Кружки в начальной школы – Кружки и факультативы 1-4 кл.

Содержание

Программа кружка "Мастерок" в рамках внеурочной деятельности в начальной школе

 Программа кружка "Мастерок" в рамках внеурочной деятельности в начальной школе разработана с целью реализации Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования, способствует развитию личностных, метапредметных и предметных результатов учащихся,  универсальных учебных действий, формированию ИКТ-компетентности. Программа не требует больших материальных затрат и может использоваться в других образовательных учреждениях.

Цель программы – развитие творческих способностей  учащихся средствами  декоративно - прикладного искусства.

Реализация данной программы является педагогически целесообразной, так как базовые знания, которые дети получают в общеобразовательной школе на уроках технологии, углубляются и расширяются на кружковых занятиях, что способствует осмыслению и восприятию окружающей действительности через творчество, обогащает внутренний мир ребёнка, позволяет с пользой провести свободное время.

В процессе обучения в кружке «Мастерок» дети могут проявить свою фантазию и творчество в разных направлениях: аппликация из бумаги, яичной скорлупы, ткани, зёрен, оригами, квиллинг, бисероплетение, поделки из природного материала и спичек, декупаж, роспись по стеклу, лоскутное шитьё и др., а также учатся использовать подручные материалы в изготовлении сувениров. Дети знакомятся с различными видами ручной работы, поэтому они в дальнейшем могут сориентироваться в выборе кружков декоративно-прикладного направления. Узнав интересы ребят в начале учебного года, можно скорректировать количество часов, отведённых на ту или иную технику, добавить новую.

На занятиях дети учатся работать с трафаретами и лекалами, вырезать детали, составлять несложные композиции, подбирать ткань по цвету и фактуре в соответствии с замыслом, а также получают первоначальные навыки шитья. Образовательный процесс строится с учётом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, темы подобраны по мере усложнения и углубления материала.

Содержание программы и тематическое планирование

В процессе обучения в кружке «Мастерок» дети могут проявить свою фантазию и творчество в разных направлениях: аппликация из бумаги, яичной скорлупы, ткани, зёрен, оригами, квиллинг, бисероплетение, поделки из природного материала и спичек, декупаж, роспись по стеклу, лоскутное шитьё и др., а также учатся использовать подручные материалы в изготовлении сувениров. Дети знакомятся с различными видами ручной работы, поэтому они в дальнейшем могут сориентироваться в выборе кружков декоративно-прикладного направления. Узнав интересы ребят в начале учебного года, можно скорректировать количество часов, отведённых на ту или иную технику, добавить новую.

На занятиях дети учатся работать с трафаретами и лекалами, вырезать детали, составлять несложные композиции, подбирать ткань по цвету и фактуре в соответствии с замыслом, а также получают первоначальные навыки шитья. Образовательный процесс строится с учётом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, темы подобраны по мере усложнения и углубления материала.

Программа имеет практическую направленность: дети видят результат своей деятельности, который можно использовать в качестве украшения, сувенира или предмета, необходимого в быту.

ИКТ-компетентность.

Для того, чтобы сориентировать младших школьников в информационных и коммуникативных технологиях и сформировать способность их грамотно применять в программу включена работа на компьютере, а именно: поиск информации в Интернете, посещение виртуальных выставок, просмотр коллекций мастеров декоративно-прикладного творчества, подбор цветовой гаммы лоскутного изделия с помощью компьютера в программе Paint, цифровое фото своих собственных работ, обработка фотографий с помощью компьютера и выкладывание их в Интернет, создание цифрового портфолио учащегося. Таким образом, на занятиях происходит смена видов деятельности, что способствует снижению утомляемости, а переход с рабочего места за компьютер и обратно – своего рода зарядка. Программа предусматривает соблюдение санитарно-гигиенических норм, индивидуальная работа учащегося на компьютере составляет 10-15 минут.

Межпредметные связи, используемые в программе, помогают учащимся осваивать и анализировать технологические приёмы и способы обработки материалов, развивать образное и пространственное мышление.

Программа предусматривает выполнение как индивидуальных, так и коллективных работ, что способствует развитию самостоятельности, инициативы и ответственности личности. Дополнительное задание на каждом занятии позволяет осуществить

индивидуально-личностный подход к обучению учащихся,  а также позволяет учителю более гибко планировать учебный материал.

Весь материал - смотрите документ.

videouroki.net

Кружки в начальной школе — Статьи на Pandaland

Кружки в начальной школе направлены на всестороннее развитие детей. Главные задачи организации специальных кружков – выявление способностей у детей к разным видам деятельности. Преподаватели, ведущие тот или иной кружок в начальной школе, должны не только заметить талант ребенка в определенном направлении, но и создать все необходимые условия для гармоничного развития детских способностей. О том, в какие кружки в начальной школе можно записаться, что может заинтересовать именно вашего малыша, а также то, чем полезен тот или иной кружок в начальной школе, читайте в нашей статье.

Кружки в начальной школе функционируют в нескольких направлениях. Среди мальчиков популярны спортивно-оздоровительные кружки, военно-патриотические, также большим спросом пользуются кружки с проектной деятельностью. Моделирование, проектирование, борьба и другие виды спорта – вот, что может привлечь будущих мужчин. Девочек больше интересуют кружки художественно-эстетического направления, речь идет о кружках ИЗО, лепки, театральном кружке, кружке ораторского искусства, вокала или хореографии. Научно-познавательные кружки в начальной школе привлекают как мальчиков, так и девочек.

Также в школах предполагаются предметные кружки, это касается учеников начальной школы. Математический, лингвистический, исторический и другие кружки помогают детям углубить школьные знания и одновременно расширить кругозор.

Во многих школах популярен такой кружок в начальной школе, как «Почемучка». Занятия в этом ключе нацелены на воспитание духовно-нравственных взглядов на жизнь. В некоторых образовательных учреждениях также функционирует экологический кружок. Посещая такие занятия, дети учатся рациональному отношению к природным ресурсам.

Преподаватели кружков начальной школы стремятся создать все условия для самореализации учеников. Главная их цель – развить стремление узнавать что-то новое. После посещения кружков у детей должно проявиться желание узнавать что-то новое, искать и находить нужную информацию.

Педагоги стремятся не только правильно обучать детей, но и наладить с ними психо-эмоциональный контакт, а также следить за тем, чтобы между детьми была дружественная атмосфера. Посещение кружка приучает детей к самостоятельности, инициативности, внимательности и многому другому.

pandaland.kz

Программа кружка для начальной школы

  1. Пояснительная записка

На протяжении всей истории человечества народное искусство было неотъемлемой частью национальной культуры. Народное искусство сохраняет традиции преемственности поколений, влияет на формирование художественных вкусов. Основу декоративно-прикладного искусства составляет творческий ручной труд мастера.

По своему происхождению декоративно-прикладное искусство - один из самых древних видов искусства.

За последние годы заметно усилился интерес к использованию в творческой работе с детьми произведений народного декоративного искусства. Дети рано начинают воспринимать окружающее, но, чтобы они могли оценить увиденное, отличить действительно красивое от пестроты и пошлости, этому необходимо учить, и чем раньше, тем лучше. Сегодня очень важно, чтобы дети, постигая произведения прикладного искусства, занимаясь им, знали: о происхождении промыслов, открывая для себя новые пути в жизни, обогащая свой внутренний мир, позволяя с пользой провести свободное время.

Обучение в студии проходит по нескольким направлениям (бисероплетение, бумагопластика, мягкая игрушка, изонить) и направлено на воспитание художественной культуры, развитию их интереса к народному творчеству, его традициям и наследию. Так как все ребята разные по своему развитию, умению и навыкам в работе, то разные направления, помогают им определиться в каком – то конкретном виде искусств, и в тоже время изучить другие виды. Одному удается работа, связанная с усидчивостью и мелкой моторикой, у другого развито образное и пространственное мышление, и ему необходимо постоянно что-то придумывать, конструировать, находить неожиданные варианты в работе. На занятиях различными видами декоративно-прикладного искусства учащиеся учатся создавать красоту своими руками. Эти занятия не только формируют эстетический взгляд у детей, знакомя их с произведениями народного искусства, но и дают им необходимые технические знания, развивают трудовые умения и навыки, т. е. осуществляют психологическую и практическую подготовку к труду и в выборе будущей профессии. Каждый блок программы учит чему-то новому, интересному, иногда даже неожиданному применению знакомых нам вещей.

Основная форма проведения занятий – групповая. Общение ребят друг с другом под руководством учителя дает возможность коллективной деятельности, в результате чего появляется интерес к творчеству. Использование комбинированного вида занятий позволяет лучше усвоить предлагаемый материал, так как включенность в процесс способствует повышению интереса к занятиям.

В конце учебного года предусмотрена итоговая выставка работ обучающихся, также планируется участие в городских и областных выставках декоративно-прикладного искусства.

Программа рассчитана на 66 часов по 2 часа в неделю.

Цель обучения:

- содействовать развитию духовно-нравственных основ личности ребенка, его творческих способностей и эмоционального мира через приобщение к народному декоративно-прикладному искусству;

- воспитание творческой личности, обладающей художественным вкусом;

- Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

- развития трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата;

- уважение к труду, творчеству и созиданию, стремление к познанию и истине, целеустремленность и настойчивость, бережливость и трудолюбие;

- воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде.

Обучение младших школьников изготовлению изделий народных художественных промыслов предполагает решение

следующих основных задач:

- раскрыть истоки народного творчества и роль декоративно-прикладного искусства в жизни общества;

-привить любовь к традиционному народному искусству;

-сформировать представление о народном мастере как творческой личности, духовно связанной с культурой и природой родного края;

-развить художественно-творческие способности учащихся;

- сформировать у учащихся целостное восприятие народного искусства как части культуры народа;

- обучить учащихся навыкам и приемам традиционной художественной обработки материалов разных видов.

Изучение декоративно-прикладного искусства направлено на достижение следующих целей:

овладение начальными трудовыми навыками и умениями, опытом по созданию объектов труда, полезных для человека и общества; способами планирования и организации трудовой деятельности, объективной оценкой своей работы;

развитие сенсорики, мелкой моторики, пространственного воображения, технического и логического мышления, глазомера;

освоение знаний о роли трудовой деятельности человека в преобразовании окружающего мира; формирование первоначальных представлений о мире профессий; безопасными приемами труда

воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, ответственности за результаты своей деятельности; уважительного отношения к людям и результатам их труда;

получение опыта применения полученных знаний, умений и навыков в самостоятельной практической деятельности.

В процессе теоретического обучения следует знакомить учащихся с истоками возникновения и развития разных видов народного декоративно-прикладного искусства, раскрывать их тесную связь с природой, традициями, жизнью народа, его историей. Во время занятий целесообразно использовать записи музыки, стихов, а также разнообразный иллюстративный материал и образцы произведений мастеров. Практические занятия должны быть направлены на формирование у школьников навыков и умений по изготовлению художественных изделий на основе знаний, полученных в процессе теоретического обучения. Последовательность ознакомления учащихся с разными приемами и техникой художественной обработки материалов зависит от сложности исполнения, особенностей самого изделия, технологии изготовления, материала и его назначения.

Эстетические чувства, художественная культура учащихся активнее развиваются в процессе творческого труда, в процессе изготовления ими общественно полезных вещей. Поэтому надо особенно тщательно подбирать предметы, над которыми будут работать ребята. Успехи детей в обучении изготовлению изделий народных художественных промыслов рождают у них уверенность в своих силах. Они преодолевают барьер нерешительности, робости перед новыми видами деятельности. У них воспитывается готовность к проявлению творчества в любом виде труда. Планируемые для выполнения изделия по своей конструкции, технологии, художественному оформлению должны быть посильны ученикам младшего школьного возраста. Работа должна быть не только внешне привлекательна, но, главное, качественно выполнена каждым учеником. Очень важно сформировать у ребенка постоянное чувство интереса к процессу повседневного труда, чтобы любую работу он делал с удовольствием, творчески, радовался бы удачам и с упорством старался исправить недостатки, добиваясь во всем аккуратности и красоты.

В содержании каждой техники предусмотрены несколько заданий, которые ребенок может выбрать сам, по-своему усмотрению, либо с помощью педагога. Все объяснения сопровождаются демонстрацией наглядных материалов и образцов, это дает более полное представление о процессе работы над изделием и конечным результатом. Наиболее наглядное представление о результатах работы, дают участия в конкурсах и различных тематических выставках, как школьного, так и городского уровня. Такие выставки формируют художественный вкус, несут познавательную и эстетическую нагрузку, при обсуждении работ.

Предполагаемые результаты:

1 уровень

Знать и понимать:

- начальные представления о правила поведения в обществе, взаимодействие обучающегося с учителем и коллективом;

-опыт социальной и межкультурной коммуникации;

- элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры;

- некоторые виды декоративно прикладного творчества

Уметь:

- различать виды декоративного творчества;

- осознавать приоритет основ труда, творчества, создания нового ;

- правильно вести себя в обществе, взаимодействовать в коллективе и с учителем в сообществе, уметь сотрудничать и оказывать необходимую взаимопощь;

- организовывать рабочее место под руководством учителя;

- понимать вопросы и задания учителя;

2 уровень

Знать и понимать:

- первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками и взрослыми;

- потребность и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для себя видах творческой деятельности;

- историю возникновения изучаемых видов декоративного творчества;

- технику безопасности при работе с инструментами;

- материал и инструменты, используемые в конкретной технике

Уметь:

-формулировать познавательную цель, оценивать свои действия и поступки при помощи учителя;

- участвовать в коллективном общении, соблюдать правила поведения;

- видеть красоту в окружающем мире;

- организовывать рабочее место;

- соблюдать технику безопасности;

- выбирать материалы и инструменты для выполнения работ;

- выполнять элементарные навыки работы в изучаемых техниках;

- сопоставить результаты с образцом;

3 уровень

Знать и понимать

- ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труду, трудолюбие;

- мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности;

- основные технологические понятия и приемы работы изучаемых видов творчества;

- последовательность выполнения изделия по технологическим картам , схеме, рисунку;

- назначение применяемых инструментов и приспособлений, правильно работать с ними, соблюдая технику безопасности;

Уметь:

- наблюдать эстетические объекты в природе и социуме;

- осуществлять поиски, выделять конкретную информацию, как с помощью учителя, так и самостоятельно;

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, планировать свою рабочую деятельность с учетом имеющихся ресурсов;

- видеть материал, фантазировать, создавать интересные образы, изделия;

-выполнять изделия в соответствии со своим возможностями;

- находить неожиданные варианты в работе и применять их;

- экономично относится к материалу, оборудованию и инструментам

Оборудование и материалы для работы:

  1. Картон (цветной, белый)

  2. Цветная бумага.

  3. Клей ПВА, кисточка для клея

  4. Бисер разного цвета.

  5. Леска, мононить.

  6. Ножницы, наперсток.

  7. Иглы среднего размера.

  8. Нитки (мулине, обычные, тонкая шерстяная пряжа).

  9. Ткань (хлопчатобумажная, льняная гладкоокрашенная).

  10. Портновские мелки.

Дидактический материал:

  1. Раздаточный материал для вышивки по картону.

  2. Схемы для работы с бисером.

  3. Лекала для изготовления мягких игрушек.

  4. Приспособления для работы с бумагой (зубочистки, пластинки, крышки)

  5. Образцы готовых изделий.

  6. Схемы основных приемов работы с бумагой.

II-1. Учебно- тематический план

разделы

Количество часов

всего

теория

практика

  1. Волшебная изонить.

16

2

14

  1. Бисероплетение.

12

1

11

  1. Мягкая игрушка.

22

2

20

VI. Бумагопластика.

16

2

14

итого

66

7

59

II -2.Календарно - тематический план

п/п

Разделы и темы

Количество часов

всего

теория

практика

  1. Волшебная изонить

16

2

14

1.1

Вводный урок. Правила техники безопасности. Основные приемы работы в технике (заполнение круга).

2

1

1

1.2

Основные приемы работы (заполнение углов).

2

0,5

1,5

1.3

Основные приемы работы (заполнение различных фигур).

2

0,5

1,5

1.4

Изготовление открытки (начало работы).

2

-

2

1.5

Изготовление открытки (окончание работы, оформление).

2

-

2

1.6

Изготовление картины (начало работы).

2

-

2

1.7

Изготовление картины (продолжение работы).

2

-

2

1.8

Изготовление картины (окончание работы, оформление).

2

-

2

II.Бисероплетение.

12

1

11

2.1

История возникновения бисероплетения. Основные приемы плетения ( в одну нить).

2

1

1

2.2

Плетение фенички в одну нить( начало работы).

2

-

2

2.3

Плетение фенички в одну нить (окончание работы, правила закрытия концов).

2

-

2

2.4

Плетение в две нити. Плетение фенички по выбору (начоло работы).

2

-

2

2.5

Плетение в две нити. Плетение фенички по выбору (окончание работы).

2

-

2

2.6

Параллельное плетение на лески. Изготовление брелка по выбору.

2

-

2

Ш. Мягкая игрушка.

22

2

20

3.1

История мягкой игрушки. Основные правила изготовления мягкой игрушки.

2

1

1

3.2

Выполнение основных швов при изготовлении игрушки.

2

1

1

3.3

Изготовление игольницы.

2

-

2

3.4

Изготовление кота.

2

-

2

3.5

Изготовление бабки травницы

2

-

2

3.6

Изготовление в лоскутной технике (начало работы).

2

-

2

3.7

Изготовление в лоскутной технике (оформление работы).

2

-

2

3.8

Изготовление игрушки по выбору (начало работы).

2

-

2

3.9

Изготовление игрушки по выбору (продолжение работы).

2

-

2

3.10

Изготовление игрушки по выбору

(продолжение работы).

2

-

2

3.11

Изготовление игрушки по выбору (оформление работы).

2

-

2

VI.Бумагапластика.

16

2

14

4.1

Из истории бумаги. Свойства бумаги и картона.

2

1

1

4.2

Основные приемы бумагокручения.

2

0.5

1.5

4.3

Изготовление открытки.

2

0.5

1.5

4.4

Изготовление картины (начало работы).

2

-

2

4.5

Изготовление картины (окончание работы).

2

-

2

4.6

Изготовление работы по выбору (начало работы).

2

-

2

4.7

Изготовление работы по выбору (продолжение работы).

2

-

2

4.8

Подготовка и проведение итоговой выставки

2

-

2

ИТОГО

66

7

59

III – 1. Содержание учебного курса

Волшебная изонить.

Основные теоритеческие сведения

Цели и задачи курса. Правила безопасности труда, санитарии и гигиены. Общие сведения о материалах, инструментах и приспособлениях, используемых при работе. Основные приемы работы – заполнение углов, круга, различных фигур. Правила расположения схемы и нанесения на объект труда.

Практические работы.

Изготовление образцов различных форм заполнения. Изготовление открытки и картин по выбору обучающихся.

Варианты объектов.

Открытки – «одуванчик», «морское дно», «ко дню рождения», «цветы», «животные», сердечки.

Картины – «цветочные фантазии», «корабли», «животные», «люди», возможны работы по собственным эскизам.

Бисероплетение.

Основные теоритеческие сведения

Общие сведения о бисере, его развитие и применение в быту. Правила безопасности труда, санитарии и гигиены. Общие сведения о материалах, инструментах и приспособлениях, используемых при работе. Основные приемы работы со схемой при плетении в одну, две нити, особенности параллельного плетения. Работа с леской. Требования к качеству готового изделия.

Практические работы.

Плетение фенечки в одну и две нити по выбору обучающихся, зарисовка схем плетения. Параллельное плетение на леске.

Варианты объектов.

Изготовление брелка на лески в технике параллельного плетения – «ЖУЧКИ», «МЫШКА», «ЖИВОТНЫЕ»

Мягкая игрушка.

Основные теоритеческие сведения

История возникновения мягкой игрушки, основные правила при изготовлении. Правила безопасности. Общие сведения о материалах, инструментах и приспособлениях, используемых при работе. Основные швы, используемые в работе. Оформление лица или мордочки животного, окончательная отделка готового изделия. Особенности работы с лоскутами.

Практические работы.

Изготовление швов - «вперед иголку», «петельный», «сметочный», «строчка». Основы изготовления животных, народной куклы, игрушки в лоскутной технике.

Варианты объектов.

швы - «вперед иголку», «петельный», «сметочный», «строчка». Игольница «шляпка», «бабка-травница», животные на одной основе – котенок, заяц, собака. Кот из перчатки.

Бумагапластика.

Основные теоритеческие сведения

История создания бумаги ее дальнейшее распространение и применение. Свойства бумаги и картона. Основные способы работы с бумагой. Правила безопасности. Общие сведения о материалах, инструментах и приспособлениях, используемых при работе.

Практические работы

Основные приемы нарезки и кручения бумаги в различные фигуры, работа с клеем. Способы оформления работ. Сборка элементов в одно целое.

Варианты объектов.

Открытка – «виноград», «цветы», «облепиха», «крыжовник», «подснежник», «пасхальные мотивы».

Картины – «цветочные фантазии», «одуванчики», «ландыши», «бабочки».

VI. Список литературы.

  1. Баскова Т.Н. Бисер. Уроки труда в начальной школе. Санкт – Петербург, 2003.

  2. Манкова Т.Н. Бисерная миниатюра. Ростов на Дону: «Феникс», 2005.

  3. Ляукина М.В. Подарки из бисера. Москва,2004.

  4. Быстрицкая А. П. Бумажная филигрань. Москва, «Айрис – пресс», 2007.

  5. Нагибина М.И. Из простой бумаги мастерим как маги. Ярославль, 2000.

  6. Максимова М.В.,Кузьмина М.А. Лоскутики. Москва, «ЭКСМО – пресс», 1998.

  7. Максимова М.В.,Кузьмина М.А. Азбука шитья. Москва, «ЭКСМО – пресс», 1998.

  8. Нагибина М.И. Чудеса из ткани. Ярославль, 2000.

  9. Бурундукова Л. Волшебная изонить. Москва, «АСТ-ПРЕСС»,2009.

  10. Леонова О. Рисуем нитью. Санкт – Петербург, 2005.

  11. Якубова А. Мягкая игрушка. Санкт – Петербург, 2005.

infourok.ru

Кружок "Эрудит" в начальной школе

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


С 2000 по 2006 год на базе нашего лицея (МОУ лицей №15 г. Ставрополя) работала городская экспериментальная педагогическая площадка по программе исследований «Реализация духовно­-нравственного потенциала общеобразовательного учреждения в воспитании личности».

В ходе проведения эксперимента в учебном заведении сложилась система дополнительного образования, представленная 26-ю кружками, секциями, студиями. Для начальной школы работают: «Керамика», «Тестопластика», отряд ЮИД, кружок бальных танцев «Антаис», кружок современного танца «Искорка», кружок хорового пения, дизайн-студия «Колибри», «Золотая нить», «Удивительный мир растений» (при теплице), «Эрудит» и др.

Рабочий план на неделю предусматривает 7,5 часов. Сюда входят занятия с кружковцами, подготовка лицейской команды к городскому турниру «Учись, твори и развивайся», групповая работа  (подготовка к научным чтениям в малой академии наук, исследовательская работа). Основная задача кружка – содействие удовлетворению детской любознательности.

Программа городского турнира включает в себя 4 направления: математика, русский язык, литературное чтение и окружающий мир. Наш кружок «Эрудит» объединяет эти 4 направления и собирается 3 раза в неделю. Работа в кружке ведётся с выпускниками начальной школы.

Вести занятия в кружке я стала с 1 декабря 2004 года. Набрали группу детей, изъявивших желание заниматься в кружке, изучили их потребности и интересы, расписание занятий сделали удобным при двухсменном обучении. В 2004-2005 учебном году провели один тур лицейской олимпиады. Из победителей составили команду для участия в городском турнире и занимались с этой командой дополнительно. На городском интеллектуальном турнире «Учись, твори и развивайся» в 2005 году наш Миша Озеров занял 1-е место в личном зачёте по окружающему миру, а команда «Кроха» - 1 –е место в командном зачёте среди 33-х команд города. В апреле 2005 года мы провели в лицее книжную неделю, посвящённую юбилею Г. Х. Андерсена. (см. материалы фестиваля «Открытый урок-2004»)

Работая с детьми, я заметила, что не всем интересны три направления. Летом внесла изменения в планирование работы и новому набору «Эрудитов» предложила самим выбирать направления. На этот раз были составлены три списка кружковцев. В 2005 – 2006 учебном году основой кружка был мой 4 «А» класс, несколько человек выбрали все три направления. Мы провели два тура лицейской олимпиады, составили команду для участия в городском турнире. В этом году команда «Знатоков» заняла 4 командное место среди 34-х команд. Работу Сидоровой Юлии по литературному чтению отметили как очень хорошую, но призовое место в личном зачёте она не заняла. С кружковцами приняли участие в игре-конкурсе «Русский медвежонок-2005» (14 человек), в математическом конкурсе «Кенгуру» (12 человек).

Образованный человек в современном обществе – это не только и не столько человек, вооружённый знаниями, но умеющий добывать, приобретать знания, делать это целенаправленно по мере возникновения у него такой потребности при решении стоящих перед ним проблем, умеющий применить имеющиеся знания в любой ситуации. Учебная исследовательская деятельность – это специально организованная познавательная творческая деятельность учащихся, по своей структуре соответствующая научной деятельности, характеризующаяся целенаправленностью, актуальностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью, результатом которой является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний или способов деятельности.

Нужно помочь учащимся увидеть смысл их творческой исследовательской деятельности, видеть в этом возможность реализации собственных талантов и возможностей, способ саморазвития. Я старалась создавать на занятиях кружка творческую атмосферу, поддерживала интерес к выполняемой работе, поощряла творческие проявления учащихся, стремление к творческому поиску.

Важно, чтобы дети не боялись допустить ошибку. Задача учителя – не подавлять желания, порывы, творческие идеи у учащихся, а поддерживать их и направлять.

Исследование должно быть посильным, интересным и полезным.

Изучая тему «Природные зоны и природные сообщества» дети заинтересовались охраняемыми растениями своего края. На групповых занятиях стали изучать причины исчезновения и сокращения численности видов растений, познакомились с Красной книгой Ставропольского края, с мерами по охране и восстановлению степной растительности. Посетили краеведческий музей им. Прозрителева и Праве. Работали в группе из 6-ти человек. В группе распределили роли: кто-то был более склонен к аналитической деятельности; кто-то к практической деятельности; кто-то ассистировал.

Групповая организация выполнения работы подразумевала распределение ролей, выполнение работы каждым участником и объединение усилий каждого в единый результат. Внимание уделяется умению работать с источниками информации, с самой информацией, обрабатывать тексты, представлять результат своей работы в виде текста, графика, модели.

Важный этап – представление результатов исследования. Он позволяет решить несколько задач:

  • развитие речи;
  • развитие умения работать с текстом;
  • анализ продукта собственной деятельности;
  • возможность продемонстрировать свои достижения;
  • пополнение знаний других учащихся новыми сведениями;
  • умения оценки и самооценки результатов исследования.

 

Результаты исследования представили своим одноклассникам и отправили на Фестиваль творческих и исследовательских работ учащихся «Портфолио 2005-2006». В работу включили второй раздел, который содержит загадки, интересные сведения о растениях, правила поведения в природе, вопросы викторины, художественные тексты.

Такие работы способствуют формированию повседневной жизни Человека на Земле во взаимодействии со всем окружающим. Эти принципы помогут детям принимать правильные решения в интересах Природы и Жизни и станут основой мировоззрения человека нового тысячелетия.

Этой цели можно достичь направляя повседневную работу детского коллектива на глубокое познание родного края и конкретную природоохранную деятельность, проводя просветительскую работу среди своего окружения, участвуя в олимпиадах, в экологических конкурсах, турнирах знатоков

«Если каждый человек на кусочке своей земли сделал бы всё, что он может, как прекрасна была бы земля наша» А. П. Чехов

В нашем лицее открыт 47-й филиал АНАИС (Академия наук, искуства и спорта), проводятся научные чтения. 13 четвероклассников приняли участие в чтениях, из них 9 кружковцев готовили свои доклады-сообщения.

Перед началом работы мы вместе с детьми выстроили логическую схему:

1. задача сообщения: создать a провести a обеспечить a выполнить
2. виды деятельности
3. ожидаемый результат

Дети работали самостоятельно, при необходимости консультировались с учителем. Все выбрали сообщения-доклады по окружающему миру. Подбирали информацию, обрабатывали её, оформляли сообщения, готовили план своего выступления.

Очень волновались маленькие докладчики, выступая на столь представительном форуме. Работы четырёх человек отмечены дипломами.

  •  Плугарева Валерия «Жизнь слонов»
  • Корягин Павел «Озёра нашей страны»
  • Петров Кирилл «Жизнь волков»
  • Крайнева Дарья «Синие киты»

 Дети получили удовольствие от своей работы.

Региональный компонент обеспечен учебными пособиями для начальной школы.

  • А. В. Дронов «Родные просторы» 4 кл. Ставрополь    2001 г.
  • А. И. Круглов, С. А. Круглова «Страницы истории края» (часть 1, 2) 3, 4 кл Ставропольское книжное издательство 2005, 2006 г.
  • «В союзе с природой» (учебно-методическое пособие для учителей начальной школы) Ставропольсервисшкола 1998 г.
  • В. И. Ивановский «Занимательное краеведение» Москва-Ставрополь 2001 г.
  • В. В. Савельева «Природа города Ставрополя» Ставрополь 2002 г.
  • «Изучение окружающего мира на занятиях кружка «Эрудит»» статья см. раздел «Начальная школа» фестиваль 2006 – 2007 г.

 Материалы кружка «Эрудит» прилагаются.

Приложение 1.

Приложение 2.

Приложение 3.

Хочется узнать, как работают мои коллеги по этой проблеме.

1.12.2006

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Кружок в начальной школе. Работа кружков в начальной школе

С появлением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) возникли и новые требования. Одним из которых является включение внеурочной деятельности ребенка в образовательный процесс. Это было сделано с целью лучшей адаптации вчерашнего воспитанника детского сада к школе.

Что было раньше? Дети шли в школу, занимались на уроках, затем, оставшись в группе продленного дня, делали домашнее задание. Другими словами, целый день сидели за партами и учили уроки, а ведь совсем недавно их режим дня был совершенно иным, они двигались, шумели, ходили на прогулку, отдыхали во время дневного сна. Не каждый взрослый способен выдержать таких резких, кардинальных перемен в своей жизни. Вот и получалось, что ребенок, придя со школы, начинал «сходить с ума», а потом долго не мог уснуть вечером из-за того, что его нервная система находилась в возбужденном состоянии.

Чтобы сделать этот переход для детей более мягким, было решено включить внеурочную деятельность в образовательный процесс. После занятий в школе ребенок должен заниматься другими видами деятельности. Обеспечить обязана необходимые кружки начальная школа. ФГОС требует, чтобы каждый ребенок был занят во всех пяти направлениях, это:

  1. духовно-нравственное;
  2. общекультурное;
  3. общеинтеллектуальное;
  4. социальное;
  5. спортивно-оздоровительное.

По всем пяти видам деятельности занятость ребенка должна составлять в неделю 10 часов.

Кто и как должен вести кружки в начальной школе?

Безусловно, одному учителю начальных классов трудно справиться с таким объемом работы. Поэтому было решено, что в школах учителя начальных классов пишут программы кружковых занятий, основываясь не на одной возрастной категории детей, а с 1 по 4 классы. Таким образом, один учитель может вести кружок в начальной школе для детей разных классов, согласно составленному графику.

Кроме того, для ведения кружковых занятий можно привлекать внештатного работника, у которого есть педагогическое образование и разработана программа кружковой деятельности. Оплату такому работнику производит школа из собственного бюджета на основании заключенного с ним договора.

Работодателю обязательно нужно помнить, что нельзя заставлять человека работать в той сфере деятельности, о которой у него отсутствуют представления. В противном случае от такой работы не будет толка, еще и работник будет недоволен сложившейся ситуацией.

Малокомплектные начальные школы

Вопрос внеурочной деятельности для малокомплектных школ из-за отсутствия в них групп продленного дня решить долго не могли. Но ведь нет задач без решения, бывает нежелание их решать. По данной проблеме был предложен следующий выход: проводить кружковые занятия в субботу, конечно, с разрешения родителей и согласия сотрудников.

Выбор кружков

Выбор кружков происходит чаще всего на родительском собрании. Учитель перечисляет все кружки в начальной школе, а родители, основываясь на интересах своего ребенка, выбирают нужные.

Кроме того, нельзя упускать из внимания то, что некоторые дети могут посещать учебные заведения дополнительного образования, например, музыкальную, художественную или спортивную школу. Если это так, тогда кружок в начальной школе по данному направлению им посещать не нужно.

Еще один фактор, который нужно учитывать при выборе, – это медицинские противопоказания. Если у ребенка существуют медицинские отводы по каким-то видам деятельности, родители должны написать на имя директора школы заявление с объяснением причин и приложить справку, выданную в медицинском учреждении.

Во всех остальных случаях ребенок должен посещать кружки по всем направлениям.

Духовно-нравственное направление

Кружковая работа по данному направлению должна быть направлена на воспитание любознательной, трудолюбивой, высоконравственной личности, знающей традиции и историю своей страны. Кружки духовно-нравственного направления могут носить следующие названия: «Юные краеведы», «Мой мир – моя страна».

Общекультурное направление

Работа с детьми в данном случае имеет целью воспитание личности творца, формирование у учащихся потребности к саморазвитию и самосовершенствованию. Кружки в начальной школе могут быть следующими:

  • хоровое пение;
  • студия народного танца;
  • прикладное ремесло.

Общеинтеллектуальное направление

Работа по общеинтеллектуальному воспитанию направлена на развитие у детей всех видов мышления (абстрактного, дедуктивного, логического, алгоритмического). Кружок в начальной школе может называться: «Клуб математиков», «Юный исследователь» и т.д.

Социальное направление

Это очень важный для воспитания раздел. Занятие кружка в начальной школе по данному направлению позволяет детям научиться правильному поведению, вежливости, доброму и терпимому отношению к близким людям, оценке нравственного содержания ситуаций. Названия кружков могут быть следующие: «Всезнайка», «Помощники», «Наша жизнь - театр».

Пожалуй, самым интересным и занимательным для детей является театральный кружок. В начальной школе ребята еще не отвыкли играть и поэтому театр для них, с одной стороны, дело привычное, например, вжиться в образ им удается легко, а, с другой стороны, выучить текст — это задание немного посложнее, но именно оно дает им массу положительных эмоций. Кроме того, заучивание текста позволяет тренировать память, что в итоге положительно скажется на образовательном процессе. А выступление перед благодарным зрителем (родители, учителя) моментально поднимает самооценку и вызывает желание работать дальше.

Спортивно-оздоровительное направление

Сейчас работа по этому направлению ведется усиленно, потому что проблемы со здоровьем проявляются практически у каждого пятого ребенка в России. Родители, чересчур заботясь о своем чаде, сами того не подозревая, косвенным путем наносят вред его здоровью, поэтому детям нужно в обязательном порядке посещать кружки данного направления. Не нужно бояться, что ребенок не выдержит физических нагрузок. Кружок в начальной школе носит именно оздоровительный характер. Названия кружков предлагаются следующие: «Спортивные игры», «Футбол», «Лыжи зимой и летом».

Права ребенка при выборе кружка

Каждый ребенок вправе выбирать кружки по своим интересам и способностям.

Также ребенок имеет право перейти из одного кружка в другой внутри группы. Например, у него может не получаться с футболом, но он станет лучшим в занятиях лыжами. Важно отследить, чтобы дети не бегали из одного кружка в другой без весомых причин.

Работа кружков в начальной школе направлена на развитие всех сторон личности маленького человека. Таким образом удается выяснить, какие способности у малыша развиты больше. Именно по этому направлению учитель и работает в дальнейшем.

По программе ФГОС все школы России начали заниматься с 2011 года, поэтому говорить о том, работает ли эта программа, на данный момент еще рано. Дети, которые начали по ней заниматься, недавно стали пятиклассниками. Учителя средней школы отмечают у ребят большую любознательность, ответственность за порученные им дела. Начальная школа дала хороший старт благодаря внеурочной деятельности ребенка.

autogear.ru

Кружок в начальной школе. Работа кружков в начальной школе

С появлением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) возникли и новые требования. Одним из которых является включение внеурочной деятельности ребенка в образовательный процесс. Это было сделано с целью лучшей адаптации вчерашнего воспитанника детского сада к школе.

Что было раньше? Дети шли в школу, занимались на уроках, затем, оставшись в группе продленного дня, делали домашнее задание. Другими словами, целый день сидели за партами и учили уроки, а ведь совсем недавно их режим дня был совершенно иным, они двигались, шумели, ходили на прогулку, отдыхали во время дневного сна. Не каждый взрослый способен выдержать таких резких, кардинальных перемен в своей жизни. Вот и получалось, что ребенок, придя со школы, начинал «сходить с ума», а потом долго не мог уснуть вечером из-за того, что его нервная система находилась в возбужденном состоянии.

Чтобы сделать этот переход для детей более мягким, было решено включить внеурочную деятельность в образовательный процесс. После занятий в школе ребенок должен заниматься другими видами деятельности. Обеспечить обязана необходимые кружки начальная школа. ФГОС требует, чтобы каждый ребенок был занят во всех пяти направлениях, это:

  1. духовно-нравственное;
  2. общекультурное;
  3. общеинтеллектуальное;
  4. социальное;
  5. спортивно-оздоровительное.

По всем пяти видам деятельности занятость ребенка должна составлять в неделю 10 часов.

Кто и как должен вести кружки в начальной школе?

Безусловно, одному учителю начальных классов трудно справиться с таким объемом работы. Поэтому было решено, что в школах учителя начальных классов пишут программы кружковых занятий, основываясь не на одной возрастной категории детей, а с 1 по 4 классы. Таким образом, один учитель может вести кружок в начальной школе для детей разных классов, согласно составленному графику.

Кроме того, для ведения кружковых занятий можно привлекать внештатного работника, у которого есть педагогическое образование и разработана программа кружковой деятельности. Оплату такому работнику производит школа из собственного бюджета на основании заключенного с ним договора.

Работодателю обязательно нужно помнить, что нельзя заставлять человека работать в той сфере деятельности, о которой у него отсутствуют представления. В противном случае от такой работы не будет толка, еще и работник будет недоволен сложившейся ситуацией.

Малокомплектные начальные школы

Вопрос внеурочной деятельности для малокомплектных школ из-за отсутствия в них групп продленного дня решить долго не могли. Но ведь нет задач без решения, бывает нежелание их решать. По данной проблеме был предложен следующий выход: проводить кружковые занятия в субботу, конечно, с разрешения родителей и согласия сотрудников.

Выбор кружков

Выбор кружков происходит чаще всего на родительском собрании. Учитель перечисляет все кружки в начальной школе, а родители, основываясь на интересах своего ребенка, выбирают нужные.

Кроме того, нельзя упускать из внимания то, что некоторые дети могут посещать учебные заведения дополнительного образования, например, музыкальную, художественную или спортивную школу. Если это так, тогда кружок в начальной школе по данному направлению им посещать не нужно.

Еще один фактор, который нужно учитывать при выборе, – это медицинские противопоказания. Если у ребенка существуют медицинские отводы по каким-то видам деятельности, родители должны написать на имя директора школы заявление с объяснением причин и приложить справку, выданную в медицинском учреждении.

Во всех остальных случаях ребенок должен посещать кружки по всем направлениям.

Духовно-нравственное направление

Кружковая работа по данному направлению должна быть направлена на воспитание любознательной, трудолюбивой, высоконравственной личности, знающей традиции и историю своей страны. Кружки духовно-нравственного направления могут носить следующие названия: «Юные краеведы», «Мой мир – моя страна».

Общекультурное направление

Работа с детьми в данном случае имеет целью воспитание личности творца, формирование у учащихся потребности к саморазвитию и самосовершенствованию. Кружки в начальной школе могут быть следующими:

  • хоровое пение;
  • студия народного танца;
  • прикладное ремесло.

Общеинтеллектуальное направление

Работа по общеинтеллектуальному воспитанию направлена на развитие у детей всех видов мышления (абстрактного, дедуктивного, логического, алгоритмического). Кружок в начальной школе может называться: «Клуб математиков», «Юный исследователь» и т.д.

Социальное направление

Это очень важный для воспитания раздел. Занятие кружка в начальной школе по данному направлению позволяет детям научиться правильному поведению, вежливости, доброму и терпимому отношению к близким людям, оценке нравственного содержания ситуаций. Названия кружков могут быть следующие: «Всезнайка», «Помощники», «Наша жизнь - театр».

Пожалуй, самым интересным и занимательным для детей является театральный кружок. В начальной школе ребята еще не отвыкли играть и поэтому театр для них, с одной стороны, дело привычное, например, вжиться в образ им удается легко, а, с другой стороны, выучить текст — это задание немного посложнее, но именно оно дает им массу положительных эмоций. Кроме того, заучивание текста позволяет тренировать память, что в итоге положительно скажется на образовательном процессе. А выступление перед благодарным зрителем (родители, учителя) моментально поднимает самооценку и вызывает желание работать дальше.

Спортивно-оздоровительное направление

Сейчас работа по этому направлению ведется усиленно, потому что проблемы со здоровьем проявляются практически у каждого пятого ребенка в России. Родители, чересчур заботясь о своем чаде, сами того не подозревая, косвенным путем наносят вред его здоровью, поэтому детям нужно в обязательном порядке посещать кружки данного направления. Не нужно бояться, что ребенок не выдержит физических нагрузок. Кружок в начальной школе носит именно оздоровительный характер. Названия кружков предлагаются следующие: «Спортивные игры», «Футбол», «Лыжи зимой и летом».

Права ребенка при выборе кружка

Каждый ребенок вправе выбирать кружки по своим интересам и способностям.

Также ребенок имеет право перейти из одного кружка в другой внутри группы. Например, у него может не получаться с футболом, но он станет лучшим в занятиях лыжами. Важно отследить, чтобы дети не бегали из одного кружка в другой без весомых причин.

Работа кружков в начальной школе направлена на развитие всех сторон личности маленького человека. Таким образом удается выяснить, какие способности у малыша развиты больше. Именно по этому направлению учитель и работает в дальнейшем.

По программе ФГОС все школы России начали заниматься с 2011 года, поэтому говорить о том, работает ли эта программа, на данный момент еще рано. Дети, которые начали по ней заниматься, недавно стали пятиклассниками. Учителя средней школы отмечают у ребят большую любознательность, ответственность за порученные им дела. Начальная школа дала хороший старт благодаря внеурочной деятельности ребенка.

4u-pro.ru

Рабочая программа кружка "Акварелька" в начальной школе

МБОУ Ветошкинская ООШ

Утверждаю

директор школы _________ /О.Ф.Пугина./

Рабочая программа  кружка

«Акварелька»

для учащихся начальной школы

 

 

 

 

Руководитель: Морозова Галина Петровна

                                                                                                           

 

"Акварелька" - программа кружка по ИЗО для 1-4 классов

В связи с введением ФГОС второго поколения внеурочной деятельности школьников уделяется особое внимание в образовательном процессе, поэтому ей отводится определенное пространство и время. Данная дополнительная образовательная программа «Акварелька» рассматривается как программа реализующаяся во внеурочной деятельности. Программа охватывает теоретический и практический блоки содержания. Направленность детского объединения – художественная.
Программа «Акварелька» рассчитана на детей от 7 до 10 лет. Набор свободный. Состав группы постоянный. Занятия 1 раз в неделю. Срок реализации 1 год. Формы организаций занятий :

  •   информационное ознакомление – беседа, рассказ, диалог.

  •   художественное восприятие – рассматривание, демонстрация, экскурсия;

  •   изобразительная деятельность – индивидуально-групповая, коллективная.

  •   художественная коммуникация – обсуждение, высказывание, слушание музыки, чтение литературных произведений

Пояснительная записка

 Изобразительное искусство вносит важные аспекты в развитие личности школьника и закладывает основы творчества и художественного мышления. Изобразительное искусство  способствует духовно-нравственному развитию, эстетическому восприятию мира, воспитанию художественного вкуса, интереса и потребности в общении с искусством,  прекрасным в жизни и в творчестве.

    Рабочая программа кружка «Акварелька» для учащихся 7-10 лет составлена на основе авторских программ «Изобразительное искусство», соответствующих федеральному компоненту государственного образовательного стандарта 2007 года. В федеральный компонент государственного стандарта заложены следующие приоритетные направления художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка, информационно-коммуникативная деятельность, рефлексивная деятельность. Новым стандартом предусмотрены широкие возможности для реализации личностно ориентированного подхода, проявляющегося в вариативном и дифференцированном характере обучения.

   Рабочая программа построена на основе преемственности, вариативности, интеграции пластических видов искусств и комплексного художественного подхода, акцент делается на рисование с натуры, по памяти и представлению.  Художественно-творческая деятельность учащихся представлена рисованием с натуры, по представлению, на заданные темы и иллюстрирование музыкальных и литературных произведений, декоративным рисованием, лепкой, аппликацией с элементами дизайна, беседами об искусстве и красоте вокруг нас.

 Цель:

Развитие личности младшего школьника средствами искусства и получение опыта художественно-творческой деятельности.

Основные задачи:

      • Овладение учащимися знаниями элементарных основ реалистического искусства

      • Формирование навыков рисования акварелью с натуры, по памяти, по представлению

      • Развитие у детей изобразительных возможностей, художественного вкуса,     творческого воображения, пространственного мышления.

 Оснащение кабинета для занятий:

Учебно-наглядные пособия: учебный рисунок, таблицы по цветоведению, фотографии животных, декоративно-прикладного и народного искусства.

Схемы рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека.

Фотографии с архитектурными памятниками, с изделиями народных промыслов.

Различные художественные материалы для преподавателя: краски гуашевые и акварельные, пастель, бумага, картон, кисти…

 Изделия декоративно-прикладного искусства и народных промыслов.

Формы проведения:

Основной формой проведения занятий является игра, беседа, путешествие, праздник, выставка. На ознакомление с произведениями изобразительного искусства отводится 10 минут и показывается две иллюстрации во время беседы, остальное время отводится на практическую работу. Рабочая программа  предусматривает чередование  индивидуального творчества, коллективной или групповой художественно-творческой деятельности.

        Обновленное содержание художественного образования предусматривает два вида художественно-творческой деятельности учащихся: восприятие произведений искусства (ученик – зритель) и собственную художественно-творческую деятельность (ученик – художник). Это дает возможность показать единство и взаимодействие двух сторон жизни человека в искусстве, раскрыть характер диалога между художником и зрителем. При этом учитывается собственный эмоциональный опыт общения ребенка с произведениями искусства, что позволяет вывести на передний план деятельностное освоение изобразительного искусства.

Содержание образования рабочей программы соответствует нормативно - правовой базе:

1.     Обязательный минимум содержания основных образовательных программ.

2.     Базисный учебный план.

3.     Требования к уровню подготовки учащихся с учетом регионального компонента.

4.     Стандарт основного общего образования.

5.     Программы, допущенные и рекомендованные Министерством образования и науки:   по     изобразительному искусству для учащихся 7-10 лет

      6.    Закон Российской Федерации «Об образовании».

  Программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю)

 Ожидаемые результаты реализации программы:

Личностные

Предметные

Метапредметные

  • развитие умения слушать, вступать в диалог, строить высказывания;

  • умение организовать рабочее место;

  • бережное отношение к инструментам, материалам;

  • развитие мышечно-двигательных функций руки, глазомера;

  • ознакомление с художественными терминами и понятиями;

  • развитие наблюдательности зрительной памяти;

  • развитие художественного вкуса

  • овладение основами художественной грамоты

  • знание цветов и рисовальных материалов

  • умение передавать форму, величину изображения.

  • Умение сравнивать и правильно определять пропорции предметов, их расположение, цвет.

Результативность обучающихся можно проследить по итогам выполнения творческих работ, участие в выставках, конкурсах. Портфолио обучающихся.

Календарно – тематическое планирование работы кружка «Акварелька» 

Дата

 

 

 

заня

тия

 

Тема

(раздел)

Планируемые результаты

Возможные виды деятельности

Возможные формы контроля

Возможные направления творческой, исслед-ой, проектной деятельн-ти

Базовые понятия

УУД

 

Задания

Золотая осень ( 9 часов)

 

1-2

Красота природы русского леса

Многоцветие земли в произве-дениях художников

Знать/понимать

- начальные сведения о рисунке, живописи, иллюстрации, узоре, палитре;

-  об основных цветах спектра;                                                    -  основные жанры и виды искусств;

 художественные росписи по дереву, фарфору, глине;

-   об особенностях работы акварелью и гуашью.

Уметь:

высказывать простейшие суждения о картинах

 

 

Расширять кругозор учащихся.

Формировать умение составлять композиции по рисункам.

Познакомить с ролью художественных произведений.

Формировать у уч-ся умение подбирать тематические рисунки.

Правильно подбирать цвета.

Беседа. Рисование на заданную тему «Осень»

Нарисуй свой город, поселок, село

Рисование по памяти и с натуры листьев, цветов, овощей и фруктов.

Беседы.

Рисование на заданные  темы. Декоративная композиция

Текущий

Рисунок

 

3-4

И снова осень к нам пришла

Рисование с натуры осенних листьев. Лепка и рисование пластилином.

Текущий

Рисунок, рисунок пластилином, лепка

 

5-6

Выставка рисунков «Дары осени»

Отобрать рисунки к выставке

Выставка

Рисунок

 

7-8

Узоры на вазе.

Роспись вазы.

Текущий

Роспись

 

9-10

Форма в живописи и графике

Рисование с натуры натюрморта

Текущий

Рисунок

 

11-12

Красота родной земли (нетрадиционные формы рисования)

Рисование цветов

Текущий

Рисунок

 

13-14

Богатый урожай

 

Рисование на заданную тему

Беседы. Рисование на заданные  темы. Декоративная композиция

Текущий

Рисунок

 

15-16

Филимоновская игрушка

Декоративная композиция по мотивам филимоновской игрушки

Текущий

Рисунок, роспись

 

17-18

Готовимся к выставке

Отбор

рисунков к выставке

Выставка работ

 

«Зимняя сказка» (7 часов)

 

19-20

Мы рисуем сказочную птицу

Знать:

- основные жанры и виды искусств;

 художественные росписи по дереву, фарфору, глине; -

 - об особенностях работы акварелью и гуашью

- об основных цветах спектра.

Уметь:

-  высказывать простейшие суждения о картинах; отражать в тематических композициях и иллюстрациях основное содержание литературного произведения.

Составлять простейшие аппликационные композиции. Лепить животных и птиц.

  -  лепить 

Дать учащимся первоначальное представление об оформлении своего рисунка, своей работы. Познакомить учащихся с различными художественными понятиями (напр. – палитра). Формировать умение составлять текст по сюжетным рисункам.

Развитие связной речи.

Декоративная работа

Декоративная работа. Выполнение набросков. Лепка животных и птиц по памяти и представлению.

Рисунки в цвете и карандаше.

Рисование по памяти.

Декоративное рисование. Выполнение эскизов, украшений для елки.

Текущий

Рисунок

 

21-22

Мы готовимся к рисованию любимой сказки

Выполнение набросков по памяти. 

Текущий

Рисунок

 

23-24

Иллюстрирование любимой сказки

1) Рисунок в карандаше.

2) Рисунок в цвете

Текущий

Иллюстрация

 

25-26

Гжельская роспись на предметах быта

Вариации по мотивам гжельской росписи

Текущий

Роспись

 

27-28

Чародейка-зима в произведе-ниях художников

Готовимся к встрече сказки, праздника Нового года.

Нарисуй  красавицу зимнего леса

Самостоятельное выполнение эскизов, украшений для елки

Текущий

Работа с цветной бумагой (украшение для ёлки)

 

 

 

29-30

Выставка рисунков «Здравствуй, гостья – зима!»

Оформление выставки.

Выставка работ

 

«Русские картины» (9 часов)

 

31-32

Зимний пейзаж в произве-дениях художников

Знать: основные жанры и виды искусств;

 художественные росписи по дереву, фарфору, глине;

Уметь:

- верно и выразительно передавать в рисунке простую форму, пропорции, общее строение и цвет;

- отражать в тематических композициях и иллюстрациях основное содержание литературного произведения;

-  лепить животных, игрушки;

- составлять простейшие аппликационные композиции.

Развитие мелкой мускулатуры кистей рук.

Формировать умение составлять композиции к известным учащимся сказкам, называть главных героев.

Пополнятьсловарный запас учащихся.

Учиться выполнять различные роли в группе.

Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунке.

Расширять кругозор учащихся.

Формировать умение составлять композиции по рисункам.

 

Рисование по памяти и по представленю

Рисование по памяти, представлению и  с использованием наглядности. Рисование на заданную тему.

Декоративная композиция.

Изображение фигуры человека в рисунке и лепке.

Текущий

Рисунок

 

33-34

Зимние развлечения с друзьями

Рисование на заданную тему:

1)беседа о творчестве И. Шишкина;

2)выполнение рисунка в цвете

Текущий

Рисунок

 

35-36

Лыжная прогулка.

Лепка тематической композиции

Текущий

Рисунок, рисунок пластилином, лепка

 

37-38

Русские воины

Рисование по представлению

Текущий

Рисунок

 

39-40

Волшебный мир русского костюма

Декоративная композиция

Текущий

Аппликация

 

41-42

Иллюстрации к сказкам А.С.Пушкина.

Рисование по представлению

Текущий

Рисунок

 

43-44

Украшение деревянных саночек(детской деревянной лошадки)

Декоративная композиция

Текущий

Аппликация, рисунок

 

 

 

 

45-46

Нетрадицион ные формы рисования

Подготовка своей лучшей работы к выставке.

Выставка работ

 

«Весенние деньки» (9 часов)

 

47-48

Тематическая композиция о весне.  Весна разноцветная.

Знать:

 основные жанры и виды искусств;

-  об основных цветах спектра.

Уметь:

- высказывать простейшие суждения о картинах;

-  верно и выразительно передавать в рисунке простую форму, пропорции, общее строение и цвет.

                                                                     

 

Знать о роли художников и их произведений в жизни человека.

Учиться работать по предложенному учителем плану.

Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей.Учиться работать в паре.

Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

 

Рисование по памяти

Рисование по памяти, представлению и с натуры.

Вариации по мотивам народной росписи.

Составление сюжетной аппликации.

Рисование элементов орнамента. Декоративная композиция.

Текущий

Аппликация, рисунок

 

49-50

Космическая красота.

Рисование по представлению

Текущий

Рисунок

 

51-52

Полхов-Майданские игрушки

Вариации по мотивам народной росписи

Текущий

Рисунок, рисунок пластилином, лепка

 

53-54

Образ доблестного воина.

Рисование по представлению

Текущий

Рисунок

 

55-56

Праздничный салют

Составление сюжетной аппликации

Текущий

Аппликация, рисунок

 

57-58

Цветы нашей Родины

Рисование с натуры или по памяти цветов

Текущий

Рисунок, рисунок пластилином, лепка, аппликация

 

59-60

Элементы растительного орнамента

Рисование элементов орнамента

Текущий

Аппликация, рисунок

 

61-62

Декоративная композиция в цвете. Выставка лучших рисунков.

Декоративная композиция

Выставка работ

Составление композиции

63-68

Нетрадиционные формы рисования

Творческие работы

Выставка работ

Рисунок

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Требования к уровню подготовки  обучающихся в кружке «Акварелька»:

В результате изучения изобразительного искусства ученик должен:

Знать/понимать:

 основные жанры и виды произведений изобразительного искусства;

 известные центры народных художественных ремесел России;

 ведущие художественные музеи России.

Уметь:

 различать основные и составные, теплые и холодные цвета;

 узнавать отдельные произведения отечественных и зарубежных художников;

 сравнивать различные виды и жанры искусства;

 использовать различные художественные материалы;

 применять основные средства художественной выразительности в живописи, рисунке,

    декоре, в иллюстрировании произведений литературы и музыки.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности:

 самостоятельной творческой деятельности;

 обогащения  опыта восприятия произведений искусства;

 оценки произведений искусства при посещении выставок.

Литература.

Для учителя.

  1. Абрамова М.А. Беседы и дидактические игры на уроках по изобразительному искусству: 1-4кл / М.А. Абрамова. – М.: ВЛАДОС, 2003.

  2. Буткевич Л.М. История орнамента: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л.М. Буткевич. – М.: ВЛАДОС, 2003.

  3. Вакуленко Е.Г. Народное декоративно-прикладное искусство: теория, история, практика / Е.Г. Вакуленко. – Ростов н/Д: Феникс, 2007.

  4. Варавва Л.В. Декоративно-прикладное искусство. Современная энциклопедия / Л.В. Варавва. – Ростов н/Д., 2007.

  5. Жемчугова П.П. Изобразительное искусство / П.П. Жемчугова. – СПб.: «Литера», 2006.

  6. Живой мир искусства: программа полихудожественного развития школьников 1-4 классов. – М., 1998.

  7. Комарова Т.С. как научить ребенка рисовать Т.С. Комарова. – М.: Столетие, 1998.

  8. Кузин В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальных классах: учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ. / В.С. Кузин. – М.: Просвещение, 1984.

  9. Кузин В.С. Методика преподавания изобразительного искусства в 1-3 классах: Пособие для учителя / В.С. Кузин. – М.: Просвещение, 1979.

  10. Кузин В.С. Изобразительное искусство. 1кл.: книга для учителя / В.С. Кузин. – М.: Дрофа, 2004.

  11. Кузин В.С., Кубышкина В.И. Изобразительное искусство (1-4 классы) / В.С. Кузин. – М., 2005.

  12. Неменская Л.А. Под ред. Неменского Б.М. Искусство и ты. 2 класс. – М., 2005.

  13. Неменский Б.М. Мудрость красоты / Б.М. Неменский. – М.: Просвещение, 1987.

  14. Савенкова Л.Г. изобразительное искусство: 1-4 классы: методическое пособие для учителя / Л.Г. Савенкова, Н.В. Богданова. – М.: Вентана-Граф. 2008.

  15. Шорохов Е.В. Методика преподавания композиции на уроках изобразительного искусства в школе. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1977.

  16. Шпикалова Т.Я. Методическое пособие к учебнику «Изобразительное искусство» 2кл. / Т.Я. Шпикалова. – М.: Просвещение, 2002.

  17. Шпикалова Т.Я. Методическое пособие к учебнику «Изобразительное искусство»: 1 кл. / Т.Я. Шпикалова. – М.: Просвещение, 2000.

  18. Энциклопедический словарь: «Избранный Брокгауз». – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2000.

Для родителей и обучающихся.

  1. Варавва Л.В. Декоративно-прикладное искусство. Современная энциклопедия / Л.В. Варавва. – Ростов н/Д., 2007.

  2. Искусство (Малая детская энциклопедия) / сост. К. Люцис. – М.: Русское энциклопедическое товарищество, 2001.

  3. Маккэлэм Г.Л. 4000 мотивов: цветы и растения: справочник / Г.Л. Маккэлэм. – М.: АСТ: Астрель, 2006.

  4. Энциклопедический словарь юного художника. – М.: Педагогика, 1983.

Приложение

Словарь юного художника.

Автопортрет – портрет художника или скульптора, выполненный им самим.

Акварель – мелкотёртые краски, разводимые водой, а также живопись этими красками.

Блик – это самая светлая часть на предмете.

Бытовой жанр – область изобразительного искусства, посвященная событиям и сценам повседневной жизни.

Ватман – сорт бумаги высокого качества с шероховатой поверхностью для черчения и рисования.

Графика – это рисунки, выполненные карандашом или тушью.

Гуашь – это непрозрачная краска, хорошо ложится, используется в декоративных работах.

Дополнительные цвета – два цвета, дающие белый при оптическом смешении (красный и голубовато-зеленый, оранжевый и голубой, желтый и синий, фиолетовый и зеленовато-желтый, зеленый и пурпурный).

Зарисовка – рисунок с натуры, выполненный с целью собирания материала для более значительной работы или ради упражнения. В отличие от набросков исполнение зарисовок может быть более детализированным.

Изображение – воссоздание действительности в художественных образах; то, что изображено (рисунок, картина, фотография, скульптура и т.д.).

Изобразительное искусство – раздел пластического искусства, объединяющий скульптуру, живопись, графику, основанный на воспроизведении конкретных явлений жизни в их видимом предметном облике.

Иллюстрация – изображение, сопровождающее текст; область изобразительного искусства, связанная с образным истолкованием литературных произведений.

Исторический жанр – один из важнейших жанров в изобразительном искусстве, объединяет произведения живописи, скульптуры, графики, в которых запечатлены значительные события и герои прошлого, различные эпизоды из истории человечества.

Картина – произведение станковой живописи, имеющее самостоятельное художественное значение.

Кисть – основной инструмент в живописи и многих видах графики.

Композиция – это способ расположения предметов, их объединение, выделение главного образа.

Контур – это линия, передающая внешние очертания животного, человека или предмета.

Лепка – процесс создания скульптурного изображения из пластичных материалов (глина, воск, пластилин).

Мазок – это след кисточки с краской на бумаге.

Натюрморт – это картина, на которой изображаются различные предметы обихода, фрукты, цветы и т.д.

Орнамент – это постоянно повторяющийся узор; узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов.

Палитра 1) Небольшая, тонкая доска четырехугольной или овальной формы, на которой художник смешивает краски во время работы. 2) Точный перечень красок, которыми пользуется тот или иной художник в своей творческой работе.

Пейзаж – жанр изобразительного искусства, посвященный воспроизведению естественной ил преображенной человеком природы.

Портрет – жанр изобразительного искусства, в котором воссоздается изображение определенного человека или группы лиц в живописи, графике, скульптуре или фотографии.

Пропорции – взаимоотношение форм (частей) предмета по их величине. Соблюдение пропорций в рисунке имеет решающее значение, так как они составляют основу правдивого и выразительного изображения.

Размывка – художественный прием при работе с красками, разводимыми водой.

Рисунок – изображение, начертание на плоскости, основной вид графики.

Ритм – это повторение и чередование фигур.

Светотень – закономерные градации светлого и темного на объемной форме предмета, благодаря которым по преимуществу воспринимаются глазом такие предметные свойства, как объем и материал. Основные градации светотени: свет, полутень, тень собственная, рефлекс, тень падающая.

Силуэт – это способ изображения фигур и предметов черным пятном; очертание предмета, подобие его тени.

Теплые и холодные цвета – теплые цвета, условно ассоциирующиеся с цветом огня, солнца, накаленных предметов: красные, красно-оранжевые, желто-зеленые. Холодные цвета, ассоциирующиеся с цветом воды, льда и других холодных объектов: зелено-голубые, голубые, сине-голубые, сине-фиолетовые.

Тон – термин употребляется художниками для определения светлоты цветов или поверхностей. В цветоведении тон – это название цветности (цветовой тон).

Тональность – это термин, обозначающий внешние особенности колорита или светотени в произведениях живописи и графики В отношении к цвету он более употребителен и совпадает с термином «цветовая гамма».

Фон – это цветовое пространство или среда, в котором находится изображаемый предмет.

Холст – прочная суровая ткань, обычно льняная, выработанная из толстой пряжи; предварительно загрунтованный холст используется для живописи масляными красками.

Цветовые отношения – это различие цветов натуры по цветовому тону (оттенку), светлоте и насыщенности.

Штрих – это черта, короткая линия.

Эскиз – в изобразительном искусстве – предварительный, часто беглый набросок, фиксирующий замысел художественного произведения.

Этюд – изображение вспомогательного характера, ограниченного размера, выполненное с натуры, ради тщательного ее изучения.

Лист коррекции

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________                                                                                                               

Список используемой литературы.

  1. Алехин А.Д. Изобразительное искусство: Художник. Педагог. Школа. Книга для учителя. М., "Просвещение", 1984.

  2. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. - М.: Мозаика-Синтез, 2006.

  3. Пантиков В.А. Учимся рисовать, учимся творить. Методические рекомендации в помощь воспитателям детских садов, учителям начальных классов (нетрадиционные подходы в рисовании растительного и животного мира). Красноярск: Красноярский краевой институт усовершенствования учителей, 1993.

  4. Полунина В.Н. Искусство и дети. Из опыта работы учителя. М., "Просвещение", 1982.

  5. Порте П. Учимся рисовать от А до Я /Пер. с фр. Э.А. Болдиной.- М.: ООО "ТД "Издательство Мир книги", 2005.- 64с.

  6. Порте П. Учимся рисовать окружающий мир. /Пер. с фр. Э.А. Болдиной.- М.: ООО "ТД "Издательство Мир книги", 2005.- 64с.

  7. Порте П. Учимся рисовать диких животных. /Пер. с фр. Э.А. Болдиной.- М.: ООО "ТД "Издательство Мир книги", 2005.- 64с.

  8. Порте П. Учимся рисовать природу. /Пер. с фр. Э.А. Болдиной.- М.: ООО "ТД "Издательство Мир книги", 2005.- 64с.

  9. Порте П. Учимся рисовать человека. /Пер. с фр. Э.А. Болдиной.- М.: ООО "ТД "Издательство Мир книги", 2005.- 64с.

  10. Порте П. Учимся рисовать зверей, рыб и птиц. /Пер. с фр. Э.А. Болдиной.- М.: ООО "ТД "Издательство Мир книги", 2005.- 64с.

www.metod-kopilka.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о