Никитины воспитание детей – Методика Никитиных и ее особенности – никитины борис и лена – запись пользователя florchik (florchik) в сообществе Альтернативное образование в категории Система Никитиных

Содержание

Система воспитания Никитиных | Материнство

Фундаментальной системой воспитания детей у американцев является методика – Б. Спока, у русских – методика Никитиных. Каждая мама, озадаченная, как воспитать здорового и гармонично развитого ребенка рано или поздно обращается к опыту родителей-новаторов Елене и Борису Никитиных.

С чего все начиналось? А началось с … экссудативного диатеза. У первенца личико и тельце было покрыто корочкой, чесаться и капризничать ребенок прекращал, когда его выносили на холод. Внимательные родители это заметили и стали понемногу оставлять ребенка на воздухе в одной рубашонке на все большее время. С этого и началось закаливание, впоследствии переросшее в комплексную методику раннего и всестороннего развития.

Холод – доктор, холод – друг


Основной принцип закаливания – постепенность. Новорожденных детей во время кормления, оставляют на несколько минут голенькими, затем во время бодрствования малыш одет только в распашонку, потом ребенка выносят в прохладное место, скажем на веранду, постепенно увеличивая время «прогулок». Ходить ребенок начинает босичком. Никитины жили в собственном доме и выпускали детей во двор, на снег без обуви. Затем пришел черед холодному обливанию сначала дома, потом летом на улице, а зимой на снегу. Дома дети ходили круглый год только в трусиках. Спали в спальниках при открытой форточке. В результате Елена Никитина могла перечислить пару-тройку простудных заболеваний, которыми переболели ее семеро ее детей в детские годы.

«Проблема» питания


Слово внесено в кавычке по той причине, что этой проблемы в семье Никитиных никогда не возникало. Принцип был такой: «Хочешь – ешь, не хочешь – не надо, но до следующей еды, никаких кусков».

Сэкономленное время на приготовлении разносолов тратилось на воспитание и общение с детьми. Блюда были просты, готовились в скороварке. Крупы, овощи, фрукты, молочные продукты, никаких копченостей и острых блюд. Взрослый стол приближен к детскому. Малыш понемножку пробует блюда с взрослого стола, ложку картошки или каши. Постепенно рацион детского питания переходит к кушаньям с общего стола.

Движение, движение, движение


Физическому развитию в семье Никитиных уделялось огромное внимание. Дети были здоровы, не перекормлены, а значит, много двигались. В доме были созданы все условия для развития физических способностей детей. Не было обязательных норм, например, на турничке столько-то раз подтянуться или столько – то раз отжаться. Прыгай, скачи, лазай, делай что хочешь. В спортивной комнате были шесты, лесенки, канаты – лианы и канаты с узлами, штанги, у стенки по росту выстроились мешочки с мелкой галькой, для любителей – «тяжеловесов». Половину пола занимали маты для схватки «борцов», для кувырков акробатов, для йогов-любителей. По периметру садового участка – беговая дорожка. Никитины так описывают занятия спортом: «Ребята переходят со снаряда на снаряд, упражнения следуют одно за другим, тут же придумываются и пробуются новые. У ребят есть свои изобретения и любимые упражнения – в каждом возрасте свои».

Сила, ловкость и… осторожность


Когда каждый из семерых детей Никитиных делал первые шажки, родители практически не страховали малыша. И ребенок, привыкал полагаться на свои силы, научился ловко группироваться, приземляясь на попку, вставал и шел дальше. А вот после поездки к бабушке, дети часто начинали неловко падать, больно ушибаться. Оказалось, любящая бабушка, волнуясь, как бы внучок не расшибся – не ударился, поддерживала его за затылок, ребенок, привыкнув ощущать страхующую руку, стал полагаться не на свои силенки, а на чужие и в результате разучился «правильно» падать. Если крошка – двухлетка, глядя на старших братьев, лезет вверх по лесенке, а спускаться вниз боится и пищит, то папа ее не снимает, а лишь подходит поближе, чтобы поймать, если дочурка сорвется и, конечно, подбадривает, да нахваливает дочку за смелость и ловкость.

«Заставлять – плохо, опекать – еще хуже, а что тогда нужно? Радоваться, просто радоваться, когда малышу что-нибудь удается, – это по нашим наблюдениям, главный стимул для успешных занятий с ребенком. Самый совершенный спорткомплекс не вызывает его интереса, не «срабатывает», если мы, взрослые, остаемся равнодушными к тому, что с ним делает ребенок, как у него получается. Ну, а если упал? Тогда мы утешим, вытрем заплаканные глазки, ободрим («Не горюй, еще получится!»)». Это отрывок из книги Никитиных.

Как рождаются способности?


До определенного возраста дети Никитиных поражали окружающих не только своими физическими данными, но и интеллектуальным развитием. К трем годам они начинали читать, в четыре – понимали план и чертеж, в пять – решали простые уравнения. Дети были не только более развитыми, чем их сверстники, но и более ответственными. Родители-новаторы выделили такие составляющие успеха:

Главное – своевременное начало


Наблюдая за детьми, заметили, что развиваются у них те стороны интеллекта, для которых были условия, опережающие само развитие. Ребенок только начинал говорить, а у него среди прочих вещей и игрушек кубики с буквами, разрезная азбука, пластмассовые буквы и цифры. В этих условиях дети многое начинали раньше, чем это предписывалось по медицинским и педагогическим нормам.

А вот удовлетворительных условий для занятий в области изобразительного искусства, биологии, иностранных языков, созданы не были, поэтому, несмотря на школьные пятерки, по иностранному языку, язык дети практически не знали. Если бы родители говорили с малышами, на английском языке, то дети бы знали иностранный язык, как свой родной.

Широкое поле деятельности


Внимательные родители заметили, что малыши предпочитают манипулировать не игрушками (они им быстро надоедают), а предметами домашнего обихода, которыми пользуются взрослые: кухонной утварью, письменными и швейными принадлежностями, инструментами и приборами. А, заметив это, разрешили «войти» во взрослый мир и исследовать его неигрушечные свойства и опасности. Этого принципа самостоятельности придерживаются Никитины постоянно, разрешая детям брать предметы «без спроса», но, требуя «класть на место». Брать можно все, кроме двух категорий вещей: чужие и ценные вещи. Сюда относились и личные предметы родителей и родственников. Например, не разрешалось ничего брать с папиного письменного стола. К ценным вещам относился магнитофон, фотоаппарат, часы, то есть то, что ребенок мог по не знанию легко испортить. Таких вещей было немного, и ребенок мог их рассматривать только вместе с взрослым.

У детей было достаточно других интересных, всегда доступных для них вещей, начиная от спортивных снарядов и кончая всевозможными инструментами и строительными материалами. В доме Никитиных была комната – мастерская, где можно было резать, клеить, лепить, пилить, забивать гвозди, сверлить, точить.

Никитины старались идти навстречу любым намерениям детей что-то делать, проявить себя в каком-то творчестве. Заметили, что малыш любит писать мелом, – сделали из куска линолеума доску; обратили внимание, что его интересует в «Детской энциклопедии» карта, – повесили большую карту полушарий на стенку. Так появились таблицы сотни и тысячи, буквы печатные и письменные на плакате, на кубиках, измерительные приборы, большие деревянные кирпичи, конструкторы, книги. Вот это все Никитины и называют богатой обстановкой для всестороннего развития ребенка.

Вместе с детьми


Создание условий для разнообразных занятий и максимальная свобода деятельности – это не все условия для гармоничного развития ребенка. Что же нужно, чтобы ребенок взялся за дело? Занимался им увлеченно и добился результатов? Это совместное действие. Если мама сидит и шьет, то обязательно рядом примостится дочурка с иголкой и ниткой. Папа пишет, то рядом на этом же столе, на тех же листах бумаги, с тем же серьезным видом работает еще один «писатель» или «художник». Общая работа или работа рядом, интерес к результатам друг друга, это повод для разговора, это обмен мнениями, это общение в самом лучшем его варианте – в совместной деятельности.

Не делать за малыша


С самого начала повелось, что взрослые старались не делать за малыша то, что он сам может додумать и решить. Наоборот, еще подсовывали детям задачки на сообразительность, на решение житейских ситуаций. Как перевести «невнимательную» маму через дорогу, как найти свое место в театре. Никитины старались не упускать возможности, чтобы научить ребенка самому соображать, решать, проявлять себя, преодолевая боязнь и нерешительность.

Развивающие игры


Останется в нашей памяти Борис Николаевич Никитин не только, как родитель – новатор, создавший свою уникальную систему разностороннего развития личности ребенка, но и как автор необычного дидактического материала: «Сложи узор», «Сложи квадрат», «Уникуб», “Рамки и вкладыши”. Во что, как играть, какая «подоплека» есть у той или иной игры, какие способности развивают различные задания, и как можно своими руками создать эти «умные» игрушки, об этом можно прочесть в его книге «Интеллектуальные игры».

Свою систему Никитины подробно с практическими наблюдениями и теоретическими выкладками описали в книгах «Мы, наши дети и внуки» и «Резервы здоровья наших детей». Отдельно Елена Никитина выпустила книгу «Мама или детский сад», в которой выразила свое отношение к воспитанию детей в дошкольных учреждениях и описала, какой, на ее взгляд должен быть идеальный детсад.

Три кита системы Никитиных


Во-первых, это легкая одежда и спортивная обстановка в доме: спортивные снаряды вошли в повседневную жизнь детей с самого раннего возраста, стали для них средой обитания наравне с мебелью и другими домашними вещами.

Во-вторых, это свобода творчества детей в занятиях. Никаких специальных тренировок, зарядок и уроков. Ребята занимаются столько, сколько хотят, сочетая спортивные занятия со всеми другими видами деятельности.

В-третьих, это наше родительское неравнодушие к тому, что и как у малышей получается, наше участие в их играх, соревнованиях, самой жизни.

Помимо этих трех основополагающих правил, есть и другие рекомендации, помогающие сделать детей более интеллектуально развитыми:

1. Грудное вскармливание до появления первого зуба (с современных позиций эта рекомендация выглядит сильно заниженной, нов те времена она была очень смелой – прим. редакции)
2. Физическая близость матери и ребенка (как можно реже расставаться).
3. Увеличение кругозора, неограниченная возможность в познании мира (не «запирать» малышей в коляски и пеленки).
4. Легкая одежда. Распашонки с зашитыми рукавчиками, как и колготки, блокируют систему осязания грудничка.
5. Обогащенная обстановка: лесенки – «встаньки» Скрипалева, свободное передвижение по квартире ребенка – «ползунка», игры во взрослые игрушки (ложки, кружки, пластилин, карандаши…)
6. Свобода познания мира, снятие «традиционных» запретов, следует забыть выражения: «Не лезь», «Не трогай»
7. Показывать и рассказывать малышу только то, до чего он сам дойти не может.

Оборотная сторона


На своей визитной карточке Борис Никитин писал: «Профессиональный отец». Так кем же стали дети, воспитанные талантливыми, умными и вдумчивыми родителями? Каков результат многолетних усилий?

Тому, как сложилась судьба семерых детей, была посвящена статья в газете «Московский комсомолец» за 3 марта 2000 года. Вот выдержки из опубликованного материала: «Все семеро детей Никитиных были одарены, талантливы, воспитаны в стремлении достигать цели. Ни один из них не стал в школе отличником. Они были необыкновенно развиты физически,… но на доске почета среди портретов, прославивших школу спортсменов Никитиных нет.

Раннее развитие творческих способностей предполагало раннее поступление в школу. Разница в возрасте с одноклассниками сыграла с Никитиными злую шутку. «То, что мы были младше остальных в классе, – говорит Юля, одна из детей Никитиных, изолировало нас от круга сверстников и разучило общаться с другими людьми, кроме семьи».

Дети были хорошо подготовлены к школе и в начальных классах так привыкли к ничегонеделанию, что потом, когда перешли в среднюю школу, по обыкновению продолжали бездельничать, хотя запаса их знаний уже не хватало.

Дети стыдились вопросов одноклассников: «А, правда, что вы все дома спите в спальных мешках? Вы босиком ходите потому, что у вас одни ботинки на троих?» Неудивительно, что пятеро из семи детей Никитиных после восьмого класса решили распрощаться со школой. Четверо из детей получили высшее образование, остальные – средне – специальное.

Только двое детей приняли эстафету родителей. У двух дочерей по четверо детей, у одного один ребенок, у остальных по двое. По карьерной лестнице никто из детей высоко не поднялся. Обыкновенная жизнь обыкновенных людей.

И сами Никитины, анализируя свой опыт, отмечают, что были ошибки в воспитания и одна из них, то, что они позволили подвергать семью неусыпному вниманию общества, дети находились под пристальным взором прессы, ученых, врачей, сподвижников их системы и это, конечно, наложило на них определенный негативный отпечаток. «Ребята стали считать себя особенными, научились себя показывать, хитрить, подлаживаться», – говорили Никитины. И вторая существенная ошибка, то, что родители сосредоточились на детях, дети стали главным в жизни. Это было гипертрофированно, и это было нехорошо – в первую очередь для ребят».

Никитины относились к вопросу воспитания осознанно, анализировали успехи и неудачи, интересовались мировой педагогикой, совершенствовали свою методику, щедро делились опытом. Они дали детям максимум, на что были способны. Их система дошкольного образования была достаточно универсальной. Да, они мало приложили сил в плане эстетического воспитания детей. Елена Никитина сама в этом признается, она была некомпетентна в этом вопросе и предпочла его не затрагивать. Согласитесь, невозможно представить человека настолько универсального, чтобы пироги пек, стихи сочинял, арии распевал и виртуозно работал лобзиком.

Что касается школьного периода, то, здесь Никитины не прочувствовали, что школа это не только цитадель знания, но и социум и, входя в него, мы все подвергаемся его законам. В школе свои поведенческие правила, ценности и приоритеты, их нельзя не учитывать. Школа, пусть со своим несовершенным образовательным процессом, дает важные навыки: учит общению, налаживанию контактов, умению вписываться в социальную среду. Быть приглашенным на день рождения одноклассником, возможно, куда важнее, чем решение сложной задачки. Кроме системы воспитания, есть жизнь, идущая по своим неумолимым законам. Отец, понимая необходимость закалки, удивлялся: чем старше становились дети, тем равнодушнее они были к домашнему укладу. Малыш – трехлетка, бодро бегающий в трусах, это нормальное явление, а восьмиклассник, ходящий в трусах по дому, явление странное, почти пугающее.

Огромный поклон Елене и Борису Никитиным. В свое время они взорвали общественность своей нетрадиционной системой воспитания, показали важность семейного образования и подарили миру почти универсальную методику гармоничного развития ребенка. Все их рекомендации обоснованны, и что важно для загруженных современных родителей, почти не требуют отдельно выделенного времени для регулярных занятий. Никитины учат грамотно общаться с детьми и от этого получать огромное удовольствие. А где удовольствие, там и результат.

Фото из архива семьи Никитиных, опубликовано в АиФ 6 июля 2005 года.

Дата публикации 31.03.2011
Автор статьи: Марина Саватеева

materinstvo.ru

чего добились дети из знаменитой семьи, Раннее развитие детей – “Навигатор Образования”

Сегодня можно смело делать выводы об эффективности работы, проделанной Борисом и Леной Никитиными, на примере их собственных детей. Поэтому сегодня мы предлагаем вам посмотреть, чего смогли добиться дети Никитиных и придерживаются ли они методики своих родителей при воспитании собственных отпрысков.

Советские педагоги Борис и Лена Никитины

стали известны благодаря тому, что своих семерых детей воспитывали по особой методике – “системе раннего разностороннего развития детей”. В 60-80-е годы семья Никитиных вызывала интерес, как в советском обществе, так и за рубежом. Книги Бориса и Лены выпускались миллионными тиражами и переводились на многие языки, а их опыт перенимался другими семьями.

Педагогическое сообщество двояко относилось к их методике: одни выступали с критикой, говоря, что подход Никитиных неприемлем из-за отклонений от педагогических и медицинских норм; другие отмечали ряд положительных качеств, которые приобретают дети, воспитываемые таким образом.

Сегодня, спустя более 50-ти лет, можно смело делать выводы об эффективности работы, проделанной Борисом и Леной, на примере их собственных детей. Поэтому сегодня мы предлагаем вам посмотреть, чего смогли добиться дети Никитиных и придерживаются ли они методики своих родителей при воспитании собственных отпрысков.

В чем сущность “Методики Никитиных”

В первую очередь “воспитание по Никитиным” требует от родителей максимальной самоотдачи и самосознания. Оно основывается на 3-х основных принципах:

  • создание максимально благоприятных условий для умственного и физического развития детей;
  • все занятия предполагают свободу творчества детей;
  • родительское неравнодушие.

”Раннее развитие по Никитиным” предполагает начало развития ребенка еще до его рождения. У Б. Никитина была гипотеза, что в каждом человеке с рождения заложены определенные способности к развитию, которые с возрастом утрачиваются безвозвратно. Поэтому родители должны способствовать активному всестороннему развитию ребенка с его ранних лет.

Совместно Борис и Лена разработали авторскую методику воспитания Никитиных и множество развивающих игр (“Сложи узор”, “Уникуб”, “Обезьянка” и пр.), которые и сегодня популяризируются некоторыми педагогами. Кроме этих самодельных игр, развивающая среда включала в себя книги, карты, кубики, конструкторы и мастерскую. При этом воспитание и обучение не было навязчивым – дети были вольны в выборе занятий и последовательности их выполнения.

Раннее физическое развитие включало в себя раннее ползание, плавание, хождение и гимнастику. Маленькие Никитины обходились без манежей и ходунков, при этом всегда имели большую свободу передвижений. Члены семьи активно использовали спортивные тренажеры и прибегали к довольно радикальной системе закаливания, что должно было свести к минимуму возникновение у детей простудных заболеваний. Если все же кто-то заболевал, старались обходиться без лекарств.

Все это подкреплялось доброжелательной атмосферой в семье – обязательным компонентом методики раннего развития детей по Никитиным.

Чего добились и кем стали дети Бориса и Лены

Алексей, 58 лет, проживает в Лондоне, инженер-консультант по разработке электроники.

По образованию учитель физики и астрономии. Алексей отмечает, что на выбор профессии сильно повлияло наличие мастерской в доме.

Старший ребенок в семье Никитиных с ранних лет был самостоятельным, что всегда поощрялось родителями. Он отмечает, что очень благодарен за воспитание, которое дали ему родители. Благодаря этому имеет хорошее физическое здоровье и психологическую устойчивость.

У Алексея двое взрослых детей, также получивших высшее образование, и работающих в крупных лондонских компаниях. Главное, что перешло в его семью от родителей – взаимоуважение и дружелюбная атмосфера.

Антон, 57 лет, проживает в Подмосковье, зам. начальника производственного отделения.

В 1982 году окончил Химический факультет МГУ. После Антона позвали в аспирантуру, но работа над диссертацией у него не задалась, и он пошел работать на химический завод.

Антон считает, что ненавязчивость родительского воспитания позволила ему стать успешным химиком. Они поддержали его заинтересованность таблицей Менделеева, и к четырем годам Антон уже знал ее наизусть.

У него двое детей, при воспитании которых он часто обращался к опыту своих родителей, хотя кое-что все же пришлось пропустить, например, “перескакивание” нескольких классов в школе.

Ольга, 55 лет, проживает в г. Королев, зам. руководителя юридической службы в крупной компании.

С отличием окончила Московское педагогическое училище по направлению “Организация делопроизводства” и поступила на юрфак МГУ.

Общая атмосфера в доме и родительская “методика раннего развития“, по мнению самой Ольги, способствовали ее успехам в учебе, и в дальнейшей работе по специальности. Сюда относится умение быстро читать, хорошая память, превосходное восприятие действительности, а также стремление доводить начатое до конца.

Ольга тоже отмечает свое хорошее здоровье и умение ценить близких людей, чем она и обязана своим родителям.

При воспитании своих двух дочерей Ольга переняла многое из опыта Бориса и Лены. В частности, это здоровый образ жизни, чтение до школы и развивающие занятия. Ну и, конечно же, большое внимание она уделяла совместной работе по дому и поездкам за город.

Анна, 53 года, проживает в г. Королев, логистик в международной транспортной компании.

Обучалась в Московском медицинском училище № 3 по специальности “детская медсестра”. Окончила его с красным дипломом. Работала в нескольких больницах и в школьном медицинском кабинете.

Раннее развитие“, по мнению Анны, положительно отразилось на ее жизни. Она гордится своими многочисленными навыками и умениями: вязание, шитье, плетение бисером, стрижка волос, выпечка, игра на музыкальных инструментах, сочинение стихов и песен.

Анна – мать четверых детей. В свою семью она попыталась привнести все лучшее из опыта своих родителей: раннее самообслуживание и забота о других, совместные игры и походы, движение и спортивные игры, хождение босиком, участие детей в домашних делах, раннее обучение чтению и письму.

Юлия, 51 год, проживает в Подмосковье, работает журналистом в пресс-службе крупного предприятия.

Окончила Журналистский факультет Московского института культуры. Профессия журналиста была своеобразной детской мечтой – Юлия с детства любила писать и общаться с людьми.

Домашний багаж знаний позволил ей без труда обучаться в школе. Юлия не жалуется на здоровье и имеет хорошее физическое развитие. До института она без дополнительных тренировок принимала участие в соревнованиях по легкой атлетике.

У Юлии две дочери. Из опыта родителей переняла раннее прикладывание к груди, любовь к физкультуре (в доме имеются спортивные снаряды), закаливание, ходьбу босиком, раннее чтение и пр.

Иван, 48 лет, проживает в пос. Большево Московской обл., занимается операторской и режиссерской деятельностью на телевидении.

Обучался в Калининградском механическом техникуме (окончил с красным дипломом) и получил образование в сфере радио- и телевещания.

В детстве Иван много времени проводил в мастерской, интересовался техникой. Считает, что именно благодаря “раннему развитию” он обладает техническим творчеством.

У Ивана пятеро детей.

Любовь, 46 лет, проживает в г. Королев, домохозяйка.

Обучалась в Московском библиотечном техникуме, после чего несколько лет проработала в разных библиотеках. Вышла замуж и с тех пор занимается сугубо семьей.

Самое главное, что дали ей родители – крепкое здоровье и умение относиться к детям и всем домашним делам не как к каторге, а просто как к жизни, во всем ее многообразии.

Любовь – мать десятерых детей. Дома и во дворе у нее все ходят босиком, дети много двигаются, рано начали читать и все делают вместе.

Внуки Никитиных

Подведем итог

Все семеро детей из знаменитого семейства нашли свое место под солнцем. Каждый из них обзавелся собственной семьей, имеет детей, а некоторые – уже и внуков.

Почти все Никитины имеют высшее образование, и сегодня большинство из них обеспечены хорошей работой в крупных компаниях.

Подход своих родителей в собственных семьях они реализуют лишь отчасти. В особенности это касается ведения здорового образа жизни и сохранения хороших взаимоотношений в семье.

Единственное, от чего отказались абсолютно все дети Никитиных, это “перескакивание” через несколько классов в школе. Они хорошо помнят, как им было сложно в социальном и адаптационном плане, поэтому их дети проходили все образовательные ступени.

Источники изображений: via-midgard.info, domrebenok.ru, nikitiny.ru

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей в сфере образования.

fulledu.ru

Методика Никитиных – основные принципы воспитания и занятия

Современные родители уделяют особое внимание воспитанию своих детей. Для этого они изучают массу информации, отбирают то, что, по их мнению, является действенным, и используют это. Вот уже более 50 лет не теряет своей актуальности методика раннего развития детей Никитиных. Ее целью является воспитание ребенка с физическими и интеллектуальными задатками. Обо всем, что касается системы Никитиных, мы поговорим в этой статье.

Суть методики Никитиных

Борис Павлович и Елена Алексеевна Никитины – семейная пара педагогов, воспитавшая семерых детей. Но воспитывали они их по особенной системе, которую сами и разработали.

В чем заключается основные идеи методики Никитиных:

  • Ребенок – это личность, поэтому с раннего возраста ему предоставляется право заниматься тем, что вызывает интерес. Никаких принуждений и уговоров. Все делается с удовольствием и желанием, но под контролем взрослых.
  • То, что окружает ребенка, должно стимулировать его к усовершенствованию способностей и познанию чего-то нового. Начать следует с дома, в котором он живет. На стенах должны быть полезные плакаты – географическая карта, арифметическая таблица и прочее. Если малыш проявляет интерес к измерительным приборам или литературе – не стоит пресекать это. Все находится в свободном доступе.
  • Участие родителей в жизни детей является обязательным. Но переходить грани не стоит, точно так же, как и навязывать свою помощь. Ведь многие родители норовят все делать за малыша, отнимая у него возможность, стать самостоятельным. Оказывать помощь нужно только тогда, когда малыш ее просит.
  • Родители должны стать примером для детей. Начать стоит с правильного и здорового образа жизни, принятия участия в соревнованиях, завоевание побед и наград. Это является наилучшим примером для подражания.
  • Овладение навыками, способностями должно происходить в определенное время при соблюдении определенных условий. Если этот момент упущен, то в дальнейшем возможность развития угасает.

Всех своих семерых детей Никитины воспитывали в гармонии. Они не мешали им развиваться, а способствовали этому.

Принципы системы Никитиных

Воспитание – это та основа, которую будет использовать малыш в дальнейшей жизни. И многие родители хотят видеть своего маленького сына или дочь успешным, воспитанным человеком. А для того чтобы это сделать, согласно методике Никитиных, мамам и папам следует отказаться от двух моделей поведения со своими детьми:

  • Чрезмерная организованность. Многие родители хотят дать своему малышу по максимуму знаний, заинтересовать его тем, что интересно им, не оставляя ни минуты свободного времени на то, что интересно маленькому человеку. В таких семьях родители слишком опекают детей. Они диктуют, что им делать, решают, чем те будут заниматься, что оденут на прогулку, а в дальнейшем, куда буду поступать, с кем общаться и создавать семьи.
  • Полная заброшенность. Это абсолютная противоположность предыдущему случаю. Родители практически не участвуют в жизни детей. Они не интересуются, чем те увлекаются, о чем мечтают. Ведь на первом месте для них физиологические потребности. Если сын или дочь сыты, здоровы и одеты – они счастливы и больше ни в чем не нуждаются.

По системе Никитиных родители не должны игнорировать своих детей, но и чрезмерно опекать их, ограждая от внешнего мира, тоже. В воспитании своих детей они придерживались золотой середины, формирующейся на основных принципах их системы:

  1. Каждый малыш в праве самостоятельно выбирать то, чем он хочет заниматься. При этом родители должны правильно подтолкнуть его к тому, что физическое и интеллектуальное развитие должны одинаково присутствовать в его жизни.
  2. Не стоит кутать своего малыша. Одежда должна соответствовать сезону, быть максимально легкой и комфортной. Чем ее меньше – тем лучше.
  3. Малыша как можно раньше нужно познакомить со спортивными снаряжениями, помочь разобраться с ними и на собственном примере показать, как правильно их использовать.
  4. Родители должны быть для своего малыша поддержкой, которой он в любой момент может воспользоваться. Они должны проявлять интерес к его жизни.

Как вызвать желание заниматься?

Методика раннего развития Никитиных поможет разобраться в вопросе, который так часто можно услышать от молодых родителей – как вызвать у ребенка желание заниматься? Все очень просто. Достаточно создать такие условия развития, которые опережают этот процесс.

В арсенале младенца не должны быть игрушки подходящие сугубо его возрасту. А вот интересные развивающие игры для старших детей или плакаты на стенах, различные приборы будут очень кстати. С раннего детства малыш будет тянуться к тому, что не совсем для него понятно. И это отличные условия для новых познаний, овладения навыками. Во всех этих порывах к познанию нового должны присутствовать и родители. Они находятся рядом, но не выполняют за малыша непосильные задачи.

Цель их присутствия:

  • Похвалить
  • Поддержать
  • Помочь решить возникшую проблему, но не сделать это за дочь или сына.

При изучении чего-то нового многие дети сталкиваются с тем, что у них многое не получается. В этот момент их нужно успокоить, подбодрить и смотивировать, но никак не ругать и упрекать в неудаче.

Физическое развитие в семье Никитиных

Никитины уделяли большое внимание вопросу физического развития своих детей. Они воспитали своих их закаленными, выносливыми, редко болеющими.

Для того чтобы достичь этого результата с раннего детства детей нужно:

  • Знакомить со спортом
  • Кормить здоровой пищей, не перекармливать
  • Одевать в удобную одежду, не сковывающую движений
  • Закаливать.

Закаливание с детства – это залог крепкого иммунитета. Что для этого рекомендуют делать Никитины:

  • Обливаться холодной водой
  • Ходить босиком по снегу
  • Соблюдать определенную температуру воздуха в помещении.

Интеллектуальное развитие по данной системе

Физическое и интеллектуальное развитие в системе Никитиных стоят на одном уровне. Ведь человек должен быть не только сильным и здоровым, но и умным, способным решать непредвиденные вопросы, находить выход со сложных жизненных ситуаций.

Для того чтобы обеспечить должное интеллектуальное развитие своим детям, а также передать этот опыт другим родителям, Никитин разработал огромное количество интеллектуальных игр. И все они имеют одну особенность – не оглашение правил.

Изначально это может показаться странным. Как маленький ребенок может понять, правила игры, которую он видит впервые? На самом деле все намного проще. Начиная играть, малыш вникает в суть происходящего, наблюдает за остальными игроками, делает соответствующие выводы. Опираясь на них, анализирует, задействовав интеллектуальное мышление. Если же ему не удалось разобраться с правилами игры, ее откладывают до более подходящего времени.

Большая часть созданных Никитиным игр рассчитана на то, чтобы не ограничивать детей в творчестве. Поэтому на основе имеющихся игр можно создавать новые.

Примеры игр по системе супругов Никитиных

В воспитании своих детей Борис Никитин признавал только игры, которые сам же и разрабатывал. Они очень нравились его малышам, ведь были подобраны в соответствии с их возрастом. Большинство из них были многоуровневыми – ими могли играть как младенцы, как и дошкольники, школьники.

В качестве примера можно рассмотреть 4 игры, которые разработал Борис Никитин.

Сложи узор Никитина

Это одна из самых простых игр, которую сможет осилить 1,5-годовалый малыш. Но и дети старшего возраста могут в нее играть. Только в этом случае усложняется поставленная задача.

Основой игры являются кубики Никитина в количестве 16 штук. Размер каждого ребра составляет 3 сантиметра, а каждая грань окрашена в определенный цвет.

Суть игры – родители усаживаются рядом с детьми и предлагают сложить определенный узор из кубиков. Для начала можно попробовать собрать линию одного цвета, затем чередовать цвета, а после переходить на более сложные узоры. Важным нюансом является то, что окончить игру следует до того, как дети потеряют к ней интерес.

Сложи квадрат Никитина

Это также универсальная игра, которая подойдет для детей от 2 лет и старше. Представлена она множеством разных геометрических фигур. Из них нужно собрать квадрат. Для самых маленьких это предлагается сделать из 2 фигурок – треугольников, прямоугольников или других частей, из которых может состоять обозначенная в задании фигура. Освоив этот уровень можно переходить к следующему. Количество фигур, из которых нужно собрать квадрат, в зависимости от возраста детей, увеличивается.

Уникуб Никитина

Смысл этой игры – это создание объемных фигур в соответствии с разработанными Никитиным схемами. Сделать это предлагается из 27 кубиков, 3 грани каждого из которых окрашены в определенный цвет. Несмотря на простые правила и прилагающуюся схему игра не так уж и проста. А все дело в цветах, а вернее их сочетании – они довольно редкие.

Для детей доступно 60 заданий. Первые задания можно выполнять с детьми от 1,5 до 3 лет.

Дроби Никитина

Многие дети не любят их и не понимают, но в школьной программе они присутствуют и от этого никуда не деться. Как раз для этого случая предусмотрена эта игра. С помощью нее детей в возрасте от 3 до 5 лет можно познакомить с таким непростым понятием, как дроби.

Набор для игры представлен 3 фанерками, размер каждой из них равен альбомному листу. Для каждой фанерки предусмотрено 4 круга одинакового размера. Отличия их заключаются в цвете и сечении фигуры. Первый круг целостный, второй разделен на 2 части, третий на три и так дальше. Самый последний круг состоит из 12 частей.

Польза игры заключается в том, что дети могут повторить цвета, пересчитать части каждого круга и сравнить между собой дольки, взятые из разных кругов. Это отличный способ наглядно увидеть и понять, почему 12 часть целого круга меньше чем 6.

Это лишь часть игр, разработанных Никитиным. На них выросло не одно поколение детей. Они эффективны и познавательны. В процессе игры дети лучше усваивают новый материал.

Преимущества и недостатки системы

Воспитывая детей по данной системе, многие родители отмечают то, что они в развитии значительно опережают своих сверстников.

Дети:

  • Имеют устойчивый ко многим заболеваниям иммунитет. Даже если организм подкосила инфекция или вирус, он намного быстрее, без осложнений справится с этим.
  • Любознательные, стремятся к чему-то новому.
  • Всегда готовы к любым жизненным трудностям, не боятся ошибиться, быстрее находят правильный выход из любой ситуации.
  • Интеллектуально развиты.

Несмотря на преимущества данной системы, есть родители, которые отмечают некоторые негативные стороны такого воспитания.

Заключаются они в следующем:

  • Ребенок сам выбирает, чем ему заниматься. В школе это существенно сказывается на его успеваемости, ведь в изучение неинтересных для него предметов он не углубляется.
  • Система предусматривает тесный контакт детей с родителями, лишая их возможности общаться и развиваться вместе со своими сверстниками. Это может привести к тому, что их круг общения становится ограниченным.

Многие родители видя, что их малыш в интеллектуальном развитии опережает своих сверстников, пытаются дальше развивать его способности. И не находят ничего лучшего, чем записать их в классы или школы с определенным уклоном. Бывает и так, что дети попадают в класс, где ученики по возрасту старше его. Он чувствует себя ущемленным, нередко у него возникают проблемы с социализацией.

Решив взять за основу воспитания своего малыша систему Никитиных, стоит еще раз хорошо взвесить все ее плюсы и минусы. Некоторые родители, которые являются ее приверженцами, отмечают для себя и используют только некоторые принципы, вносят в методику свои коррективы. Ведь только родители знают, что нужно их малышу, каким должно быть его воспитание и развитие. И никто не вправе навязывать им свое мнение, касающееся этих вопросов.

Безусловно, здоровье и интеллектуальное развитие ребенка важно для родителей. Но его душевное состояние и хорошее настроение куда важнее.

Видео о семье Никитиных

friendlymama.ru

Методика Никитиных. Воспитание и раннее развитие

Сегодня современным родителям методика воспитания Никитиных, появившаяся в 60-70-е годы совсем не кажется новаторской. Можно сказать, что Никитины как педагоги-новаторы в своей семье, положили основу раннему развитию детей. Не теряют своей актуальности принципы и методы этих педагогов и в современной педагогике.

Методы и принципы воспитания семьи Никитиных:

  • Ранее прикладывание к груди и длительное грудное вскармливание ребенка. Кормление малыша по требованию «без часов и промежутков».
  • Большая свобода передвижений ребенка (без манежей и ходунков) по всему дому.
  • Раннее физическое развитие. Раннее ползание, плавание, хождение и гимнастика.
  • Закаливание с рождения. Прохладная температура в комнате, сон при открытых форточках и на прохладной веранде. Отказ от излишнего укутывания и закармливания ребенка. Ходьба босиком по снегу и обливания.
  • Ранее изучение букв и цифр. Подготовка развивающей среды для малыша – в доме были книги, карты, спортивные снаряды, кубики и конструкторы, мастерская и разнообразные развивающие самодельные игры.
  • Свобода выбора детьми занятий и их последовательности.
  • Активное участие родителей в жизни детей и наоборот – детей в жизни взрослых.
  • Ненавязчивое обучение и воспитание.
  • Доброжелательная атмосфера в семье.

Трудности и взаимопонимание

Несмотря на то, что сейчас эта методика современным родителям кажется вполне естественной, много трудностей пришлось преодолеть Лене Алексеевне и Борису Павловичу Никитиным, а также их детям. Вы только представьте, эти люди вовсе не ставили эксперименты и не проводили опыты над своими детьми, они просто старались жить так, чтобы им и их детям было комфортно, чтобы все были здоровы и полны творчества и желания жить.

Никитины не провозглашали лозунгов и не заставляли других следовать за ними. Однако, невозможно угодить всем и каждому, и находились как сторонники, так и противники «никитинщины». А дом семьи был открыт для всех посетителей. Новаторская семья оказалась «под прицелом» соседей, СМИ, ученых, методистов, педагогов и даже родных бабушек.

Противники такого подхода в воспитании могут говорить о слабой организованности, отсутствии режимности, малой социализации и многом другом. Но дорога не может быть всегда идеально гладкой, а семьи одинаковыми. Нужно здраво рассуждать и лояльно подходить к решению вопросов воспитания и развития ребенка. Столкнулись противоположные взгляды на воспитание детей и в самой семье Никитиных – традиционная система воспитания бабушек против новаторства родителей. Это непримиримое противоборство сегодня есть во многих семьях. Поставим себя на место ребенка в этой ситуации. Чью сторону он должен принять?

Как сложились судьбы детей Б. и Л. Никитины?

В “Московском комсомольце” №49 за 3 марта 2000 г так громогласно утверждается об отрыве от семьи самого старшего сына Алексея Никитина, что просто приходишь в замешательство. Однако, читая строки из книг Никитиных можно понять, как сложно было воспитывать родителям своего первого сына Алексея под неусыпным оком бабушек. Возникает вопрос: могло ли отразиться такое окружение (противоборство старых и новых взглядов, перепалки и баталии) на ребенке?

«Семейный эксперимент» не позволил достичь какого-то особого результата детям, из необыкновенной семьи выпорхнули обыкновенные подростки….»

Но ведь Никитины и не утверждали, что все их дети станут Энштейнами и олигархами. По моему мнению, главное состоит в том, чтобы остаться настоящими хорошими людьми. А что еще нужно?

Развивающие игры Никитиных

Развивающие игры Никитиных – это «долгоиграющие» игрушки. У них нет возрастного ценза. Такими играми может быть увлечен и полуторагодовалый малыш и взрослый преклонного возраста. Но самое главное – эти игрушки созданы для развития творческого потенциала, тренировки ума, для общения и взаимодействия ребенка и родителя.

Самыми распространенными и узнаваемыми являются игры:

  • «Уникуб»,
  • «Сложи узор»,
  • «Кирпичики».

А также менее известные, но не менее интересные игры: 

  • «Узелки»,
  • «Термометр»,
  • «Часы».

Никитинская педагогика и современное общество

И, несмотря на все положительное в методике, как в те годы, так и сегодня Никитинская педагогика пока не соответствует взглядам и целям общества. Система строит свои иллюзорные планы и методики, внедряет их в сады и школы. Общество требует закостенелых стандартнорожденных и однообразно обученных роботолюдей. Поэтому творческие личности всегда будут подвергаться агрессии и нападкам. При этом система продолжает петь дифирамбы никитинским играм (хотя семье Никитиных не удалось добиться авторских прав на созданные Б.П. Никитиным игры) и выискивать в методике слабые стороны.

Список книг Б.П. и Л.А. Никитиных опубликованных на русском языке:

Б. и Л. Никитины «Правы ли мы?», М, Акад.Пед.Наук РСФСР, 1963,
Б.П. Никитин «Ступеньки творчества», М. Знание, 1976,
Б. Никитин «Развивающие игры», М, Педагогика, 1981.
Б.П. Никитин «Ступеньки творчества или развивающие игры», М., Просвещение,
Б.П. Никитин «Интеллектуальные игры», М, Гея, 1994,
Б. и Л. Никитины «Первый день, первый год», М, Знание, 1978,
Б. и Л. Никитины «Мы и наши дети», М, Молодая гвардия 1979,
Б. Никитин, Л. Никитина «Мы, наши дети и внуки», М, Молодая гвардия, 1989,
Л.А. Никитина «Отчий дом», М., 1982,
Л.А. Никитина «Я учусь быть мамой», Знание, М, 1983,
Л.А. Никитина «Мама и детский сад», М, Просвещение, 1990,
Л.А. Никитина «Исповедь», М, Знание, 1991,
Б.П. Никитин, Л.А. Никитина «Резервы здоровья наших детей», М, ФиС. 1990,
Б.П. Никитин «Первые уроки естественного воспитания или Детство без болезней», Лениздат, 1990,
Б. Никитин «Детство без болезней», С-Пб, 1996,
Б.П. Никитин «Здоровое детство без лекарств и прививок», М, Лист Нью, 2001,
Б.П. и Л.А. Никитины «Наши уроки», С-Пб, 1992,
Л.А. Никитина, Ж.С. Соколова, Л.А. Блудова «Родителям XXI века», М., Знание, 1998,
Б.П. Никитин, тест «Как измерить уровень развития ребенка», М., 1997.

Некоторые из этих книг, а также записи из личного архива семьи и письма можно скачать на личном сайте Никитиных.

Рекомендую вам новое интересное видео, которое может быть очень полезным в ваших увлечениях!

gamejulia.ru

Воспитание ребенка по системе Никитиных: основные принципы

Услышав словосочетание «раннее развитие», многие родители начинают вспоминать имена Гленна Домана, Марии Монтессори, Масару Ибуки, Сесиль Лупан… Однако выдающиеся педагоги, предложившие оригинальные методики раннего развития детей, есть и среди наших соотечественников: Николай Зайцев, Евгений Чаплыгин, Леонид Береславский и, конечно же, супруги Никитины. Кто же такие Борис и Лена Никитины и в чем заключается основная суть их методики развития и воспитания детей?

В первую очередь, выдающиеся педагоги Никитины – это родители семерых детей, методом проб и ошибок создавшие собственную уникальную методику раннего развития.  В шестидесятые годы прошлого века их методы воспитания у многих вызывали откровенный ужас, отторжение и непонимание. Разве возможно обливать младенцев холодной водой, а годовалых детей выпускать бегать босиком по снегу? Зачем обучать трехлетнего ребенка действиям с дробями и чтению? Тем не менее, невзирая на непонимание окружающих, все дети Никитиных заметно отличалась по уровню развития от своих сверстников, быстро соображали и при этом никогда не болели. О закаливании «по Никитиным» мы поговорим в отдельной статье, а в этой расскажем о самых основных принципах, лежащих в основе их методики.

Первое обязательное правило: родитель должен быть искренне заинтересован в своем ребенке. Понятно, что все мы сильно загружены работой и домашними делами, однако мы должны ежедневно находить время для общения и игр с детьми. При этом восхищение и одобрение действий ребенка должно быть искренним! Занимаясь с ребенком, вы должны непременно подбадривать его и разумно хвалить. Это поможет крохе вырасти уверенным в себе человеком.

Правило второе: прислушиваться к желаниям ребенка. Многие деятельные родители определяют ребенка в несколько кружков одновременно, при этом день крохи жестко расписан: в 10 часов – занятия математикой, в 12 – русским языком, в 14 – рисованием… Организовывать режим дня, безусловно, нужно, но Никитины считают, что излишняя организованность убивает в ребенке самостоятельность и творческое начало. К желаниям малыша обязательно нужно прислушаться: если кроха не хочет заниматься чем бы то ни было – не настаивайте. Такой урок не принесет пользы. Перенесите занятие на другое время: вы же не упустите так много, чтобы не суметь наверстать!

Но вместе с тем ребенка нужно развивать всесторонне. Занимаясь творческим развитием (лепкой, рисованием, чтением), крайней важно не забывать о физических упражнениях. Связь между интеллектуальным и физическим развитием давно уже доказана специалистами. Если пренебречь одним, то затормозится развитие другого. И начинать физическое развитие ребенка нужно с самого рождения. Поначалу достаточно просто не пеленать ребенка, не кутать его, предоставляя свободу движений. А где-то после полугода со дня рождения малыша уже можно приобретать шведскую стенку или детский спортивный комплекс. Дети Никитиных очень легко совмещали интеллектуальное развитие с физическим. В их доме спортивный комплекс был расположен рядом с доской для рисования, и дети могли даже решать математические уравнения, повиснув на перекладине головой вниз.

Еще один принцип методики супругов Никитиных: ребенок гораздо смышленее, чем мы о нем думаем. Память же детей вообще не идет ни в какое сравнение с памятью взрослого человека! Поэтому учить буквы и цифры можно, не дожидаясь похода в детский сад (или тем более в школу!). Никитины придумали следующий термин – НУВЭРС. Расшифровывается он как «необратимое угасание возможностей эффективного развития способностей». НУВЭРС случится, если ребенок вовремя не получит нужные ему знания и утратит интерес к их получению. Поэтому если вы заметили у ребенка хоть малейший интерес, например, к книжкам или животным, предоставляйте ребенку возможность удовлетворить жажду познания! Рассматривайте книги вместе, рассказывайте, кто изображен на картинках, понемногу изучайте буквы. Если ребенка интересуют дикие животные – расскажите о них, об их привычках, о месте обитания и так далее. Создайте ребенку развивающую среду: повесьте на стены обучающие плакаты, географические карты, бумажную азбуку, разложите вокруг ребенка книги, положите в его игрушки кубики с цифрами и буквами…

Одно из главных правил методики Никитиных – это совместный труд ребенка и взрослого. Педагоги полагали, что это один из самых лучших видов общения детей и родителей. Малыш считает помощь маме и папе очень важным и интересным делом. И поэтому ребенка обязательно нужно допускать и на кухню, и в гараж, и в папину мастерскую, если таковая есть.  В своих книгах Никитины рассказывают о своей швейной фабрике на дому «Ниточка-Никиточка». В семье не хватало денег, и Лена Алексеевна взялась шить фартуки на дому. Но вскоре поняла, что не сможет осилить ежемесячную норму в 500 штук… Но к процессу подключилась вся семья от мала до велика (причем деток никто не заставлял!), и норма была выполнена. У каждого ребенка была своя «трудовая книжка», в которую вносилась «квалификация» ребенка, малышам выплачивалась зарплата в зависимости от выполненной работы. Домашняя швейная фабрика Никитиных проработала около двух лет. Поэтому если вы, например, чистите картошку на кухне, а малыш крутится под ногами – не прогоняйте его! Пусть он, например, подает вам картофелины или складывает их в кастрюлю с водой.

Дети непременно должны ощущать семью единым целым, дружной командой. И именно из совместного радостного труда, по мнению Никитиных, и рождается настоящая Семья. И именно в такой Семье вырастет гармонично развитый, счастливый Человек. 

Похожие статьи:

Советы по оборудованию детской комнаты (5401 Просмотров)

Новорожденный > Уход за новорожденным

Не используем материалы животного происхождения При оборудовании детской желательно не использовать материалы животного происхождения. Не используйте матрасы, наби­тые конским волосом, пуховые одеяла, мягкие…

Адаптация ребенка в условиях детского сада (7968 Просмотров)

Дошколята > Детский садик

В этой статье мы коснемся процесса адаптации ребёнка к детскому саду. Согласно социологической энциклопедии слово “адаптация” (от латинского слова adaptare – приспособление), означает процесс, в ходе которого личность…

Основные правила грудного вскармливания (4103 Просмотров)

Новорожденный > Грудное вскармливание

Установлению эмоциональной близости матери и ребенка в первую очередь способствует грудное вскармливание, т. е. в процессе приема пищи ребенок непосредственно касается кожи матери, а, как известно, тактильная память…

Особенности развития ребенка от года до трех лет (8912 Просмотров)

Раннее детство > Воспитание ребенка

В семье появился малыш. Радость какая!!! Теперь появятся новые заботы, хлопоты не только по правильному уходу за ребенком, но и по его обучению всему, что может пригодиться в жизни. Раннее детство от года до трех лет…

Если у ребенка болит живот (14107 Просмотров)

Новорожденный > Детские болезни

Скопление газов в животе у ребенка вызывает схваткообразные боли. Малыш из-за этого может отчаянно кричать, сучить ножками. По мере отхождения газиков ребенок успокаивается, а затем снова начинает беспокоиться. Боли в…

child-hood.ru

Методика Никитиных и ее особенности – никитины борис и лена – запись пользователя florchik (florchik) в сообществе Альтернативное образование в категории Система Никитиных

Система Никитиных признана в Америке, Японии, Германии и родной России. Борис Павлович Никитин (21.01.1916-1999) и Никитина Лена Алексеевна (31.01.1930) – родители, педагоги, авторы оригинального семейного воспитания, одни из основоположников методики формирования творческих способностей с самого раннего детства. Они вырастили и воспитали семерых детей, на сегодняшний день у них 24 внука. 

Биография

Борис Павлович Никитин родился на Северном Кавказе в семье кубанского казака. В 1941 году окончил Военно-воздушную академию им. Н. Е. Жуковского, служил в истребительной авиации. Там - то он уже и начал создавать свои первые развивающие игры. В 1949 году он вышел в отставку и занялся научной педагогической работой в НИО Министерства трудовых резервов, затем — в Институте теории и истории педагогики, НИИ психологии и Институте трудового обучения и профориентации АПН. В 1958 организовал группу педагогов, разрабатывал идею открытия школы, которая бы повторяла опыт Макаренко.

Лена Алексеевна Никитина родилась в 1930 году в поселке Болшево Московской области. Мать, Е.А. Литвинова, – учительница. Отец, А.Д.Литвинов, – военный инженер. В 1948 году Лена окончила Болшевскую среднюю школу с золотой медалью, в 1954 году – Московский областной педагогический институт. Два года работала учительницей в селе Воеводское Алтайского края. С 1956-го по 1960 г. работала в московской железнодорожной школе № 40. С 1960-го по 1980 г. – библиотекарем и заведующей Болшевской библиотекой.

Будущие супруги познакомились в 1958 году на городском педагогическом совещании. Борису Павловичу на тот момент было 42 года, Лене Алексеевне – 28. Их объединили общие интересы – педагогика, творческая деятельность, школьные преобразования, ученики и преподавание.

Школу открыть не удалось, зато получилось создать свою собственную семью.

В 1959 г. у них родился сын Алексей, 1960 – Антон, затем Ольга, Анна, Юля, в 1969 – Иван и самая младшая – Любовь.

Как всё это начиналось

Когда в семье Никитиных появился первенец, ни о какой системе развития и воспитания не было и речи. На тот момент Борис и Лена имели довольно примитивное представление о младенцах. Они просто радовались своему сынишке, любили его и заботились о его потребностях.

Но вскоре, они стали замечать, что малыш плачет по-разному, как будто о чем-то говоря; сопротивляется, когда на него надевают чепчик, реагирует на внешние раздражители и т.д. Тогда Борис и Лена решили довериться своей интуиции и, вопреки стандартам воспитания, стали прислушиваться к желаниям и «подсказкам» своего сына, развивать его физические и интеллектуальные возможности. Теперь их малыш ел и спал не по часам, а когда хотел и сколько хотел. А бодрствование проводил, занимаясь физкультурой, закаливанием, общаясь с мамой, слушая ее песни или самостоятельно находя для себя интересные занятия.
Словом, Никитины доверились природе, или, как считает Лена Алексеевна «То, чем мы занимались, было вовсе не новаторством, а всего лишь — возвращением к истокам». И результат не заставил себя ждать – сын стал развиваться намного быстрее, чем было написано в популярной литературе.

Свои наблюдения, открытия и опыты решения проблем Никитины тщательно записывали в тетрадочки – дневники. Позже, эти записи и легли в основу книг Никитиных.

Интуитивно накопленный супругами Никитиными опыт помогал им создавать естественные условия для дальнейшего развития способностей детей, исходя из их желаний и потенциалов. Так постепенно, шаг за шагом, методом проб и ошибок, создавались их принципы семейного воспитания.

«Правы ли мы»?

У супругов Никитиных с появлением перового ребенка начались серьезные столкновения с родными бабушками и соседями. Те считали, что Лена и Борис проводят «неумные эксперименты над своими собственными детьми».
В 1965 г о семье Никитиных был снят первый кинофильм «Правы ли мы?», в котором они рассказывали о своём опыте и возможностях раннего развития детей. Тут же стали возникать первые столкновения с педагогами и медиками, которые утверждали, что Никитины калечат своих детей. И это не удивительно, ведь в то время, то, что пропагандировали Никитины, не укладывалось ни в какие рамки консервативных советских взглядов о воспитании детей.

Но Никитины, видя своих детей здоровыми, сильными, выносливыми, закаленными, увлеченными, к трем-четырем годам осваивающими чтение и азы математики, перескакивающими в школе через классы, продолжали их воспитывать в том же духе. Конечно, многое из того, что возмущало тогдашнюю общественность, сейчас никому из нас не покажется чем-то новым или оригинальным:

- Прикладывание новорожденного к груди сразу после рождения.
- Кормление ребенка по требованию, в том числе и ночью. Тоже самое относится и к ребенку после года – Никитины считали, что детей нельзя заставлять есть насильно.
- Совместный сон мамы и малыша.
- Естественное грудное вскармливание без докорма до появления первого зуба (допаивать ребенка можно только водичкой).
- Принятие воздушных ванночек, закаливающие процедуры.
- Избегание специальной стерильности.
- Обучение гигиеническим навыкам с рождения – выдерживание ребенка над тазиком, в том числе и ночью.
- Специальные упражнения для развития физических данных ребенка, в дальнейшем – с использованием спорткомплекса.
- Предоставление ребенку полной свободы для познания окружающего мира. Это учит ребенка занимать активную жизненную позицию.
- Родители сами знакомят детей с опасными предметами (спичками, иголками, ножницами т.д.), позволяя ребенку, например, дотронуться до горячего чайника. Это учит его в дальнейшем осторожности.
- При встрече с большой опасностью (поезд, автомашина, открытое окно и т. п.), показываем преувеличенное опасение, чтобы ребенок видел образец поведения в подобной ситуации.
- Если вы что-то запрещаете ребенку, нужно строго сказать, что «нельзя», но тут же рассказать, что можно: «Рвать книги нельзя, а старую газету можно».
- Впервые давая карандаш или ложку ребенку в руки, сразу закрепляем предмет в его руке правильно, чтобы не пришлось переучивать.
- Для развития эмоциональной сферы ребенка очень важен физический контакт с мамой. Поэтому стараемся почаще брать ребенка на руки, или, если такой возможности нет – пусть он нас хотя бы видит или слышит наш голос.
- Хвалим ребенка, искренне радуемся его успехам, записываем динамику его достижений.
- С 11 месяцев малыш уже может испытывать сострадание и желание помогать старшим. Возбуждаем и поощряем в нем сочувствие «Мама устала, принесешь ей тапочки». Делаем дела вместе с ребенком, вместе радуемся и огорчаемся.

Главная задача воспитания – развитие способностей

Основная идея методики Никитиных - НУВЭРС - Необратимого Угасания Возможностей Эффективного Развития Способностей. Каждый здоровый ребенок, рождаясь, обладает колоссальными возможностями развития способностей во всех видах человеческой деятельности. Но для наиболее эффективного развития ума и тела существует определенное время и определенные условия. Если способности вовремя не нашли своей реализации, то их потенциал угасает. Способности, получившие поддержку на ранних стадиях жизни, потом развиваются в большей степени.

Никитин считает, что у родителей должна быть только одна цель: не мешать развитию ребенка, а помогать ему. Для этого надо создать «опережающие» условия и богатую развивающую среду. Допустим, ребенок только начал говорить, а у него среди игрушек уже появляются кубики с буквами, разрезная азбука, пластмассовые буквы и цифры. Так же было и с математикой (счеты, счетные палочки, цифры, измерительные приборы, таблица: сотни и тысячи, бусинки на проволоке и пр.), конструированием (всевозможные кубики, мозаика, конструкторы, строительные материалы, инструменты и др.), спортом (спортснаряды в разных сочетаниях в доме и во дворе).

Основные принципы методики Никитиных

Сами Никитины выделяют три основных принципа, которые были выработаны ими в ходе практики жизни, в общения с детьми:

Во-первых, это легкая одежда и спортивная обстановка в доме: спортснаряды вошли в повседневную жизнь ребят с самого раннего возраста, стали для них как бы средой обитания наравне с мебелью и другими домашними вещами.

Во-вторых, это свобода творчества детей в занятиях. Никаких специальных тренировок, зарядок, уроков. Ребята занимаются сколько хотят, сочетая спортивные занятия со всеми другими видами деятельности.

В-третьих, это наше родительское неравнодушие к тому, что и как у малышей получается, наше участие в их играх, соревнованиях, самой жизни.

Никитины убеждены, что существуют две крайности, которых надо избегать. Это "заорганизованность" (сверхзаботливый уход, непрерывные занятия, развлечения, игры, в результате чего у ребенка не остается времени для самостоятельной деятельности), и "заброшенность" (когда общение с малышом сводится только к его обслуживанию – накормить, одеть, уложить спать).

Правильнее - просто радоваться успехам детей, это и будет поддерживать в них интерес. Как писал Б.Никитин « Самый совершенный спорткомплекс не вызывает его интереса, не "срабатывает", если мы, взрослые, остаемся равнодушны к тому, что с ним делает ребенок, как у него получается. А если упал, если неудача? Тогда мы утешим, конечно, вытрем заплаканные глаза, ободрим ("Не горюй, еще получится!")».

И дети учат нас

Все психологические тонкости общения Никитиных со своими детьми пришли не сразу, а постигались нелегко, порой через ошибки и промахи.

И вот два тому примера:

Первый.
Когда ребенок попадал в трудное положение (упал и не мог встать, застрял и т.п.), Лена и Борис делали вид, будто не замечают этого. Малыш старался, кряхтел, плакал, но в итоге сам справлялся с ситуацией. И какое-то время Никитины считали, что они делают всё правильно. Но однажды они увидели такую неприятную картину: их второй полуторагодовалый сын плакал от ушиба и испуга, а старший трехлетний сын даже не смотрел в его сторону, как и его родители. Он был равнодушен к слезам брата. Это заставило Никитиных изменить свою тактику.

Второй.
Вся семья собралась за столом на ужин. Самый маленький из детей, ему еще не было и года , сидел у мамы на коленях. Взяв со стола ложку, он потянул было ее в рот, но уронил на пол и заплакал. Лена спустила сына на пол и сказала, чтобы тот поднял ложку. Но малыш заплакал еще громче и отпихнул ложку. Мама, не желая потакать капризам, настаивала на своем, а малыш плакал еще пуще прежнего. Все перестали есть, настроение было испорчено. «Ну тогда ты мне не нужен такой!» - сказала мама и выбежала из кухни. Плачущий малыш пополз за ней. И только опомнившись, Лена поняла, как была несправедлива к нему: «Сын искал у меня понимания и помощи, а получил – за простую оплошность - самое жестокое наказание: от него отказалась мама. Он протестовал как мог, а я... даже не пыталась его понять, шла в своих действиях из каких-то затверженных
правил, а не от ребенка и его состояния...»

Ошибки воспитания

Разумно используя идеи Никитиных можно постараться вырастить своих детей здоровыми, крепкими и смышлеными. Те же явные недочеты, о которых впоследствии Лена и Борис сами писали в своих книгах, скорее, относятся именно к их семье и их слишком большой увлеченности своей же собственной системой.

1. Сосредоточенность на детях. Несмотря на то, что и Лена, и Борис работали – всё остальное время они посвящали только детям.

2. Семья Никитиных жила в искусственно - изолированном мире. Вся жизнь была сосредоточена только в их маленькой квартирке. Дети не посещали детский сад – Никитины не хотели, чтобы те проводили весь день в незнакомом месте. В результате дети и вправду чувствовали себя чужаками в обществе. В школе они были намного младше своих одноклассников и не имели друзей.

3. В семье Никитиных были перепутаны функции мужчины и женщины. Решение многих проблем легло на плечи Лены, она была ведущим лидером.

4. Серьезная жизнь порой подменялась игрой. У Никитиных была мастерская. Дети забавлялись в ней с инструментами и станками, но у них не было настоящего дела или задания, например, сделать свою табуретку, полку и т.п.

5. Никитины большое внимание уделяли развитию физических возможностей, творческому интеллекту, трудовых навыков, а гуманитарная, эстетическая и нравственная сторона практически отсутствовала.

6. Дети в семье Никитиных, занимались только тем, что им было самим интересно, а значит легко. И соотношение «хочу» и «надо» сильно перевешивало в сторону первого. Поэтому, если что-то детям Никитиных не нравилось или было для них трудно – они этого избегали. Когда заложенный в семье багаж знаний закончился и надо было учиться и трудиться, чтобы добывать знания – никому этого делать не хотелось. Детям, не привыкшим к дисциплине, не нравилось ходить в школу – и мама оставляла их дома.

7. Семья Никитиных жила как в аквариуме – в их доме почти постоянно присутствовали какие-то посторонние люди – гости, врачи, педагоги, журналисты, «перениматели» опыта. При этом у каждого посетителя было своё видение системы – начиная от доброжелательно – положительного и заканчивая агрессивно – обвинительным. А семья и дом – это наша крепость, это личное.

Многие считали, что дети Никитиных вырастут гениями, обладающими сверхвозможностями. Но сами Лена и Борис не раз подчеркивали, что воспитывали не "вундеркиндов", а самостоятельных людей, способных вступиться за себя и ответить "нет". Дети Никитиных были одарены, интеллигентны, воспитаны в стремлении достигать цели. Все они состоялись во взрослой жизни – каждый из них является специалистом в своей области. У всех есть крепкие семьи и, как минимум , двое детей.

как правильно окончила или закончила институт

www.babyblog.ru

Система Никитиных. Система Никитиных.

Система Никитиных

22112

Теги…

Система Никитиных признана в Америке, Японии, Германии и родной России. Борис Павлович Никитин (21.01.1916-1999) и Никитина Лена Алексеевна (31.01.1930) – родители, педагоги, авторы оригинального семейного воспитания, одни из основоположников методики формирования творческих способностей с самого раннего детства. Они вырастили и воспитали семерых детей, на сегодняшний день у них 24 внука.
 

                                                            Биография

 

Борис Павлович Никитин родился на Северном Кавказе в семье кубанского казака. В 1941 году окончил Военно-воздушную академию им. Н. Е. Жуковского, служил в истребительной авиации. Там – то он уже и начал создавать свои первые развивающие игры. В 1949 году он вышел в отставку и занялся научной педагогической работой в НИО Министерства трудовых резервов, затем — в Институте теории и истории педагогики, НИИ психологии и Институте трудового обучения и профориентации АПН. В 1958 организовал группу педагогов, разрабатывал идею открытия школы, которая бы повторяла опыт Макаренко.

Лена Алексеевна Никитина родилась в 1930 году в поселке Болшево Московской области. Мать, Е.А. Литвинова, – учительница. Отец, А.Д.Литвинов, – военный инженер. В 1948 году Лена окончила Болшевскую среднюю школу с золотой медалью, в 1954 году – Московский областной педагогический институт. Два года работала учительницей в селе Воеводское Алтайского края. С 1956-го по 1960 г. работала в московской железнодорожной школе № 40. С 1960-го по 1980 г. – библиотекарем и заведующей Болшевской библиотекой.

Будущие супруги познакомились в 1958 году на городском педагогическом совещании. Борису Павловичу на тот момент было 42 года, Лене Алексеевне – 28. Их объединили общие интересы – педагогика, творческая деятельность, школьные преобразования, ученики и преподавание.

Школу открыть не удалось, зато получилось создать свою собственную семью.

В 1959 г. у них родился сын Алексей, 1960 – Антон, затем Ольга, Анна, Юля, в 1969 – Иван и самая младшая – Любовь.

                                                             Как всё это начиналось

 

Когда в семье Никитиных появился первенец, ни о какой системе развития и воспитания не было и речи. На тот момент Борис и Лена имели довольно примитивное представление о младенцах. Они просто радовались своему сынишке, любили его и заботились о его потребностях.

Но вскоре, они стали замечать, что малыш плачет по-разному, как будто о чем-то говоря; сопротивляется, когда на него надевают чепчик, реагирует на внешние раздражители и т.д. Тогда Борис и Лена решили довериться своей интуиции и, вопреки стандартам воспитания, стали прислушиваться к желаниям и «подсказкам» своего сына, развивать его физические и интеллектуальные возможности. Теперь их малыш ел и спал не по часам, а когда хотел и сколько хотел. А бодрствование проводил, занимаясь физкультурой, закаливанием, общаясь с мамой, слушая ее песни или самостоятельно находя для себя интересные занятия.
  Словом, Никитины доверились природе, или, как считает Лена Алексеевна «То, чем мы занимались, было вовсе не новаторством, а всего лишь — возвращением к истокам». И результат не заставил себя ждать – сын стал развиваться намного быстрее, чем было написано в популярной литературе.

Свои наблюдения, открытия и опыты решения проблем Никитины тщательно записывали в тетрадочки – дневники. Позже, эти записи и легли в основу книг Никитиных.

Интуитивно накопленный супругами Никитиными опыт помогал им создавать естественные условия для дальнейшего развития способностей детей, исходя из их желаний и потенциалов. Так постепенно, шаг за шагом, методом проб и ошибок, создавались их принципы семейного воспитания.

                                                                     «Правы ли мы»?


   У супругов Никитиных с появлением перового ребенка начались серьезные столкновения с родными бабушками и соседями. Те считали, что Лена и Борис проводят «неумные эксперименты над своими собственными детьми».
   В 1965 г о семье Никитиных был снят первый кинофильм «Правы ли мы?», в котором они рассказывали о своём опыте и возможностях раннего развития детей. Тут же стали возникать первые столкновения с педагогами и медиками, которые утверждали, что Никитины калечат своих детей. И это не удивительно, ведь в то время, то, что пропагандировали Никитины, не укладывалось ни в какие рамки консервативных советских взглядов о воспитании детей.

Но Никитины, видя своих детей здоровыми, сильными, выносливыми, закаленными, увлеченными, к трем-четырем годам осваивающими чтение и азы математики, перескакивающими в школе через классы, продолжали их воспитывать в том же духе. Конечно, многое из того, что возмущало тогдашнюю общественность, сейчас никому из нас не покажется чем-то новым или оригинальным:

– Прикладывание новорожденного к груди сразу после рождения.
– Кормление ребенка по требованию, в том числе и ночью. Тоже самое относится и к ребенку после года – Никитины считали, что детей нельзя заставлять есть насильно.
– Совместный сон мамы и малыша.
– Естественное грудное вскармливание без докорма до появления первого зуба (допаивать ребенка можно только водичкой).
– Принятие воздушных ванночек, закаливающие процедуры.
– Избегание специальной стерильности.
– Обучение гигиеническим навыкам с рождения – выдерживание ребенка над тазиком, в том числе и ночью.
– Специальные упражнения для развития физических данных ребенка, в дальнейшем – с использованием спорткомплекса.
– Предоставление ребенку полной свободы для познания окружающего мира. Это учит ребенка занимать активную жизненную позицию.
– Родители сами знакомят детей с опасными предметами (спичками, иголками, ножницами т.д.), позволяя ребенку, например, дотронуться до горячего чайника. Это учит его в дальнейшем осторожности.
– При встрече с большой опасностью (поезд, автомашина, открытое окно и т. п.), показываем преувеличенное опасение, чтобы ребенок видел образец поведения в подобной ситуации.
– Если вы что-то запрещаете ребенку, нужно строго сказать, что «нельзя», но тут же рассказать, что можно: «Рвать книги нельзя, а старую газету можно».
– Впервые давая карандаш или ложку ребенку в руки, сразу закрепляем предмет в его руке правильно, чтобы не пришлось переучивать.
– Для развития эмоциональной сферы ребенка очень важен физический контакт с мамой.  Поэтому стараемся почаще брать ребенка на руки, или, если такой возможности нет – пусть он нас хотя бы видит или слышит наш голос.
– Хвалим ребенка, искренне радуемся его успехам, записываем динамику его достижений.
– С 11 месяцев малыш уже может испытывать сострадание и желание помогать старшим. Возбуждаем и поощряем в нем сочувствие «Мама устала, принесешь ей тапочки». Делаем дела вместе с ребенком, вместе радуемся и огорчаемся.

                                             Главная задача воспитания – развитие способностей

 

Основная идея методики Никитиных – НУВЭРС – Необратимого Угасания Возможностей Эффективного Развития Способностей. Каждый здоровый ребенок, рождаясь, обладает колоссальными возможностями развития способностей во всех видах человеческой деятельности. Но для наиболее эффективного развития ума и тела существует определенное время и определенные условия. Если способности вовремя не нашли своей реализации, то их потенциал угасает. Способности, получившие поддержку на ранних стадиях жизни, потом развиваются в большей степени.

Никитин считает, что у родителей должна быть только одна цель: не мешать развитию ребенка, а помогать ему. Для этого надо создать «опережающие» условия и богатую развивающую среду. Допустим, ребенок только начал говорить, а у него среди игрушек уже появляются кубики с буквами, разрезная азбука, пластмассовые буквы и цифры. Так же было и с математикой (счеты, счетные палочки, цифры, измерительные приборы, таблица: сотни и тысячи, бусинки на проволоке и пр.), конструированием (всевозможные кубики, мозаика, конструкторы, строительные материалы, инструменты и др.), спортом (спортснаряды в разных сочетаниях в доме и во дворе).

                                                  

Основные принципы методики Никитиных

Сами Никитины выделяют три основных принципа, которые были выработаны ими в ходе практики жизни, в общения с детьми:
 
Во-первых, это легкая одежда и спортивная обстановка в доме: спортснаряды вошли в повседневную жизнь ребят с самого раннего возраста, стали для них как бы средой обитания наравне с мебелью и другими домашними вещами.
 
Во-вторых, это свобода творчества детей в занятиях. Никаких специальных тренировок, зарядок, уроков. Ребята занимаются сколько хотят, сочетая спортивные занятия со всеми другими видами деятельности.
 
В-третьих, это наше родительское неравнодушие к тому, что и как у малышей получается, наше участие в их играх, соревнованиях, самой жизни.

    Никитины убеждены, что существуют две крайности, которых надо избегать. Это “заорганизованность” (сверхзаботливый уход, непрерывные занятия, развлечения, игры, в результате чего у ребенка не остается времени для самостоятельной деятельности), и “заброшенность” (когда общение с малышом сводится только к его обслуживанию – накормить, одеть, уложить спать).

Правильнее – просто радоваться успехам детей, это и будет поддерживать в них интерес. Как писал Б.Никитин « Самый совершенный спорткомплекс не вызывает его интереса, не “срабатывает”, если мы, взрослые, остаемся равнодушны к тому, что с ним делает ребенок, как у него получается. А если упал, если неудача? Тогда мы утешим, конечно, вытрем заплаканные глаза, ободрим (“Не горюй, еще получится!”)».

                                                                        И дети учат нас


Все психологические тонкости общения Никитиных со своими детьми пришли не сразу, а постигались нелегко, порой через ошибки и промахи.


И вот два тому примера:


Первый.

 

Когда ребенок попадал в трудное положение (упал и не мог встать, застрял и т.п.), Лена и Борис делали вид, будто не замечают этого. Малыш старался, кряхтел, плакал, но в итоге сам справлялся с ситуацией. И какое-то время Никитины считали, что они делают всё правильно. Но однажды они увидели такую неприятную картину: их второй полуторагодовалый сын плакал от ушиба и испуга, а старший трехлетний сын даже не смотрел в его сторону, как и его родители. Он был равнодушен к слезам брата. Это заставило Никитиных изменить свою тактику.


Второй.

 

Вся семья собралась за столом на ужин. Самый маленький из детей, ему еще не было и года , сидел у мамы на коленях. Взяв со стола ложку, он потянул было ее в рот, но уронил на пол и заплакал. Лена спустила сына на пол и сказала, чтобы тот поднял ложку. Но малыш заплакал еще громче и отпихнул ложку. Мама, не желая потакать капризам, настаивала на своем, а малыш плакал еще пуще прежнего. Все перестали есть, настроение было испорчено. «Ну тогда ты мне не нужен такой!» – сказала мама и выбежала из кухни. Плачущий малыш пополз за ней. И только опомнившись, Лена поняла, как была несправедлива к нему: «Сын искал у меня понимания и помощи, а получил – за простую оплошность – самое жестокое наказание: от него отказалась мама. Он протестовал как мог, а я… даже не пыталась его понять, шла в своих действиях из каких-то затверженных
правил, а не от ребенка и его состояния…»
 

Ошибки воспитания


    Разумно используя идеи Никитиных можно постараться вырастить своих детей здоровыми, крепкими и смышлеными. Те же явные недочеты, о которых впоследствии Лена и Борис сами писали в своих книгах, скорее, относятся именно к их семье и их слишком большой увлеченности своей же собственной системой.

1.    Сосредоточенность на детях. Несмотря на то, что и Лена, и Борис работали – всё остальное время они посвящали только детям.


2.    Семья Никитиных жила в искусственно – изолированном мире. Вся жизнь была сосредоточена только в их маленькой квартирке. Дети не посещали детский сад – Никитины не хотели, чтобы те проводили весь день в незнакомом месте. В результате дети и вправду чувствовали себя чужаками в обществе. В школе они были намного младше своих одноклассников и не имели друзей.


3.    В семье Никитиных были перепутаны функции мужчины и женщины. Решение многих проблем легло на плечи Лены, она была ведущим лидером.


4.    Серьезная жизнь порой подменялась игрой. У Никитиных была мастерская. Дети забавлялись в ней с инструментами и станками, но у них не было настоящего дела или задания, например, сделать свою табуретку, полку и т.п.


5.    Никитины большое внимание уделяли развитию физических возможностей, творческому интеллекту, трудовых навыков, а гуманитарная, эстетическая и нравственная сторона практически отсутствовала.


6.    Дети в семье Никитиных, занимались только тем, что им было самим интересно, а значит легко. И соотношение «хочу» и «надо» сильно перевешивало в сторону первого. Поэтому, если что-то детям Никитиных не нравилось или было для них трудно – они этого избегали. Когда заложенный в семье багаж знаний закончился и надо было учиться и трудиться, чтобы добывать знания – никому этого делать не хотелось. Детям, не привыкшим к дисциплине, не нравилось ходить в школу – и мама оставляла их дома.


7.    Семья Никитиных жила как в аквариуме – в их доме почти постоянно присутствовали какие-то посторонние люди – гости, врачи, педагоги, журналисты, «перениматели» опыта. При этом у каждого посетителя было своё видение системы – начиная от доброжелательно – положительного и заканчивая агрессивно – обвинительным. А семья и дом – это наша крепость, это личное.

   Многие считали, что дети Никитиных вырастут гениями, обладающими сверхвозможностями. Но сами Лена и Борис не раз подчеркивали, что воспитывали не “вундеркиндов”, а самостоятельных людей, способных вступиться за себя и ответить “нет”. Дети Никитиных были одарены, интеллигентны, воспитаны в стремлении достигать цели. Все они состоялись во взрослой жизни – каждый из них является специалистом в своей области. У всех есть крепкие семьи и, как минимум , двое детей.

 

Список литературы

 

В книгах Никитиных, как говориться, из первоисточников, Вы сможете подробнее ознакомиться с их опытом по воспитанию детей. Книги очень легко читаются – ведь они написаны живым родительским языком. Если Вам и не захочется последовать примеру супругов Никитиных, то в любом случае их книги заставят более внимательно и вдумчиво отнестись к своим детям.

1. Никитин Б.П. Наши уроки. – Л., 1992.
2. Никитин Б.П. Первый год, первый день. – М.: Знание, 1994.
3. Никитин Б.П. Развивающие игры. — М.: Педагогика, 1985.
4. Никитин Б. П. Ступеньки творчества или развивающие игры. — М.: Просвещение, 1991. Ссылка 
5. Никитина Л. А. Мама или детский сад.— М.: Просвещение, 1990.
6. Никитины Л. и Б. Мы и наши дети.— М.: Молодая гвардия, 1979. Ссылка
7. Никитины Л. и Б. Мы, наши дети и внуки. – Пермь, 1997.
8. Никитины Л. и Б. Резервы здоровья наших детей. — М.: Физкультура и спорт, 1990. Ссылка
9. Никитин Б. П. Детство без болезней. — С-Пб.: ИК «Комплект»,  1996.
10. Никитин Б.П. Здоровое детство без лекарств и прививок. – М.: ЛИСТ-НЬЮ, 2001.
11. Никитина Л. А. Отчий дом. — 1982.
12. Никитина Л. А. Я учусь быть мамой. — М.: ЛИСТ-НЬЮ, 2002.
13. Никитина Л. А. Исповедь. — 1991.
14. Никитина Л.А., Соколова Ж.С., Блудова Л.А. Родителям XXI века. – М.: Знание, 1998.

Можно также прочитать статьи о детях Никитиных тут и тут

Автор статьи о Системе: Дарья Колдина

 

shkola7gnomov.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *