Кузнец кует что – звонко и отрывисто кует голосом. Кузнечиха ж. жена кузнеца. Моск. швея, мастерица на женские уборы, обученная на Кузнецком мосту. Кузнецов, кузнечихин, им прнадлужщ. Кузнечий, кузнецкий, к кузнецам и мастерству их относящ. Кузенный, кузничный, относящ. к кузницам, 5 букв, 1-я буква К, сканворд

Содержание

Кузнечное ремесло – это… Что такое Кузнечное ремесло?

Кузнец на работе

Кузница

Кузне́ц — мастер, занимающийся обработкой металла. Одна из древнейших выделившихся профессий.

Кузнечное ремесло

Главный материал для работы кузнеца — металлы: железо, чугун, сталь, а также бронза, медь, свинец, благородные металлы. Кузнец может плавить металл, заливать его в форму, штамповать, волочить, гнуть, скручивать, ковать, чеканить и т. д.

Кузнечное ремесло включает: свободную ковку, кузнечную сварку, литьё, горновую пайку меди, термическую обработку изделий и проч.

Подковывание лошадей имеет отношение как к кузнечному делу, так и к ветеринарной ортопедии. Кузнецов, специализирующиеся на ковке лошадей, обычно называют ковалями.

Ковка

Подробнее см.: ковка.

Ковка — основное техническое действие кузнеца. Ручная свободная ковка включает следующие приёмы: осадка, вытяжка, пробивка отверстий, гибка, закручивание, отделка, насекание рисунка, набивка рельефа и фактуры, кузнечная сварка. Большое количество одинаковых фасонных изделий может изготавливаться штамповкой, которая может быть горячей и холодной.

Литье

Подробнее см.: литьё.

Инструменты

  • молот.
    • кувалда — массой от 2 до 16 кг
    • кузнечные молотки (ручники) — массой от 0,5 до 2 кг
    • ковочные молоты. Бывают рычажные, падающие канатные и ременные, паровые, пневматические и др. (Также применяются гидравлические прессы).
  • горн. Существуют горны различных конструкций — переносные, стационарные, закрытого и открытого типа.
  • наковальня. Наковальни бывают безрогие, однорогие, двурогие. Маленькая наковальня называется шперак.
  • клещи
  • подкладной инструмент
    • зубила, подсечки, пробойники, обжимки, подбойники
    • гвоздильни, различные профильные и фасонные оправки, плиты с пазами, вырезами и отверстиями для штырей, вилки, скобы, конусы.

Изделия

Кузнецы изготавливали огромное количество необходимых для существования человека предметов.

  • инструменты
  • оружие
  • строительные элементы
  • украшения и т. д.

С наступлением индустриализации ручное производство сменилось фабричным поточным. Современные кузнецы занимаются, как правило, ручной художественной ковкой и изготавливают штучные изделия.

Архетипичность кузнеца

Кузнечное ремесло — одно из древнейших. Кузнец раньше, чем прочие мастера, должен был бросить заниматься другими делами (например, одновременно пахать, тачать, заниматься натуральным хозяйством и так далее), и полностью сосредоточиться на своём занятии, требующем, вдобавок, достаточно сложных технологических процессов. Прочим крестьянам (или кочевникам) это было не всегда понятно, и казалось загадочным. Вдобавок, из-за опасности возгорания кузнецы обычно поселялись на отшибе, что порождало дополнительную загадочность. Поэтому кузнецы часто считались шаманами, позже — колдунами, связанными с дьяволом, тёмными силами. (ср. аналогичное отношение к мельникам, которые также селились отдельно и имели дело с техникой). См. также например этимологию русского слова «коварство», однокоренного со словом «коваль».

В русских деревнях считалось, что кузнец может не только выковать плуг или меч, но и врачевать болезни, устраивать свадьбы, ворожить, отгонять нечистую силу от деревни. В эпических сказаниях именно кузнец победил Змея Горыныча, приковав его за язык.

Из-за того, что кузнецы раньше прочих дефинировались из общей массы народа, а также из-за того, что обычно кузнец был уважаемым (и достаточно обеспеченным) человеком, одна из самых распространённых фамилий в мире основана на этой профессии — общерусская фамилия Кузнецов, а также Коваль, Ковалёв, Ковальчук, Коваленко (укр.), Ковальский (польск.), Смит (англ.), Шмидт (нем.), Ферран (фр.), Эрреро

(исп.), Дарбинян (арм.) и так далее.

Кузнец в мифологии, религии и литературе

В мифах древних цивилизаций бог-кузнец появляется как демиург, устроитель миропорядка, инициатор возникновения ремёсел. Часто он — либо громовержец, либо связан с ним (например, куёт молнии), а также с Солнцем. Также ему может быть присуща хромота, кривизна, горбатость и т. п. — в древних племенах в ученики кузнецам отдавали ущербных мальчиков, которые не могли стать полноценными охотниками или воинами. Также в древности кузнецам могли нарочно повреждать ноги, чтобы они не смогли убежать и присоединиться к чужому племени. В итоге они становились «мастерами-жрецами», связанными с тайным знанием, не только ремесла, но и религиозным. (Отсюда — особый ум героев-кузнецов). В некоторых племенах кузнецы смыкаются с царями. Также владение кузнечным ремеслом приписывалось мифическим карликам, гномам, циклопам и т. п. В мифах кузнец часто — культурный герой.

Диего Веласкес. Кузница Вулкана

Античные персонажи
  • Гефест — древнегреческий бог кузнечного ремесла, первый бог-ремесленник
  • Вулкан — древнеримский бог кузнечного ремесла, отождествлявшийся с Гефестом.
  • Сефлакс — этрусское божество подземного огня, бог-кузнец соответствует римскому Вулкану
  • Тельхины
Кельтские и скандинавские персонажи
  • Гоибниу — кельтский бог-кузнец, чье имя даже происходит от слова «кузнец».
  • Гофаннон — аналог Гоибниу у валлийцев
  • Тор — скандинавский бог-громовержец
  • Велунд (Вёлунд, Weyland) — кузнец в скандинавской мифологии, персонаж «Песни о Велунде» в «Старшей Эдде». В артуровском цикле легенд ему приписывается создание меча Эскалибура. В германских легендах с наступлением христианства прекратил быть божеством и стал именем Сатаны (в немецком произношении «Воланд») — см. персонаж «Фауста» Гете, откуда он перекочевал в «Мастера и Маргариту» Булгакова. Хромота Сатаны — имеет те же корни, что хромота кузнеца-Гефеста
  • Мимир — бог-кузнец, учивший Зигфрида (также сына кузнеца)
  • ирландский кузнец Куланн, чью собаку убил Кухулин
  • Кальвис — бог-кузнец прибалтийской мифологии, «выковавший» Солнце. Также как и финский бог Илмаринен (см. «Калевала»), финно-угорский Ильмарине, карельский Ильмойллин и удмуртский бог Инмар, также Телявель

А. Гален-Каллела «Создание Ильмариненом Сампо»

Славянские персонажи
  • Сварог — древнеславянский бог-кузнец.
  • Семаргл
  • Перун — древнеславянский бог-громовержец, вооруженный молотом
  • восточнославянский Кий
Азиатские персонажи
  • Хасамиль — бог хатти (протохеттов)
  • Таргитай — бог скифов
  • Вишвакарман — индуистский бог.
  • Твашпар — божественный кузнец, демон-асур индийской мифологии
  • кузнецы Шьашвы, Айнар и Тлепш в абхазской мифологии. (См. нартский эпос). Также Пхьармат.
  • Амиран
  • Пиркуши — кузнец в грузинской мифологии
  • Кава — в персидском эпосе «Шах-наме» герой-кузнец, поднявший восстание против тирана Заххаха (Зогака). Ему посвящено стихотворение Хлебникова «Кавэ-кузнец».
  • Кусар-и-Хусас — в западносемитской мифологии помогавший Балу
  • Амацумара — японский бог-кузнец, создавший зеркало, которым нужно выманить Аматэрасу
  • Сумаоро у мандингов в Африке, Сундьята. Способен становиться невидимым, одно из качеств божественных кузнецов и создаваемых ими предметов.
  • Курдалагон – божественный кузнец в осетинском варианте нартского эпоса. Закалил чудо богатыря Батраза.
Библейские, христианские, фольклорные и литературные персонажи
  • библейский Каин, убийца пастуха Авель, по одной из апокрифических версий был кузнецом. Имеет физический недостаток — т. н. «каинова печать», которой его пометил Бог.
  • еврейский Тувал Каин (Тувалкаин, Фовел), кабир, «отец всех кузнецов», 7-е поколение от Каина. Кроме того, это имя используется как титул Мастера-Масона в ритуале и церемониях масонов. Потомок Каина (в 6-м поколении)
  • кузнец св. Элигий, епископ Нойонский, (ок. 588—660) — патрон золотых и серебряных мастеров и чеканщиков.
  • св. Дунстан, подковавший Сатану — покровитель кузнецов и ювелиров
  • святые кузнецы Косьма и Дамиан
  • фольклорный богатырь Косьмодемьян (Кузьмодемьян)
  • кузнец Вакула, персонаж из гоголевских «Вечеров на хуторе близ Диканьки» — является сыном ведьмы Солохи и укрощает чёрта
  • хитроумный Левша, герой Лескова
  • Кузнец из Большого Вуттона — герой одноименного произведения Толкина
  • Ауле – у Толкина третий по могуществу из Валар, кузнец Арды, в его компетенции твердая материя и ремесла; создатель гномов; учитель Нолдор, супруг Яванны Кементари.
  • Джейсон Ягг, сын нянюшки Ягг, второстепенный персонаж книг Терри Пратчетта. На протяжении нескольких поколений представители его семьи, кузнецы, подковывают лошадь Смерти.
  • Медведь-кузнец из «Котлована» Платонова
  • Использование в ряде компьютерных игр, в частности, в Diablo 2 персонажи Smith (кузнец) и Hephasto (Гефасто).

См. также

Ссылки

Wikimedia Foundation. 2010.

dic.academic.ru

Кузнечные поговорки

Кузнец клещи берет – от огня руки бережет.

Кузнец клещи кует, чтобы руки не жгло.

Кузнец коня кует, а лягушка туда же лапу сует.

Кузнецу лихо, что в кузнице тихо.

Куй железо, пока горячо.

Все кузни исходил, а некован воротился!

Привели лошадь ковать, когда кузня сгорела.

Портной вор, сапожник буян, кузнец пьяница

Умудряет Бог слепца, а черт кузнеца

Не кует железа молот, кует кузнец

Кузнецу, что козлу, везде огороды

У кузнеца, что стукнул, то гривна

У кузнеца рука легка: была бы шея крепка!

Кому Бог ума не дал, тому кузнец не прикует

Захотел от кузнеца угольев! Либо нет, либо самому надо

У калачника дрожжей, а у кузнеца угольев не проси

Муж кузнец, жена барыня

Он кузнец, что по чужим дворам кует

 Без клещей кузнец, что без рук.

Коли не коваль, так и рук не погань.

Поп поет, кузнец, кует, а солдат свою службу служит.

Жарко ковать, холодно торговать.

Нужда научит кузнеца сапоги тачать

Побить да подуть, вскочить да поточить, а дел нету (о работе кузнеца).

Быть в огне, да не обжечься. Нельзя кузнецу не ожечься.

Кому до чего, а кузнецу до наковальни.

Схожая братья, кузнецы, карманные тяглецы.

Был бы коваль да ковалиха – будет и этого лиха (детей).

Деньга деньгу кует.

Бьет, как молотом кует. Кулак, что безмен.

От молота и наковальня звенит.

Аль моя плешь наковальня, что всяк по ней бьёт?.

Тяжело молоту, тяжело и наковальне.

 

dhblacksmith.narod.ru

Что кует Небесный Кузнец

Окт. 30, 2010

Что кует Небесный Кузнец

Хабаровчанин Александр Дубровский играл на гитаре с самого детства. Был уверен, что с шестиструнной подругой не расстанется никогда. Однако судьба распорядилась иначе.

– Уже после армии из-за несчастного случаи потерял пальцы на левой руке, – говорит он. – На гитаре играть не мог, а душа тянулась к музыке.

Так неожиданной заменой гитаре стал хомус.

Из древности до наших дней

Чтобы заполучить древний якутский инструмент, Александру понадобилось несколько лет. Хомус давно уже не столь популярен, как в старину, и найти его оказалось очень непросто.

– Я обращался к родственникам в Якутии, Бурятии – все напрасно. – признается Александр Дубровский. – Искал и у хабаровских музыкантов-на родников, и в якутской диаспоре. Пока суд да дело, будущий хомусист собирал информацию об интересующем предмете. Хомус относится к немногочисленным музыкальным инструментам, которые дошли из древности до наших дней в неизменном виде. Определить его родину весьма сложно: свой хомус есть почти у каждого народа в Европе, Азии, Африке, Америке.

– У древних славян он известен как варган, от слова «варга» – губа или уста, – поясняет Алек-сандр Михайлович. – Слово «хомус» тюркского происхождения, означает просто музыкальный инструмент. Назвать точную дату его зарождения также невозможно. По всей видимости, первые музыкальные инструменты, сходные с хомусом, появились еще до нашей эры вместе с изобретением лука, который, кстати, был одним из ранних вариантов хомуса.

Хомус без души не звучит

К слову, настоящий лук у Александра тоже есть. Из-за него однажды он даже угодил в милицию. Правда, это совсем другая история.

А свой первый хомус Дубровский нашел неожиданно на одной из хабаровских выставок. Там же мастера из Якутии показали, как на нем играть.

– Чтобы научиться извлекать звуки, достаточно 10 – 15 минут, – продолжает Александр. – Хомус издает звук только на одной йоте, но когда музыкант научится управлять им. изменять о помощью своего дыхания, происходит настоящее чудо – вы услышите все многообразие естественных звуков, рождённых матерью-природой.

Таинство хомуса в том, что он составляет единое целое с дыхательно-голосовым аппаратом человека. Его волшебная музыка способна удвоить человеческую радость, разогнать печаль. Как правило, все хомусисты – импровизаторы. Александр Дубровский – пожалуй, единственный, кто исполняет вполне узнаваемые произведения.

– Первую мелодию – «В лесу родилась елочка» -разучивал долго, – улыбается музыкант. – Зато сейчас могу исполнить все, что угодно: песни ‘военных лет, любимое диско 80-х, классику и даже «Мурку».

Два странника

Освоив игру на хомусе, Александр взялся за изготовление этих, древних инструментов. Кстати, буряты называют свой хомус «хур» и считают, что сделать его могут лишь мастера, ведущие свое происхождение от Небесного Кузнеца.

Наверное, в этом что-то есть, правда, хабаровский хомусист делает инструменты у себя на балконе с помощью портативной шлиф-машинки.

Творения Александра Дубровского высоко оценил исполнитель обрядовых танцев, заслуженный артист Якутии Дмитрии Артемьев. Один из инструментов, с корпусом в виде черепахи, украшенный корундами, даже занял почетное место в единственном в мире якутском музее хомусов.

Специальный хомус Александр Михайлович сделал и для своего восьмилетнего сына Данилы. С ним мальчик победил на школьном конкурсе художественной самодеятельности, обойдя гитару и аккордеон.

– Хомус очень необычный, такого ни у кого нет, – объяснил он свой успех. Совсем недавно Александр Дубровский объединился с хабаровчанином Олегом Мальцевым в ансамбль этнической музыки «Странник».

Удивительно, но якутский хомус и австралийская диджириду составили на редкость гармоничный дуэт.

concours.nazaccent.ru

Архангельские.РФ – Статья 18 – КУЗНЕЦ ВСЕМ РЕМЕСЛАМ ОТЕЦ… ИЛИ МИСТИКА И КУЗНЕЦЫ

 Статьи

КУЗНЕЦ ВСЕМ РЕМЕСЛАМ ОТЕЦ…

ИЛИ МИСТИКА И КУЗНЕЦЫ

 

Часто на официальных встречах в заздравных речах можно услышать эту горделивую звучную поговорку, но насколько она истинна? Размышляя на эту тему, я обнаружил некоторые интересные данные, которые позволяют более точно отобразить сущность профессии кузнеца и всего кузнечного искусства в целом. Интересно было посмотреть на не очевидные стороны ремесла, измеряемые не в мегатоннах выплавленной и прокатанной стали (металлург – это одна из ипостасей кузнеца), а в куда более тонких материях.

Арийская система четырех основных сословий – варн не слишком благосклонна к ремеслу кузнеца. В Индии разделение ремесел по статусу весьма строго формализовано. Высшим сословием считаются брахманы – жрецы, которые непосредственно служат Богу (ладно, пусть высшим силам), следующими по важности идут кшатрии – воины и правители, которые сохраняют порядок и безопасность страны, что дает возможность брахманам спокойно заниматься своим служением, несколько ниже ставят варну вайшьи – крестьян и торговцев, которые кормят их всех, и лишь в четвертый уровень шудр попадают обслуживающие занятия – гончары, кузнецы, ткачи и прочие ремесленники.

С этой высокой точки зрения среди ремесел в первую очередь выделяется работа плотника. Во-первых, Господь Иисус Христос работал именно плотником, плотником был и праведный Иосиф Обручник, плотнической работе был не чужд великий святой Сергий Радонежский, который лично строил дома для монахов своей обители, а другому великому святому Серафиму Саровскому до его пострижения в монахи с именем Серафим в монастыре вообще дали прозвище «Прохор плотник».Интересно, что даже знаменитый японский фехтовальщик древности Миямото Мусаси, став отшельником, написал поучение «Книга пяти колец», в которой ремесло плотника поставил выше оружейно-кузнечного, чего вроде следовало бы ожидать, ибо всяк кулик свое болото хвалит.

Но тут кузнецы, особенно некоторых специализаций (например, оружейники), вдруг выделяются из этой стройной системы, иногда относя сами себя к высшему сословию брахманов, причем с негласного согласия прочего населения. Отчего так произошло? Что ж, посмотрим на кузнецов попристальней.

Во-первых, само железо в древности имело весьма сакральное и отчасти негативное значение. Настолько негативное, что древним евреям запрещалось складывать жертвенники из камней, обтесанных железными орудиями: “Если же будешь делать Мне жертвенник из камней, то не сооружай его из тесаных, ибо, как скоро наложишь на них тесло твое, то осквернишь их…” (Исход 20:25). И многие века спустя про храм Соломона сказано: “Когда строился храм, на строение употребляемы были обтесанные камни; ни молота, ни тесла, ни всякого другого железного орудия не было слышно в храме при строении его.” (3 Книга Царств 6:7).

Толкователи Мишны (Талмуда) пытались объяснить этот негатив к железу тем, что жертвенник призван сохранять жизнь, а железо – отнимать ее. Прямой смысл толкования тот, что из железа изготавливали смертоносное оружие, но это упрощенный и даже приземленный подход. Действительно, Ахилл в гомеровской «Илиаде» убивал людей «медью острой», имея и нож, и копье, и меч из этого металла, но в отличие от железа запрета на медь не было. Разве что иметь в виду некий тайный смысл, в котором само железо, как материал, отнимает жизнь, мертвит в широком и тонком, буквально духовном смысле слова.

Кому закон евреев не указ, тому можно привести в примервполне языческих римских и сабинских жрецов, которые могли бриться и стричься лишь бронзовыми, но никак не железными, бритвами и ножницами. По их мнению, железо оскверняло не только тело и волосы, но и пространство. Всякий раз, когда в римскую священную рощу арвальских братьев (коллегии 12 жрецов) вносили инструмент из железа, чтобы высечь на камне надпись, нужно было принести искупительную жертву.Напомню, что и в храм Соломона нельзя было вносить железные орудия.

Не только сакральное, но и, так сказать, гуманитарное значение железа было запятнанным, поэтому и светские писатели римских времен довольно единодушно источали негатив по отношению к железу. Во 2-м веке до н. э. Аполлоний Родосский восклицал: «Да погибнет род халибов, которые открыли это злое творение, поднимающееся из земли!», попутно называя их (халибов) несчастнейшими из людей, пребывающими в вечном труде, чёрной копоти и печном жаре. И полтысячи лет спустя, в 4-м веке н. э., Руф Фест Авиен все еще применял ругательные эпитеты: «Далее живут тибарены (тубалы), а выше их халибы, где богатые гибельным железом поля оглашаются стуком высоких наковален».

Если для кого-то и античные философы не авторитетны из-за своей древности, то можно упомянуть самую новейшую науку – о процессах на звездах. Так вот термоядерная реакция в звездах во время их жизни (ну, пусть существования) идет строго последовательно – сначала в них выгорает водород, превращаясь в гелий, далее производятся углерод, кислород, кремний и, наконец, железо. И всё. Далее реакция не идет, разве что при взрыве сверхновых. Железо – яд, вызывающий смерть больших звезд.

Однако сегодня не стоит очень уж косо смотреть на железо, к которому люди постепенно привыкли. Более того, они повсеместно стали считать его довольно надежной защитой от злых и нежелательных духов. Так до средних веков и даже позже думали и шотландцы, и удмурты, и буряты, защищавшиеся от невидимой напасти железными обручами и талисманами, а африканские племена нынешней Танзании носили железо для изгнания болезней…в общем-то тоже духов.

Заметно постепенное снижение строгости сакральных запретов на использование железа. Если во времена исхода евреев из Египта нельзя было даже касаться священных камней железом, то пятьсот лет спустя и евреи и римляне ограничивались запретом лишь на его внесение в священное пространство. Еще через несколько столетий негатив к железу повсеместно объяснялся в духе прямого толкования Талмуда – мол, из железа делают оружие, а это нехорошо. Такое пацифистское настроение сохранялось от просвещенных римлян античности до вполне себе диких африканских масаев недавних времен.

Мне думается (лично мне, поэтому могу ошибаться), что со временем негативно-сакральное значение железа снизилось оттого, что и у людей эта духовная составляющая стала гаснуть, и со временем стал работать принцип «мокрого не намочишь». Если все больше людей становились просто плотью, то как их холодный плотский дух мог дополнительно угасить даже звездный яд? Наоборот, чем больше вокруг железа в пользовании, тем им удобнее жить. Плиний Старший уже в 1-м веке примирительно отметил, что «Железные рудники доставляют человеку и превосходнейшие, и зловреднейшие орудия», а Коран в 7-м веке подвел своего рода черту:«Мы низвели вам и железо, в котором сильное зло и многая польза для людей». (Сура “Железо”, 57:25)

О времени и месте зарождения самого кузнечного ремесла существуют разные мнения, но споры историков лишь все более подтверждают истинность Библии.В апокрифической, но авторитетной Книге Еноха сказано, что искусству добывать и обрабатывать железо и другие металлы людей научил демон, падший ангел Азазел: «Азазел научил людей делать мечи, и ножи, и щиты, и панцири, и научил их видеть, что было позади них, и научил их искусствам… И явилось великое нечестие и много непотребств, и люди согрешали, и все пути их развратились».

В греческой традиции этим учителем был титан (бог второго поколения) Прометей. По древней мифологии именно он принес людям огонь, украв его у небесного кузнеца Гефеста, а Эсхил в 5-м веке до н.э. уточнил, что он же научил людей и всяким разным хитростям вроде добычи металлов. За несанкционированное разглашение небесных тайн он был наказан – не так сурово и надолго как Азазел, всего на 30 тысяч лет, но зато сразу. Его приковали к скале в горах Кавказа в Колхиде. Неудивительно, что и «официально» признанным местом возникновения металлургии является Кавказ, точнее примыкающая к нему Малая Азия.

В Книге Бытия, первой из книг Ветхого Завета, сказано, кого именно из людей научил падший ангел – первым кузнецом, ковачем всех орудий из меди и железа, был потомок Каина (сын Ламеха) Тубал или Тубал-Каин. Собственно, само слово «тубал» по-семитски и значит «кузнец», а имя Каин как название профессии оставило след в арабском «кайн» и арамейском «кинаа». Послепотопную историю кузнецов продолжили и малость почистили потомки праведного Ноя, носителя древних знаний, чей ковчег приплыл к кавказскому Арарату.Одного из внуков Ноя (сына Иафета) звали так же, как и самого первого кузнеца – Тубал. От него произошло племя тубалов, которых нынешние грузины считают одними из своих предков. Ну, пусть считают, дело-то давнее.

С такой родословной кузнецов понятно, что отношение к их работе и им самим было, мягко говоря, настороженное. Собственно, «ковать» и «коварство» это слова одного корня, потому что кузнец-коваль в понятиях простого народа занимался чем-то хитрым и темноватым, требующим особых и тайных знаний. Работа с мистическим холодным железом и не менее сакральным жарким огнем требовала особых подходов особых людей.Так и сказано в южнорусской поговорке: «Умудряет Бог слепца, а черт – кузнеца».

Отношение к кузнецам-хитрецам у разных народов часто было диаметрально противоположным. У одних кузнецы-металлурги уважались почти как жрецы (которыми они часто и были), у других (например, африканских масаев) опасливо презирались и взять, например, в жены дочь кузнеца было делом немыслимым. И жили в таких местах кузнецы строго отдельно, на отшибе, чтобы не навлекать на племя всяческие неприятности.

С таким неоднозначным отношением к кузнецам я встретился в Якутии. По понятиям якутов, кузнецы это выходцы с «верхних этажей» нижнего, подземного мира, а получили они свое ремесло от Кыдай Бахсы, который живет там в железном доме, окруженном обломками железа, и над крышей которого всегда пылает нещадное пламя. По описанию, «лоб его на девять пальцев покрыт копотью, и щеки его на три пальца покрыты ржавчиной, и веки его всегда опущены вниз. Когда ему надо что-то увидеть, восемь молодцев железными крючьями открывают его глаза». В общем, вылитый гоголевский Вий, который в детстве после просмотра одноименного фильма снился мне в кошмарах. Стало понятным, почему на главном якутском национальном празднике Ысыах кузнечная часть фестиваля была отодвинута от главных мероприятий и календарно и территориально – чтобы, как сказали, не омрачать светлое летнее торжество.

Впрочем, в той же Якутии отношение к кузнецам не брезгливое, а скорее уважительно-опасливое, как и к самому Кыдай Бахсы. Там есть пословицы, что «Кузнецы и шаманы — из одного гнезда» и, как следствие, «Жена шамана достойна уважения, жена кузнеца достойна почета». Более того, малый народ долганы, живущие в Якутии и на Таймыре, даже ставят кузнецов выше шаманов, считая, что шаманы не могут «глотать» души кузнецов, поскольку те хранят их в огне, но наоборот, может случиться так, что кузнец овладеет душой шамана и сожжет ее.

У бурятов кузнечная мифология чуть посветлее…если можно так сказать. Согласно их верованиям, девять сыновей Бошинтоя, небесного кузнеца, сошли на землю, чтобы научить людей металлургии. Они женились на земных девушках (Напомню Книгу Бытия, 6:4 – В то время были на земле исполины, особенно же с того времени, как сыны Божии стали входить к дочерям человеческим, и они стали рождать им: это сильные, издревле славные люди.) и таким образом стали прародителями кузнецов – ни один человек не может стать кузнецом, если его род не восходит к этим предкам. Кстати, якутский Кыдай Бахсы насылает различные болезни потомкам кузнецов, если они забрасывают свое наследственное ремесло.

В Монголии, где в юности я провел немало времени на берегах реки Орхон, кузнецы не менее уважаемы. Даже герой из героев и национальная гордость Чингиз-хан считался кузнецом. Посетивший в 1253 году двор хана Бату/Батыя монах-францисканец Гийом де Рубрук писал, что «они (монголы) называют Чингиз-хана Демугин Хингеем (звоном железа), потому что он был кузнецом, а вознесясь в своей гордыне, именуют также и сыном Божиим».

Того же сорта был и эмир-завоеватель Тимур/Тамерлан, которого русская летопись также прямо называет сыном кузнеца. Да и само его имя буквально значит «железо». Не совсем ясно, были ли эти деятели собственно кузнецами по профессии, или будучи воинами и правителями, они символично объединяли в себе и светскую, и духовно-жреческую власть.

Не презирали кузнечное дело и некоторые другие правители. Например, в начале 13-го века японский император Готоба, отрекшись от престола, сам ковал клинки мечей, говоря, что это ремесло достойно принцев. Не удержусь, чтобы вскользь не отметить, что и Владимир Путин не раз и не два ковал с нами, иногда по несколько часов без перерыва.

Таким образом, в ремесле кузнеца много всяких мистических, а то даже и сакральных проявлений, но когда я всерьез заинтересовался кузнечным искусством и древними оружейными технологиями, то поначалу не имел никаких понятий о вышеперечисленных нюансах профессии. Лишь когда решительно оставил свое инженерно-космическое поприще, чтобы стать профессиональным кузнецом, то обнаружил, что не все так просто вокруг и не в одной технологии дело.

Во-первых, латинское professio у нас и у, скажем, англичан переводится неодинаково. В наших словарях это «делаю выбор», а в «их» – «даю обет, принимаю служение», поэтому у «них» профессиональным врачом или священником стать можно, а сантехником – нет. Поэтому стать профессиональным кузнецом – это своего рода принять служение.

Во-вторых, постепенно начал замечать некоторые странности в кузнецах и вокруг них. Попросту говоря, всякую чертовщину. То в своей кузнице что-то мелькает за спиной и как бы нависает над плечом во время работы, то у других коллег постоянно случается та же история, и доходило до того, что изделия-подарки известного кузнеца, принесенные одариваемым в дом, сразу становились причиной появления там всяких шумов и тревог.

Кстати, этот продвинутый кузнец сам столкнулся с изрядным непорядком в своей кузнице и сначала весьма самонадеянно пытался бороться с чертовщиной как бы «своими силами», мысленно наполняясь огнем от горна и полыхая им во все стороны, отгоняя окружающую нечисть. Но, само собой, помогло не очень, и в итоге он оттуда попросту ушел, оставив набитую «сущностями» кузницу преемнику… с которого стал упорно сваливаться нательный крест.Не очень, впрочем, и удерживаемый. Так и многие другие как бы русские кузнецы вполне в пошлых народно-языческих традициях попросту откупаются от этих…сущностей, ставя в кузнице блюдца с молоком и прочие задабривающие подношения – не говоря уж о национальных кузнецах, которые с шаманами бьют в бубны и кидают в огонь всякое разное жертвенное.

По ходу погружения в кузнечное искусство я стал весьма упертым христианином, поэтому не стал разбираться с темной «братвой», так сказать, на своих кулачках, а освятил со священником кузницу и в ней не стало ни шумов, ни мельканий. Такое же освящение дома вкупе с выкидыванием в реку подаренной «нечистой/зараженной» железяки помогло и другому человеку.

Но все же было как-то грустновато – неужели ремесло кузнецов буквально проклято? Ведь среди христианских святых профессиональных кузнецов вроде бы и нет – святые воины, плотники, врачи, священники, крестьяне есть, а кузнецы этого уровня не достигают? Не хотелось бы через сравнительно краткое время интересной работы кузнецом надолго оказаться в компании Азазеля или в железной избе с раскаленной крышей Кыдая Бахсы…

СВЯТЫЕ КУЗНЕЦЫ

Обратил внимание, что в детстве меня крестили в храме бессребреников и чудотворцев Косьмы и Дамиана, а они в России считаются покровителями именно кузнецов. В народе их вообще называли «божьими кузнецами» и приписывали им множество других полезных функций.

Не обращая особого внимания на мифы русского народа, в поисках реальности пристально рассмотрел вопрос и оказалось, что в ортодоксальной традиции известно три пары святых с такими именами, живших примерно в одно время – конце 3-го и начале 4-го века. Почитают двоих молодых братьев-врачей, пострадавших за веру в Риме и позже убитых из зависти своим учителем (день памяти 14 июля), двоих зрелых врачей, именуемых асийскими (день памяти 14 ноября), и двоих аравийских мучеников, опять же врачей-братьев (день памяти 30 октября).Католическая церковь особо почитает именно аравийских братьев, но при этом в иконографии нередко объединяет изображения чудес, совершенных разными парами братьев.

Итак, святые Косьма и Дамиан, особенно асийские и аравийские, действительно иногда считаются покровителями кузнецов, но кузнецами по профессии никто из братьев-врачей не был.Опять несколько взгрустнул, хоть профессию меняй- неужто генетика профессии настолько тяжела и темна, что даже истинно небесных покровителей нужно привлекать из других специальностей? Однако рассмотрел историю повнимательнее и поглубже.

Оказалось, что у мусульман славный пророк и царь Давид-Дауд почитается и как покровитель металлургов и оружейников, и «Аллах мягким сделал для него железо» (Cура «Саба», 10), также он считается изобретателем кольчуги.

Нашел и в Европе двух почитаемых реальных святых кузнецов – Элигия, епископа Нуайонского, и Дунстана, архиепископа Кентерберийского. Оба были действующими умелыми кузнецами и ювелирами, а также весьма значительными общественными деятелями, приближенными к королевским домам своих стран, Англии и будущей Франции.

 

Святой Элигий жил в 7-м веке и, помимо чисто церковной деятельности, прославился двумя «кузнечными» эпизодами. Так, однажды подковывая строптивую брыкающуюся лошадь (вроде бы одержимую бесом), он отрубил ей ногу, подковал и прирастил обратно без всяких осложнений. Отмечу, что в немецкой книге 15-го века, посвященной святым Косьме и Дамиану Аравийским, описывается как они также чудесно отрезали у больного гниющую ногу и вместо нее успешно прирастили ногу только что умершего мавра.

Другой случай-чудо Элигия еще более известен. Однажды во время его работы в кузнице бес очень уж назойливо мешал, явившись зримым образом… и святой схватил его клещами за нос. Этот эпизод вошел в легенды и фольклор разных народов. Например, такое же деяние приписывают и святому кузнецу Дунстану, покровителю музыкантов и оружейников, жившему в Англии в 10-м веке.

Интересно, что в фольклоре Руси божьи кузнецы Кузьма и Демьян подобным же образом, схватив клещами за язык, побеждали чудовищного змея-дракона. Впрочем, змеи-драконы и кузнецы это тема особая и весьма широкая, поэтому здесь я ее развивать не буду и лишь отмечу, что во всех известных мне легендах и мифах о противостоянии героев злу и хаосу кузнецы всегда оказывались на правильной стороне.

Итак, профессия кузнеца и опасна, и трудна, хотя на первый взгляд опасность не видна. Заниматься этим ремеслом всерьез стоит лишь тем, кто не убоится физических трудностей и избежит духовных опасностей. 

Мое итоговое мнение: кузнечное дело такое же призвание, как и поэзия, поэтому если можешь не писать стихи – не пиши, если можешь не ковать – не куй.

 

www.arhangelskie.com

Художественная ковка – Легенды о кузнецах

В славянских письменах сохранились сведения о божественных кузницах, самым древним из которых был Сварог – бог-кузнец, изобретатель металлов, покровитель семьи и ремесла. Вообще кузнецы у всех народов мира считались сверхъестественными существами, колдунами, чародеями. Люди видели, что кузнецы из какой-то красноватой земли (болотной железной руды) варили в небольших печах-домницах железо, а затем на глазах у всех выковывали ножи, сошники, топоры и другие, необходимые для труда и быта вещи. Одни кузнецы были благодетелями, другие злыми колдунами. И даже слово «ковать» тесно связано с «коварством», «кузнь» – с «кознь» (например, «строить козни» – т.е. хитрить, лукавить). Но чаще кузнецы «ковали счастье», а для девушек-невест – колечки и венцы и могли так же определять их судьбы.

На смену древнему богу Сварогу вместе с христианством пришли святые Кузьма и Демьян. Они вошли в русскую мифологию как покровители всех кузнецов, семьи и брака, изобретатели первого в мире плуга. В народе их называли бессребрениками, так как они ковали людям различные вещи, а денег не брали. Древние легенды рассказывают, как Кузьма и Демьян убили Змея, поедающего людей.

Легенда про Кузьму и Демьяна

«Когда-то давно, когда еще мало было людей, повадился в одну страну летать страшный Змей и брал себе по очереди людей на съедение. Дошла очередь до княжеской дочери. Бежит она мимо кузницы, где куют Кузьма и Демьян. Кузнецы спрятали ее в своей кузнице с железной дверью. Прилетело ужасное чудовище и стало требовать выдачи княжеской дочери. Кузнецы предложили Змею пролизать языком железную дверь, обещая посадить на язык его жертву. Змей пролизал дверь, а Кузьма схватил его раскаленными клещами за язык. Затем Змея запрягли в специально кованный для этого плуг и пропахали на нем огромную борозду («Змеев вал») от Днепра до самого Черного моря. Змей просил пить, когда на нем пахали, но пить ему не давали, а кормили солеными коржами. Когда Змей добрался до моря, то пил и пил, до тех пор, пока не лопнул». Кузьму и Демьяна почитают за то, что они уничтожили Змея.

Праздник в честь святых покровителей кузнецов Кузьмы и Демьяна приходился на 1 ноября и был обязательным для всех мастеров, работающих с металлом.

Легенда про царя Соломона

Легенда гласит, что после того, как величественный храм в Иерусалиме был построен, царь Соломон устроил праздник для строителей, повелев наградить всех и каждого. Даже свой изукрашенный драгоценными камнями трон, который был троном из тронов, он распорядился отдать лучшему из лучших, тому, кто больше всех сделал для этого храма.

Когда праздник достиг своей кульминации, царь сошел со своего трона и остановился тихо и скромно возле каменщиков, плотников, литейщиков, златокузнецов и серебряных дел мастеров, и резчиков по кости. Но не успел он оглядеться, как какой-то человек отделился от группы, взошел по лестнице, ведущей к трону и уселся на трон. Царь пришел в ярость. «По какому праву уселся ты на мой трон?» – грозно потребовал он ответа.

Вместо ответа рабочий указал на каменщиков. «Кто делал ваши инструменты?» «Кузнец»,- последовал ответ. «А ваши?» – и человек указал на плотников. «Кузнец», – вновь раздалось в ответ. И каждый, к кому он обращался с этим вопросом, соглашался,что инструменты для него сделал кузнец; фактически, кузнец изготовил все инструменты, которые понадобились людям, чтобы построить храм.

Так этот человек доказал, что именно он больше всех сделал для храма, и царь по справедливости отдал ему трон.

zarptitsa.ru

Кузнец

КУЗНЕЦ, одна из наиболее почитаемых профессий Древней Руси. Кузнечное ремесло считалось высшим умением, искусством, во многом связанным с помощью чудодейственных средств и нечистой силы. Согласно старинным поверьям, кузнецу в его работе помогает черт, он замешан в колдовстве и чародействе. Связанное с колдовством слово “козни” происходит от понятия “кузнец”.

В древнерусской языческой мифологии покровителем кузнецов был бог Сварог, который, в частности, в “Повести временных лет” отождествлялся с греческим богом-кузнецом Гефестом. Христианскими покровителями кузнецов были свв. Косма и Дамиан. 

Навыки изготовления и обработки материала ударами люди накопили в каменном веке. Оттуда были заимствованы в кузнечное дело, так как первые кузнецы били камнем по металлу, положенному на каменную наковальню. Главный материал для работы кузнеца — металлы: железо, (чугун, сталь), а также медь и ее сплавы (бронза…), свинец, благородные металлы. Но кузнецы используют и многие другие вещества и соединения, например, буру (натриевую соль борной кислоты). Это вещество при нагревании разлагается и полученные метабораты действует как флюс — растворяют окислы металла, чем способствуют кузнечной сварке нескольких частей в целое изделие. Использовали также толченый рог крупного рогатого скота для упрочнения (цементирования) железа, путем его науглероживания — введения в состав металла дополнительное количество углерода.

Это тигельный способ получения из железа стали. Металл вместе с карбюризатором помещают в закрытый тигель и ставят в горн. Впрочем, нередко, кузнецы для сохранения престижности и таинственности своего ремесла, говорили что используют жабью слюну, комариный жир и другие странные ингредиенты. Иногда, в воду для охлаждения металла добавляли цветы или травы… Было ли в этом рациональное зерно сказать трудно. Но ведь лишь через столетия ученые поняли, для чего японские кузнецы-оружейники натирали клинки песком в определенных местах речных отмелей. Оказалось, так осуществлялось легирование (насыщение) стали молибденом (Mo), который река бережно собирала там.

Чистый молибден получил шведский химик Й. Я. Берцелиус лишь в в 1817 году, а его свойства были предсказаны немногим раньше, так что японцы методом проб и ошибок пришли к тому, чего европейские металлурги достигли лишь в XIX—XX вв. Также древние кузнецы научились улучшать свойства железа, убирая из него мягкое ковкое железо. Например, по так называемому Скифскому способу, заготовку нагревали и остужали в снегу. Затем, собирались небольшие чешуйки, которые насытились углеродом. По другому способу (кельтскому) железные опилки скармливались гусям. Кислота желудочного сока птиц растворяла мягкое железо, но не трогало сталь. Помет птиц собирали и сплавляли. Другие племена погружали заготовки в болотную воду, также богатую органическими кислотами.

Инструменты кузнеца

В кузнице можно обнаружить множество оборудования, инструментов и приспособлений. К основному (обязательному) оборудованию относят температуро-задающее: горн (устройство для нагрева заготовок) и емкость с водой (для охлаждения). Сюда же следует отнести большую (основную) наковальню. Кузнечный инструмент и приспособления для ручной ковки можно разделить на: основной — с помощью которого заготовке придают форму и размеры, соответствующие первоначальному замыслу (рисунку, эскизу, чертежу…). Различают опорный, ударный и вспомогательный.

Ударный: молоты (кувалды), молотки-ручники и различные фасонные молотки. Опорный: различные наковальни и шпераки. Вспомогательный: А) Различные виды клещей и захватов, приспособлений и средства малой механизации… Используют для захвата, поддержания и поворота заготовок во время ковки, а также для транспортирования их для выполнении других операций .

В общем все то, что контактирует с заготовкой, но не участвует в ковке (не касается наковальни, молота и рабочей зоны заготовки). Сюда же можно отнести тиски и различные устройства (воротки, ключи), применяемые, например, для торсирования (скручивания), гибочной плиты (стальные плиты с отверстиями, в которые по заданному рисунку и размерам вставляют стержни и по ним огибают горячую заготовку). Б) Зубила, кузнечные топоры, обсечки, подсечки, которыми разрубают (обрубают) заготовку для получения поковки требуемой длины. В) Пробойники (бородки), прошивки… Ими пробивают (просекают) в заготовке отверстия различной формы, и если требуется расширяют их. Облегчают и ускоряют работу кузнеца приспособления, которые можно разделить на: накладные, подкладные и парные. Накладные приспособления: Набойки и гладилки, пережимки, обжимки, раскатки… Их временно накладывают или устанавливают на поверхность заготовки и бьют молотом, чем приглаживают поверхности или наоборот, деформируют ее, для уменьшения толщины (всего профиля), создания утончений (кольцевых на круглых заготовках или канавок на пластинах)…

Подкладной инструмент: нижники, специальные приспособления и формы. Подкладывают между заготовкой и наковальней, после чего бьют по заготовке. Так изгибают или формируют профиль заготовки. Отдельно стоят гвоздильни, для ковки головок (шляпок) гвоздей, болтов и другого крепежного инструмента. Парный инструмент: состоит из пар двух предыдущих инструментов. Например, дает возможность из цилиндра сделать правильный многогранник.

Измерительные (мерные) устройства и приборы: циркули, измерительные циркули (со шкалами) и штангенциркули, не высокого класса точности калибры (пробки, кольца), железные линейки и рулетки, угломеры, лекала, трафареты и другие. Все они используются для контроля размеров и формы заготовки. Отдельно стоят различные пирометры, для измерения температуры обрабатываемой части заготовки и зоны горения горна.

Названы и классифицированы лишь главные инструменты, оборудование и устройства. Помимо них существует множество других, с помощью которых раньше кузнецы выполняли и массу специфических операций, в настоящее время полностью автоматизированных на промышленных предприятиях. Так для волочения (изготовления) проволоки использовали волочильные доски. Это стальные плиты с рядом калиброванных отверстий, диаметр которых увеличивающихся с заданным шагом. Кузнец брал заготовку (пруток), грел его по всей длине, ручником обрабатывал (сужал) один из краев, вставлял в отверстие доски, с другой стороны захватывал конец клещами и тянул заготовку сквозь отверстие. Тем самым он равномерно уменьшал диаметр заготовки и удлинял ее (вытяжка). Затем заготовку отпускали в горне и протягивали через следующее отверстие, меньшего диаметра.

Изделия

Кузнецы изготавливали огромное количество необходимых для существования человека предметов:

  • инструменты
  • оружие
  • подковы
  • строительные элементы
  • украшения и т. д.

С наступлением индустриализации ручное производство сменилось фабричным поточным. Современные кузнецы занимаются, как правило, ручной художественной ковкой и изготавливают штучные изделия[1]. В настоящее время термин также используется в значении рабочего кузнечно-прессового цеха (например, кузнец-штамповщик)

www.kefa.ru

Кузнец Википедия

Кузнец за работой

Кузне́ц — мастер, занимающийся обработкой металла.

Кузнечное ремесло

Главный материал для работы кузнеца — металлы: железо (сталь), а также медь и её сплавы (бронза…), свинец, благородные металлы. Кузнечное ремесло включает: свободную ковку, кузнечную сварку, литьё, горновую пайку медью, термическую обработку изделий и проч.

История

Медный век

Первыми металлами, освоенными людьми, были золото, серебро, медь и её сплавы. Это обусловлено существованием этих металлов в самородном виде, химической стойкостью и лёгкостью их обработки в холодном состоянии. Легкоплавкость меди сделала её первым металлом, выплавляемым человеком. Древнейшие находки медных изделий датируются VII тыс. до н. э. Это были украшения, выкованные из самородной меди (бусины, трубочки свёрнутые из расплющенных листков…). Затем появляется металлургическая медь и сплавы меди с другими металлами (независимо от состава, историками именуются бронзы). Именно сплавы (мышьяковистая, оловянная и другие бронзы), благодаря большей твёрдости и износоустойчивости, заняли первое место как технологический металл (материал орудий). Они же стали основой зарождающейся металлургии сплавов.

Рудные месторождения меди имеющие выход на поверхность не многочисленны. Места добычи меди, важные для развития древнего мира, располагались в Малой Азии, жители которой первыми овладели искусством добычи и выплавки меди. Так, в Египет, где месторождения медной руды ничтожны, её завозили с Синайского полуострова. Древние египтяне обозначали медь иероглифом «анх», обозначавшем вечную жизнь, планету Венеру и женский пол. Греческое название меди «халькос» образовано по названию главного города острова Эвбеи, на котором было месторождение, откуда древние греки впервые стали получать медь. Римское, а потом и латинское название металла «купрум» происходит от латинского названия острова Кипр (в свою очередь, происходящее от ассирийского «кипар» = медь). В основном медь выплавлялась на острове и экспортировалась в виде слитков, в форме растянутой бычьей шкуры. В страны, находившиеся близко, например Сирию, вывозили и руду. Об этом говорят находки руды в Рас-Шамре (происхождение подтверждают анализы).

Одним из районов, богатых медными рудами, были горы Кавказа, особенно Закавказье, где известно более четырёхсот древних месторождений меди. На базе месторождений в Закавказье в начале III тыс. до н. э. возникает собственный металлургический очаг. Уже с середины III тыс. до н. э. Кавказ снабжал своей металлургической продукцией степные племена Северного Причерноморья, Подонья и Поволжья и сохранял эту роль почти 1000 лет. Поэтому, первый период в истории металлургии Восточной Европы достаточно справедливо называют кавказским. Впрочем, существовали и другие центры, такие, например, как Доно — Донецкий регион, где существуют археологические свидетельства самостоятельного плавления меди племенами катакомбной культуры, из меднорудных месторождений Донецкого кряжа.

В основном, Медный век Восточной Европы возник на «привозном» материале. Медь для изделий, найденных на землях современных Беларуси, России и Украины имеют Балканское, Кавказское и южно-Уральское происхождение. Так находки медных изделий в протогородах трипольской культуры (Украина, Молдова) созданы из Балканской меди. Немало сырья получено племенами Восточной Европы из месторождений Джунгарского и Заилийского Алатау (современный Казахстан) и даже выработок в Саянах. Их везли с собой кочевые народы «Великой степи». Редко, но встречаются изделия из меди Скандинавских месторождений.

Говорить о кузнецах «медного века» не совсем корректно. Собственно кузнечную ковку для обработки использовали редко, чаще изделие отливали. Дело в том, что медь отлична по свойствам от железа. Если медный предмет нагреть и бросить в воду, он не станет твёрже (закалится), а станет мягче (отжиг или отпуск). Лишь со временем медь становится твёрже. Искусственный способ сделать режущий край медного изделия твёрже — наклёп (серия несильных ударов). Задолго до прихода славян в Восточную Европу древние народы Евразии освоили различные технологии литья: в открытую, а затем в закрытую форму, и наиболее развитую технику — литье по выплавляемым моделям. Большую часть изделий из меди изготавливали в «черновую» прямо на месте добычи. Например, на южном Урале нередки находки партий литых бронзовых серпов, подготовленных для дальнейшей продажи.

Собственно кузнечные (ударные) технологии для медных изделий в тот период в основном касались отделки — чеканка, гравировка, полировка или покрытия изделий (фрагментов) чернением, золотом или серебром… На переломе 2-3 тысячелетий появились сведения, корректирующие мнение об устоявшиеся представлениях истории металлургии Европы как периферии древневосточных цивилизаций. Основываясь на археологических исследованиях, проведенных до 2001 года на памятниках Подунавья (Румынии, Югославии и Болгарии и восточной Сербии), археометаллурги пришли к мнению, что цивилизация Винча (5500-4000 до н. э.) была знакома с добычей, выплавкой и обработкой меди до ближневосточных регионов. Источником металла были ранний энеолитские рудники, такие как «Рудна глава» (вблизи Майданпека) месторождение Беловоде и Белолице (около Петровца на Млаве)… Возможно, здесь колыбель европейской металлургии.

Железный век

Человек знал железо (Fe) очень давно, но это было метеоритное железо. В 1818 году полярная экспедиция англичанина Дж. Росса нашла большой железный метеорит на берегу бухты Melville Bay (Мелвилл-Бей) на северо-востоке Гренландии. В конце 19 века одна из экспедиций Роберта Пири на север Гренландии (вблизи мыса Йорк) нашла огромный железный метеорит (вес около 34 тонн). От этих «небесных камней» эскимосы много лет отделяли небольшие куски железа и делали из них ножи и наконечники гарпунов и другие орудия труда. Древние летописи говорят об оружии из «металла неба», которое принадлежало героям или полководцам. Изделия из метеоритного железа легко отличить по высокому содержанию никеля. Но этот ресурс не удовлетворял потребности человечества.

Приблизительно в 1200 году до нашей эры наступил «Железный век» — человек перешагнул барьер температур и научился получать железо из руд. Открытый огонь (пламя костра) может дать температуру 600—700˚С. В замкнутом гончарном горне получают температуры 800—1000 ˚С., и уже есть вероятность получения зерен чистого металла. Лишь в сыродутной печи можно обеспечить температуру до 1100—1300˚С. и уверенно получают восстановленное железо. Зерна металла оказываются вкрапленными в губчатую массу окислов и шлаков (крицу). Это не было для древних плавильщиков неожиданностью — расплавленная медь отличается активным газопоглощением, поэтому отливки из неё также получаются губчатые, пористые и требуют дальнейшей проковки. Потому, остывшую крицу железа дробят, отбирают куски с металлом и снова проковывают. Лишь в печах особой конструкции (с интенсивным наддувом) металл плавится и стекает в нижнюю часть горна, так что шлаки всплывают на нём. Такая технология приводит к науглероживанию железа и получению чугуна, который не поддается кузнечной ковке.

Традиционно, открытие выплавки железа из руд приписывают малоазиатскому народу халибов, потому греческое название железа (стали) Χάλυβας происходит от этого народа. Аристотель оставил описание «халибского» процесса получения железа, от обогащения флотацией породы до выплавки с использованием неких добавок (флюс? легирование?). Из текста следует, что полученный металл был серебристого цвета и не ржавел! Действительно, первые образцы железа земного происхождения обнаружены на Ближнем Востоке в виде небольших бесформенных комков (Че-гер-Бозер, Ирак) и датируются 3000 годом до нашей эры. К наиболее древним железным изделиям можно отнести также два предмета, найденные при раскопках в Египте: один в пирамиде, построенной 2900 лет до нашей эры, а другой — в Абидосе в могильнике, сооруженном лет на 300 позднее.

По мнению учёных, металлургия возникла самостоятельно в ряде мест земного шара — различные народы осваивали её в разное время. Этому способствовало гораздо большее распространение железосодержащих соединений, чем медьсодержащих. Так повсеместно различными народами был освоен процесс получения железа из «луговых» руд. Это сырьё — рыхлые, пористые образования, состоящие главным образом из лимонита с примесью гидратов окиси железа, песка (глины) с фосфорной, гумусовой и кремневой кислотами. Образуется подпочвенными водами с участием микроорганизмов в топях и на влажных лугах. Благодаря биологической составляющей это сырьё постоянно возобновляется и для местных потребностей такой источник в начальный этап развития железного производства был «неисчерпаемым» и распространённым.

Выплавка и обработка железа

Многие кузнецы покупали у плавильщиков готовый металл, который могли плавить, заливать в форму, штамповать, волочить, гнуть, скручивать, ковать, чеканить, сваривать в единое изделие (кузнечная сварка) и т. д. Все эти приёмы, как и железная металлургия, были известны различным народам (балтским, фино-угорским и тюркским) Восточной Европы задолго до появления славян. Знали и обрабатывали железо многие народы азиатской части бывшего СССР. Подковывание лошадей имеет отношение как к кузнечному делу, так и к ветеринарной ортопедии.

Ковка

Подробнее см.: ковка.

Ковка — основное техническое действие кузнеца. Она включает вытяжку, рубку, осадку, прошивку, гибку, торсирование (скручивание), отделку, насекание рисунка, набивку рельефа и фактуры, а кроме того, кузнечную сварку, литьё, горновую пайку медью, термическую обработку изделий и проч. Производится исключительно с нагретым металлом, что принципиально отличает кузнецов от слесарей, мастеров по холодной обработке металла. Первоначально, слово слесарь обозначало «замочный мастер», от немецкого замок (Schloss) или ключ (Schlüssel). В дальнейшем, до появления мастеров станочников, так называли всех мастеров, обрабатывающих металл холодным. Для примера, соединение отдельных деталей в единое изделие кузнецы и слесари могут осуществлять одним приёмом — клепкой, но ковка (кузнечная сварка) приём исключительно кузнечный, так же как пайка — слесарный.

Большое количество одинаковых фасонных изделий из металла может изготавливаться штамповкой, которая может быть горячей и холодной. Этот способ также относят как к кузнечному, так и слесарному делу.

Литье

Подробнее см.: литьё.

Инструменты

В кузнице можно обнаружить множество оборудования, инструментов и приспособлений. К основному (обязательному) оборудованию относят температуро-задающее: горн (устройство для нагрева заготовок) и ёмкость с водой (для охлаждения). Сюда же следует отнести большую (основную) наковальню. Кузнечный инструмент и приспособления для ручной ковки можно разделить на: основной — с помощью которого заготовке придают форму и размеры, соответствующие первоначальному замыслу (рисунку, эскизу, чертежу…). Различают опорный, ударный и вспомогательный. Ударный: молоты (кувалды), молотки-ручники и различные фасонные молотки. Опорный: различные наковальни и шпераки. Вспомогательный: А) Различные виды клещей и захватов, приспособлений и средства малой механизации… Используют для захвата, поддержания и поворота заготовок во время ковки, а также для транспортирования их для выполнении других операций В общем все то, что контактирует с заготовкой, но не участвует в ковке (не касается наковальни, молота и рабочей зоны заготовки). Сюда же можно отнести тиски и различные устройства (воротки, ключи), применяемые, например, для торсирования (скручивания), гибочной плиты (стальные плиты с отверстиями, в которые по заданному рисунку и размерам вставляют стержни и по ним огибают горячую заготовку). Б) Зубила, кузнечные топоры, обсечки, подсечки, которыми разрубают (обрубают) заготовку для получения поковки требуемой длины. В) Пробойники (бородки), прошивки… Ими пробивают (просекают) в заготовке отверстия различной формы, и если требуется расширяют их. Облегчают и ускоряют работу кузнеца приспособления, которые можно разделить на: накладные, подкладные и парные. Накладные приспособления: Набойки и гладилки, пережимки, обжимки, раскатки… Их временно накладывают или устанавливают на поверхность заготовки и бьют молотом, чем приглаживают поверхности или наоборот, деформируют её, для уменьшения толщины (всего профиля), создания утончений (кольцевых на круглых заготовках или канавок на пластинах)…

Подкладной инструмент: нижники, специальные приспособления и формы. Подкладывают между заготовкой и наковальней, после чего бьют по заготовке. Так изгибают или формируют профиль заготовки. Отдельно стоят гвоздильни, для ковки головок (шляпок) гвоздей, болтов и другого крепежного инструмента. Парный инструмент: состоит из пар двух предыдущих инструментов. Например, дает возможность из цилиндра сделать правильный многогранник.

Измерительные (мерные) устройства и приборы: циркули, измерительные циркули (со шкалами) и штангенциркули, не высокого класса точности калибры (пробки, кольца), железные линейки и рулетки, угломеры, лекала, трафареты и другие. Все они используются для контроля размеров и формы заготовки. Отдельно стоят различные пирометры, для измерения температуры обрабатываемой части заготовки и зоны горения горна.

Названы и классифицированы лишь главные инструменты, оборудование и устройства. Помимо них существует множество других, с помощью которых раньше кузнецы выполняли и массу специфических операций, в настоящее время полностью автоматизированных на промышленных предприятиях. Так для волочения (изготовления) проволоки использовали волочильные доски. Это стальные плиты с рядом калиброванных отверстий, диаметр которых увеличивающихся с заданным шагом. Кузнец брал заготовку (пруток), грел его по всей длине, ручником обрабатывал (сужал) один из краев, вставлял в отверстие доски, с другой стороны захватывал конец клещами и тянул заготовку сквозь отверстие. Тем самым он равномерно уменьшал диаметр заготовки и удлинял её (вытяжка). Затем заготовку отпускали в горне и протягивали через следующее отверстие, меньшего диаметра.

Изделия

Кузнецы изготавливали огромное количество необходимых для существования человека предметов:

  • инструменты
  • оружие
  • подковы
  • строительные элементы
  • украшения и т. д.

С наступлением индустриализации ручное производство сменилось фабричным поточным. Современные кузнецы занимаются, как правило, ручной художественной ковкой и изготавливают штучные изделия[1]. В настоящее время термин также используется в значении рабочего кузнечно-прессового цеха (например, «кузнец-штамповщик»)

Архетипичность кузнеца

Кузнец выковывает меч.

Кузнечное ремесло — одно из древнейших. Кузнец раньше, чем прочие мастера, должен был бросить заниматься другими делами (например, одновременно пахать, тачать, заниматься натуральным хозяйством и так далее) и полностью сосредоточиться на своём занятии, требующем достаточно сложных технологических процессов. Прочим крестьянам (или кочевникам) это было не всегда понятно и казалось загадочным. Вдобавок, из-за опасности возгорания кузнецы обычно поселялись на отшибе, что порождало дополнительную загадочность. Поэтому кузнецы часто считались шаманами, позже — колдунами, связанными с дьяволом, тёмными силами (ср. аналогичное отношение к мельникам, которые тоже селились отдельно и имели дело с техникой). См. этимологию русских слов «коварство» (однокоренного со словом «ковать»; ср. чешск. kovářstvo = кузнечество; напр., книга Pleiner R. «Stare evropske kovářství». — Praha, 1962.) и «козни» (однокоренного со словом «кузнец»)[источник не указан 2489 дней].

В русских деревнях считалось, что кузнец может не только выковать плуг или меч, но и врачевать болезни, устраивать свадьбы, ворожить, отгонять нечистую силу от деревни. В эпических сказаниях именно кузнец победил Змея Горыныча, приковав его за язык.

В «допетровской» России казенные кузнецы были служилыми людьми «по прибору» и получали из государственной казны денежное жалование. В слободских казацких полках кузнецы были нестроевыми казаками-«подпомощниками» и принимали участие в походах. В кавалерийских частях и конной артиллерии российской армии и РККА, вплоть до середины XX века так же существовали штатные должности кузнецов.

Из-за того, что кузнецы раньше прочих выделились из общей массы народа, и из-за того, что обычно кузнец был уважаемым, достаточно обеспеченным человеком, одна из самых распространённых фамилий в мире основана на этой профессии — общерусская фамилия Кузнецов, а также Коваль, Ковалёв, Ковальчук, Коваленко, Ковалюк (укр.), Ковальский, Ковальчик (польск.), Смит (англ.), Шмидт (нем.), Лефевр, Ферран (фр.), Эрреро (исп.), Дарбинян (арм.), Мчедлидзе (груз.), Чкадуа (мегр.), Ажиба (абх.), Сепп (эст.), Сеппенен (фин.) и так далее.

Кузнец в мифологии, религии и литературе

В мифах древних цивилизаций бог-кузнец появляется как демиург, устроитель миропорядка, инициатор возникновения ремёсел. Часто он — либо громовержец, либо связан с ним (например, куёт молнии), а ещё с Солнцем. Ему может быть присуща хромота, кривизна, горбатость и т. п. — в древних племенах в ученики кузнецам отдавали ущербных мальчиков, которые не могли стать полноценными охотниками или воинами. В древности кузнецам могли нарочно повреждать ноги, чтобы они не смогли убежать и присоединиться к чужому племени. В итоге они становились «мастерами-жрецами», связанными с тайным знанием, не только ремесла, но и религиозным (отсюда особый ум героев-кузнецов). В некоторых племенах кузнецы смыкаются с царями. Владение кузнечным ремеслом приписывалось и мифическим карликам, гномам, циклопам и т. д. В мифах кузнец часто — культурный герой.

Диего Веласкес. Кузница Вулкана
Античные персонажи
  • Гефест — древнегреческий бог кузнечного ремесла, первый бог-мастер
  • Вулкан — древнеримский бог кузнечного ремесла, отождествлявшийся с Гефестом
  • Сефланс — этрусское божество подземного огня, бог-кузнец, соответствует римскому Вулкану
  • Тельхины
Кельтские и скандинавские персонажи
  • Гоибниу — кельтский бог-кузнец, чьё имя даже происходит от слова «кузнец».
  • Гофаннон — аналог Гоибниу у валлийцев
  • Тор — скандинавский бог-громовержец
  • Велунд (Вёлунд, Weyland) — кузнец в скандинавской мифологии, персонаж «Песни о Велунде» в «Старшей Эдде». В артуровском цикле легенд ему приписывается создание меча Эскалибура. В германских легендах с наступлением христианства прекратил быть божеством и стал именем Сатаны (в немецком произношении «Воланд») — см. персонаж «Фауста» Гете, откуда он перекочевал в «Мастера и Маргариту» Булгакова. Хромота Сатаны имеет те же корни, что хромота Гефеста
  • Мимир — гном-кузнец, учивший Зигфрида (также сына кузнеца)
  • ирландский кузнец Куланн, чью собаку убил Кухулин
  • Кальвис — бог-кузнец прибалтийской мифологии, «выковавший» Солнце, как и финский бог Илмаринен (см. «Калевала»), финно-угорский Ильмарине, карельский Ильмойллин и удмуртский бог Инмар, также Телявель
Славянские персонажи
  • восточнославянский Кий
  • Перун — древнеславянский бог-громовержец
  • Сварог — древнеславянский бог-кузнец (?)
Азиатские персонажи
  • Хасамиль — бог хатти
  • Таргитай — бог скифов
  • Вишвакарман — индуистский бог
  • Тваштар — божественный кузнец, демон-асур индийской мифологии
  • кузнецы Шьашвы, Айнар и Тлепш в абхазской мифологии (см. нартский эпос). Также Пхьармат
  • Амиран
  • Пиркуши — кузнец грузинской мифологии
  • Кава — в персидском эпосе «Шахнаме» герой-кузнец, поднявший восстание против тирана Заххака. Ему посвящено стихотворение Хлебникова «Кавэ-кузнец»
  • Кусар-и-Хусас — в западносемитской мифологии помогавший Балу
  • Амацумара — японский бог-кузнец, создавший зеркало, которым нужно выманить Аматэрасу
  • Сумаоро у мандингов в Африке, Сундьята. Способен становиться невидимым, одно из качеств божественных кузнецов и создаваемых ими предметов.
  • Курдалагон — божественный кузнец в осетинском варианте нартского эпоса. Закалил чудо-богатыря Батрадза.
Библейские, христианские, фольклорные и литературные персонажи
  • библейский Каин, убийца пастуха Авеля, по одной из апокрифических версий был кузнецом. Имеет физический недостаток — т. н. «каинова печать», которой его пометил Бог.
  • еврейский Тубал-Каин[2] (Тубалкаин, Фовел), кабир, «отец всех кузнецов», 7-е поколение от Каина. Кроме того, это имя используется в ритуале третьего градуса масонства. Потомок Каина в 6-м поколении.
  • кузнец св. Элигий, епископ Нуайонский, (ок. 588—660) — патрон золотых и серебряных мастеров и чеканщиков.
  • св. Дунстан, подковавший Сатану — покровитель кузнецов и ювелиров
  • Ильмаринен — персонаж карело-финского эпоса Калевала.
  • фольклорный богатырь Косьмодемьян (Кузьмодемьян)
  • кузнец Вакула, персонаж из гоголевских «Вечеров на хуторе близ Диканьки» — является сыном ведьмы Солохи и укрощает чёрта
  • хитроумный Левша, герой Лескова
  • Кузнец из Большого Вуттона — герой одноимённого произведения Толкина
  • Ауле — у Толкина третий по могуществу из Валар, кузнец Арды, в его компетенции твёрдая материя и ремесла; создатель гномов; учитель Нолдор, супруг Яванны Кементари.
  • Джейсон Ягг, сын нянюшки Ягг, второстепенный персонаж книг Терри Пратчетта. На протяжении нескольких поколений представители его семьи, кузнецы, подковывают лошадь Смерти.
  • Медведь-кузнец из «Котлована» Андрея Платонова.
  • Казак-кузнец Ипполит Шалый из романа Михаила Шолохова «Поднятая целина».

См. также

Примечания

Литература

Ссылки

wikiredia.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *