Модульное обучение – это… Что такое Модульное обучение?
Эта статья — о процессе обучения. Об использовании термина «Модуль» в других смыслах см. Модуль.Модульное обучение — способ организации учебного процесса на основе блочно-модульного представления учебной информации.
Сущность модульного обучения состоит в том, что содержание обучения структурируется в автономные организационно-методические блоки — модули, содержание и объём которых могут варьировать в зависимости от дидактических целей, профильной и уровневой дифференциации обучающихся, желаний обучающихся по выбору индивидуальной траектории движения по учебному курсу. Модули могут быть обязательными и элективными.
Сочетание модулей должно обеспечивать необходимую степень гибкости и свободы в отборе и комплектации требуемого конкретного учебного материала для обучения {и самостоятельного изучения) определенной категории обучающихся и реализации специальных дидактических и профессиональных целей.
Необходимым элементом модульного обучения обычно выступает рейтинговая система оценки знаний, предполагающая балльную оценку успеваемости обучающихся по результатам изучения каждого модуля.
Модуль — целостный набор подлежащих освоению умений, знаний, отношений и опыта (компетенций), описанных в форме требований, которым должен соответствовать обучающийся по завершении модуля, и представляющий составную часть более общей функции. Модуль является значимым для сферы труда. Каждый модуль оценивается и обычно сертифицируется.
Сами модули формируются как структурная единица учебного плана по специальности; как организационно-методическая междисциплинарная структура, в виде набора разделов из разных дисциплин, объединяемых по тематическому признаку базой; или как организационно-методическая структурная единица в рамках учебной дисциплины.
Основными примерами УМК, построенными по такому принципу – современные учебники английского языка, такие как Opportunities.
Чем модульное обучение отличается от других систем обучения?
- Содержание обучения представляется в информационных блоках, усвоение которых осуществляется в соответствии с целью. Дидактическая цель формулируется для обучающегося и содержит в себе не только указание на объем изучаемого содержания, но и на уровень его усвоения. Кроме того, каждый ученик получает от учителя советы в письменной форме, как рациональнее действовать, где найти нужный учебный материал и т.д.
- Меняется форма общения учителя и ученика. Оно осуществляется через модули и плюс личное индивидуальное общение.
- Ученик работает максимум времени самостоятельно, учится самопланированию, самоорганизации, самоконтролю и самооценке. Это дает возможность ему осознать себя в деятельности, самому определять уровень усвоения знаний, видеть пробелы в своих знаниях и умениях.
- Наличие модулей с печатной основой позволяет учителю индивидуализировать работу с отдельными учениками.
dic.academic.ru
32.Модульная система обучения в вузе
32. Модульная система обучения в вузе
Во многих вузах сейчас применяется технология модульного обучения, повышающая эффективность процесса обучения и отвечающая всем требованиям процесса образования. Отличительные особенности модульного обучения определяются такими общеизвестными параметрами, как его цели и содержание, формы и методы, способы взаимосвязанной деятельности преподавателя и студента.
Модуль – это учебная базовая единица цельной и логически структурированной программы по определенной дисциплине. Она включает в себя логически и дидактически завершенные самостоятельные разделы лекционного и практического курсов, учебно-технологические карты, литературу, контрольные блоки и форму отчетности. В модуле выделены профессионально-прикладные укрупненные проблемы, цели с учетом специфики вуза и требований государственного стандарта.
Важно отметить, что при использовании технологии модульного обучения, в отличие от традиционного, изменяется роль преподавателя как элемента педагогической системы. В тоже время, предоставление определенной самостоятельности студенту в выборе целей, содержания, форм, методов и средств учебной деятельности не снижает его ответственности за процесс и результат обучения. Преподаватель и студент становятся полноправными участниками учебного процесса, заинтересованными в достижении необходимого конечного результата. Здесь имеет совместный выбор ими оптимального пути обучения для каждого конкретного студента. Преподаватель осуществляет обратную связь, которая позволяет увидеть уровень подготовленности студентов, соответствие избранных форм, средств и т.д. содержанию обучения, проследить за качеством и темпом усвоения учебных блоков, модулей или модульной программы в целом и на этой основе вовремя скорректировать процесс обучения. Преподаватель создает условия для самоуправления, поэтому он определяет оптимальную долю личного участия в процессе управления обучением.
Как видно, модульное обучение, в силу своих отличительных особенностей, позволяет выявить его высокую технологичность, которая позволяет решить многие проблемы преподавания дисциплин. А блочная структура модуля охватывают все основные этапы обучения, что делает его легко реализуемым, понятным и доступным в процессе обучения, как для преподавателя, так и для студентов.
studfiles.net
Технология модульного обучения в современном образовании
Основные положения модульного обучения
Технология модульного обучения начала развиваться в шестидесятых годах прошлого века и первоначально нашла свое применения в западных странах.
Сущность такого обучения состоит в следующем: учащий самостоятельно или руководствуясь наставлениями учителя работает с модулем и достигает целей, поставленных перед обучением, в процессе познавательной и учебной деятельности.
Модуль состоит из плана действий, направленного на достижение цели, информационного банка и методического руководства, помогающего достичь дидактических целей. В связи с этим модуль выступает в качестве средства модульного обучения. Необходимо отметить, что технология модульного обучения в школе ставит перед собой такие задачи:
– для учащегося темп работы должен быть комфортным, поэтому следует учитывать его возможности и способности;
– содержание обучения должно обладать гибкостью;
– виды и формы работы должны быть интегрированными;
– первостепенная задача — формирование у обучаемых умения заниматься самообразованием, которое позволит достичь в конечном итоге высоких результатов.
Проанализировав теорию и практику этого вида обучения, ученые пришли к выводу, что технология модульного обучения должна опираться на такие методологические принципы: личностный, системный и деятельностный подходы.
Модульное обучение и его принципы
Модуль — своеобразная программа обучения, индивидуализированная по своей сути, темпу учебной и познавательной деятельности, методам обучения, уровню самостоятельной деятельности учащихся. Поэтому технология модульного обучения дает возможность школьнику с известной долей самостоятельности изучать предложенную ему индивидуализированную программу.
Модульное обучение от других учебных систем отличают такие параметры, как содержание и цели, методы и формы, способы взаимного сотрудничества педагога и его воспитанников. Эти параметры позволяют определить принципы модульного обучения.
Основу модульного обучения составляют общедидактические принципы, которые тесно связаны с принципами, присущими только этому виду обучения. Руководящей идеей, основным правилом, регулирующим деятельность участников процесса образования, должны стать принципы модульного обучения. Рассмотрим их содержание и основную суть.
Методы, содержание и формы модульного обучения рассматривает принцип модульности. Согласно ему обучение строится по принципу объединения материала в узлы-модули, работа над которыми позволяет достичь дидактических целей, поставленных преподавателем. Учебный материал внутри модульных блоков разделен на отдельные учебные элементы.
Кроме того, технология модульного обучения предусматривает принцип динамичности, согласно которому открывается возможность дополнять, изменять и развивать учебный материал.
Принцип, при котором из содержания обучения выделяются обособленные элементы, позволяет в пределах каждого модуля рассматривать изучаемый материал в качестве единой целостной системы.
Благодаря принципу гибкости построение программы и модулей, содержание обучения и пути его усвоения приспосабливаются к индивидуальным потребностям учащихся.
В неразрывной связи с другими дидактическими принципами технология модульного обучения предусматривает принцип, подразумевающий действенность и оперативность знаний и систем знаний. Обучаясь, учащиеся приобретают знания и навыки в процессе самостоятельной работы над решением задач, при этом применяя знания на практике, проявляя находчивость и инициативу.
Согласно принципу осознанной перспективы управлять учебным процессом необходимо так, чтобы воспитанники смогли понять и осознать цели, поставленные перед обучением.
Принципом разносторонности методического консультирования предусматривается профессионализм педагога и высокая степень подготовленности учащегося к познавательной деятельности.
Равным образом технология модульного обучения в школе включает в себя и принцип паритетности. Он требует обеспечения тесной взаимосвязи и плодотворного сотрудничества учителя и его воспитанников в ходе образовательного процесса.
Принципы модульного обучения находятся в постоянном взаимодействии и, в то же время, они связаны с общедидактическими принципами.
fb.ru
Модульное обучение в системе образования Республики Казахстан
В Послании Президента Республики Казахстан – Лидера нации Н.А. Назарбаева народу Казахстана особо отмечено, что знания и профессиональные навыки – ключевые ориентиры современной системы образования, подготовки и переподготовки кадров: «Чтобы стать развитым конкурентоспособным государством, мы должны стать высокообразованной нацией.
В современном мире поголовной грамотности уже недостаточно. Наши граждане должны быть готовы к работе на самом передовом оборудовании и самом современном производстве» [1].Воплощение в жизнь всех ключевых моментов Послания в области образования и поэтапная реализация Государственной программы развития образования в Республике Казахстан на 2011-2020 г.г. по сути определяют формирование и содержательное наполнение национальных квалифицированных рамок уровней образования» [2].
На сегодня все уровни образования институционально обеспечены сетью соответствующих организаций, содержание и структура высшего образования приведены в соответствие с параметрами Болонского процесса. Функционирует трехуровневая система высшего и послевузовского образования: бакалавриат – уровень высшего образования; магистратура, докторантура – послевузовский уровень образования [3]. Выполнение параметров Болонского процесса включает комплексный подход к модернизации различных компонентов, главный из которых – качественный пересмотр образовательных программ, ориентированных на результаты обучения. В основе образовательной программы должен стать компетентностный подход, обеспечивающий личную и профессиональную социализацию в процессе обучения.
Модульное обучение, общие положения которого были сформулированы в конце 60-х гг. XX в. в США, возникло как альтернатива традиционному обучению, интегрируя в себе многие прогрессивные идеи, накопленные в педагогической теории и практике.
Традиционные формы обучения в системе технического и профессионального образования ориентированы на данные обучающихся при поступлении в учебное заведение, тогда как необходимо акцентировать обучение на результаты при выпуске, т. е. на результаты обучения, повышающие конкурентоспособность и трудоустройство выпускников на рынке труда.
На сегодняшний день модульное обучение является одним из наиболее целостных и системных подходов к процессу обучения, обеспечивающим высокоэффективную реализацию дидактического процесса.
Модульное обучение – это организация образовательного процесса, при котором учебная информация разделяется на модули (законченные и самостоятельные единицы, части информации). Модуль – блок информации, включающий в себя логически завершенную единицу учебного материала, целевую программу действий и методическое руководство, обеспечивающее достижение поставленных целей, содержание и объём которых могут варьировать в зависимости от дидактических целей, профильной и уровневой дифференциации обучающихся, желаний обучающихся по выбору индивидуальной траектории движения по учебному курсу. Понятие модуль содержит в себе «такой объем учебного материала, благодаря которому обеспечивается первичное приобретение некоторых теоретических и практических навыков для выполнения какой-либо конкретной работы».
Модульное обучение является наиболее стройной, понятной и результативной технологией обучения, которая гарантирует качество подготовки компетентных специалистов. Специалисты, обученные по программам, созданным по модульной технологии, владеют не только знаниями, но и навыками выбранной профессии и специальности: принятия решений, выполнения услуг и производственных работ.
Сочетание модулей должно обеспечивать необходимую степень гибкости и свободы в отборе и комплектации требуемого конкретного учебного материала для обучения (и самостоятельного изучения) определенной категории обучающихся и реализации специальных дидактических и профессиональных целей.
В соответствии с Государственной программой развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 гг., поставлены задачи улучшения взаимосвязи с рынком труда; повышение компетенций выпускников; обновления содержания, методологий и соответствующей среды обучения. Модульные программы, основанные на компетенциях, способствуют решению этих задач.
Компетентностный подход: Компетенция – совокупный уровень знаний, навыков и профессиональной подготовки (компетенций), полученных студентом в процессе обучения и для успешной деятельности в определенной области Модульно-компетентностный подход: Модульная образовательная программа – это совокупность модулей, направленных на овладение определенными компетенциями, необходимыми для присвоения квалификации.
Кредитно-модульная система: Кредитномодульная система – это модель организации учебного процесса, основывающаяся на единстве модульных технологий обучения и зачетных кредитов ESTS, как единиц измерения учебной нагрузки студента, необходимых для усвоения содержательных модулей. Кредитно-модульная система организации учебного процесса предусматривает: модульную структуру образовательной программы; использование зачетных единиц (кредитов) для оценки трудоемкости; использование балльно-рейтинговых систем оценки знаний; участие студента в формировании индивидуального учебного плана; увеличение доли самообучения в образовательном процессе; увеличение гибкости образовательных программ.
Целью введения кредитно-модульной системы является создание гибких образовательных структур как по содержанию, так и по организации обучения, «гарантирующих удовлетворение потребностей, имеющихся в данный момент и определяющих вектор нового интереса» [4].
Основная задача при кредитно-модульной системе обучения – подбор новых форм и методов обучения, позволяющих не просто дать необходимые знания, а включить студента в систему непрерывного профессионального образования и самообразования.
Каждый модуль образовательной программы ориентирован на достижение определённого результата обучения, то есть компетентности.
Все дисциплины, входящие в модуль, строятся по принципу содержательного единства.
Различают различные схемы построения модулей:
- горизонтальная схема;
- вертикальная схема;
- комбинированная схема.
В «горизонтальном» модуле все составляющие дисциплины вносят приблизительно равный и относительно независимый вклад в образовательный результат. Дисциплины изучаются параллельно.
В «вертикальный» модуль включают последовательно изучаемые дисциплины, нацеленные на достижение определённого образовательного результата, от фундаментальных и общих профессиональных до специальных узкоприкладных. Разработка и реализация модульных образовательных программ предполагает наличие постоянной обратной связи с требованиями работодателей к умениям и знаниям работников, что обеспечивает качество подготовки будущих специалистов. Модульная образовательная программа, основанная на компетенциях, находится в русле концепции обучения в течение всей жизни, поскольку имеет целью формирование высококвалифицированных специалистов, способных адаптироваться к изменяющейся ситуации в сфере труда, с одной стороны, и продолжать профессиональный рост и образование – с другой. Данный подход к обучению позволяет создать ощущение успешности у каждого обучающегося, что создает самой организацией учебного процесса, в рамках которого обучающийся может и должен сам управлять своим обучением, это приучает его брать ответственность за собственное обучение, а в дальнейшем – за собственный профессиональный рост и карьеру. Таким образом, потребитель будет удовлетворен образованием, он может совершенствовать его в течение жизни, реагируя на изменения на рынке труда.
Студент получает компетенции для:
- подготовки составления проектов хозяйственно-финансовой, производственной и коммерческой деятельности (бизнес-планов) предприятия в целях обеспечения роста объемов сбыта продукции и увеличения прибыли;
- выполнения расчетов по материальным, трудовым и финансовым затратам, необходимым для производства и реализации выпускаемой продукции, освоения новых видов продукции, прогрессивной техники и технологии;
- осуществления экономического анализа хозяйственной деятельности предприятия и его подразделений и выявления резервов производства, повышения рентабельности производства, конкурентоспособности выпускаемой продукции, производительности труда, снижения издержек на производстве и реализацию продукции, устранения потерь и непроизводительных расходов, а также выявления возможностей дополнительного выпуска продукции;
- определения экономической эффективности организации труда и производства, внедрения новой техники и технологии, рационализаторских предложений и изобретений;
- планирования и осуществления контроля за ходом выполнения плановых заданий по предприятию и его подразделениям, использования внутрихозяйственных резервов;
- проведения маркетинговых исследований и прогнозировании развития производства.
Процедура планирования модульных образовательных программ обучающихся выстроена в полном соответствии с требованиями кредитной технологии. Образовательные программы бакалавриата, магистратуры, докторантуры разработаны с учетом принципов модульной системы обучения. Все образовательные программы сегментируются на равнозначные сферы компетенций, которые и определяют формулировку названий соответствующих модулей. В состав модулей включается набор дисциплин, изучение которых приводит к формированию искомых компетенций.
Так для трех уровней образования модульная образовательная программа строится по принципу «от простого к сложному» с учетом различий компетенции [5].
Образовательный процесс, организуемый по технологии модульного обучения, обеспечивает реализацию личностно-ориентированного обучения. При этом каждому студенту, с учетом его способностей, склонностей, ценностной ориентаци
articlekz.com
Модульная система обучения – это… Что такое Модульная система обучения?
- Модульная система обучения
Педагогический терминологический словарь. — С.-Петербург: Российская национальная библиотека. 2006.
- Модзалевский, Лев Николаевич
- Модульное обучение
Смотреть что такое “Модульная система обучения” в других словарях:
ИНВАРИАНТНО-МОДУЛЬНАЯ СИСТЕМА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ — система обучения, основой которой является стадийная теория профессионального обучения. Сущность системы заключается в том, что учебно воспитательный процесс делится на две стадии: основную (стабильную) и специальную (динамичную). Система… … Профессиональное образование. Словарь
Классно-урочная система обучения — Классно урочная система обучения преобладающая в современном образовании и повсеместно распространенная организация процесса обучения, при которой для проведения учебных занятий учащиеся одного и того же возраста группируются в небольшие… … Википедия
ПЛАН КЕЛЛЕРА — ПЛАН КЕЛЛЕРА. Система индивидуализированного обучения, разработанная американским психологом и педагогом Ф. С. Келлером для высших учебных заведений (1968). В обобщенном виде была предложена в 1968 г. как общедидактическая система учебной работы… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
Школа № 24 (Симферополь) — Эта статья предлагается к удалению. Пояснение причин и соответствующее обсуждение вы можете найти на странице Википедия:К удалению/22 августа 2012. Пока процесс обсужден … Википедия
ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБУЧЕНИЕ — процесс и уч. предмет в системе проф. подготовки. Основу содержания предмета «П. о.» составляют гл. элементы производств. процесса (в условиях мастерских, цехов предприятий и т. п.), они взаимосвязаны не только между собой, но и с пед. принципами … Российская педагогическая энциклопедия
ЗАОЧНОЕ ОБУЧЕНИЕ — форма организации уч. процесса для лиц, сочетающих получение образования с проф. трудовой деятельностью; часть системы непрерывного образования. Предполагает самостоят. прохождение учащимися отд. разделов уч. курсов в соответствии со специально… … Российская педагогическая энциклопедия
Национальный исследовательский университет “Высшая школа экономики” — Высшая школа экономики (ВШЭ) учреждена 27 ноября 1992 года постановлением правительства России. Принцип Высшей школы экономики с первого дня ее существования сочетание строгой подготовки с обсуждением и решением животрепещущих проблем российской… … Энциклопедия ньюсмейкеров
JavaScript — Не следует путать с Java. JavaScript Класс языка: мультипарадигменный … Википедия
Образование в Донецке — Всего в Донецке 5 государственных университетов, 11 институтов, 3 академии (в том числе музыкальная), 14 техникумов, а также 5 частных университетов, 6 колледжей. Содержание 1 Университеты 2 Академии … Википедия
Список учебных заведений Донецка — Всего в Донецке 5 государственных университетов, 12 институтов, 5 академий (в том числе музыкальная), 14 техникумов, а также 5 частных университетов, 6 колледжей. Содержание 1 Университеты 2 Академии 3 … Википедия
pedagogical_dictionary.academic.ru
Становление модульной системы профессионального образования
В статье рассматривается история модульного обучения и этапы становления одного из самых перспективных технологий профессионального образования.
Поиск эффективных способов достижения профессиональной компетенции привел Международную организацию труда еще в начале 70-х годов к концепции модульного обучения в подготовке кадров. Поскольку модульное обучение состояло в обобщении опыта подготовки рабочих кадров в экономически развитых странах мира. Эта система быстро распространилась по всему миру и, по сути, стала международным стандартом профессионального обучения. Она обеспечивает мобильность трудовых ресурсов в условиях научно-технического прогресса и быстрое переобучение работников.
Модульная система разрабатывалась в рамках популярной тогда индивидуализированной системы обучения Ф. Келлера, поэтому включило в себя ряд позитивных моментов: формирование конечных и промежуточных целей обучения; распределение учебного материала на отдельные разделы; индивидуализированные темпы обучения; возможность перехода к изучению нового раздела, если полностью усвоен предыдущий материал; регулярный тестовый контроль знаний.
Становление модульного метода в обучении — попытка ликвидировать недостатки следующих существующих методов профессиональной подготовки, а именно направленность профессиональной подготовки на получение профессии в общем; отсутствие гибкости подготовки относительно требований отдельных производств и технологичных процессов; потребность в дифференцированном подходе к уровню имеющихся знаний и соответствие с предлагаемой программой; отсутствие учета индивидуальных особенностей обучающихся.
Главное в модульном обучении — возможность индивидуализации обучения. С точки зрения Дж. Рассела, наличие альтернативных (выборочных) модулей и свободный их выбор позволяет всем ученикам усвоить учебный материал, но в индивидуальном темпе. Важно, чтоб задания для учеников были настолько сложны, чтоб они работали с напряжением своих умственных способностей, но, вместе с тем, настолько сложными, чтоб не было навязчивого педагогического руководства. В потребности вольного выбора модуля из альтернативного набора скрывается одна из возможностей формирования готовности к выбору как черты личности, важной также и для формирования самостоятельности в образовании. В то же время при индивидуализированной системе обучения от учащегося требуется полное усвоение учебного материала с конкретным испытанием по каждому модулю.
Гибкость модульного обучения. Дж. Рассел представляет модуль, как единицу учебного материала, которая отвечает отдельной теме. Модули могут группироваться в разные комплекты. Один и тот же модуль может отвечать отдельным частям требований, которые касаются разных курсов. Добавляя «новые» и исключая «старые», можно, не изменяя структуру, составить любую учебную программу с высоким уровнем индивидуализации. Согласно этому, модуль можно рассматривать как единицу учебного материала, который соответствуют одной теме. Гибкость в таком понимании приведет к фрагментарности обучения.
В результате была сконструирована модульная система профессионального обучения, которая достаточна эффективна и обеспечивает оперативность реагирования на требования рынка труда, которые постоянно меняются, создавая конкурентоспособность кадров.
На сегодняшний день модульное обучение в разных вариантах широко используется многими учебными заведениями. За последние 20-25 лет его идеи получили широкое распространение в США, Англии и других странах. Например, в Мичиганском университете модульный метод является одним из направлений индивидуального обучения, который позволяет организовать самообучение с регулированием не только скорости обучения, но и содержания учебного материала.
На сегодняшнем этапе развития экономики, когда в большинстве стран происходит переход от индустриальной к информационной эре, которая характеризуется использованием программно-управляемого оборудования, других технических коммуникаций, ставятся высокие требования к подготовке специалистов. Основным показателем уровня квалификации современного специалиста является профессиональная компетентность, которая включает в себя содержательный и процессуальный компоненты, которые являются связующей цепочкой знаний, умений и навыков. В отличие от обобщенного «социального заказа общества» на подготовку специалиста, профессиональная компетентность выражает реальный уровень подготовки кадров, предлагает постоянное обновление знаний, владение новой информацией для успешного решения профессиональных задач в конкретных условиях. Конкретный специалист должен знать сущность проблемы, уметь решать ее практически, владеть гибкостью метода.
Для реализации обозначенных требований происходит беспрерывное совершенствование системы обучения. Наиболее распространенная в конце XX века предметная система обучения претерпела значительную модернизацию, направленную на интеграцию предметов в новое качество и переход к модульной системе обучения.
В основе модульной системы обучения лежат очень многие теории. Некоторые моменты теории обучения по Б.Ф. Скиннеру являются очень важными. Будучи позитивистом Б.Ф. Скиннер, выступает вообще против всяких теорий обучения и предлагает строить учебный процесс на основе опыта. Он утверждает, что теории ведут лишь к ненужной трате времени и заблуждениям. Когда факты в полном порядке, пишет он, теории имеют тенденцию исчезать. Скиннер считает, что психологическое исследование должно быть на уровне функционального описания непосредственно наблюдаемых фактов.
Однако анализ принципов, предложенных им для программирования процесса обучения, показывает, что в их основе лежит бихевиористическая теория. Как и для других бихевиористов, для Б.Ф.Скиннера характерна биологизация обучения человека. Основным методом его работы с животными был метод постепенного наведения их на заданную реакцию.
Одним из наиболее важных преимуществ модульного обучения является тесная взаимосвязь теоретических знаний и практических навыков и умений, т.к. каждый раз после получения определенного объема теоретической информации обучающийся сразу же закрепляет ее на практике. Причем будет выполнять необходимое действие до тех пор, пока оно не будет хорошо получаться. При этом появляется очень важная в процессе обучения связь теории с практикой. Это соответствует одному из трех законов бихевиоризма — закону упражняемости.
При проверке знаний обучающийся проходит модульные тесты. Если результаты неудовлетворительны, обучающийся может повторно изучать необходимый материал до тех пор, пока не будут достигнуты хорошие результаты обучения — закон эффекта.
Бихевиористский закон готовности предполагает индивидуализацию обучения. Это очень важно, т.к. каждый человек обладает разными умственными способностями.
Нельзя не обратить внимание на теорию поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина, поскольку данная теория является базой модульной технологии обучения. Эта теория рассматривает учение как систему определенных видов деятельности, выполнение которых приводит обучающегося к новым знаниям и умениям. «Условимся называть учением, — пишет П. Я. Гальперин, — всякую деятельность, поскольку в результате у ее исполнителя формируются новые знания и умения или прежние знания и умения приобретают новые качества». Каждый вид деятельности учения, в свою очередь, состоит из системы действий, объединенных единым мотивом и в совокупности обеспечивающих достижение цели деятельности, в состав которой они входят.
Анализ учения должен начинаться с выделения деятельности, которую необходимо выполнить обучаемым, чтобы решить поставленную перед ними задачу; затем необходимо идти к выделению слагающих ее действий, а затем — к структурному и функциональному анализу содержания каждого из них. Этот принцип лежит в основе модульной технологии обучения — весь учебный материал делится на модули, модули, в свою очередь, на модульные единицы, а модульные единицы разбиваются на модульные элементы. Так, получаем взаимосвязанную цепочку учебной информации.
Таким образом, центральным звеном этой теории является действие как единица деятельности учения, как единица любой человеческой деятельности. Разделение деятельности на действия послужило базой для создания модульной технологии обучения. На основе теории П. Я. Гальперина была определена важность разбиения всего учебного материала на определенные модули взаимосвязанной информации.
Рассмотрев теорию поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина и популярное в начале ХХ века течение бихевиоризма можно сделать вывод о том, что именно эти теории формировали основные этапы становления модульной системы обучения.
Одной из таких современных форм обучения является модульная система, которая сегодня становится все популярней в силу своей динамичности и высокой эффективности.
novainfo.ru
5.3 Достоинства модульной системы обучения
К достоинствам модульной системы обучения относят:
– четкую структуру курса, упорядоченность;
– возможность отслеживания связей между элементами;
– наглядность, осознание перспективы;
– индивидуальный подход к обучению слушателя;
– гибкость предоставления информации;
– развитие продуктивного мышления;
– многофункциональность;
– возможность самоконтроля обучения студентом и собственной деятельности преподавателем;
– активизацию познавательной деятельности;
– комплексность, ориентацию на перспективу продвижения;
– накопительный принцип оценивания работы студента;
– возможность самоконтроля и самооценки;
– формирование самостоятельности;
– тренировку в выборе, т.е. определенную свободу;
– ответственность за свой выбор;
– формирование субъектной позиции в учебной деятельности.
Преподаватели системы дополнительного профессионального образования отмечают, кроме вышеперечисленных, следующие достоинства:
– возможность адаптации содержания к потребностям слушателя;
– выбор содержания в соответствии с заявленной слушателем проблемой;
– учет интересов и проблем слушателей;
– расширение рынка сбыта образовательных услуг;
– формирование портфеля заказов;
– гибкий график усвоения нового содержания и новых методов;
– накопительный принцип в самооценке;
– избавление от потребительской позиции.
6. Заключение
Что же дает модульное обучение? Ввыводы базируются на наблюдении и результатах опытной работы, которая проводилась в 7, 8, 10-х классах Московской гимназии № 1504.
Проанализируем вначале значение модульного обучения для ученика. На этот вопрос дети отвечают: главное – это то, что каждый работает самостоятельно, предоставляется возможность получить консультацию у учителя, помощь у товарища, значительно глубже осознается учебное содержание, все время можно себя контролировать.
Все это и плюс результаты обучения позволили сделать следующие выводы. Действительно, при модульном обучении каждый ученик включается в активную и эффективную учебно-познавательную деятельность, работает с дифференцированной по содержанию и дозе помощи программой. Здесь идет индивидуализация контроля, самоконтроля, коррекции, консультирования, степени самостоятельности. Важно, что ученик имеет возможность в большей степени самореализовываться и это способствует мотивации учения. Данная система обучения гарантирует каждому ученику освоение стандарта образования и продвижения на более высокий уровень обучения. Большие возможности у системы и для развития таких качеств личности ученика как самостоятельность и коллективизм. Ни на одном занятии не было никаких нарушений дисциплины или каких-либо отвлечений учащихся на посторонние дела.
Принципиально меняется и положение учителя в учебном процессе. Прежде всего, изменяется его роль в этом процессе. Задача учителя обязательно мотивировать учащихся, осуществлять управление их учебно-познавательной деятельностью через модуль и непосредственно консультировать школьников. В результате изменения его деятельности на учебном занятии меняется характер И содержание его подготовки к ним: теперь он не готовится к тому как лучше провести объяснение нового, а готовится к тому как лучше управлять деятельностью школьников. Поскольку управление осуществляется в основном через модули, то задача учителя состоит в грамотном выделении интегративных дидактических целей модуля и структурировании учебного содержания под эти цели. Это уже принципиально новое содержание подготовки учителя к учебному занятию. Оно обязательно приводит к анализу учителем своего опыта, знаний, умений, поиску более совершенных технологий. Продумывание целей деятельности учащихся, определение программы их действий, предвидение возможных затруднений, четкое определение форм и методов учения требует от учителя хорошего знания своих учеников. Опыт показал, что учителя в процессе овладения технологией модульного обучения значительно выросли профессионально. Поэтому можно сделать вывод, что процесс овладения теорией и практикой модульного обучения – это путь профессионального самосовершенствования учителя, возможность для его самореализации.
studfiles.net