Необходимые знания для психолога – что дает, как и где получить высшее образование по специальности психология?

Содержание

Базовые знания психолога

Современный специалист по мере своего обучения знакомится с подходами как минимум 5-7 направлений. Из своего опыта обучения могу перечислить следующие:
 Психоанализ
 Теория объектных отношений (направление современного психоанализа)
 Гештальт-терапия
 Телесно-ориентированная терапия
 Психодрама
 НЛП
 Бихевиоризм – психология поведения
 Транзактный анализ и др.
Вкратце остановимся на каждом из этих направлений, а также на кого они рассчитаны и как примерно это происходит. Начнем, с классического направления – психоанализ.

Классический психоанализ
Основатель Зигмунд Фрейд считал, что психоанализ – метод направленный на лечение невротических расстройств путем изучение особенностей структуры бессознательного. Иными словами, психоанализ – это «лечение словом», которое помогает разобраться в психических расстройствах путем осознания собственных бессознательных импульсов.

Для кого: Психоанализ можно рекомендовать тем, кто настроен на глубинное погружение в себя. Кого не смущает длительность процесса — от 3 до 5-7 лет при посещении психоаналитика не менее 2 раз в неделю.

Как это происходит: На психоаналитической сессии пациент, как правило, лежит на кушетке, психоаналитик располагается так, чтобы пациент его не видел. Подобная расстановка нужна для создания наилучшей атмосферы для терапевтического процесса. Основным методом психоанализа являются свободные ассоциации, которые приходят в голову пациента в данный момент.

Юнгианский анализ
Основан на теории К. Юнга, переработавшего идеи З. Фрейда. Идея Юнгианского анализа заключается в том, что в психике человека существенную роль играет не только индивидуальное, но также и коллективное бессознательное, содержание которого представлено архетипами, унаследованными от предков.
Для кого: Юнгианская терапия эффективна при решении многих проблем: семейных, межличностных. Она помогает тем, кто переживает кризисную ситуацию, горе. Образность и метафоричность этого метода позволяют работать даже с очень маленькими детьми: с помощью образов и символов они легко выражают самые сильные и болезненные переживания. Юнгианские терапевты работают также с теми, кто страдает депрессиями, тревожными состояниями, неврозами, психозами.

Как это происходит: Юнгианская психотерапия чаще всего проходит в форме беседы, лицом к лицу, продолжительность каждой встречи 45—50 минут. Терапевт предлагает клиенту говорить все, что приходит ему в голову, — в терапии не существует запретных тем, и клиент может рассказывать об эпизодах жизни, чувствах, фантазиях, в которых он никогда никому не признавался. Терапевт поощряет клиента к любой творческой деятельности: рисованию, ведению дневника, написанию стихов. Используется все, что помогает человеку выразить себя и понять, что с ним происходит. Встречи проходят один-три раза в неделю. Терапия может быть краткосрочной — сфокусированной на конкретной проблеме (10—20 встреч), и долгосрочной — до нескольких лет.

Семейная психотерапия
Основоположниками семейной психотерапии являются Мюррей Боуэн, Джей Хейли, Вирджиния Сатир, Карл Витакер, Сальвадор Минухин и другие. Человек в этом подходе не является объектом воздействия и клиентом. Клиентом является вся семья, вся семейная система, именно она – объект психотерапевтического воздействия. Семейная система — это группа людей, связанная общим местом проживания, совместным хозяйством, а главное – взаимоотношениями. То, что происходит в семье, часто не зависит от намерений и желаний людей, входящих в эту семейную систему, потому что жизнь в семье регулируется свойствами системы как таковой. Семейная психотерапия ни в коем случае не ставит своей задачей менять людей, составляющих семью. Все люди, какими бы они ни были, могут жить более счастливо в своей семье. Препятствие этому не в том, что люди вокруг плохи, а в том, что сама семейная система функционирует неправильно. Вот это функционирование и можно изменить с помощью системной семейной психотерапии.

Для кого: Семейная терапия для тех, кто не удовлетворен отношениями внутри семьи. Семейная терапия работает со свей семьей, поэтому, клиентами являются как взрослые, так и дети.

Как это происходит: На прием к психологу приходит вся семья. В ходе беседы семейный психолог выявляет неполадки с семейной системе. При помощи специальных методик во время приема, а также, домашних заданий начинается коррекция семейной системы.

Нарративный подход
Нарративный подход в психотерапии появился в 80-х годах 20 века, основателями считаются австралиец Майкл Уайт и новозеландец Девид Эпстон. («Повествовательная» от англ. «narrative» – история, повествование) терапия – это направление консультирования, основывающееся на идее о том, что жизни и отношения людей формируются в процессе социального взаимодействия. Этот подход основывается на представлении о том, что мы осмысливаем и строим жизнь на основе историй, которые рассказываем друг другу и самим себе. Личные нарративы вписываются в контекст широких историй нашей культуры. Люди, приходящие на терапию, часто находятся во власти социальных стереотипов, которые создают проблемы и закрывают возможности для их решения.

Для кого: Для людей, желающих понять и изменить существующие у них стереотипы поведения.

Как это происходит: Вы рассказываете психологу о той проблеме, с которой Вы хотели разобраться. В ходе беседы Вам предоставляется возможность взглянуть на проблему со всех сторон и переосмыслить свои взгляды.

Гештальт-терапия
От нем. «Gestalt» – образ, форма, структура – форма психотерапии, разработанная Ф.Перлзом (1893 – 1970). Под «гештальтом» он понимал «процесс развертывания потребности человека». Гештальт-терапия – это направление психотерапии, которое ставит своими целями расширение осознания человека и посредством этого лучшее понимание и принятие человеком себя, достижение большей внутриличностной целостности, большей наполненности и осмысленности жизни, улучшение контакта с внешним миром, в том числе с окружающими людьми. С помощью гештальт-терапии можно научиться сознательно выбирать свое поведение, используя различные аспекты своей личности, сделать свою жизнь более наполненной, избавиться от невротических и других болезненных симптомов. Человек становится устойчивым к манипуляциям других людей и сам способен обходиться без манипуляций другими.

Для кого: Гештальттерапия особенно эффективна, когда трудности вызваны взаимодействием с другими людьми. Эмоциональные проблемы (страхи, тревоги, апатия, сниженное настроение, агрессивность, волнение в значимых ситуациях) также являются предметом работы гештальттерапевтов. Метод подходит тем, кому нравится, когда с терапевтом можно обмениваться искренними эмоциональными реакциями и получать от него обратную связь. Терапевту трудно быть полезным в случае, когда внутренний мир для самого человека не представляет ценности, он не склонен к рефлексии и самопознанию. Этот метод эффективен в работе с детьми и подростками, со взрослыми людьми, семейными парами.

Как это происходит: Работа может быть индивидуальной или групповой. На первой встрече терапевт и клиент (или участники группы) обсуждают цели работы, возможные и желаемые результаты и способы их достижения, оговаривают продолжительность встреч и их количество.

Психодрама
Одно из направлений гуманистической психологии, разработанное Я. Морено (1890-1974) и основанное на катарсисе, который достигается при помощи драматических инсценировок, ориентированных на лечение болезненных психических проявлений за счет перестройки отношений и системы переживаний больного человека. Эта методика позволяет «проиграть» различные ситуации и таким образом смоделировать и понять их. Психодрама – это первый в мире метод групповой психотерапии (собственно, сам термин «групповая психотерапия» введен в психологию Морено). Морено исходил из того, что, поскольку любой человек – существо социальное, то группа может более эффективно решать его проблемы, чем один человек.

Для кого: Для людей, которые заинтересованы в неком воссоздании своей драматической ситуации с целью ее решения, которых не смущает самораскрытие в присутствии группы.

Как это происходит: В ходе группового обсуждения, участники предлагают темы, в которых они хотели бы разобраться. Группа выбирает 1-2 из заявленных. Затем, при помощи участников группы происходит инсценировка действия, заявленного участником, в ходе которого, он погружается вновь в драмматическую ситуацию своего прошлого в ходе которой получает поддержку от группы и психолога.

Клиент-центрированный подход
Клиент -центрированная терапия, изначально разработанная в 40-х годах Карлом Роджерсом (1902-1987), представляет собой постоянно развивающийся подход к человеческому росту и изменению. Ее центральная гипотеза заключается в том, что потенциал любого индивида к росту имеет тенденцию к раскрытию в отношениях, в которых тот, кто оказывает помощь, испытывает и выражает подлинность, реальность, заботу, глубокое и точное безоценочное понимание. Клиент-центрированный подход применим в любой сфере приложения человеческих усилий, где целью является психологический рост индивида.

Для кого: Клиент-центрированный подход помогает тем, кто устал от одиночества и не находит понимания у других людей, кому не хватает сочувствия, участия и тепла. Поэтому он может применяться практически во всех областях, где нам необходимо взаимопонимание. Безусловное принятие другого, сопереживание ему, открытость своим чувствам способствуют и успешному ходу переговоров, и терапии неврозов, и разрешению социальных конфликтов.

Как это происходит: Клиент-центрированный подход называют «недирективным»: он никого не направляет, ничем не руководит, ни к чему не принуждает. Здесь не употребляются понятия нормы и патологии, болезни и излечения, диагноза и симптома. Терапевт безоценочно примет все, что будет сказано клиентом.

Терапия происходит в форме диалога. Клиент сам определяет, какие вопросы для него сейчас актуальны, и терапевт помогает ему в исследовании и выражении своих чувств, образов, фантазий. Слушая и отвечая, он полностью сосредоточен на клиенте: само присутствие внимательного, понимающего собеседника помогает человеку справиться со страхом и отчаянием, вселяет уверенность в своих силах. В результате терапии ее участник приходит к ощущению свободы и полноты жизни со всеми ее радостями и трудностями.

Когнитивно-бихевиоральный подход
предполагает, что проблемы человека вытекают из искажений реальности, основанных на неправильных представлениях, которые, в свою очередь, возникли в результате неправильного научения в процессе развития личности. Терапия заключается в поиске искажений в мышлении и в обучении альтернативному, более реалистичному способу восприятия своей жизни. Когнитивно-бихевиоральный подход работает, когда надо найти новые формы поведения, простроить будущее, закрепить результат. Когнитивно-бихевиоральный подход к эмоциональным расстройствам изменяет взгляд человека на себя и свои проблемы. Отказавшись от представления о себе как о беспомощной жертве обстоятельств, человек получает возможность увидеть в себе существо, как склонное рождать ошибочные идеи, так и способное отучиться от них или исправить их, определив ошибки собственного мышления.

Для кого: Когнитивная терапия эффективна при работе со многими личностными проблемами: тревожностью, неуверенностью в себе, трудностями в установлении отношений, пищевыми нарушениями… Помогает тем, кто пережил насилие, стресс. Метод когнитивной терапии может применяться как в индивидуальной работе, так и в работе с семьями.

Как это происходит: Клиент вместе с психотерапевтом исследуют, при каких обстоятельствах проявляется проблема: как возникают «автоматические мысли» и как они влияют на его представления, переживания и поведение. Он учится смягчать жесткие убеждения, видеть разные грани проблемной ситуации. Домашние задания — упражнения, предлагаемые психотерапевтом, позволяют клиенту закрепить новые навыки. Так постепенно он учится уже без поддержки терапевта жить в соответствии с новыми, более гибкими, взглядами.

Символдрама
Символдраму создал выдающийся немецкий психотерапевт Ханскарл Лёйнер (1919-1996). (Кататимно-имагинативная психотерапия, Кататимное переживание образов или метод «сновидений наяву») – это одно из направлений психотерапии, базирующееся на принципах глубинной психологии, в котором используется особый метод работы с воображением, для того чтобы сделать наглядными бессознательные желания человека, его фантазии, конфликты и механизмы защиты, а также отношения переноса и сопротивление. Символдрама способствует их переработке как на символическом уровне, так и в ходе психотерапевтической беседы. В качестве метафоры можно охарактеризовать символдраму как «психоанализ при помощи образов».

Для кого: Символдрама эффективна при лечении неврозов и психосоматических заболеваний, а также при психотерапии нарушений, связанных с невротическим развитием личности.

Как это происходит: Пациент сидит расслабившись в кресле с закрытыми глазами, расслабляется с помощью специальных техник. Психотерапевтом задаются темы, которые пациент видит в своем воображении. С ними и ведется работа.

Телесно-ориентированная психотерапия (ТОП)
Одно из направлений психотерапии, имеющее свою историю развития, свои школы. ТОП объединяет разнообразные теоретические и методологические подходы к воздействию на психику посредством изменений, производимых с телом. Основная идея ТОП – неотделимость тела от сознания, убеждение в том, что тело является проявлением личности и между ними имеется функциональное единство. Телесная психотерапия обращается к глубинным взаимосвязям, представляющим собой психо-телесные процессы, уделяя при этом одинаковое внимание как телесному, так и психическому компоненту. ТОП обладает большим набором техник (от «катарсических» до «телесной гомеопатии»): методами работы с дыханием, прикосновением, мышечным тонусом, позой, движением, чувственным осознаванием, образами, языком и т. д., с помощью которых осознаются, изучаются и принимаются вытесненные аспекты опыта личности с целью его последующей интеграции.

Арт-терапия
Впервые термин «арт-терапия» стал использовать английский врач и художник Адриан Хилл (Adrian Hill). Классическая арт-терапия предполагает самовыражение через визуальные искусства: живопись, графику, фотографию, рисование, лепку. Но сегодня к этому методу относят и другие виды искусств, используемые в психотерапевтических целях, такие, как куклотерапия, маскотерапия, музыкотерапия. Появился и комплексный метод: арт-синтезтерапия работает с помощью живописи, стихосложения, драматургии и театра, риторики и пластики. Одно из направлений гуманистической психологии, методика психотерапии, основанная на искусстве, в первую очередь изобразительной и творческой деятельности. Творческий процесс является главным терапевтическим механизмом, позволяющим в особой символической форме перестроить конфликтную травмирующую ситуацию, найти новую форму ее разрешения. Через рисунок, игру, сказку арт-терапия дает выход внутренним конфликтам и сильным эмоциям, помогает понять собственные чувства и переживания.

НЛП (нейролингвистическое программирование)
Основатели: Ричард Бандлер, США (1940), Джон Гриндер, США (1949). «нейро» – данный метод использует структуры головного мозга, «лингвистическое» – одним из важных элементов данной техники является речь, «программирование» – возможность контролировать, прогнозировать результат действия конкретной техники. Это техника общения, направленная на изменение привычных схем взаимодействия, обретение уверенности в жизни, оптимизацию творческого потенциала.

Для кого: Это особенно полезно для тех людей, которые по роду своей деятельности много общаются, контактируют, взаимодействуют с другими людьми. Область применения НЛП довольно широка: бизнес, образование, социальная работа, бытовые ситуации и мн. др. Также техники НЛП используются в психотерапии.
Как это происходит: Воздействие происходит с помощью специальных техник НЛП.

Сказка-терапия
Это форма познания и лечения души. Сказкотерапия исходит из того, что бессознательное развивается и проявляет себя по определенным схемам, которые очень удобно изучать в форме сказок. В этом смысле сказкотерапия является формой глубинной психотерапии, хотя по своей доступности и универсальности она вполне применима и для более «житейских» задач.
Для кого: Сказкотерапия применяется как для детей, так и для взрослых.
Как это происходит: Пациент придумывает сюжет сказки или же вспоминает сказки, оказавшие сильное впечатление на него когда то. За тем, в беседе с психологом идет обсуждение и интерпретация сказочного сюжета.

Трансактный (транзактный) анализ
Направление в психологии и психотерапии, созданное Э. Берном . По аналогии с классическим психоанализом трансактный анализ ориентирован на выявление «сценариев» жизненных планов индивида, которые часто навязываются родителями. Этот анализ был расширен за счет «структурного анализа», при помощи которого в Я индивида, находящегося в различных коммуникативных ситуациях, выделяются три состояния: Родитель, действующий по типу отношения родителя к ребенку, Взрослый, объективно оценивающий реальность, и Ребенок, действующий по типу отношения ребенка к родителям.

Как это происходит: Транзактный анализ – это групповая и индивидуальная работа, связанная со словом, эмоциями и чувствами. Обычно терапевты рекомендуют сочетать оба способа. С самых первых сеансов клиент заключает с терапевтом устный «контракт на изменение», в котором определяются цели работы и пути их достижения. В ходе терапии контракт может быть изменен. С помощью терапевта клиент познает структуру своей личности, учится распознавать по внешним признакам, в каких состояниях «я» он чаще всего бывает и как это сказывается на его поведении и общении. Терапия помогает клиенту измениться – вновь обрести в себе Естественного Ребенка, укрепить позиции уставшего от борьбы Родителя, научиться разрешать свои проблемы с позиции Взрослого и восстановить уверенность в себе и в своих силах. Работа обычно длится недолго: задача транзактного аналитика – освободить клиента от проблем как можно скорее.

Эриксоновский гипноз
Комплексная и высокоэффективная методика наведения транса, разработана Милтоном Эриксоном (1901 – 1980), американским психиатром и психотерапевтом, человеком, радикально изменившим представления о гипнозе и методах работы с гипнозом. Созданный им метод гипноза кардинально отличается от классического своей недирективностью: терапевт не дает клиенту инструкций и указаний, а помогает ему войти в особое состояние — транс: клиент бодрствует и может активно общаться с терапевтом. Как показал Милтон Эриксон, такая отстраненность отличается от состояния сверхвнушаемости, с которым связывают традиционный гипноз. Внушаемость может усилиться в гипнотическом трансе, но она не является специфическим и постоянным элементом данного явления. Новый гипноз может быть использован как для создания психотерапевтической атмосферы, так и для проявления потенциальных возможностей, существующих в подсознании клиента. Он может использоваться различными способами для обретения важного опыта научения и для усиления способностей человека получать пользу от данного опыта

Для кого: Эриксоновский гипноз помогает при самых разных проблемах – психологических и психосоматических. Метод эффективен при работе с фобиями, зависимостями, семейными и сексуальными проблемами, посттравматическими синдромами, нарушениями пищевого поведения. С помощью эриксоновского гипноза можно работать и со взрослыми, и с детьми.

Как это происходит: Во время сеанса психотерапевт также прибегает к особому метафоричному языку. Он рассказывает истории, анекдоты, сказки, притчи, но делает это особым образом – используя метафоры, в которых «прячутся» послания для бессознательного. Слушая сказку, клиент представляет образы героев, видит сцены развития сюжета, оставаясь внутри собственного внутреннего мира, живущего по своим законам.

Все это – очень приблизительное и поверхностное описание указанных направлений психологии.
Есть психологи, которые работают в одном, выбранном по вкусовым и личностным предпочтениям направлении. Есть профессионалы, которые имеют доступ к ресурсам многих направлений. Но всех их объединяет одно – у каждого вырабатывается свой стиль, метод. Один и тот же инструмент разные профи будут использовать в своей индивидуальной манере. Потому что в этой профессии терапевт работает собой, он (она) – основной инструмент взаимодействия с клиентом, и личность накладывает «неизгладимый отпечаток» на стиль работы психолога.

Настоящий профессионал, изучив несколько наиболее привлекательных для него направлений, формирует свой «ящик с инструментами», которыми он пользуется исходя из реальности клиентского запроса. Каждому психологу также необходимо учитывать свои характерные и человеческие особенности, из которых формируются профессиональные ресурсы и ограничения. Очень хорошим ресурсом в работе психолога может стать его личный опыт. Конечно, при условии его достаточной «проработанности» в личной терапии.

psyera.ru

Как стать психологом

Если вы твердо решили познать тайны человеческой души, будьте готовы ко всему. ТопГород расскажет, как стать психологом и через что вам придется пройти на пути к своей цели.

Как стать психологом: мотивация

Психология является серьезной и содержательной наукой. Многие студенты, горящие желанием изучать ее на практике, сталкиваются со сложной теорией, изучение которой длится первые три курса. И только в последние годы обучения студенты приближаются к практическим занятиям. Поэтому не стоит думать, что вы пройдете легкий путь.

Многие поступают на психологический факультет из-за желания разобраться в себе, справиться с неуверенностью и решить личные проблемы, однако вскоре всерьез заинтересовываются этой наукой. Если вы руководствуетесь исключительно такой мотивацией, то вовсе не обязательно отдать изучению психологии целых пять лет университета. Лучше осознанно сделать на этот шаг.

Настоящий психолог преследует цель помогать людям справляться с их проблемами. Чтобы взять на себя эту ответственную миссию, нужно много работать над собой, постоянно совершенствуя знания и набираясь опыта.

Какие навыки нужны психологу

Как говорят сами специалисты по психологии и психотерапии, профессионал должен испытывать уважение, а также искренний интерес к человеку, который пришел к нему с открытой душей. В вас должно быть человеколюбие и дружелюбие.

Еще одним важным качеством психолога является толерантность. Специалист не должен проявлять агрессию или раздражение к человеку, образ жизни или стиль которого для него неприемлем. Вы должны быть готовы принимать разные человеческие проявления спокойно.

Если вы не знаете, как стать психологом, помните, что психолог – гибкий в поведении и открытый к изменениям человек. Если вы легко воспринимаете перемену условий, способны быстро менять свое поведение и признавать свои ошибки, тогда у вас есть шансы стать профессионалом.

Вы должны тонко чувствовать настроение человека, ощущать его боль или радость, понимать его потребности. Четко выражайте свои мысли и контролируйте эмоции. Если вы обладаете этими важными качествами, вы сможете помочь другим.

Что делают психологи

Профессия психолога подразумевает постоянное живое общение с людьми разного социального статуса, финансового положения, религиозных предпочтений и интересов. Немногим специалистам удается заниматься частной практикой. У большинства это является дополнительной деятельностью по отношению к основной работе.

Места работы психолога — детские сады, школы, высшие образовательные учреждения, кадровые службы организаций, службы по персоналу, HR-подразделения и так далее. В обязанности психолога может входить проведение тренингов, подбор персонала на основе анализа личности человека, психологическая работа с детьми в широком понимании этого слова, разработка психологических характеристик, работа с документами и прочее.

Трудность этой профессии состоит в эмоциональном истощении. Психологу приходится переживать чужие проблемы, вникать в них, разбираться в человеческих душах, которые бывают довольно непростыми. Вы должны быть к этому готовы.

ТопГород рассказал, как стать психологом. Если вы уверены, что сможете возложить на себя эту ответственную миссию и пройти все сложности профессии, дерзайте, ведь психология — благородная профессия.

topgorod.com

Составляющие профессионализма педагога-психолога

Конкретизируя вопрос о профессионализме педагога-психолога, можно вычленить следующие составляющие:

1)    профессиональные (объективно необходимые) психологические знания;

2)    профессиональные (объективно необходимые) психологические умения;

3)    профессиональные психологические позиции, установки психолога, требуемые от него профессией;

4)    личностные особенности, обеспечивающие овладение психологом профессиональными знаниями и умениями.

Рассмотрим подробнее содержание вышеуказанных характеристик профессионализма психолога.

Профессиональные знания педагога-психолога – это знания, которые даются в стенах ВУЗа под руководством преподавателей, приобретаются студентами в ходе самостоятельной работы. В профессиональных знаниях педагог-психолог черпает эталоны для своего индивидуального профессионального развития. Здесь задача ВУЗа видится нами в развитии:

–    умения студентов работать с содержанием учебного материала, выделять ключевые идеи учебного предмета, осуществлять межпредметные связи;

–    способности студентов к интерпретации информации, поступающей из дополнительных источников.

Профессиональные психологические умения – это действия педагога-психолога, выполненные на достаточно высоком уровне, это «техники» в его профессиональной деятельности, касающиеся организации ситуации и постановки задач, применения приемов психологического воздействия, а также использования самоанализа. Сюда мы включаем:

–    умение увидеть проблему и оформить ее в виде задачи или ряда задач;

–    умение при постановке задачи ориентироваться на субъект воздействия (клиента) как на активного развивающегося соучастника процесса воздействия, имеющего собственные мотивы и цели;

–    умение конкретизировать задачи в поэтапные и оперативные, принимать оптимальное решение в условиях неопределенности, гибко перестраивать цели и задачи по мере изменения ситуации;

–    умение изучать и преобразовывать ситуацию;

–    умение предвидеть близкие и отдаленные результаты решения задач;

–    умение находить несколько способов решения одной задачи, владеть вариативностью решения.

Профессиональные психологические позиции – это устойчивые системы отношений педагога-психолога, определяющие его поведение. Профессиональная позиция выражает также профессиональную самооценку, уровень профессиональных притязаний.

Личностные особенности (качества) касаются как мотива-ционной сферы педагога-психолога (целеполагание, мотиваци-онная направленность личности и др.), так и его познавательной сферы (его наблюдательности, рефлексии, самооценивания). Отметим, что важной характеристикой профессионального мышления психолога являются, на наш взгляд, такие его психологические качества, как:

–    психологическая эрудиция – запас современных знаний, которые психолог гибко применяет в своей деятельности;

–    психологическая интуиция – быстрое, одномоментное принятие решения с учетом предвидения дальнейшего развития ситуации без развернутого осознанного анализа. Интуитивный способ профессионального мышления необходим психологу, ибо многообразие и неповторимость ситуаций, ограниченность времени для поиска и принятия решения делают точный расчет невозможным, и интуитивное предвосхищение действий, психологическое чутье оказывается точнее логических выкладок, заменяет логические рассуждения, позволяет быстро увидеть правильное решение.

–    психологическая импровизация (инсайт) – нахождение неожиданного психологического решения и его мгновенное воплощение, совпадение процессов создания и применения при их минимальном разрыве;

–    психологическая наблюдательность, зоркость – понимание сущности ситуации по внешне незначительным признакам и деталям, проникновение во внутренний мир человека по мало приметным нюансам его поведения, способность по выразительным движениям читать человека словно книгу;

–    психологическое предвидение, прогнозирование – умение предвосхищать поведение и реакцию человека, предусматривать затруднения;

–    психологический оптимизм – подход психолога к клиенту с оптимистической гипотезой, с верой в его возможности, резервы его личности, способность увидеть в каждом человеке то положительное, на что можно опереться в работе с ним.

psyvision.ru

Какие знания желательно иметь психологу-консультанту?

ГЛАВА III ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ПСИХОЛОГА-КОНСУЛЬТАНТА

Контрольные вопросы

1. Какие знания желательно иметь психологу-консультанту?

2. Какими умениями и навыками должен обладать современный консультант-психолог?

3. Что включает в себя практическая подготовка психологической консультации к работе?

4. Каково содержание общей профессиональной подготовки психолога-консультанта?

5. В чем состоит специальная профессиональная подготовка психолога-консультанта?

6. Каковы психологические дисциплины, которые психолог-консультант должен достаточно глубоко изучить?

7. Для чего, кроме знаний и умений, психологу-консультанту необходим достаточно большой опыт практической работы?

8. Что представляет собой та научно-практическая база, на которой строится профессиональная подготовка психолога-консультанта?

9. Чем отличается практическая работа психолога-консультанта от научно-исследовательской работы ученого-психолога и учебной деятельности преподавателя психологии?

10. Каким образом повышается профессиональная квалификация психолога-консультанта и для чего это необходимо делать?

11. Каковы основные направления повышения квалификации консультанта-психолога?
^

Профессиональная подготовка психолога-консультанта включает в себя, кроме обязательной для любого психолога общеобразовательной научной подготовки (в нее входит минимум научных знаний, необходимых профессиональному психологу любого профиля), также и освоение ряда разделов психологии, предполагающих специализацию в соответствующей профессиональной области, в данном случае – в области психологического консультирования. Эти специальные направления профессиональной подготовки психолога-консультанта следующие:

1. Изучение подготовительного этапа психологического консультирования.

2. Освоение информации о содержании работы психолога-консультанта.

3. Овладение методами работы психолога-консультанта с клиентом.

4. Ознакомление с особенностями проведения психологического консультирования в следующих специальных областях: семейное консультирование, деловое консультирование, психолого-педагогическое консультирование, интимно-личностное консультирование.

5. Работа психолога-консультанта под руководством более опытного психолога-консультанта–супервизора.

Изучение процесса подготовки работы психологической консультации включает в себя внимательное ознакомление с комплексом организационных вопросов, включая выбор области консультирования, начала работы консультации и т.д.

Среди тех конкретных задач, которые в практическом плане должен уметь решать психолог-консультант, могут быть названы следующие:

• Определение круга потенциальных клиентов – посетителей психологической консультации, их возможных проблем в зависимости от содержания работы психологической консультации и от тех профессиональных требований, которые могут быть предъявлены к работающим в консультации психологам.

• Подбор кадров психологов и обслуживающего персонала для работы в психологической консультации. Проведение с кадрами специальной подготовительной работы по ознакомлению с условиями работы и обязанностями, с организацией взаимодействия друг с другом, с правилами работы консультации.

• Подготовка материальной базы и документации для начала практической работы консультации.

• Подготовка и распространение информации о работе консультации среди потенциальных клиентов.

Знакомство с организацией работы психологической консультации включает в себя также освоение того, как создается психологическая консультация, что входит в минимум необходимого для нее оборудования, каков оптимальный режим работы психологической консультации и психолога-консультанта, какой должна быть обстановка в психологической консультации во время ее работы и ряд других вопросов.

Знакомство начинающего специалиста с содержанием работы психолога-консультанта в свою очередь предполагает следующее. Во-первых, ознакомление с тем, что представляет собой психологическое консультирование, в чем заключается его отличие от других видов практической деятельности психолога. Во-вторых, выяснение того, что должен знать и уметь делать психолог-консультант, чтобы на достаточно высоком уровне справляться со своими профессиональными обязанностями. В-третьих, ознакомление с основными видами психологического консультирования, с главными требованиями, предъявляемыми к ним. В-четвертых, знание условий работы психолога-консультанта.

Освоение методов работы психолога-консультанта предполагает овладение начинающим психологом-консультантом приемами общения с клиентами, методами психодиагностики, используемыми в практике психологического консультирования. Эти приемы и методы должны быть освоены будущим психологом-консультантом практически, в ходе соответствующих специальных занятий. В число таких приемов и методов входят, в частности, методы прямого психотерапевтического воздействия психолога-консультанта на клиента.

Необходимость изучения особенностей проведения психологического консультирования в разных областях связана с тем что, во-первых, интимно-личностное, семейное, деловое и психолого-педагогическое консультирование – это разные вещи, во-вторых, психолог-консультант не в одинаковой степени занимается данными видами консультирования и, обращаясь к ним время от времени, должен, тем не менее, сохранять свою профессиональную квалификацию во всех указанных областях. К тому же в этих сферах психологического консультирования существует множество частных, довольно тонких и сложных специфических вопросов, познание которых требует долгого времени, а успешное практическое решение – твердых умений и навыков.

Работа в роли практикующего психолога-консультанта под руководством более опытного специалиста необходима психологу-консультанту для приобретения профессионального опыта и овладения на практике необходимыми умениями и навыками. Этому всему гораздо легче научиться на опыте других, чем в результате прослушивания лекций и чтения книг. Кроме того, в практической работе психолога-консультанта нередко возникает множество неожиданных вопросов, которые невозможно заранее предусмотреть и в ходе учебной деятельности получить на них удовлетворительные ответы. Умения вырабатываются практически в ходе подражания профессиональной работе других, это же сводит к минимуму возможные ошибки, которые в своей работе может допустить начинающий психолог-консультант. Функция супервизора, которую выполняет более опытный психолог-консультант, в данном случае заключается в том, чтобы не только подготовить малоопытного психолога к самостоятельной работе, но и квалифицированно оценить степень его готовности к такой работе.

^

Профессиональная подготовка психолога-консультанта обычно начинается с получения им общего высшего психологического образования. Такое образование включает в себя знание общей психологии, социальной психологии, психологии развития, педагогической психологии, специальной психологии, психофизиологии, истории психологии. Далее следует ряд дисциплин, связанных с познанием психологических аспектов тех видов деятельности, в которых психологу практически придется вести консультирование. Это, в частности, медицинская психология, психология семьи, психология управления, детская психология, экономическая психология и ряд других специальных дисциплин.

Вслед за этим психолог-консультант получает знания, необходимые для выработки практических умений и навыков по проведению консультирования. Это умения, связанные с пользованием психологическими тестами (психодиагностика), самим психологическим консультированием и, наконец, с психокоррекцией. Учебные дисциплины, связанные со всем этим, обычно преподаются в достаточно большом объеме, и их изучение включает в себя не только лекционные, но также семинарские и практические занятия.

Все это в целом обеспечивает фундаментальную, или базовую, профессиональную подготовку психолога-консультанта и входит в содержание начального этапа обучения. По его завершении будущий психолог-консультант уже может приступать к началу самостоятельной практической работы, связанной с освоением практики психологического консультирования. Поначалу, однако, уровень такой работы бывает недостаточно высоким, так как кроме общих и специальных знаний для достижения профессионализма в работе необходимо приобретение опыта.

Жизнь показывает, что примерно половину всего того, что крайне необходимо психологу-консультанту для хорошей профессиональной работы, он фактически приобретает не в стенах учебного заведения, а только в практической деятельности. На это требуется обычно не меньше того времени, которое будущий психолог-консультант провел в стенах высшего учебного заведения. Поэтому, чтобы действительно со временем стать профессионалом высокого класса, психолог-консультант должен достаточно долго проработать под патронажем супервизора. На это обычно тратится один-два года уже после окончания учебного заведения.

Профессиональная подготовка консультанта-психолога заключается в освоении им комплекса знаний, умений, навыков. Он должен обладать:

• необходимыми теоретическими знаниями в области психологии и других, смежных с ней наук, изучение которых необходимо для проведения психологического консультирования на высоком уровне;

• знаниями, необходимыми для организации успешной работы психологической консультации;

• развитыми умениями в области практического общения с клиентами;

• достаточно большим опытом проведения психологического консультирования по разным вопросам и с разными людьми.

Отличие работы психолога-консультанта от деятельности ученого-психолога и преподавателя психологии заключается в следующем. Психологу-консультанту не обязательно знать все, что накоплено к настоящему времени в науке даже в тех областях, где он проводит психологическое консультирование. Однако ему желательно знать все, что может оказаться полезным в практической работе с людьми в психологической консультации. Психолог-консультант не обязательно должен уметь правильно определять научные тер-

мины, организовывать и проводить научные исследования. Но ему важно научиться связывать практические проблемы, с которыми к нему обращаются люди, с научными теоретическими знаниями и эффективно использовать эти знания для решения соответствующих проблем. Консультант-психолог не обязан уметь на высоком научном и методическом уровне преподавать психологию, но ему важно научиться передавать клиентам полезные им психологические знания и убедительно и в доступной форме излагать их непосвященным людям.

Психолог-консультант – не только практик, но и организатор дела. Поэтому ему желательно научиться всему, что касается создания и организации работы психологической консультации как учреждения. Сюда, в частности, относятся знания определенных социальных, правовых, финансово-экономических вопросов и того, что необходимо начинающему бизнесмену для создания и организации начала работы нового учреждения. Сюда же относится подбор, расстановка кадров, распределение между ними обязанностей, организация их взаимодействия.

В практике общения с клиентами от психолога-консультанта требуется уметь правильно воспринимать и верно оценивать людей, добиваться взаимопонимания, устанавливать хорошие взаимоотношения и убеждать.

Личный опыт проведения психологического консультирования необходим психологу-консультанту потому, что без такого опыта он будет не в состоянии узнать то, что касается частных вопросов, а главное – не сможет приобрести нужные ему практические умения и навыки. Дело в том, что абсолютно все в процессе профессиональной вузовской подготовки предусмотреть невозможно, и такая подготовка по сложившимся традициям скорее ориентирована на получение знаний, чем на выработку умений и навыков. Они-то и вырабатываются в практическом опыте проведения психологического консультирования.
^

Систематическое повышение профессиональной квалификации – это такое же обязательное требование к профессиональной подготовке психолога-консультанта, как и его общее и специальное высшее психологическое образование. Необходимость постоянного повышения квалификации вызывается следующими основными причинами. Во-

первых, знания, полученные в вузе, со временем устаревают, и возникает необходимость в их обновлении. Во-вторых, каждая психологическая консультация, каждый консультант-психолог накапливает полезный для других опыт практической работы, и обмен им обычно производится во время повышения квалификации.

В соответствии с основными областями и направлениями профессиональной подготовки психологов-консультантов и с предъявляемыми к работе психолога-консультанта требованиями можно назвать следующие главные направления повышения его профессиональной квалификации:

1. Получение новейших научных и практически полезных знаний в тех областях современной психологии, которые лежат в основе деятельности психолога-консультанта. Эти знания могут приобретаться различным путем: на специальных факультетах повышения квалификации, курсах, семинарах, а также самостоятельно за счет постоянного знакомства с новейшими научными и научно-практическими публикациями.

2. Подготовка и защита диссертаций, сдача квалификационных экзаменов для получения более высокого профессионального разряда. Это направление обычно контролируется со стороны государственных или общественных организаций, официально наделенных соответствующими полномочиями.

3. Освоение психологом-консультантом новых методов психотерапии или психокоррекции. Хотя в обязанности психолога-консультанта обычно не входит оказание прямого психотерапевтического или психокоррекционного воздействия на клиента, ему надо знать и при необходимости уметь пользоваться соответствующими методами. Чем лучше психолог-консультант будет знать эти методы, тем выше будет уровень его профессионального мастерства.

4. Прохождение стажировки в других психологических консультациях и под руководством более опытных психологов-консультантов. Эта форма повышения квалификации связана с обменом опытом работы, а такой постоянный обмен необходим для поддержания и развития собственного профессионального мастерства любому психологу-консультанту.

5. Прохождение психологического консультирования в роли клиента, знакомство с консультированием, методами психокоррекции и психотерапии на самом себе. Данная форма повышения квалификации играет вдвойне положительную роль в работе психолога-консультанта. Во-первых, благодаря ей он имеет возможность решить собственные психологические проблемы, которые у него, как и у любого живого человека, наверняка есть. Не решив для себя эти проблемы, не избавившись от них, он вряд ли сможет успешно консультировать других людей. Во-вторых, выступая в роли клиента, психолог-консультант может научиться глубже понимать и чувствовать своих будущих клиентов, лучше овладеет соответствующими методами психокоррекции и психотерапии.

Упражнения

1. Определите, есть ли у вас те знания и умения, которые необходимы психологу-консультанту в работе.

2. Установите, каких психологических качеств, знаний и умений вам не хватает для того, чтобы стать высококвалифицированным консультантом-психологом.

3. С учетом ответов на сформулированные выше вопросы наметьте конкретный план повышения своей профессиональной квалификации в качестве психолога-консультанта.
Практические задания

1. Определите для себя перечень психологических дисциплин, которые необходимо изучить для того, чтобы стать высококвалифицированным консультантом-психологом.

2. Установите совокупность методов практического психологического воздействия на клиентов, которые вам как будущему психологу-консультанту желательно освоить.

Ключевые слова

Супервизор.

Профессиональная подготовка психолога-консультанта. Общая психология. Психология развития. Социальная психология. Психофизиология. История психологии. Медицинская психология. Психология семьи. Психология управления. Экономическая психология. Психодиагностика. Психокорреция. Психотерапия.

mir.zavantag.com

описание специальности и специфика работы

Психология – это прикладная и фундаментальная наука о психической жизни, поведении и деятельности человека. Она изучает различные механизмы, закономерности и проявления психики людей в различных условиях и на различных этапах жизненного пути. Профессия психолог включает в себя научное изучение психики человека, ее описание. Главная задача специалиста – помочь человеку осознать ситуацию на эмоциональном уровне, понять интеллектуальные способности, избавиться от круга повторяющихся ошибок и направить вперед с целью изменения жизни.

Зачем идут на психологический факультет

Психология – очень востребована среди молодёжи и многими воспринимается как интересная и довольно простая наука, поэтому большое количество абитуриентов идут учиться на психолога.  Но поступив в ВУЗ и начав обучение, студенты сталкиваются с разочарованием, потому как только на житейском опыте выехать на экзаменах не получится. В их курс не входят привычные книги по психологии, подходящие для лёгкого чтива. Студенты первые несколько лет изучают такие серьёзные дисциплины и направления, как «физиология высшей нервной деятельности», «общая психология» и т. д.

Ещё одной распространённой причиной поступления на психологический факультет является желание познать себя и разобраться со своим подсознанием. Вполне возможно, что далее человек искренне заинтересуется наукой и продолжит построение карьеры, однако если это единственный мотив, стоит выбрать другую профессию.

Чтобы стать консультирующим психологом, а точнее психотерапевтом, необходимо довольно серьёзно отнестись к своему обучению, и учёба на одном лишь ВУЗе не заканчивается. Психолог имеет право оказывать психологическую помощь только после прохождения дополнительного обучения и получения необходимых сертификатов, учёба в университете дает лишь направление для дальнейшего развития. Поэтому учиться он не перестает практически никогда.

Психология как профессия требует большой отдачи от человека, но главное, для того чтобы быть хорошим специалистом, необходимо первоначально понять свою личность.

Где можно получить образование

Чтобы стать психологом, следует иметь высшее образование по одному из направлений:

  • психология,
  • клиническая психология,
  • конфликтология,
  • психологическое консультирование,
  • дошкольная психология и педагогика.

Диплом в области психологии можно получить во множестве ВУЗов страны. Чтобы быть высококвалифицированным специалистом после основного обучения, необходимо прохождение дополнительных курсов и постоянное повышение квалификации.

Необходимые личные качества будущего специалиста

Вопреки киношным образам, профессия психолог не делает специалиста всемогущим или всесильным, поэтому без участия самого клиента решить все проблемы невозможно.

Суть деятельности психолога заключается в помощи с поиском внутренних ресурсов,  чтобы направить их на изменение жизни в лучшую сторону. Его основная задача – помочь человеку понять, что в большинстве неудач в его жизни виноват он сам, его отношение к жизни, мировоззрение. Хороший психолог поможет взглянуть на проблему с другой стороны и найти пути решения за счёт внутренних изменений.

Чтобы проводить такую тонкую работу и оказывать психологическую помощь, специалист должен сам обладать такими личностными качествами, как:

  • умение слушать и понимать человека,
  • умение сопереживать (но при этом он не должен принимать всё близко к сердцу),
  • умение отгораживаться от чужих проблем,
  • тактичность,
  • высокие интеллектуальные способности,
  • способность анализировать и делать выводы,
  • наблюдательность,
  • ответственность,
  • стрессоустойчивость,
  • терпимость,
  • логическое мышление,
  • быть уверенным в своих силах.

Если человек выбрал верное направление в своей жизни и решил посвятить себя психологии, то учиться и совершенствоваться он должен изо дня в день.

Место работы

Большой плюс: это профессия – довольно востребованная и популярная на рынке. Специалист в области психологии может стать сотрудником как учебного учреждения, так и правоохранительных органов или, например, тюрьмы. Достаточно часто специалисты этого направления выбирают частную практику. Имея образование психолога, можно стать менеджером по подбору персонала или психологическим тренером. Наиболее востребована данная специальность среди женского пола.

Детский психолог в учебных заведениях помогает освоиться на новом месте и наладить отношения с коллективом. Также он проводит тестирование для выявления ярких личностных качеств и выбора будущей профессии.

В медицинских учреждениях психологи часто встречаются с людьми, подверженными сильному стрессу и нервным импульсам. Специалисты в местах заключения подготавливают арестантов к выходу на свободу и помогают им возвратиться к достойной жизни после выхода на волю.

Преимущества профессии

Несомненно, работа психолога имеет свои плюсы, в ней вы сможете помогать людям, столкнувшимся с трудностями. Преимущества профессии:

  • главным плюсом является – возможность участия в разрешении реальных проблем людей,
  • творческая работа,
  • необходимость постоянного развития и повышения уровня квалификации,
  • возможность в повседневной жизни использовать полученные знания,
  • развитие толерантности и терпимости.

Все перечисленные плюсы заставляют специалистов чувствовать себя счастливыми во время работы в данной сфере.

Недостатки в профессии

Обладая плюсами, работа психологом имеет и свои минусы. В ней вы можете встретиться со следующими проблемами:

  • вы можете столкнуться с главной проблемой и главным минусом данной профессии – эмоциональным выгоранием,
  • слишком близко воспринимать проблемы клиента,
  • перестать разграничивать жизнь и работу.

Если данные минусы не отпугивают от профессии, то выбранное направление деятельности – действительно ваше призвание.

Ни одна работа не имеет только плюсы, в каждой встречаются и минусы. Выбор, продолжать ли свою работу или нет в данном направлении, зависит только от того, чего вы встречаете больше – плюсов или минусов. При этом учиться и получать новые знания необходимо всегда.

Перспективы карьерного роста

Основная перспектива в работе – это возможность бесконечного самосовершенствования и, в итоге, достижение уровня высококвалифицированного специалиста с возможностью частной практики. Постоянные тренинги и семинары дают возможность узнавать новые методики, после чего применять их в работе. Специалист высокого уровня может открыть свой личный кабинет или компанию по оказанию психологической помощи людям, попавшим в различные трудные ситуации в жизни.

Самую высокую оценку деятельности психолог получает от людей, чью жизнь изменил в лучшую сторону, которым он помог побороть личные страхи и добиться высот в карьере или личной жизни.

Профессия психолога достаточно популярная и востребованная. Уровень заработной платы в ней напрямую зависит от места работы и от оказываемых услуг. Наиболее прибыльной считается частная практика, но уровень дохода также зависит от количества обратившихся людей. Несмотря на все трудности и минусы, хороший психолог усваивает из этого опыта только положительные моменты.

legkopolezno.ru

Как стать педагогом психологом — ТолВИКИ

Педагог-психолог Дошкольного Общеобразовавтельного Учреждения

Квалификационные требования

На должность педагога-психолога ДОУ назначается специалист, имеющий высшее психологическое или педагогическое образование со специализацией по детской психологии без предъявления требования к стажу работы.


Знания, необходимые педагогу-психологу ДОУ

-Закон «Об образовании», Декларацию прав человека, Конвенцию ООН о правах ребенка, нормативные документы по вопросам обучения и воспитания детей.
-Общую психологию, педагогическую психологию, вопросы дошкольной педагогики, психологию личности и дифференциальную психологию, социальную психологию.
-Основы психодиагностики, основы психологического консультирования и психопрофилактики, методы социально-психологического тренинга общения, современные методы индивидуальной и групповой консультации, методы диагностики и коррекции нормального и аномального развития ребенка.


Умения, необходимые педагогу-психологу ДОУ

-Умение изучать, диагностировать психическое состояния ребенка (актуальную и ближайшую зоны развития).
-Умение составлять развивающие программы; организовывать, поэтапно осуществлять и оценивать ход и результаты данных программ.
-Умение ставить коммуникативные, познавательные и любые другие педагогические задачи под углом зрения психического развития детей, реализации внутренних резервов и психологической безопасности участников взаимодействия.
-Умение создавать условия, стимулирующие естественный ход психического развития дошкольников (умение организовывать предметно-развивающую среду в группе, умение организовывать эффективное общение и совместную деятельность ребенка со взрослыми и сверстниками и т.д.)
-Умение сотрудничать с родителями, психологами и другими специалистами в целях содействия психическому развитию детей.
-Умение оценивать у себя ориентацию на развитие личности другого человека Функциональные обязанности


Основными задачами психологической службы в ДОУ

1.Создаёт комфортные условия для естественного развития детей, укрепления психологического здоровья детей и сотрудников, развития личности каждого ребенка, развития их социально-змоционального мира.
2.Проводит работу в ДОУ, направленную на обеспечение психологического здоровья и развития личности детей.
3.Посредством психопрофилактики, психодиагностики, психокоррекции, консультирования, оказывает помощь детям, сотрудникам и родителям в решении личных, профессиональных и других конкретных проблем.
4.Проводит психолого-педагогическую диагностику готовности детей к обучению в школе и выборе соответствующего уровня психического развития личности, типа образовательной программы.
5.Совместно с воспитателем планирует развивающие и коррекционные занятия с учетом индивидуальных и половозрастных особенностей личности ребенка.
6.Своевременно выявляет детей с ограниченными возможностями в развитии, с целью определения их в учреждения по назначению.
7.Формирует психологическую культуру детей, родителей, сотрудников.
8.Принимает участие в подборе кадров, готовит психологический материал, оформляет психологический кабинет, учитывая современные требования работы в группе.
9.Ведет работу по преемственным связям со школой, работает в тесном контакте со школьным психологом.
10.Ведет учетно-отчетную документацию в соответствии с требованиями.
11.Соблюдает инструкцию по охране жизни и здоровья детей, требования по технике безопасности, производственной санитарии, противопожарной защите, предусмотренные соответствующими правилами и инструкциями.
12.Соблюдает правила внутреннего распорядка.
13.Самостоятельно занимается повышением профессионального мастерства.
14. Готовит материалы и пишет статьи для стендов и журналов.


Критерии успешности

– успешное развитие детей, освоение ими необходимых знаний, умений и навыков в соответствии с возрастом
– своевременное выявление и коррекция отклонений в развитии детей
– открытые уроки и занятия, отмеченные родителями и педагогами как успешные
– общий психологический комфорт в коллективе
– составление информационной и отчетной документации, содержащей объективные данные о результатах исследований, развивающей и коррекционной работы.


Условия работы

Психолог-педагог ДОУ в процессе трудовой деятельности сталкивается со следующими неблагоприятными фактами:
санитарно-гигиенические
контакт со специфическими детскими заболеваниями
работа в группах и на улице во время прогулок
психофизиологические
высокая вовлеченность и сосредоточенность
физическая нагрузка
высокая эмоциональная нагрузка
социально-психологические
ответственность за жизнь и здоровье детей
профессиональное выгорание.


Личностные характеристики

Внимательность к индивидуальным вариантам психического развития ребенка.
Педагогический оптимизм (подход к ребенку с оптимистической гипотезой, верой в резервы личности).
Эмпатия.
Стремление к саморазвитию
Стремление к познанию себя и других
Широта интересов и независимость взглядов
Способность эмоционально притягивать к себе людей
Повышенное чувство ответственности за свои слова и действия
Осознание границ своей компетентности
Общая эрудиция
Гибкость
Работоспособность
Стрессоустойчивость
Эмоциональная уравновешенность
Порядочность
Честность
Морально-нравственная чистоплотность.


Учебные заведения

1.Восточный институт экономики, гуманитарных наук, управления и права, НОУ ВПО Самарский Филиал
2.Государственный гуманитарный университет – Филиал
3.Московский городской педагогический университет – Самарский Филиал
4.Российский государственный профессионально – педагогический университет – представительство в г. Самара
5.Российский государственный социальный университет – Тольяттинский филиал
6.Самарская гуманитарная академия, НОУ ВПО
7.Самарская гуманитарная академия, НОУ ВПО – Тольяттинский филиал
8.Самарский государственный педагогический университет, ГОУ ВПО
9.Самарский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования
10.Современная Гуманитарная академия – Самарский филиал
11.Университет российской академии образования – Самарский филиал
12.Университет российской академии образования – Тольяттинский филиал

Профессиограмма педагога психолога

wiki.tgl.net.ru

Важные качества для психолога

Профессиональная компетентность (т.е. наличие знаний и опыта, необходимых для той или иной работы) составляет основу, без которой работа психолога немыслима. Методы работы профессионального психолога основаны на научных знаниях, изобилующих тяжеловесной терминологией. Наивно полагать, что обучение психолога состоит из одних лишь душеспасительных бесед и наставлений. Нередко студенты-психологи разочаровываются, сталкиваясь с серьезной наукой, тогда как рассчитывали на занимательных семинарах и без особой зубрежки обрести мудрость и проницательность библейского царя Соломона.

Профессия психолога требует особых личностных качеств. Увы, одной только страсти щедро и порой навязчиво раздавать своим друзьям житейские советы оказывается недостаточно. Прежде всего, изучение психологии требует пытливости ума, аналитических способностей ученого, готовности погружаться в запутанные дебри научных теорий и не меньшего усердия, чем требуется для изучения физики или анатомии.

Практическая деятельность психолога также предполагает наличие у него особых личностных качеств:

Эмпатияспособность сопереживать другому человеку, ставить себя на его место, проникать в его эмоциональный мир. Разумеется, эта способность должна иметь определенные границы, если психолог будет чрезмерно погружаться и глубоко переживать вместе с пациентом,  он вряд ли сможет ему помочь и быстро «сгорит» на работе.

Самообладаниеумение контролировать свои настроение и чувства, сохранение спокойствия и невозмутимости в любой ситуации.  Зачастую это оказывается трудной задачей, особенно когда пациент ведет себя навязчиво, капризно или даже агрессивно.

Стрессоустойчивость способность человека переносить значительные интеллектуальные и эмоциональные нагрузки профессиональной деятельности.

Коммуникативностьспособность быстро и легко находить общий язык с людьми. Психологу необходимо разговаривать понятным для пациента языком. Важно уметь приближать свою речь к речи собеседника для улучшения контакта.

Рефлексия – способность человека к критическому анализу самого себя, своих действий, их результатов.

Умение признавать ошибкиэто одно из важных качеств, которые позволяют исправлять ошибки и самосовершенствоваться. Недопустимо возвышаться над пациентом, словно колосс непогрешимой мудрости, твердой рукой раздающий наставления и требующий безусловного подчинения им. Психолог – это прежде всего собеседник и помощник, а не строгий учитель или наставник, и психолог может ошибиться.

Отсутствие этих качеств еще не является непреодолимым препятствием для карьеры психолога. Любой, даже самый опытный специалист имеет свои недостатки, без них пока еще никто не обходился. Профессиональный психолог умеет обращать свои недостатки в достоинства, использовать в работе особенности своего характера, свою индивидуальность.

Всему этому можно научиться еще до поступления на интересующее направление, поступив на подготовительные курсы. Например, Московский институт психоанализа проводит предварительную подготовку учащихся 8-11 классов в Школе юного психолога.

По мнению преподавателей института, посещение занятий в Школе юного психолога поможет:

  • лучше узнать себя, свои сильные стороны;
  • развить уверенность в себе;
  • научиться ставить цели, принимать решения;
  • свободно взаимодействовать с людьми, легко общаться;
  • овладеть навыками публичного выступления и самопрезентации;
  • успешно работать в группе сверстников;
  • лучше понимать свои профессиональные предпочтения и направленность;
  • познакомиться с жизнью студентов института.

Несмотря на все трудности, ожидающие психолога на профессиональном пути, очень немногие жалеют о своем выборе. Значимость и востребованность профессии психолога все более возрастает. Не стоит ждать, что путь этот окажется легким, но, несомненно, он будет интересным.

moeobrazovanie.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *