Лицей имени пушкина – Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение “Лицей имени А.С.Пушкина”

Царскосельский музей-лицей


Фото: А-Парк.рф

Когда-то на окраине Афин, близ храма Аполлона Ликейского, существовала школа, основанная великим философом прошлого Аристотелем. Она называлась Ликеем или Лицеем. 19 октября 1811 года учебное заведение под этим же названием открылось в Царском Селе, близ Петербурга. И, наверное, его создатели надеялись, что Царскосельский лицей в чем-то станет преемником знаменитой школы древности, о которой здесь, в Царском Селе, напоминала прекрасная парковая архитектура. Однако не только о мире вечного искусства говорила она. Парки хранили память о славных страницах русской истории – о боях Петра Великого, о победе русского оружия при Кагуле, Чесме, Морее.

 

История учреждения лицея

«Учреждение лицея имеет целью образование юношества, особенно предназначенного к важным частям службы государственной», – гласил первый пункт лицейского устава. Автор проекта создания лицея М. М. Сперанский видел в новом учебном заведении не только школу для подготовки образованных чиновников. Он хотел, чтобы лицей воспитал людей, способных претворить в жизнь намеченные планы преобразования Российского государства. Широчайшие знания, умение мыслить и стремление трудиться для блага России – вот качества, которыми должны были отличаться выпускники нового учебного заведения. Не случайно в новой программной речи, обращенной к воспитанникам в день торжественного открытия, адъюнкт-профессор нравственных и политических наук Александр Петрович Куницын говорил об обязанностях гражданина, о любви к Отечеству и долге перед ним. На всю жизнь запомнились мальчикам слова: «Любовь к славе и Отечеству должны быть вашими руководителями».

 

По уставу в лицей принимались дети дворян в возрасте 10-12 лет. Одновременно в учебном заведении могли воспитываться не более 50 человек. На первый, пушкинский курс, было принято 30 учеников. Обучение длилось шесть лет и приравнивалось к университетскому. Первые три года – так называемый начальный курс – изучались предметы старших классов гимназии. Три последующие года – окончательный курс – содержал основные предметы трех факультетов университета: словесного, нравственно-политического и физико-математического. Обширная программа гармонично соединяла гуманитарные и точные науки, давала энциклопедические знания. Большое место отводилось наукам «нравственным», под которыми, как гласил лицейский устав, «…разумеются все те познания, которые относятся к нравственному положению человека в обществе, и, следовательно, понятия об устройстве гражданских обществ, и о правах и обязанностях, отсюда возникающих».

 

Традиции образования в лицеи

Одна из главных задач лицейского образования – развить умственные способности, научить воспитанников самостоятельно мыслить. «Основное правило доброй методы или способа учения, – подчеркивалось в лицейском уставе, – состоит в том, чтобы не затемнять ума детей пространными изъяснениями, а возбуждать собственное его действие». Важнейшее место в программе обучения отводилось глубокому изучению российской истории. Развитие патриотических чувств тесно связывалось со знанием родной страны, ее прошлого, настоящего, будущего.

 

Большое внимание уделялось изучению жизнеописаний великих людей – считалось, что исторические примеры помогут самовоспитанию личности, научат великому служению Отечеству. При составлении учебной программы были учтены возрастные особенности воспитанников. В первый год, когда мальчикам было 10-12 лет, много времени отводилось на изучение языков: российского, французского, латинского и немецкого. Бывали дни, когда учащиеся были обязаны между собой говорить на каком-либо иностранном языке.

 

Лицей был закрытым воспитательным учебным заведением. Распорядок жизни здесь был строго регламентирован. Вставали воспитанники в шесть часов утра. В течение седьмого часа нужно было одеться, умыться, помолиться и повторить уроки. В семь часов начинались занятия, продолжавшиеся два часа.

 

В десятом часу лицеисты завтракали и совершали небольшую прогулку, после чего возвращались в класс, где занимались еще два часа. В двенадцать отправлялись на прогулку, по окончании которой повторяли уроки. Во втором часу обедали. После обеда – три часа занятий. В шестом – прогулка и гимнастические упражнения.

 

Занимались воспитанники в общей сложности семь часов в день. Часы занятий чередовались с отдыхом и прогулками. Прогулки совершались в любую погоду в Царскосельском саду. Отдых воспитанников – это занятия изящными искусствами и гимнастическими упражнениями. Среди физических упражнений в то время особенно популярны были плавание, верховая езда, фехтование, зимой – катание на коньках. Предметы, способствующие эстетическому развитию, – рисование, чистописание, музыка, пение – и сейчас есть в программе средней школы.

 

В будущих государственных деятелях старались развить чувство собственного достоинства и уважения к личности другого человека. Им внушали, что «все воспитанники равны … а потому никто не может презирать других или гордиться перед прочими чем бы то ни было»; что преподавателям и гувернерам нужно всегда говорить правду, «ибо лгать начальнику – значит не уважать его». Запрещалось кричать на дядек или бранить их. В лицее не было телесных наказаний и казенной муштры. У каждого воспитанника была отдельная комната. В первые годы обучения оценок в лицее не ставили. Вместо этого профессора регулярно составляли характеристики, в которых анализировали природные наклонности ученика, его поведение, прилежание, успехи. Считалось, что подробная характеристика помогала работе с учеником лучше, чем однозначная оценка.

 

Воспитанники лицея никогда не были праздны. Здесь все было направленно на развитие умственных интересов, поощрялось всякое стремление к знаниям. Так, например, Алексей Илличевский собирал материалы к биографиям великих людей России, а Вильгельм Кюхельбекер составлял словарь, содержащий выписки из произведений близких ему по духу писателей-философов.

 

Воспитанники много читали. «Мы мало учились в классах, но много в чтении и в беседе при беспрестанном трении умов», – вспоминал Модест Корф. Пополнение библиотеки было постоянной заботой совета лицейских профессоров. В письме к Павлу Фуссу, отвечая на вопрос, доходят ли до лицея новые книги, Алексей Илличевский размышляет о пользе чтения: «Достигают ли до нашего уединения вновь выходящие книги? – спрашиваешь ты меня. Можешь ли в этом сомневаться?.. Никогда! Чтение питает душу, образует разум, развивает способности…» 

 

Своих современников – русских писателей и поэтов – лицеисты знали не только по их сочинениям. Интересно свидетельство Илличевского из письма к тому же Фуссу: «…до самого вступления в лицей я не видел ни одного писателя, но в Лицее видел я Дмитриева, Державина, Жуковского, Батюшкова, Василия Пушкина и Хвостова; еще забыл: Нелединского, Кутузова, Дашкова». Профессор российской и латинской словесности Николай Федорович Кошанский считал основой литературного образования умение писать, сочинять и с одобрением относился к стихотворным опытам своих воспитанников. Нередко на уроках он предлагал писать стихи на заданую тему. «Как теперь вижу тот послеобеденный класс Кошанского, – вспоминал позднее Иван Пущин, – когда, окончив лекцию несколько раньше урочного часа, профессор сказал: «Теперь, господа, будем пробовать перья: опишите мне, пожалуйста, розу стихами».

 

Одно из любимых занятий лицеистов – собрания, на которых каждый обязан был что-нибудь рассказать – выдуманное или прочитанное. Постепенно запас стихов, рассказов, эпиграмм увеличивался, и их записывали. Создавались рукописные журналы, и росли лицейские поэты, дружески соревнуясь между собой. А с 1814 года их поэтические опыты стали появляться на страницах российских журналов.

 

Известные ученики лицея

В ту пору учащиеся многих учебных заведений имели свои девизы, но вряд ли у кого из них был девиз более гуманнее и благороднее, чем тот, который избрали лицеисты пушкинского курса, – «Для Общей Пользы». Жить «Для Общей Пользы» учили директора лицея – Василий Федорович Малиновский и Егор Антонович Энгельгардт, лучшие профессора и преподаватели. В течение 32 лет существования Императорского лицея в Царском Селе (с 1811 по 1843 годы) это привилегированное учебное заведение окончили 286 человек. В его стенах в разное время учились: выдающийся писатель-сатирик М. Е. Салтыков-Щедрин, поэт Л. А. Мей, организатор общества социалистов-утопистов М. В. Буташевич-Петрашевский, философ, историк Н. Я. Данилевский, составитель «Словаря русского языка» академик Я. К. Грот. И все же славой своей лицей обязан прежде всего своим первенцам, выпуску, который вошел в отечественную историю именами поэта А. С. Пушкина, поэта, журналиста А. А. Дельвига, активного участника восстания 14 декабря 1825 года на Сенатской площади, одного из самых мужественных, стойких декабристов И. И. Пущина, поэта, декабриста В. К. Кюхельбекера, мореплавателя контр-адмирала Ф. Ф. Матюшкина, участника турецкой и персидской кампаний генерала В. Д. Вольховского, видного государственного деятеля, министра иностранных дел А. М. Горчакова.

  

Матюшкин Ф. Ф.                          Бакунин А. П.                                Вольховский В. Д.

  

Корсаков Н. А.                             Яковлев М. Л.                                Горчаков А. М.

  

Карамзин Н. М.                           Державин Г. Р.                              Малиновский В. Ф.

  

Энгельгардт Е. А.                        Пущин И. И.                                   Дельвиг А. А.

Интервью с нынешним директором лицея, Сергеем Некрасовым, читайте в разделе «Город в лицах».

Учебное заведение, создававшееся для подготовки государственных чиновников, благодаря широкой программе обучения, всестороннему развитию учащихся воспитало граждан России, прославившихся в самых разных областях государственной и общественной жизни, науки и культуры. Но самое главное, что вынесли воспитанники из стен этой школы, – это убеждение, что они должны жить, трудиться «Для Общей Пользы».

 

 

 

 

Редакция сайт Пушкин.ру 

pushkin.ru

Теоретический Лицей имени А. С. Пушкина

«Вот бы жить, как в оны дни –
Всем бы жить легко и смело,
Не высчитывать предела
Для бесстрашья и любви.

И, подобно лицеистам,
Собираться у огня
В октябре багрянолистом
Девятнадцатого дня»

  День 19 октября, и впрямь, выдался «багрянолистым», солнечным и по-настоящему радостным. В нашем лицее, как мечтал когда-то поэт и бард Юлий Ким, «собрались у огня» все лицеисты, чтобы отпраздновать очередной «лицея день заветный». Утром девятиклассники встречали своих старших собратьев по лицею и их учителей улыбками, музыкальными подарками, поздравлениями и дарили нагрудные эмблемы с изображением юного лицеиста Пушкина. На всех переменах из динамиков лилась музыка, на радость школьной малышне. А на большой перемене в школьном дворе весь лицей собрался на торжественную линейку. Заместитель директора лицея Анатолий Анатольевич Барган поздравил всех, кто по праву считает наш лицей своим, с очередным Днём Лицеиста и отметил, что для нас 2018 год является юбилейным: ровно 20 лет назад, осенью 1998 года, за парты сели первые десятиклассники-пушкинцы, впоследствии ставшие первыми выпускниками нашего лицея. Кульминацией линейки стало представление членов Совета Старшеклассников и торжественная клятва верности идеалам лицейского братства Президента Совета Старшеклассников одиннадцатиклассника Дениса Русу.

«Сегодня, с этого момента,
Где я ни окажусь,
Лицей и званье президента
Не запятнать – клянусь!
В труде, учёбе, повсеместно,
Всё то, за что берусь,
То будет выполнено честно
И грамотно – клянусь!»

  Денис произнёс эти слова, держа правую руку на Летописи лицея. Все, кто слушал клятву, поверили своему президенту: ведь за короткое время Совет Старшеклассников уже сумел организовать несколько интересных и полезных мероприятий. Одно из них состоялось в тот же день в актовом зале лицея – Посвящение в лицеисты.

  Каждый раз это событие вызывает неподдельный интерес: в лицейскую семью вливается «племя младое, незнакомое», от которого во многом зависит настоящее и будущее лицея. Праздник 19 октября доказал: новички не подведут! Испытания, подготовленные для них одиннадцатиклассниками, на этот раз оказались особенно ответственными. Через случайно открывшийся портал времени прямиком из царскосельского сада на сцену спустились лицеисты первого выпуска первого лицея: Иван Пущин, Вильгельм Кюхельбекер, Константин Данзас, Антон Дельвиг, Александр Горчаков и, конечно, Александр Пушкин! Они устроили десятиклассникам серьёзный экзамен по истории императорского царскосельского лицея. Новички блестяще ответили на довольно каверзные вопросы. Кроме того, они продемонстрировали свои артистические и прочие творческие таланты: Виктор Потынга виртуозно сыграл на аккордеоне известную композицию «Либертанго» композитора Пьяццолы, Максим Колесник подарил школьному музею исполненный им карандашный портрет юного Пушкина, девушки-десятиклассницы лихо сплясали танцевальную композицию в стиле модерн, Настя Белоус и Рената Кулибаба нежно и проникновенно спели «Вальс лицеистов». Украшением импровизированного бенефиса новичков стал грациозный «Хрустальный вальс», исполненный хореографической группой 10-12 классов. В заключение десятиклассники и одиннадцатиклассники дружно спели Гимн лицея. Им подпевал весь зал.

 

  

  Гости из 19 века стоя аплодировали лицейским талантам и, конечно же, вручили каждому десятикласснику сертификат о посвящении в лицеисты. И совсем неважно, что каждый присутствовавший в зале (даже самая юная зрительница – Тея Барган!) узнали исполнителей ролей Пушкина и его друзей – наших лицеистов Ваню Поклитаря, Никиту Чеботарёва, Артёма Иванникова, Влада Липсюка, Дениса Русу, Диму Браю. Волшебная атмосфера причастности к великому лицейскому братству запомнится десятиклассникам на всю жизнь. Значит, все те, кто приложил руку к организации праздника (члены Совета Старшеклассников, классные руководители 11х классов М.М. Жунку и Л.И. Сурду, преподаватель технологического воспитания А.Б. Яровая, заместитель директора по воспитательной работе С.Г. Бурдейная) трудились не зря. У лицея Пушкина есть красивое светлое будущее!

 

Больше фотографий

puskinfalesti.net

Теоретический лицей имени А.С.ПушкинаTeoretical liceum A.S.Pushkin

Историческая справка.

Русская 7-летняя школа в городе Резина была открыта в 1944 году, а с 1953 года получила статус средней школы. 20 августа 1956 года Резинская русская и молдавская школы были объединены (просуществовала до 1975 года). В соответствии с приказом Министерства Образования и Науки №30 от 03 сентября 1998 года в школе были открыты 2 лицейских класса с двумя профилями: физико-математическим, и истории и обществоведения. Решением Резинского районного консилиума №5/4 от 02 сентября 2003 года лицею присвоено имя А. С. Пушкина.

В лицее:

– классных аудиторий – 34;

в том числе кабинетов:

– физики – 2;

– химии – 1;

– биологии – 1;

– географии – 1;

– информатики – 2;

– музыки и ИЗО – 1;

– мастерские – 2;

– спортивный зал – 1;

– актовый зал – 1;

– библиотека с книжным фондом в 35 тыс. книг, в том числе 19 тысяч учебников.

Философия Лицея

  • создавать равные условия для саморазвития, самоутверждения и самореализации учащихся и педагогических кадров в повседневной деятельности;
  • обеспечить необходимый уровень качества образования по всем школьным дисциплинам, чтобы каждым учеником был достигнут стандарт, отвечающий требованиям общества.
  • Политика лицея: основывается на принципах гуманитаризации, доступности, адекватности, творчества и разнообразия, дальнейшей доработке и совершенствовании трехуровневой системы, обработке стандартов и системы дальнейшего развития лицейского образования; на разработке и внедрении новой концепции воспитательной работы, направленной на превращение лицея в реальное сообщество обучения демократии.

    Кто мы:

  • команда единомышленников в количестве 27 педагогов (21 женщина и 6 мужчин), расположенных к сотрудничеству и постоянному поиску.
  • Наши дидактические степени:

    – Высшая – 2;

    – первая – 9;

    – вторая – 16.

    Мы объединены в 4 кафедры: реального цикла, гуманитарного цикла, начальных классов и классных руководителей.

    Педагогический стаж:

    От 3 до 8 лет – 3;

    От 8 до 13 лет – 1;

    От 13 до 18 лет – 2;

    Свыше 18 лет – 21.

    В 2007-2008 учебном году обучалось 272 учащихся, объединенных в 17 комплектов-классов.

    Контакты

    Адрес: 5400, Р. Молдова, город Резина, бул. М. Еминеску, 4.
    
    Е-mail: [email protected]	
    
    Контактные телефоны:
    
    Главный менеджер – Карайван Анатолий Федорович – тел/факс  - 025422552
    
    Менеджер лицея – Гончар Ефимия Васильевна – тел. 025423230
    
    
    

    liceulpushkin.narod.ru

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение “Лицей имени А.С.Пушкина”

    Об образовательной организации
    Полное наименование организации: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение “Лицей имени А.С.Пушкина”
    Краткое наименование организации: МБОУ “Лицей имени А.С.Пушкина”
    Руководитель: Власова Галина Алексеевна
    Тип образовательной организации: Общеобразовательная
    Вид образовательной организации: Лицей
    Дата создания организации:27.06.1991

    Учредители образовательной организации
    администрация городского округа Семеновский Нижегородской области
    Телефоны: 8(83162)52474
    Сайт: http://www.semenov.nnov.ru
    E-Mail: [email protected]


    Место нахождения образовательной организации
    Адрес:606657, Российская Федерация, Приволжский федеральный округ, Нижегородская обл., Семеновский р-н, Семенов г., Заводская ул., д.1/5
    Карта:

    Режим и график работы
    Режим работы:Шестидневная учебная неделя. Занятия проводятся в первую смену.
    График работы:Пн. – Пт. с 8.00 до 19.00 Сб. с 8.00 до 17.00 Вс. – выходной день

    Контакты
    Описание организации

    Общеобразовательное учреждение (лицей)

    Все персональные данные размещены с согласия субъекта(ов) на обработку персональных данных
    Контент является обязательным к размещению
    Информация, содержащаяся в разделе «Сведения об образовательной организации», однозначно идентифицируются как обязательный к размещению контент

    semlicey.edusite.ru

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *