Нагрузка на ставку учителя – Установление объема учебной нагрузки преподавателей учреждений начального и среднего профессионального образования и порядок исчисления их заработной платы с учетом установленного объема учебной нагрузки отраслевое соглашение по учреждениям и организациям находящимся в ведении федерального агентства по образованию на 2009 – 2011 годы (утв- профсоюзом работников народного образования и науки РФ рособразованием 24-02-2009) (2018). Актуально в 2018 году

Учитель, знай свои права! Учебная нагрузка педагогов и основания ее изменения

При тарификации на новый учебный год необходимо помнить о следующих базовых принципах:
• любые изменения педагогической нагрузки оформляются письменно дополнительными соглашениями к трудовому договору;
• уменьшение педагогической нагрузки без согласия педагога допускается только: а) при изменении учебных программ и б) при уменьшении количества обучающихся или классов;
• во всех остальных случаях изменение педагогической нагрузки допускается ТОЛЬКО по соглашению сторон трудового договора;
• преподавателям, для которых данное образовательное учреждение является основным местом работы и для которых установлена норма 18 часов в неделю на ставку, сохраняется объем нагрузки и обеспечивается преемственность преподавания учебных дисциплин.
Рассмотрим типовые ситуации, которые могут возникнуть при распределении нагрузки на новый учебный год.

Увеличение нагрузки

Увеличение учебной нагрузки возможно только по соглашению между учителем и администрацией. Ситуаций, когда возможно увеличить педагогическую нагрузку без согласия учителя по инициативе администрации, в Приказе №1601 НЕ предусмотрено. Оформляться оно ДОЛЖНО в письменной форме в виде дополнительного соглашения к трудовому договору.

В то же время НЕДОПУСТИМО произвольное увеличение нагрузки без согласия учителя, например, в случае увольнения другого педагога и необходимости перераспределения освободившихся часов.

Уменьшение нагрузки

По общему правилу уменьшение нагрузки на новый учебный год возможно только по соглашению сторон. Для учителей, нормируемая часть нагрузки которых составляет 18 часов в неделю и для которых данная школа является основным местом работы, действует дополнительная ГАРАНТИЯ сохранения объема нагрузки и преемственности преподавания предметов.
Есть две ситуации, когда уменьшение нагрузки возможно без согласия учителя:
• уменьшение часов по учебной программе;
• уменьшение количества обучающихся или учебных классов.

Учитель ДОЛЖЕН БЫТЬ уведомлен о предстоящем уменьшении учебной нагрузки не менее чем за 2 месяца до предстоящих изменений в письменном виде с указанием причин, повлекших данные изменения. Как уже было сказано выше, причин может быть две: изменение учебных программ или уменьшение количества классов. То, что администрация взяла на работу нового учителя, которому нужно дать педагогическую нагрузку, к причинам, по которым допускается уменьшение нагрузки данного преподавателя без его согласия, НЕ относится.
Возможна ситуация, когда уменьшение нагрузки учителя-специалиста обосновывается тем, что часть нагрузки выделена ему не по профилю преподаваемых дисциплин и на данные предметы был взят учитель с профильным образованием. Например, учитель, закончивший педагогический ВУЗ по специальности «учитель биологии» ведет биологию и географию. Администрация принимает на работу нового учителя географии и передает ему часы географии под предлогом того, что первый учитель является по диплому учителем биологии, а не географии. Данная ситуация является НАРУШЕНИЕМ трудового законодательства…
Особо следует обратить внимание на количество часов педагогической нагрузки, которое получит учитель после ее уменьшения. Если количество часов будет меньше, чем предусмотрено нормой на ставку, например, 17 часов в неделю вместо 18 часов, то в этом случае работа в текущем учебном году НЕ войдет в стаж, дающий право на получение пенсии по выслуге лет.
Учителям 1-4 классов при передаче преподавания иностранного языка, рисования физкультуры или музыки учителю-специалисту ДОЛЖНА БЫТЬ обеспечена догрузка до ставки другими видами педагогической работы (преподаванием в группе продленного дня, ведением кружков или факультативов и т.д.). Другие предметы, например, уроки труда можно передать другим учителям-специалистам только с согласия учителя.
Если же все-таки принято решение об уменьшении количества нормируемой части нагрузки учителя вследствие изменения учебных программ или количества классов, то администрация школы должна полностью следовать правилам статьи 74 Трудового Кодекса РФ. Помимо заблаговременного за 2 месяца ПИСЬМЕННОГО УВЕДОМЛЕНИЯ УЧИТЕЛЯ о предстоящем уменьшении учебной нагрузки необходимо получить ПИСЬМЕННОЕ СОГЛАСИЕ учителя на продолжение работы в новых условиях, а в случае отказа предложить другую имеющуюся в школе нагрузку. Нарушение администрацией школы данной процедуры может быть обжаловано в трудовую инспекцию или в суд.

Несоблюдение двухмесячного срока уведомления об уменьшении нагрузки

В данном случае администрация в течение двух месяцев будет ОБЯЗАНА оплачивать работу учителя по ставке, действовавшей на момент до уведомления. Например, учителю сообщили в письменном виде об уменьшении нагрузки с 20 до 18 часов в неделю 28 августа. Таким образом, оплата работы педагога до 28 октября будет осуществляться из расчета 20 часов в неделю (хотя фактически он будет работать 18 часов в неделю). И только с 29 октября возможно осуществить оплату труда по новой ставке.

Распределение нагрузки учителя, находящегося в отпуске по уходу за ребенком

Согласно Приказу №1601 нагрузка учителя, находящегося в отпуске по уходу за ребенком до достижения возраста трех лет, определяется по общим правилам, а затем распределяется между другими педагогическими работниками. Следовательно, когда учитель выходит из отпуска по уходу за ребенком, за ним должна быть сохранена нагрузка в том объеме, в котором она была на момент его ухода в отпуск.
Таким образом, действующее законодательство защищает учителей от произвольного изменения учебной нагрузки на новый учебный год со стороны администрации образовательного учреждения. ЛЮБЫЕ изменения должны осуществляться С СОГЛАСИЯ учителя. Ситуации, когда изменения нагрузки допустимы по инициативе администрации, ограничены, и порядок их применения строго регламентирован.

Автор публикации: юрист Лаптев М.П. (сайт 911)

xn--j1ahfl.xn--p1ai

Определена рабочая нагрузка школьного учителя


Министерствами народного образования, занятости и трудовых отношений утвержден порядок составления примерного годового рабочего плана педагогов средних общеобразовательных учреждений (рег. № 3058 от 20.08.2018 г.).

 


От редакции: этот документ и 75 000 других нормативно-правовых актов с разъяснениями собраны в ИПС «Законодательство РУз». Скачайте демонстрационную версию здесь (32,1 МБ).



Рабочий план школьного педагога состоит из его годовой рабочей нагрузки (43 недели, 36 недельных часов, 6-часовой день). Годовая нагрузка рассчитывается исходя из объема рабочей нагрузки по одной ставке с умножением на коэффициенты 1 или 0,8 (в зависимости от классов). 

 

Классы

Рабочая нагрузка по одной ставке

(час/нед.)

Годовая нагрузка

(час.)

1-4

18

1548
18 х 1=18+18=36 х 4,3 (нед.)=154,8 х 43 (нед.)

5-11

20

1548
20 х 0,8=16+20=36 х 4,3 (нед.)=154,8 х 43 (нед.)

 

Годовые часы (1548) распределяются на:

  • учебно-воспитательный процесс;
  • методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса и организационно-педагогический процесс.

 

Для расчета учебно-воспитательных часов берется недельный объем рабочей нагрузки по одной ставке, с умножением на количество недель в году с проведением поурочных занятий. Оставшееся время используется для второго процесса.

 

Класс

Часыдля учебно-воспитательного процесса

Часы для методического обеспечения и организационно-педагогического процесса

1-4

18 х 34 = 612 часов

1548 – 612 = 936 часов

5-11

20 х 34 = 680 часов

1548 – 680 = 868 часов

 

Рабочий план педагога составляется исходя из расписания уроков на основании выделяемых ему по тарификации поурочных часов.  

 

Важно! По мероприятиям методического обеспечения и организационно-педагогического процесса, а также  потраченному на это времени отчеты не запрашиваются, учет не ведется. Также строго запрещено требовать от педагогов отчеты и дополнительные сведения по другим нагрузкам, кроме организации уроков и кружков, а также ведения школьного журнала.

 

Установлен исчерпывающий перечень документов, которые должны вести школьные педагоги:

1) школьный журнал;
2) годовой календарно-тематический план;
3) ежедневный поурочный конспект.  

 

План и конспект могут быть составлены в электронной форме.



Документ опубликован на государственном языке в Национальной базе данных законодательства и вступил в силу 20.08.2018 г.

Ленара Хикматова.

 

www.norma.uz

новый порядок — Блог инспектора народного образования

Приказом Минобрнауки РФ от 22 декабря 2014 г. N 1601 (зарегистрировано в Минюсте РФ 25 февраля 2015 г. Регистрационный № 36204) (далее — Приказ) установлена  не только продолжительность  рабочего  времени  (нормы   часов педагогической  работы  за  ставку  заработной  платы)     педагогических работников, но и впервые прописан порядок определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре, основания ее изменения, случаи установления   верхнего предела учебной нагрузки педработников в зависимости от должности и (или) специальности с учетом особенностей их труда.

ЦС профсоюза работников народного образования и науки РФ подготовил Комментарий к этому нормативному документу, который входит в Сборник с комментариями «Рабочее время работников образовательных учреждений: общие положения и особенности правового регулирования». Москва, 2015 г. Сборник опубликован в Информационном бюллетене №2 ЦС Профсоюза  (http://www.eseur.ru/ ).

Работа с документом

Настоящий Приказ наряду с статьей  333 РФТК РФ имеет очень важное значение для обеспечения стабильности правового регулирования вопросов,  связанных с рабочим временем педагогических работников,  с распределением их учебной нагрузки, с основаниями ее изменения по инициативе работодателя, со случаями установления верхних пределов учебной нагрузки и др.

Уважаемые педагоги! Советуем внимательно изучить документ. Продолжительность вашего рабочего времени, учебная нагрузка и заработная плата  взаимосвязаны между собой. Знание положений документа и исполнение его будут способствовать минимизации конфликтных ситуаций. Не даром  говорят: «информирован – значит вооружен».

Уважаемые руководители! Советуем привести в соответствие с настоящим Приказом локальные акты организации (коллективный договор, правила внутреннего распорядка и др.).

Напоминаем, что  мы не комментируем документы, а только информируем о них.   По вопросам трудовых правоотношений советуем обращаться в юридический отдел органа управления образованием, которому подчиняется ваше учреждение, либо на сайт Минобрнауки РФ, либо на сайт ЦК Профсоюзов работников образования и науки РФ «Ответы на вопросы».

Обзор документа

Приказом впервые нормативно закреплено, что объем определенной работнику учебной нагрузки обязательно указывается в трудовом договоре, заключаемым педагогическим работником с организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

Для каких педагогических работников установлен порядок определения учебной нагрузки

Утвержденный Приказом Порядок определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре (далее – Порядок), и основания ее изменения установлены для:

— учителей и преподавателей, для которых норма часов преподавательской работы составляет 18 часов в неделю за ставку заработной платы;

— педагогов, старших педагогов дополнительного образования;

— тренеров-преподавателей, старших тренеров-преподавателей;

— преподавателей организаций СПО, норма часов учебной (преподавательской) работы за ставку заработной платы которых составляет 720 часов в год;

— педработников, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех   лет;

— лиц, замещающих должности педагогических работников на определенный срок, по совместительству либо выполняющих иную работу наряду с работой, определенной трудовым договором;

— педагогических работников, отнесенных к профессорско-преподавательскому составу.

Порядок  определения и изменения учебной нагрузки учителей

В частности, для учителей Порядком установлены следующие правила определения и изменения учебной нагрузки.

Объем учебной нагрузки определяется   ежегодно  на   начало учебного  года   и закрепляется локальным нормативным актом организации, принимаемым  с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации  или  иного  представительного   органа работников (при наличии такого представительного органа) организации.

Учебные часы, установленные для обучения детей на дому, включаются в учебную нагрузку учителей на общих основаниях.

Учебная нагрузка, выполненная в порядке замещения временно отсутствующих по болезни и другим причинам учителей и преподавателей, оплачивается дополнительно.

Объем учебной нагрузки, установленный на начало учебного года, не может быть изменен в текущем учебном году, по инициативе  работодателя  в сторону ее снижения за  исключением  случаев, связанных с уменьшением  количества  часов  по  учебным  планам,  учебным   графикам, сокращением количества обучающихся,  занимающихся,  групп,   сокращением количества классов (классов-комплектов).

Учителям, для которых организация является основным местом работы, на следующий учебный год  сохраняется  установленный объем учебной нагрузки и обеспечивается преемственность преподавания учебных  предметов. Сохранение объема учебной нагрузки и ее преемственность у учителей выпускных классов  обеспечиваются путем предоставления им учебной нагрузки в классах, в которых впервые начинается изучение преподаваемых этими  учителями предметов.

Наступление каникул для обучающихся, в том числе обучающихся на дому, не является основанием для уменьшения учителям учебной нагрузки и заработной платы, в том числе и в случаях, когда заключение медицинской организации, являющееся основанием для организации обучения на дому, действительно только до окончания учебного года.

Временное или постоянное изменение (увеличение  или   снижение) объема учебной нагрузки педагогических работников по сравнению с учебной нагрузкой,  оговоренной  в  трудовом  договоре,  допускается    только по соглашению сторон трудового договора, за исключением изменения объема учебной нагрузки педагогических работников в сторону его снижения по причинам,  упомянутых выше. При этом  работодатель обязан уведомить  педагогических  работников  в   письменной форме не позднее, чем за  два  месяца  до  осуществления   предполагаемых изменений.

Определение  учебной  нагрузки   учителей,  находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, осуществляется также, как и работающих педагогов, и  распределяется  на  указанный  период  между   другими педагогическими работниками.

Верхний предел учебной нагрузки учителей Порядком не установлен.

О гарантиях

Согласно Порядку учителям,  которым  не  может  быть   обеспечена учебная  нагрузка  в  объеме,  соответствующем  норме   часов   учебной (преподавательской) работы, установленной за ставку заработной  платы   в неделю, гарантируется выплата ставки заработной платы в полном размере  при   условии догрузки до установленной  нормы  часов  другой  педагогической   работой. К примеру, такие выплаты гарантируются учителям -предметникам    иностранного   языка, музыки,   изобразительного    искусства    и физической культуры,  ведущим соответствующие уроки в 1-4; учителям физической  культуры  организаций, расположенных в сельских населенных пунктах; учителям иностранного  языка  организаций,  расположенных в поселках лесозаготовительных и сплавных предприятий и химлесхозов; учителям русского   языка   в организациях с   родным (нерусским) языком обучения, расположенных в сельских населенных пунктах.

Источник: ГАРАНТ.РУ:

http://www.garant.ru/hotlaw/federal/609999/#ixzz3TbUJ43Xw

Читайте также в блоге

Продолжительность рабочего времени и учебная нагрузка педагогов: новый порядок

 

eduinspector.ru

Чем регламентируется максимальная учебная нагрузка тренера преподавателя?

Моя учебная нагрузка как тренер преподаватель составляет 38 часов в неделю. Возможно ли превышении 36 часов?
Мария Егоровна С

Добрый день!

Мария Егоровна, ссылаясь на приказ 1601, приведенный коллегой, а именно, Примечание 1 В зависимости от занимаемой должностив рабочее время педагогических работников включается учебная (преподавательская) (нормируемая часть) и воспитательная работа, в том числе практическая подготовка обучающихся, индивидуальная работа с обучающимися, научная, творческая и исследовательская работа, а также другая педагогическая работа, предусмотренная трудовыми (должностными) обязанностями и (или) индивидуальным планом, — методическая, подготовительная, организационная, диагностическая, работа по ведению мониторинга, работа, предусмотренная планами воспитательных, физкультурно-оздоровительных, спортивных, творческих и иных мероприятий, проводимых с обучающимися. Все это составляет 36 часов в расчете на одну ставку. У Вас получается 38 часов — это больше 2 ставок, т.е. с учетом нагрузки продолжительность рабочего времени у Вас получается более 72 часов, а не 36!

В соответствии с Примечанием 4 к этому приказу за педагогическую работу или учебную (преподавательскую) работу, выполняемую педагогическим работником с его письменного согласия сверх установленной нормы часов за ставку заработной платы либо ниже установленной нормы часов за ставку заработной платы, оплата производится из установленного размера ставки заработной платы пропорционально фактически определенному объему педагогической работы или учебной (преподавательской) работы. Как видите нет ограничения по объему нагрузки.

В соответствии с ПОСТАНОВЛЕНИЕМ Минтруда РФ от 30 июня 2003 г. N 41 (п.2) не считаются совместительством и не требуют заключения (оформления) трудового договора следующие виды работ:

е) педагогическая работа в одном и том же учреждении начального или среднего профессионального образования, в дошкольном образовательном учреждении, в образовательном учреждении общего образования, учреждении дополнительного образования детей и ином детском учреждении с дополнительной оплатой.

Выполнение работ, указанных в подпунктах «б» — «з» допускается в основное рабочее время с согласия работодателя.

Для Вас основное рабочее время 36 часов на ставку заработной платы, но поскольку нагрузка выше продолжительности основного рабочего времени, то, как минимум, Вы должны работать 38 часов при согласии работодателя.

Удачи Вам!

pravoved.ru

Как распределить учебную нагрузку, чтобы не ущемить права педагога?

Установление объема учебной нагрузки

В соответствии с пунктом 66 Типового положения об общеобразовательном учреждении объем учебной нагрузки учителям устанавливается исходя из количества часов по учебному плану и учебным программам, обеспеченности кадрами и других условий работы в данном общеобразовательном учреждении. Учебная нагрузка, объем которой больше или меньше нормы часов за ставку заработной платы, устанавливается только с письменного согласия работника.

Объем учебной нагрузки оговаривается в письменной форме трудового договора, приказе руководителя образовательного учреждения при приеме на работу (если трудовой договор в письменной форме по каким-либо причинам отсутствует или в нем не указан объем учебной нагрузки).

При установлении учебной нагрузки на новый учебный год учителям, для которых данное общеобразовательное учреждение – место основной работы, как правило, сохраняются ее объем и преемственность предметов в классах.

Сохранение объема учебной нагрузки и ее преемственность у учителей выпускных классов могут быть обеспечены путем предоставления им учебной нагрузки в классах, в которых впервые начинается изучение преподаваемых этими учителями предметов.

По сложившейся практике определение объема учебной нагрузки учителей общеобразовательных учреждений, кроме учителей вечерних (сменных) средних общеобразовательных школ (классов) с очно-заочной формой обучения, заочных школ, а также учителей, ведущих занятия с детьми, находящимися на длительном лечении в больнице, производится один раз в год раздельно по полугодиям.

Учебная нагрузка учителей вечерних (сменных) средних общеобразовательных школ (классов) с очно-заочной формой обучения, а также учителей, ведущих занятия с детьми, находящимися на длительном лечении в больнице, определяется дважды в год к началу первого и началу второго учебных полугодий.

Изменение нагрузки: условия и порядок

Объем учебной нагрузки, установленный в текущем учебном году на следующий учебный год, может быть уменьшен по инициативе администрации (работодателя) лишь по основаниям, связанным с уменьшением количества часов по учебным планам и учебным программам, а также сокращения количества классов.

В других случаях любое временное или постоянное изменение нагрузки, как в течение учебного года, так и при планировании на следующий год, возможно только по взаимному согласию сторон. Такое же взаимное согласие необходимо и для изменения характера работы.

Такие причины, как прием на работу других учителей (в том числе по совместительству), перераспределение учебной нагрузки между учителями, предоставление преподавательской работы лицам, выполняющим ее помимо основной работы в образовательном учреждении (включая руководителей и их заместителей) не могут быть основанием для изменения учебной нагрузки педагога (в том числе получающего трудовую пенсию) без его согласия.

В соответствии со статьей 74 ТК РФ в трудовой договор работника без его согласия могут вноситься изменения только по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда. В образовательных учреждениях для учителей такими организационными или технологическими причинами может быть только уменьшение учебной нагрузки, вызванное уменьшением количества часов по учебным планам и учебным программам, или сокращение количества классов.

О предстоящих изменениях, определенных сторонами условий трудового договора, которые допускаются без согласия работника, а также о причинах, вызвавших необходимость таких изменений, работодатель обязан уведомить работника в письменной форме не позднее чем за два месяца (ст. 74 ТК РФ).

Для обеспечения соблюдения установленных сроков предупреждения работников о возможном уменьшении объема учебной нагрузки наиболее приемлемо распределение нагрузки учителей до ухода их в отпуск с тем, чтобы они знали, с какой учебной нагрузкой будут работать в новом учебного году.

Если на новый учебный год работодатель устанавливает учителям учебную нагрузку не по окончании учебного года, а только после выхода учителей из отпуска, то при невозможности обеспечения учителям в новом учебном году прежнего объема учебной нагрузки работодатель должен сохранять им ранее получаемый размер оплаты труда в течение не менее двух месяцев (то есть в течение срока, за который он обязан предупредить работника об изменении учебной нагрузки).

Верхний предел педагогической нагрузки

В соответствии со статьей 333 Трудового кодекса РФ учебная нагрузка педагогического работника, оговариваемая в трудовом договоре, может ограничиваться верхним пределом в случаях, предусмотренных Типовым положением об образовательном учреждении соответствующего типа и вида, утверждаемым Правительством РФ.

Следует отметить, что Типовое положение об общеобразовательном учреждении не предусматривает случаев, связанных с какими-либо ограничениями при установлении учителям учебной нагрузки. В то же время в Типовом положении об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении), утвержденном постановлением Правительства РФ от 3 марта 2001 г. №160, определено, что учебная нагрузка преподавателей на учебный год, оговариваемая в трудовом договоре, не должна превышать 1440 часов, что соответствует двум ставкам заработной платы.

Это означает, что какие-либо решения органов управления образованием, иных органов исполнительной власти, предусматривающие для учителей ограничения при установлении учебной нагрузки, неправомерны.

В соответствии с подпунктом «3» пункта 2 постановления Минтруда России №41 от 30.06.2003 «Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры» педагогическая работа в образовательном учреждении сверх установленной нормы часов за ставку заработной платы не является совместительством. При этом каких-либо ограничений такой работы не установлено, поскольку, как было отмечено выше, случаи, когда учебная нагрузка ограничивается верхним пределом, могут быть определены только типовым положением, утверждаемым Правительством РФ.

Роль профсоюзов

Объем учебной нагрузки – основа для определения размера оплаты труда учителя и включается как необходимый элемент в систему оплаты труда педагогических работников.

В соответствии со статьей 135 ТК РФ локальные нормативные акты, устанавливающие системы оплаты труда, принимаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников, к которому относится первичная профсоюзная организация.

Установление учебной нагрузки на новый учебный год (то есть определение ее конкретного объема по сравнению с установленной нормой часов педагогической работы за ставку заработной платы) осуществляется локальным нормативным актом образовательного учреждения (приказом, распоряжением), который принимается с учетом мнения (по согласованию) выборного органа первичной профсоюзной организации.

Порядок учета мнения выборного органа первичной профсоюзной организации при принятии локального нормативного акта определен статей 372 ТК РФ, в соответствии с которой работодатель в случаях, предусмотренных ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, коллективным договором, соглашениями (при принятии, например, локального нормативного акта об установлении учителям объема учебной нагрузки, от которого зависит размер их заработной платы), перед принятием решения направляет проект локального нормативного акта и обоснование по нему в выборный орган первичной профсоюзной организации, представляющий интересы всех или большинства работников.

Выборный орган первичной профсоюзной организации не позднее пяти рабочих дней со дня получения проекта указанного локального нормативного акта направляет работодателю мотивированное мнение по проекту в письменной форме.

В случае если мотивированное мнение выборного органа первичной профсоюзной организации не содержит согласия с проектом локального нормативного акта либо содержит предложения по его совершенствованию, работодатель может согласиться с ним либо обязан в течение трех дней после получения мотивированного мнения провести дополнительные консультации с выборным органом первичной профсоюзной организации работников в целях достижения взаимоприемлемого решения.

При недостижении согласия возникшие разногласия оформляются протоколом, после чего работодатель имеет право принять локальный нормативный акт, который может быть обжалован выборным органом первичной профсоюзной организации в соответствующую государственную инспекцию труда или в суд.

Государственная инспекция труда при получении жалобы (заявления) выборного органа первичной профсоюзной организации обязана в течение одного месяца со дня получения жалобы (заявления) провести проверку и в случае выявления нарушения выдать работодателю предписание об отмене указанного локального нормативного акта, обязательное для исполнения.

Ирина КОПАЕВА, главный правовой инспектор МГО профсоюза

www.ug.ru

Должны ли преподаватели отсиживать часы на рабочем месте? Разъяснение юриста

Не так давно в Минской школе олимпийского резерва произошел типичный конфликт между учителями и руководством. Директор школы потребовал от педагогов находиться на рабочем месте не только во время уроков, а еще и проводить там ненормированное время. Например, если у учителя 26 занятий в неделю, то, по мнению директора, еще 20 часов он обязан отсидеть в школе.

Учителя посчитали такое требование незаконным и «в поисках правды» обратились в редакцию TUT.by. По просьбе редакции разъяснение по поводу законности требования директора дает профессиональный юрист, адвокат адвокатского бюро «РЕВЕРА» Юлия Ошмян:

Учитель должен находиться в школе не только непосредственно во время занятий, но и в то время, которое связано с выполнением других трудовых обязанностей. Это могут быть родительские собрания, совещания.

Рабочее время учителей неоднородно: оно состоит из нормируемой и ненормируемой части. Согласно нормам постановления Министерства образования, нормированной частью рабочего времени учителя считается педагогическая нагрузка. В нее включается педагогическая деятельность по реализации образовательных программ, а также организационно-воспитательная работа и дополнительный контроль.

Помимо непосредственно педагогической нагрузки, у учителя есть дополнительные функции, круг которых определяется трудовым договором, должностной инструкцией. К должностным обязанностям учителя кроме всего прочего, например, отнесены планирование учебного процесса, участие в методической работе учреждения образования, повышение своей квалификации. Все это ненормированная нагрузка.

Продолжительность нормированной части рабочего времени связана с размером ставки и количеством часов, включаемых в одну ставку. Норма часов педагогической нагрузки за одну ставку в неделю — 20 часов. Соответственно, если нагрузка учителя — 1,2 ставки, нормированная часть его рабочего времени 24 часа.

Законодательство не устанавливает продолжительность ненормированной нагрузки. Понятно одно: в совокупности размер нормированной и ненормированной нагрузки учителя в течение одной недели не должен превышать 36 часов. Это касается и тех, кто работает на ставку, и тех, у кого в неделю более 20 уроков.

Основная правовая проблема состоит в том, что нормы законодательства не дают четкого ответа на вопрос о том, сколько часов в день или в неделю учитель обязан посвящать ненормированной части рабочего времени. На практике многие руководители учреждений образования считают, что учитель обязан отработать все 36 часов в неделю. Хотя на самом деле это не совсем так.

Продолжительность труда учителя «не более 36 часов в неделю» — это не общеустановленная и обязательная для всех учителей продолжительность рабочего времени, а всего лишь его предельная норма. Ни в одном нормативном правовом акте не указано, что учитель обязан отработать все 36 часов.

При этом оплачивается учителям только нормированная часть рабочего времени — педагогическая нагрузка. Ненормированная часть нагрузки в ставку не включается и не учитывается при исчислении заработной платы.

Аналогичный вопрос с трактовкой продолжительности ненормируемой части рабочего времени возникал и в России. Но там Министерство образования и науки дало официальные разъяснения, где обратило внимание, что фразу «не более 36 часов в неделю» нельзя понимать как безусловную обязанность учителя отработать все эти часы.

Может ли учитель во время ненормированной нагрузки находиться дома, а не в школе? Большинство специалистов сходится во мнении, что может, хоть такая трактовка и не в полной мере соответствует законодательству. Согласно ч. 1 ст. 110 Трудового кодекса, для выполнения своих трудовых обязанностей в течение рабочего времени работник должен находиться на рабочем месте. Так как ненормируемая часть рабочего времени — это все равно рабочее время, исходя из буквального толкования закона для подготовки к урокам и разработки заданий учитель должен находиться на рабочем месте. Но из-за специфики работы учителя они не всегда могут выполнять свои должностные обязанности на рабочем месте. Нередки случаи, когда учитель просто не может полноценно подготовиться к занятиям в школе. Например, там недостаточно компьютеров с выходом в интернет, необходимо поработать с источниками в Национальной библиотеке. Обеспечить условия труда сотрудникам — в первую очередь задача нанимателя. И если по каким-то причинам он не может это сделать, у учителя нет другого выхода, кроме как работать вне школы. Но в таком случае это время тоже будет рабочим, поскольку в это время работник выполняет свои трудовые функции.

Могут ли учителей обязать «отсиживать» ненормированную нагрузку?  Здесь нужно разбираться, для выполнения каких обязанностей наниматель просит учителя находиться в школе. Если для выполнения отдельных функций учителю нужно находиться в школе (методические совещания, родительские собрания), то они должны быть на своем рабочем месте. Если речь идет о подготовке к занятиям, разработке планов уроков, то нельзя заставить учителей находиться в школе в течение конкретного времени. Суть ненормированной нагрузки в том, что каждый сам для себя определяет, сколько часов ему достаточно для выполнения тех или иных функций. Плюс нужно помнить, что «не более 36 часов в неделю» не означает, что учитель обязан отсидеть в школе все 36 часов в неделю.

obrazovanie.by

Анализ объема педагогической нагрузки учителей в учреждениях общего среднего образования в 2011-2012 учебном год

Анализ объема педагогической нагрузки учителей в учреждениях общего среднего образования в 2011-2012 учебном году


Объем педагогической нагрузки учителя

Количество учителей

Соотношение количества учителей, имеющих соответствующий объем педнагрузки к общему количеству учителей (в %)

до 0,5 ставки

2428

2,2

0,5 ставки

1901

1,8

от 0,5 до 1 ставки

7836

7,3

1 ставка

13870

12,9

от 1 до 1,5 ставки

51803

48,4

1,5 ставки

10491

9,8

более 1,5 ставки

18812

17,6

Количество учителей – 107141. Средняя педагогическая нагрузка – 1,25 ст.

С нагрузкой до 0,5 ставки, 0,5 ставки, до 1 ставки работают учителя трудового обучения, музыки и пения, изобразительного искусства, допризывной и медицинской подготовки; педагоги пенсионного возраста; женщины, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет и пожелавшие выйти работать на половину ставки.

Педагогическую нагрузку более 1,5 ставки имеют учителя математики, информатики, физики, химии, иностранного языка, т.е. тех предметов, по которым ощущается недостаток специалистов. Более высокая нагрузка также учителей отдаленных сельских школ, где не хватает специалистов.

Работа педагогов более чем на ставку объясняется невысоким уровнем заработной платы учителя на ставку и необходимостью подтверждения права выхода на льготную пенсию за выслугу лет при условии ведения преподавательской работы не менее чем на полную ставку, иметь часы организационно-воспитательной работы и часы дополнительного контроля за учебной деятельностью учащихся.

^

Брестская область


Объем педагогической нагрузки учителя

Количество учителей

Соотношение количества учителей, имеющих соответствующий объем педнагрузки к общему количеству учителей (в %)

до 0,5 ставки

346

1,9

0,5 ставки

от 0,5 до 1 ставки

1580

8,6

1 ставка

от 1 до 1,5 ставки

13061

70,7

1,5 ставки

более 1,5 ставки

3480

18,8

Количество учителей – 18476. Средняя педагогическая нагрузка – 1,29.

^


Объем педагогической нагрузки учителя

Количество учителей

Соотношение количества учителей, имеющих соответствующий объем педнагрузки к общему количеству учителей (в %)

до 0,5 ставки

286

2,0

0,5 ставки

242

1,6

от 0,5 до 1 ставки

1243

8,5

1 ставка

264

1,8

от 1 до 1,5 ставки

8616

58,9

1,5 ставки

906

6,2

более 1,5 ставки

3071

21,0

Количество учителей – 14628. Средняя педагогическая нагрузка – 1,15.

^


Объем педагогической нагрузки учителя

Количество учителей

Соотношение количества учителей, имеющих соответствующий объем педнагрузки к общему количеству учителей (в %)

до 0,5 ставки

197

1,1

0,5 ставки

320

1,8

от 0,5 до 1 ставки

1336

7,6

1 ставка

8112

46,1

от 1 до 1,5 ставки

4376

24,9

1,5 ставки

2006

11,4

более 1,5 ставки

1249

7,1

Количество учителей – 17596. Средняя педагогическая нагрузка – 1,27.

^


Объем педагогической нагрузки учителя

Количество учителей

Соотношение количества учителей, имеющих соответствующий объем педнагрузки к общему количеству учителей (в %)

до 0,5 ставки

468

3,5

0,5 ставки

358

2,6

от 0,5 до 1 ставки

1212

9,0

1 ставка

1081

8,0

от 1 до 1,5 ставки

7267

53,6

1,5 ставки

829

6,1

более 1,5 ставки

2328

17,2

Количество учителей – 13543. Средняя педагогическая нагрузка – 1,2.

^


Объем педагогической нагрузки учителя

Количество учителей

Соотношение количества учителей, имеющих соответствующий объем педнагрузки к общему количеству учителей (в %)

до 0,5 ставки

201

1,3

0,5 ставки

321

2,1

от 0,5 до 1 ставки

492

3,2

1 ставка

1934

12,6

от 1 до 1,5 ставки

5712

37,2

1,5 ставки

4868

31,7

более 1,5 ставки

1827

11,9

Количество учителей – 15355. Средняя педагогическая нагрузка 1,23.

^


Объем педагогической нагрузки учителя

Количество учителей

Соотношение количества учителей, имеющих соответствующий объем педнагрузки к общему количеству учителей (в %)

до 0,5 ставки

503

3,8

0,5 ставки

331

2,5

от 0,5 до 1 ставки

861

6,5

1 ставка

1082

8,1

от 1 до 1,5 ставки

6124

46,0

1,5 ставки

1057

7,9

более 1,5 ставки

3361

25,2

Количество учителей – 13319. Средняя педагогическая нагрузка – 1,3.

г. Минск


Объем педагогической нагрузки учителя

Количество учителей

Соотношение количества учителей, имеющих соответствующий объем педнагрузки к общему количеству учителей (в %)

до 0,5 ставки

427

3,0

0,5 ставки

329

2,3

от 0,5 до 1 ставки

1112

7,8

1 ставка

1397

9,8

от 1 до 1,5 ставки

6647

46,7

1,5 ставки

825

5,8

более 1,5 ставки

3496

24,6

Количество учителей – 14233. Средняя педагогическая нагрузка – 1,3.

kzbydocs.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *