Портфолио достижений школы – Материал по теме: Модель портфолио ученика начальной школы в условиях введения нового ФГОС. Положение о «портфолио» обучающегося. | скачать бесплатно

Портфолио ученика

В редаторе релизованы основные страницы ( страницы разделители ) портфолио ученика начальной школы.

Встроенная коллекция готовых шаблонов поможет в создании необходимых страниц.

В дальнейшем, используя библиотеку клипарта, вы сможете создавать свои неповторимые и уникальные работы, с последующим сохранением на локальный диск.

Файл формата А4 размер 1132х1600 .jpg

 

Содержание портфолио:

 

Титульный лист

Портфолио начинается с титульного листа, в котором содержится основная информация: фамилия, имя , отчество, контактная информация и фото ученика.

Раздел «Мой мир»

В раздел помещается любая информация, которая важна и интересна для ребёнка (Страница разделитель)

Моё имя

Информация о том, что означает имя, можно написать о знаменитых людях, носивших и носящих такое же имя. Если у ребенка редкая или интересная фамилия, можно найти информацию о том, что она означает

Моя семья

Состав семьи. Можно рассказать о каждом члене семьи или составить небольшой рассказ о своей семье.

Мой город

Рассказ о родном городе (селе, деревне), о его интересных местах. Здесь же можно разместить нарисованную вместе с ребенком схему маршрута от дома до школы

Мои друзья

Фотографии друзей, информация об их интересах, увлечениях.

Мои увлечения

Рассказ о том, чем увлекается ребенок. Здесь же можно написать о занятиях в спортивной секции, учебе в музыкальной школе или других учебных заведениях дополнительного образования.(Страница разделитель)

Моя школа

Рассказ о школе и о педагогах, небольшие заметки о любимых школьных предметах. (Страница разделитель)

Мои любимые предметы

Школьные предметы – заметки о любимых предметах. (Страница разделитель)

Раздел «Моя учёба»

Раздел посвящён школьным предметам (контрольные и проверочные работы, проекты, отзывы о прочитанных книгах, графики роста скорости чтения, творческие работы…) (Страница разделитель)

Раздел «Моя общественная работа»

Все мероприятия, которые проводятся вне рамок учебной деятельности можно отнести к общественной работе (поручениям).(Страница разделитель)

Раздел «Моё творчество»

В этот раздел можно поместить свои творческие работы: рисунки, поделоки, стихи, творческие работы, конкурсы , олимпиады , проекты, награды , занятия в учреждениях дополнительного образования . (Страница разделитель)

Раздел «Мои достижения»

Предметные олимпиады, тестирования по предметам , конкурсы и мероприятия, грамоты, сертификаты, дипломы, благодарственные письма, итоговые аттестационные ведомости и т.п.(Страница разделитель)

Раздел «Отзывы и пожелания»

В конце каждого учебного года учитель пишет ученику характеристику, которая вкладывается сюда. Сам ребенок здесь может написать свои пожелания учителям и родной школе, какими бы он хотел их видеть и что бы изменил. (Страница разделитель)

Раздел «Работы, которыми я горжусь»

В этом разделе ребенок размещает то, что представляет для него наибольшую ценность. (Страница разделитель)

«СОДЕРЖАНИЕ»

Содержание портфолио школьника


Дополнительные листы

Разлинованный лист

Фото лист (4 вертикальных)

Фото лист (4 горизонтальных)

Чистый лист

Дополнительная информация по ведению и заполнению портфолио>>>

offnote.net

Доклад «Портфолио достижений учащихся начальной школы как средство создания ситуации успеха»

«Успех следует измерять не столько положением, которого человек достиг в жизни, сколько теми препятствиями, которые он преодолел, добиваясь успеха».  

  Букер Тальяферро Вашингтон, политический деятель США

Что стоит за сухой отметкой, выставленной в дневнике? Можно ли разглядеть за ней личность ученика, его ежедневный кропотливый труд, его неисчерпаемый творческий потенциал? Портфолио становится “историей успеха”, помогающей проследить индивидуальный прогресс учащегося, историей, в которой акцент смещается с того, чего не знает и не умеет ученик, на то, что он знает и умеет.

Задача ведения портфолио в том и состоит, чтобы дать возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя.

Таким образом, основной смысл учебного портфолио – показать все, на что ты способен.

Наличие у ребенка портфолио позволит сделать оценивание оптимистичным, не допустить потери веры в себя, в свои силы в самом начале пути.

У каждого ученика будет свое портфолио, то есть индивидуальный “портфель” достижений – результаты школьных, городских олимпиад, интересные самостоятельные проекты и творческие работы.

Основное предназначение портфолио – продемонстрировать достижения – успехи – ученика в различных областях деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной.

Основные цели и задачи ведения портфолио в начальных классах:

  • создание ситуации успеха для каждого ученика, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях;
  • максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка, создание условий для его самореализации и самоактуализации в различных областях школьной и внешкольной жизни;
  • развитие познавательных интересов учащихся и формирование готовности к самостоятельному познанию;
  • формирование установки на творческую деятельность и умений творческой деятельности, развитие мотивации дальнейшего творческого роста;
  • приобретение навыков саморефлексии, формирование умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями (“я реальный”, “я идеальный”).

Материал портфолио собирается не один год, а в течение всего периода обучения. Портфолио является формой оценивания образовательных результатов по продукту, созданному учащимся в ходе учебной, творческой, социальной и других видов деятельности. Таким образом, портфолио соответствует целям, задачам и идеологии практики ориентированного обучения.

Для оценки достижения планируемых результатов в портфолио целесообразно включать следующие материалы.

  1. Выборка детских работ – формальных и творческих,– выполненных в ходе обязательных учебных занятий по всем изучаемым предметам, а также в ходе посещаемых учащимися внеурочных занятий. Работы должны быть подобраны так, чтобы их совокупность демонстрировала нарастающие успешность, объем и глубину знаний, достижение более высоких уровней рассуждений, творчества, рефлексии. Примерами такого рода работ могут быть:

по русскому языку и литературному чтению, иностранному языку – диктанты и изложения, сочинения на заданную тему, сочинения на произвольную тему, аудиозаписи монологических и диалогических высказываний, «дневники читателя», иллюстрированные «авторские» работы детей, материалы их самоанализа и рефлексии и т.п.;

– по математике – математические диктанты, оформленные результаты мини-исследований, решение учебно-практических задач, математические модели, аудиозаписи устных ответов (демонстрирующих навыки устного счета, рассуждений, выступлений, сообщений на математические темы), материалы самоанализа и рефлексии и т.п.;

по окружающему миру – дневники наблюдений, оформленные результаты мини-исследований и мини-проектов, интервью, аудиозаписи устных ответов, творческие работы, материалы самоанализа и рефлексии и т.п.;

по предметам эстетического цикла – аудиозаписи, фото- и видеоизображения примеров исполнительской деятельности, иллюстрации к музыкальным произведениям, иллюстрации на заданную тему, продукты собственного творчества, аудиозаписи монологических высказываний-описаний, материалы самоанализа и рефлексии и т.п.;

по технологии – фото- и видеоизображения продуктов исполнительской деятельности, аудиозаписи монологических высказываний-описаний, продукты собственного творчества, материалы самоанализа и рефлексии и т.п.;

по физкультуре – видеоизображения примеров исполнительской деятельности, дневники наблюдений и самоконтроля, самостоятельно составленные расписания и режим дня, комплексы физических упражнений, материалы самоанализа и рефлексии и т.п.

  1. Систематизированные материалы текущей оценки, проводимой учителем начальных классов (в качестве «учителя-предметника» и классного руководителя), других учителей-предметников, школьного психолога, организатора воспитательной работы:

– оценочные листы, материалы и листы наблюдений за процессом овладения универсальными учебными действиями;

– результаты специальных испытаний (при необходимости).

  1. Материалы стартовой диагностики при поступлении в школу и на начало изучения отдельных тем.
  2. Материалы итогового контроля.
  3. Материалы, характеризующие достижения учащихся во внеучебной(школьной и внешкольной) и досуговой деятельности.

Один из вариантов портфолио

ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ

Содержит основную информацию (фамилия имя и отчество; учебное заведение, класс), контактную информацию и фото ученика.

Считаем важным дать ребенку самому выбрать фотографию для титульного листа. Не стоит давить на него и склонять к выбору строгого портрета. Дайте ему возможность показать себя таким, каким он себя представляет и хочет представиться другим.

РАЗДЕЛ “МОЙ МИР”

Здесь можно поместить любую информацию, которая интересна и важна для ребенка. Возможные заголовки листов:

“Мое имя” – информация о том, что означает имя, можно написать о знаменитых людях, носивших и носящих это имя. Если у ребенка редкая или интересная фамилия, можно найти информацию о том, что она означает.

“Моя семья” – здесь можно рассказать о каждом члене семьи или составить небольшой рассказ о своей семье.

“Мой город” – рассказ о родном городе (селе, деревне), о его интересных местах. Здесь же можно разместить нарисованную вместе с ребенком схему маршрута от дома до школы Важно чтобы на ней были отмечены опасные места (пересечения дорог, светофоры).

“Мои друзья” – фотографии друзей, информация об их интересах, увлечениях.

“Мои увлечения” – небольшой рассказ о том, чем увлекается ребенок. Здесь же можно написать о занятиях в спортивной секции, учебе в музыкальной школе или других учебных заведениях дополнительного образования.

“Моя школа” – рассказ о школе и о педагогах.

“Мои любимые школьные предметы” – небольшие заметки о любимых школьных предметах, построенные по принципу “мне нравится…, потому что…”. Также неплох вариант с названием “Школьные предметы”. При этом ребенок может высказаться о каждом предмете, найдя в нём что-то важное и нужное для себя.

РАЗДЕЛ “МОЯ УЧЁБА”

В этом разделе заголовки листов посвящены конкретному школьному предмету. Ученик наполняет этот раздел удачно написанными контрольными работами, интересными проектами, отзывами о прочитанных книгах, графиками роста скорости чтения, творческими работами.

РАЗДЕЛ “МОЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ РАБОТА”

Все мероприятия, которые проводятся вне рамок учебной деятельности можно отнести к общественной работе (поручениям). Может быть, ребенок играл роль в школьном спектакле, или читал стихи на торжественной линейке, или оформил стенгазету к празднику или выступал на утреннике… Вариантов очень много. Оформлять этот раздел желательно с использованием фотографий и кратких сообщений на тему.

РАЗДЕЛ “МОЁ ТВОРЧЕСТВО”

В этот раздел ребенок помещает свои творческие работы: рисунки, сказки, стихи. Если выполнена объемная работа (поделка), нужно поместить ее фотографию. Родителям необходимо предоставить полную свободу ребенку при наполнении этого раздела!

Важно! Если работа принимала участие в выставке или участвовала в конкурсе, также необходимо дать информацию об этом мероприятии: название, когда, где и кем проводилось.

Хорошо бы дополнить это сообщение фотографией. Если событие освещалось в СМИ или Интернете – надо найти эту информацию. Если проводилось Интернет-порталом, сделать распечатку тематической странички

РАЗДЕЛ “МОИ ВПЕЧАТЛЕНИЯ”

В начальной школе дети принимают активное участие в экскурсионно-познавательных программах, ходят в театр, на выставки, посещают музеи. Необходимо в завершение экскурсии или похода предложить ребенку творческое домашнее задание, выполняя которое, он не только вспомнит содержание экскурсии, но и получит возможность выразить свои впечатления. Если в школе это не практикуется, родителям имеет смысл прийти на помощь учителю и разработать и размножить типовой бланк “Творческого задания”. В конце учебного года возможно проведение презентации творческих заданий с обязательным награждением лучших работ в нескольких номинациях.

 

РАЗДЕЛ “МОИ ДОСТИЖЕНИЯ”

Здесь размещаются грамоты, сертификаты, дипломы, благодарственные письма, а также итоговые аттестационные ведомости. Причем в начальной школе не следует разделять по важности успехи в учебе (похвальный лист) и успехи, например, в спорте (диплом). Лучше выбрать расположение не в порядке значимости, а, например, в хронологическом порядке.

РАЗДЕЛ “ОТЗЫВЫ И ПОЖЕЛАНИЯ”

В портфолио ученика начальной школы этот раздел включают не часто. А жаль! Ничто так не повышает самооценку ребенка, как положительная оценка педагогом его стараний. К сожалению дневники школьников пестрят либо нелицеприятными замечаниями типа “Не готов к уроку!”, либо ничего не отражающей похвалой типа “Молодец!”. А что если вместо того же “Молодец!” дать небольшой отзыв в портфолио? Например: “Принял активное участие в подготовке к внеклассному мероприятию “Цена Победы”. Выучил и великолепно рассказал стихотворение. Самостоятельно подготовил стенгазету, при этом привлек к оформлению своих товарищей.”

Считаем важным добавить лист отзывов, а также бланк, где учителя могут высказать свои рекомендации и пожелания, например, по итогам учебного года.

РАЗДЕЛ “РАБОТЫ, КОТОРЫМИ Я ГОРЖУСЬ”

В начале нового учебного года необходимо внимательно изучить портфолио, проанализировать собранный в нем материал. При переходе в старший класс содержимое всех разделов надо полностью обновить.

Менее значимые работы и документы извлекаются (можно поместить в отдельную папку), а то, что представляет большую ценность, размещается в специальном разделе. Его можно озаглавить “РАБОТЫ, КОТОРЫМИ Я ГОРЖУСЬ”

Портфолио становится важнейшей точкой соприкосновения во взаимодействии «учитель – ученик – родители», а работа над его составлением – интересным духовным взаимообогащением. Большая часть работ, помещаемых в папку достижений, рождается в классе, в совместной деятельности с учителями, а отзывы, фоторепортажи и т.п. выполняются дома с помощью заинтересованных родителей. Успех совместной работы зависит от общего настроя на подобный вид сотрудничества всех участников процесса, от выбора форм работы, от учета индивидуальных особенностей ребенка. В первом классе, когда ребенок начинает работать над составлением портфеля достижений, без помощи родителей ему не обойтись, однако помощь эта должна минимизироваться по мере взросления. При этом с самого начала важно построить работу таким образом, чтобы ребенок сам прикладывал определенные усилия к формированию портфолио, поскольку в процессе работы неизбежно происходит процесс осмысления своих достижений, формирование личного отношения к полученным результатам и осознание своих возможностей. Авторы российской версии портфолио Т. Новикова и А. Прутченков в статье «15 ловушек на пути раскрытия способностей» (Первое сентября. 2005. 29 окт.), посвященной типичным ошибкам при использовании технологии портфолио, отмечают недопустимость формирования портфолио взрослыми без учета мнения самого ребенка. Именно за учеником должно оставаться право выбора того, какие материалы необходимо включить в папку достижений, а какие – нет.

Роль классного руководителя мы видим, прежде всего в том, чтобы стимулировать детей к сбору материалов по той или иной теме, обсуждать с ним различные способы демонстрации достижений, рекомендовать рубрики, давать советы по оформлению. И, что особенно важно, проявлять искренний интерес к помещаемым в портфолио работам, не оставляя без внимания деятельность ребенка по его формированию – напротив, всячески поощряя активность школьника. Практика показывает, что не только учитель, но и одноклассники вносят свою лепту в составление портфолио товарищей, делают конструктивные замечания, дают комментарии и советы.

Безусловная ценность портфолио заключается в том, что он способствует повышению самооценки ученика, максимальному раскрытию индивидуальных возможностей каждого ребенка, развитию мотивации дальнейшего творческого роста.

obrazbase.ru

Портфолио учащегося как система индивидуальных достижений школьника

Разделы: Администрирование школы


Помочь школьнику обрести уверенность в своих силах на пути к успеху – это задача современной школы. Переход от оценки знаний, умений и навыков к оценке достижений школьника позволяет отслеживать индивидуальный прогресс ученика за весь период обучения: с начальной школы до выпуска из неё. Презентация по вопросу “Портфолио учащегося как система индивидуальных достижений школьника” была подготовлена для выступления на педагогическом совете и приведена в Приложении 1.

Индивидуальная накопительная папка (портфолио) – это комплект документов, представляющий собой совокупность сертифицированных и несертифицированных индивидуальных достижений, который является основой для определения образовательного рейтинга учащегося и выбора профиля образования.

Цель программы портфолио: создание индивидуального образовательного рейтинга обучающегося, в котором отражены истинные, реальные достижения каждого ученика в разнообразных видах деятельности – учебной, творческой, социальной, коммуникативной и других.

Для учащихся ведение портфолио позволяет поддерживать высокую учебную мотивацию, поощрять активность и самостоятельность, развивать навыки оценочной деятельности (самооценки)

Для учителей технология портфолио позволяет реализовывать индивидуальный подход в процессе обучения ученика, является средством обратной связи и инструментом оценочной деятельности.

Технология портфолио обеспечивает новые подходы к оцениванию и оценке.

Участниками работы с портфолио являются учащиеся, их родители, классный руководитель, учителя-предметники и педагоги дополнительного образования, администрация школы. У каждого из участников есть свои обязанности в процессе работы над портфолио. Обязанности участников разработаны и записаны в нормативно-правовой базе ведения портфолио в нашей школе.

Спектр применения портфолио учащегося разнообразен. Его можно использовать в организации предпрофильной подготовки в качестве одной из составляющих образовательного рейтинга выпускников основной школы (наряду с результатами итоговой аттестации). Целесообразно предъявлять портфолио при переходе учащегося с одной ступени обучения на другую или при переходе в другую школу. Это позволит учителям объективно оценить и глубже познакомиться с новыми учениками. Также актуально внедрение технологии портфолио при проведении в учебном заведении рейтинговых конкурсов, например конкурса “Ученик года”. Портфолио выпускника может служить дополнением к результатам ЕГЭ или других форм аттестации при поступлении в высшие учебные заведения, наиболее полно раскрывая информацию об абитуриенте и отражая его устойчивые и долговременные образовательные результаты.

Портфолио учащегося основной школы оформляется титульным листом и состоит из четырех разделов.

I раздел: “Мой портрет”. Учащийся может представить любым способом. Это могут быть личные данные учащегося, ведущего портфолио, его автобиография, личные фотографии. Ученик ежегодно проводит самоанализ собственных планов и итогов года, ставит цели и анализирует достижения.

II раздел: “Портфолио документов”. В этом разделе должны быть представлены сертифицированные (документированные) индивидуальные образовательные достижения. Здесь учащийся представляет дипломы олимпиад, конкурсов, соревнований, сертификаты учреждений дополнительного образования.

III раздел: “Портфолио работ”. Учащийся представляет сборник своих творческих и проектных работ, описание основных форм и направлений его учебной и творческой активности, участие в конференциях, конкурсах, прохождение элективных курсов, различного рода практик, спортивных и художественных достижений.

IV раздел: “Портфолио отзывов”. Он включает в себя отзывы, рецензии работ, характеристики классного руководителя, учителей-предметников, педагогов дополнительного образования на различные виды деятельности учащегося.

Внедрение новой технологии оценивания достижений учащихся в нашей школе актуально в этом году, так как объявлен конкурс “Ученик года-2010” и наряду с другими документами, представленными на конкурс, портфолио должно обеспечить объективность оценки конкурсантов.

Работа над созданием портфолио трудоемкая, но результат будет положительным, если эту работу вести систематически и добросовестно на протяжении всего периода обучения школьника. Это будет реальной помощью выпускникам школы в самореализации личности, ориентированной на успех, способной принимать осознанные решения, ставить цели и достигать их.

Приложение.

Поделиться страницей:

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Школьный сайт – Портфолио ученика

Портфолио для школьника.

  • папка-регистратор,

  • файлы… нет, не правильно, мно-о-о-го файлов,

  • бумага А4,

  • цветные карандаши (для выполнения рисунков ребенком),

  • принтер,

  • ну и, конечно же, терпение и время.

Задача родителей – помочь детям составить портфолио. Подсказать, как правильно заполнить разделы, выбрать нужные фотографии, рисунки.

На данный момент у портфолио есть примерные разделы, которые можно дополнять различной интересной информацией:

На этом листе указываются данные ребенка – Фамилия, Имя, Отчество, фотография ребенка, учебное заведение и город в котором учится ребенок, дата начала и окончания портфолио.

  • Содержание – на этом листе перечисляем все разделы, которые мы посчитали нужным включить с ребенком в портфолио.

В этом разделе добавляется информация, которая важна для ребенка. Примерный вариант страниц:

Личные данные (Обо мне) – дата рождения, место рождения, возраст. Можно указать домашний адрес, телефон.

Мое имя – напишите, что означает имя ребенка, откуда оно произошло, можно указать в честь кого назвали (например, дедушка). А также, укажите известных людей носящие данное имя.

Моя семья – напишите короткий рассказ о своей семье или если есть желание и время, то о каждом члене семьи. Приложите к данному рассказу фотографии родных или рисунок ребенка, как он видит свою семью. В данную рубрику можно приложить родословную ребенка.

Мой город (Я живу) – в данном разделе указываем город проживания ребенка, в каком году и кем он был основан, чем знаменит этот город, какие интересные места есть.

Схема маршрута до школы – рисуем вместе с ребенком безопасный путь от дома до школы. Отмечаем опасные места – автомобильные дороги, железнодорожные пути и т.д.

Мои друзья – здесь перечисляем друзей ребенка (фамилия, имя), можно приложить фотографию друзей. А также пишем об увлечениях друга или общих интересах.

Мои увлечения (Мои интересы) – на данной страничке нужно рассказать, что ребенок любит делать, чем увлекается. По желанию ребенка можно рассказать о кружках/секциях, куда он дополнительно ходит.

Моя школа – адрес школы, телефон администрации, можно приклеить фотографию учреждения, ФИО директора, начало (год) учебы.

Мой класс – укажите номер класса, приклейте общую фотографию класса, а также можно написать небольшой рассказ о классе.

Мои учителя – заполняем данные о классном руководителе (ФИО + краткий рассказ, о том какой он), о педагогах (предмет + ФИО).

Мои школьные предметы – даем краткое описание по каждому предмету, т.е. помогаем ребенку понять для чего он нужен. Так же можно написать свое отношение к предмету. Например, математика сложный предмет, но я стараюсь, т.к. хочу научиться хорошо считать или мне нравится музыка, потому что я учусь красиво петь.

Моя общественная работа (общественная деятельность) – данный раздел желательно заполнить с фотографиями, где ребенок принимал участие в школьной жизни (например, выступал на празднике, оформлял класс, стенгазету, читал стихи на утреннике и т.д.) + краткое описание о впечатлении/эмоциях от выполнения общественной деятельности.

Мои впечатления (школьные мероприятия, экскурсионно-познавательные мероприятия) – тут всё стандартно, пишем коротенький отзыв-впечатление о посещении ребенка с классом экскурсии, музея, выставки и т.д. Отзыв можно оформить фотографией с данного мероприятия или нарисовать рисунок.

Моя учеба – делаем заголовки листов по каждому школьному предмету (математика, русский язык, чтение, музыка и т.д.). В данные разделы будут вкладываться в файлы хорошо выполненные работы – самостоятельные, контрольные, отзывы о книгах, различные доклады и т.д.

Мое творчество – сюда мы размещаем творчество ребенка. Рисунки, поделки, его писательскую деятельность – сказки, рассказы, стихи. Про объемные работы тоже не забываем – фотографируем и добавляем к себе в портфолио. При желании, работы можно подписать – название, а также где участвовала работа (если выставлялась на конкурсе/выставке).

Мои достижения – делаем копии, и смело размещаем в этот раздел – похвальные листы, грамоты, дипломы, итоговые аттестационные ведомости, благодарственные письма и т.д.

Мои лучшие работы (Работы, которыми я горжусь) – сюда будут вкладываться работы, которые ребенок посчитает важными и ценными за целый год учебы. А оставшийся (менее ценный, по мнению ребенка) материал выкладываем, освобождая место для разделов для нового учебного года.

Техника чтения – здесь фиксируются все результаты проверок

Табель успеваемости за учебный год

Скачать   “Структура Портфолио”

Образцы Портфолио ученика начальных классов

gagarin-school-3.narod.ru

Каким должно быть портфолио ученика? :: SYL.ru

Составление личного портфолио – это прежде всего творческий процесс, который помогает учащемуся максимально раскрыть свои творческие возможности. А также проанализировать свою школьную жизнь за определенный промежуток времени. Создание портфолио ученика является дополнительным стимулом для раскрытия его способностей, оно дает ему уверенность в своих силах для новых свершений.

Для чего ученику это нужно?

Портфолио ученика школы – это своеобразная копилка его образовательных достижений, результаты его учебы в школе и участия в олимпиадах и конкурсах, его творческие работы и лучшие проекты. Подобный сборник поможет в дальнейшем определить, в каком профильном классе лучше будет учиться ребенку, что ему интересно, в какой области знаний он достиг максимальных результатов.

Цель портфолио ученика – накопительная самооценка при учете результатов успеваемости в школе. Оно вполне может стать дополнением к результатам ЕГЭ, а также благоприятно повлиять на поступление в вуз, поскольку более широко описывает возможности и предпочтения абитуриента, чем экзаменационные оценки. Образовательный рейтинг выпускника средней школы теперь будет состоять как из аттестата, так и из личного портфолио.

Что предполагает философия учебного портфолио

Подобный способ фиксирования и оценки личных достижений учащегося помогает учесть результаты школьника в различных областях знаний и видах деятельности. Поэтому портфолио ученика – важный элемент практико-ориентированного подхода к образованию.

В педагогике оно характеризуется как банк-собрание наиболее ярких работ ребенка, демонстрирующее с разных сторон не только личные учебные результаты, но и приложенные для этого силы. Такая коллекция предполагает:

– оценку как качественную, так и количественную;

– «затемнение» того, чего ученик не умеет, и подчеркивание того, что он знает по какому-либо предмету;

– замещение оценок преподавателей самооценкой;

– демонстрацию собственных сил и возможностей.

Как выглядит сборник личных достижений школьника

Для создания портфолио ученика начальных классов лучше всего взять папку «на кольцах», содержащую файлы различных форматов для хранения разных видов работ и проектов. Чтобы папка была более структурированной, ее можно наполнить разделителями.

Строгого образца, которого нужно придерживаться, на данный момент не существует. Но, как правило, различают три типа:

– портфолио документов;

– работ;

– отзывов.

Собрание документов

Оно состоит из сертифицированных личных достижений в образовании. Характеристика содержимого папки может быть как количественной, так и качественной. Вкладыш в аттестат с оценками может служить резюмирующим документом, поскольку содержит итоговый балл. Преимуществом такого портфолио является возможность анализа общеобразовательных способностей ученика. Недостатком – то, что нельзя проследить творческую деятельность и процесс личностного развития школьника, его интересов и увлечений.

Сборник работ

Это показательное портфолио, представляющее собой собрание разнообразных работ ученика, в которых необходимо было проявить творческий подход. Это могут быть проекты, представленные на конференциях и конкурсах, в школьной учебной галерее. Также это могут быть результаты прохождения практики, художественные и спортивные достижения. Сборник работ – это своеобразная творческая книга учащегося, в которой представлены его наиболее яркие проекты, они могут включать как текстовые файлы, рисунки, так и видеозаписи, электронные фотографии и прочее.

Сборник отзывов

Эта папка включает характеристики школьника, его отношения к разным видам деятельности. Отзывы пишутся учителями, директором школы, родителями. Также учащийся должен провести письменный анализ своей школьной деятельности, охарактеризовать ее результаты. Отзывы могут иметь различную форму: заключения, рецензии, рекомендательные письма, эссе. Достоинства такого метода: запуск процесса самооценки школьника, осознание им основных составляющих обучения, помощь с выбором профильного образования. Недостатком можно считать сложности при систематизации и обобщении собранной информации.

Общая структура комплексного портфолио выпускника

Комплексное портфолио ученика должно включать несколько основных разделов:

1. Титульный лист – фамилию, имя и отчество ребенка, место учебы и временные рамки, в которых представлены все материалы. Также указываются контактные данные, прилагается фото школьника.

2. Раздел «Официальные документы» информирует о личных достижениях ученика в различных видах деятельности, подтвержденных сертифицированными документами. Возможно использование копий официальных бумаг. Сюда также можно включить автобиографию и резюме.

3. Раздел «Творчество и практика» содержит результаты научно-исследовательских работ, итоги прохождения практики, участия в конкурсах и конференциях.

4. Раздел отзывов предполагает наличие рекомендательных писем, характеристик учащегося и его деятельности. Отзывы могут быть написаны классным руководителем и другими учителями, родителями, школьным психологом. На основании полученных характеристик и рекомендаций ребенку будет намного проще найти себя и выбрать будущую профессию.

Что представляет собой портфолио ученика начальной школы

Процесс создания портфолио в младших классах практически полностью ложится на плечи родителей учащегося. Однако чем старше становится ребенок, тем меньше доля участия родителей. Очень важно сразу приучать свое чадо к работе над школьным портфолио. Пусть сначала это будут несложные задания: разукрасить, приклеить что-либо.

Структура сборника личных достижений в младших классах более простая, чем в выпускных. Обязательно должен присутствовать титульный лист с указанием всех основных сведений об ученике. Также можно приклеить его фотографию.

Далее можно оформить раздел «Личные данные», в котором следует разместить коротенькие сочинения-автобиографии. Темы могут быть самые разнообразные: «Моя семья», «Мои домашние животные», «Моя комната», «Моя школа», «Мой класс и мои друзья», «Моя любимая игрушка», «Мой родной город».

Обязательно должен быть раздел, содержащий информацию о личных достижениях ребенка. Отдельной страницей нужно оформить цели и задания на конкретный период обучения. Так будет проще отслеживать, что уже достигнуто, а над чем еще нужно поработать.

Какое оформление выбрать

Очень важно правильно оформить портфолио. Есть масса вариантов того, как можно самостоятельно сделать яркое и красочное портфолио ученика. Для мальчика лучше использовать изображения любимых мультипликационных героев, роботов, машин, динозавров. Важно выяснить, что вызывает у ребенка неподдельный интерес. И на основании этого оформлять портфолио ученика. Для девочек отлично подойдут изображения кукол, принцесс из диснеевских мультиков, цветов, бабочек.

Очень важно на первых этапах заинтересовать ребенка в ведении подобного дневника личных достижений. И поначалу эта обязанность ложится именно на родителей ученика.

www.syl.ru

положение о портфолио достижений учащихся МБОУ ” Школа № 6″

Приложение

к приказу МБОУ «Школа № 6»

от 20.01.2015 г. №13

Положение

о портфолио индивидуальных достижений учащихся

муниципального бюджетного образовательного учреждения

«Средняя общеобразовательная школа № 6»

(МБОУ «Школа № 6»)

1.Общие положения

1.1. Положение о портфолио индивидуальных достижений учащихся (далее – Положение) разработано в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации”, федеральными государственными образовательными стандартами.

1.2. Положение принимается педагогическим советом, имеющим право вносить в него изменения и дополнения, утверждается приказом директора.

1.3. Настоящее Положение определяет цели и задачи, порядок формирования, структуру, критерии оценки и содержание портфолио как способа накопления и оценки индивидуальных достижений учащегося в период его обучения в Школе.

1.4. Целью настоящего положения является эффективная организация образовательного процесса, оценка индивидуальных достижений учащихся.

1.4. Портфолио является перспективной формой фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений учащихся, так как позволяет учитывать результаты, достигнутые ими в разнообразных видах деятельности: учебной, творческой, спортивной, коммуникативной и др.

2.Цель и задачи портфолио

2.1.Цель портфолио – сбор, систематизация и фиксация результатов развития учащегося, его достижений в различных областях деятельности, демонстрация всего спектра его способностей, интересов, склонностей.

2.2. Задачи портфолио:

1) создать для каждого ученика ситуацию успеха;

2) поощрять активность и самостоятельность;

3) формировать учебную и внеучебную мотивацию школьников;

4) формировать умение учиться;

5) создавать условия для саморазвития и успешной социализации;

6) укреплять взаимодействие с семьей, повышать заинтересованность родителей (законных представителей) в результатах развития учащегося и совместной деятельности со Школой.

3. Структура и содержание Портфолио

3.1. Портфолио индивидуальных достижений может включать в себя следующие разделы:

1) Титульный лист;

2) «Мой портрет»;

3) «Моя учеба»;

4) «Моё творчество»;

5) «Мои достижения»;

  1. «Отзывы и пожелания».

3.2.Характеристика структурных элементов Портфолио:

1) Титульный лист содержит основную информацию об учащемся (фамилия, имя, отчество, учебное заведение, ступень обучения, фото учащегося (по желанию родителей (законных представителей) и учащегося).

2) Раздел «Мой портрет» может включать в себя:

– личные данные учащегося;

– данные о семье, увлечениях, интересах ребёнка, занесённые им в портфолио самостоятельно на добровольной основе;

– информацию, помогающую учащемуся проанализировать свой характер, способности, узнать способы саморазвития, самосовершенствования, самопознания: результаты анкет, тестов, рекомендации по результатам анкетирования и тестирования;

-описание целей, поставленных учащимся на определенный период, анализ их достижения;

-результаты проведенной работы по профессиональному и личностному самоопределению;

-другие сведения, раскрывающие способности учащегося.

3) В разделе «Моя учеба» находятся сведения о результатах контрольных работ, диктантов, техники чтения, мониторинга УУД, ОГЭ, ЕГЭ. Этот раздел содержит работы, написанные учащимся по изучаемым предметам: проекты, исследовательские работы и рефераты; отражает участие в олимпиадах, научных конференциях, учебных семинарах.

4) Раздел «Моё творчество» представляет собой выборку работ, фотографий по художественному и техническому творчеству, а также описание основных форм и направлений по видам внеурочной деятельности: участие в школьном театре, самодеятельности и др.

5) В разделе «Мои достижения» размещаются грамоты, дипломы, сертификаты, благодарственные письма.

6) Раздел «Отзывы и пожелания» содержит тексты заключений, рецензий, отзывов, резюме, эссе, рекомендательных писем, представленные учителями, родителями, одноклассниками, педагогами дополнительного образования, а также письменный анализ самого школьника своей конкретной деятельности и ее результатов.

4. Порядок формирования портфолио

4.1. Портфолио учащегося является одной из составляющих системы оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы и играет важную роль при переходе ребенка на следующую ступень обучения для определения вектора его дальнейшего развития и обучения.

С 1 по 4 классы (начальная школа) портфолио служит для сбора информации о продвижении в учебной деятельности учащихся и подготовки карты представления ученика при переходе на вторую ступень обучения.

С 5 по 9 классы (основная школа) портфолио позволяет собрать информацию об образовательных достижениях учащихся, о повышении их социальной активности, об уровне осознания своих целей и возможностей.

С 10 по 11 классы (средняя школа) портфолио является инструментом создания индивидуальной образовательной траектории учащихся, позволяет отразить способы и результаты профилизации учащихся 10-11-х классов, содержит информацию об изучаемых предметах и курсах, практиках, проектно-исследовательской деятельности, служит дополнением к результатам ЕГЭ или иным формам экзаменов при поступлении в ВУЗы.

4.2. Портфолио хранится в Школе в течение всего времени пребывания ребенка в ней и оформляется в папке-накопителе с файлами на бумажных носителях, также может сохраняться и в электронном виде. При переводе ребенка в другое образовательное учреждение портфолио выдается на руки родителям (законным представителям) вместе с личным делом ребенка.

4.3. В формировании Портфолио участвуют учащиеся, классные руководители, учителя-предметники, педагог-психолог, педагоги дополнительного образования, администрация школы, родители (законные представители).

5.Составители портфолио и их функциональные обязанности

5.1.Составителями портфолио являются учащиеся, их родители (Законные прдставители), классный руководитель, учителя-предметники, педагог-психолог, педагоги дополнительного образования и администрация школы.

5.2.Обязанности учащегося:

оформляет портфолио в соответствии с принятой в школе структурой; все записи ведет аккуратно, самостоятельно и систематически, в конце года самостоятельно или с помощью учителя и родителей проводит анализ личных достижений в различных видах деятельности и намечает планы действий с учетом имеющихся результатов; имеет право включать в накопительную папку дополнительные разделы, материалы, элементы оформления, отражающие его индивидуальность.

5.3.Обязанности родителей (законных представителей): помогают в оформлении портфолио и осуществляют контроль за его пополнением.

5.4.Обязанности классного руководителя:

является консультантом и помощником, в основе деятельности которого – сотрудничество, определение направленного поиска, обучение основам ведения портфолио; организует воспитательную работу с учащимися, направленную на их личностное самоопределение; осуществляет посредническую деятельность между учащимися, учителями-предметниками и педагогами дополнительного образования; осуществляет контроль пополнения учащимися портфолио.

Классный руководитель оформляет итоговые документы на основании сертифицированных материалов, представленных в портфолио, и несёт ответственность за достоверность информации, представленной в итоговом документе.

5.5.Обязанности учителей-предметников, педагога-психолога, педагогов дополнительного образования:

проводят информационную работу с учащимися и их родителями (законными представителями) по формированию портфолио; предоставляют учащимся сферу деятельности для накопления материалов; организуют проведение олимпиад, конкурсов, конференций по предмету или образовательной области; разрабатывают и внедряют систему поощрений за урочную и внеурочную деятельность по предмету; проводят экспертизу представленных работ по предмету и пишут рецензии, отзывы на учебные работы.

5.6.Обязанности администрации Школы:

заместитель директора по учебно-воспитательной работе разрабатывает нормативно-правовую базу, обеспечивающую ведение портфолио, организует работу и осуществляет контроль за деятельностью педагогического коллектива по реализации технологии портфолио в образовательном процессе Школы и несёт ответственность за достоверность сведений, входящих в портфолио по интеллектуальному направлению.

заместитель директора по воспитательной работе разрабатывает нормативно-правовую базу, обеспечивающую ведение портфолио, а также распределяет обязанности участников образовательного процесса по различным направлениям деятельности, организует работу и осуществляет контроль за деятельностью педагогического коллектива по реализации технологии портфолио в образовательном процессе Школы и несёт ответственность за достоверность сведений, входящих в портфолио.

 директор учебного заведения утверждает нормативно-правовую базу, обеспечивающую ведение портфолио, а также распределяет обязанности участников образовательного процесса по направлениям деятельности; создает условия для мотивации педагогов к работе по новой системе оценивания и осуществляет общее руководство деятельностью педагогического коллектива по реализации технологии портфолио в практике работы Школы.

6. Анализ портфолио, критерии его оценки

6.1.Анализ работы над портфолио и исчисление итоговой оценки проводится классным руководителем 1 раз в полугодие на классном собрании. По результатам анализа педагог отмечает лучшие портфолио учащихся и их достижения в различных видах деятельности (приложение 1). По итогам классного анализа делается сводная ведомость (приложение 2). Сводные ведомости утверждаются директором, заверяется печатью Школы и используются для осуществления внутреннего мониторинга качества образования.

6.2.Оценка Портфолио ведется на критериальной основе с применением уровневого подхода к построению измерителей и представлению результатов (приложение 3).

7. Контроль за соблюдением Положения

Контроль за соблюдением Положения возлагается на администрацию Школы.

Приложение 1

МБОУ «Школа № 6»

Сводная итоговая ведомость

по результатам оценки портфолио учащихся_______ класса

за 201..-201.. учебный год

ФИО ребёнка

Показатели

Итого

Учебная деятельность

Достижения в олимпиадах, проектах, конференциях

Спортивные достижения

Творческие достижения

Классный руководитель________________________

Приложение 2

МБОУ «Школа № 6»

Сводная итоговая ведомость

по результатам оценки портфолио учащегося

начальной школы

Показатель

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

I п

II п

год

I п

II п

год

I п

II п

год

I п

II п

год

1

Учебная деятельность

2

Достижения в олимпиадах, проектах, конференциях

3

Спортивные достижения

4

Творческие достижения

Итого

Приложение № 3

Критерии оценки достижений учащихся по материалам портфолио

Показатели

Измерители

Результат – балл

Учебная

деятельность

Предметные результаты (средний балл годовых оценок)

«5» – 5 +1 (губернаторский стипендиат)

«5-4» – 4 б

«4» – 3 б

«4-3» – 2 б.

6

4

3

2

Мониторинг УУД

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

5

4

3

Олимпиады,

проекты,

конференции

Школьные:

Победитель

Призер

Участник

3

2

1

Муниципальные:

Победитель

Призер

Участник

5

4

3

Региональные

Победитель

Призер

Участник

7

6

5

Всероссийские:

Победитель

Призёр

Участник

9

8

7

Международная:

Победитель и призёр

10

Спортивные достижения.

Школьные соревнования:

Победитель

Призёр

Участник

3

2

1

Муниципальные соревнования, спартакиады:

Победитель

Призёр

Участник

5

4

3

Региональные соревнования, спартакиады:

Победитель

Призер

Участник

7

6

5

Всероссийские соревнования, спартакиады:

Победитель

Призёр

Участник

9

8

7

Международные соревнования:

Победитель и призёр

10

Творческие достижения

Школьные конкурсы, фестивали, выставки:

Победитель

Призёр

Участник

3

2

1

Муниципальные конкурсы, фестивали, выставки:

Победитель

Призёр

Участник

5

4

3

Региональные конкурсы, фестивали, выставки:

Победитель

Призёр

Участник

7

6

5

infourok.ru

« Портфолио, как современная эффективная форма оценивания достижений ученика»

Министерство образования и науки Самарской области

Государственное автономное образовательное учреждение

дополнительного профессионального образования

(повышение квалификации) специалистов

Самарский областной институт повышения квалификации и

переподготовки работников образования

Итоговая работа

на тему:

« Портфолио, как современная эффективная форма

оценивания достижений ученика»

Курсы повышения квалификации по ИОЧ

ВБ: 07.04.2014г. 11.04.2014г.

«Формы контрольно-измерительных материалов для оценки достижения планируемых результатов начального общего образования»

Наименование курсов

Выполнила:

Владимирова Людмила Борисовна

учитель начальных классов

ГБОУ СОШ №2 «ОЦ»г.Нефтегорска

Самара 2014г.

I .Введение

Актуальность проблемы

Изменения, происходящие в жизни нашего общества, выражаются в демократизации различных ее сфер, повышении активности и личной ответственности каждого члена общества, объективно порождают общественную потребность в модернизации образования. Новые подходы к модернизации образования исходят из гуманистической парадигмы в организации образовательного процесса, предполагающего обеспечение возможности выбора и самоопределения каждого его участника, субъект-субъектных взаимоотношений учителя и обучающихся. Очевидно, такое образование может осуществить только высококвалифицированный, творчески работающий, социально активный учитель, ориентированный на гуманистические ценности. Переход школ в режим инновационного развития, прогресс педагогических и информационных технологий и другие нововведения значительно повысили требования к профессиональной компетентности учителя, уровень которой отражает соответствующая квалификационная категория, присвоенная в процессе аттестации. 

Сегодня существует много подходов к формированию навыков рефлексии (самооценки) у обучающихся. Школьника не загонишь в формулу «знания — умения — навыки», и нет инструмента, которым можно измерить все благородство души, неповторимые моменты творчества в повторяющемся учебном процессе.

Выбор темы обусловлен требованиями стандарта и уникальных требований конкретной начальной школы г. Нефтегорска, определяемых ее традициями, укладом и сложившейся средой.  

У школьника должно быть «досье успехов», в котором отражается все радостное, интересное и достойное из того, что происходит в его жизни. Таким «досье успехов» может стать «портфолио».

Актуальность портфолио обусловлена существенными недостатками традиционной системы оценивания: неполнота, ограниченность, игнорирование учета психофизиологических возможностей различных групп обучающихся. Вместе с тем в оценивании все большее значение уделяется продуктивным методам, рассчитанным на самостоятельную поисковую деятельность. При этом используются критерии анализа, самоанализа, развиваются творческие способности.

Цель работы

Работа над темой «Портфолио, как современная эффективная форма оценивания достижений ученика» – это прежде всего возможность для ведения диалога по поводу планируемых и достигнутых результатов обучения, возможность дать несколько советов и рекомендаций, которые позволят лучше понять роль и смысл работы с портфолио в повседневной работе учителя,

теоретическое и практическое обоснование научно-методического портфолио обучающегося как условия его профессионального становления.

Задачи:

  1. изучить литературу о создании портфолио;

  2. рассмотреть способы создания портфолио и выбрать наиболее оптимальный вариант для ученика начальной школы;

  3. создать портфолио, подобрать материалы для его наполнения;

  4. сделать выводы согласно выдвинутой гипотезе.

I. Положение о портфолио ученика начальной школы.

1.Общие положения.

1.1. Настоящее Положение о портфолио обучающихся ГБОУ СОШ № 2 г.Нефтегорска разработано в целях создания условий для введения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, реализации комплексного проекта модернизации образования в Самарской области по направлению «Развитие региональной системы оценки качества образования».

1.2. Портфолио – это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных образовательных достижений обучающихся в определенный период его обучения со 2 по 11 классы.

1.3. Портфолио (индивидуальная накопительная оценка) – это комплект документов, представляющий совокупность сертифицированных или несертифицированных индивидуальных достижений, способ фиксирования индивидуализированных оценок и самооценивания, который является основой для определения образовательного рейтинга выпускника начальной школы.

1.4. Портфолио – коллекция работ и результатов учащегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс, достижения в различных областях.

1.5. Портфолио дополняет традиционно контрольно – оценочные средства, включая итоговую и промежуточную аттестацию. Оценка тех или иных достижений (результатов), входящих в портфолио может быть как качественной, так и количественной.

1.6. Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учеником в разнообразных видах деятельности – учебной, творческой, социальной, коммуникативной и других и является важным элементом практикоориентированного, деятельностного подхода к образованию. Способствует развитию осознанного образования учащимися, развитию само – и взаимооценивания, нацеливает учащихся на саморазвитие, самообразование.

1.7. Портфолио способствует формированию самостоятельности мышления обучающегося.

 2. Цель портфолио

Отчёт по процессу образования обучающегося, образовательный результат учащегося в целостном контексте, обеспечение отслеживания его прогресса, демонстрация его способности практического применения знаний и умений.

3. Задачи портфолио

3.1. Поддерживать и поощрять высокую учебную мотивацию школьников;

3.2. Развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности школьников;

3.3. Выявлять существующий уровень сформированности умений и совершенствовать их путём внесения коррекции в учебный процесс;

3.4. Формировать умения учиться ставить цели, планировать, организовывать, контролировать собственную учебную деятельность, делать отчет об индивидуальных образовательных достижениях.

3.5. Содействовать индивидуализации (персонализации) образования обучающихся;

3.6. Содействовать дальнейшей успешной социализации обучающихся.

4. Функции портфолио ученика

4.1. Повышение образовательной активности обучающихся, уровня осознания ими своих целей и возможностей.

4.2. Способствование выбору выпускником дальнейшего направления образования (математический класс, классический класс, профильный класс)

5. Время ведения портфолио

5.1. В школе устанавливается период времени, который отводится для организации работы по созданию накопительной папки и ознакомлению учащихся и их родителей (законных представителей) с правилами работы с портфолио – 1 триместр учебного года.

5.2. Ведение портфолио рекомендуется каждому ученику школы со 2 класса и предполагает представление отчета по процессу образования ученика, видение «картины» значимых образовательных результатов в целом, обеспечение отслеживания его индивидуального прогресса в широком образовательном контексте, демонстрацию его способностей практически применять приобретенные знания и умения по итогам учебного года и по итогам ступени обучения.

6. Структура портфолио

Содержание портфолио

Титульный лист

  1. Фамилия

  2. Имя

  3. Отчество

  4. Контактная информация

  5. Фото ученика.

Раздел 1. «Мой мир»

  1. Автобиография (фото, эссе)

  2. Мой характер, мои дела, любимые занятия.

  3. Я в школе (моя школа, любимые учителя и лучшие друзья в школе, любимые предметы)

  4. Моя семья (рассказ о членах семьи, рассказ о своей семье).

  5. Мои друзья (фотографии друзей, информация об их интересах, увлечениях).

  6. Мои увлечения

  7. Моя малая родина (рассказ о своём родном городе, о его интересных местах, схема маршрута от дома до школы, составленная ребёнком совместно с родителями, важно отметить в ней опасные места (пересечения дорог, светофоры).

Раздел 2 – «Мои цели»

  1. Мои образовательные планы на год (урочная и внеурочная деятельность)

  2. Сведения о занятости в кружках, секциях, клубах

  3. Табличка продвижения к цели

  4. Лестница успеха

Раздел 3 – «Социальная практика»

1. Сведения о поручениях. (Оформить этот раздел можно с использованием фотографий и кратких сообщений на тему: выпуск стенгазеты, участие в субботниках, выступление на торжественной линейке и т. д.)

2. Данные обо всех видах социальной практики учащихся во внеурочной деятельности (социальные проекты, оказание помощи нуждающимся и т. п.).

Раздел 4 – «Мои достижения»

  1. «Творческие работы» (стихи, рисунки, сказки, фотографии поделок, копии рисунков, принимавших участие в конкурсах и т. д.)

  2. «Награды» (грамоты, дипломы, благодарственные письма и т.д.)

  3. Участие в олимпиадах и интеллектуальных играх

  4. Участие в спортивных конкурсах и соревнованиях, школьных и классных праздниках и мероприятиях и пр.

  5. Сведения об участии в проектной деятельности

(Материалы этого блока позволяют выстраивать рейтинг индивидуальных результатов, рейтинг достижений, отслеживать динамику изменения результатов обучения.)

Раздел 5 – «Мои впечатления»

Сведения о посещении театра, выставки, музея, школьного праздника, похода, экскурсии.

Раздел 6 – «Рабочие материалы»

(все письменные работы, диагностические работы)

  1. Русский язык

  2. Математика

  3. Мир вокруг нас

  4. Литературное чтение

  5. Иностранный язык

Раздел 7 – «Отзывы и пожелания»

(в произвольной форме)

  1. Учителей

  2. Родителей

  3. Педагогов дополнительного образования

7. Оформление портфолио

7.1. Рабочую папку (портфолио) учащийся оформляет в соответствии с принятой в школе комплексной структурой, согласно содержанию. Обучающийся имеет право (по своему усмотрению) включать в папку с файлами и (или) в электронной форме дополнительные разделы, материалы, элементы оформления и т. п., отражающие его индивидуальность.

7.2. При формировании портфолио соблюдается принцип добровольности

7.3. При оформлении портфолио должны соблюдаться следующие требования:

–       систематичность и регулярность ведения портфолио;

–       достоверность сведений, представленных в портфолио;

–       аккуратность и эстетичность оформления;

–       разборчивость при ведении записей

–       целостность и эстетическая завершенность представленных материалов;

–       наглядность.

7.4. Индивидуальные образовательные достижения обучающегося и все необходимые сведения фиксируются в портфолио в течение года.

7.5. В конце учебного года проводится анализ портфолио и исчисление итоговой оценки (рейтинга) личных достижений обучающегося в образовательной деятельности на основе ранжирования индивидуальных образовательных результатов.

7.6. Анализ портфолио и исчисление итоговой оценки производится экспертной группой, назначенной приказом директора ОУ. В состав экспертной группы в обязательном порядке входит классный руководитель, а также представители родительского комитета класса, классного актива и администрации школы

7.7. Сводное портфолио заполняется классным руководителем с выставлением итогового балла образовательного рейтинга выпускника школы. Исправления в бланке портфолио не допускаются.

7.8. Сводная итоговая ведомость портфолио заверяется подписью директора школы и печатью школы.

8. Функциональные обязанности участников образовательного процесса при ведении портфолио

8.1. В формировании портфолио участвуют обучающиеся, родители обучающихся, классный руководитель, учителя-предметники, педагог-психолог, социальный педагог, педагоги дополнительного образования, заместители директора ОУ.

8.2. При формировании портфолио функциональные обязанности между участниками образовательного процесса распределяются следующим образом:

1) Обучающийся ведет работу по формированию и заполнению портфолио;

2) Директор школы разрабатывает и утверждает нормативную правовую базу, обеспечивающую ведение портфолио; распределяет обязанности участников образовательного процесса по данному направлению деятельности; создает условия для мотивации педагогических работников к работе по новой системе оценивания; осуществляет общее руководство деятельностью педагогического коллектива по реализации технологии портфолио в практике работы школы;

3) Заместитель директора по УВР организует работу по реализации в практике работы школы технологии портфолио как метода оценивания индивидуальных образовательных достижений обучающихся; осуществляет контроль за деятельностью педагогического коллектива по реализации технологии портфолио в школе.

4) Классный руководитель оказывает помощь обучающимся в процессе формирования портфолио. Проводит информационную работу по формированию портфолио с учащимися и их родителями. Осуществляет посредническую функцию между обучающимися и учителями, педагогами дополнительного образования, представителями социума в целях пополнения портфолио; осуществляет контроль за пополнением обучающимися портфолио; обеспечивает обучающихся необходимыми формами, бланками, рекомендациями; организует воспитательную систему с обучающимися, направленную на личностное самоопределение обучающихся.

6) Педагог-психолог проводит индивидуальную психодиагностику; ведут коррекционно-развивающую и консультативную работу.

7) Родители (законные представители) оказывают помощь в оформлении папки, в структурировании содержания папки, принимают участие в подготовке и проведении презентации портфолио, в его анализе и оценивании.

9. Ранжирование результатов, помещенных в портфолио

9.1. Ранжирование результатов участия в олимпиадах, конкурсах, соревнованиях, конференциях:

–       федеральный уровень: победитель – 10 баллов; призер – 8 баллов; участник – 3 балла;

–       региональный уровень: победитель – 6 баллов; призер – 5 баллов; участник – 2 балла;

–       муниципальный уровень: победитель – 4 балла, призер – 3 балла; участник – 1 балл;

–       школьный уровень: победитель, призер – 2 балла; участник – 1 балл;

–       классный уровень: победитель, призер – 1 балл.

9.2. Ранжирование результатов, подтверждающих обучение (завершение обучения) в учреждениях дополнительного образования детей, получение образования в рамках сетевых образовательных ресурсов, получение образования (обучение) в дистанционной форме, прохождение независимых тестирований (сертификационных экзаменов) осуществляется следующим образом:

–  сертификаты учреждений дополнительного образования, образовательных фондов, культурно-спортивных и общественных организаций и т.д. – 2 балла за каждый сертификат;

9.3. Порядок ранжирования материалов

I.      Результаты итоговой аттестации

Экзамен

Наименование предмета

Балл

Подпись ответственного лица

Обязательные

русский язык

математика

Литературное чтение

Окружающий мир

Сумма баллов

II.    Олимпиады

Уровень

международный, всероссийский, областной, районный, школьный)

Предмет

Занятое место

Балл

Подпись ответственного лица

ИТОГО

III.  Конкурсы

Уровень

(международный, всероссийский, областной, районный, школьный)

Предмет

Занятое место

Балл

Подпись ответственного лица

ИТОГО

IV.  Исследовательская деятельность

Уровень

(международный, всероссийский, областной, районный, школьный)

Наличие грамот, дипломов и т.п.

Балл

Подпись ответственного лица

ИТОГО

V.  Дополнительное образование

Название программы дополнительного образования

Место прохождения

Реферат, исследовательская работа

Балл

Подпись ответственного лица

Наличие

Защита

ИТОГО

VI. Отчеты и рекомендации

Вид

Отметка о наличии

Подпись

Резюме

Обязательно

Письменные рекомендации научных руководителей

желательно

Классный руководитель ___________________

Директор школы:______________ (______________)

М.П.

«_____»___________________________200_______год

Критерии оценок документов, входящих в портфолио

РАЗДЕЛ I

п./п.

Название документа

Соответствующие профилю

Не соответствующие профилю

Школьные

Районные

Областные

Баллы

1

Результаты итоговой аттестации.

Экзамен 1

До 5 бал

Экзамен 2

До 5 бал

2

Сертификаты

2

1

3

Грамоты за успехи в изучении отдельных предметов

2

1

4.

Грамоты системы дополнительного образования

1

2

3

4

5.

Другие грамоты

1

2

3

4

РАЗДЕЛ II

1.

Участие в проектных, исследовательских работах

1

2

3

4

2.

Участие в конференциях, конкурсах, соревнованиях, концертах, выставках

1

2

3

4

3.

Участие в работе факультативов, кружков, секций

+

2 (за каждый)

1

4.

Участие в олимпиадах

1

2

3

1

8.

Призеры олимпиад

1

2

3

РАЗДЕЛ III

1.

Автобиография, отзывы, эссе, резюме собственных достижений

1 (за каждое)

2.

Презентация портфолио

До 3

Портфолио работ – собрание формальных и творческих работ , выполненных в ходе обязательных учебных занятий по всем изучаемым предметам, а также в ходе посещаемых ребенком факультативных учебных занятий, реализуемых в рамках образовательной программы школы. Обязательной составляющей являются материалы стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по отдельным предметам. Также могут быть представлены творческие, проектные и исследовательские работы, материалы, свидетельствующие о достижениях в различных видах деятельности.

Примерами таких работ по русскому языку и литературному чтению могут быть:

  • диктанты и изложения, сочинения на заданную тему, аудиозаписи монологических и диалогических высказываний, «дневники читатля», иллюстрированные авторские работы детей, материалы их самоанализа и рефлексии;

№ п/п

Ф.И. ученика

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Способ чтения

темп

Осознан-
ность

Способ чтения

темп

Осознан-
ность

Способ чтения

темп

Осознан-
ность

темп

Осознан-
ность

Вырази-
тельность

Способ чтения: Б- буквами, ПС- по слогам, СС – слог + слово, ЦС – целыми словами.

№ п/п

Название темы

Название книги автор

Главные герои

Краткое содержание

1

Детский журнал

 

 

 

2

Сказки

 

 

 

3

Рассказы-загадки

 

 

 

4

Стихи об осени

 

 

 

5

Русские писатели

 

 

 

6

Книги о знаменитых людях

 

 

 

7

Книги о родном посёлке, его прошлом и настоящем

 

 

 

8

Книги о путешествиях и путешественников

 

 

 

9

Писатель и его книги

 

 

 

10

Твоя любимая книга

 

 

 

11

Книги о ратных подвигах родного народа

 

 

 

12

Книги о природе

 

 

 

13

Книги о хлебе

 

 

 

14

Рассказы о писателях

 

 

 

15

“Родные поэты”

 

 

 

16

Детская приключенческая литература

 

 

 

17

Сказки других народов

 

 

 

Заключение.

Итак, портфолио должно отражать индивидуальный процесс познания учеником окружающего мира, осуществляемый не по требованию учителей и школьной программы, а по личным склонностям и интересам. Поэтому основная часть портфолио должна быть представлена не только отчетами об участии в школьных и иных мероприятиях, заверенных соответствующими дипломами и грамотами. Прежде всего, портфолио должно помогать процессу самообразования ученика, формировать умение самому учиться. Поэтому при создании сайта-портфолио основная его часть должна быть представлена как портфолио работ.

Литература

1.     Гладкая И.В. Оценка образовательных результатов школьников: Учебно-методическое пособие / под общ. ред. А.П. Тряпициной. СПб.: КАРО, 2008.

2.     Гринченко И.С. Современные средства оценивания результатов обучения: учебно-методическое пособие. М.: УЦ Перспектива, 2008.

3.     Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / под ред. А.Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2008.

4.      Котова С.А., Прокопеня Г.В. Система портфолио для новой школы. // Народное образование. 2010. (В ближайшее время выйдет очередной номер журнала с этой статьей.)

5.     Новые формы оценивания образовательных результатов учащихся: Учебно-методическое пособие для администраторов и педагогов общеобразовательной школы. СПб.: КАРО, 2006.

6.     О системе оценивания учебных достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения в общеобразовательных учреждениях, участвующих в эксперименте по совершенствованию структуры и содержания общего образования. Письмо Минобразования России от 03.06.2003 г. № 13-51-120/13.

7.     Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы. Письмо Минобразования России от 25.09.2000г. № 2021 / 11–13

8.     Образовательные технологии: сб. материалов. М.: Баласс, 2008.

9.     Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий: в 2 ч. Ч. 1 / под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. М.: Просвещение, 2009.

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *