Навигатор профориентация – Профессиональный навигатор. 9 класс. Рабочая тетрадь для организации занятий курса по профессиональной ориентации, М. В. Антонова

Содержание

Профориентация для взрослых — Prof.Navigator

Когда наступает необходимость в профориентации для взрослых? 

Обычно после окончания ВУЗа или техникума человек какое-то время движется по полученной специальности по инерции, пытается привыкнуть к своей работе и своей профессии, часто, в большинстве случаев заводит в этот период семью и детей и когда эти бытовые вопросы более или менее будут решены, то его начинают мучить сомнения.
Первый признак этих сомнений — не хочется вставать утром и идти на свою работу.
Второй признак — снижаются доходы, либо они не удовлетворяют потребности человека на достаточном уровне, и он не может достаточно заработать своей профессией, не видит возможностей и перспектив.
Третий признак – человеку хочется развития, и он не видит их на существующей работе. Человек считает, что достиг потолка.
Отдельно стоит выделить женщин до или после отпуска по уходу за детьми (декретного отпуска). У них все эти сомнения осложняются еще и тем, что они на какое-то время выпадают из привычной профессиональной карьеры, у них появляется время для рефлексии своего профессионального опыта и часто возвращаться к своей профессии они не хотят.

После обращения в наш Центр мы разбираем с ними сложившуюся ситуацию в их карьере. У каждого эти ситуации имеют свои особенности. В них присутствуют и составляющие личной жизни, и неправильного выбора профессии, атакже множество других нюансов психологии, воспитания, случайных факторов.

Не всегда надо немедленно менять работу, не всегда надо немедленно менять профессию, не всегда надо немедленно переезжать в другой город.
Очень часто проблемы находится внутри самого человека — в его внутреннем мире, в его душе. У многих взрослых обнаруживаются детские комплексы, накопленные ещё с глубокого детства — когда они проживали, например, с родителями.
У многих женщин карьерный кризис связан с неудовлетворенностью личной жизни, отсутствием любимого человека, детей и семьи.

Чем отличается кризис среднего возраста у женщин и мужчин и какие его первые признаки?

Мужчина к среднему возрасту в 30-40 лет должен обеспечивать себя и свою семью финансово, быть «добытчиком» — так уж заложено природой. Если у него это не получается сделать, то он испытывает сильный стресс. А если это делает за него супруга, то этот стресс еще больше накапливается и приводит к большим искажениям психологии, перекосом в семейной жизни.
У женщин этот кризис протекает обычно менее болезненно. Но только в случае, если женщина состоялась в семье как жена и мать. Если же она к среднему возрасту не достигла две эти ключевые вещи, то кризис также проходит очень остро. Такая женщина начинает винить себя, винит свою профессию, свою жизнь, своих родителей и вообще всех окружающих.

В кризисе карьеры разбираться необходимо с каждым индивидуально и далеко не всегда причина заключается в неправильном выборе профессии.
Однако почти всегда кризис связан с работой, с отсутствием или недостатком доходов. Хотя бывает и так, что люди добровольно уходят с высокооплачиваемых должностей, теряя доходы. И порой в никуда!

Высокооплачиваемые должности предполагают суровую эксплуатацию человека, корпорации или госслужба буквально выжимает людей. Они сутками работают, без выходных, в условиях в условиях жесткого контроля, а порой даже прессинга со стороны руководства. При этом у него отсутствует время для полноценного отдыха, он не видеться со своей семьёй, не имеет возможности следить как растут его дети. Человек проживает не свою, а чью-то другую жизнь.
Обстановка, как правило, очень нервная и человек в этой обстановке начинает себя чувствовать изможденным.
Он превращается в загнанную белку в колесе.
Люди, доведенные до отчаяния такой ситуацией, готовы шагнуть в неизвестность. Могу сказать, что это тоже не всегда правильный шаг.
По нашему мнению шагать нужно имея цель и четкий план преодоления кризиса.
Что сделать для того чтобы понять какие есть варианты выхода из кризиса карьеры самостоятельно? Как найти для этого силы? Есть ответ. Например, начать читать книги.
Но после того, как человек вбивает себе в голову массу разноплановых разрозненных теорий, он теряется и никуда не сдвигается вообще.

Несколько реальных историй из нашей практики

Светлана, 38 лет, мать-одиночка, двое детей — профессионал высшей квалификации в медицинской сфере. Пришла на консультацию в Центр профориентации PROF.Navigator, потому что почувствовала потолок в своей карьере. Вернее, она считала, что достигла потолка в своей врачебной карьере и готова из медицины. При этом, она достаточно финансово обеспечена – своя квартира, автомобиль. Проблема Светланы оказалась не в неправильном выборе профессии — выбор профессии врача ею был абсолютно верен, и она достигла действительно высоких успехов в своей профессии. Но зашла в тупик потому, что у нее не было достаточно стратегического видения своих перспектив. А при этом ежедневная тяжелая рутина медицинской профессии выработал синдром белки в колесе, когда человек крутит бесконечный круг ДОМ-РАБОТА-ДОМ.

Мы подтвердили Светлане правильность выбора ее профессии, познакомили ее с ее руководством (!)и немедленно получили от них предложение пройти повышение управленческой квалификации и перспективу собсттвенного проекта в рамках клиники, где она работала.
Мы также оперативно нашли подходящую образовательную программу – Президенскую программу подготовки управленческих кадров, где она стала единственным специалистом-медиком.
Кроме того, она по нашей рекомендации восстановила утраченные связи со школьными друзьями, съездила отдохнуть на Кипр, изменила свой имидж, сменила гардероб. За пару месяцев Светлана буквально расцвела!
Итог нашей работы — Светлана прошла повышение квалификации, получила новые знания и горизонты, после чего продолжила работу в своей больнице, но на другой позиции — управленческой, с перспективой развернуть собственный частный медицинский. Любимы мужчина пока не появился, но учитывая преображение Светланы – этот миг не за горами!

Ольга, 30 лет — успешная бизнес-леди, руководитель собственной бухгалтерской службы. В личной жизни – мать-одиночка, 1 ребенок.
Обратилась в Центр, так как хотела уточнить выбранную сферу деятельности (бухгалтерский учет) и понять причины внутреннего дисбаланса, внутренней тревоги.
В ходе работы в Центре выяснилось, что руководство собственным бизнесом в сфере бухгалтерских услуг хорошо соответствует способностям Ольги.
А проблема заключается в том что она уже давным-давно не следит за собой, не слушает музыку, не развивает свою духовную составляющую, отчасти от причины нехватки времени, а отчасти просто потому что никогда этого не делала. В результате работы, Ольга преобразила свой внешний вид, сделала классный макияж и прическу, обновила гардероб, записалась клуб латиноамериканских танцев, стала проводить на работе на четверть меньше времени, подружилась с парнем, сошлась с ним и позже родила второго ребенка. Счастливая и довольная ходит в клуб, активно занимается саморазвитием.

Вероника — специалист из спецслужб обратилась в наш Центр, так как профессия стала ей невыносима — во-первых, по причине ненормированного и рванного рабочего графика, во-вторых, достигла потолка в своей работе. В-третьих, она не видела никаких возможностей развития из-за жесткой бюрократической системы. Вероника не могла завести семью, у нее было времени знакомиться с мужчинами, проживала с собакой в собственной квартире, взятой в ипотеку на невыгодных условиях.
Выяснилось, что Веронике совершенно не подходит юридическая профессия, ей рекомендовано было сменить сферу деятельности на туризм.
Предварительно обсудив она провела переговоры со своим руководством на высшем уровне по перспективам в госслужбе – мы буквально дословно планировали эти переговоры. Несмотря на то, что Вероника получила отказ, она сохранила отношения с сослуживцами.
В ходе работы проведена корректировка финансового плана. Было принято решение избавиться от невыгодной ипотеки, чтобы снять с себя финансовое бремя и открыть путь к изменениям – в жизни и карьере.

Вероника вышла на работу в туристическую компанию, занялась танцами. У нее изменился к лучшему весь уклад жизни – стало достаточно времени на себя и личную жизнь. В перспективе – открытие своего дела в туристической сфере.

Если Вы осознаете, что Ваша профессия перестала приносить Вам удовольствие, либо карьера в ней зашла в тупик, обращайтесь к нам в Центр за БЕСПЛАТНОЙ консультацией — мы определим  Вашу проблему и предложим конкретный план действий. 

prof-navigator.org

Учебным заведениям — Prof.Navigator

Школам, техникумам и ВУЗам Центр профориентации PROF.Navigator помогает проводить различные профориентационные мероприятия, с целью развития учащихся, их карьерного консультирования, повышения мотивации. Кроме того, мы проводим обучающие мероприятия по профориентации, психологическому и педагогическому сопровождению учащихся и их родителей для педагогических коллективов.

Для школ мы БЕСПЛАТНО проводим три вида профориентационной работы:

  •  выступление на родительском собрании (классном или общешкольном 30-60 минут)
  • проведение классных часов (для отдельного класса или нескольких 8-11 классов)
  • размещение в школе специального стенда с набором плакатов, посвященных профориентации

Для того, чтобы нам начать сотрудничать с Вашим учебным заведением, ознакомьтесь с договором социального партнерства и заполните заявку. Мы свяжемся с Вами в ближайшее время, обсудим форматы совместной работы и наметим план дальнейших действий.

Стенд-урок по профориентации

Об это проекте стоит рассказать отдельно. 
Мы предлагаем бесплатно разместить в школе специально разработанный для них стенд с 6 плакатами по теме профориентации. Эти плакаты будут меняться на стенде каждую учебную четверть, проводя таким образом наглядное профессиональное информирование. Конечно, такой урок не заменяет нашего спикера или специалиста, но все же постоянно напоминает детям о важности выбора профессии и дает полезную и конкретную информацию в сжатом виде.
Цель – проблематизировать детей и родителей в отношении важности выбора профессии. Дать им понять, что им необходимо озаботиться выбором профессии.
Плакаты на стенде – как наглядное пособие на уроке профориентации. В них отражены и синхронизированы с процессом обучения все важные вехи выбора профессии, приведена интересная и полезная информация, выставлены чек-листы по выбору профессии и напоминания о важных вехах этого выбора.
Примерное содержание плакатов:
1 четвертьГлавная тема – проблематизировать и настроить детей и родителей, что надо серьезно подойти к выбору профессии Зачем выбирать профессию?
Формула выбора профессии
Алгоритм выбора профессии  — по классам (постоянно висит)
План действий для выпускников – выбрать профессию, учебное заведение, экзамены и начать усиленно готовиться к экзаменам.
Где пройти консультацию?
Приглашение на выставку профессий
2 четвертьГлавная тема – выпускникам 9, 11 класса определиться с экзаменами
Направления профессий  — науки, техника, гуманитарии и т.п.
Списки экзаменов по направлениям  — справочник абитуриента
Карьерная траектория ребенка
Какие профессии бывают ТОП-5 направлений Иркутской области / Профессии будущего
3 четвертьПоставить цель – сколько баллов набирать на экзаменах Что такое цель по ГИА и  как ее поставить
Техникумы – какие, сколько баллов, средний балл аттестата
ВУЗы  — проходные баллы по прошлому году.
Приглашение на Неделю открытых турникетов
Экскурсии по предприятиям и учебным заведениям
4 четвертьСпланировать деятельность по ВП летом – тренинги, лагери, практики, подработки
Что делать в летние каникулы?
Что почитать и посмотреть
Чек-лист – попадаю ли я в будущее
Подработка летом – список вакансий
Информация про  профориентационный лагерь и площадки
Стенд — урок по профориентации для школ

Если Вы хотите бесплатно установить такой стенд в своей школе – оставьте заявку и мы свяжемся с Вами.

Работа Центра профориентации PROF.Navigator в школах повышает мотивацию школьников, заставляет их задуматься над своим будущем, начать интересоваться конкретными учебными предметами. Мы рассказываем школьникам и родителям о том как добиться профессионального успеха в современном мире, какие карьерные траектории бывают в различных сферах деятельности, какие горизонты можно себе наметить, какие цели ставить, где учиться, что сдавать на экзаменах.

Здесь играет роль и психология детей. Когда урок по профориентации ведет знакомый учитель или психолог, то часть информации детьми воспринимается плохо. Когда же классный час или мастер-класс проводят молодые энергичные специалисты Центра, с применением самых современных обучающих технологий, интерактива и игр, то внимание детей и запоминаемость материалы существенно выше.

Наш центр может помочь школам тем, чем они не обладают – практическими знаниями современного рынка труда, тенденциями развития отраслей в российской и мировой экономике, конкретными примерами карьерных траекторий успешных людей, в том числе и из их школ. Еще одной интересной темой для обсуждений становится образование за рубежом, о возможностях которого большинство детей и их родителей даже не подозревает.

В итоге Центр профориентации PROF.Navigator помогаем школам сделать оптимальный отбор школьников в профильные классы, правильно выбрать экзамены на ОГЭ и ЕГЭ и рекомендовать формы усиленной подготовки к сдаче экзаменов и дальнейшей учебе и работе.

Пригласить нас в свою школу можно прямо на нашем сайте, выбрав удобное время здесь.

В 20016-2017 годах Центр профориентации PROF.Navigator совместно с Региональным центром мониторинга и развития профессионального образования Иркутской области провел серию семинаров для учителей, психологов и педагогов школ  Иркутска, Ангарска и Усолья-Сибирского. В программе приняло участие около 100 слушателей. По окончании все слушатели получили сертификат государственного образца о повышении квалификации.

В 2018 году эта программа повышения квалификации будет продолжена и превратиться в общероссийский вебинар, расширена на педагогическую аудиторию всей страны.

Центр проводит работу на высоком уровне – мы рассказываем только о самых современных методиках, приводим множество практических примеров из нашей работы, работаем с залом.

Одной из форм работы является пробная профориентация слушателей – педагогов. Она всегда вызывает у слушателей бурю эмоций, потому что педагог ставит себя на место школьника, вспоминает свой профессиональный выбор в школе, отвечает на каверзные вопросы из позиции школьника. Такой интерактив дает мощный результат!

Центр PROF.Navigator также активно сотрудничает с различными молодежными организациями и объединениями. В числе постоянных партнеров Молодежный кадровый центр, Российский союз молодежи,  Мы проводим встречи с детьми и их родителями, преподавателями и наставниками – рассказываем о большом мире профессий, важности личного и профессионального самоопределения, проводим мастер-классы и тренинги.

Профориентационный КВН

Отдельно стоит упомянуть профориентационный КВН, который дает детям заряд позитива, но в тоже время заставляет задуматься о своем месте в жизни и будущей профессии.

Научным учреждениям

Центр профориентации PROF.Navigator постоянно ведет работу с научно-исследовательскими институтами, учеными и учреждениями-популяризаторами науки (экспериментарии, города профессий и т.п.). Мы заинтересованы в том, чтобы научные учреждения

В числе наших партнеров Иркутский государсвтенный университет, Сибирский институт физиологии и биохимии растений РАН, Институт химии РАН им. Фаворского, Иркутский научно-исследовательский технический университет, Байкальский музей Лимнологического института, астрофизическая лаборатория ИГУ и многие другие.

Мы заключаем договоры социального партнерства, по которым вовлекаем в научную деятельность школьников и студентов, причем именно тех, для которых научная деятельность станет основной. Это очень важно, так как в большинстве рядовых экскурсий в эти учреждения такого осознанного выбора научной деятельности у школьников не происходит – дети смотрят, интересуются и потом не идут в науку. Центр профориентации PROF.Navigator ведет более прицельную и тщательную работу по отбору кадров для науки. Это практически индивидуальная, тонкая работа, когда ребенок, подающий надежды, аккуратно приближается к высокой науке – сначала с экскурсий и поверхностного знакомства, затем через выступления на научно-практических конференциях, затем учебе и научной работе. Только такая тщательная работа гарантирует научным учреждениям правильное позиционирование среди детей и родителей, у которых в большинстве случаях представление о научной и инновационной деятельности отсутствует. 

Мы часто спонсируем различные научно-образовательные мероприятия, для того чтобы создать прочную связь и четкие карьерные траектории между школой, ВУЗами и большой наукой. Именно в этом мы видим свою миссию и ценность!

prof-navigator.org

История — Prof.Navigator

Центр профориентации PROF.Navigator создан в 2013 году известным иркутским предпринимателем и общественным деятелем Олегом Яценко. 

Олег Яценко сам в свое время пострадал от неправильного выбора профессии  — в 11-ом классе не верно выбрал профессию инженера, послушав родителей,  и потерял несколько лет карьеры, вынужден был заканчивать второй институт и получать специальность экономиста. Чтобы затем уйти в свою стихию – бизнес.

Специалисты Центра PROF.Navigator
на выставочном стенде в «Сибэкспоцентре», Иркутск 2017

Олег Яценко, директор Центра PROF.Navigator:

«В 11-ом классе я  не уделил выбору профессии должного внимания и так как в семье у меня все работали в авиации, пошёл по рекомендации родителей на авиационный факультет иркутского технического университета.
Уже на первом курсе я понял, что стать инженером — не моё призвание. Я осознал, что хотел бы изучать экономику. Но чтобы не расстраивать родителей, не стал бросать «политех», а параллельно стал учиться в техникуме по специальности бухгалтер.
При этом, я не сразу понял, что бухучёт скучен для меня. Но о других экономических специальностях я подробнее узнал только через 2 года.
Учиться параллельно было очень тяжело — я фактически весь день учился, у меня не было свободного времени и я многого не успел сделать за студенческие годы.
Однако я продолжал развивать себя и поступил в экономический ВУЗ на специальность «Коммерция».
Это уже было гораздо ближе, к тому что мне нравилось это занятие — делать бизнес!
Конечно, если бы кто-то в т период познакомил меня с настоящим предпринимателями и подсказали где можно получить самые лучшие знания, я бы бросил все силы, чтобы получить самое лучшее бизнес-образование. Но об этом я узнал только через несколько лет, уже когда начал работать.
В итоге, я сумел изменить свою карьерную траекторию, занимаюсь в жизни тем, что мне интересно – бизнесом, но я никогда не забуду того ошибочного решения, которое отняло у меня столько сил и времени. И именно тогда у меня возникла идея о создании системы, которая позволит помочь людям максимально раскрыть свой потенциал.
Я хотел бы помочь всем людям, кто сомневается в своем выборе, для того, чтобы каждый сумел понять и максимально раскрыть свой талант. Знать на что способен и самоопределиться в профессии — это нужно абсолютно всем!

После окончания ВУЗов, Олег Яценко несколько лет работает маркетологом в государственном предприятии «Аэропорт Иркутск», однако мечта о своем бизнесе и амбиции предпринимателя подталкивают его к созданию собственного бизнеса.  

С 2000 года Олег начинает работать и последовательно создает строительный отдел в крупной риэлторской компании, земельную компанию, несколько производственных предприятий, завод по производству труб для теплотрасс, ведет несколько строительных проектов.  

Параллельно с бизнесом Олег Яценко  активно участвует в общественной жизни Иркутска и Иркутской области  — несколько лет возглавлял иркутское отделение общероссийской общественной организации «Деловая Россия», являлся одним из руководителей Общественной палаты города Иркутска. 

В 2010 году Олег впервые пробует по-больше узнать о сфере профориентации и профессиональном самоопределении – читает множество книг, обсуждает эту тему с профессионалами из системы образования, власти и бизнеса, а также ведет небольшой факультатив в одной из иркутских школ. 

Олег Яценко, директор Центра PROF.Navigator:

«Я вёл факультатив в одном из 10-ых классов в течение учебного года, но до конца курса у меня дошло лишь две девочки — остальные отсеялись по разным причинам (в основном по причине невыполнения домашних заданий).
Но двое все же дошли со мной до конца — они поступили в ВУЗы, которые мы с ними выбрали и успешно их закончили.
После не слишком эффективного опыта профориентационных факультативов, я понял, что нужно сделать хороший коммерческий центр, который бы работал с ребенком только индивидуально и только за плату.
Люди должны оценить важность выбора, они должны ощущать ответственность за свой выбор. Если человек заплатил за услугу по профориентации, он будет подходить к своему выбору гораздо боле ответственно, чем без оплаты. А мы, в свою очередь, сможем привлечь к этому вопросу лучшие технологии и лучших специалистов, которых невозможно будет постоянно задействовать на безвозмездной основе»

Олег Яценко создал Центр профориентации в конце 2013 года, после одного из семинаров крупнейшего российского сообщества предпринимателей «Бизнес Молодость». 

Название PROF.Navigator также родилось почти мгновенно – центр, который является для человека навигатором в мире профессий, причем по всему миру.

Олег Яценко, директор Центра PROF.Navigator:

«Я очень быстро собрал работающую схему, нашёл людей, создал свои опросники, испытал их. Первым моим единомышленником и сотрудником стал один из ведущих российских практиков соционики — Александр Кустов, который познакомил меня с этой областью знаний и помог в построении технологии сопровождения профессионального самоопределения в целом.
Потом мы вышли на департамент образования Иркутска и получили поддержку от руководства многих школ. Конечно, не все школы и организации сразу шли на контакт, но постепенно мы сумели донести до педагогов и родителей, что мы делаем очень важное дело, и делаем его профессионально!»

Результаты не заставили себя долго ждать – о Центре пошли хорошие отзывы, благодарственные письма, повторные обращения, «сарафанное радио», приглашения выступать на различных мероприятиях по профориентации – как местных, так и федеральных.
Олега Яценко пригласили в Федеральный институт развития образования и он стал одним из соавторов «Концепции организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения в РФ»
 

Постоянно экспериментируя, привлекая лучшие теоретические методики и практические инструменты в Центре отточили технологию определения оптимальной профессии, собрали базы профессий и специальностей, нашли экспертов во многих областях, партнеров и работодателей в различных сферах. 

Олег Яценко, директор Центра PROF.Navigator:

«Мы научились распознавать типажи людей, видеть с первого взгляда ключевые особенности характеров, находить процессы и вехи, формирующие Личность и Мастерство человека, поняли как нужно распознавать и пестовать талант и, в итоге, как становиться успешным человеком, ощущая себя нужным людям!
Мы научились чувствовать чего хочет человек, к чему подсознательно стремиться, что может дать ему ощущение полной самоализации и счастья» 

Начав в 2013 как классический старт-ап – без особых инвестиций, в традиционно государственной не рыночной сфере, практически на голом энтузиазме и энергии нескольких людей, за 4 года Центр помог определиться с профессией и учебными заведениями более 1400 человек, которые сейчас в той или иной мере успешно реализуют намеченные планы в рекомендованных профессиях и сферах.
За эти годы сформировалась и укрепилась основная специализация Центра PROF.Navigator –глубинная профориентация (профнавигация), а также сформировались еще два направления работы Центра – развитие талантов и рекрутинг (трудоустройство). 

В 2016 году Центр открыл представительство в Ангарске, в 2017 г — в Москве и Санкт-Петербурге, а также научившись работать удаленно, стали работать с клиентами со всей страны.
 

Олег Яценко, директор Центра PROF.Navigator:

«На сегодняшний день мы ставим себе задачу максимально автоматизировать технологию оптимального выбора профессии, занявшись обработкой больших данных, достроить цепочку от диагностики талантов и их развития до эффективного трудоустройства и распространить наш опыт на всю страну, создав наши представительства во всех регионах России

Год назад известный блогер и предприниматель в сфере образования Дмитрий Волошин проводил маркетинговое исследование по теме профориентации. Из многочисленных центров профориентации в России он отметил Центр PROF.Navigator.


Дмитрий Волошин, блогер:

Дмитрий Волошин, блогер:

«Коллеги, по результатам вчерашнего поста про профориентацию я подвел итоги. Ниже я приведу оценку предложенных 17-ти ресурсов (обезличенную, разумеется) на соответствие запросу (https://www.facebook.com/DAVoloshin/posts/1295998370461458). Чтобы быть ближе к обычной шкале оценок я их разделил на четыре категории: ох (2 балла), мда (3 балла), хм (4 балла) и ага (5 баллов). Мне доставило большое удовольствие изучить все предложения, мой победитель — компания «Профнавигатор».

На сегодняшний день Центр профориентации PROF.Navigator является одним из ведущих Центров профориентации в России – прежде всего по полноте и глубине исследования личности, а также по  по практическим результатам работы – более 70% выпускников Центра успешно учатся и трудоустраиваются по рекомендованной Центром профессии.

История Центра продолжается!

prof-navigator.org

Образовательная выставка “Навигатор Профориентации” | Москва

Профориентация

Лекторий MAXIMUM – 211:00-11:40

Профориентация и развитие подростков


Ирина Гришина

Эксперт портала “Навигатор профориентации”

Профориентация

Попробуй себя в Digital и IT11:05-11:40

Открытый урок “Программирование с нуля”


Анна Паршева

Старший преподаватель MAXIMUM

Профориентация

Большой зал11:10-11:50

Выбираем вместе: школа или колледж после 9 класса?


Татьяна Медведева

Старший преподаватель MAXIMUM

ЕГЭ и ОГЭ

Малый зал11:10-11:50

Как понять и полюбить математику и физику в 6-8 классе? Презентация образовательных программ


Артем Меликян

Эксперт портала “Навигатор профориентации”

Просто о сложном11:10-11:50

Английский язык по Зверополису


Валерия Козик

Старший преподаватель MAXIMUM English

Для родителей

Открытый лекторий для родителей11:25-12:05

Как мотивировать ребенка учиться в средней школе?


Артем Меликян

Эксперт портала “Навигатор профориентации”

propostuplenie.ru

Профориентация — это план будущей жизни — Prof.Navigator

Данная статья из книги Анны Важененой «Пересечения — герои моего времени»

Лидер, привыкший добиваться максимума. С отличием окончил два вуза, аспирантуру. Один из победителей конкурса «Кадровый резерв Байкальского региона». Прошел отбор в общероссийский проект «Профессиональная команда страны».

Выстроил успешную карьеру как предприниматель, развивая действующие бизнес-проекты и запуская собственные. После резко поменял сферу приложения усилий и открыл Центр профориентации PROF.Navigator, сформулировав новую миссию так: «Раскрыть потенциал человека, помочь ему найти свой талант, который обеспечит ему уверенность в жизни, если он сам хочет этого».

Один из ведущих экспертов региона в сфере малого и среднего предпринимательства. С 2005 года входит в совет иркутского регионального отделения общероссийской общественной организации «Деловая Россия», с 2012 по 2016 — его председатель. Три года возглавлял экспертную группу Агентства стратегических инициатив (АСИ) по внедрению стандарта улучшения инвестиционного климата («дорожной карты»).

Называет общественную работу неотъемлемой частью своей жизни, реализацией стремления качественно изменить город, в который влюблен. Входит в правление «Клуба высоких технологий управления», один из учредителей общественной организации «Человек Иркутска». С июня 2012 — председатель комиссии «Экономика и бизнес», затем — заместитель председателя Общественной палаты города Иркутска.

Даже в отрасли, традиционно считающейся непривлекательной для бизнеса, при желании и знаниях можно найти свою нишу и запустить удачный стартап. Во время кризиса особо важно умение видеть дальше «привычных горизонтов» и выходить из зоны комфорта. О механике тако- го опыта мы говорим с иркутским предпринимателем Олегом Яценко.

Полтора десятка лет он руководил компаниями, специализирующимися на недвижимости, строительстве, девелопменте. Но вдруг поменял эту прибыльную сферу на ту, которую из-за ее нерентабельности бизнес обычно обходит стороной. Яценко запустил образовательный стартап — Центр профориентации PROF.Navigator.

Стартовав в конце 2013 года, уже через три месяца получил пер- вую прибыль. Через год был приглашен с докладом в Москву на VIII Международный конгресс-выставку «GlobalEducation — образование без границ», где его авторскую технологию рекомендовали для внедрения по всей стране. В планах — запустить франшизу.

РАЗГЛЯДЕТЬ СВОБОДНУЮ НИШУ

— Олег, как появилась идея попробовать развить бизнес там, где все считают это безнадежным?

— Образовательная сфера притягивала меня еще с университет-

Фото из архива героя публикации

Работая
не по своему призванию, человек никогда
не достигает высокой производительности труда, имеет меньший заработок, чем мог бы, а самое главное —
не реализует себя

Увидев такой вакуум, решил попробовать исследовать проблему на практике и организовал факультатив по профориентации в одной из школ Иркутска. Результаты у посещавших его детей были разные. До осознанного выбора будущей профессии дошли всего несколько человек, но после это- го опыта я серьезно задумался о том, что такая работа должна быть более профессиональной, индивидуальной, с привлечением современных технологий и, как это ни странно, — платной. В этом процесс должна быть взаимная ответственность оптанта (того, кто определяется с профессией) и профориентатора.

Таким образом, качественный продукт профориентации — это потенциальная ниша для развития бизнеса. И я решил попробовать.

— Почему вы вообще стали искать что-то новое, а не развивать бизнес, который знали и в котором добились успехов?

— Обнаружив перспективное и пока практически свободное от конкуренции направление, я задумался и о собственном призвании. Представил, скольких ошибок мог бы избежать, если бы в свое время со мной была проведена грамотная профориентация. Многое переосмыслил. И понял, что несмотря на успехи в сфере строительства и не- движимости, большой финансовый масштаб строительных проектов,

«В сфере профориентации я — один из немногих, кто разглядел в ней возможности для перспективного, полезного, востребованного и прибыльного дела с тех времен, хотя я учился в техническом вузе. С тех пор постоянно веду общественную работу, периодически читаю лекции в институтах и школах, состою во многих общественных организациях, модерирую дискуссии.

Много общаясь с людьми, как по бизнесу, так и по жизни, анализируя, что помогает и мешает им развиваться и добиваться успеха, я пришел к выводу: в любой сфере очень много тех, кто занимает- ся не своим делом, то есть тех, кто выбрал профессию не осознанно, а в силу разнообразных внешних обстоятельств, в том числе случайных. Работая не по своему призванию, человек никогда не достигает высокой производительности тру- да, имеет меньший заработок, чем мог бы, а самое главное — не раскрывает свой человеческий потенциал — то есть не реализует себя. Я понял, что отсутствие качественной профориентации — одна из ключевых проблем нашего общества. И не только в России: по- искав системы профориентации за рубежом, тоже не нашел передовых технологических решений в этой области.

Фото из архива героя публикации

Уникальность в профориентации
я увидел так ясно, как ни в одном из своих предыдущих бизнесов

там я не способен создать новое, уникальное и конкурентное в миро- вом масштабе. Для этого у меня не- достаточно желания и понимания.

И, напротив, в сфере профориентации я — один из немногих, кто разглядел в ней возможности для перспективного, полезного, востребованного и прибыльного дела с огромным потенциалом на профессиональной платформе бизнеса.

Когда я обнаружил такую альтернативу своей работе, у меня возник внутренний диссонанс. Если ты по характеру предприниматель, то желание работать испытываешь до тех пор, пока соприкасаешься с чем-то уникальным. Если же работа теряет это качество и превращается в рутину, становится неинтересно. Тогда твое место должны занять профессиональные менеджеры — люди другого склада.

Я предприниматель. Меня интересует уникальность. Я увидел ее в профориентации так ясно, как ни в одном из своих предыдущих бизнесов. И пришел к тому, чтобы полностью сконцентрироваться на ней — и заняться тем, что мне по-настоящему нравится.

ПРИНЦИПИАЛЬНО ПОМЕНЯТЬ ПАРАДИГМУ МЫШЛЕНИЯ

— В России принято считать, что образование, культура, спорт — убыточные территории для бизнеса. Поэтому они вечно с протянутой рукой, в ожидании милости от государства, меценатов или спонсоров. В то же время в мире много примеров успешного бизнес-развития некоммерческой сферы. Вы изучали их, когда задумали свой новый проект?

— Да, изучение мирового опыта еще больше укрепило мое желание заняться проектом в сфере образования. Например, побывав на од- ном из дней джазового фестиваля в Новом Орлеане в США, я увидел другой подход и доходность мероприятия некоммерческой сферы. Этот фестиваль насчитывает более 25 лет истории, на нем выступают ведущие мировые звезды музыки, концерты посещают сотни тысяч человек. Когда посмотрел на фестиваль изнутри, для меня стало очевидно, что из любого некоммерческого мероприятия можно сделать коммерческое шоу.

— В чем их подход, принципиально отличающийся от нашего?

— Например, в том, что у нас на подобных шоу главная звезда выступает в начале. Да, это привлекает зрителей, но только она уехала — и все тоже ушли. Остальное, пусть и не менее интересное, но менее раскрученное, не цепляет.

В Америке все наоборот: звезда выступает в конце дня, что позволяет продавать зрителю билет на целый день. По нему он имеет возможность сходить на какие-то из 72 концертов, проходящих на фестивале в этот день (именно столь- ко получается, если сложить выступления исполнителей на шести площадках).

Вроде бы простая перестановка исполнителей. Но на самом деле — переворот сознания, который делает выгодность очевидной: зритель готов платить достойные деньги за билет, потому что услышит мировую звезду, а организаторы получат массовое посещение мероприятия и окупаемость концертов пока неизвестных исполнителей.

Второй пример — тоже из на- шей «некоммерческой» спортивной сферы, которую на западе сделали сверхдоходной за счет того, что создают окупаемые, прибыльные, финансово состоя- тельные модели. Более того, при этом, как и в предыдущем примере, «разворачивается» психология построения системы.

Баскетбольная команда является источником драйва, удовольствия для десятков тысяч зрителей. Для обеспечения такого драйва строят стадион, вмещающий весь этот человеческий поток, создают дополнительные сервисы и услуги, которые «накачивают» позитив, производят шоу, «перфоманс», дают чувство удовлетворенности. Предусматривают коммерческие паузы во время матча, интерактив со зрителями, конкурсы, сувениры и многое другое. В итоге и люди счастливы, отдав от 50 до 200 долларов за билет и получив колоссальное удовольствие, и создана система, дающая возможность получать прибыль из- начально некоммерческой сфере — вплоть до содержания детской спортивной команды.

— Как вы планировали адаптировать тот западный опыт к российской системе образования, которая тоже годами выстраивала логистику перемещения знаний, в том числе, о выборе профессии?

— Когда я обдумывал построение собственного бизнеса в якобы некоммерческой сфере, понимал, что подход должен быть только такой, как в этих примерах, а не такой, как сейчас в России, где профориентация организована, как и все образование: это полностью субсидированная отрасль, абсолютно не прибыльная, где работают квалифицированные, но низко оплачиваемые специалисты. Вся система профориентации представлена психологами-консультантами в школах, чьи обязанности увеличиваются, а оплата труда не меняется. Следователь- но, мотивации для развития у этих специалистов практически нет.

Да, в Иркутской области были попытки оптимизации отрасли: в разных территориях создали цен- тры профориентации. Но постепен- но, как любое субсидируемое на-

Нам надо перестать обманывать себя, говоря о бесплатном, но плохом образовании. Нужно начать говорить о платном, но хорошем образовании, приводящем человекак успеху в жизни

начинание, они начали стагнировать, не обеспечивая по настоящему качественной услуги — по крайней мере, в моем понимании качества.

Я понял: не тот подход, не та философия. У нас сложился ложный стереотип, что в хорошем государстве все должно быть бесплатно, но это заблуждение — все имеет свои затраты, цену, и весь вопрос в том, кто и как оплачивает социальные услуги.

Высокое качество социальной услуги требует вложения больших ресурсов. Поэтому нужна другая модель: в хорошем государстве всегда должен быть выбор — от бесплатного, но с ограниченным ассортиментом услуг, до платно- го, но очень хорошего качества, с полным набором дополнительных опций.

Принцип платы за качество позволит нам получить специалистов, работающих на своем месте, творческий подъем, новые интеллектуальные прорывные проекты.

— Что для этого необходимо?

— Нам надо принципиально поменять парадигму мышления и перестать обманывать себя, говоря о бесплатном, но плохом образовании. Нужно начать говорить о платном, но хорошем образовании, приводящем человека к успеху в жизни. За качественную услугу человек готов и должен платить. Соответственно, если мы хотим получить хорошую услугу по профориентации, а не для галочки в ведомости, она должна быть платной.

— Насколько сложно переориентировать на такое направление людей, привыкших считать, что по- мощь в выборе профессии, в том числе, должна бесплатно оказывать школа?

— Прежде всего, надо пони- мать, что расходы на профориентацию — это долгосрочные вложения в человека, а не сиюминутный ка- приз, ведь профориентация — это план будущей жизни.

Для иллюстрации тезиса приведу пример как раз из своего прошлого бизнеса: начинать строить жизнь без качественной профориентации — это все равно, что строить дом без проекта: риски в том, что такой дом будет точно дороже, ниже по качеству, и вообще мы можем его и не достроить вовсе.

Вспомним массовое индивидуальное строительство без проектов, когда в 1990-х годах все бросились городить дома по принципу «лишь бы было» — без вкуса, без правил, без расчетов. От многих таких до- мов сейчас владельцы не знают, как избавиться.

А ведь человеческая жизнь — это гораздо более ценная вещь, чем дом. Получается, мы должны десять раз себя исследовать, понять, прежде чем сделать такой шаг, как выбор института и направления ра- боты.

Мне стало очевидно, что обучение и профориентация человека—это ровно одно и тоже, что строительство дома и проект дома. Следовательно, если люди готовы платить строителю за проект до пяти процентов от стоимости, то и с введением платного образования человек будет готов заплатить минимум пять процентов, чтобы точно себя сориентировать и выбрать образование, которое нужно именно ему, а не которое модно, престижно или ближе к дому.

Так «вырисовывалась» при- мерная стоимость услуги, которая раньше не имела рыночной стоимости и была неконкурентоспособна. Более того, она воспринималась негативно из-за того, что бесплатная. Но зачастую безответственная система в школах сложила отрицательное мнение о профориентации, так как 99 процентов родителей и детей не помнят, какой результат по профориентации показало их стандартное школьное тестирование. Из адекватной стоимости услуги сложился и общий бюджет проекта.

СТАРТАП В НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ

— Запуск стартапа в незнакомой «проседающей» сфере увеличивает риски. Как вы вырабатывали стратегию, учитывая предполагаемые очевидные трудности и «подводные камни»?

— Сама идея и механизм за- пуска стартапа в некоммерческом секторе и выход на окупаемые

модели появились благодаря из- учению системо-мыследеятель- ностной методологии (СМД-мето- дологии), штудированию трудов Георгия Щедровицкого и долго- временному сотрудничеству с ир- кутским Клубом высоких техноло- гий управления.

Именно это дало мне понима- ние того, что принципиально школа, центр профориентации, стройка или завод организуются по одним и тем же схемам, в них действуют одни и те же законы. А общество поче- му-то продолжает разделять их на бюджетную и экономическую сфе- ру, что создает неверное восприя- тие и приводит в финансовый тупик.

Как только уравниваем все сферы, все становятся на свои места — и, применяя общие принципы, можно выстраивать эффективные схемы развития. Поэтому советую тем, кто работает в некоммерческой сфере, почитать работу Георгия Щедровицкого «Организация. Руководство. Управление» и на ее основе развернуть самообразование.

— Сколько по времени занял каждый шаг подготовительного этапа проекта?

— Идея открытия центра профессиональной ориентации вызревала полтора года. Импульсом для ее воплощения стал семинар проекта «Бизнес-молодость», на который я пошел для получения новых знаний. Он предполагал работу над своим конкретным проектом в режиме коучинга, с получением практических результатов.

Начинать
строить жизнь
без качественной профориентации — это все равно, что строить дом
без проекта.
Но ведь человеческая жизнь гораздо более ценная вещь, чем дом

Я подумал: почему бы не просчи- тать проект Центра профориентации, над которым давно периодически думаю? Попробовал — и сразу про- изошел быстрый скачок от мыслей к действию (кстати, именно отсюда термин мыследеятельность): начать проект по условиям семинара надо было в течение двух месяцев.

За это время я собрал схему стартапа, определил приоритетные технологии, которые буду использовать, набрал сотрудников и принял первых клиентов. Главной проблемой было сформировать технологию, потому что мне уже было понятно, что тесты, к которым привыкли школы, недостаточно эффективны и работают с большой погрешностью, без учета индивидуальной ситуации каждого школьника и его семьи. А нам была нужна качественная технология, обеспечивающая качественный продукт, за который люди готовы будут платить.

Я убежден, что отличие неком- мерческой услуги от коммерческой заключается именно в продукте, который необходимо все время совершенствовать. Оплата — это показатель, демонстрирующий цен- ность, полезность и востребован- ность этой услуги.

Через три месяца стартап вышел на окупаемость без особых вложе- ний с моей стороны. То есть самой важной была услуга, а не антураж ее преподнесения или реклама.

Считается, что проблема оценки эффективности профориентационной услуги в том, что ее результаты можно увидеть только в будущем, и это не позволяет оценить ее полезность.

Мы разрабатываем инструменты, позволяющие оценить полезность за короткий период, не ожидая пять-десять лет. У нас в Центре уже в течение нескольких месяцев понятно, какие конкретные шаги человек сделал, и какой результат дала наша работа с ним. Ребята начинают интересоваться книгами, «отлипают» от компьютера, улучшают успеваемость. Одним словом, начинается осмысленное движение к цели — стать мастером своего дела.

Кстати, отсутствие ключево го показателя эффективности —

главная сложность и причина неэффективности государственной системы образования и всей некоммерческой сферы в принципе. В этом смысле ЕГЭ — положительный шаг к ключевым показателям эффективности, как бы неоднозначно к нему ни относились.

— По какой методике вы рассчитывали спрос на профориентацию такого высокого уровня?

— Спрос на профориентацию — скрытый, но колоссальный. Каждый человек нуждается в ней в какой-то степени, но не знает, что есть эффективные методики профориентации. При том, государство считает, что нужно самоопределение — человек должен сам к прийти к пониманию своей миссии. Но иногда обстоятельства не складываются, и человек проходит к нужным выводам только в старости.

Поэтому я оцениваю потенциал рынка для стартапа как очень высокий и претендующий на федеральный масштаб. Это, кстати, также явилось одной из причин выбора мной этого проекта — он выходит далеко за рамки города и региона.

— Как вы формулируете миссию бизнеса в социальной сфере, где конечный продукт нематериален?

— В миссии бизнеса я заложил такой принцип: каждый должен иметь шанс получить качественную консультацию по своему самоопределению. Соответственно, если речь идет о каждом человеке, мы целенаправленно ведем работу со всеми школами Иркутска. Когда некоторые директора, хотя таких на самом деле очень мало, говорят, что их родители — не мой «контингент» и не готовы платить за услугу профориентации, я категорически против.

Мы всегда найдем способ, как помочь человеку найти свой талант, который обеспечит ему уверенность в жизни, если он сам хочет этого. К счастью, люди все больше понимают это, да и хорошую поддержку со стороны департамента образования города Иркутска и министерства образования Иркутской области мы получили очень быстро.

После года с момента запуска нового бизнеса мы с коллегами вышли на новый этап и продолжаем работать над технологизацией профориентации, ведь в планах распространение этой уникальной технологии через систему филиалов или франшизу по всей России.

prof-navigator.org

Работодателям — Prof.Navigator

Для развития системы профориентации в России, наш Центр постоянно сотрудничает и проводит работу с различными заинтересованными организациями:

  • — работодателями  — корпорациями, банками, малым и средним бизнесом
  • учебными организациями – школами, техникумами, ВУЗами
  • научными учреждениями  — НИИ, лабораториями, технопарками
  • государственными структурами – министерствами и ведомствами, Центрами занятости населения

Мы помогаем этим организациям в проведении различных мероприятий, направленных на профориентацию и развитие их сотрудников и коллективов, их детей.

Каждая компания, как государственная, так и частная, нуждается в формировании кадрового резерва сотрудников  — с одной стороны, и в лояльности контрагентов, клиентов, пользователей – с другой стороны.

О создании кадрового резерва говорят практически все, однако готовить его заранее могут позволить себе далеко не все компании. А ведь задумывать и формировать стратегический кадровый резерв нужно задолго до того, как в компании появляется вакансия. Более того, в последние годы вакансии уже начинают появляться под конкретных людей – особенно это заметно в инновационной сфере, творческих сферах, спорте, бизнесе.

Наш Центр помогает найти  талантливых, мотивированных молодых людей для работодателей  еще в школе. Мы рассказываем детям о конкретном работодателе, проводим экскурсии и профессиональные пробы, делаем профориентационные квесты, обеспечиваем школьникам и студентам раннюю практику, знакомив их с деятельностью компании, коллективом, предстоящими задачами и перспективами.

Мы выявляем потенциального ценного сотрудника в старших классах школы через постоянную работу на классных часах и родительских собраниях, выставках, экскурсиях. Мы формируем карьерную траекторию, с учетом имеющихся возможностей работодателя, стараясь познакомить школьников с возможностями работодателя.

Отдельно стоит отметить тех работодателей, которые заказывают нам специальные мероприятия, направленные на развитие детей своих сотрудников.

В мае 2017 года Центр профориентации PROF.Navigator совместно с ПАО Сбербанк провел День открытых перспектив для детей сотрудников Байкальского банка Сбербанка РФ. Это яркое событие было насыщено мастер-классами по ключевым компетенциям работодателя, оригинальной познавательной шоу-программой о будущем. На мероприятии ездил робот-андроид, летал дрон, было представлено множество интересных визуализаций ближайшего будущего. В числе наших партнеров ПАО «Сбербанк», Иркутский авиационный завод, Министерство образования Иркутской области и многие другие известные компании.

Если Вы хотите провести незабываемое и полезное профориентационное мероприятие для своих сотрудников и/или их детей, а также поработать с кадровым резервом и индивидуально с кандидатами на вакантные должности, оставьте заявку здесь. 

prof-navigator.org

Состояние и перспективы системы профориентации

Многие специалисты настаивают, что система школьного образования не должна ограничиваться только обучением детей базовым дисциплинам. Современные школы должны готовить учащихся к выбору будущей профессии, по крайней мере, начиная с 11-12 лет. А еще лучше, если к будущей профессии дети начнут готовиться в детском саду.

Согласно статистическим данным практически каждый россиянин в течение своей жизни 3-4 раза меняет профессию. А в будущем мы будем менять профессию вдвое чаще – порядка 6-8 раз. Это свидетельствует о том, что знакомить детей с профессиями нужно как можно раньше.

Конечно же, с формальной точки зрения система профориентации уже существует в российских школах, и даже вроде бы пытается работать (речь идет о тех экскурсиях на предприятия, с помощью которых старшеклассникам пытаются рассказать о разных профессиях). Но практика показала, что до сих пор не выработано единой системы информации и инструментов, которые бы действительно помогали учащимся выбрать свою профессию.

Состояние системы профориентации в школах РФ

Многим родителям хорошо знакома ситуация, когда ребенок постоянно меняет свое мнение о том, кем он хочет стать: сегодня малыш хочет быть клоуном, завтра космонавтом, а послезавтра продавцом мороженого. Такое непостоянство объясняется просто: у детей разные мечты, но они не могут логически объяснить и идентифицировать свои интересы. Понято, что они интересуются всем тем, что их окружает и вызывает приятные эмоции (например, клоуном ребенок хочет стать после посещения цирка, а продавцом мороженого – после семейного похода в парк), но умы их слишком незрелые, чтобы определить какую именно профессию они предпочтут в будущем.

Статистика говорит о том, что 30% учеников покидают школу, имея лишь смутное представление о возможностях трудоустройства, плохо оценивая свои способности и интересы относительно подходящей карьеры. Многие поступают в высшие учебные заведения независимо от того к какой специальности они наиболее подготовлены или имеют природную склонность. Соответственно, неправильный выбор ВУЗа и направления обучения чаще всего приводит к зря потраченным годам. То есть молодые люди обучаются в той предметной области, в которой заведомо никогда не будут работать.

Специалисты отмечают, что на сегодняшний день среди учащихся школ зафиксирована очень низкая осведомленность о карьерных перспективах. Несмотря на то, что тестирование на выявление профессиональных интересов прошел каждый второй старшеклассник, каждый пятый школьник говорит о том, что школа никак не помогает ему определиться с будущей профессией. При этом ученики отмечают, что уроки профориентации в большинстве своем скучные, абсолютно не вызывают интереса и в лучшем случае ограничиваются парой экскурсий на предприятия города, носящие исключительно формальный характер.

А вместе с тем профориентация – это процесс развития, который должен облегчить для школьников приобретение профессиональных навыков, знаний и отношений. Инструменты профориентации должны способствовать самопознанию учащихся и помогать им серьезно взглянуть на свое будущее, исследуя разные варианты профессий. Именно такой формат профориентации в конечном итоге приведет к принятию ребятами обоснованных решений с заранее разработанными планами по достижению карьерных высот.

Отметим, что системным подходом к вопросу профориентации школьников на данном этапе занялись только экологи. Именно при их активном участии в России был реализован социальный проект “Зеленая кисточка”, направленный не только на развитие детской профориентации, но и на формирование экологического сознания и культуры у подрастающего поколения.

Благодаря “Зеленой кисточке” любой школьник из любого региона РФ, принимающий участие в проекте в течение шести месяцев, имеет возможность познакомиться с прикладными аспектами таких профессий как инженер-эколог и специалист по охране труда. При этом дети учатся ответственно относиться к сохранению окружающей среды и ценить как собственную безопасность, так и безопасность других людей.

Остается только сожалеть, что представители других отраслей до сих пор не оценили всю важность профориентации школьников и не прислушались к мнению Владимира Путина. А он не один раз заявлял о том, что современной России жизненно необходимо выстроить современную систему профориентации школьников, в которой активными участниками должны стать не только университеты и научные коллективы, но и успешные российские компании и предприятия.

Перспективы системы профориентации

Специалисты уверены, что профориентация должна стать обязательной программой в системе школьного образования. Причем чем раньше она будет внедрена, тем лучше. Самым лучшим вариантом внедрения в школьную программу может стать либо отдельная дисциплина, связанная с учебным планом, либо проект, реализуемый на базе школы, в ходе которого школьникам будет предоставляться целостная информация, советы и рекомендации.

Образовательная организация должна поддерживать учеников самыми разными способами не только в процессе обучения, но и в выборе будущей профессии. А для этого учащимся необходимо давать практическое представление о мире труда и занятости посредством реальных встреч с людьми, занятых в той или иной профессиональной сфере.

Школы могут устраивать дни профессий, на которые можно пригласить родителей и других людей, которые хотят и могут рассказать школьникам о своей профессии и ответить на их вопросы. Нужно искать любую возможность, чтобы “окунуть” учащихся в реальную рабочую атмосферу действующего предприятия или компании. И делать это нужно не только для того, чтобы они узнали о профессиях, к которым проявляют интерес. Намного важнее, что в ходе посещений предприятий и компании школьники будут узнавать о тех специальностях, о которых они никогда не слышали или мало знают.

Самое удивительное то, что ученики школ сами заинтересованы в реально работающей системе профориентации. Если верить опросам, которые проводились среди школьников 13-18 лет, дети хотят, чтобы в школах:

  • ввели предметы, помогающие выбрать профессию,
  • сделали упор на индивидуальное обучение с преобладанием предметов, необходимых для освоения будущей профессии,
  • приглашали на уроки представителей разных профессий,
  • проводили “работающее” тестирование на определение профориентации.

Инструменты, которые помогают учащимся выбрать свою профессию

Специалисты считают, что наиболее эффективными инструментами профориентации сегодня являются:

  • определение навыков при сопоставлении профилей работы;
  • тесты, направленные на определение способностей учащихся с целью повышения их мотивации;
  • коллекции видео с интервью успешных в своей профессии людей, анализирующие детали, которые помогли им добиться успеха, и подчеркивающие важность школьного образования.

Продуктивным упражнением, особенно среди учеников младшей школы, является создание среды, в которой дети могут играть разные профессии. Например, в классной комнате можно “открыть” магазин или ресторан, чтобы ребята получили представление о том, как нужно обслуживать клиентов или управлять бизнесом.

Ролевые игры – интересный и эффективный способ, который помогает направлять образование. Некоторые задания могут выполняться дома. Например, дети, которым нравится работать с животными, могут добровольно участвовать в благотворительных проектах, чтобы убедиться в том, что профессия ветеринара станет для них верным выбором.

Безусловно, сложно выработать единую систему профориентацию по всей стране. Но вполне возможно делать на местах многое, что связано с профориентацией, принципиально и последовательно.

Открытый для школ доступ к информации о рынке труда также может оказать существенное влияние на социальную мобильность школьников и их выбор профессии. Если ученики знают, какую зарплату получают специалисты той или иной сферы деятельности, где и как много вакансий, они, скорее всего, сделают выбор, который бросит вызов стереотипным представлениям о «правильной» работе.

Реальность заключается в том, что современный мир совершенно не похож на то время, которое было два десятка лет назад. И сегодня даже родители не всегда могут дать своим детям правильный совет: как в силу каких-то личностных особенностей или стереотипов, так и из-за изменившихся условий на рынке труда. Постоянно создаются новые специальности (о которых родители не имеют никакого представления) и для молодых людей открываются новые рабочие места.

Кстати, при определении перспектив трудоустройства сегодня важны не только когнитивные способности, но и некогнитивные навыки, характер, настойчивость, способность справляться с неудачей, устанавливать связи и критически мыслить.

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей в сфере образования.

fulledu.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *