Моральные качества врача – Врачебная мораль. Основные категории врачебной морали. Этический кодекс Российского врача. Международный кодекс медицинской этики.

52. Особенности личности врача. Долг врача, нравственные ценности.

Профессиональная подготовка врача, наличие у него набора всех профессиональных умений и

навыков. Психологическая подготовка врача. На профессионализм врача также влияют особенности

личной жизни: насколько благополучное его собственную жизнь – имеется ли в нем любовь,

взаимопонимание с близкими людьми, материальная обеспеченность и др. Профессия врача

предполагает прежде всего любовь к своей работе, любовь к человеку, к больному человеку.

Выделим комплекс личностных качеств, которые должны быть у врача:

1. Морально-этические качества врача: честность, порядочность, обязательность,

ответственность, интеллигентность, человечность, доброта, надежность, принципиальность,

бескорыстие, умение держать слово.

2. Коммуникативные качества врача: личная привлекательность, вежливость, уважение к

окружающим, готовность помочь, авторитет, тактичность, внимательность, наблюдательность, быть хорошим собеседником, коммуникабельность, доступность

контактов, доверие к окружающим.

3. Волевые качества врача: уверенность в себе, выдержка, склонность к риску, смелость,

независимость, сдержанность, уравновешенность, решительность, инициативность,

самостоятельность, самоорганизация, настырность, целеустремленность.

4. Организационные качества врача: требовательность к себе и окружающим, склонность брать

на себя ответственность, умение принимать решения, умение правильно оценить себя и

пациента, умение планировать свою работу.

Нравственные ценности. Честность, человечность, бескорыстие, умение подчинить себя интересам

больного, милосердие и самоотверженность. «В какой бы дом я ни вошел, я войду туда для пользы

больного, будучи далек от всего намеренного, неправедного и пагубного», – писал

Гиппократ. Практическое отношение врача к человеку, изначально ориентированное на заботу,

помощь, поддержку, безусловно является основной чертой профессиональной врачебной этики.

Гиппократ справедливо отмечал непосредственную зависимость между человеколюбием и

результативностью профессиональной деятельности врача. Человеколюбие не только является

основополагающим критерием выбора профессии, но и непосредственно влияет на успех врачебной

деятельности, в значительной степени определяя меру врачебного искусства. «Где любовь к людям

– писал Гиппократ, – там и любовь к своему искусству».

Свобода и обязанности врача.

Лечащий доктор может выбираться именно пациентом или назначаться руководителем учреждения

здравоохранения или его подразделения. Обязанностями лечащего врача является

квалифицированное и своевременное лечение и обследование пациента. Больной вправе

настойчиво просить замены врача.

Доктор имеет право отказаться от дальнейшего ведения пациента, если последний не выполняет

медицинских предписаний или правил внутреннего распорядка учреждения здравоохранения, при

условии, что это не угрожает жизни больного и здоровью населения.

Доктор не несет ответственности за здоровье больного в случае отказа последнего от медицинских

предписаний или нарушения пациентом установленного для него режима.

Обязанности врача

Для выполнения своих обязанностей врач должен иметь свободу профессиональных действий,

согласованных с совестью и требованиями современной медицины.

За врачом сохраняется свобода выбора в применении обоснованных методов, которые, по его

мнению, являются правдивыми. Врач должен, однако, ограничиться такими диагностическими,

лечебными и профилактическими мероприятиями, которые действительно необходимы больному и

соответствуют современному уровню медицинских знаний.

В отдельных ситуациях врач может отказаться или уклониться от лечения больного, кроме случаев,

когда предоставление неотложной врачебной помощи не терпит отлагательства. Не имея

возможности оказать медицинскую помощь больному, или уклоняясь от нее, врач обязан указать

больному, а также его законным представителям, на другую возможность ее получения.

Врач может осуществлять врачебные мероприятия исключительно по медицинским и (или)

эстетических показаний.

Врач должен тщательно провести диагностирование, лечение и профилактику, посвящая на это

необходимо время. Врач может начать лечение только после предварительного обследования пациента. Исключением

является разве чрезвычайные ситуации, при которых немедленная врачебная помощь в форме

совета может быть предоставлена только на расстоянии.

Долг врача, проводящего медицинское исследование, состоит в охране жизни и здоровья, защите

достоинства, неприкосновенности, личной жизни и права на свободное волеизъявление

участвующих в нем больных, а также конфиденциальности их частной информации.

studfiles.net

3.4. Моральные принципы в профессиональной деятельности медицинских работников

История медицины и практический опыт здравоохранения со всей очевидностью показывают, что медицинская помощь не может быть полноценной, если даже самый высококвалифицированный врач не обладает необходимыми этическими качествами.

Этика (от греч. ethos – обычай, нрав) – это одна из философских дисциплин, объектом изучения которой являются мораль, нравственность. Медицинская этика определяется как совокупность норм поведения и морали медицинских работников. Известно, что помимо общих моральных норм, регулирующих жизнь общества, существуют нормы классической медицинской этики, имеющие свою специфику, связанную с природой самой профессии.

Наряду с термином медицинская этика, часто применяется термин «деонтология» (от греч. deon – должное, долг и logos – учение, слово), т.е. учение о должном поведении медицинских работников. Впервые это понятие было введено в обиход в начале XIX в. английским юристом и философом И. Бентамом.

Медицинская этика охватывает более широкий круг вопросов, чем деонтология. Это учение о морали медицинского работника, о его взаимоотношениях с больными и здоровыми, с людьми, окружающими больного, с коллегами. Это учение о врачебной тайне, об этике научных исследований, о внешнем виде медицинских работников и др. Медицинская этика не несет в себе специфики определенной медицинской специальности. Так, например, нет отдельно этики терапевта, хирурга, операционной медицинской сестры или другого специалиста, но есть этика медицинского работника.

Понятия медицинская этика и деонтология органически связаны, так как имеют дело с моральными и нравственными нормами и основанными на них принципами и правилами поведения медицинских работников, выполняющих свой профессиональный и гражданский долг. В реальной жизни соблюдение деонтологических правил обязательно дополняется определенным нравственно-этическим содержанием. С другой стороны, многие нормы морали, особенно профессиональной, так тесно сливаются с деонтологическими требованиями, что их трудно отделить друг от друга.

Медицинская этика возникла тысячелетия назад, одновременно с началом врачевания. Во многих древнейших письменных источниках по медицине, наряду с советами по сохранению здоровья и лечению болезней, содержатся правила поведения врача. Наиболее известный документ – клятва Гиппократа (V век до н.э.), оказавшая огромное влияние на все последующее развитие медицинской этики. Нормы медицинской этики изменялись в зависимости от социальных условий, развития культуры, достижений медицины, однако традиционные вопросы оставались незыблемыми на протяжении веков.

Основные проблемы медицинской этики:

• медицинский работник и общество;

• медицинский работник и пациент;

• медицинский работник и родственники пациента;

• взаимоотношения представителей медицинских профессий;

• нравственные качества и внешний вид медицинского работника;

• врачебная тайна;

• совершенствование знаний и отношение к различным теориям;

• этика эксперимента.

Существует ряд правовых документов общего характера, где отражаются многие принципы медицинской и биомедицинской этики, например «Женевская декларация», принятая в 1949 г. Всемирной медицинской ассоциацией (ВМА) и содержащая текст присяги, которую приносят врачи стран-членов ВМА.

В 1949 г. был также принят «Международный кодекс медицинской этики», который более подробно излагает нормы профессиональной медицинской морали. Согласно этому кодексу, врач обязан:

• соответствовать наивысшим профессиональным стандартам;

• ставить во главу угла сострадание и уважение к человеческому достоинству пациента и полностью отвечать за все аспекты медицинской помощи вне зависимости от собственной профессиональной специализации;

• не позволять соображениям собственной выгоды влиять на свободу и независимость профессионального решения, которое должно приниматься исключительно в интересах пациента;

• быть честным в отношениях с пациентами и коллегами и бороться с теми, кто проявляет некомпетентность или замечен в обмане;

• уважать права пациентов, коллег по работе;

• осуществлять вмешательства, способные ухудшить физическое или психическое состояние больного, в процессе оказания ему медицинской помощи, лишь в исключительных случаях и только в интересах пациента;

• утверждать лишь то, что проверено им лично;

• постоянно помнить о своем долге сохранения человеческой жизни;

• обращаться к более компетентным коллегам, если необходимое пациенту обследование или лечение выходят за уровень его собственных профессиональных возможностей;

• хранить врачебную тайну даже после смерти своего пациента;

• всегда оказывать неотложную помощь любому в ней нуждающемуся.

Большое значение имеет принятие Советом Европы в 1997 г. общеевропейской «Конвенции о защите прав человека и человеческого достоинства в связи с применением достижений биологии и медицины». В ст. 1 и 2 Конвенции подчеркивается обязанность «защищать достоинство и индивидуальную целостность каждого человека, гарантировать всем без исключения неприкосновенность личности и соблюдение других прав и основных свобод»… «Интересы и благо отдельного человека должны превалировать над интересами общества и науки». Кроме того, разработаны документы, регламентирующие проведение экспериментов на человеке, генетические исследования, аборты, права доноров и реципиентов при трансплантации органов и др.

studfiles.net

Врачебная мораль. Основные категории врачебной морали. Этический кодекс Российского врача. Международный кодекс медицинской этики.

Что же такое врачебная этика? Это часть общей этики, которую можно

определить как науку о нравственных ценностях поступков и поведения врача в сфере его деятельности. Врачебная этика включает в себя совокупность норм поведения и морали, предопределяет чувство профессионального долга, чести, совести и достоинства врача, касается его культуры, человечности, физической и моральной чистоплотности.

Медицина, в отличие от других наук, тесно связана с судьбой человека, его здоровьем и жизнью. Отсюда вытекают и

особые морально-этические качества врача, которые наиболее полно определяются понятием “гуманизм”. Если исчезает сочувствие, развивается равнодушие к больным, черствость, моральная глухота, то есть происходит деформация личности, то теряется драгоценное качество врача – истинная гуманность, а без нее медицина теряет право на свое существование, ибо ее научные принципы в таком случае вступают в противоречие с основной целью – служить человеку. Гуманизм составляет этическую основу медицины, ее мораль, а этика является теорией морали.

ЭТИЧЕСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОГО ВРАЧА

Утвержден 4-ой Конференцией Ассоциации врачей России, ноябрь 1994

Руководствуясь клятвой Гиппократа, принципами гуманизма и милосердия, документами Всемирной Медицинской Ассоциации по этике и законодательством РФ в части права граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь, декларируя определяющую роль врача в системе здравоохранения, учитывая особый характер взаимоотношений врача с пациентом и необходимость дополнить механизмы правового регулирования этих отношений нормами врачебной этики, декларируя, что каждый врач несет моральную ответственность перед медицинским сообществом за свою врачебную деятельность, а медицинское сообщество несет ответственность за своих членов перед обществом в целом, Ассоциация врачей России принимает настоящий Этический Кодекс российского врача. (разделы: ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ (ВРАЧ И ОБЩЕСТВО), ВРАЧ И ПРАВА ПАЦИЕНТА, ОТНОШЕНИЯ С КОЛЛЕГАМИ И ДРУГИМ МЕДИЦИНСКИМ ПЕРСОНАЛОМ, ПРЕДЕЛЫ ДЕЙСТВИЯ ЭТИЧЕСКОГО КОДЕКСА, ПОРЯДОК ЕГО ПЕРЕСМОТРА И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ЕГО НАРУШЕНИЯ)

МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОДЕКС МЕДИЦИНСКОЙ ЭТИКИ

Принят 3ей Генеральной Ассамблеей Всемирной Медицинской Ассоциации, Женева, Швейцария, в октябре 1949 года, дополнен 22ой Всемирной Медицинской Ассамблеей, Сидней, Австралия, в августе 1968 года и 35ой Всемирной Медицинской Ассамблеей, Венеция, Италия, в октябре 1983 года. (разделы: Общие обязанности врачей, Обязанности врача по отношению к больному, Обязанности врача по отношению друг к другу)

Вопрос 6: Этические теории и их проявление в биоэтике

Утилитаризм.1) принцип оценки всех явлений с точки зрения их полезности, возможности служить средством для достижения какой-либо цели. 2) Направление в этике, считающее пользу основой нравственности и критерием человеческих поступков. Получило широкое распространение в Великобритании в 19 в., отразив умонастроения некоторых слоев англ. либеральной буржуазии. И. Бентам, основоположник У., считал основой морали полезность, которую он отождествлял с наслаждением. Исходя из натуралистического и внеисторического понимания природы человека, Бентам видел конечное назначение морали в том, чтобы способствовать естественному стремлению людей испытывать наслаждение и избегать страданий.

Термин «деонтология» происходит от греческих слов «deon» — долг и «logos» — наука. Его употребляют, говоря о соблюдении этических норм и принципов поведения, в особенности в медицине. Врач является членом общества, и он должен в своих поступках руководствоваться теми же самыми принципами, что и другие члены этого общества. Кроме того, избирающие себе эту профессию обязаны выполнять нормы, возникающие благодаря специфике их функций. Эти нормы определяются врачебной присягой. Врач должен быть всегда готов к оказанию помощи, независимо от того, кто в ней нуждается, должен быть вежливым и терпимым, уважающим достоинство каждого человека, заботливым, социально заинтересованным. Другой основной обязанностью врача является сохранение врачебной тайны . Во время своей деятельности врач получает большую информацию, распространение которой может вызвать много беспокойств, неприятностей и даже быть причиной серьезной опасности для самого больного или для его семьи. Врачебная тайна может быть нарушена единственно по соглашению с больным или по требованию суда.

Религиозные учения. Отношение религий в медицине. Проявление заповедей.

studfiles.net

О медицинской морали – Медицина. Научно-популярный журнал

Мораль — форма общественного сознания, она регулирует поведение человека во всех без исключения сферах его общественной жизни — в труде и быту, в политике и науке.

Медицинская мораль — совокупность норм поведения, обеспечивающих нравственный характер взаимоотношений между представителями медицинской профессии и пациентами, их ближайшим окружением (родственниками и знакомыми).

В основе этики российского врача лежат традиционные представления о гуманном назначении труда медика, который должен руководствоваться в своих действиях соображениями телесного и духовного здоровья пациента, не считаясь при этом с трудностями, а в исключительных случаях и с собственной безопасностью.

К компетенции медицинской морали относятся такие сложные проблемы, как сохранение врачебной тайны, условия трансплантации жизненно важных органов, допустимости или недопустимости генетического контроля, экспериментирования и т. д. В основные принципы этики советского врача входят: добросовестное отношение к своему гражданскому и профессиональному долгу, уважение прав и интересов лиц, находящихся в сфере действия системы здравоохранения, обязательного оказания им квалифицированной медицинской помощи вне зависимости от их расы, социальной принадлежности, пола и возраста, постоянное совершенствование общих и профессиональных знаний, повседневная готовность к выполнению профессионального долга, включая проявление разумного риска и самопожертвования в интересах больного и здорового человека.

Не раскрывая детально содержания всех категорий медицинской этики, остановимся подробнее на долге врача. В профессиональном и моральном смысле долг врача развитого общества немыслим без самой высокой профессиональной квалификации, постоянного совершенствования и обогащения навыков и знаний. Врач не имеет права замыкаться в узких рамках лечебной медицины и не следить за развитием экономики, культуры и всевозрастающих запросов общества. Другими словами, врача, к какой бы специальности он ни принадлежал — терапевта, хирурга, акушера-гинеколога, — интересы охраны здоровья (задачи профилактики в широком смысле этого понятия) побуждают быть государственным деятелем особой квалификации. Они помогают врачу видеть и предвидеть все, что мешает и может помешать здоровью и долголетию пациента, научить его устранять эти помехи. Деонтология выступает своеобразным каналом, направлением, формой реализации научных этических принципов непосредственно в практическую деятельность российского врача.

Специфика врачебной деятельности, основанная на взаимном доверии пациента и врача, которому больной добровольно вверяет свое здоровье, а иногда и жизнь, породила особую сферу пересечения предметных областей морали и права: «врачебная тайна» и «врачебная ответственность»,

В деятельности медицинских работников вопросы этического и правового плана при внешнем своем различии внутренне тесно связаны между собой. Во-первых, правовые нормы, регулирующие профессиональную деятельность медицинских работников, основаны на моральных нормах. Во-вторых, некоторые моральные нормы, касающиеся деятельности врачей (присяга врача, врачебная тайна), получили силу закона.

Практика показывает, что при несоблюдении принципов деонтологии (сделать максимум возможного, чтобы спасти или продолжить жизнь больного) возникают конфликтные ситуации между медицинскими работниками и больным, его родственниками.

Причины неблагоприятных исходов лечения весьма многообразны и связаны как с особенностями самой болезни, ее течения у данного пациента, несвоевременностью обращения больного к врачу и т. д., так и с неправильными действиями или бездействием медицинских работников, связанными с их недостаточной квалификацией, волнением, отсутствием нормальных условий для работы и т. д. Многочисленность этих факторов, существенные отличия их в отдельных случаях даже при одних и тех же заболеваниях, сложность выделения основной причины неблагоприятного исхода болезни в каждом отдельном случае обычно вызывают значительные затруднения.

На основании раскрытия социальных закономерностей, регулирующих нравственную деятельность медиков, строится теория социологии медицинской морали, позволяющая систематизировать знания данной отрасли социологии, разработать систему нравственного воспитания медицинских работников, отвечающую запросам практики.


www.medjour.ru

Моральные и профессиональные качества медицинской сестры

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3   ..

 

 

 

2. Моральные и профессиональные качества медицинской сестры

Роль медицинской сестры в процессе лечения пациента, особен­но в стационаре, трудно переоценить. Выполнение назначений вра­ча, уход за тяжелобольными, проведение многих, иногда довольно сложных, манипуляций – все это является прямой обязанностью среднего медицинского персонала. Медицинская сестра также уча­ствует в обследовании пациента, подготовке его к различным опе­ративным вмешательствам, работает в операционной в качестве ане­стезиста или операционной сестры, наблюдает за пациентом в отде­лениях реанимации и интенсивной терапии. Все это предъявляет высокие требования не только к знаниям и практическим навыкам медицинской сестры, но и к ее моральному облику, умению вести себя в коллективе, при общении с пациентами и их родственниками.

Всегда и при всех обстоятельствах необходимо помнить, что чело­век обращается к медицинским работникам за помощью, в связи с тем, что с ним случилась беда, иногда очень серьезная, способная повлечь за собой утрату здоровья, трудоспособности, а подчас и уг­рожающая жизни. Только при полном сочувствии пациенту, при по­нимании его положения возможен настоящий контакт между ним и медицинским персоналом, что так необходимо для успешного лече­ния. Чуткость, моральная поддержка, душевная теплота нужны паци­енту не меньше, а может быть и больше, чем лекарственные препара­ты. Недаром в недалеком прошлом медицинских сестер называли «се­страми милосердия»: это отражало не только профессиональную, но и моральную сторону их работы. Равнодушных, неуравновешенных людей, не способных к сочувствию страдающему человеку, нельзя допускать к работе в медицинских учреждениях. При общении с па­циентом, выполнении манипуляций, зачастую неприятных и болез­ненных, медицинская сестра должна отвлечь пациента от тяжелых мыслей, внушить ему бодрость и веру в выздоровление.

Часто пациенты спрашивают медицинских сестер о своем диаг­нозе и прогнозе. Ни в коем случае нельзя сообщать пациенту о на­личии у него неизлечимого заболевания, особенно злокачественной опухоли. Что касается прогноза, то всегда надо высказывать твердую уверенность в благоприятном исходе. Все сведения, которые медицин­ская сестра дает пациенту, должны быть согласованы с врачом.

Вместе с тем, на основании статьи 31 р. VI «Основ законо­дательства Российской Федерации об охране здоровья граждан», каждый пациент имеет право в доступной для него форме получить имеющуюся информацию о состоянии своего здоровья, включая сведения о результатах обследования, наличии заболевания, его ди­агнозе и прогнозе, методах лечения, связанном с ними риске, воз­можных вариантах медицинского вмешательства, их последствиях и результатах проведенного лечения.

Информация о состоянии здоровья не может быть предоставлена пациенту против его воли. В случаях неблагоприятного прогноза раз­вития заболевания информация должна сообщаться в деликатной форме ему и членам его семьи, если пациент не запретил сообщать им об этом. Пациент имеет право непосредственно знакомиться с медицинской документацией, отражающей состояние его здоровья и получать консультацию по ней у других специалистов.

Информация о факте обращения за медицинской помощью, со­стоянии здоровья пациента, диагнозе его заболевания и иных сведе­ниях, полученных при его обследовании и лечении, составляет вра­чебную тайну. Пациенту должна быть подтверждена гарантия кон­фиденциальности передаваемых им сведений.

Не допускается разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, лицами, которым они стали известны при обучении, испол­нении профессиональных, служебных и иных обязанностей.

Предоставление сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия пациента или его законного представителя допускается:

·       в целях обследования и лечения пациента неспособного из-за своего состояния выразить свою волю;

·       при угрозе распространения инфекционных заболеваний;

·       при наличии оснований, позволяющих полагать, что вред здо­ровью пациента причинен в результате противоправных действий.

За разглашение врачебной тайны, с учетом причиненного ущер­ба пациенту, мед. работники несут дисциплинарную, администра­тивную или уголовную ответственность в соответствии с законода­тельством РФ. Статья 61. р. 8.

Нередко пациенты вступают в разговор с младшим персоналом, получая от него ненужную информацию. Вот почему медсестра дол­жна пресекать подобные беседы и в тоже время постоянно воспи­тывать обслуживающий персонал на принципах медицинской эти­ки и деонтологии. Пациента надо всемерно оберегать от психичес­кой травмы, которая может ухудшить его состояние, а в некоторых случаях привести к отказу от лечения. В некоторых случаях пациен­ты, как правило, не находящиеся в тяжелом состоянии, проявляют недисциплинированность, нарушают лечебный режим, курят в па­латах, употребляют спиртные напитки. В таких случаях медицинс­кая сестра должна решительно пресекать нарушения дисциплины, проявлять строгость, но не грубость. Иногда достаточно объяснить пациенту, что его поведение приносит вред не только ему, но и дру­гим пациентам. Обо всех случаях неправильного поведения паци­ента необходимо сообщить врачу.

Медицинская сестра обязана всегда быть выдержанной, привет­ливой, способствовать созданию нормальной рабочей атмосферы в лечебном учреждении. Если даже она чем-то расстроена или встре­вожена, пациенты не должны замечать этого. Ничто не должно от­ражаться на ее работе, на ее тоне в разговорах с коллегами и паци­ентами. Нежелательны также чрезмерная сухость и официальность, но не допустимы и легкомысленные шутки, а тем более : фамильярность в отношениях с пациентами. Поведение медицин­ской сестры должно внушать уважение к ней, создавать уверен­ность, что она все знает, все умеет и что ей можно смело дове­рить свое здоровье и жизнь.

Медицинская сестра должна неукоснительно выполнять указа­ние врача и точно соблюдать не только дозировку лекарства и дли­тельность процедур, но и их последовательность. Назначая время или периодичность введения препаратов, врач учитывает длитель­ность их действия, возможность сочетания с другими лекарствами. Поэтому небрежность или ошибка могут оказаться чрезвычайно опасными для пациента и привести к необратимым последствиям.

Современные лечебные учреждения оснащены новой ди­агностической и лечебной аппаратурой. Медицинские сестры долж­ны не только знать, для чего служит тот или иной прибор, но и уметь им пользоваться, особенно, если он установлен в палате. При выпол­нении сложных манипуляций медицинская сестра, если она не чув­ствует себя достаточно подготовленной для этого или сомневается в чем-то, не должна стесняться просить помощи и совета у более опытных коллег. Точно также медицинская сестра, хорошо владеющая тех­никой, той или иной манипуляцией, обязана помогать осваивать эту технику своим менее опытным товарищам. Самоуверенность, зазнай­ство и высокомерие недопустимы, когда речь идет о здоровье и жизни человека Обязательным качеством медицинской сестры должно быть стремление к постоянному повышению своей квалификации, углублению знаний, приобретению новых навыков. Этому должна способствовать общая атмосфера лечебного учреждения, играющая важную роль в формировании высококвалифицированного и ответст­венного работника, выработке у него высоких моральных качеств, гу­манизма и умение всем своим поведением способствовать возвраще­нию здоровья и трудоспособности больному человеку.

Каждая сестра должна пройти долгий путь самопознания и само­воспитания, чтобы тщательно познать самое себя, особенности своей личности, чтобы знать, каков стиль ее работы и как воздействует она на пациентов. Грамотная сестра испытывает постоянную потребность в пополнении своих знаний, в развитии своей личности.

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3   ..

 

 

 

 

 

sinref.ru

Этика, мораль, нравственность в медицине

Строгое соблюдение высоких требований врачебной этики становится особенно важным в наше время, когда в медицину бурно вторгаются новшества, рожденные научно-технической революцией. Многие из них представляют собой бесспорные достижения в диагностике и лечении, однако внедрение этих новшеств сопровождается и негативными явлениями. Прежде всего, они приводят к так называемой дегуманизации медицины, о которой все больше и с нарастающей тревогой говорят сами медики. Эти опасения не лишены оснований. Многообразная аппаратура и многочисленные анализы стали непременными посредниками между врачом и пациентом, отдалили их друг от друга. К этому явлению добавляются продолжающаяся дифференциация медицинских знаний, образование новых специальностей, в том числе и весьма «узких». О сверхспециализации и чрезмерной технизации медицины как издержках научно-технического прогресса все чаще говорят представители самых различных теоретических течений, пытающихся найти выход из этого положения.

Многие прогрессивные ученые Запада пишут сегодня о тревожной тенденции в подходе к организму человека, когда он воспринимается не как индивидуальное целое, а как «комплекс», состоящий из отдельных систем и органов. Предлагается реформировать систему медицинского образования, усилить внимание к интегративным дисциплинам — общей патологии, общей терапии и т. п. Представители неогиппократизма считают: чтобы выйти из «кризиса доверия» (в отношениях врача и больного), преодолеть дегуманизацию, надо вернуться к принципам классической медицины Гиппократа, прежде всего к принципу индивидуализации. Основное значение они придают деятельности врачей общей практики, домашних или семейных докторов, в которой должно быть выражено интегративное начало. Не только в работах неогиппократиков и представителей других теоретических течений современной медицины, но и в материалах международных (ВОЗ и др.), и национальных медицинских Организаций говорится, что врачи общей практики могли бы выполнять роль модераторов, диспетчеров в отношениях между больными и узкими специалистами. При этом врач общей практики должен соответствовать высоким требованиям врачебной этики, деонтологии, иначе он, как и узкие специалисты, превращается в «техника», «технолога», «ремонтирующего» части и детали человеческого организма.

С серьезным беспокойством на Западе говорят об утрате принципов врачебной этики и деонтологии, основанных на высоких требованиях традиционной медицины вследствие широкой специализации. Тревога эта не беспричинна. Например, по сообщению одного из журналов, в 1930 г. “из каждых 10 врачей США 8 были врачами общей практики, а в 1970 г. наблюдалось обратное соотношение: лишь 19% всех врачей занимались общей практикой. К 1990 г. их доля, как полагают некоторые исследователи, сократится до 6%.

Другая проблема, подчеркивающая значение врачебной этики, — изменение типа или профиля патологии. Сегодня совершенно очевиден натиск хронических неэпидемических болезней, пришедших на смену эпидемическим и составляющих ныне в экономически развитых странах основную долю в структуре смертности и заболеваемости населения. Причиной более ¾ всех случаев смертности являются всего лишь несколько заболеваний (сердечно-сосудистые, злокачественные опухоли) и несчастные случаи. При столь существенно изменившейся картине патологии требуется не только поиск общих причин и механизмов заболеваний, которые все чаще объясняются первостепенной ролью экзогенных, в том числе социально опосредованных воздействий, но и поиск общетерапевтических факторов. Не случайно сегодня все большее внимание уделяется приемам неспецифического влияния на организм больного, общетерапевтическим средствам, особенно психотерапевтическим.

Характер взаимоотношений медицинского персонала и пациентов, уход за больными все больше приобретают значение мощных терапевтических и профилактических факторов. Принципы, правила этики и деонтологии в работе медика должны стать предметом постоянного внимания.

Известно, что этика как наука о морали и нравственности изучает совокупность гуманных общечеловеческих представлений о добре и зле и основанных на них, так называемых простых норм нравственности, создаваемых и хранимых народом, а также рассматривает исторически преходящие, зависящие от классовых интересов этические представления и нормы поведения. В противоположность буржуазной коммунистическая мораль отражает интересы и идеалы трудящегося человека, а ее главные принципы сформулированы в моральном кодексе строителя коммунистического общества.

Врачебная этика основана на опыте и пронизана духом высокого гуманизма, но она имеет и классовый аспект, определяемый конкретной исторической обстановкой, социально-экономическими и политическими процессами, интересами социальных слоев и классов. Поэтому правомочно говорить об этике медика социалистического общества и буржуазной врачебной этике. Последняя отражает корыстные интересы медицинского бизнеса, хотя и среди врачей капиталистических стран немало преданных своей профессии работников, самоотверженно выполняющих профессиональный долг. Но и ими управляют законы капиталистического мира, которые, в сущности, несовместимы с высокими гуманными требованиями этики и деонтологии.

Специфическая особенность врачебной этики выражается в нормах отношений медицинского персонала с больными людьми. Можно сказать, что и врачебная этика — специфическое проявление общей этики в условиях профессиональной деятельности медиков.

Врачебная этика внедряется во взаимоотношения врача и больного, врача и пациента (не обязательно заболевшего, но и здорового), врача с коллегами, врача и родственников больного, врача и среднего медицинского персонала, рассматривает морально-этические (неправовые) вопросы врачебной тайны, ответственности и морального долга медиков и др. К этической сфере относятся решение вопросов экспериментов на людях, пересадки органов, врачебные ошибки и многое другое. Этические вопросы тесно сопряжены с правовыми, нередко находят свое отражение в законодательстве.


www.medjour.ru

Личностные черты работника -Медицинский портал

Личностные черты мед. работника.

     Медработник всегда должен учитывать, что при встрече с пациентом последний оценивает его личность, так же как он изучает и оценивает психологию особенности пациента.

Черты личности медработника принято делить на три группы: моральные, этические и интеллектуальные.

I. Интеллектуальные качества: эрудированность, наблюдательность, логичность, стремление проникнуть в суть явлений. Для максимальной эффективности медработник должен обладать достаточно широкими знаниями и быть образованным как в области медицины, так и в других областях человеческих знаний. Образование медработника должно быть как можно более полным, глубоким и совершенным.

Однако знания и высокая квалификация врача являются только инструментом, эффективность применения которого зависит от личностных особенностей врача. Само по себе образование окажется недостаточным, если оно не будет постоянно подкрепляться самовоспитанием нравственности, с одной стороны, и неизменным стремлением к продуктивной полезной деятельности – с другой.

     II. Моральные качества: сострадательность, доброжелательность, трудолюбие, самоотверженность, нежность, оптимизм, мужество, решительность, принципиальность, ответственность, умение сотрудничать, эмпатия, скромность.

Личность медработника сама по себе способна оказывать терапевтический эффект и повышать эффективность лечебных средств и методов при условии, что врач пользуется у больного и его родственников доверием и авторитетом.

Врач, медработник вызывает доверие у больного, если он гармоничен как личность, уверен и решителен при принятии решений, но не высокомерен.

Важнейшей составляющей в профессиональной деятельности медработника (как и любого другого профессионала, имеющего дело с людьми) является наличие у него эмпатии – способности сопереживать собеседнику, понимать его чувства, потребности, интересы, мотивации поступков. Неспособность к эмпатии и наличие у врача некоторых других неблагоприятных качеств темперамента и характера (повышенная возбудимость, раздражительность, медлительность и т.д.) могут препятствовать установлению доверия между пациентом и медработником.

Одной из важных составляющих авторитета медработника является его личное обаяние, заключающееся в доброжелательности, сердечности, искренности, природной скромности, высоком моральном облике. Известно, что одни и те же лекарства могут иметь разную эффективность при назначении их знаменитым, авторитетным врачом и малоизвестным, молодым (эффект плацебо).

Пациенту важно чувствовать здоровый оптимизм врача, который должен быть разумным, основанным на глубоких знаниях и практическом опыте.

истинное достоинство любого хорошего мед. работника сочетаются со скромностью, они не нуждаются в саморекламе.

Правдивость и честность – важное и необходимое качество мед. работника. Y‌‌| проблемы, связанные с этим качеством, заключаются в необходимости в определенных случаях сообщать как больному, так и его родственникам свои мысли о судьбе больного, в т.ч. и весьма печальной. Кроме того, существует необходимость признавать свои ошибки, недочеты в своей работе.

III. Эстетические качества: аккуратность, опрятность, тяготение к праздничности, непримиримость к серости.

Уже первые впечатления при встрече с мед. работником существенно влияют на формирование у больного доверия к нему – при этом имеют значение многие факторы, начиная с внешнего вида врача, манеры его поведения, культуры общения. Врач должен производить впечатление здорового человека.

4anosia.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *