Pisa исследование – “Международные сравнительные исследования PISA Жебровская О.О., к.п.н., доцент СПбГУ, научный руководитель ГБОУ гимназии 631, Скачать бесплатно и без регистрации.

Содержание

Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Выводы исследования за 2012 год «Maths» (Математика). Выводы исследования за 2012 год «Science» (Естественные науки). Выводы исследования за 2012 год «Reading» (Чтение).

Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся (англ. Programme for International Student Assessment, PISA) — тест, оценивающий грамотность школьников в разных странах мира и умение применять знания на практике. Проходит раз в три года. В тесте участвуют подростки в возрасте 15 лет. Был разработан в 1997 году, впервые прошёл в 2000 году. Тест организует Организация экономического сотрудничества и развития в консорциуме с ведущими международными научными организациями, при участии национа

ru.wikipedia.org

Международное исследование PISA: рейтинг России

Международные тесты

Международная программа по оценке качества обучения PISA (Programme for International Student Assessment) проводится раз в 3 года, начиная с 2000 г., и проходит под патронажем Организации экономического сотрудничества и развития. Цель этого масштабного тестирования — провести оценку грамотности 15-летних школьников в разных видах учебной деятельности: естественнонаучной, математической, компьютерной и читательской.

«PISA позволяет понять, какая страна будет более конкурентоспособной в будущем за счёт потенциала подрастающего поколения»

Галина Ковалёва руководитель центра оценки качества образования Института содержания и методов обучения РАО, координатор PISA в России

Помимо PISA существуют и другие международные мониторинговые исследования, имеющие более узкую направленность. Тестирование TIMSS (Trends in Mathematics and Science Study), например, нацелено на проверку качества математического и естественнонаучного образования учеников четвёртых и восьмых классов. Проводится оно при поддержке Международной ассоциации по оценке учебных достижений IEA. Помимо мониторинга качества знаний TIMSS призвано ещё и выявить различия в национальных системах образования разных стран.

А тестирование PIRLS (Progress in International Reading Literacy Study) Направлено на то, чтобы оценить качество чтения и понимания текста у ребят начальной школы. Так же, как и TIMSS, оно показывает различия в национальных системах образования. Исследование PIRLS проводится раз в пять лет, и проходило уже четыре раза: в 2001, 2006, 2011 и 2016 годах.

Вселенная: иллюстрированный путеводитель

Новая занимательная энциклопедия – это серия познавательных книг, которые расскажут обо всем самом интересном! Внутри вы найдете самую главную информацию по разным увлечениям: от динозавров до космоса. Большие красивые издания с хорошей качественной бумагой – отличный подарок детям и взрослым. Хотите совершить путешествие по планетам Солнечной системы, побывать в мирах, лежащих за пределами Галактики, пройти по следам комет?

Купить
PISA и функциональная грамотность

В исследование PISA включены задания разного типа. Почти половину из них составляют вопросы, предполагающие свободные ответы. А есть вопросы с определённым, нерасширяемым списком ответов. Это значит, что ученик должен выдать самостоятельный ответ, который будет ограничен конкретными словами или числами. Почти треть всех заданий в тесте составляют вопросы с готовыми вариантами ответов.

Главное отличие программы PISA от ЕГЭ, ОГЭ и других российских тестов заключается в том, что она, в первую очередь, оценивает возможность школьников руководствоваться здравым смыслом и логикой при выполнении нестандартных задач. В этом отношении можно сказать, что PISA следует современным образовательным трендам, ведь способность учеников применять школьные знания в жизни — это важнейший аспект функциональной грамотности и навыков XXI века.

Задания PISA проверяют не заученный материал по биологии, географии, физике и обществознанию, а владение учеников компетенциями в различных контекстах этих предметов и межпредметного взаимодействия: здоровье человека, природные ресурсы, окружающая среда, экология, открытия в области науки и технологии. Существуют интерактивные задания, направленные на наблюдение за каким-то объектом, в которых нужно сделать вывод о том, как функционирует этот объект. Есть задания с аналитическим решением, в которых стоит задача предусмотреть дальнейшее развитие событий или действие каких-то предметов. В 2015 году появились в PISA и задания для коллективного выполнения — коллаборативные. В таких задачах предусмотрено совместное решение проблем. В качестве партнёров выступают виртуальные помощники, с которыми можно обсуждать, анализировать и решать заданную проблему: что-то организовать, создать, придумать, переделать или наладить. Такие задания показывают, как ученик взаимодействует с партнёром, как распределяет обязанности, и умеет ли договариваться.

Примеры заданий PISA разных лет:

Задание PISA. Изображение с сайта fioco.ru
Задание PISA. Изображение с сайта fioco.ru
Задание PISA. Изображение с сайта fioco.ru
Задание PISA. Изображение с сайта fioco.ru
Позиции России и мнения экспертов

Показатели России в международном рейтинге стран, ученики которых проходили тестирование PISA, из года в год остаются невысокими. Но надо признать, что в последнее время нашей стране всё-таки удалось их немного улучшить. Российское Министерство образования решило сделать приоритетными другие направления учебной деятельности и объявило, что коммуникация, совместная работа и умение выстраивать свою деятельность станут ключевыми навыками, развитию которых должно способствовать обучение в школе.

Ну а самыми хорошими результатами в международном рейтинге могут похвастаться страны Азии: Китай, Тайвань, Сингапур, Южная Корея, Япония. После них по уже сложившейся традиции расположились Финляндия, Лихтенштейн, Швейцария и Нидерланды.

Профессор департамента психологии факультета социальных наук НИУ ВШЭ Александр Поддьяков считает, что тесты PISA имеют и некоторые недочёты: многие интерактивные творческие задания, по его мнению, должны иметь более гибкую систему ответов. В нескольких заданиях подобного типа эксперт заметил ошибки: разработчики попросту не смогли предвидеть другие (тоже правильные!) варианты решения тестов.

А вот американский профессор педагогики Университета Аризоны Дэвид Берлинер заявляет, что результаты теста PISA связаны вовсе не с уровнем образования, а с качеством жизни в стране. В США, кстати, тестирование PISA ученики проходят не блестяще: в 2015 году страна заняла 28-е место по математике, 24-е место по чтению и 25-е — по естественным наукам. Позиции России тогда были такими: 23-е, 26-е и 33-е места по тем же дисциплинам.

Галина Ковалёва, координатор PISA в России, отмечает: низкие результаты теста в нашей стране связаны с тем, что учителя превосходно обучают предмету, однако не замечают, как знания по этому предмету усваивают отдельные ученики в классе. Кроме того, Ковалёва говорит, что российская система образования заметно отличается, например, от финской (а Финляндия почти всегда лидирует в PISA). У нас существуют целые школы для способных детей, но при этом отстающие ученики оказываются совершенно «заброшенными». В Финляндии же нет «лицейских» классов и школ «с уклоном»: одарённым школьникам разрешено заниматься самостоятельно, а для отстающих разрабатываются специальные индивидуальные программы обучения.

Мегатех. Технологии и общество 2050 года в прогнозах ученых и писателей

Приготовьтесь удивляться, ведь вас ждет захватывающий экскурс в будущее, который для вас проведут лучшие ученые умы современности – нобелевские лауреаты, авторы научно-популярных книжных бестселлеров и доктора наук. Порой правдоподобные, порой достаточно смелые прогнозы дают исчерпывающее представление о том, во что трансформируется современный мир и каковы будут последствия этой глобальной трансформации для всех сфер нашей жизни – от технологической до промышленной и общественной. Как преобразится медицина к 2050-му году? Какие новые материалы и источники энергии мы будем использовать? Сможем ли мы окончательно победить голод и болезни? Как доступные технологии изменят лицо общества? Ответы на эти и многие другие волнующие вопросы собрал вместе Дэниел Франклин, исполнительный редактор журнала The Economist, ведущего научно-политического издания Великобритании. Что ждет нас в 2050-м году? Будут ли нам доступны совершенно новые технологии, которые пока даже невозможно представить? Или же при мысли о технологиях будущего вам представляются летающие автомобили, покорение космоса и всесильный искусственный разум? Ответы на все интересующие нас вопросы о будущем вы найдете в этой книге, составленной редактором журнала The Economist Дэниелом Франклином, из прогнозов, сделанных ведущими мировыми учеными, нобелевскими лауреатами и писателями. Скрыть описание

Купить

Читайте другие материалы по теме:


К PISA можно относиться по-разному. Конечно, в этой системе есть свои нюансы, просчёты и даже ошибки. Как и большинство систем оценки знаний, тестирование PISA несовершенно, и слепо гнаться за топовыми позициями в  международном рейтинге было бы не самым умным решением для нашей страны. Но игнорировать итоги тестирования и вовсе глупо, ведь изначально исследования PISA направлены не просто на оценку достижений учеников, а на выявление слабых мест в системе школьного образования страны в целом. Результаты PISA — это результаты владения новыми важными компетенциями, ставшими не просто трендами международного образования, а ключевыми навыками современного человека, от которых зависит успех, реализация творческого потенциала и полноценное взаимодействие с обществом.

Узнайте больше о Международной программе по оценке качества обучения PISA, посмотрев прямую трансляцию мероприятий летней школы «Новые инструменты и технологии в образовании», которую проводит корпорация «Российский учебник» совместно с НИУ «Высшая школа экономики». Участников ждут именные электронные сертификаты. Присоединяйтесь, будет интересно!

rosuchebnik.ru

PIRLS, TIMSS, PISA: что это за исследования, в которых участвуют школьники из России

Вы наверняка что-то слышали из этих хитрых англоязычных аббревиатур, когда читали о школьниках. Но не всегда понимали, что вообще всё это значит, какие такие исследования и что они оценивают. Рассказываем, в каких международных исследованиях участвуют российские школьники и даже учителя. И как они проводятся.

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

Российские школьники участвуют во многих международных исследованиях качества образования и успехов школьников по отдельным дисциплинам. Зачем это нужно? Во-первых, участие в международных исследованиях помогает достаточно объективно оценить уровень образования и сравнить его с другими странами. Во-вторых, если исследование проводится на международном уровне, это значит, что для оценки уровня образования используются самые современные мониторинговые технологии. И Россия может использовать этот опыт в проведении собственных исследований на федеральном и региональном уровнях.

1. PIRLS — как школьники читают и понимают тексты

Что проверяют. Как школьники умеют читать и понимать тексты.

Кто участвует. В исследовании участвуют дети, которые оканчивают начальную школу. В России это четвероклассники. Считается, что именно к этому моменту ученики настолько развивают свои навыки чтения и работы с текстом, что они становятся базой для учёбы в средней и старшей школе.

Когда проходит. PIRLS проходит циклично — раз в пять лет. С 2001 года его проводили уже четыре раза. Последний раз в 2016 году. В PIRLS в разное время участвовали от 35 до 50 стран.

В PIRLS (Progress in International Reading Literacy Study) оценивают два вида чтения:

  • чтение для приобретения читательского литературного опыта;
  • чтение для освоения и использования информации.

Для проверки школьникам дают два текста: научно-популярный (информационный) и художественный. Почле чтения дети должны ответить на несколько вопросов к каждому. Вопросы к текстам оценивают четыре навыка:

  • находить информацию;
  • формулировать выводы;
  • интерпретацию и обобщение информации;
  • анализ и оценку содержания, языковых особенностей и структуры текста.

Понятно, что система обучения и школьная программа могут довольно сильно разниться от страны к стране. Поэтому главная задача организаторов таких исследований — сделать так, чтобы результаты в разных странах были сравнимы между собой. Например, в большинстве стран дети начинают учиться в шесть лет, но в Англии и Новой Зеландии обучение начинается в пять лет, поэтому участие в проекте принимают школьники из пятого класса, а не из четвёртого.

Средний возраст детей, у которых проверяют качество чтения и понимание текста — 10,5 лет. Но в странах Восточной Европы ребята начинают учиться в семь лет, поэтому им в среднем 10,7 -10,9 лет.

Как в PIRLS показывают себя школьники из России. В самом первом исследовании PIRLS-2001 Россия заняла только 16-е место из 35 стран. В конце 2017 года появились результаты последнего исследования PIRLS-2016, в котором российские школьники заняли первое место. Причём это не в первый раз: в 2006 году Россия тоже была лидером. Несмотря на то, что PIRLS проверяет только читательскую грамотность, глава Рособрнадзора Сергей Кравцов утверждает, что такие высокие результаты у наших четвероклассников означают, что в российская начальная школа — в принципе лучшая в мире.

Пример задания:

Комментарий эксперта к заданию: «Поиск ответа облегчен тем, что в вопросе и в ответе использованы одни и те же слова: „запасные носки“, „ноги могут промокнуть“. Читателю даже не приходится делать синонимические замены. Российских четвероклассников практически не затрудняет поиск в тексте ответа на вопрос в том случае, когда формулировки вопроса и ответа практически совпадают. Однако неопытных читателей может затруднить необходимость делать самые элементарные синонимические замены при сравнении словесной ткани вопроса и ответа. Найти в тексте ответ на вопрос гораздо легче, если не требуется переформулировать вопрос. В приведённом выше примере такие трудности испытывает около 10% десятилетних читателей во всех странах мира, в том числе и в России».


2. PISA — какой уровень знаний у учеников в средней школе

Что проверяют. Математическую, естественнонаучную и читательскую грамотность школьников.

Кто участвует. В отличие от PIRLS, в этом исследовании участвуют 15-летние школьники.

Когда проходит. Впервые PISA провели в 2000 году, с тех пор оно проводится каждые три года. Россия принимает участие в исследовании с самого начала. А всего с 2000 по 2015 год в PISA участвовали от 32 до 74 стран мира.

Исследование PISA позволяет оценить эффективность изменений и образовательных решений за три года. По результатам теста становится понятно, в каком направлении нужно развивать российское образование, чтобы повысить конкурентоспособность выпускников российских школ.

Тест PISA адаптируется под изменения в сфере образования. Так, в 2012 году участники решали задачи «интерактивного типа», в которых нужно было виртуально обследовать какой-то предмет (например, кондиционер или MP3-плеер) и после этого ответить на вопросы о принципах его работы. А в 2015 году впервые проверяли финансовую грамотность школьников.

Как в PISA показывают себя школьники из России. К сожалению, результаты российских школьников в этом исследовании далеки от первых мест — за всё время Россия ни разу не вошла даже в двадцатку стран по трём показателям. А в последнем тестировании PISA-2015 в общем рейтинге стран Россия заняла 32-е место из 72.

Пример задания на математическую грамотность:

Комментарий эксперта к заданию: «В задании требуется воспринять новую информацию — описание представленной реальной ситуации — и интерпретировать её геометрическую модель, чтобы вычислить длину дуги. Опираясь на пространственное воображение и интуицию при работе с моделью, можно догадаться, что эта дуга составляет ⅙ часть длины окружности двери. Для решения нужно вспомнить (или посмотреть в списке формул) известную учащимся формулу длины окружности. Ответ в пределах от 103 до 105. […]. Подобных задач нет в российских учебниках. Слово „окружность“ не упоминается в тексте задания, и учащимя самим надо сообразить, что именно окружность, разделённая тремя радиусами на три равные части, является моделью вращающейся двери».

Пример задания на читательскую грамотность:

Комментарий эксперта к заданию: «В этом задании школьнику нужно осмыслить и оценить информацию из текста».


3. TIMSS — как в начальной и средней школе знают математику и естественные науки

Что проверяют. Основная цель исследования — сравнить между собой качество математического и естественнонаучного образования в начальной и средней школе.

Кто участвует. Ученики 4-х и 8-х классов.

Когда проходит. Каждые четыре года. Такая схема позволяет отслеживать, какие изменения происходят в образовании при переходе из начальной в основную школу и как они влияют на качество образования.

В 2015 году тестирование TIMSS проводилось и среди 11-классников — тогда у старшеклассников, углубленно изучающих точные предметы, проверяли понимание математики и физики.

Бонусом в странах-участницах (кстати, их в разные годы было от 25 до 50) исследуют особенности учёбы. Для этого разработаны специальные анкеты, которые заполняют не только школьники, а ещё учителя и администрация школ. Информация, которую учёные получают из этих анкет, помогает лучше понять результаты основного тестирования и объяснить, что не так с математическим или естественнонаучным образованием в стране.

Как в TIMSS показывают себя школьники из России. Результаты у российских школьников достаточно высокие. В последнем исследовании 2015 года ученики 4-х классов заняли 7-е место по математике и 4-е по естествознанию. Восьмиклассники оказались на 6-м месте по математике и на 7-м в естественных науках. Но при этом рейтинг выявил три большие проблемы российского школьного образования: большой объём домашних заданий, резкое падение успеваемости в средних классах и недовольство учителей своей работой.

Задание для 4-х классов по математике:

Комментарий эксперта к заданию: «Проверяется умение вписать равносторонний треугольник в окружность, разделённую на равные части. Требовалось не только увидеть, что окружность разделена на равные части, но и сообразить, что надо соединять отрезками каждую четвёртую точку, чтобы построить равносторонний треугольник, и описать способ соединения точек. Подобных заданий нет в учебниках. Практически все российские четвероклассники пытались решить это задание. Большинство справились с ним (верно выполнили его полностью 68%, верно построили, но не описали — 7%)».

Задание для 4-го класса по естествознанию:

Комментарий эксперта к заданию: «В задании требуется применить знание о взаимосвязи в природе на примере простых пищевых цепей: указать одну из причин, иллюстрирующих важную роль пауков в саду. Результат выполнения задания российскими школьниками самый высокий среди всех стран. Умение устанавливать взаимосвязи в природе является одним из требований ФГОС по предмету „Окружающий мир“ и достаточно эффективно формируется в процессе изучения естественнонаучной части этого предмета».

Задание для 8-х классов по математике:

Комментарий эксперта к заданию: «Проверяется умение выразить проценты в виде обыкновенной дроби или обратный перевод. Нетипичное задание, в котором надо сравнить стоимость одного и того же предмета при наличии скидки, выраженной в различных единицах — в процентах или дробью. Основное затруднение умногих учащихся объясняется тем, что первоначальная стоимость предмета не приводится. Второе затруднение — это перевод этих данных в проценты или в дроби (¾ — это 75%, значит, скидка — 25%). Неудивительно, что 14% российских учащихся не дали никакого ответа. Только учащиеся двух стран показали более высокие результаты: Республики Корея (62%) и Сингапура (76%)».

Задание для 8-го класса по естествознанию:

Комментарий эксперта к заданию: «Задание проверяет умение применять знание об избыточном давлении воды в водоносных слоях в простой практической ситуации. Высокие результаты выполнения этого задания российскими школьниками объясняются тем, что представление о давлении воды в водоносных слоях традиционно формируется в рамках изучения географии».


4. TALIS — как преподают учителя

Что и кого проверяют. Здесь проверяют уже не школьников, а учителей и директоров школ.

Когда проходит. Исследование проводится каждые пять лет — уже было в 2008 и 2013 годах, следующее планируется провести в 2018 году.

В TALIS нет никаких рейтингов преподавателей по странам. Исследователи делают выводы на основе опроса. Какие данные получают с помощью опроса? Особенности преподавания, убеждения и установки учителей, методы преподавания, удовлетворенность работой, уверенность в своих профессиональных способностях, контекст, в котором работают учителя и директора.

К примеру, в TALIS-2013 приняли участие 4000 учителей и 198 директоров из 14 регионов России. Кроме России, в в 2013 году в исследовании принимало участие ещё 37 стран, а в 2008 году — 24.

В отчёте о результатах TALIS-2013, который опубликован на сайте общероссийской системы оценки качества образования, так описывают российских преподавателей:

  • За последние пять лет состав учителей в России стал моложе, но почти 40% наших учителей старше 50 лет.
  • Российские учителя реже преподают больше одного предмета и редко меняют место работы.
  • Российские учителя работают больше своих зарубежных коллег и тратят много времени на административную работу.
  • Российские учителя часто «не замечают» неблагополучных детей.
  • Российские учителя предпочитают тестирование другим формам контроля.

mel.fm

Международная программа PISA – РИА Новости, 03.12.2013

15:0003.12.2013

(обновлено: 15:56 03.12.2013)

1355068

Целью программы PISA является оценка способности 15-летних учащихся использовать приобретенные в школе знания и опыт для широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

PISA (Programme for International Student Assessment) — международная программа по оценке образовательных достижений учащихся. Это тест, оценивающий грамотность школьников в разных странах мира и умение применять знания на практике. Проходит раз в три года. В тесте участвуют подростки в возрасте 15 лет.

Мониторинг качества образования в школе PISA проводится по трем основным направлениям: грамотность чтения, математическая грамотность, естественнонаучная грамотность.

Программа по оценке образовательных достижений учащихся PISA осуществляется Организацией экономического сотрудничества и развития ОЭСР (OECD — Organization for Economic Cooperation and Development).

Целью программы PISA является оценка способности 15-летних учащихся использовать приобретенные в школе знания и опыт для широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

Выбор привлечения к исследованию именно 15-летних учащихся объясняется тем, что во многих странах к этому возрасту завершается обязательное обучение в школе, и программы обучения в разных странах имеют много общего. Именно на данном этапе образования важно определить состояние тех знаний и умений, которые могут быть полезны учащимся в будущем, а также оценить способности учащихся самостоятельно приобретать знания, необходимые для успешной адаптации в современном мире.

Программа осуществляется консорциумом, состоящим из ведущих международных научных организаций, при участии национальных центров и организации ОЭСР.

Руководит работой консорциума Австралийский Совет педагогических исследований (The Australian Council for Educational Research — ACER). В консорциум также входят Национальный институт педагогических измерений Нидерландов (Netherlands National Institute for Educational Measurement — CITO), Служба педагогического тестирования США (Educational Testing Service, ETS), Национальный институт исследований в области образования Японии (National Institute for Educational Research, NIER), Вестат США (WESTAT).

Первое исследование PISA было проведено в 2000 году, в нем участвовало 32 государства, в 2003 году — 43, в 2006 — 57, а в 2009 — 65. Около 510 тысяч учащихся в 65 странах приняли участие в исследовании PISA-2012. Более 70 государств приняли решение участвовать в тесте PISA в 2015 году.

Россия принимала участие во всех пяти циклах программы PISA: в 2000, 2003, 2006, 2009 и 2012 годах. Результаты проведенных исследований стали предметом дополнительного анализа коллективов Российской академии образования, Федерального института развития образования, проектов Национального фонда подготовки кадров и Высшей школы экономики. Рекомендации и материалы, разработанные в процессе анализа, использовались при введении государственной итоговой аттестации выпускников школы в форме ЕГЭ, при разработке государственных стандартов второго поколения, при разработке компетентностно-ориентированных измерителей образовательных достижений.

Согласно тесту 2009 года, самые высокие результаты по читательской грамотности продемонстрировали учащиеся двух стран-членов ОЭСР — Южной Кореи (539 баллов) и Финляндии (536 баллов). Однако учащиеся Шанхая (города центрального подчинения Китая), которые впервые приняли участие в исследовании PISA в 2009 году, показали еще более высокие результаты — 556 баллов. В пятерку лучших стран и территорий вошли Гонконг (Китай) — 533 балла и Сингапур — 526 баллов.

Средний балл российских учащихся по читательской грамотности по тесту 2009 года составил 459 баллов по 1000-балльной шкале, что статистически ниже, чем средний балл по странам ОЭСР (493 балла). Российские учащиеся по данной области заняли 43 место.

По результатам исследования математической грамотности, в 2009 году в лидеры вышли Шанхай, Сингапур, Гонконг, Корея, Тайвань и Финляндия. Из близких соседей России в группе лидеров — Германия, Эстония, Словения, Польша, Чехия.

Российские учащиеся оказались в группе стран, результаты которых существенно ниже результатов стран ОЭСР. Средний балл российских учащихся составил 468 баллов (по странам ОЭСР — 496), что соответствует 38 месту списка. Чуть выше расположились Литва и Латвия, чуть ниже — Греция и Хорватия.

В лидирующей группе по естественнонаучной грамотности в 2009 году оказались учащиеся Шанхая (Китай) со средним баллом 575, Финляндии — 554 балла, Гонконга (Китая) — 547 баллов, Сингапура — 542 балла и Японии — 539 баллов.

Средний результат российских учащихся по естественнонаучной грамотности в 2009 году статистически ниже среднего результата по странам ОЭСР и составляет 478 баллов (39 место). В соответствии с уровнями естественнонаучной грамотности исследования PISA, 78% российских учащихся достигли и превысили пороговый уровень (2-ой по международной шкале).

Данные по тесту PISA, который состоялся в 2012 году, будут опубликованы 3 декабря 2013 года.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

ria.ru

Международная программа PISA – это… Что такое Международная программа PISA?

Международная программа PISA

PISA (Programme for International Student Assessment) – международная программа по оценке образовательных достижений учащихся. Это тест, оценивающий грамотность школьников в разных странах мира и умение применять знания на практике. Проходит раз в три года. В тесте участвуют подростки в возрасте 15 лет.

Мониторинг качества образования в школе PISA проводится по трем основным направлениям: грамотность чтения, математическая грамотность, естественнонаучная грамотность.

Программа по оценке образовательных достижений учащихся PISA осуществляется Организацией экономического сотрудничества и развития ОЭСР (OECD – Organization for Economic Cooperation and Development).

Целью программы PISA является оценка способности 15-летних учащихся использовать приобретенные в школе знания и опыт для широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

Выбор привлечения к исследованию именно 15-летних учащихся объясняется тем, что во многих странах к этому возрасту завершается обязательное обучение в школе, и программы обучения в разных странах имеют много общего. Именно на данном этапе образования важно определить состояние тех знаний и умений, которые могут быть полезны учащимся в будущем, а также оценить способности учащихся самостоятельно приобретать знания, необходимые для успешной адаптации в современном мире.

Программа осуществляется консорциумом, состоящим из ведущих международных научных организаций, при участии национальных центров и организации ОЭСР.

Руководит работой консорциума Австралийский Совет педагогических исследований (The Australian Council for Educational Research – ACER). В консорциум также входят Национальный институт педагогических измерений Нидерландов (Netherlands National Institute for Educational Measurement – CITO), Служба педагогического тестирования США (Educational Testing Service, ETS), Национальный институт исследований в области образования Японии (National Institute for Educational Research, NIER), Вестат США (WESTAT).

Первое исследование PISA было проведено в 2000 году, в нем участвовало 32 государства, в 2003 году – 43, в 2006 – 57, а в 2009 – 65. Около 510 тысяч учащихся в 65 странах приняли участие в исследовании PISA-2012. Более 70 государств приняли решение участвовать в тесте PISA в 2015 году.

Россия принимала участие во всех пяти циклах программы PISA: в 2000, 2003, 2006, 2009 и 2012 годах. Результаты проведенных исследований стали предметом дополнительного анализа коллективов Российской академии образования, Федерального института развития образования, проектов Национального фонда подготовки кадров и Высшей школы экономики. Рекомендации и материалы, разработанные в процессе анализа, использовались при введении государственной итоговой аттестации выпускников школы в форме ЕГЭ, при разработке государственных стандартов второго поколения, при разработке компетентностно-ориентированных измерителей образовательных достижений.

Согласно тесту 2009 года, самые высокие результаты по читательской грамотности продемонстрировали учащиеся двух стран-членов ОЭСР – Южной Кореи (539 баллов) и Финляндии (536 баллов). Однако учащиеся Шанхая (города центрального подчинения Китая), которые впервые приняли участие в исследовании PISA в 2009 году, показали еще более высокие результаты – 556 баллов. В пятерку лучших стран и территорий вошли Гонконг (Китай) – 533 балла и Сингапур – 526 баллов.

Средний балл российских учащихся по читательской грамотности по тесту 2009 года составил 459 баллов по 1000-балльной шкале, что статистически ниже, чем средний балл по странам ОЭСР (493 балла). Российские учащиеся по данной области заняли 43 место.

По результатам исследования математической грамотности, в 2009 году в лидеры вышли Шанхай, Сингапур, Гонконг, Корея, Тайвань и Финляндия. Из близких соседей России в группе лидеров – Германия, Эстония, Словения, Польша, Чехия.

Российские учащиеся оказались в группе стран, результаты которых существенно ниже результатов стран ОЭСР. Средний балл российских учащихся составил 468 баллов (по странам ОЭСР – 496), что соответствует 38 месту списка. Чуть выше расположились Литва и Латвия, чуть ниже – Греция и Хорватия.

В лидирующей группе по естественнонаучной грамотности в 2009 году оказались учащиеся Шанхая (Китай) со средним баллом 575, Финляндии – 554 балла, Гонконга (Китая) – 547 баллов, Сингапура – 542 балла и Японии – 539 баллов.

Средний результат российских учащихся по естественнонаучной грамотности в 2009 году статистически ниже среднего результата по странам ОЭСР и составляет 478 баллов (39 место). В соответствии с уровнями естественнонаучной грамотности исследования PISA, 78% российских учащихся достигли и превысили пороговый уровень (2-ой по международной шкале).

Данные по тесту PISA, который состоялся в 2012 году, будут опубликованы 3 декабря 2013 года.

Школьники пишут тест

Энциклопедия ньюсмейкеров. 2012.

news_enc.academic.ru

PISA | Министерство образования и науки

PISA (Programme for International Student Assessment) – это международное исследование, которое проводится по инициативе ОЭСР (Организации Экономического Сотрудничества и Развития, или OECD – Organisation for Economic Co-operation and Development). В ходе исследования оцениваются знания и умения учащихся в возрасте 15 лет в функциональном чтении, математической грамотности и естественных науках.

Исследование PISA проводится раз в три года. В каждом исследовании есть область, которой уделяется повышенное внимание, в остальных двух областях знания учащихся измеряются в меньшем объеме. Было проведено шесть исследований PISA:

  • PISA 2000 – чтение
  • PISA 2003 – математика
  • PISA 2006 – естественные науки
  • PISA 2009 – чтение
  • PISA 2012 – математика
  • PISA 2015 – естественные науки

Регулярное проведение исследования дает возможность отслеживать тенденции в образовательной сфере.

Эстония участвует в исследованиях PISA с 2006 года. Участие в международных исследованиях позволяет получить информацию о том, как и насколько результативно функционирует наша система образования по сравнению с другими государствами. Регулярное участие позволяет нам отслеживать тенденции как относительно результатов образования, так и относительно окружающего пространства, что, в свою очередь, дает возможность планировать необходимые изменения и улучшения.

В возрасте 15 лет в большинстве стран заканчивается обязательное образование, и учащийся делает выбор в вопросе дальнейшей учебы. В выборку исследования включены учащиеся в возрасте от 15 лет и 3 месяцев до 16 лет и 2 месяцев.

В рамках PISA исследуется:

  • Насколько хорошо молодые люди подготовлены к вызовам, с которыми им предстоит столкнуться в будущем
  • Способны ли учащиеся анализировать, искать и находить причины и представлять собственные идеи
  • Насколько учащиеся способны применять свои умения и знания в реальной жизни

Основная цель PISA – оценить компетентность учащихся, которая позволит им занять активную жизненную позицию после окончания школы. PISA оценивает способность учащихся применять свои умения и знания в жизненных обстоятельствах, как в личных и социальных, так и в глобальных ситуациях. Термин «грамотность» используется для того, чтобы подчеркнуть именно умение учащегося использовать знания в повседневной жизни. Например, под функциональным чтением подразумевается умение учащегося получать и оценивать информацию, читать диаграммы, находить связи в тексте, трактовать, делать выводы и т.д.

Учащиеся заполняют оценочную брошюру, в которой содержатся как вопросы, касающиеся приоритетной оцениваемой грамотности, так и вопросы для оценки других видов грамотности, в меньшем объеме. Оценка умений проводится при помощи заданий, которые обычно содержат текст, диаграмму, таблицу или схему, причем в качестве источников информации приводятся ситуации из реальной жизни. На заполнение брошюры учащимся отводится  два часа.

После того, как учащиеся решат задания, они заполняют анкету о том, как они относятся к различным темам, например, к естественным наукам или чтению, а также отвечают вопросы общего характера. Руководство школы также заполняет краткую анкету, таким образом осуществляется сбор информации о количестве школьных работников, точках зрения учителей, самостоятельности школы и учителей, школьных ресурсах, практиках, принципах и т.д.

При составлении выборки учитывается соотношение мальчиков и и девочек, является ли школа сельской или городской, язык обучения и прочие параметры. Это делается для обеспечения представительности выборки. Государства получают конкретные указания относительно того, какие школы и каких учащихся можно не включать в выборку. Также указывается пропорция учащихся, которые должны быть включены в выборку.

Для того, чтобы результаты международного исследования были обоснованными, очень важно, чтобы каждое участвующее в нем государство строго соблюдало требования выборки. В исследовании должны принять участие не менее 80% тех учащихся, к кому обратились с этой просьбой, и не менее 85% школ. Из всех учащихся, внесенных в список, максимум 5% могут быть исключены из выборки. Соблюдение государствами процедурных правил чрезвычайно важно, потому что только в таком случае результаты будут сопоставимы.


Число участвующих в исследовании PISA учащихся и школ

В 2015 году в исследовали принимали участие более полумиллиона учащихся из 72 государств и экономических регионов. Выборка эстонских школьников включала 5587 молодых людей, из них 2788 девочек и 2799 мальчиков из 206 школ. 78% учащихся прошли тест на эстонском языке, 22% на русском.

В 2012 году в исследовании приняли участие примерно 510000 учащихся из 65 стран и экономических регионов. В Эстонии – 5867 учащихся в 206 школах, из них 1088 учащихся прошли только тест, посвященный финансовой грамотности. Основную часть теста прошли 4779 эстонских учащихся: 2409 девочек и 2370 мальчиков, 3784 учащихся школ с эстонским и 995 учащихся школ с русским языком обучения. В исследовании приняли участие 166 школ с эстонским языком обучения, 37 с русским и 3 двуязычные школы.

В 2009 году в исследовании участвовало 65 государств и экономических регионов, численность учащихся составила около 470 000. В Эстонии выборка составила: 4727 учащихся (2297 девочек и 2430 мальчиков; 3841 учащийся из школ с эстонским языком обучения и 886 учащихся из школ с русским языком обучения) из 175 школ, из них 138 школ с эстонским языком обучения, 31 школа с русским языком обучения и 6 школ со смешанным языком обучения.

В 2006 году в исследовании принимало участие более 400 000 учащихся из 57 государств. В Эстонии выборка составила 4865 учащихся из 169 школ.

Учащиеся, проходящие обучение по упрощенной программе, в тесте участия не принимали.

Сравнение результатов Эстонии

На графике показаны изменения показателей приобретения трех видов грамотности на основании средних баллов экзаменов учащихся Эстонии в исследованиях PISA на 2006, 2009, 2012 и 2015 год. Статистика показывает, что знания и умения учащихся значительно улучшились.

Тенденции в образовании на основании результатов PISA

www.hm.ee

Беларусь присоединится к исследованию PISA по проверке применения знаний школьниками

Статья из белорусской республиканской газеты «Звязда» в переводе на русский язык.

На итоговой коллегии главного образовательного ведомства министр образования Сергей Маскевич озвучил намерение нашей страны присоединиться к международному исследованию PISA.

Тестирование PISA считается одним из самых авторитетных исследований качества образования в мире. Идея его проведения возникла в середине 1990-х годов: именно тогда эксперты в области образования предложили разработать универсальные тесты для 15-летних подростков, которые бы позволили проверять не столько академические достижения учащихся, сколько их умение работать с информацией и реальные жизненные компетенции. Это позволило бы определить, выполняет ли образование свою основную функцию — подготовку к самостоятельной жизни. Исследования проводятся по проверке математической, естественнонаучной и читательской образованности.


Жизненные задачки

По мнению экспертов PISA, получение в школе конкретных знаний, безусловно, очень важно, но использование этих знаний во взрослой жизни зависит от приобретенных в школьные годы навыков. В жизни конкретные знания — скажем, такие, как названия растений и животных — имеют меньшую ценность, чем понимание глобальных проблем, связанных с потреблением энергии, биологическим разнообразием и человеческим здоровьем. Мало просто знать факты и правила. Надо уметь их использовать — например, для того, чтобы понять газетную статью о глобальном потеплении или рассмотреть манипуляцию с цифрами. Обычно задания в тестах построены на ситуациях, которые авторы берут из реальной жизни. Таким образом проверяется способность учащихся устанавливать причинно-следственные связи, их умение сопоставлять факты и анализировать, исследуется их способность быстро принимать решения.

Исследование PISA проводится каждые три года, а затем в течение еще одного года анализируются результаты тестов, прежде чем они будут представлены мировой общественности. Первый рейтинг был составлен в 2000 году. Результаты последнего озвучены в декабре 2013 года.

В исследовании, проведенном в 2012 году, приняли участие школьники из 65 стран и территориальных образований. По мнению директора Республиканского института контроля знаний Николая Феськова, такой интерес к программе PISA можно объяснить тем, что исследования позволяют определить состояние образования по международным стандартам. Не становится препятствием даже то, что процедура проведения исследований не только сложная, но и недешевая.

— Во многих странах оглашение результатов PISA становится одним из главных событий для национальной системы образования. И когда страна оказывается очень далеко от мировых лидеров, это рассматривается ни больше ни меньше как национальная угроза и сигнал, что в системе образования нужно срочно что-то менять: пересматривать требования к образовательным стандартам, вносить коррективы в учебные программы и планы, менять подходы к преподаванию учебных дисциплин и т. д., — рассказывает Николай Феськов. — С легкой руки европейских менеджеров от образования появился даже новый термин: PISA-шок.


В чем секрет?

На протяжении всех циклов исследований лидерами выступают страны Восточной и Юго-Восточной Азии: Сингапур, Тайвань, Корея, Япония и другие. Почти все они отличаются быстрыми темпами развития экономики. Абсолютным же лидером, согласно результатам исследований, является Китай (Шанхай, Гонконг и Макао). Причем китайские подростки демонстрируют одинаково высокие результаты и в математической, и в читательской, и в естественной образованности.

Николай Феськов подчеркивает, что в этих странах среди национальных приоритетов образование занимает почетное место. А в школах хорошо развито профильное образование. Так, в Сингапуре учеников старших классов дифференцируют как по способностям, так и по их творческим интересам. В 12-летней средней школе Китая значительное внимание уделяется индивидуальному развитию личности ученика. В школах Шанхая разрешается определенная гибкость в организации и управлении образованием. Школьники могут самостоятельно выбирать некоторые учебные курсы. Учителя должны учитывать способности, интересы и увлечения каждого ученика и всячески поощрять их к дальнейшему развитию.

Среди стран Европы стабильно высокие показатели в течение всего периода исследований демонстрирует Финляндия. Успех этой скандинавской страны вызвал тот самый PISA-шок у стран-соседей из Северной Европы — Дании, Швеции и Норвегии.

— В школах Финляндии значительное внимание уделяется компенсационным мероприятиям для учащихся с меньшими способностями, — объясняет финский феномен Николай Феськов. — Чем не советский опыт работы с отстающими школьниками? В основу образовательного процесса в этой стране положен индивидуальный подход к ученикам, причем за усвоение учебного материала школьниками несет ответственность именно учитель. Непонимание темы урока не считается виной учащегося. Это свидетельствует только о том, что учителя (а их, кстати, в классе два) на занятиях не нашли эффективные приемы и методы преподавания.

Заслуживает внимания и система образования Польши. Показатели этой страны, принимающей участие в исследованиях на протяжении всех пяти циклов, начиная с 2000 года, выросли по всем трем направлениям на 30-45 баллов. Одна из причин такого успеха объясняется тем, что под влиянием PISA страна провела реформу школы. Здесь все учебные программы ориентированы на компетентностном подходе. Вообще из европейских стран самый большой рывок по всем направлениям сделали именно Польша и Германия. Правда, последняя хоть и улучшила свои показатели, но все же значительно отстает и от Финляндии, и от Польши.

Стабильные результаты на протяжении всего периода исследований демонстрирует Канада. Ученикам старших классов двенадцатилетней средней школы предоставляется право выбора учебных предметов для их углубленного изучения. В учебном процессе большое внимание уделяется самостоятельной работе. Каждый школьник выполняет индивидуальное задание, в рамках которого он должен не только подготовить какую-то информацию по заданной теме, но и защитить реферат устно. Итоговая же оценка по предметам за курс средней школы — интегрированный показатель успешности ученика — выставляется за устный экзамен, творческий проект и письменные работы, которые выполнялись на протяжении всей учебы.


Главное — атмосфера

Какие еще выводы были сделаны специалистами по результатам PISA 2012 года?

— Наилучшие результаты показали страны, которые сделали ставку на повышение профессионализма учителей. Благоприятная образовательная атмосфера и хорошие взаимоотношения между учителями и учениками более эффективны, чем рыночные механизмы, — рассказывает заместитель председателя Товарищества белорусского языка Тамара Мацкевич. — Школы с большей автономией, имеющие независимые учебные программы и системы оценки, как правило, работают лучше, чем школы с меньшей свободой, которые являются частью школьных систем и имеют больше механизмов отчетности. Чем лучшие отношения между учениками и учителями в школе, тем больше заинтересованность учеников в обучении.

Результаты PISA показывают: при сравнении двух школ (государственных или частных, которые находятся в одном и том же месте, ученики которых имеют одинаковое социально-экономическое положение) образовательный климат, как правило, лучше в той школе, которая не страдает от нехватки квалифицированных учителей. Недостаток последних и образовательный климат взаимосвязаны между собой.

— «Качество» школы не может быть лучше «качества» или профессионализма ее учителей и руководителей, — подчеркивает Тамара Мацкевич. — Страны, которые улучшили свои показатели в PISA (такие, как Бразилия, Колумбия, Эстония, Израиль, Япония и Польша), придерживаются последовательной политики по улучшению качества преподавательского состава. Эти страны требуют наличия преподавательской лицензии, создают стимулы для самых успешных учащихся, чтобы побудить их к педагогической деятельности, повышают заработную плату учителям, чтобы сделать профессию более привлекательной, или предлагают стимулы для учителей, чтобы они участвовали в тренингах и педагогических программах.

Анализ данных PISA показал, что для получения хороших результатов важно, как распределяются ресурсы, а не только их количество.

Эксперты уверены, что система образования может способствовать высокой мотивации к обучению, если она обеспечивает отношение ко всем ученикам как к потенциально успешным. Результаты PISA доказывают, что, если система образования рано разделяет учащихся на основе способностей и направляет их в различные течения и типы школ (а в белорусской школе разделение происходит еще на уровне пятого класса — при отборе будущих гимназистов. — Авт.), мотивация к обучению и успеваемость учащихся снижаются. Только если система образования культивирует, стимулирует и поддерживает веру в то, что все ученики могут достичь более высоких успехов, ученики чувствуют желание действовать и достигают лучших результатов.


На каком мы свете?

Тот факт, что уровень школьного образования в Беларуси продолжает снижаться, в последнее время констатируют очень многие: и преподаватели ВУЗов, и родители школьников, и сами педагоги. С другой стороны, пока Беларусь не участвует ни в каких международных мониторинговых исследованиях, все рассуждения о «качестве» выпускников, которое якобы ухудшается, можно списать на субъективность таких оценок. Наверное, для того, чтобы констатировать, что проблемы действительно имеют место, очень полезно посмотреть на других.

— Мне кажется, было бы интересно принять участие в международных исследованиях, чтобы увидеть, на каком свете мы находимся, — делится своими мыслями Николай Феськов. — Как можно быть уверенным, что система образования развивается в правильном направлении, если не сравнивать свои успехи с образовательными достижениями других стран?

А пока Беларусь только думает, стоит ли ей присоединяться к международному исследованию, свое место в мировом рейтинге по итогам PISA уже знают Россия, Азербайджан, Молдова, Казахстан, Кыргызстан, Грузия, Литва, Латвия и Эстония. Россия, в отличие от Беларуси, принимает участие во всех крупномасштабных международных исследованиях TIMSS, PISA и PIRLS, которые взаимно дополняют друг друга и дают более полную информацию о системе образования, оценивая ее с разных сторон. Результаты PISA указывают на то, что у российских школьников есть проблемы с применением знаний и навыков в повседневной жизни, в ситуациях, выходящих за рамки учебных. По функциональной грамотности юные россияне значительно отстают от сверстников из большинства развитых стран мира. Эксперты объясняют этот факт чрезмерно академической направленностью российской школы, характерной для многих стран на постсоветском пространстве, в том числе и для Беларуси.

Остается надеяться, что на этот раз в Министерстве образования не ограничатся констатацией того, что Беларуси нужно присоединяться к PISA. И у аналитиков, наконец, появится возможность сравнить успехи белорусских школьников с успехами их сверстников.

Надежда Николаева.

 

Задача PІSА самого сложного уровня по математике:

«Хелен приобрела велосипед со спидометром, с помощью которого она может определить, сколько проехала и с какой средней скоростью. От дома до реки, которая расположена в четырех километрах, Хелен доехала за 9 минут. Назад она отправилась более коротким путем, преодолев три километра за шесть минут. Вычислите среднюю скорость (в километрах в час), с которой Хелен ехала к реке и обратно».

Вариантов ответов не предлагалось. Ответ нужно было внести в пустое поле самостоятельно.


Страх перед математикой

— Интересные выводы после проведения последнего исследования были сделаны об освоении подростками математики, — говорит Тамара Мацкевич. — Так, ученики, открытые для решения математических задач, в среднем показывают на 30 баллов лучшие результаты по математике, чем те, кто менее открыт для решения задач.

В большинстве стран неблагополучные в математике ученики демонстрируют и более низкий уровень заинтересованности, мотивации и самооценки. Но ученики, которые преодолели свою неуспеваемость и достигли более высокого уровня, избавляются от этой зависимости. Одна из причин низкой самооценки учеников — это тревога перед математикой. Около 30% учащихся сообщили, что чувствуют себя беспомощными, когда делают задание по математике. Интересно, что, когда девочки выполняют те же математические задания, что и мальчики, они, как правило, проявляют меньше настойчивости, внутренней мотивации и меньше веры в себя и в свои способности к изучению предмета. И чаще связывают свои неудачи в математике с собой, чем с внешними факторами.

Газета «Звязда», 13 марта 2014 года.
Оригинал на белорусском языке: zviazda.by/2014/03/35201.html

Смотрите другие статьи по образованию и методике преподавания физики в школе.

www.afportal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *