Помощник прокурора, его права и обязанности
Согласно закону Российской федерации, должность прокурора и его помощников имеют права занимать лица, которые имеют высшее юридическое образование и обладают специальными качествами для исполнения обязанностей данной профессией.
В соответствии со ст.40.1 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» в органах прокуратуры имеются должности старшего помощника и помощника прокурора. Все помощники обедняются в специальные группы, за работой которых следит заместитель прокурора.
Если права и обязанности прокурора в законе прописаны четко, то права и обязанности помощника прокурора нигде четко не прописываются, кроме несколько пунктов статье 40.1 закона “О прокуратуре РФ”
В первую очередь, помощник прокурора должен:
- Хорошо знать законы РФ.
- Обладать высоким уровнем интеллекта.
- Иметь лидерские качества.
- Уметь быстро воспринимать полученную информацию и делать правильные выводы.
- Быть устойчивым к стрессовым ситуациям.
- Уметь хорошо общаться с людьми, быстро налаживать контакт.
- Быть независимым, неподкупным и принципиальным.
Самой важной обязанностью помощника прокурора является подготовка процессуальных актов, контроль за которыми осуществляет прокурор.
В обязанности помощника прокурора не входят обязанности самого прокурора. Но если прокурор отсутствует по уважительной причине, такой, как болезнь или отпуск, помощник имеет право исполнять обязанности своего начальника. В таком случае помощник вместо прокурора имеет право выступать в суде и принимать решения по поводу конкретного дела.
Прокурор временно может передавать часть своих полномочий помощнику, составив специальный приказ или должностную инструкцию.
Помощник прокурора может подготавливать исковые заявления в суд, а также подбирать материалы данных для исковых заявлений в соответствии с законами. Осуществлять наблюдения за правильным исполнением законов в судебных приставах. Работник имеет право собирать и подготавливать материалы для обращения прокурора в арбитражный суд. Стоит заметить, что помощник прокурора может вести наблюдение за делами, которые касаются стягивания материального ущерба с граждан и юридических лиц. По приказу прокурора помощник делает разнообразные запросы по делам,которые он ведет. Помощник прокурора может проводить анализ состояния преступности в городе или районе. В его обязанности входит подготовка исков по возмещению материального ущерба, который был нанесен стране. Он обязан помочь гражданам, которые обратились с жалобами, связными с социальной сферой, а именно решать вопросы об охране их прав. Помощник прокурора может наблюдать за тем, законно ли проверяют качество продуктов питания, наблюдать за работой санитарно – эпидемиологической станции. Прямой обязанностью также является проведение антикоррупционной экспертизы в делах. Вместе с прокурором и заступником прокурора помощник может совершать проверки юридических лиц, предпринимателей, разных приватных учреждений.
Стоит заметить, что вся деятельность помощника прокурора должна проверятся самим прокурором. Именно прокурор в первую очередь несет ответственность за все дела своего помощника. Помощник в свою очередь должен постоянно помогать прокурору, поддерживать обвинение в суде.
Права помощника прокурора.
Главным правом помощника прокурора является поддержание обвинения в суде, контроль документов, проведение выступов.
Если помощник прокурора в процессе выполнения работы видит правонарушение, что имеет состав преступления, он имеет право завести криминальное дело. Основания для открытия криминального дела регулируются законом РФ.
Вместе с прокурором помощник может освобождать особ, которые были задержаны незаконно, изучать материалы дела. Имеет право без препятствий входить в государственные здания, список которых обозначен в законе “О прокуратуре РФ ” . Государственный работник может вызывать на допрос граждан, требовать от них объяснений по поводу нарушения закона. Так же, со согласия прокурора, помощник может посещать задержанных по конкретному делу, проводить допросы, знакомится с документами, на основании которых произошло задержание лиц.
Получив сведения о неуплате налогов коммерческой организацией, может обратится в органы налогового контроля с требованием предоставить документы об уплате налогов данной организацией. С подобным требованием помощник прокурора может обратиться в статистические или банковские организации.
Стоит заметить, что прокурор, его заместители и помощники обязаны один раз в пять лет проходить курсы повышения квалификации.
Можно сделать выводы, что права и обязанности помощника прокурора четко не указанны в законе “О прокуратуре РФ”. Они зависят от прокурора, от того, насколько прокурор доверяет своему помощнику и какую работу может поручить. Если помощник проявил себя ответственным работником, он может исполнять обязанности прокурора в его отсутствие.
помощник прокурора его права, помощник прокурора его обязанности, помощник прокурора должен
jur24pro.ru
Обязанности и права прокурора и его помощника в судебных процессах
Вы будете удивлены, но в должностные обязанности прокурора входит не только обвинение подсудимого, но и прямо противоположное – его защита при несправедливом суде. Он имеет право ходатайствовать об отводе суда, требовать повторного расследования или экспертизы. Быть государственным обвинителем не всегда безопасно — закон защищает и даже страхует их жизни. Вопреки расхожему мнению, работа прокурора — это не только заседание в зале суда: большую часть времени он проводит за изучением уголовных, административных дел или нормативных актов.
Справляться с бумажной работой, от которой зависят чужие судьбы, помогают специальные люди – помощники прокурора. Они также наделены определенными правами и в некоторых случаях заменяют прокурора на судебных процессах.
Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону
+7 (499) 703-52-27
Это быстро и бесплатно!
Какие законы устанавливают права и обязанности прокурора
Полномочия прокурора определены двумя нормативными актами:
- Федеральным законом «О прокуратуре РФ»;
- Гражданско-процессуальным кодексом РФ (ГПК РФ).
В Федеральном законе прописаны все положения, касающиеся прав и обязанностей обвинителей.
В ГПК РФ определены границы компетенции государственного обвинителя при вступлении в гражданский процесс.
Что входит в обязанности прокурора
В общих чертах его обязанности делятся на две составляющие:
- надзор за соблюдением прав и свобод гражданина;
- участие в судебных процессах в качестве государственного обвинителя.
Предмет надзора — соблюдение Конституции и исполнение законов. Это значит, что прокурор рассматривает все жалобы, поступающие от граждан, в том числе жалобы на несправедливое решение суда. После рассмотрения жалобы государственный служащий разъясняет обратившимся, как следует действовать, чтобы защитить свои права.
Если нарушение прав и свобод носит более серьезный характер, то согласно ст. 22 Федерального закона «О прокуратуре РФ», прокурор имеет право возбуждать уголовные или административные дела в отношении лиц, нарушивших закон.
Если есть предпосылки полагать, что имело место преступление, нарушившее чьи-либо права при судопроизводстве, прокурор вправе назначать повторное расследование дела.
Не менее важная функция прокурора — участие в судебных процессах. На суде он выступает в качестве обвинителя как противник адвоката подсудимого.
В разделе 4 Федерального закона описаны полномочия, которыми государственный обвинитель обладает на судебных процессах:
- прокурор имеет право вступить в дело в случаях, когда его участие предусмотрено ГПК РФ;
- в соответствии с процессуальным законодательством,он вправе написать заявление в суд и вступить в рассматриваемое дело на любой стадии судебного процесса.
Справка. В уголовном процессе прокурор имеет право участвовать от его возбуждения до окончания. На разных стадиях процесса он наделен разными правами. На начальных стадиях его полномочия носят распорядительный характер. Он даёт согласие на возбуждение следователем дела, требует для подозреваемого домашний арест или заключение под стражу, даёт указания оперативно-розыскным органам на проведение следственных действий.
На конечном этапе, то есть на судебном процессе, полномочия прокурора сужаются до государственного обвинителя. Здесь в его обязанности входит только уголовное преследование виновного: его задача — обеспечить наказание подсудимому по всей строгости закона.
Государственная защита
Должность прокурора предполагает определенный риск. История знает несколько случаев, когда государственные обвинители выходили на процессы в масках, чтобы обезопасить свои жизни и жизни своих близких.
Эпоха крупных организованных банд прошла, но угрозы и давление на обвинителей все еще не редкость. Поэтому законом предусмотрена особая степень защиты прокуроров и их семей.
В ст. 45 Федерального закона «О прокуратуре РФ» описаны все меры правовой защиты и социальной поддержки. Основные положения статьи:
- государственные обвинители имеют право на ношение табельного оружия;
- если прокурор погибает при исполнении обязанностей, его наследникам выплачивается страховая сумма, равная 180 зарплатам погибшего;
- в случае гибели при исполнении за его семьей остается право на получение жилья.
К счастью, убийство обвинителей — это редкость. Однако повреждение имущества или нанесение телесных повреждений периодически случаются. Весь ущерб, причиненный имуществу прокурора, согласно закону, возмещается. В зависимости от тяжести полученных травм пострадавшему при исполнении прокурору выплачивается денежная компенсация.
Права и обязанности прокурора в гражданском процессе
В отличие от уголовных дел, участие прокурора в гражданском процессе необязательно. Однако он имеет право вступить в административный процесс, если тот требует его вмешательства.
Поводы для его вступления в гражданское судопроизводство: обращение (жалобы) гражданина или группы лиц, а также основания, предусмотренные законом.
Справка. Основаниями для вступления прокурора в гражданское судопроизводство могут быть не только заявления пострадавших, но и факты, выявленные в ходе прокурорской проверки, или даже заметки в печатных или иных СМИ.
В административных делах, в отличие от уголовных, прокурор выступает на стороне истца, то есть не обвиняет, а защищает его законные права.
Однако юридическая поддержка прокурор оказывает далеко не всем. Должны быть веские причины, чтобы служащий прокуратуры РФ выступил от лица, чьи права были ущемлены:
- недееспособность;
- преклонный возраст;
- состояние здоровья.
Законодатель наделил служащих прокуратуры правом защищать права и интересы слабозащищенных слоев населения: инвалидов, пенсионеров, малообеспеченных, несовершеннолетних.
Эти люди в большинстве случаев не имеют возможности самостоятельно обратиться в суд. Прокурор вместо них составляет исковое заявление в судебную инстанцию и представляет их интересы.
Прокурор в подобных делах наделен теми же процессуальными правами, что и остальные участники процесса.
Он вправе:
- давать отвод суду;
- назначать повторную экспертизу;
- привлекать свидетелей;
- задавать вопросы участникам процесса: свидетелям, экспертам и т.д.;
- требовать доказательства;
- направлять кассационные или апелляционные жалобы в вышестоящие инстанции.
Помощники прокурора и их обязанности
Для прокурора законодательством предусмотрены помощники. В органах прокуратуры есть должности старшего помощника и помощника прокурора. Они объединяются в специальные группы, которые контролируются заместителем прокурора.
Обязанности и полномочия помощника прокурора нигде четко не прописаны, в отличие от прокурорских полномочий, но к ним предъявляются особые требования, указанные в главе 5 Федерального закона «О прокуратуре РФ» (например, высшее юридическое образование).
В большинстве случаев в обязанности помощника прокурора входит бумажная работа, такая как:
- подготовка исков в суд;
- подготовка документов в арбитражный суд;
- помощь гражданам, которые обратились с жалобой;
- проверка дел на коррупционную составляющую.
Права помощника выглядят следующим образом:
- поддержка обвинения в суде;
- вызов и допрос граждан;
- посещение задержанных и их допрос;
- знакомство с документами на всех стадиях делопроизводства;
- запрос документов от различных инстанций.
Ответственность за действия своих помощников несет сам государственный обвинитель. По этой причине их права и обязанности нигде четко не прописаны. В зависимости от компетенции помощников и доверия к ним самого прокурора, он делегирует им различные задачи.
Прокурор обладает правом передать значительную часть своих полномочий помощнику или сделать его исполняющим обязанности прокурора, когда, например, покидает работу по состоянию здоровья или уходит в отпуск.
Обязанности исполняющего обязанности прокурора полностью зависят от предусмотренных законом прав самого прокурора, однако для этого необходимо подготовить специальный приказ.
Заключение
Прокурор — важнейшая часть государственной власти. Он выполняет надзор за исполнением законов, защищает права малообеспеченных и слабозащищенных граждан и выступает главным обвинителем в уголовных делах, не давая виновному уйти от наказания.
Не нашли ответа на свой вопрос?
Узнайте, как решить именно Вашу проблему – позвоните прямо сейчас:
+7 (499) 703-52-27
Это быстро и бесплатно!
prava.expert
Работники прокуратуры и требования, предъявляемые к ним
8-й вопрос???
7. – Прокурор как основное должностное лицо прокуратуры. Его права и обязанности. Старшие помощники и помощники прокурора.
Прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе беспрепятственно входить на территории и в помещения поднадзорных органов, требовать предоставления необходимых документов и материалов, вызывать должностных лиц и граждан для объяснений. Прокурор (или его заместитель) приносит протест на противоречащий закону (либо нарушающий права и свободы человека и гражданина) правовой акт; требование об устранении коррупциогенных факторов в нормативно-правовых актах; вносит представление должностному лицу с требованием устранить допущенные нарушения закона и привлечь виновное должностное лицо к дисциплинарной или материальной ответственности; обращается в суд с требованием о признании такого правового акта недействительным, выносит постановление о возбуждении производства об административном правонарушении; объявляет предостережение о недопустимости нарушения закона, рассматривает и проверяет обращения граждан. Прокурор участвует в рассмотрении дел судами, при этом он вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса. Прокурор (или его заместитель) в пределах своей компетенции приносит в вышестоящий суд кассационное, частное и надзорное представление [жалобу] на незаконное или необоснованное судебное решение (приговор, определение, постановление). Осуществляя уголовное преследование в суде, прокурор выступает в качестве государственного обвинителя. Прокуроры осуществляют и иные полномочия, возложенные на них Федеральным законом «О прокуратуре РФ», процессуальным и иным законодательством Российской Федерации.
В системе прокуратуры предусмотрены должности старшего помощника прокурора и помощника прокурора, которые находятся в подчинении заместителей прокурора. Помощник является самостоятельным лицом, которое может влиять на действия в рамках процесса. Он готовит процессуальные акты на подпись прокурору. Полномочия помощника прокурора позволяют ему самостоятельно предпринимать ряд процессуальных действий, например, давать следователю поднадзорных органов письменные указания по вопросам следствия. В обязанности помощника не входят действия, на выполнение которые уполномочен только прокурор и заместитель, например, санкционирование обыска, выемка документов, заключение под стражу, помещение в психиатрическое лечебное учреждение и другое.
8. – Требования, предъявляемые к кандидатам на должности прокуроров. Классные чины и аттестация.
Статья 40.1. Требования, предъявляемые к лицам, назначаемым на должности прокуроров
1. Прокурорами могут быть граждане Российской Федерации, имеющие высшее юридическое образование, полученное в образовательном учреждении высшего профессионального образования, имеющем государственную аккредитацию, и обладающие необходимыми профессиональными и моральными качествами, способные по состоянию здоровья исполнять возлагаемые на них служебные обязанности.
На должности помощников прокуроров прокуратур районов, городов и приравненных к ним прокуратур в исключительных случаях могут назначаться лица, обучающиеся по юридической специальности в образовательных учреждениях высшего профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию, и окончившие третий курс указанных образовательных учреждений.
2. Лицо не может быть принято на службу в органы и учреждения прокуратуры и находиться на указанной службе, если оно:
имеет гражданство иностранного государства;
признано решением суда недееспособным или ограниченно дееспособным;
лишено решением суда права занимать государственные должности государственной службы в течение определенного срока;
имело или имеет судимость;
имеет заболевание, препятствующее поступлению на службу в органы и учреждения прокуратуры и исполнению служебных обязанностей прокурорского работника. Порядок медицинского освидетельствования лица на предмет наличия (отсутствия) заболевания, препятствующего поступлению на службу в органы и учреждения прокуратуры и исполнению служебных обязанностей прокурорского работника, перечень заболеваний, препятствующих поступлению на службу в органы и учреждения прокуратуры и исполнению служебных обязанностей прокурорского работника, и форма медицинского заключения о наличии (отсутствии) заболевания, препятствующего поступлению на службу в органы и учреждения прокуратуры и исполнению служебных обязанностей прокурорского работника, утверждаются Правительством Российской Федерации;
состоит в близком родстве или свойстве (родители, супруги, братья, сестры, дети, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с работником органа или учреждения прокуратуры, если их служба связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;
отказывается от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, если исполнение служебных обязанностей по должности, на которую претендует лицо, связано с использованием таких сведений.
3. Лица принимаются на службу в органы и учреждения прокуратуры на условиях трудового договора, заключаемого на неопределенный срок или на срок не более пяти лет.
4. Лица, обучающиеся по юридической специальности в образовательных учреждениях высшего профессионального образования с оплатой обучения Генеральной прокуратурой Российской Федерации, а также прокурорские работники, обучающиеся в очной аспирантуре с сохранением денежного содержания, предусмотренного абзацем вторым пункта 3 статьи 43.4настоящего Федерального закона, обязаны в соответствии с заключенными с ними договорами проработать в органах или учреждениях прокуратуры не менее пяти лет. При увольнении из органов или учреждений прокуратуры до истечения указанного срока, за исключением случаев увольнения по состоянию здоровья, в связи с призывом на действительную военную службу, увольнения женщины, имеющей ребенка до восьми лет, в связи с ликвидацией органа или учреждения прокуратуры, сокращением численности или штата работников (далее – организационно-штатные мероприятия), указанными лицами полностью возмещаются затраты на их обучение.
5. На должности прокурора города, района, приравненных к ним прокуроров назначаются лица не моложе 25 лет, имеющие стаж работы прокурором или следователем не менее трех лет.
На должности прокуроров субъектов Российской Федерации, приравненных к ним прокуроров назначаются лица не моложе 30 лет, имеющие стаж работы прокурором или следователем не менее пяти лет.
Генеральный прокурор Российской Федерации вправе в исключительных случаях назначать на должности прокуроров субъектов Российской Федерации, прокуроров городов, районов, приравненных к ним прокуроров специализированных прокуратур лиц, имеющих опыт работы по юридической специальности на руководящих должностях в органах государственной власти.
В системе прокуратуры Российской Федерации устанавливаются следующие классные чины:
младший юрист;
юрист 3 класса;
юрист 2 класса;
юрист 1 класса;
младший советник юстиции;
советник юстиции;
старший советник юстиции;
государственный советник юстиции 3 класса;
государственный советник юстиции 2 класса;
государственный советник юстиции 1 класса;
действительный государственный советник юстиции.
Устанавливаются следующие сроки пребывания в классном чине:
младший юрист – один год или до получения высшего юридического образования;
юрист 3 класса – два года;
юрист 2 класса – два года;
юрист 1 класса – три года;
младший советник юстиции – три года;
советник юстиции – четыре года.
Классный чин действительного государственного советника юстиции присваивается Президентом Российской Федерации.
Классные чины государственного советника юстиции 1, 2, 3 класса присваиваются Президентом Российской Федерации по представлению Генерального прокурора Российской Федерации прокурорским работникам, имеющим высшее юридическое образование.
Порядок присвоения классных чинов до старшего советника юстиции включительно и перечень должностей, по которым предусмотрено присвоение классных чинов до старшего советника юстиции, утверждаются Генеральным прокурором Российской Федерации.
studfiles.net
Полномочия заместителя прокурора и помощников прокурора.
Следующим звеном в организационной структуре прокуратуры являются заместители прокурора, а также помощники прокурора. К сожалению, законодательство о прокуратуре не дает четкого определения полномочий заместителей прокурора и помощников прокурора. Однако полномочия первого заместителя и заместителей прокурора понятны, поскольку они имеют практически те же полномочия, что и прокурор. Также данные лица полностью исполняют полномочия прокурора, в случае его отсутствия. А что касается вопроса о полномочиях помощников прокурора, то он остается дискуссионным. Совершенно очевидно, что помощники прокурора – самостоятельные фигуры, влияющие на процессуальные действия в общей системе. В основном, обязанности помощника заключаются в подготовке процессуальных актов для прокурора, который контролирует деятельность помощника, подписывая данные документы. Однако некоторые действия и решения помощник уполномочен принимать самостоятельно, например, давать письменные указания по вопросам дознания, также участвовать в судебных заседаниях, ведут прием граждан. Однако в обязанности помощника не входят действия, на выполнение которые уполномочен только прокурор и его заместители.
Канцелярия и архив прокуратуры.
Основной задачей канцелярии и архива является обеспечение документооборота прокуратуры в целях ее эффективной бесперебойной деятельности. Канцелярия является структурным подразделением и подчинена только прокурору. Основными задачами канцелярии прокуратуры являются:
совершенствование системы делопроизводства в прокуратуре;
подготовка и оформление документов в соответствии с действующими стандартами и правилами;
оптимизация системы документооборота в прокуратуре;
контроль за прохождением и исполнением документов в прокуратуре;
участие в пределах своей компетенции в подготовке и исполнении управленческих решений;
повышение уровня подготовки работников прокуратуры в области делопроизводства.
Основные функции канцелярии прокуратуры:
документационное обеспечение деятельности прокуратуры;
своевременная обработка поступающей и отправляемой корреспонденции,
доставка ее по назначению;
контроль за сроками исполнения документов и их правильным оформлением;
регистрация, учет, хранение и передача соответствующим должностным лицам документов текущего делопроизводства, в том числе приказов и распоряжений руководства, формирование дел и сдача их на хранение;
исполнение инструкций и других нормативно-правовых документов по ведению делопроизводства в прокуратуре;
методическое руководство организацией делопроизводства в подразделениях, контроль за правильным формированием, хранением и своевременной сдачей дел в архив, подготовка справок о соблюдении сроков исполнения документов.
Работа с документами в прокуратуре ведется в соответствии с инструкцией по делопроизводству в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации, утвержденной Приказом Генпрокуратуры России от 29.12.2011 N 450. Для эффективности делопроизводства в прокуратуре внедрена электронная система АИК «Надзор». АИК “Надзор” – автоматизированный информационный комплекс единой системы информационно-документационного обеспечения надзорного производства органов прокуратуры, созданный для автоматизации делопроизводственной и надзорной деятельности. Данный комплекс предоставляет возможность работать с электронными образами документов, осуществлять в базе данных автоматизированный поиск документов по различным критериям, организовывать контроль за исполнением документов и поручений, получать отчеты по контрольным документам, оперативно получать справку об объеме документооборота за отчетный период5.
Архив прокуратуры также является структурным подразделением, подчиненным прокурору. Деятельность архива направлена на обеспечение сохранности полученной на хранение информации, ее отбор, учет, использование, подготовку и передачу на государственное хранение, а также оперативное предоставление информации с учетом различных режимов доступа к информации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На архив возлагаются следующие задачи:
прием документов на хранение;
методическое руководство работой отделов по вопросам делопроизводства;
учет, обеспечение сохранности документов
информационное обеспечение пользователей соответствующей информацией
Архив прокуратуры выполняет следующие функции:
прием, регистрация, учет, систематизация принятых в архив дел и документов, обеспечение сохранности;
учет использования документов, хранящихся в архиве, оформление учетных документов (книг учета, материалов дел)
подготавливает и в установленном порядке передает на государственное хранение документы;
организация использования документов: информирование работников о составе и содержании документов архива
направление на основании письменного запроса материалов в другие организации и учреждения
инструктирование работников прокуратуры о порядке формирования, подготовке и сдачи документов в архив;
За период прохождения практики у меня сформировалось представление о деятельности прокуратуры, а также я получила опыт работы с юридическими значимыми документами, работы в коллективе, что важно для профессии юрист. Кроме того, прохождение практики в Хорошевской межрайонной прокуратуре сформировало у меня понимание важности работы прокуратуры по обеспечению защиты прав и свобод человека и гражданина.
studfiles.net
Полномочия заместителя прокурора и помощников прокурора.
Следующим звеном в организационной структуре прокуратуры являются заместители прокурора, а также помощники прокурора. К сожалению, законодательство о прокуратуре не дает четкого определения полномочий заместителей прокурора и помощников прокурора. Однако полномочия первого заместителя и заместителей прокурора понятны, поскольку они имеют практически те же полномочия, что и прокурор. Также данные лица полностью исполняют полномочия прокурора, в случае его отсутствия. А что касается вопроса о полномочиях помощников прокурора, то он остается дискуссионным. Совершенно очевидно, что помощники прокурора – самостоятельные фигуры, влияющие на процессуальные действия в общей системе. В основном, обязанности помощника заключаются в подготовке процессуальных актов для прокурора, который контролирует деятельность помощника, подписывая данные документы. Однако некоторые действия и решения помощник уполномочен принимать самостоятельно, например, давать письменные указания по вопросам дознания, также участвовать в судебных заседаниях, ведут прием граждан. Однако в обязанности помощника не входят действия, на выполнение которые уполномочен только прокурор и его заместители.
Канцелярия и архив прокуратуры.
Основной задачей канцелярии и архива является обеспечение документооборота прокуратуры в целях ее эффективной бесперебойной деятельности. Канцелярия является структурным подразделением и подчинена только прокурору. Основными задачами канцелярии прокуратуры являются:
совершенствование системы делопроизводства в прокуратуре;
подготовка и оформление документов в соответствии с действующими стандартами и правилами;
оптимизация системы документооборота в прокуратуре;
контроль за прохождением и исполнением документов в прокуратуре;
участие в пределах своей компетенции в подготовке и исполнении управленческих решений;
повышение уровня подготовки работников прокуратуры в области делопроизводства.
Основные функции канцелярии прокуратуры:
документационное обеспечение деятельности прокуратуры;
своевременная обработка поступающей и отправляемой корреспонденции,
доставка ее по назначению;
контроль за сроками исполнения документов и их правильным оформлением;
регистрация, учет, хранение и передача соответствующим должностным лицам документов текущего делопроизводства, в том числе приказов и распоряжений руководства, формирование дел и сдача их на хранение;
исполнение инструкций и других нормативно-правовых документов по ведению делопроизводства в прокуратуре;
методическое руководство организацией делопроизводства в подразделениях, контроль за правильным формированием, хранением и своевременной сдачей дел в архив, подготовка справок о соблюдении сроков исполнения документов.
Работа с документами в прокуратуре ведется в соответствии с инструкцией по делопроизводству в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации, утвержденной Приказом Генпрокуратуры России от 29.12.2011 N 450. Для эффективности делопроизводства в прокуратуре внедрена электронная система АИК «Надзор». АИК “Надзор” – автоматизированный информационный комплекс единой системы информационно-документационного обеспечения надзорного производства органов прокуратуры, созданный для автоматизации делопроизводственной и надзорной деятельности. Данный комплекс предоставляет возможность работать с электронными образами документов, осуществлять в базе данных автоматизированный поиск документов по различным критериям, организовывать контроль за исполнением документов и поручений, получать отчеты по контрольным документам, оперативно получать справку об объеме документооборота за отчетный период5.
Архив прокуратуры также является структурным подразделением, подчиненным прокурору. Деятельность архива направлена на обеспечение сохранности полученной на хранение информации, ее отбор, учет, использование, подготовку и передачу на государственное хранение, а также оперативное предоставление информации с учетом различных режимов доступа к информации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На архив возлагаются следующие задачи:
прием документов на хранение;
методическое руководство работой отделов по вопросам делопроизводства;
учет, обеспечение сохранности документов
информационное обеспечение пользователей соответствующей информацией
Архив прокуратуры выполняет следующие функции:
прием, регистрация, учет, систематизация принятых в архив дел и документов, обеспечение сохранности;
учет использования документов, хранящихся в архиве, оформление учетных документов (книг учета, материалов дел)
подготавливает и в установленном порядке передает на государственное хранение документы;
организация использования документов: информирование работников о составе и содержании документов архива
направление на основании письменного запроса материалов в другие организации и учреждения
инструктирование работников прокуратуры о порядке формирования, подготовке и сдачи документов в архив;
За период прохождения практики у меня сформировалось представление о деятельности прокуратуры, а также я получила опыт работы с юридическими значимыми документами, работы в коллективе, что важно для профессии юрист. Кроме того, прохождение практики в Хорошевской межрайонной прокуратуре сформировало у меня понимание важности работы прокуратуры по обеспечению защиты прав и свобод человека и гражданина.
studfiles.net
Работники прокуратуры и требования, предъявляемые к ним
8-й вопрос???
7. – Прокурор как основное должностное лицо прокуратуры. Его права и обязанности. Старшие помощники и помощники прокурора.
Прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе беспрепятственно входить на территории и в помещения поднадзорных органов, требовать предоставления необходимых документов и материалов, вызывать должностных лиц и граждан для объяснений. Прокурор (или его заместитель) приносит протест на противоречащий закону (либо нарушающий права и свободы человека и гражданина) правовой акт; требование об устранении коррупциогенных факторов в нормативно-правовых актах; вносит представление должностному лицу с требованием устранить допущенные нарушения закона и привлечь виновное должностное лицо к дисциплинарной или материальной ответственности; обращается в суд с требованием о признании такого правового акта недействительным, выносит постановление о возбуждении производства об административном правонарушении; объявляет предостережение о недопустимости нарушения закона, рассматривает и проверяет обращения граждан. Прокурор участвует в рассмотрении дел судами, при этом он вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса. Прокурор (или его заместитель) в пределах своей компетенции приносит в вышестоящий суд кассационное, частное и надзорное представление [жалобу] на незаконное или необоснованное судебное решение (приговор, определение, постановление). Осуществляя уголовное преследование в суде, прокурор выступает в качестве государственного обвинителя. Прокуроры осуществляют и иные полномочия, возложенные на них Федеральным законом «О прокуратуре РФ», процессуальным и иным законодательством Российской Федерации.
В системе прокуратуры предусмотрены должности старшего помощника прокурора и помощника прокурора, которые находятся в подчинении заместителей прокурора. Помощник является самостоятельным лицом, которое может влиять на действия в рамках процесса. Он готовит процессуальные акты на подпись прокурору. Полномочия помощника прокурора позволяют ему самостоятельно предпринимать ряд процессуальных действий, например, давать следователю поднадзорных органов письменные указания по вопросам следствия. В обязанности помощника не входят действия, на выполнение которые уполномочен только прокурор и заместитель, например, санкционирование обыска, выемка документов, заключение под стражу, помещение в психиатрическое лечебное учреждение и другое.
8. – Требования, предъявляемые к кандидатам на должности прокуроров. Классные чины и аттестация.
Статья 40.1. Требования, предъявляемые к лицам, назначаемым на должности прокуроров
1. Прокурорами могут быть граждане Российской Федерации, имеющие высшее юридическое образование, полученное в образовательном учреждении высшего профессионального образования, имеющем государственную аккредитацию, и обладающие необходимыми профессиональными и моральными качествами, способные по состоянию здоровья исполнять возлагаемые на них служебные обязанности.
На должности помощников прокуроров прокуратур районов, городов и приравненных к ним прокуратур в исключительных случаях могут назначаться лица, обучающиеся по юридической специальности в образовательных учреждениях высшего профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию, и окончившие третий курс указанных образовательных учреждений.
2. Лицо не может быть принято на службу в органы и учреждения прокуратуры и находиться на указанной службе, если оно:
имеет гражданство иностранного государства;
признано решением суда недееспособным или ограниченно дееспособным;
лишено решением суда права занимать государственные должности государственной службы в течение определенного срока;
имело или имеет судимость;
имеет заболевание, препятствующее поступлению на службу в органы и учреждения прокуратуры и исполнению служебных обязанностей прокурорского работника. Порядок медицинского освидетельствования лица на предмет наличия (отсутствия) заболевания, препятствующего поступлению на службу в органы и учреждения прокуратуры и исполнению служебных обязанностей прокурорского работника, перечень заболеваний, препятствующих поступлению на службу в органы и учреждения прокуратуры и исполнению служебных обязанностей прокурорского работника, и форма медицинского заключения о наличии (отсутствии) заболевания, препятствующего поступлению на службу в органы и учреждения прокуратуры и исполнению служебных обязанностей прокурорского работника, утверждаются Правительством Российской Федерации;
состоит в близком родстве или свойстве (родители, супруги, братья, сестры, дети, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с работником органа или учреждения прокуратуры, если их служба связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;
отказывается от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, если исполнение служебных обязанностей по должности, на которую претендует лицо, связано с использованием таких сведений.
3. Лица принимаются на службу в органы и учреждения прокуратуры на условиях трудового договора, заключаемого на неопределенный срок или на срок не более пяти лет.
4. Лица, обучающиеся по юридической специальности в образовательных учреждениях высшего профессионального образования с оплатой обучения Генеральной прокуратурой Российской Федерации, а также прокурорские работники, обучающиеся в очной аспирантуре с сохранением денежного содержания, предусмотренного абзацем вторым пункта 3 статьи 43.4настоящего Федерального закона, обязаны в соответствии с заключенными с ними договорами проработать в органах или учреждениях прокуратуры не менее пяти лет. При увольнении из органов или учреждений прокуратуры до истечения указанного срока, за исключением случаев увольнения по состоянию здоровья, в связи с призывом на действительную военную службу, увольнения женщины, имеющей ребенка до восьми лет, в связи с ликвидацией органа или учреждения прокуратуры, сокращением численности или штата работников (далее – организационно-штатные мероприятия), указанными лицами полностью возмещаются затраты на их обучение.
5. На должности прокурора города, района, приравненных к ним прокуроров назначаются лица не моложе 25 лет, имеющие стаж работы прокурором или следователем не менее трех лет.
На должности прокуроров субъектов Российской Федерации, приравненных к ним прокуроров назначаются лица не моложе 30 лет, имеющие стаж работы прокурором или следователем не менее пяти лет.
Генеральный прокурор Российской Федерации вправе в исключительных случаях назначать на должности прокуроров субъектов Российской Федерации, прокуроров городов, районов, приравненных к ним прокуроров специализированных прокуратур лиц, имеющих опыт работы по юридической специальности на руководящих должностях в органах государственной власти.
В системе прокуратуры Российской Федерации устанавливаются следующие классные чины:
младший юрист;
юрист 3 класса;
юрист 2 класса;
юрист 1 класса;
младший советник юстиции;
советник юстиции;
старший советник юстиции;
государственный советник юстиции 3 класса;
государственный советник юстиции 2 класса;
государственный советник юстиции 1 класса;
действительный государственный советник юстиции.
Устанавливаются следующие сроки пребывания в классном чине:
младший юрист – один год или до получения высшего юридического образования;
юрист 3 класса – два года;
юрист 2 класса – два года;
юрист 1 класса – три года;
младший советник юстиции – три года;
советник юстиции – четыре года.
Классный чин действительного государственного советника юстиции присваивается Президентом Российской Федерации.
Классные чины государственного советника юстиции 1, 2, 3 класса присваиваются Президентом Российской Федерации по представлению Генерального прокурора Российской Федерации прокурорским работникам, имеющим высшее юридическое образование.
Порядок присвоения классных чинов до старшего советника юстиции включительно и перечень должностей, по которым предусмотрено присвоение классных чинов до старшего советника юстиции, утверждаются Генеральным прокурором Российской Федерации.
studfiles.net
Онлайн-интервью с помощником прокурора города Железнодорожный Московской области Андреем Царевым | КонсультантПлюс
Онлайн-интервью с помощником прокурора города Железнодорожный Московской области Андреем Царевым
Редакция сайта “КонсультантПлюс – студенту и преподавателю” провела интервью с помощником прокурора города Железнодорожный Московской области Андреем Царевым. Он рассказал об особенностях профессии, о том, кто может претендовать на эту ответственную должность, поделился своим опытом работы в прокуратуре, а также дал несколько советов начинающим специалистам.
КонсультантПлюс: В сознании большинства людей сложилось мнение о прокуроре как о человеке, выступающем в роли государственного обвинителя на суде. Насколько верно это представление? Кто такой на самом деле прокурор? Каковы его основные обязанности?
Царев Андрей: Видеть прокурора только в роли гособвинителя ошибочно, поскольку деятельность Прокуратуры Российской Федерации намного шире. Посмотрите определение: прокуратура – это единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени страны надзор за соблюдением Конституции и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.
Именно прокуратура контролирует соблюдение прав и свобод человека и гражданина в нашей стране, следит за исполнением законов (федеральными министерствами, государственными комитетами, судебными приставами, другими госслужбами), координирует деятельность правоохранительных органов. Прокуроры участвуют в рассмотрении дел судами общей юрисдикции, арбитражными судами, опротестовывают противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления судов. Также прокуратура принимает участие в правотворческой деятельности.
Что касается второй части вопроса, то прокурор – это государственный служащий, обладающий неукоснительным авторитетом в системе государственных органов. На мой взгляд, это и должность, и профессия, и, без сомнения, призвание. Не каждый юрист может занимать эту должность, так как эта работа требует высокой профессиональной подготовки и безупречных моральных качеств.
Обязанности у прокурора могут быть очень разными – это зависит от занимаемой должности и его положения в системе органов прокуратуры.
КонсультантПлюс: Чем занимаются сотрудники различных управлений прокуратуры? Отличаются ли обязанности прокуроров различных структурных подразделений? Какое направление работы в прокуратуре может быть наиболее интересным для молодых специалистов?
Царев Андрей: В систему прокуратуры Российской Федерации входят Генеральная прокуратура, прокуратуры субъектов РФ, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры, научные и образовательные учреждения, редакции печатных изданий, являющиеся юридическими лицами, а также прокуратуры городов и районов, другие территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры. Каждое структурное подразделение прокуратуры выполняет функцию, возложенную на нее Федеральный законом от 17 января 1992 г. N 2202-I “О прокуратуре Российской Федерации”. Очевидно, что у прокуроров разного структурного уровня свои конкретные обязанности.
Что касается молодых специалистов, то все зависит от предрасположенности каждого человека. Например, тем, кому не чуждо ораторское искусство, интересно будет участие в судебных заседаниях, работа с людьми, решение вопросов общего надзора. Лично мне сначала было интересно работать в договорном отделе Управления по обеспечению деятельности прокуратуры, а сейчас больше интересен общий надзор.
КонсультантПлюс: Как становятся сотрудниками прокуратуры, какова процедура отбора? Какими качествами, знаниями и навыками должны обладать претенденты?
Царев Андрей: Требования к кандидатам на службу в прокуратуре четко регламентированы ФЗ N 2202-I.
В соответствии со ст. 40.1:
- прокурорами могут быть граждане Российской Федерации, получившие высшее юридическое образование по имеющей государственную аккредитацию образовательной программе и обладающие необходимыми профессиональными и моральными качествами, способные по состоянию здоровья исполнять возлагаемые на них служебные обязанности;
- лица принимаются на службу в органы и учреждения прокуратуры на условиях трудового договора, заключаемого на неопределенный срок или на срок не более пяти лет;
- лица, получающие высшее юридическое образование по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам на основании ученических договоров, заключенных между ними и Генеральной прокуратурой Российской Федерации, в соответствии с заключенными с ними договорами обязаны проработать в органах или учреждениях прокуратуры не менее пяти лет;
- на должности прокурора города, района, приравненных к ним прокуроров назначаются лица не моложе 25 лет, имеющие стаж работы прокурором или следователем не менее трех лет;
- на должности прокуроров субъектов Российской Федерации, приравненных к ним прокуроров назначаются лица не моложе 30 лет, имеющие стаж работы прокурором или следователем не менее пяти лет.
Генеральный прокурор вправе в исключительных случаях назначать на должности прокуроров субъектов РФ, прокуроров городов, районов, приравненных к ним прокуроров специализированных прокуратур, лиц, имеющих опыт работы по юридической специальности на руководящих должностях в органах государственной власти.
Чтобы определить соответствие занимаемой должности проводится аттестация прокурорских работников. Такую проверку проходят прокурорские работники, имеющие классные чины или занимающие должности, по которым предусмотрено присвоение классных чинов.
КонсультантПлюс: Расскажите о начале вашей работы в прокуратуре. С чего вы начинали, как строилась ваша профессиональная карьера?
Царев Андрей: Изначально я не ставил своей целью работать в прокуратуре, но сейчас понимаю, что это место, где я могу полноценно применить полученные знания и оказать реальную помощь обществу.
До работы в прокуратуре я работал в органах внутренних дел и одновременно учился в Российской академии правосудия. По окончании академии я принял участие в конкурсе на замещение должности государственного гражданского служащего, ведущего специалиста договорно-правового отдела управления по обеспечению деятельности органов прокуратуры Московской области. Отбор я прошел, так я стал ведущим специалистом указанного управления и проработал в должности чуть больше 3 лет.
Пока шла служба, я стоял в очереди на должность помощника прокурора города Железнодорожного. В 2013 г. приказом прокурора Московской области я назначение на эту должность, где и работаю до сих пор.
КонсультантПлюс: Расскажите об одном вашем рабочем дне. Что делаете, какие дела занимают большую часть рабочего времени?
Царев Андрей: Я принимаю участие в судебных заседаниях, рассматриваю поступившие в прокуратуру обращения по вопросам нарушения федерального законодательства, осуществляю надзор за судебными приставами, надзор за исполнением законодательства.
Прихожу на работу в 8-30, составляю план на день. В 9-00 оперативное совещание. После рассматриваю обращения, провожу проверку по обращениям или по поручению прокуратуры Московской области, в ходе которой осуществляю опрос причастных к проведению проверки лиц. В соответствии с назначенным судом временем принимаю участие в судебных заседаниях. Согласно годовому плану прокуратуры города провожу проверки возложенных на меня надзоров. Выполняю устные поручения курирующего заместителя прокурора, прокурора города. Но, конечно, большую часть моего времени занимает бумажная работа.
КонсультантПлюс: Назовите преимущества вашей работы, ее основные риски.
Царев Андрей: Преимуществом службы в органах прокуратуры является незаменимый юридический опыт во всех сферах жизнедеятельности граждан. Основным риском является ответственность за неправильно принятые решения.
КонсультантПлюс: Можете ли вы вспомнить самый успешный эпизод из своей прокурорской практики?
Царев Андрей: Вот один такой случай. Мы проверяли, как муниципальные бюджетные учреждения следуют законодательству при реализации национального проекта “Здоровье”. Были выявлены факты нарушения Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд”. В результате все выявленные нарушения были устранены, а виновные лица привлечены к административной ответственности.
КонсультантПлюс: Вы сказали, что риском в вашей работе является ответственность за неправильно принятые решения. Сложно ли психологически решать судьбы людей? Бывают ли периоды, когда вы жалеете о выборе этой профессии?
Царев Андрей: В работе я сталкивался с разными жизненными ситуациями. Судьбу людей решают сами люди, моя же задача пресекать правонарушения и восстанавливать законность. Я считаю, что профессионализм сотрудника прокуратуры в первую очередь зависит в его терпимости и беспристрастности при принятии решения. Важно ни в коем случае не поддаваться эмоциям и действовать только в рамках действующего законодательства. Я не жалел, не жалею и не буду жалеть о выбранной профессии. Работа в прокуратуре изменила меня только в лучшую сторону.
КонсультантПлюс: Как вы обычно отдыхаете после работы? Какую читаете литературу, какие смотрите фильмы? Смотрите ли вы фильмы и сериалы про прокуроров?
Царев Андрей: После работы я провожу время со своей семьей. Из книг я предпочитаю исторические романы. Фильмы и сериалы, которые затрагивают мою профессию, я не смотрю, поскольку “работа должна быть на работе”.
КонсультантПлюс: Как и любой юрист, прокурор не может обойтись без справочных правовых систем. Назовите, пожалуйста, 3 причины, почему молодым специалистам стоит использовать КонсультантПлюс в своей работе?
Царев Андрей: Полнота нормативной базы. Удобная поисковая система. Постоянное обновление. А также возможность использования КонсультантПлюс в любом месте.
КонсультантПлюс: Что вы посоветуете нашим читателям – студентам юридических факультетов, которые хотели бы работать в прокуратуре: к чему они должны готовиться заранее и как им правильно выстроить свой профессиональный путь, чтобы добиться успеха?
Царев Андрей: Чтобы стать сотрудником прокуратуры, надо, прежде всего, иметь желание работать в этой профессии. И еще очень хорошо знать российское законодательство. Пройдите практику в органах прокуратуры, постарайтесь проявить себя. И будьте самостоятельными при принятии решений.
КонсультантПлюс: Благодарим вас за то, что нашли время ответить на наши вопросы!
Интервью подготовлено
корреспондентами компании “КонсультантПлюс” О. Гвоздевой, А. Епифановой
Профессия помощник прокурора
Профессия прокурор
www.consultant.ru