Кружковые занятия в школе – Занятия в кружках повышают самооценку школьников – Новости – Научно-образовательный портал IQ – Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Содержание

Кружковая работа в школе

Содержание статьи:

Главной тенденцией последних лет, обусловившей внедрение многочисленных изменений в вопросах организации учебно-воспитательного процесса в ОУ, стала необходимость активизации познавательных, исследовательских и поисковых способностей школьников. В связи с этим кружковая работа в школе, остающаяся базисом кластера внеурочной образовательной деятельности, стала еще более значимой, поскольку она позволяет обеспечить:

  • удовлетворение широкого круга индивидуальных образовательных потребностей школьников;
  • обеспечить расширение детского кругозора по наиболее значимым направлениям;
  • способствовать развитию творческих способностей;
  • создать условия для успешной профессиональной реализации школьников в будущем.

Кружковая работа в школе

Среди различных форм внеурочной деятельности — предметных конкурсов, олимпиад, экскурсий, художественной самодеятельности — кружковая работа в школе, реализуемая с целью активизации познавательных процессов, занимает особое место. Внеурочная работа групп обучающихся, объединенных по интересам, организовывалась в поместных школах еще в конце XIX в. с целью создания предпосылок для уверенного овладения детьми различными ремеслами. Позднее идеи и принципы данного типа воспитания были упразднены с целью избежать профессионализации общеобразовательных организаций, но в условиях нового времени, когда главной задачей модуля школьного образования становится не передача подрастающему поколению базы понятийных знаний, а обеспечение условий по овладению надпредметными компетенциями, целесообразно говорить о необходимости возрождения кружковой деятельности и ведению дальнейших педагогических поисков в этом направлении.

Методически кружковая работа объединяет широкий спектр образовательных и воспитательных задач, при этом для данной формы активности характерно:

  1. Объединение учащихся в первую очередь по интересам и способности, а не по возрасту. Это ключевой принцип внеурочной активности способствует развитию социально-коммуникативных умений школьников, позволяет в раннем возрасте осознать принципы справедливой конкуренции и получить дополнительный стимул для развития личных способностей.
  2. Разнообразие педагогических форм и приемов работы учителя с группой, обеспечивающее поддержание высокого уровня интереса и мотивации детей. Приоритетные формы организации кружковой деятельности — игровая, поисковая, проектная, с элементами соревнования.
  3. Актуальность тематики. В отличие от основного программного базиса, которое не всегда отражает новейшие тенденции, содержание занятий кружков разрабатывается локально, а потому может охватывать информацию о новейших достижениях науки, робототехники, технологий.

С целью реализации принципов системно-деятельностного подхода, положенного в основу действующих образовательных стандартов, кружковая работа в школе по ФГОС     должна носить общественно-полезный характер. Поэтому на этапе разработки и совершенствования кластера внеурочной деятельности ответственным педагогам важно обеспечить должный уровень интеграции результатов работы кружков в общий образовательный процесс. Достижения кружковцев должны стать достоянием школы, чему будет способствовать систематическое проведение выставок, подготовка экспозиций мини-музеев, проведение олимпиад, конкурсов, викторин.

Основные показатели кружковой деятельности в школе

Отдельно следует акцентировать внимание на широких педагогических возможностях, которые становятся доступными благодаря кружковой деятельности. Структура урока, тщательно выстроенного и продуманного, обуславливает необходимость разыгрывания определенного сценария с учетом временных рамок. В ходе реализации программных задач внеурочного характера у педагога появляется возможность в полной мере учесть интересы и индивидуальные образовательные потребности школьников, контролировать темп учебно-воспитательного процесса согласно скорости овладения детьми базовыми компетенциями, экспериментировать с методами и приемами работы с целью сохранения высокого уровня детской заинтересованности и достижения оптимального образовательного эффекта.

Вместе с тем опыт отечественной практики организации кружковой работы в школе обуславливает целесообразность соблюдения следующих принципов:

  1. Интересы школьников — в приоритете, но главенствующая роль возложена на педагога. Типичная образовательная ошибка — делать содержательный перекос с пользу желаний учащихся или, напротив, подчинять работу кружковцев исключительно достижению комплекса предусмотренных планом учебно-воспитательных задач. Современному педагогу, ответственному за организацию кружковой активности, важно учиться находить баланс, что позволит гарантировать высокую эффективность труда по данному направлению.
  2. Формирование интереса к творческой, изобретательской, проектной деятельности должно осуществляться последовательно. Именно в рамках внеурочных занятий у кружковцев появляется возможность в полной мере раскрыть свои таланты по интересующему направлению, применить знания и умения, освоенные ранее, на практике, выполнить ряд работ или реализовать ряд проектов, которые позволят увериться в собственных силах и обеспечат положительную мотивации. В этом выражается главный базис воспитательного потенциала кружковой деятельности.
  3. В приоритете — индивидуальный подход. Педагогу важно не забывать, что у школьников с общими интересами могут быть абсолютно разные склонности к выражению своего таланта. К сожалению, стремительный отток учащихся из школьного кружка после 2-3 занятия — стандартная ситуация, избежать которой поможет систематическое экспериментирование с приемами, формами и методами работы, введение соревновательного элемента, игровых заданий.

Направления кружковой работы в школе

В соответствии с требованиями новых образовательных стандартов в образовательном блоке большое значение придается общекультурному, духовно-нравственному, интеллектуальному, социальному и личностному развитию, обеспечить динамику которого позволяют различные направления кружковой работы в школе. Выделить единственно верное количество направленностей, позволяющих обеспечить высокий показатель педагогической эффективности и удовлетворенности учащихся по данному кластеру, не представляется возможным ввиду значительной разницы в особенностях ведения учебно-воспитательного процесса, наличия свободных помещений и материально-технической базы, интересов детей и пожеланий их родителей. Поэтому традиционной практикой в школах стало соотнесение доступных ресурсов (в т.ч. кадровых) и данных, полученных на основании консультаций с представителями ученической и родительской общественности, для определения базовых направлений кружковой активности, которые впоследствии варьируются, расширяются и дополняются.

Популярные направления кружковой работы в школе

Программы кружковой работы в школе

Разнообразие образовательных потребностей детей и родительских пожеланий обуславливает впечатляющую вариативность дополнительного образования и необходимость разработки дополнительных программ кружковой работы в школе по ФГОС. От того, насколько качественно будет выполнена эта работа, зависит не только уровень успешности педагогической работы по направлению, но и объем знаний, умений, навыков, полученных кружковцами по итогам занятий.

Алгоритм разработки программы кружковой работы по ФГОС:

  1. Анализ пожеланий потребителей услуг. Выполняется в ходе анкетирования родителей или проведения консультаций. Важный момент: вопросы анкеты следует составить таким образом, чтобы выяснить не только популярность различных профилей внеурочной активности, но и оптимальное время работы кружков.
  2. Определение ценностных ориентиров кружковой деятельности, к которым необходимо стремиться. Эта установка и будет отражена в названии, целях и задачах создаваемой программы.
  3. Ознакомление с нормативно-правовой базой. Непосредственно перед разработкой программы следует актуализировать знания по вопросам организации дополнительного образования в ОУ, а также изучить аналогичные программные разработки, из которых можно почерпнуть полезные идеи, эффективные методы и приемы педагогической работы.
  4. Разработка программно-методического комплекта, предусматривающая обязательную характеристику программы, на которую ссылался педагог, и порядок изменений (без изменений, с изменениями, комбинированная, адаптированная, авторская). В этом же пункте программного документа необходимо обосновать выбор методического базиса: например, указать на соответствие актуальным целевым установкам или особенностям организации учебно-воспитательного процесса в конкретной школе.
  5. Формирование структуры программы по ФГОС для кружка в школе (представлена в таблице).

  1. Планирование образовательного процесса. Ориентировочная логика планирования: Тематический блок – Тема — Занятие (с указанием преимущественного вида деятельности детей) — Количество занятий – Сроки.
  2. Разработка критериев оценивания эффективности освоения учащимися программы дополнительного образования  результативности кружковой деятельности согласно программе. Для кластера внеурочного оценивания используется психолого-педагогическая диагностика на предмет сформированности конкретных качеств, умений, базовых понятийных знаний по изучаемому разделу, которые можно выявить в ходе мониторинга, составления карт-характеристик, ведения педагогического наблюдения.

Организация кружковой работы в школе

В условиях оптимизации процесса обучения организация кружковой работы в школе — комплекс мероприятий, направленных на разработку, внедрение и контроль внеурочной активности детей в рамках тематических кружковых объединений — становится важной административной задачей, реализация которой должна выполняться поэтапно. Внедрение (или корректировка) системы дополнительного образования, в частности и кружковой активности, осуществляется заместителем директора по УВР с привлечением широкого круга специалистов согласно плану.

План организации кружковой работы в школе

Говоря об организации деятельности кружковцев, важно актуализировать внимание на значимости календарно-тематического плана работы объединения, разрабатываемого с учетом доступного методического и материально-технического оборудования, содержания программы. На первых занятиях кружка в новом учебном году педагогу стоит рассказать детям о практических задачах, которые будут выполняться в рамках курса, чтобы услышать их мнение, оценить уровень заинтересованности и при необходимости внести коррективы в главный документ по организации кружковой деятельности в школе. При этом очень важно, чтобы весь блок внеурочной образовательной работы и каждое занятие кружковцев в частности проводилось согласно таким принципам:

  1. Преемственности, предполагающем создание и поддержание традиций, объединяющих детский коллектив. Определенные правила поведения, ритуалы приветствия, жизненные принципы помогают со временем переформатировать школьный кружок в клуб по интересам, где дети могут с удовольствием общаться, взаимодействовать, совершенствовать свои таланты в комфортной психологической атмосфере.
  2. Массовости, основанном на вовлечении каждого учащегося в работу. Способствовать этому будет экспериментирование педагога с различными видами и формами занятости, распределение детей по группам, реализация индивидуального подхода.
  3. Последовательности, требующем строгое соблюдение логики проведения мероприятий, последовательное усложнение приемов работы и учебных задач.
  4. Непрерывности, обуславливающем необходимость проектирования воспитательного процесса в интервальном порядке, с периодами интенсивной активности и спадами, что гарантирует сохранение стойкого интереса детей.

Кружковая работа в начальной школе по ФГОС

Ввиду возрастного фактора кружковая работа в начальной школе, организуемая согласно ФГОС, имеет ряд особенностей. Высокая физиологическая потребность младшеклассников в движении, активной познавательной активности наравне с неустойчивостью внимания обуславливают необходимость искать новые подходы к организации внеурочной деятельность в начальной школе. Чтобы обеспечить высокую результативность педагогической работы по данному направлению и в полной мере удовлетворить исследовательские интересы детей,  эксперты системы российского образования предлагают организовывать кружковые занятия по пяти основным направлениям развития.

Организационная система кружковой работы в начальной школе

Правила кружковой работы для начальной школы определяются принципами ФГОС, уставом образовательного учреждения, кадровой и материально-технической обеспеченностью. При организации внеурочной деятельности для детей младшего школьного возраста рекомендовано соблюдение таких правил:

  1. С целью разработки содержательной программы кружковой работы, в полной мере соответствующей ожиданиям потребителей услуг, учителя начальных классов распределяют между собой нагрузку и осуществляют разработку и реализацию дополнительных образовательных модулей по выбранным темам, что позволяет обеспечить условия для знакомства малышей с разными учителями и детьми из других классов младшей школы. 
  2. Для обеспечения высоких показателей качества дополнительных образовательных услуг школа вправе привлекать к сотрудничеству внештатных работников, имеющих педагогическое образование и опыт организации кружковой работы.
  3. Ввиду необходимости оказания помощи в организации содержательного досуга младшим школьникам рекомендовано посещение как можно большего числа кружков. При этом уровень учебной нагрузки для ребенка должен рассчитываться с учетом показателей здоровья и его занятости в организациях дополнительного образования.
  4. В малокомплектных начальных школах кружковая работа (при условии согласия родителей и готовности педагогов) организовывается по субботам.

Анализ кружковой работы в школе

Комплекс контролирующих функций, направленных на обеспечение высокого качества образовательных услуг, будет неполным без анализа кружковой работы в школе, который систематически проводится в конце учебного года для выявления и коррекции недостатков внеурочной деятельности. Эффективность школьных кружков оценивается ответственными педагогами и заместителем директора по УВР по таким критериям:

  • Конкретность и реалистичность целей кружковой деятельности (что удалось и чего не удалось достичь, по каким причинам).
  • Соответствие содержания учебных материалов, используемых кружковцами, возрастным и психофизиологическим потребностям детей (представить методическую обоснованность их выбора).
  • Многообразие видов образовательной деятельности, предложенных руководителем кружка с целью сохранения высокого уровня заинтересованности и мотивации школьников.
  • Уровень сформированности знаний, умений и навыков кружковцев, предусмотренных рабочей программой, на момент окончания отчетного периода.
  • Динамика сопутствующих компетенций (творческих способностей, инициативности, воспитанности), формирование которых обусловлено участием в кружковой деятельности.
  • Показатели результативности учебно-воспитательного процесса (количество проведенных конкурсов, мастер-классов, выставок, показов, соревнований, а также количество полученных кружковцами наград).
  • Участие членов школьного кружка в мероприятиях городского (районного), областного, муниципального уровней.
  • Сотрудничество с организациями дополнительного образования, частными и государственными учреждениями.
  • Общественно-полезные достижения кружковцев (участие в благотворительных проектах, акциях, ярмарках, оказание целевой помощи).
  • Уровень материально-технического, методического, дидактического обеспечения объединения.
  • Показатели сохранности контингента в течение учебного года.

На основании проведенного мониторинга составляется отчет по кружковой работе в школе, в содержание которого для наглядности рекомендуется включить таблицы, схемы, графики и диаграммы. В сводный отчетный документ, содержащий информацию об организации кружковой деятельности в школе, заместитель директора по УВР включает следующую информацию:

  1. Цели и задачи кружковой деятельности, отраженные в программных документах (актуальные на начало учебного года).
  2. Перечень действующих кружков с указанием руководителей.
  3. Количество учащихся, вовлеченных в кружковую деятельность (отдельно по секциям и общие показатели охвата по школе).
  4. Показатели результативности работы кружков (перечень реализованных мероприятий, демонстрирующих достижения кружковцев, и полученных наград).
  5. Оценка работы педагогов, ответственных за реализацию внеурочного комплекса.
  6. Комплекс мер, осуществление которых необходимо для улучшения показателей кружковой работы в новом учебном году.

Больше информации об организации дополнительной образовательной работы в школе представлено в этих материалах:

  1. Дополнительное образование в школе
  2. Организация деятельности вокального кружка
  3. Воспитательный потенциал образовательного туризма в школе
  4. Экспериментальная разработка занятия по ниточному дизайну с использованием инновационных технологий

www.menobr.ru

Справка по работе кружков и секций в школе

Справка

по итогам проверки работы кружков и секций в школе

МКОУ СОШ с.Мгачи

Цель: изучить состояние кружковой работы в школе.

Время проверки: Март, 2017г.

Оценить эффективность кружковой работы и её влияние на развитие творческого потенциала учащихся, воспитательную сторону занятий.

Проверялись вопросы:

· охват учащихся кружковой работой;

· активность учащихся во время занятий;

· качество проводимых занятий;

-отношение учащихся к занятиям;

· результативность

В ходе проверки были посещены кружковые занятия, проверен журналы заполнения кружковых занятий, тематическое планирование кружковых занятий, проведены собеседования со всеми руководителями кружковых занятий и учащимися.

Главными направлениями кружковых занятий являются желание детей расширить и углубить свои знания и кругозор, развивать свои творческие способности. С большим интересом дети занимаются в кружках эстетического цикла. Формируются навыки самостоятельной работы, эстетический вкус, интерес и творчество.

В кружке «Музыкальный калейдоскоп» ребята учатся петь, правильно интонировать принимают активное участие во всех школьных и районных мероприятиях, им очень нравиться выступать на сцене. Формируются навыки самостоятельной работы, эстетический вкус, интерес и творчество. На спортивных секциях дети активны, обучаются элементам ведения мяча и правилам игры. Развивают и укрепляют своё физическое состояние, участвуют в общешкольных и районных спортивных соревнованиях, занимают призовые места.

Кружок «Юные математики» любят посещать ребята из старшего звена. Руководит кружком учитель математики В. В. Васиев Эти кружки очень нужны ребятам для подготовки ОГЭ и ЕГЭ.

Работа кружков организуется и проводится в предметных кабинетах школы, в спортивном зале, в строго в соответствии с установленным и утвержденным директором школы графиком.

Кружки пользуются популярностью учащихся также и потому, что уже имеют конкретные результаты работы. Некоторые кружки функционируют в школе продолжительное время, ведутся учеты посещаемости занятий.

Главной отличительной чертой занятий является настрой на работу, на конкретный результат, на узнавание нового и получение новых знаний, а не просто на общение. В начале занятий всеми преподавателями ставятся определенные обучающие цели, в конце занятий подводится итог.

Кружок «Романтик» и «Музыкальный калейдоскоп» работает в школе более 5 лет. Руководителями кружков являются педагог- библиотекарь Карпова Л. А.,а также педагог- организатор Михеева С. С. Ребята с большим интересом посещают эти кружки.

В МКОУ СОШ с. Мгачи функционируют три спортивные секции «Настольный теннис», «Баскетбол» и « Волейбол», руководителем является учитель физической культуры Королев Д. И. Ребята ,постоянно занимающиеся в этих секциях, принимают участие в районных соревнованиях по настольному теннису.

Кружки дополнительного образования имеют краткосрочную программу, чаще запланирована только на один год. Программы рассматриваются и утверждаются на за заседании МО классных руководителей.

Процент охвата учащихся кружковой деятельностью составляет 90% .лишь единицы не посещают ни одного кружка.

Результатами проводимых кружковых занятий являются:

·активность детей во всех проводимых в школе мероприятиях;

· дети, посещающие кружки эстетического цикла активно участвуют в конкурсах районного уровня, имеют хорошие результаты;

· спортивные секции пользуются успехом у ребят разных возрастов

Рекомендации:

1. Всем руководителям кружков регулярно заполнять журналы кружковой работы

2. результативность работы показывать на общешкольных мероприятиях, участвуя в различных конференциях, олимпиадах, конкурсах.

Исп. педагог- организатор Михеева С. С.

infourok.ru

Цель, задачи и формы организации деятельности кружка — КиберПедия

Во внеурочной работе применяются разнообразные формы организации деятельности учащихся. В зависимости от степени пригодности тех или иных форм для решения различных воспитательных задач их можно подразделить на общие, универсальные, которые приобретают ту или иную направленность в зависимости от цели и содержания, и специальные, отражающие специфику только одного какого-либо направления воспитательной работы и его задач. Может быть подход к классификации, учитывающий массовость учащихся: могут быть формы, применяемые только в одном классе, используемые для нескольких классов, в масштабе всей школы. Одной из универсальных форм организации внеурочной деятельности является кружок.

Кружок, по определению советского лингвиста, лексикографа, доктора филологических наук, профессора Сергея Иванович Ожегова – группа лиц с общими интересами, объединившихся для постоянных совместных занятий чем-нибудь [15, с. 257].

Кружок - традиционная форма добровольного объединения детей в системе дополнительного об­разования, расширяющая и углубляющая предметные знания, приобщающая детей к разнообразным социокультурным видам деятельности и расширяющая коммуника­тивный опыт. Кружок - это наиболее распространённый вид групповой внеурочной деятельности по технологии.

Кружковая работа предполагает определенную программу деятельности, которая строится на принципах добровольности, развития инициативы и самодеятельности детей, игры, учета возрастных, индивидуальных особенностей.

Целью кружковой работы является:

- всестороннее удовлетворение образовательных потребностей дошкольников и их родителей;

- создание условий для гармоничного развития личности дошкольников в различных видах деятельности;

- расширение знаний и развитие индивидуальных способностей и интересов детей в определенной деятельности;

- повышение качества воспитательно-образовательной работы.

Задачи кружковой работы.

1. Ознакомление детей с различными традиционными ремеслами, промыслами современными видами декоративно-прикладного искусства.

2. Обучение детей знаниям, умениям, навыкам по заготовке и работе с различными материалами.

3. Формирование навыков самостоятельного выполнения всего художественно-технологического процесса создания изделий.

4. Содействие формированию и развитию у детей способности целостного эстетического восприятия произведений декоративно-прикладного творчества как части культуры народа.



5. Предоставление детям возможности проявить свои творческие способности, фантазию, художественный вкус.

6. Создание условий для формирования и развития у детей интереса и любви к народному творчеству.

7. Развитие сознательного и уважительного отношения к труду других людей, понимание значимости своего труда.

8. Развивать мотивацию личности к познанию и творчеству;

9. Создание на занятиях творческой атмосферы, предоставление учащимся возможности для плодотворного общения друг с другом и с педагогом [25].

Планирование работы кружка (группы, студии). План работы кружка (группы, студии) обычно составляется на год или на все года обучения. Программа кружковых (групповых, студийных) занятий составляется руководителем кружка (группы, студии) по форме, принятой в данной организации (школе, Центре дополнительного образования и т.д.). Содержание занятий варьируется в зависимости от возраста учащихся, их интересов, основных целей кружка (группы, студии).

Для успешной организации кружка используются разные формы. Форма – это структура, система организации чего-либо. Наиболее распространенными являются такие формы, как фронтальная, групповая, индивидуальная. Кружок включает в себя индивидуальные задания, задания в парах, в группах, а также ролевые игры и различные этические задачи [19].

Методы кружковой работы: методы формирования сознания личности, методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения, методы стимулирования поведения и деятельности.

Из первой группы методов в кружковой работе наиболее употребляемыми являются такие методы как:

1) рассказ на этическую тему, который используется преимущественно
в младших классах, – это яркое эмоциональное изложение конкретных фактов и событий, имеющих нравственное содержание. Воздействуя на чувства, рассказ помогает учащихся понять и усвоить смысл моральных оценок и норм поведения.



2) разъяснение – метод эмоционально – словесного воздействия на учащихся. Важная черта, отличающая разъяснение от объяснения и рассказа, – ориентированность воздействия на данную группу или отдельную личность.

3) этическая беседа – метод систематического и последовательного
обсуждения знаний. Беседа отличается от рассказа, инструктажа именно тем, что учитель выслушивает и учитывает мнения, точки зрения своих собеседников, строит свои отношения с ними на принципах равноправия и сотрудничества. Этической беседа называется потому, что ее предметом чаще всего становятся нравственные, моральные, этические проблемы. Цель этической беседы – углубление, упрочение нравственных понятий, обобщение и закрепление знаний, формирование системы нравственных взглядов и убеждений. Из второй группы методов широко используются:

1) упражнение – всеобщий метод формирования необходимых качеств личности. В освоении опыта общественного поведения решающая роль принадлежит деятельности.

2) приучение – это интенсивно выполняемое упражнение. Его применяют тогда, когда необходимо быстро и на высоком уровне сформировать требуемое качество.

Практически не используется метод «требование» Из методов стимулирования применяются такие методы как:

1) поощрение можно назвать выражением положительной оценки действий учащихся. Оно закрепляет положительные навыки и привычки. Виды поощрения: одобрение, благодарность.

2) соревнование – это метод направления естественной потребности школьников к соперничеству и приоритету на воспитание нужных человеку и обществу качеств [26].

Недопустимым в кружковой работе является наказание. Каждый метод в кружковой работе выполняет свои функции, но без соответствующего подкрепления другими методами, без взаимодействия с ними замедляется движение процесса к намеченной цели. Поэтому оптимальное и гармоничное сочетание системы методов в кружковой работе способствует целостному развитию личности воспитанника, формированию запрограммированных отношений, определенных личностных качеств и развивает в нем способность адекватно реагировать на воспитательное воздействие.

Очень важно, чтобы результаты деятельности учащихся в кружках становились достоя­нием всей школы, чтобы эта работа носила общественно-полезный характер, нахо­дила отражение в организации школьных вечеров, конкурсов и олимпиад, диспутов, школьных выставок, выставок детского творчества, школьных музеев.

Таким образом, кружковая работапроводится с целью расширения общих и углубления специальных знаний учащихся, удовлетворения их индивидуальных интересов и склон­ностей, развития творческих способностей, а также с целью организации их досуга. Она служит средством профессиональной ориентации учащихся, в которой тесно переплетаются образовательные, развивающие, а главное, воспитательные задачи.

cyberpedia.su

Положение о кружковой работе в школе

Принято Утверждаю

на педагогическом совете Директор

Протокол №__ от ___________ МБОУ «Начальная школа №200»

__________Т.Н.Требухова

Приказ____ от ____________ г.

Положение

о работе кружков, студий и факультативов

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

города Ульяновска

«Начальная школа №200»

г.Ульяновск

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании Российской Федерации», Устава школы, Программой развития и образовательной программой школы.

1.2. Положение об организации дополнительного образования: о работе предметных кружков, студий, факультативов согласовывается с педагогическим советом школы и утверждается директором школы.

1.3. Руководство деятельностью руководителей кружков и студий художественно-эстетического блока, спортивного блока, экологического и декоративно-прикладного блока осуществляется заместителем директора по воспитательной работе.

1.4. Руководство деятельностью руководителей факультативов и предметных кружков научно-практического блока осуществляется заместителем директора по учебно-воспитательной работе, согласно функционала, определенного на учебный год.

2. Целями работы предметных кружков, факультативов являются:

  • совершенствование деятельности образовательного учреждения во второй половине дня;

  • формирование творческой активности учащихся;

  • развитие детской одаренности;

  • формирование и совершенствование навыков исследовательской деятельности;

  • развитие физической активности учащихся;

  • формирование навыков здорового образа жизни.

3. Основные положения.

3.1. Работа предметных кружков, студий, факультативов осуществляется в рамках продленного дня по основным профилям: предметного, гуманитарно-эстетического, экологического и спортивного.

3.2. Работа кружков ведётся в соответствии с программой, составленной руководителями на основе типовых программ. Согласуется с заместителем директора по УВР и утверждаются директором школы.

3.3. Результаты работы кружков подводятся в течение года в форме творческих отчётов на заседании школьных методических объединений, концертов, выставок, соревнований, внеклассных мероприятий по предмету. Итоговые творческие отчеты представляются в конце года на традиционной общешкольной отчётной конференции, заседании педагогического совета школы.

4. Режим работы кружков, факультативов.

4.1. Время работы кружков и студий с 14.00 до 18.00 ежедневно, согласно утвержденного расписания.

4.2. Продолжительность занятий 40 минут.

4.3. Расписание занятий составляется заместителем директора по УВР на полугодие и утверждается директором. Изменения в расписании производятся только по согласованию с администрацией школы.

4.4. Перенос занятий по инициативе преподавателя осуществляется только по письменному заявлению с указанием даты перенесенных занятий.

4.5. В случае необходимости занятия студий можно проводить после последнего урока, но не раньше, чем за 45 минут.

5. Выполнение правил по охране труда.

5.1. Руководитель кружка, студии или факультатива несет ответственность за безопасную организацию образовательного процесса, за жизнь и здоровье обучающихся во время проведения занятий.

5.2. Принимает меры по оказанию доврачебной помощи пострадавшему,

оперативно извещает руководство о несчастном случае.

5.3. В случае возникновения чрезвычайной ситуации, педагог:

  • оперативно извещает руководство о возникновении ЧС;

  • участвует в эвакуации детей;

  • оказывает доврачебную помощь пострадавшим.

6. Документация и отчётность.

6.1. Руководители кружков, студий и факультативов имеют и ведут следующую документацию:

  • рабочая программа, согласованная и утвержденная администрацией школы;

  • журнал кружковой работы, где отмечают посещаемость, содержание и продолжительность занятий;

  • папки с методическими разработками.

6.2. Заместитель директора по УВР осуществляет тематическое инспектирование работы кружков, студий и факультативов через:

  • проверку журналов не реже 1 раза в четверть;

  • посещение занятий кружков и предметных групп согласно школьному календарному графику инспектирования;

  • анкетирование учащихся и родителей с целью изучить состояние удовлетворенности работой существующих и социальный заказ на организацию новых кружков и факультативов.

7. Ответственность.

7.1. Руководитель кружка несет дисциплинарную ответственность за невыполнение своих функциональных обязанностей, а также за нарушение правил внутреннего распорядка школы или Устава школы.

8. Оплата и стимулирование.

8.1. Оплата работы руководителей кружков, студий и факультативов производится на основании тарифной сетки, записей в журналах кружковой работы в соответствии с представленным табелем учёта рабочего времени.

8.2. Премии, доплаты и надбавки устанавливаются в соответствии с Положением о материальном стимулировании работников МБОУ НШ №200.

infourok.ru

Кружковые и массовые формы работы – цель, задачи, содержание

Кружок - наиболее распространенный вид внеклассной работы. Занятия по ИЗО, компьютерной графике в школьных кружках являются как бы продолжением классных занятий. Но кружковые занятия имеют свои особенности. Во-первых, это занятия для тех, кто серьезно интересуется изобразительным искусством и эти занятия являются для них в какой-то степени эстетической потребностью. Во-вторых, структура деятельности кружка отличается от классных уроков. На уроках учитель обязан изучать со школьниками определенные вопросы, предусмотренные школьной программой. Организация же работы кружка включает составление программы занятий с учетом склонностей и интересов учащихся разного возраста. Конечно, это не означает, что педагог должен давать детям лишь то, что они хотели бы получить. Здесь берутся во внимание и подготовленность по искусству каждого учащегося, и возможности кружка (обеспечение изобразительными материалами, наглядными пособиями и пр). Вот почему составляется несколько вариантов программ, предусматривающих различные установки и характер деятельности.

Кружки могут быть самые различные: рисунка и живописи, лепки, декоративно-прикладного искусства, оформительского дела, линогравюры, керамики, юных искусствоведов, мозаики, изучение наследия и истории искусств, основы дизайна, компьютерная графика (векторная, растровая) и т.д.

Задача учителя состоит в том, чтобы вовлечь в регулярную работу кружка как можно большее количество учащихся. Знания и навыки, приобретенные в кружке, они применяют при оформлении стенгазеты, выполнении театральных декораций для школьной сцены, на занятиях по географии, естествознанию, истории, физике и т.д., при организации различных оформительских работ в своем классе, отряде, звене.

Формы и методы работы в кружках должны быть несколько иными, чем в классе, более приближенными к художественной школе. Например, если в классе на уроках рисования с натуры дети работали за партами, то в кружке надо познакомить школьников с методикой работы за мольбертом-хлопушкой или, в крайнем случае, на планшете, установленном на стуле. Следовательно, иными должны быть и использование рисовальных материалов, и метод работы.

Одновременно с учебной работой педагог ведет большую воспитательную работу, в особенности в период организации и первых занятий кружка. Он должен объединить детей в единый коллектив, живущий общими интересами, с едиными творческими устремлениями. Каждый поступивший в кружок должен аккуратно посещать занятия, выполнять предусмотренные планом задания и разработанные кружком правила поведения, принимать активное участие в делах кружка, в общественной жизни школы.

Интересным и содержательным видом учебно-воспитательной работы являются экскурсии. Они углубляют знания, полученные учащимися в часы классных занятий, расширяют их кругозор и активизируют самостоятельную работу.

Экскурсии устраиваются с целью полнее раскрыть отдельную тему учебной программы, глубже ознакомить с видами изобразительного искусства, дать ясное представление о специфике творческой работы художника.

При организации экскурсий с учащимися начальных классов учитель четко продумывает цели и задачи посещения выставки, выхода в природу. В старших классах учитель организует экскурсию в музей, на выставку, в мастерскую художника или скульптора, на завод (керамический или стекольный), на фабрику (мебельную или ювелирную), в дизайнерские агентства и т.п.

После экскурсии необходимо провести итоговую беседу, выяснить, как учащиеся восприняли все увиденное и услышанное. Если дети что-то неправильно поняли или не восприняли, следует разъяснить эти вопросы.

Внеклассные беседы проводятся в тех случаях, когда затронутая на уроках тема вызвала особый интерес учащихся, и они изъявили желание получить более глубокие знания по данному вопросу, а также в тех случаях, когда сложная тема не дает возможности в учебные часы полностью изложить интересный материал. Первый вид бесед организуется по инициативе школьников, второй - по инициативе педагога.

Методика проведения бесед строится таким образом, чтобы в них активно участвовали все дети. Учитель не только объясняет, но и обращается к детям с вопросами. Вопросы должны быть просты, четки, конкретны, чтобы, отвечая на них, ученики прочно закрепляли свои знания.

Большое значение в методике проведения бесед об искусстве имеет стабильность внимания учащихся. Захватить внимание учеников не так уж трудно, сложнее удержать их внимание на рассматриваемом произведении. Внимание детей возбуждается прежде всего тогда, когда речь идет о близких им вещах, понятиях, переживаниях, и разговор об этом ведется простым и ясным языком.

В настоящее время появилась такая форма организации творческой деятельности детей как артстудия.

Артстудия - комплексное игровое пространство, включающее в себя этюдкласс, выставочный зал, музыкальную гостиную и изостудию. Эта модель создана исходя из практического опыта и возможности использования помещений. Каждый из кабинетов выполняет определенную функцию и соответствует специфическим требованиям. Попадая на занятия в артстудию, ребенок словно погружается в творческую атмосферу, чувствуя себя свободно и раскрепощенно. Для детей это пространство является не просто игровым - они воспринимают его как отдельный мир.

Ведущая роль в артстудии отводится художнику-педагогу, который планирует и проводит практические занятия с детьми, при этом для работы могут быть привлечены другие специалисты - психолог, логопед, музыкальный работник и физкультурный руководитель.

Медиасредства. В последние годы все шире используются различные виды медиапродукции. Во многих школах уже проводятся систематические уроки с использование видеофильмов по различных дисциплинам.

Тема фильма по изобразительному искусству должна соответствовать учебной программе. Это может быть фильм, посвященный выдающемуся художнику, искусству целой эпохи или определенному художественному жанру. При выборе фильма учитывается возраст учащихся. Просмотр каждого фильма сопровождается специальной беседой. Эту беседу учитель может провести либо перед просмотром, либо после него. Если он проводит беседу до просмотра фильма, то дает краткие сведения о творчестве художника, об исторической эпохе, в которую жил и творил мастер. Если беседа состоится после просмотра, то надо обобщить новые впечатления школьников и те знания, которые были получены ими ранее в классе.

Фильмы могут быть посвящены также технике изобразительного искусства. Они наглядно раскрывают технику живописи, рисунка, скульптуры, графики. Возможности медиасредств позволяют подробно и методично показать технику наложения краски в живописи, продемонстрировать процесс, в жизни длящийся мгновения, или, наоборот, за короткое время показать весь длительный процесс создания произведения.

Факультативные занятия в общеобразовательной школе введены для развития индивидуальных способностей учащихся старших классов, проявляющих повышенный интерес к тому или иному учебному предмету, для расширения и углубления знаний и навыков, которые они получили ранее на обязательных занятиях. Факультативные занятия дают возможность проявить самостоятельность как в овладении научно-теоретическим материалом, так и в практической творческой работе.

Факультативные занятия проводятся на повышенном уровне, однако доступном для относительно широкого круга учащихся. В преподавании факультативных курсов, естественно, потребуется и своя методика, и свои формы организации занятий. Здесь широкое применение получит лекционное изложение материала, своеобразное проведение практических занятий, организация различных форм самостоятельной творческой работы школьников.

Задачи:

1. Эстетическое воспитание детей средствами искусства, воспитание их художественного вкуса, пробуждение интереса к изобразительному и декоративно-прикладному творчеству и помощь в овладении изобразительной грамотой и основами художественного ремесла.

2. Воспитание человека, творчески относящегося к любому делу.

3. Начальная профессиональная подготовка в области художественного творчества, т.е. выявление одаренных школьников и развитие их творческих способностей.

4. Развитие у учащихся начальных классов фантазии, образного мышления.

5. Активизация творческого воображения, эмоциональной отзывчивости учащихся, их умения оценивать и строить жизнь по законам красоты.

6. Формирование у учащихся умения самостоятельно разработать и последовательно выполнить тематическую композицию и воспитание у них стремления использовать полученные в знания, умения и навыки в общественно-полезной работе - оформлении стенных газет, школьных выставок, праздничных вечеров и т.д.

Возможности внеклассной работы открывают широкий простор для эстетического воспитания.

Педагог, организуя художественно-творческую деятельность учащихся, создает оптимальные условия проживания ими трех творческих состояний: зрителя, художника, критика. Организуя учебно-воспитательную работу на уроке, педагог должен приложить максимум усилий, чтобы способствовать реализации в учебном процессе этих установок.

studfiles.net

Кружковая деятельность в начальной школе

2. Этап актуализации знаний( 5- 6 мин)

- Сегодня мы поговорим об одной сказке. Я вам сейчас включу аудиозапись сказки а вы внимательно прослушайте и попытайтесь угадать название этой сказки.

-Правильно, это сказка « у тебя у самого свой ум».

Учащиеся прослушивают аудиозапись сказки

Ответы детей: «Сказка у тебя у самого свой ум».

Коммуникативные УУД: участвовать в диалоге, высказывать свою точку зрения, оформлять свои мысли в устной речи.

Регулятивные УУД: определять цель учебной деятельности.

Познавательные УУД: определять круг своего знания, самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию.

3.Этап открытий новых знаний. (20мин.)

Рефлексия(10 мин)

-На доске висят для вас несколько пословиц и поговорок, подберите пословицу или поговорку, которая выразила бы смысл сказки.
Всем своего ума не вложишь.
Всяк своим умом живёт.
Ум имей хоть маленький, да свой.
Одна голова хорошо, а две лучше.
Голова у ног ума не просит.
Давайте проверим ваши знания по этой сказке.

Теперь мы с вами постараемся ответить на несколько вопросов по сказке, будьте внимательными.

1.Как называется известная сказка В.Даля «У тебя у самого свой…..»?

2.Кто главные герои сказки?

3. Куда повадился ходить козел? 4. Как звали козла? 5. Что любил есть козел в огороде? Физминутка «Козлёнок»

6. Что случилось с глупой овцой в огороде?
7. Как называется стадо в сказке? 8. Чем избил огородник овцу? 9. Чему учит сказка? 10. Кому принадлежат эти слова «А тебя зачем нелегкая понесла за мною? Я тебя не звал». 11.Какая была овца?
12. Какой был козел?

Наше занятие подходит к концу. Какой вы можете сделать для себя вывод? Чему учит сказка?

Дети определяют принадлежность пословиц и поговорок к сказке.

Учащиеся отвечают на вопросы по сказке.

«У тебя у самого свой ум»

Козел и овца

В огород

Васька

Капусту

Дети встают и повторяют движения за учителем

Она попалась огороднику

Гурт

Хворостиной

Думать самому

Козлу Ваське

Глупая, несчастная, обиженная.

Быстрый, ловкий, торопливый.

Учащиеся отвечают на вопросы учителя и обобщают то, что узнали они нового для себя.

Личностные УУД: ценить и принимать следующее базовые ценности: «Хитрость», «Глупость».

Коммуникативные УУД: участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом, слушать и понимать других, читать про себя информацию и понимать прочитанное.

Познавательные УУД: Перерабатывать систематизировать информацию, выбирать нужную информацию.

Регулятивные УУД: самостоятельно организовывать рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий, определять цель учебной деятельности, план выполнения задания, самоконтроль.

Личностные УУД: умение различать хорошие и плохие качества сказки.

Коммуникативные УУД: участвовать в коллективном обсуждении, осуществлять контроль.

Познавательные УУД: формировать умения осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения.

Регулятивные УУД: контроль процесса и результатов деятельности;

умение адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности.

multiurok.ru

Занятия в кружках повышают самооценку школьников – Новости – Научно-образовательный портал IQ – Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Дополнительное образование по-прежнему популярно среди российских школьников: в кружках и секциях занимается большинство детей. Многие из них посещают внеклассные занятия в собственной школе. Ребята, которые не ходят в кружки, объясняют это цейтнотом, отсутствием внешкольного образования в их населенном пункте или высокой платой за занятия, выяснили заведующий научно-учебной лабораторией «Социология образования и науки» НИУ ВШЭ (Санкт-Петербург) Даниил Александров и старший научный сотрудник этой лаборатории Валерия Иванюшина

Внешкольная деятельность до сих пор оставалась белым пятном исследований детства. Данные об учреждениях дополнительного образования детей, которые были получены в ходе Мониторинга экономики образования по результатам анкетирования 400 руководителей этих структур, не позволяют судить о предпочтениях детей и влияния внеклассной активности на их самооценку и развитие. Даниил Александров и Валерия Иванюшина впервые представили широкомасштабное исследование, которое позволяет дать ответы на эти вопросы.

Эксперты опросили самих потребителей внеклассных услуг – школьников. «Математика» проекта составила свыше 6 тысяч анкет, полученных в четырех регионах России: в Санкт-Петербурге, Ленинградской, Псковской и Томской областях.

Респондентами стали девятиклассники, живущие в населенных пунктах разной величины: от мегаполиса (Санкт-Петербург) до малых городов и сел. Их просили вспомнить свой опыт посещения кружков в начальной и средней школе (список разновидностей занятий включал 45 позиций). Сюжетами исследования стали охват и инфраструктура дополнительного образования, наиболее популярные виды занятий и возрастные «пики» внеклассной активности. Были изучены и причины неучастия в кружках. Наконец, анализировалась связь между внеучебными занятиями и самооценкой детей и удовлетворенностью школой.

Итоги исследования опубликованы в статье «Социализация через неформальное образование: внеклассная деятельность российских школьников», вышедшей в журнале НИУ ВШЭ «Вопросы образования», № 3 за 2014 год.

Кружки доступны не всем

«Посещение различных кружков и секций школьниками в нашей стране представляет собой культурную традицию, – отметили Александров и Иванюшина, ссылаясь на развитую систему дополнительного образования в СССР. – Эта практика до сих пор широко применена».

Тем не менее, как подтвердило исследование, часть детей не участвуют во внеклассных занятиях. В больших городах таких респондентов – 4%, в средних и малых – 7%, в поселках – 15%.

Между тем, внешкольная деятельность позволяет детям приобрести те навыки, которые не всегда могут быть получены на уроках, подчеркивают авторы статьи. В этом смысле особенно плодотворны структурированные внешкольные занятия. Они проходят под руководством опытных наставников, укладываются в определенное расписание и нацелены на развитие специфических способностей. Среди социализирующих навыков, которые формируют кружки, эксперты выделяют умение работать в команде, тайм-менеджмент, целеустремленность, самостоятельность и умение общаться.

Для выяснения причин неучастия детей в кружках исследователи включили в анкету вопрос: «Есть ли какие-то занятия, на которые вы хотели бы ходить, но не ходите?». Примечательно, что ответы дали 70% респондентов, что свидетельствует о большом интересе школьников к внеурочной деятельности. Даже те, кто уже ходит в кружки, говорят о своем желании заниматься чем-то еще.

Те, кто не участвует во внеклассных занятиях, могли выбрать три варианта объяснений. Чаще всего респонденты сетуют на нехватку времени. Таковы ответы 70% школьников в больших городах и 55-60% детей в малых городах и поселках. Подобная ситуация может быть связана с возрастанием школьной нагрузки к девятому классу, комментируют авторы статьи.

Вторая частая причина, по которой дети не занимаются в кружках, – отсутствие в поселении инфраструктуры дополнительного образования. Если в городах этот вариант выбрали примерно четверть (25-28%) детей, то в поселках – уже половина школьников, рассказали эксперты. Таким образом, на селе спрос на кружки явно не удовлетворен.

Дороговизна занятий стала барьером, прежде всего, для детей из больших городов (22%). Очевидно, что в городе больше платных занятий, чем на селе.

Большинство школьников занимаются спортом

Виды занятий были разделены на пять категорий: спорт – 20 видов, искусство (музыка, танцы, живопись и пр.) – 9 видов, научные и технические кружки (10 видов), иностранные языки и другие занятия (шитье, макраме и пр.). По данным исследования, дети редко ограничиваются одним кружком. Среднее число кружков в год на человека – полтора-два. Причем спектр внеклассных активностей может меняться: дети пробуют себя в разных видах деятельности.

Наиболее популярны среди школьников спортивные занятия – это 57% внеклассной активности. На втором месте – искусство (игра на музыкальных инструментах, пение, рисование, театр), им занимаются четверть опрошенных. Иностранные языки – на третьем месте по популярности (9%).

Наименее востребованными оказались научно-технические занятия – в такие кружки ходят лишь 6% детей, подсчитали исследователи. Наиболее популярные – математические и компьютерные.

Это направление внешкольного образования нуждается в дополнительных мерах развития, констатируют исследователи. К слову, в государственной программе «Развитие образования» на 2013-2020 годы особый упор делается на стимулирование исследовательской и конструкторской деятельности детей.

Девочки любят изящные искусства, мальчики – спорт

Гендерные предпочтения относительно кружков проявляются довольно ярко. И девочки, и мальчики одинаково часто занимаются плаванием и иностранными языками. Однако в остальном выбранные ими занятия различаются.

У девочек в почете танцы, пение, игра на музыкальных инструментах и изобразительные искусства. У мальчиков излюбленные занятия – футбол, единоборства, велосипед, ролики и скейтборд.

В начальной школе главные посетители кружков – девочки. В третьем и четвертом классах на одну девочку приходится 2,5 кружка, на одного мальчика – меньше двух. Однако в средней школе, к седьмому классу, частота посещений кружков у девочек и мальчиков выравнивается (2,45 кружка на мальчика и 2,4 кружка на девочку), а дальше мальчики и вовсе опережают девочек (для первых показатель – 2,54, для вторых – 2,33). Впрочем, к девятому классу интенсивность внеклассной деятельности снижается у всех.

С возрастом детей больше интересует культура тела

Исследователи выявили возрастные нюансы посещаемости кружков. Так, младшие школьники чаще посещают пение, танцы, изобразительные искусства, гимнастику, плавание и шахматы. В средней школе интенсивность этих занятий убывает. Частота занятий командными видами спорта (футбол, баскетбол и пр.), а также катания на велосипеде, роликах и скейтборде, напротив, достигает кульминации в средней школе (5-7 класс). Зато к девятому классу она падает.

Особняком стоят фитнес и аэробика у девочек и бодибилдинг и тренажерный зал у мальчиков. Эти занятия отражают формирование «взрослого» отношения к культуре тела, заботу о здоровье. Частота таких занятий возрастает к девятому классу.

В больших городах интенсивность занятий на протяжении всей школы заметно выше, чем в средних и малых городах и поселках. Впрочем, в мегаполисах и предложение намного шире.

Центрами дополнительного образования стали школы

Главным институтом, предоставляющим услуги внеклассного образования, стали общеобразовательные и специальные (музыкальные, спортивные, художественные) школы. В кружки, организованные в школах, ходят до половины опрошенных детей, а в кружки в специальных школах – в районе трети (30%), подсчитали Александров и Иванюшина.

Показательно, что даже командными видами спорта дети чаще занимаются в секциях при общеобразовательной, а не при спортивной школе.

Кружки повышают самооценку детей

Исследователи сравнили влияние, которое оказывают структурированные и неструктурированные (самостоятельные) занятия спортом на самооценку школьника – общую, физическую и академическую. Эти виды самооценки стали зависимыми переменными при построении регрессионных моделей. Независимые переменные – частота структурированных и «бессистемных» занятий.

Как можно было предвидеть, самая сильная связь существует между занятиями спортом и физической самооценкой. Причем эффект структурированных занятий выражен значительно сильнее (регрессионный коэффициент связи составляет 0,316; в случае с неструктурированными занятиями этот показатель – лишь 0,092).

«Занятия спортом также значимо связаны с высокой академической самооценкой, – подчеркнули авторы статьи. – Причем эффект сильнее для структурированных занятий». Регрессионный коэффициент связи составляет здесь 0,123 (для самостоятельных занятий – 0,040).

Общая самооценка также положительно связана со структурированными занятиями спортом, хотя эффект и довольно слабый (0,044).

В работе была выявлена связь между занятиями спортом и чувством удовлетворенности школой. Можно предположить, что эта связь будет сильнее тогда, когда школьники занимаются спортом именно в школе, а не в других учреждениях, добавляют исследователи.

Таким образом, структурированный спорт – а это, напомним, самая существенная часть внешкольных занятий – не только хорошо воздействует на физическое здоровье ребенка, но и помогает формированию позитивного отношения к учебе и к самой школе.

Необходимо и дальше исследовать, как занятия в кружках и секциях влияют на академическую успеваемость и социально-психологические установки детей с учетом их индивидуальных и семейных характеристик. Такие данные позволят сделать то, что давно назрело: сформулировать обоснованную стратегию формирования инфраструктуры дополнительного образования. А затем создать финансово-экономические механизмы, обеспечивающие равный доступ к кружкам и секциям детям из разных семей и населенных пунктов, отметили исследователи.

См. также:

Популярность отличников зависит от мотивации класса
Родителей и детей разделяет масс-культура
Современные дети живут в «сети»
Родители определяют будущее своих детей
Родители нацеливают детей на успех в профессии
Подростки редко откровенничают в соцсетях
Детям мигрантов нужно помочь с адаптацией

 


Подпишись на IQ.HSE

iq.hse.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *