Моос это что – дистанционные онлайн-курсы — Образовательная программа «Журналистика» — Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Содержание

МООС (МООК) и их ценность

Наш сайт незаслуженно долго обходил вниманием такое явление в современном образовании как массовые открытые онлайн курсы. А они, между прочим, настолько быстро ворвались в нашу жизнь и стали такими популярными, что даже скептики поверили в начало революции в сфере дистанционного обучения. Поэтому, спеша исправить свой недочёт, мы начинаем публикацию серии статей, посвящённых МООК и всему, что с ними связано.

Что такое МООС?

МООС (англ. massive open online course) – массовый открытый онлайн курс (МООК). Это лишь недавно появившаяся, но уже завоевавшая признание по всему миру форма организации дистанционного обучения посредством Интернета. Сам термин появился в 2008 году, его авторство приписывают Д. Кормье и Б. Александеру.

Для пущего эффекта разберём аббревиатуру по составляющим её элементам. Это полезно не только для лучшего понимания явления, но и оценки его «революционности». Итак, «массовый». Это одна из особенностей МООК, поскольку на курс может записаться любое количество участников, другими словами, все заинтересовавшиеся. Никаких аудиторий, а, следовательно, и ограниченности мест. Суть характеристики «открытый» – в бесплатности всех материалов. Со временем появилось много МООК-платформ предлагающих платные курсы, в основном по программированию, но до уровня «бесплатных» лидеров отрасли им очень далеко. Ну а с «онлайн курсом» всё более-менее понятно. Это то же самое, что и университетский курс по какому-то предмету, но перенесённый в Интернет.

Зачем кому-то понадобилось это делать, да ещё и бесплатно? С распространением новейших коммуникационных технологий идея онлайн образования стала заботить умы всё большего количества людей (учёных, предпринимателей, студентов). МООК в этом отношении не стали пионерами области в прямом смысле. Ещё до их появления существовали многочисленные ресурсы, на которых размещались текстовые материалы лекций ведущих профессоров, а также аудио и видеофайлы. Причем не пиратские, как можно подумать. Многие свои учебные материалы Массачусетский технологический институт выложил в открытый доступ ещё до того, как появились первые МООК, в далёком 2001 году. А уже дальше, с развитием концепции, менялась и форма. Поэтому тот факт, что сегодня ведущие университеты мира тесно взаимодействуют с образовательными онлайн платформами, очень похож на формулу: «Если не можешь остановить это – возглавь это».

К тому же «бесплатность» лишь относительна. Нет-нет, для всех пользователей прохождение курса является полностью бесплатным. А вот за сертификат об окончании придётся уже заплатить. Правда, оно того стоит – в США многими учебными заведениями и работодателями они признаны официальными документами. В будущем мы, скорее всего, увидим это и в других странах. Зарабатывают собственники МООК-платформ и на продаже информации о лучших учениках, которых компании из соответствующих отраслей зачастую не прочь взять на работу. А для вузов и преподавателей это ещё и отличный способ прорекламировать себя и свои идеи. Поэтому здесь в выигрыше остаются все.

Но вернёмся к истокам развития МООК. Благотворительная инициатива МТИ была подхвачена другими университетами и в результате трансформировалась в идею массовых открытых онлайн курсов. Это в общих чертах была уже завершённая концепция – участники получали доступ не только к учебным материалам. Теперь у них была возможность бесплатно учиться почти как в университете: слушать лекции, сдавать промежуточные и итоговые тесты, общаться с однокурсниками и преподавателями на форумах, причём не только в «отложенном» варианте, но и в режиме реального времени, благодаря вебинарам и Google Hangouts. Но главное – это всё можно делать, не покидая дом, в любой точке планеты, где есть выход в Интернет. Стоит ли говорить о том, как была встречена подобная инициатива общественностью? Нет, достаточно будет сослаться на авторитетную «The New York Times», которая назвала 2012 «годом МООК».

Польза МООК

Резюмируя очевидное: с появлением МООК стало не важно, сколько у вас денег и где вы находитесь физически. Теперь любой человек, имеющий хоть немного свободного времени и компьютер с доступом в Интернет, может начать учиться у лучших преподавателей Гарварда, МТИ, Стэнфорда и других ведущих образовательных центров мира. К тому же, для этого далеко не всегда нужно знать английский – есть курсы на других языках, которые оснащены ещё и субтитрами, иногда – российскими. Правда, их не так много, как хотелось бы, но это, скорее всего, дело времени.

Но главной ценностью МООК, на наш взгляд, является даже не это. А то, что с их появлением возможность обучаться тому, что вам всегда нравилось и чему всегда хотелось научиться, стала реальностью. Не далёкой и отчасти доступной, а близкой и ощутимой. Достаточно регистрации и желания. Кроме того, это ещё и отличный способ преодолеть разницу в подходах к образованию, узнать о последних тенденциях в науке от ведущих преподавателей. Для развивающихся стран это однозначно шаг вперёд.

Также разнообразие курсов даёт возможность пополнить свои знания практически в любой области: от искусствоведения до введения в робототехнику, от античной истории до основ программирования на Ruby, от писательского мастерства до квантовой физики. Перечислять можно долго, но суть сводится к тому, что подходящий курс для себя может выбрать каждый. И неважно, просто ли вы интересуетесь темой или хотите получить дополнительную подготовку в области, в которой и так неплохо разбираетесь, – курсы делятся и по сложности.

Из позитивного стоит отметить и технологичность. Массовым открытым онлайн курсам всего несколько лет, но благодаря им уже начали широко применяться нетрадиционные учебники – так называемые образовательные графические романы. Более того, как уверены некоторые исследователи – МООК сами по себе можно считать новыми учебниками.

Надеемся, что к этому моменту статьи, вы окончательно убедились в необходимости если не пройти пару курсов на популярных ресурсах, то, по меньшей мере, узнать о них детальнее. Получить соответствующую информацию и список популярных МООК-платформ  можно в этой статье (СКОРО!).

Отзывы и комментарии

Может быть, завтра уже стало реальностью? И хотя пока только брезжит его рассвет, МООК – неплохой повод для оптимизма относительно наступления революции в традиционном подходе к обучению. А также способ, как для романтиков, так и для прагматиков, получить доступ к мировой сокровищнице знаний. Уже неплохо, правда?

4brain.ru

14 образовательных концепций, о которых должен знать каждый педагог

Итак, вы встречаете так много технических терминов, что вам становится сложно провести точные границы между ними? Мы разделяем ваше замешательство и считаем необходимым предложить перечень основных и наиболее популярных образовательных концепций, связанных с информационными технологиями. Приведенный ниже список – это простая попытка помочь вам составить более полную картину того, что представляют собой эти понятия, проводя между ними достаточно четкую границу.

 

1. Адаптивное обучение

Это образовательный метод, при котором используется в качестве интерактивного обучающего устройства компьютер. Компьютер приспосабливает представление учебного материала под нужды студента, чаще всего это происходит в форме ответов на вопросы и задания. Смысл такого обучения состоит в том, чтобы при помощи компьютера объединить интерактивные возможности студента и наставничество преподавателя, с которым может общаться студент. Технология включает аспекты, полученные из разных областей знаний, включая информационные технологии, педагогику и психологию.

Смотрите все публикации об адаптивном обучении

 

2. Виртуальный класс

Виртуальный класс – это онлайн обучающая среда. Среда может базироваться в Интернете с доступом к ней через портал или создаваться программным обеспечением, для чего потребуется загрузить установочные файлы. Подобно тому, как в настоящей классной комнате, студент в виртуальном классе участвует в синхронном обсуждении, что означает, что преподаватель и студенты заходят в виртуальную учебную среду одновременно.

 

3. МООС

МООС – это аббревиатура, означающая «массовые открытые онлайн курсы». Она отсылает нас к интернет-классам, созданным для большого числа участников. Обычно слушатели МООС просматривают видео-лекции – как правило, нарезанные на 10-15-минутные ролики – и участвуют в онлайн обсуждении на форуме вместе с преподавателями и другими слушателями. Некоторые МООС требуют от студентов прохождения проверочных заданий и тестов, предполагающих выбор ответа из предложенных, а некоторые - выполнения заданий, оцениваемых несколькими людьми, в которую входят и сами слушатели. Некоторые МООС используют оба варианта проверки знаний.

Смотрите все публикации о MOOC'ах

 

4. Синхронное и асинхронное обучение

Синхронные онлайн классы предполагают одновременное участие в них студентов и преподавателей. Лекции, обсуждения и презентации случаются в определенное время. Все студенты, желающие принять в них участие, должны быть онлайн в это определенное время. Асинхронные классы проводятся по другому принципу. Преподаватели выкладывают материал, лекции, тесты и задания, доступ к которым может быть осуществлен в любое удобное время. Студентам может даваться временной интервал – обычно это неделя – в течение которого они должны выйти для обучения в Интернет один или два раза, но студенты свободны в выборе этого времени.

 

5. Смешанное обучение

Смешанное обучение означает совмещение реального обучения «лицом к лицу» с преподавателем в классе и интерактивных возможностей. В прошлом цифровые материалы играли дополнительную роль и помогали реальному преподавателю. Например, смешанное с традиционным образование означает, что класс собирается «лицом к лицу» в один раз в неделю вместо трех. Вся деятельность по изучения материала, которая раньше происходила в классе, может быть перенесена в Интернет.

Смотрите все публикации о смешанном обучении

 

6. «Перевернутый» класс (перевёрнутое обучение)

«Перевернутый» класс – это обратный метод обучения, когда чтение лекций и изучение предмета происходит онлайн, а домашнее задание выполняется в реальном классе.

Смотрите все публикации о перевёрнутом обучении

 

7. Самостоятельно направляемое обучение

Самостоятельно направляемое обучение – это процесс получения знаний, при котором студент сам принимает решение, без посторонней помощи или с таковой, о своих образовательных потребностях, формулирует цели, которых хочет достичь, определяет человеческие и материальные источники знаний, выбирает и осуществляет образовательную стратегию и оценивает полученные знания.

 

8. Система управления учебным процессом

Система управления учебным процессом (LMS) – это программный продукт или сайт, используемый для планирования, осуществления и оценки конкретного учебного процесса. Обычно система управления учебным процессом дает преподавателю возможность создавать и представлять студентам учебные материалы, следить за участием студентов в учебном процессе и оценивать это участие. Система управления учебным процессом также дает возможность студентам участвовать в интерактивных процессах, например, в обсуждении в тредах, в видео-конференциях и в дискуссионных форумах.

 

9. «Облачное» обучение

В сущности, облако – это оригинальная придумка, позволяющая группе компьютеров, объединенных в сеть – обычно через интернет, работать как один. Затем, облако – это модель, позволяющая масштабировать источники согласно потребностям. Чем больше пользователей используют систему, тем большее количество источников будет привлечено.

Облачное образование использует изобретение бессрочной, универсально доступной, расширяемой компьютерной сети и применяет его для электронного образования – от онлайн классов аккредитованных университетов до маленьких обучающих модулей, используемых в частных компаниях.

 

10. Мобильное обучение

Мобильное обучение – это возможность получать обучающие материалы на персональные устройства – КПК, смартфоны и мобильные телефоны. Специальные программы для мобильных устройств со ссылками на образовательные сайты делают доступным любой образовательный материал.

Смотрите все публикации о мобильном обучени

 

11. Система управления курсом (CMS)

Система управления курсом – это набор инструментов, позволяющий преподавателю создавать обучающие материалы и выкладывать их в Интернет без использования HTML или другого языка программирования.

 

12. eLearning

Е-обучение, или цифровое обучение означает широкий спектр приложений и процессов, призванных доставить учебный материал студентам. Обычно это обозначает Интернет, но может использоваться и CD-ROM или видео-конференции через спутник. Определение электронного обучения шире, чем онлайн обучение, обучение через Интернет или компьютерное обучение.

Смотрите все публикации о eLearning

 

13. Технология 1:1

Обеспечение каждого студента ноутбуком или планшетом, чтобы сделать обучение индивидуальным, повысить независимость и увеличить количество академических часов за стенами класса.

 

14. Игрофикация (геймификация)

Игрофикация использует вовлечение в игру там, где обычно для игры нет места. Многие эксперты назвали игрофикацию одним из самых важных трендов в индустрии информационных технологий. Игрофикация может применяться в любой отрасли и в любом месте для того, чтобы вовлечь людей и развлечь их, превращая пользователей в игроков.

Смотрите все публикации о геймификации образования

 

Источник: http://www.educatorstechnology.com/2013/03/14-technology-concepts-every-teacher.html

 

А вы с чем сталкивались в своей практике или в обучении? Как вы относитесь к такого рода новшествам?

Please enable JavaScript to view the comments powered by Disqus.

www.ed-today.ru

Что такое МООК (MOOC)

МООС (англ. massive open online course) — это массовый открытый онлайн курс (по-русски и сокращенно: МООК). Сейчас аббревиатуру активно применяют к целому ряду направлений — практически ко всему, к чему применима данная комбинация слов.

  • «Массовый» — нет лимитов на количество студентов.
  • «Открытый» — все материалы доступны на бесплатной основе. Изначально так и задумывалось, но со временем на платформах МООС появилась масса платных курсов.
  • «Онлайн» — обучение локализировано в Интернете.

Главное отличие МООК от дистанционного обучения (помимо платы) — ограниченность во времени. Большинство МООК используют строгую систему дедлайнов, а также централизованного двигателя в лице инструктора.

Термин «massive open online course» появился в 2008 году. Но, саму концепцию разработали за несколько лет до этого. Массачусетский технологический университет, например, начал выкладывать в открытый доступ лекционные материалы еще в 2001 году.

Как проходит обучение

В настоящий момент сегмент МООК представлен двумя формами.

  1. Первый вариант — это специальные платформы, которые снабжают учебный процесс рядом дополнительных инструментов. Например, stepik.org или universarium.org.
  2. Второй вариант предусматривает почтовую рассылку учебных материалов. Например, vk.com/schoolsmm. Рассылку осуществляет менеджер или специальный бот (в этом случае курсы называют «механическими»).

Особенности открытых курсов

  • Большинство курсов выстроено по неделям. В начале каждой недели студент получает материалы (в основном, видеолекции), и соответствующие им тестовые задания. Чтобы получить доступ к обучающим материалам следующей недели, необходимо сдать тесты к материалам текущей недели.
  • Кроме тестирования используются практические занятия и мини-проекты. Популярным остается пиринговое оценивание, когда студенту необходимо оценить 2-3 работы других участников программы.
  • У каждого курса есть форум, где можно пообщаться с участниками учебного процесса, обменяться обучающими материалами.
  • После успешной сдачи всех тестов и итоговой аттестации студент получает сертификат. Материалы курса остаются в открытом доступе в виде архива.

Стоимость обучения

Изначально МООС задумывались как бесплатные курсы по программам от университетов. Со временем появились коммерческие платформы, где представлены только платные курсы — по сути, это не открытые и не массовые курсы, а просто коммерческие услуги. Например, epixx.ru и htmlacademy.ru. Отдельную нишу занимают платформы, где представлены и платные, и бесплатные МООК. Например, netology.ru.

Платформы, которые организуют бесплатные курсы, иногда берут плату за выдачу сертификата. Существует практика, когда студенту предлагают бесплатный вводный курс по какой-то тематике, а вот последующее углубление в тему происходит на платной основе.

Пару слов про внутреннюю кухню. Платформы берут плату с коммерческих организаций, которые хотят выложить свой авторский курс на платформе. Еще одна функция — платные услуги для работодателей по отбору лучших студентов. В этом случае платформы выступают в роли рекрутеров.

Отношение к МООК

Издание The New York Times назвало 2012 год «годом МООС». С того времени отношение к массовым курсам поменялось в худшую сторону. Основная претензия — плохая организация учебного процесса и слабые результаты учеников — по статистике только 15% группы заканчивает обучение. Есть нарекания и на учебную программу, когда на выходе разница между студентами обычных ВУЗов и «онлайн-самоучками» колоссальная. Еще одна проблема — предвзятое отношение к сертификатам МООК со стороны работодателей.

Что касается России, то в ближайшее десятилетие МООК вряд ли заменит традиционное обучение в ВУЗах. Но в как дополнительное обучение, повышение квалификации и расширение кругозора МООК очень хороши. Плюсом является и то, что большинство университетов готовы засчитывать свои массовые курсы в качестве отдельных университетских программ.

Автор: Инна Колдун

Также читайте

Что такое mini-MBA

Что выбрать: МВА, магистратуру или второе высшее?

Что такое hard и soft skills

enjoy-job.ru

МООС - это... Что такое МООС?

  • Моос — Моос, Карл Фридрих Христиан немецкий минералог и геолог. Моос, Людвиг фон швейцарский политик, президент. Шкала Мооса шкала для определения относительной твёрдости методом царапания. Моос, Николай Николаевич русский художник, иллюстратор (г.… …   Википедия

  • МООС РК — МООС МООС РК Министерство охраны окружающей среды Республики Казахстан гос., Казахстан МООС Источник: http://www.minplan.kz/mime/files/70/plan goverment.htm …   Словарь сокращений и аббревиатур

  • МООС и ВР — Министерство охраны окружающей среды и водных ресурсов Республики Казахстан упразднено 06.08.2014, но сокращение встречается во многих государственных документах и постановлениях за прошлые годы гос., Казахстан, экол …   Словарь сокращений и аббревиатур

  • Моос — М оос, а: шкал а М ооса …   Русский орфографический словарь

  • Моос, Людвиг фон — Людвиг фон Моос нем. Ludwig von Moos …   Википедия

  • Моос, Фридрих — Карл Фридрих Христиан Моос Карл Фридрих Христиан Моос (Мос) (нем. Carl Friedrich Christian Mohs, 29 января 1773, Гернроде / Германия 29 сентября 1839, Агордо / Италия) немецкий минералог и геолог. Учился в Галле и Фрейберге, ездил на учёбу во… …   Википедия

  • Моос Карл Фридрих Христиан — Карл Фридрих Христиан Моос Карл Фридрих Христиан Моос (Мос) (нем. Carl Friedrich Christian Mohs, 29 января 1773, Гернроде / Германия 29 сентября 1839, Агордо / Италия) немецкий минералог и геолог. Учился в Галле и Фрейберге, ездил на учёбу во… …   Википедия

  • Моос Фридрих — Карл Фридрих Христиан Моос Карл Фридрих Христиан Моос (Мос) (нем. Carl Friedrich Christian Mohs, 29 января 1773, Гернроде / Германия 29 сентября 1839, Агордо / Италия) немецкий минералог и геолог. Учился в Галле и Фрейберге, ездил на учёбу во… …   Википедия

  • Моос, Карл Фридрих Христиан — Карл Фридрих Христиан Моос Карл Фридрих Христиан Моос (Мос) (нем. Carl Friedrich Christian Mohs, 29 январ …   Википедия

  • Моос Соломон — (Moos, 1831 1891) специалист по ушным болезням, был с 1866 г. профессором в Гейдельберге. Заслуги его касаются патологической гистологии лабиринта; он доказал, что при различных инфекционных болезнях микроорганизмы вселяются в лабиринт и… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • sokrasheniya.academic.ru

    Список популярных МООК-платформ | Блог 4brain

    С момента своего появления МООК снискали множество положительных отзывов и собрали многомиллионную армию поклонников дистанционного обучения со всего мира. По данным Курсеры, одной из самых популярных МООК-платформ, Россия входит в десятку стран, интерес жителей которых к онлайн образованию наивысший. На данном основании мы осмелимся предположить, что приведённый ниже список ресурсов, где можно пройти курсы по многочисленным предметам, пригодится каждому человеку, стремящемуся к саморазвитию.

    Лидеры

    Coursera

    Coursera по праву можно считать «лицом» МООК-движения. Это организация основана в 2012 г. профессорами компьютерных наук Стэнфордского университета. В данном отношении Курсера не стала первопроходцем, но благодаря правильно выбранной стратегии и коммерческому профилю, сегодня именно она является безусловным лидером в онлайн образовании. На октябрь 2014 г. на сайте было свыше 10 млн. зарегистрированных участников и более 860 бесплатных курсов. География также впечатляет – с ресурсом работают 115 учебных заведений. Имеются официальные приложения для iOS и Android.

    Курсы: физика, инженерия, медицина, гуманитарные науки, математика, бизнес, информатика и многие другие.

    Язык: английский (основной), практически ко всем курсам есть субтитры, иногда – на русском.

    MIT Open CourseWare

    Онлайн курсы от Массачусетского технологического института следовало поставить на первое место, если бы не огромная популярность Курсеры. Именно МТИ ещё в начале нового тысячелетия первым сделал онлайн базу обучающих материалов по своим предметам. Они и сегодня остаются одними из лучших в сфере прикладных и технических наук, хотя и не являются МООК в традиционном смысле (насколько это применимо к такому молодому явлению).

    Курсы: технические и прикладные науки, программирование, химия, биология и другие.

    Язык: английский. Больше 50 курсов переведены на другие языки, но русского в перечне нет.

    EdX

    Вездесущий МТИ поучаствовал и в создании полноценной МООК-платформы. В результате совместной с Гарвардом работы в мае 2012 г. был создан бесплатный EdX. Его основное отличие от Coursera – в некоммерческой направленности и открытом исходном коде, на котором работает ПО проекта. За 2 года своего существования на ресурсе зарегистрировалось свыше 3 млн. человек. Количество представленных курсов – более 300.

    Курсы: архитектура, искусство, бизнес, менеджмент, дизайн, экономика и много других.

    Язык: английский.

    Khan Academy

    Академия Хана также достаточно известный проект, который в своё время стал одним из первых, подошедших к вопросам образования с точки зрения интерактивности и геймификации. В числе организаций, жертвующих деньги на развитие проекта – Google и фонд Гейтса. На сегодняшний день на сайте собрано более 3600 минилекций на более чем 20 языках. Особенность – много уроков и целых программ по школьным предметам, а также готовые методики, по которым родители могут заниматься с маленькими детьми.

    Курсы: астрономия, история, химия, программирование, финансы, экономика и многие другие.

    Язык: английский, часть уроков на русском.

    Udacity

    Udacity не настолько популярен, как предыдущие площадки, но свою историю начал раньше. В то время как Coursera и EdX только создавались, на нём уже было более 10 курсов по программированию. Сегодня их около 40, а платформа так и осталась верной своей тематике.

    Курсы: компьютерные науки, основы программирования и веб-дизайна.

    Язык: английский.

    UMass Boston Open Courseware

    Онлайн курсы Бостонского университета не так известны, как все предыдущие, но заслужили место в нашем списке в силу того, что предлагают пройти серию занятий по предметам, которые мало представлены на других ресурсах.

    Курсы: психология, политология, творческое мышление, писательское мастерство и другие.

    Язык: английский.

    Codecademy

    Codecademy – пожалуй, самый популярный сайт обучающий программированию. Это не МООК-платформа, поскольку привычных видеолекций здесь нет. Всё проще – серия минизаданий, которые на практике показывают, а заодно и учат, что и как работает.

    Курсы: создание сайтов, HTML5, CSS3, Python, Ruby, JQuery и другие.

    Язык: английский.

    Другие ресурсы

    Academic Earth – видеолекции и курсы по многим предметам, прочитанные в Беркли, Гарварде Принстоне, Йеле.

    Udemy предлагает возможность не только учиться, но и учить, зарабатывая на этом деньги. Благодаря данному факту, на сайте собрано больше 20 тыс. курсов и зарегистрировано 4 млн. пользователей. Курсы как платные, так и бесплатные, в том числе и на русском языке.

    OpenLearning – первые австралийские МООК, распространённые в регионе. Работают по тому же принципу, что и предыдущие – можно как начать учиться на бесплатном или платном курсе, так и самому выступить в роли преподавателя.

    FutureLearn – британский МООК проект, объединяющий почти 30 британских и 10 зарубежных вузов. Предлагает много курсов из разных областей знаний.

    OpenLearn – привлекает внимание не только разнообразием курсов, а и возможностью скачивать их материалы себе и использовать на любом гаджете.

    TED. Хоть одно выступление из конференций, которые организовывает некоммерческая компания «TED», вы должны были видеть. Это не МООК, но познавательность и интересность данного ресурса не позволяет обойти его стороной.

    Интуит – качественный, а, главное, полностью русскоязычный ресурс. Больше 500 различных курсов, в том числе с видео и возможностью получить сертификат об окончании.

    UNESCO Institute for Information Technologies in Education предлагает ряд бесплатных русскоязычных курсов на тему использования информационных технологий в образовательном процессе.

    Лекториум – бесплатный онлайн каталог с видеозаписями лекций преподавателей российских вузов. С недавнего времени есть и свои курсы.

    Универсариум – межвузовская площадка электронного образования. Уже сейчас на сайте собрано несколько интересных курсов и зарегистрировано более 200 тыс. пользователей.

    Prometheus – первые украинские МООК. Проект запущен совсем недавно и пока предлагает только 4 курса. Но их количество, как обещают основатели, будет увеличиваться.

    HTML Academy – российский проект, предлагающий интерактивные курсы по HTML и CSS. Доступно как бесплатное обучение, так и платный интенсив.

    Hexlet позиционируется как свободный онлайн университет. Тематика – программирование и смежные дисциплины.

    Полезные ссылки

    SkilledUp – сервис, позволяющий искать необходимый курс по всем ресурсам Интернета. На момент написания статьи только бесплатных курсов в базе было больше 56 тыс.

    MOOC List – ещё один поисковик по онлайн курсам. На сайте удобная навигация, благодаря которой можно отсортировать результаты не только по тематике, но и по языку.

    Get Study Room – сервис, позволяющий объединяться с другими пользователями в небольшие классы. После регистрации вы можете указать ссылку на исходный курс и получить интерактивный кабинет. В нём каждый из приглашённых получит свой рабочий стол и доступ к чату и доске.

    iTunes U – большой каталог бесплатных онлайн курсов и других учебных материалов для владельцев техники Apple, которые можно проходить прямо со своего телефона или планшета.

    Отзывы и комментарии

    Дополнить приведённый список и просто поделиться своими мыслями можно в комментариях.

    4brain.ru

    дистанционные онлайн-курсы — Образовательная программа «Менеджмент» — Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

     

    MOOCs (Massive Open Online Courses)— образовательная технология, позволяющая предоставлять обучение всем желающим, до нескольких десятков тысяч человек одновременно и абсолютно бесплатно. Сегодня свои MOOCs предлагают передовые мировые университеты и образовательные организации, преподавателями массовых курсов являются лучшие в своей области специалисты и исследователи, а аудитория ведущих образовательных платформ исчисляется миллионами пользователей. В 2013 году Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» начал свое сотрудничество с международной образовательной платформой Coursera.org. К данному моменту Coursera является наиболее популярным, посещаемым и авторитетным проектом в сфере открытого образования, сотрудничает с лидирующими вузами и обладает общей аудиторией в 7,1 миллионов человек, среди которых более 300 000 русскоговорящих пользователей. В первом полугодии 2014 года Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» разработал и успешно запустил 11 массовых открытых онлайн-курсов.  Университет предлагает несколько базовых экономических курсов, а также курсы по прикладной математике, психологии и межкультурным коммуникациям. Все курсы записаны и представлены ведущими преподавателями и сотрудниками университета. На 11 предложенных массовых курсов в общей сложности было записано более 250 000 человек из 190 различных стран, таких как Россия, Индия, Китай, Великобритания, США, Бразилия, Германия, Казахстан, Украина и др. Во втором полугодии 2014 года НИУ ВШЭ планирует представить еще 10 курсов.


    За процесс создания и проведения MOOCs на платформе Coursera отвечает Центр развития образовательной среды при Департаменте основных образовательных программ.  Центр организует работу с преподавателями, ассистентами по вопросам создания MOOCs для проекта Coursera, взаимодействует с иностранными организациями и партнерами по проектам Центра развития образовательной среды, курирует съемочный процесс, а также консультирует ассистентов и преподавателей, которые разрабатывают свои MOOCs.

     

     

     

    www.hse.ru

    Отдел электронных технологий в образовании

    https://www.coursera.org

    Проект Coursera, предлагающий «самые лучшие в мире курсы, онлайн, бесплатно», – первая «ласточка» среди платформ открытых электронных образовательных ресурсов – она была открыта в августе 2012 г. по инициативе профессоров Стэнфордского университета Эндрю Ын (Andrew Ng) и Дафны Коллер (Daphne Koller).

    Девиз проекта: «Coursera стремится поддержать людей в получении образования с тем, чтобы улучшить их личное и семейное благосостояние, а также – благосостояние общества, в котором они живут».

    На начало апреля 2015 г. на платформе было представлено 1005 курсов от 117 университетов и организаций – партнёров проекта, число обучающихся и уже завершивших обучение составляло около 12,3 млн. человек. Для сравнения: в апреле 2014 г. число курсов составляло 642, число университетов – 108, пользователей – около 7, 5 млн. – то есть за год больше всего выросло количество обучаемых (боле, чем на 60%), число курсов возросло на 56%, число университетов-партнёров – примерно на 8%. (Такой медленный рост числа партнёров, очевидно, говорит о большой избирательности Coursera в установлении партнёрских отношений.)

    Советуем прочитать:

    «Опыт получения Data Science specialization на Coursera за 6 месяцев»

    https://www.EdX.org

    Проект EdX – один из «китов» открытого электронного обучения.

    Основателями проекта, запущенного в 2012 г., явились 3 ведущих университета:

    • Массачусетский технологический институт
    • Гарвардский университет
    • Университет Беркли, Калифорния

    Девиз проекта: «Учись, развлекайся, развивай в себе тягу к познанию и к приобретению навыков, которые могут изменить твою жизнь».

    На начало апреля 2015 г. на платформе EdX доступен 471 курс по самой разной тематике.

    Новые курсы

    https://openedu.ru/course/

    «Открытое образование» — современная образовательная платформа, предлагающая онлайн-курсы по базовым дисциплинам, изучаемым в российских университетах. Платформа создана Ассоциацией «Национальная платформа открытого образования», учрежденной ведущими университетами — МГУ, СПбПУ, СПбГУ, НИТУ «МИСиС», НИУ «ВШЭ», МФТИ, УрФУ и ИТМО.

    Все курсы, размещенные на Платформе, доступны бесплатно и без формальных требований к базовому уровню образования. Для желающих зачесть пройденный онлайн-курс при освоении образовательной программы бакалавриата или специалитета в вузе предусмотрена уникальная для России возможность получения подтвержденных сертификатов. Получение сертификата возможно при условии прохождения контрольных мероприятий онлайн-курса с идентификацией личности обучающегося и контролем условий их прохождения.

    В сравнении с курсами других платформ онлайн-обучения, курсы национальной платформы имеют определенные особенности:

    • все курсы разрабатываются в соответствии с требованиями федеральных государственных стандартов;
    • все курсы соответствуют требованиям к результатам обучения образовательных программ, реализуемых в вузах;
    • особое внимание уделяется эффективности и качеству онлайн-курсов, а также процедурам оценки результатов обучения.

    Принципы, положенные в основу высокого качества онлайн-курсов:

    • Лучшие профильные курсы лучших профессоров. Каждый из вузов представляет курсы по своему самому сильному профилю. Это лучшие курсы самых продвинутых преподавателей вуза.
    • Стандарты качества. Качество учебного материала гарантируется внутренней экспертизой. Все курсы соответствуют требованиям, совместно разработанным участниками проекта.
    • Организация оценочных процедур. Оценочные средства проходят экспертизу со стороны учебно-методических объединений, идентификация пользователей обеспечивается процедурой прокторинга или биометрическими технологиями.

    Советуем прочитать:

    «В конце сентября в России открывается национальная образовательная онлайн-платформа»

    https://www.udacity.com

    Udacity — частная образовательная организация, основанная в 2012 г. Себастьяном Труном (Sebastian Thrun), Дэвидом Ставенсом (David Stavens) и Майклом Сокольски (Mike Sokolsky) в результате расширения программы по информатике В том же, 2012 году Себастьян Трун был отмечен газетой The Guardian как человек, внёсший существенный вклад в развитие открытого Интернета.

    Цель проекта, по словам его основателей, – демократизация образования.

    Все электронные курсы на платформе Udacity бесплатны и доступны через Интернет всем желающим.
    Вначале пользователям предлагалось всего 6 курсов. По состоянию на начало апреля 2015 года общее число курсов на Udacity составляет 76, а количество обучаемых (и уже завершивших обучение) — десятки тысяч человек.

    Курсы поделены на 3 уровня: «Beginner» (начальный уровень), «Intermediate» (промежуточный уровень), «Advanced» (продвинутый уровень). Курсы, в основном, на английском языке.

    http://oyc.yale.edu/courses

    Открытые курсы Йельского университета

    750+ Free Online Courses from the Best Colleges

    AcademicEarth — платформа открытого образования, предлагающая открытые курсы (MOOC) и отдельные учебные видеоресурсы самой широкой тематики.

    https://www.futurelearn.com

    Future Learn — частная компания, принадлежащая The Open University — университету с более чем 40-летним опытом дистанционного обучения. Компания создана в 2013 г. В настоящее время (сентябрь 2015 г.) партнёрами компании являются более 70 ведущих вузов, компаний и организаций, в том числе Британский музей, компании BBC, Marks & Spencer, правительство Великобритании. Количество обученных на курсах за годы существования платформы превысило 2 млн. человек.

    http://universarium.org

    «Универсариум» — открытая система электронного образования, предлагающая всем желающим бесплатные образовательные программы от лучших университетов России: МИФИ, МФТИ, МГУ. Всего (на начало апреля 2015 г.) запущено 63 курса по 22 категориям; число зарегистрированных пользователей Портала, превышает 367 тыс. человек.

    Как заявляют создатели проекта,

    • Миссия проекта — предоставить возможность получения качественного образования от лучших российских преподавателей и ведущих университетов для миллионов российских граждан.
    • «Универсариум» отбирает самых известных и интересных преподавателей. Вам точно не будет скучно!
    • «Универсариум» предлагает индивидуальные программы обучения из разных областей: химия, история, электроника, философия, маркетинг и многое другое. Можно проходить курсы по очереди или сразу несколько.
    • Электронные курсы на «Универсариуме» имеют удобную структуру.
    • Главное в обучении — это система – поэтому каждый курс разбит на модули: сначала предлагаются видеолекции, потом самостоятельная работа, домашнее задание дополнительная литература и тесты.
    • Ваша главная награда — знания! Не пугайтесь тестов и проверочных работ. В «Универсариуме» никого ни за что не отчисляют!

    http://uniweb.ru

    Среди вузов-партнеров проекта «Uniweb» – МГУ, УрФУ, Институт бизнеса и делового администрирования – на начало апреля 2015 г. – всего 10 ведущих университетов России. Тематика курсов (их всего – 45 по 10 программам), в основном, связана с бизнесом. Обучение возможно в трех различных форматах – на выбор слушателя:

    1. отдельные курсы;
    2. программы профессиональной переподготовки и повышения квалификации;
    3. программа «Мастер делового администрирования».

    Каждый курс допускает разные планы прохождения материала:

    • бесплатный – легкий старт – ограниченный доступ к материалам курса;
    • персональный – полный доступ к материалам курса после оплаты;
    • повышение квалификации –полный платный доступ к материалам курса с получением документа (количество мест и время начала обучения ограничены).

    Обучаемый в любой момент может сменить план обучения. В курсе оперативно отображается информация о прогрессе студента.

    https://www.lektorium.tv

    «Лекториум» – русскоязычный просветительский проект МООС, развивающий два направления:

    1. Медиатека — коллекция видеолекций лучших лекторов России. Все материалы публикуются только по согласованию с лекторами и учебными заведениями. Доступ к библиотеке видео — свободный и бесплатный.
    2. MOOC (Massive Online Open Course) — онлайн курсы нового поколения.

    На начало апреля 2015 г. в проекте участвуют более 20 вузов-партнёров и 50 000 студентов. Электронные курсы содержат более 4 000 часов видео.

    Приведём цитату о МООС директора проекта Якова Сомова:

    «MOOC — это технология, которая состоит из пяти компонентов:

    • первый — видеоролики, записанные в студии специально для этого курса, которые длятся 7–10 минут;
    • второй — тесты и домашние задания, проверку которых можно автоматизировать,
    • третий — обратная связь, общение на форумах, вебинары,
    • четвертый — дедлайны;
    • пятый — массовость.

    Если убрать какой-то из этих компонентов, то получится другой продукт».

    https://htmlacademy.ru

    HTML Academy – Портал интерактивных онлайн-курсов по HTML и CSS – предлагает пользователям большое количество курсов по очень востребованным сегодня технологиям создания веб-документов: языку HTML и спецификации CSS. Портал содержит курсы разного уровня сложности – от новичка до профессионала. Большую помощь в выборе курса оказывает пользователям наличие «Карты обучения», которая показывает в какой последовательности лучше изучать курсы. Удобно наличие ознакомительного курса, который «погружает» обучаемого в изучаемую среду. Ознакомившись с эти курсом, хочет пройти и другие!

    Принцип интерактивности, вызывающий интерес к обучению, лежит в основе всех курсов Проекта. В отличие от ознакомительного курса, они требуют регистрации, хотя и являются бесплатными. Это необходимо для организации личного кабинета обучаемого.

    Наряду с бесплатными курсами, портал HTMLAcademy предлагает также платный интенсив-курс, рассчитанный на 1 месяц.

    Центр новых образовательных технологий

    http://media.ls.urfu.ru/cet/1292

    Раздел «Ресурсы» сайта Центра новых образовательных технологий на Портале Уральского Федерального Университета содержит более 30 электронных курсов по разнообразной тематике.

    Все курсы абсолютно бесплатные и не требуют регистрации.

    Каждый ресурс имеет чёткую структуру и богатый медиаконтент.

    Анализу электронных образовательных ресурсов Центра новых образовательных технологий УрФУ посвящена заметка «Электронные образовательные ресурсы УрФУ – чем они интересны для КНИТУ-КАИ?».

    http://lectoriy.mipt.ru/

    Видеолекции и открытые образовательные материалы Московского физико-технического института (МФТИ)

    http://ocw.mit.edu/index.htm

    MOOC Массачусетского технологического института

    «Идея проста: публиковать все наши учебные материалы в Интернете и сделать их широко доступными для всех»

    Дик K.P. Юэ (Dick K.P. Yue), профессор Школа инженерии Массачусетского технологического института

    https://www.khanacademy.org/

    Коллекция бесплатных микролекций Академиии Хана

    (Коллекция содержит более 4200 микролекций на английском языке. Требуется бесплатная регистрация через социальные сети или Email.)

    http://media.msu.ru/

    Видеоархив МГУ им. М.В.Ломоносова

    http://eduvideo.ru/text/videoteka

    Видеотека учебных фильмов компании «Решение: учебное видео»

    http://www.youtube.com/iit
    http://nptel.ac.in/

    Национальная программа расширенного технического образования Индии предлагает видеокурсы лекций по техническим предметам университетов Индии (более 100 полных курсов на английском языке).

    eto.kai.ru

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *