Сколько граней у бриллианта: все об огранке алмазов
Древние индусы верили, что алмаз образован из 5 элементов — ветра, воды, огня, земли и энергии. В чем-то они были правы: на глубине 200 км под землей, под воздействием высокой температуры и давления в расплавленной горной породе рождаются самые прочные и загадочные кристаллы на Земле. Но сразу после добычи эти кристаллы не представляют интереса — нужен ни один день кропотливой работы специалистов, чтобы бесформенный и шероховатый камень засиял в лучах солнца и получил гордое название бриллианта. Бриллиант — это ограненный алмаз, и от того, сколько граней у бриллианта, его веса, цвета и прозрачности зависит его конечная стоимость. Даже сотая доля карата может добавить треть стоимости бриллианта, а дефекты, наоборот, — снизить, поэтому чаще всего сырьевые алмазы режут на части, а затем при помощи специального сканера и трехмерного моделирования просчитывают оптимальный способ огранки.
Огранка бриллиантов: экскурс в историю
Такая бриллиантовая огранка считалась эталонной вплоть до 1919 года, когда русский математик Марсель Толковский с помощью точных расчетов получил идеальные пропорции граней бриллианта. При ней свет попадает через верхнюю плоскую часть бриллианта, называемую «короной», и преломляется в нижних гранях, создавая радугу. Его способ огранки алмаза называется «русская огранка» (Russian cut), на выходе получается бриллиант на 57 граней. Сейчас она считается классической.
В 1961 году Арпад Неджи превзошел результат Толковского, увеличив количество граней до 65. Квадратная форма бриллианта с таким количеством граней называется «принцесса», или «идеальная огранка» из-за ее четкой симметрии.
Как алмаз становится бриллиантом
Если вы думаете, что реально огранить алмаз в домашних условиях, поспешим вас разочаровать. В наши дни до огранки минерал проходит несколько этапов подготовки. Сначала камень оценивают эксперты, которые определяют степень его ювелирности: цвет, чистоту, количество дефектов. Из одного неограненного алмаза может получиться несколько бриллиантов, если огранщики решат, что более мелкие камни окажутся дороже самого крупного. Подробнее о разнице между алмазом и бриллиантом →
Чтобы найти крупные камни, руду в спецмашинах просвечивают рентгеном — алмазы имеют свойство светиться еще некоторое время после облучения. После этого на неограненный алмаз наносится разметка так, чтобы отсечь как можно меньше, и бриллиант получился как можно больше. Но, прежде чем попасть в руки огранщику, алмазы проходят еще один уровень обработки — обдирку.
Как гранят алмазы:
- Сначала специалист визуально оценивает сырьевой алмаз, подыскивая оптимальный способ обработки и разделения его на части. Затем наносит разогретый клей на держатель над резцом пилы, покрытым алмазной крошкой и специальным маслом. На то, чтобы распилить один средний сырьевой алмаз, в среднем, ушло бы до 4 часов времени.
- Второй этап процесса – шлифовка, или придание сырьевому алмазу формы. Исходная форма задается компьютером при помощи 3D-моделирования, после чего огранщик устанавливает алмаз на ограночном киче (несущем рычаге) и надежно закрепляет его. Затем он прижимает к камню чугунный диск, который, вращаясь, стачивает все шероховатости, оставленные алмазным резцом. Они едва соприкасаются, но при этом все пороки превращаются в пыль. Процесс стачивания занимает еще 3-4 часа.
- Непосредственно гранение начинается с площадки – верхней плоской грани камня. Вслед за площадкой ограняются венчики, под таким углом, чтобы они оптимально сошлись в нижней части изделия. Специалист внимательно следит за тем, чтобы грани находились зеркально по отношению друг к другу, максимально отражая и рассеивая свет, попадающий в камень. Ведь именно так определяется качество огранки бриллианта. В этом ему помогает прибор, который замеряет углы граней у алмаза и придает им наклон в 42°.
- Затем специалист наносит грани, которые находятся сразу под плоской площадкой, так называемую корону. А потом высекает пояс — кольцо из граней, которое отделяет корону от венчиков.
- Завершающий штрих на превращении алмазов в бриллианты добавляет кислота – она удаляет с ограненных камней остаточную пыль.
Виды огранки алмазов
Вес драгоценных камней измеряется в единицах, называемых каратами. Один карат равен 0,2 грамма. После всех подготовительных работ на непосредственно огранку бриллианта весом в 1 карат уходит 3-4 часа.
Финальный тип огранки бриллианта зависит от его веса:
- 17 граней получают бриллианты весом до 0,03 карата;
- 33 грани – от 0,03 до 0,05 карат;
- классическую алмазную огранку Толковского на 57 граней – бриллиант, имеющий вес от 1 карата и выше.
Сколько граней алмаза можно получить из самых крупных экземпляров? 102. Такая огранка получила название «величественной».
Рассмотрим самые популярные виды огранки бриллиантов.
Круглая
Круглая огранка на 17 и 57 граней — наиболее часто встречающийся вид, применяющийся для самых крупных алмазов. Ювелирные мастера всего мира считают, что именно при такой огранке луч света, попадающий в камень через верхнюю площадку, максимально преломляется, отражается от нижних граней и распадается на весь спектр калейдоскопом цветов. Он также позволяет добиться наибольшей стоимости изделия.
В зависимости от размера и веса, камни с круглой огранкой бывают также на 33, 73, 86 (королевская огранка), а самые большие — на 102 (величественное сияние) грани.
Овальная
Такая форма камня придает своей обладательнице изящества и подчеркивает стройность ее пальцев, запястий или шеи.
Принцесса
Квадратная или прямоугольная огранка бриллианта «принцесса» на самом деле является пирамидальной. Уходящий вглубь изделия шип позволяет не только надежно закрепить камень в оправе, но и сохранить его кристаллическую решетку, увеличив итоговую массу и, соответственно, его стоимость.
Сердце
Классическая алмазная огранка для мужчин, которые готовятся сделать предложение руки и сердца своей возлюбленной. Формы огранки бриллиантов «сердце» традиционно имеют 57 или 58 граней, а соотношение длины и ширины должно быть один к одному – высокое качество огранки бриллиантов минимизирует риск повреждения драгоценного камня при случайном падении украшения.
Роза
Последний писк ювелирной моды – огранка бриллиантов в виде цветов. Огранка «роза», или «розетта» чаще всего применяется для небольших камней весом в 1-2 карата, а самыми ярыми ее поклонницами являются юные леди. Особенностью формы является то, что у этих камней нет шипа – низ плоский. А верх имеет 24 грани, что делает их похожими на еще не раскрывшиеся бутоны цветка.
Капля
Эта группа огранки также имеет название «груша» и не выходит из ювелирной моды уже более ста лет. Каплевидные камни чаще всего вставляют в серьги или кольца. Красота их сверкания наиболее раскрывается при мягком свете свечей. Применяется этот вид для крупных и средних алмазов высокой чистоты.
Теперь мы знаем, как делают огранку и какие есть виды огранки бриллиантов, а также по каким критериям оценивается граненый алмаз в ювелирном искусстве. Таблица классификации бриллиантов по чистоте →
kamen.expert
виды и способы огранить бриллиант
Приветствуем, друзья! Легендарная фраза из кинофильма «Жестокий романс» «Дорогой бриллиант дорогой и огранки требует» – истинная правда. И пусть в кино она имела метафорический смысл, мы сегодня докажем, насколько важен процесс огранки в создании самых великолепных экземпляров алмазного производства. Это финальный этап создания и обработки камня, от которого зависит, как он заиграет, раскроет всё своё великолепие и внутреннее свечение.
Только представьте: черный невзрачный кусок углерода в процессе обработки превращается в восхитительный граненый бриллиант. Остается только догадываться, сколько труда стоит за этим, какие усилия прилагает мастер. Огранка алмаза призвана отточить минерал настолько, чтобы его внутренний огонь и магия стали видны, заворожили и отдали владельцу всю свою притягательность. При этом важно не израсходовать изначальный материал больше нужного, сохранить его массу по максимуму.
Первые эксперименты в огранке
Если учесть при этом высочайшую плотность камня и ручную его обработку, можно предположить, что умелый огранщик в современном ювелирном деле ценится едва ли не больше самих бриллиантов.
Когда же человечество осознало, что ограненный алмаз выглядит намного интереснее и изящнее своего необработанного собрата? Историки отмечают первые попытки обработать камень еще во времена Средневековья. На неровном самоцвете методом шлифовки создавали плоскости, способные преломлять световые лучи. Сначала грани (другое их научное название – фацеты) наносились хаотично, но со временем обрели определенный порядок.
Одна из первых известных огранок – индийская, заключалась в создании восьмигранника из дикого камня. При этом у минерала имелась заостренная вершина, а сама природная форма практически не изменялась.
С появлением более совершенного оборудования, эксперименты в обработке алмаза стали еще более удачными, появились различные виды и формы.
Интересно знать! Бриллиант – это не только современное название драгоценного камня, но и самый популярный вид огранки алмаза. Связывают его появление с именем Марселя Толковски, который первым в 1919 году рассчитал порядок преломления лучей в алмазе и предложил использовать круглую форму и бриллиантовую огранку для лучшего раскрытия эстетики и внутренней силы камня.
Такой способ помогает свету проникнуть внутрь самоцвета через верхнюю площадку, преломиться там в нижних гранях и, превратившись в радугу, выйти наружу. Для человеческого глаза это выглядит как блеск и свечение, которые завораживают мгновенно. Именно за чарующую игру света мы и любим эти драгоценные камни.
Как ограняют алмазы
Когда вы видите конечный продукт, вы вряд ли задумываетесь над тем, как он производился и скольких трудов стоил своим создателям. Также и с бриллиантом. Пока вы не вникнете в тонкости процесса, не начнете ценить свои украшения, как следует.
Мы решили посвятить вас в святая святых и рассказать, как и чем делают те самые грани, превращающие неограненный камень в волшебный и желанный всеми бриллиант.
- Кристалл раскалывают. Случается, что при рентгеновском излучении обнаруживаются дефекты внутри минерала, и тогда требуется их удалить.
- На специальном станке алмаз обдирают, придавая ему углы и грани.
- Собственно шлифовка происходит на железном полировальном круге. На него предварительно насыпают алмазный порошок, именно он помогает оттачивать камушек до почти идеального состояния. Получается, что алмаз «обрабатывает сам себя».
- Полировка. Финальный этап придания бриллианту лоска.
Когда процесс уже налажен и мастер приспособился и наработал большой опыт, производство качественных, без дефектов, камней идет как по маслу. Если же опыта недостаточно, возможны ошибки, из-за которых бриллианты бракуют за несоответствие стандартам качества.
Например, чересчур большой купол ведет к неправильному отражению света. Он будет выходить наружу не через верх, а через нижнюю часть изделия. Несоразмерно большая высота тоже приводит к браку.
Если на крупный экземпляр нанести слишком большие грани, он не будет играть и преломлять лучи, из-за чего выглядеть будет тусклым и не бриллиантом вовсе.
Ну а когда на мелком камушке граней маловато, он больше будет походить на молочного цвета самоцвет, а не на легендарный и шикарный бриллиант. Одним словом, малейшая ошибка – и камень вместо прилавка фешенебельного ювелирного бутика оказывается в коробке с надписью «брак», а сам мастер, с большой вероятностью, остается без работы.
Перед огранкой важно учесть и природную форму камня, со всеми его дефектами. Чтобы свести к минимуму потери драгоценного исходника, лучше предварительно составить модель готового изделия на компьютере.
Ну что, способы обработки рассмотрели, пора и видами огранок полюбоваться. Заодно и примените сегодняшние знания на практике. Если у вас дома есть «сокровищница» с бриллиантами, открывайте и рассматривайте. Нет? Не беда. Это прекрасный повод наведаться в ювелирный с любимым человеком и удивить его своими знаниями в области драгоценностей!
Виды огранок бриллиантов
- Круглый. Тот самый легендарный, который изобрел Толковски, по сей день самый востребованный и универсальный. Однако есть у него и минус: очень уж много материала идет в расход, вернее, в отходы. Ведь чтобы достичь идеальной круглой формы, природный алмаз долго обтачивают и полируют, снимая с него «стружку».
- Принцесса. Узнать этот вид огранки можно по квадратной форме с острыми углами. Он не отличается таким же изяществом, как предыдущий, но потеря массы при его шлифовке минимальная. В ювелирном мире этот вид оценивается довольно высоко, но при покупке важно обратить внимание на уголки, они должны быть хорошо закреплены и не иметь дефектов, иначе камушек может выпасть из оправы и потеряться.
- Груша. Эта огранка настолько нежная, что подчеркнет хрупкость молоденьких своих хозяек, а зрелым дамам подарит свежесть и притягательность. Особенно хорошо смотрится этот вид в сережках и кулонах, а заключенный в перстень он зрительно удлинит пальчики рук.
- Маркиза. Мало кто знает, но по легенде этот вид изобрел король Луи 14-й для своей Маркизы де Помпадур. Вернее, бриллиант обрабатывали по его заказу. Он хотел, чтобы камень непременно повторил улыбку зазнобы и не прогадал. Удлиненная форма «лодочки» получилась настолько утонченной, что божественно смотрится на любой женской ручке, придавая ее аристократичность, а смой обладательнице украшения – шарм.
- Овал. Уже по названию ясно, какой формы сей алмаз. Он отлично вписывается не только в перстни, но и кулоны и серьги. Если вам посчастливится обладать целым гарнитуром с овальными бриллиантами, вы станете вдвое очаровательней, ведь овальные сережки сделают лицо более выразительным, а кулон ненавязчиво создаст акцент на красивом декольте.
- Сердце. Довольно молодой вид огранки, обожаемый романтиками и ценителями необычных эксклюзивных бриллиантов. Обычно эти камушки одинаковы и в длину, и в ширину, а технология их обработки очень многоэтапна и сложна. «Сердечные» алмазы поэтому и стоят дороже других, но эта красота по своему великолепию бесценна.
- Изумруд. Восьмиугольная огранка бриллианта, прямоугольного по форме. Есть мнение, что свет при этой огранке не столь разнообразно преломляется, зато вспышки и блики получаются более яркими. Этот вид не так распространен, как остальные, но, несомненно, заслуживает внимания и восхищения.
- Ашер. Имеет больше «ступенек», чем изумруд, и квадратную форму. За счет многоярусности эффект бликовости и игры света достигается невероятный. Вот за что ценят и любят эту огранку.
Наверняка, через пару лет изобретут еще множество новых разновидностей, ведь популярность бриллиантов растет. Люди хотят не просто роскоши, а грамотных вложений в свое будущее, а драгоценные камни для этого подходят как нельзя лучше.
Что ж, ждем новых изысканных экземпляров, о которых мы непременно сразу расскажем и покажем на фото. Уж если что и стоит внимания, так настоящие творения природы, заботливо преобразованные руками человека в вечные произведения искусства! До новых встреч, ценители украшений!
Команда ЛюбиКамни
lubikamni.ru
сколько граней у алмаза, виды и формы
Один из главных параметров, определяющих стоимость бриллианта – его огранка. Именно от нее зависит внешний вид и свойства обработанного алмаза. Это сложная и кропотливая робота, и малейшая ошибка может испортить будущее изделие.
История и современные виды огранки
Хотя человечество пользуется алмазами уже на протяжении нескольких тысячелетий, их огранка стала распространенной практикой всего несколько столетий назад. Вопреки всеобщему заблуждению, впервые эти драгоценные камни были обработаны в Европе, а не в Индии, и в XIV веке, а не несколько тысячелетий назад.
Первая «огранка» бриллианта заключалась в выравнивании слишком неровных поверхностей камня для придания ему большей прозрачности. Вследствие этого вершина минерала ставала более острой, поэтому его называли «острый камень». Но в данном случае форма камня почти не менялась, поэтому огранкой в современном понятии это назвать нельзя.
Первые шаги к современной обработке алмазов были сделаны в XVI веке. Именно тогда получила распространение «огранка площадкой». Суть ее заключалась в появлении внизу или вверху камня небольшой площадки, так называемой каллеты, которая являлась дополнительной гранью.
Популярной также была огранка «розой». Низ камня был плоским, а верхняя часть обрабатывается в виде купола (первые шаги в этом направлении были сделаны в XV веке). Но такой бриллиант еще не имел 57 граней, поэтому не может в полной мере им считаться.
Хотя назвать конкретного мастера, который положил начало форме огранки, применяемой сегодня к бриллиантам уже невозможно, большую роль в этом сыграл венецианец Винченцо Перуцци.
Именно он начал наносить грани на нижнюю часть алмаза, выполненную в форме конуса. Огранка Перуцци в будущем получила название «бриллиантовая», но она еще имела 57 граней.
58 грань была добавлена в XIX веке после открытия бразильских алмазных месторождений. Хотя в это столетие подобная огранка считалась очередным временным веянием моды, она стала классической и сохранилась до сих пор.
В XXI веке наиболее распространены следующие виды огранки бриллиантов:
Бриллиантовая огранка. Используется чаще всех других и является самой популярной. И, по мнению многих специалистов, самой красивой. Такой вид обработки применяется как для крупных, так и для маленьких алмазов (17 фасетов). Попадая через верхнюю площадку камня, свет преломляется, отражаясь от нижних фасетов.
Данный вид огранки, как правило, связывают с Марселем Толковски, который в начале ХХ века на основании геометрических расчетов обрабатывал круглые алмазы. Сегодня обработка алмаза для получения круглого бриллианта может производиться по одной из четырех технологий огранки:
- Реча.
- Толковски.
- Джонсона.
- Скандинавской огранки.
Бриллиантовая огранка имеет значительный недостаток, который заключается в том, что алмаз во время обработки сильно теряет свой вес. Поэтому цены на такие изделия весьма высоки.
- Ступенчатая. Встречается среди квадратных, прямоугольных и трапециоидных форм бриллиантов. Фасеты при такой огранке располагаются параллельно грани, которая разделяет камень на нижнюю и верхнюю части. Хотя подобная обработка позволяет выделить цвет ограненного камня, прозрачность и его чистоту, она уступает в плане демонстрации «игры» света.
- Смешанная. Позволяет сохранить вес камня, придавая ему при этом такие же свойства, как классическая бриллиантовая огранка. Именно это вид обработки поверхностей алмаза применяется для получения бриллианта «Принцесса», уступающего в популярности только первому виду обработки.
На этом разнообразие бриллиантов не заканчивается. В рамках одного вида огранки или комбинируя сразу несколько, огранщики создали десятки разнообразных форм этих драгоценных камней.
к оглавлению ↑Популярные формы бриллиантов
Форму огранки определяет контур рундиста. Рундист – это тонкая грань, которая опоясывает бриллиант. По ней также определяют верхнюю и нижнюю части камня. Самая популярная форма огранки – круглая. Подобные изделия пользуются большим спросом и признаны многими мастерами самыми красивыми.
Общепринятое количество фасетов – пятьдесят семь. Но то, сколько граней у бриллианта будет выделено, зависит и от размера исходного алмаза. Для упрощения мелким камням придают 17 граней. В то же время большие бриллианты круглой формы могут иметь семьдесят четыре и даже сто две грани (величественная огранка).
Среди круглых бриллиантов выделяются изделия, имеющие восемьдесят шесть граней. Подобная огранка бриллиантов называется королевской. Нижняя часть таких камней имеет тридцать шесть граней, верхняя – сорок девять. Эту форму огранки используют при обработке больших камней, для которых нанесение пятидесяти семи граней будет неуместным.
Среди большого количества форм бриллиантов, следует выделить следующие виды:
- «Принцесса». Бриллиант под названием «Принцесса» уступает по популярности только камням круглой формы. Представляет собой бриллиант, имеющий квадратный или прямоугольный рундист и обладающий острыми углами. Нижняя часть, если перевернуть камень, напоминает пирамиду. При такой форме огранки теряется меньше веса исходного алмаза, поэтому ограненные камни стоят дешевле своих круглых аналогов, имея при этом до шестидесяти восьми граней.
- «Маркиз». Имеет челновидную форму. Назван в честь Маркизы де Помпадур, которой Людовик XV подарил алмаз, напоминающий ее улыбку. Имеет продолговатую форму с клиновидными концами. В процессе обработки создается пятьдесят пять фасетов.
- «Груша». Такой бриллиант – сочетание двух форм (круглой и «Маркиз»). Подобными изделиями часто инкрустируют подвески и сережки. Иногда используются в кольцах. Напоминает по виду каплю с пятьюдесятью шестью гранями.
«Овал». Такая огранка алмаза была введена более пятидесяти лет назад. Имеет вытянутую форму. Игра цветов такая же, как у круглых аналогов, но благодаря большей верхней площадке, овальные изделия выглядят более массивными, имея при этом пятьдесят семь граней. Как правило, используется для инкрустации колец и подвесок вместе с меньшими камнями (17 граней).
Виды огранок
- «Сердце». Огранка «Сердце» сложна в исполнении, но хорошо скрывает дефекты камня. По понятным причинам пользуется большой популярностью среди влюбленных. Однако сложность обработки является причиной дороговизны подобных изделий. Бриллиант в форме сердца имеет от пятидесяти семи до пятидесяти восьми граней, в зависимости от конкретного изделия.
- «Изумруд». Используется при обработке больших алмазов. Из-за больших размеров, любой дефект алмаза будет очень хорошо заметен, поэтому используется только сырье высокого уровня качества. Подобные условия выдвигаются и к обработке в форме «Ашер».
- «Радиант». Самый молодой вид огранки (был впервые применен не более тридцати лет назад). Такие бриллианты имеют форму равностороннего треугольника. Количество фасетов зависит от огранщика, но чаще всего встречаются варианты с шестьюдесятью пятью или семидесяти четырьмя гранами.
К редко встречающимся формам бриллиантов относятся:
- «Магма». Бриллиантовая огранка со ста двумя гранями. Главные фасеты верхней части камня разделены в направлении рундиста, образовывая две равные грани в форме треугольников.
- «Хайлайт». Имеет семьдесят четыре грани. Между главными фасетами присутствует три клина, вместо привычных двух.
- «Барион». Корона выполнена в «Изумрудной» огранке, павильон – в форме бриллиантовой огранки. У камня шестьдесят две грани.
- «Троидиа». Форма огранки была запатентована в 70-ых годах прошлого века. Имеет сорок семь граней. Для обработки могут использоваться исключительно треугольные плоские алмазы.
Конкретная форма бриллианта, как и количество его граней, влияют на цену камня. Наименее дорогие драгоценности инкрустируют изделиями с 17 гранями. При изготовлении более дорогих украшений используются бриллианты с большим количеством фасетов.
к оглавлению ↑Огранка алмаза: описание процесса и его продолжительность
Обработка алмаза – длительное и кропотливое дело. Любая ошибка в процессе огранки может существенно снизить стоимость конечного изделия, либо вообще обесценить его. Современный процесс обработки состоит из следующих этапов:
- Предварительный осмотр.
- Разметка.
- Распиливание.
- Обдирка.
- Шлифовка.
- Полировка.
- Обработка после изготовления.
В первую очередь производится осмотр исходного материала. Специалист определяет, как его лучше всего обработать, обращая при этом внимание на присутствующие дефекты и неравномерности окраски. На этом этапе также подбираются возможные формы огранки бриллиантов.
Во время разметки специалист ориентируется на присутствующие дефекты и подбирает такую разметку, которая их скроет. Для проведения данной процедуры необходимы большой опыт и знания в сфере огранки, поскольку именно на этом этапе определяются свойства будущего бриллианта.
После разметки исходный алмаз распиливают на части, которые в дальнейшем будут обрабатываться по отдельности. При обработке алмаза специалисты стараются использовать как можно больше его материала, поэтому с мелких частей могут производиться небольшие бриллианты с 17 фасетами. Для распила используются специальные алмазные диски, в некоторых случаях оборачивающиеся со скоростью до восьми тысяч оборотов в минуту. Для охлаждения обрабатываемого материала используется вода.
Далее частям распиленного алмаза придают форму в процессе обдирки. Это только предварительная, грубая форма, но контуры будущего изделия начинают появляться после проведения данной процедуры. Для обдирки используется алмазный резец. Кроме того, эта процедура может проводиться с использованием круга, армированного алмазами.
Самая трудоемкая и ответственная часть обработки алмазов – шлифовка с последующей полировкой. Для шлифовки драгоценных камней используются специальные станки, оснащенные вращающимися ограночными дисками. Алмаз при этом крепится к специальному приспособлению, позволяющему повернуть его на требуемый угол. Первыми шлифуются верхние грани, затем начинается шлифовка нижних фасетов.
После дополнительной обработки, которая заключается в промывании, высушивании и кипячении в серной кислоте, камни оценивают и упаковывают. В большинстве случаев вышеописанные процедуры проводятся разными людьми. То есть, перед тем как алмаз превратится в бриллиант, с ним успевает поработать множество специалистов. В особенности это касается крупных промышленных предприятий,
Невозможно указать точное время обработки бриллианта: этот процесс состоит из множества этапов и на каждом из них могут возникать определенные трудности. К примеру, для того чтобы распилить всего одни алмаз, может потребоваться от тридцати минут, до нескольких часов.
В особых случаях эта процедура может занять несколько дней. Некоторые виды огранки алмазов приходится делать несколько лет. Например, на огранку камня «Золотой юбилей», подаренного впоследствии монарху Таиланда, ушло два года.
Таким образом, первые попытки обработки алмазов предпринимались еще в XIV веке. Сегодня выделяют три основных вида огранки, при комбинировании которых получаются бриллианты разных форм. Круглый бриллиант – самый распространенный вид этих драгоценных камней. Но при их огранке теряется много материала, что сказывается на конечной стоимости.
Огранка алмаза – длительный и трудоемкий процесс. Он состоит из множества этапов, каждый из которых требует определенных знаний и опыта.
На обработку некоторых камней уходят года. Все зависит от размера камня и количества фасетов (от 17 до 102 и более).
gems-and-jewels.ru
Алмаз неограненный: как выгладит будущий бриллиант
Неограненный алмаз – твердый минерал природного происхождения, без огранки и полировки, неказистого вида и с полным отсутствием блеска. Только полная и тщательная алмазная обработка делает его дорогостоящим бриллиантом. Понять причину высокой стоимости кристаллов поможет ответ на вопрос: как и чем обрабатывают алмазы.
О характеристиках
Вид камней зависит от порядка построения атомов, кристаллическая решетка которых выглядит как куб с четырьмя атомами углерода в центральной части и по одному на каждой вершине. Необработанные алмазы очень прочны, что обусловлено их специфическим строением. Помимо чистого углерода в составе могут присутствовать железо, магний, кальций в незначительном количестве.
Алмазы без огранки различаются по:
- плотности;
- цвету;
- назначению — технические и ювелирные;
- физико-химическим свойствам;
- размерам, в зависимости от массы — бывают мелкими, крупными, средними.
Неограненный, необработанный алмаз имеет различные формы, но чаще похож на восьмигранник, куб, двенадцатигранник, в том числе ромбический. Встречаются кубические экземпляры, среди которых редко попадаются вызывающие ювелирный интерес. Некоторые добытые алмазы и вовсе напоминают бесформенные глыбы.
Цветовая гамма камня разнообразна. Преимущественно попадаются бесцветные и желтоватые минералы, изредка красные, розоватые, коричневатые, сероватые, голубые, черные и даже синие. Редко в природе встречаются зеленые экземпляры. Отличием кристаллов друг от друга являются не только цвет или форма, но и степень прозрачности.
Оттенки зависят от того, какие включения и примеси содержит камень, полученного им в природных условиях радиационного облучения и структурных особенностей. Большая часть минералов окрашена неравномерно, например, один цветной слой или несколько оттенков.
Твердость алмазов получила наивысшую, десятибалльную оценку по шкале Мооса после сравнения с другими минералами. Их название в переводе с греческого звучит как «неуязвимый». Правители Древней Греции считали камни символом могущества.
Особенности камней
Каждый камушек имеет свои особенности, именуемые «включениями». Именно они придают ему уникальность и несхожесть с себе подобными.
Включением считается:
- наличие пустот внутри;
- вкраплений посторонних веществ;
- трещинок.
Многих людей интересует вопрос о том, чем обрабатывают алмазы. Камни настолько прочны, что разрезать их можно только при помощи таких же камней. Алмаз называют самым твердым, но и одновременно хрупким минералом природного происхождения. Он с легкостью разбивается при падении. Его можно поджечь, используя обыкновенную увеличительную лупу. Температура возгорания составляет 700°С и выше.
Сильные кислоты не способны навредить минералу и ухудшить его вид, структуру, цвет. Окисляющее воздействие оказывают на алмазы сода и селитра, а точнее – их щелочные растворы.
Самоцвет обладает люминесцентными свойствами, что превращает его в индикатор, определяющий наличие радиоактивных частиц. Их присутствие выдают электрические импульсы и световые вспышки.
Немного о добыче
Добывают алмазы в России, на территории Конго, ЮАР, Намибии. Небольшие месторождения есть в Канаде, Австралии, Анголе, Ботсване. Алмазная разработка – дорогостоящий и требующий сил процесс. До середины прошлого века местом поиска самоцветов преимущественно были вторичные месторождения, образование которых произошло вследствие разрушения горных пород. Процесс выглядел, как добыча золота: песок из реки при помощи лопат помещался в сито и просеивался, а затем промывался.
Самые объемные запасы будущих бриллиантов кроются в первичных породах, называемых «кимберлитовыми трубками».
Подготовка к добыче осуществляется двумя этапами:
- Образование 600-метрового углубления при помощи взрывчатки.
- Прокладывание шахт.
Руду, добытую из земных недр, доставляют на фабрики для измельчения и промывки. Чтобы получить один карат кристаллов, порой приходится переработать до сотни тонн породы. Затем происходит выбраковка с целью выбора определенного типа алмазов при помощи воды и рентгеновских лучей, после которой камни передаются в руки огранщиков.
Качество и формы
По данным статистики всего 20-25% добываемого в мире сырья используется ювелирами. Лишь высококачественные неорганенные алмазы, имеющие безупречный цвет и чистоту, становятся частью драгоценных украшений.
Кристаллы с явными дефектами, вкраплениями или посторонними примесями считаются «техническими». Низкие по качеству и некрасивые по цвету камушки нужны в промышленности. В этой же категории оказываются самоцветы неправильных форм, чересчур маленьких размеров. Их используют для изготовления алмазной пыли, то есть измельчают.
Известно, что бриллиант – это обработанный алмаз. Его конечная форма зависит от натуральной, приобретенной в природе. Неограненные алмазы выглядят тусклыми, непривлекательными. Ограночный процесс делает его искристым, гладким, дорогим. Подробнее о разнице между алмазом и бриллиантом →
Без обработки минерал особой ценностью не обладает, и просят за него не более сотни долларов. Зато бриллиант, изготовленный из алмаза, стоит в 4-10 раз выше.
На стоимость также влияет вид огранки, которая бывает:
- круглой;
- фантазийной.
Продолговатый до обработки алмаз приобретает формы, которые называются:
- маркиз;
- капля/груша;
- овал;
- сердце.
Камни, чей натуральный вид имел почти идеальные очертания, получает одну из следующих форм:
- изумруд;
- ашер;
- радиант;
- принцесса.
Обработка алмазов в круглые бриллианты является трудоемким процессом, требующим строжайшего соблюдения пропорций. Это обуславливает высокую стоимость круглого изделия. Подробнее о том, сколько граней у бриллианта →
Как алмазы становятся бриллиантами
Обрабатываемые самоцветы изначально должны иметь хорошие размеры. Будущий бриллиант, то есть алмаз без огранки, весит на 40-60% больше, чем после окончания работ по его созданию.
Люди давно научились работать с драгоценными камнями, но упрямый кристалл поддался им лишь в XV веке. Обработка алмазов во все времена была кропотливым делом, требующим прохождения нескольких этапов, во время которых были испробованы многочисленные способы работ.
Алмаз неограненный:
- шлифовался трением одного камня о другой;
- молотом превращался в крошку, используемую для покрытия металлических дисков;
- распиливался;
- приобретал грани и плоскости в определенном количестве.
Методы обработки алмазов
Вопрос о том, как делают бриллианты, имеет два ответа: вручную и при помощи лазера.
Как из алмаза делают бриллиант вручную:
- Раскалывание. По линиям, которые были сделаны специалистом при осмотре, на помещенном в держатель камне таким же минералом делаются небольшие надрезы. После происходит раскол ударом.
- Распиливание. На этом этапе камень крепят при помощи известняка или гипса к медной головке, которую зажимают в специальном режущем инструменте. Для распила используется тоненький диск, смазанный маслом, смешанным с алмазным порошком. Скорость процесса составляет примерно 1 мм/час.
- Придание округлости. Минерал становится круглым, что делает его похожим на бриллиант. Обработка проводится при помощи другого камня.
- Огранка. Кристалл фиксируется в захвате машины для шлифования, квадранте, так, чтобы получился точный угол по отношению к шлифовальному диску для нанесения фацет. Диски, обычно стальные, смазываются специальной пастой или маслом, смешанным с алмазным порошком.
Технологии постоянно совершенствуются, на смену старым приходят новые. Поэтому некоторые алмазы становятся ограненными благодаря лазеру.
При выборе этого способа каждый этап формирования будущего бриллианта происходит с использованием лазерных установок. Кристалл, причисленный к разряду ювелирных, оценивается специалистом, определяющим метод обработки. Нанесение линий распила происходит при помощи лазера. Затем наступаете черед разрезания и огранки, естественно, лазером.
Лазерная обработка позволяет придавать камням нужные формы без учета их направления при закреплении. Отрицательным моментом становится значительные потери алмазной массы, чего не происходит при обработке вручную. О весе бриллианта →
Несмотря на попытку облегчить работу с драгоценными камнями, создать из них шедевр сможет лишь талантливый мастер и только собственноручно. Обычно с одним камнем работает сразу несколько человек. Каждый из них занимается определенным этапом, а над приданием формы алмазу трудятся вдвоем.
О подделках
Попытки создать искусственный алмаз начались в 1797 году, но увенчались они успехом лишь в 1956. За десятилетия технологии настолько усовершенствовались, что отличить искусственный камень от оригинального бывает непросто. Некоторые имитации бриллиантов выполнены настолько великолепно, что отыскать отличия между ними и подлинником могут лишь те, кто знает, как выглядит настоящий бриллиант.
Наиболее распространенная «подделка» называется фианит. Вторым камнем, имитирующим кристалл природного происхождения, является муассанит, отличить который может лишь тот, кто знает, как проверить его подлинность. Третий вариант — asha. Сияние ему придает слой углеродных атомов, то есть то, из чего состоит настоящий камень, что делает определение «на глаз» трудновыполнимой задачей.
Выращивание искусственных алмазов с использованием высоких температур и давления, изобретенное в 1950 годах, позволяет получить практически натуральные кристаллы. Это объясняется тем, что природные камни появляются в схожих условиях, но в течение более длительного периода.
Камешки, не успевшие пройти полный цикл роста при попадании на земную поверхность, требуют дополнительного воздействия температур и давления в лабораторных условиях. Это позволяет им стать полноценными алмазами, чуточку «доработанными» человеком. После дополнительных процедур они становятся полностью готовыми к превращению в бриллиант.
Проверка подлинности
Порой возникает вопрос о том, как проверить алмаз на подлинность. Ведь его высокая стоимость является отличным поводом создания подделок и разнообразных имитаций, выдаваемых за настоящий кристалл. Сделать это можно с помощью специалиста или самостоятельно, в домашних условиях.
Как определить подлинность алмаза:
- По рудинисту — узкой границе, делящей ограненный кристалл на верхнюю и нижнюю части. Она должна быть матовой. Прозрачность говорит об искусственном происхождении.
- Твердость. Настоящий алмаз оставляет на стеклянных поверхностях следы. Другие минералы, такие как сапфиры и рубины, он также царапает. Исключением в данном методе является лишь муассанит, имеющий аналогичную бриллианту твердость.
- Блеск и преломление света. Настоящий бриллиант блестит, но не настолько сильно, как муассанит. От фианта и циркона натуральный кристалл отличается показателем преломления света: положив камни на печатный текст, например, страницу книги, увидеть буквы сквозь подлинник не получится.
- Дефекты и включения. Они есть в настоящих камнях и отсутствуют в подделках, но это ни в коем случае не трещины на поверхности, царапины или сколы. Что такое чистота бриллианта →
- Рассеивание света и ультрафиолет. Луч света, направленный сквозь подделку, останется таким же интенсивным. Настоящий бриллиант светится в ультрафиолете.
- Рисунок маркером. Линия, нарисованная фломастером или маркером по поверхности драгоценного камня, будет четкой и ровной, тогда как на подделке − расплывчатой.
- Воздействие кислот. Опущенный в кислотный раствор настоящий бриллиант перенесет испытание с достоинством, выйдя из него невредимым.
- Нестираемость. Настоящий камень сложно стереть, потому придется осмотреть грани камешка, вызвавшего сомнения. Если они сглажены и кажутся стертыми — это подделка.
Алмаз справедливо заслуживает звания уникального и незаменимого в промышленности камня. В разные времена он использовался с разнообразными целями, но, лишь получив ювелирный интерес, стал по-настоящему дорогим. Его стоимость зависит от способа обработки, формы и переменчивости моды, но спрос всегда остается высоким и вряд ли когда-то изменится.
kamen.expert
От алмаза до бриллианта. Об истории огранки.
Люди научились обрабатывать самоцветы не одну тысячу лет назад, но богатейшая история самого удивительного драгоценного камня на Земле – алмаза, началась сравнительно поздно. Главная причина тому – его необычайная твердость. До начала XV века гранить алмазы не удавалось.
Всё, что могли делать с несокрушимым камнем мастера, жившие более шестисот лет тому назад, так это только шлифовать природные грани его кристаллов. Для этого один алмаз просто терли о другой. Но существовал и другой метод, который первыми начали применять индийские ювелиры. Кристалл алмаза прочен, но не бесконечно. С помощью молота и наковальни получали алмазный порошок, затем наносили его на вращающийся металлический диск. Таким образом, с помощью мельчайших алмазных осколков шлифовались крупные кристаллы.
Отшлифованные этим способом камни носили название: “алмазные наконечники” или “остроконечные”. В наши дни украшения с такими алмазами очень редки. Их можно увидеть, разве что, в музеях. Некоторые историки предполагают, что древние индийские ювелиры умели подпиливать алмазы, но не делали этого из-за существовавшего в те времена табу на изменение октаэдрической формы кристалла, считавшейся в Индии священной.
Во второй половине XIV века европейские ювелиры начали делать “камни с площадкой”. После того, как вершина кристалла спиливалась, получалась плоская площадка. Она присутствует и у многих алмазов, обработанных в наше время. Часть ограненного камня, расположенную выше его пояска (рундиста), специалисты называют коронкой. Внешне она похожа на усеченную пирамиду.
В XV веке стали подпиливать и нижнюю часть кристалла. Образующаяся при этом плоскость получила название калетта. Следующим этапом в становлении искусства огранки стало подпиливание верхушек боковых граней. Наверное, научившись спиливать оконечности самых твердых кристаллов, средневековые ювелиры помогли природным алмазам сделать первый шаг на пути превращения в сверкающие бриллианты. Ведь именно площадка отражает максимум лучей, создающих характерную для алмаза игру света.
В истории сохранилось имя ювелира, который начал создавать на алмазе новые грани (фасеты). Им был фламандский ювелир Лодевик ван Беркем. В 1465 году он впервые придал алмазу форму фасетчатой капли. Так обработаны многие знаменитые бриллианты, например – “Санси”. Сейчас такую огранку называют панделок (pandeloque). Правда в наши дни её чаще всего используют в обработке самых мелких алмазов.
В XVI веке итальянский ювелир Джованни Карниоле начал гранить алмазы “розой”. Так называется старинная огранка драгоценных камней с симметричными гранями без площадки наверху и подпиленной нижней части. В зависимости от количества и формы граней, различают “антверпенскую”, “голландскую”, “двойную голландскую” и другие рановидности “розы”. Такие названия объясняются тем, что в те времена самые искусные гранильщики жили в Антверпене.
Позднее, в начале XVIII века центр европейского гранильного мастерства уже находился в Амстердаме – городе, в котором по сей день сохраняются старинные традиции ювелирного искусства. Здесь работает магазин-мастерская под названием “Амстердамский музей бриллиантов”. Наверное, это единственное место в мире, где любой желающий может воочию увидеть, как современные мастера гранят алмазы.
Считается, что следующий шаг в огранке бриллиантов предложил сделать кардинал Мазарини (1602-1661). Этот персонаж фигурирует в романах А.Дюма, только в отличии от неразлучных мушкетеров, он – фигура историческая. Мазарини, став кардиналом в 1636 году, имел заметное влияние на юного Людовика XIV, а в 1642 сделался первым министром Франции. По слухам, он был любовником Анны Австрийской. Будучи личностью неординарной, Мазарини проявлял свои таланты в самых различных областях. Так, благодаря его поддержке была создана Королевская академия живописи и скульптуры, а бриллианты, обработанные “по Мазарини”, сверкали своими 34 гранями.
Во второй половине XVII века, венецианским ювелиром Виченцо Перуцци была разработана ещё более сложная система огранки алмазов. Она давала 24 на нижней стороне и 33 на верхней – всего 57 граней. Форма бриллианта, обработанного “по Перуцци” была округлой. Позднее такая огранка получила название – бриллиантовая (brilliant cut). При такой обработке входящий в камень пучок света целиком дважды отражался от внутренних граней с противоположных сторон алмаза и выходил наверх.
Этот световой поток и создавал эффект вспышки, которым так славятся ограненные алмазы. Специалисты называют эту игру, отраженного камнем света, бриллианцией. Она характерна не только для бриллиантов, но и для некоторых других ограненных драгоценных камней, обладающих сильной дисперсией. Это разложение света на спектральные цветные составляющие и является основой “игры” алмаза или другого драгоценного камня. Фактически бриллиант является сложной призмой, разлагающей пучок белого света на цветные лучи.
В XX веке были разработаны огранки, дающие гораздо большее количество фасет, чем бриллиантовая. Например, для огранки “магна” характерны 102 грани, а для “принцесс” – 146 граней.
Ещё в XVIII веке специалистами не раз предпринимались попытки математически рассчитать и обосновать пропорции огранки, дающие максимальное увеличение “игры” и бриллианции камня. В 1919 году эти рассчеты завершил и опубликовал в своей книге “Diamond Dezign” двадцатилетний математик Марсель Толковский.
Он родился в семье профессиональных ювелиров. Основательно изучив оптику и получив техническое инженерное образование, Марсель подошел к проблемам огранки с позиции науки. Проанализоровав путь лучей внутри бриллианта, он сделал, в частности, следующий вывод: “Для полного отражения луча от второй грани, угол её наклона должен быть не более 43 градусов и 43 минут к горизонтальной плоскости”.
В наше время алмазы с углами и пропорциями, рассчитанными в начале прошлого века молодым математиком, носят название – бриллианты Толковского (Tolkowsky diamonds). Именно эти камни обладают способностью максимально отражать свет. Но поскольку при огранке ювелирами учитывается естественная форма созданного природой алмаза, огранить все бриллианты “по Толковскому” невозможно.
pro-kamni.ru
Огранка алмаза: классификация и правила
В этой статье:
Добываемые алмазы отличаются от привычных бриллиантов, которые мы встречаем в магазинах. А все из-за того, что перед поступлением камня на прилавки проводится огранка алмаза, его шлифовка и полировка. Именно от этой процедуры зависит стоимость камня, а также его внешний вид и блеск на свету.
Общие правила огранки камня
Несколько первых методик огранки появилось в XIX веке, именно тогда ювелиры определились со стандартами методик. К тому же появились и фантазийные разновидности. От вида огранки зависит:
- Стоимость бриллианта. Всегда сложная огранка с большим количеством граней будет стоить дороже, чем стандартные способы гранения.
- Внешний вид и блеск бриллианта. С помощью огранки можно скрыть дефекты камня, его неровности. Но это достигается только при условии высокого мастерства ювелира.
Элементы бриллианта
Нередко огранка алмазов выполняется неумело, тогда камень считается испорченным и продается дешевле. Грани должны быть ровными и так преломлять свет, чтоб смотря сквозь камень на солнце можно было увидеть лучи от граней, направленные в одну точку. При этом преломленный луч имеет расцветку радуги.
Первые геометрические расчеты провел Марсель Толковски: именно он определил параметры идеального бриллианта круглой формы, что сейчас является распространенной методикой процесса. Такой камень имеет 57 или изредка 58 граней. Это можно сделать ювелиру, используя методики: Толковски, Джонсона и Рёча, Эпплера и скандинавскую бриллиантовую огранку.
В итоге бриллиант имеет такие части, как:
- корона — верхняя часть камня, имеющая площадку;
- павильон — конусообразная нижняя часть;
- каллета — верхушка камня;
- рундист — часть между короной и павильоном.
Причем ювелиры вычисляют параметры каждой из них, и если они не совпадают со стандартами, значит, огранка неправильная. Но такие методы используются только в стандартных случаях.
Разновидности и классификации огранок
Есть ситуации, когда в руки ювелиру попадается алмаз необычной формы. Тогда на помощь приходит фантазийная огранка. Распространенные методики:
- Ступенчатая, в которой грани камня находятся параллельно рундисту и имеют прямоугольную форму. С помощью такого способа можно подчеркнуть чистоту камня.
- Видоизмененная — фантазийный вариант, в результате которой получаются камни разной формы.
- Смешанная — самая популярная методика после круглой классической огранки. В народе ее называют «Принцессой». Она обладает формой квадрата с острыми углами и подчеркивает прозрачность камня и его оттенок. Такой камень внешне похож на пирамиду. Поскольку нижняя часть павильона довольно массивная, то вся игра света ведется именно там, что придает минералу изысканность.
Если говорить о видоизмененной огранке, то она популярна благодаря своей необычной форме, которая получается в итоге. Такими изделиями можно удивить окружающих и выразить свою индивидуальность. Эти формы применяются еще и в том случае, когда нужно максимально полно отобразить чистоту камня. И самые распространенные вариации — это:
- Маркиз — камень продолговатой огранки, который издалека напоминает женский палец. Технология зародилась во Франции, но обрела популярность во всем мире благодаря утонченности, а еще потому, что камень был похож на ослепительную улыбку. Такая методика стоит дороже, чем стандартная огранка.
- Груша, или ее предшественник Бриолет, обладает формой, похожей на каплю. Это подчеркивает чистоту, сравнимую со слезой. Само изделие с таким минералом всегда будет нежным и женственным.
- Овал — разновидность огранки алмазов, которая делает камень визуально больше. Поэтому часто такие изделия предпочитают те, кому нужно увеличить минерал в размерах.
- Сердце — вариант для романтиков, который оправляется чаще всего в драгоценные серьги.
- Изумруд — камень восьмиугольной формы. При этом его вспышки света более ослепительны, чем у стандартной огранки.
- Радиант — комбинация «Изумруда» и «Принцессы», придающая камню загадочность.
- Треугольник — самая новая методика, в шутку названная «Триллиантом».
Если касаться коммерческого вопроса, то продавцам выгодно огранить камень, максимально сохраняя его вес. Алмазная огранка не происходит без потерь сырья. Чем больше процент отходов после процесса, тем дороже будет стоить изделие. Поэтому каждый ювелир пытается быть экономным.
Существует несколько типов огранки для стандартной круглой формы камня. Обозначения признаны во всем мире:
- Тип А. обладает идеальной огранкой с точки зрения внешнего вида камня. Учитываются все параметры. Но при этом способ неэкономный, а потери во время процесса составляют около 60% от исходного материала. Соответственно в магазинах ограненный камень по этому принципу будет самым дорогим. Площадку на короне образует пересечение квадратов.
- Тип Б. Камни растянуты по диаметру или по высоте, что сказывается на их площадке. На ней пересекаются уже прямоугольники, а не квадраты. Потери при таком варианте составляют 48-55%.
- Тип В. Минералы с плохой симметрией, зато потери сырья всего 45%.
Конечно, кроме цены, это сказывается и на внешнем виде камня. Он будет не так сильно играть на свету. Но при этом мало кто из непрофессионалов сможет определить тип огранки. Итоговая стоимость зависит от вида непропорциональности: по высоте, диаметру или во всех гранях. Недостатки огранки можно скрыть и оправой камня, которую следует сделать массивнее.
В сертификате к бриллианту обязательно должна быть указана следующая информация, которая помещается на титуле документа, кроме информации о весе и цвете:
- вид огранки;
- тип огранки;
- угол наклона граней верха и низа;
- размер площадки;
- высота бриллианта;
- высота рундиста.
Последние три параметра учитываются по отношению к размеру диаметра. При этом все показатели исчисляются в градусах и для каждого типа камня есть определенные стандарты с погрешностями. А еще стоит помнить, что в России более требовательно относятся к процессу, поэтому обработанный алмаз «типа А», привезенный из-за границы, может получить «тип Б».
Перед покупкой следует обязательно проверить все документы подлинности, поскольку бриллианты — дорогостоящие украшения. Не стоит делать покупки в непроверенных магазинах или у частных торговцев. А также можно самостоятельно взглянуть на камень под увеличительным стеклом в десятикратном размере.
Огранка камня определяет не только стоимость, но и внешний вид бриллианта. Поэтому при выборе обязательно учитывайте свой вкус в соответствии с ценовой политикой продавца.
Рекомендуем похожие статьи
okaratah.com
Огранка алмаза: разновидности и формы
Огранка алмаза — важная часть работы ювелира. Именно от этого процесса зависит красота будущего бриллианта, поскольку камень в природе выглядит не так ярко, как после обработки. Алмазы в себе содержат примеси, а также не все найденные камни поддаются огранке и подпадают под категорию ювелирных.
Содержание статьи
История возникновения огранки
Огранкой драгоценностей заниматься начали относительно недавно. В древние времена считалось, что для сохранения магических свойств камня требуется сохранить его первозданный вид. А вот первые попытки придать минералу красивую форму предприняли в XIV веке в Европе. Ювелиры заметили, что если выровнять поверхности камня, то можно получить более яркое свечение и лучшую прозрачность.
Огранка большого алмаза в механическом зажиме
Первые минералы называли острыми камнями, поскольку они имели заостренные вершины, а по форме напоминали октаэдры. Приближенная к настоящей обработка появилась в XVI веке и называлась Table Stone, или Table Cat, то есть огранка площадкой. Способ возник одновременно с обдиркой и шлифовкой алмаза. Со временем эта методика видоизменялась и совершенствовалась, уже начали считать, что такая обработка усиливает не только яркость свечения камня, но и его магию. Большинство камней было переогранено. Одним из первых усовершенствований обработки стало появление четырех дополнительных граней низа и верха.
Форма огранки также стала усложняться. Постепенно камень превращался в круг после обработки. Такой способ назвали «простой круглой огранкой», или «неполной круглой огранкой». И к концу XVII века такие формы огранки, как островершинная и площадкой, уже не применялись.
Была в свое время популярна и огранка розой, камни получили широкое распространение, особенно в таких городах, как Антверпен и Амстердам. Популярность методики достигла пика в XV столетии. А в XIX веке даже появился способ, называемый двойной розой. Таким методом были огранены бриллианты «Флоренция» и «Санси». Форма была интересной, поэтому огранка продолжала совершенствоваться, увеличивалось количество граней.
Интересным методом огранки был способ «Мазарини». В этой методике было увеличенное количество граней, что придавало сложность обработке. Такие бриллианты могли позволить себе только богачи, а выполнялась работа профессиональными, опытными ювелирами. Используя такие огранки, мастера все лучше понимали, что нужно для идеальной игры света и приближались к сегодняшнему классическому способу обработки.
Интерес к огранке и работе с бриллиантами то возрастал, то шел на спад. Но после открытия бразильских месторождений появилась очередная бразильская методика обработки. Ювелиры несколько раз переограняли уже существующие бриллианты, чтоб следовать за веяниями моды, пока в середине XIX века не появилась современная методика огранки. Она также прижилась не сразу из-за больших потерь сырья во время процесса и маленьких размеров обработанных камней. Но именно этот способ смог раскрыть полностью красоту бриллиантов.
Современная обработка
Огранка — это та часть процесса обработки бриллианта, которая придает привычный внешний вид камню. До огранки бриллиант может показаться не настолько ярким и красивым. Поэтому процессом должен руководить опытный ювелир, чтоб подчеркнуть все достоинства камня и скрыть его недостатки. В результате учитывается:
- симметричность граней;
- размер граней и их расположение;
- полировка камня.
Эти критерии влияют на стоимость минерала. Если говорить о разнице в цене между двумя способами огранки бриллиантов одинаковых по оттенку и весу, то она доходит до 30 %.
Элементы бриллианта
Чаще всего при обработке алмазов используется коммерческая огранка. Существует также и фантазийная методика, в результате которой камни приобретают необычную форму, но она сложнее и дороже. А в обычной коммерческой методике также есть свои подвиды, влияющие на стоимость.
Существуют типы огранки «А», «Б» и «В». Они отличаются между собой потерями сырья и внешним видом бриллианта в итоге. Камень с огранкой «А» имеет идеальные пропорции, при этом потери на производстве большие. А вот огранки «Б» и «В» допускают неточности в пропорциях, поэтому камень получается растянутым по длине или высоте. Соответственно, он не так сияет и играет на свету. Но заметить такие неровности может только ювелир, а в украшении бриллиант будет смотреться также красиво.
У каждого камня должен быть свой документ, то есть сертификат, в котором значится тип огранки камня. Если это тип «А», характеристики должны быть такими:
Размер площадки относительно диаметра, % | 55–63 |
Высота бриллианта относительно диаметра, % | 57–63 |
Высота рундиста относительно диаметра, % | 1–2,5 |
Если вы приобрели камень на территории России, то есть шанс того, что огранка алмазов будет более качественная, чем у минералов за границей. Поскольку в каждой стране есть свои стандарты, и у РФ они более строгие.
Современный способ огранки придумал и воплотил в жизнь Марсель Толковски. Первый экземпляр появился в 1919 году. Суть огранки заключается в том, что свет попадает через верхнюю площадку камня и отражается от нижних граней. При отражении лучи белого света соединяются и превращаются в радугу. Поэтому сейчас способ признан классическим и имеет определенные параметры. Среди известных и используемых способов на сегодня применяются следующие:
- Толковски.
- Джонсона и Рёча.
- Эпплера.
- Скандинавская бриллиантовая огранка.
Камень зачастую имеет 57 граней и условно разделяется на такие части:
- корона с площадкой;
- рундист;
- павильон.
Методы и формы огранки
Ко всем частям есть строгие требования по размерам, углам наклона. Поэтому процесс сложен для новичков в огранке. А к неклассическим разновидностям огранки алмазов относятся:
- Ступенчатая обработка. Чаще всего методика используется на камнях квадратной формы. Грани камня делаются в виде трапеции или прямоугольника, они располагаются параллельно рундисту. Такая методика подчеркивает оттенок камня, прозрачность и чистоту.
- Видоизмененная алмазная огранка. Это максимально фантазийный способ, который полностью зависит от умений ювелира.
- Смешанная форма огранки. Этот способ объединяет и игру света камня, и экономность в обработке. Поэтому методика востребованная, несмотря на то, что появилась еще в шестидесятых годах прошлого века.
Виды огранки
Среди разнообразия форм камней существуют такие варианты:
- Минералы круглой формы. Это классические камни, которые мы привыкли видеть. Способ актуальный, поскольку полностью раскрывает свойства алмаза, наполняется светом и в результате выдает радугу. Но единственным недостатком являются потери сырья во время обработки. Это значительно повышает стоимость минерала.
- Бриллиант «Принцесса» в форме прямоугольника. Камень второй по популярности после классического бриллианта. Форма напоминает перевернутую пирамиду. Весь свет сосредоточен в павильоне, что делает драгоценность не столько сияющей, сколько притягательной и завораживающей. Такая огранка позволяет насладиться чистотой минерала и его оттенком. Потери на производстве меньше, чем у классической формы.
- Челновидная форма достигается с помощью обработки «Маркиз». Старое название формы бриллианта «Navette», что в переводе означает «маленькая лодочка». Инициатором переименования формы стал король Людовик XV, который захотел подарить Маркизе де Помпадур камень, напоминающий ее улыбку. Сейчас изготавливают удлиненную форму «Маркиз», красиво смотрится камень в обрамлении мелких кристаллов.
- Грушевидный камень. Это комбинация форм «Маркиз» и круглого бриллианта, напоминающая каплю или грушу.
- Сердцевидная форма. Сложная форма для огранщиков, которая может скрыть дефекты и недостатки камня. Она очень романтична и замечательно подходит в изделиях, предназначенных для подарка.
- Овальная форма минерала. Считается традиционной, хотя возникла всего 50 лет назад. Форма кажется более крупной, даже при одинаковом весе с другими бриллиантами.
- Восьмиугольные формы «Изумруд» и «Радиант». Камни, которые играют на свету не так сильно, как классика, но вспышки света получаются насыщеннее. Чтоб огранить камень в восьмиугольную форму, нужны хорошие характеристики чистоты и оттенка. Поэтому такие бриллианты дорогие. После обработки улучшается такое качество, как цвет минерала.
- Треугольный камень, или триллиант. Одна из современных и эксцентричных огранок.
Поиск идеальной формулы огранки продолжается до сих пор. Ювелиры экспериментируют, внедряют новые тенденции в моду и используют современные точные технологии.
dedpodaril.com