Как организовать учителю шахматный кружок в школе — Шахматы на Карте
Среди многих средств, способствующих формированию у школьников эстетического вкуса, развитию у них чувства прекрасного, важная роль принадлежит шахматной игре. Шахматы не только сочетают элементы спорта, науки и искусства, не только развивают волю, память, логическое мышление, но и создают почву, как для художественного творчества, так и для спортивных достижений и служат важным воспитывающим фактором в решении вопроса о направленном использовании досуга детей. Дети очень любят шахматы. Волшебный мир комбинаций, спортивный азарт, перевоплощения в командующих шахматными армиями – все это привлекает ребят к древней игре. Поэтому с такой охотой они занимаются в шахматных кружках, особенно в школьных. В организации школьного шахматного кружка особых секретов нет, но все же некоторые правила существуют. Обычно набор желающих заниматься в шахматном кружке довольно прост. Самодельные афиши и объявления извещают о начале записи в кружок. Для этой же цели может быть использовано школьное радио, по классам могут пройти активисты будущего кружка с рассказом о его работе.
Сеанс одновременной игры, как правило, завершает организационный период создания кружка. Кстати, шахматы для этого празднично обставленного мероприятия, если их нет в школе, могут принести из дома сами участники сеанса одновременной игры.
Как правило, в школьном шахматном кружке изъявляют желание заниматься ребята, делающие только первые шаги в шахматах.
Квалифицированные шахматисты от третьего разряда и выше обычно посещают шахматные секции, спортивные школы, шахматные клубы. Но, разумеется, спортсмены-разрядники должны привлекаться к работе школьного кружка, участвовать в его мероприятиях, иметь конкретные поручения.
Также очень желательно, чтобы маленькое «шахматное поручение» имел каждый член кружка. Провести турнир у себя в классе, научить товарища правилам игры, подготовить рассказ о прочитанной шахматной книге, разобрать напечатанную в газете партию и своими словами передать смысл ходов соперника – подобных поручений можно придумать очень много. Если они будут посильными и, главное, касаться всех участников кружка, то атмосфера занятий становится творческой, интересной. А это, в свою очередь, ведет к сплочению детского коллектива. В этом плане очень важны совместные дела кружковцев, например проведение первенства школы. К такому турниру члены кружка должны готовиться заранее.
Среди других интересных мероприятий может быть организация шахматной викторины или сеанса одновременной игры на школьном вечере, представление «Живые шахматы». Очень любят ребята коллективную игру по переписке с шахматным кружком школы из другого города, товарищеские матчи с соседними школами.
В кружке очень хорошо иметь свою стенную газету, шахматный уголок. И конечно, важно, чтобы все мероприятия кружка находили завершение. Обязательно должны подводиться итоги турниров, отмечаться успехи лучших.
Не надо забывать и о физической подготовке юных шахматистов. Различные физкультурные мероприятия (спартакиады, кроссы, сдача нормативов и т. д.) неизменно пользуются успехом у кружковцев.
Опыт показывает, что в тех школах, где появляются учителя-энтузиасты шахмат, работа шахматного кружка ведется очень плодотворно. Находится постоянное помещение для кружка, приобретается инвентарь, создается родительский актив. И самое главное, дети приобщаются к мудрой игре, которая получает постоянную прописку в школе.chessmap.ru
Лекция – Школьный кружок как одна из форм внеурочной работы
Одной из действенных форм внеурочной работы является кружок. Он помогает удовлетворить индивидуальные интересы учащихся, развить их творческие способности, расширить и углубить знания, вовлечь в практическую деятельность, позволяет сочетать постановку и выполнение учащимися групповых и индивидуальных заданий, формировать у них первичные навыки научного исследования.
Успешная деятельность кружка возможна лишь при правильном решении ряда вопросов: какова может быть его численность, создавать его из учащихся одного возраста или разных возрастим; групп, как сочетать работу ребят разных возрастов, как поддер живать постоянный интерес школьников к занятиям.
Практика показывает, что количественный состав кружка мо жет быть различным. Однако желательно, чтобы численность егоне превышала 30 человек. Он может объединять и учащихся разного возраста: в этом случае целесообразно сформировать несколь ко секций.
Опыт показывает, что хорошее начало работы кружка — э еще половина дела. Важно постоянно поддерживать интерес к нему, нацеливать школьников на творческий поиск. Большое значение при этом имеет постановка перед кружком увлекательных перспектив, доступных и понятных каждому.
Можно сформулировать общие принципы работы школьного кружка.
Принцип последовательностиобеспечивает единую логику ворганизации работы, ее плановость, предусматривает усложнение содержания, форм и методов работы с учетом возрастных особенностей младших школьников.
Принцип непрерывностипредполагает правильное чередование напряжений и спадов в работе, ее насыщенность в течение не только учебного, но и календарного года.
Принцип научноститребует, чтобы учащимся предлагались подлинные, прочно установленные знания.
Принцип прочностипредполагает усвоение содержания и развитие познавательных сил ребенка. Прочность усвоения знаний учащимися обусловливается организацией факультативных занятий, использованием различных методов. Память ребенка носит избирательный характер: чем важнее и интереснее для них тот! или иной материал, тем прочнее он закрепляется.
Принцип доступностиосновывается на возрастных особенно- jстях младших школьников.
Принцип сознательностиобеспечивает сознательное усвоение 1 знаний учащимися, глубокое и самостоятельное осмысление этих 1 знаний. *
Принцип наглядностиспособствует лучшему запоминанию, за- 1 креплению, образованию наиболее отчетливых и правильных пред- I ставлений о предметах и явлениях.
Кроме вышеперечисленных общих принципов на кружковых j]занятиях возможно использовать принципы воспитательного про- j цесса.
Принцип гуманизациитребует гуманного отношения к личности I ребенка, уважения его прав, доведения до сознания ученика кон-; кретных целей его воспитания.
Принцип личностного подхода.Личностный подход понимается как опора на личностные качества ребенка. Этот принцип требует
! постоянного из/чения особенностей темперамента и характера, м и’лядов, вкусов, привычек ребенка, диагностики уровня личностных качеств (образа мышления, мотивов, интересов, установок ребенка), постоянного привлечения каждого ребенка к деятельности, развития самостоятельности.
Принцип опоры на положительное. Опираясь на положительные качества ребенка, можно добиться формирования других, заданных целью воспитания качеств.
Для успешнэй организации кружковых занятий необходимо соблюдать единство всех принципов. Это дает возможность сформировать на их основе важнейшие требования, руководствуясь которыми преподаватель мог бы достичь высоких и прочных результатов в системе кружковых занятий. Результатом же этих занятий должна стать «безболезненная» социализация младших школьников в обществе. Из всего вышеизложенного можно сделать следующие выводы: система организации кружка — один из важнейших элементов процесса воспитания школьника. Особенно велика роль занятий по краеведению, где в занимательной форме дети получают большой объем дополнительных знаний.
Занятия должны проводится в системе, так как только в этом случае возможен положительный результат усвоения знаний и развитие интереса. Система организации кружка по краеведению помогает воспитывать в ребенке нравственные качества личности, а также познавательные интересы.
Система организации кружка строится на единстве всех принципов, так как; это дает возможность формировать на их основе важнейшие требования, руководствуясь которыми учитель может достичь высоких и прочных результатов.
Очень важно, чтобы результаты деятельности кружка становились достоянием учащихся всей школы, имели общественно-полезный характер (см. приложение 8).
www.ronl.ru
Что нужно, чтобы открыть кружок рукоделия в школе?
Чтобы открыть кружок рукоделия в школе, нужно самое первое, написать письмо на имя директора школы.
Если директор школы захочет, то откроет в школе кружок рукоделия.
Для того, чтобы вести кружки по рукоделию, педагогического образования не нужно, но нужно, чтобы преподаватель кружка умел делать красоту своими руками, мог хорошо объяснить, и научить детей.
Я помню, когда училась в школе, то много школьников, а также родителей, собирали подписи, чтобы директор школы организовал в школе разные кружки.
Сначала директор школы был против, но потом решил создать разные кружки.
Один из которых, кружок по шитью и вязанию, кружок по бисероплетению, а также, для старших школьников, был кружок по украшению тортов.
Я ходила на все кружки, и благодарна директору школы, что теперь я умею творить красоту своими руками.
Вам нужно обращаться к директору школы о том, чтобы были кружки по рукоделию, ведь только директор школы принимает на работу, увольняет, а также открывает разные кружки.
Но опять таки, многое ещё зависит от того, кто будет вести эти кружки, платные они будут или бесплатные.
В моей школе, кружки по рукоделию, сначала были бесплатные, потом через три месяца нужно было платить один раз в месяц несколько гривен, стоимость зависела от того, сколько школьников ходят на кружок, если много от 20 до 40 человек, тогда платишь намного меньше, чем в группе 5 или 10 человек.
Через один год кружки закрыли, причина, родители не захотели, чтобы дети возвращались домой поздно, ведь все кружки были после уроков, да и стоимость кружка повысилась в несколько раз, а в воскресенье, или в субботу, никто из детей не хотел заниматься рукоделием, никто не хотел переводить выходные на то, чтобы приходить в школу и сидеть вышивать.
Так что мой совет, если много школьников хотят заниматься рукоделием, тогда стоит мамам или школьникам писать письмо на имя директора, чтобы открыли кружки. Письмо с подписями можно отдать директору школы или заучу, можно обратиться в школьный комитет, и возможно все таки откроют кружок рукоделия.
Желаю удачи, успехов, хорошего, позитивного настроения и всего самого хорошего в жизни.
кружок, клуб, студия, школа, лаборатория и др — Мегаобучалка
В Типовом положении об образовательном учреждении дополнительного образования детей предлагаются следующие формы детских объединений по интересам (творческих объединений) – клуб, студия, ансамбль, группа, секция, кружок, театр и др. Основным способом организации детей в любом объединении является их включение в учебные группы и совместное обучение по единой образовательной программе в течение определенного времени. Каждый ребенок может участвовать в работе одной или нескольких групп.
Кружок является наиболее распространенной, традиционной, базовой формой добровольного объединения детей в учреждении дополнительного образования. Отличительные признаки: 1. Приоритет предметно-практических задач, направленных на формирование знаний, умений и навыков по конкретному профилю деятельности (учебному предмету). Ведущими являются репродуктивные методы работы и приоритет активности педагога. 2. Основной вид деятельности – обучение. Хотя это не означает отсутствия воспитательных задач. 3. Обучение ведется по одному предмету и одним педагогом. 4. Результатами работы кружка чаще всего являются знания, умения, навыки детей по предмету, соответствующие программным требованиям педагога.
Клуб Детское объединение, решающее целый комплекс педагогических задач: – организация досуга детей; – развитие коммуникативных умений; – развитие навыков самоуправления и самостоятельности; – освоение содержания той или иной предметной области. Отличительные признаки: 1. 1.Наличие органов детского самоуправления. 2. Творческие взаимосвязи в коллективе клуба. 3. Символика и атрибутика. 4. Наличие Устава или Положения о клубе5. «Ступени роста» для членов клуба. 6. Особые условия приема в клуб. 6. Особые условия приема в клуб. 7. Разновозрастные объединения детей в составе клуба (звенья, бригады, экипажи, советы и т. д.) Студия Детское объединение, чья деятельность связана с определенным видом искусства. Это может быть театр-студия, киностудия, музыкально-хореографическая и т. д.
Студия Отличительные признаки: 1.Основная цель – развитие художественных и творческих способностей детей, выявление ранней творческой одаренности, ее поддержка. 2.Углубленное изучение содержания образования. В основе – доминирующий предмет, вокруг которого выстраиваются «смежные», сопряженные с ним. 3.Сочетание экспериментальных и практических пед. задач и форм работы. 4.Система деятельности по демонстрации детских практических достижений. 5. Специальные условия набора детей в студию. 6.Высокое качество творческого «продукта» детей. 6.Высокое качество творческого «продукта» детей. 7. Наличие ступеней обучения, завершенных по содержанию и времени. 8.Наличие общественного органа студии по оценке качества творческих достижений (худ. совет).
Ансамбль (от французского слова «вместе») – небольшая группа исполнителей отдельных художественных произведений(музыкальных, хореографических), выступающих совместно как единый творческий исполнительский коллектив. Детское объединение, связанное исполнением одного репертуара. В учебном процессе сочетает групповые и индивидуальные формы работы. Например, ансамбль песни и танца, народных инструментов, спортивного танца, вокально- инструментальный ансамбль.
Театр Творческий коллектив, где разделение труда, ролей, видов деятельности определяется индивидуальными способностями и единым стремлением добиться успеха в исполнении сложного совместного художественного действия на сцене. Театр объединение, которое может организовывать свою деятельность в комплексе самых разнообразных форм, видов занятости, методов развития творческого потенциала личности и его актуализации. Например, существует «Театр эстрадной песни», «Фольклорный театр», «Театр моды» и др.
Мастерская Форма детского образовательного объединения, имеющая принадлежность содержания деятельности к определенному виду прикладного творчества, ремесла, искусства и ориентированная на прикладные умения и достижение уровня мастерства в освоении определенного вида деятельности, в освоении специальных технологий. Мастерская предполагает состав учеников, занимающихся у одного художника-педагога, развивающих в своем искусстве его творческие методы. Главной особенностью педагогических технологий считается не сообщение и усвоение информации, а передача способов работы, результат овладения которыми дает детям «творческие умения, формирующие личность.
Школа Форма образовательного объединения, которая сочетает в себе изучение нескольких взаимосвязанных предметов или углубленное изучение одного профиля с устойчивой ступенчатой системой обучения.
Школа Отличительные признаки: 1.Комплексность, сложность, масштабность пед. целей и задач. 2.Комплекс учебных предметов (не менее 3-х). 3.Наличие пед. коллектива. 4.Ступенчато-преемственный характер обучения. 5.Система пед. контроля, анализа и оценки результатов. 6.Четкие условия набора и обучения в школе 7.Вручение сертификата по окончании школы. 8. Наличие лицензии на право ведения образовательной деятельности.
Методы и формы взаимодействия учреждений дополнительного образования с родителями: родительские собрания, конференции, дни открытых дверей, концерты, соревнования, открытые уроки, вечера вопросов и ответов и др.
Система дополнительного образования детей является одной из составляющих сферы образования, что определяет необходимость для педагогов дополнительного образования не только учитывать в своей профессиональной деятельности влияние всех факторов, определяющих становление личности, но и по возможности создавать условия для их содержательного партнерства.
Ведущими методами взаимодействия могут стать:
-методы формирования сознания личности (формирование убеждений, взглядов, идеалов): беседы, лекции, личный пример взрослых;
-методы организации деятельности и формирование общественного поведения: общественное мнение, поручение, упражнение, создание воспитывающих ситуаций;
-методы стимулирования поведения и деятельности: соревнование, поощрение, благодарность, одобрение;
-методы самоконтроля и самооценки: педагогическое наблюдение, анализ результатов деятельности, психологические опросники;
-метод по степени самостоятельности мышления детей (частично – поисковый).
Большое значение в современных условиях придается выбору всевозможных форм работы с родителями:
Родительское собрание — одна из основных форм работы с родителями. На нем обсуждаются проблемы жизни объединения и родительского коллективов. Педагог направляет деятельность родителей в процессе его подготовки. Это — взаимный обмен мнениями, идеями, совместный поиск. Тематика собраний может быть разнообразной: “Мы — одна семья»; «О доброте и милосердии»; «Учимся общению», «Психологический климат в коллективе» «Роль отца в воспитании детей» и др.Многие образовательные учреждения с учетом современных требований существенно разнообразили саму форму проведения родительского собрания. Оно может проходить в форме «круглого стола», тематической дискуссии самих родителей с приглашением специалистов, в которых заинтересована семья, консультации со специалистами и др.
Тематические конференции по обмену опытом воспитания детей (на всех уровнях). Такая форма вызывает заслуженный интерес, привлекает внимание родительской и педагогической общественности, деятелей науки и культуры, представителей общественных организаций.
Презентации опыта семейного воспитания в средствах массовой информации.
Вечера вопросов и ответов проводятся с привлечением психологов, юристов, врачей и других специалистов; на них приглашаются родители с учетом возрастных особенностей детей.
Организация совместной деятельности родителей и детей
Формы познавательной деятельности: общественные форумы знаний, творческие отчеты, дни открытых уроков, праздники знаний и творчества, турниры знатоков, совместные олимпиады, выпуск предметных газет, заседания, отчеты научных обществ воспитанников и т. д. Родители могут помочь в оформлении, подготовке поощрительных призов, оценке результатов, непосредственно участвовать в мероприятиях, создавая собственные или смешанные команды. Это могут быть конкурсы: «Семья-эрудит», «Семейное увлечение»; читательские конференции «Круг семейного чтения» и др.
Формы трудовой деятельности: оформление кабинетов, благоустройство и озеленение школьного двора, посадка аллей, создание библиотеки; ярмарка-распродажа семейных поделок, выставки «Мир наших увлечений» и др.
Формы досуга: совместные праздники, подготовка концертов, спектаклей, просмотр и обсуждение фильмов, спектаклей, соревнования, конкурсы, КВНы, туристические походы и слеты, экскурсионные поездки.
Широкое распространение получают семейные праздники и фестивали: День матери, День отца, День бабушек и дедушек, День моего ребенка, День взаимного благодарения; игровые семейные конкурсы: Спортивная семья, Музыкальная семья, конкурс семейных альбомов, конкурс хозяек, конкурс «Мужчины на поверке» (соревнования между отцами и сыновьями) и др. Совместная деятельность в творческих объединениях различной направленности, музеях и т. п.
Эффективность воспитательной системы образовательного учреждения характеризуется, наряду с другими факторами, взаимодействием с семьей, утверждением родителей как субъектов целостного образовательного процесса совместно с педагогами и детьми.
megaobuchalka.ru
Кружок как форма внеклассной работы
⇐ ПредыдущаяСтр 19 из 28Следующая ⇒В школах широко распространенна кружковая работа, организуемая учителем по своему предмету. Кружковая работа-форма внеурочной и внеклассной работы.
Задачи кружковой работы:
1)углублять знания школьников;
2)развивать способности;
3)удовлетворять творческие интересы и склонности детей;
4)приобщать к общественно-полезному труду;
5)организовывать досуг и отдых детей.
Чтобы работа в кружке осуществлялась успешно и давала наибольший эффект, руководитель должен учитывать специфику кружковой работы, понимать ее отличие от школьных занятий. Эта специфика определяется, прежде всего, добровольностью посещения занятий, что в свою очередь накладывает отпечаток на методику работы в кружке.
Нужно помнить, что занятия в кружке – не профессиональное обучение. Поэтому необходимо уделять одинаковое внимание всем детям, независимо от успешности занятий. Чрезмерные требования к кружковцам и резкая критика их работ могут погасить интерес, увлеченность новым делом Занятия в кружках проводятся в соответствии с типовыми программами для внешкольных учреждениях и общеобразовательных школ, а также по программе, разработанной педагогом.
Этапы подготовки и проведения занятий кружка.
1. Изучение учителем детских интересов.
2. Комплектование членов кружка, выбор актива и старосты.
3. Подготовка необходимых материалов и инструментов
4. Знакомство с техническими объектами и выполнение практических заданий по образцу, чертежу, готовой технологической карте.
5. Кружковцы вносят дополнения и изменения в объекты труда.
6. Учащиеся самостоятельно проектируют технические объекты и изготавливают по этим проектам изделия.
Кружок проводится 2 раза в неделю по 2 часа. Руководитель кружка должен придерживаться определенной последовательности при проведении занятий. Каждый предыдущий курс должен создавать для кружковцев основу или базу для овладения соответствующих умений и навыков.
Количество членов кружка не должно превышать 15 человек(8-12). В каждой группе выбирают старосту, который является помощником руководителя.
В кружках могут заниматься ребята, как младшего, так и старшего школьного возраста. При комплектовании групп рекомендуется записывать школьников с разницей в возрасте не более одного-двух лет. Например, младшая группа-1-4 классы, средняя-5-6 классы, старшая-7-8 классы.
Комплектование в группу учащихся одного возраста позволит, руководителю построить свое занятие соответственно с их возрастными особенностями, определить методику проведения занятий, подход к распределению заданий; правильно запланировать время для теоретических занятий и практических работ.
Каждое занятие по темам программы, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение заданий. Руководителю необходимо продумать содержание и ход каждого занятия, чтобы практическая часть являлась естественным продолжением и закреплением теоретических сведений.
Экскурсия
1 этап. Предварительное планирование экскурсии проводится обычно во внеурочное время и включает следующие вопросы:
1) Определение темы и учебной цели экскурсии.
2) Наличие связи трудовых заданий с заданиями по другим предметам.
3) Выделение воспитательных задач.
Выбор объекта экскурсии определяется рядом факторов:
· Экскурсия должна отвечать требованиям программы,
· Объект экскурсии – производственное предприятие должно располагать достаточными условиями для проведения не только образовательной, но и воспитательной работы.
· Необходимо, чтобы производственный процесс был понятен детям и они могли последовательно познакомится со всеми основными операциями.
· Предприятие должно находиться на небольшом расстоянии от школы.
После выбора объекта экскурсии учителю необходимо еще раз посетить предприятие, чтобы уточнить цель и содержание экскурсии, если необходимо, пополнить свои знания о производственном процессе. Учитель договаривается о сроках экскурсии, решает необходимые организационные вопросы.
Учителю необходимо привлечь к участию в экскурсии передовых рабочих, людей, непосредственно занятых в производстве, уточнить с ними содержание бесед. Учителю следует помочь им в подготовке: выделить главное, основное, должны вести рассказ понятным для детей языком. Одновременно к рассказу готовится и сам учитель.
2 этап. Следующий этап подготовки экскурсии – составление плана.
План экскурсии строится различно в зависимости от целого ряда обстоятельств, от степени подготовленности учителя, состава класса.
Примерный план:
1. Подготовка учащихся к экскурсии (подготовительная беседа). Учитель рассказывает и объясняет куда они пойдут и что должны наблюдать. Решают организационные вопросы (инвентарь, место сбора, маршрут). Учитель может предложить те вопросы, на которые дети дадут ответ после экскурсии, распределить задания.
2. Вводная беседа на предприятии.
3. Порядок знакомства с производством.
4. Сбор материалов.
5. Встречи и беседы с передовиками производства.
6. Краткая заключительная беседа на месте экскурсии.
3 этап – проведение экскурсии.
Учитель, прибыв на место, проводит краткую беседу о цели экскурсии и порядке осмотра предприятия. После беседы дети знакомятся с экскурсоводом и приступают к осмотру предприятия. Внимание младших школьников неустойчиво, поэтому экскурсоводу необходимо задавать вопросы, поддерживать интерес детей. Ученики не могут одновременно слушать и наблюдать, поэтому краткие сведения, пояснения должны сменяться самостоятельными наблюдениями.
Сбор материалов для коллекций дети производят по разрешению учителя и экскурсовода. Необходимо предупредит учащихся, что ничего нельзя брат самовольно. В заключении можно рассказать, как будут подводиться итоги экскурсии, и напомнить детям о порядке возвращения в школу.
После обработки собранных материалов целесообразно провести итоговый урок, к которому дети изготовляют коллекции, пишут сочинения и т.д.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
arhivinfo.ru
Как открыть детский кружок
Вопрос, как организовать досуг детей, волнует многих родителей. Кружки, студии, секции пользуются огромным спросом. Во многих населенных пунктах их хронически не хватает, да к тому же и круг занятий весьма ограничен. Родители, которые умеют делать что-то интересное и полезное, чему не учат в уже существующих творческих школах или студиях, могут сами научить этому детей, организовав кружок.
Вам понадобится– методические разработки по выбранному виду деятельности;
– типовая или авторская программа;
– примерная смета расходов;
– перечень материалов и оборудования.
Инструкция
1
Узнайте, какие кружки есть в ближайших школах, учреждениях культуры и дополнительного образования. Решите, чему бы вы хотели научить детей. От того, какой именно это будет кружок и на какой контингент рассчитан, зависит организационная форма.
2
Если вы хотите научить одноклассниц вашей дочери шить или вязать, кружок можно организовать прямо в классе. Поговорите с классным руководителем. О таком кружке можно заявить как о семейном клубе. С разрешения директора вам предоставят возможность пару раз в неделю занимать класс. Чтобы привлечь учащихся, необходимо будет просто повесить в школе объявление. Разумеется, при такой форме организации занятия должны быть бесплатными и к тому же безопасными. Это может быть кружок рисования, оригами, бумажной пластики, рукоделия и т.п., то есть того, что не требует больших затрат и не представляет какой-либо опасности для здоровья детей. Туристский или альпинистский кружок вряд ли может существовать в такой форме, поскольку там от преподавателя требуется специальная подготовка.3
Требования к документации кружка при семейном клубе не особенно высоки. Вам достаточно определить его цели и составить примерный план занятий. В плане укажите темы, краткое содержание и количество часов на каждую. Отметьте также, в каких выставках или концертах вы собираетесь участвовать и когда. Это может быть включено и в план внеклассной работы самой школы.4
Кружок для более широкого круга учащихся удобнее всего создать при каком-либо учреждении культуры или дополнительного образования. Обратитесь к руководителю. Объясните, чего вы хотите и на каких условиях будет работать ваш кружок. В учреждении дополнительного образования он может стать частью общей структуры. В учреждениях культуры кружки чаще всего создаются на условиях самоокупаемости.5
Для кружка при учреждении дополнительного образования вам потребуется оформить общий для подобных учреждений пакет документов. В каждом доме детского творчества есть свои нюансы, но что вам точно потребуется – так это программа. Программу можно взять типовую, для многих видов кружков они есть. Разработайте на ее основе свою рабочую. Учтите возраст детей, количество отведенных вам часов. Не забудьте отразить участие в конкурсах и выставках, эти часы тоже входят в общее время занятий. Остальное – забота руководителя учреждения.6
Судьбу кружка при учреждении культуры решает директор ДК. Здесь менее строгие требования к оформлению документации. От вас потребуется план работы и журнал посещаемости. Составьте смету. Обычно требуется фиксированная оплата аренды, а все остальное зависит от вас. Учтите необходимые затраты на материалы и т.п.7
Вы можете создать детский кружок даже у себя на квартире. Для этого вам нужно зарегистрироваться в налоговой инспекции как индивидуальному предпринимателю и указать в разрешенных видах деятельности “образовательные услуги”. Педагогическая деятельность физических лиц российским законодательством не регламентирована. Так что вы можете учить ребятишек интересному и полезному делу совершенно свободно, если нет необходимости выдавать им документы об окончании. Кстати, как индивидуальный предприниматель вы можете организовать детский кружок абсолютно в любом учреждении, которое согласится предоставить вам в аренду помещение. Как простоmasterotvetov.com
Как организовать дополнительное образование в школе
Разделы: Администрирование школы, Внеклассная работа
Президент РФ в своем обращении поставил для системы образования задачу развития личности учащегося. Во все времена в авангарде этой работы стояло дополнительное образование. На сегодняшний день более или менее понятно как решить эту задачу возможностями и в условиях специализированных учреждений дополнительного образования. А как эффективно организовать дополнительное образование в общеобразовательном учреждении, соответствующее поставленной задаче и социальному заказу учащегося, родителей и общества, при несовершенстве нормативной базы дополнительного образования, без учета в ней образовательной специфики школы, специфики кадрового состава педагогов дополнительного образования школы (большинство из них имеют основную нагрузку учителя)? И вообще, нужно ли осуществлять дополнительное образование учащихся в общеобразовательном учреждении при наличии сети учреждений дополнительного образования?
Эти вопросы, несомненно, будут обсуждаться и на различных уровнях в среде образования, и родителями, и конечно самими детьми в той части, которая их интересовала во все времена: творчество, возможность самореализации в среде сверстников, применение идей и проектов не находящих своего места в системе общего образования. Всё это будет, со временем. Но любой творческий и неравнодушный к детской судьбе педагог, уже сегодня скажет, что дополнительное образование в школе должно быть, если есть дети и взрослые, которым интересно этим заниматься, которые находятся всё время в творческом, спортивном и исследовательском поиске, для которых развитие личности – это процесс ежедневный, ежечасный, не укладывающийся в рамки любых расписаний и графиков. Надо только правильно, интересно и может быть даже необычно организовать функционирование блока дополнительного образования школы, лицея, гимназии, найти область практического применения результатов – конечного и промежуточного, этой деятельности. Эта статья имеет целью призвать к обмену опытом по организации такой нужной сегодняшнему ученику и педагогу деятельности, поделиться идеями и наработками в этой области.
Сразу договоримся, что все нижесказанное будет учитывать тот факт, что педагог дополнительного образования, являясь по основной должности учителем, сам выбрал кружковую работу с учащимися, потому, что ему есть что сказать и чему научить детей за рамками общеобразовательной программы, применяя нестандартные педагогические технологии творчества, развития, совершенствования личности. Причем, совершенствования личности и ученика и педагога. В этом случае, учащиеся, видя заинтересованность педагога, его энтузиазм и “огонь души”, рады возможности сотрудничества с педагогом, искренне проникаются его идеями, делятся своими, в результате чего рождаются действительно творческие проекты. Сама собой решается проблема нестабильного посещения учащимися кружковых занятий в школе.
Зачастую каждый кружок, секция, клуб работают по своей, изолированной от всех остальных программе и плану, разрознены между собой. В какой-то момент возникает гнетущее чувство замкнутости: малая группа, всё известно и “приелось”, нет выхода на более широкую, чем члены кружка аудиторию, публику, болельщиков. А современным детям этот выход необходим, они ищут общения, их коммуникативный потенциал растет с каждым годом!
Опыт разработки и внедрения общей для блока дополнительного образования общеобразовательного учреждения программы, учитывающей основные направления воспитательной деятельности с учащимися, включающая общие мероприятия, показывает, что это – выход, это – одна из “дверей” в открытое коммуникативное пространство.
В этом пространстве существуют и соревновательный дух, и общие проекты, и общий отдых, взаимовыручка, взаимоинтерес. Хорошо, когда такая программа имеет игровой сюжет, ведь дети, как маленькие, так и большие так любят играть, перевоплощаться, путешествовать и фантазировать. Традиционные мероприятия в этом случае можно оформлять и обыгрывать согласно выбранной игровой тематике, что повышает качество подготовки и заинтересованность учащихся в участии (Приложение 1, Приложение 2).
В последние годы развитию детского самоуправления уделяется огромное внимание. В школах работают ученические активы, проводятся конкурсы лидеров ученического самоуправления различных уровней. Самоуправление школы, класса – на слуху. А самоуправление кружка, детского объединения в этой школе? Теперь представьте, сколько творческих и неординарных лидеров может появиться в ученическом активе учреждения, если кружок в этом активе будет представлять хотя бы один участник!
И это вторая “дверь” (Приложение 3).
Можно попытаться участвовать в фестивалях дополнительного образования, соревнованиях, выставках городского и регионального уровней. Будут ли стартовые возможности участников от школ и от учреждений дополнительного образования одинаковыми? Конечно воспитанники Дворцов творчества, Школ искусств или Домов культуры будут иметь преимущество. Ведь в этих учреждениях изначально по статусу созданы ВСЕ нужные условия: от оборудования до деятельности методистов по каждому отдельному направлению. А умаляет ли это работу школьных педагогов дополнительного образования или работу детей, ими воспитываемых? Наверняка заместитель директора по воспитательной работе, курирующий ВСЕ направления, так же сделал ВСЁ возможное от него для качественной подготовки к выступлению. Так как же быть, не участвовать вовсе?
А может, ответ прост – номинация “Общеобразовательные учреждения”? И это – “Третья дверь”.
Для чего, собственно, мы создаем условия для развития личности ребенка? Что бы процесс его социализации происходил наиболее успешно. Практика получения опыта социально-полезной деятельности в школьном возрасте существенно помогает в этом. Кружок, детское объединение, работая в области социального проектирования (благотворительность, социальное партнерство), получает огромные возможности как применения полученных знаний, умений и навыков, реального ощущения результатов своего труда, так и для стимулирования и поощрения. И это – четвертая “дверь”.
Немаловажно ответить на следующий вопрос: “Когда в дверь не стоит ломиться?”. Каждый должен ответить для себя. Разные условия – разные обстоятельства. Но практика показывает, если материальная база общеобразовательного учреждения категорически не соответствует необходимым условиям для функционирования кружка определенной направленности, если от педагога и детей требуется постоянная затрата сил, времени, не ведущая к видимым результатам, а лишь бесконечно утомляющая всех участников еще на этапе оргмомента, может стоит собрать группу заинтересованных учащихся, их родителей и перевести через дорогу в ближайший Центр детского творчества?
Дети всегда будут посещать школьные кружки. Знакомые педагоги, дети, экономия времени и средств на проезд до учреждения дополнительного образования и обратно, повышение авторитета ребенка в своей школе и другие обстоятельства – всё сыграет свою роль. Задача школьной системы дополнительного образования – держать двери своего учреждения открытыми для детей, двери, за которыми живут радость творчества и уважение личности ребенка. Двери в будущее наших детей (Приложение 4).
26.05.2009
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai