как называлось первое высшее учебное заведение в москве открытое в 1687 году
1687 год ознаменовался открытием в Москве Славяно-греко-латинской академии. Это первое высшее общеобразовательное учебное заведение, как и другие, в основном епархиального характера, сыграло определенную роль в подготовке кадров для нужд государства и церкви, преподавателей учебных заведений .В 1814 было преобразовано в Московскую Духовную Академию.
Инициаторами создания Академии были педагог, просветитель и поэт Симеон Полоцкий (1629–1680) и его ученик Сильвестр (Медведев) (1641–1691), которому он передал все свои бумаги, чтобы тот продолжил его дело. За два года до смерти С. Полоцкий написал так называемую Академическую привилею (Учредительную грамоту) – сочинение, в котором выдвигалась идея создания Академии, определялись ее будущие права и содержание обучения. Целью создания Академии С. Полоцкий полагал подготовку образованных людей для государственного и церковного аппаратов. В Академии, по его мнению, должны были обучать славянскому, греческому, латинскому и польскому языкам, «семи свободным искусствам» (то есть грамматике, пиитике с риторикой, диалектике, музыке, астрономии, геометрии, философии) и богословию. Учителя и ученики Академии должны были быть, по замыслу Полоцкого, подсудными только «верховному блюстителю» (ректору) и патриарху, а не обычным судебным инстанциям (прообраз университетской автономии) . Обучение в Академии должно было быть бесплатным, ученики – обеспечиваться стипендиями, а престарелые учителя – пенсиями. Как учреждение, долженствующее готовить правоверных священнослужителей, Академия должна была научить блюсти чистоту религиозных помыслов. Ей Полоцкий перепоручал ведение цензуры религиозных книг, право вершить суд над отступниками от православия, контролировать деятельность иных образовательных учреждений (если они будут созданы) и даже домашних учителей. Главное место в ученых планах Академии должен был занять греческий язык – основный язык русских богослужебных книг.
Из стен Славяно-греко-латинской академии вышли многие видные деятели русской культуры XVII–XVIII вв. : ученый-энциклопедист Михаил Ломоносов, переводчик, автор ряда учебников (по грамматике, русской истории и др. ) Федор Поликарпов, поэт и дипломат Антиох Кантемир, первый русский доктор медицины Петр Постников, математик Леонтий Магницкий, этнограф и географ Степан Крашенинников, архитектор Василий Баженов и др.
В настоящее время в здании Славяно-греко-латинской академии располагаются факультеты Российского государственного гуманитарного университета.
otvet.mail.ru
Первый университет в России. История высшего образования
Несмотря на то, что первый университет в России, преподавание в котором было устроено в соответствии с западноевропейскими стандартами, был открыт в Петербурге, история высшего образования начинается не с него. Первым высшим учебным заведением в Московском Царстве была Славяно-Греко-Латинская Академия, которая готовила главным образом переводчиков, владевших языками соседних крупных держав.
Первый университет в России
Первым университетом, устроенным по образцу западноевропейский учебных заведений, стал Санкт-Петербургский государственный университет, датой организации которого считается 28 января 1724 года. Однако с первого раза дела университета не задались, и вскоре по причине нехватки студентов он был закрыт и возобновил свою работу лишь в 1819 году.
Официальная версия гласит, что нынешний университет ведет свою родословную от петровского указа, хотя альтернативной точки зрения придерживаются многие ученые. Согласно альтернативному взгляду, университет современный СПбГУ был создан на основе Главного педагогического института, который, в свою очередь, представлял собой реорганизованную Учительскую семинарию, основанную в 1786 году.
Однако в советское время утвердился миф о преемственности нынешнего университета и учреждения, созданного еще Петром I. Этой же точки зрения придерживается и нынешнее руководство страны и самого учебного заведения. Таким образом, согласно официальной истории, первым университетом в России считается именно Петербургский. В 1999 году была торжественно отпразднована 275-я годовщина вуза. Так легенда о первом университете в России получила подтверждение на высшем уровне. Несмотря на всю сложность с определением исторического первенства, Петербургский университет остается сегодня одним из наиболее престижных высших учебных заведений в стране.
История МГУ
Несмотря на то что университет в Москве был организован на тридцать лет позже Петербургского, его история, в отличие от первого, не прерывалась. Таким образом, не может быть сомнений в дате его основания, которая достоверно установлена на основании указа императрицы Елизаветы Петровны, подписанного 24 января 1755 года. В день основания университета студенты празднуют ежегодно Татьянин день, который считается праздником всего российского студенчества. Вразрез с официальной точкой зрения некоторые историки уверены, что первым университетов в России правильно считать Московский.
Первое здание университета находилось на Красной площади, на месте современного Исторического музея. Так как в восемнадцатом веке университет был государственным учреждением, то он подчинялся напрямую Правительствующему сенату, а для его профессуры существовали специальные условия суда и увольнения.
Уже в XVIII веке университет обзавелся собственной прессой, гимназией и в 1791 году получил право присуждения ученых степеней. Однако численность студентов на момент основания МГУ составляла всего сто человек.
Значительные перемены в студенческой жизни произошли в 1804 году, когда был принят новый устав императорского Московского университета. Им теперь должен был управлять Университетский совет, возглавляемый ректором, которого, тем не менее, утверждал лично император.
Современность Московского Университета
История МГУ всегда была неразрывно связана с Москвой и ее интеллектуальной элитой. Сегодня университет является крупнейшим и одним из самых престижных вузов страны. В распоряжении университета находятся более шестисот зданий и сооружений, самым знаменитым из которых считается главное здание на Воробьевых горах.
В 2017 году в структуре университета насчитывается сорок один факультет. Активно функционируют и развиваются исследовательские институты, работающие в тесной связке с научными структурами академии наук.
Помимо московских корпусов, функционируют также филиалы университета в таких городах, как Севастополь, Астана, Ереван, Баку, Бишкек, Ташкент и Душанбе. Каждый из филиалов вносит значительный вклад в развитие интеллектуальной среды городов, в которых они находятся.
Казанский и другие университеты
Казанский университет был открыт в 1805 году и сразу превратился в один из наиболее важных центров научных центров. Кроме того, не самое центральное положение на карте России позволяло поддерживать в университете определенный уровень свободы, который делал Казань центром притяжения для свободолюбивых студентов.
В конце девятнадцатого века Казанский университет стал центром социалистического движения благодаря нескольким студенческим кружкам, в которых принимал участие юный Владимир Ленин. Именно в его честь университет и был назван в 1924 году.
Помимо университетов, основанных по приказу того или иного российского монарха, на территории российской империи существовали и другие высшие школы. Например, Дерптский императорский университет был организован по распоряжению шведского короля Густава ll в 1632 году, когда Дерпт, нынешний эстонский Тарту, находился под властью Швеции.
До 1710 года в университете преподавали исключительно на шведском языке, после чего доминирующее положение в городе и университете заняли выходцы из немецких земель, а, следовательно, преподавание велось на немецком. Однако история университета прервалась в середине восемнадцатого века. Вновь свою работу он возобновил лишь в 1802 году по указу Павла l, который запретил отправлять студентов на обучение за границей. Как и в других университетах Российской империи, преподавание в новом учебном заведении велось на русском языке.
Дерптский университет в XX веке
После падения самодержавия и поражения России в Первой мировой войне в Дерпте начались гонения на русскоязычную профессуру и студентов, а сам университет был эвакуирован в Воронеж.
Именно на базе Дерптского и был создан Воронежский государственный университет. А воронежский художественный музей имени Крамского был создан на основе коллекции Дерптской галереи.
После присоединения Эстонии к СССР преподавание в университете возобновилось на русском языке, именно это время стало периодом расцвета местной науки. Всемирную славу университету принесла деятельность Юрия Михайловича Лотмана и его филологической школы, вошедшей в историю под именем Тартусской.
Современный Дерптский университет
После обретения Эстонией независимости и провозглашения эстонского единственным государственным языком преподавание в университете ведется на эстонском и английском языках.
Университет хорошо интегрирован в систему европейского и международного образования. В нем действует много программ международного обмена по европейской программе “Эразмус”.
fb.ru
Высшие учебные заведения Москвы – это… Что такое Высшие учебные заведения Москвы?
высшие учебные заведения — Начала высшего в Москве заложены , ставшей после её реформирования (1701) центром подготовки не только священнослужителей, но и специалистов для нужд государства. Первым подлинно высшим учебным заведением России и Москвы стал (1755). С ним… … Москва (энциклопедия)
Высшие учебные заведения Ростова-на-Дону — По состоянию на июнь 2012 года в Ростове на Дону действует 39 высших учебных заведений. Из них 6 университетов, 16 институтов, консерватория, духовная семинария и 15 филиалов высших учебных заведений, расположенных в других городах.[1] Содержание … Википедия
Высшие учебные заведения Екатеринбурга — Содержание 1 Большой евразийский университетский комплекс (БЕУК) … Википедия
Высшие учебные заведения Мурманска — Государственные высшие учебные заведения Мурманский государственный технический университет (МГТУ) Мурманский государственный гуманитарный университет (МГГУ) Негосударственные высшие учебные заведения Мурманский гуманитарный институт (МГИ)… … Википедия
ВЫСШИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ — (ВУЗы), готовят специалистов высш. квалификации для разл. отраслей нар. х ва, науки и к ры, ведут науч. иссл. работу. Первый вуз в Екат. Урал. горн. ин т (см. Урал. гос. горно геол. академия) открыт 10 окт. 1917. Годы рев ции и Гражд. войны… … Екатеринбург (энциклопедия)
Военные высшие учебные заведения России — Здание академии РВСН со стороны Москвы реки … Википедия
Московские высшие учебные заведения — список высших учебных заведений Москвы # A B C D E F G H I J K L M … Википедия
Учебные заведения Ярославля — Наука и учебные заведения Ярославля Содержание 1 Исследовательские институты 2 Высшее образование 3 … Википедия
Военно-учебные заведения — готовят командные, политические, инженерно технические и специальные кадры для всех видов вооружённых сил, родов войск и специальных войск. В СССР к В. у. з. относятся военные академии, высшие и средние военные училища, военные факультеты … Большая советская энциклопедия
Наука и учебные заведения Ярославля — Содержание 1 Исследовательские институты 2 Высшее образование 3 … Википедия
dic.academic.ru
Первые высшие учебные заведения в России — Мегаобучалка
Краткая история и современное состояние высшего образования в России
Зарождение и основные тенденции развития высшего образования в России (XVII – начало XX в.)
Первые высшие учебные заведения в России
В России, в границах ее современной территории, первыми наиболее известными академиями и высшими школами были Славяно-Греко-Латинская Академия (1687) и Школа математических и навигационных наук (1701) в Москве; в Петербурге это Морская Академия (1715), Академический университет при Академии наук (1725 г. – как самостоятельный Петербургский университет был заново учрежден в 1819 г., Горное училище (1733), Морской кадетский корпус (1750). Важную роль в становлении высшего образования в России сыграла Академия наук, созданная в Петербурге по указанию Петра I Ее первое заседание прошло в самом конце 1825 г. уже после смерти Петра I.
По инициативе и проекту М. В.Ломоносова в 1755 г. был основан Московский университет, что позволило завершить трехступенчатую модель единой системы образования – “гимназия – университет – академия”. В Указе от 12 января 1755 г. одновременно с учреждением университета впервые был сформулирован ряд важных положений политики в области образования, в частности, отмечалась необходимость замены иностранных преподавателей “национальными людьми”, чтения лекцийна русском языке и обеспечения тесной связи теории с практикой в обучении. Позже этот принцип стал методологическим стержнем прогрессивных взглядов на обучение в отечественной высшей школе. В том же 1755 г. был принят первый университетский Устав, которым определялся статус университета и регламентировалась его внутренняя жизнь. Новые варианты Устава, вышедшие в 1804, 1835 и 1884 гг., отразили изменения политики самодержавия в области высшего образования, а также изменения в экономике и общественно-политическом устройстве России
Со временем было предано забвению требование М.В.Ломоносова о невмешательстве церковных властей в жизнь университета. Дополнение 3-е к отд. 2, гл. 2 Устава 1835 г. гласило: “1850 г. Июня 2-го Высочайше повелено: с упразднением преподавания Философии Светскими Профессорами во всех университетах, в том числе и Дерптском, возложить чтение Логики и Опытной Психологии на Профессоров Богословия или Закона Учителя…” Передача таких научных дисциплин, как психология и логика, в руки церковных властей лишала эти предметы необходимой свободы, являющейся гарантом научного развития.
Вместе с тем для удовлетворения растущей потребности в подготовке учителей гимназий и повышения их профессиональной культуры Дополнением 4-м к данному Уставу было приказано: “1850 г. Ноября 5-го учреждена при всех Университетах, кроме Дерптского, кафедра Педагогики, с введением оной в состав Историко-филологического факультета” Фактически, казенное педагогическое образование без психологической научной основы зачастую превращалось в догму.
Особое место в истории российской высшей школы занимает женское образование. Отмена крепостного права (1861), последовавшие за ней реформы 1861-1870 гг., промышленный переворот в России и распространение либерально-демократических настроений сыграли важную роль в возникновении в стране движения в пользу женского образования. Одним из его наиболее известных сторонников был выдающийся русский педагог Н. А. Вышнеградский Во второй половине XIX в. открываются первые “всесословные женские училища” как важное звено системы среднего образования.
Тем не менее в 1863 г. выпускницам женских гимназий был закрыт доступ к высшему образованию. Поводом для этого послужил отказ Московского и Дерптского университетов в приеме женщин на обучение. Именно поэтому многие русские девушки из состоятельных семей вынуждены были учиться в зарубежных университетах, в частности в Швейцарии. Со временем под влиянием просвещенных слоев населения в России стали создаваться высшие женские курсы, куда могли поступать учиться и девушки недворянского происхождения. Среди них наиболее известными были так называемые “Бестужевские высшие женские курсы” в Петербурге, которые с 1878 г. возглавлял К.И.Бестужев-Рюмин. Курсы эти готовили учителей, врачей, общественных деятелей.
В 1886 г. все высшие женские курсы были закрыты властями и возродились лишь в конце XIX – начале XX в. Существовали они на благотворительные пожертвования и плату за обучение, не присваивали никаких званий, но готовили специалистов достаточно высокого уровня и были весьма популярными. В 1914 г. на Бестужевских курсах училось около семи тысяч студенток, которых тогда с теплотой называли бестужевками.
В подготовке педагогических кадров важную роль сыграл Главный педагогический институт в Петербурге. Он был учрежден в 1816 г. на месте Санкт-Петербургского педагогического института (1804 – 1816), а в 1819 г. переведен в Санкт-Петербургский университет. Однако в 1828 г. он возродился в качестве самостоятельного и просуществовал до 1859 г. Педагогический институт готовил не только учителей и наставников для различных типов школ, но и будущих преподавателей вузов. Среди наиболее известных воспитанников были Н.А.Добролюбов, Н.С.Будаев, Д.И.Менделеев.
megaobuchalka.ru
Вузы Москвы со специальностью история – 46.03.01 на 2018 год
Наилучший результат у МГУ имени М.В. Ломоносова – 1-ое место в рейтинге вузов России. Всего в Москве 13 вузов со специальностью 46.03.01. «История» находится на 9-ом место в рейтинге всех специальностей.бакалавриат и специалитет
возраст
263 года
место в РФ | очки
1-ое 646.6
- История46.03.01бакалавриат4 года
подразделение:Исторический факультет
предметы:иностранный язык, история, русский язык, история(*)
форма
очная
места
121
стоимость
310 500
баллы егэ
344
место в РФ | очки
4-ое 605.7
- История46.03.01бакалавриат4 года
подразделение:Факультет гуманитарных наук
предметы:иностранный язык, история, русский язык
форма
очная
места
60
стоимость
260 000
баллы егэ
271
место в РФ | очки
16-ое 546.2
- История46.03.01бакалавриат4 года
подразделение:Факультет гуманитарных и социальных наук
предметы:иностранный язык, история, русский язык
форма
очная
места
12
стоимость
202 000
баллы егэ
265
место в РФ | очки
27-ое 526.2
- История46.03.01бакалавриат4 года
подразделение:институт общественных наук (ИОН)
предметы:иностранный язык, история, русский язык
форма
очная
места
15
стоимость
225 000
баллы егэ
261
возраст
23 года
место в РФ | очки
38-ое 507.7
- История46.03.01бакалавриат4 года
подразделение:институт гуманитарных наук и управления
предметы:история, обществознание, русский язык
форма
очная
места
25
стоимость
220 200
баллы егэ
225
место в РФ | очки
52-ое 495.7
- История46.03.01бакалавриат4 года
подразделение:институт истории и политики
предметы:история, обществознание, русский язык
форма
очная
места
15
стоимость
–
баллы егэ
239
место в РФ | очки
65-ое 486.3
- История46.03.01бакалавриат4 года
предметы:иностранный язык, история, русский язык
форма
очная
места
50
стоимость
160 400
баллы егэ
246
место в РФ | очки
67-ое 485.5
- История46.03.01бакалавриат4 года
подразделение:факультет истории, политологии и права
предметы:история, обществознание, русский язык
форма
очная
места
25
стоимость
174 000
баллы егэ
217
место в РФ | очки
246-ое 410.4
- История46.03.01бакалавриат4 года
подразделение:исторический факультет
предметы:история, обществознание, русский язык
форма
очная
места
16
стоимость
60 000
баллы егэ
206
место в РФ | очки
434-ое 368.4
место в РФ | очки
466-ое 362.5
возраст
24 года
место в РФ | очки
501-ое 353.3
- История46.03.01бакалавриат4 года
предметы:история, обществознание, русский язык
форма
очная
места
19
стоимость
150 000
баллы егэ
240
Вузы со специальностью 46.03.01 в городах РФ:
Москва(13) Санкт-Петербург(5) остальные (106)vuzoteka.ru
Как называлось первое высшее учебное заведение в Москве? Кто был инициатором его открытия?
Московская духовная академия — первое в России высшее учебное заведение, открытое в 1685 году (до 1814 года называлась «Славяно-греко-латинская академия») , закрыта в 1919 году, возрождена в 1943 году. В этой академии получили, образование многие из известнейших деятелей XVIII в. : митр. Гавриил, Феофилакт Горский, Бантыш-Каменский, кн. А. Д. Кантемир, Костров, Ломоносов. . Учреждена в 1687 под названием «Эллино-греческие схолы» на основе Типографской школы в Заиконоспасском монастыре как всесословное учебное заведение. Предтечей Спасских школ была основанная в марте 1681 года сподвижником Иерусалимского Патриарха Досифея иеромонахом Тимофеем «Типографская школа» , при казённых типографских палатах.В 1685 в Богоявленском монастыре основана братьями Иоанникием и Софронием Лихуды школа. В 1687 году она переехала в собственное здание при Заиконоспасском монастыре, построенное повелением Патриарха Иоакима, где была объединена с существовавшей там школой Сильвестра Медведева. 1687 год считается официальной датой основания академии.
В первое время преподавание в академии носило схоластический характер. Преподавали грамматику, пиитику, риторику, логику и физику на латинском и греческом языках, но первостепенное значение уделялось изучению греческого языка и культуры.
После преобразований, проведенных Палладием Роговским в духе просветителя Стефана Яворского, в академии стали изучать латинский язык, современные европейские языки, философию.
Академия с 1687 года носила название Эллино-греческой академии, с 1701 по 1775 годы Славяно-латинской, а с 1775 по 1814 год Славяно-греко-латинской академии, затем академия переведена в Троице-Сергиеву лавру и преобразована в Московскую духовную академию.
Инициатором был царь Федор. Многое из того, что сделал Петр, было подготовлено или начато в краткий период правления его старшего брата царя Федора Алексеевича (1676 – 1682 гг.).
otvet.mail.ru
первое высшее заведение России: VIKENT.RU
Открытие первого высшего учебного заведения России – Славяно-греко-латинской Академии
Инициаторами создания Академии был просветитель Симеон Полоцкий (1629–1680), написавший Учредительную грамоту – сочинение, в котором обосновывалось идея создания Академии.
«В конце 1687 г. и Москве было открыто первое высшее учебное заведение – Славяно-греко-латинская академия. Во главе академии стояли братья Иоанникий и Софроний Лихуды, прибывшие из Греции в Москву в 1085 г. Оба брата получили образование в Падуанском университете и имели степень доктора философии. В Академии они преподавали по образцам западноевропейских университетов, придерживаясь в основном схоластической философии. Высшим авторитетом для них во всех вопросах пауки был Аристотель в средневековой, схоластико-богословском истолковании. «Мы намерены следовать Аристотелю потому, что уже несколько веков все почти Академии избрали его как бы вождем и главою философии», – писали они в предисловии к «Физике».
Но в ряде случаев Лихуды пытались отказаться от схоластических канонов, соединить теоретические положения Аристотеля с современной им жизнью. Ими написаны учебники по пиитике, риторике, логике, физике, психологии.
В 1689 г. И. Лихуд написал «Физику, или естественную философию», которая представляла собой комментарий к физике Аристотеля. Причём, критикуя справа, с богословских позиций материалистические тенденции Аристотеля, автор стремится привести свои доводы в соответствие с религией и православием, заявляя, что следует «остерегаться от всякого мудрствования, несогласного о нашей религией и православием», заимствует аргументы ин священного писания, чтобы опровергнуть учение древнегреческих философов-материалистов».
История философии в СССР в 5-ти томах, Том 1 / Под редакцией В.Е.Евграфова и др., М., «Наука», 1968 г., с. 261-262.
Прохождение курса в Академии тогда было рассчитано на 13 лет. После открытия число слушателей насчитывало 104 человека из разных сословий.
Самый известный выпускник Академии – М.В. Ломоносов
.
После учреждения Академического университета в Санкт-Петербурге в 1725 году и университета в Москве в 1755 году, академия стала превращаться в Высшую богословскую школу и в 1814 году была преобразована в Московскую духовную академию и переведена в Троице-Сергиеву лавру (ныне – город Загорск).
vikent.ru