«Никто не смог мне объяснить, зачем отменили дневники в первом классе»
В этом году первоклашкам запретили пользоваться дневниками. На первом же собрании учительница так и сказала: «Дневники в этом году отменили, будем делать дневники из блокнотов». Как делать, из каких блокнотов? Да из обычных: в клетку, формата А5, пружинка сверху.
Рассылка «Мела»
Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу
Старший ребенок у меня в шестом классе. На моей памяти живучие, терпимые ко всякой отраве тараканы в столовой, 20-страничные домашние задания в духе «выполни за ночь, вы же учитесь в гимназии», дикие «проекты» на лето и наглые подставы на конкурсах. Казалось, у меня уже есть иммунитет. Но вот это «дневники отменили, поэтому купите блокноты и разлинуйте так, как были разлинованы дневники» — это был Эверест абсурда.
— Зачем разлиновывать, как дневник? Может, просто сам дневник взять?
— Дневник нельзя, с этого года запрет на дневники в первом классе. А блокнот нужен по типу дневника, потому что туда же удобно домашнее задание записывать-то. А как я буду замечания писать, если надо будет? А куда вклеивать маршрутный лист «дом-школа-дом»? А расписание уроков хотя бы надо же вписать?
Да козе понятно, что всё это надо. Понять бы, почему не в привычный дневник… Но никто, ни один школьный учитель, ни опытный родитель, ни педагог высшей школы, ни знакомый из отдела образования, ни даже юрист не смогли мне объяснить, зачем отменили дневники в первом классе.
Сначала я подумала, может, это фишка нашей гимназии. Ну, умеет она быть не как все. Ан нет, во всех знакомых школах у малышни дневники заменили либо на блокноты, либо на специальные «дневники для первоклассников» или попросту перешли на электронные дневники, забив на все бумажные версии.
В нашей школе электронного дневника нет. Были попытки его ввести, но «пациент оказался скорее мёртв, чем жив».
Изворотливые родители, услышав про блокноты, тут же предложили: «А давайте на дневниках, которые закупили, слово „дневник“ заклеим, а? Будет типа блокнот»
Нет, так нельзя. «Блокноты! В клетку, формата А5, пружинка сверху. Завуч сказала».
Ох, эта пружинка… Я когда такое слышу, понимаю, что спорить бесполезно. Это невыносимое школярство, убивающее любой здравый смысл одним махом. Это школярство вечное в школе, оно впиталось в её стены, как жуткие запахи впитались в старые стены советской драной больницы.
Когда нам выдали листы правил дорожного движения, которые следует приклеивать ежегодно в дневник, ибо «ГИБДД велело», выяснилось, что правила нестандартного формата, в А5 не влезают, дырокол их подери. И началось. Кто-то купил тетрадку, кто-то подрезал правила, кто-то согнул их пополам, кто-то выкинул на фиг… Но над всеми прогремело не выбивное: «Блокнот в клетку, формата А5, пружинка сверху! Сверху! Не с боку!».
К концу первого полугодия наши первоклашки ходят с блокнотами нужного формата и правильными пружинками. И ни шиша туда не пишут. У моего Вовыча там три скучных замечания (типа «устроил драку, обсудите»), у знакомого пацана три замечания повеселее: «Где-то забыл штаны», «Ушёл в другой класс» и «Что-то на уроке говорит». Всё.
Каждый месяц начинается со слов: «Завтра мы учимся писать домашнее в блокнот, разлинуйте блокноты, как положено в дневнике». И ответственные мамы садятся и беспощадно разлиновывают. Я распечатываю страницу дневника из инета и вклеиваю в блокнот, а вдруг правда будут учиться записывать домашку?
Но тишина. Кто знает, зачем дневники отменили и заставили нас играть в дурацкую игру с блокнотами?
Фото: iStockphoto (oksix)
mel.fm
В школах отменили дневники. На очереди — классные журналы
С 1 января по распоряжению комитета по образованию во всех государственных школах Петербурга появились электронные дневники. По задумке чиновников, с их помощью родители, имеющие доступ в Интернет, смогут быть «в курсе текущих оценок и посещаемости ребенка, вести переписку с учителями» и многое другое. Но чтобы электронные дневники работали, учителя должны ежедневно выставлять туда отметки, а родители — смотреть их через Интернет. Нововведением недовольны многие родители и учителя.
Тем не менее, у комитета по образованию – далеко идущие планы. Питерские чиновники уже выступили с федеральной инициативой о замене и бумажных классных журналов на электронные.
Несознательные родители
На бумаге все выглядит красиво, а на деле оказывается, что прогресс пробуксовывает от банального отсутствия компьютеров, Интернета, технических навыков. Вот что пишут мамы учеников на популярном родительском форуме:
Gulchata: «Электронный дневник есть, но оценки выставляют крайне безобразно. А обычных дневников нет. Вчера выставили четвертные: я в печали, ребенок в немом вопросе… А школа непростая – 239».
Marge: «Мало кто из учителей отвечает на вопросы родителей, а если отвечает, то через неделю. Как оценки туда заносятся – вообще ужас. Можно, например, проболев неделю, обнаружить, что за это время наполучал кучу оценок… Обычных дневников уже нет. Т.е. если у родителей нет возможности выходить каждый день в Инет, то они “исключены” из школьной жизни ребенка».
Учителя о повальном введении электронных дневников высказываются с осторожностью.
— Мы заполняем электронные дневники каждый день, – говорит Татьяна Семенистая, учитель математики 464-й школы в Павловске. – У меня трудностей нет, так как компьютер стоит в кабинете. Но другим педагогам сложнее – на доступ к Интернету расписана очередь, поэтому не все успевают проставить отметки в тот же день.
Педагоги жалуются, что их заставляют делать двойную, а иногда и тройную работу, по нескольку раз переписывая отметки в журналы, на листочки, в компьютеры. В 464-й школе с введением электронных кондуитов труднее всех приходится учителям начальных классов – они занимаются в отдельном здании, где компьютеров нет вообще! Бедным педагогам, чтобы заполнить электронные дневники, после уроков приходится бежать в другое здание. Но по закону они не имеют права выносить классные журналы за порог, поэтому им приходится сначала переписывать отметки из журнала на листочек, а затем уже с листочка – «вбивать» в компьютер. Не каждый выдержит такую нагрузку.
Но самое обидное, по словам учителей, даже не дополнительный (никак не оплачиваемый) труд, а отсутствие заинтересованности родителей в этих ежедневных «электронных подвигах».
– Из нескольких классов, где я веду предмет, самое большое количество зарегистрированных родителей – 10 человек, – вздыхает Татьяна Семенистая. – В другом классе – всего двое.
Тем не менее, учительница уверена, что идея с электронными дневниками – хорошая.
– Но сначала надо было компьютерами школу оснастить…
И не только школы. Возможно, в это кому-то будет трудно поверить, но не в каждой петербургской семье есть компьютер, а уж тем более Интернет и электронная почта. Похоже, чиновники, выдвигая инициативы, совершенно не учитывают реальное расслоение общества.
Прогрессивные чиновники
По словам заместителя председателя комитета по образованию Петербурга Юрия Соляникова, сегодня к сервису «электронный дневник» подключены все 700 питерских школ.
– Оценки туда должны выставляться ежедневно до 18 часов вечера, чтобы родители, вернувшись с работы, могли их посмотреть. Мы понимаем, что для учителей и школ – это дополнительная нагрузка. Но это – современная форма взаимодействия с родителями, – с гордостью говорит чиновник.
А что же делать тем родителям, которые ни после 18 часов, ни даже на следующий день не видят в компьютере информации об успеваемости своих отпрысков?
– Обращаться к руководителю образовательного учреждения, – советует Юрий Соляников. – В этом году будут проходить массовые курсы повышения квалификации, обучающие учителей работе с этой технологией, – поясняет он.
В комитете по образованию уверены: учителя и родители просто должны «втянуться» и процесс пойдет. А бумажные дневники, по словам Юрия Соляникова, сегодня уже не являются обязательными.
Люди с Луны
В комитете по образованию не собираются останавливаться на достигнутом и готовят такую инновацию, которой нет еще ни в одном городе России. Питерские чиновники хотят ликвидировать бумажные классные журналы, переведя все отметки в электронный вид.
– Сейчас мы работаем над тем, чтобы на уровне Министерства образования было принято федеральное решение. Уже разработан механизм отказа от бумажных журналов, – поясняет Юрий Соляников.
Идея, несомненно, перспективная. Но складывается впечатление, что некоторые чиновники живут… на Луне. Куда, к примеру, в случае отказа от бумажных журналов будут ставить отметки те учителя, у которых в кабинетах нет компьютеров? А что делать, если пропадет Интернет, «упадет» сервер или отключат свет – чирикать оценки на листочках или держать в уме? И уже даже можно предположить, что среди продвинутых школьников появится новая модная забава – взлом «классных журналов»… Может, проще уж тогда совсем отказаться от текущих отметок и оставить один ЕГЭ?
www.examen.ru
Отказ от бумажного журнала внес перемены в жизнь педагогов
С начала года все российские школы внедрили у себя электронные дневники и журналы, а часть из них при этом полностью отказались от бумажного документооборота. Новые сервисы достаточно хорошо зарекомендовали себя у большинства педагогов. Об этом свидетельствуют данные опроса, проведенного интернет-проектом “Дневник.ру”.
Анна Курская, РИА Новости
С начала года все российские школы внедрили у себя электронные дневники и журналы, а часть из них при этом полностью отказались от бумажного документооборота. Новые сервисы, несмотря на трудности перехода, достаточно хорошо зарекомендовали себя у большинства педагогов, принявших участие в эксперименте. Об этом свидетельствуют данные опроса, проведенного интернет-проектом “Дневник.ру”.
В начале января в силу вступило распоряжение Правительства РФ, согласно которому все государственные учреждения обязаны перейти на электронный формат оказания госуслуг. Это распоряжение имеет отношение и к средним школам: отныне в каждой из них учителя обязаны вести электронные дневники и журналы.
Единые требования к системам ведения этих электронных документов были утверждены Минобрнауки еще в 2012 году. С тех пор в школах начался постепенный перевод документооборота в электронный вид, хотя, по отзывам многих педагогов, на практике это привело к дублированию бумажных и электронных журналов и увеличению бюрократической нагрузки на учителей.
Тем не менее, полный отказ школ от бумажных журналов в пользу электронных — вопрос времени. Несколько сотен школ из разных регионов страны, подключенных к интернет-проекту “Дневник.ру”, попробовали в порядке эксперимента сделать это раньше остальных, чтобы оценить последствия этого шага.
Эксперимент начался в сентябре 2013 года, и к январю были подведены его итоги за полугодие. Сотрудники проекта “Дневник.ру” провели опрос учителей-участников эксперимента. Они выяснили, что в целом попытка оказалась успешной: 74% школ, отказавшихся от бумажных журналов, считают, что полный переход на электронный документооборот произошел своевременно. В то же время еще 15% школ желали бы отложить его на следующий сентябрь.
Трудности перехода
Одной из проблем перехода на электронные носители информации стала недостаточная техническая оснащенность некоторых школ, рассказали РИА Новости авторы исследования. В школах, принявших участие в эксперименте, 91% учителей имеют в своем распоряжении компьютер или планшет, но подобный уровень технической оснащенности сегодня встречается далеко не везде.
“Многие педагоги не могут оперативно вести журналы и дневники из-за низкой скорости интернета и значительной нехватки мобильных устройств (планшеты, ноутбуки, нетбуки)”, — рассказал РИА Новости генеральный директор Дневник.ру Гавриил Леви.
По его словам, при работе с электронными журналами лучше всего себя зарекомендовали планшеты, которыми пользовались около половины учителей.
Другой проблемой перехода на электронные журналы и дневники эксперт назвал недоработки нормативно-правовой документации в этой сфере, которая сегодня носит очень общий и не всегда конкретный характер.
“Необходимо решить нормативно-правовые вопросы на уровне региональных и муниципальных властей, региональных институтов развития образования. Желательно, чтобы в образовательные учреждения спускались уже разработанные и утвержденные образцы документов, которые необходимо было бы минимально адаптировать, а не писать «с нуля”, — отметил руководитель проекта.
По его словам, до сих пор четко не решен вопрос требований к форме, периодичности и условиям архивации данных, обрабатываемых в электронном виде. Эти проблемы замедляют процесс перехода школ на электронные журналы.
Научиться и двигаться дальше
Что касается реакции учителей, то по результатам опроса «Дневник.ру» 70% педагогов считают, что после полного отказа от бумажных журналов нагрузка на них уменьшилась. Впрочем, сначала им пришлось осваивать новые способы ведения документации, и это не всегда было легко.
“Средний возраст учителя в России – 47 лет. Старшему поколению непросто осваивать новые технологии, но это не значит, что нет желания – просто им очень нужна грамотная помощь”, — отметил Гавриил Леви.
Введение отдельной штатной единицы в школах для этой цели не предусмотрено, и педагоги справляются своими силами, определенную поддержку им оказывают создатели сервисов электронных дневников. Правда, избежать работы с компьютерными технологиями учителям все равно не удастся: сегодня даже в Едином квалификационном справочнике записано, что школьный учитель должен обладать навыками работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой, браузерами и мультимедийным оборудованием.
Усилия по освоению новых технологий не должны пропасть для учителей даром: с переходом на электронный журнал педагоги получили новые возможности для работы: более половины (52,6%) из них сообщили, что у них расширился набор инструментов для обучения школьников.
“В нашей системе есть конструктор тестов, с помощью которого преподаватели могут создавать тесты по любому из направлений для учеников. Система может автоматически подсчитывать результаты и даже выставлять их в электронный журнал. Кроме того, там есть медиатека с методическими разработками преподавателей в аудио-, видео- и текстовом формате. Всеми этим материалами учителя могут пользоваться, чтобы разнообразить уроки, а также приобретать новые знания”, — рассказала РИА Новости куратор эксперимента Дневник.ру по отмене бумажных журналов Наталья Савчук.
Участники эксперимента получили возможность опробовать сервис виртуальных олимпиад для школьников на школьном, районном и региональном уровне. Также подключение школ к электронному журналу дало им возможность проводить виртуальные уроки, например, во время карантина.
Обратная связь учителей с родителями также не осталась в стороне от внимания исследователей. 61% педагогов подтверждают, что переход на электронный журнал увеличил вовлеченность родителей в образовательный процесс. Мамы и папы стали больше времени уделять общению с преподавателями, используя дистанционные технологии.
“Теперь у родителей всегда под рукой вся необходимая информация об успеваемости, посещаемости, расписании, домашних заданиях ребенка, различных школьных мероприятиях и объявлениях”, — отметила Наталья Савчук.
Электронные дневники и журналы постепенно становятся повседневной реальностью в российских школах, и эксперты надеются, что со временем педагоги и родители научатся извлекать из новых сервисов максимум удобства.
ria.ru
почему в школах все еще используют бумажные дневники?
В редакцию «Наш город.» пришло письмо от жительницы Даугавпилса, в котором задавался вопрос о правомерности использования в школах бумажных дневников.
«Многих интересует тема: бумажные дневники в школах. Зачем они, если есть электронные? Почему их не могут убрать? Почему школьники не могут выбирать, надо это им или нет? Бумажные дневники отменены Министерством образования уже, по крайней мере, 4 года, а то и 5. Введены обязательные э-журналы, в которые включены э-дневники.
А самоуправление за деньги налогоплательщиков продолжает поставлять”бесплатные” дневники в школы Даугавпилса. Зачем тратить ресурсы и время? Где логика? Может, дума деньги”отмывает”? И почему администрация отдельных школ активно противится отмене дневников? Попахивает коррупцией.
Исходя из этой ситуации можно понять, что директоров не интересует мнение учителей, родителей и школьников. Значит выгода все-таки есть? Есть ли у школьника возможность по закону отказаться от бумажного дневника – хотя бы в звене средней школы или основной?».
Это письмо прокомментировала руководитель Отдела поддержки образования Управления образования Даугавпилса Лидия Плавинска. Согласно Правилам КМ № 779 для организации педагогического процесса необходим документ, с помощью которого информируются родители учащегося.
За соответствие формы и содержания этого документа (дневника) нормам этики и эстетики отвечает учебное заведение. Другими словами, нормативный акт не определяет, в какой форме должен существовать дневник – бумажной или электронной.
Главное, чтобы информация доводилась до родителей эффективно, и если не электронная форма вызывает у кого-то затруднения, то предлагается к использованию бумажный вариант. Вместе с тем, Совет учебного заведения, в состав которого входят и родители, имеет право вносить предложения по улучшению образовательного процесса. Вопрос формы дневника может быть решен в рамках работы Совета.
www.gorod.lv
Бумажный дневник или электронный. Почему не хочется лишаться главного школьного атрибута
В эпоху цифровых технологий мы скоро потеряем такое понятие, как школьный дневник в его первозданном формате. Как скоро это произойдёт и что будет дальше? Анастасия Дурягина — о том, как не хочется расставаться со знаковым атрибутом школьного времени.
Рассылка «Мела»
Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу
Старый бумажный друг
Школьный дневник сегодня — это основной документ школьника на момент его обучения в образовательном учреждении. Учителя выставляют в дневник оценки, записывают нормы ГТО и так далее. Ни один поход на школьный базар не обходился без покупки такой важной вещи для школьника. Сейчас выпускают дневники на любой вкус: в твёрдой обложке, цветные, с блёстками, с изображением супергероев. Многие школы заказывают дневники в типографии, размещают на первых страницах информацию, которую считают важной. Это очень удобно!
Да и у вас, как и у меня, был этот дневник. Старый добрый дневник, куда мы записывали расписание уроков, домашнее задание. Неужели он скоро исчезнет и такого понятия уже не будет у наших внуков?
Плюсы бумажного дневника
- Ребёнок самостоятельно (ежедневно) заполняет дневник, так он учится самоорганизации.
- В дневнике много полезной информации: расписание звонков, уроков, ФИО учителей, безопасный путь до школы и так далее.
- Гимн РФ, памятные даты.
- Важные номера телефонов.
- Вся информация собрана в одном месте и доступна для ребёнка.
Минусы бумажного дневника
- Ребёнок может забыть его, потерять, порвать.
- Учитель требует дневник чаще всего для выставления замечаний или плохих оценок, что негативно сказывается на мотивации ребёнка к учёбе.
- Для старшеклассников дневник на бумажном носителе устарел. Сейчас молодёжь активно использует технические средства: мобильные телефоны, планшеты, они удобнее. Создаются группы и сообщества, в которых быстро и без проблем можно узнать домашнее задание.
- Через запись в дневнике учитель может вызвать родителей в школу.
Оформление дневника всегда было особым видом школьного искуства, особенно во время каникул. Дети любили большими буквами писать в дневнике «Ура, каникулы!». Эмоциально раскрашивали и предвкушали отдых. Это архив тёплых воспоминаний о самых главных датах. Помните?
Учительские перлы
Кажется, что это никогда не закончится и вновь будут появляться смешные записи в дневниках детей. Но если бумажный формат дневника отменят, то всё это особое удовольствие канет в небытие. Порой учителя превосходят всех современных юмористов со своими замечаниями в дневнике. У каждого своя коллекция весёлых записей.
Эра ЭД и ЭЖ
Ну вот, теперь технологии развились до Луны и обратно, беспощадно сменяя всё бумажное на электронное. Мне стало интересно, почему всех хотят посадить на электронные журналы и дневники. Считается, что такие специальные программы, как ЭЖ и ЭД, придумал Сэм Питрода аж в 1975 году. С тех самых пор все страны пытаются внедрить такую систему в образовательный процесс. А что же законы гласят?
В рамках распоряжения Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2009 г. N 1993-р утверждён сводный перечень первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в электронном виде, а также услуг, предоставляемых в электронном виде учреждениями субъектов Российской Федерации и муниципальными учреждениями согласно приложению N 1 этого распоряжения.
Ответственными исполнителями за пункт 8 «Предоставление информации о текущей успеваемости учащегося, ведение электронного дневника и электронного журнала успеваемости» в перечне услуг в сфере образования определены Минобрнауки России, Рособрнадзор, непосредственно образовательные учреждения (как субъекты Российской Федерации с участием органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, так и муниципальные образовательные учреждения с участием органов местного самоуправления). Услуга должна была быть доступна в России с 01.01.2014.
По идее с 2016 года реально все должны работать с ЭЖ и ЭД. Каждая школа выбирает себе ресурс, прикрепляется и начнивает взаимодействовать -выдавать доступ родителям, учителям, ученикам.
Плюсы электронного дневника
- Формирование учебного плана учителями.
- Портфолио учеников (внесение личных данных ученика и его родителей).
- Формирование статистики посещаемости/успеваемости школьников.
- Информирование ученика и родителя об образовательном процессе в электронном виде.
- Родитель видит оценку онлайн.
- Можно увидеть, какую тему проходили на каждом уроке, какое дали домашнее задание. Эта информация будет достовернной, ведь её заполняет учитель.
Минусы электронного дневника
- У портала, к которому привязана школа (и я как родитель), нет мобильного приложения, только сайт.
- Часто сам сайт подвисает и информация обновляется с задержкой.
- Если у меня сядет телефон, то я никак не узнаю информацию по домашнему заданию (тут меня спасёт бумажный дневник).
- Не совпадают оценки в дневнике и в ЭД. Приходится постоянно уточнять у учителя. А бедные учителя постоянно мучаются при заполнении таблиц в ЭЖ (ведь у всех разные ПО, в каждой свои примочки).
- Ещё есть и такие родители (да, они существуют, я лично таких знаю), у которых нет ЭД, нет интернета, нет мэйла. Они орентируются только по бумажному дневнику в том, что касается школьной жизни ребёнка.
А вот что говорят родители, которые уже давно пользуются такими электронными программами или только начали.
«У нас уже второй год электронный дневник. Довольна как слон. Вижу оценку сразу после урока, даже домой с работы ещё не пришла. Всё расписание, все преподаватели, домашние задания — всё супер. Мне нравится. В прошлом году переписывалась там с классной (была правда начальная школа, 4 класс)». Архангельская область.
«У нас тоже электронный дневник и меня он совсем не радует… С его появлением дети перестали вести бумажный дневник, учителя перестали озвучивать домашнее задание. При этом в электронном пишут домашнее задание неправильное. Каждый день тратим много времени на поиски домашки, а спрашивают сполна. Из-за этого очень съехали в успеваемости. Говорили об этом директору, но ничего не меняется». Москва.
«Мой сын учится в 10 классе. Во второй четверти ввели электронный дневник. Это так удобно! Я знаю обо всех оценках в школе, о прогулах, с кем он общается в классе. Могу проконтролировать выполнение домашнего задания. Теперь фраза „ничего не задали“ в доме не произносится». Ростов-на-Дону.
Я не знаю, когда пропадёт привычный дневник совсем, когда мы тотально перейдём на электронный вариант (но, видимо, совсем скоро, может, с 2020 года?), но я точно понимаю, что если исчезнет обычный дневник, то уйдёт что-то очень важное.
Фото на обложке: Shutterstock (HGalina)
mel.fm
Конец бумажного школьного журнала? » Нет реформе образования! Мы против Закона 83-ФЗ
Конец бумажного школьного журнала?Мы уже не раз касались проблем, которыми опутано отечественное школьное образование. И всякий раз нам приходилось констатировать факт того, что данные сложности (будь они связаны с оценкой знаний, организацией учебного процесса или с чем-либо другим) берут своё начало в глобальных общественных процессах. Мы неизбежно упирались в рамки нынешней системы социально-экономических и политических отношений, которые указывали нам на невозможность разрешения многих противоречий современного российского образования без коренного переустройства самих основ общества.
Однако в рамках данной статьи хотелось бы уделить внимание школьной проблеме, которая может быть решена даже при сохранении нынешних общественных отношений. Речь идёт о проблеме ликвидации бумажных журналов и перехода школ на ведение исключительно электронной документации по учёту оценок учащихся.
Все прекрасно помнят школьные классные журналы — книжицы формата А4 с разграфлёнными страницами под каждый предмет, а также данными об учениках и их семьях. В эти книги заносят оценки и информацию о пропусках, эти же журналы порою таинственным образом пропадают или портятся. Но немногие задумываются о том, что данные документы требуют значительного и весьма муторного труда учителя — в первую очередь классного руководителя. Заполнение и регулярное пополнение различного рода сведений, роспись календарно-тематического планирования и элементарное многократное переписывание списка класса — всё это отнимает массу времени и в течение года, и особенно в его начале. Более того, само использование журналов сопряжено с массой неудобств. За ними постоянно надо ходить в учительскую, кто-то из коллег вечно норовит их задержать, порою эти книги теряются и т. д.
Между тем, с 2011—2012 годов подавляющее большинство школ страны начало вести электронные журналы. В Москве был даже создан специальный портал «Общегородской электронный дневник», регионы же обычно пользуются вполне приемлемым сайтом «Дневник.ру». Казалось бы, прогресс идёт вперёд семимильными шагами, и он вот-вот должен освободить всех учителей от проблемы бумажных журналов. Разумеется, работа на подобных электронных порталах тоже требует времени и сил, однако открывающиеся здесь возможности позволяют сэкономить и время, и силы. Даже администрациям школ в подобных случаях становится куда проще работать — для завучей создаются специальные аккаунты, через которые как на ладони отображается вся необходимая информация и статистика по учебному заведению.
Однако пока лишь в большинстве школ столицы и кое-где по стране образовательные учреждения полностью отказались от бумажных журналов. Согласно опросам, более 70% учителей таких школ отмечают, что нагрузка на них значительно уменьшилась. Более того, через подобного рода порталы родители и сами ученики могут оперативно получать сведения об успеваемости. Но в подавляющем большинстве случаев преподаватели сегодня вынуждены совершать двойную работу — заполнять и бумажный, и электронный дневник. Освоив новую схему учёта оценок, администрации школ не рвутся уходить от старой. В связи с этим возникают своего рода «перекосы» — многие педагоги не успевают вести параллельно оба варианта отчётности.
Что же мешает повсеместно перейти на более рациональную и удобную систему учёта оценок? Ведь это не требует изменения Федеральных законов — кое-где необходимо лишь внести коррективы в локальные акты, а где-то не нужны даже такие меры.
Во-первых, далеко не все школы полностью оснащены компьютерами. Кто-то из учителей может прямо на уроке выставлять оценки на интернет-портал, кто-то нет. И хотя известны случаи, когда сам «Дневник.ру» снабжал школы необходимыми устройствами, повсеместно такую практику вряд ли получится применить. Впрочем, информатизация школ уже идёт вовсю, и при желании местных властей полная укомплектовка образовательных учреждений необходимым оборудованием вполне возможна даже в кратчайшие сроки.
Во-вторых, вокруг электронных журналов витает множество мифов. Кто-то боится, что в школе будет отключаться интернет, а, значит, возникнут перебои с выставлением оценок. Но автор может заметить, что даже в захудалом Дзержинске подобные случаи крайне редки. Кто-то опасается того, что «сайт взломают» или же с ним произойдут другие необратимые процессы. Но, во-первых, разработчики изначально учитывали подобные моменты — и защита, и возможность восстановления данных здесь имеются. Во-вторых, статистика показывает, что происшествия с бумажными журналами случаются куда чаще, нежели с электронными. Пробраться в учительскую или перехватить книжицу где-то на перемене, исправить в ней оценки или сотворить с ней прочие нехорошие вещи куда проще, нежели взломать аккаунт учителя и, тем более, устроить хакерскую атаку на портал. В-третьих, некоторые боятся утечки личных данных. Однако доступ к личной информации учащихся открыт лишь через аккаунт преподавателя, посему сторонним людям она не доступна. В-четвёртых, есть предположения о том, что посредством ведения электронной документации власти и управления образования желают тотально контролировать деятельность школ и чуть ли не устраивать за ними слежку. Но здесь стоит заметить, что образовательные учреждения и так терзают ежегодными проверками — лучше уж эти ревизии будут проходить преимущественно в режиме онлайн. Да и к чему бояться слежки посредством «Дневника.ру», когда спецслужбы и так контролируют соцсети и телефонные разговоры? Иными словами, серьёзных аргументов против введения электронных классных журналов попросту нет.
Однако проблема кроется ещё и в крайней консервативности большинства педагогов. Даже понимая все преимущества электронных журналов, многие из них просто привыкли работать по старинке.
Но более всего тормозят процесс внедрения электронных классных журналов бюрократические структуры. Как минимум часть их работников окажется попросту ненужной, ибо сбор и хранение информации станет осуществляться мгновенно и автоматически. Бюрократам же крайне важно продемонстрировать свою незаменимость.
Таким образом, несмотря на положительные и необратимые тенденции, вопрос о повсеместном введении электронных классных журналов остаётся открытым. Ускорить этот процесс смогла бы только инициатива снизу. Для этого необходимо, чтобы педагоги на местном и федеральном уровне выступали с коллективными предложениями (а где необходимо, и требованиями) по ликвидации бумажных журналов. Независимые же профессиональные объединения вроде профсоюза «Учитель», на наш взгляд, просто обязаны поддерживать и развивать подобные инициативы. В противном случае, путь к прогрессу здесь рискует оказаться неоправданно затянутым и тернистым.
ОРИГИНАЛ НА РАБКОР.РУ
netreforme.org
Мифы и реальности электронных школьных журналов / Newtonew: новости сетевого образования
На прошлой неделе у нас вышел небольшой материал, мотивирующий школы не стесняться переходить на электронный журнал. На наше счастье в комментариях появился Михаил Кушнир, эксперт «Лиги образования», в прошлом — советник управления Департамента образования, один из ответственных за разработку модели массового внедрения электронных журналов в Москве.
Именно он написал для нас исчерпывающий сборник мифов, связанных с электронными журналами, и благополучно их разоблачил. Приступим.
Роберт Харрис, 1885 г. Встреча администраторов школы.
Источник: wikiart
Миф 1. Вечный: Власть решает, какой журнал и как вести
Реальность: Это компетенция образовательной организации — см. статью 28 закона 273-ФЗ.
Закон 273-ФЗ «Об образовании в РФ» унаследовал от закона 1992 года распределение компетенций между уровнями управления образованием. Право организации на самостоятельный выбор способа ведения учета закреплено в законе 273-ФЗ. Право организации на выбор информационных систем и ответственность за правильную обработку данных отражено в 152-ФЗ «О персональных данных», в 135-ФЗ «О защите конкуренции», в 149-ФЗ «Об информации…».
Вот ответ Минобрнауки РФ с комментариями автора о сложностях отношений образовательных организаций с органами власти в указанном аспекте.
Во многих регионах в более или менее явной форме органы власти навязывают свое решение. Их волнует формальное выполнение государственных поручений по реализации госуслуг и попутно возможность усиления надзорных функций, а не реальная помощь каждой школе в выборе адекватного решения электронного журнала.
Несмотря на весьма сомнительное соблюдение упомянутых законов при реализации подобных систем, вышестоящие органы власти и надзора за региональными органами власти не реагируют на жалобы, что мешает продуктивному развитию электронного журнала и позитивному отношению к ним учителей, вынужденных своим временем и силами компенсировать все возникающие издержки.
Открытое обращение в Рособрнадзор в отношении Департамента образования Москвы.
Ответственное отношение органов власти к эффективному внедрению электронного журнала потребовало бы:
пересмотра устаревшей и запутанной нормативной базы ведения документооборота с учётом стремительного роста доли электронной документации;
выработки внятных требований к статистической отчётности в целях мониторинга из различных возможных электронных журналов;
помощи каждой образовательной организации в выборе наиболее адекватного варианта электронного журнала;
помощи в организации эксплуатации электронного журнала, мониторинге и защите персональных данных;
разработки платформы сбора информации из разных информационных систем, используемых в подотчётных образовательных организациях на основе современных технологий обмена данными (вот, например, прототип подобного протокола обмена данными).
Миф 2. Советский: Журнал — финансовый документ
Реальность: Ни в одном правовом источнике по финансовой отчетности образовательных учреждений классный журнал не упоминается.
Возможно, так было когда-то очень давно, до приказа министра Просвещения №167 от 27.12.1974, утверждающего «Инструкцию о ведении школьной документации». В этой фундаментальной инструкции, не отмененной до сего дня, хотя некоторые поправки позже были внесены, подробно и скрупулёзно описана и классифицирована вся школьная документация. Классный журнал относится не к финансовой группе документов, а к учебно-педагогической (п.2). В ней же отмечено, что «Дневник учащегося, являющийся документом школьника и не относящийся к школьной документации, также не рассматривается».
С другой стороны, известно, что комиссии КРУ в советские времена требовали журналы и на основе его анализа выдвигали финансовые претензии. И сегодня имеют место волюнтаристские методы управления и контроля, и сегодня проверяемые не знают закона либо не готовы отстаивать свои законные права.
Этот миф может сыграть очень злую шутку с некомпетентными администраторами, ибо сегодня ведение журналов по закону находится в компетенции образовательной организации и порядок ведения учета должен быть описан в локальных нормативных актах. Предлагаю самостоятельно ответить на вопрос: как будут проверять образовательную организацию, которая в собственных нормативных актах написала, что журнал — документ финансовой отчетности? А я уже не раз видел подобные утверждения в современных положениях школ о своих электронных журналах.
Миф 3. Современный (с 1992 года): Нельзя отказаться от бумажного журнала
Уинслоу Гомер, 1871 г. Деревенская школа.
Источник: wikiart
Реальность: При реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий организации ведут учёт и осуществляют хранение результатов образовательного процесса и внутренний документооборот на бумажном носителе и/или в электронно-цифровой форме.
Это приказ Минобрнауки России от 09.01.2014 N 2 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».
Приказ — это дополнительное свидетельство помимо отнесения задачи ведения учёта законом 273-ФЗ к компетенции образовательной организации.
Ключевым современным документом в отношении электронного журнала является письмо Минобрнауки РФ от 15.02.2012 №АП-147/07 с описанием нормативной базы ведения электронных журналов. Даже до этого письма некоторые школы решались вести учёт только в электронном виде без бумажных журналов, опираясь на этот закон. Однако до письма причастный оборот в старом законе создавал неоднозначную нормативную коллизию: возникали дискуссии, как интерпретировать факт отсутствия «порядка, утвержденного федеральным органом исполнительной власти».
Письмо сняло разночтения, а право образовательной организации было чётче закреплено в новом законе и даже усилено. Актуальность данного письма, несмотря на выход новой версии закона «Об образовании в РФ», подтверждается новым письмом Минобрнауки от 21.10.2014 №АК-3358/08, вносящего уточнение в письмо №АП-147/07 в части соблюдения требований закона «О персональных данных». Все, кто хочет понимать нормативную ситуацию с журналами, должны обратить внимание на эти письма.
Подробно хронологию нормативной базы, подтверждающую возможность отказа от бумажного способа ведения журнала, можно проследить по ссылке.
Миф 4. Новый: Электронный журнал нужно распечатывать
Реальность: Нет в законе требования размножать сущности учёта.
По закону ведение учёта находится в компетенции образовательной организации (см. выше). Должна быть локальная нормативная база, описывающая порядок ведения учёта. Единственный риск попасть под требование предъявить бумажный документ из журнала — «Методические рекомендации по работе с документами в общеобразовательных учреждениях» из письма Минобразования РФ от 20.12.2000 N 03-51/64. Оно опирается на отмененный в 2010 году «ПЕРЕЧЕНЬ ТИПОВЫХ ДОКУМЕНТОВ…», но сохраняет актуальность. Там предусмотрена необходимость через 5 лет хранения журнала (не указано, бумага или цифра) ещё не менее 25 лет хранить «Изъятые из классных журналов сводные ведомости успеваемости».
Если аккуратно подходить к «Перечню», то он требует соблюдать указанные в нем сроки хранения тех документов, которые ведутся в организации. Если документ не ведётся, то и требования его хранить нет. Состав документов, которые должны вестись, определяют региональные органы власти. Поскольку указанные ведомости являются составной частью бумажных журналов, вряд ли они отдельно указаны в списке обязательных к ведению документов. Раз так, организации, отказавшиеся полностью от бумажных журналов, оказываются в ситуации, когда хранить эти ведомости нет необходимости. Остается доказать это проверяющим. Возможно, кто-то из администраторов пойдёт на этот риск. Конечно, было бы лучше, если бы сами органы власти подтвердили такой порядок своим методическим письмом.
Подробнее об архивном хранении.
В современных условиях логичнее, удобнее и надёжнее хранить прошлогодние электронные журналы в независимом от электронного журнала, пригодном для чтения электронном формате, подтверждённом электронной подписью.
Миф 5. Модный: Электронный журнал должен быть «в облаках»
У журнала «в облаках» и у журнала в локальной сети есть свои плюсы и минусы.
Источник: Википедия
Реальность: Журнал может быть любой на выбор организации.
У журнала «в облаках» (в облачном Интернет-хранилище) и у журнала в локальной сети есть свои плюсы и минусы.
Главное преимущество журнала «в облаках» — решение технических проблем эксплуатации электронного журнала. Остаётся проблема доступности сети Интернет. Я сторонник установки электронного журнала в локальной сети.
Аргументация с позиции современных требований по защите персональных данных и сложностей технического сопровождения отражена в презентации, ссылка на которую есть ниже.
Миф 6. В стиле «блондинки»: Внешний провайдер электронного журнала сам решит проблемы защиты персональных данных
Реальность: Единственная проблема защиты персональных данных, которая решается «в облаках» — технические меры по защите. Кроме технических мер, имеется длинный список организационных и нормативных действий, которые в случае «облачного» электронного журнала даже более насыщенные.
Специально для таких «блондинок» было выпущено письмо Минобрнауки РФ от 21.10.2014 №АК-3358/08. Оно не несло ничего принципиально нового — это выжимка из закона 152-ФЗ «О персональных данных» с перечислением тех мер, которые нужно выполнить. Оно обращает внимание на то, что за снятие проблем технической защиты персональных данных внешним электронным журналом надо расплачиваться дополнительными организационными мероприятиями, которых можно избежать при ведении локального электронного журнала.
Миф 7. Сказочный: электронный журнал решает все проблемы информационной образовательной среды
Реальность: Подавляющее большинство продуктов, которые связывают с электронным журналом, не являются электронными журналами. Это комплексные информационные системы, в которых электронный журнал является одной из функций. Часто не основной, а побочной, дополнительной к основной функциональности.
По этой причине очень сложно сравнивать функциональность разных электронных журналов, ибо каждый производитель норовит включить в перечень те функции, которые к задачам электронного журнала имеют косвенное отношение. Строго говоря, сравнивать электронные журналы нужно исключительно по журнальным и административным функциям, по интерфейсным удобствам. Но тогда практически у всех сравниваемых начнут проявляться заметные недостатки, которые они или сами не знают, или стараются маскировать другими достоинствами. Для простых систем оценивания и формального отношения к ведению учёта в журнале это большого значения не имеет. Для тех школ, которые используют журнал как важный инструмент управления образовательным процессом, журнальные возможности имеют существенное значение.
Важно иметь в виду, что электронный журнал должен уметь вести учёт в той системе оценивания, которая принята в организации, отражать те административные регламенты работы с журналом, которые предусмотрены образовательной программой. Подавляющее большинство школ работает в традиционной советской пятибалльной системе. Но уже не все. ФГОС подразумевает критериальное оценивание. Систем оценивания много. Это весомый повод для внимательного выбора электронного журнала.
Чем выше требования к журналу, тем с меньшей вероятностью они реализованы в комплексном продукте, который должен поддерживать актуальные требования по всем своим функциям.
Отдельная спорная тема — нужно ли стремиться к комплексному решению всех задач построения информационной образовательной среды одним продуктом? Сегодня информационные технологии развиваются настолько стремительно, что никогда нельзя знать, что появится и что исчезнет завтра. Приобретение комплексного продукта в таких условиях, учитывая медленное освоение ИТ в образовании в силу высокой занятости и заметной инертности учителей, влечёт за собой неэффективную трату средств и риск отставания от новейших технологий. Комплексный продукт накладывает дополнительные ограничения на условия эксплуатации, требует более мощных ресурсов для установки, более сложного обучения, администрирования. Такие продукты, действительно, часто логичнее устанавливать «в облаках». Но не из-за электронного журнала, а из-за всего комплекса задач.
Главное преимущество комплексных систем в том, что они изначально согласованы по всем функциям или по большинству из них, и все они поддерживаются одним разработчиком. Недостаток — в неповоротливости, медленном развитии, плохой совместимости с другими системами.
Главное преимущество специализированных небольших систем — легкость, гибкость и неплохая совместимость с другими системами, возможность сравнительно легко заменить одну такую систему на другую без ущерба для других задач, решаемых иными системами. Недостаток — в необходимости совмещать их с другими системами и обращаться за поддержкой к разным разработчикам.
Реальность без мифа
Непонимание существенной доли родителей, учителей, администраторов школ и даже творцов регламентов государственных услуг, что журнал — это инструмент школы, а не услуга, что дневник и журнал — не одно и то же, хотя обе сущности тесно связаны. Это различение чётко проведено в упомянутом выше письме Минобрнауки АП-147/07.
Электронный журнал может устанавливаться в локальной сети школы и обеспечивать все удобства как инструмента учёта.
Источник: flickr
Непонимание творцов регламента госуслуг проявлено в названии муниципальной услуги — «Предоставление информации о текущей успеваемости учащегося, ведение электронного дневника и электронного журнала успеваемости».
Журнал является инструментом учёта, необходимым в работе (электронный или любой другой на усмотрение образовательной организации). Дневник — индивидуализированная выборка из него в отношении конкретного ученика. Поэтому услугой может быть только электронный дневник. Для здравомыслящего администратора школы наиболее адекватным инструментом учёта является электронный журнал, если он отвечает образовательной политике школы, обладает достаточной надежностью на уровне «Единых требований» из письма Минобрнауки, если школа обладает достаточными техническими ресурсами, предусмотренными в письме. Тогда электронный журнал дает прозрачность, экономию усилий по ведению и хранению, облегчает реализацию госуслуги в электронном виде, как того требует закон. В противном случае ведение электронного журнала превращается в бюрократическую обузу.
Непонимание родителей, учителей и администраторов школ проявляется в явно выражаемых недоумениях: зачем им электронный журнал в случае плохого канала Интернет в школе и/или в случае отсутствия навыка работы с Интернет родителей?
Электронный журнал может устанавливаться в локальной сети школы и обеспечивать все удобства как инструмента учёта. Например, повышение прозрачности образовательного процесса само по себе благотворно влияет на него. Информацию из электронного журнала необязательно доставлять детям и родителям в электронном виде. Тем, у кого нет доступа или желания им пользоваться, можно распечатывать информацию электронного дневника на бумаге и выдавать еженедельно на руки, вклеивать в традиционный дневник: это снижает зависимость от вечно пропадающих дневников и существенно снижает трудозатраты учителей по ручному переписыванию информации из журнала в дневник.
Практика показала, что многим ученикам и родителям удобно пользоваться электронным дневником, даже при наличии многочисленных жалоб на его работу, а доля граждан, имеющих доступ к сети, довольно быстро растет.
Есть учителя и родители, которые не хотят пользоваться электронным дневником по идеологическим соображениям, полагая, что самостоятельное ведение учеником бумажного дневника способствует развитию у него определённых компетенций. Тезис спорный, но есть два нормативных правила, которые нужно учитывать:
— право школы на выбор образовательной политики, в том числе, учёта успеваемости;
— право гражданина на выбор способа оказания государственные услуги в электронном или традиционном виде.
30 апреля 2015, 15:00
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.
newtonew.com