Надоела учеба в институте – Хочу бросить учебу в вузе. Как справиться с непонимаением и осуждением родственников и знакомых?

Надоело учиться – Вопрос психологу

В начале всё было хорошо, сейчас чувствую, что устала от учебы. Хочу только работать и отдыхать. Всё дело в том, что сначала закончила школу (9 классов, потому что испугалась ЕГЭ), потом поступила в техникум, учиться было интересно, т.к. профессию выбирала сама. Сейчас закончила и уже год, как работаю и учусь на заочном отделении. Когда поступала в вуз, то выяснилось, что группа по моей специальности не набирается, мне предложили другую. Я начала учиться с ними. В группе было интересно, очень хотелось учиться. Потом выяснилось, что группа по моему профилю всё-таки будет и я ушла туда, но контакты с прошлой группой не оборвала. Может, хорошо, а, может, плохо… не знаю. Зимой стало скучно и я решила написать одному молодому человеку, из старой группы, который неоднократно мне звонил… Ну, и пошло-поехало… У меня тогда заболела подруга и не смогла сходить в кино, и билеты пропадали. Он спросил не хочу ли я увидеться, я ответила, что как раз билкеты есть. Сходили в кино, потом пару раз погуляли, при чем поздно ночью. Я убегала из дома втихоря, хотя всю жизнь слушалась родителей и считала, что они всё говорят верно и делают правильно. Но эта зима стала преломной. Я начала всё от них скрывать. Потом, правда, призналась, что хожу на гулянки и в гости, но то, что мы занимаемся сексом (правда пока где-то около месяца) даже маме не говорила. Они вообще, считают, что у нас дружеские отношения. Потом была сессия в институте… и я завалила химию, да и, вообще, училась из рук вон плохо, не могла ни на чем сосредоточиться. А сейчас родители каждый день говорят мне, чтобы я учила химию и сдала её, как можно скорее. Хотя я понимаю, что они правы, но почему-то хочется, вообще, бросить учебу из-за химии. Почему-то думала, что будет легче, что всё смогу, а в результате нет никакого желания учиться. Но техникумовское образование сейчас не катируется. А учиться еще долго… Может, всё дело в том, что я постоянно учусь и устала от этого или в чем-то другом?

www.all-psy.com

Не ходите в университет, или Почему я бросил учёбу

«Как ушёл? Почему?!» — эту фразу я слышу каждый раз, когда пытаюсь ответить на вопрос о том, почему я сейчас не в университете. «У тебя, наверное, что-то плохое произошло, из-за чего тебе пришлось уйти, да?» Конечно, ведь просто так никто из университета не уходит, верно? Или нет?

Понимая, что, кроме такой реакции, мой уход больше ничего не вызовет, я стараюсь не отвечать на этот вопрос или уходить от дискуссий, ведь каждый считает своим долгом сказать мне, что я поступил неверно. Со временем я понял, что нет смысла стыдиться своего решения, особенно если я считаю, что поступил на 100% правильно.

Поэтому я хочу рассказать вам, почему университет в его теперешнем состоянии — это не то, что нужно мне, вам и вашим детям.

Мы хотим быть как остальные

Вспомните, что происходит в школах с детьми, которые носят очки или стараются хорошо учиться. В лучшем случае их не примут в компанию «крутых», в худшем — главной целью этой компании станет сделать их жизнь невыносимой. Но, конечно, как там любят говорить? «Они же дети, они не понимают». Ну да, не понимают.

Итак, с самого детства мы хотим быть такими же, как остальные. А что делают «все остальные» после школы? Стараются попасть в университет. Желательно на бюджет. Если это удаётся, цель-максимум выполнена. Если нет, то родителям придётся потратить тысячи долларов на ваше обучение или же выбрать учебное заведение попроще — техникум или модный колледж, который, по сути, является тем же техникумом.

Начинается то время, о котором говорят как о самом лучшем времени в жизни человека, подразумевая под этим, конечно же, не учёбу. А скорее то, что вы будете пить (много), общаться с противоположным полом и иногда ходить на занятия, стараясь высидеть хотя бы половину. Перечитав этот абзац, я понял, что звучит он не так уж плохо.

И большинству этого достаточно. Они забывают о том, сколько времени уходит в пустоту, сколько денег тратится на учёбу, которая не приносит никакой пользы. Я, к примеру, учился не в самом дорогом вузе Украины, и за это время только на учёбу было потрачено 7 000 долларов. Думаю, это самая большая инвестиция моих родителей в меня. Оправдалась ли она? Увы.

Учёба в университете — это не единственный путь

Сколько курсов я мог бы посетить на эти деньги? Курсов настоящих профессионалов, которые посвятили своему делу десятки лет, которые обожают то, что они делают, и готовы делиться полезными знаниями. Сколько книг можно было купить? Буду заканчивать с банальными вопросами, вы и так знаете ответ.

Учёба в университете больше не гарантирует профессионального успеха в будущем.

Одна из причин этого заключается в мотивации. Когда мы делаем то, что нам нравится, мы руководствуемся внутренней мотивацией. То есть нам нравится сам процесс. Деньги, поощрение или похвала отходят на второй план. Ведь, согласитесь, гораздо приятнее заниматься делом и получать удовольствие не только от вознаграждения, но и от самого процесса.

К сожалению, университет идёт совсем другим путём. Учёба подразумевает скуку, монотонность и отсутствие интереса, и всё это ради эфемерной цифры в бумажном журнале. А если эти эфемерные цифры будут хорошими, то через пять лет вы сможете получить эфемерную красную пластиковую бумажку. Для этого стоит жить.

Это сродни тому, когда долго пьёшь колу и забываешь, что жажду можно утолять водой. Или когда долго ездишь на машине и забываешь, что дойти от работы до кафе можно и пешком. Так же и с университетом.

Мы забываем, что сам процесс обучения, а потом и работы может быть приятен.

У меня есть друг, который тоже ушёл из университета. Четыре года обучения в вузе дали возможность понять, что ему хочется чего-то другого. В его случае это дизайн. Всего полгода интенсивного самообучения, несколько неудачных попыток устроиться на работу, и он всё-таки работает веб-дизайнером. Это ещё не компания его мечты, но однозначно одна из ступеней на дороге к ней. Такой пример очень вдохновляет.

Самообразование не означает того, что вы должны закрыться в комнате и не контактировать с другими людьми. Семинары, конференции, люди с похожими интересами — у вас есть огромное количество способов общаться с интересными людьми, а главное — учиться. Когда обучаешься не для награды в будущем, а просто потому что это нравится, сам процесс безумно вставляет.

Я наконец смог сформулировать то, что мне больше всего не нравится в университете:

В учёбе в университете нет страсти.

Более того, если ты приходишь туда со своей страстью, у тебя её наверняка отобьют. Университеты в их текущем состоянии убивают желание учиться. Это касается даже медицины, которую так любят приводить в пример защитники стандартного образования. В моём городе медицинский университет уже давно заслужил репутацию самого взяточнического учебного заведения. Вспомните об этом, когда придёте на приём к молодому специалисту.

Разве не будет более логичным самому выбирать интересные предметы? Но нет, финансисту нужно учить философию, медику — историю экономической мысли, а архитектору — химию. Расширяем кругозор — так это называется? Я не хочу расширять свой кругозор бесполезными знаниями, умноженными на субъективизм преподавателя.

Учась самостоятельно, вы можете сами выбирать свой путь.

Хотите выучить английский язык? Можете составить программу, которая будет включать в себя просмотр фильмов в оригинале с субтитрами, чтение английских книг, изучение новых слов из статей в интернете и использование Duolingo. Это гораздо лучше, чем каждый день сидеть с учебником Голицинского, от которого со временем начинают появляться приступы тошноты.

С появлением таких сервисов, как Coursera, становится понятно, что в текущей системе образования нужно что-то менять. Самообразование даёт возможность почувствовать, что ваши знания полезны и пригодятся в реальной жизни. Вы не всегда будете идти вперёд, иногда придётся что-то кардинально менять, но это всё равно в тысячу раз лучше.

Получение университетской корочки — это уже давно не безопасный и далеко не самый интересный жизненный путь. Не пытайтесь быть похожим на других, будьте особенным и забудьте о том, что университет — это единственный путь. Есть и другие.

lifehacker.ru

Не хочу учиться в вузе…Что делать?

Привет, читатель! Я думаю, что со мной согласится каждый студент, если я с уверенностью заявлю, что мысли типа: «Не хочу учиться в вузе: что делать?» посещают довольно часто, особенно в период сессии. Конечно, кто-то может сказать, что это в корне неверный подход к учебе и полная безответственность, однако на хандру имеет право каждый учащийся, причем необязательно высшего учебного заведения.

Любой студент имеет право на «слабину», однако не стоит долго зацикливаться на таких упаднических мыслях, иначе они станут навязчивой идеей.

Если ты, читатель, обратил внимание на данную публикацию, то это значит, что еще не все потеряно, а желание вернуть цель стать дипломированным специалистом все же присутствует, хоть и отдаленно.

Так почему бы не поискать выход из сложившейся ситуации сообща, ведь, как известно: «Одна голова хорошо, а две – значительно лучше».

Причины апатии к учебе

Прежде чем предпринимать какие-либо радикальные действия в своей дальнейшей студенческой жизни, важно понять, в чем причина такой депрессии. Не исключено, что, отыскав «корень зла», настроение заметно улучшиться, а желание продолжить учебу вновь вернется и уже долго не покинет.

По своему опыту скажу, что у меня такая хандра появлялась на каждом курсе, причем каждый раз причина была самая неожиданная. Систематизировав свои воспоминания и изучив рассказы знакомых студентов, я могу смело рассказать о причинах нежелания продолжить учебу. Как правило, они тривиальные и не требуют глубоких философских познаний.

1. Разбитое сердце.

В большинстве своем студенческая любовь – это неотъемлемая составляющая учебного процесса, не зря же говорят, что вуз расшифровывается, как «выйти удачно замуж» (причем мужчин эта истина тоже касается). Так вот поэтому молодые люди знакомятся, общаются, заводят трогательные романтические отношения и не представляют дальнейшей жизни друг без друга, строят совместные планы на будущее. Когда эти планы разбиваются о быт, разлука со своей второй половинкой заканчивается не только желанием бросить университет, но и нежеланием жить.

2. Чувство высшей несправедливости.

Многие современные студенты не воспринимают лидерство преподавателя, стараясь на всех лекциях и практических занятиях доказывать свою правоту. Однако иногда «преподы», являясь крепкими орешками, умеют поставить выскочку и наглеца на свое место, причем делают это публично. Такой

удар по самолюбию провоцирует депрессию и хандру, а желание учиться далее и вовсе отпадает.

3. Финансовая стабильность.

Сегодня многие студенты умело сочетают работу и учебу, причем, когда последнее приносит стабильность и материальную независимость, смысл драгоценной «корочки» и вовсе теряется. Возникает другой вопрос: «А зачем мне эта учеба, когда я уже знаю свою будущую специальность и имею конкретное рабочее место»?

4. Сессия.

Перед сдачей экзаменов повышенная умственная нагрузка забирает все силы, а у студента, глядя на горы справочной литературы, возникает лишь желание выспаться и больше никогда не ходить в университет. Как правило, это временное явление, а после сдачи экзамена кажется, что готов горы свернуть. Такая депрессия возникает чаще именно накануне и в период зимней сессии, поскольку в эту «студеную пору» года «гормон счастья» преобладает в дефиците.

Советуем почитать: Студенческая жизнь на самом деле

5. Посредственная учеба.

Если студент не получает удовольствия от учебного процесса, а в университет ходит только ради «корочки» и спокойствия своих родителей, то желание бросить учебу посещает его практически каждое утро, когда будильник заставляет подниматься с кровати и прерывает сладкий сон.

Так что теперь вполне очевидно, что движет студентом, когда он неожиданно для себя теряет смысл будущей учебы. Если это временно, то нет повода для беспокойства; но, когда такие «суицидные мысли» посещают практически каждый день, то строит встревожиться и пересмотреть свою привычную студенческую жизнь.

Сила мотивации

Каждый студент может самостоятельно выйти из этого чувства апатии, либо своевременно воспользоваться помощью родных и близких людей. Мне, например, помогала теплая беседа в кругу друзей, однако кому-то больше походит полноценный сон и смена обстановки. Чтобы студент не делал и не предпринимал, он не должен бросать учебу.

Вот здесь и нужно вспомнить о мотивации, которая еще несколько лет назад привела его в эти университетские стены. Важно освежить в памяти те ценности, которые были вложены в голову при поступлении, а также те цели, которые были поставлены еще на первом курсе.

Неужели примитивная хандра способна нарушить привычный распорядок жизни и перечеркнуть все дальнейшую карьеру, перспективы?

Как вернуть любовь к учебе?

Я часто задавалась этим вопросом, но поняла, что давать кому-то советы глупо, ведь каждый студент сам выбирает для себя способ выхода их депрессии. Человек – это, прежде всего, индивидуальность, поэтому, что действует на одних, не помогает другим.

Но я все-таки решила натолкнуть потерянных в себе студентов на некий путь истины, и подарить им уникальную возможность все-таки получить диплом о высшем образовании. Так что не стоит, читатель, игнорировать эти советы.

1. Если студент чувствует, что его голова кипит от новых знаний, полученных в неограниченном количестве, самое время сказать себе «стоп», пока на учебу аллергия не появилась. Рекомендуется сделать перерыв, отдохнуть, после чего с новыми силами и свежей головой окунуться в мир науки и справочной литературы. Такие небольшие перерывы позволяют на время забыть об учебе, а значит – не вызовут к ней в один прекрасный день апатию и даже чувство глубокого отвращения.

2. Когда появляется ощущение «приторности» от учебы, самое время сменить обстановку, а выходные провести не за конспектами, а в кругу друзей или на природе, например. Такие перемены в привычном распорядке позволяют отвлечься от стен университета и унылых предметов, зато воспоминания о приятно проведенном времени потом будут еще долго вдохновлять на самые неожиданные поступки. В их числе, желание получить красный диплом или сдать сессию только на отличные оценки.

3. Поставить себе новую цель. Это необходимо для того, чтобы учеба не вызывала скуки, а, наоборот, являлась «стимулятором» азарта и желания узнать что-то новое. Так почему бы не предложить преподавателю организовать очередной научный проект, чтобы и себя показать, и от скуки не умереть?

Такое спасение от хандры помогает обрести новый стимул отличникам, а вот посредственных студентов может, наоборот, завести в чувство глубокой депрессии и заметно ухудшить успеваемость. Так что использовать данный метод рекомендуется только в том случае, если ты уверен в своих умственных способностях.

Советуем почитать: Главный навык в жизни

4. Многим студентам вернуть желание учиться помогает, как это ни странно, любовь. Действительно, это светлое чувство окрыляет и вдохновляет на подвиги, поэтому сразу же захочется жить, творить и получать новые знания по своей специальности. Так почему бы не совместить приятное с полезным, тем более что учиться осталось совсем недолго – максимум пять лет.

5. Можно всегда изменить свой выбор. Если учащийся неожиданно понял, что неправильно выбрал специальность, то не стоит мучить себя бессмысленными лекциями и знаниями, которые в жизни будут приносить только хандру и полное разочарование.

Необходимо разобраться в себе, а после сделать судьбоносный шаг в пользу будущей самореализации и сменить ошибочно выбранную специальность. Не стоит думать, что это невозможно, ведь в вузах могут твориться настоящие чудеса, нужно просто зайти в деканат и найти главного волшебника.

Так что теперь очевидно, что все не так плохо, как может показаться на первый взгляд. Главное – найти для себя тот выход, который позволит вспомнить, для чего был начат этот долгий путь длиною в пять (максимум шесть) лет.

Советы студенту

Если в один прекрасный день пропало желание учиться в вузе, то не стоит «рубить с плеча», а для начала желательно разобраться в себе. Для этого уйти на больничный, выспаться и сменить обстановку, проветрив свои мысли. Решения принимать только осознанные и на светлую голову, поскольку минутная слабость может стать в судьбе роковой ошибкой.

Кроме того, не помешает посоветоваться со старшими товарищами, которые не раз во время учебного процесса переживали такую депрессивную ситуацию. Возможно, не все так плохо, а опыт «бывалых» обязательно поможет вернуться в колею.

Свою проблему также можно обсудить с куратором, поскольку именно этому человеку небезразлична ваша судьба.

Как правило, грамотные преподаватели не только отменно читают свой предмет, но и являются тонкими психологами. Вот как раз этим и стоит воспользоваться, главное – выбрать удобное время для беседы.

И последнее: о своей хандре не помешает проведать заботливым родителям, возможно, именно они дадут дельный совет и помогут найти выход из сложившейся неприятной ситуации. Если же мысль: «Не хочу учиться: что делать?» не покидает, не исключено, что в своей жизни пора что-то менять.

Однако прежде чем предпринимать радикальные меры, стоит обратить внимание на все выше предложенные рекомендации и для своего спокойствия испытать их на практике.

А вдруг поможет?

Но с другой стороны: не пора ли задуматься над смыслом жизни, может это все знаки судьбы? А может и в вашей жизни грядут радикальные перемены? И, тем не мене, мой совет: «Не стоит становиться фаталистом, а учебу не бросать ни в коем случае».

Вывод: В рамках данной статьи вы узнали о том, что делать, если не хочется учиться в вузе. Желаем вам кончать хандрить, брать себя в руки и вперёд, за новыми успехами и победами!

P.S. А как вы справляетесь с тем, что иногда вам не хочется учиться? Поделитесь секретами .

P.P.S. С днём студента, дорогой читатель, ведь сегодня 25 января! (статья вышла в свет 25 января 2014 года)

Автор: Анна Кислякова

xn--b1aecb4bbudibdie.xn--p1ai

Хочу бросить учебу в вузе. Как справиться с непонимаением и осуждением родственников и знакомых?

Вы на правильном пути! Главное – бросайте эту учёбу и поступайте туда, где получите знания и профессию, которая является Вашим самым любимым делом для души (самое большое хобби) .
Как перебороть страх? Борьбой и волей. И делайте это незамедлительно, не откладывая на завтра. Не закапывайте своё настоящее и будущее.
Но – внимательно и тщательно продумайте своё будущее, чтобы вновь не ошибиться с выбором ВУЗа или другого учебного заведения. Главное – загляните внутрь своей души, сердца. Кем Вы всегда мечтали быть на самом деле? Вот на неё и учитесь.
Удачи!

Смысл жизни любого человека – в счастье. Но счастья этого необходимо добиваться честным трудом – быть порядочным, справедливым, благородным, нравственным и трудолюбивым человеком. Постоянно учиться жизни. Высший смысл и задача жизни человека – духовное развитие (внутреннее нравственное самосовершенствование – к религиям не имеет никакого отношения) , а также каждый человек должен внести свой посильный вклад в изменение Мира к лучшему. Каждому человеку нужно найти своё хобби – любимое для души дело. Совершенствоваться в нём и достигнуть высокого уровня. Постараться сделать это хобби своей работой (тогда работа будет радовать Вас и приносить пользу, радость людям, для которых Вы работаете) . Для счастья необходимо иметь интересы в жизни и возможность их удовлетворять. Необходимо ставить перед собой новые желаемые цели, идти к ним и достигать. Также смысл жизни – найти свою вторую половинку, родную душу. Для счастья всегда нужно любить себя, верить в себя, уважать себя и высоко ценить. Для счастья нужно быть самодостаточным человеком. С оптимизмом ощущать своё настоящее и будущее. Стремиться к счастью нужно честным и справедливым путём, чтобы не лишать святого права на счастье других людей и самому оставаться прекрасным человеком. Для полного счастья ещё много чего нужно…
Мудрые статьи и книги на эту тему: «Философия успеха» – http://www.psylive.ru/articles/480_filosofiya-uspeha.aspx
«Смелость сознательной жизни» – http://www.psylive.ru/articles/6797_smelost-soznatelnoi-zhizni.aspx
Книга «Человек в поисках смысла» Виктор Франкл.

Литература:
Я Вам рекомендую почитать хорошие мудрые книги по практической философии и психологии:
Нина Рубштейн:
«Полный тренинг по развитию уверенности в себе»
«Тренинг управления судьбой»
«Сценарий твоей жизни или, как хочешь, так и будет»
«Тренинг жизненного успеха»
«Леди вне конкуренции»
Виктор Франкл «Человек в поисках смысла»
Дейл Карнеги – все книжки автора
Также рекомендую прочитать статьи
«Смелость сознательной жизни» – http://www.psylive.ru/articles/6797_smelost-soznatelnoi-zhizni.aspx
«Философия успеха» – http://www.psylive.ru/articles/480_filosofiya-uspeha.aspx
(но читать эти книги надо критически, ошибки и заблуждения в книгах тоже имеются) .

Смотрите добрые и мудрые фильмы: День сурка, Семьянин, Святоша, Осень в Нью-Йорке, За бортом, Неспящие в Сиэтле, Ноттинг Хилл, Изгой, Побег из Шоушенка, Храброе сердце, Умница Уилл Хантинг и т. п.

otvet.mail.ru

почему люди бросают обучение в университетах? — T&P

Студенты, бросившие свои вузы, рассказали T&P, почему они разочаровались в идее высшего образования, правда ли работать полезнее, чем учиться, и как они будут учить своих собственных детей.

Лена Шабунина, бросала Волгоградский государственный университет два раза, сейчас учится в РАТИ-ГИТИС


В первый раз я бросила ВолГУ на первом курсе факультета управления и региональной экономики по специальности «реклама». При этом наш набор по этой специальности был первым в ВолГУ, так что преподаватели с кафедры открыто говорили, что наша программа до конца не разработана и никто не знает какие предметы нас ждут впереди.

Конечно, я хотела работать по специальности, но когда увидела свое расписание, сразу потеряла к обучению всякий интерес. Я попросила родителей дать мне второй шанс — и решила поступать в этот же вуз заочно на журналистику. Поступила, проучилась полтора года и в четвертую сессию получила хвост. На тот момент я уже жила в Москве и работала на «Винзаводе», поэтому времени и желания учиться в волгоградском вузе у меня было очень мало. После того, как в очередной раз я простояла полжизни у кабинета преподавателя, все ему сдала и со спокойной душой уехала, а потом обнаружилось, что поставить заслуженное он мне в зачетку забыл, я поняла, что, наверное, пора завязывать с этим вузом. Я абсолютно не жалею о принятых тогда решениях. Уверена, что не доучилась бы. Годом раньше, годом позже.

«Вот, в моей методичке написано так, значит ты должна считать так», — говорила учительница. В школе нет возможности самому о чем-то думать и принимать решения, пусть и не правильные, но свои»

Светлый образ высшего образования разрушился напрочь после рекламы. На журфаке я уже понимала, что пришла лишь за корочкой. Я разочаровалась в образовательной программе — совершенно не продуманной и построенной на устаревших форматах. На мой взгляд, образовательную программу нужно делать, опираясь на те знания, которые студенту действительно пригодятся в будущей профессии, а не на основы, заложенные еще черт знает когда. Ну не зря же в ГИТИСе чуть ли не каждый год дополняют и модернизируют учебную программу! Здорово, когда тебя учат практики, которые знают не из учебника, что и как происходит в данной профессии. Учиться у теоретика — скучно, нудно и бесполезно.

Проблемы нашего образования кроются еще в школе, а может даже и в детском саду. В школе по русскому и литературе я очень часто спорила с преподавателем и получала по несколько двоек за урок! «Вот, в моей методичке написано так, значит ты должна считать так», — говорила учительница. В школе нет возможности самому о чем-то думать и принимать решения, пусть и не правильные, но свои.

Я считаю, что самое главное в высшем образовании — это выбирать самому и осознанно. Нужно понимать, зачем ты сюда пришел, тогда будет интересно слушать лекции. Своему ребенку я не буду ничего навязывать, и не считаю, что он должен определиться с будущей профессией в 17 лет.

Алина Рябинина, бросала учебу в трех петербургских вузах, сейчас работает фотографом


Моя история началась с того, что я после школы ушла из дома, но по настоянию мамы поступила в СПбГУ на факультет менеджмента по специальности «управление персоналом» на платное отделение. Учеба стоила каких-то баснословных денег, а учиться именно в этом вузе я не хотела. Сейчас я уже не помню, пришла ли я хотя бы на один экзамен, но помню, что точно решила не продолжать учебу. На тот момент мне хотелось минимизировать родительский контроль, что послужило основной причиной.

Спустя два года я пришла к тому, что хочу снова попробовать начать получать высшее образование и поступила в ФИНЭК на вечернее отделение. Я отучилась там два года, продолжая работать. Основной моей работой на тот момент была должность менеджера по рекламе и PR в одной питерской компании, и я активно развивалась в этом направлении.

«Я лояльно отношусь к нашему высшему образованию. Для кого-то это единственный способ скоротать пять-шесть лет, сидя на шее у родителей и изображая бурную деятельность»

В сентябре 2008 года я устроилась на новую работу в компанию с гораздо более высокими требованиями к своим сотрудникам. Это был принципиально другой уровень моего профессионального развития, так что я переводом поступила в Институт бизнеса и права на маркетинг. На тот момент я уже четко понимала, что образование мне нужно больше для корочки, тем не менее, я провела полгода в досдаче экзаменов из-за разницы в академических программах и бумажной волоките. В конце осени 2008 грянул кризис, и за три дня до нового 2009 года меня сократили, как и половину рекламного отдела, без выплаты компенсаций. В феврале 2009 я узнала, что беременна. Это послужило еще одним хорошим оправданием для себя, чтобы приостановить учебу. О том, что я не доучилась, я не жалею. Я получила от своей учебы в вузах отличный опыт, а это самое ценное.

Я лояльно отношусь к нашему высшему образованию. Для кого-то это единственный способ скоротать пять-шесть лет, сидя на шее у родителей и изображая бурную деятельность. Кто-то и правда верит в то, что только институт даст ему необходимые знания и так называемую базу, хотя такие выпускники обычно сильно разочаровываются от своей невостребованности. Образование играет очень важную роль, но в первую очередь, это общее развитие, умение учиться, умение добывать информацию и структурировать ее. Но знания можно получать и из книг, журналов, интернета, тренингов, семинаров и курсов, которые ты выбираешь в зависимости от того, в чем нуждаешься в данный конкретный момент, и от того, каким способом именно ты лучше усваиваешь информацию.

«Чтобы российское высшее образование стало привлекательно, необходимо приглашать интересных преподавателей из Европы, США и других стран»

Чтобы российское высшее образование стало привлекательно, необходимо приглашать интересных преподавателей из Европы, США и других стран — хотя бы для проведения краткосрочных курсов, активно развивать техническое оснащение институтов, перестать учить студентов по советским учебникам. Но самое главное — это ликвидировать коррупцию среди преподавателей. Сейчас почти нет студентов из семей со средним достатком и выше, которые бы боялись сессии: все зачеты и экзамены можно купить, рефераты и курсовые скачать. Можно и не учить.

И нельзя забывать о том, что у ребенка, даже самого маленького, должно быть право выбора. И любой его выбор должен встречать поддержку вне зависимости от того, как нам, родителям, мечтается. В то же время у него должен быть максимум информации о возможностях образования, о том, какие знания и навыки он может получить в каждом конкретном месте, какие есть варианты помимо высшего образования и что это образование ему даст. Опять-таки очень многое зависит от способностей и склонностей ребенка, от того, какой он хочет видеть свою жизнь в перспективе и чем заниматься. Если, допустим, мой сын будет очарован спортом и ему будет мечтаться только о том, как выиграть чемпионат мира по гольфу, то я не стану его заставлять получать высшее юридическое.

Василий Семендий, бросил один самарский вуз, чтобы поступить в другой самарский вуз, сейчас работает по специальности


Я променял изучение прикладной математики и информатики в Самарском государственном аэрокосмическом университете на специальность «комплексная защита объектов информатизации» в Самарском техническом университете. Тогда я пришел к выводу, что учу слишком много математики и слишком мало того, чего действительно хотелось бы, а то из интересного, что преподают, мягко выражаясь, уже оторвано от реальности. В одну из сессий, работая над матанализом, я ощутил самую натуральную ненависть к себе, за то что трачу время на неинтересные вещи. На следующий день пошел в институт оформлять документы.

Я активно занимаюсь самообразованием. Занимаюсь каждый божий день. Во-первых, это входит в мое понятие об интересной жизни, а во-вторых, расширяю рамки возможных сфер деятельности. Если пробежаться по сферам моих интересов, то это экономика, управление, информационные технологии, кодексы законов, комментарии к ним и применительная практика. Для души все остальное: археология и история, медицина, химия, физика, астрономия, генетика… Много. Но здесь больше кусками, стараюсь выбрать то, что поинтересней и больше склоняюсь в сторону естественных наук.

«Я активно занимаюсь самообразованием. Занимаюсь каждый божий день. Во-первых, это входит в мое понятие об интересной жизни, а во-вторых, расширяю рамки возможных сфер деятельности»

В технической сфере люди в большинстве вузов изучают устаревшие технологии, из-за чего компании, которые принимают потом этих специалистов на работу, вынуждены тратить время и деньги на их обучение практически с нуля. Нужно представителей работающих предприятий просить рекомендовать то, что стоит изучать их будущим сотрудникам. И необходимо обратить внимание на летнюю практику. Большинство проходит ее кто-где и кое–как, а должны делать это в профильных компаниях и предприятиях, работая там, а не перебирая бумажки, и главное — по своей специальности.

Я бы поставил крест не на российском высшем образовании, а на людях, которые им сейчас рулят. Судя по тому, что сейчас пока там происходит, я буду учить ребенка сам. Да, я серьезно рассматриваю вариант обучения ребенка на дому.

theoryandpractice.ru

Как максимально эффективно учиться в университете, чтобы учеба приносила наибольшую пользу?

1) Во-первых, нужно ходить на лекции и семинары. Это кажется очевидным, но поскольку в университетах далеко не всегда за студентами следят также, как в школе, может возникнуть соблазн просто пропустить пару. Помимо того, что студент пропустит материал, есть еще и вторая проблема – чем больше он пропускает, тем больше ему хочется пропускать.

2) Выясняйте, зачем вам в учебной программе нужен тот или иной предмет. Первая лекция по предмету – отличный повод задать такой вопрос, тем более, что часто первые лекции по предметам – вводные. Иногда может показаться, что преподаваемый предмет вам не нужен, потому что прямо сейчас пользы вы от него не видите, а преподаватели вам не сказали. Спрашивайте. Как правило, выясняется, что предметы, которые на первом курсе казались вам ненужными, на третьем курсе оказываются очень нужными, но абсолютно не выученными.

На вводных лекциях дают список литературы – запишите его. Иногда дают на выбор несколько учебников – не ленитесь просмотреть несколько и понять, в каком автор излагает наиболее понятно конкретно для вас. Иногда может оказаться и так, что одни темы изложены хорошо в одном учебнике, а другие – в другом. Не ленитесь брать в библиотеке все, что есть по списку, данному преподавателем.

3) На лекциях и семинарах нужно вести конспекты. Даже если лекция скучная, все равно нужно. Конспекты полезно вести разными цветами ручек и маркеров, делать пометки, если где-то по ходу лекции не понятно и не получается уточнить сразу – отметить, чтобы вернуться к этому вопросу (вернуться к этому вопросу можно будет после лекции или на консультации перед экзаменом, когда вы внезапно обнаружите, что у вас недостает материала по какому-то билету). Если вы пропустили пару, то очень полезно переписать (руками, чтобы запомнить, а не просто отсканировать, как делают некоторые) чужой конспект, причем желательно брать его у человека, который конспектирует хорошо и сам, а не переписывает у кого-то, пропуская информацию из-за лени и мысли, что это не пригодится.

4) Если у вас после лекции остались вопросы, например, потому что какая-то часть материала вам все равно осталась непонятна, то очень полезно подойти с этими вопросами к лектору. Возможно, не все преподаватели будут этому рады, но лично я таких не встречал. Обычно они с радостью отвечают на вопросы и могут другими словами объяснить что-то специально для вас (или хотя бы скажут, где можно прочитать альтернативное изложение материала). У такого подхода есть и другой бонус: во-первых, преподаватель вас запоминает, во-вторых, он запоминает также то, что вы учитесь, а не сидите на паре в соцсетях, а значит, он не просто так распинался почти полтора часа. Это может стать приятным бонусом на экзамене, если сдавать вы будете ему.

5) Это тоже кажется очевидным, но нужно делать домашние задания, если они есть. Домашняя работа – это не только способ узурпации времени студента, но еще и часть обучения – вы повторяете материал, который прошли в университете, и практически его применяете. Потому что часто бывает так, что пока преподаватель рассказывает – все понятно, а когда нужно повторить самому – непонятно уже ничего. Это отличный способ разобраться с материалом и “набить руку”.

Важно понимать, что российское университетское образование подразумевает значительное количество времени, затрачиваемое студентом на самоподготовку и проработку материала. С этим можно соглашаться, можно не соглашаться, но изменить вы это скорее всего не сможете, поэтому самое разумное – учитывать этот факт и адаптироваться к нему.

6) Вечером после лекции (или как придете домой) пройдитесь по вашим конспектам еще раз. Не просто потому, что вы такой зануда и вам больше заняться нечем, а потому что существует так называемая кривая забывания (на основе нее даже есть специальные программы для заучивания слов). Суть в том, что для хорошего запоминания информацию лучше повторять через определенные промежутки времени. wikipedia.org Вы потратите на это полчаса или час, но сэкономите немало нервных клеток на экзаменах (а возможно, эта информация пригодится вам и на работе).

7) Готовьтесь к сессии заранее. В студенческой среде есть определенный ментальный вирус – идея о “типичном студенте”, который весь семестр забивает на учебу, и учит весь курс за ночь перед экзаменом. Старайтесь не быть таким типичным студентом, потому что такой студент с очень большой вероятностью забудет все, как только выйдет за двери аудитории, в которой сдавал экзамен.

Если вы хорошо учились в течение семестра, для вас сессия не будет таким стрессом, как для остальных. Распределите подготовку, правильно питайтесь и высыпайтесь (сон очень важен для обучения, и не только во время сессии – потому что во сне мозг упорядочивает полученные знания).

Некоторые преподаватели говорят, что если вы учились в семестре, то готовиться к сессии вам и не нужно, ведь вы и так уже знаете то, что будете сдавать. Их слова звучат как издевка, но определенная логика в этом есть.

8) Старайтесь выбирать темы курсовых и дипломных работ так, чтобы они вам были действительно интересны (а еще лучше, имели профессиональное практическое применение). Если у вас есть тема, которая вас очень интересует, то вы можете делать несколько курсовых по этой теме, развивая ее, и основать на них диплом. Такой диплом будет куда интересней и полезней лично для вас. Да и защищать насыщенный диплом, а не пустышку, намного интересней, приятней и даже легче.

Выбирая научного руководителя, старайтесь выбрать того, кто действительно разбирается в вашей теме. Посоветуйтесь со старшекурсниками – они отговорят вас от руководителей, которые могут создать вам проблемы в силу своенравного характера и самодурства.

Делайте курсовые и дипломы заранее. Не идите на поводу у большинства, которое делает дипломы и курсовые в последний момент, или вообще скачивает и правит под себя. Это все те же самые “типичные студенты”, и это ни разу не эффективный подход к обучению. К тому же, вряд ли вы пройдете нормоконтроль (требования по оформлению работы) с первого раза.

Готовьтесь к защите работы тоже заранее. Делайте слайды, распечатки, план доклада. Продумывайте и репетируйте, если надо. Спрашивайте старшекурсников и преподавателей о том, как лучше организовать доклад.

9) Курса с третьего постарайтесь найти какую-то практику, подработку или стажировку. Это поможет вам избежать известной проблемы, о которой говорят многие выпускники: “без опыта не берут, а опыт взять негде”. Выход простой – курсе на третьем начинайте проходить бесплатные стажировки в компаниях по специальности. Так вы получите тот самый опыт, а заодно проверите, действительно ли вы правильно выбрали профессию и специальность, и если не угадали, будет время скорректировать.

Стажировки часто не оплачиваются потому, что студент приносит не так много пользы, как ему кажется. Его нужно обучать, его нужно дисциплинировать, за ним нужно перепроверять и даже иногда исправлять. Так что выгода, которую компания получает от вашего труда, по большей части нивелируется трудом, который нужно совершать другим сотрудникам, чтобы вас сопровождать. Впрочем, иногда стажировки и оплачиваются (правда, скорее символически)

Возможно, будет очень обидно торчать на работе летом или после пар, в то время как ваши однокурсники будут веселиться, развлекаться, тусоваться, а возможно даже смеяться над вами. Не отчаивайтесь – вскоре после выпуска вы поймете, что делали все правильно и использовали имеющиеся силы и время с пользой.

10) Отдельно нужно сказать про однокурсников. Вы проведете с ними 5-6 лет, и они на протяжении этого времени будут вашим окружением, а значит, будут влиять на вас. Университетские знакомые могут вам помочь во время и после окончания университета (отчасти, именно этим сильна Лига Плюща в США – там среди ваших однокурсников будет очень много будущих политиков, успешных профессионалов, предпринимателей), а могут просто расхолаживать. Если на вашем потоке много тех, кто поступил на вашу специальность потому, что она им нравится и интересна, скорее всего, эти люди будут стараться хорошо учиться, будут “в теме”, и общаясь с ними, вы будете развиваться и расти профессионально, “тянуться” за ними. Если же у вас на потоке много тех, кто поступил на специальность потому что надо было куда-то поступать, а к вам поступать легко, то они вряд ли станут для вас высокой планкой, за которой вы будете тянуться. С ними можно будет весело провести время после пар (а часто и на парах), но вряд ли они помогут вам эффективно учиться в университете.

Успехов! И помните, что усидчивость и трудолюбие в университете еще никому не мешали. Вы можете потратить эти 5-6 лет впустую (и присоединиться к тем, кто разглагольствует о бессмысленности и бесполезности высшего образования в России), а можете заложить фундамент для интересной и успешной карьеры. Если учиться, а не сачковать, то даже отсутствие вашей alma mater в списке топовых университетов не станет для вас серьезным препятствием. А если сачковать, то даже самые лучшие преподаватели в самом лучшем вузе вряд ли вам помогут.

thequestion.ru

Не хочу учиться: 11 профессий для бездельников

6. Помощник стилиста

Если вы вращаетесь в кругах, где есть стилисты, то можно напроситься к ним в помощники. Правда, денег будет совсем немного — это скорее стажировка, но опыт вы приобретете хороший. Научитесь общаться с продавцами в магазинах дорогой одежды, заполнять нудные договора (что может очень пригодиться в других областях), обзаведитесь навыком смывать пятна с одежды и, делая каменное лицо, доказывать, что с этим пальто все так и было. Ну и, конечно, если вам попадется хороший, опытный стилист, вы станете разбираться в правильных сочетаниях цветов, названиях марок, новых направлениях в моде, коих сейчас очень много. Вы узнаете всю кухню съемок моды, специфику взаимодействия с визажистами, фотографами и моделями и в будущем, если хорошо себя зарекомендуете, сможете сами работать стилистом. Главное — помните, что вы помощник, и не задирайте нос раньше времени. Все это также относится к помощнику фотографа, дизайнера, архитектора, ландшафтного дизайнера и модельера, где навыков и опыта можно получить еще больше. Не выпендривайтесь и не отказывайтесь от кажущихся вам унизительными поручений сгонять за кофе и сигаретами или съездить за забытым аккумулятором, вешалкой или губной помадой. 

Кир Акимов, ассистент стилиста в издательском доме Condé Nast:

«Работа ассистента стилиста заключается во взаимодействии с одеждой: сбор и развоз вещей для съемок, подготовка одежды и аксессуаров. В общем, нужно следить за сохранностью вещей. Нет на самом деле никаких секретов — все банально. Нужна внимательность, умение планировать время и способность к работе в режиме мультизадачности. Многие приходят из дизайна одежды, из модельного бизнеса — то есть из профессий, соприкасающихся со стайлингом. Я сам пришел из журналистики. Учась в школе, я писал материалы о моде, в какой-то момент мне предложили стилизовать съемку, а после нее ко мне подошла фотограф и предложила начать работать с ней в команде. Для работы ассистентом стилиста зачастую не требуются ни образование, ни опыт. Но любое высшее, будь то архитектура, психология или, как в моем случае, юриспруденция, лишним не будет. Вряд ли кто-то из тех, кто работает ассистентом стилиста, мечтает всю жизнь таскать пакеты с одеждой. Хочется большего, возможностей развития, денег, публикаций, признания. Для меня достаточно сложно совмещать ассистентские обязанности с собственными съемками просто из-за нехватки времени. Опасный минус в том, что это работа тяжелая, нужно много всего сразу успеть, сама одежда, которую приходится транспортировать, весит немало. А наиболее очевидный плюс — это возможность учиться у человека, который работает дольше тебя, понять, как устроена индустрия, и выработать свой почерк. К тому же это отличная возможность познакомиться с нужными людьми».

w-o-s.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *