Кружок в начальной школе. Работа кружков в начальной школе
С появлением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) возникли и новые требования. Одним из которых является включение внеурочной деятельности ребенка в образовательный процесс. Это было сделано с целью лучшей адаптации вчерашнего воспитанника детского сада к школе.
Что было раньше? Дети шли в школу, занимались на уроках, затем, оставшись в группе продленного дня, делали домашнее задание. Другими словами, целый день сидели за партами и учили уроки, а ведь совсем недавно их режим дня был совершенно иным, они двигались, шумели, ходили на прогулку, отдыхали во время дневного сна. Не каждый взрослый способен выдержать таких резких, кардинальных перемен в своей жизни. Вот и получалось, что ребенок, придя со школы, начинал «сходить с ума», а потом долго не мог уснуть вечером из-за того, что его нервная система находилась в возбужденном состоянии.
Чтобы сделать этот переход для детей более мягким, было решено включить внеурочную деятельность в образовательный процесс. После занятий в школе ребенок должен заниматься другими видами деятельности. Обеспечить обязана необходимые кружки начальная школа. ФГОС требует, чтобы каждый ребенок был занят во всех пяти направлениях, это:
- духовно-нравственное;
- общекультурное;
- общеинтеллектуальное;
- социальное;
- спортивно-оздоровительное.
По всем пяти видам деятельности занятость ребенка должна составлять в неделю 10 часов.
Кто и как должен вести кружки в начальной школе?
Безусловно, одному учителю начальных классов трудно справиться с таким объемом работы. Поэтому было решено, что в школах учителя начальных классов пишут программы кружковых занятий, основываясь не на одной возрастной категории детей, а с 1 по 4 классы. Таким образом, один учитель может вести кружок в начальной школе для детей разных классов, согласно составленному графику.
Кроме того, для ведения кружковых занятий можно привлекать внештатного работника, у которого есть педагогическое образование и разработана программа кружковой деятельности. Оплату такому работнику производит школа из собственного бюджета на основании заключенного с ним договора.
Работодателю обязательно нужно помнить, что нельзя заставлять человека работать в той сфере деятельности, о которой у него отсутствуют представления. В противном случае от такой работы не будет толка, еще и работник будет недоволен сложившейся ситуацией.
Малокомплектные начальные школы
Вопрос внеурочной деятельности для малокомплектных школ из-за отсутствия в них групп продленного дня решить долго не могли. Но ведь нет задач без решения, бывает нежелание их решать. По данной проблеме был предложен следующий выход: проводить кружковые занятия в субботу, конечно, с разрешения родителей и согласия сотрудников.
Выбор кружков
Выбор кружков происходит чаще всего на родительском собрании. Учитель перечисляет все кружки в начальной школе, а родители, основываясь на интересах своего ребенка, выбирают нужные.
Кроме того, нельзя упускать из внимания то, что некоторые дети могут посещать учебные заведения дополнительного образования, например, музыкальную, художественную или спортивную школу. Если это так, тогда кружок в начальной школе по данному направлению им посещать не нужно.
Еще один фактор, который нужно учитывать при выборе, – это медицинские противопоказания. Если у ребенка существуют медицинские отводы по каким-то видам деятельности, родители должны написать на имя директора школы заявление с объяснением причин и приложить справку, выданную в медицинском учреждении.
Во всех остальных случаях ребенок должен посещать кружки по всем направлениям.
Духовно-нравственное направление
Кружковая работа по данному направлению должна быть направлена на воспитание любознательной, трудолюбивой, высоконравственной личности, знающей традиции и историю своей страны. Кружки духовно-нравственного направления могут носить следующие названия: «Юные краеведы», «Мой мир – моя страна».
Общекультурное направление
Работа с детьми в данном случае имеет целью воспитание личности творца, формирование у учащихся потребности к саморазвитию и самосовершенствованию. Кружки в начальной школе могут быть следующими:
- хоровое пение;
- студия народного танца;
- прикладное ремесло.
Общеинтеллектуальное направление
Работа по общеинтеллектуальному воспитанию направлена на развитие у детей всех видов мышления (абстрактного, дедуктивного, логического, алгоритмического). Кружок в начальной школе может называться: «Клуб математиков», «Юный исследователь» и т.д.
Социальное направление
Это очень важный для воспитания раздел. Занятие кружка в начальной школе по данному направлению позволяет детям научиться правильному поведению, вежливости, доброму и терпимому отношению к близким людям, оценке нравственного содержания ситуаций. Названия кружков могут быть следующие: «Всезнайка», «Помощники», «Наша жизнь – театр».
Пожалуй, самым интересным и занимательным для детей является театральный кружок. В начальной школе ребята еще не отвыкли играть и поэтому театр для них, с одной стороны, дело привычное, например, вжиться в образ им удается легко, а, с другой стороны, выучить текст — это задание немного посложнее, но именно оно дает им массу положительных эмоций. Кроме того, заучивание текста позволяет тренировать память, что в итоге положительно скажется на образовательном процессе. А выступление перед благодарным зрителем (родители, учителя) моментально поднимает самооценку и вызывает желание работать дальше.
Спортивно-оздоровительное направление
Сейчас работа по этому направлению ведется усиленно, потому что проблемы со здоровьем проявляются практически у каждого пятого ребенка в России. Родители, чересчур заботясь о своем чаде, сами того не подозревая, косвенным путем наносят вред его здоровью, поэтому детям нужно в обязательном порядке посещать кружки данного направления. Не нужно бояться, что ребенок не выдержит физических нагрузок. Кружок в начальной школе носит именно оздоровительный характер. Названия кружков предлагаются следующие: «Спортивные игры», «Футбол», «Лыжи зимой и летом».
Права ребенка при выборе кружка
Каждый ребенок вправе выбирать кружки по своим интересам и способностям.
Также ребенок имеет право перейти из одного кружка в другой внутри группы. Например, у него может не получаться с футболом, но он станет лучшим в занятиях лыжами. Важно отследить, чтобы дети не бегали из одного кружка в другой без весомых причин.
Работа кружков в начальной школе направлена на развитие всех сторон личности маленького человека. Таким образом удается выяснить, какие способности у малыша развиты больше. Именно по этому направлению учитель и работает в дальнейшем.
По программе ФГОС все школы России начали заниматься с 2011 года, поэтому говорить о том, работает ли эта программа, на данный момент еще рано. Дети, которые начали по ней заниматься, недавно стали пятиклассниками. Учителя средней школы отмечают у ребят большую любознательность, ответственность за порученные им дела. Начальная школа дала хороший старт благодаря внеурочной деятельности ребенка.
fb.ru
Кружки в начальной школе
Давно известно, что именно творчество считается высшим проявлением способностей человека. Творческие задатки и способности ребенок начинает проявлять очень рано, в возрасте двух-пяти лет. В это время формируется личность, а ребенок начинает себя проявлять в различных сферах деятельности. Главная задача родителей и учителей – поддержать малыша, направив его творчество в нужное русло. Упустив момент развития определенных способностей по разным причинам, ребенок в будущем столкнется с трудностями, а талант может быть упущен навсегда.
Роль кружков в начальной школе
Дети младшего школьного возраста отличаются тем, что доверчиво подчиняются авторитету взрослых, впечатлительны, обладают повышенной восприимчивостью, а ко многим ситуациям относятся в наивно-игровой форме. Взрослые не могут гарантировать, что проявления определенных способностей сохранятся в будущем, но и без внимания оставлять их нельзя. Именно поэтому профессиональная и общеобразовательная реформа включает и развитие разнообразных внешкольных учреждений, к которым относятся и кружки в начальной школе.
Так, в начальной школе работа кружков направлена на всестороннее развитие детей. Благодаря этим занятиям школьники могут усовершенствовать и эстетическое, и трудовое воспитание. Благодаря предметным кружкам в начальной школе (математический, исторический, лингвистический и другие) дети углубляют знания, учатся применять их во внешкольной жизни. В то же время, предметными кружками педагогические задачи не ограничиваются. Учебно-воспитательная работа в начальной школе включает и организацию спортивных, технических кружков. Деятельность и направленность любого кружка в начальной школе определяется программой и перспективно-тематическими планами, разработанными руководителями.
Стандарты системы образованияВнешкольное развитие – часть программы Федерального государственного образовательного стандарта. И тематика, и программа, и названия кружков в начальной школе здесь четко прописаны. Так, программа кружка «Почемучка» направлена на духовно-нравственное воспитание школьников. Они учатся правильному отношению к природе, людям, осваивают азы взаимоотношений между человеком и природой. Цель экологического кружка в начальной школе состоит в том, чтобы дети не только воспринимали окружающий мир правильно, но и предпринимали конкретные шаги по его улучшению.
Согласно ФГОС, кружки в начальной школе должны не только носить воспитательный характер, обеспечивать детям художественное и эстетическое развитие. Физический аспект тоже учитывается. Спортивные кружки в начальной школе («Здоровейка!» и другие) способствуют полноценному физическому и психологическому развитию. Занятия, которые проводятся в игровой форме (соревнования, эстафеты, игры), детям очень нравятся.
Развитию творческих способностей детей в начальной школе способствуют кружки рисования, оригами, лепки, вокала, хореографии. В обязанности руководителей входит не только обучение школьников технике выполнения того или иного задания, но и налаживание психо-эмоционального контакта с каждым отдельным ребенком. Такой подход обеспечивает наиболее оптимальные условия для того, чтобы способности детей раскрывались в полной мере, а талант получал необходимую огранку.
И даже в случае отсутствия ярко выраженных способностей кружки в начальной школе всегда приносят детям пользу. Они учатся быть ответственными, самостоятельными, собранными, аккуратными, достигать поставленных целей, применять полученные знания в жизни.
womanadvice.ru
Программа кружка «Логика» в начальной школе, ФГОС
Программа
кружка «Мир логики»
(Возрастной состав: 7 – 10 лет. Срок реализации: 4 года)
Составитель: Нигириш С.В.
учитель начальных классов
первой квалификационной
категории
Содержание:
Введение
1. Пояснительная записка
2. Учебно-тематическое планирование занятий
3. Содержание дополнительной образовательной программы
4. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы
5.Список литературы
6. Приложение
Введение
Кто с детских лет занимается математикой,
тот развивает внимание, тренирует свой мозг,
свою волю, воспитывает настойчивость
и упорство в достижении цели.
(А. Маркушевич)
«Что значит владеть математикой? Это есть умение решать задачи, причём не только стандартные, но и требующие известной независимости мышления, здравого смысла, оригинальности, изобретательности». Это слова известного математика Д. Пойа, которые отражают одну из задач, стоящих перед преподавателями: воспитание творческой активности учащихся.
Важнейшим периодом в развитии и формировании человека является обучение его в начальной школе. В это время закладываются основы умственного развития детей, создаются предпосылки для подготовки самостоятельно мыслящего, критично оценивающего свои действия человека, способного сопоставлять, сравнивать, выдвигать несколько способов решения проблемы, оценивать их и выбирать наиболее рациональный, выделять главное и делать обобщенные выводы, применять полученные знания на практике. Необходимым условием достижения таких результатов выступает развитие у ребенка логического мышления как важнейшего фактора, обеспечивающего эффективность его дальнейшего обучения в школе, успешность в профессиональной подготовке и жизни.
Пояснительная записка
Умение мыслить логически, выполнять умозаключения без наглядной опоры, сопоставлять суждения по определенным правилам – необходимое условие успешного усвоения учебного материала. Широкие возможности в этом плане дает кружок “Мир логики”. Данный курс способствует развитию познавательной активности, формирует потребность в самостоятельном приобретении знаний и в дальнейшем индивидуальном обучении. В ходе решения задач на смекалку, головоломок дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, догадываться в поисках результата, проявляя при этом творчество. Эта работа активизирует не только мыслительную деятельность ребенка, но и развивает у него качества, необходимые для профессионального мастерства.
Программа математического кружка создана для занятий с учащимися 1-4 классов (дети с высокой учебной мотивацией).
Основная цель программы – всестороннее развитие ребенка, становление самосознания, формирование у него способностей к самоизменению и саморазвитию, интеллектуальное развитие личности.
Достижение этой цели обеспечено посредством решения следующих задач:
1. Пробуждение и развитие устойчивого интереса учащихся к математике.
2. Оптимальное развитие математических способностей у воспитанников и привитие учащимся определенных навыков научно-исследовательского характера.
3. Воспитание высокой культуры математического мышления.
4. Развитие у воспитанников умения самостоятельно и творчески работать с учебной и научно-популярной литературой.
6. Расширение и углубление представлений воспитанников о практическом значении математики.
7. Воспитание у воспитанников чувства коллективизма и умения сочетать индивидуальную работу с коллективной.
развитие математического кругозора, мышления, исследовательских умений учащихся при решении текстовых задач;
формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры;
повышение математической культуры ученика;
воспитание трудолюбия, терпения, настойчивости, инициативы.
Основными педагогическими принципами, обеспечивающими реализацию программы, являются:
• доступность;
• системность;
• научность;
• учет возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка;
• доброжелательный психологический климат на занятиях;
• личностно-деятельный подход к организации учебно-воспитательного процесса;
• подбор методов занятий соответственно целям и содержанию занятий и эффективности их применения;
• оптимальное сочетание форм деятельности;
Данная программа позволяет воспитанникам ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у воспитанников умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.
Программа математического кружка содержит в основном традиционные темы занимательной математики: арифметику, логику, комбинаторику и т.д. Включает в себя всевозможные разнообразные нестандартные виды математических заданий, направленных на развитие математических способностей учащихся, логического нестандартного мышления, творческого подхода к решению учебных задач. Дает возможность воспитанникам работать как под руководством учителя, так и проявить свои способности на занятиях и при самостоятельной работе дома с родителями.
Обучение по программе осуществляется в виде теоретических и практических занятий для учащихся. В ходе занятий ребята выполняют проекты, готовят рефераты, выступления, принимают участия в конкурсных программах.
Основное содержание занятий составляет материал арифметического и геометрического характера. Большая роль отведена решению задач. Задачи рекомендуется решать арифметическим способом по вопросам или с пояснениями, что позволяет отчетливо выявлять логическую схему рассуждения. Поэтому на занятиях математического кружка рассматриваются задачи, формирующие умение логически рассуждать, применять законы логики.
В практике работы кружка возможны следующие формы работы: решение занимательных и комбинаторных задач, конкурсы знатоков, КВНы, игровые занятия, знакомство с научно-популярной литературой, с учением великих математиков, участие в математической олимпиаде, различных математических конкурсах, выпуск математических газет.
Освоение содержания программы кружка способствует интеллектуальному, творческому, эмоциональному развитию учащихся. При реализации содержания программы учитываются возрастные и индивидуальные возможности младших школьников, создаются условия для успешности каждого ребёнка.
Ожидаемые результаты:
По окончании обучения воспитанники должны знать:
• нестандартные методы решения различных математических задач;
• логические приемы, применяемые при решении задач;
• историю развития математической науки, биографии известных ученых-математиков.
По окончании обучения воспитанники должны уметь:
• рассуждать при решении логических задач, задач на смекалку, задач на эрудицию и интуицию;
• систематизировать данные в виде таблиц при решении задач, при составлении математических кроссвордов, шарад и ребусов;
Учебно-тематическое планирование занятий
Первый год обучения
Тема раздела | Общее кол-во часов | В том числе | |
Теоретические | Практические | ||
Пространственные представления | 2 | 1 | 1 |
Закономерности | 2 | 1 | 1 |
Геометрия | 2 | 2 | |
Комбинаторика | 1 | 1 | |
Логика | 4 | 4 | |
Нестандартные задачи | 2 | 2 | |
Математические игры | 5 | 5 | |
Итого | 18 | 3 | 15 |
Второй год обучения
Тема раздела | Общее кол-во часов | В том числе | |
Теоретические | Практические | ||
Закономерности | 2 | 1 | 1 |
Геометрия | 3 | 1 | 2 |
Комбинаторика | 2 | 1 | 1 |
Логика | 5 | 1 | 4 |
Нестандартные задачи | 3 | 3 | |
Математические игры | 3 | 3 | |
Итого | 18 | 4 | 14 |
Третий год обучения
Тема раздела | Общее кол-во часов | В том числе | |
Теоретические | Практические | ||
Закономерности | 2 | 2 | |
Геометрия | 2 | 2 | |
Комбинаторика | 1 | 1 | |
Логика | 4 | 1 | 3 |
Нестандартные задачи | 3 | 2 | 1 |
Математические игры | 6 | 6 | |
Итого | 18 | 6 | 12 |
Четвёртый год обучения
Тема раздела | Общее кол-во часов | В том числе | |
Теоретические | Практические | ||
Многозначные числа | 2 | 2 | |
Геометрия | 2 | 2 | |
Комбинаторика | 3 | 1 | 2 |
Логика | 3 | 3 | |
Нестандартные задачи | 3 | 1 | 2 |
Математические игры | 5 | 5 | |
Итого | 18 | 2 | 16 |
Содержание образовательной программы
Первый год обучения
Пространственные представления Графические диктанты. Взаимное расположение предметов. При изучении данной темы уточняются представления детей о пространственных отношениях «справа-слева», «перед-за», «между», «над-под», «выше-ниже», «дальше-ближе».
Закономерности Выявление закономерности расположения предметов и фигур.
Геометрия Поверхности. Линии. Точки. Луч. Отрезок. Ломаная линия. Замкнутые и незамкнутые ломаные линии. У детей формируются первые представления о кривой и плоской поверхностях, умение проводить на них линии и изображать их на рисунках.
Комбинаторика, логика, нестандартные задачи Задания на развитие памяти, мышления, логики, внимания. Изучение правил шифровки.
Математические игры Задачи-шутки, решение задач на материале сказок.
Второй год обучения
Закономерности Использование ритма при составлении закономерности по форме, размеру, цвету, количеству.
Геометрия Углы. Многоугольники. Многогранники. Применяются сформированные в первом классе представления о линиях, поверхностях и точках для выполнения различных заданий с геометрическими фигурами: кривая, прямая, луч, ломаная. Уточняются представления об угле, многоугольнике; при знакомстве второклассников с многоугольниками используются их представления о поверхности; продолжается работа по формированию умения читать графическую информацию, дифференцировать видимые и невидимые линии.
Комбинаторика, логика, нестандартные задачи Задания на развитие мышления, памяти, логического рассуждения. Решение нетрадиционных задач путём сравнения исходных данных и рассуждений.
Математические игры Правила решения ребусов; разгадывание ребусов на основе знания правил.
Третий год обучения
Закономерности Закономерность расположения чисел; продолжение ряда чисел, на основе закономерности их расположения. Наблюдения над изученными видами закономерностей в ряду чисел, геометрических фигур; сравнение, обобщение, вывод.
Геометрия Кривые и плоские поверхности. Объёмные предметы (призма, пирамида, цилиндр, конус, шар). Окружность. Круг. Продолжается работа, начатая в первом и втором классах. Формируется представление о пересечении фигур на плоскости и в пространстве, умение читать графическую информацию и конструировать геометрические фигуры. Дается представление о круге как сечении шара, о связи круга с окружностью как его границей, о взаимном расположении окружности и круга на плоскости.
Комбинаторика, логика, нестандартные задачи Задания на развитие мышления, памяти, логического рассуждения. Решение задач нетрадиционными способами;
Математические игры Математическая грамматика, викторины, кроссворды, олимпиады.
Четвёртый год обучения
Многозначные числа Упражнения с многозначными числами.
Геометрия Равносоставленные фигуры. Цилиндр. Конус. Шар. (Тела вращения). Пересечение фигур. Продолжается работа по формированию представления о взаимосвязях плоскостных и пространственных фигур. Цилиндр, конус, шар рассматриваются как тела вращения плоской фигуры вокруг оси; устанавливаются соответствия новых геометрических форм с известными детям предметами; учащиеся знакомятся с развертками конуса, цилиндра, усеченного конуса; продолжается работа по формированию умений читать графическую информацию и изображать на плоскости объемные фигуры. Обобщаются представления учащихся о различных геометрических фигурах на плоскости и в пространстве и их изображениях.
Комбинаторика, логика, нестандартные задачи ) Задания на развитие мышления, памяти, логического рассуждения. Решение комбинаторных задач, задач на «просеивание»; истинные и ложные умозаключения. Задачи, связанные со временем.
Математические игры Ребусы, занимательные конкурсы, олимпиады, интеллектуальный марафон.
1 класс
№ п/п | Тема занятий | |||
1. | Организационное занятие. | |||
2. | Цвет, форма, размер, материал. | |||
3. | Выше-ниже, больше-меньше, слева-справа. | |||
4. | Раньше-позже. | |||
5. | Совокупность предметов. | |||
6. | Расположение предметов в пространстве. | |||
7. | Решение задач на развитие пространственных представлений. | |||
8. | Сказочные поезда. | |||
9. | Цепочки. | |||
10. | Последовательность событий. | |||
11. | Шифровка. | |||
12. | Задачи – шутки. | |||
13. | Точка. Прямая. Кривая. | |||
14. | Луч, отрезок. | |||
15. | Угол. Стороны, вершины углов. | |||
16. | Ломаная линия. Замкнутые и незамкнутые ломаные линии. | |||
17. | Математическая викторина. | |||
18. | Решение логических задач. | |||
2 класс
№ п/п | |
1. | Страна Геометрия. |
2. | Преобразование фигур на плоскости. |
3. | Город Четырёхугольников. |
4. | Числовые ребусы. |
5. | Соединение и пересечение фигур. |
6. | Симметрия фигур. |
7. | Логические задачи |
8. | Логический ряд чисел. |
9. | Логические задачи. |
10. | Праздник числа. |
11. | Решение логических задач. |
12. | Нетрадиционные задачи. |
13. | Решение комбинаторных задач |
14. | Познавательные математические цепочки. |
15. | Старинные задачи. |
16. | Задачи, решаемые с конца. |
17. | Примеры с зашифрованным словом. |
18. | Зашифрованные примеры. |
3 класс
№ п/п | Тема занятий |
1. | Поиски закономерностей. |
2. | Нестандартные задачи. |
3. | Задачи в стихах. |
4. | Логические задачи. |
5. | Меры длины. |
6. | Логические задачи. |
7. | Логические задачи. |
8. | Конструирование предметов из геометрических фигур. |
9. | Логические задачи. |
10. | Математический кроссворд |
11. | Задачи в стихах. |
12. | Объём фигур. |
13. | Логические задачи. |
14. | Нестандартные задачи. |
15. | Занимательный диктант. |
16. | Задачи с геометрическим содержанием. |
17. | Задачи в стихах. |
18. | Логические задачи. |
4 класс
№ п/п | Тема занятий |
1. | Упражнения с многозначными числами |
2. | Числа-великаны и числа малютки. |
3. | Числовые ребусы. |
4. | Загадки- смекалки. |
5. | Решение комбинаторных задач |
6. | Арифметические задачи, требующие особого решения. |
7. | Математические ребусы. |
8. | Геометрия в пространстве. |
9. | Кривые и плоские поверхности. |
10. | Задачи, связанные с прямоугольным параллелепипедом. |
11. | Решение комбинаторных задач |
12. | Решение математических задач с помощью рассуждений. |
13. | Математическая викторина. |
14. | Решение комбинаторных задач |
15. | Конкурс знатоков |
16. | Проектная деятельность «Великие математики» |
17. | Интеллектуальный марафон. |
18. | Задачи, связанные со временем. |
Список литературы
Агаркова Н.В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика. Волгоград: Учитель, 2009
Белякова О. И. Занятия математического кружка. 3 – 4 классы. – Волгоград: Учитель, 2011.
Дьячкова Г.Т. Математика: 2 – 4 классы: олимпиадные задания. Волгоград: Учитель, 2007
Евтюкова Т. Поиграем в эрудитов? Сибирское университетское издательство, 2009
Зак. А.З. Интеллектика. 3 класс. Тетрадь для развития мыслительных способностей. Интеллект-центр, 2010.
Малофеева Н. Развиваем интеллект. Лучшие логические игры. Эксмо, 2010.
Мищенкова Л.В. 50 развивающих занятий с младшими школьниками. Феникс. Школа развития, 2012.
Интернет – ресурсы:
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school- collection.edu.ru /
Интернет учителю начальной школы http://mmc.rightside.ru/links/66- nachalka.html
Педагогическая библиотека http://www.pedlib.ru
xn--j1ahfl.xn--p1ai
№ | Название темы | Количество часов |
1 БЛОК |
||
1. | Вводное занятие. Беглость мышления. Подбор предметов в группу по их характерным признакам. |
2 часа |
2. | Творческое воображение. Изменение привычных вещей с помощью символичной разработки деталей. |
2 часа |
3. | Придумывание символов для понятий. Передача идей и мыслей при помощи символов. |
1 час |
4. | Семантическая беглость. Семантическая гибкость. |
1 час |
5. | Гибкость, точность и оригинальность мышления. Отражение идеи в образном виде. Создание композиции с определёнными целями. |
2 часа |
6. | Образная беглость и гибкость. Классификация образной информации разными способами. Оригинальности мышления и экспрессивность. |
2 часа |
7. | Вербальная беглость. Ассоциации. Создание выразительных рисунков в заданном контуре. |
2 часа |
8. | Оригинальность мышления. Вербальная беглость. Придумывание оригинальных историй. |
2 часа |
9. | Придумывание символов для понятий. Передача идеи и мысли при помощи символов. | 2 часа |
10. | Семантическая беглость и гибкость. | 1час |
11. | Работа с символической информацией для передачи сообщений. Поиск нестандартных стратегий. |
2 часа |
12. | Отражение идей в образном виде. Создавать композиции с определёнными целями. |
2 часа |
13. | Способность классифицировать образную информацию разными способами. | 1час |
14. | Вербальная беглость. Ассоциации. Создание выразительных рисунков в заданном контуре. |
2 часа. |
Итого: 24 часа | ||
2 БЛОК. Логические рассуждения и умозаключения (математика)( 22 часа) | ||
15. | Анализ и синтез.
|
4 часа |
16. | Сравнение. Суждение и умозаключение.
|
7 часа |
17. | Аналогия и обобщение.
|
2часа |
18. | Классификация.
|
3 часа |
19. | Множество.
|
5 часов |
20. | Итоговое занятие. Олимпиада. | 1 час. |
Итого: 22 часа | ||
3 БЛОК. Искусство слова и речи (русский язык) (22 часа) | ||
21. | Работа над словом. Многозначность слов. Синонимы. Антонимы. Омонимы. | 1 час |
22. | Переносное значение слов. | 1 час |
23. | Корень слова. Однокоренные слова. Родственные слова и формы слов. | 1 час |
24. | Сказочные и иностранные языки. ВЫХОД: придумывание заданий со сказочными словами. |
3 часа. |
25. | Ребусы. Шарады. ВЫХОД: придумывание ребусов и шарад. |
3 часа |
26. | Волшебница анаграмма. Словарные цепочки. ВЫХОД: придумывание анаграмм, словарных цепочек. |
3 часа |
27. | Работа с фразеологизмами.
|
2 часа |
28. | Искусство речи.
|
2 часа |
29. | Откуда пришли слова.
|
5 часов |
30. | Итоговое занятие. Презентация творческих работ. | 1 час |
Итого: 22 часа | ||
68 часов |
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
Кружковая работа в начальной школе
Западно – Казахстанская область
Зеленовский районный отдел образования
«Кружковая работа в начальной школе»
(из опыта работы учителя начальных классов СОШ Егіндібұлақ Судаковой Н.В.)
Егіндібұлақ 2014
Рекомендовано заседанием районного методического кабинета Зеленовского районного отдела образования
(Протокол № )
Составитель: Судакова Н.В. учитель начальных классов ll категории
СОШ Егіндібұлақ Зеленовского района
Рецензент: Исмагулова Б.Б. учитель технологии l категории
СОШ Егіндібұлақ Зеленовского района
В данной брошюре рассматривается календарно-тематическое планирование кружковой работы по изобразительному искусству и трудовому обучению для использования в начальной школе. Деятельность работы кружка позволяет развивать в ребёнке систему личностных свойств и качеств, способствующих его саморазвитию. Предназначено для учителей начальных классов, педагогов дополнительного образования.
Содержание:
Введение. Общие сведения о кружковой работе……………………………………………………….. 4
Календарно-тематическое планирование кружка «Сделай сам»………………………………………………………….. 6
Календарно-тематическое планирование кружка «Маленький художник»………………………………………………… 11
Заключение……………………………………………….. 16
Литература……………………………………………….. 17
Введение
Цели кружковой работы:
Привлекать учащихся к содержательному проведению свободного времени.
Развивать творческие способности учащихся.
Формировать потребность в знаниях, пробудить любознательность.
Задачи кружковой работы:
Раскрывать способности учащихся, создавая условия для формирования успешности.
Создавать благоприятные условия для развития интересов , способностей и социального опыта школьников.
Развивать коммуникативные умения школьников работать коллективно.
Воспитывать культуру общения учащихся.
Кружок «Сделай сам» Всего 34 часа. (1 раз в неделю)
2 класс
Пояснительная записка.
Содержание программы представлено различными видами трудовой деятельности (работа с бумагой, тканью, работа с природным материалом, пластилином, работа с подручным материалом ) и направлена на овладение школьниками необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы с разными материалами, изготовление игрушек, различных полезных предметов для школы и дома.
Цели: развитие детского, сплоченного коллектива через воспитание трудолюбия, усидчивости, терпеливости, взаимопомощи, взаимовыручки.
Задачи кружка:
Знакомство с окружающим миром. Духовное содержание предметного мира.
Изготовление поделок и сувениров, в том числе и из подручного и природного материала.
Воспитание эстетического вкуса, чувства прекрасного, гордости за свой выполненный труд.
Правильное использование цветовой гаммы. Результатом реализации являются выставки детских работ, использование поделок-сувениров в качестве подарков; оформление для проведения праздничных утренников.
№ | Тема | час | дата |
1 | Вводное занятие. Техника безопасности при работе с ножницами и клеем. Аппликация «Бабочка» | 1 | |
2 | Работа с бумагой и картоном. Аппликация «Цветок» | 1 | |
3 | Аппликация «В лесу» (метод обрывания) | 1 | |
4 | Конструирование из бумаги Из истории оригами. «Рыбка» – оригами | 1 | |
5 | Изготовление открыток с сюрпризом | 1 | |
6 | Из истории папье-маше. Творческая работа по выбору | 1 | |
7 | Изготовление коробочек для карандашей (папье – маше)
| 1 | |
8 | Изготовление фруктов и овощей (папье-маше) | 1 | |
9 | Из истории квиллинга. Творческое задание по выбору | 1 | |
10 | Квиллинг. Узоры из бумажных лент | 1 | |
11 | Узоры из бумажных лент (квиллинг) | 1 | |
12 | Изготовление цветов из салфеток | 1 | |
13 | Изготовление Новогодних игрушек из бумаги, открыток. | 1 | |
14 | Из истории пластилина. Работа с пластилином. Техника безопасности. Лепка. «Лесовик» (шишки) | 1 | |
15 | «Рыбка» (грецкий орех) | 1 | |
16 | «Блюдце» (лепка пластическим способом) | 1 | |
17 | «Чашка» (лепка ленточным способом) | 1 | |
18 | «Машенька с корзинкой»(комбинированная лепка) | 1 | |
19 | «Волк и заяц» (комбинированная лепка) | 1 | |
20 | Работа с природным материалом. Техника безопасности. Аппликация из листьев | 1 | |
21 | Аппликация из плодов и растений | 1 | |
22 | Работа с подручным материалом. Аппликация из круп (горох, гречка, макароны) «Лебедь» (яичная скорлупа) | 1 | |
23 | Из истории работ с соленым тестом. Техника безопасности. Творческая работа по шаблону «Домик» | 1 | |
24 | «Сказочные герои» из соленого теста | 1 | |
25 | «Зоопарк» изготовление зверей из соленого теста | 1 | |
26 | «Виды транспорта» из соленого теста | 1 | |
27 | Из истории ткани. Работа с тканью. Техника безопасности. Игольница. | 1 | |
28 | Изготовление настенного кармашка для мелочей | 1 | |
29 | Мягкая игрушка. | 1 | |
30 | Знакомство с ниточной страной | 1 | |
31 | Аппликация из скрученных ниток | 1 | |
32 | Аппликация из резаных ниток | 1 | |
33 | Аппликация из ниточной крошки | 1 | |
34 | Подведение итогов года. Выставка работ. | 1 |
Кружок «Маленький художник»
Всего 34 чаа. (1 раз в неделю)
4 класс
Пояснительная записка.
Цель:
Задачи кружка:
Формировать устойчивый интерес к художественной деятельности, знакомить детей с различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приемами работы с ними, закреплять приобретенные умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения.
Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение.
Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремленность. Прививать навыки работы в группе. Поощрять доброжелательное отношение
№ | Тема | час | дата |
1 | Знакомство с искусством. Рисование простых фигур. ТБ (простой карандаш) | 1 | |
2 | Дары осени (цв. карандаши) | 1 | |
3 | Время года –осень. Осенний пейзаж (цв. карандаши) | 1 | |
4 | Цвета радуги. Разнообразие красок (акварель) | 1 | |
5 | Натюрморт (акварель) | 1 | |
6 | Рисунки птиц (цв.карандаши) | 1 | |
7 | Рисунки птиц (цв.карандаши) | 1 | |
8 | Дикие и домашние животные(цв.карандаши) | 1 | |
9 | Дикие и домашние животные(цв.карандаши) | 1 | |
10 | Сказка «Колобок» .Составление сказки | 1 | |
11 | Сказка «Колобок» . Составление сказки | 1 | |
12 | Любимые игрушки (цв.карандаши) | 1 | |
13 | День Независимости Казахстана (цв. карандаши) | 1 | |
14 | Плакат «С Новым Годом!» (акварель) | 1 | |
15 | Плакат «С Новым Годом!» (акварель) | 1 | |
16 | Зарисовка елочных игрушек. (акварель) | 1 | |
17 | Новогодние каникулы (цв. карандаши) | 1 | |
18 | Время года –Зима. Зимний пейзаж (акварель). | 1 | |
19 | Аквариум (акварель) | 1 | |
20 | Подводный мир и его обитатели (акварель) | 1 | |
21 | Морской пейзаж (цв.карандаши) | 1 | |
22 | Военная техника. Транспорт (цв.карандаши) | 1 | |
23 | Военная техника. Транспорт (цв.карандаши) | 1 | |
24 | 8 -марта. Зарисовка открыток (цв.карандаши) | 1 | |
25 | 8 -марта. Зарисовка открыток (цв.карандаши) | 1 | |
26 | Время года – весна. Весенний пейзаж (цв.карандаши) | 1 | |
27 | Образ человека. Моя семья (цв.карандаши) | 1 | |
28 | Национальные костюмы, блюда. Орнаменты. (цв.карандаши, акварель) | 1 | |
29 | Национальные костюмы, блюда. Орнаменты. (цв.карандаши, акварель) | 1 | |
30 | Праздник Наурыз (цв.карандаши) | 1 | |
31 | В мире космоса. Планета Земля (акварель) | 1 | |
32 | День Победы (цв.карандаши) | 1 | |
33 | Время года – лето. Цветочный мир. (цв.карандаши) | 1 | |
34 | Выставка работ. Подведение итогов года. | 1 |
Заключение
Занятия в кружке имеют большое значение для гармонического развития учащихся. Они способствуют развитию творчества, пробуждают фантазию, активизируют наблюдательность, внимание и воображение, воспитывают волю, развивают мелкую моторику рук, чувство формы, глазомер и цветоощущение, художественный вкус. В кружке учащиеся учатся самостоятельно изготавливать различные полезные, нужные в повседневной жизни изделия, украшать их.
Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Являясь наиболее доступным для детей, прикладное творчество обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью, эффективностью. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей.
Литература
1. .Р.Гибсон. Поделки. Папье-маше. Бумажные цветы.- “Росмэн”, Москва 1996.
2. М.А. Гусакова Аппликация Москва «Просвещение» 1987 г.
3. Люси Пейнтер “Квиллинг, декупаж, папье-маше, декор и прочие чудеса из бумаги”
4. Интернет ресурсы:
http://marrietta.ru/rubric/1949512/
http://bibliotekales.ru/nov12.html
http://rudocs.exdat.com/docs/index-62993.html
http://metodsovet.su/forum/2-21-7
5.Герчук Ю.Я. Что такое орнамент? – М.,1998г.
6. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. – М., 1999 г.
7. Сокольникова Н. М. Основы живописи. Обнинск. 1996г.
videouroki.net
Бюджетные | ||||
1 | Студия «Цветные ладошки» | Цыганок Любовь Ивановна | базовый | |
2 | «Мир информатики» | Исаева Ксения Михайловна | ознакомительный | |
3 | Школьная хоровая студия | Полякова Ольга Юрьевна | базовый | |
4 | Мааян – 2 («Родник») | Шифрин Юлия | ознакомительный | |
5 | Робокидс-1 (введение в робототехнику) | Шишова Ольга Анатольевна | ознакомительный | |
6 | Видеостудия – начальный уровень | Ямпольская Светлана Викторовна | ознакомительный | |
7 | Веселое многоборье | Ярмухина Резида Фазилевна | ознакомительный | |
Платные | ||||
1 | Нейропсихологическая двигательная коррекция | Гуляева Мария Александровна | ознакомительный | |
2 | Занимательная математика | Лейбензон Мария Александровна | базовый | |
3 | Развивающий курс по английскому языку «Amazing English World» | Денисова Лилия Романовна Охотенко Оксана Алексеевна | ознакомительный | |
4 | Рисование песком | Кононович Елена Александровна | ознакомительный | |
5 | Крав-Мага | Ходаковски Олег | ознакомительный | |
6 | Батик | Федорова Е.В. | ознакомительный | |
7 | Акробатический рок-н-ролл | Бодрова Вера Константиновна | ознакомительный | |
8 | Английский язык | Койфман Любовь Михайловна Охотенко Оксана Алексеевна | углубленный | |
9 | Детская хореография «Радость | Розенталь Татьяна Валерьевна | ознакомительный |
1540.ort.ru
Математический кружок в начальной школе
Халитова Лариса Наилевна,учитель начальных классов МБОУ Гимназии № 39,г. Уфа[email protected]Математический кружок в начальной школе
Аннотация. В статье представлена разработка занятия математического кружка «В мире чисел» в третьем классе по теме «Многозначные числа». Занятие рассчитано на 1 час. В содержании подобраны разнообразные задания по данной теме. Для наиболее эффективного проведения занятия необходимо использовать физическую карту мира и презентацию.Ключевые слова: математический кружок, сплочение классного коллектива, рекорды Земли, логическое мышление.
Младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности. В нашей гимназии в течениетрѐх лет работает математический кружок «В мире чисел». Его посещают учащиеся, которых интересует математика. Работа в кружке позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на любом этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепляетинтерес детей к познавательной деятельности, способствуетразвитию мыслительных операций[10,11]. Не менее важным факторомреализации работы в кружке являетсяи стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, исовершенствовать навыкиаргументации собственной позиции.Содержание занятий в кружкепредставляетсобой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета математики. Занятияданного курса должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи,умелому использованию символики, правильному применениютерминов.Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы кружка, основываются налюбознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять.Данная практика поможет имуспешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и конкурсах.Все вопросы и задания стараемсяпроводитьна занятии. Для эффективности работыжелательно, чтобы работа проводилась в малых группах с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим обсуждением полученныхрезультатов[12].
Дети получают профессиональные навыки, которые способствуют дальнейшей социальнобытовой и профессиональнотрудовой адаптации в обществе. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепляетинтерес детей к познавательной деятельности, способствуетразвитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию. Образовательная деятельность осуществляется по общеобразовательным программамдополнительного образованияв соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья и стандартами второго поколения (ФГОС) [1].Цель кружковой работы расширить объѐм знанийи умений, развивать внимание, мышление, воображение, память, умение анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, конкретизировать, синтезировать; учить приѐмам исследовательской и творческой деятельности[13].Актуальность кружка определена рядом факторов практическогохарактера: ориентирование на исследовательскую, творческую самореализацию ученика, на общение учителя и ученика и занятость ученика во внеурочное время.Главными достижениями работы математического кружкабудут являться:
развитие личности ученика, его творческого потенциала;
развитие интеллекта, исследовательского начала;
развитие познавательных действий и операций, начиная с действий, связанных с восприятием, припоминанием уже знакомого, умений классифицировать посредством осмысления и сознательности и заканчиваяоперированием логического и творческого мышления;
развитиеумения применять знания на практике, перенос своих знаний и умений как в аналогичные, так и в измененные условия.Основными методамидиагностики планируемых результатов избраны: дидактические игры с элементами поиска и творчества, мозговые атаки, математические фокусы, решение задач на смекалку, конструирование с геометрическими фигурами, участие в олимпиадах. Формамиконтроля получаемых результатов являются: самостоятельная и коллективная работа в кружке, проверка теоретического материала методом опроса,бесед, проведение олимпиад (в конце каждого учебного года). Контроль проводится в ходе самих занятий через систему специальных заданий, которые дети не воспринимают как контрольные.
Темазанятия: Многозначные числа.Цель: формировать умение записывать многозначные числа и представлять их в виде суммы разрядных слагаемых; закреплять умения решать задачи; продолжить работу над формированием вычислительных навыков, развитие логического мышления, умения работать в паре, группе.Ход занятия1.Постановка темы. Разминка.1)Хищной рыбы нет зубастей, всех прожорливей, опасней …(акула).2)Дом для рыбок на столе ….(аквариум).3)Когда ты идѐшь пешком, ты пешеход, а кто ты, если сел на пароход? …(пассажир).4)Как называется остров, на котором жил князь Гвидон из сказки А.С.Пушкина? …(Буян).5)Летели 3 страуса. Охотник одного убил. Сколько страусов осталось?.. (страусы не летают).6)И дорожная разметка, и название животного ….(зебра).7)Назови одним словом: Тихий, Атлантический, Индийский, СеверныйЛедовитый …(океаны).Сегодня мы будем говорить об очень больших числах.А сформулировать тему вы будете должны сами(работа в группе).
Рис. 1.
У детей получилась фраза «Рекордсмены планеты Земля: Нил, Тихий океан, Гималаи»Кого можно назвать рекордсменом? О чѐм говорят эти названия? Давайте найдѐм их на карте.2.Письменная нумерация.С помощью таблицыклассов и разрядов дети записывают многозначные числа.По ходу работы выясняются знания детей. Учитель дополняет их необходимыми фактами.1)Самое старое и глубокое озеро в мире Байкал. Егоназывают «голубое око Сибири». Появилось это озеро 25 млн. лет назад. Если бы вся питьевая вода в мире подошла к концу, байкальская вода утоляла бы жажду всего населения Земли в течение40 лет.1637м наибольшая глубина озера. Представьте в виде суммыразрядных слагаемых[2].2)Самая длинная река Южной Америки Амазонка 6570м [3].3)Сколько воды на Земле? Почти половина всей воды приходится на Тихий океан, недаром он у нас является рекордсменом. В этом океане есть самая глубокая точка Земли Марианская впадина 11022м[3].4)Как вы думаете, побывал ли человек на этой глубине? В 1960 г американцы в батискафе «Триест» опустились на глубину 10 924м[4].5)В Евразии находится самое большое озеро Каспийское море. Его площадь 371000кв.км[4,5].6)Самый большойостров наЗемле Гренландия. Его площадь2 175598кв.км[5].3.Как вы думаете, а в мире животных могут быть рекордсмены?1)Белая акула самый опасный хищник моря. За 7 секунд она проплывает 105 м. За какое время она преодолеет 300 м, если будет двигаться с одинаковой скоростью?[6]2)Самые крупные китовые акулы достигают в длину до 2000 м. Но есть и акулы карлики. Они в 100 раз меньше. Какова их длина? А их вес в 5 раз меньше 1000 г. Сколько они весят?[6]4.Сосчитай бабочек. Всего на Земле200000видов бабочек. Самые большие бабочкипарусники живут в Новой Гвинее, имеют размах крыльев более 280 мм, а массу около 25 г, а самые маленькиеобитают на Мадагаскаре, в Африке, Австралии, имеют длину крыла 6 мм[7,8].
Рис. 2.
5.Догадайся, какая птица здесь спряталась и почему она появилась на нашем занятии.(Страус)
Высота самцов может достигать 2 м 74 см. Это самая быстрая нелетающая птица, может развивать скорость до 72 км/ч. Длина яйца около 1520 см, а вес может достигать более 1,5 кг (что соответствует24 куриным яйцам). Хотя толщина скорлупы всего 1,5 мм, оно может выдержать вес человека[8,9].
Рис. 3.
6.Задание на логику.Даны цифры042791Нужно составить самое большое и самое маленькое шестизначные числа.7.Подведение итога занятия.Что понравилось на занятии?Что нового мы узнали? Чему научились?
Ссылки на источники1.Стандарты второго поколения Примерная основная образовательнаяпрограмма образовательного учреждения,начальнаяшкола, Москва:Просвещение,2012.2.www.baikalov.ru/about/blog/318/3.http://mygeography.ru/article/RekordyEarth5.Большая книга рекордов для детей, Москва:Астрель АСТ,2001176 с.5.Л.В.Калинина, Ю.В.Шуйская Большая книга интересных фактов, Москва:ЭКСМО,2010199 с.6.Е.Б.Чутчева Занимательные задачи по математике для младших школьников,Москва:Гуманитарный исследовательский центр ВЛАДОС,1996 143 с.7.pets.kiev.ua›guinnes/flyincekt.html8.О.А.Холодова.Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей5е изд., перераб.М.: Росткнига,2008.9.lib.rin.ru›doc/i/6990p74.html10.Горев П. М. Формирование творческой деятельности школьников в дополнительном математическом образовании: Автореф. дис. … канд. пед. наук. Киров, 2006.19 с.11.Горев П. М. Формирование творческой деятельности школьников в дополнительном математическом образовании: Дис. … канд. пед. наук. Киров, 2006. 158 с.12.Горев П. М. Приобщение школьников к творческой учебной деятельности на внеклассных занятиях по математике // Вестник Поморского университета. Серия «Физиологические и психологопедагогические науки». 2006. № 5. С. 160163.13.Горев П. М., Утѐмов В. В. Двадцать хитроумных задачек Совѐнка: Учебное пособие. Киров: Издво МЦИТО, 2015. 30 с.
e-koncept.ru