Моос это что – дистанционные онлайн-курсы — Образовательная программа «Журналистика» — Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Содержание

МООС (МООК) и их ценность

Наш сайт незаслуженно долго обходил вниманием такое явление в современном образовании как массовые открытые онлайн курсы. А они, между прочим, настолько быстро ворвались в нашу жизнь и стали такими популярными, что даже скептики поверили в начало революции в сфере дистанционного обучения. Поэтому, спеша исправить свой недочёт, мы начинаем публикацию серии статей, посвящённых МООК и всему, что с ними связано.

Что такое МООС?

МООС (англ. massive open online course) – массовый открытый онлайн курс (МООК). Это лишь недавно появившаяся, но уже завоевавшая признание по всему миру форма организации дистанционного обучения посредством Интернета. Сам термин появился в 2008 году, его авторство приписывают Д. Кормье и Б. Александеру.

Для пущего эффекта разберём аббревиатуру по составляющим её элементам. Это полезно не только для лучшего понимания явления, но и оценки его «революционности». Итак, «массовый». Это одна из особенностей МООК, поскольку на курс может записаться любое количество участников, другими словами, все заинтересовавшиеся. Никаких аудиторий, а, следовательно, и ограниченности мест. Суть характеристики «открытый» – в бесплатности всех материалов. Со временем появилось много МООК-платформ предлагающих платные курсы, в основном по программированию, но до уровня «бесплатных» лидеров отрасли им очень далеко. Ну а с «онлайн курсом» всё более-менее понятно. Это то же самое, что и университетский курс по какому-то предмету, но перенесённый в Интернет.

Зачем кому-то понадобилось это делать, да ещё и бесплатно? С распространением новейших коммуникационных технологий идея онлайн образования стала заботить умы всё большего количества людей (учёных, предпринимателей, студентов). МООК в этом отношении не стали пионерами области в прямом смысле. Ещё до их появления существовали многочисленные ресурсы, на которых размещались текстовые материалы лекций ведущих профессоров, а также аудио и видеофайлы. Причем не пиратские, как можно подумать. Многие свои учебные материалы Массачусетский технологический институт выложил в открытый доступ ещё до того, как появились первые МООК, в далёком 2001 году. А уже дальше, с развитием концепции, менялась и форма. Поэтому тот факт, что сегодня ведущие университеты мира тесно взаимодействуют с образовательными онлайн платформами, очень похож на формулу: «Если не можешь остановить это – возглавь это».

К тому же «бесплатность» лишь относительна. Нет-нет, для всех пользователей прохождение курса является полностью бесплатным. А вот за сертификат об окончании придётся уже заплатить. Правда, оно того стоит – в США многими учебными заведениями и работодателями они признаны официальными документами. В будущем мы, скорее всего, увидим это и в других странах. Зарабатывают собственники МООК-платформ и на продаже информации о лучших учениках, которых компании из соответствующих отраслей зачастую не прочь взять на работу. А для вузов и преподавателей это ещё и отличный способ прорекламировать себя и свои идеи. Поэтому здесь в выигрыше остаются все.

Но вернёмся к истокам развития МООК. Благотворительная инициатива МТИ была подхвачена другими университетами и в результате трансформировалась в идею массовых открытых онлайн курсов. Это в общих чертах была уже завершённая концепция – участники получали доступ не только к учебным материалам. Теперь у них была возможность бесплатно учиться почти как в университете: слушать лекции, сдавать промежуточные и итоговые тесты, общаться с однокурсниками и преподавателями на форумах, причём не только в «отложенном» варианте, но и в режиме реального времени, благодаря вебинарам и Google Hangouts. Но главное – это всё можно делать, не покидая дом, в любой точке планеты, где есть выход в Интернет. Стоит ли говорить о том, как была встречена подобная инициатива общественностью? Нет, достаточно будет сослаться на авторитетную «The New York Times», которая назвала 2012 «годом МООК».

Польза МООК

Резюмируя очевидное: с появлением МООК стало не важно, сколько у вас денег и где вы находитесь физически. Теперь любой человек, имеющий хоть немного свободного времени и компьютер с доступом в Интернет, может начать учиться у лучших преподавателей Гарварда, МТИ, Стэнфорда и других ведущих образовательных центров мира. К тому же, для этого далеко не всегда нужно знать английский – есть курсы на других языках, которые оснащены ещё и субтитрами, иногда – российскими. Правда, их не так много, как хотелось бы, но это, скорее всего, дело времени.

Но главной ценностью МООК, на наш взгляд, является даже не это. А то, что с их появлением возможность обучаться тому, что вам всегда нравилось и чему всегда хотелось научиться, стала реальностью. Не далёкой и отчасти доступной, а близкой и ощутимой. Достаточно регистрации и желания. Кроме того, это ещё и отличный способ преодолеть разницу в подходах к образованию, узнать о последних тенденциях в науке от ведущих преподавателей. Для развивающихся стран это однозначно шаг вперёд.

Также разнообразие курсов даёт возможность пополнить свои знания практически в любой области: от искусствоведения до введения в робототехнику, от античной истории до основ программирования на Ruby, от писательского мастерства до квантовой физики. Перечислять можно долго, но суть сводится к тому, что подходящий курс для себя может выбрать каждый. И неважно, просто ли вы интересуетесь темой или хотите получить дополнительную подготовку в области, в которой и так неплохо разбираетесь, – курсы делятся и по сложности.

Из позитивного стоит отметить и технологичность. Массовым открытым онлайн курсам всего несколько лет, но благодаря им уже начали широко применяться нетрадиционные учебники – так называемые образовательные графические романы. Более того, как уверены некоторые исследователи – МООК сами по себе можно считать новыми учебниками.

Надеемся, что к этому моменту статьи, вы окончательно убедились в необходимости если не пройти пару курсов на популярных ресурсах, то, по меньшей мере, узнать о них детальнее. Получить соответствующую информацию и список популярных МООК-платформ  можно в этой статье (СКОРО!).

Отзывы и комментарии

Может быть, завтра уже стало реальностью? И хотя пока только брезжит его рассвет, МООК – неплохой повод для оптимизма относительно наступления революции в традиционном подходе к обучению. А также способ, как для романтиков, так и для прагматиков, получить доступ к мировой сокровищнице знаний. Уже неплохо, правда?

4brain.ru

14 образовательных концепций, о которых должен знать каждый педагог

Итак, вы встречаете так много технических терминов, что вам становится сложно провести точные границы между ними? Мы разделяем ваше замешательство и считаем необходимым предложить перечень основных и наиболее популярных образовательных концепций, связанных с информационными технологиями. Приведенный ниже список – это простая попытка помочь вам составить более полную картину того, что представляют собой эти понятия, проводя между ними достаточно четкую границу.

 

1. Адаптивное обучение

Это образовательный метод, при котором используется в качестве интерактивного обучающего устройства компьютер. Компьютер приспосабливает представление учебного материала под нужды студента, чаще всего это происходит в форме ответов на вопросы и задания. Смысл такого обучения состоит в том, чтобы при помощи компьютера объединить интерактивные возможности студента и наставничество преподавателя, с которым может общаться студент. Технология включает аспекты, полученные из разных областей знаний, включая информационные технологии, педагогику и психологию.

Смотрите все публикации об адаптивном обучении

 

2. Виртуальный класс

Виртуальный класс – это онлайн обучающая среда. Среда может базироваться в Интернете с доступом к ней через портал или создаваться программным обеспечением, для чего потребуется загрузить установочные файлы. Подобно тому, как в настоящей классной комнате, студент в виртуальном классе участвует в синхронном обсуждении, что означает, что преподаватель и студенты заходят в виртуальную учебную среду одновременно.

 

3. МООС

МООС – это аббревиатура, означающая «массовые открытые онлайн курсы». Она отсылает нас к интернет-классам, созданным для большого числа участников. Обычно слушатели МООС просматривают видео-лекции – как правило, нарезанные на 10-15-минутные ролики – и участвуют в онлайн обсуждении на форуме вместе с преподавателями и другими слушателями. Некоторые МООС требуют от студентов прохождения проверочных заданий и тестов, предполагающих выбор ответа из предложенных, а некоторые — выполнения заданий, оцениваемых несколькими людьми, в которую входят и сами слушатели. Некоторые МООС используют оба варианта проверки знаний.

Смотрите все публикации о MOOC’ах

 

4. Синхронное и асинхронное обучение

Синхронные онлайн классы предполагают одновременное участие в них студентов и преподавателей. Лекции, обсуждения и презентации случаются в определенное время. Все студенты, желающие принять в них участие, должны быть онлайн в это определенное время. Асинхронные классы проводятся по другому принципу. Преподаватели выкладывают материал, лекции, тесты и задания, доступ к которым может быть осуществлен в любое удобное время. Студентам может даваться временной интервал – обычно это неделя – в течение которого они должны выйти для обучения в Интернет один или два раза, но студенты свободны в выборе этого времени.

 

5. Смешанное обучение

Смешанное обучение означает совмещение реального обучения «лицом к лицу» с преподавателем в классе и интерактивных возможностей. В прошлом цифровые материалы играли дополнительную роль и помогали реальному преподавателю. Например, смешанное с традиционным образование означает, что класс собирается «лицом к лицу» в один раз в неделю вместо трех. Вся деятельность по изучения материала, которая раньше происходила в классе, может быть перенесена в Интернет.

Смотрите все публикации о смешанном обучении

 

6. «Перевернутый» класс (перевёрнутое обучение)

«Перевернутый» класс – это обратный метод обучения, когда чтение лекций и изучение предмета происходит онлайн, а домашнее задание выполняется в реальном классе.

Смотрите все публикации о перевёрнутом обучении

 

7. Самостоятельно направляемое обучение

Самостоятельно направляемое обучение – это процесс получения знаний, при котором студент сам принимает решение, без посторонней помощи или с таковой, о своих образовательных потребностях, формулирует цели, которых хочет достичь, определяет человеческие и материальные источники знаний, выбирает и осуществляет образовательную стратегию и оценивает полученные знания.

 

8. Система управления учебным процессом

Система управления учебным процессом (LMS) – это программный продукт или сайт, используемый для планирования, осуществления и оценки конкретного учебного процесса. Обычно система управления учебным процессом дает преподавателю возможность создавать и представлять студентам учебные материалы, следить за участием студентов в учебном процессе и оценивать это участие. Система управления учебным процессом также дает возможность студентам участвовать в интерактивных процессах, например, в обсуждении в тредах, в видео-конференциях и в дискуссионных форумах.

 

9. «Облачное» обучение

В сущности, облако – это оригинальная придумка, позволяющая группе компьютеров, объединенных в сеть – обычно через интернет, работать как один. Затем, облако – это модель, позволяющая масштабировать источники согласно потребностям. Чем больше пользователей используют систему, тем большее количество источников будет привлечено.

Облачное образование использует изобретение бессрочной, универсально доступной, расширяемой компьютерной сети и применяет его для электронного образования – от онлайн классов аккредитованных университетов до маленьких обучающих модулей, используемых в частных компаниях.

 

10. Мобильное обучение

Мобильное обучение – это возможность получать обучающие материалы на персональные устройства – КПК, смартфоны и мобильные телефоны. Специальные программы для мобильных устройств со ссылками на образовательные сайты делают доступным любой образовательный материал.

Смотрите все публикации о мобильном обучени

 

11. Система управления курсом (CMS)

Система управления курсом – это набор инструментов, позволяющий преподавателю создавать обучающие материалы и выкладывать их в Интернет без использования HTML или другого языка программирования.

 

12. eLearning

Е-обучение, или цифровое обучение означает широкий спектр приложений и процессов, призванных доставить учебный материал студентам. Обычно это обозначает Интернет, но может использоваться и CD-ROM или видео-конференции через спутник. Определение электронного обучения шире, чем онлайн обучение, обучение через Интернет или компьютерное обучение.

Смотрите все публикации о eLearning

 

13. Технология 1:1

Обеспечение каждого студента ноутбуком или планшетом, чтобы сделать обучение индивидуальным, повысить независимость и увеличить количество академических часов за стенами класса.

 

14. Игрофикация (геймификация)

Игрофикация использует вовлечение в игру там, где обычно для игры нет места. Многие эксперты назвали игрофикацию одним из самых важных трендов в индустрии информационных технологий. Игрофикация может применяться в любой отрасли и в любом месте для того, чтобы вовлечь людей и развлечь их, превращая пользователей в игроков.

Смотрите все публикации о геймификации образования

 

Источник: http://www.educatorstechnology.com/2013/03/14-technology-concepts-every-teacher.html

 

А вы с чем сталкивались в своей практике или в обучении? Как вы относитесь к такого рода новшествам?

Please enable JavaScript to view the comments powered by Disqus.

www.ed-today.ru

Что такое МООК (MOOC)

МООС (англ. massive open online course) — это массовый открытый онлайн курс (по-русски и сокращенно: МООК). Сейчас аббревиатуру активно применяют к целому ряду направлений — практически ко всему, к чему применима данная комбинация слов.

  • «Массовый» — нет лимитов на количество студентов.
  • «Открытый» — все материалы доступны на бесплатной основе. Изначально так и задумывалось, но со временем на платформах МООС появилась масса платных курсов.
  • «Онлайн» — обучение локализировано в Интернете.

Главное отличие МООК от дистанционного обучения (помимо платы) — ограниченность во времени. Большинство МООК используют строгую систему дедлайнов, а также централизованного двигателя в лице инструктора.

Термин «massive open online course» появился в 2008 году. Но, саму концепцию разработали за несколько лет до этого. Массачусетский технологический университет, например, начал выкладывать в открытый доступ лекционные материалы еще в 2001 году.

Как проходит обучение

В настоящий момент сегмент МООК представлен двумя формами.

  1. Первый вариант — это специальные платформы, которые снабжают учебный процесс рядом дополнительных инструментов. Например, stepik.org или universarium.org.
  2. Второй вариант предусматривает почтовую рассылку учебных материалов. Например, vk.com/schoolsmm. Рассылку осуществляет менеджер или специальный бот (в этом случае курсы называют «механическими»).

Особенности открытых курсов

  • Большинство курсов выстроено по неделям. В начале каждой недели студент получает материалы (в основном, видеолекции), и соответствующие им тестовые задания. Чтобы получить доступ к обучающим материалам следующей недели, необходимо сдать тесты к материалам текущей недели.
  • Кроме тестирования используются практические занятия и мини-проекты. Популярным остается пиринговое оценивание, когда студенту необходимо оценить 2-3 работы других участников программы.
  • У каждого курса есть форум, где можно пообщаться с участниками учебного процесса, обменяться обучающими материалами.
  • После успешной сдачи всех тестов и итоговой аттестации студент получает сертификат. Материалы курса остаются в открытом доступе в виде архива.

Стоимость обучения

Изначально МООС задумывались как бесплатные курсы по программам от университетов. Со временем появились коммерческие платформы, где представлены только платные курсы — по сути, это не открытые и не массовые курсы, а просто коммерческие услуги. Например, epixx.ru и htmlacademy.ru. Отдельную нишу занимают платформы, где представлены и платные, и бесплатные МООК. Например, netology.ru.

Платформы, которые организуют бесплатные курсы, иногда берут плату за выдачу сертификата. Существует практика, когда студенту предлагают бесплатный вводный курс по какой-то тематике, а вот последующее углубление в тему происходит на платной основе.

Пару слов про внутреннюю кухню. Платформы берут плату с коммерческих организаций, которые хотят выложить свой авторский курс на платформе. Еще одна функция — платные услуги для работодателей по отбору лучших студентов. В этом случае платформы выступают в роли рекрутеров.

Отношение к МООК

Издание The New York Times назвало 2012 год «годом МООС». С того времени отношение к массовым курсам поменялось в худшую сторону. Основная претензия — плохая организация учебного процесса и слабые результаты учеников — по статистике только 15% группы заканчивает обучение. Есть нарекания и на учебную программу, когда на выходе разница между студентами обычных ВУЗов и «онлайн-самоучками» колоссальная. Еще одна проблема — предвзятое отношение к сертификатам МООК со стороны работодателей.

Что касается России, то в ближайшее десятилетие МООК вряд ли заменит традиционное обучение в ВУЗах. Но в как дополнительное обучение, повышение квалификации и расширение кругозора МООК очень хороши. Плюсом является и то, что большинство университетов готовы засчитывать свои массовые курсы в качестве отдельных университетских программ.

Автор: Инна Колдун

Также читайте

Что такое mini-MBA

Что выбрать: МВА, магистратуру или второе высшее?

Что такое hard и soft skills

enjoy-job.ru

МООС — это… Что такое МООС?

  • Моос — Моос, Карл Фридрих Христиан немецкий минералог и геолог. Моос, Людвиг фон швейцарский политик, президент. Шкала Мооса шкала для определения относительной твёрдости методом царапания. Моос, Николай Николаевич русский художник, иллюстратор (г.… …   Википедия

  • МООС РК — МООС МООС РК Министерство охраны окружающей среды Республики Казахстан гос., Казахстан МООС Источник: http://www.minplan.kz/mime/files/70/plan goverment.htm …   Словарь сокращений и аббревиатур

  • МООС и ВР — Министерство охраны окружающей среды и водных ресурсов Республики Казахстан упразднено 06.08.2014, но сокращение встречается во многих государственных документах и постановлениях за прошлые годы гос., Казахстан, экол …   Словарь сокращений и аббревиатур

  • Моос — М оос, а: шкал а М ооса …   Русский орфографический словарь

  • Моос, Людвиг фон — Людвиг фон Моос нем. Ludwig von Moos …   Википедия

  • Моос, Фридрих — Карл Фридрих Христиан Моос Карл Фридрих Христиан Моос (Мос) (нем. Carl Friedrich Christian Mohs, 29 января 1773, Гернроде / Германия 29 сентября 1839, Агордо / Италия) немецкий минералог и геолог. Учился в Галле и Фрейберге, ездил на учёбу во… …   Википедия

  • Моос Карл Фридрих Христиан — Карл Фридрих Христиан Моос Карл Фридрих Христиан Моос (Мос) (нем. Carl Friedrich Christian Mohs, 29 января 1773, Гернроде / Германия 29 сентября 1839, Агордо / Италия) немецкий минералог и геолог. Учился в Галле и Фрейберге, ездил на учёбу во… …   Википедия

  • Моос Фридрих — Карл Фридрих Христиан Моос Карл Фридрих Христиан Моос (Мос) (нем. Carl Friedrich Christian Mohs, 29 января 1773, Гернроде / Германия 29 сентября 1839, Агордо / Италия) немецкий минералог и геолог. Учился в Галле и Фрейберге, ездил на учёбу во… …   Википедия

  • Моос, Карл Фридрих Христиан — Карл Фридрих Христиан Моос Карл Фридрих Христиан Моос (Мос) (нем. Carl Friedrich Christian Mohs, 29 январ …   Википедия

  • Моос Соломон — (Moos, 1831 1891) специалист по ушным болезням, был с 1866 г. профессором в Гейдельберге. Заслуги его касаются патологической гистологии лабиринта; он доказал, что при различных инфекционных болезнях микроорганизмы вселяются в лабиринт и… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • sokrasheniya.academic.ru

    Список популярных МООК-платформ | Блог 4brain

    С момента своего появления МООК снискали множество положительных отзывов и собрали многомиллионную армию поклонников дистанционного обучения со всего мира. По данным Курсеры, одной из самых популярных МООК-платформ, Россия входит в десятку стран, интерес жителей которых к онлайн образованию наивысший. На данном основании мы осмелимся предположить, что приведённый ниже список ресурсов, где можно пройти курсы по многочисленным предметам, пригодится каждому человеку, стремящемуся к саморазвитию.

    Лидеры

    Coursera

    Coursera по праву можно считать «лицом» МООК-движения. Это организация основана в 2012 г. профессорами компьютерных наук Стэнфордского университета. В данном отношении Курсера не стала первопроходцем, но благодаря правильно выбранной стратегии и коммерческому профилю, сегодня именно она является безусловным лидером в онлайн образовании. На октябрь 2014 г. на сайте было свыше 10 млн. зарегистрированных участников и более 860 бесплатных курсов. География также впечатляет – с ресурсом работают 115 учебных заведений. Имеются официальные приложения для iOS и Android.

    Курсы: физика, инженерия, медицина, гуманитарные науки, математика, бизнес, информатика и многие другие.

    Язык: английский (основной), практически ко всем курсам есть субтитры, иногда – на русском.

    MIT Open CourseWare

    Онлайн курсы от Массачусетского технологического института следовало поставить на первое место, если бы не огромная популярность Курсеры. Именно МТИ ещё в начале нового тысячелетия первым сделал онлайн базу обучающих материалов по своим предметам. Они и сегодня остаются одними из лучших в сфере прикладных и технических наук, хотя и не являются МООК в традиционном смысле (насколько это применимо к такому молодому явлению).

    Курсы: технические и прикладные науки, программирование, химия, биология и другие.

    Язык: английский. Больше 50 курсов переведены на другие языки, но русского в перечне нет.

    EdX

    Вездесущий МТИ поучаствовал и в создании полноценной МООК-платформы. В результате совместной с Гарвардом работы в мае 2012 г. был создан бесплатный EdX. Его основное отличие от Coursera – в некоммерческой направленности и открытом исходном коде, на котором работает ПО проекта. За 2 года своего существования на ресурсе зарегистрировалось свыше 3 млн. человек. Количество представленных курсов – более 300.

    Курсы: архитектура, искусство, бизнес, менеджмент, дизайн, экономика и много других.

    Язык: английский.

    Khan Academy

    Академия Хана также достаточно известный проект, который в своё время стал одним из первых, подошедших к вопросам образования с точки зрения интерактивности и геймификации. В числе организаций, жертвующих деньги на развитие проекта – Google и фонд Гейтса. На сегодняшний день на сайте собрано более 3600 минилекций на более чем 20 языках. Особенность – много уроков и целых программ по школьным предметам, а также готовые методики, по которым родители могут заниматься с маленькими детьми.

    Курсы: астрономия, история, химия, программирование, финансы, экономика и многие другие.

    Язык: английский, часть уроков на русском.

    Udacity

    Udacity не настолько популярен, как предыдущие площадки, но свою историю начал раньше. В то время как Coursera и EdX только создавались, на нём уже было более 10 курсов по программированию. Сегодня их около 40, а платформа так и осталась верной своей тематике.

    Курсы: компьютерные науки, основы программирования и веб-дизайна.

    Язык: английский.

    UMass Boston Open Courseware

    Онлайн курсы Бостонского университета не так известны, как все предыдущие, но заслужили место в нашем списке в силу того, что предлагают пройти серию занятий по предметам, которые мало представлены на других ресурсах.

    Курсы: психология, политология, творческое мышление, писательское мастерство и другие.

    Язык: английский.

    Codecademy

    Codecademy – пожалуй, самый популярный сайт обучающий программированию. Это не МООК-платформа, поскольку привычных видеолекций здесь нет. Всё проще – серия минизаданий, которые на практике показывают, а заодно и учат, что и как работает.

    Курсы: создание сайтов, HTML5, CSS3, Python, Ruby, JQuery и другие.

    Язык: английский.

    Другие ресурсы

    Academic Earth – видеолекции и курсы по многим предметам, прочитанные в Беркли, Гарварде Принстоне, Йеле.

    Udemy предлагает возможность не только учиться, но и учить, зарабатывая на этом деньги. Благодаря данному факту, на сайте собрано больше 20 тыс. курсов и зарегистрировано 4 млн. пользователей. Курсы как платные, так и бесплатные, в том числе и на русском языке.

    OpenLearning – первые австралийские МООК, распространённые в регионе. Работают по тому же принципу, что и предыдущие – можно как начать учиться на бесплатном или платном курсе, так и самому выступить в роли преподавателя.

    FutureLearn – британский МООК проект, объединяющий почти 30 британских и 10 зарубежных вузов. Предлагает много курсов из разных областей знаний.

    OpenLearn – привлекает внимание не только разнообразием курсов, а и возможностью скачивать их материалы себе и использовать на любом гаджете.

    TED. Хоть одно выступление из конференций, которые организовывает некоммерческая компания «TED», вы должны были видеть. Это не МООК, но познавательность и интересность данного ресурса не позволяет обойти его стороной.

    Интуит – качественный, а, главное, полностью русскоязычный ресурс. Больше 500 различных курсов, в том числе с видео и возможностью получить сертификат об окончании.

    UNESCO Institute for Information Technologies in Education предлагает ряд бесплатных русскоязычных курсов на тему использования информационных технологий в образовательном процессе.

    Лекториум – бесплатный онлайн каталог с видеозаписями лекций преподавателей российских вузов. С недавнего времени есть и свои курсы.

    Универсариум – межвузовская площадка электронного образования. Уже сейчас на сайте собрано несколько интересных курсов и зарегистрировано более 200 тыс. пользователей.

    Prometheus – первые украинские МООК. Проект запущен совсем недавно и пока предлагает только 4 курса. Но их количество, как обещают основатели, будет увеличиваться.

    HTML Academy – российский проект, предлагающий интерактивные курсы по HTML и CSS. Доступно как бесплатное обучение, так и платный интенсив.

    Hexlet позиционируется как свободный онлайн университет. Тематика – программирование и смежные дисциплины.

    Полезные ссылки

    SkilledUp – сервис, позволяющий искать необходимый курс по всем ресурсам Интернета. На момент написания статьи только бесплатных курсов в базе было больше 56 тыс.

    MOOC List – ещё один поисковик по онлайн курсам. На сайте удобная навигация, благодаря которой можно отсортировать результаты не только по тематике, но и по языку.

    Get Study Room – сервис, позволяющий объединяться с другими пользователями в небольшие классы. После регистрации вы можете указать ссылку на исходный курс и получить интерактивный кабинет. В нём каждый из приглашённых получит свой рабочий стол и доступ к чату и доске.

    iTunes U – большой каталог бесплатных онлайн курсов и других учебных материалов для владельцев техники Apple, которые можно проходить прямо со своего телефона или планшета.

    Отзывы и комментарии

    Дополнить приведённый список и просто поделиться своими мыслями можно в комментариях.

    4brain.ru

    дистанционные онлайн-курсы — Образовательная программа «Менеджмент» — Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

     

    MOOCs (Massive Open Online Courses)— образовательная технология, позволяющая предоставлять обучение всем желающим, до нескольких десятков тысяч человек одновременно и абсолютно бесплатно. Сегодня свои MOOCs предлагают передовые мировые университеты и образовательные организации, преподавателями массовых курсов являются лучшие в своей области специалисты и исследователи, а аудитория ведущих образовательных платформ исчисляется миллионами пользователей. В 2013 году Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» начал свое сотрудничество с международной образовательной платформой Coursera.org. К данному моменту Coursera является наиболее популярным, посещаемым и авторитетным проектом в сфере открытого образования, сотрудничает с лидирующими вузами и обладает общей аудиторией в 7,1 миллионов человек, среди которых более 300 000 русскоговорящих пользователей. В первом полугодии 2014 года Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» разработал и успешно запустил 11 массовых открытых онлайн-курсов.  Университет предлагает несколько базовых экономических курсов, а также курсы по прикладной математике, психологии и межкультурным коммуникациям. Все курсы записаны и представлены ведущими преподавателями и сотрудниками университета. На 11 предложенных массовых курсов в общей сложности было записано более 250 000 человек из 190 различных стран, таких как Россия, Индия, Китай, Великобритания, США, Бразилия, Германия, Казахстан, Украина и др. Во втором полугодии 2014 года НИУ ВШЭ планирует представить еще 10 курсов.

    За процесс создания и проведения MOOCs на платформе Coursera отвечает Центр развития образовательной среды при Департаменте основных образовательных программ.  Центр организует работу с преподавателями, ассистентами по вопросам создания MOOCs для проекта Coursera, взаимодействует с иностранными организациями и партнерами по проектам Центра развития образовательной среды, курирует съемочный процесс, а также консультирует ассистентов и преподавателей, которые разрабатывают свои MOOCs.

     

     

     

    www.hse.ru

    Отдел электронных технологий в образовании

    https://www.coursera.org

    Проект Coursera, предлагающий «самые лучшие в мире курсы, онлайн, бесплатно», – первая «ласточка» среди платформ открытых электронных образовательных ресурсов – она была открыта в августе 2012 г. по инициативе профессоров Стэнфордского университета Эндрю Ын (Andrew Ng) и Дафны Коллер (Daphne Koller).

    Девиз проекта: «Coursera стремится поддержать людей в получении образования с тем, чтобы улучшить их личное и семейное благосостояние, а также – благосостояние общества, в котором они живут».

    На начало апреля 2015 г. на платформе было представлено 1005 курсов от 117 университетов и организаций – партнёров проекта, число обучающихся и уже завершивших обучение составляло около 12,3 млн. человек. Для сравнения: в апреле 2014 г. число курсов составляло 642, число университетов – 108, пользователей – около 7, 5 млн. – то есть за год больше всего выросло количество обучаемых (боле, чем на 60%), число курсов возросло на 56%, число университетов-партнёров – примерно на 8%. (Такой медленный рост числа партнёров, очевидно, говорит о большой избирательности Coursera в установлении партнёрских отношений.)

    Советуем прочитать:

    «Опыт получения Data Science specialization на Coursera за 6 месяцев»

    https://www.EdX.org

    Проект EdX – один из «китов» открытого электронного обучения.

    Основателями проекта, запущенного в 2012 г., явились 3 ведущих университета:

    • Массачусетский технологический институт
    • Гарвардский университет
    • Университет Беркли, Калифорния

    Девиз проекта: «Учись, развлекайся, развивай в себе тягу к познанию и к приобретению навыков, которые могут изменить твою жизнь».

    На начало апреля 2015 г. на платформе EdX доступен 471 курс по самой разной тематике.

    Новые курсы

    https://openedu.ru/course/

    «Открытое образование» — современная образовательная платформа, предлагающая онлайн-курсы по базовым дисциплинам, изучаемым в российских университетах. Платформа создана Ассоциацией «Национальная платформа открытого образования», учрежденной ведущими университетами — МГУ, СПбПУ, СПбГУ, НИТУ «МИСиС», НИУ «ВШЭ», МФТИ, УрФУ и ИТМО.

    Все курсы, размещенные на Платформе, доступны бесплатно и без формальных требований к базовому уровню образования. Для желающих зачесть пройденный онлайн-курс при освоении образовательной программы бакалавриата или специалитета в вузе предусмотрена уникальная для России возможность получения подтвержденных сертификатов. Получение сертификата возможно при условии прохождения контрольных мероприятий онлайн-курса с идентификацией личности обучающегося и контролем условий их прохождения.

    В сравнении с курсами других платформ онлайн-обучения, курсы национальной платформы имеют определенные особенности:

    • все курсы разрабатываются в соответствии с требованиями федеральных государственных стандартов;
    • все курсы соответствуют требованиям к результатам обучения образовательных программ, реализуемых в вузах;
    • особое внимание уделяется эффективности и качеству онлайн-курсов, а также процедурам оценки результатов обучения.

    Принципы, положенные в основу высокого качества онлайн-курсов:

    • Лучшие профильные курсы лучших профессоров. Каждый из вузов представляет курсы по своему самому сильному профилю. Это лучшие курсы самых продвинутых преподавателей вуза.
    • Стандарты качества. Качество учебного материала гарантируется внутренней экспертизой. Все курсы соответствуют требованиям, совместно разработанным участниками проекта.
    • Организация оценочных процедур. Оценочные средства проходят экспертизу со стороны учебно-методических объединений, идентификация пользователей обеспечивается процедурой прокторинга или биометрическими технологиями.

    Советуем прочитать:

    «В конце сентября в России открывается национальная образовательная онлайн-платформа»

    https://www.udacity.com

    Udacity — частная образовательная организация, основанная в 2012 г. Себастьяном Труном (Sebastian Thrun), Дэвидом Ставенсом (David Stavens) и Майклом Сокольски (Mike Sokolsky) в результате расширения программы по информатике В том же, 2012 году Себастьян Трун был отмечен газетой The Guardian как человек, внёсший существенный вклад в развитие открытого Интернета.

    Цель проекта, по словам его основателей, – демократизация образования.

    Все электронные курсы на платформе Udacity бесплатны и доступны через Интернет всем желающим.
    Вначале пользователям предлагалось всего 6 курсов. По состоянию на начало апреля 2015 года общее число курсов на Udacity составляет 76, а количество обучаемых (и уже завершивших обучение) — десятки тысяч человек.

    Курсы поделены на 3 уровня: «Beginner» (начальный уровень), «Intermediate» (промежуточный уровень), «Advanced» (продвинутый уровень). Курсы, в основном, на английском языке.

    http://oyc.yale.edu/courses

    Открытые курсы Йельского университета

    750+ Free Online Courses from the Best Colleges

    AcademicEarth — платформа открытого образования, предлагающая открытые курсы (MOOC) и отдельные учебные видеоресурсы самой широкой тематики.

    https://www.futurelearn.com

    Future Learn — частная компания, принадлежащая The Open University — университету с более чем 40-летним опытом дистанционного обучения. Компания создана в 2013 г. В настоящее время (сентябрь 2015 г.) партнёрами компании являются более 70 ведущих вузов, компаний и организаций, в том числе Британский музей, компании BBC, Marks & Spencer, правительство Великобритании. Количество обученных на курсах за годы существования платформы превысило 2 млн. человек.

    http://universarium.org

    «Универсариум» — открытая система электронного образования, предлагающая всем желающим бесплатные образовательные программы от лучших университетов России: МИФИ, МФТИ, МГУ. Всего (на начало апреля 2015 г.) запущено 63 курса по 22 категориям; число зарегистрированных пользователей Портала, превышает 367 тыс. человек.

    Как заявляют создатели проекта,

    • Миссия проекта — предоставить возможность получения качественного образования от лучших российских преподавателей и ведущих университетов для миллионов российских граждан.
    • «Универсариум» отбирает самых известных и интересных преподавателей. Вам точно не будет скучно!
    • «Универсариум» предлагает индивидуальные программы обучения из разных областей: химия, история, электроника, философия, маркетинг и многое другое. Можно проходить курсы по очереди или сразу несколько.
    • Электронные курсы на «Универсариуме» имеют удобную структуру.
    • Главное в обучении — это система – поэтому каждый курс разбит на модули: сначала предлагаются видеолекции, потом самостоятельная работа, домашнее задание дополнительная литература и тесты.
    • Ваша главная награда — знания! Не пугайтесь тестов и проверочных работ. В «Универсариуме» никого ни за что не отчисляют!

    http://uniweb.ru

    Среди вузов-партнеров проекта «Uniweb» – МГУ, УрФУ, Институт бизнеса и делового администрирования – на начало апреля 2015 г. – всего 10 ведущих университетов России. Тематика курсов (их всего – 45 по 10 программам), в основном, связана с бизнесом. Обучение возможно в трех различных форматах – на выбор слушателя:

    1. отдельные курсы;
    2. программы профессиональной переподготовки и повышения квалификации;
    3. программа «Мастер делового администрирования».

    Каждый курс допускает разные планы прохождения материала:

    • бесплатный – легкий старт – ограниченный доступ к материалам курса;
    • персональный – полный доступ к материалам курса после оплаты;
    • повышение квалификации –полный платный доступ к материалам курса с получением документа (количество мест и время начала обучения ограничены).

    Обучаемый в любой момент может сменить план обучения. В курсе оперативно отображается информация о прогрессе студента.

    https://www.lektorium.tv

    «Лекториум» – русскоязычный просветительский проект МООС, развивающий два направления:

    1. Медиатека — коллекция видеолекций лучших лекторов России. Все материалы публикуются только по согласованию с лекторами и учебными заведениями. Доступ к библиотеке видео — свободный и бесплатный.
    2. MOOC (Massive Online Open Course) — онлайн курсы нового поколения.

    На начало апреля 2015 г. в проекте участвуют более 20 вузов-партнёров и 50 000 студентов. Электронные курсы содержат более 4 000 часов видео.

    Приведём цитату о МООС директора проекта Якова Сомова:

    «MOOC — это технология, которая состоит из пяти компонентов:

    • первый — видеоролики, записанные в студии специально для этого курса, которые длятся 7–10 минут;
    • второй — тесты и домашние задания, проверку которых можно автоматизировать,
    • третий — обратная связь, общение на форумах, вебинары,
    • четвертый — дедлайны;
    • пятый — массовость.

    Если убрать какой-то из этих компонентов, то получится другой продукт».

    https://htmlacademy.ru

    HTML Academy – Портал интерактивных онлайн-курсов по HTML и CSS – предлагает пользователям большое количество курсов по очень востребованным сегодня технологиям создания веб-документов: языку HTML и спецификации CSS. Портал содержит курсы разного уровня сложности – от новичка до профессионала. Большую помощь в выборе курса оказывает пользователям наличие «Карты обучения», которая показывает в какой последовательности лучше изучать курсы. Удобно наличие ознакомительного курса, который «погружает» обучаемого в изучаемую среду. Ознакомившись с эти курсом, хочет пройти и другие!

    Принцип интерактивности, вызывающий интерес к обучению, лежит в основе всех курсов Проекта. В отличие от ознакомительного курса, они требуют регистрации, хотя и являются бесплатными. Это необходимо для организации личного кабинета обучаемого.

    Наряду с бесплатными курсами, портал HTMLAcademy предлагает также платный интенсив-курс, рассчитанный на 1 месяц.

    Центр новых образовательных технологий

    http://media.ls.urfu.ru/cet/1292

    Раздел «Ресурсы» сайта Центра новых образовательных технологий на Портале Уральского Федерального Университета содержит более 30 электронных курсов по разнообразной тематике.

    Все курсы абсолютно бесплатные и не требуют регистрации.

    Каждый ресурс имеет чёткую структуру и богатый медиаконтент.

    Анализу электронных образовательных ресурсов Центра новых образовательных технологий УрФУ посвящена заметка «Электронные образовательные ресурсы УрФУ – чем они интересны для КНИТУ-КАИ?».

    http://lectoriy.mipt.ru/

    Видеолекции и открытые образовательные материалы Московского физико-технического института (МФТИ)

    http://ocw.mit.edu/index.htm

    MOOC Массачусетского технологического института

    «Идея проста: публиковать все наши учебные материалы в Интернете и сделать их широко доступными для всех»

    Дик K.P. Юэ (Dick K.P. Yue), профессор Школа инженерии Массачусетского технологического института

    https://www.khanacademy.org/

    Коллекция бесплатных микролекций Академиии Хана

    (Коллекция содержит более 4200 микролекций на английском языке. Требуется бесплатная регистрация через социальные сети или Email.)

    http://media.msu.ru/

    Видеоархив МГУ им. М.В.Ломоносова

    http://eduvideo.ru/text/videoteka

    Видеотека учебных фильмов компании «Решение: учебное видео»

    http://www.youtube.com/iit
    http://nptel.ac.in/

    Национальная программа расширенного технического образования Индии предлагает видеокурсы лекций по техническим предметам университетов Индии (более 100 полных курсов на английском языке).

    eto.kai.ru

    Отправить ответ

    avatar
      Подписаться  
    Уведомление о