Методика профориентация климова – Анкета Ориентация, И.Л. Соломин (Опросник профориентации. / Методика оценки профессиональных интересов и способностей. / Тест Соломина И.Л.)

описание, особенности, цель и значение

Как часто мы, будучи взрослыми, думаем о том, что избранная профессия — не совсем то, что нам хотелось бы делать. Именно поэтому так хочется, чтобы наши дети выбрали сферу деятельности, к которой у них есть склонности, и профессию, которая будет приносить им радость. К счастью, сегодня есть методики, которые позволяют выявить наклонности подростка и помочь ему с выбором профессиональной деятельности в будущем. Одна из них – методика Климова. О ее разработчике и особенностях пойдет речь в данной статье.

Начало

Автор методики определения будущей профессии - Климов Евгений Александрович (1930-2014). Начав работать с 14 лет слесарем на заводе, он закончил трудовую деятельность признанным психологом, доктором психологических наук, профессором и академиком АПН Советского Союза.

Климов Е.А. был ведущим методологом обновления теоретической и практической базы профессиональной подготовки кадров в Советском Союзе и в Российской Федерации.

В последние годы жизни профессор Климов работал на факультете психологии МГУ, руководил проектом «Профессии Московского университета», в рамках которого была собрана профессиоведческая информация о более чем 200 профессиях. 30 вариантов специализации было выделено только для такой профессии, как психолог.

Автор 30 учебников и более чем 320 монографий, Евгений Александрович был первым президентом Российского психологического общества, основанного в 1994 году и объединившего всех высокопрофессиональных психологов нашей страны.

Методика Климова определения типа будущей профессии (графически выражается пирамидой, на иллюстрации ниже) позволяет подросткам ознакомиться с классификацией профессий (которых сегодня более 40 000), определить собственные предпочтения и сориентироваться в выборе трудоустройства и того дела, которое будет не просто работой, а призванием.

«Карта» профессий: первый ярус

В соответствии с методикой профессий Е.А. Климова, по объекту труда выделяют пять типов профессиональной деятельности:

  • Человек – техника. К данному кластеру относят профессии, которые связаны с производством, обслуживанием, проектированием техники (от молотка до космических ракет). Например, летчик, слесарь, инженер. Данные профессии требуют наличия практического склада ума, точности, здоровья.
  • Человек – человек. В данном кластере профессий главное – эффективное взаимодействие людей, ведь предметом труда являются люди. Это профессии, имеющие высокий социальный статус и требующие терпения, требовательности и умения контролировать свои эмоции. Важными личностными качествами людей данных профессий являются повышенная потребность в общении и низкий уровень агрессии. Например, врач и медицинский персонал, работники педагогической сферы и сферы обслуживания.
  • Человек – знак. Предмет труда профессий данного кластера – знаковая система, информация в ее графическом выражении. Например, экономист, лингвист, программист. От работника-профессионала требуется сочетание умения абстрагироваться от реальных свойств предметов с умением представить и понять реальные явления, стоящие за сухими цифрами. Для людей данной профессии необходимо наличие рационального мышления, исключительной памяти и устойчивого внимания.

Ярусы более абстрактные

  • Человек – природа. Из самого названия понятно, что в данном кластере находятся по методике Климова профессии, в которых главное – не созерцательная, а деятельная и практическая любовь к природным объектам (живым и неживым). Например, ветеринар, геолог, агроном, эколог или охотовед. Чтобы стать успешным профессионалом в данной области, нужно быть сильным, выносливым, терпеливым, заботливым человеком.
  • Человек – художественный образ. Данный тип профессий по методике Климова – это сфера изобразительного искусства, музыки, литературы, актерского мастерства. Это творческие профессии, где наличие особых способностей (таланта) является необходимостью.

Редко профессия соответствует лишь одному из перечисленных кластеров. Но кроме предмета приложения усилий существуют еще и цели, к которым мы стремимся.

Второй ярус: цели

По методике определения типов профессий Климова, цели у труда бывают трех видов:

  • Гностические (познавательные). В любом кластере первого яруса есть профессии, призванные познавать: классифицировать, сравнивать, оценивать и проверять. Например, биолог-лаборант, летчик-испытатель, корректор, социолог, театральный критик. Стремление к познанию, устойчивое внимание и наблюдательность, память, развитое мышление и ответственность – важные личностные характеристики для данных профессий.
  • Преобразующие цели. Данные профессии связаны с изменениями и достижением конечного результата (мгновенного или отсроченного). Например, учитель, строитель, бухгалтер, художник.
  • Изыскательные цели, в соответствии с методикой Климова, у профессий, цель труда которых заключается в поиске нового и неизвестного. Это и программист, и дизайнер, и конструктор, и биолог-исследователь.

Третья ступень пирамиды

Третья ступенька – это характеристика профессий в соответствии с основными средствами труда. Тут в соответствии с методикой определения типов профессий Климова выделяют четыре отдела:

  • Р - профессии, где применяется ручной труд (лаборант, слесарь, фельдшер).
  • М - профессии, где средствами труда являются механизмы с ручным управлением (водитель, летчик, токарь).
  • А – профессии, где используются автоматические системы (оператор станка с программным обеспечением, системный администратор).
  • Ф – профессии, где преобладают незримые функциональные (психологические) средства труда (акробат, дирижер).

Последний ярус

Четвертая ступень пирамиды Климова классифицирует профессии в соответствии с условиями труда. Понятно, что каждая профессия предполагает наличие определенных условий – будь то офис или космическое пространство.

На данном ярусе классификации профессий по методике Климова выделяют такие группы условий труда:

  • Б – условия обычные (микроклимат бытовой). В таких условиях работают лаборанты, бухгалтеры, ученые.
  • О – работа на открытом воздухе (монтажник, геолог, дорожный полицейский).
  • Н – условия труда необычные – под или над землей, при экстремальных температурах (космонавт и подводник, шахтер и пожарный).
  • М - работа с повышенной моральной ответственностью за здоровье и благополучие людей (учитель, врач, судья) и за материальные ценности (охранник, военный).

Формула профессии

Используя описанную методику Климова, любую профессию можно выразить в виде формулы из четырех букв (рисунок ниже).

Формулы используются для простоты понимания и для более полного осознания главных и второстепенных признаков профессии, ведь выбрать надо по 1 букве из каждого яруса классификации профессий по Климову.

Методика ДДО Климова

Дифференциально-диагностический опросник, разработанный Е.А. Климовым, включает 20 пар с предложенными видами деятельности, из которых испытуемый должен выбрать одну.

Опросник доступен на интернет-ресурсах и может использоваться для определения типа профессии, к которой у испытуемого есть склонности.

Время опроса не должно превышать 30 минут. На вопросы рекомендуется отвечать быстро, не задумываясь надолго. Воспользоваться дифференциально-диагностическим опросником можно индивидуально и в группе испытуемых.

Данные опросы можно проводить в общеобразовательных школах с 9 класса. Они направлены на профориентацию молодежи и позволяют испытуемым узнать личностные особенности, выявить интересы и наклонности.

Подведем итог

Выбрать профессию, которая будет приносить моральное удовлетворение и отвечать потребностям, является одним из самых важных решений в жизни человека.

Молодые люди часто не имеют достаточных знаний об особенностях разных видов профессиональной деятельности и не учитывают свои личностные особенности, интересы и склонности.

Методика определения профессиональных предпочтений, разработанная профессором Евгением Александровичем Климовым, в дружественной, непринужденной и доброжелательной обстановке позволяет взглянуть свежим взглядом на вопросы профессионального самоопределения молодым людям.

А ведь человек по определению работает, чтобы жить, а не живет, чтобы работать.

fb.ru

Методики для профотбора и профориентации

  • Диагностика структуры сигнальных систем (Э.Ф. Зеер, А.М. Павлова, Н.О. Садовникова)
  • . На основе относительного преобладания у человека первой или второй сигнальной системы определяются специфические типы высшей нервной деятельности: художественный (преобладание первой сигнальной системы), мыслительный (преобладание второй сигнальной системы) и средний (относительно одинаковая роль обоих систем). По результатам диагностики выдаются рекомендации о том, какой вид трудовой деятельности более всего подходит испытуемому.

  • "Дифференциально-диагностичекий опросник" (ДДО)
  • . Методика предназначена для отбора на различные типы профессий в соответствии с классификацией типов профессий Е.А. Климова (человек-природа, человек-техника, человек-человек, человек-знак, человек-художественный образ). Результаты опросника ДДО показывают к какой профессиональной сфере человек испытывает склонность и проявляет интерес.

  • "Карта интересов", опросник разработан А. Е. Голомштоком
  • . Тест используется в целях профориентации при приеме на работу. Может применяться для обследования как подростков, так и взрослых. Исходя из структуры ответов определяется степень выраженности интереса к определенному виду профессиональной деятельности (биология, география, геология, медицина, легкая и пищевая промышленность, физика, химия, техника, электро- и радиотехника, металлообработка, деревообработка, строительство, транспорт, авиация, морское дело, военные специальности, история, литература, журналистика, общественная деятельность, педагогика, юриспруденция, сфера обслуживания, математика, экономика, иностранные языки, изобразительное искусство, сценическое искусство, музыка, физкультура и спорт).

  • "Карта интересов", модификация О.Г. Филимоновой
  • . Опросник А.Е. Голомштока представлен достаточно широко в разных источниках. В его основе лежит перечень направлений, по которым составлены вопросы к учащимся. Этот опросник уже долгое время публикуется без изменений и устарел как с точки зрения перечня направлений деятельности, так и с точки зрения формулировки вопросов. При его проведении в аудитории возникают смешки и недоумение, что и побудило автора к некоторому его усовершенствованию. В новом перечне направлений деятельности появились такие популярные сейчас виды деятельности, как информационные технологии, социология, философия, бизнес.

  • "Матрица выбора профессии"
  • . Данная методика разработана Московским областным центром профориентации молодежи. С помощью 2-х вопросов и таблицы можно выявить профессию наиболее близкую интересам и склонностям опрашиваемого.

  • Методика Л.А. Йовайши
  • предназначена для определения склонностей личности к различным сферам профессиональной деятельности (искусства, технических интересов, работы с людьми, умственного труда, физического труда и сфера материальных интересов).

  • Опросник для определения профессиональной готовности Л. Н. Кабардовой
  • . По результатам испытуемого делается вывод о том, к какой сфере профессиональной деятельности он склонен (человек-знаковая система, -техника, -природа, -художественный образ, -человек).

  • "Ориентация" анкета И.Л. Соломина
  • . Анкета пригодна для самооценки профессиональных интересов и способностей молодых и взрослых людей, очень проста в применении и обработке. Определяется преимущественная склонность и способность к одному из пяти типов профессий (человек-человек, -техника, -знаковая система, -художественный образ, -природа) и соответствие двум классам: исполнительские и творческие.

  • Оценка профессиональной направленности личности учителя
  • . Методика разработана для определения степени включенности учителя в профессию, определения механизмов, через которые профессиональная деятельность воздействует на личность, выявления типических педагогических деформаций личности.

  • "Профассоциации"
  • . Профориентационный тест, основанный на ассоциативном методе. Испытуемый дает ассоциации на профессии. Оценивается профессиональная направленность. Может применяться как в индивидуальной, так и групповой профориентационной работе.

  • "Профессиональные намерения"
  • . Все вопросы методики группируются по пяти направлениям, а ответы свидетельствуют об уровне сформированности и осознанности каждого из них (жизненные планы, увлечения и проф.намерения, знания о профессии, оценка своей пригодности к профессии, эффективность профориентационной работы).

  • "Профиль"
  • (методика карты интересов А. Голомштока в модификации Г. Резапкиной). Данная методика исследует профессиональные интересы. Помогает определить профиль обучения.

  • "Цель - Средство - Результат" методика А.А.Карманова (ЦСР)
  • . Методика рассчитана на исследование особенностей структуры деятельности.

  • Экспресс-диагностика социальных ценностей личности
  • . Методика способствует выявлению личных, профессиональных и социально-психологических ориентаций и предпочтений и может быть полезна как при выборе характера работы, так и при оценке работника в процессе найма и аттестации кадров.

  • "Якоря карьеры" методика диагностики ценностных ориентаций в карьере (Э.Шейн, перевод и адаптация В.А.Чикер, В.Э.Винокурова)
  • . Данный тест предназначен для определения выраженности карьерной ориентации. Можно использовать для профессиональной ориентации подростков и взрослых.

    testoteka.narod.ru

    Дифференциально-диагностический опросник Е.Климова (тип профессии)

    Инструкция. Предположим, что после соответствующего обучения Вы сможете выполнять любую работу из перечисленных ниже. Однако если бы Вам пришлось выбирать только из двух возможностей, то какой вид деятельности Вы бы предпочли? Ниже предложено 20 пар утверждений, обозначенных индексами а и б, раскрывающих в краткой форме различные виды деятельности. Внимательно прочитав оба утверждения, знаком "+" отметьте то из них, которое привлекательно для Вас. Можно поставить два знака "+", что отражает еще большую привлекательность данного вида деятельности. Если же оцениваемая работа очень нравится Вам — поставьте три знака "+". Знаком "—" отметьте занятие, которое Вам не нравится. И в этом случае можно ставить два знака " —", а если вид деятельности очень не нравится —то три знака " —".

     

    ТЕКСТ ОПРОСНИКА

    1а. Ухаживать за животными

    или

    1б. Обслуживать машины

    2а. Помогать больным людям, лечить их

    или

    2б. Составлять таблицы, схемы, программы для вычислительных машин

    За. Участвовать в оформлении книг, плакатов,  журналов

    или

    3б. Следить за состоянием и развитием растений

    4а. Обрабатывать материалы (древесину, ткань, металл, пластмассу и др.)

    или

    4б. Доводить товары до потребителя (рекламировать)

    5а. Обсуждать научно-популярные книги, статьи

    или

    5б. Обсуждать художественные книги (или пьесы, концерты)

    6а. Содержать животных

    или

    6б. Тренировать товарищей (или младших школьников) в выполнении каких-либо действий (трудовых, учебных, спортивных)

    7а. Копировать рисунки, изображения (или настраивать музыкальные инструменты)

    или

    7б. Управлять подъемным краном, трактором, тепловозом и т. п.

    8а. Сообщать (разъяснять) людям какие-либо сведения (в справочном бюро, на экскурсии)

    или

    8б. Художественно оформлять выставки, витрины (или участвовать в подготовке пьес, концертов)

    9а. Ремонтировать вещи (одежду, технику), жилище

    или

    9б. Искать и исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисунках

    10а. Лечить животных

    или

    10б. Выполнять вычисления, расчеты

    11а. Выводить новые сорта растений

    или

    11б. Конструировать, проектировать новые виды изделий (машины, одежду, дома и т. п.)

    12а. Разрешать споры, предупреждать ссоры, убеждать, разъяснять, поощрять, наказывать

    или

    12б. Разбираться в чертежах, схемах, таблицах (проверять, уточнять, приводить в порядок)

    13а. Участвовать в работе кружков художественной самодеятельности

    или

    13б. Наблюдать, изучать жизнь микробов

    14а. Налаживать медицинские приборы, аппараты

    или

    14б. Оказывать людям медицинскую помощь при ранениях, ушибах и т. п.

    15а. Составлять точные описания, отчеты о наблюдаемых явлениях, событиях, измеряемых объектах и т.п.

    или

    15б. Художественно описывать, отображать события (наблюдаемые или представляемые)

    16а. Выполнять лабораторные анализы в больнице

    или

    16б. Принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение

    17а. Красить или расписывать стены или помещения, поверхность изделий

    или

    17б. Осуществлять монтаж зданий или сборку машин, приборов

    18а. Организовывать культпоходы сверстников или младших товарищей (в театры, музеи), экскурсии, туристические походы и т. п.

    или

    18б. Играть на сцене, принимать участие в концертах

    19а. Изготавливать по чертежам детали, изделия (машины, одежду), строить здания

    или

    19б. Заниматься черчением, копировать чертежи, карты

    20а. Вести борьбу с болезнями растений, с вредителями леса, сада

    или

    20б. Работать на клавишных машинах (пишущей машинке, телетайпе и др.)

     

    ЛИСТ ОТВЕТОВ

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    10а

     

     

    10б

     

    11а

    11б

    12а

    12б

    13а

    13б

    14а

    14б

    15а

    15б

    16а

     

    16б

     

    17а

     

    17б

    18а

     

    18б

     

    19а

     

    19б

     

    20а

     

     

    20б

     

    Обработка и интерпретация результатов
    После заполнения "Листа ответов" подсчитывается число знаков "+" в каждом вертикальном ряду (таких рядов пять, в соответствии с типами профессий). Полученное число плюсов записывается в первую из трех пустых строчек внизу листа ответов.
    Затем аналогичным образом подсчитывается число знаков " - " и их количество записывается во вторую пустую строку листа ответов.
    После этого по каждому из пяти вертикальных рядов необходимо проделать следующую операцию: из числа плюсов вычесть число минусов и полученный результат записать в последнюю пустую строку внизу листа ответов. Таким образом в этой последней строке может появиться как положительное, так и отрицательное число. Полученный результат является показателем степени выраженности осознанной - склонности к одному из пяти типов профессий, которые и закодированы в опросном листе под буквами Ч, Т, П, 3, X.
    Ч — профессии типа "человек —человек"; основной объект труда— человек.
    Т — профессии типа "человек — техника"; основной объект труда— техника, технические системы.
    П — профессии типа "человек — природа"; основной объект труда — природа.
    3 — профессии типа "человек — знаковая система" (например, операторы ЭВМ, наборщики в типографии и т.п.).
    X —профессии типа "человек — художественный образ".
    При интерпретации результатов рекомендуется использовать не только показатели  последней строки листа ответов, но и показатели двух других строк: число плюсов и число минусов.

    Ч

    Т

    П

    3

    X

    За

    10а

    10б

    12а

    11б

    11а

    126

    13а

    14б

    14а

    13б

    15а

    15б

    16б

    17б

    16а

    19б

    17а

    18а

    19а

    20а

    20б

    18б

    +

     

     

     

     

    -

     

     

     

     

    Сумма

     

     

     

     

    www.vashpsixolog.ru

    Тест на профориентацию (по методике академика Е.А. Климова)

    1а. Ухаживать за животными.

    1б Обслуживать машины, приборы (следить, регулировать)

    2а. Помогать больным людям, лечить их.

    2б. Составлять таблицы, схемы, программы вычислительных машин.

    3а. Следить за качеством книжных иллюстраций, плакатов, художественных открыток, грампластинок.

    3б. Следить за состоянием, развитием растений.

    4а. Обрабатывать материалы (дерево, ткань, пластмассу и т.д.).

    4б. Доводить товары до потребителя (рекламировать, продавать).

    5а. Обсуждать научно-популярные книги, статьи.

    5б. Обсуждать художественные книги.

    6а. Выращивать молодняк животных какой-либо породы.

    6б. Тренировать сверстников (или младших) в выполнении каких-либо действий (трудовых, учебных, спортивных).

    7а. Копировать рисунки, изображения, настраивать музыкальные инструменты.

    7б. Управлять каким-либо грузовым, подъёмным, транс­ портным средством (подъёмным краном, машиной и т.п.).

    8а. Сообщать, разъяснять людям нужные для них сведения в справочном бюро, во время экскурсии и т.д.

    8б. Художественно оформлять выставки, витрины, участвовать в подготовке концертов, пьес и т.п.

    9а. Ремонтировать изделия, вещи (одежду, технику), жилище.

    9б. Искать и исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисунках.

    10а. Лечить животных.

    10б. Выполнять расчёты, вычисления.

    11а. Выводить новые сорта растений.

    11б. Конструировать новые виды промышленных изделий (машины, одежду, дома и т.д.).

    12а. Разбирать споры, ссоры между людьми, убеждать, разъяснять, поощрять, наказывать.

    12б. Разбираться в чертежах, схемах, таблицах (проверять, уточнять, приводить в порядок).

    13а. Наблюдать, изучать работу кружков художественной самодеятельности.

    13б. Наблюдать, изучать жизнь микробов.

    14а. Обслуживать, налаживать медицинские приборы и аппараты.

    14б. Оказывать людям медицинскую помощь при ранениях, ушибах, ожогах и т.п.

    15а. Составлять точные описания, отчёты о наблюдаемых явлениях, событиях, измеряемых объектах и др.

    15б. Художественно описывать, изображать события наблюдаемые или представляемые.

    16а. Делать лабораторные анализы в больнице.

    16б. Принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение.

    17а. Красить или расписывать стены помещений, поверхность изделий.

    17б. Осуществлять монтаж здания или сборку машин, приборов.

    18а. Организовывать культ­ походы людей в театры, музеи, на экскурсии, в туристические путешествия и т.п.

    18б. Играть на сцене, принимать участие в концертах.

    19а. Изготовлять по чертежам детали, изделия (машины, одежду), строить здания.

    19б. Заниматься черчением, копировать карты, чертежи.

    20а. Вести борьбу с болезнями растений, с вредителями леса, сада.

    20б. Работать на машинах (пишущая машина, компьютер, телетайп, телефакс).

    multiurok.ru

    Дифференциально диагностический опросник (Е.А.Климов) - Тесты с ответами бесплатно. Testio.ru


    1а. Ухаживать за животными

    1б. Обслуживать машины, приборы (следить, регулировать)

    2а. Помогать больным людям

    2б. Составлять таблицы, схемы, программы для ЭВМ

    3а. Следить за качеством книжных иллюстраций, плакатов, художественных открыток, конвертов грампластинок

    3б. Следить за состоянием и развитием растений.

    4а. Обрабатывать материалы (дерево, ткань, металл, пластмассу и т.п.)

    4б. Доводить товары до потребителя, рекламировать, продавать

    5а. Обсуждать научно-популярные книги, статьи

    5б. Обсуждать художественные книги (или пьесы, концерты)

    6а. Выращивать молодняк (животных какой-либо породы)

    6б. Тренировать товарищей (или младших) в выполнении каких-либо действий (трудовых, учебных, спортивных)

    7а. Копировать рисунки, изображения или настраивать музыкальные инструменты.

    7б. Управлять каким-либо грузовым (подъемным или транспортным) средством (подъемным краном, трактором, телевизором и др.)

    8а. Сообщать, разъяснять людям нужные им сведения (в справочном бюро, на экскурсии и т.д.)

    8б. Оформлять выставки, витрины (или участвовать в подготовке пьес, концертов)

    9а. Ремонтировать вещи, изделия (одежду, технику, жилище)

    9б. Искать и исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисунках

    10а. Лечить животных

    10б. Выполнять вычисления, расчеты.

    11а. Выводить новые сорта растений

    11б. Конструировать, проектировать новые виды промышленных изделий (машины, одежду, дома, продукты питания и т.п.)

    12а. Разбирать споры, ссоры между людьми: убеждать, разъяснять, наказывать, поощрять

    12б. Разбираться в чертежах, схемах, таблицах (проверять, уточнять, приводить в порядок)

    13а. Наблюдать, изучать работу кружков художественной самодеятельности

    13б. Наблюдать, изучать жизнь микробов.

    14а. Обслуживать, налаживать медицинские приборы, аппараты

    14б. Оказывать людям медицинскую помощь при ранениях, ушибах, ожогах и т.п.

    15а. Составлять точные описания - отчеты о наблюдениях, явлениях, событиях, измеряемых объектах и др.

    15б. Художественно описывать, изображать события (наблюдаемые и представляемые)

    16а. Делать лабораторные анализы в больнице

    16б. Принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение

    17а. Красить или расписывать стены помещений, поверхность изделий

    17б. Осуществлять монтаж или сборку машин, приборов

    18а. Организовывать культпоходы сверстников или младших в театры, музеи, экскурсии, туристические походы и т.п.

    18б. Играть на сцене, принимать участие в концертах

    19а. Изготовлять по чертежам детали, изделия (машины, одежду), строить здания

    19б. Заниматься черчением, копировать чертежи, карты

    20а. Вести борьбу с болезнями растений, с вредителями леса, сада

    20б. Работать на клавишных машинах (пишущей машинке, телетайпе, телеграфе, ЭВМ и др.)

    www.testio.ru

    Методика «Дифференциально-диагностический опросник» (ДДО; Е. А. Климова)

    Обязательные поля помечены *

    1.Выберите один вид из пары видов деятельности №1 *

    Ухаживать за животными

    Обслуживать машины, приборы (следить, регулировать)

    2.Выберите один вид из пары видов деятельности №2 *

    Помогать больным

    Составлять таблицы, схемы, программы для вычислительных машин

    3.Выберите один вид из пары видов деятельности №3 *

    Следить за качеством книжных иллюстраций, плакатов, художественных открыток, грампластинок

    Следить за состоянием, развитием растений

    4.Выберите один вид из пары видов деятельности №4 *

    Обрабатывать материалы (дерево, ткань, металл, пластмассу и т.п.)

    Доводить Товары до потребителя, рекламировать, продавать

    5.Выберите один вид из пары видов деятельности №5 *

    Обсуждать научно-популярные книги, статьи

    Обсуждать художественные книги (или пьесы, концерты)

    6.Выберите один вид из пары видов деятельности №6 *

    Выращивать молодняк (животных какой-либо породы)

    Тренировать товарищей (или младших) в выполнении каких-либо действий (трудовых, учебных, спортивных)

    7.Выберите один вид из пары видов деятельности №7 *

    Копировать рисунки, изображения (или настраивать музыкальные инструменты)

    Управлять каким-либо грузовым (подъемным или транспортным) средством – подъемным краном, трактором, тепловозом и др.

    8.Выберите один вид из пары видов деятельности №8 *

    Сообщать, разъяснять людям нужные им сведения (в справочном бюро, на экскурсии и т.д.)

    Оформлять выставки, витрины (или участвовать в подготовке пьес, концертов)

    9.Выберите один вид из пары видов деятельности №9 *

    Ремонтировать вещи, изделия (одежду, технику), жилище

    Искать и исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисунках

    10.Выберите один вид из пары видов деятельности №10 *

    Лечить животных

    Выполнять вычисления, расчеты

    11.Выберите один вид из пары видов деятельности №11 *

    Выводить новые сорта растений

    Конструировать, проектировать новые виды промышленных изделий (машины, одежду, дома, продукты питания и т.п.)

    12.Выберите один вид из пары видов деятельности №12 *

    Разбирать споры, ссоры между людьми, убеждать, разъяснять, наказывать, поощрять

    Разбираться в чертежах, схемах, таблицах (проверять, уточнять, приводить в порядок)

    13.Выберите один вид из пары видов деятельности №13 *

    Наблюдать, изучать работу кружков художественной самодеятельности

    Наблюдать, изучать жизнь микробов

    14.Выберите один вид из пары видов деятельности №14 *

    Обслуживать, налаживать медицинские приборы, аппараты

    Оказывать людям медицинскую помощь при ранениях, ушибах, ожогах и т.п.

    15.Выберите один вид из пары видов деятельности №15 *

    Художественно описывать, изображать события (наблюдаемые и представляемые)

    Составлять точные описания-отчеты о наблюдаемых явлениях, событиях, измеряемых объектах и др.

    16.Выберите один вид из пары видов деятельности №16 *

    Делать лабораторные анализы в больнице

    Принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение

    17.Выберите один вид из пары видов деятельности №17 *

    Красить или расписывать стены помещений, поверхность изделий

    Осуществлять монтаж или сборку машин, приборов

    18.Выберите один вид из пары видов деятельности №18 *

    Организовать культпоходы сверстников или младших в театры, музеи, экскурсии, туристические походы и т.п.

    Играть на сцене, принимать участие в концертах

    19.Выберите один вид из пары видов деятельности №19 *

    Изготовлять по чертежам детали, изделия (машины, одежду), строить здания

    Заниматься черчением, копировать чертежи, карты

    20.Выберите один вид из пары видов деятельности №20 *

    Вести борьбу с болезнями растений, с вредителями леса, сада

    Работать на клавишных машинах (пишущей машинке, телетайпе, наборной машине и др.)

    Email (optional)Введите Email, если хотите сохранить результаты на почту (рекомендуется)

    profchoice.ru

    «Дифференциально-диагностический опросник» (ДДО) (Методика Е.А.Климова) - Профориентация - Методики по психологии

    «Дифференциально-диагностический опросник» (ДДО) (Методика Е.А.Климова)

         Методика предназначена для отбора на различные типы профессий в соответствии с классификацией типов профессий Е. А Климова. Можно использовать при профориентации подростков и взрослых.

         Содержание методики: испытуемый должен в каждой из 20 пар предлагаемых видов деятельности выбрать только один вид и в соответствующей клетке листа ответов поставить знак «+».

         Лист ответов сделан так, чтобы можно было подсчитать число знаков «+» в каждом из 5-ти столбцов. Каждый из 5-ти столбцов соответствует определенному типу профессии.    

         Испытуемому рекомендуется выбрать тот тип профессий, который получил максимальное число знаков «+».

          Название типов профессий по столбцам:

    I. «Человек-природа» – все профессии, связанные с растениеводством, животноводством и лесным хозяйством.

    II. «Человек-техника» – все технические профессии.

    III. «Человек-человек» – все профессии, связанные с обслуживанием людей, с общением.

    IV. «Человек-знак» – все профессии, связанные с обсчетами, цифровыми и буквенными знаками, в том числе и музыкальные специальности.

    V. «Человек - художественный образ» – все творческие специальности.

         Время обследования не ограничивается. Хотя испытуемого следует предупредить о том, что над вопросами не следует долго задумываться и обычно на выполнение задания требуется 20–30 мин. Возможно использование методики индивидуально и в группе. Экспериментатор может зачитывать вопросы группе испытуемых, но в этом случае ограничивается время ответа. Такой способ применяется, когда экспериментатор должен работать в ограниченном временном интервале.

    Лист ответов

    I

    II

    III

    IV

    V

    10а

    10б

    11а

    11б

    12а

    12б

    13а

    13б

    14а

    14б

    15а

    15б

    16а

    16б

    17а

    17б

    18а

    18б

    19а

    19б

    20а

    20б

    Инструкция: «Предположим, что после соответствующего обучения вы сможете выполнить любую работу. Но если бы вам пришлось выбирать только из двух возможностей, что бы вы предпочли?»

    Текст опросника

    1а. Ухаживать за животными.
    или
    1б. Обслуживать машины, приборы (следить, регулировать).

    2а. Помогать больным.
    или
    2б. Составлять таблицы, схемы, программы для вычислительных машин.

    3а. Следить за качеством книжных иллюстраций, плакатов, художественных открыток, грампластинок.
    или
    3б. Следить за состоянием, развитием растений.

    4а. Обрабатывать материалы (дерево, ткань, металл, пластмассу и т.п.).
    или
    4б. Доводить товары до потребителя, рекламировать, продавать.

    5а. Обсуждать научно-популярные книги, статьи.
    или
    5б. Обсуждать художественные книги (или пьесы, концерты).

    6а. Выращивать молодняк (животных какой-либо породы).
    или
    6б. Тренировать товарищей (или младших) для выполнения и закрепления каких-либо навыков (трудовых, учебных, спортивных).

    7а. Копировать рисунки, изображения (или настраивать музыкальные инструменты).
    или
    7б. Управлять какой-либо машиной (грузовым, подъемным или транспортным средством) – подъемным краном, трактором, тепловозом и др.

    8а. Сообщать, разъяснять людям нужные им сведения (в справочном бюро, на экскурсии и т.д.).
    или8б.
    Оформлять выставки, витрины (или участвовать в подготовке пьес, концертов).

    9а. Ремонтировать вещи, изделия (одежду, технику), жилище.
    или
    9б. Искать и исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисунках.

    10а. Лечить животных.
    или
    10б. Выполнять вычисления, расчеты.

    11а. Выводить новые сорта растений.
    или
    11б. Конструировать, проектировать новые виды промышленных изделий (машины, одежду, дома, продукты питания и т. п.).

    12а. Разбирать споры, ссоры между людьми, убеждать, разъяснять, наказывать, поощрять.
    или
    12б. Разбираться в чертежах, схемах, таблицах (проверять, уточнять, приводить в порядок).

    13а. Наблюдать, изучать работу кружков художественной самодеятельности.
    или
    13б. Наблюдать, изучать жизнь микробов.

    14а. Обслуживать, налаживать медицинские приборы, аппараты.
    или
    14б. Оказывать людям медицинскую помощь при ранениях, ушибах, ожогах и т.п.

    15а. Художественно описывать, изображать события (наблюдаемые и представляемые).
    или
    15б. Составлять точные описания-отчеты о наблюдаемых явлениях, событиях, измеряемых объектах и др.

    16а. Делать лабораторные анализы в больнице.
    или
    16б. Принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение.

    17а. Красить или расписывать стены помещений, поверхность изделий.
    или
    176. Осуществлять монтаж или сборку машин, приборов.

    18а. Организовывать культпоходы сверстников или младших в театры, музеи, экскурсии, туристические походы и т.п.
    или
    18б. Играть на сцене, принимать участие в концертах.

    19а. Изготовлять по чертежам детали, изделия (машины, одежду), строить здания.
    или
    19б. Заниматься черчением, копировать чертежи, карты.

    20а. Вести борьбу с болезнями растений, с вредителями леса, сада.
    или
    20б. Работать на клавишных машинах (пишущей машинке, телетайпе, наборной машине и др.).

     

    diploma.at.ua

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *