Логопед что делает – Консультация по логопедии (средняя группа) по теме: Консультация для родителей “Что делают логопеды?” | скачать бесплатно

Содержание

это кто и чем он занимается?

Логопед — это коррекционный педагог, занимающийся устранением речевых нарушений у детей и взрослых. Он не только «ставит» звуки. Такая работа (учитель-логопед) способствует развитию у детей внимания, зрительного и слухового восприятия. Специалист готовит к полноценной трудовой и общественной жизни ребят с различными отклонениями и нарушениями речи.

Почему у детей бывают отклонения речевого развития?

Для того чтобы маленький человек заговорил, нужны две главные вещи: социум и предметная деятельность. Причин того, что ребенок не говорит или говорит неправильно, может быть множество: от умственной отсталости, аутизма и до функциональной незрелости.

Сегодня более 40 % детей имеют те или иные проблемы с речью. Эта высшая функция общего психофизиологического развития ребенка совершенствуется в несколько этапов согласно временным нормам.

Существует множество книг для обучения родителей, подготовки их к рождению, воспитанию, правильному уходу за детьми. Главное, в этот период быть очень внимательными к своим малышам. С ребенком нужно разговаривать в таком объеме, который нужен ему для полноценного развития. Младенца нужно научить слушать обращенную к нему речь с самого первого дня жизни.

Очень важно обнаружить те или иные нарушения, и как можно раньше. Для этого существуют профилактические осмотры у врачей. Обычно в каждой детской поликлинике работает и логопед. Это специалист, который поможет решить любые проблемы, связанные с речевым развитием малыша.

Работа специалиста в детском саду

Логопед в ДОУ – это педагог, задача которого заключается в устранении тех или иных дефектов речи ребят. Основной целью деятельности учителя является организация правильной речевой деятельности детей с нарушениями. При этом к каждому малышу нужен индивидуальный подход. Существует огромное количество методик, позволяющих совершенствовать детскую речь. Учитель-логопед должен решить, как работать с конкретным воспитанником.

Выявление уровня формирования речи у детей дошкольного возраста

Речь считается выразительной, если для нее характерны сдержанность, точность (правильное изображение окружающей действительности), логичность, ясность, а также правильность, чистота. Одним из принципов дошкольного образования, отраженного в ФГОС, является реализация программы в формах, приемлемых для детей данной возрастной группы. Обучение должно проходить, прежде всего, в виде игры, познавательной и исследовательской деятельности, творческой активности.

Комплекс задач во всех образовательных областях включает по ФГОС: познавательное развитие, речевое развитие, художественное и физическое развитие.

Вся работа по формированию речи у детей дошкольного возраста проходит в три этапа:

  1. Подготовительный.
  2. Основной.
  3. Заключительный.

С детьми проводятся упражнения по развитию дикции, речевого дыхания, моторики. Выполняется разучивание стихов, этюдов. Огромное значение имеет также пение. Каждый логопед применяет и свои наработанные методики. Ребят с незначительными нарушениями речи по специальным программам в детском саду подготавливают к школе. В обычнм среднем учебном заведении логопед может проводить коррекционные занятия по исправлению дикции.

Тяжелые нарушения речи

С ребятами, которые имеют серьезные отклонения в речевом развитии, работает особый специалист. Кто такой логопед-дефектолог? Именно деятельность этого врача направлена на решение проблем, которые возникли у малыша. К тяжелым нарушениям речи относят:

  • алалию;
  • афазию;
  • некоторые тяжелые формы заикания.

Детьми с серьезными отклонениями занимаются специалисты в медицинских учреждениях по месту жительства.

Рассмотрим одно из наиболее сложных заболеваний. Алалия – поражение ЦНС в период внутриутробного развития. Чаще всего в коре головного мозга обнаруживается новообразование, но не всегда. В онтогенезе на первом этапе у ребенка появляется гуление. Это биологическое явление, характеризующиеся сливанием звуков.

Лепет – следующий этап в формировании речи. Гуление присуще всем новорожденным детям, даже если у ребенка отсутствует слух и зрение. Лепет наблюдается лишь в том случае, если у малыша имеется социально-коммуникативная среда. По лепету можно определить национальность, в нем есть интонация, ритм и звуки, присущие данному языку. Лепетные цепочки однородные и очень длинные. По мере развития ребенка лепет перерастает в понятную речь. Появляются согласные, прообразы слов, затем фразы.

Если малыш не издает звуков на протяжении нескольких месяцев, стоит обратиться за консультацией к врачу. В первую очередь обследует младенца логопед. Это обязательно! Ведь только так можно выявить серьезный недуг. Отсутствие лепета и гуления может свидетельствовать о развитии алалии.

Как правильно должна развиваться речь?

К году жизни у ребенка должны быть в речи фразы, а к двум годам – предложения. В три года большинство ребят уже умеют четко выражать свои мысли и желания. Если же в этом возрасте малыш молчит, паниковать не стоит. В чем проблема, сможет определить логопед. Это может быть всего лишь особенность развития конкретного человека. Однако и оставлять проблему без внимания не стоит.

Отставание в речи обязательно будет наблюдаться, если малыш испытывает недостаток общения. Часто такая проблема наблюдается у ребят, которые воспитываются в неблагополучных семьях. Важным фактором является также и психологическая обстановка. Нередко плохо разговаривают те ребята, родители которых проходят бракоразводный процесс. В любом случае причину отклонений в развитии сможет выявить лишь логопед. Кто это еще сделает, если не опытный специалист?

Что делает логопед в школе?

Как правило, все ребята, которые приходят на обучение в первый класс общеобразовательного учреждения, уже умеют достаточно хорошо разговаривать. Однако у некоторых малышей все же имеются некоторые проблемы. Ребята могут не выговаривать те или иные звуки, «глотать» окончания слов. У таких малышей в дальнейшем появляются проблемы с чтением и письмом, развиваются психологические комплексы. Родители к школьному возрасту детей уже знают, кто такой логопед и что он делает в образовательном учреждении.

К основным задачам школьного педагога является коррекция дефектов чтения и письма. Дополнительно выполняются следующие действия:

  • исправление произношения;
  • коррекция речевого слуха;
  • изучение навыков словообразования;
  • развитие грамматической речи.

Огромное значение имеет также развитие психологических процессов. Сюда можно отнести внимание, память, мышление. Ребенок должен не только разговаривать, но и думать правильно. На формирование элементарных учебных навыков также может повлиять школьный логопед. Это, в первую очередь, умение внимательно слушать педагога, правильно оценивать результат собственной работы, решать поставленные задачи.

Акватерапия в логопедии

Что делает логопед в ДОУ или общеобразовательном учреждении? Специалист способствует правильному развитию речи ребят. Для этого могут использоваться как проверенные временем, так и новые методики. Был проведен ряд исследований, которые показали, что вода положительно сказывается развитии речи и моторики малышей. Поэтому сегодня в логопедии широко применяется акватерапия. В своей работе специалисты учитывают возрастные, а также психологические характеристики детей. Не забывают логопеды и про элементарные правила гигиены.

Игры с водой способствуют развитию звукового восприятия, повышают жизненный тонус. Таким образом, малыши не только учатся правильно разговаривать, но также укрепляют свой иммунитет. В детских садах чаще всего проводятся групповые занятия. В поликлиниках логопеды работают с маленькими пациентами в индивидуальном порядке.

Игры с водой очень нравятся ребятам. Наиболее популярными в детских учреждениях являются такие занятия:

  • «Теплая? Холодная?»;
  • «Выжми губку»;
  • «Узнай букву на ощупь»;
  • «Двигай краба».

Занятия проводятся и с использованием специальной пластиковой емкости. В большинстве случаев используется вода комнатной температуры.

Занятия в домашних условиях

Если у ребенка наблюдаются проблемы с речью, без опытного специалиста не обойтись. Только квалифицированный врач сможет выявить причины заболевания и поможет их устранить. Однако и работа родителей в домашних условиях имеет огромное значение. Основным лекарством является простое человеческое общение. С ребенком нужно разговаривать обо всем, комментировать все действия. Кроме того, малыш должен плотно общаться со своими ровесниками. Не стоит пренебрегать ежедневными прогулками на детской площадке.

Пальчиковые игры отлично способствуют развитию речи ребят. В домашних условиях можно вместе с малышом перебирать гречку, делать аппликации с использованием бисера и бусин. Рисование – еще одно занятие, пользу которого сложно переоценить. Ребята, которые любят рисовать, прекрасно развиваются по всем показателям.

Подведем итог

Если наблюдаются те или иные проблемы в речевом развитии у ребенка, стоит незамедлительно обращаться к логопеду. Чем раньше удастся выявить недуг, тем больше шансов на удачный исход. Квалифицированный специалист-дефектолог сможет найти подход к любому ребенку. А родителям, в свою очередь, не стоит пренебрегать домашними занятиями.

fb.ru

что лечит этот врач? Когда обращаться и с какими болезнями?

Кто такой Логопед?

В область занятий врача логопеда входят процессы, которые связаны с нарушением речи у взрослых и детей. На сегодняшний день достаточно широко применяются самые разнообразные методы коррекции и другие процедуры.

 

Желательно начать лечиться у логопеда как можно раньше, поскольку по истечении времени исправить такие нарушения будет достаточно трудно.

Что входит в компетенцию врача Логопеда?

Основная задача логопеда – это оценить речь ребёнка и выявить некоторые дефекты, если они в ней имеются. Логопед должен оценить, нормально ли ребёнок разговаривает для его возраста, а также тот факт, достаточно ли много слов он выговаривает, правильно ли произносит те или иные звуки и так далее. Если к логопеду приходит ребёнок школьного возраста, то оцениваются такие приоритеты, как грамотное написание букв, слогов, а также их правильное чтение. Очень часто логопед приходит к необходимости оценки не только речевых способностей ребёнка.

Логопеду предстоит выяснять, насколько хорошо развивается образное мышление ребёнка, а также его ориентация в пространстве, умение красиво рисовать строить и создавать что-то новое. Логопед должен проследить за тем, чтобы ребёнок мог логически изъяснять свои мысли, а также играть в развивающие игры на достаточно высоком уровне.

В народе существует такое мнение, что логопед просто занимается постановкой звуков, но ведь это не совсем так, поскольку его работа заключается ещё и в том, чтобы развивать внимание и слуховое восприятие детей, кроме того, необходимо смотреть за тем, насколько хорошо дети воспринимают информацию визуально. Без всех этих особенностей проведение общего образовательного процесса для детей дошкольного и школьного возраста представляется просто невозможным. Логопед отвечает за то, чтобы у детей развивалась связная речь.

Логопед включает в специфику своей профессии не только педагогические и речевые навыки, но и психологию ребёнка. Также логопед должен владеть информацией об особенностях слуха и речи. Если он вдруг нашёл какое-либо отклонение в развитии ребёнка по сравнению с его сверстниками, то его задача – разобраться в причинах происходящего, а также решить, каким образом лучше всего помогать ребёнку в преодолении его трудностей.

Какими заболеваниями занимается Логопед?

В область задач хорошего врача логопеда входит множество направлений, которые связаны с нарушениями произношения звуков, нарушения ритма речи, расстройства, которые вызваны какими-либо переживаниями, заикание, недоразвитая речь или неправильный прикус. Поэтому лечение у этого врача рекомендуется начинать с относительно раннего возраста.

Какими органами занимается врач Логопед?

Логопед занимается коррекцией дефектов, которые вызваны неправильной речью.

Когда следует обращаться к Логопеду?

К логопеду следует обратиться в ряде случаев, например, если речь у ребёнка развивается поздно, если ребёнок не понимает речь, а также если ребёнок заикается. К основным признакам заикания у ребёнка могут быть отнесены судороги в мышцах лица, а именно – губ, языка и так далее. По характеру заикание имеет также свою классификацию, например, ребёнок может не усваивать какой-либо конкретный звук или слог, а также могут быть и более тяжёлые судороги, которые получили название тонические. Это получается тогда, когда ребёнок вовсе не может говорить и будто бы застывает на слове. Судороги могут носить и смешанный характер.

Есть и другие признаки заикания, например, двигательные уловки, то есть прежде чем начать разговаривать, ребёнок совершает какое-либо действие, например, постукивает рукой по столу и так далее. Есть и речевые уловки тогда, когда человек перед речью протягивает длительные звуки, а также может не один раз повторять одно и то же слово.

Личностные изменения у ребёнка

Зачастую дети, которые заикаются, стесняются своей речи и могут отказаться от общения даже с самыми близкими людьми, и в дальнейшем эта патология может затруднить жизнь человека в целом, например, выбор профессии, общение с противоположным полом и так далее. В результате самооценка ребёнка может быть снижена, но переживания могут быть непропорциональны степени заикания, и в этом случае страдает не только речь, но и личность человека.

Есть и ещё один признак заикания, который получил название логофобии. То есть ребёнок может терять дар речи во время публичного выступления, или в том случае, если на улице к нему обращается незнакомец.

Когда и какие анализы нужно делать?

При обращении к врачу логопеду проводится целый ряд обследований, которые направлены на работу речи с той целью. Чтобы выявить её дефекты.

Какие основные виды диагностики обычно проводит Логопед?

При обращении к этому врачу проводится обследование ребёнка, при этом выявляется степень его внимания, а также изучаются всевозможные дефекты речи.

ВИДЕО

Советы врача Логопеда

Учёные выявили следующую закономерность: как правило, если ребёнок имеет проблемы с речью, он плохо кушает. Для таких детей съесть целое яблоко представляет собой невозможную проблему, не говоря уже о том, чтобы съесть котлету. Это вызвано тем, что челюстные мышцы становятся крайне слабыми, и поэтому происходит задержка действия артикуляционного аппарата.

Поэтом в любом случае очень важно заставлять ребёнка жевать овощи, фрукты, а также хлеб с корочкой. Для того чтобы развивать мышцы шеи и языка, вам нужно показать ребёнку, как правильно полоскать рот. Не стоит забывать и о том, чтобы развивать мелкую моторику, то есть в любом случае малыш должен работать своими пальчиками, которые не слушаются. Если даже вы считаете, что нужно одеваться быстро, то это неправильно, даже если вам кажется это утомительным, в любом случае стоит позволить ребёнку самостоятельно завязывать шнурки, застёгивать пуговицы. Можно начинать такие тренировки не с собственной одежды, а с того, чтобы помочь нарядиться куклам.

Очень полезно купить для ребёнка пластилин и вместе с ним заниматься лепкой. Только нельзя оставлять его с этим занятием один на один, чтобы ему не пришло в голову попробовать шарик на вкус.
Очень многие мамы в течение долгого времени боятся доверить ребёнку ножницы, но если вы будете заниматься резкой вместе, то это будет на пользу вашему чаду, предоставляя возможность отличной тренировки для рук.

Звуки речи – как же они возникают?

Основным источником, безусловно, является струя из воздуха, которая поступает из лёгких через гортань или глотку наружу. Поэтому в первую очередь нужно показаться ребёнку, как правильно дышать, и только потом требовать, чтобы его речь была понятной. В случае нарушения этого самого речевого дыхания может ослабнуть и сама речь ребёнка, и кроме того, возникнуть и другие проблемы со здоровьем и развитием.

Такие дефекты дыхания могут являться следствием неправильного воспитания ребёнка. Обычно это происходит от дефицита внимания к речи деток со стороны взрослых.

Если у малыша имеется ослабленный вдох или выдох, то его речь является тихой, и если ему придётся произносить длинную фразу, то ребёнок может устать и утратить интерес ко всему процессу. Если расходовать воздух нерационально, то на протяжении длинной фразы придётся набирать воздух снова. Так, фраза может договариваться шёпотом, в итоге речь становится не очень членораздельной, и даже родителям трудно понять, что именно хотел сказать их ребёнок. Если ребёнок будет дышать неправильно. То также не сможет и расставлять логические паузы в своей речи.

Если вы только начинаете приступать к развитию речевого дыхания у ребёнка, то нужно следить за тем, чтобы выдох был относительно длительным и плавным, и при этом нужно, чтобы ребёнок мог контролировать время выдоха, чтобы набранный воздух мог расходоваться равномерно.

Также родители должны запомнить основные параметры правильного речевого выдоха, к которым относятся следующие: прежде чем выдыхать. Нужно сильно вдохнуть через нос, чтобы набрать воздух в лёгкие; выдох осуществляется плавно, и ни в коем случае не при помощи толчков; во время выдоха нельзя сжимать губы; воздух выходит через нос, а не через рот; выдыхать нужно до тех пор, пока воздух не израсходуется полностью. Во время пения нельзя заниматься добором воздуха при помощи небольших и частых вдохов.

Нужно помнить о том, что дыхательные упражнения могут относительно быстро утомлять ребёнка, поэтому рекомендуется рассчитать точное время для занятия этим делом. Такие игры необходимо чередовать и с другими занятиями.

Навигация по записям

nmedicine.net

Детский логопед – кто это и что лечит

Дефекты речи – это серьезная проблема, решением которой нужно начать заниматься как можно раньше. Если у вашего ребенка появились какие-либо отклонения в развитии устной речи, то помочь вам может детский логопед.

Этот специалист занимается различными нарушениями речи и проводит их эффективную коррекцию. Речевые отклонения у детей встречаются достаточно часто и возникают вследствие самых разнообразных причин. При первых признаках наличия у малыша дефектов речи, следует обратиться к опытному детскому логопеду, который поможет вашему ребенку говорить правильно.

В чем заключаются обязанности специалиста

Детский врач логопед проводит регулярные занятия с маленькими пациентами для того, чтобы исправить имеющиеся у них речевые отклонения. Существует множество методик, которые можно применять для того, чтобы воздействовать и корректировать нарушения детской речи. Для детского специалиста по коррекции речи очень важен индивидуальный подход к ребенку и умение его заинтересовать, поэтому он обладает всеми необходимыми педагогическими навыками и является хорошим психологом.

К детскому логопеду нужно обращаться для того, чтобы:

  • скорректировать картавость, шепелявость и другие нарушения в произношении звуков;
  • устранить заикание, гнусавость;
  • настроить нормальную звучность и ритм речи;
  • справиться с трудностями в чтении (дислексии).

Логопедическими проблемами занимается также такой специалист, как дефектолог. Однако он отличается от детского логопеда тем, что работает с пациентами, имеющими сопутствующее заболевание ЦНС, органов слуха, зрения или речевого аппарата, из-за которого возникли отклонения в устной речи, а также нарушилась способность к обучению и восприятию информации. 

Также логопед занимается с детьми с возраста трех лет и старше, тогда как консультация детского дефектолога может понадобиться и в младшем возрасте.

В каких случаях нужна помощь детского логопеда

Дефекты речи при регулярных занятиях с детским логопедом в большинстве случаев успешно поддаются коррекции, однако необходимо своевременно обратиться к специалисту, чтобы малыш не заучил неправильное произношение. Для ребенка логопед может оказаться полезным в случае появления следующих тревожных симптомов:

  • частые ошибки в произношении букв;
  • задержка речевого развития или скудный словарный запас по сравнению с возрастными нормами;
  • очень быстрая или слишком медленная речь малыша;
  • перенесенные ранее травмы или оперативные вмешательства в области ротоглотки;
  • нарушения чтения, которые родителям или педагогам в школе или детском саду не удается исправить самостоятельно.

Для школьника занятия с детским логопедом при наличии вышеперечисленных проблем необходимы, так как они серьезно ухудшают его успеваемость и сказываются на усвоении знаний. Опытный детский логопед избавит от неправильного произношения, научит ребенка правильно дышать и осознанно управлять своей речью. Он в доступной для малыша форме объяснит, как правильно формировать звуки, читать и придерживаться определенного темпа и звучности речи.

 

Особенности приема

Многих родителей интересует вопрос, с какого именно возраста следует заниматься коррекцией речевых дефектов у ребенка. Обращаться за помощью к логопеду не обязательно только перед подготовкой малыша к школе. Ребенку логопед нужен с возраста 2-3 лет, если у него имеются серьезные трудности с устной речью без наличия сопутствующей патологии. 

Однако если родители по каким-либо причинам не обратили внимания на эту проблему, то обратиться к детскому специалисту по коррекции речи можно и в старшем возрасте.

Занятие логопеда для ребенка 2 лет и старше проходит строго индивидуально, а его содержание зависит от особенностей конкретного ребенка. Детский логопед подбирает комплекс эффективных упражнений для устранения имеющихся речевых дефектов. Занятия со специалистом проходят в непринужденной, игровой форме, он должен поддерживать интерес к обучению у маленьких пациентов, что иногда бывает достаточно сложно из-за их неусидчивости и гиперактивности.

Родители детей, имеющих отклонения в речи, должны понимать, что обеспечив занятия с детским логопедом, они должны также заниматься с ребенком самостоятельно. Полученные на занятии навыки и знания должны постоянно закрепляться в повседневной жизни, таким образом, ребенок быстрее сможет запомнить правильное произношение. Занимайтесь с крохой дома и не стесняйтесь отвести малыша на консультацию к специалисту, так как это поможет ему обрести уверенность в себе и правильную речь. Чем раньше детский логопед начнет работу с ребенком, тем быстрее появится положительный результат.


ktovrach.ru

Логопед врач или педагог для развития речи ребенка и взрослого

 

Здравствуйте, дорогие читатели и подписчики блога!
Сегодня попытаемся разобраться в одном вопросе — логопед врач или педагог? Скорее всего, все помнят забавного персонажа из фильма «По семейным обстоятельствам», сыгранного Роланом Быковым. Наверное, мало вокруг какого специалиста ходит столько мифов, легенд и заблуждений, как вокруг логопеда. В этой статье попытаюсь развенчать мифы о логопедии и логопедах.

Загадочный специалист логопед

Эти мифы широко распространены и передаются из поколения в поколение. Для начала надо определиться, логопед — это кто?  Логопед — врач?  Многие так считают, ведь логопеды ходят в белых халатах, часто работают в поликлинике, многие видели такую табличку на двери. Однако это не совсем так, логопедов у нас готовят на дефектологических факультетах педагогических институтов.

В связи с этим  есть путаница в понятиях “логопед” и “дефектолог”, дело в том, что дефектолог — это и должность и образование. Дефектологи получают образование на дефектологических факультетах педагогических институтов, бывают дефектологи логопеды, олигофренопедагоги, сурдопедагоги и тифлопедагоги. Исходя из этого логопед тоже по образованию тоже дефектолог.

Логопед или дефектолог?

Что касается должности «дефектолог», например, в детских садах — то там, скорее всего, работают олигофренопедагоги. Вообще дефектолог – это немного устаревшее название, правильнее было бы называть в соответствии с современными тенденциями “коррекционный психолог”, дефектолог — он же и коррекционный педагог. И сразу отмечу, что логопед, как и любой дефектолог не лечит, он исправляет, его задача – коррекция, компенсация и адаптация.

И зачем он нужен?

Часто можно услышать такое мнение: «Зачем заниматься с логопедом, все равно рано или поздно ребенок заговорит?» Иногда даже теряешься оттого, что люди задают такие наивные вопросы. Если ребенок не говорит или говорит неправильно, то наверно есть для этого причина. Это один из самых распространенных мифов. Причин для плохой речи может быть тысяча и одна, и проблемы с нервной системой и дефекты в строении органов артикуляции… надо обследоваться у хороших специалистов.

Еще очень часто начинают уверять, что ребенок может, но … не хочет или балуется.  Тоже как-то не знаешь, как на это реагировать, мама сама пригласила специалиста выяснить причину, почему у ребенка плохая дикция, и когда начинаешь ей объяснять, она возражает, начинает обвинять ребенка в том, что ленивый, не старается хорошо говорить. Прежде, чем обращаться к специалисту, надо четко дать себе отчет, что причина вовсе не в лени.

Почему звуки не ставятся за 1-2 занятия?

Некоторые мамы слышали от других мам, как ребенку быстро поставили звук и требуют, что их ребенку тоже поставили звук за 1-2 занятия, если начинаешь их убеждать, что такое, конечно, бывает, но очень редко, но это не их случай, они считают, что логопед «разводит» их на деньги. У каждого ребенка свой темп развития, характер, темперамент. Я не стану утверждать, что не бывает недобросовестных логопедов, бывают всякие, и результат коррекции может быть разный, но часто не из вредности, не со зла.

А скорее по причине профессиональной деформации и эмоционального выгорания, люди порой работают на износ, как на конвейере.  В связи с этим еще развенчаю и миф о том что, если человек работает в муниципальном учреждении, и у него высокая категория, то он отличный специалист, ответственный, если что, можно прийти к нему на работу и высказать претензии. На самом деле такие логопеды работают с очень большим количеством детей, заполняют 15-20 видов документации, именно это подтверждает их «высокий уровень». Они не очень заинтересованы в конечном результате.

И не только коррекция произношения

Многие считают, что задача логопеда — только коррекция звуков, многие удивляются, когда узнают, что логопеды занимаются и развитием лексики, и грамматического строя, и  исправляют дефекты не только устной, но и письменной речи, а также могут быть репетиторами по русскому языку, поскольку их вторая специальность «учитель русского языка и литературы».

Некоторым родителям кажется, что нет ничего сложного в логопедии. Каждая мама, прочитав 2-3  книги по логопедии, считает себя вполне компетентной, может сама ставить звуки. На самом деле это большое заблуждение, и многие убеждаются в этом,  когда сталкиваются с трудностями. Получается не так, как написано в книге, звуки не ставятся, а иногда ставятся не правильно, очень частая ошибка, когда у ребенка закрепляется горловое «р».

Почему дети не могут сидеть спокойно на занятиях?

Мама считает, что ребенок должен заниматься сидя смирно за столом. Это конечно очень удобно, если ребенок сидит смирно за столом и выполняет все, о чем его просят, но так бывает далеко не всегда. Часто дети страдают разными неврологическими проблемами. Дети могут вертеться, крутиться, вставать, отвлекаться, часто это не говорит о неэффективности занятия. Либо ребенок не привык к систематическим занятиям либо он гиперактивный и ему трудно удерживать внимание длительное время. Можно заниматься на полу, давать ребенку немного поразмяться, маленькие физминутки на 5-10 минут.

Логопедические зонды

“Логопедические зонды опасны для здоровья”. Вовсе нет, вы можете заказать себе такой набор зондов. Если вам это по каким-то причинам кажется нецелесообразным, то можете заниматься с зондами самого логопеда, он вам предоставляет их бесплатно, вам достаточно их прокипятить, они сделаны из специальной медицинской нержавеющей стали.

Часто можно слышать такое от родителей ребенка:”Он будет заниматься,  если ему интересно “. Это не совсем правильная установка. Естественно, логопед делает все возможное и зависящее от него, чтобы занятия были интересны, но часто у детей с недостатками речи снижен познавательный интерес. И мотивировать ребенка должны родители, тем более они лучше знают, как его заинтересовать.

Как логопед диагностирует?

“Во время обследования логопед, прежде всего, оценивает уровень интеллекта ребенка”. Конечно, IQ тоже интересует логопеда, но главное для него — это состояние речи, дефекты произношения. Поэтому не надо переживать, если тестовые задания  вам покажутся либо слишком легкими, либо слишком сложными. Не надо отвечать за ребенка и уверять, что «он все знает»… логопед все-таки хочет послушать самого ребенка, посмотреть на его реакцию, поведение.

Родители очень часто полагают, что они «лучше знают», что надо для их ребенка, у них свое представление, как выглядит «правильный» логопед, как он должен заниматься с их ребенком. На самом деле специалист более компетентен, надо довериться профессионалу, нежелательно вмешиваться в учебный процесс. Лучше всего, если родители только отслеживают результат, наблюдают динамику развития ребенка.

Многие родители ездят с ребенком по разным центрам: медицинским, диагностическим… и потом свято верят диагнозам, которые им так поставили. И если специалист выскажет свое мнение, и его взгляд на проблемы ребенка расходится с мнением «центра», у родителей это часто вызывает протест и недоверие, многие сомневаются, что простой репетитор может более правильно и точно оценить состояние ребенка.

И совершенно напрасно. Очень часто у практика, непосредственно работающего с детьми, больше опыта, чем у кабинетных теоретиков. Конечно, можно прислушаться к их мнению, но ценнее все же будут мнение человека, наблюдавшего вашего ребенка некоторое продолжительное время, нежели мнение людей, видевших его один раз.

Регулярность занятий — секрет успеха

«Если пропустить занятие — ничего страшного, ведь мы же выполняем задания логопеда». На самом деле это широко распространенное заблуждение, что выполнение каких-либо заданий логопеда могут заменить занятия с самим специалистом. Очень часто бывает, что занятия по каким-либо причинам пропускаются: болезнь, день рождения, гости, поездки на дачу, праздники… Если была договоренность проведения занятий, например, в формате 2 раза в неделю, в месяц это получается 8-9 занятий.

А из-за пропусков получается в месяц, допустим, 5-6. За 3 месяца вместо 27 занятий получается всего 15. Но родители почему-то считают не по занятиям, а по месяцам и высказывать недовольство, мол «занимаемся уже 3 месяца, а результаты слабые». Доводы, что “много пропусков”, действуют слабо, мол «мы же занимаемся с ним дома».  То есть родители занимаются с ребенком дома САМИ, но претензии предъявляют почему-то к логопеду.

На этом заканчиваю статью. И хочу отметить, что логопед — не маг, у него нет волшебной палочки, взмахом которой решаются все проблемы, они решаются путем систематических, длительных занятий, совместными усилиями педагога, ребенка и родителей. Читайте статьи на блоги, подписывайтесь на обновления, размешайте материалы в соцсетях. делитесь своим опытом в комментариях.

 

 

 

 

marilina.ru

Что делают логопеды? – Документ

Что делают логопеды?

Широко распространено мнение о том, что логопеды только «ставят» звуки, т.е. исправляют неправильное произношение. Это не совсем так. Глобальной целью логопедического воздействия является развитие всей речевой системы в целом, а именно: развитие общей речевой активности, накопление словаря, развитие физического и речевого слуха, развитие грамматической стороны речи, обучение навыкам словообразования и словоизменения, развитие артикуляционной моторики, развитие связной речи и, наконец, коррекция произношения. В ходе работы попутно решается ряд дополнительных задач: развитие психических процессов (внимание, память, восприятие, мышление), формирование элементарных учебных навыков (уметь внимательно слушать преподавателя, целенаправленно и усидчиво выполнять поставленную задачу, адекватно оценивать результат своей работы и исправлять ошибки), формирование предпосылок обучения грамоте (обучение звуковому анализу слов, знакомство с понятиями «звук, слово, предложение», развитие мел­кой моторики и пространственной ориентировки),профилактика нарушений письма и чтения.

Когда и зачем нужны логопедические занятия?

Логопедические занятия необходимо начинать в дошкольном возрасте, когда коррекционная работа дает наилучшие результаты, ведь в 3-7 лет ребенок наиболее восприимчив к педагогическому воздействию, это сензитивный, т.е. наиболее благоприятный, соответствующий законам нормального развития ребенка период для овладения родным языком. Поэтому целесообразно обращаться к логопеду за консультацией и помощью именно в это время, чтобы он имел возможность плодотворно поработать и отправить ребенка в 1 класс с необходимыми речевыми навыками. В логопедической помощи нуждаются разные дети по разным причинам. Это зависит от характера нарушений речи. Если ребенок неправильно произносит отдельные звуки, как правило, [л] или [р], особый трагедии в этом нет — сейчас. Но позднее… Смогут ли родители дать гарантию, что такое отклонение от нормы не помешает ему в подростковом или старшем возрасте? А переучиваться во много раз сложнее. Если ребенок неправильно произносит некоторые звуки и вдобавок нарушен фонематический (речевой) слух, что не позволяет ему четко различать звуки родного языка, это может привести к нарушению чтения (дислексия) и письма (дисграфия) в школе. Можно пустить все на самотек, обеспечив ребенку плохую успеваемость по русскому языку, стрессы и т.д., а можно попробовать походить на занятия к логопеду с дошкольником, чем потом иметь проблемы со школьником. Есть еще более сложные нарушения речи, и легко представить себе на основании приведенных примеров, что ожидает таких детей, если отложить начало коррекционной работы до поступления в школу, не говоря уже о полном игнорировании проблем развития своего ребенка.

Следует сказать, что любое нарушение речевой деятельности может привести к неприятным последствиям. Например, нарушения фонематического слуха, артикуляционной моторики, слоговой структуры слова затрудняют изучение иностранных языков. Нарушение связной речи, неумение составить пересказ и рассказ приведут позднее к проблемам в изучении литературы, биологии, истории, географии, где тоже потребуются связные ответы и высказывания. Нарушение мелкой моторики (т.е. движений пальцев рук) повлечет за собой трудности в обучении письму, рисованию, труду.

Как проходят логопедические занятия?

Существует два вида занятий: фронтальные (с группой детей) и индивидуальные. Оптимальное количество детей на фронтальном занятии — 6 человек, дети одного возраста и с одинаковым типом нарушения, поскольку логопедическая работа строится с учетом дефекта и возраста ребенка. Мы различаем три основных вида нарушений речи у до­школьников: нарушение произношения отдельных звуков, или дислалия, — легкий вид, ФФН — фонетико-фонематиче-ские нарушения (нарушены произношение и речевой слух), ОНР — общее недоразвитие речи (нарушена вся речевая система: произношение, фонематический слух, слоговая структура, грамматика, связная речь). Общее недоразвитие речи имеет три уровня — от молчания и речи на уровне годовалого ребенка до проявления элементов ОНР (нарушения фонематического слуха и слоговой структуры речи). Для детей с дислалией достаточно 1—2 раз в неделю индивидуальных занятий с логопедом по развитию артикуляционной моторики, постановке и автоматизации звуков, выполнению домашних заданий. Занятия могут продолжаться от 3 до 9 месяцев.

Детям с ФФН можно посещать индивидуальные занятия 2-3 раза в неделю или сочетать фронтальные занятия с индивидуальными. В таком случае на индивидуальных занятиях логопед будет развивать артикуляционную моторику, ставить звуки и автоматизировать их, а на фронтальных — заниматься профилактикой дисграфии и дислексии, т.е. развивать фонематический слух, пространственную ориентировку и мелкую моторику, учить звуковому анализу и синтезу, закреплять правильное произношение отработанных на индивидуальных занятиях звуков и попутно расширять словарный запас, развивать внимание, мышление и память, учить правильно и красиво высказываться. Занятия могут продолжаться 6—9 месяцев.

Детям с ОНР только индивидуальных занятий мало, эффективнее сочетание фронтальных и индивидуальных занятий 3—4 раза в неделю. Как и в предыдущих случаях, на индивидуальных занятиях работа идет, в основном, по исправлению звукопроизношения, а также отрабатываются позиции, которые в индивидуальном порядке не удаются ребенку на фронтальных занятиях. Основными задачами фронтальных занятий являются, во-первых, накопление словаря и развитие лексико-грамматической структуры речи; во-вторых, развитие фонематического слуха и слоговой структуры слова; в-третьих, профилактика дисграфии и дислексии и, в-четвертых, развитие связной речи. Попутно логопед развивает эмоционально-волевую сферу, все психические процессы. Продолжительность занятий 1—2 года.

Когда родителям проявлять тревогу?

Наблюдали ли вы за детьми на детской площадке? Все они милы в своей непосредственности и вызывают улыбку. При этом удовольствие от общения получают не только малыши, но и их мамы. Они обсуждают детей, невольно сравнивают их, оставляя пальму первенства в гениальности за своим ребенком. Это нормально. Задача дефектолога – помочь родителям вовремя заметить, что с их ребенком «что-то не так», и вовремя обратиться за помощью или консультацией к специалисту. В каждом отдельном случае определяется продолжительность занятий, причем важно не пропустить тот возраст ребенка, когда коррекционная работа будет наиболее эффективной.

Родителям

Маленькие дети — маленькие проблемы. Стоит ли ждать больших?

Сроки первого обращения — разные. Можно принести к специалисту благодушного младенца и привести упирающегося второклассника. Чем серьезнее нарушение, тем раньше надо начинать его коррекцию. Серьезные нарушения физического и психического развития младенцев выявляют врачи (педиатр и невропатолог), поэтому родители не должны ставить под сомнение сам факт врачебного осмотра. В поликлинику лучше все-таки пойти, подавив в себе опасения подхватить какую-нибудь инфекцию. Забота о здоровье и развитии ребенка в этом возрасте лежит на плечах медицинских работников, а не педагогов.

Родители сразу заметят у малыша явное отклонение от нормы, а вот «небольшие мелочи», например, «серьезность, неулыбчивость» ребенка в 3—4 месяца при обязательном в это время «комплексе оживления» — эмоциональном реагировании на родителей, могут оказаться одним из симптомов различных нарушений: задержки психического развития, дефектов зрения или слуха. Так что восхищение мам и пап — «смотри, он меня узнал, гляди, как бьет ножками» — вполне обосновано. Чтобы заметить неблагополучие своего ребенка и уметь помочь ему, необходимо знать возрастные параметры нормального развития. О них можно прочитать в специальных книгах по возрастной психологии или в книгах с правилами по уходу за детьми младенческого, младшего дошкольного 1-3 лет и дошкольного 3-7 лет возраста. Родителям будет понятно, что и как должен делать ребенок в тот или иной период своего развития. И если они заметят какое-либо несоответствие между нормой и данными своего ребенка, то лучше сразу проконсультироваться со специалистами или хотя бы сделать себе пометку — для более позднего разговора с ними.

Хотим обратить внимание родителей на важность младенческого периода во всем дальнейшем процессе формирования личности ребенка. Как раз в это время закладываются основы правильного физического, умственного, речевого и эмоционального развития. Поэтому лучше раньше провести несколько сеансов массажа для снятия повышенного или пониженного тонуса мышц, ограничивающего необходимый объем движений младенца, следствием чего будет замедленное овладение навыками сидения, ползания, ходьбы, чем позднее расстраиваться из-за снижения темпа и качества умственного развития.

refdb.ru

Что делают логопеды?

Широко распространено мнение о том, что логопеды только «ста­вят» звуки, т.е. исправляют не­правильное произношение. Это не сов­сем так. Глобальной целью логопедиче­ского воздействия является развитие всей речевой системы в целом, а имен­но: развитие общей речевой активности, накопление словаря, развитие физичес­кого и речевого слуха, развитие грамма­тической стороны речи, обучение навы­кам словообразования и словоизмене­ния, развитие артикуляционной мотори­ки, развитие связной речи и, наконец, коррекция произношения. В ходе рабо­ты попутно решается ряд дополнитель­ных задач: развитие психических процес­сов (внимание, память, восприятие, мы­шление), формирование элементарных учебных навыков (уметь внимательно слушать преподавателя, целенаправлен­но и усидчиво выполнять поставленную задачу, адекватно оценивать результат своей работы и исправлять ошибки), формирование предпосылок обучения грамоте (обучение звуковому анализу слов, знакомство с понятиями «звук, слово, предложение» и др., развитие мел­кой моторики и пространственной ори­ентировки), профилактика нарушений письма и чтения.

Когда и зачем нужны логопедические занятия?

Логопедические занятия необходимо начинать в дошкольном возрасте, когда коррекционная работа дает наилучшие результаты, ведь в 3-7 лет ребенок наи­более восприимчив к педагогическому воздействию, это сензитивный (т.е. на­иболее благоприятный, соответствую­щий законам нормального развития ре­бенка) период для овладения родным языком. Поэтому целесообразно обра­щаться к логопеду за консультацией и помощью именно в это время, чтобы он имел возможность плодотворно порабо­тать и отправить ребенка в 1 класс с не­обходимыми речевыми навыками. В ло­гопедической помощи нуждаются раз­ные дети по разным причинам. Это за­висит от характера нарушений речи. Если ребенок неправильно произносит отдельные звуки, как правило, [л] или [р], особый трагедии в этом нет — сей­час. Но позднее… Смогут ли родители дать гарантию, что такое отклонение от нормы не помешает ему в подростковом или старшем возрасте? А переучиваться во много раз сложнее. Если ребенок не­правильно произносит некоторые звуки и вдобавок нарушен фонематический (речевой) слух, что не позволяет ему чет­ко различать звуки родного языка, это может привести к нарушению чтения (дислексия) и письма (дисграфия) в школе. Можно пустить все на самотек, обеспечив ребенку плохую успеваемость по русскому языку, стрессы и т.д., а мож­но попробовать походить на занятия к логопеду с дошкольником, чем потом иметь проблемы со школьником. Есть еще более сложные нарушения речи, и легко представить себе на основании приведенных примеров, что ожидает та­ких детей, если отложить начало коррекционной работы до поступления в шко­лу, не говоря уже о полном игнорирова­нии проблем развития своего ребенка.

Следует сказать, что любое нарушение речевой деятельности может привести к неприятным последствиям. Например, нарушения фонематического слуха, ар­тикуляционной моторики, слоговой структуры слова затрудняют изучение иностранных языков. Нарушение связной речи, неумение составить пересказ и рас­сказ приведут позднее к проблемам в изу­чении литературы, биологии, истории, ге­ографии, где тоже потребуются связные ответы и высказывания. Нарушение мел­кой моторики (т.е. движений пальцев рук) повлечет за собой трудности в обу­чении письму, рисованию, труду.

studfiles.net

Статья “Что делают логопеды”

“Что делают логопеды?”

Широко распространено мнение о том, что логопеды только “ставят” звуки, т.е. исправляют неправильное произношение. Это не совсем так. Глобальной целью логопедического воздействия является развитие всей речевой системы в целом, а именно: развитие общей речевой активности, накопление словаря, развитие физического и речевого слуха, развитие грамматической стороны речи, обучение навыкам словообразования и словоизменения, развитие артикуляционной моторики, развитие связной речи и, наконец, коррекция произношения. В ходе работы попутно решается ряд дополнительных задач: развитие психических процессов (внимание, память, восприятие, мышление), формирование элементарных учебных навыков (уметь внимательно слушать преподавателя, целенаправленно и усидчиво выполнять поставленную задачу, адекватно оценивать результат своей работы и исправлять ошибки), формирование предпосылок обучения грамоте (обучение звуковому анализу слов, знакомство с понятиями «звук, слово, предложение» и др., развитие мелкой моторики и пространственной ориентировки), профилактика нарушений письма и чтения.

Когда и зачем нужны логопедические занятия?

Логопедические занятия необходимо начинать в дошкольном возрасте, когда коррекционная работа дает наилучшие результаты, ведь в 3-7 лет ребенок наиболее восприимчив к педагогическому воздействию, это сензитивный (т.е. наиболее благоприятный, соответствующий законам нормального развития ребенка) период для овладения родным языком. Поэтому целесообразно обращаться к логопеду за консультацией и помощью именно в это время, чтобы он имел возможность плодотворно поработать и отправить ребенка в 1 класс с необходимыми речевыми навыками. В логопедической помощи нуждаются разные дети по разным причинам. Это зависит от характера нарушений речи. Если ребенок неправильно произносит отдельные звуки, как правило, [л] или [р], особой трагедии в этом нет – сейчас. Но позднее… Смогут ли родители дать гарантию, что такое отклонение от нормы не помешает ему в подростковом или старшем возрасте? А переучиваться во много раз сложнее. Если ребенок неправильно произносит некоторые звуки и вдобавок нарушен фонематический (речевой) слух, что не позволяет ему четко различать звуки родного языка, это может привести к нарушению чтения (дислексия) и письма (дисграфия) в школе. Можно пустить все на самотек, обеспечив ребенку плохую успеваемость по русскому языку, стрессы и т.д., а можно попробовать походить на занятия к логопеду с дошкольником, чем потом иметь проблемы со школьником. Есть еще более сложные нарушения речи, и легко представить себе на основании приведенных примеров, что ожидает таких детей, если отложить начало коррекционной работы до поступления в школу, не говоря уже о полном игнорировании проблем развития своего ребенка.

Следует сказать, что любое нарушение речевой деятельности может привести к неприятным последствиям. Например, нарушения фонематического слуха, артикуляционной моторики, слоговой структуры слова затрудняют изучение иностранных языков. Нарушение связной речи, неумение составить пересказ и рассказ приведут позднее к проблемам в изучении литературы, биологии, истории, географии, где тоже потребуются связные ответы и высказывания. нарушение мелкой моторики (т.е. движений пальцев рук) повлечет за собой трудности в обучении письму, рисованию, труду.

Когда родителям проявлять тревогу?

Маленькие дети – большие проблемы. Стоит ли ждать больших?

Сроки первого обращения – разные. Можно принести к специалисту благодушного младенца и привести упирающегося второклассника. Чем серьезнее нарушение, тем раньше надо начинать его коррекцию. Серьезные нарушения физического и психического развития младенцев выявляют врачи (педиатр и невропатолог), поэтому родители не должны ставить под сомнение сам факт врачебного осмотра. В поликлинику лучше все-таки пойти, подавив в себе опасения подхватить какую-нибудь инфекцию. Забота о здоровье и развитии ребенка в этом возрасте лежит на плечах медицинских работников, а не педагогов.

Родители сразу заметят у малыша явное отклонение от нормы, а вот «небольшие мелочи», например, «серьезность, неулыбчивость» ребенка в 3-4 месяца при обязательном в это время «комплексе оживления» – эмоциональном реагировании на родителей, могут оказаться одним из симптомов различных нарушений задержки психического развития, дефектов зрения или слуха. Так что восхищение мам и пап – «смотри, он меня узнал, гляди, как бьет ножками» – вполне обосновано. Чтобы заметить неблагополучие своего ребенка и уметь помочь ему, необходимо знать возрастные параметры нормального развития. Он их можно прочитать в специальных книгах по возрастной психологии или в книгах с правилами по уходу за детьми младенческого, младшего дошкольного 1-3 лет и дошкольного 3-7 лет возраста. Родителям будет понятно, что и как должен делать ребенок в тот или иной период своего развития. И если они заметят какое-либо несоответствие между нормой и данными своего ребенка, то лучше сразу проконсультироваться со специалистами или хотя бы сделать себе пометку – для более позднего разговора с ними.

Хочу обратить внимание родителей на важность младенческого периода во всем дальнейшем процессе формирования личности ребенка. Как раз в это время закладываются основы правильного физического, умственного, речевого и эмоционального развития. Поэтому лучше раньше провести несколько сеансов массажа для снятия повышенного или пониженного тонуса мышц, ограничивающего необходимый объем движений младенца, следствием чего будет замедленное овладение навыками сидения, ползанья, ходьбы, чем позднее расстраиваться из-за снижения темпа и качества умственного развития.

По материалам статьи Ю.Жихаревой «Что делают логопеды?», журнал «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития», № 3, 2004 г.

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *