Необходимо повысить подготовку специалистов – Статья “Методические подходы к повышению качества подготовки специалистов в условиях модернизации среднего профессионального образования”

Содержание

Повышаем, улучшаем, увеличиваем… | Сочинение по литературе

Повышаем, улучшаем, увеличиваем…

В русском языке существует большое количество глаго­лов, которые объединяются в неоднородную категорию на основании общей для них идеи «улучшения-увеличения- повышения»: повышать, улучшать, увеличивать, усиливать и т. д. Употребляя такие глаголы, необходимо быть очень внимательным, так как совсем нетрудно употребить при них неподходящие дополнения.

Например, нельзя повысить подготовку переводчиков. И для того, чтобы исправить ошибку, нам потребуется элемен­тарный анализ слова. Повысить — значит сделать высоким, оба слова имеют один и тот же корень. Мы в состоянии повысить только то, что может быть высоким или, соответственно, низ­ким (невысоким). Поэтому приведенный пример можно испра­вить так: повысить уровень подготовки переводчиков. Уровень может быть как высоким, так и низким, а следовательно, с точки зрения языка, нам есть, что повышать.

Впрочем, у предложенного варианта есть очевидный не­достаток — это многословность (а точнее, нанизывание па­дежей). Не можем ли мы как-нибудь сократить количество слов одной формы, которые следуют друг за другом? Конеч­но, можем. Вариант повысить уровень подготовки перевод­чиков может быть «свернут» в том случае, если мы сумеем подобрать однословный эквивалент для сочетания повысить уровень. И такой вариант есть! В итоге получается так: улуч­шить подготовку переводчиков.

Повысить выпуск станков — тоже плохой вариант. Какое слово мы должны вставить, чтобы все стало на свои места? Скорее всего, это слово количество, ведь речь идет именно об этом. Когда мы попытаемся его вставить, окажется, что ничего путного из этого не выходит: повысить количество выпуска станков? Нет. Хотя можно так: повысить количе­ство выпускаемых станков. Но это все равно не то! Ведь ко­личество скорее может быть большим, чем высоким. Нельзя ли чего-нибудь получше?

Чем можно заменить сочетание повысить количество? Конечно, глаголом увеличить. В результате у нас получается такой вариант: увеличить выпуск станков. И это неплохо.

sochineniye.ru

Как повысить квалификацию

В современных экономических условиях вопрос о том, Как повысить квалификацию —, волнует практически каждого человека, независимо от его пола, возраста, рода деятельности, специальности и других факторов. Актуальность этой темы объясняется очень просто: высокий уровень квалификации способствует карьерному росту, увеличению заработной платы, а также возможности получать дополнительные льготы от руководства предприятия. Данная статья поможет Вам выбрать оптимальный способ повышения квалификации, Вы узнаете, как осуществляется эта процедура, изучите важные моменты, имеющие отношение к представленной теме и сможете самостоятельно определять, когда Вам не хватает знаний для повышения собственной производительности.

Как повысить квалификацию — в каких случаях необходимо повышать квалификацию

Сегодня, практически в каждой отрасли экономики наблюдается постоянное развитие и усовершенствование используемых технологий и оборудования, а также осуществляется глобальная компьютеризация промышленного производства и других направлений хозяйственной деятельности. Для работы со сложной техникой необходимы квалифицированные специалисты, но сотрудники, получившие профессиональное образование 10-30 лет назад, естественно, не могут знать принципы работы оборудования, которое совсем недавно начали использовать на практике. В этой ситуации существует только один рациональный выход – все сотрудники, которые имеют отношение к новому оборудованию, должны пройти курсы по повышению квалификации. Это первая ситуация, когда возникает необходимость повысить уровень профессионализма сотрудников предприятия.

Если Вы достаточно долго работаете на одном месте, отлично справляетесь с выполнением возложенных на Вас обязанностей, не нарушаете трудовую дисциплину, одним словом, являетесь хорошим примером для своих коллег, но при этом Вам никто не предлагает занять более высокую должность, значит, нужно задуматься о повышении квалификации. Аналогичная ситуация может возникнуть с зарплатой (руководство не хочет платить больше, несмотря на все Ваши достоинства). Желание сделать карьеру или стремление больше зарабатывать – это вторая причина, которая может заставить Вас задуматься о повышении квалификации.

В некоторых случаях инициатором идеи отправиться на специальные курсы для повышения квалификации выступают руководители предприятий. В подобных ситуациях Вам не нужно думать, как и где можно повысить уровень квалификации, сколько будет стоить обучение и т.д. Все организационные вопросы решает, как правило, инспектор отдела кадров или другой сотрудник фирмы, имеющий опыт работы в данном направлении.

Существуют специальности, которые требуют периодически посещать курсы для повышения уровня профессионализма. Это могут быть инженеры в некоторых сферах хозяйственной деятельности, преподаватели, иногда, государственные чиновники.

Популярные способы повышения квалификации

Для того чтобы получить новую информацию по Вашей специальности, которая имеет реальную практическую ценность, можно воспользоваться следующими предложениями:

  • Пройдите обучение на специальных курсах. Это могут быть, как обычные лекции и семинары, так и уроки на тематических веб-ресурсах. Последний вариант больше подходит для тех, кто занимается самообразованием по собственной инициативе. Обучение в группах, когда лекции читает опытный преподаватель, часто заканчивается небольшим экзаменом и выдачей документов, которые подтверждают, что Вы хорошо разбираетесь в данной теме. До начала «эры интернета» в нашей стране, представленный вариант повышения квалификации был самым популярным и многие представители старшего поколения до сих пор считают его единственной возможностью получить новые знания без обмана, мошеннических схем и т.д. Руководители предприятий тоже предпочитают отправлять своих подчиненных на курсы «вживую».

  • Участие в профессиональных объединениях. Данные организации объединяют людей одной профессии, что позволяет им помогать друг другу, делиться опытом, вместе организовывать встречи, конференции и т.д. Главное достоинство заключается в том, что Вы можете очень быстро получить ответ практически на любой вопрос профессиональной тематики. Недостатки: Вам не выдадут нужные документы, и никто не станет подстраиваться под Вас. Если начальник предприятия отправляет на курсы для повышения квалификации, то данный способ не поможет Вам решить поставленную задачу. Если Вы не знаете, как найти профессиональное объединение по Вашей специальности, начните поиски с просмотра популярных социальных сетей.

  • Чтение специальной литературы, научных трудов, анализ новых событий и явлений, имеющих отношение к Вашей профессиональной деятельности. Все перечисленные моменты существенно повысят Ваш общий уровень профессиональной подготовки, но они подходят только для самообразования, если нужна официальная бумага, подтверждающая, что изучили определенный вопрос, тогда нужно отправляться на курсы.

  • Еще один вариант повышения квалификации – посещение профессиональных мероприятий. Их проводят с целью обмена опытом между представителями одной профессии, а также для обсуждения новостей, которые связаны с данной деятельностью.

  • Общение с коллегами на работе по профессиональным вопросам, тоже поможет повысить Ваш уровень квалификации. Например, Вас назначили менеджером по продажам после продолжительного периода работы торговым агентом. После того, как Вы изучили подробный список Ваших новых должностных обязанностей, начальник поинтересовался, сможете ли Вы выполнять свои функции. Естественно, Вы ответили, что можно не волноваться, все перечисленные вопросы не являются для Вас чем-то новым. Но там был пункт о работе с первичной документацией, а Вы даже не представляете, чем отличается счет-фактура от обычной накладной и т.д. Выход из сложившейся ситуации, конечно, есть. Покупается презент (можно что-то вкусное к чаю), который в бухгалтерии очень быстро обменивается на информацию о документах, с которыми Вам придется сталкиваться в процессе работы.

  • Последняя рекомендация, скорее всего, известна многим читателям: бесплатная работа в волонтерских организациях с целью получения необходимого опыта. Конечно, подобный сценарий позволяет рассчитывать на положительный результат в плане повышения квалификации, но не многие согласятся работать каждый день бесплатно.

Практические советы

Для поиска самого лучшего варианта повышения квалификации опытные специалисты рекомендуют действовать по следующему алгоритму:

  1. Составьте подробный список учебных заведений и организаций, которые занимаются обучением в интересующих Вас направлениях. Не забудьте записать контактную информацию.

  2. Обязательно расспросите более опытных друзей и знакомых, которые уже сталкивались с необходимостью решать аналогичные вопросы.

  3. Один из самых сложных этапов для людей, которые не любят долго разговаривать по телефону. Необходимо обзвонить все организации, учреждения по составленному списку и выяснить, что они могут предложить и сколько стоят их услуги.

  4. Систематизация списка по удобному для Вас критерию (стоимость, уровень подготовки преподавателей, отзывы пользователей и т.д.).

  5. Попросите опытных знакомых провести анализ собранной информации. Совместными усилиями выберете 3-5 организаций/учреждений и договоритесь о встрече в удобное для них время.

  6. После изучения, интересующих Вас организаций/учреждений, выберите самый лучший вариант и договаривайтесь о дате начала занятий, способе оплаты и т.д. Обязательно уточните, какие документы Вы получите после прохождения курсов.

Многие читатели интересуются, что им делать, если единственным препятствием для получения должности руководителя является отсутствие диплома о высшем образовании. В подобных ситуациях можно действовать по законному сценарию (поступить в вуз на заочную форму обучения) или незаконному (купить готовый диплом). Естественно, выбирать должны Вы, но не забывайте, что в 95% случаев обман быстро раскрывается и сотрудник с позором отправляется искать другую работу.

После прочтения статьи, можно уверенно сказать, что вопрос, как повысить квалификацию, не относится к категории сложных, очень часто он решается без финансовых затрат и особых усилий с Вашей стороны.

Читать так же:
comments powered by HyperComments

business-ideal.ru

Повышение квалификации рабочих. Процессы, программы, документы

Курсы повышения квалификации должны проходить все специалисты каждые несколько лет. Для работников медицинской и образовательной сферы их в обязательном порядке организовывают государственные органы. Для других специалистов обучение проводит работодатель. Его периодичность тоже определяет руководство.

Исключение составляют специальности, для которых требуется лицензия – это ряд строительных профессий, водители по перевозке опасных грузов и т.д. То есть профессии, связанные с рисками для жизни и здоровья и с высоким уровнем ответственности. Такие работники должны каждые три или пять лет  проходить курсы повышения квалификации и получать лицензию заново. В противном случае они не имеют права заниматься такой деятельностью.

СОДЕРЖАНИЕ

 

Как проходят курсы повышения квалификации

Курсы могут проводиться по нескольким методикам. Выбирать необходимо ту, которая будет оптимальной по результативности, затратности, длительности и соответствовать возможностям работника и предприятия.  Также важно, чтобы обучение было полноценным, а не проводилось ради факта его окончания и удостоверения.

Для специалистов обучение проводится на базе специализированных учебных центров или вузов. Преподают в них практикующие специалисты или преподаватели высших учебных заведений. Длительность их зависит от учебной программы и направления – от нескольких недель до нескольких месяцев.

Для рабочих специальностей повышение квалификации проводят в учебных центрах с последующей практикой на производстве или непосредственно на производстве без отрыва от работы. Преподают в этом случае практикующие мастера высшего разряда и лекторы из профтехучилищ и вузов. Вариант повышения квалификации на предприятии – предпочтительней. В таком случае упор делается на практику. Но позволить себе такие затраты может не каждая компания. Для этого создается специальный отдел подготовки кадров, который и занимается организацией таких мероприятий. Его сотрудники составляют план обучения, программу, формируют группы учащихся, составляют расписание и формируют преподавательский состав из наемных лекторов и своих мастеров с высшим разрядом и большим опытом работы.

Что входит в программу повышения квалификации

Программа курсов в первую очередь зависит от профессии. Составляет ее учебный центр по рекомендациям госслужб. В зависимости от специализации упор может быть на теоретическую часть или на практикумы.

В учебную программу обязательно входят:

  1. Базовые знания, обязательные для специалиста. Так как в своей профессиональной деятельности большинство использует только небольшую часть всех знаний, а остальное постепенно забывается.
  2. Технологии, материаловедение, компьютерные технологии, методики автоматизации (для ряда специальностей).
  3. Социально-гуманитарные дисциплины (для ряда специальностей).
  4. Профильные дисциплины.
  5. Инновации в сфере, новые технологии и методики работы.
  6. Охрана и безопасность труда.
  7. Нормативы и стандарты специальности.

Такое обучение позволяет обновить базу знаний, восстановить основные навыки, изучить инновации и новые стандарты профессии. Работник, регулярно развивающийся в профессиональной сфере, является ценным кадром для работодателей, получает более высокую заработную плату и занимает высокие должности. Кроме того, такой сотрудник не останется без работы – он без труда найдет новую работу в случае необходимости.

Как попасть на курсы повышения квалификации

Повышение квалификации регулируется государственными нормами. Когда каждый сотрудник должен пройти курсы, решает непосредственно руководство предприятия. Именно оно должно покрыть все затраты на учебу, проживание в другом городе и транспортные расходы.

Но если работодатель не может или не хочет вкладывать в специалиста финансы и тратить рабочее время, отучиться специалист может и по собственной инициативе. В таком случае все расходы он берет на себя. Достаточно просто обратиться в любой обучающий центр или ВУЗ, где есть соответствующий факультет.

Для специалистов, которые временно оказались безработными, можно обратиться в областной центр занятости. Если есть такая возможность, центр занятости направит соискателя на учебу с последующим трудоустройством. Все расходы берет на себя центр занятости – он оплачивает обучение, выплачивает стипендию, при необходимости – оплачивает проживание в другом городе и транспортные затраты.

Необходимые документы

Для того, чтобы попасть на курсы, работник должен предоставить пакет документов работодателю или сотруднику учебного центра:

  • Заявление установленного образца для зачисления в учебный центр.
  • Документ об образовании с приложением.
  • Лицензию (для профессий, которым она необходима).
  • Копия паспорта.
  • Документ о смене фамилии (если фамилии в дипломе и в паспорте – разные).

Для некоторых специальностей потребуется также трудовая книжка, подтверждающая наличие реального стажа и справка о медосмотре.

По окончанию обучения специалист получает сертификат о повышении квалификации, рабочие – также получают свидетельство о повышении разряда и лицензию на трудовую деятельность (для ряда рабочих специальностей).

Дополнительные способы повысить квалификацию

Кроме курсов в учебных центрах, повысить квалификацию и свои рабочие навыки можно на различных семинарах, форумах, тренингах, на кратковременных курсах, во время стажировок в крупных компаниях. Форумы, семинары, лекции и тренинги дают возможность детально изучить конкретную проблему, ознакомиться вариантами ее решения, опробовать их на практике. Часто после таких мероприятий специалисты также получают сертификат. Это дает хорошие результаты и полезно для каждого работника, но не является полноценным повышением квалификации. Для оптимального результата лучше совмещать все возможные методики профессионального развития. Так информационное поле будет наиболее полным и всесторонним. 

dynamic-growth.pro

Как повысить эффективность обучения управленческих кадров

Подготовка специалистов по управлению

ЛАРИСА РУДНЕВА
заведующая кафедрой
Тюменского государственного нефтегазового университета


• Необходимы сбалансированность и согласованность учебных программ, правильный выбор приоритетов, рациональная последовательность взаимосвязанных курсов
• Целесообразно активизировать самостоятельную работу студентов
• Значительная роль отводится нетрадиционным формам обучения

Реформирование высшей школы требует модернизации учебного процесса, поиска эффективных форм и методов работы со студентами. Новые государственные образовательные стандарты ориентируют вузы на качественные параметры организации учебного процесса. Это требует от кафедр решения двух взаимосвязанных задач – повышения эффективности аудиторных занятий и самостоятельной работы студентов. Хотелось бы остановиться на том, каким видится решение этих задач кафедрой “Организация производства и внешнеэкономической деятельности” Тюменского государственного нефтегазового университета при подготовке студентов по специальности “Менеджмент” со специализацией “Организация и планирование внешнеэкономической деятельности”.

n Опыт показывает, что нередко студенты слабо ориентируются в потоке информации, получаемой при изучении различных дисциплин, недостаточно ясно представляют логические связи между ними. В связи с этим необходимыми условиями повышения эффективности подготовки специалистов являются сбалансированность и согласованность учебных программ, правильный выбор приоритетов и рациональная последовательность взаимосвязанных курсов с последующим закреплением теоретических знаний в ходе практик, предусмотренных учебным планом.

Переход на новые образовательные стандарты требуют сбалансированности содержания рабочих программ прежде всего по циклу общепрофессиональных дисциплин – “Менеджмент”, “Управление персоналом”, “Управление трудовыми ресурсами”, “Теория организации”, “Организационное поведение” и ряда других. Необходимо также обеспечить их преемственность и исключить дублирование отдельных разделов.

Подготовка студентов по дисциплинам специализации, в числе которых “Организационно-правовые основы внешнеэкономической деятельности предприятия”, “Учет и анализ внешнеэкономической деятельности”, “Международный маркетинг”, “Таможенное регулирование и лицензирование”, “Мировая торговля”, осуществляется после освоения ими соответствующих базовых дисциплин, предусмотренных в общепрофессиональном цикле, что позволяет обеспечить преемственность дисциплин, закрепить полученные знания и научиться применять их во внешнеэкономической сфере деятельности организаций.

n Одним из недостатков государственных образовательных стандартов, влияющим на качество подготовки менеджеров, является то, что количество предусмотренных часов по дисциплинам общепрофессионального цикла и специализации не позволяет ввести курсовое проектирование по одной из них. Это требует изменения существующей формы организации курсового проектирования и реализации идеи промежуточной аттестации студентов путем выполнения ими курсовых работ (проектов) комплексного, междисциплинарного характера, предполагающих применение знаний, полученных в процессе изучения различных предметов. При этом представляется целесообразным активизировать самостоятельную работу студентов.

Традиционно по большинству курсовых работ преподаватели выдают студентам задания, включающие содержание работы, а часто и список необходимой литературы. На наш взгляд, это сдерживает свободу творчества студентов и сужает круг прорабатываемых ими литературных источников. Поэтому представляется, что на начальном этапе курсового проектирования преподаватель должен сформулировать лишь тему исследования. Студент, самостоятельно ознакомившись с литературой по данной теме, предлагает свой вариант содержания курсовой работы, который преподаватель утверждает, внеся при необходимости коррективы. Следующим этапом является самостоятельная работа студента над поставленной проблемой, при этом преподаватели дают необходимые консультации. Для этой цели кафедрой должно быть выделено время для таких консультаций из междисциплинарного бюджета времени, отведенного на индивидуальную работу со студентами.

Завершающий этап – представление работы в студенческой аудитории. Необходимость этого этапа обусловлена, во-первых, тем, что студент приобретает навыки краткого, четкого и ясного изложения основных результатов своего исследования; во-вторых, учится свободно держаться перед аудиторией, в достойной манере отвечая на ее вопросы, что очень важно при подготовке менеджеров; в-третьих, студенты группы имеют возможность ознакомиться с рассматриваемой проблемой, принять участие в обсуждении предлагаемого варианта ее решения, что также немаловажно в процессе их профессиональной подготовки.

n Обеспечение качественной подготовки специалистов, как известно, во многом зависит от эффективности учебного процесса. Главной задачей становится не передача студентам определенной суммы знаний, а оказание воздействия на образ мышления и подход к явлениям.

Из-за финансовых трудностей сегодня не удается полностью оснастить учебный процесс техническими средствами (проекторами, видео- и копировальной техникой), и студенту на лекции отводится роль “стенографиста”. Результатом таких занятий в большей мере является написание конспекта, а не усвоение учебного материала. В этих условиях задача преподавателя – повысить эффективность коммуникаций со студентами. Это во многом достигается путем создания на лекциях ситуации активного слушания. Опыт показывает, что использование в аудитории численностью не более 50-60 человек таких приемов, как обращение с вопросом или просьбой привести примеры, усиливает обратную связь.

Наибольший эффект достигается при вовлечении аудитории в процесс выяснения сущности изучаемых явлений. Студентам предоставляется возможность самостоятельного определения смыслового значения категорий, терминов, выяснения важнейших характеристик объектов и их функций. Комментируя высказывания аудитории, преподаватель выделяет ключевые моменты, дополняет сказанное и подводит к научному объяснению, определению или характеристике. Во время совместной работы у студентов создается ощущение причастности к решению обсуждаемых проблем, концентрируется внимание, развивается научный метод мышления, мобилизуется арсенал имеющихся знаний.

n Значительная роль в повышении активности студентов на занятиях отводится нетрадиционным формам обучения. Это требует от преподавателей знания приемов такой работы и умения их эффективно использовать. За последние два года более половины преподавателей кафедры прошли стажировку в западных университетах, в том числе в Немецкой академии менеджмента в Нижней Саксонии и в Бизнес-школе Вулверхэмптонского университета в Англии. Результаты их обучения обсуждались на методических семинарах. Теперь все преподаватели кафедры владеют такими приемами проведения занятий, как организация дискуссий, мозговой атаки, анализ ситуаций, ролевые и деловые игры. Широкое применение в студенческих аудиториях нашли игры и упражнения “Неделимый груз”, “Аквариум”, “Инцидентный процесс”, “Лабиринт действий”, “Проблемы из ящика” и др. Проведение большинства из них не требует каких-либо существенных затрат.

Подготовка менеджеров помимо теоретического обучения должна содержать элементы творческого поиска возможных путей решения различных организационных проблем. Для этого необходимо иметь типовые кейсы, содержащие описание ситуаций, требующих управленческих решений и составленных на основе анализа реальных данных по организациям. Задания кейсов должны реально соответствовать тем ситуациям, с которыми будущие менеджеры столкнуться в жизни. Желательно, чтобы описываемые ситуации затрагивали несколько сфер деятельности организации, например производство, маркетинг, финансы, персонал.

Это дает возможность показать студенту на практике многогранность и взаимозависимость областей менеджмента, применить теоретические знания, полученные при изучении различных учебных дисциплин. Разработка кейсов связана с определенными трудностями, в частности сбором информации, не отражаемой в существующих формах учета и статистической отчетности организаций. Кроме того, сбор данных усложняется платностью предоставления информации и наличием коммерческой тайны.

На кафедре имеется опыт сбора информации для составления учебного кейса по дисциплине “Управление персоналом”. Группам студентов заочного обучения, получающих второе высшее образование и являющихся в основном менеджерами низового и среднего звеньев, было предложено в рамках контрольной работы подобрать и описать реальную ситуацию, требующую решения в области управления персоналом. Лучшие из предложенных ситуаций обсуждены на практических занятиях с целью выработки возможных вариантов решений, их оценки и отбора оптимального. Собранный таким образом материал проанализирован преподавателями кафедры и положен в основу разрабатываемого кейса по дисциплине “Управление персоналом”.

vasilievaa.narod.ru

Позиция | Общероссийский Народный Фронт

Система целевой подготовки будущих специалистов остается недостаточно эффективной и требует более тщательного контроля с учетом потребностей региональных экономик. К такому выводу по результатам анализа целевого приема в вузы пришли эксперты рабочей группы ОНФ «Образование и культура как основы национальной идентичности», руководителем которой является депутат Госдумы Любовь Духанина.

«Особенность целевого набора заключается в том, что абитуриент приходит в вуз не только с оценками ЕГЭ, но и с направлением от конкретного предприятия или ведомства. Обучение оплачивается или работодателем, или за счет средств бюджета. Для работодателей это возможность «заказа» специалистов. Для будущих работников – близкое знакомство с компанией и гарантия трудоустройства. Однако практика показывает, что эти возможности развития рынка труда и повышения экономической производительности используются в регионах недостаточно», – отмечает Духанина.

Исследование, проведенное экспертами ОНФ, показало, что направлением-лидером по целевому выпуску специалистов в 2015 г. стало лечебное дело – 2949 выпускников. На втором месте – бакалавриат по экономике – 1463 человека. В топ-10 также вошли специалитет по педиатрии – 1106, специалитет по юриспруденции – 1055, бакалавриаты по педагогическому образованию – 1051, юриспруденции – 1011, менеджменту – 791, агроинженерии – 710, организации перевозок и управления на транспорте – 624 выпускника.

При этом объемы целевого приема в вузы по итогам 2015 г. в регионах значительно разнятся. Наиболее высокие показатели демонстрируют Москва, Санкт-Петербург, Свердловская, Ростовская, Новосибирская, Самарская области, Чеченская Республика, Республика Татарстан, Омская и Воронежская области.

В целом же в прошлом году по программам целевого приема и целевого обучения проходили подготовку свыше 250 тыс. студентов. При этом, по данным правительства, квота для целевиков, превышающая 15% от общего приема на бюджетные места, была выбрана лишь на две трети. То есть потенциал целевой подготовки остался на треть неиспользованным, и предприятия и отрасли не досчитались более 83 тыс. специалистов.

По мнению экспертов, одна из причин этого в том, что заказчиками целевого обучения выступают, как правило, органы региональной и муниципальной власти, а сами работодатели оказываются исключенными из его организации. «В результате в договорах о целевом приеме в вузы зачастую ничего не говорится о мерах социальной поддержки, не указывается срок, в течение которого выпускник обязан проработать на «закрепленном» предприятии. Кроме того, не срабатывают санкции, которые должны применяться в отношении не пожелавших трудиться там, где их ждут с начала учебы. В результате бюджетные деньги тратятся впустую, механизм целевой подготовки пробуксовывает, предприятия, школы, больницы не получают востребованных специалистов», – констатирует Духанина.

Для исправления ситуации в правительстве планируют внести в перечень заказчиков целевого приема организации оборонно-промышленного комплекса, акционерных обществ и дочерних хозяйственных обществ государственных корпораций и организаций. Планируется также заключение трехстороннего договора о целевом обучении между вузом, заказчиком обучения и абитуриентом. Изучается опыт регионов (например, Хабаровского края), где введена трехлетняя обязательная отработка выпускников на предприятии.

Эксперты рабочей группы ОНФ считают, что принимаемые меры должны быть исчерпывающими. И прежде всего требуется сбалансировать сам механизм целевого набора. Часто целевым обучением занимается непрофильный вуз, и «целевые» кадры оказываются слабее «нецелевых». Минимальные баллы по ЕГЭ у абитуриентов-целевиков ниже, чем у тех, кто поступает по общему конкурсу, а в отдельных вузах конкурса по целевому приему нет вообще. Этим зачастую злоупотребляют в вузах, отдавая предпочтение отдельным абитуриентам. Нередко в дальнейшем молодой специалист «отсиживает» на работе положенное время в ожидании окончания обязательной отработки, а затем увольняется. Таким образом, многие просто рассматривают целевое обучение как удобный инструмент построения карьеры, не связанной с первым местом работы.

В регионах необходимо выстраивать систему взаимодействия органов власти и организаций образования в прогнозировании потребностей рынка труда и наполнении его востребованными кадрами, отмечают эксперты. Требуется качественный отбор абитуриентов для целевой подготовки. Нужен мониторинг целевой подготовки кадров «абитуриент – студент – выпускник – молодой специалист».

«Предприятия, наиболее успешно использующие инструмент целевой подготовки, как правило, готовят будущего работника уже со школы. Они ведут углубленную профориентационную работу, формируют у школьников интерес к профессии. Для этого широко используются олимпиады, конкурсы, предпрофессиональные экзамены. Вузам же нужно быть готовыми разрабатывать образовательные программы под потребности региональных работодателей, развивать научный и творческий потенциал студентов, учить моделировать свое будущее рабочее место. Тогда и выпускники школ будут делать осознанный выбор, и качество их подготовки будет расти, что в результате пойдет на пользу государству в целом», – заключила Духанина.

onf.ru

2.5. Научная работа студентов и повышение качества подготовки специалистов

Совокупность деловых качеств, необходимых для специа­листа высшей квалификации, включает в себя высокий уровень профессиональных знаний, широкий кругозор, творческие спо­собности и инициативность, развитое чувство ответственности, исполнительность и самодисциплину, организаторские навыки. Специалист, должен проявить:

1) творческий, индивидуальный подход к каждой задаче, умение использовать для ее решения физические явления и процессы, применять новые виды микроэлектронной схемотех­ники, программируемых логических элементов, материалов, деталей и конструкций, эффективно использовать принципы, методы и результаты смежных областей науки и техники;

2) достаточное знание физики, математики, радиоэлектро­ники, экономики и других наук в тех разделах, которые соот­ветствуют профили его работы, умение пользоваться современ­ными физическими, математическими, экономическими и экс­периментальными методами и приборами, включая ЭВМ;

3) широкую эрудицию в смежных областях знаний и умение взаимодействовать со специалистами смежных профилей – ста­вить перед ними задачи и критически относиться к предлагае­мым решениям. Одной из центральных проблем Высшей школы является проблема единства профессиональной подготовки и мировоззренческой ориентации специалистов, проблема разви­тия у них творческого мышления, умения самостоятельно углуб­лять свои знания и применять их в жизни.

Наука приучает всех, кто к ней по-настоящему приобща­ется, к принципиальной последовательности во всех вопросах теории и практики, к решимости бороться против рутины и кос­ности, к упорству в труде.

Чтобы успешно двигаться в науке, максимально сократить возможные блуждания и безуспешные поиски, сегодня каждо­му, кто занимается решением тех или иных проблем теории и практики, необходимо овладеть соответствующей методологи­ческой культурой. Определяющим элементом этой культуры является диалектико-материалистическое понимание действи­тельности, на основе которого складывается характерная для каждой области система знаний.

Основными и наиболее важными формами научно-иссле­довательской работы студентов в учебном процессе, охватыва­ющими всех студентов во время их обучения, являются учебно-исследовательская работа, курсовое проектирование и кур­совые работы, производственная и преддипломная практика и дипломное проектирование. Дипломное проектирование – зак­лючительный этап подготовки молодых специалистов в вузе, проверка приобретенных знаний и навыков, умения самостоя­тельно применить полученные знания и творчески работать.

В ст. 16 Федерального закона “О высшем и послевузовском профессиональном образовании” закреплены многочисленные права студентов вузов, в том числе и право принимать участие во всех видах научно-исследовательских работ, конференциях, симпозиумах, а также представлять свои работы для публика­ции, в частности, в изданиях высшего учебного заведения. Здесь же записано, что студенты вузов обязаны овладеть знаниями, выполнять в установленные сроки все виды заданий, предус­мотренных учебным планом и образовательными программами высшего профессионального образования. В Законе не предус­мотрена обязанность студентов заниматься научно-исследова­тельской работой. Тем не менее они должны выполнять те виды заданий, которые содержат элементы научного исследования и включены в учебный план или планы занятий по дисциплине. К их числу относятся реферат, доклад, курсовая работа, дип­ломная работа, магистерская диссертация.

В соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации, утвержденным по­становлением Правительства РФ от 5 апреля 2001 г., учебные занятия проводятся как в виде лекций, семинаров, практичес­ких занятии, консультаций, так и в виде научно-исследователь­ской работы, курсовой работы, квалификационной работы (дип­ломного проекта или дипломной работы, магистерской диссер­тации).

Чтобы выполнить вышеперечисленные работы, студенту необходимо уметь:

– выбрать тему и разработать план исследования;

– определить оптимальные методы исследования;

– отыскивать научную информацию и работать с литера­турой;

– собирать, анализировать и обобщать научные факты;

– теоретически проработать исследуемую тему, аргумен­тировать выводы, обосновывать предложения и рекомендации;

– оформить результаты научной работы.

Некоторые виды НИР студент не обязан выполнять, напри­мер, его нельзя заставить заниматься в научном кружке, выс­тупить с докладом на конференции или принять участие в кон­курсе на лучшую студенческую научную работу. Однако ему следует помнить, что задачи, которые стоят перед современной наукой, настолько сложны, что их решение требует исследова­тельских навыков и методов исследовательской работы, выбора наиболее эффективных решений той или иной научной про­блемы при решении наименьших затрат и времени.

В Государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования записано, что современный специалист высшей квалификации должен владеть не только необходимой суммой профессиональных знаний, но и опреде­ленными умениями творческого решения практических задач. Все эти умения приобретаются в вузе путем активного участия студентов в научно-исследовательской работе.

Понятие “научно-исследовательская работа студентов” (НИРС) включает в себя два элемента:

1) обучение студентов элементам исследовательского тру­да, привитие им навыков этого туда;

2) собственно научные исследования, проводимые студен­тами под руководством профессоров и преподавателей.

НИРС является продолжением и углублением учебного процесса, одним из важных и эффективных средств повыше­ния качества подготовки специалистов с высшим образова­нием.

Целью научной работы студентов является переход от ус­воения готовых знаний к овладению методами получения новых знаний и приобретение навыков самостоятельного анализа со­циально-правовых явлений с использованием научных методик.

Основными задачами научной работы студентов явля­ются:

а) развитие творческого и аналитического мышления, расширение научного кругозора;

б) привитие устойчивых навыков самостоятельной научно-исследовательской работы;

в) повышение качества усвоения изучаемых дисциплин;

г) выработка умения применять теоретические знания и современные методы научных исследований в своей практичес­кой деятельности.

Научная работа студентов подразделяется на учебно-ис­следовательскую, включаемую в учебный процесс и проводи­мую в учебное время (УИРС), и научно-исследовательскую, выполняемую во внеучебное время (НИРС).

Учебно-исследовательская работа выполняется студента­ми по учебным планам под руководством профессоров и препо­давателей. Формы этой работы:

а) реферирование научных изданий, подготовка обзоров по новинкам литературы;

б) выступление с научными докладами и сообщениями на семинарах;

в) написание курсовых работ, содержащих элементы науч­ного исследования;

г) проведение научных исследований при выполнении дип­ломных работ;

д) выполнение научно-исследовательских работ в период учебной практики и стажировки.

Научно-исследовательская работа студентов, выполняемая во внеучебное время, включает в себя:

а) работу в научных кружках и проблемных группах, со­здаваемых при кафедрах;

б) участие в научно-исследовательских работах по кафед­ральным темам;

в) выступления с докладами и сообщениями на научно-те­оретических и научно-практических конференциях, проводи­мых в вузе;

г) участие во внутривузовских, межвузовских, региональ­ных и республиканских олимпиадах и конкурсах на лучшую научную работу;

д) подготовка публикаций по результатам проведенных ис­следований;

е) разработка и изготовление схем, таблиц, слайдов, филь­мов, наглядных пособий для учебного процесса;

ж) изучение и обобщение передового опыта и практики;

з) переводы научных работ, текстов (монографий, статей и др.).

Формы реализации УИРС и НИРС: реферат, доклад, сооб­щение на конференции или заседании научного кружка, кон­курсная работа, публикация, наглядные пособия для учебного процесса, курсовая работа, дипломная работа, магистерская диссертация и др.

Основная форма организации НИРС – студенческий на­учный кружок при кафедре. Главным содержанием деятельно­сти кружка является выполнение во внеучебное время научных исследований по определенной кафедрами тематике.

Научным руководителем кружка назначается преподава­тель кафедры. Он руководит исследовательской работой сту­дентов, обеспечивает подготовку ими научных докладов и сооб­щений, организует их заслушивание и обсуждение на заседа­нии кружка, представление лучших студенческих работ на кон­курсы и конференции, привлекает к работе со студентами про­фессоров и преподавателей кафедры, организует встречи чле­нов кружка с практическими работниками.

На первом заседании кружка избирается староста, а в не­которых вузах еще и секретарь кружка, которые организуют его заседания и ведут документацию.

Работа кружка учитывается в журнале, который имеет сле­дующие разделы: список членов кружка, учет посещаемости заседаний, план работы на учебный год, протоколы заседаний.

Другая форма организации НИРС – проблемно-исследо­вательские группы из 3-5 студентов, которыми руководят про­фессора, доценты и другие работники кафедры. Все они работа по одной и той же теме. Это дает возможность объединен­ными усилиями в короткий срок эффективнее выполнить тру­доемкое исследование.

Контрольные вопросы и задания

1. Какой Федеральный закон РФ регулирует отношения между субъектами научной и научно-технической деятельнос­ти, органами власти и потребителями научной продукции?

2. Кто организует, руководит и выполняет научно-исследо­вательскую работу?

3. Расскажите об организационной структуре науки в Рос­сии.

4. Высший научный орган Российской Федерации.

5. Назовите основную цель деятельности Российской ака­демии наук.

6. Как происходит подготовка и аттестация научных и пе­дагогических кадров в Российской Федерации.

7. Какие научные степени и научные звания введены в Рос­сийской Федерации?

8. Какие качества необходимы специалистам высшей ква­лификации?

9. Цель и основные задачи научной работы студентов.

10. В чем отличие формы выполнения учебно-исследова­тельской работы от научно-исследовательской?

11. Дайте определение термина “научно-технический по­тенциал”.

12. Раскройте содержание научно-технического потенциа­ла и перечислите его составляющие.

13. Дайте общую характеристику основным составляющим научно-технического потенциала.

studfiles.net

Как повысить квалификацию — зачем нужно повышать квалификацию — Мужской журнал

В современных экономических условиях вопрос о том, Как повысить квалификацию —, волнует практически каждого человека, независимо от его пола, возраста, рода деятельности, специальности и других факторов. Актуальность этой темы объясняется очень просто: высокий уровень квалификации способствует карьерному росту, увеличению заработной платы, а также возможности получать дополнительные льготы от руководства предприятия. Данная статья поможет Вам выбрать оптимальный способ повышения квалификации, Вы узнаете, как осуществляется эта процедура, изучите важные моменты, имеющие отношение к представленной теме и сможете самостоятельно определять, когда Вам не хватает знаний для повышения собственной производительности.

Как повысить квалификацию — в каких случаях необходимо повышать квалификацию

Сегодня, практически в каждой отрасли экономики наблюдается постоянное развитие и усовершенствование используемых технологий и оборудования, а также осуществляется глобальная компьютеризация промышленного производства и других направлений хозяйственной деятельности. Для работы со сложной техникой необходимы квалифицированные специалисты, но сотрудники, получившие профессиональное образование 10-30 лет назад, естественно, не могут знать принципы работы оборудования, которое совсем недавно начали использовать на практике. В этой ситуации существует только один рациональный выход – все сотрудники, которые имеют отношение к новому оборудованию, должны пройти курсы повышение квалификации. Это первая ситуация, когда возникает необходимость повысить уровень профессионализма сотрудников предприятия.

Если Вы достаточно долго работаете на одном месте, отлично справляетесь с выполнением возложенных на Вас обязанностей, не нарушаете трудовую дисциплину, одним словом, являетесь хорошим примером для своих коллег, но при этом Вам никто не предлагает занять более высокую должность, значит, нужно задуматься о повышении квалификации. Аналогичная ситуация может возникнуть с зарплатой (руководство не хочет платить больше, несмотря на все Ваши достоинства). Желание сделать карьеру или стремление больше зарабатывать – это вторая причина, которая может заставить Вас задуматься о повышении квалификации.

В некоторых случаях инициатором идеи отправиться на специальные курсы для повышения квалификации выступают руководители предприятий. В подобных ситуациях Вам не нужно думать, как и где можно повысить уровень квалификации, сколько будет стоить обучение и т.д. Все организационные вопросы решает, как правило, инспектор отдела кадров или другой сотрудник фирмы, имеющий опыт работы в данном направлении.

Существуют специальности, которые требуют периодически посещать курсы для повышения уровня профессионализма. Это могут быть инженеры в некоторых сферах хозяйственной деятельности, преподаватели, иногда, государственные чиновники.

Популярные способы повышения квалификации

Для того чтобы получить новую информацию по Вашей специальности, которая имеет реальную практическую ценность, можно воспользоваться следующими предложениями:

  • Пройдите обучение на специальных курсах. Это могут быть, как обычные лекции и семинары, так и уроки на тематических веб-ресурсах. Последний вариант больше подходит для тех, кто занимается самообразованием по собственной инициативе. Обучение в группах, когда лекции читает опытный преподаватель, часто заканчивается небольшим экзаменом и выдачей документов, которые подтверждают, что Вы хорошо разбираетесь в данной теме. До начала «эры интернета» в нашей стране, представленный вариант повышения квалификации был самым популярным и многие представители старшего поколения до сих пор считают его единственной возможностью получить новые знания без обмана, мошеннических схем и т.д. Руководители предприятий тоже предпочитают отправлять своих подчиненных на курсы «вживую».

  • Участие в профессиональных объединениях. Данные организации объединяют людей одной профессии, что позволяет им помогать друг другу, делиться опытом, вместе организовывать встречи, конференции и т.д. Главное достоинство заключается в том, что Вы можете очень быстро получить ответ практически на любой вопрос профессиональной тематики. Недостатки: Вам не выдадут нужные документы, и никто не станет подстраиваться под Вас. Если начальник предприятия отправляет на курсы для повышения квалификации, то данный способ не поможет Вам решить поставленную задачу. Если Вы не знаете, как найти профессиональное объединение по Вашей специальности, начните поиски с просмотра популярных социальных сетей.

  • Чтение специальной литературы, научных трудов, анализ новых событий и явлений, имеющих отношение к Вашей профессиональной деятельности. Все перечисленные моменты существенно повысят Ваш общий уровень профессиональной подготовки, но они подходят только для самообразования, если нужна официальная бумага, подтверждающая, что изучили определенный вопрос, тогда нужно отправляться на курсы.

  • Еще один вариант повышения квалификации – посещение профессиональных мероприятий. Их проводят с целью обмена опытом между представителями одной профессии, а также для обсуждения новостей, которые связаны с данной деятельностью.

  • Общение с коллегами на работе по профессиональным вопросам, тоже поможет повысить Ваш уровень квалификации. Например, Вас назначили менеджером по продажам после продолжительного периода работы торговым агентом. После того, как Вы изучили подробный список Ваших новых должностных обязанностей, начальник поинтересовался, сможете ли Вы выполнять свои функции. Естественно, Вы ответили, что можно не волноваться, все перечисленные вопросы не являются для Вас чем-то новым. Но там был пункт о работе с первичной документацией, а Вы даже не представляете, чем отличается счет-фактура от обычной накладной и т.д. Выход из сложившейся ситуации, конечно, есть. Покупается презент (можно что-то вкусное к чаю), который в бухгалтерии очень быстро обменивается на информацию о документах, с которыми Вам придется сталкиваться в процессе работы.

  • Последняя рекомендация, скорее всего, известна многим читателям: бесплатная работа в волонтерских организациях с целью получения необходимого опыта. Конечно, подобный сценарий позволяет рассчитывать на положительный результат в плане повышения квалификации, но не многие согласятся работать каждый день бесплатно.

Практические советы

Для поиска самого лучшего варианта повышения квалификации опытные специалисты рекомендуют действовать по следующему алгоритму:

  1. Составьте подробный список учебных заведений и организаций, которые занимаются обучением в интересующих Вас направлениях. Не забудьте записать контактную информацию.

  2. Обязательно расспросите более опытных друзей и знакомых, которые уже сталкивались с необходимостью решать аналогичные вопросы.

  3. Один из самых сложных этапов для людей, которые не любят долго разговаривать по телефону. Необходимо обзвонить все организации, учреждения по составленному списку и выяснить, что они могут предложить и сколько стоят их услуги.

  4. Систематизация списка по удобному для Вас критерию (стоимость, уровень подготовки преподавателей, отзывы пользователей и т.д.).

  5. Попросите опытных знакомых провести анализ собранной информации. Совместными усилиями выберете 3-5 организаций/учреждений и договоритесь о встрече в удобное для них время.

  6. После изучения, интересующих Вас организаций/учреждений, выберите самый лучший вариант и договаривайтесь о дате начала занятий, способе оплаты и т.д. Обязательно уточните, какие документы Вы получите после прохождения курсов.

Многие читатели интересуются, что им делать, если единственным препятствием для получения должности руководителя является отсутствие диплома о высшем образовании. В подобных ситуациях можно действовать по законному сценарию (поступить в вуз на заочную форму обучения) или незаконному (купить готовый диплом). Естественно, выбирать должны Вы, но не забывайте, что в 95% случаев обман быстро раскрывается и сотрудник с позором отправляется искать другую работу.

После прочтения статьи, можно уверенно сказать, что вопрос, как повысить квалификацию, не относится к категории сложных, очень часто он решается без финансовых затрат и особых усилий с Вашей стороны.

Источник

corrida-club.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *