Основы кибербезопасности в школах – Программа «Основы кибербезопасности» – Центр непрерывного образования – Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

В новом учебном году в школах начнут преподавать основы кибербезопасности

17:5702.06.2017

(обновлено: 19:33 02.06.2017)

8227713

С.-ПЕТЕРБУРГ, 2 июн — РИА Новости. Основам кибербезопасности начнут учить в российских школах уже 2017 году, сообщила в интервью РИА Новости на площадке ПМЭФ-2017 глава Минобрнауки Ольга Васильева.

Васильева выступила за введение обязательного ЕГЭ по литературеРанее министр рассказала, что основам кибербезопасности начнут учить школьников и учителей, соответствующие программы будут разработаны Минобрнауки. По ее словам, говорить школьникам об этом нужно в стандартах начального образования и на уроках информатики, обществознания, права, ОБЖ, а также во внеурочной деятельности.

“С этого года”, — сказала Васильева, отвечая на вопрос, когда модуль по основам кибербезопаности войдет в школьную программу.

По словам министра, ведомство также готовит соответствующие программы по повышению квалификации для педагогов.

Петербургский международный экономический форум, ставший ведущей мировой площадкой для общения деловых кругов и обсуждения ключевых экономических вопросов, в этом году проходит 1-3 июня. МИА “Россия сегодня” выступает информационным партнером форума.

Глава Республики Дагестан Рамазан Абдулатипов во второй день форума дал интервью журналисту РИА Новости.

Более 12 тысяч человек принимают участие в панельных сессиях, деловых завтраках, круглых столах и других мероприятиях Санкт-Петербургского международного экономического форума.

Во второй день форума президент России Владимир Путин принял участие в заседании “Бизнес-диалог Россия — США”. “Мы намерены всячески содействовать двусторонним деловым проектам, предусматривающим равноправное конструктивное партнерство и взаимодействие. Заинтересованы в трансфере технологий, привлечении иностранных фирм к развитию отечественной промышленности и инфраструктуры”, — сказал глава государства, выступая на заседании.

Генеральный директор АО “Российский экспортный центр” Петр Фрадков рассказал радио Sputnik о соглашениях, подписанных РЭЦ на форуме.

Стенды российских компаний на Санкт-Петербургском международном экономическом форуме.

Основатель Фонда “Обнаженные сердца”, посол чемпионата мира-2018 Наталья Водянова приняла участие в панельной сессии форума “Экономика спорта: эффективное сотрудничество государства, медиа и бизнеса в преддверии ЧМ-2018”.

В рамках ПМЭФ правительство Москвы заключило соглашение с Российским экспортным центром, реализация которого позволит усилить экспортную деятельность столичных предприятий и продвинуть их товары на международные рынки.

На форуме был подписан меморандум о создании Национального консорциума развития автономного, подключенного, электрического транспорта. Беспилотные микроавтобусы КамАЗ-“ШАТЛ” (на фото) могут стать основой для будущего парка электротранспорта в Москве.

Заместитель министра финансов России Сергей Сторчак принял участие в работе панельной сессии форума “Государственно-частное партнерство в целях устойчивого развития: механизмы и выгоды”.

Генеральный директор МИА “Россия сегодня” Дмитрий Киселев с представителями Индии на стенде международной медиагруппы.

Председатель Счетной палаты России Татьяна Голикова дала интервью радио Sputnik. Ранее, выступая на форуме, Голикова предложила провести в стране реформу всей системы социального страхования.

“Роскосмос” и “Росгеология” подписали на форуме соглашение о сотрудничестве, которое, в том числе, касается поиска полезных ископаемых с помощью спутников дистанционного зондирования Земли.

Международная медиагруппа “Россия сегодня” выступает информационным партнером Петербургского международного экономического форума.

На форуме стало известно, что группа “Сумма” заинтересована в консолидации 100% акций Объединенной зерновой компании и будет участвовать в ее приватизации.

В рамках форума прошла торжественная церемония вручения гранта “Зеленая химия для жизни”, которую президент IUPAC, член бюро отделения химии и наук о материалах РАН, член-корреспондент РАН, профессор, доктор химических наук Наталья Тарасова и финансовый директор IUPAC, профессор Джон Кориш вручили доктору Майе Станисавлевич за проект “Изучение методов получения гибридных металлоуглеродных наноматериалов, полученных из щлама горнодобывающей промышленности. Их применение для процессов адсорбции/катализа фармацевтических препаратов в воде”.

Председатель правления Сбербанка Герман Греф провел деловой завтрак, посвященной теме развития экономики после мая 2018 года.

ria.ru

Уроки кибербезопасности: чему будут учить российских школьников

МОСКВА, 2 авг — РИА Новости. Уроки кибербезопасности должны учить ребенка безопасному поведению в сети с младшего возраста, противостоять кибербуллингу, а также объяснять, почему нельзя использовать плагиат, рассказал РИА Новости директор Института образовательной информатики Федерального исследовательского центра “Информатика и управление” Российской академии наук, академик Алексей Семенов.

  • Покупаю программу-антивирус

  • Скачиваю бесплатный антивирус

  • Полагаюсь на установленные вместе с операционной системой средства защиты

Ранее глава Минобрнауки Ольга Васильева заявила, что основам кибербезопасности начнут учить школьников и учителей, соответствующие программы будут разработаны ведомством. По ее словам, говорить школьникам об этом нужно в стандартах начального образования и на уроках информатики, обществознания, права, ОБЖ, а также во внеурочной деятельности.

Уже осенью 2017 года начнет свою работу Центр цифровой экономики МГУ, который станет флагманом для создания в России экономики нового типа, цифровизации промышленности и подготовки кадров, а также займется вопросами кибербезопасности, сообщил РИА Новости научный руководитель центра академик Игорь Соколов. Он также рассказал, что направлением образования и, в частности, проблемой кибербезопасности школьников будут заниматься ученые Института образовательной информатики Федерального исследовательского центра “Информатика и управление” РАН.

Пушков: в сфере кибербезопасности никто не может доверять никому”Мы разрабатываем технологические средства, платформы для персонализации образования. Здесь ребенок вместе с педагогами и родителями строит планы своей учебной работы, определяет результаты, которых он хочет достичь. Одновременно здесь накапливается информация о его действиях, результатах учебной работы. Фиксируется его поведение в сети. Скажем, если он тратит время на бессмысленные игры или посещение каких-то бестолковых сайтов, это фиксируется и становится поводом для обсуждения с ним”, — рассказал Алексей Семенов.

Цифровизация в образовании

По мнению Семенова, подход, состоящий в том, чтобы сдерживать применение цифровых инструментов в работе школьников, тупиковый, так как ведет к увеличению разрыва между школой и жизнью, которая окружает детей. По словам эксперта, необходимо избавляться от мысли, что интернет – что-то плохое и опасное.

Антисоциальные сети: как реагировать на травлю ребенка в интернете”Все, что осваивает ребенок, можно использовать во благо и во зло. Неспособный писать не пишет бранных слов на заборе, но это не значит, что не надо писать вообще… Важно принимать цифровую среду как часть современного мира со своими законами и внутреннем устройством, благами и опасностями”, — пояснил ученый.

“Будет идти цифровизация образования, в том числе школьного. То есть дети будут на уроках при изучении тех или иных предметов все шире использовать цифровые инструменты. Этот процесс активизируется, в частности, в связи с программой Цифровой экономики в России”, — добавил он.

При этом эксперт отметил, что процесс цифровизации на самом деле начался гораздо раньше. Например, учителя начальной школы еще в прошлом веке предлагали детям искать информацию с помощью интернета.

“Кроме использования интернета, как источника информации, школьники работают с текстами в текстовых редакторах, измеряют температуру, давление и других характеристики окружающей среды с помощью цифровых датчиков, программируют, конструируют роботов, рисуют и действуют в виртуальных мирах, используют трехмерные принтеры. Цифровизация идет уже сегодня”, — сказал Семенов.

В интернете те же моральные принципы

Яровая предложила учить родителей выявлять интернет-зависимость у детейВажно выявлять общие принципы, увязывать то, что имеется в цифровой реальности, с тем, что существует в окружающем мире, отметил Семенов.

“Нужно проводить параллели между реальным и кибернетическим миром, декларировать общие для них принципы и постоянно их иллюстрировать”, — пояснил ученый.

Так, по его словам, с помощью аналогий можно объяснять детям об ответственности за поступки, совершенные как в сети, так и в реальном мире. Речь идет в частности о плагиате, интернет-травле, противоправных действиях.

“Дети знают с трех лет, что взять чужую лопатку и пойти с ней домой – это неправильно. Но вот типичная ситуация: ребенок взял где-то цитату и просто вставил ее в свой текст. Учитель, который заметил это, должен объяснить, что нужно дать ссылку на первоисточник. Нехорошо же брать чужое и говорить, что это мое”, — сказал Семенов.

Застрявшие в сети. Как интернет поглощает личностьДетям необходимо объяснять, что если они стали жертвами нападок в интернете, так называемого кибербуллинга, то реагировать нужно так же, как в реальной жизни. Например, не обращать внимания, не вступать в перебранку с обидчиками, не давать лишних поводов для “виртуальной драки”, но если с чем-то не удается справиться, всегда можно обратиться к взрослому, заметил академик.

Кроме того, по его мнению, ребенок с детства должен иметь привычку удалять электронные письма и сообщения с сомнительных адресов, не читая их.

“Есть еще одно важное соображение – мир становится более прозрачным. Все, что с тобой происходит, где-то записывается и хранится. И для маленького ребенка это представление полезно. Раньше воспитывали мораль, говоря, что есть всевидящее око той или иной религии, которое знает все, что ты делаешь. Сейчас постоянная запись и фиксация всего, что происходит с человеком, с взрослым или маленьким, уже стала реальностью нашего мира”, — сказал Семенов.

Молодежь ушла в виртуальные сети. Пора возвращаться”Поздно обсуждать, хорошо это или плохо. Это уже произошло. Например, любые денежные операции или просто поведение на улице всегда где-то записаны. Сегодня ребенок уже живет в цифровом мире с “цифровой моралью”, — добавил он.

Говоря о том, в каком возрасте лучше учить правилам поведения в сети, собеседник агентства заметил, что “есть высказывание о том, что ребенка нужно учить с рождения”. “Он действительно сам учится с рождения. Как только ему в руки попадают разные электронные гаджеты, ему сразу надо объяснять принципы безопасности и морали”, — считает Семенов.

Он подчеркнул важность того, чтобы родители и учителя имели соответствующую подготовку и методическую литературу. “В частности, уже есть хорошие материалы на эту тему, которые подготовлены под руководством Галины Солдатовой, профессора кафедры психологии личности МГУ”, — сказал ученый.

Forbes рассказал, почему вирус Petya опаснее нашумевшего WannaCryРанее декан факультета психологии МГУ, академик РАО Юрий Зинченко сообщил РИА Новости, что ученые факультетов психологии и журналистики Московского разработают программу и напишут учебник по кибербезопасности, по которому будут учиться российские школьники. По его словам, сейчас идет разработка соответствующей программы. Вероятнее всего, соответствующие образовательные модули войдут в курс по основам безопасности жизнедеятельности (ОБЖ), причем, начиная с младших классов, а первые результаты по данной работе запланированы на январь-февраль 2018 года.

ria.ru

Глава 1. Основы кибербезопасности. Цели и задачи курса

Развитие информационного общества предполагает внедрение информационных технологий во все сферы жизни, но это означает и появление новых угроз безопасности – от утечек информации до кибертерроризма. В проекте Концепции стратегии кибербезопасности Российской Федерации киберпространство определяется как «сфера деятельности в информационном пространстве, образованная совокупностью Интернета и других телекоммуникационных сетей и любых форм осуществляемой посредством их использования человеческой активности (личности, организации, государства)», а кибербезопасность – как «совокупность условий, при которых все составляющие киберпространства защищены от максимально возможного числа угроз и воздействий с нежелательными последствиями». В связи с этим большое значение приобретает проблема «культуры безопасного поведения в киберпространстве».

В соответствии со «Стратегией развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014-2020 годы и на перспективу до 2025 года», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2013 г. № 2036-р, «Стратегией развития информационного общества в Российской Федерации», утвержденной Президентом Российской Федерации 7 февраля 2008 г. № Пр-212 и рядом других документов в числе многих других задач выделяются:

  1. обеспечение различных сфер экономики качественными информационными технологиями;
  2. обеспечение высокого уровня информационной безопасности государства, индустрии и граждан.

Безопасность в информационном обществе является одним из основных направлений фундаментальных исследований в области информационных технологий.

Компьютерные технологии применяются при изучении практически всех школьных дисциплин уже с младших классов, поэтому, как указано в «Стратегии развития  отрасли  информационных  технологий  в  Российской  Федерации»:

«Необходимо совершенствовать современную профессиональную подготовку учителей информатики и преподавателей дисциплин в сфере информационных технологий», а значит, и в сфере кибербезопасности. Киберугрозы существуют везде, где применяются информационные технологии, следовательно, преподаватель любой дисциплины может в профессиональной деятельности столкнуться и со спамом, и с вирусами, и со взломом компьютера и с многими другими проблемами, на которые нужно не только оперативно реагировать, но и насколько возможно уметь предотвращать их появление, а значит, постоянно упоминать в контексте урока различные аспекты организации информационной безопасности. Преподаватель должен иметь представление о современном уровне развития вычислительной техники, информационный сетей, технологий коммуникации и навигации.

Государство считает необходимым расширение объема преподавания информационных технологий в общеобразовательных организациях. В качестве одной из организационных мер в обеспечении кибербезопасности определена разработка и внедрение в учебный процесс образовательных организаций разного уровня курса по информационной безопасности, включающего модули по обеспечению кибербезопасности, либо дополнение имеющихся курсов упомянутыми модулями. Школьная программа должна соответствовать этим целям, поэтому представляется актуальным дополнить модулями по «Основам кибербезопасности» курсы «Информатика», «Окружающий мир (Природоведение)», «Основы безопасности жизнедеятельности» и, возможно, других предметов.

С учетом роста числа угроз информационной деятельности и стремительного развития информационных технологий представляется необходимым включить в ФГОСы соответствующие требования, что позволило бы органически дополнить образовательный процесс новыми модулями без рассогласования с имеющимися учебными планами. В число требований к результатам подготовки учащихся необходимо включить не только «удовлетворение познавательных   интересов, поиск дополнительной информации», знание «технических устройств (в том числе компьютеров)», умение «искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием; следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий», но и знание основ кибербезопасности, умения соблюдать требования кибербезопасности в практической деятельности и организовывать безопасность личного информационного пространства.

Необходимо отметить, что в настоящее время требования ФГОС для уровней начального, общего и полного среднего образования не содержат предметной области «Основы кибербезопасности», но в рамках метапредметных результатов и предметных умений дисциплины «Информатика» вопросы информационной безопасности обозначены:

  1. требование формирования навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права;
  2. умения использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
  3. понимание основ правовых аспектов использования компьютерных программ и работы в Интернете и т.п.

Базой курса «Основы кибербезопасности» является модель непрерывного информационного  образования  в  школе,  причем  вопросы кибербезопасности должны постоянно рассматриваться как при изучении информатики, так и других предметов. Поэтому одна из целей курса – повышение квалификации в области кибербезопасности преподавателей всех дисциплин, в которых так или иначе используются компьютерные технологии. Наиболее очевидной является возможность дополнения вопросами кибербезопасности уроков информатики, если учебный план школы предусматривает ее изучение в продолжение всего школьного  курса.  Однако  можно  включить  модули  по  кибербезопасности  в  курсы «Окружающий мир», «Основы безопасности жизнедеятельности», «Технология», «Обществознание», тем более что вопросы организационного и правового обеспечения информационной безопасности хорошо согласуются с имеющимися требованиями к уровню подготовки учащихся.

Задача курса «Основы кибербезопасности» – совершенствование школьного образования и подготовки в сфере информационных технологий, а также популяризация профессий, связанных с информационными технологиями. Цель изучения «Основ кибербезопасности»  дать общие представления о безопасности в информационном обществе и на этой основе сформировать понимание технологий информационной безопасности и умения применять правила кибербезопасности во всех сферах деятельности.

Воспитательная цель курса – формирование на качественно новом уровне культуры умственного труда и взаимодействия с окружающими, ответственного отношения к вопросам безопасности жизнедеятельности.

www.xn--d1abkefqip0a2f.xn--p1ai

Уроки по кибербезопасности

 

Стремительное развитие IT-технологий обострило новую проблему в жизни человека под названием «кибербезопасность». Под это понятие вошел комплекс мер по предотвращению и предупреждению взлома компьютеров, планшетов, телефонов, нейросетей и других продуктов в сети. Под понятие «кибербезопасности» также относят правила поведения в сети Интернет, которые являются общими для всех, и помогут защитить свои личные данные от взлома и похищения.

Проблема кибербезопасности остро встала перед всеми развитыми странами, где большинство платежей проходят через веб-пространство, и подавляющую часть времени человечество проводит в своих гаджетах с доступом в интернет. Социальные сети, онлайн-игры и форумы, интернет-магазины и электронные дневники — все эти средства коммуникации в сети могут стать мишенью для кибератаки, в ходе которой как минимум пострадают важные данные, а как максимум — подвергнется опасности человеческая жизнь! Поэтому сегодня вопрос кибербезопасности стоит в одном ряду с проблемами пожарной безопасности, расизма и отчасти, терроризма.

Первые шаги

Впервые о проблеме кибербезопасности в России заговорили еще в 2014 году во время парламентских слушаний по вопросам информационной безопасности в Интернете. Тогда Валентина Матвиенко высказала идею проведения единого урока по Кибербезопасности, который сначала проходил бы в виде открытого урока, а при успешном проведении закрепился бы в школьной программе.   До последнего дело не дошло, а вот идея всероссийского урока получила большую поддержку со стороны общественных деятелей и педагогов. В том же году, 30 октября, был проведен первый в Российской истории Единый урок кибербезопасности, охвативший более 11 миллионов детей.

Успех первого урока был очевиден, и в следующем году Единый урок стал частью ежегодно формируемого календаря школьных событий учебного года. В дальнейшем был включены в работу следующие проекты:

  • Первая в России онлайн-площадка для педагогов под названием «Единыйурок.рф», где были размещены большое количество материала по теме Интернет-пространства и обеспечения безопасности в Сети
  • Конкурс на лучший детский сайт «Премия Сетевичок», где лучший портал определялся с помощью детского голосования. Действует и сегодня

Также было проведено исследование «Образ жизни российских подростков в Сети», в ходе которого дистанционно изучались сферы деятельности школьников и подростков в онлайн-пространстве. Все проекты, запущенные в 2-15 году, получили большой отклик и от детей, и от родителей — открытый урок по кибербезопасности прослушали более 13 000 000 детей, а конкурсе «Сетевичок» приняло участие более 170 000. Стало очевидно, что все мероприятия идут на пользу школьному сообществу, и к отрытому уроку следует привлекать высококлассных специалистов в области IT, бизнеса, обеспечения безопасности (МВД и прокуратура).

2016 год увеличил количество участников и проекта «Сетевичок», и урока по кибербезопасности, и в правительстве и СМИ появились первые вопросы по поводу дальнейших шагов в этом направлении — а именно, введению уроков по кибербезопасности в обязательную школьную программу.

Россия и кибербезопасность

Россия постепенно приближается к развивающимся странам по степени вовлеченности в интернет-сообщество, включая все сферы жизни — медицину, образование и бизнес. Поэтому и для нашей страны не чужда проблема кибербезопасности.

Ввиду подавляющего процента детей в интернет-пространстве важно с раннего возраста обучать их правилам правильного поведения в сети — от создания безопасного пароля до объяснения вредности использования плагиата. Министерство образования России в прошлом году запустило в работу Центр Цифровой Экономики при МГУ, где будут заложены первые основы современной экономики, «оцифровки» промышленной сферы, и будут изучаться проблемы безопасности в Интернете.

Вопрос обучения детей школьного возраста вопросам кибербезопасности давно стал на повестку дня в Правительстве, и глава Министерства Образования Ольга Васильева заявила о намерении в ближайшее время ввести в школьную программу уроки по кибербезопасности, которые будут входить в план занятий ОБЖ. Эту идею «подкинули» сотрудники Российской ассоциации электронных коммуникаций, которые уверены: вводить уроки кибербезопасности необходимо с 5 класса для более глубокого изучения возможностей защиты от кибератаки. По их мнению, уроки по защите от кибератаки гораздо более необходимы, чем уроки по защиты от химической и ядерной атаки. И с ними трудно не согласиться.

Академик Юрий Зинченко в прошлогоднем интервью сообщил о создании первого в России учебника по кибербезопасности, который будет разработан учеными МГУ. Идея для мирового сообщества не нова, но для России разработка такого учебника может стать большим шагом вперед.

Также Ольга Васильева сообщила, что к проблеме защиты информации в Сети будут привлечены научные сотрудники исследовательского центра «Информатика и Управления»

Применение цифровых инструментов
В данном центре ребенок совместно с родителям занимается разработкой собственного плана обучения, исходя из его желаний и возможностей. В ходе постижения учебной программы сотрудники центра отслеживают деятельность ребенка, включая его поведение в Интернете. За этим ведется строгий контроль, и при нарушении режима дня ввиду долгого нахождения за компьютером все данные об этом поступают руководителям, которые, в свою очередь, проводят воспитательные беседы.

Алексей Семенов, один из ведущих экспертов по кибербзопасности, считает ограничение использования современных цифровых разработок в обучении школьника крайне неправильным подходом. По его словам, такой запрет в ходе учебного процесса нарушает связь между поведением ученика в школе и дома, нельзя представлять Интернет как вредный и неполезный ресурс. Важно понимать, что всемирная компьютеризация и прогресс неуклонно ведет к тому, что дети с младых ногтей приучены к средствам интернет-общения и легко с ними управляются, в отличие от родителей. Необходимо научить использовать эти средства во благо, и в частности, для интересного и комфортного обучения.

Ведь Интернет создан не только для игр и развлечений — в нем можно найти массу полезной и нужной ученику информации, а помимо Сети существует множество других цифровых средств, которые используются в западных школах — от роботов-помощников до цифровых датчиков изменения погоды или стандартных приложений для графики и письма. Цифровизация неизбежна, и российскую систему образования вскоре постигнет та же «участь», важно подготовиться и использовать ее для благих целей.

Уже сейчас многие российские школы перешли на электронные дневники, но это — далеко не предел!

Поведение на улице и в сети
Колоссальное влияние социальных сетей на жизнь детей не может не тревожить родителей и педагогов. Последним важно донести до учеников теорию о том, что поведение в реальной жизни и в Сети не должно отличаться. Необходимо нести ответственность за свои действия и слова не только в обществе, но и в интернет-пространстве. Многие дети ошибочно думают, что ввиду отсутствия прямого контакта при общении с другим человеком они могут оскорблять собеседника, зная, что тот не сможет ответить. Вообще проблема так называемого «кибербулинга» довольно остро стоит и в США, и в странах Европы. Россия не исключение, агрессивные нападки в Сети, получившие название «кибербуллинг» все чаще становятся причиной проблем у школьников — оскорбления и принижение достоинства часто вызывает у детей депрессию, обиду и агрессивное поведение уже в реальном обществе. Педагоги российских школ довольно часто сталкиваются с такими проблемами, но решить их получается далеко не всегда. Виной этому недостаточность опыта учителей в сфере кибербезопасности. Новые реформы в образовании призваны помочь в устранении данного пробела.

Проблема защиты информации

Проблема «кибербуллинга» — не единственная в теме безопасности в Сети. Важнейшее значение имеют также вопросы правильного кибер-поведения. Эта проблема стала актуальной довольно давно, когда первые хакеры взламывали важнейшие стратегические объекты, получая сверхсекретные документы и доступ к архивам. Сейчас неправильные действия человека могут привести к взлому всех его личных аккаунтов, потери денег с банковской карты и дальнейшему шантажу. Ежемесячно пикантные фотографии мировых звезд с их смартфонов пестрят на крупнейших порталах в Сети, и это явно не то, к чему должно стремиться современное общество.

Что подразумевается под правильным поведением в Сети? Мгновенное удаление писем с сомнительным адресом (спам), защита всех паролей от социальной сети, почты и других аккаунтов. Более взрослые дети сталкиваются с вопросами денежных переводов через карту, что тоже относится к важным поведенческим вопросам. С ясельного возраста малыш получает в руки первый телефон или планшет, и чем старше он становится, тем больше получает информации, которая не всегда является полезной и безопасной. «Новые» дети рождаются и живут в цифровом мире — взрослые должны объяснять правила поведения в сети для защиты персональных данных. Сейчас все перемещения и действия человека ежесекундно фиксируются камерами, роботами и системами геолокации, и проблема защиты своего личного киберпространства становится актуальней некуда. Взрослые обязаны защитить и себя, и детей от всех возможных угроз из Сети.

Важно понимать, что теоретические знания по вопросам кибербезопасности должны занимать меньшую часть в обучении. Ребенок должен своими руками произвести все действия для защиты собственных данных, практические занятия гораздо быстрее усваиваются в головах школьников, да и кому из них не понравится полноценный урок за компьютером?К сожалению, сегодняшние уроки информатики в школах не очень подходят под концепцию современного развития общества, и здесь также необходимы коренные изменения. Многие эксперты говорят об изменении программы обучения информатике в сторону изучения основ программирования и алгоритмизации.

Лучшие советы для защиты данных

Появление урока кибербезопасности в российских школах — вопрос времени, и чем скорее в правительстве решат этот вопрос, тем меньше проблем будут испытывать и дети, и родители. Хакеры и мошенники сейчас наиболее активны именно в Сети, где множество пользователей слабо понимают принципы работы интернет-платформ, и могут легко предоставить доступ к важным данным, сами того не замечая. Особенно это касается детей, которые могут зайти на вредоносный сайт, скачать вредную ссылку или отправить данные родителей незнакомому лицу. Чтобы этого избежать уже сейчас, существует ряд правил поведения в сети Интернет, которые будут одинаково полезны всем членам семьи.

  • Ограничивайте доступ к запрещенной детям информации в Интернете

Конечно, в полной мере добиться этого нельзя, и специальных программ для этого не существует, однако провести беседу и разъяснить ребенку плохие последствия посещения сайтов вполне можно. Большинство порносайтов могут содержать в себе вирусы, которые легко попадают на компьютер, тоже самое касается многочисленной рекламы в виде баннеров, особенно в социальных сетях.

  • Устанавливайтена все информационные средства проверенные антивирусы

Наличие антивирусных программ на компьютере уже с начала 20 века никого не удивляет, однако многие пренебрегают лицензионными компонентами и используют «пиратские» антивирусы, которые полностью защитить компьютер не могут по определению. Сейчас существует большое количество программ, которые обеспечивают полноценную защиту от вредносных платформ (Касперский, Avast, и многие другие). Они помогают в защите и от внешних угроз, в частности, от флэ-накопителей. Это метод заражения очень популярен в сфере шпионажа, а эффективно работает для получения личной информации. Установить антивирус легко и на планшет, и на телефон, в этом случае родители должны взять «защитную» функцию на себя, самостоятельно установив антивирусное ПО.

  • Используйте надежные пароли и двухфакторную аутнтификацию

Если с использованием паролей все знакомы, то понятие двухфакторной аутентификации вызывает у многих вопросы. Здесь всё просто, яркий пример этого типа защиты — привязка номера телефона к кредитной/платежной карте, когда любая операция по снятию денег и оплате проходит через дополнительный код. Такая система работает и в любой социальной сети— можно вводить номер телефона или электронную почту, клиент обязательно увидит, что кто-то пытается войти в аккаунт или снять деньги. Но и здесь взломщики нашли лазейку в виде программы, считывающей одноразовые пароли. В любом случае лучшей системы защиты пока не придумали.

С паролями ситуация также требует подробного разъяснения. Сейчас пароль из собственной даты рождения или ФИО — прямой путь к взлому, современные хакеры научились взламывать и более сложные комбинации. Одним из лучших способов создать надежны, и самое главное, уникальный пароль — менеджер паролей, доступный на всех платформах. Для создания хорошего пароля необходимо не менее 8 символов с цифрами, прописными и строчными буквами, другими знаками. Тогда гораздо выше вероятность, что вашу страничку в соцсети, почту или аккаунт в магазине не взломают.

Стоит отметить, что лучшим способом защиты личных данных — полное их отсутствие в открытом доступе. То, чего нет, украсть невозможно!

  • Не передавайте и не рассказывайте личные данные посторонним людям

Этот совет тесно связан с предыдущим — мошенники могут с помощью личной информации выведать пароль или с её помощью оформить некоторые официальные документы, например, кредит. Аналитики ведущих антивирусных корпораций утверждают, что работники банковской и любой другой сферы не имеют права в телефонном разговоре выведывать у клиента конфиденциальную информацию. Если же такой звонок все же поступает — с вероятностью 99 процентов это мошенники. Многие из них в качестве повода к сдаче данных могут указывать правильные данные аккаунта или электронной почты, что может ввести в заблуждение. Домашний адрес, номер карты и банковского счета, номера ИНН и других документов — вот основные данные, которые раскрывать ни в коем случае не следует.

  • Не открывайте и не отвечайте на подозрительные письма

Речь идет об электронных письмах со странным адресом (смешанные буквы и цифры, неиспользуемые символы). В большинстве своем это спам, который опасности нее несет, однако есть вредоносное ПО, которое попадает в компьютер или телефон сразу же после открытия письма! Не говоря уже о скачивании файлов или ответного письма на указанный адрес. При отсутствии лицензионного антивируса любой гаджет станет легкой мишенью для доступа к секретной информации. Даже если в письме указан правильный город проживания, ФИО или другие верные данные, рисковать и отвечать на него все же не стоит. Если письмо действительно важное, отправитель даст об этом знать. Важно всегда проверять подлинность письма, позвонив в банк или любую другу структуру, указанную в письме.

Очень часто жертвами взлома становятся наши друзья, и письмо со знакомого адреса с вложением не вызовет вопросов. Скачивая вложение, начинается заражение, что ведет к неприятным последствиям. Чтобы этого избежать, свяжитесь с отправителем и уточните, действительно ли он отправлял это письмо. Особенно это качается школьников, которые имеют огромное количество аккаунтов и паролей, либо простых, либо забытых. Любой банк или онлайн-сервис не имеет права присылать своим клиентам письма на почту с запросом важной информации, это тоже мошенники!

  • Используйте средства защиты веб-камеры

Хакерское «искусство» не стоит на месте, и они научились взламывать продукты с помощью установленной на компьютере «вебки». Зачастую люди не устанавливают на камеру специальное защитное ПО, и очень ошибаются. Во время звонка другу по Скайпу, или (что хуже) общения в многочисленных онлайн-чатах камера может стать уязвимым местом в полностью защищенном компьютере. Современные дети очень любят общаться через «вебку», и взломщики точно знают это, поэтому установить лицензионный антивирус на веб-камеру стоит. Также стоит озаботиться о защите роутера, которые подвергается атаке не реже. Причиной этому стали пароли по умолчанию, которые устанавливаются и на камеру, и на роутер при покупке. Лучше всего самостоятельно изменить пароль на более сложный. Стандартные пароли облегчают доступ к компьютеру и его удаленному управлению.

  • С осторожностью используйте «умные гаджеты»

Сегодня можно найти и купить не только «умные» гаджеты, но и целые системы, например, «умный» дом для управления световыми и электронными системами внутри дома с помощью одного пульта. Все эти гаджеты работают на облачной системе и безопасном подключении. Облачные сервисы используются как инструмент для подключения «умного» устройства к домашней сети, и в случае взлома, преступниками будет доступна вся информация с домашних устройств. Важно позаботиться о защите роутера, пользуясь советом из прошлого пункта.

Все указанные советы действительно работают и проверены тысячами клиентов. Каждый ребенок, который уже познакомился с Сетью и многочисленными гаджетами, должен знать об основах киберзащиты, и внимательно следить за своим поведением в Интернете. Это обеспечит безопасность всех устройств и спокойствие родителей.

 

Добавить комментарий

dobrina-shop.ru

Основы кибербезопасности

 

На просторах цифрового мира как на улице: много интересного, веселого, забавного и хорошего, но есть и плохие моменты.

Узнай, о темных цифровых закоулках.

Современные онлайн-игры – это красочные, захватывающие развлечения, объединяющие сотни тысяч человек по всему миру. Игроки исследуют данный им мир, общаются друг с другом, выполняют задания, сражаются с монстрами и получают опыт. За удовольствие они платят: покупают диск, оплачивают абонемент или приобретают какие-то опции.

Все эти средства идут на поддержание и развитие игры, а также на саму безопасность: совершенствуются системы авторизации, выпускаются новые патчи (цифровые заплатки для программ), закрываются уязвимости серверов. В подобных играх стоит опасаться не столько своих соперников, сколько кражи твоего пароля, на котором основана система авторизации большинства игр.

Основные советы по безопасности твоего игрового аккаунта: 

  1. Если другой игрок ведет себя плохо или создает тебе неприятности, заблокируй его в списке игроков;
  2. Пожалуйся администраторам игры на плохое поведение этого игрока, желательно приложить какие-то доказательства в виде скринов;
  3. Не указывай личную информацию в профайле игры;
  4. Уважай других участников по игре;
  5. Не устанавливай неофициальные патчи и моды;
  6. Используй сложные и разные пароли;
  7. Даже во время игры не стоит отключать антивирус. Пока ты играешь, твой компьютер могут заразить.

 

Социальные сети активно входят в нашу жизнь, многие люди работают и живут там постоянно, а в Facebook уже зарегистрирован миллиард человек, что является одной седьмой всех жителей планеты. Многие пользователи не понимают, что информация, размещенная ими в социальных сетях, может быть найдена и использована кем угодно, в том числе не обязательно с благими намерениями.

Основные советы по безопасности в социальных сетях:

1. Ограничь список друзей. У тебя в друзьях не должно быть случайных и незнакомых людей;
2. Защищай свою частную жизнь. Не указывай пароли, телефоны, адреса, дату твоего рождения и другую личную информацию. Злоумышленники могут использовать даже информацию о том, как ты и твои родители планируете провести каникулы;
3. Защищай свою репутацию – держи ее в чистоте и задавай себе вопрос: хотел бы ты, чтобы другие пользователи видели, что ты загружаешь? Подумай, прежде чем что-то опубликовать, написать и загрузить;
4. Если ты говоришь с людьми, которых не знаешь, не используй свое реальное имя и другую личную информации: имя, место жительства, место учебы и прочее; 5. Избегай размещения фотографий в Интернете, где ты изображен на местности, по которой можно определить твое местоположение;
6. При регистрации в социальной сети необходимо использовать сложные пароли, состоящие из букв и цифр и с количеством знаков не менее 8;
7. Избегай размещения фотографий в Интернете, где ты изображен на местности, по которой можно определить твое местоположение.

 

Современные смартфоны и планшеты содержат в себе вполне взрослый функционал, и теперь они могут конкурировать со стационарными компьютерами. Однако, средств защиты для подобных устройств пока очень мало. Тестирование и поиск уязвимостей в них происходит не так интенсивно, как для ПК, то же самое касается и мобильных приложений. Современные мобильные браузеры уже практически догнали настольные аналоги, однако расширение функционала влечет за собой большую сложность и меньшую защищенность. Далеко не все производители выпускают обновления, закрывающие критические уязвимости для своих устройств.

Основные советы для безопасности мобильного телефона:

1. Ничего не является по-настоящему бесплатным. Будь осторожен, ведь когда тебе предлагают бесплатный контент, в нем могут быть скрыты какие-то платные услуги;
2. Думай, прежде чем отправить SMS, фото или видео. Ты точно знаешь, где они будут в конечном итоге?
3. Необходимо обновлять операционную систему твоего смартфона;
4. Используй антивирусные программы для мобильных телефонов;
5. Не загружай приложения от неизвестного источника, ведь они могут содержать вредоносное программное обеспечение;
6. После того как ты выйдешь с сайта, где вводил личную информацию, зайди в настройки браузера и удали cookies;
7. Периодически проверяй какие платные услуги активированы на твоем номере;
8. Bluetooth должен быть выключен, когда ты им не пользуешься. Не забывай иногда проверять это;
9. Давай свой номер мобильного телефона только людям, которых ты знаешь и кому доверяешь.

Wi-Fi – это не вид передачи данных, не технология, а всего лишь бренд, марка. Еще в 1991 году нидерландская компания зарегистрировала бренд «WECA», что обозначало словосочетание «Wireless Fidelity», который переводится как «беспроводная точность». До нашего времени дошла другая аббревиатура, которая является такой же технологией. Это аббревиатура «Wi-Fi». Такое название было дано с намеком на стандарт высший звуковой техники Hi-Fi, что в переводе означает «высокая точность».

Да, бесплатный интернет-доступ в кафе, отелях и аэропортах является отличной возможностью выхода в интернет. Но многие эксперты считают, что общедоступные Wi-Fi сети не являются безопасными.

Советы по безопасности работе в общедоступных сетях Wi-fi:

1. Не передавай свою личную информацию через общедоступные Wi-Fi сети. Работая в них, желательно не вводить пароли доступа, логины и какие-то номера;
2. Используй и обновляй антивирусные программы и брандмауер. Тем самым ты обезопасишь себя от закачки вируса на твое устройство;
3. При использовании Wi-Fi отключи функцию «Общий доступ к файлам и принтерам». Данная функция закрыта по умолчанию, однако некоторые пользователи активируют её для удобства использования в работе или учебе;
4. Не используй публичный WI-FI для передачи личных данных, например для выхода в социальные сети или в электронную почту;
5. Ипользуй только защищенное соединение через HTTPS, а не НТТР, т.е. при наборе веб-адреса вводи именно «https://»;
6. В мобильном телефоне отключи функцию «Подключение к Wi-Fi автоматически». Не допускай автоматического подключения устройства к сетям Wi-Fi без твоего согласия.

Компьютерный вирус – это разновидность компьютерных программ, отличительной особенностью которой является способность к размножению. В дополнение к этому, вирусы могут повредить или полностью уничтожить все файлы и данные, подконтрольные пользователю, от имени которого была запущена заражённая программа, а также повредить или даже уничтожить операционную систему со всеми файлами в целом. В большинстве случаев распространяются вирусы через интернет.

Методы защиты от вредоносных программ:

1. Используй современные операционные системы, имеющие серьёзный уровень защиты от вредоносных программ;
2. Постоянно устанавливай пачти (цифровые заплатки, которые автоматически устанавливаются с целью дорабтки программы) и другие обновления своей операционной системы. Скачивай их только с официального сайта разработчика ОС. Если существует режим автоматического обновления, включи его;
3. Работай на своем компьютере под правами пользователя, а не администратора. Это не позволит большинству вредоносных программ инсталлироваться на твоем персональном компьютере;
4. Используй антивирусные программные продукты известных производителей, с автоматическим обновлением баз;
5. Ограничь физический доступ к компьютеру для посторонних лиц;
6. Используй внешние носители информации, такие как флешка, диск или файл из интернета, только из проференных источников;
7. Не открывай компьютерные файлы, полученные из ненадёжных источников. Даже те файлы, которые прислал твой знакомый. Лучше уточни у него, отправлял ли он тебе их.

 

Кибербуллинг — преследование сообщениями, содержащими оскорбления, агрессию, запугивание; хулиганство; социальное бойкотирование с помощью различных интернет-сервисов.

Основные советы по борьбе с кибербуллингом:

1. Не бросайся в бой. Лучший способ: посоветоваться как себя вести и, если нет того, к кому можно обратиться, то вначале успокоиться. Если ты начнешь отвечать оскорблениями на оскорбления, то только еще больше разожжешь конфликт;
2. Управляй своей киберрепутацией;
3. Анонимность в сети мнимая. Существуют способы выяснить, кто стоит за анонимным аккаунтом;
4. Не стоит вести хулиганский образ виртуальной жизни. Интернет фиксирует все твои действия и сохраняет их. Удалить их будет крайне затруднительно;
5. Соблюдай свой виртуальную честь смолоду;
6. Игнорируй единичный негатив. Одноразовые оскорбительные сообщения лучше игнорировать. Обычно агрессия прекращается на начальной стадии;
7. Бан агрессора. В программах обмена мгновенными сообщениями, в социальных сетях есть возможность блокировки отправки сообщений с определенных адресов;
8. Если ты свидетель кибербуллинга. Твои действия: выступить против преследователя, показать ему, что его действия оцениваются негативно, поддержать жертву, которой нужна психологическая помощь, сообщить взрослым о факте агрессивного поведения в сети.

Обычной кражей денег и документов сегодня уже никого не удивиfшь, но с развитием интернет-технологий злоумышленники переместились в интернет, и продолжают заниматься «любимым» делом. Так появилась новая угроза: интернет-мошенничества или фишинг, главная цель которого состоит в получении конфиденциальных данных пользователей — логинов и паролей. На английском языке phishing читается как фишинг (от fishing — рыбная ловля, password — пароль).

Основные советы по борьбе с фишингом:

1. Следи за своим аккаунтом. Если ты подозреваешь, что твоя анкета была взломана, то необходимо заблокировать ее и сообщить администраторам ресурса об этом как можно скорее;
2. Используй безопасные веб-сайты, в том числе, интернет-магазинов и поисковых систем;
3. Используй сложные и разные пароли. Таким образом, если тебя взломают, то злоумышленники получат доступ только к одному твоему профилю в сети, а не ко всем;
4. Если тебя взломали, то необходимо предупредить всех своих знакомых, которые добавлены у тебя в друзьях, о том, что тебя взломали и, возможно, от твоего имени будет рассылаться спам и ссылки на фишинговые сайты;
5. Установи надежный пароль (PIN) на мобильный телефон;
6. Отключи сохранение пароля в браузере;
7. Не открывай файлы и другие вложения в письмах даже если они пришли от твоих друзей. Лучше уточни у них, отправляли ли они тебе эти файлы.

 

Цифровая репутация – это негативная или позитивная информация в сети о тебе. Компрометирующая информация размещенная в интернете может серьезным образом отразиться на твоей реальной жизни. «Цифровая репутация» – это твой имидж, который формируется из информации о тебе в интернете. Твое место жительства, учебы, твое финансовое положение, особенности характера и рассказы о близких – все это накапливается в сети.

Многие подростки легкомысленно относятся к публикации личной информации в Интернете, не понимая возможных последствий. Ты даже не сможешь догадаться о том, что фотография, размещенная 5 лет назад, стала причиной отказа принять тебя на работу.

Комментарии, размещение твоих фотографий и другие действия могут не исчезнуть даже после того, как ты их удалишь. Ты не знаешь, кто сохранил эту информацию, попала ли она в поисковые системы и сохранилась ли она, а главное: что подумают о тебе окружающее люди, которые найдут и увидят это. Найти информацию много лет спустя сможет любой – как из добрых побуждений, так и с намерением причинить вред. Это может быть кто угодно.

Основные советы по защите цифровой репутации:

  1. Подумай, прежде чем что-то публиковать и передавать у себя в блоге или в социальной сети;
  2. В настройках профиля установи ограничения на просмотр твоего профиля и его содержимого, сделай его только «для друзей»;
  3. Не размещай и не указывай информацию, которая может кого-либо оскорблять или обижать.

Электронная почта — это технология и предоставляемые ею услуги по пересылке и получению электронных сообщений, которые распределяются в компьютерной сети. Обычно электронный почтовый ящик выглядит следующим образом: имя_пользователя@имя_домена. Также кроме передачи простого текста, имеется возможность передавать файлы.

Основные советы по безопасной работе с электронной почтой:

1. Надо выбрать правильный почтовый сервис. В интернете есть огромный выбор бесплатных почтовых сервисов, однако лучше доверять тем, кого знаешь и кто первый в рейтинге;
2. Не указывай в личной почте личную информацию. Например, лучше выбрать «музыкальный_фанат@» или «рок2013» вместо «тема13»;
3. Используй двухэтапную авторизацию. Это когда помимо пароля нужно вводить код, присылаемый по SMS;
4. Если есть возможность написать самому свой личный вопрос, используй эту возможность;
5. Используй несколько почтовых ящиков. Первый для частной переписки с адресатами, которым ты доверяешь. Это электронный адрес не надо использовать при регистрации на форумах и сайтах;
6. Не открывай файлы и другие вложения в письмах даже если они пришли от твоих друзей. Лучше уточни у них, отправляли ли они тебе эти файлы;
7. После окончания работы на почтовом сервисе перед закрытием вкладки с сайтом не забудь нажать на «Выйти»;
8. Выбери сложный пароль. Для каждого почтового ящика должен быть свой надежный, устойчивый к взлому пароль.

Электронные деньги — это очень удобный способ платежей, однако существуют мошенники, которые хотят получить эти деньги.

Электронные деньги появились совсем недавно и именно из-за этого во многих государствах до сих пор не прописано про них в законах. В России же они функционируют и о них уже прописано в законе, где их разделяют на несколько видов – анонимные и не анонимные. Разница в том, что анонимные – это те, в которых разрешается проводить операции без идентификации пользователя, а в неанонимных идентификации пользователя является обязательной.

Также следует различать электронные фиатные деньги (равны государственным валютам) и электронные нефиатные деньги (не равны государственным валютам).

Основные советы по безопасной работе с электронными деньгами:

1. Привяжи к счету мобильный телефон. Это самый удобный и быстрый способ восстановить доступ к счету. Привязанный телефон поможет, если забудешь свой платежный пароль или зайдешь на сайт с незнакомого устройства;
2. Используй одноразовые пароли. После перехода на усиленную авторизацию тебе уже не будет угрожать опасность кражи или перехвата платежного пароля;
3. Выбери сложный пароль. Преступникам будет не просто угадать сложный пароль. Надежные пароли — это пароли, которые содержат не менее 8 знаков и включают в себя строчные и прописные буквы, цифры и несколько символов, такие как знак доллара, фунта, восклицательный знак и т.п. Например, $tR0ng!;
4. Не вводи свои личные данные на сайтах, которым не доверяешь.

 Современные школьники– активные пользователи цифрового пространства. Однако далеко не все знают, что пользование многими возможностями цифрового мира требует соблюдения прав на интеллектуальную собственность.

Термин «интеллектуальная собственность» относится к различным творениям человеческого ума, начиная с новых изобретений и знаков, обозначающих собственность на продукты и услуги , и заканчивая книгами, фотографиями, кинофильмами и музыкальными произведениями.

Авторские права – это права на интеллектуальную собственность на произведения науки, литературы и искусства. Авторские права выступают в качестве гарантии того, что интеллектуальный/творческий труд автора не будет напрасным, даст ему справедливые возможности заработать на результатах своего труда, получить известность и признание. Никто без разрешения автора не может воспроизводить его произведение, распространять, публично демонстрировать, продавать, импортировать, пускать в прокат, публично исполнять, показывать/исполнять в эфире или размещать в Интернете.

Использование «пиратского» программного обеспечения может привести к многим рискам: от потери данных к твоим аккаунтам до блокировки твоего устройства, где установленный не легальная программа. Не стоит также забывать, что существует легальные и бесплатные программы, которые можно найти в сети.

 

Сетевичок.рф – твой главный советчик в сети. Здесь ты можешь узнать о безопасности в сети понятным и доступным языком, а при возникновении критической ситуации обратиться за советом.

Организатор проекта – «Блог школьного Всезнайки» www.e-parta.ru Информационно-познавательный портал для подростков. 

При поддержки НП «Лига безопасного интернета», Государственная Дума РФ и Совет Федерации РФ. Проект имеет положительное экспертное заключение Министерства образования и науки РФ.

Перейти на портал

school38.centerstart.ru

Основы кибербезопасности начнут преподавать в российских школах

Фото © «Гражданские силы.ру»/ Сергей Коршунов (архив)

17 апреля 2017 17:42:42

1050

Информационной безопасности будут обучать также учителей.

Минобрнауки РФ разработает программы по основам кибербезопасности для школьников и учителей.

Об этом в ходе парламентских слушаний в Совете Федерации, посвященных безопасности в интернете, сообщила министр образования России Ольга Васильева.

Глава Минобрнауки убеждена, что навык информационной безопасности необходимо прививать детям с малолетства, в частности включать его в стандарты начального образования и далее развивать на уроках информатики, обществознания, права и ОБЖ, а также в рамках внеурочной деятельности и программы воспитания и социализации.

По мнению Васильевой, важная роль в борьбе с угрозами в сети отведена родителям, поскольку большую часть времени в интернете ребенок проводит именно дома, а не в учебном учреждении.

Сегодня вопросы кибербезопасности, в том числе детской, обсуждаются на всех уровнях власти.

В частности, в этом месяце в Госдуму внесли законопроект, ограничивающий использование социальных сетей детьми до 14 лет. Авторы документа подчеркивают чрезвычайную актуальность такой инициативы в том числе, в связи с деятельностью так называемых «групп смерти» в соцсетях, по поводу которых в стране уже бьют тревогу.

В числе актуальных киберугроз значатся также «орудующие» в соцсетях террористы, пытающиеся воздействовать на неокрепшие умы молодежи, а также разного рода кибермошенники, желающие заполучить кровно заработанные людьми средства.

Теги: Основы кибербезопасности, школы, Минобрнауки

gr-sily.ru

чему будут учить российских школьников » Против УЭК

“Будет идти цифровизация образования, в том числе школьного. То есть дети будут на уроках при изучении тех или иных предметов все шире использовать цифровые инструменты. Этот процесс активизируется, в частности, в связи с программой Цифровой экономики в России”, — добавил он.

При этом эксперт отметил, что процесс цифровизации на самом деле начался гораздо раньше. Например, учителя начальной школы еще в прошлом веке предлагали детям искать информацию с помощью интернета.

“Кроме использования интернета, как источника информации, школьники работают с текстами в текстовых редакторах, измеряют температуру, давление и других характеристики окружающей среды с помощью цифровых датчиков, программируют, конструируют роботов, рисуют и действуют в виртуальных мирах, используют трехмерные принтеры. Цифровизация идет уже сегодня”, — сказал Семенов.

Важно выявлять общие принципы, увязывать то, что имеется в цифровой реальности, с тем, что существует в окружающем мире, отметил Семенов.

“Нужно проводить параллели между реальным и кибернетическим миром, декларировать общие для них принципы и постоянно их иллюстрировать”, — пояснил ученый.

Так, по его словам, с помощью аналогий можно объяснять детям об ответственности за поступки, совершенные как в сети, так и в реальном мире. Речь идет в частности о плагиате, интернет-травле, противоправных действиях.

“Дети знают с трех лет, что взять чужую лопатку и пойти с ней домой – это неправильно. Но вот типичная ситуация: ребенок взял где-то цитату и просто вставил ее в свой текст. Учитель, который заметил это, должен объяснить, что нужно дать ссылку на первоисточник. Нехорошо же брать чужое и говорить, что это мое”, — сказал Семенов.

Детям необходимо объяснять, что если они стали жертвами нападок в интернете, так называемого кибербуллинга, то реагировать нужно так же, как в реальной жизни. Например, не обращать внимания, не вступать в перебранку с обидчиками, не давать лишних поводов для “виртуальной драки”, но если с чем-то не удается справиться, всегда можно обратиться к взрослому, заметил академик.

Кроме того, по его мнению, ребенок с детства должен иметь привычку удалять электронные письма и сообщения с сомнительных адресов, не читая их.

“Есть еще одно важное соображение – мир становится более прозрачным. Все, что с тобой происходит, где-то записывается и хранится. И для маленького ребенка это представление полезно. Раньше воспитывали мораль, говоря, что есть всевидящее око той или иной религии, которое знает все, что ты делаешь. Сейчас постоянная запись и фиксация всего, что происходит с человеком, с взрослым или маленьким, уже стала реальностью нашего мира”, — сказал Семенов.

“Поздно обсуждать, хорошо это или плохо. Это уже произошло. Например, любые денежные операции или просто поведение на улице всегда где-то записаны. Сегодня ребенок уже живет в цифровом мире с “цифровой моралью”, — добавил он.

Говоря о том, в каком возрасте лучше учить правилам поведения в сети, собеседник агентства заметил, что “есть высказывание о том, что ребенка нужно учить с рождения”. “Он действительно сам учится с рождения. Как только ему в руки попадают разные электронные гаджеты, ему сразу надо объяснять принципы безопасности и морали”, — считает Семенов.

Он подчеркнул важность того, чтобы родители и учителя имели соответствующую подготовку и методическую литературу. “В частности, уже есть хорошие материалы на эту тему, которые подготовлены под руководством Галины Солдатовой, профессора кафедры психологии личности МГУ”, — сказал ученый.

Ранее декан факультета психологии МГУ, академик РАО Юрий Зинченко сообщил РИА Новости, что ученые факультетов психологии и журналистики Московского разработают программу и напишут учебник по кибербезопасности, по которому будут учиться российские школьники. По его словам, сейчас идет разработка соответствующей программы. Вероятнее всего, соответствующие образовательные модули войдут в курс по основам безопасности жизнедеятельности (ОБЖ), причем, начиная с младших классов, а первые результаты по данной работе запланированы на январь-февраль 2018 года.

РИА Новости https://ria.ru/society/20170802/1499599634.html


—————————————————————–

          Поддержка сайта Protivkart.org

          Яндекс-деньги 410011074881635

protivkart.org

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *