Школьная медицина в законе // Государственное регулирование
ПЕРВЫЙ ШАГ СДЕЛАН
Многочисленные обращения учителей и родителей нашли отклик у депутатов Государственной Думы РФ. Там прошли парламентские слушания, посвященные законодательному регулированию организации оказания медицинской помощи детям в школах и дошкольных учреждениях, чтобы обеспечить подрастающему поколению оптимальные условия для роста и развития. В слушаниях принимали участие представители Министерства здравоохранения РФ, Министерства образования и науки РФ, Роспотребнадзора, Росстрахнадзора, представители научного сообщества, директора школ, главные врачи поликлиник, представители родительского сообщества. Свободная дискуссия длилась более 3 часов. “Это говорит о том, что проблема школьной медицины давно назрела, накоплены примеры передовых практик. Обострили проблемы кадров, межведомственного взаимодействия, заработной платы. И главной идеей стало то, что необходимо менять отношение к роли школьной медицины с тем, чтобы сохранить физическое и психическое здоровье ребенка”, — считает член Комитета Совета Федерации по социальной политике
“Мое общение с людьми в ходе предвыборной кампании длилось 124 дня, по шесть встреч ежедневно. И не было ни одной встречи, чтобы не обсуждался вопрос школьной медицины. И не удивительно. Ведь большую часть жизни современные дети проводят в школе. И тут возникает много вопросов, касающихся освещения, питания, проверки физического состояния и особенностей каждого ребенка, который поступает в школу, наличие у него хронических заболеваний. Я как хирург не очень понимаю, как педагоги берут на себя ответственность за большую группу детей, практически не зная, как в случае необходимости оказать им помощь при неотложных состояниях. А ведь такие случаются… На парламентских слушаниях нам приводили в пример позитивные практики. Но — это исключение. Нам же необходимо законодательство”, — уверен председатель Комитета Государственной Думы РФ по охране здоровья Дмитрий Анатольевич Морозов.
У директора Института стратегии развития образования Российской академии образования Светланы Вениаминовны Ивановой есть свои доводы для решения обсуждаемой проблемы. Она в частности сказала: “В школе сегодня многие законодательные нормы мешают поддерживать здоровье школьников. Например, учитель не имеет права заниматься никакой медицинской практикой, вплоть до того, что не может дать ребенку градусник. А ни врача, ни медсестры в школе нет. На практике нередки случае, когда ребенок приходит в школу больной, например, гриппом, а педагог, не имея возможности даже измерить ему температуру, допускает ученика к занятиям. В результате его болезнь прогрессирует, оставляя за собой осложнения, а другие учащиеся школы и учителя заражаются от больного школьника и тоже заболевают. Но учитель ко всему прочему не имеет никакой медицинской подготовки. Ведь у нас в образовательных программах педагогических учебных заведений остались очень небольшие учебные объемы по детской физиологии и психологии. Их надо возвращать. Врач в школе может работать вместе с педагогическим коллективом, обсуждая на педсоветах те или иные проблемы, помогать их решать, корректировать стрессогенность образовательного процесса, перегрузку детей. Конечно, наши учителя–предметники, стремясь добросовестно выполнять свои обязанности, хотят дать своим ученикам как можно больше знаний. В результате объемы домашних заданий растут буквально с каждым годом. И конечно, в школе каждый день необходим медицинский работник, т.к. проблем именно медицинского характера очень много. Подростки не умеют общаться лично друг с другом, а только в формате социальных сетей”.
ВСЕ ХОРОШО В МЕРУ!
Заведующий кафедрой гигиены детей и подростков Первого МГМУ им. И.М. Сеченова Владислав Ремирович Кучма призвал учителей (и это, по его мнению, также надо отобразить в законодательных актах) выполнять Санитарные нормы и правила (СанПин), в которых написано, что нагрузка одиннадцатиклассников должна составлять 34 часа в неделю. Но в реальности–то это не так. Сегодня эта нагрузка — 50 часов! Это тоже приводит к тому, что состояние здоровья современных детей далеко от благополучного. И практически все работники школьного образования говорят буквально следующее: “Верните медицинских работников в школы, чтобы они могли трудиться в них на постоянной основе”. Врачи, занимающиеся профилактикой среди взрослого населения, на парламентских слушаниях прямо сказали, что в детстве зарождаются и формируются те факторы риска, которые приводят к низкой продолжительности жизни россиян, высокому уровню смертности от сердечно–сосудистых заболеваний. На слушаниях было отмечено, что для работы школьной медицины наблюдается нехватка и финансовых возможностей, и подготовленных кадров.
Оставляет желать лучшего и уровень подготовки персонала, который мог бы работать в школе. В то же время Минпромторг Российской Федерации выражает готовность обеспечить медицинские кабинеты школ всем необходимым отечественным и импортным оборудованием. Но не хватает межведомственного взаимодействия. И это тоже прозвучало на парламентских слушаниях. “Я еще помню, что был межведомственный совет, который возглавляли замминистр образования и замминистр здравоохранения. Мы обсуждали все насущные вопросы. Сегодня такого совета нет. И приходится всем вступать в переписку. Это, конечно, тоже нужно делать. Но так, чтобы живое общение не превращалось в бюрократическую канцелярщину. Считаю, какой бы трудной ни была проблема, в формате одного избирательного цикла, решить ее можно. Для этого будет создана рабочая группа, в состав которой войдут представители Минздрава России, Минобрнауки России, другие члены правительства”, — выразил уверенность В.Р. Кучма.
КОЛЛЕКТИВНЫЙ РАЗУМ
В ходе слушаний рассмотрели предложения ряда субъектов РФ, которые на региональном уровне уже предприняли определенные шаги по развитию системы школьной медицины.
“Принимая во внимание состояние здоровья подрастающего поколения, необходимо формировать на законодательном уровне комплекс мер, направленных на укрепление здоровья детей и подростков, одним из составных элементов которого должно стать развитие системы оказания медицинской помощи непосредственно в общеобразовательных учреждениях. Именно поэтому в настоящее время комитет активно занят выработкой механизмов практической реализации данной инициативы, в т.ч. в части ее кадрового обеспечения, с учетом имеющегося дефицита медицинских работников в отдельных районах”, — сказал Д.А. Морозов. Он отметил, что система оказания медицинской помощи в общеобразовательных учреждениях должна включать в себя следующие мероприятия: анализ и изучение состояния здоровья школьников и организацию необходимых лечебно–оздоровительных мероприятий; организацию и проведение противоэпидемических мероприятий для предупреждения инфекционных и профилактике неинфекционных заболеваний; обеспечение врачебного контроля физического и гигиенического воспитания в школе; осуществление систематического контроля по соблюдению санитарно–гигиенических условий при проведении учебных занятий и за выполнением установленного режима дня; проведение систематической санитарно–просветительской работы среди учащихся, учителей и родителей; контроль санитарно–гигиенического состояния школьных столовых; привлечение учителей, родителей и представителей общественных организаций к активной работе по охране здоровья школьников.
Участники парламентских слушаний пришли к выводу, что полный перечень таких мероприятий должен приниматься на основании компетентного мнения специалистов: педиатров, работников образования, а также родительской общественности. Необходимо учитывать и мнения органов исполнительной власти федерального и регионального уровней в области образования и здравоохранения. Ведь в каждом регионе есть те или иные специфические факторы, влияющие на здоровье школьников.
МАСШТАБ 1:1000
На парламентских слушаниях прозвучали и конкретные требования к школьному доктору: это должен быть врач общей практики, который обладает необходимыми компетенциями для того, чтобы контролировать жизнь ребенка в школе с точки зрения безопасности для его здоровья. При этом предполагаемая нагрузка для такого доктора — 1000 учащихся. Предполагается, что в каждой школе постоянно будет находиться и медицинская сестра, работу которой координирует врач. При необходимости она может вызвать врача, причем не только в учебные часы, но и во время продленки, спортивных соревнований.
Обговорены и параметры школьного медицинского кабинета. Так, это будет помещение длиной 7 метров, в котором предусмотрен шкаф и аптечка с медикаментами для оказания первичной медицинской помощи, а также манипуляционная, в которой можно проверить зрение, слух, проводить вакцинацию, мероприятия по диспансеризации.
Врач вводится в педагогический коллектив и помогает учителю физкультуры, контролирует питание школьников, освещение помещений, их инсоляцию, ход диспансеризации… И одновременно, работая в поликлинике, он может (об этом настоятельно просят родители) позвать вовремя невролога, эндокринолога. Рассматривается вопрос о том, чтобы в медкабинетах школ работала медицинская сестра с высшим образованием, которых уже немало подготовлено в вузах страны. Штат школьного врача будет числиться за отделениями работы в общеобразовательных учреждениях, которые уже есть в поликлиниках. “То есть по большому счету требуются организационные меры, некоторая рекогносцировка, а не новые финансы. Надеюсь на скорое принятие закона, потому что сложилась ситуация, когда этого хотят педагоги, это понимают в здравоохранении”, — уточнил Дмитрий Анатольевич Морозов.
УВАЖАТЬ КАЖДОГО УЧЕНИКА
И еще. О том, чем болеет ребенок, врачи не имеют права сообщить ни учителю, ни директору школы, ни даже его родственникам за исключением прямых попечителей — родителей или кого–то другого, кто выполняет эту функцию. С одной стороны — это правильно. А с другой стороны, возникает проблема для педагогов — они не знают тех особенностей здоровья ученика, которые необходимо учитывать. И эту ситуацию нужно как–то решать. А кто может сейчас дать ребенку в школе таблетку никто? Никто. Даже витамин. Вдруг у школьника, например, аллергия? При этом надо учитывать, что школьная медицина в первую очередь профилактическая. Она ни в коем случае не должна дублировать функции поликлиники или больницы. Но школьный врач должен быть в контакте с участковым доктором ЛПУ.
ПРОЦЕСС ПОШЕЛ…
Минздрав России приступил к реализации пилотного проекта “Школьная медицина”, в рамках которого разработан проект профессионального стандарта для бакалавров “школьная медицина”. Об этом сообщила министр здравоохранения РФ Вероника Скворцова на заседании Координационного совета при Президенте РФ по реализации “Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы”. Она пояснила, что проект направлен на улучшение здоровья школьников и повышение их ответственности за свое здоровье и здоровье близких. Минздрав совместно с Министерством образования и науки РФ и Российской академией образования разработали программы и памятки для педагогов, учеников и родителей по здоровому образу жизни и оказанию первой помощи. В регионах отрабатываются варианты взаимодействия между центрами здоровья, центрами профилактики, участковыми и школьными врачами с использованием информационных технологий. По итогам парламентских слушаний было принято решение по созданию рабочей группы. Все коллеги представят свои предложения по ключевому документу парламентских слушаний, который мы представим в Министерство образования и науки РФ, а также в Министерство здравоохранения РФ.
Сейчас разрабатывается дорожная карта действий в плане организации школьной медицины. Первый шаг — парламентские слушания, дальше — формулировка заключений, потом внесение изменений в законодательную базу. И далее — отправка предложений в аппарат правительства. К весне должны выйти на конечный согласованный продукт. В нем будет не только прописано, что в школе должен быть медицинский работник, но и пояснено, какими обязанностями и полномочиями он наделяется.
По материалам пресс–конференции “Законодательные инициативы в сфере школьной медицины”
mosapteki.ru
Школьная медицина на пороге перемен
Вернутся ли в образовательные учреждения врачи и медицинские сёстры?
Законопроекты по внедрению новой системы школьной медицины, работа над которыми не останавливалась и в парламентские каникулы, будут внесены на рассмотрение Госдумы РФ в уже открывшуюся осеннюю сессию, сообщили в Комитете палаты по охране здоровья. Подход к школьному здравоохранению надо изменить, усовершенствовав его законодательную базу, считают и эксперты Общероссийского народного фронта.
Выполняя поручение Президента
«Мы проводили встречи с людьми, посещали школы, обсуждали систему оценки здоровья, контроль качества питания и многое другое. Тогда и зародилась мысль создать новую систему школьной медицины, при которой доктор имел бы возможность профессионального роста и занимался бы делом. Предложение было поддержано партией «Единая Россия», её председателем Дмитрием Медведевым, а потом и Президентом РФ Владимиром Путиным», – заявил Дмитрий Морозов, председатель Комитета Госдумы РФ по охране здоровья, разрабатывающего законодательные инициативы по внедрению новой системы школьной медицины.
Поручение Правительству проанализировать ситуацию в области охраны здоровья школьников и принять необходимые меры по его охране, включая оказание первичной медико-санитарной помощи, глава государства В.Путин дал в декабре 2016 г. «Надеюсь, что в течение года мы полностью обеспечим нормативно-правовую базу для внедрения новой системы школьной медицины», – сказал тогда Д.Морозов.
Руководитель профильного комитета Госдумы отметил, что пилотный проект такой медицины апробирован в 5 субъектах Федерации и обсуждался на парламентских слушаниях в нижней палате Федерального Собрания РФ. «Мы исходили из того, что дети практически живут в школах. Выработанные после слушаний рекомендации легли в основу нашей работы», – резюмировал Д.Морозов. Возглавляя думский комитет, он является и федеральным координатором партийного проекта «Единой России» «Здоровье – детям», реализация задач которого рассчитана на 2017-2022 гг. Важное звено в этом проекте отводится развитию школьной медицины. Активисты партии выступают, например, за то, чтобы в каждой школе работал специально подготовленный школьный врач, за создание доступной среды для детей-инвалидов, разработку на федеральном уровне стандарта оснащения школьного медицинского кабинета и т.д.
Как здоровье?
Необходимость целенаправленного развития системы школьной медицины подтверждают и последние данные Роспотребнадзора, согласно которым количество абсолютно здоровых детей в нашей стране не превышает 10-12%, а хронические заболевания есть более чем у половины школьников 7-9 лет и 60% старшеклассников. Частота функциональных нарушений у школьников увеличилась за последние 10 лет в 1,5 раза, хронических болезней – в 2.
Как отметили в Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, большая часть этих проблем связана с нерациональным питанием детей, избыточным потреблением соли, сахара, мучных продуктов, недостаточным потреблением овощей и фруктов. Ранее министр здравоохранения РФ Вероника Скворцова сообщила, что Минздрав совместно с Минсельхозом активно работают над реализацией программы по продвижению здорового питания. Она подчеркнула, что возглавляемое ею министерство строго отслеживает питание детей в школах и дошкольных образовательных учреждениях.
Данные Роспотребнадзора хорошо согласуются с результатами исследования, проведённого НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Национального научно-практического центра здоровья детей Минздрава России. Специалисты института в течение 11 лет вели наблюдение за здоровьем школьников из 4 учебных заведений Москвы – начиная с года, когда дети пришли в первый класс, и заканчивая 11-м классом. Всего в исследовании участвовало 426 детей, каждого из которых раз в год обследовали несколько врачей. Главный вывод специалистов: за время обучения в школе здоровье детей существенно ухудшается. Так, обследование первоклассников показало, что абсолютно здоровыми могут считаться 4,3% из них – эти дети попали в I группу здоровья. Ко II группе – «практически здоровых» – были причислены 44,4% первоклашек. К 11-му классу в I группе здоровья не осталось ни одного человека, численность учащихся со II группой сократилась на четверть – до 34%. Остальные дети попали в III и IV группы здоровья, то есть в категорию лиц, имеющих отклонения здоровья или страдающих хроническими заболеваниями.
Необходимая составляющая
Проблема ухудшения состояния здоровья детей в России действительно существует и тревожит общество, считает член Комитета Совета Федерации по социальной политике Татьяна Кусайко. До парламента, в 2011-2016 гг., она работала главным врачом детской поликлиники № 1 Мурманска.
«Это вызывает беспокойство у государства, у педиатрического сообщества в том числе. К снижению числа здоровых детей приводит совокупность различных факторов, таких как ухудшение экологической обстановки, генетические нарушения, не соответствующие возрасту физические, психоэмоциональные и психосоматические нагрузки», – сказала член Центрального штаба ОНФ. По мнению Т.Кусайко, главным в недопущении ухудшения состояния здоровья детей является профилактика. «Например, существующая гиподинамичность современных детей, неправильное питание ведут к ожирению, сахарному диабету, болезням сердца. На этом фоне невозможно переоценить важность формирования здорового образа жизни. В рамках его популяризации и профилактики заболеваний проводится много мероприятий при поддержке государства, общественных объединений, волонтёров», – отметила она. Сенатор добавила, что работы в этом направлении ещё очень много.
«Новые федеральные проекты и программы по защите и охране детства, формированию здорового образа жизни как раз показывают, что работа ведётся. Но ещё необходимо отметить и ответственность родителей, которые в первую очередь должны заботиться о формировании здорового образа жизни своих детей, в том числе на собственном примере», – полагает Т.Кусайко. Она подчеркнула, что основа защиты детского организма от многих болезней – вакцинопрофилактика, поэтому отказ родителей от прививок также приводит к росту заболеваемости детей.
«Школьная медицина, организованная должным образом, гигиена детей – необходимые составляющие в сохранении здоровья несовершеннолетних, основные направления которых – диагностика здоровья обучающихся, оценка распространённости факторов риска и санитарно-эпидемиологического благополучия, медицинский анализ готовности к новому учебному году, оздоровление детей в период отдыха, – отметила представитель Центрального штаба ОНФ. – Одним из важнейших факторов является состояние первичной медико-санитарной помощи. Дефицит кадров в этой сфере оказывает решающее значение в её снижении. Внесённые в этом году изменения в порядок проведения диспансеризации, возможно, в скором времени дадут положительные результаты. Ведь для полного выздоровления или предотвращения болезни важна вовремя выявленная патология. В условиях, когда в школах медперсонал зачастую представлен работающими на полставки, врачами-совместителями, а медсёстры приходят по расписанию, не находятся там постоянно, профилактическая работа и ранняя диагностика крайне затруднительны. Надо законодательно закрепить основы межведомственного взаимодействия образовательных и медицинских организаций, а также полномочия систем образования и здравоохранения при организации охраны здоровья детей и подростков».
Казалось бы, порядок оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения в школе, а также рекомендуемые штатные нормативы мед работников, которые окончательно должны определять региональные власти, уже прописаны в российском законодательстве. На то есть и закон об охране здоровья граждан, и закон об образовании, и соответствующие нормативные акты.
Так, кстати, считают и в Минздраве России. Но факт остаётся, увы, фактом: до 40% выпускников школ, как отмечалось на парламентских слушаниях в Госдуме, не способны выполнить минимальные нормативы физической подготовки. Значит, нужны единая система мониторинга учащихся для контроля за их здоровьем и новый подход к организации школьного здравоохранения.
Рано снимать с контроля…
А всё новое, как известно, – это хорошо забытое старое. Значит, надо вернуть в школы медицинские кабинеты, врачей и медсестёр, которые начали исчезать из них после того, как были приняты закон об охране здоровья граждан и новый закон об образовании.
«Тогда мы фактически доверили организацию оказания медпомощи только системе здравоохранения. После этого школы были вынуждены убрать медиков из своего штатного расписания, а чтобы медкабинеты у них всё же остались – передать для этого в систему здравоохранения полностью оборудованные помещения, либо получить лицензию на осуществление медицинской деятельности, – рассказывает заместитель председателя Комитета Госдумы РФ по образованию и науке Любовь Духанина. – При этом Министерство здравоохранения РФ утвердило такой перечень оборудования, который должен быть в этих кабинетах, что во многих регионах просто не хватало средств, чтобы его закупить, – прежде школьные врачи и медсёстры обходились гораздо меньшим количеством инструментов».
В результате, по словам Д.Морозова, во многих школах заботиться о здоровье учеников сейчас, по сути, приходится учителям. «А как они могут с этой задачей справиться, если врача мы готовим 6 лет? – задаётся вопросом депутат. – Почему мы вдруг взяли и, по сути, возложили на учителей всю ответственность за здоровье детей, не говоря уже об обязанности оказывать первую помощь? Что он может сделать, если у одного из 30 школьников на его уроке начались судороги? Или приступ астмы? Да в этом случае даже я со своей специальностью детского хирурга не хотел бы купировать такой приступ, не имея медикаментов. А ведь учитель не имеет права давать детям лекарства!»
Но у Минздрава свои соображения. Диагнозы школьников в электронных медицинских картах не должны быть доступны учителям или медработникам школы, сказала журналистам В.Скворцова. «Когда мы говорим о том, что школьные учителя должны быть о чём-то информированы, они должны быть информированы о группе здоровья, так бы я сказала. И о тех рисках, которые сопровождают ребёнка: возможности, как он переносит нагрузки физические, стрессовые и другие вопросы. Но при этом диагнозы не раскрываются», – цитирует её ТАСС. В.Скворцова отметила, что в рамках совместной работы с Министерством образования к сети будут подключены «те амбулаторные медицинские организации, где наблюдаются дети, и в том числе подключаем представителей школьной медицины, если они самостоятельно лицензированы, а не работают по договору с рядом находящейся поликлиникой».
А заместитель министра здравоохранения РФ Татьяна Яковлева провела, как уже сообщала «МГ», совещание по вопросу реализации проекта «Школьная медицина» в российских регионах. В его рамках будет организовано специальное обучение для школьных медработников, которым предстоит выстраивать свою работу с упором на профилактику болезней учащихся, уделять больше внимания контролю, соблюдению санитарных норм, отслеживать уровень физической и учебной нагрузки. Результатом такой деятельности должно стать снижение числа школьников, страдающих близорукостью, нарушениями осанки и ожирением.
Минздрав и Минобразования России уже работают над созданием единой базы данных для профилактики заболеваемости у детей школьного возраста.
Отказавшись закреплять постоянное присутствие в школах медработников, Минздрав откликнулся пока лишь на предложение ОНФ разработать перечни посин-дромной укладки медикаментов и перевязочных материалов для оказания детям неотложной медпомощи. Со следующего года, правда, в ряде медвузов начнётся подготовка специалистов по новой специальности «бакалавр-школьная медицина».
Такая вот ситуация. А ведь возврат медкабинетов в школы был предусмотрен ещё 4 года назад «Национальной стратегией действий в интересах детей на 2012-2017 гг.», утверждённой Президентом РФ.
Так что поручение главы государства о разработке мер по охране здоровья школьников выполнено не в полной мере, и снимать его с контроля преждевременно, считают в Народном фронте. А пока школьная медицина – в ожидании перемен…
Константин ЩЕГЛОВ, обозреватель «МГ».
www.mgzt.ru
Проект “Школьная медицина” поможет улучшить здоровье детей — Российская газета
Сегодня состояние здоровья подрастающего поколения вызывает серьезное беспокойство. Число абсолютно здоровых детей не превышает 10%, и эта доля прогрессивно уменьшается в школьном возрасте в зависимости от продолжительности обучения.
“Единая Россия” уже реализует целый ряд проектов по укреплению здоровья детей и подростков. Например, в высших учебных заведениях строятся бассейны, в сельских школах спортивные залы и плоскостные сооружения. Помимо этого мы предложили открывать в образовательных организациях антитабачные кабинеты, где студенты и школьники могут анонимно получить помощь в борьбе с табачной зависимостью. На уроках ОБЖ тоже нужно поднимать вопросы негативного воздействия курения и употребления психоактивных веществ на организм человека.
Кроме того, необходимо на законодательном уровне сформировать комплекс мер, направленных на укрепление здоровья подростков и детей: в частности, развивать систему оказания медицинской помощи в общеобразовательных учреждениях.
По нашему мнению школьная медицина на современном этапе должна включать в себя широкий спектр мероприятий.
Во-первых, надо изучать и анализировать состояние здоровья школьников.
Во-вторых, нужно предупреждать инфекционные заболевания и проводить профилактику неинфекционных.
В-третьих, следует обеспечить врачебный контроль за постановкой физического воспитания в школе.
В-четвертых, необходимо проводить санитарно-просветительскую работу среди учащихся, учителей и родителей.
В-пятых, надо осуществлять систематический контроль за выполнением школьниками установленного режима дня.
В-шестых, нужно следить за соблюдением санитарно-гигиенических условий при проведении учебных занятий, за состоянием школьных столовых.
В-седьмых, следует привлекать преподавателей, родителей и представителей общественных организаций к активной работе по охране здоровья учащихся.
Но важнейшим элементом данной системы является школьный врач, знающий специфику работы в образовательном учреждении.
В его функции входит проведение углубленного медицинского осмотра школьников, выявление у них различных заболеваний начиная от обычной простуды и заканчивая такими серьезными, как туберкулез, направление учащихся по показаниям на лабораторные и рентгенологические исследования. Также врач должен контролировать соблюдение карантинов, своевременно проводить дезинфекцию, выявлять причины неявки школьников на занятия. Наконец, он играет важную роль в формировании у учащихся здорового образа жизни.
К сожалению, во многих регионах не хватает медицинских работников. Во время недавней предвыборной кампании на встречах с избирателями многие родители, педагоги, врачи говорили нам, кандидатам в депутаты Госдумы, о необходимости улучшения организации медицинской помощи детям в школах и дошкольных учреждениях.
Поэтому 15 декабря Комитет Госдумы по охране здоровья проведет парламентские слушания, посвященные развитию школьной медицины. Это первое мероприятие такого масштаба, на котором будут подняты все аспекты данного вопроса. К участию приглашены представители родительской общественности, педагогического и медицинского сообществ, эксперты. По результатам слушаний комитет готов создать межведомственную рабочую группу по разработке проекта “Школьная медицина” с привлечением в ее состав ведущих специалистов в области общего образования, педиатрии, профилактики заболеваний, а также руководителей образовательных и медицинских организаций.
Надеюсь, что эти шаги позволят нам существенно улучшить здоровье детей и подростков.
rg.ru
В России собрались возрождать школьную медицину | Новости
Медицинские кабинеты открыты только в 56 процентах российских образовательных учреждений. В остальных заботой о здоровье школьников, по сути, занимаются учителя. Исправить эту ситуацию призван законопроект «О возрождении школьной медицины», который сейчас разрабатывается в нижней палате парламента.
Кто ответит за деятельность школьного врача?
Как ранее пояснял председатель Комитета Госдумы по охране здоровья Дмитрий Морозов, в законопроекте пропишут комплекс мер по охране здоровья детей. Также этот документ создаст благоприятные условия для работы специалистов в сфере здравоохранения.
«Суть инициативы — восстановить школьную медицину, приблизить её к современным реалиям», — рассказала в пресс-центре «Парламентской газеты» член Комитета Совета Федерации по социальной политике, член рабочей группы по разработке законопроекта Татьяна Кусайко.
С принятием законов об охране здоровья граждан и об образовании медкабинеты начали потихоньку уходить из школ — во многих субъектах просто не хватало денег на закупку необходимого оборудования, утверждённого Министерством здравоохранения. По сути, чтобы в образовательном учреждении оставались медкабинеты, ему необходимо передать полностью оборудованные помещения в систему здравоохранения либо получить лицензию на медицинскую деятельность. С этим есть проблемы: Роспотребнадзор говорит, что лишь 60 процентов образовательных организаций страны имеют эту лицензию.
«Поэтому в этом вопросе должны разобраться два ведомства — Министерство здравоохранения и Министерство образования, — пояснила член Комитета Совета Федерации по регламенту и организации парламентской деятельности Надежда Болтенко. — Кроме того, нужно говорить о тесном взаимодействии территориальной поликлиники и школы, которая работает в этой местности, хотя бы на случай возникновения эпидемиологической ситуации», — отмечает сенатор.
Отдельная тема — кто будет отвечать за работу медицинских сотрудников в системе образования. Татьяна Кусайко убеждена, что их деятельность должна оставаться в ведении сотрудников сферы образования. А вот у её коллеги Надежды Болтенко другое мнение.
«Врачи стоят на страже охраны здоровья, а не занимаются образованием и воспитанием, как педагогические работники. В своё время, когда медкабинеты были подотчётны директорам школ, это ничем хорошим не закончилось. Это в конечном счёте влияет и на качество оказываемых услуг», — отметила парламентарий.
Наконец, если школьный лекарь будет числиться за медицинским, а не образовательным ведомством, на него будут распространяться льготы медицинских работников, что тоже немаловажно. Этот вопрос и должен решить разрабатываемый законопроект.
Медик проследит за качеством питания учащихся
Пожалуй, главное, что должен закрепить документ, — конкретные обязанности школьного врача. «Нужно понимать, что их деятельность в первую очередь направлена не на лечение, а на профилактику, — напомнила член Комитета Совета Федерации по социальной политике Лариса Тюрина. — Медик в образовательной организации должен осуществлять осмотр детей, выявлять их заболевания и направлять на дополнительное обследование по необходимости».
Кроме того, в ведении школьных лекарей должен быть контроль за состоянием здоровья допущенных к занятиям по физической культуре, а также за качеством приготовления пищи. «Сегодня в Минздраве уже приняли решение об отработке определённой модели школьной медицины в пяти регионах — то есть «обкатывать» механизмы новой системы мы начнём оперативно», — говорит Тюрина.
Вырастет и качество оказываемых медицинских услуг в образовательных организациях — ведомство Вероники Скворцовой уже приступило к подготовке кадров по новой специальности «бакалавр-школьная медицина». Пока же первую помощь учащимся вынуждены оказывать учителя, которые не всегда обладают соответствующими навыками. «Ни у Минздрава, ни у Минобра просто нет средств на обучение педагогов этим приёмам», — констатировала Болтенко. Как следствие — ежегодно от остановки сердца на занятиях погибают от 6 до 12 учащихся.
Парламентарии также надеются, что в школы вернётся и стоматологическая помощь — она особенно важна для детей младшего возраста.
Сомнений в том, что закон будет принят, у сенаторов нет — возврат медкабинетов в школы предусмотрен «Национальной стратегией действий в интересах детей на 2012-2017 годы», утверждённой президентом Владимиром Путиным ещё пять лет назад. Однако говорить о том, когда законопроект будет готов, пока преждевременно, рассказала Татьяна Кусайко: экспертам предстоит согласовать немало вопросов и рассмотреть все предложения, которые поступили в рабочую группу от регионов.
В любом случае, парламентарии призывают не забывать, что охрана здоровья школьников зависит от взаимодействия педагогов, медицинских работников и родителей.
Автор: Мария Михайловская, Парламентская газета
Фото: ТАСС
Как сообщалось ранее, следственными органами Следственного комитета Российской Федерации по Тульской области возбуждено уголовное дело в отношении 28- летней женщины. Подробнее читайте: Мать непривитого ребенка избила врача за отказ выдать разрешение на посещение детского сада.
Медицинская Россия © Все права защищены. Читайте нас в Яндекс Дзен.
medrussia.org
Школьная медицина по-прежнему вне закона
Но вскоре врачи вернутся в образовательные учреждения
26.09.2017 в 19:29, просмотров: 9851Еще год назад Владимир Путин призвал вернуть врачей и медицинские кабинеты в школы страны. Они стали исчезать из наших образовательных учреждений еще с начала 90-х годов прошлого века, но законодательные изменения последних 5–7 лет значительно ускорили этот процесс. Ситуация дошла до того, что в школах и детсадах начали происходить трагедии.
О том, какие изменения будут внесены в законы, чтобы вернуть врача в детские образовательные учреждения, эксперты говорили на «круглом столе» в Москве.
Как говорит зав. лабораторией в НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Ирина Рапопорт, школьная медицина в России появилась еще в конце ХIХ века — в любой гимназии тогда обязательно был лекарь. В советское время в школах тоже были врачи и действовали даже стоматологические кабинеты. А потом все вдруг куда-то исчезло.
Наиболее активному разрушению школьная медицина подверглась в последние годы. Причина тому — появление в российском законодательстве четких установок по поводу того, где может оказываться медицинская помощь. «Она может оказываться в стационаре, в дневном стационаре, на дому, даже «скорой помощью» на улице. А вот слова «школа» в этом списке нет», — говорит Ирина Рапопорт.
Это привело к печальным, даже трагическим ситуациям. Ведь все, на что имеет право школьная медсестра сегодня — это на то, чтобы вызвать ребенку с каким-нибудь приступом или травмой «скорую» и позвонить его родителям. Уже были случаи, когда такое промедление оканчивалось летальными исходами.
Еще один законодательный ляп — чтобы завести врача в штат, образовательное учреждение должно получить лицензию на медицинскую деятельность. Но в законе о здравоохранении образовательные учреждения не упомянуты в списке тех, кто имеет право на такую лицензию. Это приводит к тому, что школьные медсестры получают мизерные зарплаты, ходят на работу не каждый день, об их существовании многие родители даже не знают. Как рассказывает ответсек координационного совета Национальной родительской ассоциации Алексей Гусев, после проведения оптимизации многие образовательные учреждения стали отчитываться, что имеют по одной медсестре. В то же время в составе этих «учреждений» — по нескольку школ и еще детсады.
Но есть надежда, что скоро ситуация наконец может измениться. Госдума заканчивает подготовку пакета поправок в различные законы, которые позволят врачам вернуться в школы и детские сады. Сейчас в стране уже работает 5 пилотных проектов по этой теме, в том числе в Москве. «Однако пока мы не поменяем законодательство в корне, ситуацию изменить не удастся, какими бы успешными ни были эти пилоты, — говорит глава Комитета по охране здоровья Госдумы Дмитрий Морозов. — Поправки уже готовы, думаю, в ближайшие время мы приступим к их рассмотрению».
Уже произведены подсчеты, какое количество врачей потребуется: один на двести детишек в детских садах и один на тысячу учеников в школах. Вопрос с зарплатами, отмечает Дмитрий Морозов, тоже будет решен. Кроме того, говорит депутат, его комитет будет настаивать на возвращении в школы стоматологических кабинетов: «В детской стоматологии 90% — это профилактика. Именно в школах удобнее всего приобщать детей к соблюдению гигиены полости рта».
www.mk.ru
Отличники школьной медицины » Медвестник
Богатыри не мы
«Ростовская область одной из первых в России нашла точки взаимодействия между министерствами образования и здравоохранения, – рассказывает депутат Госдумы . – С 2012 года здесь заработал региональный центр по здоровьесбережению в сфере образования. Полученный опыт помог специалистам в сфере здравоохранения в 2016 году включиться в федеральный пилотный проект «Школьная медицина». Это модель школьной медицины, которая является прежде всего профилактической. Проект предусматривает введение в штаты детской поликлиники должности врача по гигиене детей и подростков и фельдшера дошкольного и школьного педиатрического отделения. Результаты полученных исследований в школьных медкабинетах передаются врачам-специалистам поликлиники для использования при проведении профилактических осмотров детей. Все это позволяет создавать целостную систему профилактики здоровья школьников».
Действительно поначалу картинка складывалась просто превосходно. Казалось, за 4 года регион сделал существенный скачок в деле сбережения здоровья школьников. Шутка ли, по данным 2016 года на Дону 57,4% детей уверенно входили в I группу здоровья (тогда как в среднем по стране – 33%). Суммарно же 93,4% детского населения Ростовской области были отнесены к I и II группам. Но когда начали изучать статистику более пристально, то вскрылись еще более удивительные факты. В ряде сельских территорий здоровых было 100% несовершеннолетних, а детей-инвалидов соответственно 0%. Эти данные никак не стыковались со сведениями Фонда социального страхования, который уверенно относил 1,5% детского населения к V группе.
Выходит, целая когорта детей попросту выпадает из поля зрения врачей, не получает лечения и реабилитации. Да и те, что участвуют в профилактических осмотрах, зачастую обследуются формально, по конвейерному принципу. В итоге заболевания, которые могли бы быть диагностированы и откорректированы, со временем приобретают хронический характер. (В среднем 20% выпускников школ оказываются «хрониками».)
«Данные регулярных профосмотров показывают, что на второй этап диспансеризации направляются 6,8% несовершеннолетних, – говорит начальник отдела охраны здоровья женщин и детей управления лечебно-профилактической помощи Минздрава Ростовской области Татьяна Выгонская. – А согласно медицинской статистике, от 22 до 24% детей состоят на диспансерном наблюдении. По идее, цифры должны совпадать, но они отличаются».
Происходит это в том числе потому, что слишком много функций возложено на специалистов школьной медицины, и ни врач-педиатр, ни медсестра, работающая в школьном медицинском кабинете, с таким объемом справиться не в состоянии. В соответствии с приказом Минздрава помогать им должен врач по гигиене детей и подростков, но сертифицированные специалисты данного профиля в огромном дефиците. В большинстве территорий работа в образовательных организациях является дополнительной нагрузкой участковых педиатров, медсестер и фельдшеров ФАПов, у которых и без того полно забот.
«Кадровый вопрос больно ударил по школьной медицине, – продолжает Татьяна Выгонская. – Это последнее, что укомплектовывалось. А если ставка не укомплектована, она со временем исчезает. Сегодня в штатных расписаниях муниципальных образований выделено 152 ставки врачебных и 509 – средних медработников, укомплектованность составляет 72,6 и 83,1% соответственно. Из 114 врачей 36,9% являются внешними совместителями, а 41,2% – пенсионеры».
В детской городской поликлинике №4 Ростова-на-Дону, исходя из численности закрепленных за нею несовершеннолетних, должно быть 10 ставок врачей-педиатров и 20 ставок медсестер. По факту эти цифры равны 6 и 12,5 соответственно.
Волонтерские организации участвуют в проведении пациентских школ, просветительских мероприятий и профилактических акций
«Штатное расписание нашего ЛПУ составлялось в период открытия поликлиники, – поясняет главный врач ДГП №4 Елена Теплякова. – За последние пять лет в районе обслуживания были построены 4 новых детсада, открыта новая школа, поэтому штатное расписание не соответствует реалиям. К тому же штаты укомплектованы примерно на 62%. В условиях кадрового голода часть обязанностей этих специалистов была делегирована врачам Центра здоровья, находящегося в составе поликлиники. Мы пересмотрели логистику работы нашего отделения. В каждом детсаду и в каждой школе имеется медсестра, которая, конечно, занимает не 1 ставку, а 1,5 и больше. При этом 9 штатных врачей-педиатров по территориальному признаку закреплены за образовательными организациями и работают там по установленному графику».
Частично закрыть брешь помогают волонтеры, от которых многие ЛПУ, по словам самих добровольцев, отмахиваются как от назойливых мух. Волонтерские организации участвуют в проведении пациентских школ, просветительских мероприятий и профилактических акций.
На расстоянии клика
Включаясь в пилот, медицинские организации переживали по поводу отсутствия каналов обмена информацией между школьным врачом и участковым педиатром. Если с ребенком что-то произошло в период обучения и он самостоятельно не обращался за медицинской помощью, его лечащий врач ничего не знает о состоянии здоровья учащегося. В детской городской поликлинике №1 Ростова-на-Дону, которая является флагманом информатизации среди учреждений здравоохранения региона и основной площадкой пилота, такой обмен наладили в два счета. Каждый педиатр имеет автоматизированное рабочее место, а участковый педиатр на выезде – планшет, при желании любой родитель может завести личный сайт пациента. В медкабинетах школ установлены скрининг-диагностические комплексы «Армис». Сразу после завершения доврачебного обследования посредством защищенной Интернет-связи данные передаются на сервер медицинской организации, электронную медкарту.
Но такими возможностями, безусловно, могут похвастать единичные ЛПУ в стране. В школах ситуация еще хуже. В Ростовской области 1158 образовательных организаций, в 542 из них имеются медкабинеты, и помощь там лицензирована. Остальные либо медкабинетов не имеют, либо не могут лицензировать их. Закон позволяет организовать помощь школьникам на базе медицинской организации на договорных условиях, но в этом случае вся работа сводится к вакцинопрофилактике и профосмотрам. Просветительская деятельность оказывается за скобками, хотя ею нельзя пренебрегать.
«Как показали наши исследования, у половины школьников не закреплены элементарные гигиенические навыки, такие как соблюдение режима дня, умение чередовать умственную и физическую нагрузки, регулярное рациональное питание, соответствующая возрасту двигательная активность, пребывание на свежем воздухе, а также навыки личной гигиены», – подчеркивает Татьяна Выгонская.
На базе ДГП№1 был создан Центр медицинских телекоммуникаций, который проводит и транслирует вебинары по личной гигиене, здоровому образу жизни и навыкам оказания первой доврачебной помощи. Лекторы не просто бубнят заученные темы, а стараются найти оригинальную форму подачи информации, у учащихся есть возможность задать вопросы онлайн.
«В прошлом году вебинарами было охвачено порядка 80 школ Ростова-на-Дону, однако технические возможности позволяют нам вещать сразу на 250 абонентов, независимо от их местоположения», – утверждает главный врач ДГП№1 .
Некоторые образовательные учреждения и рады были бы подключиться, но их ограничивает отсутствие стабильного Интернета.
На шаг ближе
Что еще было сделано в рамках пилота? За прошедший год в Первомайском районе Ростова-на-Дону, в школе №44 и гимназии №19 посредством комплексов «Армис» было обследовано 272 ребенка (1, 5, 9 и 11 классы). Более чем в 60% случаев были обнаружены отклонения от физиологической нормы, из-за чего их направили на дообследование и консультации узких специалистов. Аппараты известны склонностью к гипердиагностике, впоследствии проблемы подтвердились менее чем у 50% пациентов, но, как говорится, лучше перестраховаться, чем пропустить патологию.
«Обе школы вполне типичные, – признает заместитель начальника Управления здравоохранения Ростова-на-Дону Юлия Порутчикова. – Работают в 2 смены, классы переполнены, медицинские кабинеты расположены в приспособленных помещениях. По итогам пилота были составлены гигиенические паспорта, в которых отражены основные факторы внутришкольной среды и соответствие объектов требованиям законодательства. На следующем этапе предстоит разработать мероприятия по снижению вредных факторов на здоровье школьников, а также создать единую концепцию обеспечения в образовательном учреждении благоприятных условий для благополучия детей».
Порядка 30 школ Ростова имеют стоматологические кабинеты
В школах, прикрепленных к ДГП№4, другая специфика. «При первичном осмотре у более 40% школьников обнаружены проблемы с органами зрения, – делится опытом Елена Теплякова. – Мы решили прицельно заняться их решением и создали в структуре нашего ЛПУ кабинет охраны зрения и постоянно его совершенствуем».
Из-за невозможности лицензировать медицинскую деятельность в школах возникла законодательная инициатива. Минздрав Ростовской области ходатайствовал перед федеральным ведомством о внесении необходимых изменений в действующее законодательство.
«Согласно приказу №822н «О порядке оказания медпомощи несовершеннолетним» рекомендуемые штатные нормативы – это врач по гигиене детей и подростков, а в приказе №121н – при оказании первичной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях «выполняются работы по гигиеническому воспитанию», – комментирует коллизию Юлия Порутчикова. – Мы предложили добавить сюда врача по гигиене детей и подростков. Стоит отметить, что в числе конечных целей нашего пилота: работа школьного врача должно стать интересной, перспективной, современной и высоко -оплачиваемой».
На недавней коллегии Минздрава Ростовской области, посвященной предварительным итогам проекта «Школьная медицина», глава ведомства призвала заместителей глав муниципальных образований уже сейчас подключаться к инициативе и внедрять то, что не требует колоссальных усилий, не дожидаясь 2018 года, когда это станет обязательным.
medvestnik.ru
Статья для мам – Школьная медицина
«Не носитесь сломя голову на переменах!»
Как оказать первую помощь школьникам?
Школьная медицина в современных условиях – тема острая и актуальная. Основные претензии родителей к руководству школ – это неоказание первой помощи их ребенку, который получил травму, потому что школьный медкабинет в этот момент был закрыт. Во многих ивановских школах медкабинеты работают в конкретные дни и всего несколько часов. Кто поможет детям?
Идеальная картина
Начнем с самого основного: законодательной базы. Есть законы и нормативные акты, которые регламентируют этот раздел медицины. Основной – это приказ Министерства здравоохранения РФ № 822 н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях».
Здесь прописано: образовательные учреждения выделяют, оснащают медицинский кабинет необходимым оборудованием. После получают санитарно-эпидемиологическое заключение и передают его в безвозмездное пользование медицинской организации, на территории обслуживания которой находится данная школа. Детская поликлиника принимает этот кабинет и получает лицензию на оказание медицинской помощи в нем.
На базе поликлиники есть отделение дошкольно-школьного образования (или отделение медицинской помощи обучающимся). В его структуре заведующий отделением, врачи, медицинские сестры и т.д.
За каждой школой закрепляются врач (из расчета на тысячу несовершеннолетних в школах или профессиональных образовательных организациях) и медицинская сестра (из расчета 100-500 обучающихся в общеобразовательных организациях или колледжах). Таким образом, в каждом образовательном учреждении есть медицинский работник.
Это как должно быть по закону, в идеале. Но в малокомплектных учреждениях врач и медицинская сестра работают на 0,25 ставки, а где-то и на 0,1 (исходя из количества детей). Отсюда и идет миф, что в школах и садах нет медработников. По приказу они есть и должны быть в соответствии с количеством детей.
Другой вопрос о том, насколько укомплектованы наши поликлиники медицинскими работниками. И это проблема не только отделений дошкольно-школьного образования. В последние годы это общая тенденция в медицине.
Не стоит забывать, что большую роль в состоянии здоровья определяют социально-экономические факторы: условия жизни, питание, здоровый образ жизни, привычки, которые формируют родители. И, конечно, поведение детей и подростков на школьной перемене. Ведь нет шишки – и врач тогда не нужен.
Комментарий
Светлана Москвина, кандидат медицинских наук, заместитель главного врача по детству ОБУЗ «Ивановская областная клиническая больница»:
– Школьная медицина – это важное и наиболее обсуждаемое направление в детской медицине. На настоящий момент готовится ряд федеральных законодательных инициатив, которые позволят упорядочить работу данного раздела. Конечно, основная проблема (и не только в школьной медицине) – это недостаток кадров. И ее необходимо решать применительно ко всей отрасли. Немаловажна и воспитательная работа – с самими школьниками.
Родители и педагоги должны объяснить детям и подросткам, как вести себя на перемене, чтобы избежать различных травм. Нельзя толкаться, бросать друг в друга различные предметы, бегать, особенно вблизи оконных проемов или стеклянных дверей, садиться на подоконник и т.д. Если учащийся почувствовал себя плохо, он, не стесняясь, должен сообщить об этом учителю и обратиться в медицинский кабинет в школе. Учитель обязан поставить родителей в известность о случившемся.
Очень важна роль врачей, которые информируют педагогов об особенностях детского организма при хронических болезнях, на что в первую очередь необходимо обратить внимание, и что должно насторожить. Недавно врачи областной больницы совместно с сотрудниками кафедры детских болезней педиатрического факультета Ивановской медицинской академии провели вебинар с педагогами ивановских школ на тему сахарного диабета у детей. Такие семинары должны проводиться по различным заболеваниям и стать регулярными, ведь дети проводят большую часть времени в школе и заметить или заподозрить что-то неладное в состоянии здоровья ребенка может именно учитель.
Памятка взрослым
Три золотых правила
Специально для сотрудников учебных учреждений, где пребывают дети, ее составил директор Территориального центра медицины катастроф Ивановской области Сергей Базанов.
Эксперт уточняет, что в соответствии с законом «Об образовании РФ» преподаватели обязаны уметь оказывать первую помощь. Для этого они должны владеть определенными знаниями и умениями, иметь соответствующую подготовку и навыки оказания первой помощи.
Первая помощь оказывается в следующих случаях: отсутствие сознания, остановка дыхания и кровообращения, наружные кровотечения, инородные тела верхних дыхательных путей, травмы различных областей тела, ожоги, отравления.
Правило № 1. Если ребенок жалуется на сильную головную боль, его тошнит и рвет, если он потерял сознание или есть подозрение на переломы конечностей, нужно срочно вызвать «скорую помощь» и подробно сообщить о состоянии школьника диспетчеру. Родителей ребенка также нужно проинформировать о случившемся.
Правило № 2. Когда ученик получил травму головы, груди, живота, конечностей, нужно обязательно обратиться к специалистам детского травмпункта на улице Любимова, д. 7. Это необходимо, чтобы исключить сотрясение головного мозга, тупую травму груди и живота, переломы, то есть более серьезные травмы.
Правило № 3. Кровотечение остановите любым доступным способом, ссадины и мелкие порезы заклейте пластырем, наложите повязку. Аптечки первой помощи должны быть в школе в доступных местах, а не только в медицинских кабинетах, чтобы преподаватели могли оказать первую помощь, когда кабинет закрыт.
Елена Новикова
medrupor.ru