Модели учебные – 19. Виды и модели обучения, их характеристика (репродуктивное, проблемное, развивающее, программированное, компьютерное, модульное, адаптивное, дифференцированное, суггестивное и др.).

Педагогические модели обучения (Традиционные и современные)

Педагогические модели обучения — это различные подходы к обучению, которые могут проводиться учителями в классе. В зависимости от модели, которую они используют, учителя будут выполнять ряд действий и сосредотачиваться на разных частях учебного процесса.
Поскольку существуют разные способы обучения, и поскольку каждый ученик уникален, учителя должны быть вооружены различными педагогическими моделями, чтобы иметь возможность адаптироваться к различным ситуациям.

Несмотря на это, педагогические модели всегда сосредоточены на трех элементах:

  • Что предназначено для обучения
  • Как он намеревается учить
  • Как это будет оцениваться, если обучение будет достигнуто

Традиционно мы говорили о трех разных педагогических моделях, но в последние годы были открыты новые учебные направления. Таким образом, они предназначены для достижения большей гибкости при передаче знаний учащимся.

Основные педагогические модели обучения

До сравнительно недавнего времени большинство учебных заведений использовали единую педагогическую модель, известную как традиционная модель.

В то же время они начали развивать теоретическую основу двух других моделей обучения: бихевиориста и конструктивиста.

Позже были созданы другие обучающие модели, которые стали популярными с течением времени. Некоторые из наиболее важных — когнитивные, социальные и романтические.

Традиционная модель обучения

Традиционная педагогическая модель в настоящее время известна как «традиционная модель обучения», хотя первоначально ее называли «моделью передачи». Эта модель понимает преподавание как прямую передачу знаний от учителя к ученику, полностью фокусируясь на последнем.

Студенты воспринимаются в традиционной модели как пассивные получатели знаний, не нуждаясь в роли в своем процессе обучения. Учитель должен будет попытаться разоблачить то, что он знает, самым ясным способом, таким образом, чтобы ученики могли понять и запомнить материал.

Поэтому учитель должен обладать большими навыками общения, а также быть экспертом в своей теме. В противном случае студент не сможет получить необходимые знания, чтобы сделать вывод, что обучение прошло успешно.

В дополнение к этой идее, некоторые из оснований модели передачи следующие:

  • Студенты должны учиться с помощью самодисциплины, поскольку необходимо повторять знания снова и снова, чтобы они могли запомнить их. Поэтому защитники этой модели считают, что полезно подделывать характер учеников.
  • Инновации и креативность полностью игнорируются, вместо этого фокусируются на учебе в запоминании данных и идей.
  • Обучение основано почти исключительно на слышимом, поэтому оно не очень эффективно для людей, которые лучше учатся через другие чувства.
    Хотя это неоднократно демонстрировалось скудной эффективностью этой учебной модели, она по-прежнему используется преимущественно почти во всех современных обществах.

Однако, хотя это не является допустимой моделью для большинства обучающих ситуаций, у нее есть определенное место в определенное время.

Например, когда необходима передача чистых данных или очень сложных теорий. Модель передачи продолжает оставаться наиболее полезной для получения правильного обучения.

Поведенческая педагогическая модель

Поведенческая педагогическая модель основана прежде всего на исследованиях Павлова и Скиннера, создателей течения психологии, известных как бихевиоризм.

Создатели этой ветви мысли утверждали, что невозможно измерить психические процессы людей, и поэтому необходимо сосредоточиться на наблюдаемом поведении.

Основываясь на этой идее, поведенческая педагогическая модель пытается установить ряд целей обучения, которые могут быть непосредственно наблюдаемыми и измеримыми. Студенты, используя подкрепление и различные типы стимулов, должны будут достичь этих целей в определенное время.

В этом смысле поведенческая модель гораздо более персонализирована, чем модель передачи, поскольку для определения целей обучения педагог должен сначала оценить начальную точку каждого из учеников.

Таким образом, роль учителя в этой модели состоит в следующем:

  • Изучите предыдущие способности учеников
  • Научите их следовать методологии
  • Управляйте подкреплениями, когда одна из целей достигнута
  • Проверьте, произошло ли обучение

Этот вид обучения происходит например, в практике спорта или на музыкальном инструменте. В этих областях учитель ограничен, чтобы исправить цели ученика, исправить неудачи, которые происходят, и укрепить, когда вы достигли одной из промежуточных целей.

Некоторые из основных идей модели следующие:

  • Учитель перестает быть важной фигурой и фокусируется на ученике и задачах обучения, которые должны быть достигнуты.
  • Студент должен активно участвовать в своем образовании.
  • Акцент делается на повторение и практику, чтобы овладеть необходимым обучением.
  • В отличие от предыдущей модели предпочтение отдано индивидуальному обучению, когда один преподаватель несет ответственность за большое количество учеников.

Конструктивистская педагогическая модель

Эта педагогическая модель, в отличие от традиционной, считает, что обучение никогда не может прийти от внешнего источника к ученику. Напротив, каждый ученик должен «строить» свои собственные знания (отсюда и название модели).

Поэтому конструктивистская педагогическая модель выступает против пассивного обучения, в котором учитель является источником всего знания; и он также отличается от роли учителя как источника подкрепления и поощрения.

В этой модели учитель должен создать адекватные условия, чтобы ученик мог строить свое обучение. Вот некоторые из основных идей этой модели:

  • Для того чтобы учебный процесс был эффективным, студент должен верить, что то, чему он учится, может быть полезным в реальной жизни. Поэтому учитель должен адаптировать учебные цели в соответствии с особенностями своих учеников.
  • Потому что в целом нет единого способа решения проблем или выполнения задачи, из конструктивистской модели обучения путем поощрения. Учителя не должны давать ответ на каждый вопрос, заданный обучением, но должны предоставить учащимся необходимые инструменты, чтобы открыть их для себя.
  • Обучение должно происходить постепенно, но это не так важно, чтобы демотивировать или не дать им двигаться вперед.
  • Обучение осуществляется в большинстве случаев путем имитации модели. Наблюдая за человеком, который уже овладевает тем, что они хотят изучать, учащиеся могут сохранить, а затем воспроизвести свое поведение. Этот процесс известен как «заместительное обучение».

В конструктивистской педагогической модели основное внимание уделяется обучению по компетенциям. Учитель должен определить, какие навыки, знания и отношения необходимы для развития эффективной жизни.

После определения основных навыков, которые должен изучить учащийся, наиболее эффективный способ их приобретения будет искать на основе теории множественного разума.

Эта теория считает, что вместо существующего только одного типа общего интеллекта каждый человек имеет более или менее способность в семи дифференцированных областях.

Эта педагогическая модель основана прежде всего на теориях Л. С. Выготского и Лурии, двух российских социальных психологов первой половины XX века.

Когнитивная педагогическая модель

Когнитивная модель, также известная как модель развития, основана на исследованиях психологии развития Жана Пиаже. Он основан на идее, что человек переживает разные фазы своего интеллектуального созревания, таким образом, что обучение должно быть адаптировано к моменту и возрасту каждого ученика.

Таким образом, роль учителя состоит в том, чтобы определить, на какой стадии развития каждый ученик, и предлагать обучение в соответствии с ним. В этом смысле это также значительное обучение.

В этой педагогической модели фокус учебных целей как таковых устраняется. Напротив, важно то, что студент приобретает определенные способы мышления и умственные структуры, которые облегчают самостоятельное обучение.

Социально-педагогическая модель

Эта модель основана на максимальном развитии способностей и проблем студентов. В этом смысле, из социальной педагогической модели, изучается не только научное или техническое содержание, но и приобретается система ценностей и взглядов, способствующих лучшему сосуществованию в обществе.

Этот подход характеризуется акцентом, который ставится на коллективную работу, поскольку считается, что группа всегда будет в состоянии решать более крупные проблемы, чем отдельный человек самостоятельно.

Опять же, согласно теории значимого обучения, учения должны быть применимы в реальном мире. Поэтому учитель должен отвечать за постановку задач и вопросов студентам, которые должны решать их, сотрудничая друг с другом, улучшая свои социальные навыки.

Романтическая педагогическая модель

Эта последняя модель основана на идее, что необходимо полностью учитывать внутренний мир ученика. Таким образом, ученик становится центром учебного процесса, который будет проходить в защищенной и чувствительной среде.

Основная идея этой педагогической модели заключается в том, что у ребенка уже есть все необходимое, чтобы стать действительным и функциональным человеком. Поэтому роль учителя заключается в том, чтобы позволить студенту свободно развиваться и находить собственные ответы.

В этом смысле романтическая педагогическая модель основана на течениях гуманистической психологии и на идее ненаправленности.

Педагогическая модель путем открытия

При изучении путем открытия ребенок играет активную роль, который действует чтобы учиться. Эта модель также называется эвристикой и выступает против традиционной, в которой ученик является пассивным слушателем того, чему учит учитель.

Некоторые из его основных принципов:

  • У детей есть естественная способность учиться, играть и участвовать в мире.
  • Важной частью обучения является решение проблем.
  • Гипотезы создаются и тестируются.
  • Ребенок играет активную роль в обучении.
  • Влияет на социокультурную среду, поскольку это будет зависеть от опыта обучения, который имеет ребенок.

Ссылки

  1. “Модели обучения”, в: Википедия. Загружено на: 30 Января 2018 Википедии: es.wikipedia.org.
  2. “Модель педагогического конструктивистского” на: участие в Управлении. Загружено на: 30 Января 2018 Управления на основе широкого участия: gestionparticipativa.coop.
  3. “Модель педагогического традиционный”: Педагогика и дидактика. Загружено на: 30 Января 2018 Педагогики и дидактики: sites.google.com/site/pedagogiaydidacticaesjim.
  4. “Модель педагогической, социально – когнитивное”: социального Конструктивизма. Загружено на: 30 Января 2018 социального Конструктивизма: sites.google.com/site/constructivismosocial.
  5. “Модель педагогического поведенческий”: Педагогика и дидактика. Загружено на: 30 Января 2018 Педагогики и дидактики: sites.google.com/site/pedagogiaydidacticaesjim.

tagweb.ru

УЧЕБНЫЕ МОДЕЛИ — с русского

  • УЧЕБНЫЕ МОДЕЛИ — учебно наглядные изобразительные пособия, искусственно воспроизводящие натуральные объекты и передающие их структуру, существенные свойства, связи и отношения. При этом допускается условность в передаче свойств оригинала, уменьшение или… …   Профессиональное образование. Словарь

  • УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ — в совр. пед. классификации все материальные средства обучения, используемые в уч. воспитат. процессе и предназначенные для расширения, углубления и лучшего усвоения знаний, предусмотренных учебной программой и изложенных в учебниках. Для каждого… …   Российская педагогическая энциклопедия

  • Учебные действия — основной структурный компонент учебной деятельности. У. д. образуют целостную систему. При усвоении научных понятий центральное место в ней занимают специфические преобразования предмета, направленные на выявление в нем определенных отношений,… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Моделирование — Моделирование  исследование объектов познания на их моделях; построение и изучение моделей реально существующих объектов, процессов или явлений с целью получения объяснений этих явлений, а также для предсказания явлений, интересующих… …   Википедия

  • Медицина — I Медицина Медицина система научных знаний и практической деятельности, целями которой являются укрепление и сохранение здоровья, продление жизни людей, предупреждение и лечение болезней человека. Для выполнения этих задач М. изучает строение и… …   Медицинская энциклопедия

  • Институт автоматики и вычислительной техники МЭИ — Институт автоматики и вычислительной техники Московского энергетического института (технического университета) …   Википедия

  • Безработица — (Unemployment) Безработица – это такое социально экономическое явление, при котором часть взрослого трудоспособного населения, не имеет работы и активно ее ищет Безработица в России, Китае, Японии, США и странах Еврозоны, в том числе в кризисные… …   Энциклопедия инвестора

  • PzKpfw I — Pz.Kpfw.I Ausf.A на экспозиции в Немецком танковом музее …   Википедия

  • Панцеркампфваген I — Panzerkampfwagen I Ausf.A Классификация лёгкий танк Боевая масса, т 5,4 Компоновочная схема отделение управления и трансмиссионное спереди, м …   Википедия

  • Земляков — Земляков, Александр Николаевич Файл:Zemlyakov.jpg Александр Николаевич Земляков (17 апреля 1950(19500417), Бологое  1 января 2005, Черноголовка)  математик,выдающийся советский и российский педагог, автор учебно педагогической… …   Википедия

  • Земляков, Александр Николаевич — Александр Николаевич Земляков (17 апреля 1950(19500417), Бологое  1 января 2005, Черноголовка)  математик, выдающийся советский и российский педагог, автор учебно педагогической литературы. Биография Закончил в 1967 году с золотой… …   Википедия

  • translate.academic.ru

    УЧЕБНЫЕ МОДЕЛИ - это... Что такое УЧЕБНЫЕ МОДЕЛИ?

    
    УЧЕБНЫЕ МОДЕЛИ
    учебно-наглядные изобразительные пособия, искусственно воспроизводящие натуральные объекты и передающие их структуру, существенные свойства, связи и отношения. При этом допускается условность в передаче свойств оригинала, уменьшение или увеличение размера, схематизация в передаче строений объектов, условность окраски и т. д.

    Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. — М.: НМЦ СПО. С.М. Вишнякова. 1999.

    • УЧЕБНЫЕ МАСТЕРСКИЕ, УЧЕБНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ МАСТЕРСКИЕ
    • УЧЕБНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ

    Смотреть что такое "УЧЕБНЫЕ МОДЕЛИ" в других словарях:

    • УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ — в совр. пед. классификации все материальные средства обучения, используемые в уч. воспитат. процессе и предназначенные для расширения, углубления и лучшего усвоения знаний, предусмотренных учебной программой и изложенных в учебниках. Для каждого… …   Российская педагогическая энциклопедия

    • Учебные действия — основной структурный компонент учебной деятельности. У. д. образуют целостную систему. При усвоении научных понятий центральное место в ней занимают специфические преобразования предмета, направленные на выявление в нем определенных отношений,… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    • Моделирование — Моделирование  исследование объектов познания на их моделях; построение и изучение моделей реально существующих объектов, процессов или явлений с целью получения объяснений этих явлений, а также для предсказания явлений, интересующих… …   Википедия

    • Медицина — I Медицина Медицина система научных знаний и практической деятельности, целями которой являются укрепление и сохранение здоровья, продление жизни людей, предупреждение и лечение болезней человека. Для выполнения этих задач М. изучает строение и… …   Медицинская энциклопедия

    • Институт автоматики и вычислительной техники МЭИ — Институт автоматики и вычислительной техники Московского энергетического института (технического университета) …   Википедия

    • Безработица — (Unemployment) Безработица – это такое социально экономическое явление, при котором часть взрослого трудоспособного населения, не имеет работы и активно ее ищет Безработица в России, Китае, Японии, США и странах Еврозоны, в том числе в кризисные… …   Энциклопедия инвестора

    • PzKpfw I — Pz.Kpfw.I Ausf.A на экспозиции в Немецком танковом музее …   Википедия

    • Панцеркампфваген I — Panzerkampfwagen I Ausf.A Классификация лёгкий танк Боевая масса, т 5,4 Компоновочная схема отделение управления и трансмиссионное спереди, м …   Википедия

    • Земляков — Земляков, Александр Николаевич Файл:Zemlyakov.jpg Александр Николаевич Земляков (17 апреля 1950(19500417), Бологое  1 января 2005, Черноголовка)  математик,выдающийся советский и российский педагог, автор учебно педагогической… …   Википедия

    • Земляков, Александр Николаевич — Александр Николаевич Земляков (17 апреля 1950(19500417), Бологое  1 января 2005, Черноголовка)  математик, выдающийся советский и российский педагог, автор учебно педагогической литературы. Биография Закончил в 1967 году с золотой… …   Википедия


    professional_education.academic.ru

    Три основных модели и три подхода в обучении — Дидактор

    В научно-педагогической литературе  появляются всё новые и новые  «модели обучения». Их количество растёт в прямой пропорции по мере выхода новых монографий и защиты очередных диссертаций.

    Это часто сбивает учителя с толку и не даёт возможности определиться, как работать эффективно и по-современному.

    Несмотря на всё обилие можно чётко выделить три основных модели обучения. Реальные отзывы о препарате сиалис софт

    ПАССИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ

    Это так называемая субъект-объектная связь.

    Субъект обучения — учитель. Объект обучения в данной модели — весь класс.

    Учителя, выбравшего такую модель обучения, как правило, мы называем УРОКОДАТЕЛЕМ.

    Для него весь класс — сплошная серая масса. В лучшем случае он может выделить тех учеников, которые доставляют ему неудобства своим неповиновением. Или наоборот, безропотно выполняющих все распоряжения.

    У такого учителя может быть хорошая дисциплина.

    Одного его взгляда достаточно, чтобы ученик боялся даже громко дышать на уроке.

    У него может быть хорошая успеваемость. Но не потому, что учитель увлекательно и доступно преподаёт. А потому, что ученик боится ДВОЙКИ

    и всех её последствий.

    Между таким учителем и учениками — стена недоверия.

    АКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ

    К счастью, учителей, придерживающихся модели пассивного обучения, в школе немного. Они, как правило, ищут места поспокойнее.

    Большинство учителей придерживаются модели АКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ.

    Это тоже субъект-объектная связь. Но объектом обучения является каждый ученик.

    Конечно же, переживающему за учебный процесс учителю, не всё равно, кто перед ним сидит. Он ищет путь к каждому слабому ученику.

    Учитывает его особенности восприятия учебного материала. Он делает всё, чтобы и сильный ученик не скучал на уроке. Предлагает ему дополнительные задания, дополнительный материал.

    Однако индивидуальный подход в обучении в условиях обычной школы — из области фантастики. Учитель физически не готов постоянно работать в таком режиме.

    Да и продуктивность такого обучение в последнее время резко уменьшилась.

    ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ

    В современных условиях информационной перенасыщенности наиболее эффективным является третья модель ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ.

    Это субъект-субъектная связь обучающего и обучаемых. Ученик — тоже субъект обучения. Учитель стремится к повышению самостоятельной познавательной активности учащихся.

    Он выступает больше не как источник информации, а как организатор, координатор учебной деятельности детей.

    И тут главное найти наиболее эффективные модели интерактивного обучения: работа в микрогруппах, проектная деятельность и т.п.

    ПОДХОДЫ В ОБУЧЕНИИ.

    Каждой из моделей соответствует свой подход в обучении.

    1. Для пассивного обучения — это знаниевый подход. Причём чаще всего — силовыми методами.

    Я имею в виду не физическое (не дай бог!), а моральное воздействие.

    2. Активному обучению соответствует задачный подход. Учитель шаг за шагом ставит перед учениками посильные дифференцированные учебные задачи.

    То есть выстраивает некий алгоритм обучения.

    3. Интерактивному обучению соответствует деятельностный подход в обучении.

    И главная забота учителя — создать максимально комфортные условия такой учебной деятельности.

    Итоги

    Разумеется, в педагогической практике учитель редко проповедует лишь один подход в обучении. Для организации интерактивного обучения, к примеру, необходим определённый базовый уровень знаний, который достигается наиболее простыми методами запоминания, а то и зазубривания.

    Часто для систематизации знаний необходим чёткий алгоритм обучения. Тогда учитель использует задачный подход.

    Однако по предпочтениям можно судить о квалификации учителя и, если хотите, его профессиональной пригодности.

    Главное, не ставить учителя в жёсткие рамки. Он вправе выбрать себе свой ПУТЬ в зависимости от личных пристрастий и личностных качеств.

    didaktor.ru

    Основные модели образования - Организация учебного процесса

    По материалам моих лекций

    В педагогической литературе часто встречаются термины модель образования (образовательная модель) и модель обучения.

    Термин модель обучения используется применительно к организации учебного процесса.

    Под моделью образования, как правило, понимается модель, отражающая те или иные представления об организации образовательного процесса в целом, включая не только обучение, но и воспитание, развитие личности. Характеризуя модель образования, некоторые авторы рассматривают её как реализацию определённого научного подхода, как особый способ организации образовательного пространства, взаимодействия различных образовательных организаций и построения системы образования.

    Модель образования – это мысленно представленная система, отражающая тот или иной подход к образованию, взгляд на его роль в жизни человека и общества.

    Есть несколько подходов к выделению моделей образования.

    Так, М. В. Кларин считает, что все образовательные модели можно разделить на традиционные («знаниевые», целью которых является формирование у учащихся знаний, умений и навыков) и инновационные (развивающие, направленные на развитие личности ученика). Традиционные основываются на субъект-объектном взаимодействии педагога с обучающимися и воспроизведении образцов знаний, деятельности, правил и алгоритмов. Основа инновационных моделей - субъект-субъектные, сотрудничающие взаимоотношения между учителем и учеником. В инновационных моделях образовательный процесс строится как решение проблем и подразумевает высокую самостоятельность учащихся.

    В ряде научных публикаций модели образования подразделяются на технократические и гуманистические. Главными педагогическими ценностями в технократических моделях являются знаний, умения и навыки (ЗУНы). Основные педагогические ценности гуманистических образовательных моделей – личность ребёнка, её гармоничное развитие (И.П. Подласый).

    Н. В. Бордовская и А. А. Реан выделяют следующие модели образования.

    Модель образования как государственно-ведомственной организации. В этой модели образование выступает одной из отраслей народного хозяйства и строится по ведомственному принципу с жёстким централизованным определением целей и содержания образования, типов образовательных организаций и состава учебных дисциплин для каждого типа. Главное достоинство: возможность централизованного распределения средств (финансирования образовательных организаций, прогнозирования потребности специалистов исходя из тенденций развития той или иной отрасли и т.д.). Главный недостаток: мало возможностей для индивидуализации образования, для учёта потребностей личности каждого ученика, студента.

    Модель развивающего образования (В. В. Давыдов, В. В. Рубцов и др.) отличается кооперацией образовательных организаций разного типа и уровня. Это расширяет спектр образовательных услуг и максимально удовлетворяет потребности в образовании у различных слоёв населения. Кроме того обеспечивается способность быстро реагировать на постоянно происходящие в обществе изменения спроса на те или иные профессии и специальности. Однако и у этой модели есть недостатки. Так, её реализация невозможна без соответствующей инфраструктуры, без развитой сети образовательных организаций разного типа и профиля. Применительно к России с её большими и неравномерно населёнными территориями очень сложно создать такую инфраструктуру, которая обеспечивала бы всем жителям страны равные возможности в получении образования, ориентированного на максимальное развитие личности.

    Модель систематического академического образования (Ж. Мажо, Л. Кро, Д. Равич и др.) считается традиционным способом передачи новому поколению культурного опыта прошлого. Данная модель нацелена на формирование системы базовых знаний и умений, позволяющих индивиду в дальнейшем перейти к самостоятельному усвоению знаний, ценностей, опыта. Для традиционной модели характерно многообразие усваиваемогго материала; это обусловлено тем, что традиционном образовании заранее неизвестно, что именно понадобится каждому человеку в дальнейшем, обширная программа даёт личности ученика более широкие возможности для дальнейшего самоопределения. Таким образом, главное достоинство традиционной модели – научная основа формируемых знаний и опыта и систематический характер полученного индивидом образования. Недостаток: ориентированность в большей степени на некий идеальный уровень образованности, а не реальные жизненные потребности.

    Рационалистическая модель (П. Блум, Р. Ганье и др.) предполагает такую организацию образования, которая обеспечивает, прежде всего, практическое приспособление молодого поколения к обществу, к существующим социальным условиям. Знания и опыт, полученные при такой модели образования, позволяют личности безболезненно войти в систему общественных отношений, занять в ней свою социальную нишу. Это её главное достоинство. В качестве главного недостатка можно назвать чрезмерную специализированность получаемого образования, пренебрежение широкими научными знаниями, что в дальнейшем существенно ограничивает выпускника в выборе профессии, а при необходимости изменить сферу заработка создаёт трудности в профессиональной переподготовке.

    Феноменологическая модель (А. Маслоу, А. Комбс, К. Роджерс и др.) основана на персональном обучении, учитывающем индивидуальные психологические особенности учащегося, на уважительном отношении к его интересам и потребностям. Приверженцы феноменологической модели отвергают взгляд на школу как на «образовательный конвейер» (само название модели – производное от слова «феномен» – свидетельствует о том, что каждый ученик уникален). Личностная направленность образования – безусловное достоинство феноменологической модели. К её недостаткам можно отнести сравнительно высокие затраты на индивидуальное образование, возрастающие требования к профессиональной квалификации педагогов. Поэтому сегодня в мира нет опыта абсолютной реализации данной модели в массовой школе.

    Неинституциональная модель (П. Гудман, И. Иллич, Ф. Клейн и др.) – это образование вне школ, вузов и других социальных институтов: дистанционное обучение, обучение через книги, средства массовой информации, мультимедийные учебники, сеть Интернет и т.п. Очевидный плюс данной модели – максимальная свобода выбора обучающимся места, времени, профиля и способа обучения, возможность обучаться вне зависимости от места проживания. Однако свобода является плюсом при условии, что человек готов самостоятельно организовать свою учебную деятельность, а это возможно только, когда он уже имеет солидный опыт учения и сильную мотивацию самообразования. Кроме того, непривязанность обучения к какому-либо социальному институту лишает неинституциальное образования официального статуса и не позволяет обучающемуся получить документ об образовании государственного образца. Поэтому данная модель рассматривается как способ дополнительного образования и саморазвития.

    Таким образом, любая из существующих сегодня моделей образования имеет как достоинства, так и недостатки. Поэтому в развитых системах образования можно встретить различные модели, в том числе - новые, возникающие на основе вышеописанных. Например, среди тенденций последнего десятилетия - включение университетов в развитие дистанционного образования в сети Интернет. Университетское образование относится к традиционной модели, а дистанционное - к неинституциональной. Их слияние позволяет преодолевать недостатки, присущие каждой из этих моделей в отдельности (например, обучаясь дистанционно, получить диплом о высшем образовании или освоить практикоориентированный курс на университетской образовательной онлайн-платформе).

    si-sv.com

    Современные модели организации обучения в образовательном процессе

    Сущность и классификация моделей обучения

     

     

    Модели организации обучения -  это систематизированный комплекс  закономерностей преподавателя и ученика во время осуществления обучения, бывают двух видов - андрагогические и педагогические. Современные модели организации обучения  подразделяются на  на две группы:

    В первую входят те модели организации обучения, основой которых являются педагогические конструкции, вторая основывается на новейших возможностях дидактических обучающих средств. Поворот образования к человеку, обращение к гуманистическим идеям вызывает повышенный интерес у педагогов к использованию различных моделей образовательного процесса.

    Современные модели организации обучения отражают психологические закономерности процесса образования, и в том числе обучающихся различного возраста и в различных условиях.

    В педагогической практике часто употребляется классификация  по содержанию и характеру противоречий учебной проблемы, которую решают современные модели организации обучения:

    Несоответствие знаний учащихся и новой информации;

    Множественный выбор единственного оптимального или правильного варианта решения;

    Новизна практических условий заключается в использовании учащимися имеющихся у них знаний;

    Противоречие между возможным теоретическим способом решения задачи и его нецелесообразностью или неосуществимостью на практике;

    Отсутствие теоретического обоснования результата достигнутого на практике.

    По классификации современные модели организации обучения являются свидетельством вариативности осуществления образовательного процесса, возможности учитывать особенности индивидуальности обучающихся, условий протекания образовательного процесса; модели образования как государственной организации, традиционной модели образования, модели развивающего образования, феноменологической, неинституционной, рационалистической.

     

    Определение модели  и технологии образовательного процесса

     

    Модели  и технологии образовательного процесса постоянно видоизменяются, и сегодня проблемный процесс в развитии обучения относится к традиционному типу в настоящее время Традиционный  обучающий процесс осуществим в виде андрагогической или педагогической модели.

    Когда говорится о модели и технологии обучения, в виду имеется систематизированный комплекс деятельности обучающего и обучающегося. Также нужно учитывать и такие немало важные компоненты обучения как содержание, средства, источники, методы и формы.

    Известно, что изменение системы происходит при изменении ее элементов. Ситемообразующим фактором в педагогическом процессе являются его цели. От поставленных целей зависит сама сущность процесса. Если цель в формировании новых знаний, то процесс образовательный процесс имеет объяснительно - иллюстративный характер, при формировании самостоятельности в познании, процесс носит черты проблемного обучения. Если цель заключается в развитии индивидуальных личностных качеств школьника, то такой процесс является истинным развивающим, настоящим целостным процессом проблемного развивающего обучения.

    В своем генезисе процесс образования прошел несколько стадий. Начиная от модели догматического обучения, в дальнейшем объяснительно – иллюстративного, и заканчивая моделью проблемного развивающего типа. И при этом целостность обучения становилась все выше. Основной смысл целостности проблемного развивающего образовательного процесса в подчинении его функций и частей основной задаче: гармоничному развитию индивидуума, формированию целостного человека и воспитанию личности.

    Способы изменения учебного процесса направлены на поддержку инициативы ребенка, обучению навыкам сотрудничества, общения, расширения опыта, формирования самостоятельности ученика.

    fb.ru

    31. Учебные компьютерные модели

    Непрерывное и быстрое расширение областей исследования, в которых уда­ется эффективно использовать математические методы, составляет одну из харак­терных черт развития современной науки. Раздвигая традиционные рамки «точ­ных наук», этот процесс вовлекает сегодня в свою сферу биологию и социологию, языкознание и психологию, юриспруденцию и историю. Применение математиче­ских методов открывает во всех этих областях знаний пути для более глубокого проникновения в сущность и закономерности изучаемых явлений, более точного предсказания их развития в различных условиях, а значит, и более эффективного управления ими, практического их использования

    Модель Колмогорова, связанная с педагогикой

    Несмотря на потребность в применении математических методов в педаго­гике, специалисты в области математики отмечают, что применение математиче­ских методов в социальных и гуманитарных науках связано с большими трудно­стями, так как выделение однородного качества и его математическое изучение затруднены тем, что при этом приходится учитывать и такие субъективные факто­ры, как воля, цели, ценностные ориентировки и мотивации людей. Основная труд­ность в этом случае состоит в построении качественной теории процессов. Если не учитывать этого, возникает опасность бесплодного увлечения формулами и мате­матическим аппаратом, за которыми исследователи перестают видеть реальное содержание изучаемых процессов. Фактически речь идет об опасности узкого подхода к сложнейшим, много­факторным явлениям социального, а следовательно, и педагогического порядка. На необходимость применять методы точных наук с учетом специфики объектов такого применения указывают многие крупные учёные.

    Таким образом, можно утверждать, что применение математических мето­дов в педагогикеограничено спецификой гуманитарной сферы. Тем не менее Л. Н. Колмогоров не отрицает возможности применения математических методов в науках, изначально достаточно далеких от математики, в том числе и гумани­тарных.

    Одним из важных математических методов являетсяматематическое моделирование. Математические модели представляют собой многофункциональноедидактическое средство, способствующее решению разнообразных педагогиче­ских задач. Возможности этого средства остаются до сих пор недостаточно рас­крытыми. Несмотря на то, что такие модели являются формальным инструмента­рием познания, его использование способствует достижению не толькообразова­тельных, но и развивающих дидактических целей. Эго объясняетсятем, что моде­ли, неразрывно связанные с конкретным содержанием учебного предмета,помо­гаютего представить ярко, выпукло, соединив строгость научныхрассуждений с глубоким научным анализом структур изучаемых процессов и явленийлюбой ка­чественной природы. Рассмотрим пример применения математических моделейк процессу обучения в группе.

    Математическое образование в учебных заведениях связано, преждевсего, с обучением в группе. Необходимой предпосылкой эффективности групповогообу­чения является адекватный подбор последовательности (траектории) изученияэлементов знания из учебного пособия в соответствии с поставленными целями.

    Обучение в группе допускает различные стратегии. Одна изних, например, предполагает изучение всех элементов знания за исключением знанийусвоенных каждым учеником группы. При такой стратегии практически каждомуученику преходится затрачивать время на повторное изучение уже известных емуэлемен­тов знания.Другая стратегия группового обучения предполагает изучениенового материала,ориентируясь на «средний» уровень знаний учащихся группы. Вторая стратегияобучения в большей степени учитывает начальную подготовку учащих­ся, во требуетразработки ни диви дуальных траекторий выравнивания знаний каж­дого из учеников.

    ПримерПустьGUI,OU2,...,GUk- графы, представляющие модели знанийучеников Ul,U2,...,Uk; ОС -модель цели обучения;NZ- набор задач. Опишемалгоритм построения ориентированной на первую стратегию обучения моделизнаний труппыUgучащихся:

    1. окрасить вершины и дуги графаQ=GCв черный цвет;

    2. все вершины и ребра графаG, входящие в модель знаний каждого учени­ка Ug, окрасить в зеленыйцвет.

    Полученный таким образом цветной граф называется моделью знаний группы Ug, учащихся, ассоциированнойс цельюобучения GC.

    Второй алгоритм построения модели знаний группы ориентирован на вто­рую стратегию обучения. При такой стратегии материал, усвоенный большей ча­стью группы, изучается только учащимися плохо знакомыми с данным материа­лом:

    1. окрасить вершины и дуги графа G=GCв черный цвет;

    2. все вершины и ребра графа G, входящие в половину и более моделей зна­ний учениковGUi(i= 1,.., к), окрасить в синий цвет;

    3. все вершины и ребра графа G, входящие в каждую из моделей знаний учениковGUi, гдеi=I,к,окрасить в зеленый цвет.

    Получим цветной граф GUg, который называется ассоциированной с целью обученияGCмоделью знаний группыUg учащихся и обозначаетсяM3r(Ug).

    Ликвидация пробелов в знаниях учащихся производится по индивидуальной траектории выравнивания для каждого из учащихся.

    Программные средства для моделирования предметно-коммуникативных сред (предметной области)

    В настоящее время имеется большой набор компьютерных проектных сред, предназначенных для использования в учебном процессе. Одним из таких примеров IpSMRCflпакет «Живая геометрия». Он предназначен для построения и изучения основных геометрических объектов и их характеристик. Это электронный аналог готовальни, позволяющий создавать интерактивные чертежи, а также выполнять различные измерения. Программа позволяет организовать деятельность учащихся по построению моделей геометрических объектов и исследованию их свойств. По­добные пакеты могут использоваться на уроках: либо учениками - в качестве сред­ства решения задач, либо учителем — в качестве средства предоставления учебной задачи путем оформления определенного сценария, позволяющего организовать демонстрацию задачи и ее решения, вызов справочной информации и т. п.

    Пакет «Живая физика» — это компьютерная проектная среда, с помощьюко­торой можно организовать деятельность по моделированию объектов, процессов иявлений. Набор объектов, законы, формулы и т. п. уже заданы. Пользовательвы­бирает ит предоставляемого набора какой-либо объект, устанавливает егопара­метры, святи с другимиобъектами и внешние условия проведения эксперимента. Естьвозможность использования виртуальных измерительных инструментов ивыбора способа представления результатов: мультипликация, график, таблица,вектор. .пакет может быть востребован при изучении школьного курсафизики или в старших классах науроках математики или информатики прирассмотрении тем, связанных с компьютерным моделированием. Он призван помочьучащимся понять теорию, научиться решать задачи, самостоятельно организоватьи провести эксперименты.

    Специфика использования компьютерного моделировании в педагогических программных средствах

    Важную часть информационной среды школы составляет правильно подо­бранный набор программного обеспечения, в состав ко торого могу т входить:

    - программные средства общего назначения для работы со всеми видами информации;

    I источники информации в форме электронных энциклопедий и коллекций текстов, изображений, видео и т. д.;

    виртуальные лаборатории/конструкторы, позволяющие создавать нагляд­ные н символические имитационные модели математической, физической и био­логической реальности и проводить эксперименты о этими моделями;

    ■ интегрированные творческие среды, включающие в себя редакторы тек- рщрфики, музыки и набор программируемых объектов.

    Важнейшая задача современной школы - гармоническое развитие личности, которое основывается на прочных знаниях, овладении определенными навыками и умение применять их на практике.Мастерство учителя основано на умении стро­ить процесс обучения в соответствии сзакономерностями этою процесса, одним из которых является принцип наглядности.Использование наглядности в обуче­нии имеет как сторонников, так и противников. Это свидетельствует о нечетком понимании принципа наглядности, дополненногонедавно принципом моделиро­вания. Вторым фактором, определяющим качествообучения, являютсяспособно­сти учащихся. Чтобы расширить сферу чувственного познания и как-то воспринимать объ­екты, непосредственно чувственно не воспринимаемые, разрабатываются особые методы и средства. Эго разного рода приборы, усиливающие органы чувств (на* пример - телескоп X приборы для восприятия объектов прошлого (фотоаппарат) шт объекты, находящиеся в замкнутом пространстве и далеко (телевидение).

    Если говорить о программных средствах для построения компьютерных мо­делей, то все авторы рекомендуют использовать наиболее популярное средство компьютерного моделирования - электронные таблицы. СУБД не задумывалось как средство моделирования, но создание информационных моделей объектов с возможностью проводить при помощи таких моделей выборку информации, удов­летворяющей каким-либо условиям с целью дальнейшего анализа этого объекта, позволяет проводить моделирование с помощью баз данных,

    Алгоритмические языки программировании издавна используются для построения моделей. Если нет возможности использовать для построения моделей другие средства, то спомощью языков программирования можно строить модели из самых различных классовмоделей (физические и логические, геометрические и экологические и т. п.). У А. Г. Кушнеренко приводится пример построения моде­ли зрительного зала. Здеськомпьютерная модель зрительного зала - это программа на учебном алгоритмическомязыке, которая затем должна быть реализована на языке программирования. Для тогочтобы ученик в 9-м классе построил такую мо­дель (в ней множество встроенныхциклов) необходимо, чтобы он достаточно хо­рошоумел программировать. Но,к сожалению, процент девятиклассников, кото­рые слегкостью используют встроенныециклы, совсем невелик.

    studfiles.net

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *