Подготовка пожарных – Пожарная подготовка –

Содержание

Подготовка пожарных частей

Современные методы пожаротушения, использование разнообразных технических средств требуют от пожарных хорошей физической формы и высокого профессионального мастерства. Для этих целей личный состав проходит комплексное обучение, в процессе которого сотрудники отрабатывают свои действия на пожарной технике и работают со специальным оборудованием.

Занятия делятся на 2 курса:

  • первоначальная подготовка;
  • боевая подготовка.

На первоначальном этапе бойцам рассказывают, как использовать имеющиеся средства и приспособления, показывают различные технические приемы. Здесь же сотрудники пожарной службы изучают принципы распределения обязанностей при несении караульной службы в соответствии с уставами, инструкциями и наставлениями. В этот период обучающийся может выезжать на пожары, но не имеет допуска для работы по тушению возгорания, и он не должен находиться в помещениях с сильной задымленностью. После успешной сдачи зачетов издается приказ о допуске сотрудника к работе.

Боевая подготовка нужна для обеспечения постоянной боевой готовности действующих сотрудников пожарной части. Такие тренировки помогают поддерживать психологическую устойчивость человека в условиях постоянной стрессовой ситуации.

В этой рубрике вы узнаете об основных требованиях, которым должен соответствовать сотрудник пожарного отряда МЧС, знаниях, которые он должен усвоить, и нормативах, которые должен выполнять. В разделе раскрыты темы проведения пожарно-тактических учений, связанных с эвакуацией людей и другими особенностями деятельности пожарной службы.

Квалификационные требования к пожарному включают в себя: отличное состояние здоровья, соответствующий уровень образования, противопожарную подготовку и главное — желание спасать и помогать людям.

Для того, чтобы слаженно работать в условиях чрезвычайной ситуации, пожарные регулярно проводят тренировки. Весь процесс обучения проходит по заранее составленному плану, а результаты заносятся в специальный журнал.

Пожарные учения проводятся с целью физической и психологической подготовки сотрудников к работе в экстренных ситуациях. В ходе проведения мероприятий появляется возможность использования современной техники.

protivpozhara.com

Типовой план самостоятельной подготовки пожарного.

Типовой план самостоятельной подготовки пожарного.

Настоящим я, даю свое согласие на обработку (включая поручение обработки моих персональных данных третьим лицам) своих персональных данных, согласно Соглашения об обработке персональных данных и в соответствии с требованиями ФЗ «О персональных данных» (под обработкой персональных данных в соответствии со ст. 3 ФЗ «О персональных данных» понимаются действия (операции) с персональными данными физических лиц, включая сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, распространение (в том числе передачу), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение, в целях определения необходимого мне коммерческого предложения, информирования меня о нём.

×

Привет, уважаемый читатель! Кажется, ты используешь AdBlock!

Редакция сайта обращается к тебе с просьбой отключить блокировку рекламы на нашем сайте.

 

Портал fireman.club абсолютно бесплатен для тебя и существует,
развивается только за счет доходов от рекламы.

Мы никогда не размещали навязчивую рекламу и не просили Вас кликать по баннерам.

 

Вашей посильной помощью сайту может быть отключение блокировки рекламы для проекта.

 

Пожалуйста, добавьте нас в исключение! Спасибо Вам за поддержку!

Более подробная информация находится ТУТ

fireman.club


Внимание! Если Вы ничего не увидели, обновите страницу! Возможно формат файла не поддерживается
для отображения в окне просмотра. Материал доступен по кнопке СКАЧАТЬ! (прокрутите вниз)

Скачать

Просмотров 4919

Загрузка файлов доступна только зарегистрированным пользователям.

Авторизируйтесь или зарегистрируйтесь. Закрыть × Читайте также Сейчас на главной

Поддержите проект

Реклама Разместить

Вы можете разместить свой рекламный баннер в материале. Ежемесячная аудитория согласно Яндекс.Метрики – более 500 тысяч уникальных посетителей, которые просматривают свыше 1 миллиона страниц. На портале можно опубликовать “рекламную статью” в основных разделах сайта. Размещенный материал будет работать на Вас бессрочно, пока существует проект. Если Вы хотите ознакомится с видами рекламы, жмите “Разместить”, изучите рекламные предложения со статистикой, портретом аудитории и нашими выгодными условиями, а так же реальные примеры заказчиков, которые продвигают свой товар и уже получают прибыль!


Войти с помощью:


1 505 подписчиков
32 284 подписчика
6 357 подписчиков

1 322 подписчика
5 689 участников

Copyright © 2015 - 2018
Клуб пожарных и спасателей

fireman.club

Методические указания по противопожарной подготовке

I. Пожарно-тактическая подготовка

   Занятия проводятся в классе или на учебном полигоне со специально оборудованными учебными площадками. Основные задачи пожарной тактики, а также изучение вопросов о процессе горения различных веществ, пожаре и его развитии изучаются в классе. Разведка пожара, действия при спасении людей и основы организации тушения пожаров при различных условиях отрабатываются обучаемыми в ходе практических занятий на учебных площадках противопожарного полигона.

   Для наглядности обучения следует использовать учебные плакаты, схемы, макеты, кино- и видеофильмы.

Тематический расчет часов

 

II. Пожарно-техническая подготовка

   Занятия проводятся в класс или непосредственно на пожарной технике и оборудовании. Устройство и конструкция агрегатов, приборов и оборудования изучаются по их принципиальным схемам  и на местах. Принципы работы агрегатов, приборов и оборудования изучаются на материальной части путем показа и объяснения назначения и устройства их основных частей во время работы.

   Главное внимание уделяется изучению вопросов, имеющих значение для обеспечения технически грамотной эксплуатации пожарных машин, оборудования и содержания их в постоянной готовности.

   Более детально изучаются узлы и механизмы, которые при техническом обслуживании должны разбираться и регулироваться.

   Для наглядности обучения следует использовать учебные плакаты, схемы, макеты, кино- и видеофильмы.

   Теоретические знания и практические навыки, полученные спасателями, при изучении тем пожарно-технической подготовки, совершенствуются на занятиях по тактико-специальной подготовке.

Тематический расчет часов

 

III. Пожарно-строевая подготовка

   Отработка упражнений по пожарно-строевой подготовке проводится после изучения устройства пожарного оборудования, мер безопасности и показа приемов работы с ним. Пожарно-строевая подготовка должна способствовать выработке практических навыков в работе с пожарной техникой и оборудованием, ловкости, выносливости и смелости действий при тушении пожаров в сложных условиях. В ходе отработки упражнений по боевому развертыванию практиковать взаимозаменяемость номеров расчета и обеспечивать выполнение мер безопасности.

   На всех практических занятиях отрабатываются нормативы, соответствующие содержанию тем.

Тематический расчет часов

 

 

sajt-spasatel.ru

Противопожарная подготовка

Задачи обучения:

знать общие обязанности спасателей при выполнении боевой задачи на пожаре; общие сведения о процессе горения, пожаре и его развитии; общие сведения об основных огнетушащих веществах; общие сведения о пожарно-техническом оборудовании; меры безопасности при спасении людей, эвакуации имущества и выполнении специальных работ на пожаре;

уметь правильно действовать при обнаружении пожара, применять средства пожаротушения, умело использовать ручной механизированный и немеханизированный инструмент при ведении спасательных работ.

Методические указания

Занятия по пожарной тактике, первичным средствам пожаротуше­ния проводятся в специально оборудованном классе, а по пожарным машинам в парке. Обучаемые знакомятся с общими сведениями о про­цессах горения, пожаре и его развитии, с огнетушащими веществами, используемыми в первичных средствах пожаротушения, а также с по­жарной техникой. Способы и приемы тушения пожаров, работа с пожар­ными лестницами, спасательными веревками, механизированным и электрифицированным инструментом изучаются на специально оборудо­ванных учебных площадках, где обучаемым демонстрируются возможные причины возникновения пожаров, способы их ликвидации, показываются приемы спасения людей, а также приемы работы с механизированным и электрифицированным инструментом, спасательной веревкой и пожарны­ми лестницами.

При обучении используются учебные плакаты, схемы, макеты, ви­деофильмы, кинофильмы.

По окончании обучения по предмету проводится зачет.

Тематический расчет часов

Наименование тем

Курсовое обучение

тем

№ занятия

Количество часов

I. Пожарно-тактическая подготовка

1

Пожарная тактика и ее задачи

1

2

2

Общие сведения о процессе горения, пожаре и его развитии

1

2

3

Разведка пожара Действия спасателя при спасании людей

Тушение пожара Действия спасателя при тушении пожара

1-3

6

Итого

10

II. Пожарная техника

1

Общие сведения о пожарных машинах общего назначения

1,2

4

2

Пожарное оборудова­ние, вывозимое на пожарных автомобилях

1,2

4

3

Огнетушители

1,2

2

Итого

10

III. Пожарно-строевая подготовка

1

Упражнения с по­жарным оборудовани­ем

1,2

4

2

Спасание людей на пожарах и самоспа­сание

1-3

6

Зачет

4

Итого

14

Всего

34

I. Пожарно-тактическая подготовка

Тема 1. Пожарная тактика и ее задачи. Общие сведения о про­цессе горения, пожаре и его развитии

Занятие 1. Теоретическое - 2 часа. Пожарная тактика и ее за­дачи. Роль и общие обязанности спасателей при выполнении основной боевой задачи на пожаре. Виды боевых действий. Характерные ошибки, допускаемые при ведении боевых действий.

Общие сведения о процессе горения, пожаре и его развитии. Краткие сведения о характере горения наиболее распространенных го­рючих веществ: древесины, торфа, легковоспламеняющихся (ЛВЖ) и го­рючих (ГЖ) жидкостей, газов, лаков и красок, бумаги, полимерных и волокнистых материалов, смол, горючих смесей паров, газов и пыли с воздухом.

Общие понятие о пожаре и краткая характеристика явлений, про­исходящих на пожаре. Способы прекращения горения.

Классификация и общие сведения об основных огнетушащих средствах: виды, краткая характеристика, области и условия приме­нения.

studfiles.net

Пожарно-строевая подготовка: цели и процесс проведения

Пожарно-строевая подготовка (ПСП) — неотъемлемая часть обучения и поддержания навыков, а также физического и психологического состояния сотрудников пожарной охраны. Она проводится в виде различного рода занятий и осуществляется круглый год.

Цели и задачи

Пожарно-строевая подготовка является эффективным инструментом для улучшения работоспособности и сплоченности коллектива. Она направлена на повышение квалификации личного состава и снижение временных затрат при выполнении прямых обязанностей. По мере совершенствования техники и средств, поступающих в распоряжение гарнизонов, в программу подготовки включают принципы работы с ними.

Важный момент в подготовке — объединение коллектива. Командная работа подразумевает четкое распределение обязанностей, знание организационной структуры и взаимопонимание между коллегами.

В ходе обучения также рассматривают, тренируют и закрепляют профессионально-прикладные навыки.

Еще пожарно-строевая подготовка подразумевает организационную работу в учебном процессе, контролирование успеваемости с последующей оценкой знаний, профессиональную подготовку руководителей занятий.

Процесс и виды подготовки

Методическими рекомендациями предусмотрен комплексный подход к подготовке. Он содержит как профильную информацию, так и из смежных областей. Например, немало внимания уделяется охране труда.

Теоретические занятия представляют собой ознакомительные лекции на тему работы с техникой, приборами и агрегатами. Практические занятия представлены в виде пожарно-тактических учений, которые делятся на несколько подвидов и проводятся для закрепления полученных знаний.

Могут проходить на объектах, подготовленных полигонах и площадках с воссозданием условий, возникающих при пожаре или чрезвычайных ситуациях. Внеклассные занятия нужны для проверки бойцов. Нередко руководители обучения организовывают сдачу нормативов, состязания и спортивные мероприятия.

Для реализации любой программы применяется общий систематический принцип обучения. Он предполагает поэтапное освоение навыков с помощью нескольких методов. Лицо, проводящее обучение, доносит информацию до учащихся, объясняет ее с помощью демонстраций и упражнений, проводит тренировки с целью прочности усвоения материала вместе с навыками.

Другие методы — контроль знаний и разъяснительные беседы с подведением итогов. Любой урок должен иметь определенную структуру, включающую все методы. Однако большую часть занятия занимают упражнения.

Создание плана тренировок и ведение журнала

Перед занятиями руководитель обучения обязан составить методический план. Для этого он должен знать объективную ситуацию уровня подготовки подчиненных, чтобы результат тренировок был положительным. Занятия могут проводиться в индивидуальной и коллективной форме.

Рекомендуемая форма плана есть в методических рекомендациях по пожарно-строевой подготовке. При его составлении необходимо учесть время, отведенное для различных методов и форм обучения.

Вышеуказанная основная часть занятия, как правило, делится на две части, но их тематика и вид тренировок не должны сильно отличаться.

В плане указывают цель, время, вид и место проведения занятия. Отдельную графу выделяют для темы и используемой литературы. После «шапки» идет развернутый план занятий с описанием вопросов и методом отработки. Документ утверждается уполномоченным лицом.

В журнал по учету противоаварийных, противопожарных тренировок вносят сведения о дате, месте и теме проведенных мероприятий.

Также в журнале указывается фамилия с должностью участника тренировки. В отдельных графах тренирующиеся ставят свою подпись, после выставления оценок и указания замечаний, если таковые имеются.

Загрузка...

Другие полезные статьи:

protivpozhara.com

Медицинская подготовка пожарных

Оказание первой помощи при укусе змеи

Что делать когда укусила змея. Отравление змеиным ядом в результате укуса змеи. Неотложная доврачебная помощь, неправильное применение медицинских препаратов

Зимние травмы: профилактика для родителей и детей

Какие бывают зимние травмы и их виды, оказание первой доврачебной помощи. Памятка для родителей, воспитателей ДОУ и учителей с целью проведения бесед с детьми.

Оказания первой помощи пострадавшим при пожаре

В статье рассматриваются основные поражающие факторы для человека, признаки отравления и доврачебная помощь, правильные действия при получении ожогов людьми.

Оказание первой помощи при травмах глаз: виды травм

Виды травм: ожоги глаз, снежная слепота, ранения глаз, инородные тела, легкая контузия глазницы, тупая травма глаза. Профилактика и порядок оказание первой доврачебной помощи при травмах.


Пожарные и спасатели совершенствуют свои навыки благодаря специально разработанной программе подготовки личного состава МЧС. Один из разделов это медицинская подготовка, чтобы в случае различных чрезвычайных ситуациях уметь правильно оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим. Сотрудники Государственной противопожарной службы и спасатели МЧС получают необходимые знания в области анатомии и физиологии человека, изучают правила оказания первой медицинской помощи.

Медицинская подготовка пожарных и спасателей представляет собой цикл занятий, направленных на получение знаний по методам реанимации, остановки кровотечения, первой помощи пострадавшим. В обучении могут быть использованы вспомогательные средства:

  • тренажеры;
  • пособия;
  • муляжи;
  • фото и видеоматериалы;
  • подручные материалы.

Что изучают по данному направлению

Чрезвычайные ситуации многообразны и вызывают различные травмы, поэтому сотрудникам пожарных и спасательных служб приходится решать множество задач. Медицинская подготовка для спасателей предполагает получение знаний в полном объеме:

  • Виды доврачебной помощи, ее организация и принципы. Особое внимание уделяется правилам личной безопасности, методам поиска пострадавших, принципам первичного осмотра и оценки физиологического состояния человека.
  • Изучаются индивидуальные перевязочные и противохимические пакеты, а также другое имущество, регламентированное табелем положенности. Правила асептики и антисептики.
  • Принципы сердечно-легочной реанимации. Данные по признакам прекращения функционирования сердца и легких, рассказывается о клинической и биологической смерти. Пожарные и спасатели получают знания по техникам реанимации, изучают средства, предназначенные для этих целей.
  • Помощь при различных ранениях. Изучаются виды ран и их осложнения.
  • Помощь при кровотечениях. Пожарные и спасатели учатся выбирать наиболее подходящий метод остановки кровотечения и запоминают последовательность действий. Изучаются виды давящих повязок и способы наложения жгута.
  • Помощь при переломах. Изучаются виды переломов кости и вывихов, особенности иммобилизации и оказания первой помощи.
  • Действия при травматическом шоке. Рассматриваются признаки этого состояния и способы его предупреждения.
  • Действия при компрессионной травме. Знания по причинам, признакам и степеням тяжести сдавливания тканей. Изучаются способы выявления жизнеспособности пораженной части тела, методы и требования к освобождению сдавленной руки или ноги и оказание первой помощи. Получают знания по правилам эвакуации пострадавшего и учатся действовать в ситуации, когда освободить сдавленную конечность не получается.
  • Действия при ожогах и отморожениях. Сведения о видах подобных травм, их тяжести и способах оказания первой помощи. Отдельно изучаются ожоги верхних дыхательных путей. Разбираются наиболее частые ошибки по оказанию первой помощи в этих ситуациях.
  • Действия при утоплении, ударе током и асфиксии. Рассматриваются принципы оказания первой помощи в этих ситуациях.Знания по причинам летального исхода при инородных телах в дыхательных путях и методы по их извлечению.
  • Помощь при отравлениях ядовитыми соединениями. На занятиях пожарные получают знания по видам ядовитых веществ и их действию на организм человека. Даются сведения по принципам оказания первой помощи, действиях при развитии отека легких, применении антидотов. Спасатели узнают, как промыть желудок и учатся находить пострадавших в зоне поражения и выносить их в безопасное место.
  • Помощь при радиационном воздействии. Сведения о проникающей радиации, лучевой болезни и ее первых признаках. Рассматриваются аспекты оказания первой помощи, способы снижения радиационного воздействия, меры защиты самих спасателей, организация санитарной обработки.
  • Помощь пострадавшему в случае получения нескольких видов поражения.
  • Оказание помощи потерявшему сознание. Информация об аллергических реакциях и веществах, ее вызывающих. Изучаются способы оказания первой помощи при анафилактическом шоке, инфаркте миокарда, стенокардии, болевом синдроме, эпилептическом припадке и других проблемах. Рассматриваются ошибки в помощи, которые допускаются наиболее часто.

Знания и практические умения полученные в рамках медицинской подготовки облегчают несение службы.

fireman.club

15.5. Техническая подготовка пожарных

Общие положения. Цель изучения пожарной техники сводится к тому, чтобы пожарные знали:

– технические возможности пожарной техники и умели наиболее рационально ее использовать;

  • приемы обеспечения ее боеспособности и высокой боевой готовности;

  • правила техники безопасности и умение реализовать их на практике.

Руководство боевой и технической подготовкой возлагается на УПО-ОПО. Непосредственными ее руководителями в пожарных частях являются их начальники, они обязаны лично проводить занятия с личным составом своей части. Начальники караулов обучают боевые расчеты своего караула, а командиры отделения занимаются со своими отделениями.

Занятия проводятся по тематике, регламентированной Программой подготовки личного состава частей и гарнизонов пожарной охраны. Темами занятий должно быть изучение новой пожарной техники, поступающей на оснащение пожарной охраны. Могут назначаться темы занятий, определяемых на основании обобщения опыта использования техники на пожарах.

Для реализации поставленных целей обучения целесообразно использовать две формы занятий: классно-групповые и практические.

Классно-групповые занятия являются основой подготовки к практическим занятиям. Они проводятся в специально оборудованных классах. Кроме плакатов по устройству агрегатов пожарной техники, таблиц и схем, в нем желательно иметь образцы механизмов, макеты, отдельные виды ПТВ, оборудование классов должно обеспечивать наглядность обучения.

Практические занятия проводятся непосредственно на пожарных автомобилях с использованием мотопомп, пожарно-технического вооружения.

В зависимости от специальности пожарных и целей занятия они могут проводиться в гаражах или на открытых площадках, а также в подразделениях пожарных частей технической службы.

Подготовка руководителя к занятиям. Подготовка к занятию и его проведение – творческий процесс. Проводимое занятие должно вызывать профессиональный интерес. Основная цель занятий – повышение квалификации специалистов, воспитание у них патриотизма, верности служебному долгу, исполнительности. Безупречным исполнителем своих функциональных обязанностей может быть только высококвалифицированный специалист. Вот поэтому каждое занятие необходимо тщательно готовить.

Готовиться к занятиям следует в определенной последовательности.

  1. Изучить по программе содержание предстоящей темы занятия, значимость занятия для практики.

  2. Уяснить цель предстоящего занятия.

  3. Обосновать какие пособия или оборудование может быть использовано при подготовке и проведении занятий.

  4. Продумать вопросы техники безопасности особенно при проведении практических занятий.

  5. Начать работу над конспектом.

Определению целей занятия должно быть уделено особое внимание. В результате их формирования следует определить, что обучаемые должны усвоить на занятии, практическую значимость этих знаний. При подготовке практических занятий должно быть определено, какие приемы работы следует отработать, установить задачи предстоящих тренировок. Этим будет во многом определяться метод проведения занятий.

При проведении классных групповых занятий широко используются такие методы, как рассказ и беседа.

Рассказ представляет собой систематизированное последовательное изложение материала руководителем занятий. Рассказывая, объясняют принципы и закономерности работы механизмов, сообщают данные технических характеристик и т.д.

Беседа – это целенаправленный вопросно-ответный способ обучения. Он обеспечивает активное участие обучаемых в процессе занятия. Этот метод целесообразно использовать при закреплении и при повторении ранее полученных знаний. Рассказ и беседа могут дополнять друг друга.

Беседа более трудная форма занятий. Предлагаемые руководителем вопросы, должны быть четко сформулированными, ответы на них должны быть однозначными.

Иногда целесообразно рассказ и беседу сопровождать показом каких-либо действий с изучаемым оборудованием.

При проведении практических занятий целесообразно сочетать рассказ с показом приемов выполнения каких-либо работ. На основании практических умений должны формироваться навыки, т.е. способность автоматически выполнять какие-либо работы.

Руководитель практических занятий при их подготовке должен хорошо знать материал, предшествующих теоретических занятий, инструкции и руководство по эксплуатации ПА и ПТВ. Он сам должен уметь использовать ПТВ и личным примером учить пожарных приемам его применения.

В качестве помощников или руководителей занятий следует привлекать автомехаников и старших водителей (бригадиров). Они должны знать тему занятий, уметь демонстрировать использование ПТВ, последовательность выполнения работ.

При подготовке к занятиям руководитель должен тщательно продумать вопросы техники безопасности. Они должны быть обсуждены с лицами, привлекаемыми к проведению занятий. Первое условие безопасного проведения любых работ – это отличное знание их проведения. Второе условие – деловая обстановка при проведении работ.

План-конспект занятия должен отражать три части любого занятия: вводной, основной и заключительной.

Примерная схема плана занятий приводится ниже.

Вводная часть. В ней сообщается тема и цель занятия и осуществляется контроль подготовки к занятию.

В основной части излагается содержание основных вопросов, как указано в примерном плане. Разрабатывая вопросы, необходимо учитывать, что продолжительность изучения вопроса не должна превышать 15…20 минут. Ее увеличение приводит к утомляемости обучаемых, потере интереса к занятию, ухудшению его усвоения. Таким образом, на 2-х часовом занятии можно рассматривать 3-4 вопроса. Если объем материала большой, то целесообразно разделить его на два самостоятельных вопроса.

Заключительная часть любого занятия предназначена для подведения его итогов.

Оформление плана-конспекта – заключительная часть подготовки занятия. Он является, по существу, единственным методическим пособием на занятии и поэтому его следует четко разделить по частям занятия и рассматриваемым вопросам. Текст в нем должен быть лаконичным. Даже при хорошо составленном плане-конспекте, успех занятия определяется глубоким знанием сущности излагаемых вопросов.

Методика проведения занятия. Каждый руководитель занятий должен начинать с установления контакта с обучаемыми. Прежде всего, он должен извлечь максимум выгоды из своего внешнего вида, а для этого он обязан быть подтянутым и стоять прямо.

Занятие начинается сразу после того, как руководитель займет свое место. Говорить следует так, чтобы каждый слышал его слово без малейшего напряжения. Задав вопрос для контроля усвоения пройденного материала, не называйте фамилию, пока все обучаемые мысленно не ответят на вопрос. В обсуждение стремитесь вовлечь всех, для этого целесообразно, спрашивая одного обучаемого, предлагать дополнить ответы другим. Можно спросить мнение об ответе. Такая беседа должна заставить обучаемых мыслить, возбудить их активность.

Обучаемые должны уяснить, чем им предстоит заниматься. Поэтому руководитель сообщает им тему занятия, его цели, основные вопросы, а также порядок проведения занятия.

Утверждаю

Начальник ВПЧ

________________

(звание)

________________

(фамилия, имя, отчество)

«___»___________200__г.

План-конспект

проведения классно-группового (практического) занятия

Тема: ________________________________________________________

_________________________________________________________

Отводимое время: ________ час.

Учебные пособия и материальное обеспечение _____________________

(указать литературу, наставления, плакаты, ТСО, машины, пожарное оборудование, необходимое на занятии)

Цель занятия: 1 __________ 2 __________ 3 __________

(сформулировать, что обучаемые в результате занятия должны знать или уметь, какие навыки совершенствовать, воспитательные цели).

№№

План занятия. Учебные вопросы

Отводимое время

Краткое содержание и методические особенности изложения материала

1

2

3

4

1

2

Введение

Первый вопрос

Второй вопрос

Заключение

10-15

15

20

5-15

Контрольные вопросы. (Записать вопросы для проверки усвоения пройденного материала).

Иногда можно заранее записать фамилии обучаемых для опроса.

Сообщить тему и цель занятия. Указать какие вопросы будут изучаться. (Тему и цели не записывать, доложить по плану-конспекту).

Сообщить правила техники безопасности.

Изложить план или краткую запись сообщаемого материала. Записать цифровые данные. Указать пособия (например: Рассказать по плакату……….. или «Показать на макете», или «Изучить по образцу………» и т.д.).

В ряде случаев возможна зарисовка простых схем. Подчеркиванием выделить главное в сообщаемом материале.

Записать вопросы для проверки понимания изучаемого материала.

Второй и последующие вопросы разрабатываются, как указано выше.

Контрольные вопросы. (Записываются 2-3 вопроса по изучаемой теме только в случае, если предусматривается контроль) оценить усвоение материала.

Руководитель занятия

_______________________

(должность, звание)

_______________________

(фамилия, имя, отчество)

«___» ___________200__г.

Классно-групповое занятие. Последовательность занятия, изложенная в плане, должна четко выдерживаться. Прежде всего, необходимо четко разграничивать вопросы занятия, для этого указываются их наименования. Для достижения поставленной цели необходимо выделять наиболее существенные и важные положения, характерные признаки и особенность процессов, явлений и т.д. На классно-групповом занятии должно быть изучено и усвоено то, что необходимо на практике. Полученные знания должны будут стать основой умений. Руководитель должен быть уверен, что все обучаемые его правильно поняли и усвоили основное содержание изучаемого вопроса. Для этого необходимо не только задать вопросы с целью проверки правильного понимания и усвоения материала, но и спросить, имеются ли вопросы у обучаемых.

Задаваемые вопросы могут выходить за рамки подготовительного материала. Учитывая возможность постановки таких вопросов, руководитель занятия должен готовить материал в большем объеме, что предусмотрено программой и отражено в плане-конспекте. Может случиться, что у руководителя нет ответа на внезапно возникший вопрос. Появление таких вопросов практически невозможно предусмотреть. В таких случаях следует сказать, что вы не готовы ответить на этот вопрос и подготовите ответ к следующему занятию. На следующем занятии необходимо ответить на такой вопрос. Иногда ответ может дать кто-либо из обучаемых. Этим пренебрегать не следует.

Переход ко второму вопросу следует осуществлять, только убедившись в том, что все правильно поняли изучаемый вопрос.

При ведении обучаемыми записей следует добиваться, чтобы они делались осмысленно. Поэтому необходимо пояснить содержание изложенного вопроса и затем дать время для записи его содержания. Не рекомендуется злоупотреблять диктованием. В этом случае обучаемые большей частью механически записывают то, что им диктуют. Если записи делаются самостоятельно, то их формулировки обучаемые осмысливают. Это способствует развитию мышления и улучшению усвоения изучаемого материала.

Исключительно важное значение имеет использование на занятиях доски. Все записи, схемы или чертежи должны быть аккуратно выполнены. Изображая что-либо на доске, руководитель должен соблюдать логическую последовательность. Ему следует занимать такое положение у доски, чтобы обучаемые видели доску и все изображаемое на ней.

Во время занятий нередко приходится демонстрировать плакаты, схемы, диафильмы и т.д. Любая демонстрация всегда приводит к изменению условий обстановки. При этом переключается внимание обучаемых, что способствует снижению усталости, кроме того, сообщается новая информация и она активнее воспринимается. Вот поэтому необходимо этим процессом четко управлять. Руководитель занятия должен обратить внимание обучаемых на самое главное, самое существенное в излагаемом или демонстрируемом материале. По окончании показа необходимо сделать вывод из виденного.

При изложении учебного материала не следует все время непрерывно пользоваться конспектом. Это приводит к потере связи с обучаемыми, снижает их активность, занятие не достигает своей цели. К плану-конспекту необходимо обращаться для контроля последовательности изложенных учебных вопросов и распределения времени, а также для приведения точных формулировок, цифрового материала и т.д. По мере накопления опыта преподавания отпадает надобность в использовании конспекта. Однако составлять его всегда необходимо, всегда также следует отмечать в конспекте, что было изложено недостаточно ясно и четко. Используя накопленный опыт, становится возможным рационально совершенствовать методику обучения.

Практическое занятие. Необходимо изложить обучаемым цель предстоящего занятия, какие приемы работы будут отрабатываться, какие машины или оборудование планируется использовать.

На основании знаний должна формироваться способность, умение выполнять какую-либо работу или приемы использования пожарных машин, пожарно-технического вооружения.

Методика формирования умений включает три элемента.

Во-первых, следует убедиться, что обучаемые знают значимость предстоящей работы или отрабатываемых приемов. Знание порядка выполнения работы является основой умения. Во-вторых, руководитель должен показать, как, в какой последовательности выполняется работа. В-третьих, все обучаемые должны выполнить работу или повторить отрабатываемый прием.

Контролируя выполнение работы, руководитель должен обращать внимание на правильность и последовательность выполнения операций или приемов. Для активизации занятия рационально поручить контроль обучаемым, которые уже выполнили эту работу или спрашивать их мнение об успешности освоения отрабатываемых вопросов. Допускаемые ошибки должны обсуждаться и устраняться.

Убедившись, что обучаемые приобрели необходимые умения можно переходить к формированию навыков выполнения работ или приемов использования оборудования.

Заключительная часть занятия предназначена для подведения итогов. В этой части необходимо, прежде всего, убедиться в том, что основные положения занятия усвоены. Если какой-либо из вопросов не усвоен достаточно четко, то руководителю следует добиться правильного его понимания.

По заранее подготовленным вопросам контроль проводится так же, как во вводной части занятия.

На основании результатов контроля указать как обучаемые усвоили материал темы.

В заключительной части практического занятия необходимо оценить качество выполнения изучаемых операций и работ, а также указать на типичные недостатки, которые допускались обучаемыми на занятиях и высказать рекомендации по их устранению.

Руководителю следует помнить, что качество проводимых им занятий определяется уровнем его профессиональной подготовки и качеством подготовки к занятиям.

studfiles.net

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о