Логопед или психолог что лучше – Профессия логопед (чем занимается, как стать, заработная плата) | должностные обязанности логопеда, требования к должности

Логопед-психолог: кто это, что лечит и как проходит осмотр

Логопед-психолог — специалист, имеющий высшее медицинское и психологическое образование. Данный врач работает преимущественно с маленькими пациентами, а при необходимости к нему могут обратиться и взрослые люди, страдающие речевыми нарушениями.

Особенности работы специалиста

В отличие от детского логопеда, данный специалист занимается не только коррекцией нарушений речи, но и работой с речевой культурой, психологическими, когнитивными особенностями маленьких больных. В специализацию логопеда-психолога входит постановка звуков, произношения, психологическое развитие ребенка.

Какие патологические нарушения лечит?

В компетенцию логопеда-психолога входят речевые и психологические нарушения у малышей, спровоцированные следующими факторами:

  • патологии внутриутробного развития;
  • нарушения генетического характера;
  • детский церебральный паралич;
  • психологические травматические повреждения, психоэмоциональные потрясения;
  • черепно-мозговые травмы;
  • наследственные заболевания;
  • задержки внутриутробного развития;
  • гипоксия плода, протекавшая в острой или же хронической форме;
  • дефицит общения;
  • недостаточная социализация маленького пациента.

Квалифицированный специалист не просто корректирует нарушения в функционировании речевого аппарата малыша, но и помогает избавиться от фобий, последствий стрессов, внутренних комплексов и других психологических расстройств.

С какими проблемами необходимо обращаться к доктору?

Консультация логопеда-психолога будет полезна ребенку при наличии у него следующих проблем и отклонений в нормальном развитии:

  • дефекты голоса;
  • невнятное произношение;
  • отсутствие речевой функции у маленьких пациентов старше 3 лет;
  • неправильное произношение букв, звуков, сочетаний;
  • нарушения артикуляций;
  • неправильное понимание смысла слов;
  • заикание;
  • задержки развития речи;
  • нарушения речевой функции, обусловленные сопутствующими патологиями, расстройствами психического характера.

При проявлении хотя бы некоторых из перечисленных выше симптомов рекомендуется отвести малыша на консультацию к логопеду-психологу. Доктор поможет подобрать эффективные корректирующие методики, которые помогут улучшить не только навыки устной или письменной речи малыша, но и его психоэмоциональное состояние.

Как проходит прием?

На первом приеме логопед-психолог беседует с маленьким пациентом и его родителями, изучает медицинскую карту, уточняет, как протекала беременность и прошли роды (с осложнениями или без), проводит диагностирование речевого развития в соответствии с установленными возрастными критериями.

После этого разрабатывается специальная лечебная программа, включающая в себя как логопедические, так и психологические методики, которые подбираются индивидуально, исходя из особенностей конкретного случая.

Методы лечения

Работа логопеда-психолога с ребенком проходит в игровой форме. Для лечения применяются развивающие игры, артикуляционная, пальчиковая, дыхательная гимнастика, массаж речевого аппарата.

В ходе занятий специалист стремится не только к постановке правильного произношения, развитию речи, но и улучшению памяти, внимания, способности к концентрации, развитию образного мышления, моторики у малыша.

При выявлении определенных расстройств психологического характера проводится соответствующая работа, направленная на их устранение.

В чем заключаются преимущества логопедов-психологов?

Работа с логопедом-психологом позволяет учесть этиологические, внутренние факторы, спровоцировавшие развитие речевых нарушений. Данный специалист не просто исправляет произношение, но и помогает маленькому пациенту справиться с ментальными, психологическими триггерами, которые привели к проблеме или возникли как их следствие.

Психолог-логопед всегда ищет к каждому маленькому клиенту индивидуальный подход, помогает ему раскрыться. В отличие от обычного детского логопеда, этот специалист работает исключительно по индивидуальным программам.

Лечебные программы разрабатываются для каждого ребенка с учетом его проблем, возрастной категории, психологических особенностей, психических характеристик, что позволяет добиваться более быстрых, ярко выраженных результатов.

nebolet.com

Нейропсихолог, психолог и логопед-дефектолог – к кому обратиться?

Нарушениями речевого и психоречевого развития у детей и взрослых занимаются разные специалисты – психологи, нейропсихологи, логопеды-дефектологи. Из этой статьи Вы узнаете, к кому из них следует обращаться в том или ином случае.

Кто такой нейропсихолог?

Объект изучения нейропсихологии – это взаимосвязь мозга и психических процессов, то есть, какие именно отделы мозга отвечают за правильную речь, хорошую память, ясное мышление, концентрацию внимания, адекватное поведение, устойчивость к сильным эмоциональным потрясениям и т. д.

Только нейропсихолог может достоверно определить, соответствует ли психическое развитие малыша возрастным нормам, вовремя увидеть патологию даже в раннем возрасте. Помощь нейропсихолога необходима детям с СДВГ, задержкой речевого развития, аутическими расстройствами и логоневрозами. Как правило, специалист работает с детьми от 4 лет и старше.

Читайте также: Ребенок неуверен в себе. Как помочь ему?

Мы советуем вам показать ребенка нейропсихологу, если:

  • ему сложно сосредоточиться на одном занятии, он быстро устает и теряет интерес;
  • практически не запоминает стихи, не может вспомнить, куда только что положил вещи и игрушки;
  • испытывает трудности при рисовании, лепке, собирании мозаики, не умеет самостоятельно застегивать одежду и обувь;
  • делает все слишком медленно, или, наоборот, его поведению свойственна импульсивность, чрезмерная активность;
  • путает право и лево, нарисованная им человеческая фигура имеет неправильные пропорции;
  • с трудом учится писать, читать и считать, занятия с логопедом не дают желаемых результатов;
  • до поступления в школу ребенок делал определенные успехи в учебе, но сейчас приносит только плохие оценки.

Также необходимо посетить нейропсихолога, если ребенок имеет диагноз ОНР, ЗПР и ЗПРР, перенес тяжелую вирусную инфекцию, затронувшую структуры мозга, черепно-мозговую травму при родах или падении, или же подобные «странности» в поведении появились после сильного эмоционального потрясения.

Прием у нейропсихолога проходит следующим образом: специалист знакомится с ребенком и расспрашивает родителей, что их беспокоит в его поведении и развитии, просматривает его рисунки и тетради. Затем ребенку предлагается несколько диагностических заданий в игровой форме. Они составлены таким образом, чтобы объективно оценить состояние памяти, функций восприятия и анализа, речи, мышления, воображения и т. д.

По результатам обследования нейропсихолог расскажет Вам:

  • каковы сильные и слабые стороны ребенка;
  • какие есть задатки и что нуждается в дополнительной стимуляции;
  • готов ли он к обучению в школе, – какая деятельность у него – ведущая на данный момент;
  • сумеет ли он правильно выстроить отношения в детском коллективе и т. д.

Кроме того, специалист подбирает специальные коррекционные познавательные и двигательные упражнения. Полное письменное заключение нейропсихолога родители получают в течение следующих нескольких дней.

Зачем психолог нужен ребенку?

Часто среди родителей бытует предубеждение, что детский психолог – тот же психиатр, но на самом деле, это далеко не так. Такой специалист – не врач, но он незаменим, когда малыш попадает в стрессовую ситуацию или переживает возрастной кризис. Он оказывает ребенку психологическую помощь посредством игровой методики, дает ему возможность выразить эмоции, переживания знакомым путем.

Маленький человечек не всегда находит в себе силы признаться родителям в своих чувствах – он боится их огорчить, вызвать недовольство или, хуже того, гнев, особенно, если ситуация связана с разводом или смертью одного из родителей или близких родственников, насилием.

Подобрать ключик к детской душе сможет только специалист.

Почему нельзя пренебрегать помощью детского психолога? Невысказанные переживания со временем могут вылиться в серьезные неврозы, которые окажут негативное влияние на всю дальнейшую жизнь маленького человека.

Когда нужно прийти на консультацию к детскому психологу?

  • Всегда покладистый, неконфликтный ребенок вдруг устраивает «праздник непослушания», закатывает истерики и скандалы на ровном месте.
  • Боится оставаться один в темной комнате.
  • Боится людей, не умеет постоять за себя, сильно стесняется.
  • Для его поведения характерны необъяснимые вспышки агрессии, он вымещает злость на игрушках, животных, может ударить родителей.
  • Если он попал в экстремальную ситуацию: насилие, смерть родственника или питомца, развод, переезд, смена коллектива, травля со стороны сверстников, тяжелая болезнь. Внешне он может не проявлять беспокойство, но в душе у него бушует ураган.
  • Плохие оценки, нежелание идти в школу, вызывающее поведение, часто связаны не с ленью и невоспитанностью, а с более серьезными причинами, которые обнаружит психолог и подскажет, как их устранить. Запишите ребенка сразу же, как заметили тревожные признаки, и он будет благодарен Вам за поддержку.
  • Гиперактивный. Если у ребенка есть диагноз СДВГ, то психолог поможет ему определить свои главные стремления и направить лишнюю энергию в правильное русло. Также регулярно посещать специалиста стоит, если у ребенка выявлены аутизм, ММД, ЗПР.

Кстати, помощь детского психолога необходима не только малышу, но и молодым родителям. Специалист подскажет, как правильно общаться с ребенком, понять истинные причины его «странных» поступков, выстроить доверительные отношения.

Что за специалист логопед-дефектолог?

В современном понимании разница между логопедом и логопедом-дефектологом заключается в том, что первый работает со здоровыми детьми, у которых есть нарушения речи, а второй занимается с детьми, у которых, помимо речевых проблем, есть еще нарушения психического развития, нарушения слуха, зрения или интеллекта.

Кроме логопедов-дефектологов с детьми также работают сурдопедагоги (глухие и слабослышащие дети), тифлопедагоги (слабовидящие дети), олигофренопедагоги (дети, у которых диагностирована умственная отсталость).

Логопеды-дефектологи помогают детям с психическими и неврологическими заболеваниями, повышенным внутричерепным давлением, гидроцефалией, ДЦП, аутизмом, расстройствами сенсорной обработки, ММД, СДВГ, ЗПР, ЗПРР, серьезными речевыми нарушениями и т. д.

Читайте также: 10 способов улучшения дикции для детей, подростков и взрослых

Логопед-дефектолог ведет работу в нескольких направлениях:

  • развитие памяти, мышления, воображения, внимания, восприятия, то есть познавательной деятельности малыша;
  • коррекция имеющихся проблем и приближение к возрастной норме;
  • гармоничное развитие речи ребенка.

Мы советуем прийти на консультацию к логопеду-дефектологу, если:

  • в шесть месяцев малыш не лепечет и не гулит;
  • в 1,5-2 года в его речи нет простейших слов вроде «мама», «дай», «баба»;
  • в 2-3 года ребенок знает всего несколько слов, не может построить элементарную фразу или предложение;
  • в 4-5 лет в речи слова не согласованы по числу, роду, нет глаголов;
  • в 5-6 лет малыш имеет серьезные проблемы с артикуляцией большинства звуков;
  • говорит слишком медленно или быстро, речь невнятная, понять малыша может только мама;
  • ребенок с трудом осваивает чтение и письмо.

Крайне важно не упустить время и начать коррекцию нарушению, как только Вы их заметили у ребенка. Если у Вас возникли малейшие подозрения, что малыш отстает от своих сверстников в развитии, сразу же запишитесь на консультацию к специалисту.

karkusha.su

Логопед и психолог

Логопед и психолог – представители профессий, поля деятельности которых в ряде случаев пересекаются. Подобными точками соприкосновения являются работа с детьми – развитие речи, мышления, памяти и внимания, а так же реабилитация людей после нарушения работы нервной системы, вследствие которого пострадали те же психические функции.

В подходе каждого из этих специалистов к работе с речью есть свои особенности и тонкости, продиктованные, в основном, их (специалистов) базовым образованием. Психолог, а чаще это нейропсихолог, работает с речью как с высшей психической функцией, представляющей собой функциональную систему в качестве нарушений в которой выступают несформированность или патологическое функционирование того, или иного звена. В сущности, психолог работает даже не с «речью», а именно с нарушением, препятствующим полноценному функционированию системы, с нарушенным «фактором». Подобный нейропсихологический подход позволяет работать с разными высшими психическими функциями примерно в одинаковом ключе – будь то речь, гнозис или праксис. Нейропсихолог определяет «слабое место» в работе речевой системы и строит процесс реабилитации таким образом, чтобы в центре внимания оказалось именно это слабое звено и, как правило, включает а процесс реабилитации и развития другие высшие психические функции, так же обнаруживающие в той или иной мере дефицитарность вследствие того же самого нарушения. Таким образом, нейропсихолог пользуется общими знаниями о строении высших психических функций, об их связи друг с другом, о взаимном влиянии друг на друга и относится к речи, как к системе, опирающейся на работу многих других механизмов.

Логопедический подход к работе с речевой функцией, как правило, фокусируется именно на речи, уделяя меньшее внимание другим высшим психическим функциям. Во главе угла в работе логопеда именно речь, однако, логопедическое образование подразумевает более обширные знания в области строения органов артикуляции, дыхания и других биологических систем, участвующих, например, в процессе порождения звуков, без чего речь, так же как и в случае нарушения «высшей психической функции», была бы дефицитарной или невозможной.

Подобные различия между данными специалистами сходят на нет по мере получения ими дополнительного образования и профессионального опыта. В ряде случаев, для клиента или пациента становится совершенно не важно, кто именно с ним работает – профессиональный психолог, или логопед. Однако, остаются и достаточно тонкие области практики, входящие в сферу интересов какого-то конкретного специалиста – например, постановка звуков у ребенка для логопеда, или развитие мышления, как процесса тесно связанного с речью для психолога.

   В отечественной системе здравоохранения и образования для развития или восстановления речи практикуется совместная работа психолога и логопеда, что представляется наиболее перспективным и продуктивным способом преодоления ряда речевых расстройств.

Севан Д.А. (Нейропсихолог)

Написал преподаватель Севан Даниил Андреевич

logoden.ru

Людмила Есипова. Интервью

«За много лет работы с детьми я убедилась, что начинать надо часто с родителей, бабушек и дедушек…»

См. описание профессии ЛОГОПЕД

При слове «логопед» люди, далёкие от этой профессии, представляют себе Ролана Быкова в роли чудака, исправляющего «фифекты ечи» и «фикции».
К счастью, настоящие логопеды не походят на этого киногероя, а постановка звуков – всего лишь лишь малая часть того, чем они занимаются.
Так над чем чем же работает логопед? И легко ли это – поставить человеку правильную речь? Об этом «ПрофГиду» рассказала Людмила Григорьевна ЕСИПОВА, логопед со стажем в четверть века.

 

 

Читайте также:

От первого лица: Логопед. Если ты не готов всматриваться в своих учеников, ничего не получится

ПрофГид: В последние годы мы видим, что письменное общения теснит личные контакты. Логопедия при таком раскладе не теряет свои позиции? Что, если люди с проблемами артикуляции постепенно вообще уйдут в профессии, где можно работать дистанционно?

Людмила Есипова:  Действительно, шквал интернетовского общения, с помощью эсэмэсок создаёт видимость популярности дистанционного общения. К счастью, природа любит гармонию и выравнивает перекосы, иногда насильственными способами. В данном случае всё не так плохо. Не только взрослые, но и дети с удовольствием пользуются как письменной, так и устной, по скайпу, речью и контактным общением.
Речевые нарушения появляются в детстве, часто в раннем детстве, поэтому занятия с логопедом появляются раньше, чем переписка.

   Людмила Григорьевна Есипова – логопед с 25-летним стажем.
Родилась в 1954 году в Москве, окончила в 1975 году музыкальное училище и работала учителем по классу скрипки в музыкальной школе им. Стасова.
В 1988 году окончила вечернее отделение МГЗПИ (Московский заочный государственный институт). В том же году открыла свой логопедический учебно-консультационный кооператив (ЛУКК) «Азафея». В последние годы сотрудничает с «Логопед.org».
Печаталась в журналах «Наш малыш», «Здоровье», в интернет-изданиях «Друг.ми» и «Школа жизни».  Выступает в качестве  консультанта-логопеда на телевидении.
Написала логопедическую азбуку. Выдержки можно найти здесь: http://azafea-logoped.mylivepage.ru/blog/1708_ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ_АЗБУКА

Проблемы с артикуляцией – не самые сложные у современных детей. Сейчас много встречается детей, умеющих одинаково хорошо пользоваться как правой, так и левой рукой. Активность обоих полушарий – это прекрасно, но к сожалению,  эта особенность для многих стала тормозом речевого и психомоторного развития. Поэтому логопедия стала даже более востребованной, чем раньше.

Людмила, вы и сами – человек пишущий. Я всегда с интересом читаю ваши статьи, где вы делитесь своими наблюдениями и знаниями. Причем не только из области логопедии и не только из педагогики. Почему? В педагогике вам тесно? Или между логопедией и словотворчеством имеется какая-то взаимосвязь?

Логопедия – синтетическая профессия. За много лет работы с детьми я убедилась, что начинать надо часто с родителей, бабушек и дедушек. В основе речевых проблем всегда присутствуют нарушения в психомоторике, общении. Сверхтребовательность, поселившаяся в родителях вместе со страхом социальной и экономической  неопределённости, страхом за будущее, сказывается на детях. У них страх совершить  ошибку – чуть ли не врождённый, что отражается на мышечном тонусе, развитии речи и общей незрелости, приводит к гиперактивности, аутизму, логоневрозу.
Если начать анализировать, то становится понятна причина этого, кроющаяся в природе человеческой психики, а там – недалеко и до понимания смысла жизни, роли человека в природе. Когда понимаешь законы человеческого бытия и базовые  законы природы, проще помогать пациентам справляться с логопедическими нарушениями. Часто приходится сначала укреплять веру в свои силы и возможности у ребёнка, а у его родителей – снимать страхи. И только потом  ставить правильное дыхание (иногда у родителей тоже), и только потом – заниматься непосредственно речью: звуками, речевым ритмом, умением связывать слова в осмысленные фразы и удерживать логику повествования. Иначе в школе будут проблемы.

Читайте также:

Как вы пришли в логопедию? Это был случайный выбор или кто-то в семье уже работал в этой области? Логопедия – раздел дефектологии. Вас это не пугало?


Мой случай, думаю, нетипичный. Я пришла в логопедию поздно. Моё первое образование музыкальное. Я скрипачка, много лет работала в музыкальной школе, пока не поняла, что больше не могу заниматься не своим делом. Случайно в жизни ничего не происходит, случайностью или чудом называют то, в чём не видят закономерности и не знают природы явления. А они есть всегда, и у меня так было. Судьба познакомила с хорошим логопедом, которая приехала защищать диссертацию в Москву и остановилась у нас.
Вот так я почти в 30 лет стала опять студенткой. Я теперь точно знаю, что настоящие поступки, необходимые в твоей жизни, совершаются в удивительной форме и всё складывается как бы само. Важно не испугаться и довериться. До сих пор удивляюсь, как у меня хватило сил работать и сутками вспоминать давно пройденную (часто мимо) школьную программу. Память развилась удивительно, толстенный учебник русского языка я тогда, ещё в восьмидесятые годы, перевела в схемы, уместившиеся в тонкой тетрадке. Я жила на одном дыхании.
После отличного окончания вечернего отделения в педвузе, я сразу открыла свой кооператив в 1988 году. Получается, что я начинала одной из первых. Создавали Союз Предпринимателей, общались между собой. Многие организации, сейчас крупные, тогда были начинающими, и отношения были человечными, открытыми. Жаль, что время восторженного идеалистического предпринимательства так быстро кончилось.
Почему я не боялась броситься в омут деловых отношений? Во-первых, я перед тем, как выпорхнуть на вольные хлеба, полгода работала, точнее, практиковалась  в хозрасчётной логопедической поликлинике №8. Хочу моих тамошних коллег от всей души поблагодарить за знания, что в меня вложили. Я поняла, какие методики работают, а какие не работают и их лучше не применять. Во-вторых, поняла, что устроиться логопедом без протекции на хорошее место в Москве очень сложно,  да и не люблю быть в роли подчинённой, работая только по утверждённым методикам.
Мой опыт показал, что не надо бояться менять образ жизни, профессию, вообще меняться, если душу не устраивает привычный уклад. Двери открываются идущему.

Читайте также:

Я логопед? Или мой опыт похода к психологу-профориентологу в 31 год.

А самой вам приходилось в детстве бороться с какой-нибудь логопедической проблемой? Если да, то помните ли вы свои детские чувства по поводу неудач с произношением?

К счастью, не пришлось. А вот с ребёнком своим, появившимся, кстати, после того как я занялась своим любимым делом, пришлось работать. Как со звуками, так и с заиканием. Очень было сложно со своей кровиночкой заниматься, но оказывается, и это возможно.

Иногда лёгкое грассирование бывает по-своему обаятельно. Как на ваш взгляд, всегда ли надо искоренять дефекты речи?

Если вокруг ребёнка речевая среда без грассирующего «Р», нет шепелявости или других неправильных произношений, то исправлять нужно обязательно. Нарушение звукопроизношения – не причина, а следствие неправильной работы всего артикуляционного аппарата, тонуса, неразвитости фонематического слуха. Всё это потом сказывается на успеваемости в школе, если, конечно, не будут предприняты титанические усилия родителей и учителей.
Логика тут такая. Неготовность  речевого аппарата создаёт трудности с произношением. Ребёнок перестаёт вслушиваться  в речь  – как в речь окружающих, так и в свою. Появляются проблемы с фонетико-фонематическим развитием. А это отражается на развитии как устной, так потом и письменной речи.
Если в семье принято грассировать или произносить одноударный звук «Р», произносить мягкий «Л» вместо твёрдого, то это не дефекты, а особенности произношения. Хотя у меня были случаи, когда требовали поставить раскатистый «РР» ребёнку из еврейской семьи, проживающему в Америке. Приходилось долго объяснять бабушке, что за неделю подарок родителям ребёнка сделать будет очень сложно, несмотря даже на сверхактивность всех нянек. Но попробовать можно. Всякое бывало.

Логопед использует в работе многочисленные методики физического воздействия на проблему: массажи, упражнения, постановку языка с помощью специальных зондов и пр. Почему же тогда это называется педагогикой? Какую роль в вашей работе играет психология?

Логопеды работают как в учебных учреждениях, так и в поликлиниках, больницах.
Логопед  должен знать биологию, физиологию человека, психологию, педагогику и много чего ещё, что может понадобиться в работе. Тут важны и твоя философия, и энергетика, актёрство, умение разыграть кукольный спектакль, сочинить по ходу стишок и сказку.

Читайте также:

Педагогическая поэма. Помогающие профессии

Со сколькими пациентами успевает поработать логопед за свой рабочий день?  И как лучше работается – индивидуально или с группами?

Когда я начинала, то работала по 8 часов (тогда ещё были осколки СССР и многие приезжали лечиться в Москву) на одном дыхании. Логоневроз (заикание) считалось нужным убирать в группах. Только вскоре я поняла, что двух одинаковых логопатов не бывает, каждому нужен свой подход и многое идёт от моего настроя и силы убеждения. Поэтому я стала работать со всеми индивидуально. Работа в группе не даёт такого результата, как личный контакт с каждым отдельно.  С каждым пациентом приходиться работать от получаса до часа, плюс работа (убеждением) с родителями. В среднем в день получается не больше пяти пациентов. Те, кто видел, как работает логопед, поймут, что на большее количество пациентов сил уже не будет. Зато, если работать полноценно, курс сокращается по времени. С точки зрения заработка, может, это и не выгодно, но мне важнее удовлетворение от результата работы.
Если заниматься с большим количеством пациентов, то дальше работа идёт на автоматизме и формально. Опыт позволяет данный факт сделать невидимым для пациента и родителей. Но сам-то логопед понимает, что можно было бы и качественнее провести занятие, больше решить задач.
От большого количества занятий устают все: и дети, и родители – а работа может оказаться недоделанной.

А от чего ещё зависит продолжительность курса? Сколько времени обычно занимает совместная работа пациента и логопеда?  

Чтобы исправить какое-то нарушение речи необходимо разное количество занятий. Сначала – обследование и выработка стратегии занятий – в зависимости от готовности пациента, его настроя. Насыщенность занятий тоже может быть разная, это зависит от многих факторов. Часто – от того, сколько информации может принять пациент и какую способен выдержать нагрузку.
Занятия с малышами идут около получаса. А со старшими дошкольниками и взрослыми – 45 минут или (если ленятся) даю сдвоенное занятие. Им бывает достаточно одного такого, дальше начинают заниматься сами усиленно.
Работа может затянуться из-за нежелания ребёнка заниматься, неумения родителей проявить разумную волю. Или, например, из-за частых болезней, отъездов на отдых, к бабушке, часто меняющихся планов…  И тогда ребёнок понимает, что результата всё нет, начинает активно сопротивляться. Чаще первыми сдаются родители, всё же занятия и их обременяют.
Но если всё складывается хорошо, то постановка звуков занимает около месяца, логоневроз – три недели занятий с логопедом (дальше около года – самостоятельная работа дома).
Алалия, аутизм, дизартрия, афазия, судорожный синдром, к моему сожалению, требуют много времени. Занятия могут затянутся на год – полтора.
Люблю работать быстро, чтобы никто не успел разочароваться и устать.

Читайте также:

Ошибка номер шесть: жить, как будто бы время бесконечно

Логопеды часто специализируются на каких-то определённых речевых проблемах. На заикании, например. Или на «трудных» звуках. А вы с какими диагнозами любите работать?

Жизнь так устроила, что работаю с любыми речевыми диагнозами. Бывали случаи, когда я боялась браться за работу, случаи были сложные, но было интересно, и это подталкивало к использованию нестандартных методик.

Работаете только с детьми? Дети любят заниматься?

Со всеми приходилось заниматься, и с полуторагодавалыми, и с пенсионерами. С детьми заниматься в последние годы стало сложнее. Как я уже сказала, детки сейчас необычные: амбидекстров* много, и поэтому их эмоциональная и волевая сфера – слабая. Неврозы, слабое здоровье, быстрая утомляемость – всё это вынуждает находить необычные формы занятий. Дети любят заниматься уже тогда, когда многое у них начинает получаться, и они получают веру в свои возможности.

*Амбидекстр  – животное или человек с одинаково развитыми полушариями мозга и, соответственно, с одинаковой степенью владения левой и правой руками (лапами), без выраженного доминирования одной из них.

А со взрослыми как?

Со взрослыми, как странно ни покажется, сложнее: некому их мотивировать к занятиям.  У детей родители и игрушки всякие – прекрасные мотиваторы.
Однако лёгкость в работе зависит не от возраста пациента, а от его характера, натуры и окружения, воспитания.

Как вам кажется, для кого в сегодняшней Москве легче найти хорошего логопеда? Для взрослого человека или для малыша?

Я не могу ответить за всю систему, но по моему мнению, легче найти для ребёнка. Таких логопедов просто больше. Кроме школьных и дошкольных логопедических кабинетов есть ещё в поликлиниках и больницах. Для взрослых выбор сужается, да и работать часто логопеды предпочитают узкоспециализировано. Хотя в нашей компании «Логопед.org», где я сейчас работаю, все специалисты  – универсалы.

Читайте также:

Есть такое убеждение, что логопед, не особо напрягаясь, гребёт деньги, если не совковой лопатой, то хотя бы совочком. Насколько это реально – заработать себе на жизнь частной практикой?

Опять за всех отвечать не буду. Родители тех детишек, с кем я занимаюсь, практически всегда присутствуют на занятиях и тоже несут часть ответственности за качественные занятия. Они помогают ребёнку и хорошо понимают, чем и как я занимаюсь. (Если только не создаётся ситуации, что ребёнок лучше работает без родителей.) Они видят, как приходится работать и какая у меня отдача. Да, работать нужно хорошо, но это требует много сил. Хотя во время занятий я забываю обо всём: об усталости, головной боли, ещё каких-то сложностях. Мы с ребёнком – творим. После занятий мою усталость видит только муж. Можно работать с полной отдачей и чувством удовлетворения и жить достойно, без излишеств.

По себе я знаю, что редактор постоянно редактирует тексты. Даже устные. Слушает, хорошо ли структурирована речь, верно ли расставлены акценты, выбраны слова. Прикидывает более удачные варианты. И чаще всего это происходит машинально. Сама удивляюсь, когда  ловлю себя на этом. А вы? Не изнуряете себя постоянной диагностикой чужого произношения?

Было такое, но к счастью, прошло. Я могла даже в транспорте (сейчас муж возит) начать давать советы и рассказывать, что и как делать.  Но отмечать про себя, какая речь и как поставлено дыхание, продолжаю. Очень раздражает плохая речь и плохо поставленное дыхание у дикторов, ведущих и певцов. Да, сложно.

Есть ли какие-то особые требования для логопеда? Кому вы никогда не посоветовали бы идти в логопедию?

Логопед – это врач и педагог одновременно. Как и врачом, так и педагогом надо родиться. Без терпения, творческих задатков, любви к детям ничего не получится. Точнее, будут несчастный специалист и несчастные его пациенты.

Что вы посоветуете человеку, который только задумывается над профессией логопеда?

Пойти поработать в спецшколу или в логопедический детский сад хотя бы воспитателем.
Выдерживают не все.
 

Выявление (диагностика) способностей детей от 6 до 12 лет

Читайте также:

www.profguide.ru

Логопед психолог | BitNET

Очень часто дети требуют консультации, а родители не возражают, а наоборот хотят, чтобы логопед психолог, оказал им помощь сразу в двух направлениях. Очень часто бывает так, что при проведении психологических тестов с ребенком, логопед психолог может оценить его уровень речи, его развитие, насколько правильно и легко он говорит, как он познает внешний мир. Такое желание родителей вполне понятно, так как дети, которые имеют ряд проблем с речью, очень часто требуют психологической реабилитации.

На сегодняшний день существуют множество новейших методик: арт – терапия, игровая терапия, танцевальная, такие методики дают возможность ребенку побороть застенчивость, и замкнутость, которая вызвана осознанием своих языковых проблем. Логопед психолог, имеющий опыт коррекции речи, собирает группы детей одного возраста, для успешной социальной адаптации, проигрывая ситуации, формируют равноправные отношения, и устраняют различные конфликты, и причины их возникновения.

Если у родителей есть желание, то логопед психолог, может заниматься с ребенком индивидуально, в основном три раз в неделю. Именно на таких занятиях, ребенок способный полностью раскрыться, доверить свои проблемы, и страхи, если специалист быстро найдет нужный подход. Для этого не нужно знаний, достаточно просто любить свою работу и детей, и относится ко всему с душой. Если дети почувствуют, заботу, переживание за них, что они нужны, будут делать все, что от них зависит чтобы не подвести педагога, и делают все домашние задания. Очень часто дети сами напоминают родителям о том, что нужно нарисовать рисунок, составить рассказ, и другое. Логопед психолог – это не просто педагог, это друг вашего ребенка, который сможет рассказать вам то, что вы можете и не знать, тогда вам будет гораздо легче, решить любую возникшую проблему.

Логопеды-психологи проводят индивидуальные занятия с ребенком

Как отличается занятие по коррекции речи и занятия с психологической помощью? Конкретного ответа на этот вопрос нет, бывает, так что обычный логопед, не именуемый психологом, не только хорошо знает психологию детей, строит свои знания, применяя индивидуальный подход, что его можно называть детским психологом.

Важно в провидение коррекционной работы с ребенком учитывать его особенности. Вот, например, если ребенок не только имеет проблемную речь, но и к тому, же боится темноты, не может спать без света, и резко просыпается при выключении света. В таком случае логопед приходит на помощь родителям и ребенку, пытаясь на своих занятиях ненавязчиво избавится от этого страха. Методов очень много. Этот процесс конечно длительный, но его нельзя не лечить, так как сам по себе он не пройдет. Все знают что детские страхи очень крепкие, и их можно пронести в взрослую жизнь, и тогда избавится от них будет гораздо сложнее.

Занимаясь с ребенком индивидуально, психолог проводит занятие не такое как со всей группой. Индивидуальные занятия – направленные на утверждение личности, а коллективные – на адаптацию к коллективу. Большим плюсом будет, если родители будут присутствовать на семинарах, которые проводит логопед – психолог, чтобы запомнить и перенять ценные рекомендации, относительно к школе, первых ошибок, неудач, конфликтов с другими учениками, и многого другого.

Логопед психолог поможет вам выбрать школу для вашего ребенка, определит уровень его психологической подготовки и укажет на всевозможные трудности, а также может подготовить ребенка к школьным занятиям. Если проводить подготовку к школе с помощью игровых занятий, специалист, таким образом, снимет волнение будущего школьника перед неизвестным ему открытием – школой.

Если вы прейдете на консультацию к специалисту, то получите массу ценных советов, рекомендаций. Есть много книг, цифровых и электронных, которые можно купить и применять на практике. Кто еще кроме заботливых родителей может понять, и помочь ребенку? Главное не перекладывать все на кого-то ведь легче и быстрее добиться эффективного результата только общими силами.

Коррекция речи будет происходить быстрее и результативнее, если с ребенком будет заниматься не только логопед, но и родители, по тем рекомендациям, которые даст специалист. Поэтому проблему нужно не избегать, а решать.

bitnet.ru

«Дефектолог» или «логопед»?

В чем отличие «дефектолога» от «логопеда»?

«Нам необходимы занятия с логопедом, а нам – с дефектологом». Родители часто спрашивают и задают вопросы по этому поводу. Чем же отличаются и что общего у этих формулировок?

Одному ребенку необходим логопед, другому – дефектолог, а кому-то и логопед, и дефектолог.

При выборе педагога уточняйте у профессионала: невролога, психолога, дефектолога и др., что необходимо вашему ребенку для коррекции и дальнейшего развития речи.

Профессия дефектолога находится на стыке медицины, педагогики, психологии.

Дефектолог – специалист широкого профиля, работающий со всеми категориями детей с особенностями психофизического развития.

Дефектолог – это коррекционный педагог в области развития детской речи, изучения, обучения, воспитания и социализации детей с особенностями психофизического развития.

Уровень подготовки учителя-дефектолога предполагает наличие у него навыков логопедической коррекции, он владеет приемами работы по развитию речи, а также приемами коррекции звукопроизношения.

Специализация дефектолога по развитию речи

Существует несколько дефектологических специальностей, способствующих развитию речи с 3, 4 и 5 лет:

  • Тифлопедагог – дефектолог, занимающийся с детьми с проблемами зрения;
  • Сурдопедагог – дефектолог, профессиональный интерес которого представляют дети, имеющие нарушения слуха, вплоть до полного его отсутствия;
  • Олигофренопедагог – дефектолог, который работает с детьми, имеющими проблемы в интеллектуальном развитии.
  • Логопед изучает причины и структуру нарушений речи, определяет пути исправления речевых дефектов, подбирает обучающие и воспитательные приемы и средства для правильного развития речи.

Логопед занимается любыми речевыми проблемами в любом возрасте. Также работает над развитием у ребенка памяти, внимания, мышления, восприятия, произвольности, моторики и т.д, он владеет всеми необходимыми для этого приемами работы и методиками.

Кто лучше: дефектолог или логопед?

Все дефектологические специальности тесно связаны между собой, поэтому каждый коррекционный педагог может работать с любой категорией детей.

Главное здесь опыт работы специалиста с детьми, с такими нарушениями.

В данном случае, не принципиально, кто занимается – логопед или дефектолог, главное, чтобы это был хороший специалист, который смог бы на профессиональном уровне заняться развитием детской речи.

В настоящее время дети часто имеют особенности психофизического развития, обусловленные не индивидуальными особенностями или особенностями воспитания, а влиянием неблагоприятных факторов на развитие ребенка (частые болезни, пороки развития, хронические заболевания, экология и др.). Поэтому детям дошкольного и школьного возраста необходима помощь со стороны таких специалистов как дефектолог, логопед.

Основные формы работы специалистов: подгрупповые и индивидуальные занятия.

В практической деятельности дефектолога или логопеда преобладают индивидуальные занятия, так как они позволяют максимально учесть индивидуальные особенности каждого ребенка.

Главная задача определить индивидуальный маршрут развития детской речи, воспитания и обучения ребёнка, оказать психологическую и консультативную поддержку родителям.

Содержание работы дефектолога представляет собой целостный комплекс мер, направленных на оказание помощи, как ребенку в форме занятий и динамического наблюдения за ходом развития речи, так и родителям, в форме консультаций и рекомендаций.

step.stim.by

Логопед – врач или педагог?

  Азбука профессий
Вы глубоко заблуждаетесь, если думаете, что единственная задача логопеда – научить правильно произносить звуки. Грамотная речь, богатый словарный запас, умение ясно выражать свои мысли – это тоже относится к предмету профессии. И потребность в логопедах из года в год только возрастает.
Главный пациент – дети
Логопед – это специалист по исправлению дефектов речи. С помощью специально подобранных упражнений он учит говорить красиво, четко проговаривая звуки. Логопед показывает правильное положение языка и губ при произношении звуков, задает читать на дом тексты и скороговорки, бдительно следит за успехами подопечного.
Больше всего работы у специалистов, которые занимаются с детьми. Родители, заметив у своих малышей речевые нарушения, стараются как можно раньше устранить их. В обычных детских садах и в поликлиниках всегда есть логопед, но, как правило, он в штате один и потому не может уделять достаточно внимания каждому.
Впрочем, есть и другие варианты для профессионалов: давать частные занятия или даже открыть собственный логопедический кабинет. Есть немало специалистов, которые работают со взрослыми, – иногда и они нуждаются в коррекции речи.
Особый подход
Хороший логопед, безусловно, владеет основами коррекции большинства нарушений речи, но лучше, если он специализируется на чем-то одном. Скажем, методика лечения заикания у детей отличается от способов устранения дислексии и дисграфии (затруднения при чтении и письме). Речевые проблемы возникают и у взрослых. Например, к логопеду приходят абитуриенты, поступающие в театральный вуз, где предъявляются высокие требования к речевым навыкам. Такие занятия включают работу над дыханием, голосом, словом, интонацией. Часто обращаются к логопеду и специалисты, чья работа связана с постоянным общением. Логопед может научить взрослого человека регулировать конфликтные ситуации речевыми методами, выгодно представлять себя при трудоустройстве, поможет стать интересным собеседником. Нужны логопеды и людям, потерявшим речь в результате поражения головного мозга,
например, после инсульта – в этом случае используются специальные методы.
На стыке наук
В процессе работы логопеды занимаются обучением, так что им не обойтись без знания педагогики. В то же время специалист должен владеть и базовыми медицинскими знаниями, ведь он лечит определенные патологии. Логопеду надо быть хорошим психологом, чтобы установить контакт и с ребенком, и со взрослым, поддерживать у маленького подопечного интерес к занятиям, вовремя похвалить или проявить строгость.
Помимо профессиональных навыков логопеду необходимы определенные личностные качества: любовь к детям, спокойствие, терпение, коммуникабельность. И конечно, у самого логопеда не должно быть речевых проблем – это даже не обсуждается.
Елена КРАСАВИНА

Элемент 56583 не найден.

   Погода -1 -3
утром 0 -2 днем 0 -2 Котировки
USD ЦБ РФ 65,6664 0.0597
EUR ЦБ РФ 74,9385 0.1337

Партнеры

все партнеры
 

www.mosoblpress.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *