кабине крановщика, осмотр токоподводящего кабеля – при отключенном рубильнике, подающем напряжение на кран.

4.4 Совместно с крановщиком, сдающим смену:

-проверить наличие проходов шириной не менее 700 мм между козловым краном и штабелями грузов и другими сооружениями на всем протяжении кранового пути;

-проверить наличие закрытых калиток и предупредительных плакатов в местах выхода на галереи. Выходы на галереи мостовых кранов, находящихся в работе, должны быть закрыты.

-убедиться в достаточной освещенности рабочей площадки в зоне действия крана. При недостаточном освещении, сильном снегопаде или тумане крановщик, не приступая к работе, должен сообщить об этом лицу, ответственному за безопасное производство работ кранами.



-осмотреть в доступных местах металлоконструкции крана, сварные, заклепочные и болтовые соединения;

-осмотреть электродвигатели в доступных местах, троллеи или гибкий токоподводящий кабель, токоприемники, панели управления, защитное заземление, проверить, закрыты ли на запор двери шкафов защитных панелей, главных рубильников и люки площадок для обслуживания главных токоприемников;

-проверить наличие блокировок, приборов и устройств безопасности на кране;

-проверить исправность освещения крана и рабочей зоны;

-осмотреть крановые пути козлового крана и тупиковые упоры

-осмотреть механизмы крана, их крепление и тормоза, а также ходовую часть и противоугонные захваты;

-проверить наличие и исправность ограждений механизмов и наличие в кабине диэлектрических ковриков;

-проверить, смазаны ли передачи, подшипники и канаты, а также в каком состоянии находятся смазочные приспособления и сальники;

При осмотре крана в случае необходимости крановщик должен пользоваться переносной лампой напряжением не выше 12 В.

Крановщик должен соблюдать меры безопасности при входе в кабину крана, пользуясь стационарными лестницами, посадочными площадками или проходными галереями. Входить в кабину крана следует вместе с помощником, стажером, учеником (при наличии таковых) и производить прием смены. В случае неявки крановщика его помощнику, стажеру, ученику запрещается подниматься на кран.

4.5. Крановщик должен проверить наличие удостоверения на право строповки грузов и отличительного знака у стропальщика, впервые приступающего к работе с ним. Если для строповки грузов выделены рабочие, не имеющие удостоверения стропальщика, крановщик не должен приступать к работе.

4.6. Крановщик должен совместно со стропальщиком проверить:

-исправность съемных грузозахватных приспособлений и тары, их соответствие массе и характеру груза, наличие на них клейм или бирок с указанием грузоподъемности, даты испытания и номера.



-проверить состояние канатов и их крепление на барабанах и в других местах. При этом следует обратить внимание на правильность укладки канатов в ручьях блоков и барабанов;

-осмотреть крюк, его крепление в обойме и замыкающее устройство на нем или другой сменный грузозахватный орган, установленный вместо крюка;

 

4.7. После осмотра крана для его опробования крановщик должен включить рубильник и контактный замок защитной панели. Предварительно следует убедиться в том, что на кране никого нет, а рукоятки всех контроллеров находятся в нулевом положении. При отсутствии ключа-марки от контактного замка кран не должен быть включен. Об отсутствии ключа-марки необходимо поставить в известность специалиста, ответственного за содержание грузоподъемных машин в работоспособном состоянии, а в его отсутствие – лицо, ответственное за выдачу ключей-марок.

 

4.8. Перед пуском крана в работу крановщик обязан опробовать вхолостую все механизмы крана и проверить при этом исправность действия:

-механизмов крана и электрической аппаратуры;

-тормозов механизмов подъема и передвижения;

-блокировок, сигнального прибора, приборов и устройств безопасности, имеющихся на кране. Исправность действия концевого выключателя механизма подъема проверяется путем подъема крюковой подвески без груза. При этом расстояние от подвески после ее остановки до упора должно быть не менее 200 мм. По результатам проверки с указанием фактического расстояния должна быть сделана запись в вахтенном журнале;

-нулевой блокировки магнитных контроллеров;

-аварийного выключателя и контактного замка с ключом-маркой.

 

4.9. При обнаружении во время осмотра и опробования крана неисправностей, препятствующих безопасной работе, и невозможности их устранения своими силами крановщик, не приступая к работе, должен произвести запись в вахтенном журнале и поставить в известность лицо, ответственное за безопасное производство работ кранами, и специалиста, ответственного за содержание грузоподъемных машин в работоспособном состоянии.

 

4.10. Крановщик не должен приступать к работе, если:

1) имеются трещины или деформации в металлоконструкции крана, ослаблены болтовые или заклепочные соединения;

2) повреждены или отсутствуют зажимы крепления канатов или ослаблены их болты;

3) грузовой канат имеет число обрывов проволок или износ, превышающий установленную руководством по эксплуатации крана норму, а также оборванную прядь или местное повреждение;

4) механизмы подъема груза, передвижения крана или тележки имеют дефекты;

5) детали тормозов или механизмов крана имеют повреждения;

6) износ крюка в зеве превышает 10% от первоначальной высоты сечения, неисправно устройство, замыкающее зев крюка, нарушено крепление крюка в обойме;

7) неисправны или отсутствуют блокировки, звуковой сигнальный прибор, концевые выключатели механизмов подъема груза, передвижения крана или тележки;

8) повреждены канатные блоки;

9) грузовой крюк или блоки не вращаются;

10) отсутствуют ограждения механизмов или неизолированных токоведущих частей электрооборудования, а также отсутствует или повреждено заземление;

11) неисправны крановые пути;

12) повреждены или отсутствуют противоугонные устройства;

13) истекли сроки технического освидетельствования, ремонта, технического обслуживания и профилактического осмотра.

4.11. Для устранения неисправностей электрооборудования, подключения крана к источнику электропитания, замены плавких предохранителей, подключения отопительных приборов крановщик должен вызвать электромонтера. Крановщику выполнять эти работы запрещается.

 

4.12. Произведя приемку крана, крановщик должен сделать соответствующую запись в вахтенном журнале о результатах осмотра и опробования крана и после получения задания и разрешения на работу от лица, ответственного за безопасное производство работ кранами, приступить к работе.

 

cyberpedia.su

Автокрановщик – работа востребованная и престижная

Чем отличается специальность «крановщик» от профессии «автокрановщик»? Работа первого привязана к определенному объекту. Работа второго связана с постоянным передвижением, поэтому навыков оператора автомобильного крана такому специалисту недостаточно. Так что же нужно знать и уметь, чтобы получить престижную сегодня и доходную специальность автокрановщика?

Автокрановщик – работа совсем не простая

Получить специальность можно в колледже, лицее, на специальных курсах или в техникуме. Но перед поступлением обязательно нужно пройти медицинскую комиссию: к здоровью автокрановщиков существуют особенные требования. Ему приходится одновременно выполнять сразу несколько действий: следить за передвижением груза, контролировать положение автокрана и т.д. Именно поэтому автокрановщик – работа, которая требует:

  • хорошего физического здоровья;
  • отличной координации движений;
  • физической выносливости;
  • тренированного глазомера;
  • стрессоустойчивости;
  • координации телесных движений;
  • гибкости внимания.

Автокрановщик не может часто и надолго отлучаться с рабочего места. Ему приходится работать и с зимнюю стужу, и в обжигающую жару. Поэтому профессия противопоказана тем, кто страдает:

  • болезнями почек, мочевыводящих путей;
  • сердечными болезнями или болезнями сосудов;
  • нарушениями дыхательной системы;
  • отклонениями в работе органов слуха, зрения;
  • некоторыми другими недугами.

Автокрановщик – работа, очень востребованная сегодня, особенно в городах, где развивается строительство, есть крупные предприятия. Но найти работу этот специалист может и в некрупных населенных пунктах, ведь перемещают грузы не только на стройках и предприятиях. Работа в Москве автокрановщиком престижной не считается, как и все рабочие специальности. Однако это никак не влияет на солидные заработки людей этой профессии и на наличие дополнительных доходов (если это не нарушает Закон). Работа на стройке, крупном предприятии – не единственные вакансии, на которые может рассчитывать автокрановщик. Работа вахтовым методом, которую сегодня выбирает все большее количество специалистов, приносит особенно хорошие доходы. Кроме того, вахта позволяет чередовать длительные рабочие периоды с не менее длительным отдыхом, совмещать отдаленную работу с работой по месту жительства (при желании).

Что должен уметь автокрановщик?

Работа этого специалиста подразумевает:

  • прибытие на указанный объект;
  • выбор места и грамотную установку автокрана;
  • перемещение грузов.

Чтобы справиться с этими обязанностями, автокрановщик обязан:

  • знать правила дорожного движения, иметь водительские права;
  • разбираться в конструкции автокрана, заниматься его ремонтом, выполнять профилактические работы;
  • знать принципы работы автокрана;
  • знать и соблюдать правила, которые регламентируют погрузку и разгрузку;
  • знать требования к безопасности при движении по автодорогам, выполнении строительных работ.

Все эти требования считаются профессиональными. Но есть и другая сфера, в которой автокрановщик, как любой другой работник, должен хорошо разбираться. Обычно они излагаются в должностной инструкции. Там указано, кому подчиняется специалист, чьи требования он должен выполнять, за что получать свою зарплату. В этой же инструкции указаны обязанности автокрановщика и его права.

fb.ru

Работа крановщика на кране и остановка крана

Строительные машины и оборудование, справочник

Категория:

   Обслуживание и ремонт мостовых кранов



Работа крановщика на кране и остановка крана

Крановщик должен: работать четко, аккуратно, без простоев и быстро устранять возникающие неполадки; тщательно следить за аппаратурой управления, электро-двигателями, а также всеми механизмами крана и содержать их в порядке; своевременно ставить в известность администрацию цеха о неисправностях, устранение которых не входит в круг его обязанностей; производить совмещение движений краном в точном соответствии с указаниями инструкции завода-изготовителя. Включать одновременно все три механизма — движения моста, движения тележки и подъема — разрешается только при необходимости предотвратить несчастный случай.

Крановщику запрещается следующее:
1) поднимать грузы, масса которых превышает грузоподъемность крана;
2) поднимать примерзшие к земле или закопанные в землю грузы.
Даже незначительный груз, брошенный на сырую землю или облитый водой, при замерзании прочно соединится с землей, масса которой может превысить грузоподъемность крана;
3) подтягивать грузы, лежащие в стороне от крана, при косом натяжении каната.
При косом натяжении канат может выйти из канавки барабана, лечь на кромку канавки и получить надлом; иногда тележка может наклониться и сойти с рельсов. Вообще говоря, можно подтаскивать краном груз, лежащий в стороне, но при этом надо соблюдать основное условие: крюк крана должен двигаться вертикально. Для этого надежно. укрепляют дополнительный блок в земле или на пдлу ;цеха, а чалочный канат привязывают к грузу. Конец этого каната продевают через дополнительный блок и прикрепляют к крюку. Крюк поднимается вертикально, а канат, огибая блок, изменит свое направление на 90°, и при помощи его можно подтянуть груз;
4) при погрузке и разгрузке автомашин перемещать грузоподъемный электромагнит с грузом над кабиной шофера, а при погрузке железнодорожных вагонов над составом;
5) при окончании работы или во время перерыва оставлять груз в подвешенном состоянии;
6) выравнивать поднимаемый или перемещаемый. груз собственной массой людей, а также поднимать их и возить с помощью каких-либо приспособлений;
7) пользоваться конечными выключателями для автоматической остановки механизмов;
8) допускать на кран и в кабину посторонних лиц;
9) включать главный рубильник в кабине при нахождении людей на галерее крана, за исключением слесарей и электромонтеров при осмотре ими механизмов крана.
Рубильник и двигатели в этом случае крановщик включает только по указанию лица, производящего осмотр. Во избежание ошибочных включений рекомендуется применять бирки, выдаваемые администрацией в установленном порядке;
10) опускать крюк и блок на землю во избежание загрязнения крюка, блока, каната и выпадения каната из блоков;
11) при опускании крюка в яму или котлован сматывать весь канат с барабана.

Не менее 1,5—2 витков каната должно оставаться на барабане, не считая витков, находящихся под зажимным устройством. Желательно, чтобы в этом случае двигатель подъема имел выключатель, срабатывающий при наибольшем допустимом нижнем положении крюка.

Пуск электродвигателей надо производить плавно с задержкой в каждом положении контроллера на 1,5— 2 с, за исключением спуска груза краном при переменном токе, когда контроллер можно переводить без задержки в промежуточных положениях.

Для начинающих крановщиков рекомендуется отсчитывать задержку времени так: поставив контроллер в первое положение, медленно сосчитать про себя «раз, два, три, четыре», потом, переводя его в следующее положение, снова сосчитать «раз, два, три, четыре» и т. д. При помощи этого способа можно быстро научиться правильно определять время задержки. Механизм надо останавливать быстрым переводом контроллера в первое положение и затем, после снижения скорости, в нулевое положение.

Если не опасно производить резкое торможение, т. е. на крюке нет груза и крюк находится вверху, контроллер можно перевести из любого рабочего положения в нулевое.

При подходе к конечным выключателям электродвигатели следует отключать заранее, не ожидая срабатывания конечного выключателя.

Реверсировать электродвигатель, т. е. изменять направление вращения, можно только после его остановки. Если при движении моста вправо крановщик проехал назначенное место, то, прежде чем начать движение в левую сторону, он должен сначала остановить мост. Резкая перемена направления движения вызовет удар в механических частях крана и резкий бросок тока вследствие перегрузки электродвигателя. Это может привести к повреждению механических частей, срабатыванию защиты и отключению одного или всех двигателей крана. Исключения допускаются только при необходимости немедленно остановить механизм, чтобы предотвратить его аварию или несчастный случай.

При перерыве в работе, например из-за отсутствия грузов, крановщик должен осмотреть кран и проверить рукой нагрев корпусов электродвигателей, редукторов, подшипников, тормозных электромагнитов и реле, предварительно отключив главный рубильник. В случае появления необычного шума крановщик должен установить, откуда он исходит, при остановке крана определить его причину и устранить ее по возможности своими силами. Если причина шума крановщику неясна, он должен обратиться к слесарю или электромонтеру, обслуживающему кран.

Крановщик работает по сигналам стропальщика, но он должен знать устройство чалочных канатов и цепей и требовать от стропальщика соблюдения правил подвески и обвязки грузов. Для стропов из стального каната рекомендуется брать такой же запас прочности, как и для грузоподъемного каната, т. е. если запас прочности кранового каната равен шести, то и чалочный канат должен иметь запас прочности, равный шести.

Сигналы подаются руками в соответствии с Правилами устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов Госгортехнадзора. По сигналу «Стоп» машинист должен остановить кран, кем бы этот сигнал ни был подан.

По окончании работы крановщик должен подвести кран к посадочной площадке и подготовить к стоянке до следующего пуска. Крюк необходимо освободить от груза и поднять в верхнее положение. Грейфер и электромагнит на время длительной стоянки следует опустить на землю или пол цеха. После этого надо поставить все контроллеры в нулевое положение, отключить аварийный выключатель и главный рубильник в кабине крана и запереть дверь на замок. При работе крана в несколько смен машинист, сдающий смену, должен сообщить сменщику о всех неполадках в работе крана и сделать в журнале по эксплуатации крана соответствующую запись.

Если кран один в пролете и в следующую смену работать не будет, надо отключить главные троллейные провода, запереть на замок установленный внизу распределительный щит или ящик, где находится рубильник питания, и сдать ключ. Машинист мостового крана несет ответствен» ность за нарушение служебных инструкций.

Читать далее: Неисправности крана и ремонт кранового оборудования

Категория: – Обслуживание и ремонт мостовых кранов



Главная → Справочник → Статьи → Форум


stroy-technics.ru

Обязанности машиниста башенного крана в процессе эксплуатации

Строительные машины и оборудование, справочник

Категория:

   Правила эксплуатации кранов



Обязанности машиниста башенного крана в процессе эксплуатации

В обязанности машиниста входит управление краном, наблюдение за работой механизмов и электрооборудования, соблюдение правил технической эксплуатации крана и правил техники безопасности, проверка работы и регулирование тормозов и ограничителей, контроль за состоянием стальных канатов и металлоконструкций крана, смазывание узлов и механизмов крана, содержание крана в чистоте. Эти работы машинист выполняет перед началом работы, во время работы на кране или по окончании работы.

Обязанности машиниста перед началом работы. Перед началом работы машинист выполняет осмотр крана и необходимое ежедневное техническое обслуживание (ЕО). При осмотре машинист проверяет состояние крановых путей, „тупиковых упоров, ограничительных линеек, питающего кабеля, вводного рубильника, конечного выключателя механизма передвижения и металлоконструкции опорной части крана; осматривает механизмы, обратив особое внимание на тормоза грузовой и стреловой лебедок, металлоконструкцию башни и механизм поворота; контролирует в доступных местах стальные канаты и проверяет правильность наматывания их на барабаны.

Машинист просматривает записи в крановом журнале, в журнале приема и сдачи смен и устраняет соответствующие неполадки крана.

Затем машинист проверяет на холостом ходу и под нагрузкой все механизмы, ограничители (ограничитель высоты подъема крюка проверяется без груза), указатель вылета стрелы, работу электросхемы и сигнализацию. Особое внимание следует обратить на исправностьработы тормозов грузовой и стреловой лебедок. Ограничитель грузоподъемности проверяют подъемом контрольного груза, который должен находиться у кранового пути.

Обо всех замеченных во время осмотра неисправностях машинист делает запись в журнале и ставит об этом в известность администрацию. К работе машинист приступает лишь после того, как будут устранены

бнаруженные им при осмотре неисправности, о чем должна быть сделана соответствующая запись в журнале.

Перед началом смены кран осматривают при выключенном вводном рубильнике или защитной панели, а питающий кабель — при выключенном рубильнике подключательного пункта.

При работе в несколько смен машинист, принимающий смену, осматривает кран совместно с машинистом, сдающим смену.

Для проведения осмотра администрация выделяет время.

Обязанности машиниста во время работы на кране. При управлении краном машинист должен соблюдать правила технической эксплуатации кранов и правила техники безопасности.

Машинист не имеет права передавать управление краном другому лицу без указания администрации.

Машинисту запрещается включать механизмы крана, когда на поворотной части его или у механизмов находятся люди, за исключением лиц, ведущих регулярное наблюдение за краном. При этом машинист может включать механизмы крана только по сигналам лица, осматривающего кран.

Запрещается подниматься на кран или спускаться с него во время работы механизмов передвижения, поворота или подъема. Уходя с крана даже на короткое время, машинист должен отключить рубильник, запереть кабину и закрепить кран рельсовыми захватами.

Во время работы крана запрещается в кабине машиниста находиться посторонним лицам, за исключением прикрепленных к машинисту стажеров.

Обслуживая строительную площадку, машинист имеет право включать механизмы крана только по сигналам такелажников, имеющих удостоверение на право обслуживания крана. По сигналу «Стоп» машинист обязан немедленно прекратить, работу крана, независимо от того, кем подан сигнал, так как этот сигнал свидетельствует о замеченной неисправности крана или опасности для людей и возможности повреждения сооружений или какого-либо оборудования.

В тех случаях, когда из кабины не видно места производства работ, машинист управляет краном по знакам сигнальщика. На высоких башенных кранах применяют переговорные устройства на основе телефонной или радиосвязи двустороннего действия.

Порядок обмена условными сигналами между машинистом крана и такелажниками на строительной площадке устанавливается администрацией. Для знаковой сигнализации используют флажок красного или желтого цвета. Могут применять сигнализацию и без флажка.

Работая по сигналам такелажников, машинист в то же время контролирует их работу. Машинист имеет право потребовать проверки знаний или замены такелажников, если обнаружит, что они нарушают пРавила обслуживания крана.

Перед началом передвижения крана и при необходимости предупредить людей об опасности во время подъема, опускания или перемеще-Ия груза машинист дает звуковой сигнал.

Управлять механизмами крана машинист должен в полном соответствии с Инструкцией по эксплуатации. Совмещение операций допускается только в зоне видимости машиниста. Управлять всеми механизмами крана нужно плавно, без рывков и раскачивания груза. Нельзя резко и стремительно опускать груз не только на перекрытие здания, автомашину, но и на землю.

Машинисту запрещается заклинивать линейный контактор, выводить из действия ограничитель грузоподъемности и ограничители предельных положений механизмов, а также использовать эти ограничители для остановки крана.

Если на одном пути или на рядом расположенных крановых путях одновременно работают несколько башенных кранов, машинист во избежание столкновения должен внимательно следить за передвижением смежного крана и соблюдать безопасное расстояние между кранами и подвешенными грузами. При определении времени выключения механизма машинист должен учитывать, что после отключения любого механизма крана рабочий орган или весь кран продолжают перемещаться по инерции на некоторое расстояние, величина которого зависит от регулировки тормоза, рабочих скоростей механизма, массы крана и груза, силы и направления ветра, уклона пути и других причин.

Для безопасного перемещения груза по горизонтали он должен быть поднят на высоту не менее чем на 0,5 м выше встречающихся на пути предметов.

Перед опусканием крюка ниже обычного (например, при спуске груза в котлован) машинист должен предварительно убедиться, опуская порожний крюк, в том, что при низшем положении крюка на барабане лебедки остается не менее полутора витков каната.

Машинисту запрещается перемещать груз над людьми, жилыми, служебными и производственными зданиями.

Запрещается поднимать краном людей, неправильно застропленный груз или груз в неисправной таре, железобетонные изделия с поврежденными петлями; подтаскивать груз крюком при косом натяжении каната; отрывать примерзший или заваленный груз и поднимать груз, масса которого превышает грузоподъемность крана. Когда масса поднимаемого груза неизвестна, машинист имеет право потребовать у ответственного лица письменное удостоверение о том, что масса груза не выходит за пределы грузоподъемности крана. При подъеме груза, близкого по массе к допускаемой на данном вылете, машинист должен вначале поднять этот груз на высоту 100 мм и убедиться в исправности тормозов и устойчивости крана, после чего продолжить его подъем на необходимую высоту.

Кирпич, плитку и другие материалы, уложенные на поддонах, можно поднимать только при наличии у поддонов устройств, предотвращающих выпадение груза.

Запрещается подавать материал в оконные или дверные проемы здания, если они не имеют приемных площадок. Нельзя укладывать груз на электрические кабели и трубопроводы, а также располагать его на краю откосов и канав, если при этом он может сползти или опрокинуться.

Не разрешается загружать или разгружать автомашины, если в их кабинах находятся люди.

Перед подъемом или опусканием груза, установленного вблизи стены, колонны, штабеля, машинист должен убедиться в том, что между поднимаемым грузом и указанными частями здания или оборудования нет людей, а также в том, что при подъеме он не заденет грузом за стены, колонны.

Если в результате неисправности крана или отключения электроэнергии поднимаемый груз повис в воздухе, машинист обязан опустить груз на землю, а если это сделать невозможно, принять меры к ограждению участка возможного падения груза.

Машинист должен прекратить работу крана в следующих случаях: если на кране обнаружена какая-либо неисправность, в результате которой может произойти поломка или авария крана;
когда напряжение в сети падает более чем на 15% от номинального;
при приближении грозы или увеличении силы ветра до скорости, превышающей допустимую для данного крана; при этом стрелу крана нужно опустить в нижнее рабочее положение, а кран закрепить рельсовыми захватами;
если температура воздуха опустится ниже указанной в паспорте крана и инструкции по эксплуатации;
при отсутствии такелажников, имеющих удостоверение на право обслуживания крана;
если корпуса электрооборудования или металлоконструкция крана находятся под напряжением;
при недостаточном освещении места работы, сильном снегопаде или тумане, а также в других случаях, когда машинист плохо различает сигналы или перемещаемый груз.

Если в результате работы крана на строительстве произошла авария или несчастный случай, машинист обязан остановить кран и не производить никаких работ до прихода администрации, в ведении которой находится кран.

Обязанности по окончании работы на кране. По окончании работы машинист готовит кран к новой смене или устанавливает его на стоянку. С крюка снимают грузозахватные приспособления, поднимают крюк в верхнее положение, ставят кран на выделенный для стоянки участок кранового пути, а у кранов с подъемной стрелой опускают стрелу в положение, определяемое инструкцией по монтажу и эксплуатации крана. Контроллеры в кабине переводят в нулевые положения и выключают аварийный выключатель и рубильник защитной панели.

В кабине и на кране приводят все в порядок, а механизмы крана при необходимости смазывают. Открывающиеся окна кабины закрывают и запирают защелками (крючками), запирают дверь кабины, выключают и запирают портальный рубильник и рубильник подключа-тельного пункта, а ходовые тележки крана закрепляют рельсовыми захватами. Одновременно с выполнением этой работы машинист проверяет состояние всех механизмов и конструкций крана и обо всех замеченных неполадках записывает в журнале приема и сдачи смен.

При работе крана в несколько смен машинист может оставить кран только после передачи его сменяющему машинисту, а если последний не пришел — только с разрешения своей администрации.

Читать далее: Техника безопасности при работе с башенными кранами

Категория: – Правила эксплуатации кранов



Главная → Справочник → Статьи → Форум


stroy-technics.ru

Должностная инструкция и обязанности машиниста автомобильного и башенного крана

Внутренний документ на предприятии, который помогает распределять обязанности и устанавливать трудовые функции, ориентируясь на специфику фирму, является должностной инструкцией. Каждый вновь прибывший сотрудник должен ознакомиться не только с внутренним распорядком, но и с инструкцией по своей должности. Исключением не является и должность машиниста крана, рассмотрим:

  • чем занимается крановщик;
  • общие положения инструкции;
  • обязанности и задачи;
  • требования к специалисту;
  • ответственность и права;
  • преимущества и недостатки профессии.

Содержание статьи

Чем занимается крановщик

Профессия крановщик предъявляет к работнику наличие опыта и повышенной классификации. Основная цель – организация управления краном, чтобы перенести трудно подъемный груз, а также организация монтажных и погрузочных работ.

Помимо управления краном и организации рабочего процесса, крановщик должен знать и соблюдать технику безопасности. Как правило, эксплуатация крана происходит на стройке, которая является травмоопасной зоной. Поэтому соблюдение всех внутренних норм поведения, следование нормам безопасности является залогом предотвращения несчастных случаев на стройке.

Также кран относится к дорогостоящему оборудованию, поэтому крановщик должен уметь им управлять, устранять мелкие поломки, перед эксплуатацией проверить техническое состояние.

В зависимости от типа крана у крановщика круг обязанностей и специализация будут отличаться. Например, башенный кран применяется на стройке, автомобильный более распространен на производстве и при работе с некрупными материалами, мостовой – для погрузки автомобильной и железнодорожной техники, портовой – при работе в портах.

Должностная инструкция крановщика на предприятии призвана:

  • установить требования, которым должен соответствовать работник;
  • распределить круг обязанностей и ответственность;
  • помочь работнику определить свои полномочия;
  • сориентироваться на соответствии предъявленным требованиям;
  • определить структуру подчиненности;
  • определить «пробелы» в умениях и своевременно пройти повышение квалификации.

Общие положения инструкции

Должностная инструкция разбита на разделы, одним из которых является «Общие положения». В нем зафиксированы нормы, которым должен соответствовать работник, определены основания оформления и увольнения, прописаны условия замещения и выделен основной круг знаний, без которых крановщик не сможет выполнять свою работу.

Данный пункт должностной инструкции содержит следующую информацию:

  • должность крановщика является рабочей;
  • специалист должен иметь общее среднее образование, наличие стажа необязательно;
  • оформляется и увольняется на основании согласованного с директором приказа;
  • замещается в случае болезни, отпуска в соответствия внутреннего распоряжения на фирме;
  • в своей работе ориентируется на:
  • нормативные акты;
  • инструкции и методические указания;
  • приказы от руководства и распоряжения;
  • устав предприятия;
  • законодательство в сфере своей работы.

Крановщик должен знать:

  • устройство и основные характеристики крана;
  • правила безопасной эксплуатации оборудования;
  • требования к организации погрузочных и разгрузочных работ;
  • конструктивные особенности и строения электрических схем оборудования;
  • устройство и характеристики всех элементов крана;
  • как обслуживается электрическая аппаратура оборудования;
  • как происходит смазывание элементов крана;
  • основы ремонтных работ;
  • основные виды неисправностей;
  • методику определения раннего износа комплектующего оборудования;
  • порядок подготовки к прохождению технического освидетельствования;
  • сопутствующую документацию и правила работы с ней;
  • характеристики груза, уметь определять визуально массу, центр тяжести;
  • правила подбора тросов и канатов в работе;
  • способы распределения, укладки перемещаемого груза.

Обязанности и задачи

В данном пункте сформулирована основная цель, а также выделены трудовые обязательства, разграничена ответственность. Перечисление видов работ помогает крановщику сориентироваться в должности. В зависимости от направленности предприятия обязанности и задачи крановщика могут отличаться, также значительные изменения могут быть в зависимости от вида крана и от разряда работника.

Главная задача крановщика – управление краном, обеспечение его технического обслуживания, знать особенности в работе с различными грузами.

К обязанностям работника относят:

  • управление кранами различной конструкции;
  • участие в ремонте оборудования;
  • работу с сопутствующей документацией;
  • оформление данных в журнале смен;
  • учет ТМЦ, с которыми была проведена работа;
  • регулировка правильного оснащения кранов, проверка надежности тросов, тормозов;
  • умение установки и регулирования деталей, изделий и узлов;
  • управление переносным оборудованием;
  • умение закреплять груз разной весовой категории, перемещать и разгружать;
  • выявление неисправности, определение «слабых» зон, своевременное предотвращение поломок;
  • перед началом эксплуатации проверить соблюдение всех правил безопасности, работоспособность всех механизмов;
  • умение проводить установку изделий, узлов, деталей и комплектующих;
  • перемещение монтажных оборудований;
  • умение реагировать в экстренных случаях;
  • при подаче груза выполнять работу качественно, последовательно и неспешно.

Документы для скачивания (бесплатно)

Требования к специалисту

Помимо умений и знаний, перечисленных в должностной инструкции крановщик должен знать основы и общее представление в следующих областях:

  • механика;
  • материаловедение;
  • электроника;
  • основы слесарного дела;
  • понимать строение электрических схем и умение с ними работать.

К личным качествам при подборе кандидатов на должность крановщика особо требований не предъявлено, но сотрудник должен быть внимательным и ответственным, без этих качеств трудоустроиться будет сложно. Также качества личного характера, на которые стоит обратить внимание:

  • стрессоустойчивость;
  • собранность;
  • усидчивость;
  • аккуратность;
  • наблюдательность.

Чтобы крановщик приступил к работе у него обязательно должно быть специальное удостоверение крановщика.

Ответственность и права

Как и в любой должности у крановщика также есть права, соблюдение которых он имеет требовать и ответственность, которая может наступить в тех или иных обстоятельствах.

Например, к правам крановщика относят:

  • требовать содействия от сотрудников в работе, запрашивать от них необходимую информацию;
  • вносить предложения по оптимизации рабочего процесса;
  • имеет право на повышение уровня квалификации;
  • знакомиться с разработанными проектами в сфере своей работы;
  • давать распоряжения подчиненным лицам по вопросам, входящим в их круг обязанностей;
  • осуществлять контроль рабочих процессов;
  • сообщать руководству о нарушениях и сбоях на предприятии.

Ответственность работника включает следующие пункты:

  • за отказ от следования приказам руководства, за самовольное отлучение от рабочего места;
  • за невыполнение своих трудовых обязанностей, за некачественное выполнение работы;
  • за порчу имущества предприятия;
  • ответственность у крановщика возникает при передаче дел в случае увольнения;
  • за осуществление правонарушения;
  • за разглашение информации фирмы;
  • ответственность за отказ выполнять установленные нормы и правила, соблюдение инструкций;
  • несоблюдение техники безопасности;
  • несоблюдение дисциплины.

Преимущества и недостатки профессии

Профессия крановщика требует ответственного подхода к работе, умения применять большое количество знаний. Данная должность достаточно высоко оплачивается и является востребованной на рынке труда. Без крановщика ни одно предприятие в сфере строительства и производства не сможет обойтись.

Особенностью данной профессии в строительстве является потребность в командировках и выезд на различные объекты. При долгосрочных командировках предлагается обеспечение жильем, такая работа является более оплачиваемой.

К недостаткам данной профессии можно отнести отсутствие карьерного роста и ограниченность в выборе объектов. Данная профессия предполагает большую ответственность, сложные условия труда, большую загруженность, что для многих является недостатками в данной сфере.

znaybiz.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *