Педагоги психологи – Профессия Педагог-психолог – Описание, история. Где и как получить профессию. Особенности профессии. Важность профессии. “Моя будущая профессия

Кто такой психолог-педагог?

Вот уже много лет такая должность, как психолог-педагог, имеется в школах, детских садах, больницах и даже служебных учреждениях. Подобной практикой занимаются люди, психологи по образованию, которые имеют в некотором роде и медицинские знания, и педагогические. Нередко в больших коллективах возникают проблемы различного рода, которые способен решить далеко не каждый. Подобные казусы могут быть свойственны и людям с узким кругом общения.

Итак, психолог-педагог чаще всего приглашается в детские сады и школы. Такого рода специалист необходим детям, дабы он направил в нужное русло их духовное развитие, установил моральные ценности, решил проблемы экзистенциального характера, а также устранил возможные тенденции к расстройству личности. В любом коллективе психолог-педагог ведет работу по улучшению микроклимата и каких-либо взаимодействий между его участниками, налаживает отношения, устраняет конфликты. В обязательном порядке также проводится психологический анализ.

Однако деятельность педагога-психолога не ограничивается лишь подобными аналитическими занятиями и лекциями, которые нормализируют «погоду» в обществе. Нередко случается так, что в одном классе (группе, коллективе), в принципе, работа идет своим чередом, но отдельный человек испытывает некий дискомфорт. Он может быть связан с отношениями с остальными членами общества, с принятием себя и своих обязанностей, с внутренней адаптацией и так далее. Таким образом, психолог-педагог обеспечивает надежную охрану психологического здоровья каждого ребенка в классе, каждого сотрудника в коллективе, куда он приглашен. Также специалист данного рода (в частности тот, который работает в детских учреждениях) способствует личностному развитию каждого ребенка.

Особого внимания заслуживает также сам принцип работы столь важного специалиста. Как правило, программа педагога-психолога тесно связана со школьным курсом, теми предметами и занятиями, которые детки изучают в садах, с тем направлением деятельности, которое характерно для конкретной организации. В ходе анализа, многочисленных тестов и семинаров, которые проводят психологи в обществе, выясняется компетентность каждого сотрудника непосредственно в конкретной сфере деятельности, способность того или иного ученика воспринимать информацию, особенности его мышления и задатки. Как правило, именно психолог-педагог косвенным образом формирует классы: математический, гуманитарный, музыкальный.

Находясь в школьном коллективе, «инженер детских душ» должен принимать во внимание процесс взросления учеников. Для каждой возрастной категории разрабатывается отдельная программа, которая связана и с теми знаниями, что даются на уроках, и с особенностями развития нервной системы. Например, первоклашки легко «читаются» психологом по их рисункам, аппликациям, а также по манере вести тетради. Глядя на эти атрибуты, специалист сразу открывает многие особенности личности, темперамент и даже пристрастия подопечного. Позже детям предлагают пройти психологические тесты и тренинги, в которых необходимо отвечать на вопросы, представлять себя в различных ситуациях и проводить собственные исследования.

fb.ru

Профессия педагог-психолог

Данная статья является результатом размышлений психолога-психотерапевта (по совместительству педагога-психолога) над проблемами реализации психолого-педагогического сопровождения, над актуальной потребностью системы белорусского образования в высококвалифицированных специалистах педагогах-психологах, над необходимостью осуществления качественно новой профориентационной работы в области практической психологии.

Психологи и их специализации

Еще в трудах А.Н. Леонтьева начала и середины 70-х годов 20 столетия не единожды отмечено, что «21 век – век психологии» (Леонтьев А.Н. Из дневниковых записей // Леонтьев А.Н. Избр. психол. произв. В 2 т. 2. М.: Педагогика, 1983. С. 240-242).

И действительно, начало 21 века ознаменовано стремительным ростом и развитием практической психологии, которая внедряется во все сферы общественной, экономической и политической жизни людей.

Говоря о специализациях практических психологов, уместным является остановиться на следующем ниже неисчерпывающим себя списке.

  • Психолог детский – специалист, осуществляющий диагностику особенностей развития и психологической помощи, включая психокоррекцию. Детский психолог оказывает психологическую помощь детям, родителям и семье в целом. Поскольку проблемы и трудности ребенка тесно взаимосвязаны с образом жизни родителей, их отношением к ребенку и воспитанием, состоянием здоровья и психологическим климатом в семье, а также с общей семейной ситуацией.
  • Психолог организационный, или консультант по управлению, работает с организациями, управленческим составом, отдельными подразделениями для успешного развития последних, в условиях непрерывно меняющегося окружающего мира.
  • Психолог-консультант – психолог, осуществляющий психологическое консультирование. Такой специалист предоставляет компетентную информацию по запросу своего клиента для оптимального решения тех или иных жизненных, личных или деловых проблем.  
  • Преподаватель психологии – теоретик (однако сегодня все чаще встречаются практические психологи, совмещающие преподавание), который помимо преподавательской деятельности имеет возможности для научно-исследовательской деятельности.
  • Спортивный психолог – это специалист, решающий такие задачи, как повышение эффективности тренировочного процесса спортсменов; создание психологических условий для достижения высоких показателей силы, ловкости и выносливости; психологическая подготовка к соревнованиям и многое другое.
  • Психолог-психотерапевт – это специалист, окончивший медвуз по специальности «Клиническая психология». Также психологом-психотерапевтом может являться практический психолог, который после окончания вуза прошел специальную подготовку в области психотерапии (например, психоанализ, психотравмотерапия, гештальт-терапия и др.), индивидуальной и групповой психотерапии, защитил супервизионно терапевтические сессии с клиентами и получил сертификат.
  • Педагог-психолог – это практический психолог, психолог-универсал, работающий в системе образования. Основными направлениями деятельности педагога-психолога являются:
    – психодиагностика;
    – психологическое консультирование;
    – психологическое просвещение;
    – развивающая и психокоррекционная деятельность и пр.

Ремесленничество и мастерство

Основной проблемой сегодняшних дней является сложившаяся ситуация на рынке оказания психологических услуг, связанная с тем, что большое количество психологов посредственного уровня заполонили данную профессиональную нишу.

К таким специалистам применим термин «ремесленники», потому как обладают они низким уровнем своей компетентности, а следовательно, работают они правильно, но поверхностно. Они – просто исполнители.

И в действительности психологическая профессия очень престижна и может приносить стабильный высокий финансовый доход. Однако востребованными профессионалами-психологами могут быть лишь единицы. Это связано с тем, что наличие только высшего психологического образования не гарантирует последующей профессиональной успешности.

Мастерство психолога заключается в том, что он постоянно совершенствует свои знания и умения, неустанно стремится к личностному росту своей духовности и моральности, стремясь к совершенству и ведя за собой опекаемых им людей.

Что же можно посоветовать старшеклассникам 9-11 классов, желающим связать свою последующую учебную и профессиональную жизнь с психологией?
Как ориентировать ищущего свой путь молодого человека сделать не только правильный выбор, но и (с прицелом в будущее) увести его от ремесленничества?

Так сложилось, что все специализации, кроме педагога-психолога, субъективно являются сегодня более модными, высокооплачиваемыми. Однако именно от мастерства специалиста напрямую зависит его высокий уровень доходов, его слава и престиж, уважение и почитание.

Мастерство специалиста проистекает из его мудрости. Как утверждает американский психотерапевт Мэрилин Мюррей, мудрость – это знание +опыт.

В каждой из специализаций есть возможность профессионального роста, пополнения объема знаний в узкой области, приобретения опыта. Вот только, к сожалению, ни одна из специализаций, кроме «педагог-психолог», не позволит полноценно выйти из уровня «ремесленничества» на уровень «мудрый мастер». Сегодня «ремесленники» своим подавляющим большинством заполонили нишу психосопровождения человека.

Почему же так произошло? На наш взгляд, это связано с тем, что как только дело касается человека, в его системном единстве множества составляющих (антропологические особенности, семейно-родовые составляющие, социальные связи, потребности, духовность), узкий подход не оправдывает себя, так как подходит к человеку однобоко.

Подход «с одной стороны» не учитывает, например, что психоэмоциональное состояние спортсмена зависит не только от его уверенности в своих силах и ловкости, но от его травматического детского опыта, уровня его самооценки, семейных проблем и прочего.

Поэтому уникальные знания и последующий практический опыт, цельную разноплановую практику может преподнести исключительный синтез педагогики и психологии – профессия педагог-психолог.

Профориентация: профессия «педагог-психолог»

Плюсы выбора специализации «педагог-психолог» очевидны.

  1. Это уникальная возможность за короткий срок в несколько лет стать универсалом, системно подходящим к решению любой задачи или проблемы, что расширяет горизонты возможностей дальнейшего профессионального роста, даже в такого мастера как «психолог-психотерапевт» или любого другого специалиста.
  2. Помимо финансового роста заработной платы школьного психолога в соответствии с категориями, незамедлительно появляется возможность дополнительного заработка, потому что такой универсал востребован всегда в онлайн-консультировании, индивидуальной психокоррекции в частных условиях, в преподавании психологии и мн. др.
  3. Это удовлетворение престижных потребностей в уважении и почитании, которые непременно будут удовлетворяться в виде благодарности от людей и признания общественности.
  4. Педагог-психолог, осознавая свою миссию, параллельно обогащая свои знания и умножая опыт, начинает творить, удовлетворять свои духовные потребности, а профессиональный продукт становится еще более чистым, более объективным, более эффективным.

Педагогическая миссия психолога

Миссия – это самая важная ценность любого профессионала! Человек, не осознающий своей миссии, живет поверхностно, не понимая смысла своего существования. Профессионал-психолог, не понимающий своего предназначения  – «пустышка» и очень опасен.

Как он может повести за собой клиента, если не знает и сам, куда идет?

Осознание своей миссии дело нелегкое!

Подумайте: что такого вы сделали или почти что сделали, что навсегда изменило мир?
Вот Эдисон придумал лампочку, кроманьонец – колесо, Будда – нирвану.
На свете есть много людей, которые сделали вещи, которыми мы не просто пользуемся – это ключевые для цивилизации вещи. Убери их – и всё рухнет! Попробуйте представить себе мир, в котором нет электрического света! Нет лампочек в подъездах, повсюду нагажено, по улицам ходят люди с факелами, и фраза «город горел вечерними огнями» означает совсем не то, что сегодня. Нормально?
А теперь представьте, что наша цивилизация не додумалась до колеса! Что будет? Бензиновые санки с турбонаддувом, лошади, гидросамолеты, или человечество начнет расселяться не по поверхности планеты, а вглубь её. А лампочки-то нет, только факелы. А под землей нефть, и оттуда открытый огонь. Ну как, складывается картинка?
Так что людей, которые сделали что-то действительно важное, с большой натяжкой ещё можно назвать избранными. Какова твоя миссия, избранный? (Mr. Freeman, культовый анимационный веб-сериал)
Человеку просто необходимо сформулировать миссию. Профессионалу жизненно важно выйти за пределы своего «ремесленнического» бытия, устремившись к мастерству.

Какой же он, педагог-психолог?

Психолог-педагог зовет людей к росту и развитию, показывает, как это – не быть Жертвой, как становиться Автором своей жизни.

Психолог-педагог – тот, кто привносит в жизнь людей иногда забытый ими смысл, говорящий о том, что жизнь – бесценный подарок, сам факт которой есть величайшее счастье. (Н.И. Козлов, Психология и педагогика, http://www.psychologos.ru/)

Педагог-психолог – тот, который не ремесленник, неустанно транслирует окружающим здоровый синтез заявляемых гуманистических ценностей и поведения, поступков, соответствующих заявляемыми ценностям.

Целеполагание уже сегодня (упражнение)

Поставьте для себя цель, которую желаете достичь.

Затем начертите линию «протяженностью» в 10 лет и пропишите, что вы сделаете через 1 год, что приблизит вас к заветной цели, что через 3 года, 5,7 и так далее.

www.all-psy.com

ПСИХОЛОГ – это… Что такое ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ?


ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ
педагогический работник, в задачи которого входит обеспечение физического здоровья и развития личности учащегося, выявление условий, затрудняющих становление личности, психопрофилактика, психодиагностика, психокоррекция, консультирование и реабилитация обучающихся.

Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. — М.: НМЦ СПО. С.М. Вишнякова. 1999.

  • ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
  • ПЕДАГОГИКА

Смотреть что такое “ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ” в других словарях:

  • Педагог-психолог — (educational psychologist) – учитель с дополнительной подготовкой по психологии, ответственный за оценивание и поддержку детей со специальными потребностями в обучении, многие из которых посещают обычные школы. Педагоги психологи разрабатывают… …   Словарь-справочник по социальной работе

  • Педагог-психолог —     специалист, обеспечивающий развитие и сохранение психического, соматического здоровья учащихся и их социальное благополучие. П. п. входит в состав психологической службы образовательного учреждения, способствует созданию в нём гармонической… …   Педагогический терминологический словарь

  • Педагог (психолог) в уголовном процессе — Эта статья предлагается к удалению. Пояснение причин и соответствующее обсуждение вы можете найти на странице Википедия:К удалению/12 ноября 2012. Пока процесс обсуждени …   Википедия

  • педагогічний — а, е. 1) Стос. до педаго/гіки. •• Педагогі/чна психоло/гія галузь психології, яка вивчає закономірності психічної діяльності людей у процесі навчання. Педагогі/чні товари/ства громадські організації вчителів, діячів педагогічної науки й народної… …   Український тлумачний словник

  • Педагог — (гр. – дитя, вести) – человек, профессионально подготовленный и осуществляющий в образовательном учреждении педагогические функции. Педагог – это и технолог, и методист, и психолог, и учитель, способный спроектировать и реализовать педагогический …   Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

  • Практической психолог практический — Практический психолог специалист, имеющий соответствующее образование и уровень квалификации, оказывающий психологическую помощь (психологические услуги) населению, включающую полный или частичный спектр из направлений, предусмотренных… …   Википедия

  • Практический психолог — Содержание 1 Направления деятельности 2 Правовой статус педагога …   Википедия

  • Суворов, Александр Васильевич (психолог) — В Википедии есть статьи о других людях с именем Суворов, Александр Васильевич. Александр Васильевич Суворов Суворов А. В. за компьютером Дата рождения: 3 июня 1953(1953 06 03) (59 лет) …   Википедия

  • Давыдов, Василий Васильевич (психолог) — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Давыдов. Не следует путать с Давыдов, Василий Васильевич (разведчик). Василий Васильевич Давыдов Дата рождения: 31 августа 1930(1930 08 31) Место рождения: Москва, СССР …   Википедия

  • психолого-педагогічний — а, е. Стос. до психології педагогічного процесу. Психолого педагогічний семінар …   Український тлумачний словник

Книги

  • Педагог-психолог. Основы профессиональной деятельности, Макарова Ирина Вилориевна, Крылова Юлия Геннадьевна. Начинающий психолог, особенно на периферии появляясь в школе после получения диплома, испытывает огромные трудности, оказываясь предоставленным самому себе. Настоящая книга дает психологу… Подробнее  Купить за 233 грн (только Украина)
  • Педагог-психолог. Основы профессиональной деятельности, Макарова Ирина Вилориевна, Крылова Юлия Геннадьевна. Начинающий психолог, особенно на периферии, начиная работать в школе после получения диплома, испытывает огромные трудности, оказываясь представленным самому себе. Эта книга дает психологу… Подробнее  Купить за 226 руб
  • Педагог-психолог Основы проф. деятельности, Макарова И.. Начинающий психолог, особенно на периферии, появляясь в школе после получения диплома, испытывает огромные трудности, оказываясь предоставленным самому себе. Настоящая книга дает психологу… Подробнее  Купить за 146 руб
Другие книги по запросу «ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ» >>

professional_education.academic.ru

Педагог-психолог: функциональные обязанности специалиста

В последние годы стало довольно популярным получать образование психолога. Оно дает возможность трудоустроиться в различные инстанции или открыть частную практику. Однако профессия педагога-психолога до сих пор у многих вызывает недоумение. Кто же это и каковы его обязанности?

По сути педагог-психолог — это профессиональный психолог, работающий в каком-либо образовательном учреждении. Его глобальная задача — следить за психическим состоянием детей и подростков, посещающих, к примеру, детский сад или школу.

В учреждении, относящемся к системе образования, психолог наделяется следующими функциональными задачами, излагаемыми под разными формулировками в должностных инструкциях:

  1. Постоянное наблюдение за состоянием детей с целью выявления психолого-педагогических отклонений, их коррекции, а так же реализации всеми участниками обучающего процесса индивидуального подхода во взаимодействии с детьми, нуждающимися в этом;
  2. Принимает на себя роль участника воспитательного процесса в работе с ребенком и его семьей;
  3. Проводит действия по психопрофилактике и диагностике отклонений в психическом развитии:
    • в соответствии с планом работ или по запросу одного из членов окружения ребенка (родители, учителя, администрация) тестирует и анализирует интеллектуальные, межличностные, эмоционально-волевые качества школьника или воспитанника;
    • проводит психолого-педагогическую экспертизу на готовность ребенка к школе при наборе детей в первые классы;
    • осуществляет психологическое обследование детей при переходе от одной ступени образования к другой;
    • в случае необходимости проводит углубленную диагностику причин неуспеваемости, конфликтности или недисциплинированности конкретных учеников или воспитанников;
  4. Выявляет и способствует развитию индивидуальных творческих способностей детей;
  5. Проводит с воспитанниками или учащимися групповые или индивидуальные занятия в форме тренингов, бесед, просмотра специального видеоматериала  с целью формирования и закрепления правильных жизненных установок;
  6. По запросам уполномоченных на то органов (народный суд, органы опеки и попечительства, полиция, комиссия по делам несовершеннолетних) проводит обследование психического состояния ребенка и условий семейного воспитания и проживания, о чем составляется соответствующий акт.
  7. Участвует в заседаниях педагогических советов и методических объединений, для которых предварительно готовит необходимый по своему профилю материал.
  8. Тесно взаимодействует в своей работе с социальным педагогом, логопедом, коллективом лиц, работающим в образовательном учреждении и родителями детей.
  9. Наблюдения и заключения фиксирует в специально разработанных и утвержденных законодательством формах.
  10.  Исполняет функциональные обязанности в строгом соблюдении профессиональной этики и с учетом специфики работы.
  11. Отвечает за сохранность рабочего кабинета и находящегося в нем инвентаря.

Работа педагога-психолога ответственна и многогранна. При выборе этой профессии следует учесть все нюансы предстоящей трудовой деятельности, ведь объект приложения усилий педагога-психолога — психика детей, легко восприимчивая к любым воздействиям из вне.


        Поделиться:

sobinam.ru

Профессиональная позиция педагога-психолога в условиях оптимизации образования

Андреева, А.Д. Профессиональная позиция педагога-психолога в условиях оптимизации образования [Текст] / А.Д. Андреева // Научный диалог. – 2017. – №3. – С. 216-228. – 0,6 п.л. – 500 экз. – ISSN 2225-756X.

© Андреева Алла Дамировна (2017), кандидат психологических наук, старший научный сотрудник, Психологический институт Российской академии образования (Москва, Россия).

Рассматривается проблема востребованности педагога-психолога системой современного образования. Актуальность исследования обусловлена существенными изменениями статуса и функционала психолога образования, ломкой стереотипа, сложившегося относительно его профессиональной деятельности. Отмечается также утрата идеологической сущности профессии школьного психолога, ее направленности на защиту интересов ребенка, развитие его индивидуальности. Анализируются организационные и содержательные аспекты функционирования школы, связанные с реформой российского образования и закрепленные в новом законе об образовании. Перенос деятельности психолога из образовательного учреждения в центры психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи существенно ограничивает профессиональное поле педагога-психолога. Показан высокий уровень неоднородности контингента учащихся по параметрам готовности к обучению, нейропсихологического статуса, социокультурного развития. Автор утверждает, что данная ситуация обусловливает необходимость постоянного психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса. Обсуждается отношение родителей учащихся к профессиональной позиции педагога-психолога как представителя системы образования. Выявлено доминирование низкого уровня доверия к таким специалистам. Показано противоречие между объективной необходимостью наличия в школе педагога-психолога и требованиями нового закона об образовании. Анализируется конфликтность профессиональной позиции психолога, работающего в системе образования. Автор указывает на то, что профессиональная позиция психолога в условиях оптимизации образования теряет изначально заложенный в ней гуманистический смысл.

Ключевые слова: педагог-психолог; система образования; профессиональная позиция; психическое развитие детей; школа; семья.

1. Введение

Психологическая служба образования в нашей стране появилась еще в 80-е годы прошлого столетия. Именно тогда в школы и детские сады пришел новый специалист — педагог-психолог. За прошедшее тридцатилетие он прочно занял свое место в структуре образовательных учреждений, определились содержание, цели и задачи его работы. Основной смысл деятельности психолога образования заключается в том, чтобы обеспечить соблюдение психолого-педагогических условий, наиболее благоприятных для психического и личностного развития каждого ребенка на всех этапах его детства [Практическая психология …, 2004; Психологическая служба …, 2009]. Несомненно, приход психолога в школу в качестве полноправного члена педагогического коллектива принципиально изменил образовательную среду ребенка. Профессиональная позиция психолога образования определяется направленностью всей его деятельности на защиту интересов ребенка как растущего человека, развивающейся личности и индивидуальности. Представляя и защищая интересы ребенка, он активно взаимодействует не только с детьми, но и с педагогами, родителями, способствует повышению психологической культуры всех участников образовательного процесса [Дубровина, 2014; Практическая психология …, 2004].

Деятельность психологов образования чрезвычайно разнообразна — это и психологическое просвещение, и психологическая профилактика, и психологическое консультирование, диагностическая и коррекционная работа. Одни из них отдают предпочтение тому виду деятельности, в котором чувствуют себя наиболее компетентными, другие обеспечивают реализацию образовательной концепции своего учреждения, третьи активно включаются во все сферы жизни школы или сада.

Тем не менее очевидно, что психологическая служба востребована отечественным образованием, она действительно стала «одним из существеннейших компонентов целостной системы образования страны» [Практическая психология …, 2004, с.31]. Однако реформирование российского образования, начавшееся с принятия в 2010 году нового федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) и закрепленное законом РФ «Об образовании», принципиально изменило статус психолога, практически выведя его из образовательного пространства. Психологическое и социальное развитие учащихся впервые было включено в целевые ориентиры собственно образовательных программ в качестве метапредметных и личностных результатов обучения, и, таким образом, данная задача была передана непосредственно тем, кто создает и реализует учебные программы и пособия, то есть авторам учебников и учителям. Новый закон об образовании, стремясь к оптимизации использования кадровых и финансовых ресурсов системы образования, переносит основную дея- тельность психологической службы в центры психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи (далее — Центр), сохраняя за образовательными учреждениями право на штатного педагога-психолога (ст. 42). Работа в Центре в известной степени ограничивает инициативность психолога в определении приоритетных для себя или образовательного учреждения видов психологической работы, поскольку сотрудник Центра работает по запросу клиента, будь то частное лицо, учреждение образования, органы исполнительной власти. В то же время, как показал анализ нормативных документов, регламентирующих деятельность психологической службы образования, психолог сохранил все свои основные профессиональные функции по оказанию необходимой помощи всем нуждающимся в ней участникам образовательного процесса.

Изменение административного статуса психологов, работающих в образовании, ломает сложившиеся стереотипы их профессиональной деятельности. Правомерно поставить вопрос о том, в какой мере такая законодательная регламентация функционирования психологической службы образования отвечает потребностям самих участников образовательного процесса — педагогов, родителей и детей?

2. Нужен ли современной школе педагог-психолог?

Оптимизация образования, экономической основой которой стало подушевое финансирование, поставила администрацию образовательных учреждений перед необходимостью выбора приоритетных направлений учебно-воспитательного процесса и их кадрового обеспечения. Значительная часть школ пошла по пути упразднения подразделений психологической службы, сокращения должностей педагогов-психологов, логопедов, дефектологов, перераспределения зарплатного фонда в пользу учителей-предметников. В случае необходимости школа может обратиться в центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи и пригласить психолога для решения конкретной проблемы. Однако такой запрос стоит денег, поэтому администрация предлагает родителям «проблемного» ребенка самостоятельно обратиться в Центр. Некоторые же директора школ по-прежнему убеждены, что каждому образовательному учреждению необходима своя психологическая служба, и стараются сохранить у себя специалистов, помогающих детям учиться, и эта позиция имеет под собой весьма серьезные основания.

Очевидно, что в контексте оптимизации образования идее психологического сопровождения учащихся с разными образовательными потребностями досталась весьма скромная роль. Между тем сложное сочетание современных цивилизационных, экологических, медицинских, социальных и экономических факторов, их взаимовлияние на развитие детей приводит к высокой степени неоднородности контингента учащихся массовой российской школы. Принимая во внимание наличие в массовой школе значительного числа детей с различными особенностями развития, можно предположить, что не все они достигнут заданных ФГОС результатов освоения образовательной программы начального образования и окажутся готовыми к обучению в средней школе. Эти дети нуждаются в постоянной психолого-педагогической поддержке, а не в разовых или цикличных занятиях по преодолению той или иной трудности в обучении. Однако, в соответствии со ст. 42 ныне действующего Закона РФ «Об образовании», психолог включается в образовательный процесс лишь тогда, когда испытываемые ребенком трудности в обучении становятся очевидными, то есть когда все педагогические средства помощи ему уже исчерпаны. Вместе с упущенным для полноценной коррекционно-развивающей работы временем снижается и эффективность психологической помощи.

Психологический облик современного ребенка, поступающего в школу, определяется не только цивилизационными условиями, в которых прошло его дошкольное детство, но и целым комплексом психофизиологических и нейропсихологических особенностей. В последнее время специалисты в области образования все чаще открыто говорят о заметном увеличении числа детей, испытывающих трудности при обучении в массовой школе. Так, например, по данным психофизиологов, более 60% первоклассников имеют возрастную несформированность важнейших познавательных функций (таких как организация деятельности, моторное и речевое развитие, зрительное и зрительно-пространственное восприятие), а также интегративных функций (зрительно-моторных и слухо-моторных координаций и др.), которые служат основой формирования базовых учебных навыков (компетенций) — письма, чтения, счета [Безруких, 2009]. Об этом же свидетельствуют и аналитические документы Минздрава РФ, результаты психодиагностических обследований, проведенных психолого-медико-социальными центрами в различных регионах нашей страны. Так, по данным обследования школ и детских садов Санкт-Петербурга, более чем у 40% детей отмечаются различные отклонения в созревании и функционировании нервной системы, в Нижнем Новгороде — у 60%, в Твери — у 48% обследованных. В Москве среди неуспевающих школьников около 50% отстает в своем психическом развитии от нормы.

По различным данным, число неуспевающих школьников в сегодняшней школе превышает 30% от общего числа учащихся и составляет от 15% до 40% в начальных классах. Следует отметить, что эти проблемы специфичны не только для нашей страны, они имеют глобальный характер, а трудности обучения (learning disabilities) даже внесены в международную классификацию болезней DSMIV. По определению американского Центра детей с аномалиями NICHCY, в это понятие входят трудности чтения, письма, импрессивной и экспрессивной речи, мышления и математики. В начальной школе эти трудности проявляются прежде всего в нарушениях письма, чтения и счета, то есть видах деятельности, наиболее востребованных социальной ситуацией развития ребенка [Потанина, 2012]. Наиболее весомым фактором возникновения школьных трудностей учащихся массовой школы считается морфофункциональная незрелость структур головного мозга и его регуляторных систем. Отмечается также, что у детей с трудностями обучения морфо-функциональная незрелость мозговых структур сохраняется на протяжении первых трех лет обучения, являясь препятствием для эффективной работы познавательных процессов ребенка, а значит, и его учебной успешности. В результате около 40% выпускников начальной школы имеют непреходящие (то есть нескорректированные) трудности обучения [Безруких, 2009]. Это означает, что за время обучения в младших классах они и так и не смогли овладеть в полной мере базовыми школьными навыками, не научились полноценно читать, писать и считать и потому не готовы к обучению в средней школе.

Учебные трудности и неуспеваемость учащихся могут быть обусловлены целым рядом причин как внешнего (социокультурные условия жизни и развития ребенка, экологические и педагогические факторы), так и внутреннего характера (генетические влияния, перинатальная патология, состояние здоровья, мозговые дисфункции, степень зрелости структурно-функциональных систем мозга, несформированность высших психических функций) или же их разнообразным сочетанием. Свою лепту в эту проблему вносят и успехи современной медицины, позволяющие сохранять неблагополучно протекающую беременность, выхаживать детей, родившихся с низким уровнем жизнеспособности. Не обсуждая в рамках данной статьи этот сложнейший этический вопрос, мы лишь констатируем объективно фиксируемый специалистами — медиками, психологами, педагогами — рост числа детей, которым трудно учиться в современной массовой школе.

Определенный вклад в сложившуюся ситуацию внесла и слабо проработанная у нас идея инклюзивного образования. Благородная цель предоставления всем детям равных условий для развития их способностей и получения образования, воспитания общественной толерантности к людям с физическими или интеллектуальными недостатками требует серьезного материального и кадрового обеспечения. Недостаточно просто построить пандусы и сделать доступным физическое пространство школы. Каждый ребенок с проблемами в развитии нуждается в особой, лично к нему обращенной помощи взрослого — педагога, психолога, тьютора (педагога, сопровождающего процесс индивидуального образования в школе), чего школа в нынешнем ее состоянии обеспечить не может.

На волне становления инклюзивного образования ликвидированы классы коррекционно-развивающего обучения, сокращено число коррекционных школ. Сегодня значительное число детей, имеющих нерезко выраженные дефекты развития, поступает в массовую школу. Учителя в большинстве своем не готовы к профессиональной работе с такими учащимися, а зачастую просто не имеют возможности для осуществления индивидуального подхода к ним. Между тем анализ результативности системы коррекционно-развивающего обучения (КРО) в различных моделях образовательных учреждений названных регионов показал, что целенаправленная работа позволяла активно интегрировать в массовые формы обучения до 85% детей дошкольного возраста и от 65 до 82% учащихся младшего школьного возраста [Сиротюк, 2003].

Психологическое сопровождение освоения любой учебной программы заключается в постоянной коррекционно-развивающей работе с детьми, испытывающими трудности в ее освоении, профилактической и консультативной работе со всеми участниками образовательного процесса. Индивидуальные, разовые обращения в Центры не могут решить проблему, имеющую системный характер, затрагивающую не только педагогические, но и личностные, социальные, медицинские аспекты учебной деятельности. Сегодняшняя переориентация деятельности педагога-психолога на работу с содержанием учебного материала, на помощь учителю в организации учебного процесса, на разработку соответствующих диагностических комплексов обусловлена неверным пониманием того, кому именно адресован ФГОС. В тексте документа четко прописано, что он является основой деятельности только руководящих и контролирующих органов и субъектов системы образования, а также авторов и разработчиков учебных программ и пособий. Новый российский стандарт образования, реализующий компетентностный подход к обучению, задает целевые ориентиры, к которым должна стремиться школа, оставляя тем самым пространство для произвольного толкования роли психолога в реализации требований ФГОС.

3. Нужен ли школьный психолог современной семье?

Ныне действующий Закон РФ «Об образовании» закрепляет приоритетную ответственность семьи за воспитание детей, их подготовку к жизни в новом, быстро меняющемся мире (ст. 44), призывая родителей активно участвовать в формировании образовательной среды своего ребенка, стать полноправными участниками образовательного процесса.

Однако проведенное нами изучение содержания и структуры социальных представлений родителей о смысле и качестве школьного образования, его значении для будущих жизненных достижений ребенка, роли и месте образования в становлении культурного уровня современного человека отчетливо показало, что направление и смысл происходящей оптимизации образования население осознает лишь приблизительно [Андреева, 2015; Андреева, 2016]. Социальные представления родителей об образовании носят откровенно функциональный характер: основной смысл образования они видят не в культурном развитии ребенка, а в приобретении им будущей профессии, желательно в высшем учебном заведении. Соответственно, наибольшую ценность для современных родителей представляют не личностные качества педагога, а лишь его умение учить, объяснять, помогать в освоении нового, то есть его профессиональный уровень. Невысокая ценность в глазах родителей таких профессионально значимых качеств личности педагога, как мудрость, справедливость, честность, говорят о преобладающем отношении к нему как к функции, то есть не как к педагогу в широком смысле слова, а именно как к учителю, транслятору знаний. Родители выступают в роли потребителя школьных услуг по обучению своих детей и убеждены, что качество оказываемой услуги имеет большее значение, нежели собственные усилия школьника.

В целом содержание и структура социальных представлений современных родителей о школьном образовании позволяют предположить, что именно новая модель взаимодействия школы и семьи, отдающая семье приоритет в ответственности за воспитание и образование детей, стала причиной снижения традиционной ценности школы как социального института. Школа утратила свой статус носителя и проводника культуры и превратилась в учреждение, оказывающее образовательные услуги, качество которых измеряется конкретными учебными достижениями ребенка.

Как при этом родители представляют себе роль психолога в образовательном учреждении, какой помощи ждут от него и какую помощь готовы принять сами? Для получения соответствующей информации мы провели контент-анализ материалов родительских интернет-форумов за 2010-2016 гг. Общение на форумах помогает родителям находить решения самых разных проблем, позволяет увидеть сходство переживаемых ими трудностей, оказывает серьезную психологическую поддержку в условиях нестабильности и неопределенности современной жизни. В отличие от анкетирования и опроса контент-анализ содержания текстовых массивов интернет-форумов позволяет получить суждения респондентов, достаточно свободные от самоцензуры и социальной желательности.

География форумов охватывала основные крупные города России — Москву, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Владивосток, Воронеж, Новосибирск, Ростов-на-Дону, Архангельск. Были проанализированы высказывания родителей дошкольников (133 чел., 200 высказываний), и школьников (146 чел., 220 высказываний), связанные с развитием, воспитанием, образованием и обучением детей. Анализ высказываний позволил выделить несколько категорий суждений, отражающих определенные позиции родителей по отношению к психологу образовательного учреждения (данные представлены в таблице).

Таблица Суждения родителей, отражающие отношение к психологу образовательного учреждения (в процентах)

Категории сужденийВысказывания родителей дошкольников n = 200Высказывания родителей школьников n = 220
Собственные психологические проблемы30,728,6
Недоверие профессионализму психолога23,727,2
Семейные проблемы15,216,4
доверие профессионализму психологу12,15,7
Психологическое просвещение15,418,8
Другие2,93,3
ВСЕГО100100

Из таблицы видно, что в суждениях родителей как дошкольников, так и школьников лидирующее положение в отношении к психологу занимает опасение перед возможным обнаружением их собственных психологических проблем либо родительской некомпетентности («скажут, что я сама виновата в проблемах ребенка», «окажется, что я все делаю не так»). Примечательно, что такую позицию родители занимают именно по отношению к психологу, работающему в том образовательном учреждении, которое посещает их ребенок. При возникновении проблемы, требующей квалифицированной психологической помощи, многие из них выражают готовность обратиться в консультативный центр или иную службу, независимую от образовательных структур. По-видимому, причина этого кроется в восприятии психолога образовательного учреждения именно как педагога, представителя системы, а не специалиста, способного квалифицированно решать сложные социально-психологические проблемы.

Среди суждений родителей и дошкольников, и школьников существенное место занимает категория «недоверие к профессионализму психолога». Профессиональной деятельности психолога родители противопоставляют уверенность в своей родительской компетентности, знании особенностей и нужд своего ребенка («я лучше знаю, что нужно моему ребенку»).

Следующее по значимости место занимает категория суждений, связанных с опасением выявления психологом каких-либо семейных проблем («не хочу, чтобы залезали в мою семью», «выведают у ребенка, что и как у нас дома»). Мы связываем это с широким обсуждением в СМИ необходимости введения в России института ювенальной юстиции. Несмотря на то, что закон пока не принят, в обществе сложилось достаточно устойчивое представление о ювенальной юстиции как о репрессивной по отношению к семье системе. Во многом этому способствует размытость, нечеткость критериев семейного неблагополучия, возможность произвольного их толкования работниками социальных служб, недостаточно информативные репортажи в СМИ о вмешательстве органов опеки в семьи. Родители высказывают опасения, что психолог, используя различные профессиональные приемы и методы, сможет получить от ребенка информацию о семье, которая будет использована органами соцзащиты против самой семьи.

Между тем деятельность психолога образовательного учреждения в России регулируется принципом добровольного согласия родителей на любой вид работы с ребенком, включая развивающие занятия. Статья 44.6 Закона об образовании РФ закрепляет за родителями право давать согласие на проведение психологических и психолого-педагогических обследований ребенка либо отказаться от них. Несовпадение нормативных установок («педагог-психолог обязан создавать условия…» и «психолог образовательного учреждения не имеет права <…> без согласия родителей») порождает диссонанс в отношении к педагогу-психологу образовательного учреждения как потенциально полезному специалисту, однако его потенциал очень мало и односторонне востребован в системе образования.

Высказывания родителей о доверии психологу как профессионалу встречаются значительно реже, причем родители дошкольников достоверно чаще говорят об эффективности и полезности развивающих занятий (p ≤ 0,05), делятся друг с другом положительным опытом, подчеркивают необходимость психологической подготовки ребенка к школе. Родители школьников постарше уже не видят в этих занятиях того потенциала, который может повлиять на успеваемость ребенка, поэтому для достижения более быстрого результата школьнику предпочтут нанять репетитора и тем восполнить отставание в учебе. Можно предположить, что для этих родителей сама идея познавательного развития становится неактуальной, на смену ей приходит идея ценности знания, обучения, имеющая ясные критерии и социальные перспективы.

Еще одной сферой деятельности психолога в образовательном учреждении, позитивно оцениваемой родителями детей разного возраста, является психологическое просвещение. Интерес родителей к психологическим знаниям свидетельствует о стремлении к продуктивному взаимодействию с ребенком, желании знать и понимать возрастные особенности развития детей, использовать психологически грамотные способы воспитательного воздействия на ребенка. Безусловно, воспитание психологической грамотности родителей должно стать одним из приоритетных направлений работы педагога-психолога.

Таким образом, несмотря на понимание родителями содержания профессиональной деятельности психолога и некоторые позитивные тенденции в их отношении к психологу образовательного учреждения, настороженное, недоверчивое отношение к нему оказывается доминирующим (различия достоверны при p ≤ 0,001). Включаясь в систему образования, психолог, как и педагог, становится для родителей прежде всего частью этой системы, представителем социального института, реализующего конкретные задачи обучения и воспитания подрастающего поколения и предъявляющего к ребенку и его семье достаточно жесткие требования. Рассматривая педагогапсихолога как представителя системы образования, родители не испытывают уверенности в конфиденциальности информации, получаемой от них или от ребенка в процессе психологической работы, в защищенности внутреннего мира ребенка от постороннего вмешательства.

4. Выводы

Новый закон «Об образовании РФ» определяет пространство деятельности психологической службы как работу по запросу клиента в профильных центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи. Однако противоречие между объективной необходимостью наличия в школе педагога-психолога и новыми законодательными требованиями, правовая неоднозначность и конфликтность статуса психолога, работающего в системе образования, приводят к тому, что профессиональная позиция психолога в условиях оптимизации образования теряет изначально заложенный в ней гуманистический смысл. Будет ли востребован системой образования педагог-психолог, работающий на «нейтральной территории», насколько эффективной будет оказываемая психологом помощь в решении проблем, связанных с учебным процессом, покажет только время.

Литература

  1. Андреева А.Д. Социальная модель взаимодействия семьи и школы в кон- тексте реформы российского образования / А.Д. Андреева // Семья, брак и родительство в современной России. Выпуск 2. — Москва : Институт психологии РАН, 2015. — С. 347—355.
  2. Андреева А.Д. Социальные представления родителей об ответственности за образование детей / А.Д. Андреева // Актуальные вопросы перспективных на- учных исследований : сборник научных трудов по материалам Международной на- учно-практической конференции 31 мая 2016 г. Часть 1. — Смоленск : Новаленсо, 2016. — С. 83—99.
  3. Безруких М.М. Трудности обучения в начальной школе : причины, диагностика, комплексная помощь / М.М. Безруких. — Москва : Эксмо. — 2009. — 466 с.
  4. Дубровина И.В. Практическая психология в лабиринтах современного образования / И.В. Дубровина. — Москва : НОУ ВПО МПСУ, 2014. — 464 с.
  5. Потанина А.Ю. Нейропсихологические и социальные факторы трудностей обучения в начальной школе и их коррекция : автореферат диссертации … кандидата психологических наук / А.Ю. Потанина. — Томск, 2012. — 22 с.
  6. Практическая психология образования : учебное пособие для вузов / ред. И.В. Дубровина. — 4-е изд., перераб. и доп. — Санкт-Петербург : Питер, 2004. — 592 с.
  7. Психологическая служба в современном образовании : рабочая книга / ред. И.В. Дубровина. — Санкт-Петербург : Питер, 2009. — 400 с.
  8. Сиротюк А.Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения / А.Л. Сиротюк. — Москва: ТЦ Сфера, 2003. — 288 с.

© Andreyeva Alla Damirovna (2017), PhD in Psychology, senior research scientist, Psychological Institute of Russian Academy of Education (Moscow, Russia)

The problem of demand for teacher-psychologist by system of modern education is considered. The relevance of the study is determined by significant changes in the status and functions of psychologist in education, breaking the stereotype existing about his / her professional activities. The loss of the ideological essence of the profession of a school psychologist is also mentioned, its focus on the interests of the child, development of child’s personality. Organizational and conceptual aspects of the school relating to the reform of Russian education and enshrining in the new law on education are analysed. The transfer of the work of psychologist from educational institutions into centres of psycho-pedagogical, medical and social support significantly limits vocational field of psychologist. The high level of heterogeneity of pupils in the parameters of willingness to learn, neuropsychological status, social and cultural development is shown. The author argues that this situation calls for continuous psycho-pedagogical support of the educational process. The attitude of students’ parents to the professional position of the psychologist as a representative of the education system is discussed. Domination of the low level of trust in such professionals is revealed. The contradiction between the objective necessity of the presence of the school psychologist and the requirements of the new law on education is shown. The proneness to conflict of professional position of psychologist working in the education system is examined. The author indicates that the professional position of the psychologist in the conditions of optimizing the education loses the humanistic sense initially built in it.

Key words: teacher-psychologist; educational system; professional position; mental development of children; school; family.

References

  • Andreyeva, A.D. 2015. Sotsialnaya model vzaimodeystviya semyi i shkoly v kontekste reformy rossiyskogo obrazovaniya. In: Semiya, brak i roditelstvo v sovremennoy Rossii. Vypusk 2. Moskva: Institut psikhologii RAN. 347—355. (In Russ.).
  • Andreyeva, A.D. 2016. Sotsialnyye predstavleniya roditeley ob otvetstvennosti za obrazovaniye detey. In: Aktualnyye voprosy perspektivnykh nauchnykh issledovaniy: sbornik nauchnykh trudov po materialam Mezhdunarodnoy nauchnoprakticheskoy konferentsii 2016 g. Chast 1. Smolensk: Novalenso. 83—99. (In Russ.).
  • Bezrukikh, M.M. 2009. Trudnosti obucheniya v nachalnoy shkole: prichiny, diagnostika, kompleksnaya pomoshch. Moskva: Eksmo. (In Russ.).
  • Dubrovina, I.V. (ed.). 2004. Prakticheskaya psikhologiya obrazovaniya: uchebnoye posobiye dlya vuzov. Sankt-Peterburg: Piter. (In Russ.).
  • Dubrovina, I.V. (ed.). 2009. Psikhologicheskaya sluzhba v sovremennom obrazovanii: rabochaya kniga. Sankt-Peterburg: Piter. (In Russ.).
  • Dubrovina, I.V. 2014. Prakticheskaya psikhologiya v labirintakh sovremennogo obrazovaniya. Moskva: NOU VPO MPSU. (In Russ.).
  • Potanina, A.Yu. 2012. Neyropsikhologicheskiye i sotsialnyye faktory trudnostey obucheniya v nachalnoy shkole i ikh korrektsiya: avtoreferat dissertatsii … kandidata psikhologicheskikh nauk. Tomsk. (In Russ.).
  • Sirotyuk, A.L. 2003. Neyropsikhologicheskoye i psikhofiziologicheskoye soprovozhdeniye obucheniya. Moskva: TTs Sfera. (In Russ.).

www.persev.ru

Профессия Педагог-психолог – Описание, история. Где и как получить профессию. Особенности профессии. Важность профессии. “Моя будущая профессия

  История появления профессии Педагог-психологКак возникла профессия? Как развивалась профессия?

Сегодня педагоги-психологи должны быть в каждой школе, детском саду или лагере. Но так было не всегда. Эта профессия появилась два десятилетия назад, когда в начале девяностых годов внимание общественности было сосредоточено на проблемных детях, на подготовке детей к школе. Психологи действительно нужны в школах, ведь проблемы возникают не у одних взрослых. Только специалист может помочь ребенку и найти причины его отставания в учебе и конфликтов со сверстниками. А если причина найдена, то появляется и возможность ее устранения.

  Значимость для обществаВажность, значение и социальный статус профессии

Для ребенка и его родителей деятельность педагога-психолога очень важна. Ведь родители часто не могут помочь своим детям, хоть и видят их проблемы в учебе и общении. Если на эти проблемы не обращать внимания, можно их усугубить. В этих сложных ситуациях может помочь только профессиональный психолог, знающий педагогику, имеющий опыт работы. Он понимает, что каждый ребенок является самостоятельной личностью, индивидуальностью. Сталкиваясь с недетскими проблемами, он может уйти в себя, замкнуться или, наоборот, проявлять агрессию. Часто даже учителя не могут найти подход к таким детям. Психолог в этом случае оказывает помощь не только детям, но и педагогам, родителям.

  Особенности профессии Педагог-психологУникальность и перспективность профессии

Главное качество педагога-психолога – доброжелательность и терпеливость. Чтобы вызвать доверие у детей, чтобы они раскрылись, психолог должен приложить много усилий, убеждения и терпения. Он должен искренне хотеть помочь ребенку, не только слушать его, но и слышать. Гуманитарный склад мышления, аналитический ум помогут психологу придумать и организовать игру, вовлечь в нее всех ребят, сделать правильные выводы.

  “Подводные камни” профессии Педагог-психологВсе за и против профессии. Сложности и особенности.

Хотя психолог почти все свое время работает с детьми и многому у них учится, главной его проблемой являются не они, а родители, вернее, «трудные» родители, которые злоупотребляют алкоголем, не обращают внимания на детей, не заботятся о них, а бывает, и бьют их. Повлиять на них бывает невозможно, иногда приходится через государственные органы лишать их родительских прав.

  Где и как получить профессию Педагог-психологГде обучают профессии?

Педагог-психолог должен иметь высшее психологическое образование. Часто профессию педагога-психолога получают учителя, проходя соответствующее обучение в институтах переподготовки кадров.

1001expert.ru

психолог – это… Что такое Педагог-психолог?


Педагог-психолог

   — специалист, обеспечивающий развитие и сохранение психического, соматического здоровья учащихся и их социальное благополучие. П.-п. входит в состав психологической службы образовательного учреждения, способствует созданию в нём гармонической социальной атмосферы и принимает меры по профилактике возникновения социальной дезадаптации учащихся. П.-п. оказывает психолого-коррекционную и реабилитационную помощь учащимся и осуществляет консультативную помощь их родителям. Особенно в помощи П.-п. нуждаются дети, имеющие нарушения в психофизическом развитии, дети из неблагополучных семей, лишённые попечения родителей и т.п. П.-п. проводит также консультации для педагогов школы по вопросам практического применения психолого-педагогических знаний.

   (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 194)

Педагогический терминологический словарь. — С.-Петербург: Российская национальная библиотека. 2006.

  • Педагог-организатор
  • Педагогика

Смотреть что такое “Педагог-психолог” в других словарях:

  • Педагог-психолог — (educational psychologist) – учитель с дополнительной подготовкой по психологии, ответственный за оценивание и поддержку детей со специальными потребностями в обучении, многие из которых посещают обычные школы. Педагоги психологи разрабатывают… …   Словарь-справочник по социальной работе

  • ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ — педагогический работник, в задачи которого входит обеспечение физического здоровья и развития личности учащегося, выявление условий, затрудняющих становление личности, психопрофилактика, психодиагностика, психокоррекция, консультирование и… …   Профессиональное образование. Словарь

  • Педагог (психолог) в уголовном процессе — Эта статья предлагается к удалению. Пояснение причин и соответствующее обсуждение вы можете найти на странице Википедия:К удалению/12 ноября 2012. Пока процесс обсуждени …   Википедия

  • педагогічний — а, е. 1) Стос. до педаго/гіки. •• Педагогі/чна психоло/гія галузь психології, яка вивчає закономірності психічної діяльності людей у процесі навчання. Педагогі/чні товари/ства громадські організації вчителів, діячів педагогічної науки й народної… …   Український тлумачний словник

  • Педагог — (гр. – дитя, вести) – человек, профессионально подготовленный и осуществляющий в образовательном учреждении педагогические функции. Педагог – это и технолог, и методист, и психолог, и учитель, способный спроектировать и реализовать педагогический …   Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

  • Практической психолог практический — Практический психолог специалист, имеющий соответствующее образование и уровень квалификации, оказывающий психологическую помощь (психологические услуги) населению, включающую полный или частичный спектр из направлений, предусмотренных… …   Википедия

  • Практический психолог — Содержание 1 Направления деятельности 2 Правовой статус педагога …   Википедия

  • Суворов, Александр Васильевич (психолог) — В Википедии есть статьи о других людях с именем Суворов, Александр Васильевич. Александр Васильевич Суворов Суворов А. В. за компьютером Дата рождения: 3 июня 1953(1953 06 03) (59 лет) …   Википедия

  • Давыдов, Василий Васильевич (психолог) — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Давыдов. Не следует путать с Давыдов, Василий Васильевич (разведчик). Василий Васильевич Давыдов Дата рождения: 31 августа 1930(1930 08 31) Место рождения: Москва, СССР …   Википедия

  • психолого-педагогічний — а, е. Стос. до психології педагогічного процесу. Психолого педагогічний семінар …   Український тлумачний словник

Книги

  • Педагог-психолог. Основы профессиональной деятельности, Макарова Ирина Вилориевна, Крылова Юлия Геннадьевна. Начинающий психолог, особенно на периферии появляясь в школе после получения диплома, испытывает огромные трудности, оказываясь предоставленным самому себе. Настоящая книга дает психологу… Подробнее  Купить за 233 грн (только Украина)
  • Педагог-психолог. Основы профессиональной деятельности, Макарова Ирина Вилориевна, Крылова Юлия Геннадьевна. Начинающий психолог, особенно на периферии, начиная работать в школе после получения диплома, испытывает огромные трудности, оказываясь представленным самому себе. Эта книга дает психологу… Подробнее  Купить за 226 руб
  • Педагог-психолог Основы проф. деятельности, Макарова И.. Начинающий психолог, особенно на периферии, появляясь в школе после получения диплома, испытывает огромные трудности, оказываясь предоставленным самому себе. Настоящая книга дает психологу… Подробнее  Купить за 146 руб
Другие книги по запросу «Педагог-психолог» >>

pedagogical_dictionary.academic.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *