Лучшим токарем в мире стал Антон Лоскутов
Российский студент-токарь победил на чемпионате рабочих профессий в Финляндии и завоевал первое «золото» для России.
На завершившемся 7 мая в Финляндии чемпионате рабочих профессий Taitaja! в компетенции «Токарные работы на станках с ЧПУ» российский студент Казанского национального исследовательского технического университета Антон Лоскутов лучше всех выполнил конкурсное задание и занял первое место, обойдя многочисленных участников, включая хозяев чемпионата.
Ежегодный чемпионат Taitaja! в Финляндии, проходящий по стандартам мирового чемпионата рабочих профессий Worldskills, в этом году собрал несколько сотен участников со всего мира и более 50 000 зрителей.
Токарные работы – одна из традиционных дисциплин в чемпионатах рабочих профессий, относящаяся к компетенциям повышенной сложности и требующая высокого личного профессионального опыта. Завоевав «золото» в ключевой дисциплине, член российской команды WorldSkills Антон Лоскутов заложил отличный фундамент для дальнейших побед нашей команды на зарубежных чемпионатах.
Мировой чемпионат рабочих профессий WorldSkills, а также внутренние соревнования стран-участников, проходящие по стандартам мирового чемпионата, нацелены на повышение престижа рабочих профессий и привлечение молодежи в производственные секторы экономики, совершенствование квалификационных стандартов по рабочим профессиям и специальностям профессионального образования с учетом национальных и международных требований к профессиональным компетенциям.
В марте 2015 года Россия подала заявку на право принять чемпионат в Казани. Решение о выборе кандидата на мировое первенство 2019 года будет принято 10 августа.
maxpark.com
Хороший токарь. – vestto
У большинства мальчишек знакомство с токарным станком начинается в школе вот с такого токарно-винторезного станка:После окончания школы их судьбы расходятся. Один поступает в институт, другой в техникум, а представители задней парты отправляются в ПТУ. И вот, по прошествии нескольких лет три одноклассника встречаются на предприятии. Первый занимает мягкое кресло в просторном и светлом кабинете, второй одевает чистую спецовочку, в кармашек кладет штангенциркуль и микрометр, ну а третий получив на складе резцы и гаечные ключи отправляется к своему теперь уже высокотехнологичному станку:
И начинают наши герои трудиться на благо родины и богатства акционеров. Первый разрабатывает детали, второй пишет программу к станку и загружает её в контроллер, ну а тртий вставлят резец и нажимает кнопку пуск. И всё бы ничего, но через какое-то время тртьему становится тупо завидно и он начинает тихо ненавидеть первых двух. За то что первый приезжает на завод на новеньком авто, в белой рубашке и галстучке. За то, что второй наказывает его когда он пытается схалявить! А ведь когда-то они стояли вместе у одного ТВ-4 на уроках труда. Он убеждает сначала сам себя, а потом и всех окружающих в том, что вот он-то “хороший токарь” и без него завод остановится, а все эти инженеришки и мастера ничегошеньки не понимают в токарных работах, да и вообще он на уроках труда точил самые лучшие болты! Первые двое лишь усмехаются в ответ снисходительно, они то знают, что задача “хорошего токаря” элементарное соблюдение технологии. Ну там эмульсию вовремя заменить, резец правильно закрепить и тому подобное. В общем ничего сложного и сверхестественного. Со временем токарь начинает пить, сначала тайком во время обеда, ну а потом и с утречка закладывать начинает. Ну а кто его уволит? Он же “хороший токарь”, мастер “золотые руки”! Когда первому надоедает регулярный срыв заказов из-за бухого рабочего, второму надоедает получать “по шапке” от первого за этот срыв, то они просто выгоняют этого токаря с предприятия и берут другого! А наш “хороший токарь” отправляется в шаражкину контору на шабашки, где ему дают уже вот такой станок:
Там он с такими же как и он бывшими “хорошими токарями”, хлебнув огненной воды рассуждает о том, что дескать просрали все полимеры, заводы стоят, денег в стране нет и вообще все везде плохо! И пьёт все больше и больше, ну типа горе заливает.
Так вот к чему это я. Мне для строительства багги постоянно необходимы токарные работы. В соседнем пролете арендуют место инструментальщики, с токарными, фрезеровочными, шлифовальными и прочими станками. Хозяин вполне официально разрешает рабочим шабашить. Ну типа ищите себе заказы да работайте, нет проблемм. Казалось бы, какие могут быть вопросы с токаркой при таком соседстве? Носи чертежи, денежные знаки и забирай детальки! Но не тут то было! “Хороший токарь” не работает за деньги! То день рождения, то похмелье, то пятница, то сука Крым НАТО захватывает, и так вторую неделю, а воз и ныне там! Зато все вокруг говорят, что мол он “хороший токарь” и мастер “золотые руки”, но когда трезвый! В общем прикуплю я пожалуй себе старый, добрый школьный ТВ-4 и буду сам токарить себе, пусть и корявые у меня когда-то болты получались! А “хороший токарь”, ну чо, пусть бухает, мастерство-то не пропьешь!
П.С. Хороший токарь – трезвый токарь, вот и всё!
vestto.livejournal.com
Русский токарь лучший в мире!
На завершившемся 7 мая в Финляндии чемпионате рабочих профессий Taitaja! в компетенции “Токарные работы на станках с ЧПУ” российский студент Казанского национального исследовательского технического университета Антон Лоскутов лучше всех выполнил конкурсное задание и занял первое место, обойдя многочисленных участников, включая хозяев чемпионата.
Ежегодный чемпионат Taitaja! в Финляндии, проходящий по стандартам мирового чемпионата рабочих профессий Worldskills, в этом году собрал несколько сотен участников со всего мира и более 50 000 зрителей.
Токарные работы – одна из традиционных дисциплин в чемпионатах рабочих профессий, относящаяся к компетенциям повышенной сложности и требующая высокого личного профессионального опыта. Завоевав “золото” в ключевой дисциплине, член российской команды WorldSkills Антон Лоскутов заложил отличный фундамент для дальнейших побед нашей команды на зарубежных чемпионатах.
Можно поздравить нашего героя.
Но тут же задаться вопросом: а как у нас дела в средне-профессиональном образовании?
А дела эти не радуют. Практически полностью разрушена система трудового воспитания в школах. Больше нет УПК (учебно-производственный комбинат), а многие учреждения подготовки кадров средне-технического образования, в виду недостаточного бюджета, недоукомплектованы необходимым современным обучающим оборудованием и станками. Существует острая нехватка квалифицированных педагогических кадров, так как заработная плата оставляет желать лучшего. Деформирована структура подготовки кадров.
Безусловно эти проблемы не повсеместные, в ряде регионов, например, в Свердловской, Нижегородской, Ростовской областях, в Москве и Московской области, за последние годы произошло существенное улучшение материально-технической базы техникумов и профучилищ, социального обеспечения преподавателей и обучающихся, организации производственной практики учащихся и студентов. Но это скорее исключение чем общая практика.
За последние 30 лет количество учреждений НПО (начально-профессиональное образование) в России уменьшилось на треть, количество обучающихся – вдвое.
И при всем этом потребность в рабочих специальностях с каждым годом увеличивается.
По прогнозам Минобрнауки России, к 2016 году выпускники колледжей и лицеев должны стать наиболее востребованными экономикой России кадрами. В качестве примера можно привести прогноз потребностей в специалистах с начальным профессиональным образованием для сферы транспорта к 2015 году, который составит 107 тысяч рабочих мест при выпуске сегодня чуть более 53 тысяч человек.
В тоже время, по данным Госкомстата России, в середине 2000-х гг. число занятых в промышленности
составляло более 10 млн человек. Дефицит квалифицированных рабочих составил более
2 млн человек. С 2003 по 2008 г. количество вакансий рабочих профессий увеличилось более
чем в 3 раза. Средний возраст квалифицированного рабочего составлял 55 лет.
Сейчас как никогда нужно обратиться к Советскому опыту организации профессионального образования. Когда начиная с 5-6 классов учеников приучали к серьезной трудовой практике. А в 8-9 классах трудовая подготовка школьников организовывалась в виде профессионального обучения и изучения курса “Основы производства. Выбор профессии”. Профильное обучение представляло собой изучение школьниками того или иного вида труда. Например, школьники изучали металлообработку, деревообработку, обработку тканей и т.д. Изучение вида (профиля) труда в 8-9 классах предшествовало тому, что в 10-11 классах ученики, выбрав из этого вида труда конкретную профессию (специальность), будут овладевать ею. Другими словами, профильное обучение в 8-9 классах было как бы общеподготовительным этапом профессионального обучения, которое в полной мере продолжается в 10-11 класса.
Необходимо повсеместно возраждать УПК, снова включать в систему подготовки профессиональных кадров крупные промышленные предприятия.
И вот тогда наши первые места будут не только в токарном деле, а и в слесарном, монтажном и других направлениях современного технического труда.
liniya-mass.livejournal.com
Русский токарь лучший в мире!
На завершившемся 7 мая в Финляндии чемпионате рабочих профессий Taitaja! в компетенции “Токарные работы на станках с ЧПУ” российский студент Казанского национального исследовательского технического университета Антон Лоскутов лучше всех выполнил конкурсное задание и занял первое место, обойдя многочисленных участников, включая хозяев чемпионата.
Ежегодный чемпионат Taitaja! в Финляндии, проходящий по стандартам мирового чемпионата рабочих профессий Worldskills, в этом году собрал несколько сотен участников со всего мира и более 50 000 зрителей.
Токарные работы – одна из традиционных дисциплин в чемпионатах рабочих профессий, относящаяся к компетенциям повышенной сложности и требующая высокого личного профессионального опыта. Завоевав “золото” в ключевой дисциплине, член российской команды WorldSkills Антон Лоскутов заложил отличный фундамент для дальнейших побед нашей команды на зарубежных чемпионатах.
Можно поздравить нашего героя.
Но тут же задаться вопросом: а как у нас дела в средне-профессиональном образовании?
А дела эти не радуют. Практически полностью разрушена система трудового воспитания в школах. Больше нет УПК (учебно-производственный комбинат), а многие учреждения подготовки кадров средне-технического образования, в виду недостаточного бюджета, недоукомплектованы необходимым современным обучающим оборудованием и станками. Существует острая нехватка квалифицированных педагогических кадров, так как заработная плата оставляет желать лучшего. Деформирована структура подготовки кадров.
Безусловно эти проблемы не повсеместные, в ряде регионов, например, в Свердловской, Нижегородской, Ростовской областях, в Москве и Московской области, за последние годы произошло существенное улучшение материально-технической базы техникумов и профучилищ, социального обеспечения преподавателей и обучающихся, организации производственной практики учащихся и студентов. Но это скорее исключение чем общая практика.
За последние 30 лет количество учреждений НПО (начально-профессиональное образование) в России уменьшилось на треть, количество обучающихся – вдвое.
И при всем этом потребность в рабочих специальностях с каждым годом увеличивается.
По прогнозам Минобрнауки России, к 2016 году выпускники колледжей и лицеев должны стать наиболее востребованными экономикой России кадрами. В качестве примера можно привести прогноз потребностей в специалистах с начальным профессиональным образованием для сферы транспорта к 2015 году, который составит 107 тысяч рабочих мест при выпуске сегодня чуть более 53 тысяч человек.
В тоже время, по данным Госкомстата России, в середине 2000-х гг. число занятых в промышленности
составляло более 10 млн человек. Дефицит квалифицированных рабочих составил более
2 млн человек. С 2003 по 2008 г. количество вакансий рабочих профессий увеличилось более
чем в 3 раза. Средний возраст квалифицированного рабочего составлял 55 лет.
Сейчас как никогда нужно обратиться к Советскому опыту организации профессионального образования. Когда начиная с 5-6 классов учеников приучали к серьезной трудовой практике. А в 8-9 классах трудовая подготовка школьников организовывалась в виде профессионального обучения и изучения курса “Основы производства. Выбор профессии”. Профильное обучение представляло собой изучение школьниками того или иного вида труда. Например, школьники изучали металлообработку, деревообработку, обработку тканей и т.д. Изучение вида (профиля) труда в 8-9 классах предшествовало тому, что в 10-11 классах ученики, выбрав из этого вида труда конкретную профессию (специальность), будут овладевать ею. Другими словами, профильное обучение в 8-9 классах было как бы общеподготовительным этапом профессионального обучения, которое в полной мере продолжается в 10-11 класса.
Необходимо повсеместно возраждать УПК, снова включать в систему подготовки профессиональных кадров крупные промышленные предприятия.
И вот тогда наши первые места будут не только в токарном деле, а и в слесарном, монтажном и других направлениях современного технического труда.
alexeagle007.livejournal.com
В Туле определили лучшего токаря России — Российская газета
В Туле состоялся заключительный этап Всероссийского конкурса профессионального мастерства в номинации “Лучший токарь”. Первое место – у туляка Андрея Швыдкова.
Конкурс проходил на базе известного во всем мире оборонного предприятия “КБ приборостроения”, где разрабатывают высокоточное оружие и делают уникальные зенитные ракетно-пушечные комплексы “Панцирь”. На родину самого знаменитого мастерового Левши приехали токари из одиннадцати регионов России. В Туле собрались победители региональных этапов конкурсов профессионального мастерства из Алтайского края, Республик Мордовии, Удмуртии и Башкортостана, Ростовской, Омской, Воронежской, Липецкой, Саратовской и Тульской областей. Тулякам, как принимающей стороне, была дана возможность выставить сразу двух конкурсантов – Андрея Швыдкова и Вячеслава Серебрякова.
Сразу стоит сказать: оба подтвердили, что Тула по-прежнему – город мастеров, заняв первое и второе места. Третье место у Алексея Гунина из Удмуртии (Сарапульский электрогенераторный завод). Четвертым стал представитель Алтайского края Александр Иванов (Алтай-Кокс). Замыкает пятерку лучший токарь из Воронежа Вячеслав Хванских (Воронежский механический завод – филиал космического НПЦ им. Хруничева).
Завершающий этап Всероссийского конкурса длился два дня. В первый день участники соревновались в знании теории. Но все же самый ответственный момент наступил позже, когда мастерам предстояло за два часа сделать довольно сложную деталь.
Перед началом – небольшой инструктаж по технике безопасности. “Станки одинаковые, приехали высочайшие профессионалы, но обстановка другая, – пояснил “РГ” необходимость этого ведущий инженер по охране труда КБП Юрий Пикин. – Этот инструктаж необходим скорее для того, чтобы успокоить ребят, обратить внимание на какие-то нюансы”.
Затем мастера разошлись по цехам: пятеро в один цех, шестеро – в другой. Полчаса на ознакомление с рабочим местом и инструментом. Изготовить предстояло деталь под названием “корпус” из довольно распространенной легированной стали 3КГС. А хитрость была в том, что в программы станков с ЧПУ были заложены ошибки (об этом участников конкурса предупредили заранее), эти погрешности мастерам и надо было обнаружить в период подготовки. Впрочем, это не составило большого труда для профессионалов. Как только мастер был готов к работе, сообщал об этом членам жюри, и ему разрешали старт. Окончанием работы считался момент, когда участник конкурса убрал и сдал инструмент.
Быстрее всех выполнил задание Андрей Швыдков. У него же был и лучший результат в теории. “Родные стены помогают”, – коротко прокомментировал он свою победу.
rg.ru
Российский токарь лучший в мире!
На завершившемся 7 мая в Финляндии чемпионате рабочих профессий Taitaja! в компетенции “Токарные работы на станках с ЧПУ” российский студент Казанского национального исследовательского технического университета Антон Лоскутов лучше всех выполнил конкурсное задание и занял первое место, обойдя многочисленных участников, включая хозяев чемпионата.
Ежегодный чемпионат Taitaja! в Финляндии, проходящий по стандартам мирового чемпионата рабочих профессий Worldskills, в этом году собрал несколько сотен участников со всего мира и более 50 000 зрителей.
Токарные работы – одна из традиционных дисциплин в чемпионатах рабочих профессий, относящаяся к компетенциям повышенной сложности и требующая высокого личного профессионального опыта. Завоевав “золото” в ключевой дисциплине, член российской команды WorldSkills Антон Лоскутов заложил отличный фундамент для дальнейших побед нашей команды на зарубежных чемпионатах.
Можно поздравить нашего героя.
Но тут же задаться вопросом: а как у нас дела в средне-профессиональном образовании?
А дела эти не радуют. Практически полностью разрушена система трудового воспитания в школах. Больше нет УПК (учебно-производственный комбинат), а многие учреждения подготовки кадров средне-технического образования, в виду недостаточного бюджета, недоукомплектованы необходимым современным обучающим оборудованием и станками. Существует острая нехватка квалифицированных педагогических кадров, так как заработная плата оставляет желать лучшего. Деформирована структура подготовки кадров.
Безусловно эти проблемы не повсеместные, в ряде регионов, например, в Свердловской, Нижегородской, Ростовской областях, в Москве и Московской области, за последние годы произошло существенное улучшение материально-технической базы техникумов и профучилищ, социального обеспечения преподавателей и обучающихся, организации производственной практики учащихся и студентов. Но это скорее исключение чем общая практика.
За последние 30 лет количество учреждений НПО (начально-профессиональное образование) в России уменьшилось на треть, количество обучающихся – вдвое.
И при всем этом потребность в рабочих специальностях с каждым годом увеличивается.
По прогнозам Минобрнауки России, к 2016 году выпускники колледжей и лицеев должны стать наиболее востребованными экономикой России кадрами. В качестве примера можно привести прогноз потребностей в специалистах с начальным профессиональным образованием для сферы транспорта к 2015 году, который составит 107 тысяч рабочих мест при выпуске сегодня чуть более 53 тысяч человек.
В тоже время, по данным Госкомстата России, в середине 2000-х гг. число занятых в промышленности
составляло более 10 млн человек. Дефицит квалифицированных рабочих составил более
2 млн человек. С 2003 по 2008 г. количество вакансий рабочих профессий увеличилось более
чем в 3 раза. Средний возраст квалифицированного рабочего составлял 55 лет.
Сейчас как никогда нужно обратиться к Советскому опыту организации профессионального образования. Когда начиная с 5-6 классов учеников приучали к серьезной трудовой практике. А в 8-9 классах трудовая подготовка школьников организовывалась в виде профессионального обучения и изучения курса “Основы производства. Выбор профессии”. Профильное обучение представляло собой изучение школьниками того или иного вида труда. Например, школьники изучали металлообработку, деревообработку, обработку тканей и т.д. Изучение вида (профиля) труда в 8-9 классах предшествовало тому, что в 10-11 классах ученики, выбрав из этого вида труда конкретную профессию (специальность), будут овладевать ею. Другими словами, профильное обучение в 8-9 классах было как бы общеподготовительным этапом профессионального обучения, которое в полной мере продолжается в 10-11 класса.
Необходимо повсеместно возражать УПК, снова включать в систему подготовки профессиональных кадров крупные промышленные предприятия.
И вот тогда наши первые места будут не только в токарном деле, а и в слесарном, монтажном и других направлениях современного технического труда.
mexa-nik.livejournal.com
Дуэль на станках. Пермяк вошел в десятку лучших токарей России | ПОДРОБНОСТИ | ОБЩЕСТВО
Лучшие из них собрались в начале ноября в Екатеринбурге, где впервые прошел национальный чемпионат сквозных рабочих профессий высокотехнологичных отраслей WorldSkills Hi-Tech. В нем приняли участие более 150 рабочих из 29 регионов страны.
Практика – критерий профи
Цвета Пермского края и родного завода в компетенции «Токарные работы на станках с ЧПУ» защищал Иван Калмыков, наладчик станков и манипуляторов с программным управлением 5-го разряда «Редуктора-ПМ», предприятия холдинга «Вертолеты России». За победу в этой номинации сражались 30 человек – лучшие представители токарного дела в своих регионах.
– Отличие этого чемпионата от конкурсов профмастерства в том, что здесь нет теоретического этапа. Подразумевается, что без хороших знаний человек не справится с практической работой. За 3,5 ч. нужно было сделать годную деталь по заданному чертежу.
Условия максимально приближены к производству: во всем мире ценят качество и сроки. Деталь, которую нужно было сделать, – сложная. Поэтому к ее обработке необходимо было подойти творчески, – рассказывает Иван Калмыков.
По его словам, сложнее всего было приноровиться к оборудованию: соревнования проводятся на универсальных токарных станках DMTG.
– Хорошо, что я познакомился с этими станками на стажировке в Москве, куда ездил для подготовки к чемпионату. Тем не менее столкнулся с тем, что не хватает навыков работы на таком оборудовании. Кстати, у нас в номинации «Вне конкурса» выступал 18-летний парень из Германии. У него пальцы просто летали по кнопкам станка – недаром чемпион своей страны. А от скорости программирования зависело, сколько времени останется на выполнение элементов детали. Этой быстроты мне и не хватило. Однако порадовало, что и наши ребята не лыком шиты: нашлись среди них те, кто обошел немца по результату, – говорит Иван.
Хорошо справился с заданием и Иван. Он занял 8-е место среди 30 участников, показав лучший результат от холдинга «Вертолеты России». К слову, полностью выполнить задание никому не удалось: чемпион и призеры выточили деталь на 90%.
– Все-таки уровень заданий очень высокий – мирового стандарта. Рад, что мне выпал шанс выступить на соревнованиях с лучшими токарями России. Хочу попробовать свои силы в национальном чемпионате WorldSkills в следующем году. И не просто попробовать, а выступить лучше. Опыт – дело наживное, – уверен Иван Калмыков.
Кстати, на чемпионате отдельно проходили состязания среди студентов ссузов и старшеклассников (Junior Skills). Здесь в токарной номинации Пермский край представлял Виктор Алатьяров, студент 4-го курса техникума промышленных и информационных технологий, который проходит практику на «Редукторе-ПМ».
Споры экспертов
Коллега Ивана Калмыкова Александр Куклин, оператор станков с программным управлением, выступил на чемпионате WorldSkills в роли эксперта-наблюдателя.
За плечами Александра, который работает на заводе уже три года, участие в чемпионатах рабочих профессий Перми. В 2012 и 2013 гг. он дважды занимал второе место на конкурсе «Рабочий – это звучит гордо!». По словам Александра, ему очень хотелось выступить в Екатеринбурге в качестве участника. Но, к сожалению, не прошел по возрасту: к соревнованию допускаются профессионалы с 18 до 25 лет.
Впрочем, работа эксперта пришлась Александру по душе, хотя и выдалась нелегкой. Все три дня наблюдатели работали с 8 утра и до 9 вечера. Они не только следили за ходом и честностью выполнения заданий, но участвовали в измерении деталей. Порой доходило до споров.
– Эксперты, оценивавшие конкурс по компетенции фрезеровщиков, даже чуть не подрались друг с другом, – улыбается Александр. – И у нас без спорных моментов не обошлось. Долго обсуждали точность ширины канавки у детали, выполненной одним из конкурсантов. Мои коллеги измерили ее электронным штангенциркулем, который показал неправильность размера. Я же настаивал на том, что нужно это делать с помощью измерительных плиток, у которых выше точность. Будучи самым молодым из экспертов, мне было нелегко доказать свою точку зрения более опытным коллегам. Но в этом случае удалось: измерили ширину канавки с помощью плиток, и конкурсанту засчитали размер.
Кадры XXI века
– Наши ребята достойно выступили на чемпионате. Участие в таких конкурсах важно по нескольким причинам, – уверен Александр Попов, заместитель управляющего директора по управлению персоналом «Редуктора-ПМ». – Во-первых, WorldSkills демонстрирует мировые стандарты профессиональной деятельности, которые определяют развитие и наших работников. Во-вторых, чемпионат позволяет оценить квалификацию наших специалистов, непосредственно выпускающих продукцию. Тем более что к ней предъявляют особые требования по качеству и надежности, ведь наше предприятие работает в отрасли авиастроения. В-третьих, важен мотивационный момент: ребята видят, к чему нужно стремиться.
На чемпионате WorldSkills Hi-Tech насыщенной получилась и деловая программа. На круглых столах и семинарах работодатели, представители учебных заведений обсуждали, как и какие рабочие кадры должна готовить наша система образования, делились лучшими практиками, презентовали опыт сотрудничества предприятий и ссузов.
– Особой темой обсуждения стало дуальное обучение. Сегодня учебные заведения должны стремиться к тому, чтобы работодатели получали готового работника, а не доучивали его на предприятии. Сейчас в Пермском крае развивается дуальное обучение, когда практическая подготовка студентов проходит на предприятии. Мы тоже участвуем в этом проекте: например, учащиеся техникума промышленных и информационных технологий 2-3 дня в неделю проводят в цехах нашего завода, где на рабочих местах постигают азы своей будущей профессии. Наш следующий шаг – работа со школьниками. Сейчас мы ведем переговоры о сотрудничестве с несколькими школами Перми, – говорит Александр Попов. – Работу в таком формате ведут многие предприятия холдинга, добиваясь хороших успехов в кадровой политике и популяризации технических и инженерных специальностей.
Смотрите также:
www.perm.aif.ru