Кто такие тьюторы – кто это в университете и сколько они зарабатывают? Качества и должностные обязанности тьютора

Содержание

кто это? Обязанности и задачи тьюторов

Тьютор – кто это, чем он занимается, для чего, вообще, нужен? Подобная мысль возникает в головах большинства людей. В последнее время появилась мода на иностранные слова, многие сейчас добавили в свой словарный запас такие термины, как “ребрендинг” (изменения), “коучинг” (индивидуальные занятия) и др. Тьютор (от английского tutor) – учитель, воспитатель, наставник, личный куратор ученика. В отечественной системе образования такие специалисты являются новшеством, заморской диковинкой, а вот в Европе и Америке они пользуются огромным спросом.

Тьютор – кто это?

Многие путают тьютора с учителем, но это не совсем правильно, потому как у этих специалистов хоть и схожие направления деятельности, но цели разные. Куратор служит связующим звеном между преподавателем и учеником, главная его цель – сопровождение и качественное обеспечение индивидуального обучения детей детсадовского возраста, школьников, студентов. Тьютор может помочь решить организационные вопросы, проконтролировать расписание, психологически настроить подопечного на продуктивную работу.

В XVIII веке задачи тьютора обрели четкие границы, тьюторство основательно закрепилось в английской образовательной системе. Специалист сопровождал учащегося на протяжении всего учебного процесса, помогал ему адаптироваться в университете, советовал, какие курсы лучше выбрать, составлял план занятий, готовил к экзаменам.

Обязанности тьютора

В Европе и Америке кураторы работают практически во всех образовательных учреждениях, в России – в основном в школах, да и то экспериментальных. Часто тьюторы взаимодействуют с детьми с ограниченными возможностями, поэтому они должны не только контролировать учебный процесс, но и оказывать физическую помощь, например, помогать передвигаться, разговаривать с подопечным при помощи языка жестов или с использованием специальной аппаратуры. В то же время следует понимать, что наставник не должен быть нянькой, он может быть приставлен не к одному ребенку, а к группе, и каждому должен уделить ровно столько времени, сколько того требует учебный процесс.

Тьютор обязанности свои должен распределить правильно, чтобы успевать охватить всех подопечных. Главная его задача – поддерживать стремление к учебе и самостоятельности, решать организационные проблемы, налаживать контакт с одногодками ученика. Благодаря тьюторам из инвалидов вырастают умные, смышленые и независимые люди, которые находят свое место под солнцем.

Где применяются знания и навыки наставника?

Тьютор – кто это? Куратор, наставник, помощник, советчик и просто друг, который всегда подскажет, что и как нужно делать, поможет найти выход из любой ситуации. В России эта профессия не пользуется особой популярностью и только входит в моду. Специалистов с соответствующим образованием сегодня практически нет, поэтому помощь детям с ограниченными возможностями оказывают волонтеры или родители.

Конечно, это неправильно, потому что настоящий куратор – не только помощник, но и учитель, психолог, который помогает ребенку найти свое место среди сверстников, определиться с будущим призванием. Тьюторы работают в детских садах, школах, университетах, также они могут заниматься с подопечными на дому. Это всесторонне развитые люди, которые в состоянии подтянуть ребенка по всем предметам. Такие специалисты должны быть знакомы с психологией, потому что все дети разные, а ведь к каждому нужно найти подход, отыскать ключик к сердцу.

С кем работает тьютор?

В Европе и Америке тьюторы работают абсолютно со всеми. У каждого студента есть личный куратор, к которому он может обратиться с любым вопросом. В России такая практика еще не распространена, поэтому наставников можно увидеть, в основном, в экспериментальных школах. Поскольку работа тьютором предполагает поиск индивидуального подхода к ученику, такие специалисты помогают инвалидам.

Например, если ребенок плохо видит, слышит, нуждается в физической помощи из-за ДЦП или перенесенной травмы, то это отнюдь не значит, что он отстал в развитии и у него интеллектуальные проблемы. Такие дети могут учиться в обычных школах вместе со здоровыми одноклассниками, но им нужен наставник, который поможет адаптироваться, приучит к самостоятельности. Учитель-тьютор выполняет благородную миссию, показывая своим примером, как нужно относиться к инвалидам. Здоровые дети перестанут прятаться от чужих проблем, научатся помогать людям с ограниченными физическими возможностями, а больные поймут: они не одиноки и вполне могут самостоятельно выжить в этом мире.

Качества, знания и навыки тьютора

Тьютор – кто это, какими качествами, навыками и знаниями должен обладать такой специалист? Нужно понимать, что куратором может стать лишь человек, желающий помогать другим. Многим учителям свойственна раздражительность, властность по отношению к детям, тьютор такое поведение себе позволить не может, потому что в большинстве случаев работает с особенными подопечными, да и к здоровым ребятам он должен относиться по-дружески, а не смотреть на них свысока.

Безусловно, кураторы должны владеть педагогическими методиками, уметь планировать учебный процесс. Если специалист работает в инклюзивной школе или детском саду, значит, он должен иметь знания в области коррекционной педагогики.

Где готовят кураторов?

Если в европейских странах проблем с поступлением на специальность “тьютор” не возникает, то в российских вузах такого отделения порой днем с огнем не найти. В России сравнительно недавно начали готовить специалистов данного направления, да и абитуриенты по незнанию не спешат сдавать документы. Чтобы стать дипломированным тьютором, необходимо окончить педагогический вуз, кафедру тьюторского сопровождения образовательной деятельности.

Нужны ли тьюторы вообще?

Нужны ли тьюторы в наше время? Сегодня многие спорят, надо ли вводить в образовательный процесс должность тьютора, ведь это тот же преподаватель, только он ориентирован не на группу учеников, а на конкретную личность. Безусловно, кураторы нужны, ведь они не только учителя, но и психологи, которые сопровождают, контролируют, адаптируют и помогают ребенку. Благодаря таким специалистам дети могут еще в детстве определиться с направлением исследовательской и творческой деятельности, со своими предпочтениями. Тьютор организовывает подопечному комфортные условия для обучения и развития. Благодаря внедрению в систему образования таких специалистов можно кардинально изменить учебный процесс.

autogear.ru

Тьюторство в образовании – это… Что такое тьюторство в дошкольном образовании

Сейчас все стараются адаптировать условия образования и воспитания ребенка с учетом его индивидуальных особенностей. В современном обществе люди пытаются максимально интегрировать детей с ограниченными возможностями. Для этого на всех ступенях образования вводятся инклюзивные технологии, которые позволяют ребенку социализироваться. И один из таких методов – это тьюторство в образовании.

Что это такое

Тьюторство в образовании – это сопровождение семей или детей, у которых имеются особые потребности в обучении и воспитании. Внедрение данного вида деятельности является важным шагом в их социализации. Так же тьюторство широко используется для сопровождения проблемных семей, в том числе и для детей с девиантным поведением.

Само слово “тьютор” пришло к нам из английского языка и в переводе означает “домашний учитель”. И это принципиальное различие: такой человек отличается от привычных педагогов дошкольных и школьных учреждений. Так как одной из первостепенных его задач является защита ребенка и помощь в его социализации.

Тьюторство в образовании – это закрепление за ребенком наставника, который сможет помочь ребенку и скорректировать его развитие.

Основные аспекты

Несмотря на то что данный вид педагогической деятельности появился относительно недавно, ее стараются внедрить в образовательные институты. Но сложность этой профессии заключается в том, что на тьютора не учат в вузах, хотя специальность совсем не такая простая, как может показаться на первый взгляд:

  1. Тьютор помогает решить проблему с обучением, которая часто возникает из-за того, что учебная программа не учитывает индивидуальные особенности ребенка. Все это влияет на успеваемость, усвоение материала и поведение ребенка на занятиях.
  2. Тьютор должен помочь личностному развитию ребенка и раскрытию его потенциала. Он должен суметь заинтересовать, найти нестандартные подходы, расширить поле исследовательской деятельности своего подопечного.
  3. Тьютор сопровождает его на всем образовательном пути. Поэтому можно сказать, что этот вид деятельности нацелен на достижение конечного результата.

Как видно из всего вышеперечисленного, тьюторство в образовании – это не простая поддержка детей или семей. Это помощь ребенку в учебе, культурном и личностном развитии.

Технология тьюторства

Названный вид педагогической деятельности относится к гуманитарному сопровождению ребенка. Основная технология в тьюторстве – педагогическая поддержка и учебно-воспитательное взаимодействие. Под этим подразумевается, что ребенок совершает действие, а тьютор создает необходимые для этого условия.

Используются следующие методики:

  • разбор практических ситуаций;
  • демонстрация окружающим достигнутых результатов;
  • дебаты – эта методика широко используется в занятиях с подростками, для которых важно формирование соревновательного и коммуникативного навыка.

Реализуются перечисленные методики при помощи следующих технологий:

  • составления портфолио;
  • групповой и индивидуальной консультации;
  • проведения тренингов;
  • применения информационных технологий.

Рассмотрев, что такое тьюторство, и какими методами оно осуществляется, следует более подробно проанализировать эту педагогическую деятельность в дошкольных и школьных учреждениях.

Работа тьютора в ДОУ

Введение сопровождения еще на этапе раннего развития ребенка помогает скорректировать и предупредить дальнейшие проблемы, которые могут возникнуть у него в процессе обучения. Именно в дошкольном возрасте тьютор закладывает основы для успешного освоения социальных норм и личностного развития.

Тьюторство в дошкольном образовании подразумевает активное участие и родителей, потому что для малышей главным ориентиром являются взрослые. Глядя на их модель поведения, ребенок перенимает некоторые их особенности. И задача тьютора состоит в том, чтобы увидеть возможные трудности в развитии и скорректировать их.

Тьютор разрабатывает индивидуальный маршрут с учетом всех особенностей подопечного. Он должен включать разнообразные способы исследовательской и познавательной деятельности, чтобы стимулировать у малыша интерес к самостоятельному получению знаний.

Сопровождение в школьных учреждениях

Тьюторство в школе подразумевает интеграцию в коллективе детей с особыми потребностями в обучении. Такое сопровождение помогает особым детям социализироваться в обществе. А у детей, окружающих такого ребенка, воспитывается чувство толерантности, ответственности и заботы по отношению к сверстникам и другим людям.

Закрепление за ребенком педагога-тьютора не означает, что он ежеминутно опекает ученика. Наоборот, он стремится поддерживать в нем самостоятельность. Это не школьный учитель (его задачей не является преподавание) и не психолог, задача которого состоит в том, чтобы скорректировать психическое развитие и создать нужную атмосферу для ученика.

Тьютор, скорее, – это друг, который помогает раскрыться творческому потенциалу подопечного, преодолеть неуверенность в себе, скорректировать проблемы в обучении. Для этого и разрабатывается индивидуальная программа с учетом всех особенностей ребенка. При этом не стоит забывать, что тьютор должен взаимодействовать с учителями и другими специалистами (психологом, логопедом) и родителями, чтобы добиться нужного результата.

Проблемы тьюторского сопровождения

В современном образовании наличие во всех образовательных институтах (ДОУ, школе) педагога-тьютора позволило бы решить многие проблемы в обучении и социализации детей. Но почему-то такая практика существует не во всех учреждениях. Дело в том, что положение этого педагога достаточно шатко и неопределенно в образовательном сообществе.

Самая главная проблема – это отсутствие программ, по которым готовили бы тьюторов. Так как они работают с детьми, имеющими особые потребности в развитии, то нельзя, чтобы в этой сфере работали неквалифицированные педагоги. И них должно быть, как минимум, педагогическое образование, потому что такой специалист должен знать все закономерности физического и психического развития ребенка, а также методики взаимодействия с детьми и родителями.

К сожалению, в детских садах и школах не прописаны должностные инструкции для тьютора, и чаще всего наличие этой должности даже не предусмотрено в штате. Все это, конечно, не создает благоприятную рабочую обстановку для педагога.

Кто может работать тьютором

Несмотря на то что пока профессиональные учреждения названных специалистов не готовят, необходимость в них с развитием инклюзивного образования возрастает. Тьютором может стать любой человек, имеющий педагогическое образование. Очень важно и наличие определенных личностных качеств: желания помогать, готовности к постоянному саморазвитию, ответственности, любви к детям.

Тьютор должен уметь находить подход к каждому ребенку и способствовать раскрытию его личностного потенциала, успешному взаимодействию с окружающими людьми. Тогда ребенок вырастет гармоничной личностью.

fb.ru

Кто такие тьюторы и для чего они нужны


Наставник, инструктор, личный куратор — так можно перевести на русский язык это слово. На Западе услуги таких специалистов востребованы уже давно, а в российской образовательной системе они появились чуть больше 20 лет назад. Есть они и в нескольких столичных школах. Речь о тьюторах — людях, чья работа, если описывать ее максимально упрощенно, — учить других учиться. Кто такой тьютор? Как и с кем он работает? Почему его работа нужна и важна? Об это мы поговорили со студенткой магистерской программы «Тьюторство в образовании» МГПУ и практикующим тьютором Екатериной Кузнецовой.

Екатерина Кузнецова, студент тьюторской магистратуры, тьютор краткосрочной программы наставничества (совместный проект Межрегиональной тьюторской ассоциации и Агентства стратегических инициатив), тьютор «Школы на Хавской»

Зачем нужен тьютор

Тьютор — это специалист по индивидуализации в образовании, посредник между учеником и образовательной системой. Базовая задача тьютора — помочь человеку проявить и лучше узнать себя в процессе обучающей деятельности, научиться делать выбор, осознавать свои поступки и их последствия, найти свой интерес и его реализовывать.

Тьютор анализирует интересы и проблемы своего подопечного, отмечает, к чему у него есть склонности, а что дается ему с трудом. Задача такого специалиста — помочь другому человеку превратить обучение в продуктивный и интересный процесс. Учеба в школе или занятия в детском саду, выбор будущей профессии, переориентация на другую специальность, реализация исследовательской работы — во всех этих случаях тьютор может стать консультантом и хорошим помощником.

С кем работает тьютор

Тьютор может работать с людьми любого возраста, от дошкольников до взрослых — все зависит от его профессиональной специализации. И в каждом случае такая работа будет иметь свою специфику.

Например, если говорить об одаренных детях, то бывает так, что они быстро развиваются и достигают успехов в одном направлении, при этом все остальное — и не только учеба — остается «за бортом». Тьютор помогает ребенку понять, как ему реализовать свою одаренность не в ущерб другим дисциплинам и личной жизни, как найти баланс и гармонично выстроить образовательный процесс.

Детям, у которых есть проблемы с обучением, тьютор помогает гармонизировать этот процесс, создать комфортную среду. Он в индивидуальном порядке разъясняет какие-то темы, поддерживает стремление к учебе, учит решать возникающие проблемы. Тьютор должен уметь находить сильные стороны своих подопечных и помогать их развивать.

Тьютор — это не репетитор

На родине тьюторства, в Великобритании, такие специалисты — часто носители предметного знания, от владения музыкальным инструментом до тайм-менеджмента. Это не профессора, не преподаватели, а помощники: они помогают студентам более успешно овладевать этими знаниями.

В России ситуация несколько другая. В магистратуре нас учат в первую очередь гуманистическому подходу к процессу обучения и определенным тьюторским технологиям. У нас нет жестких требований по поводу того, что тьютор должен быть педагогом-предметником.

Репетитора можно сравнить с тьютором, если он в работе ориентируется на интересы, потребности и особенности каждого конкретного ученика. То есть он не просто использует индивидуальный подход, а корректирует содержание занятий в зависимости от стремлений ребенка, расширяет его представление о своей предметной сфере, задает в ней ориентиры, помогает искать ресурсы.

Как работает тьютор

Есть классическая схема тьюторской деятельности: создание избыточной образовательной среды — навигация — масштабирование, и во главе угла здесь — интерес ребенка. Сначала мы анализируем образовательную среду, а это не только школа, но и все пространство вокруг тьюторанта, потому что дети учатся и познают мир постоянно. Мы выявляем ресурсы этой среды, осуществляем навигацию. На последнем этапе мы помогаем ребенку осознать, как ему дальше развиваться, как использовать полученные знания и навыки.

Ребенок может сам не понимать, что ему нравится, что интересно, что у него получается лучше всего. Тьютор анализирует его жизнь, его учебу, пространство, в котором малыш живет, чтобы помочь ему самому найти ответы на эти вопросы. Я работаю в основном со старшеклассниками, помогаю им с профориентацией. Инструменты работы могут быть очень разными, например, мы создаем ментальные карты, рисуем таблицы, делаем коллажи, отражающие сферы интереса подростков, анализируем медиапространство и так далее. Еще мы встречаемся с людьми, которые профессионально занимаются тем, что интересует моего тьюторанта. Это дает ему возможность получить информацию о профессии из первых уст.

Во время индивидуальных встреч мы много разговариваем, но в идеале тьютор должен отойти от системы «вопрос-ответ». Важно создать такой формат работы, чтобы у тьюторанта была возможность взглянуть на себя со стороны, самому заметить, что ему нравится, чтобы он прислушивался к себе, анализировал свой прогресс, учился понимать, что для него действительно важно и интересно.

Мне приходилось работать с детьми 3−5 лет, и я могу сказать, что это маленькие люди, уже способные к осознанности. Моя задача была помочь им понять, что им интересно, какие формы работы им подходят, в какой обстановке они будут продуктивно учиться, в чем их сильные и слабые стороны. Вместе мы снимали видео, делали театрализованные постановки, рукодельничали, читали и писали. Тьютор должен не только научить ребенка работать с его слабыми сторонами и опираться на сильные, но рассказать родителям, что им нужно с этим делать.

Результаты работы тьютора

Каким будет итог хорошей работы тьютора? После нее дети умеют прислушиваться к себе, видеть, что им интересно, учатся делать выбор и реализовывать себя. Хорошая работа должна быть построена так, чтобы расширять кругозор ребенка, стимулировать его желание учиться. В занятиях с дошкольниками очень важно поддержать, не заглушить их естественный познавательный интерес, который есть у каждого малыша. В силах тьютора сделать так, чтобы ребенок не просто посещал занятия и осваиивал программу, а в самых разных формах получал знания и уделял внимание тому, что ему интересно.

Кто может быть тьютором

Тьютор — это дипломированный специалист, который прошел серьезную подготовку. Уже 8 лет работает программа тьюторской магистратуры в МПГУ. В 2017 году открылась магистратура в Московском городском педагогическом университете, а также совместная интернатура по дистанционному тьюторскому сопровождению МТА и Ассоциации развивающего обучения (МАРО). В нескольких регионах уже открылись программы бакалавриата и магистратуры по этому направлению. В дальнейшем планируется открытие новых магистерских программ для обучения более узких специалистов, которые будут работать целенаправленно с одаренными детьми, с детьми, имеющими ограниченные возможности. На данный момент работают курсы повышения квалификации, Московский тьюторский центр, Межрегиональная тьюторская ассоциация, в которые можно вступить.

Читайте также:

Зачем вашим детям учить математику?

5 эффективных приемов для развития памяти

Первый познавательный новогодний календарь: весь декабрь «О!» дарит подарки

Беседовала: Оксана Дьяченко

Фото: Evgeny Atamanenko/FamVeld/ESB Professional/Sharomka/Shutterstock.com

www.kanal-o.ru

Кто такой тьютор и для чего он нужен?

ВНИМАНИЮ ВСЕХ УЧИТЕЛЕЙ: согласно Федеральному закону N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогическая деятельность требует от педагога наличия системы специальных знаний в области обучения и воспитания детей с ОВЗ. Поэтому для всех педагогов является актуальным повышение квалификации по этому направлению!

Дистанционный курс «Организация работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в соответствии с ФГОС» от проекта “Инфоурок” даёт Вам возможность привести свои знания в соответствие с требованиями закона и получить удостоверение о повышении квалификации установленного образца (72 часа).

Подать заявку на курс

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайдОписание слайда:

Кто такой Тьютор ?

2 слайдОписание слайда:

Историческая справка Термин «тьютор» в переводе с английского «tutor» значит «домашний учитель, опекун». Тьютор – это наставник, который сопровождает ребёнка в процессе освоения им новой деятельностью и организует условия для складывания и реализации индивидуальной образовательной траектории ребёнка. Тьютор – персональный сопровождающий ученика с особенностями развития. Феномен тьюторства тесно связан с историей европейских университетов XII века и происходит из Великобритании. Он оформился примерно в XIV веке в классических английских университетах: Оксфорде и, чуть позднее, Кембридже. С этого времени мы уже можем говорить о тьюторстве как об исторически сложившейся форме университетского наставничества.

3 слайдОписание слайда:

В настоящее время у нас в стране специальность «тьютор» внесена в реестр профессий, определены квалификационные и иные характеристики данного специалиста (Последняя редакция приказа зарегистрирована в Минюсте РФ 6 октября 2010 г. (№ 18638), изменения касаются только оформления приказа – Приказ Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел “Квалификационные характеристики должностей работников образования” Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

4 слайд
Описание слайда:

Тьютор: – Организует процесс индивидуальной работы с обучающимися. – Сопровождает процесс формирования их личности (помогает им разобраться в успехах, неудачах, сформулировать личный заказ к процессу обучения, выстроить цели на будущее). – Оказывает помощь обучающемуся в осознанном выборе стратегии образования, преодолении проблем и трудностей процесса самообразования. – Создает условия для реальной индивидуализации процесса обучения. – Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся во время образовательного процесса. Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.

5 слайдОписание слайда:

Большое значение имеет первое знакомство с ребенком. Тьютор формирует доверительные отношения с подопечным. Для этого: часто обращается к ребенку по имени; часто смотрит ребенку в глаза; использует телесное подбадривание – похлопывание по плечу и т.д.; использует приемы массажа пальцев руки (если ребенок много писал и устал), мышц плеч, спины для расслабления или, наоборот, активизации; следит за состоянием ребенка – эмоциональным (помогает разрешить конфликтные ситуации, успокаивает, воодушевляет и т.п.) и физическим (если подопечному нужно отдохнуть – может вывести его из класса в игровую комнату).

6 слайдОписание слайда:

Важные принципы в работе с ребенком: * маленькая победа для ребенка это – большая радость; * партнерство, дружеская позиция; * целеустремленность; * поощрение должно быть ценно ребенку.

7 слайд
Описание слайда:

Таким образом, область профессиональной деятельности специалиста – тьютора может включать создание условий для реальной индивидуализации образовательного процесса. Совершенно очевидно, что объектом профессиональной деятельности тьютора становятся: организационный, коррекционно-развивающий (учебно-воспитательный), коррекционно-образовательный, социально-адаптационный и общеобразовательный процессы.

Курс профессиональной переподготовки

Педагог-психолог

Курс повышения квалификации

Курс повышения квалификации

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсемирная историяВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеДругойЕстествознаниеИЗО, МХКИзобразительное искусствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИспанский языкИсторияИстория РоссииИстория Средних вековИтальянский языкКлассному руководителюКультурологияЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМировая художественная культураМузыкаМХКНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирОсновы безопасности жизнедеятельностиПриродоведениеРелигиоведениеРисованиеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФинский языкФранцузский языкХимияЧерчениеЧтениеШкольному психологуЭкологияДругое

Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник: Все учебники

Выберите тему: Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

Краткое описание документа:

Термин «тьютор» в переводе с английского «tutor» значит «домашний учитель, опекун». Тьютор – это наставник, который сопровождает ребёнка в процессе освоения им новой деятельностью и  организует условия для складывания и реализации индивидуальной образовательной траектории ребёнка. Тьютор – персональный сопровождающий ученика с особенностями развития.  Феномен тьюторства тесно связан с историей европейских университетов XII века и происходит из Великобритании. Он оформился примерно в XIV веке в классических английских университетах: Оксфорде и, чуть позднее, Кембридже. С этого времени мы уже можем говорить о тьюторстве как об исторически сложившейся форме университетского наставничества.

Тьютор (позиционно) — это тот, кто организует условия для складывания и реализации индивидуальной образовательной траектории учащегося.

 

Общая информация

Номер материала: 421538

Похожие материалы

Оставьте свой комментарий
Почему учителям и воспитателям следует проходить курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки в учебном центре «Инфоурок» ?• Огромный каталог:  677 курсов профессиональной переподготовки и повышения квалификации;• Очень низкая цена, при этом доступна оплата обучения в рассрочку – первый взнос всего 10%, оставшуюся часть необходимо оплатить до конца обучения;

• Курсы проходят полностью в дистанционном режиме (форма обучения в документах не указывается);

• Возможность оплаты курса за счёт Вашей организации.

• Дипломы и Удостоверения от проекта «Инфоурок» соответствуют всем установленным законодательству РФ требованиям. (Согласно ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 2012 года).

infourok.ru

Кто такие тьюторы и почему они нужны каждой школе — Рамблер/женский

О профессии тьютора в России впервые заговорили более двадцати лет назад, но интерес со стороны родительского сообщества появился совсем недавно. И хотя многие до сих пор не подозревают об огромной роли тьютора в образовательном процессе, уже сейчас понятно, что школа будущего вряд ли сможет обойтись без этой позиции. Почему? Давайте разбираться вместе.

Кто такой тьютор

Тьютором в педагогическом сообществе называют человека, который сопровождает ребенка в учебном процессе, помогает ему решать многие образовательные и организационные вопросы.

Если школьник боится сделать выбор, не может самостоятельно составить расписание или не знает, как поговорить с учителем о пересдаче контрольной, он может обратиться к тьютору. А тьютор как наставник всегда поддержит ребенка, поможет ему разобраться в себе и найти те точки опоры, которые помогут двигаться вперед.

У родителей часто возникает вопрос, чем тьютор отличается от учителя или психолога.

Если задача учителя — подготовить и подать материал в максимально доступной для детей форме, а психолога — объединить усилия родителей, педагогов и учителей для решения проблемы, возникающей у ребенка, то роль тьютора заключаетя в другом. Он сопровождает ребенка в обучающей среде, следит, чтобы тот не терял учебную мотивацию и понимал, что он хочет получить от школы и занятий в целом.

Тьютор — это друг и соратник школьника.

Именно поэтому во многих европейских странах и в США на эту должность предпочитают брать молодых ребят, которые только-только окончили университет. Они проще входят в доверие к детям (особенно подросткам) и могут положительно повлиять на выбор образовательной траектории.

Тьютор в обычной школе

В целом профессия тьютора включает в себя множество обязанностей, и в этом нет ничего особенного. Ведь работа специалиста с каждым учеником, как правило, ведется индивидуально, а значит требует от педагога актуализации разных методов в зависимости от характера и учебных целей конкретного ребенка.

Так, скажем, обязанности тьютора, который занимается с детьми в младшей школе, сильно отличаются от обязанностей тьютора, работающего с детьми в среднем и старшем звене. Бывает, что словом «тьютор» называют репетитора, индивидуального наставника, который просто подтягивает ребенка по разным предметам.

О своем опыте взаимодействия с таким тьютором рассказывает мама двоих детей, детский писатель Ольга Митькина:

«В прошлом году моя дочка сменила школу. Новый класс учился по незнакомой, более сложной программе — и через несколько недель после начала года у нее начались проблемы с обучением. Тогда администрация назначила ей индивидуального тьютора, которого выбрали из учителей начальных классов. Дочка несколько месяцев занималась по всем предметам с этой учительницей, пока не нагнала других учеников и не присоединилась к своему классу».

В этом случае тьютором назначили учительницу, она просто занималась индивидуально с девочкой, чтобы та без труда влилась в учебу в классе. Это один вариант тьюторства.

Тьютор в онлайн-школе

Другой вариант — поддерживать в ребенке «огонь» учебной мотивации.

О нем мы попросили рассказать руководителя службы персональных наставников (тьюторов) в «Домашней школе» Interneturok Анну-Марию Панасий:

«Главное отличие тьютора в онлайн-школе от тьютора в очной школе состоит в том, что он, как правило, контактирует с ребенком только по телефону. Он не использует мимику и жесты и ограничивается голосом. Исключение — занятия с младшими школьниками. Обычно родители таких ребят просят, чтобы с малышами связывались по скайпу с видеотрансляцией. И это понятно. Детям в таком возрасте еще довольно сложно воспринимать информацию только на слух.

В остальном существенных отличий нет.

Задача персонального наставника в онлайн-школе — подружиться с ребенком и мотивировать его учиться. Конечно, это может сделать и родитель, но у него не всегда есть возможность подключиться к учебному процессу. А детям обязательно нужен человек, который помогает им и поддерживает.

Поэтому очень удобно, когда где-то рядом (пусть и не физически) есть тот, кто направляет тебя хотя бы по техническим вопросам.

Онлайн-школа хоть и предполагает всего двух участников обучающего процесса — ученика и компьютер, но ребенок не остается один на один с ПК, за экраном монитора есть педагоги, которые проводят онлайн-консультации, отвечают на вопросы, проверяют домашнее задание.

Ребенок, который ранее не учился через интернет, может растеряться, когда приступает к первым урокам. Конечно, всю необходимую информацию (техническую и учебную) он может найти на сайте, но гораздо приятнее понимать, что в школе есть человек, который знает тебя и всегда готов ответить на любой вопрос.

Наличие персонального наставника добавляет момент персонализации, которого и так мало в дистанционном обучении.

А тут ребенок знает, что у него в онлайн-школе есть «свой человек».

Отношения школьника и тьютора похожи на отношения ученика и классного руководителя. Взрослый выступает в качестве наставника: помогает составить учебный план, учит структурировать и дробить дела. Он шаг за шагом учит ребенка самодисциплине и самоконтролю, но мягко, без давления.

Тьютор — это человек, который всегда находится на стороне школьника».

Тьютор в инклюзивной школе

Помимо тьюторов, занимающихся с обычными ребятами, в школах все чаще встречаются специалисты, которые сопровождают учебный процесс детей с особенностями развития.

О нюансах работы такого специалиста рассказывает тьютор ресурсного класса школы № 2065 Анна Лешкевич:

В нашей школе должность тьютора появилась год назад, когда мы стали принимать в обычные классы деток с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья). Таким школьникам тьютор необходим, так как у ребят не всегда получается регулировать свое поведение самостоятельно, а также соблюдать требования по учебе.

Тьютор в нашей школе — педагог, который от и до сопровождает образовательный процесс детей с особенностями развития.

Что он делает?

Представляет собой коммуникативный мостик между учителем и учеником.

Приходит на помощь ребенку, когда тот не услышал или не понял задание. Он моментально включается в учебный процесс и объясняет ученику материал доступными для него способами (с помощью жестов, карточек PECS), помогает ему выполнять какие-то упражнения, адаптирует под него задания.

Приведу пример. Первоклассники на уроке ИЗО делают аппликацию слона. Ребята вырезают несколько фигур из цветной бумаги (круги и овалы), а потом наклеивают их на белый лист. Ребенок с ОВЗ в младшей школе часто не умеет крепко держать ножницы, соответственно, никак не может вырезать сложные фигуры. Но мы не отказываемся от задания. Просто ребенок выполняет его так, как умеет (а умеет он резать только по прямой). Тогда вместо овала он делает квадрат, вместо круга — прямоугольник.

И пока ребенок с ОВЗ вырезает своего квадратного слона, я помогаю с заданием другим детям.

И так мой подопечный видит, что он включен в рабочий процесс наравне с другими детьми. Что я — не тетенька, которая приставлена к нему, чтобы делать его каким-то особенным. Я — друг и помощник всех ребят, которым нужна моя помощь. Это называется инклюзией. Это очень важный момент, который определяет отношения между детьми в классе.

Конечная цель тьютора — научить ребенка с особенностями жить в обычном мире: переносить шум, находиться в толпе, принимать решения.

И если еще год назад ребенок не умел самостоятельно завязывать ботинки или не справлялся с гигиеническими процедурами, то сейчас мы видим большой прогресс. Мы всегда находимся рядом со своими подопечными и готовы помочь во всем, но если мы уверены, что ребенок на 100% готов выполнить какое-то дело самостоятельно, мы тут же дистанцируемся. Ведь наша задача — стать ребенку ненужными».

Анна Лешкевич очень точно подобрала слова, которые описывают конечную цель любого тьюторства — «стать ребенку ненужными». Пока маленький человек ходит в школу, ему необходима опора, «костыль», без которого не всегда получается уверенно принимать решения, уверенно делать выбор, в случае с инклюзией — уверенно чувствовать себя полноценным и нужным в социуме человеком. И грамотный и опытный тьютор сделает все для того, чтобы ребенок нашел свой путь. И очень жаль, что не все школы признают профессию тьютора важной и жизненно необходимой школьнику.

woman.rambler.ru

Кто такой тьютор? – Тьютор Плюс

 

 

 

 

 

Тьютор — это педагог, который сопровождает человека в разработке и реализации его индивидуальной образовательной программы (классическое определение, принятое в тьюторском сообществе).

Сегодня, кстати, в нашей стране всё чаще тьюторов можно увидеть в работе с детьми с особыми образовательными возможностями (например, в коррекционных школах или инклюзивных классах). Но важно понимать, что тьютор может работать как с родителями (например, дошкольника), которые выстраивают для него  образовательную программу, например, в которую входят наряду с детским садом ещё и кружки, различные творческие площадки, развивающие занятия. Тьютор может работать со школьником, который переходит из четвёртого в пятый класс, при этом образовательное пространство ребёнка меняется коренным образом и в этом пространстве для него требуется особое сопровождение. Тьютор может работать с девятиклассником, который выбирает пойти в 10 класс или нет.

Также тьютор может работать как индивидуально, так и сопровождая группы. Чаще всего групповое сопровождение встречается в больших событиях, например в интенсивных школах, когда дети выезжают и погружаются в непривычное для себя пространство (образовательные события, лагеря и т.п.), учатся там находить свои смыслы, осознавать свои стратегии.

Подробнее о моей деятельности вы можете почитать в разделе «Статьи и видео о тьюторстве», а также в подробнее узнать о том, как проходят мои занятия — здесь

Интервью для сайта Вакансия.ru — http://www.vacansia.ru/info/kto_takoj_tjutor.html

tutor-plus.ru

Кто такие тьюторы и зачем они нужны

Родители детей школьного возраста наверняка слышали слово «тьютор» и не один раз. Особо включённые в школьную жизнь даже, наверное, примерно представляют, кто эти люди. Все остальные представляют очень смутно. Так же как и значение слов «образовательный маршрут», «познавательный интерес». Мы попросили проект Schooltohouse рассказать нам, кто они и зачем нужны тьюторы. 

Вот и начался новый учебный год: отзвенели звонки, прошли торжественные линейки, школьники расселись за парты, кто реальные, кто виртуальные. Расслабленная летняя атмосфера сменилась рабочей, ведь новый год ставит перед каждым новые задачи. Это и взросление в самом общем смысле слова, и освоение не всегда простой школьной программы, и обретение новых навыков и умений. Но всегда ли весь этот мир вмещает исключительно школьная программа? И подходит ли стандартизированный школьный подход для того, чтобы раскрыть потенциал каждого ребёнка? Вот это и есть самый сложный и главный вопрос.

Сегодняшние родители очень много думают о внутренней жизни ребёнка и раскрытии его качеств – и это положительная тенденция. Они стараются подметить и понять, чем живёт и интересуется их сын или дочь, и развить эти качества. Увы, не всегда у родителей хватает сил и времени двигаться последовательно. Сложный путь становления личности и понимания своих сильных сторон и умений нельзя пройти за полчаса после школы, он должен быть органично вписан в процесс обучения. Именно поэтому многие сегодня смотрят в сторону семейного обучения, когда ребёнок имеет собственный образовательный план. Конечно, он основан на стандартах и включает в себя классическую школьную программу, но в то же время даёт простор для развития собственных интересов и умений ребёнка. Но учёба по индивидуальному плану состоит не только из преимуществ, она ставит перед родителями и ребёнком новые задачи. Она требует дисциплины и аккуратности – в этой ситуации ребёнку просто необходима дополнительная мотивация! И тут может помочь тьютор.

Сложно в двух словах объяснить, кто такой тьютор. В широком смысле – это наставник, который помогает ребёнку выявить сильные стороны, интересы и развивать их. Но слово «наставник» всё же предполагает некую подчиненность, давление авторитета, а в системе отношений тьютора и ученика это полностью исключено. Скорее, можно сказать, что это педагог, сопровождающий ребёнка на пути познания мира. Интересы малыша не всегда очевидны: часто даже самые внимательные родители не могут подметить особенные качества и навыки сына или дочки. Часто они даже считают, что новые увлечения, которые, на их взгляд, не имеют познавательной ценности, отвлекают детей от учёбы. И совершенно не в чем себя винить! Ведь тьюторы проходят специальное обучение, чтобы научиться распознавать сигналы, которые подаёт ребёнок, замечать их в его словах и делах.

Вот хороший пример. Мальчик-четвероклассник строил бумажный город. Началось всё с какого-то пустяка: ребёнок заметил, как просто обычный листок бумаги превращается симпатичный домик. Потом к домику добавился ещё один – и вот уже на полу стоит ратуша и колокольня, рядом магазин зеленщика, а тут школа и большой школьный двор. Ребёнок увлечён и полностью погружён в процесс. Технические моменты решаются сами собой: он пробует так, потом пробует иначе, потом всё получается, как он задумал. Но для мамы новое увлечение – это, скорее, отвлекающий момент. «А вдруг уроки не успеет сделать? Пошёл бы лучше погулял!» – проносится в её голове. 

Может быть, через пару дней или неделю чудеса бумажного моделирования не окажутся в мусорной корзине, а займут своё место на полке в шкафу, но мама точно даст понять ребёнку, что есть дела поважнее. А дети ведь так привыкли слушать и слушаться маму! «Ну ладно, пойду за учебники», – скажет сын. И положит свою мечту и огромный интерес за стекло шкафа. Зачем этим заниматься, если мама не считает это чем-то важным? Действительно, незачем. Вот именно здесь и мог помочь тьютор. Его задача – развить, научить, подсказать, доказать ценность. И вписать новые качества и умения в программу обучения.

Тьютор изучает особенности ребёнка и помогает выстроить индивидуальный план обучения. И это вовсе не значит, что к моменту окончания школы ваш сын или дочь будут только уметь играть в шахматы или рисовать. План создают с учётом стандартной школьной программы – только подход будет совершенно иным. Это значит, что ребёнок познакомится с миром, где вместо «надо» и «ты должен» правят предложения «может быть, сейчас самое время для» и «это поможет тебе развиваться в своём увлечении». Не волнуйтесь, в нужный момент дети с помощью тьютора впишут в свой план все-все необходимые предметы, полностью пройдут школьную программу. Но сделано это будет с позиции интересов ребёнка, именно тогда, когда он сам захочет изучить тот или иной предмет. А его познавательные интересы – то есть, те сферы науки или искусства, которые его влекут – только помогут вписать классические школьные предметы в образовательный мир. Получается, что он будет заниматься и принимать новое потому, что ему интересно, а не следовать созданной по каким-то условным стандартам программе. И как вы думаете, какой результат будет более стойким?

Несколько тьюторских инструментов в помощь родителям:

  • придумайте игру или найдите интересную анкету, что позволит вам вместе с ребёнком вспомнить все новые интересы, которые появились у него за последние месяцы;
  • вместе выберите самые интересные из них, оценивая по критериям: «приносит радость, вдохновляет и увлекает», «ребёнок умеет или с удовольствием учится это делать», «это занятие приносит пользу»;
  • вместе найдите связи новых увлечений с предметами из школьной программы;
  • заведите папку (бумажную или на компьютере) для нового увлечения, куда можно собирать все планы, списки дел, достижения и оценки;
  • показывайте ребёнку все новые и новые ресурсы школьной программы для развития его увлечения; 
  • регулярно вместе с ребёнком анализируйте результаты его развития и продвижения в своём познавательном интересе, сравнивая вчерашние достижения с сегодняшними и планируя новые.

semeynoe.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *