МООС (МООК) и их ценность
Наш сайт незаслуженно долго обходил вниманием такое явление в современном образовании как массовые открытые онлайн курсы. А они, между прочим, настолько быстро ворвались в нашу жизнь и стали такими популярными, что даже скептики поверили в начало революции в сфере дистанционного обучения. Поэтому, спеша исправить свой недочёт, мы начинаем публикацию серии статей, посвящённых МООК и всему, что с ними связано.
Что такое МООС?
МООС (англ. massive open online course) – массовый открытый онлайн курс (МООК). Это лишь недавно появившаяся, но уже завоевавшая признание по всему миру форма организации дистанционного обучения посредством Интернета. Сам термин появился в 2008 году, его авторство приписывают Д. Кормье и Б. Александеру.
Для пущего эффекта разберём аббревиатуру по составляющим её элементам. Это полезно не только для лучшего понимания явления, но и оценки его «революционности». Итак, «массовый». Это одна из особенностей МООК, поскольку на курс может записаться любое количество участников, другими словами, все заинтересовавшиеся. Никаких аудиторий, а, следовательно, и ограниченности мест. Суть характеристики «открытый» – в бесплатности всех материалов. Со временем появилось много МООК-платформ предлагающих платные курсы, в основном по программированию, но до уровня «бесплатных» лидеров отрасли им очень далеко. Ну а с «онлайн курсом» всё более-менее понятно. Это то же самое, что и университетский курс по какому-то предмету, но перенесённый в Интернет.
Зачем кому-то понадобилось это делать, да ещё и бесплатно? С распространением новейших коммуникационных технологий идея онлайн образования стала заботить умы всё большего количества людей (учёных, предпринимателей, студентов). МООК в этом отношении не стали пионерами области в прямом смысле. Ещё до их появления существовали многочисленные ресурсы, на которых размещались текстовые материалы лекций ведущих профессоров, а также аудио и видеофайлы. Причем не пиратские, как можно подумать. Многие свои учебные материалы Массачусетский технологический институт выложил в открытый доступ ещё до того, как появились первые МООК, в далёком 2001 году. А уже дальше, с развитием концепции, менялась и форма. Поэтому тот факт, что сегодня ведущие университеты мира тесно взаимодействуют с образовательными онлайн платформами, очень похож на формулу: «Если не можешь остановить это – возглавь это».
К тому же «бесплатность» лишь относительна. Нет-нет, для всех пользователей прохождение курса является полностью бесплатным. А вот за сертификат об окончании придётся уже заплатить. Правда, оно того стоит – в США многими учебными заведениями и работодателями они признаны официальными документами. В будущем мы, скорее всего, увидим это и в других странах. Зарабатывают собственники МООК-платформ и на продаже информации о лучших учениках, которых компании из соответствующих отраслей зачастую не прочь взять на работу. А для вузов и преподавателей это ещё и отличный способ прорекламировать себя и свои идеи. Поэтому здесь в выигрыше остаются все.
Но вернёмся к истокам развития МООК. Благотворительная инициатива МТИ была подхвачена другими университетами и в результате трансформировалась в идею массовых открытых онлайн курсов. Это в общих чертах была уже завершённая концепция – участники получали доступ не только к учебным материалам. Теперь у них была возможность бесплатно учиться почти как в университете: слушать лекции, сдавать промежуточные и итоговые тесты, общаться с однокурсниками и преподавателями на форумах, причём не только в «отложенном» варианте, но и в режиме реального времени, благодаря вебинарам и Google Hangouts. Но главное – это всё можно делать, не покидая дом, в любой точке планеты, где есть выход в Интернет. Стоит ли говорить о том, как была встречена подобная инициатива общественностью? Нет, достаточно будет сослаться на авторитетную «The New York Times», которая назвала 2012 «годом МООК».
Польза МООК
Резюмируя очевидное: с появлением МООК стало не важно, сколько у вас денег и где вы находитесь физически. Теперь любой человек, имеющий хоть немного свободного времени и компьютер с доступом в Интернет, может начать учиться у лучших преподавателей Гарварда, МТИ, Стэнфорда и других ведущих образовательных центров мира. К тому же, для этого далеко не всегда нужно знать английский – есть курсы на других языках, которые оснащены ещё и субтитрами, иногда – российскими. Правда, их не так много, как хотелось бы, но это, скорее всего, дело времени.
Но главной ценностью МООК, на наш взгляд, является даже не это. А то, что с их появлением возможность обучаться тому, что вам всегда нравилось и чему всегда хотелось научиться, стала реальностью. Не далёкой и отчасти доступной, а близкой и ощутимой. Достаточно регистрации и желания. Кроме того, это ещё и отличный способ преодолеть разницу в подходах к образованию, узнать о последних тенденциях в науке от ведущих преподавателей. Для развивающихся стран это однозначно шаг вперёд.
Также разнообразие курсов даёт возможность пополнить свои знания практически в любой области: от искусствоведения до введения в робототехнику, от античной истории до основ программирования на Ruby, от писательского мастерства до квантовой физики. Перечислять можно долго, но суть сводится к тому, что подходящий курс для себя может выбрать каждый. И неважно, просто ли вы интересуетесь темой или хотите получить дополнительную подготовку в области, в которой и так неплохо разбираетесь, – курсы делятся и по сложности.
Из позитивного стоит отметить и технологичность. Массовым открытым онлайн курсам всего несколько лет, но благодаря им уже начали широко применяться нетрадиционные учебники – так называемые образовательные графические романы. Более того, как уверены некоторые исследователи – МООК сами по себе можно считать новыми учебниками.
Надеемся, что к этому моменту статьи, вы окончательно убедились в необходимости если не пройти пару курсов на популярных ресурсах, то, по меньшей мере, узнать о них детальнее. Получить соответствующую информацию и список популярных МООК-платформ можно в этой статье (СКОРО!).
Отзывы и комментарии
Может быть, завтра уже стало реальностью? И хотя пока только брезжит его рассвет, МООК – неплохой повод для оптимизма относительно наступления революции в традиционном подходе к обучению. А также способ, как для романтиков, так и для прагматиков, получить доступ к мировой сокровищнице знаний. Уже неплохо, правда?
4brain.ru
14 образовательных концепций, о которых должен знать каждый педагог
Итак, вы встречаете так много технических терминов, что вам становится сложно провести точные границы между ними? Мы разделяем ваше замешательство и считаем необходимым предложить перечень основных и наиболее популярных образовательных концепций, связанных с информационными технологиями. Приведенный ниже список – это простая попытка помочь вам составить более полную картину того, что представляют собой эти понятия, проводя между ними достаточно четкую границу.
1. Адаптивное обучение
Это образовательный метод, при котором используется в качестве интерактивного обучающего устройства компьютер. Компьютер приспосабливает представление учебного материала под нужды студента, чаще всего это происходит в форме ответов на вопросы и задания. Смысл такого обучения состоит в том, чтобы при помощи компьютера объединить интерактивные возможности студента и наставничество преподавателя, с которым может общаться студент. Технология включает аспекты, полученные из разных областей знаний, включая информационные технологии, педагогику и психологию.
Смотрите все публикации об адаптивном обучении
2. Виртуальный класс
Виртуальный класс – это онлайн обучающая среда. Среда может базироваться в Интернете с доступом к ней через портал или создаваться программным обеспечением, для чего потребуется загрузить установочные файлы. Подобно тому, как в настоящей классной комнате, студент в виртуальном классе участвует в синхронном обсуждении, что означает, что преподаватель и студенты заходят в виртуальную учебную среду одновременно.
3. МООС
МООС – это аббревиатура, означающая «массовые открытые онлайн курсы». Она отсылает нас к интернет-классам, созданным для большого числа участников. Обычно слушатели МООС просматривают видео-лекции – как правило, нарезанные на 10-15-минутные ролики – и участвуют в онлайн обсуждении на форуме вместе с преподавателями и другими слушателями. Некоторые МООС требуют от студентов прохождения проверочных заданий и тестов, предполагающих выбор ответа из предложенных, а некоторые – выполнения заданий, оцениваемых несколькими людьми, в которую входят и сами слушатели. Некоторые МООС используют оба варианта проверки знаний.
Смотрите все публикации о MOOC’ах
4. Синхронное и асинхронное обучение
Синхронные онлайн классы предполагают одновременное участие в них студентов и преподавателей. Лекции, обсуждения и презентации случаются в определенное время. Все студенты, желающие принять в них участие, должны быть онлайн в это определенное время. Асинхронные классы проводятся по другому принципу. Преподаватели выкладывают материал, лекции, тесты и задания, доступ к которым может быть осуществлен в любое удобное время. Студентам может даваться временной интервал – обычно это неделя – в течение которого они должны выйти для обучения в Интернет один или два раза, но студенты свободны в выборе этого времени.
5. Смешанное обучение
Смешанное обучение означает совмещение реального обучения «лицом к лицу» с преподавателем в классе и интерактивных возможностей. В прошлом цифровые материалы играли дополнительную роль и помогали реальному преподавателю. Например, смешанное с традиционным образование означает, что класс собирается «лицом к лицу» в один раз в неделю вместо трех. Вся деятельность по изучения материала, которая раньше происходила в классе, может быть перенесена в Интернет.
Смотрите все публикации о смешанном обучении
6. «Перевернутый» класс (перевёрнутое обучение)
«Перевернутый» класс – это обратный метод обучения, когда чтение лекций и изучение предмета происходит онлайн, а домашнее задание выполняется в реальном классе.
Смотрите все публикации о перевёрнутом обучении
7. Самостоятельно направляемое обучение
Самостоятельно направляемое обучение – это процесс получения знаний, при котором студент сам принимает решение, без посторонней помощи или с таковой, о своих образовательных потребностях, формулирует цели, которых хочет достичь, определяет человеческие и материальные источники знаний, выбирает и осуществляет образовательную стратегию и оценивает полученные знания.
8. Система управления учебным процессом
Система управления учебным процессом (LMS) – это программный продукт или сайт, используемый для планирования, осуществления и оценки конкретного учебного процесса. Обычно система управления учебным процессом дает преподавателю возможность создавать и представлять студентам учебные материалы, следить за участием студентов в учебном процессе и оценивать это участие. Система управления учебным процессом также дает возможность студентам участвовать в интерактивных процессах, например, в обсуждении в тредах, в видео-конференциях и в дискуссионных форумах.
9. «Облачное» обучение
В сущности, облако – это оригинальная придумка, позволяющая группе компьютеров, объединенных в сеть – обычно через интернет, работать как один. Затем, облако – это модель, позволяющая масштабировать источники согласно потребностям. Чем больше пользователей используют систему, тем большее количество источников будет привлечено.
Облачное образование использует изобретение бессрочной, универсально доступной, расширяемой компьютерной сети и применяет его для электронного образования – от онлайн классов аккредитованных университетов до маленьких обучающих модулей, используемых в частных компаниях.
10. Мобильное обучение
Мобильное обучение – это возможность получать обучающие материалы на персональные устройства – КПК, смартфоны и мобильные телефоны. Специальные программы для мобильных устройств со ссылками на образовательные сайты делают доступным любой образовательный материал.
Смотрите все публикации о мобильном обучени
11. Система управления курсом (CMS)
Система управления курсом – это набор инструментов, позволяющий преподавателю создавать обучающие материалы и выкладывать их в Интернет без использования HTML или другого языка программирования.
12. eLearning
Е-обучение, или цифровое обучение означает широкий спектр приложений и процессов, призванных доставить учебный материал студентам. Обычно это обозначает Интернет, но может использоваться и CD-ROM или видео-конференции через спутник. Определение электронного обучения шире, чем онлайн обучение, обучение через Интернет или компьютерное обучение.
Смотрите все публикации о eLearning
13. Технология 1:1
Обеспечение каждого студента ноутбуком или планшетом, чтобы сделать обучение индивидуальным, повысить независимость и увеличить количество академических часов за стенами класса.
14. Игрофикация (геймификация)
Игрофикация использует вовлечение в игру там, где обычно для игры нет места. Многие эксперты назвали игрофикацию одним из самых важных трендов в индустрии информационных технологий. Игрофикация может применяться в любой отрасли и в любом месте для того, чтобы вовлечь людей и развлечь их, превращая пользователей в игроков.
Смотрите все публикации о геймификации образования
Источник: http://www.educatorstechnology.com/2013/03/14-technology-concepts-every-teacher.html
А вы с чем сталкивались в своей практике или в обучении? Как вы относитесь к такого рода новшествам?
Please enable JavaScript to view the comments powered by Disqus.www.ed-today.ru
Что такое МООК (MOOC)
МООС (англ. massive open online course) — это массовый открытый онлайн курс (по-русски и сокращенно: МООК). Сейчас аббревиатуру активно применяют к целому ряду направлений — практически ко всему, к чему применима данная комбинация слов.
- «Массовый» — нет лимитов на количество студентов.
- «Открытый» — все материалы доступны на бесплатной основе. Изначально так и задумывалось, но со временем на платформах МООС появилась масса платных курсов.
- «Онлайн» — обучение локализировано в Интернете.
Главное отличие МООК от дистанционного обучения (помимо платы) — ограниченность во времени. Большинство МООК используют строгую систему дедлайнов, а также централизованного двигателя в лице инструктора.
Термин «massive open online course» появился в 2008 году. Но, саму концепцию разработали за несколько лет до этого. Массачусетский технологический университет, например, начал выкладывать в открытый доступ лекционные материалы еще в 2001 году.
Как проходит обучение
В настоящий момент сегмент МООК представлен двумя формами.
- Первый вариант — это специальные платформы, которые снабжают учебный процесс рядом дополнительных инструментов. Например, stepik.org или universarium.org.
- Второй вариант предусматривает почтовую рассылку учебных материалов. Например, vk.com/schoolsmm. Рассылку осуществляет менеджер или специальный бот (в этом случае курсы называют «механическими»).
Особенности открытых курсов
- Большинство курсов выстроено по неделям. В начале каждой недели студент получает материалы (в основном, видеолекции), и соответствующие им тестовые задания. Чтобы получить доступ к обучающим материалам следующей недели, необходимо сдать тесты к материалам текущей недели.
- Кроме тестирования используются практические занятия и мини-проекты. Популярным остается пиринговое оценивание, когда студенту необходимо оценить 2-3 работы других участников программы.
- У каждого курса есть форум, где можно пообщаться с участниками учебного процесса, обменяться обучающими материалами.
- После успешной сдачи всех тестов и итоговой аттестации студент получает сертификат. Материалы курса остаются в открытом доступе в виде архива.
Стоимость обучения
Изначально МООС задумывались как бесплатные курсы по программам от университетов. Со временем появились коммерческие платформы, где представлены только платные курсы — по сути, это не открытые и не массовые курсы, а просто коммерческие услуги. Например, epixx.ru и htmlacademy.ru. Отдельную нишу занимают платформы, где представлены и платные, и бесплатные МООК. Например, netology.ru.
Платформы, которые организуют бесплатные курсы, иногда берут плату за выдачу сертификата. Существует практика, когда студенту предлагают бесплатный вводный курс по какой-то тематике, а вот последующее углубление в тему происходит на платной основе.
Пару слов про внутреннюю кухню. Платформы берут плату с коммерческих организаций, которые хотят выложить свой авторский курс на платформе. Еще одна функция — платные услуги для работодателей по отбору лучших студентов. В этом случае платформы выступают в роли рекрутеров.
Отношение к МООК
Издание The New York Times назвало 2012 год «годом МООС». С того времени отношение к массовым курсам поменялось в худшую сторону. Основная претензия — плохая организация учебного процесса и слабые результаты учеников — по статистике только 15% группы заканчивает обучение. Есть нарекания и на учебную программу, когда на выходе разница между студентами обычных ВУЗов и «онлайн-самоучками» колоссальная. Еще одна проблема — предвзятое отношение к сертификатам МООК со стороны работодателей.
Что касается России, то в ближайшее десятилетие МООК вряд ли заменит традиционное обучение в ВУЗах. Но в как дополнительное обучение, повышение квалификации и расширение кругозора МООК очень хороши. Плюсом является и то, что большинство университетов готовы засчитывать свои массовые курсы в качестве отдельных университетских программ.
Автор: Инна Колдун
Также читайте
Что такое mini-MBA
Что выбрать: МВА, магистратуру или второе высшее?
Что такое hard и soft skills
enjoy-job.ru
МООС – это… Что такое МООС?
Моос — Моос, Карл Фридрих Христиан немецкий минералог и геолог. Моос, Людвиг фон швейцарский политик, президент. Шкала Мооса шкала для определения относительной твёрдости методом царапания. Моос, Николай Николаевич русский художник, иллюстратор (г.… … Википедия
МООС РК — МООС МООС РК Министерство охраны окружающей среды Республики Казахстан гос., Казахстан МООС Источник: http://www.minplan.kz/mime/files/70/plan goverment.htm … Словарь сокращений и аббревиатур
МООС и ВР — Министерство охраны окружающей среды и водных ресурсов Республики Казахстан упразднено 06.08.2014, но сокращение встречается во многих государственных документах и постановлениях за прошлые годы гос., Казахстан, экол … Словарь сокращений и аббревиатур
Моос — М оос, а: шкал а М ооса … Русский орфографический словарь
Моос, Людвиг фон — Людвиг фон Моос нем. Ludwig von Moos … Википедия
Моос, Фридрих — Карл Фридрих Христиан Моос Карл Фридрих Христиан Моос (Мос) (нем. Carl Friedrich Christian Mohs, 29 января 1773, Гернроде / Германия 29 сентября 1839, Агордо / Италия) немецкий минералог и геолог. Учился в Галле и Фрейберге, ездил на учёбу во… … Википедия
Моос Карл Фридрих Христиан — Карл Фридрих Христиан Моос Карл Фридрих Христиан Моос (Мос) (нем. Carl Friedrich Christian Mohs, 29 января 1773, Гернроде / Германия 29 сентября 1839, Агордо / Италия) немецкий минералог и геолог. Учился в Галле и Фрейберге, ездил на учёбу во… … Википедия
Моос Фридрих — Карл Фридрих Христиан Моос Карл Фридрих Христиан Моос (Мос) (нем. Carl Friedrich Christian Mohs, 29 января 1773, Гернроде / Германия 29 сентября 1839, Агордо / Италия) немецкий минералог и геолог. Учился в Галле и Фрейберге, ездил на учёбу во… … Википедия
Моос, Карл Фридрих Христиан — Карл Фридрих Христиан Моос Карл Фридрих Христиан Моос (Мос) (нем. Carl Friedrich Christian Mohs, 29 январ … Википедия
Моос Соломон — (Moos, 1831 1891) специалист по ушным болезням, был с 1866 г. профессором в Гейдельберге. Заслуги его касаются патологической гистологии лабиринта; он доказал, что при различных инфекционных болезнях микроорганизмы вселяются в лабиринт и… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
sokrasheniya.academic.ru
Список популярных МООК-платформ | Блог 4brain
С момента своего появления МООК снискали множество положительных отзывов и собрали многомиллионную армию поклонников дистанционного обучения со всего мира. По данным Курсеры, одной из самых популярных МООК-платформ, Россия входит в десятку стран, интерес жителей которых к онлайн образованию наивысший. На данном основании мы осмелимся предположить, что приведённый ниже список ресурсов, где можно пройти курсы по многочисленным предметам, пригодится каждому человеку, стремящемуся к саморазвитию.
Лидеры
Coursera
Coursera по праву можно считать «лицом» МООК-движения. Это организация основана в 2012 г. профессорами компьютерных наук Стэнфордского университета. В данном отношении Курсера не стала первопроходцем, но благодаря правильно выбранной стратегии и коммерческому профилю, сегодня именно она является безусловным лидером в онлайн образовании. На октябрь 2014 г. на сайте было свыше 10 млн. зарегистрированных участников и более 860 бесплатных курсов. География также впечатляет – с ресурсом работают 115 учебных заведений. Имеются официальные приложения для iOS и Android.
Курсы: физика, инженерия, медицина, гуманитарные науки, математика, бизнес, информатика и многие другие.
Язык: английский (основной), практически ко всем курсам есть субтитры, иногда – на русском.
MIT Open CourseWare
Онлайн курсы от Массачусетского технологического института следовало поставить на первое место, если бы не огромная популярность Курсеры. Именно МТИ ещё в начале нового тысячелетия первым сделал онлайн базу обучающих материалов по своим предметам. Они и сегодня остаются одними из лучших в сфере прикладных и технических наук, хотя и не являются МООК в традиционном смысле (насколько это применимо к такому молодому явлению).
Курсы: технические и прикладные науки, программирование, химия, биология и другие.
Язык: английский. Больше 50 курсов переведены на другие языки, но русского в перечне нет.
EdX
Вездесущий МТИ поучаствовал и в создании полноценной МООК-платформы. В результате совместной с Гарвардом работы в мае 2012 г. был создан бесплатный EdX. Его основное отличие от Coursera – в некоммерческой направленности и открытом исходном коде, на котором работает ПО проекта. За 2 года своего существования на ресурсе зарегистрировалось свыше 3 млн. человек. Количество представленных курсов – более 300.
Курсы: архитектура, искусство, бизнес, менеджмент, дизайн, экономика и много других.
Язык: английский.
Khan Academy
Академия Хана также достаточно известный проект, который в своё время стал одним из первых, подошедших к вопросам образования с точки зрения интерактивности и геймификации. В числе организаций, жертвующих деньги на развитие проекта – Google и фонд Гейтса. На сегодняшний день на сайте собрано более 3600 минилекций на более чем 20 языках. Особенность – много уроков и целых программ по школьным предметам, а также готовые методики, по которым родители могут заниматься с маленькими детьми.
Курсы: астрономия, история, химия, программирование, финансы, экономика и многие другие.
Язык: английский, часть уроков на русском.
Udacity
Udacity не настолько популярен, как предыдущие площадки, но свою историю начал раньше. В то время как Coursera и EdX только создавались, на нём уже было более 10 курсов по программированию. Сегодня их около 40, а платформа так и осталась верной своей тематике.
Курсы: компьютерные науки, основы программирования и веб-дизайна.
Язык: английский.
UMass Boston Open Courseware
Онлайн курсы Бостонского университета не так известны, как все предыдущие, но заслужили место в нашем списке в силу того, что предлагают пройти серию занятий по предметам, которые мало представлены на других ресурсах.
Курсы: психология, политология, творческое мышление, писательское мастерство и другие.
Язык: английский.
Codecademy
Codecademy – пожалуй, самый популярный сайт обучающий программированию. Это не МООК-платформа, поскольку привычных видеолекций здесь нет. Всё проще – серия минизаданий, которые на практике показывают, а заодно и учат, что и как работает.
Курсы: создание сайтов, HTML5, CSS3, Python, Ruby, JQuery и другие.
Язык: английский.
Другие ресурсы
Academic Earth – видеолекции и курсы по многим предметам, прочитанные в Беркли, Гарварде Принстоне, Йеле.
Udemy предлагает возможность не только учиться, но и учить, зарабатывая на этом деньги. Благодаря данному факту, на сайте собрано больше 20 тыс. курсов и зарегистрировано 4 млн. пользователей. Курсы как платные, так и бесплатные, в том числе и на русском языке.
OpenLearning – первые австралийские МООК, распространённые в регионе. Работают по тому же принципу, что и предыдущие – можно как начать учиться на бесплатном или платном курсе, так и самому выступить в роли преподавателя.
FutureLearn – британский МООК проект, объединяющий почти 30 британских и 10 зарубежных вузов. Предлагает много курсов из разных областей знаний.
OpenLearn – привлекает внимание не только разнообразием курсов, а и возможностью скачивать их материалы себе и использовать на любом гаджете.
TED. Хоть одно выступление из конференций, которые организовывает некоммерческая компания «TED», вы должны были видеть. Это не МООК, но познавательность и интересность данного ресурса не позволяет обойти его стороной.
Интуит – качественный, а, главное, полностью русскоязычный ресурс. Больше 500 различных курсов, в том числе с видео и возможностью получить сертификат об окончании.
UNESCO Institute for Information Technologies in Education предлагает ряд бесплатных русскоязычных курсов на тему использования информационных технологий в образовательном процессе.
Лекториум – бесплатный онлайн каталог с видеозаписями лекций преподавателей российских вузов. С недавнего времени есть и свои курсы.
Универсариум – межвузовская площадка электронного образования. Уже сейчас на сайте собрано несколько интересных курсов и зарегистрировано более 200 тыс. пользователей.
Prometheus – первые украинские МООК. Проект запущен совсем недавно и пока предлагает только 4 курса. Но их количество, как обещают основатели, будет увеличиваться.
HTML Academy – российский проект, предлагающий интерактивные курсы по HTML и CSS. Доступно как бесплатное обучение, так и платный интенсив.
Hexlet позиционируется как свободный онлайн университет. Тематика – программирование и смежные дисциплины.
Полезные ссылки
SkilledUp – сервис, позволяющий искать необходимый курс по всем ресурсам Интернета. На момент написания статьи только бесплатных курсов в базе было больше 56 тыс.
MOOC List – ещё один поисковик по онлайн курсам. На сайте удобная навигация, благодаря которой можно отсортировать результаты не только по тематике, но и по языку.
Get Study Room – сервис, позволяющий объединяться с другими пользователями в небольшие классы. После регистрации вы можете указать ссылку на исходный курс и получить интерактивный кабинет. В нём каждый из приглашённых получит свой рабочий стол и доступ к чату и доске.
iTunes U – большой каталог бесплатных онлайн курсов и других учебных материалов для владельцев техники Apple, которые можно проходить прямо со своего телефона или планшета.
Отзывы и комментарии
Дополнить приведённый список и просто поделиться своими мыслями можно в комментариях.
4brain.ru
дистанционные онлайн-курсы — Образовательная программа «Менеджмент» — Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
MOOCs (Massive Open Online Courses)— образовательная технология, позволяющая предоставлять обучение всем желающим, до нескольких десятков тысяч человек одновременно и абсолютно бесплатно. Сегодня свои MOOCs предлагают передовые мировые университеты и образовательные организации, преподавателями массовых курсов являются лучшие в своей области специалисты и исследователи, а аудитория ведущих образовательных платформ исчисляется миллионами пользователей. В 2013 году Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» начал свое сотрудничество с международной образовательной платформой Coursera.org. К данному моменту Coursera является наиболее популярным, посещаемым и авторитетным проектом в сфере открытого образования, сотрудничает с лидирующими вузами и обладает общей аудиторией в 7,1 миллионов человек, среди которых более 300 000 русскоговорящих пользователей. В первом полугодии 2014 года Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» разработал и успешно запустил 11 массовых открытых онлайн-курсов. Университет предлагает несколько базовых экономических курсов, а также курсы по прикладной математике, психологии и межкультурным коммуникациям. Все курсы записаны и представлены ведущими преподавателями и сотрудниками университета. На 11 предложенных массовых курсов в общей сложности было записано более 250 000 человек из 190 различных стран, таких как Россия, Индия, Китай, Великобритания, США, Бразилия, Германия, Казахстан, Украина и др. Во втором полугодии 2014 года НИУ ВШЭ планирует представить еще 10 курсов.
За процесс создания и проведения MOOCs на платформе Coursera отвечает Центр развития образовательной среды при Департаменте основных образовательных программ. Центр организует работу с преподавателями, ассистентами по вопросам создания MOOCs для проекта Coursera, взаимодействует с иностранными организациями и партнерами по проектам Центра развития образовательной среды, курирует съемочный процесс, а также консультирует ассистентов и преподавателей, которые разрабатывают свои MOOCs.
www.hse.ru
https://www.coursera.org | Проект Coursera, предлагающий «самые лучшие в мире курсы, онлайн, бесплатно», – первая «ласточка» среди платформ открытых электронных образовательных ресурсов – она была открыта в августе 2012 г. по инициативе профессоров Стэнфордского университета Эндрю Ын (Andrew Ng) и Дафны Коллер (Daphne Koller). Девиз проекта: «Coursera стремится поддержать людей в получении образования с тем, чтобы улучшить их личное и семейное благосостояние, а также – благосостояние общества, в котором они живут». На начало апреля 2015 г. на платформе было представлено 1005 курсов от 117 университетов и организаций – партнёров проекта, число обучающихся и уже завершивших обучение составляло около 12,3 млн. человек. Для сравнения: в апреле 2014 г. число курсов составляло 642, число университетов – 108, пользователей – около 7, 5 млн. – то есть за год больше всего выросло количество обучаемых (боле, чем на 60%), число курсов возросло на 56%, число университетов-партнёров – примерно на 8%. (Такой медленный рост числа партнёров, очевидно, говорит о большой избирательности Coursera в установлении партнёрских отношений.) Советуем прочитать: «Опыт получения Data Science specialization на Coursera за 6 месяцев» |
https://www.EdX.org | Проект EdX – один из «китов» открытого электронного обучения. Основателями проекта, запущенного в 2012 г., явились 3 ведущих университета:
Девиз проекта: «Учись, развлекайся, развивай в себе тягу к познанию и к приобретению навыков, которые могут изменить твою жизнь». На начало апреля 2015 г. на платформе EdX доступен 471 курс по самой разной тематике. Новые курсы |
https://openedu.ru/course/ | «Открытое образование» — современная образовательная платформа, предлагающая онлайн-курсы по базовым дисциплинам, изучаемым в российских университетах. Платформа создана Ассоциацией «Национальная платформа открытого образования», учрежденной ведущими университетами — МГУ, СПбПУ, СПбГУ, НИТУ «МИСиС», НИУ «ВШЭ», МФТИ, УрФУ и ИТМО. Все курсы, размещенные на Платформе, доступны бесплатно и без формальных требований к базовому уровню образования. Для желающих зачесть пройденный онлайн-курс при освоении образовательной программы бакалавриата или специалитета в вузе предусмотрена уникальная для России возможность получения подтвержденных сертификатов. Получение сертификата возможно при условии прохождения контрольных мероприятий онлайн-курса с идентификацией личности обучающегося и контролем условий их прохождения. В сравнении с курсами других платформ онлайн-обучения, курсы национальной платформы имеют определенные особенности:
Принципы, положенные в основу высокого качества онлайн-курсов:
Советуем прочитать: «В конце сентября в России открывается национальная образовательная онлайн-платформа» |
https://www.udacity.com | Udacity — частная образовательная организация, основанная в 2012 г. Себастьяном Труном (Sebastian Thrun), Дэвидом Ставенсом (David Stavens) и Майклом Сокольски (Mike Sokolsky) в результате расширения программы по информатике В том же, 2012 году Себастьян Трун был отмечен газетой The Guardian как человек, внёсший существенный вклад в развитие открытого Интернета. Цель проекта, по словам его основателей, – демократизация образования. Все электронные курсы на платформе Udacity бесплатны и доступны через Интернет всем желающим. Курсы поделены на 3 уровня: «Beginner» (начальный уровень), «Intermediate» (промежуточный уровень), «Advanced» (продвинутый уровень). Курсы, в основном, на английском языке. |
http://oyc.yale.edu/courses | Открытые курсы Йельского университета |
750+ Free Online Courses from the Best Colleges | AcademicEarth — платформа открытого образования, предлагающая открытые курсы (MOOC) и отдельные учебные видеоресурсы самой широкой тематики. |
https://www.futurelearn.com | Future Learn — частная компания, принадлежащая The Open University — университету с более чем 40-летним опытом дистанционного обучения. Компания создана в 2013 г. В настоящее время (сентябрь 2015 г.) партнёрами компании являются более 70 ведущих вузов, компаний и организаций, в том числе Британский музей, компании BBC, Marks & Spencer, правительство Великобритании. Количество обученных на курсах за годы существования платформы превысило 2 млн. человек. |
http://universarium.org | «Универсариум» — открытая система электронного образования, предлагающая всем желающим бесплатные образовательные программы от лучших университетов России: МИФИ, МФТИ, МГУ. Всего (на начало апреля 2015 г.) запущено 63 курса по 22 категориям; число зарегистрированных пользователей Портала, превышает 367 тыс. человек. Как заявляют создатели проекта,
|
http://uniweb.ru | Среди вузов-партнеров проекта «Uniweb» – МГУ, УрФУ, Институт бизнеса и делового администрирования – на начало апреля 2015 г. – всего 10 ведущих университетов России. Тематика курсов (их всего – 45 по 10 программам), в основном, связана с бизнесом. Обучение возможно в трех различных форматах – на выбор слушателя:
Каждый курс допускает разные планы прохождения материала:
Обучаемый в любой момент может сменить план обучения. В курсе оперативно отображается информация о прогрессе студента. |
https://www.lektorium.tv | «Лекториум» – русскоязычный просветительский проект МООС, развивающий два направления:
На начало апреля 2015 г. в проекте участвуют более 20 вузов-партнёров и 50 000 студентов. Электронные курсы содержат более 4 000 часов видео. Приведём цитату о МООС директора проекта Якова Сомова: «MOOC — это технология, которая состоит из пяти компонентов:
Если убрать какой-то из этих компонентов, то получится другой продукт». |
https://htmlacademy.ru | HTML Academy – Портал интерактивных онлайн-курсов по HTML и CSS – предлагает пользователям большое количество курсов по очень востребованным сегодня технологиям создания веб-документов: языку HTML и спецификации CSS. Портал содержит курсы разного уровня сложности – от новичка до профессионала. Большую помощь в выборе курса оказывает пользователям наличие «Карты обучения», которая показывает в какой последовательности лучше изучать курсы. Удобно наличие ознакомительного курса, который «погружает» обучаемого в изучаемую среду. Ознакомившись с эти курсом, хочет пройти и другие! Принцип интерактивности, вызывающий интерес к обучению, лежит в основе всех курсов Проекта. В отличие от ознакомительного курса, они требуют регистрации, хотя и являются бесплатными. Это необходимо для организации личного кабинета обучаемого. Наряду с бесплатными курсами, портал HTMLAcademy предлагает также платный интенсив-курс, рассчитанный на 1 месяц. |
Центр новых образовательных технологий http://media.ls.urfu.ru/cet/1292 | Раздел «Ресурсы» сайта Центра новых образовательных технологий на Портале Уральского Федерального Университета содержит более 30 электронных курсов по разнообразной тематике. Все курсы абсолютно бесплатные и не требуют регистрации. Каждый ресурс имеет чёткую структуру и богатый медиаконтент. Анализу электронных образовательных ресурсов Центра новых образовательных технологий УрФУ посвящена заметка «Электронные образовательные ресурсы УрФУ – чем они интересны для КНИТУ-КАИ?». |
http://lectoriy.mipt.ru/ | Видеолекции и открытые образовательные материалы Московского физико-технического института (МФТИ) |
http://ocw.mit.edu/index.htm | MOOC Массачусетского технологического института «Идея проста: публиковать все наши учебные материалы в Интернете и сделать их широко доступными для всех» Дик K.P. Юэ (Dick K.P. Yue), профессор Школа инженерии Массачусетского технологического института |
https://www.khanacademy.org/ | Коллекция бесплатных микролекций Академиии Хана (Коллекция содержит более 4200 микролекций на английском языке. Требуется бесплатная регистрация через социальные сети или Email.) |
http://media.msu.ru/ | Видеоархив МГУ им. М.В.Ломоносова |
http://eduvideo.ru/text/videoteka | Видеотека учебных фильмов компании «Решение: учебное видео» |
http://www.youtube.com/iit | Национальная программа расширенного технического образования Индии предлагает видеокурсы лекций по техническим предметам университетов Индии (более 100 полных курсов на английском языке). |
eto.kai.ru