Методика занкова – Система развивающего обучения Л.В. Занкова. ГУО “Средняя школа №21 г.Орши”

Методика Занкова

Благодаря методу Занкова можно в кротчайшие сроки подать ребёнку учебный материал с самым высоким уровнем сложности. Кроме того профессор Занков большое внимание уделяет эстетическому и нравственному воспитанию малышей. При помощи различных игр и упражнений у детей формируется умение и стремление к процессу обучения, а так же способствует развитию ребёнка в социальной, познавательной, эмоциональной и других сферах деятельности. Методика Занкова предназначенна для малышей дошкольного возраста и детей учащихся в начальных классах.
 
Внимание каждому

Во время обучения по методу Занкова, всем воспитателям и педагогам следует уделять особое внимание каждому из обучающихся детей, особенно тому, как каждый из них воспринимает учебный материал. Обязательно следует обращать внимание на более слабых деток, которые с трудом успевают усваивать материал.
 
Уроки должны строиться по принципу от целого к частному на первоначальном своём этапе. При чём после изучения одной темы другая тема должна вводиться в учебный процесс постепенно, как-будто вливаться. Педагог после каждого занятия должен проводить своеобразную диагностику детской успеваемости и корректировать уровни сложности подачи материала по результатам этого анализа. Занков предлагает начинать изучение своего курса постепенно и сравнивает свои занятия с бусинами, которые имеют разный размер, но нанизываются на одну нитку.
 
Что должны изучать дети?

Согласно методике Занкова в программу его обучения входят следующие курсы обучения: «Ручное творчество» (ребёнок учится делать поделки своими руками), «Литературное чтение» (знакомство детей с художественной литературой, стихами и уже знакомыми сказками), «Окружающий мир» (изучение времён года, сторон света, понятие дня и ночи), «Твори, выдумывай, создавай» (создание детьми своих рассказов, сказок, ролевые игры, рисование).

Вся система обучения по Занкову действует по принципу – научи, но не навреди. В результате обучения у детей развиваются способности проведения анализа информации, обучение изложению своих мыслей вслух и на бумаге, к примеру, звучит музыка (лучше всего классическая спокойная) и ребёнок должен нарисовать на бумаге свои ассоциации, которые у него эта музыка вызывает. Кроме того, малыши учатся работать в коллективе, участвуют в групповых обсуждениях, доказывают свою точку зрения, учатся слушать своих одноклассников во время дискуссии. Например, одним из групповых заданий является игра под названием «Собиралка». Ребят делят на небольшие группы, дают им специальные материалы (готовые фигурки из цветной бумаги или деревянные детали), и оговаривают задание, которое заключается в том, чтобы собрать все детали вместе (к примеру, человека).
 
Другие группы тоже должны собирать фигурки. Далее устанавливается время, в период которого работа должна быть окончена и объявляется начало. Кроме того, что фигурка должна быть собрана правильно, она должна быть создана всеми членами группы, они должны действовать сообща. А та группа, которая первая выполнит задание, и будет признана победителем. Поощрить победившую команду можно, к примеру, заранее подготовленными бумажными медалями.

Методика Занкова предлагает различные формы образования: индивидуальные, групповые, классные, фронтальные и внеклассные.

puzkarapuz.ru

Методические приёмы обучения по системе Л.В. Занкова — Мегаобучалка

Калинина Н.В.

МОУ «Гимназия №1»

(г. Воскресенск, Московская область)

Современная школа с её проблемами заставляет думать о том, как сделать процесс обучения более результативным, как учить так, чтобы ребёнок проявлял живой интерес к познанию окружающего мира. Интерес – ключ к духовной высоте. Чем меньше его на уроках, тем меньше наш педагогический успех.

Нужно стремиться строить свои уроки так, чтобы они были эмоциональны, содержали богатый познавательный и занимательный материал: шарады, кроссворды, пословицы, поговорки и т.д.

В своей работе можно использовать нестандартные формы обучения. Это уроки КВНы, интегрированные уроки, литературные викторины, экскурсии, что способствует развитию у детей познавательных способностей, воспитывает устойчивый интерес к знаниям.

Так, например, при обобщении знаний об имени существительном, проводя урок – КВН «Здравствуй, удивительное имя существительное!», уместно включить разные виды работ познавательного и занимательного характера.

Это игры: «Найди существительное», «Кто? Что?», «Хитрые существительные», конкурсы «Определи, какой падеж?», «Раскрой смысл крылатых выражений», «Можем мы диктант писать на «4» и «5»», «Наоборот», «Конкурс синонимов», инсценировка «Падежи существительных»; упражнения «Распредели на группы», «Допиши окончания», «Найди несклоняемые существительные», конкурс капитанов «Сочини стихотворение», отгадывание пословиц.

При обучении русскому языку можно широко использовать уроки – экскурсии, которые могут быть использованы как источник развития речи младших школьников.

Много интересного видят ученики во время коротких экскурсий на школьный двор: осенью слушают шуршание осенней листвы; зимой – разглядывают изморозь, иней, любуются запорошенными снегом деревьями, а весной следят за капелью, набухающими почками стройных берёз. По материалам экскурсий дети пишут сочинения. Вот отрывок одного из них: «Как печальны грустные берёзки под тяжестью снега зимой. Точно в шубы нарядила их зима» и т.д.



Основной стержень урока по «Занкову» – деятельность самих учащихся, которые активно наблюдают и сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы. Путь познания на уроках создаёт проблемная ситуация, используются разные формы и методы организации учебной деятельности, царит атмосфера заинтересованности.

В традиционной системе обучения широко используется вопросно-ответный способ организации познавательной деятельности.

При развивающем обучении особо важна постановка вопросов проблемного, обобщающего характера, стимулирующих вариантность ответов. Например, на уроке русского языка учитель задаёт вопрос

· К какой части речи относится данное слово?

или

· Какой звук обозначает буква – гласный или согласный, звонкий или глухой и т.д.

Такой приём организации познавательной деятельности сковывает мысль ребёнка, не даёт простора для её выражения. В данном случае думает учитель, а ребёнок напрягает память, чтобы дать ответ.

Характер вопросов в системе Занкова другой. Он формируется так, чтобы пробудить самостоятельную мысль учеников. Например:

· Расскажите всё, что вы можете об этом слове.

· Выскажите свои мысли, у кого появилось желание.

Это увлекает ребёнка, обостряет его ум и заставляет напрягать волю в решении поставленных задач.

Учащимся предлагается не только списывать текст и вставить пропущенные буквы, но и размышлять, какое правило или какой закон объединяет всё задание. Или ещё пример, при изучении темы «Состав слова» детям предлагается ряд слов: «город», «лесник», «флажок», «городок», «поезд», «лес» – и ведётся диалог:

· Что вы можете сказать о данных словах?

· Это имена существительные?

· А что ещё заметили?

· Среди них есть однокоренные слова, слова разные по составу, слова с уменьшительно-ласкательным оттенком, слова – односложные, двусложные, трёхсложные?

· Сгруппируйте их по разным признакам. Если можно, добавьте в каждую группу по два слова так, чтобы не были «лишними».

· Разберите слова по составу.

· Выпишите «лишние слова», образуйте с каждым из них группу слов, объединённых каким-либо признаком.

Положительный эмоциональный настрой на уроке задают «интересные» названия заданий и самих уроков. Например, игра «Пчёлка Юля», «Калейдоскоп», занятие-игра «Зеркало», «День рождения глаголов», «Путешествие по океану Глаголов» и другие.

Много внимания уделяется математической подготовке учащихся, особенно методике решения задачи. Причём важно, чтобы они могли решить задачу разными способами и выбрали из них более рациональный.

Задача. На складе было 930 ц. овощей и 360 ц. фруктов. Когда часть овощей и фруктов увезли, на складе осталась третья часть овощей и четвёртая часть фруктов. Сколько овощей и сколько фруктов увезли со склада?

Например, дети читают задачу про себя и думают, каким образом лучше всего решить задачу.

Учитель. Решайте её самостоятельно, а потом поговорим о найденных решениях.

1 ученик. Я сначала узнал, сколько овощей осталось на складе:

930 : 3 = 310(ц.)

Вторым действием узнал, сколько осталось на складе фруктов:

360 : 4 = 90(ц.)

Дальше узнал, сколько овощей увезли со склада:

930 – 310 = 620(ц.)

Последним действием узнал, сколько увезли со склада фруктов:

360 – 90 = 270(ц.)

2 ученик. У меня другой порядок выполнения действий: 1 и 4 действия такие же, а 2 и 3 поменялись местами, потому что я сначала всё узнал об овощах, а потом всё о фруктах.

3 ученик. А я решил задачу по-другому. Начертил схему и отметил на отрезках доли. Заметил, что если осталась третья часть овощей, то увезли…, значит, сразу можно узнать, сколько увезли овощей:

930 : 3 * 2 = 620(ц.)

Потом узнал, сколько увезли фруктов:

360 : 4 * 3 = 270(ц.)

Учитель. Умница! Ты нашёл другой способ решения задачи!

Работая над задачей, уместно использовать дифференцированные задания.

Например, дана задача:

Найти периметр прямоугольника со сторонами 14 и 18 сантиметров.

Сильным задание: построить другие прямоугольники с таким же периметром и указать длину их сторон.

Слабым: найти периметр удобным для себя способом.

В системе Л. Занкова иной характер заданий, предлагаемых ученику. Они должны давать пищу для ума. Поэтому, на своих уроках нужно предлагать «логические задания», интеллектуальные разминки.

Например, в известной сказке «Поди туда – не знаю «куда», принеси то, не знаю «что»» царь послал стрелка Андрея за тридевять земель.

· Внимание, вопрос! Тридевять – это сколько?

· Ответ. Тридевять – это 27.

· Как догадались? и т.д.

Система Л. Занкова помогает и родителям по-иному взглянуть на процесс обучения и воспитания.

 

megaobuchalka.ru

Методика Занкова

Рекомендуемые товары


Готовим тело к родам

Уникальный видео-курс для беременных “Готовим тело к родам“.
Подробнее…

Развитие ребенка

Новейший видео-курс для молодых мам и пап “Воспитание и развитие счастливого ребенка“.
Подробнее…

Питание будущей мамы

Самый вкусный видео-курс для мам и пап “Питание во время и после беременности“.
Подробнее…

Натуральное ЗДОРОВЬЕ


Работа для мам

• хотите иметь дополнительный доход?
• ищете работу на дому?
• хотите самореализоваться?
Идеальное решение для мам, желающих иметь постоянный источник дохода (независимо от вашего места проживания). Читать дальше →

Книга БЕСПЛАТНО

Получите БЕСПЛАТНО книгу Юлии Головиной “11 способов быстро поднять своё настроение на всю беременность
Получить книгу

Наши партнеры

Центр Рейки и Глубинных практик в Москве. Восточные и современные методы оздоровления и духовного развития.

В Москве педагоги большинства школ свое предпочтение отдают системе развития, которую в 60-х годах, разработал академик Л.В.Занков. В основе этой системы лежит дидактический метод, призван соединить в единое целое такие аспекты как воспитание, обучение и развитие ребенка. И главное в этом принципе является то, что все это осуществляется без принуждения, за счет того, что у ребенка развивается огромный интерес, который призывает к знаниям и их самостоятельному поиску, что в итоге приводит к хорошей успеваемости ребенка в школе.

Главным в развитии каждого ребенка, академик Занков считал целостность всех составляющих компонентов таких как: чувства, воля, нравственность, здоровье и ум. Эта система предназначена не для тех приоритетов, к которым привыкли люди (хотя она их и не отвергает), ведь на первый план академик Л.В.Занков выдвигает не главные, а проточные умения и знания, с помощью уже которых можно будет достичь общего продвижения ребенка. Проводя массовые эксперементы над детьми, основателю методики Занкова удалось показать и доказать всем насколько качество обучения сильно зависит от динамики общего развития ребенка.

Система развития академика Занкова, так же как и некоторые другие методики развития, ориентирована на развитие личности, индивидуума, это является ее важной особенностью. Поэтому данная методика должна ориентироваться не так на весь класс, как на каждого по отдельности ученика. При всем этом можно подумать, что применяется данная методика только для отстающих в учебе детей, но это далеко неверное мнение. Ведь главным назначением системы есть максимальное раскрытие возможностей и навыков каждого из учеников, не обращая при этом внимания на уровень знаний и успешность ребенка.

Используя систему развития, разработанную академиком Л.В. Занковым, очень многие из педагогов и воспитателей подтверждают, что результаты действия системы довольно ощутимые и значительные. Все главные  аспекты удачно воплощаются в жизнь, обеспечивая высокие интеллектуальные и физические данные детей.

www.golysh.ru

Развивающая система обучения Занкова и методика Дьенеша

Сегодняшняя статья посвящена двум развивающим методикам – Занкова и Дьенеша. В чем их особенности и преимущества, есть ли у них что-то общее – об этом читайте далее.

Система обучения Занкова

Занков Л.В. – один из ведущих в современной отечественной педагогике и психологии специалист, изучивший свойства памяти человека, который стал автором собственной системы развития детей, успешно интегрированной в российские школы более 15 лет назад. Данная развивающая система стала своеобразной альтернативой традиционному образованию в школах, принятому в нашей стране.

Стремление к всестороннему развитию детей, активное привлечение к образовательному процессу достижений мировой науки, истории, литературы и искусства, а также совершенно иная подача материала на повышенном уровне сложности – являются одними из основных принципов развивающей системы Занкова.

Нравственный и эстетический аспекты воспитания детей, формирование навыков и стремлений к познанию, ориентация на прогресс каждого отдельно взятого ученика являются приоритетными направлениями в занковской системе.

Задача педагогов, работающих по данной системе, обеспечить индивидуальный подход к каждому ребенку в классе и организовать учебный материал для детей в соответствии с их способностями и возможностями. В начальной школе учитель помогает детям простроить полную картину мира, двигаясь по направлению от целого к частному.

Анализ учеником информации, его активное участие в обсуждениях, отстаивание собственной точки зрения – делают развивающую систему обучения Занкова особенной. Отказ от повторения материала, зубрежки, быстрый темп подачи материала и постоянное движение вперед позволяет детям гораздо эффективнее усваивать материал.

От учителя требуется диагностика индивидуального прогресса каждого ребенка на предмет усвоения учебной программы. Благодаря ей, педагог регулирует темп, сложность учебного материала и постановку задач для каждого отдельного ученика. Развивающая система обучения Занкова рассчитана на самые разные формы обучения, исходя из особенности детей в классе, их пожеланий и специфики предмета, предлагаемого к изучению.

Методика Дьенеша: логические блоки.

«Новая математика» – прогрессивная методика по раннему развитию и обучению детей, придуманная венгерским ученым, математиком и психологом Золтаном Дьенешем. Он предлагает обучать детей этой науке при помощи увлекательных игр на развитие логического и творческого мышления.

По мнению Дьенеша, математической наукой как искусством может овладеть любой желающий, даже если он считает, что у него нет математических способностей. Чтобы занятия были интересными, венгерский математик придумал набор логических игр и логические блоки, при помощи которых даже еще совсем маленькие детки способны структурировать, кодировать, обобщать и запоминать информацию.

Занятия с детьми с использованием логических блоков, не только положительно сказывается на их физическом развитии, способствуя развитию координации движения, но и стимулирует у детей речевое и познавательное развитие. Логические блоки подходят для игр детям любого возраста: от младенцев до младших школьников.

Игры по методике Дьенеша построены по принципу сравнительного анализа: когда ребятишкам в ходе обучения предлагается сравнивать между собой предметы по разным признакам: размеру и толщине, форме и цвету. Деткам даются различные задания на построение простых логических цепочек на основе этих признаков.

С каждым разом задания становятся более сложными и к логическим блокам, добавляются карточки с символами, изображающими различные свойства, который ребенок учится расшифровывать и строить по карточкам цепочки из реальных фигур.

Методика обучения детей математике на основе логических блоков является для детей подготовительным этапом к следующему этапу – обучению как решать логические задачки с более высоким уровнем сложности. Она прекрасно подходит как для групповых, так и для индивидуальных занятий.

Узнать больше о развитии детей или купить слинги вы можете на сайте vslinge.ru

www.kraskizhizni.com

Особенности организации обучения по методике Л.В. Занкова

Современный процесс развития начальной школы характеризуется ломкой традиционных форм, методов, подходов к обучению. Этому способствовал “Закон об образовании” РФ. Активно в реформирование включилось учительство. Под руководством ученых отдельные учительские коллективы, творчески работающие учителя исследуют многие проблемы обучения, воспитания и развития детей.
Среди них можно выделить такие наиболее важные направления:
– создание наиболее оптимальных условий для эффективного функционирования начальной школы. К наиболее общим следует отнести: методологическое, материальное, методическое, организационно-управленческое. К частным условиям – создание нормального микроклимата в коллективе, организация деятельности и положительного отношения к ней у воспитанников, учет возрастных и индивидуальных особенностей школьников;
– учет и эффективное использование региональных возможностей в развитии младших школьников. В учебно-воспитательном процессе нужно использовать местные, национальные сложившиеся обычаи, привычки, быт, культуру;
– постоянная забота о росте духовной и материальной культуры школы, учителей, учащихся, родителей. На это могут быть направлены педагогические лектории, походы по родному краю, краеведческая работа, встречи с учеными, артистами, писателями, поэтами, посещение выставок, музеев;
– появление новых типов, видов школ: частные и государственные, национальные, малокомплектные, спецшколы для одаренных детей с углубленным изучением того или иного предмета. Появление новых классов: коррекции, повышенного индивидуального внимания, ускоренного обучения, выравнивания, малокомплектные, авторские. Создаются учебные комплексы, комплексы “Сад – школа”;
– использование новых технологий обучения и воспитания: методика работы по системе Л. В. Занкова, В. В. Давыдова и Д. Б. Эльконина, коллективный способ обучения В. К. Дьяченко, укрупнение дидактических единиц П. М. Эрдниева, коллективно-творческие дела И. П. Иванова;
– наряду с коллективными формами работы использовать индивидуальный и дифференцированный подход в комплектовании классов, в организации обучения и воспитания, при этом применять и учитывать тесты, беседы, анкетирование, показатели медицинского обследования, делать опору на интересы, склонности и способности младших школьников;
– качественная подготовка и переподготовка учителей и воспитателей начальных классов, стремление к постоянному самосовершенствованию. Учитывая новый базисный план, его вариативную часть, необходимо с учетом способностей и интересов студентов ввести специализацию: учитель-исследователь, учитель с правом преподавания иностранного языка, учитель изобразительного искусства и музыки, логопед, валеолог, эколог;
– последовательное обновление и обогащение содержания обучения и воспитания за счет новых курсов, использования новых учебников, учебных пособий, методических рекомендаций, разрабатываемых учеными и практиками;
– приоритетное осуществление нравственного воспитания младших школьников, поскольку оно является в этот период наиболее сензитивным для формирования нормального психологического климата, создания взаимных коллективных зависимостей, положительных взаимоотношений между членами коллектива, учителем, учащимися и родителями;
– органическая связь обучения с разнообразными видами труда с целью формирования прочных убеждений, формирования умений и навыков;
– появление новых звеньев в системе работы начальной школы: пятидневная рабочая неделя; раннее обучение детей; обучение школьников с первого класса родному и иностранному языку; модульное обучение.
Выделенные направления придают реформированию определенную логику и планомерность. Их необходимо учитывать и в работе по методике академика Л. В. Занкова. Все это звенья единой системы обучения и воспитания. Поэтому появление новых звеньев в системе неизбежно ведет к изменению функционирования ее отдельных компонентов или всей системы, к возникновению новых компонентов в системе, которые не обладают признаками данной системы.
Опытно-экспериментальная работа по внедрению в практику работы начальных школ системы академика Л. В. Занкова началась в нашей области с областного семинара, где 78 слушателям были показаны альтернативные методики обучения младших школьников. По методике Л.В. Занкова изъявили желание работать 12 учителей начальных классов. Трое в течение первого года обучения отказались в силу слабого методического обеспечения и удаленности от областного центра (сельские школы). Обучение проводилось без учебников. Были только программы и курсы, где выступили авторы новых учебников по данной системе.
На следующий год по данной методике уже работало 32 человека, а через год – более ста учителей начальных классов.
Первые учителя-занковцы достигли интересных результатов обучения и без методического, дидактического обеспечения. Это было достигнуто благодаря тому, что педагог самостоятельно делал подборку материалов, следил за уровнем развития учащихся, видел зону ближайшего развития. С научной точки зрения такая позиция учителя позволяет раскрыть его творческие способности, придает ему самостоятельность в выборе содержания материала, форм, методов, средств и приемов организации познавательной деятельности. В качестве примера можно привести опыт работы завуча начальной школы № 65 г. Ульяновска Н. Н. Лось. Учащиеся после трех лет обучения были переведены в шестой класс. Уровень обучения, развития детей соответствовал именно такому возрасту учащихся.
Опытно-экспериментальная работа позволяет нам сделать следующие выводы:
1. Учителя для работы по данной методике нужно не выбирать, не назначать и не давать на откуп преподавателю, которому через 2-3 года нужно уйти на заслуженный отдых с хорошей пенсией, а нужно предоставлять право тем, кто хорошо знаком по книгам с Л.В. Занковым и его методикой преподавания, энтузиасту и творцу.
2. В городе, районе хорошо продумать методическое обеспечение обучения по методике Леонида Владимировича Занкова, учебу, помощь педагогическим кадрам, систему поощрения, учета и контроля.
3. Организовать комплексное отслеживание за развитием младших школьников с участием психологов, физиологов, социологов, логопедов.

Наша опытно-экспериментальная работа по методике Л. В. Занкова показывает, что важнейшим фактором эффективного развития детей является учитель. Сам Леонид Владимирович утверждал, анализируя опыт работы самых лучших учителей начальной школы страны, что мы могли бы достигнуть больших результатов, если бы не повторяли ряда серьезных ошибок и использовали бы потенциальные возможности учащихся. В своих работах он показал, как нельзя работать учителю и как нужно.
Каким должен быть учитель, занимающийся по системе Л.В. Занкова? Прежде всего, это высококвалифицированный специалист, знающий и другие альтернативные теории обучения, успешно работающий по одной из них, имеющий опыт работы, хорошую методическую подготовку, энтузиаст. Учитель должен быть великим гуманистом, хорошо знающим своих детей, а для этого необходимо быть учителем-исследователем, владеющим основами общей, возрастной и педагогической психологии, умеющим провести грамотное тестирование детей, родителей, вместе с психологом, логопедом, социологом, физиологом, врачом грамотно произвести обследование учащихся, выявить состояние здоровья, способности, склонности, интересы, наметить программу его развития, уметь применять комплекс методик диагностирования, производить отслеживания, ставить систему задач по совершенствованию личности, наметить систему заданий, поручений развивающего или коррекционного характера.
Приводим видение Л. В. Занковым учителя начальных классов, работающего по его методике развивающего обучения.
1. Умение выдержать паузу после формулировки вопроса – не мешать детям думать.
2. Не вести ребенка за руку в решении проблемы – дать поле свободы (Что думаете? Что скажете? О чем молчите?).
3. Умение организовать меру помощи, чтобы каждый имел успех.
4. Дети имеют право задать вопрос, чувствовать себя уверенно и спокойно, высказываться по своей инициативе.
5. Считаться с желанием детей продолжить тот или иной вид работы, если у детей вдохновение, даже если это не предусмотрено планом урока.
6. Умение не бояться, а иногда и радоваться ошибкам детей, т. к. эти ошибки ставят вопросы и проблемы перед классом.
7. Владение активными методами и формами работы (игровая, театрализованная, тренинги), т. к. они эффективны для развития творческого потенциала детей.
8. Владение нестандартными методами укрепления нервно-психического здоровья детей (релаксация, внушение, самовнушение, массаж и т. д.).
9. Умение снять напряжение, раздражительность. Умение сосредоточить внимание, увлечь работой.
10. Умение быть равноправным партнером, избегая роли лектора.
11. Умение видеть сильные стороны каждого ученика, дать понять детям, что учитель видит их достоинства независимо от учебных успехов.
12. Учить детей анализировать поведение, логику поступков не только литературных героев, но и свои, своих товарищей и взрослых.
13. Умение поощрять детей к свободному проявлению чувств.
14. Стремление поддерживать симпатии детей друг к другу, формировать умение видеть и ценить индивидуальность друг друга.
15. Не злоупотреблять отметками и сравнительным оцениванием.

Нет традиционности и в принципах анализа урока по методике Л.В. Занкова. Методология и теоретические основы метода исследования позволили учителям и ученым составить примерную схему анализа урока, отвечающую сущности процесса обучения по данной методике. Схема была составлена Г. В. Приходько на основе многолетнего изучения теоретического наследия Л. В. Занкова и личного опыта работы по его методике.
Необходимо в системе всегда иметь в виду наличие теории. И каждый урок – это реализация целостности, системы. Учителю при подготовке к уроку необходимо понять, что каждый урок в системе занимает свое место, выполняет общефункциональные и частные задачи, направленные на развивающее обучение младших школьников.
Мы разработали следующую схему анализа урока.
1. Дидактический стержень урока – преобразующая деятельность учеников. Они наблюдают, анализируют, сопоставляют, сравнивают, группируют, проводят аналогии.
2. Что делали на уроке дети, как трудилась их душа. Привлечение к работе всех.
3. Как соединена работа над усвоением знаний с работой над развитием детей: не вести детей на “коротком поводке”.
Не только на воспроизведение знаний, но и на их преобразование была направлена работа.
4. Характер и постановка вопросов.
5. Как был организован поиск, совместный поиск. Взаимообщение, диалогичность.
6. Жизнь детей на уроке:
а) Как жили познанием? (Увлеченность, одержимость знаниями, а не оценками.)
б) В урок включен не только ум, но и чувства. Пережитые зна- ния превращаются в убеждения.
в) Как познание соединено с эмоциями? Эмоционально пережитое лучше усваивается.
7. Как шло повторение? Стояли ли на месте, многократно повторяя, или прибавляли каждый раз новые знания.
8. Гибкая форма урока. Работать не от плана, а от детей.
9. Высокий уровень трудности, но с соблюдением меры.
10. Использование предшествующего опыта детей.
11. Вся работа учителя направлена на осознание детьми знаний.
12. Постоянный контроль за усвоением знаний.
13. Общение детей с детьми, учителя с детьми. Характер общения влияет на процесс обучения и развития. Не принижать детей за неправильный ответ.
14. Воспитание шло косвенно, незаметно. Единство знания, развития и воспитания.
15. Личность учителя на уроке. Умение вызвать удивление, радость от успеха, похвалить за первые ростки самосознания и т.д.

Государственная система обучения Леонида Владимировича Занкова. Основана на новой дидактике, принципы которой разработаны Л. В. Занковым. Её цель – максимальная эффективность обучения для общего развития школьника. Учебный процесс строится в доверительной атмосфере сотворчества ученика и учителя. Сегодня в России и СНГ более 60 тысяч учителей – занковцев.

 

Рекомендуемые страницы:

lektsia.com

Развивающее обучение Л.В. Занкова

Впервые вопрос о необходимости создания более эффективной системы обучения, влияющей на развитие школьников, была поставлена в 50-е гг. XX в. российским педагогом и психологом, учеником Л.С. Выготского Леонидом Владимировичем Занковым (1901—1977). После смерти Л.С. Выготского Л.В. Занков стал одним из руководителей Научно-практического института дефектологии (ныне – Института коррекционной педагогики РАО), где проводились экспериментальные исследования развития аномальных детей, в которых выявлялись условия их эффективного обучения. В лаборатории под руководством Л.В. Занкова была начата работа по построению более эффективной системы обучения младших школьников.

Л.В. Занковым произведена критика традиционной методики обучения. Программы и методика обучения в начальных классах не обеспечивают максимально возможного общего развития учащихся и одновременно дают низкий уровень знаний и умений. Это происходит потому, что учебный материал носит облегченный примитивный характер с низким теоретическим уровнем, методика обучения рассчитывает на память учащихся в ущерб мысли, ограничение опытного познания ведет к вербализму, любознательность и индивидуальность детей игнорируется, практикуется медленный темп обучения.

В разработке своей системы обучения Л В Занков исходил из положения Л. С. Выготского: обучение должно вести за собой развитие. Он показал, каким должно быть обучение, чтобы оно могло вести за собой развитие.

Общее развитие младших школьников в рамках экспериментальных работ Л. В. Занкова рассматривалось как развитие способностей, а именно: наблюдательности, умения воспринимать явления, факты, естественные, речевые математические эстетические и др.; отвлеченного мышления, способности к анализу, синтезу, сравнению, обобщению и т. п.; практических действий, умения создать некоторый материальный объект, произвести ручные операции, развивая одновременно восприятие и мышление.

Система обучения, ведущего за собой развитие, опирается на наработанные учеными дидактические принципы. В отличие от традиционных дидактических принципов они направлены на достижение общего развития школьников, которое обеспечивает формирование знаний. Принципы таковы.
1) Принцип ведущей роли теоретических знаний в начальном обучении.
2) Принцип обучения на высоком уровне трудности.
3) Принцип обучения быстрым темпом.
4) Принцип осознания школьниками процесса учения.
5) Принцип целенаправленной и систематической работы над общим развитием всех учащихся, в том числе наиболее слабых.

Особое значение придается принципу обучения на высоком уровне трудности. Согласно ему, содержание и методика обучения строятся так, чтобы вызвать активную познавательную деятельность в овладении учебным материалом. Трудность понимается как препятствие. Проблема заключается в познании взаимозависимости явлений, их внутренних связей, в переосмыслении сведений и создании их сложной структуры в сознании школьника. Это прямо связано с принципом ведущей роли теоретических знаний.

Он означает: формирование фактических, прикладных знаний, умений происходит на базе осмысления научных понятий, отношений, зависимостей, на основе глубокой теоретической вооруженности и общего развития. Высокий уровень трудности связан и с принципом обучения быстрым темпом. Суть его не в увеличении объема учебного материала или сокращении сроков учения, а в постоянном обогащении ума школьника разносторонним содержанием, включением новых и старых сведений в систему знаний.

Принцип осознания школьниками процесса учения при всей близости не совпадает с общепринятым принципом сознательности. Требуется научить школьника осознавать не только объект деятельности – сведения, знания, умения, но и процесс овладения знаниями, свою деятельность, познавательные способы и операции.

Наконец, пятый принцип требует от учителя вести целенаправленную и систематическую работу над общим развитием всех учащихся, в том числе и наиболее слабых. Для успешного овладения знаниями необходимо обеспечить всем, особенно слабым, продвижение в общем развитии. Это требует особого внимания к формированию мотивов учения, внутренних, субъективных побудителей познавательного интереса интеллектуального роста.

Совокупность принципов дидактической системы реализуется в содержании начального образования и в методике обучения по всем предметам.

В 60-е годы лабораторией Л. В. Занкова были разработаны программы и методика начального обучения. Экспериментальная система повлияла на обучение не только в начальной школе. Исследования по развивающему обучению имеются у других дидактов: Н. А. Менчинской, В. В. Давыдова, Н. Ф. Талызиной. Они показали возможности дидактики средней школы строить процесс обучения как развивающий, используя ряд методов и приемов в организации учебной деятельности.

psyera.ru

О развивающей системе обучения Л.В. Занкова

Развивающая система обучения Л.В. Занкова представляет собой единство дидактики, методики и практики. Единство и целостность педагогической системы достигаются благодаря взаимосвязи образовательных задач всех уровней. К ним относятся:

  • цель обучения – достижение оптимального общего развития каждого ребенка;
  • задача обучения – представить учащимся широкую целостную картину мира средствами науки, литературы, искусства и непосредственного познания;
  • дидактические принципы – обучение на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности; ведущая роль теоретических знаний; осознание процесса учения; быстрый темп прохождения учебного материала; целенаправленная и систематическая работа над общим развитием всех учащихся, в том числе и слабых;
  • методическая система – ее типические свойства: многогранность, процессуальность, коллизии, вариантность;
  • предметные методики по всем образовательным областям;
  • формы организации обучения;
  • система изучения успешности обучения и развития школьников.

Система Л.В. Занкова целостна, при ее реализации не следует упускать никакой из ее вышеописанных компонентов: каждой из них несет свою развивающую функцию. Системный подход к организации образовательного пространства способствует решению задачи общего развития школьников. 
      

В 1995-1996 гг. система Л.В. Занкова введена в российскую школу как параллельная государственная система начального обучения. Она в высокой степени соответствует принципам, выдвинутым Законом РФ об образовании, требующим обеспечить гуманистический характер образования, развитие личности ребенка.

     Современная эпоха – эпоха  активных разработок высоких и тонких технологий, в том числе и в области образования, которые создаются благодаря интеграции передовых достижений многих дисциплин. Характерной чертой таких технологий является их «личностная центрированность», т.е. направленность на человека как личность. Эти два ведущих понятия для современных технологий: их интегрированный характер и личностная центрированность – были базовыми для Л.В. Занкова и его сотрудников уже в середине 20 века, когда они создавали новую  дидактическую систему, направленную на общее развитие каждого школьника. Для этой дидактики А.Г. Асмолов нашел очень точное определение – «психодидактика» – и назвал Занкова лидером этого направления. 
       Система обучения Л.В. Занкова возникла в ходе междисциплинарного исследования соотношения обучения и развития. Междисциплинарный характер выразился, во-первых, в интеграции достижений нескольких наук, занимающихся изучением ребенка: физиологии, дефектологии, психологии и педагогики, во-вторых, в интеграции эксперимента, теории и практики. Впервые результаты научного исследования через психолого-педагогический эксперимент обрели вид целостной педагогической системы и, таким образом, были доведены до практической их реализации.  
       Вывод по проблеме исследования: развитие происходит как сложный процесс взаимодействия внешних и внутренних факторов, то есть индивидуальных, глубинных качеств ребенка. Такому пониманию соотношения обучения и развития соответствует особый тип обучения, при котором, с одной стороны, уделяется исключительное внимание построению обучения, его содержанию, принципам, методам и проч. как отражающим социальный опыт, социальный заказ, с другой – столь же исключительное внимание уделяется внутреннему миру ребенка: его индивидуальным и возрастным особенностям, его потребностям и интересам.
       Общее развитие Л.В.Занков понимал как целостное движение психики, когда каждое новообразование возникает в результате взаимодействия его ума, воли, чувств. При этом особое значение придается нравственному, эстетическому развитию. Речь идет о единстве и равнозначности в развитии интеллектуального и эмоционального, волевого и нравственного.
      В настоящее время приоритетами образования признаны идеалы развивающего обучения: умение учиться, предметные и универсальные (общеучебные) способы действий, индивидуальный прогресс ребенка в эмоциональной, социальной, познавательной сферах. Для реализации этих приоритетов необходима  научно обоснованная, проверенная временем развивающая педагогическая система. Таковой является система Л.В. Занкова, которую характеризуют целостность и взаимообусловленность следующих ее частей. 
        

Цель обучения – оптимальное общее развитие каждого ребенка.       

Задача обучения – представить учащимся целостную широкую картину мира средствами науки, литературы, искусства и непосредственного познания.

Дидактические принципы:

• обучение на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности; 
• ведущая роль теоретических знаний; 
• осознание процесса учения; 
• быстрый темп прохождения учебного материала; 
• работа над развитием каждого ребенка, в том числе и слабого.

Типические свойства методической системы – многогранность, процессуальность, коллизии, вариантность.

        Система развивающего обучения доказала свою эффективность в условиях четырехлетней и трехлетней начальной школы при обучении с 7 лет, а также в настоящее время при обучении детей в четырехлетней школе с 6 лет.  Массовое использование системы в практике современной школы доказывает универсальность и высокую эффективность дидактической системы общего развития в любых условиях ее реализации. Эта система дает учителю теорию и методику развития личности ребенка, его познавательных и созидательных способностей.
       Воспитание человека, соответствующего современным требованиям общества, возможно только в том случае, если, по известному высказыванию Л.С. Выготского, обучение будет забегать вперед развития ребенка, то есть оно будет осуществляться в зоне ближайшего развития, а не на актуальном, уже достигнутом уровне. Это базовое для современной школы психологическое положение осмыслено Л.В.Занковым как дидактический принцип «обучение на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности». Обязательным условием его правильной реализации является знание особенностей воспитанников, знание актуального уровня их развития. Постоянное изучение ребенка, начиная с его поступления в школу, позволяет достаточно точно обозначить предельный для каждого ученика уровень трудности предлагаемого содержания и методов его усвоения.  
        Новые знания о личности обучаемого и переосмысление уже известных и явились той научной базой, на основе которой было создано следующее поколение учебных курсов для начальных классов, которые рекомендованы к использованию в школе Министерством образования и науки РФ.  
        Ниже остановимся на некоторых существенных особенностях современных младших школьников, которые учитывались при разработке учебных программ. Через эти особенности раскроем смысл дидактической системы Л.В. Занкова.  
        В единстве интеллектуального и эмоционального у ребенка младшего школьного возраста акцент делается на эмоциональное, которое и дает толчок интеллектуальному, нравственному, творческому началу (методическое свойство многогранности).
        Рассмотрим соотношение связей и возможностей правого и левого полушарий мозга в младшем школьном возрасте. Особенности эти  в том, что даже у будущих левополушарников пока преобладает правополушарная организация психических функций, так как правое полушарие (отвечающее за целостное, панорамное, эмоционально-образное восприятие и мышление) опережает в своем развитии левое (рациональное, аналитическое, алгоритмическое) полушарие. Человек правополушарного типа – исследователь – получает положительное эмоциональное подкрепление в процессе поисковой деятельности, что дает толчок к ее продолжению. Именно поэтому при обучении так важно учитывать характер эмоций, душевное состояние детей на уроке, именно поэтому так важен при обучении младших школьников акцент на поисковой деятельности, на самостоятельном добывании знаний.
       Импульсом к поисковой деятельности могут быть коллизии. Они возникают тогда, когда ребенок:
– сталкивается с нехваткой (избытком) информации или способов деятельности для решения поставленной проблемы;
– оказывается в ситуации выбора мнения, подхода, варианта решения и т.п.;
– сталкивается с новыми условиями использования уже имеющихся знаний.
       В таких ситуациях обучение идет не от простого к сложному, а, скорее, от сложного к простому: от какой-то незнакомой, неожиданной ситуации через коллективный поиск (под руководством учителя) к ее разрешению.
        Реализация дидактического принципа «обучение на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности» требует так отбирать и структурировать содержание, чтобы при работе с ним учащиеся испытывали максимальное умственное напряжение. Мера трудности варьируется в зависимости от возможностей каждого школьника, вплоть до прямой помощи. Но сначала школьник должен столкнуться с познавательной трудностью, которая и вызывает эмоции, стимулирующие поисковую деятельность ученика, класса.
        Младшим школьникам свойствен синкретизм (слитность, нерасчлененность) мышления, достаточно низкий уровень развития анализа и синтеза. Мы исходим из общего представления о развитии как процессе перехода от низких стадий, для которых характерны слитные, синкретичные формы, к все более расчлененным и упорядоченным формам, которые характерны высоким уровням. Психологи называют такой переход законом дифференциации. Ему подчиняется психическое развитие в целом и умственное развитие в частности. Следовательно, на начальном этапе обучения нужно предоставлять ребенку широкую целостную картину мира, которую создают интегрированные курсы. Так выстроенные курсы в наибольшей степени соответствуют возрастным особенностям младших школьников и особенностям современного информационного потока, который не членится на отдельные области знания.  
        В соответствии с этими особенностями все учебные курсы построены на интегрированной основе. В курсе«Окружающий мир» активизируются связи между знаниями о Земле, ее природе и общественно-культурной жизнью человека, которая происходит в определенное историческое время, в определенных природных условиях. Сами за себя говорят подзаголовки курсов по технологии «Твори, выдумывай, пробуй!» и «Ручное творчество». «Литературное чтение» органично сочетает работу по восприятию произведений литературы, музыки и изобразительного искусства. На основе широкой внутрипредметной интеграции построен курс русского языка, в котором во взаимосвязях представлены система языка, речевая деятельность и история языка; на такой же интеграции построен курс математики, в котором органично сочетается содержание арифметики, геометрии, начал алгебры, истории математики. В курсе музыки музыкальная деятельность учеников организуется как единство исполнения, слушания и импровизации. В ходе этой деятельности знания о музыке, ее истории, о композиторах интегрируются со знаниями по литературе, изобразительному искусству, фольклору.

        Комплект учебников развивает важнейшие умения информационной эпохи: находить и анализировать информацию, общаться в устной и письменной форме – высказывать и доказывать свою точку зрения, обсуждать сходные и противоположные взгляды, слушать и слышать. 
        Именно интегрированный курс, у которого есть возможность представить детям разные стороны действительности, создает условия для индивидуализации обучения, включая в активную учебную деятельность учащихся с разным типом мышления: наглядно-действенным, наглядно-образным, словесно-образным и словесно-логическим. Условием для этого является разноуровневое содержание, позволяющее подходить к его анализу многоаспектно.
        В основе структурирования программ интегрированных курсов лежит дидактический принцип ведущей роли теоретических знаний. Его реализация в содержании учебных предметов создает условия для исследования учениками взаимозависимости явлений, их внутренней существенной связи. Но наряду с этим с первых же дней учебы начинается работа по постепенному разграничению в познании детей разных признаков изучаемых объектов и явлений, по четкому разграничению сходных объектов. Л.В. Занков писал, что если охарактеризовать в самой общей форме построение учебных программ, то «можно определить его как дифференциацию, то есть расчленение целого на многообразные формы и ступени». При этом разграничение всегда идет в рамках системности и целостности. Это значит, что каждый элемент знаний должен усваиваться только в связи с другими и обязательно внутри определенного целого. При таком построении курсов школьник осознает не только содержание учебного предмета, но и сам процесс добывания знания (принцип осознания процесса учения).
        Л.В. Занков решительно отказался от практики, когда каждый отрезок учебного курса рассматривается как самостоятельная и законченная единица, когда можно переходить к новому отрезку лишь после того, как будет «основа-тельно» усвоен предыдущий. «Подлинное познание каждого элемента, – пишет Л.В. Занков, – все время прогрессирует по мере овладения другими, последующими элементами предмета и осознания соответствующего целого вплоть до всего учебного курса и его продолжения в следующих классах». Так обеспечивается действенность дидактического принципа «быстрый темп прохождения учебного материала». Этот принцип требует постоянного движения вперед. Непрерывное обогащение ума школьника разносторонним содержанием создает благоприятные условия для все более его глубокого осмысления, поскольку оно включается в широко развернутую систему.
       Таким образом, освоение основного, базового содержания, обозначенного в Государственных стандартах, осуществляется системно:

1) пропедевтическое изучение будущего программного материала, сущностно связанного с актуальным содержанием для данного года обучения;

2) его изучение при актуализации объективно существующих связей с прежде изученным материалом; 

3) включение этого материала в новые связи при изучении новой темы.   
       Новизна содержания или учебной ситуации является обязательным условием организации процесса развивающего обучения. Поэтому ни в одном из учебников, как и в прежних изданиях, нет разделов «Повторение пройденного». Пройденное органично включается в изучение нового. Так создаются условия для многократного оперирования одним и тем же содержанием в течение длительного времени, что обеспечивает его исследование в разнообразных связях и функциях и в результате приводит к прочности усвоения материала (новый уровень реализации методического свойства процессуальности и вариантности).
       Следующая особенность обучающихся в начальных классах прямо связана с предыдущими: мыслительные операции младших школьников (анализ, синтез, обобщение) наиболее продуктивно осуществляются на наглядно-действенном, наглядно-образном и в какой-то мере словесно-образном уровнях.
       Именно эти уровни мышления должны стать ступенькой к словесно-логическому мышлению. Мы говорим не о последовательной, а о параллельной работе на всех четырех уровнях осуществления мыслительной деятельности с учетом достижений ребенка. Наибольшими возможностями для дальнейшего совершенствования наглядно-действенного уровня мышления обладают ручное творчество, физическое воспитание, непосредственное познание окружающего мира. Развитию наглядно-образного, словесно-образного и словесно-логического мышления могут способствовать все школьные учебные предметы. Авторы всех учебников сочетают в заданиях вопросы, требующие их решения на разных уровнях осуществления мыслительных операций. Подобная многоаспектность вопросов позволяет сочетать доступный уровень выполнения задания с возможностью каждому ребенку работать на высоком уровне трудности, поднимаясь до словесно-логического мышления. Так постепенно будет складываться опыт рассмотрения одного и того же объекта с разных точек зрения, опыт установления всех возможных связей, которые и создают данный объект или явление.
        Еще раз подчеркнем, что успешность в формировании у детей знаний, умений и навыков прямо зависит от уровня их общего развития, в том числе и от уровня развития предпосылок к той или иной учебной деятельности. Знание особенностей обучающихся позволяет реализовать в учебниках дидактический принцип«работа над развитием каждого, в том числе и самого слабого ребенка».
        Развивающее обучение возможно только при условии постоянного изучения ребенка. В нашем портфеле есть способы диагностики школьной зрелости и система перекрестного изучения результативности обучения и развития школьников. Разработана система развития у детей способности к самоконтролю как ступеньки к развитию такого фундаментального требования к выпускнику школы, каким является способность к саморазвитию. Впервые в рабочие тетради по всем учебным предметам включены задания, предполагающие самоконтроль, самоанализ своих достижений. Это существенное продвижение на пути к безотметочной (качественной) форме изучения результативности обучения.  
        Для системы, которая внедрена в широкую практику, в высшей степени важно свойство вариантности. Основное функциональное значение этого методического свойства состоит в том, чтобы найти такие пути и средства реализации методической системы, которые бы позволили проявиться индивидуальным особенностям учителей, школьников, а также учитывали бы разные варианты условий обучения. «В перспективе подлинное творчество, – пишет Л.В. Занков в монографии «Обучение и развитие», – будет приобретать все большее значение. Унификация, которая характерна для традиционной методики начального обучения, несомненно, будет преодолена. Тогда выявятся и окажутся высокодейственными те потенциальные духовные силы, которые присущи каждому учителю и каждому школьнику».
        Выбор, свобода творчества являются основными признаками гуманной педагогики. На данном этапе развития занковской системы учителю в большинстве случаев предлагаются два варианта учебников по предмету. Это значит, что появился выбор учебников в соответствии с профессиональными и индивидуальными особенностями учителя, что, в свою очередь, не может не способствовать повышению эффективности обучения.
        Назовем важные особенности учебно-методического комплекта, в основе которого – современное знание о возрастных и индивидуальных особенностях младшего школьника.

Комплект обеспечивает:
• понимание взаимосвязей и взаимозависимостей изучаемых объектов, явлений благодаря интегрированному характеру содержания, что выражается в сочетании материала разного уровня обобщения (надпредметного, меж- и внутрипредметного), а также в сочетании его теоретической и практической направленности, интеллектуальной и эмоциональной насыщенности;
• владение понятиями, необходимыми для дальнейшего образования;
• актуальность, практическую значимость учебного материала для обучающегося;
• условия для решения воспитательных задач, социально-личностного, интеллектуального, эстетического развития ребенка, для формирования учебных и универсальных (общеучебных) умений; 
• активные формы познания в ходе решения проблемных, творческих заданий: наблюдение, опыты, дискуссия, учебный диалог (обсуждение разных мнений, гипотез) и др.;
• проведение исследовательских и проектных работ, развитие информационной культуры;
• индивидуализацию обучения, которая тесно связана с формированием мотивов деятельности, распространяясь на детей разных типов по характеру познавательной деятельности, эмоционально-коммуникативным особенностям, по гендерным признакам. Индивидуализация реализуется в том числе посредством трех уровней содержания: базовому, расширенному и углубленному. 

        В процессе обучения используется широкий спектр форм обучения: классных и внеклассных; фронтальных, групповых, индивидуальных в соответствии с особенностями учебного предмета, особенностями класса и индивидуальными предпочтениями учеников.
        Для изучения результативности освоения учебных программ и разработанных на их основе УМК учителю предлагаются материалы по качественному учету успешности обучения школьников, в том числе и интегрированные проверочные работы, что соответствует позиции Министерства образования и науки РФ. Отметками оцениваются только результаты выполнения письменных работ со второго полугодия 2 класса. Поурочный балл не выставляется.
        Изначальная нацеленность учебных программ и УМК на развитие каждого ученика создает условия для его реализации во всех видах учебных заведений (общеобразовательных, гимназиях, лицеях).

nsportal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *