Проф квалификация повышение – —

Содержание

Повышение – профессиональная квалификация – Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 1

Повышение – профессиональная квалификация

Cтраница 1

Систематически организованное повышение профессиональной квалификации стимулирует пересмотр планов, связанных с работой и профессией. Повышение профессиональной квалификации позволяет снимать напряженность и тревожность личности, связанные с профессиональными трудностями, способствует формированию у человека высокой самооценки и основанной на ней большей уверенности в своих возможностях. Это в свою очередь приводит к повышению значимости в жизненных планах работы как сферы удовлетворения важнейших социальных потребностей.  [1]

Таким образом, при повышении профессиональной квалификации просьба работника о переводе его на другую работу должна быть рассмотрена администрацией с должным пониманием, поскольку государство заинтересовано в наиболее целесообразном использовании трудящихся.  [2]

Это звание предназначено для расширения знаний и повышения профессиональной квалификации специалистов по финансовому планированию и агентов по страхованию жизни. Оно присваивается при условии успешного окончания курса обучения, состоящего из 10 частей и посвященного основам финансового консалтинга, инвестиционного управления и персонального финансового управления. Данный курс может быть пройден самостоятельно или посредством посещения занятий, организуемых либо отделениями Американского общества дипломированных финансовых консультантов, либо связанным с ними колледжем или университетом.  [3]

Принуждение есть угроза лишить работы, продвижения, повышения профессиональной квалификации, повышения заработной платы или назначения на новую должность с целью получения согласия на перемены.  [4]

Это звание специально предусмотрено для расширения знаний и

повышения профессиональной квалификации специалистов по страхованию жизни. Большинство, но не все из соискателей и обладателей данного звания, являются также лицензированными страховыми агентами или брокерами. Звание CLU присваивается только в случае успешного окончания курса обучения, состоящего из 10 частей и посвященного основам экономических наук, финансов, налогообложения, инвестиций и другим вопросам управления рисками в применении к страхованию жизни. Данный курс может быть пройден самостоятельно или посредством посещения занятий, организуемых отделениями Американского общества дипломированных специалистов по страхованию жизни либо связанным с ними колледжем или университетом.  [5]

Всемерно содействовать населению в получении литературы, необходимой для повышения профессиональной квалификации.  [6]

Локти иногда проявляют себя в непомерном увлечении такими занятиями, как учеба,

повышение профессиональной квалификации и курсы самосовершенствования. В отдельных случаях, особенно в небольших иерархиях, такого рода занятия могут привести к повышению компетентности – настолько, что это скажется на ускорении служебного роста.  [7]

Цели, поставленные в форме необходимости прохождения специальных курсов, получения сертификатов и повышения профессиональной квалификации, связаны и с интересами работы, и с интересами работников.  [8]

Помощь в определении работы как ведущего объекта планирования будущего должна осуществляться в следующих формах: профессиональная ориентация и переориентация; профессиональное обучение; повышение профессиональной квалификации; обеспечение благоприятных условий для должностного и профессионального роста.  [9]

Меры, подпадающие под эту категорию, обычно направлены на профессиональную подготовку и повышение образовательного уровня, а также включают в себя разъяснительную работу и программы повышения профессиональной квалификации.  [10]

Системе должны быть отработаны критерии определения профессиональной квалификации по трупам наиболее массовых профессий работников и условия предоставления более высокооплачиваемой должности или работы в зависимости от результатов повышения профессиональной квалификации.  [11]

Первым объединением научных и практических работников учета, анализа и аудита на не зависящей от государства основе стала Ассоциация бухгалтеров и аудиторов Содружество ( АБиАС), созданная в 1989 г. АбиАС представлена в качестве члена-наблюдателя в Международной федерации бухгалтеров и аудиторов, является членом Европейской ассоциации бухгалтеров, Международного координационного совета по методологии бухгалтерского учета и отчетности стран СНГ и уделяет большое внимание развитию экономической науки,

повышению профессиональной квалификации бухгалтеров и аудиторов России.  [12]

На практике используют следующие методы уменьшения или устранения сопротивления: 1) передача Информации включает открытое обсуждение мероприятий, беседы, выступления перед группой, доклады; 2) привлечение подчиненных к принятию решений дает возможность сотрудникам выразить свое отношение к новшествам; 3) облегчение и поддержка сотрудников при переменах – это и эмоциональная поддержка руководителей, и дополнительное время отдыха после напряженного периода, и обучение, направленное на повышение квалификации сотрудников; 4) переговоры для обеспечения одобрения новшеств, которые подразумевают, что в обмен на согласие сопротивляющихся им предлагаются материальное вознаграждение или иные стимулы; 5) кооптация – это предоставление лицу, которое может оказать сопротивление переменам, ведущей роли в принятии решений о введении новшеств и в их осуществлении – например, сотрудник, который настроен против новой техники, вводится в состав комиссии, определяющей, какую новую технику закупать; 6) маневрирование – случается, руководитель представляет предложение сотрудникам, якобы уже одобренное руководством, а потом, заручившись их согласием, представляет его начальству; 7) принуждение – это угроза лишить работы, продвижения,

повышения профессиональной квалификации, повышения заработной платы с целью получения согласия на перемены.  [13]

Систематически организованное повышение профессиональной квалификации стимулирует пересмотр планов, связанных с работой и профессией. Повышение профессиональной квалификации позволяет снимать напряженность и тревожность личности, связанные с профессиональными трудностями, способствует формированию у человека высокой самооценки и основанной на ней большей уверенности в своих возможностях. Это в свою очередь приводит к повышению значимости в жизненных планах работы как сферы удовлетворения важнейших социальных потребностей.  [14]

В результате падения значимости мотивов труда для других происходит снижение профессиональных качеств работников. Забота о повышении профессиональной квалификации уходит на второй план, поскольку потребительские свойства производимой продукции не имеют для работников особого смысла, так как не связаны с удовлетворением собственных потребностей.  [15]

Страницы:      1    2

www.ngpedia.ru

4.4. Повышение профессиональной квалификации и переквалификация. Профессиональная обучаемость

Ни одно учебное заведение не может обеспечить подготовку специалиста на длительный срок по причине стремительного развития науки и техники. Используется единица устаревания знаний специалиста – «период полураспада профессиональной компетентности» (3, с.87). Поэтому человек с необходимостью должен включаться в систему непрерывного образования, которая имеет разные формы – послевузовское и последипломное профессиональное образование, повышение квалификации, а также дополнительное образование для удовлетворения непрофессиональных потребностей человека (эстетических, эко логических и др.).

Повышение квалификации относится к системе образования взрослых. Образование взрослых изучает педагогическая наука андрогогика – теория обучения взрослых (5), а также психология обучения взрослых (11). Наука об обучении взрослых исходит из положений: ведущая роль в процессе обучения принадлежит самому взрослому, обучение происходит в процессе совместной деятельности обучающихся с обучающем (5, с 61). Предполагается, что взрослый обучающийся обладает следующими психическими качествами: осознает себя как самостоятельная самоуправляемая личность; обладает запасом жизненного, профессионального, специального опыта, который является важным источником его обучения; стремится с помощью учебы решить свои жизненно важные проблемы и достичь конкретных целей; стремится к безотлагательной реализации полученных в обучении знаний, умений, навыков и качеств и др. (там же). Образование взрослого выполняет по отношению к нему роль социальной защиты, ибо образованный человек приобретает большую внутреннюю свободу действий, решений, поступков, менее привязан к среде, меньше скован стереотипами и предрассудками, более мобилен (22, с. 16).

Из своеобразия взрослых обучающихся вытекают психологические задачи системы повышения профессиональной квалификации: обновить знания слушателей, преодолевая разрыв между ранее полученной профессиональной подготовкой и новыми требованиями производства; перестроить устаревшие установки (15), профессиональные менталитеты, сложившиеся в опыте обучающегося стереотипы и штампы, помочь посмотреть на свой опыт с современной точки зрения; стимулировать мотивацию к дальнейшему профессиональному саморазвитию; помочь преодолеть ошибки накопленного практического опыта

и сложившиеся там профессиональные деформации личности, например, эмоциональное истощение; осуществить по возможности специальную реабилитацию, выправление социального травматизма (22), вооружив взрослого человека средствами и способами своего профессионального и духовного восстановления; помочь взрослому обучающемуся учесть чужой опыт профессиональной деятельности и переплавить его в свой индивидуальный профеcсиональный опыт, на основе чего проектировать свой дальнейший профессиональный рост; помочь взрослому слушателю осуществить профессиональную диагностику и самодиагностику уровня своего профессионализма, увидеть свое профессиональное развитие в целом и ту точку, на которой человек находится в настоящее время; научить взрослого специалиста постоянно учитывать интересы потребителя результатов своей профессиональной деятельности, например, педагога – учету интересов школьников и их родителей, а также запросов общества.

Эти задачи повышения профессиональной квалификации определяют и ее механизмы, способы. Психологическим механизмом повышения квалификации является перестраивание уже сложившейся профессиональной деятельности: включение нового действия в состав сформированной деятельности, нового модуля профессии или новых профессиональных задач в структуру профессиональной деятельности; замена одного действия, приема другими; изменение мотивационных установок или придание им нового смысла; изменение профессиональных самооценок. Повышение квалификации – это до-формирование или переформирование профессиональной деятельности, профессионального общения, личностных качеств, овладение новыми способами решения профессиональных проблем и новыми приемами профессионального мышления, преодоление негативных установок и тормозящего влияния прошлого опыта, если оно было, изменение мотивационной и операциональной сферы профессиональной деятельности, становление самого человека как субъекта повышения квалификации. Способами повышения квалификации являются реформирование, перестраивание самой профессиональной среды, для чего привлечение к повы-шению квалификации не отдельного специалиста, а по возможности одновременно всех членов профессионального коллектива, что облегчает послекур-совую адаптацию специалиста к реальных условиям профессиональной жизни, создает условия для того, чтобы, возвращаясь из учреждения повышения квалификации, специалист мог использовать новые знания и умения в кругу единомышленников.

Результатами успешного процесса повышения квалификации является усиление потребности в дальнейшем непрерывном образовании, преобразование профессиональной деятельности с реальным использованием в ней новых знаний и приемов, а также длительность использования новых знаний. Важным результатом является также более точное представление о себе как о специалисте и профессионале, усиление авторства своей дальнейшей профессиональной жизни, рефлексия на новые проблемы в профессии и себя в профессии, рефлексия на сам процесс повышения квалификации, удовлетворенность его результатами, сохранение собственной индивидуальности при усвоении чужого опыта.

Все чаще в последнее время человеку приходится сталкиваться с задачей переквалификации, связанной с ориентацией на другую профессию или на другую специальность в рамках профессии. В зарубежной литературе отмечается распространенность таких отрезков профессиональной жизни как начало работы, окончание короткого периода занятости, затем безработица, дальнейшее профессиональное совершенствование, доучивание, изменение области специализации или смена профессии, повторное профессиональное обучение (14). В современных условиях каждый человек реально может столкнуться с вынужденной сменой профессии, что требует подготовленности человека к ситуациям профессиональной переориентации (14), к успешным действиям в условиях динамичного рынка труда.

Выявлено, что переход от одной профессиональной деятельности к другой в зрелом возрасте имеет ряд существенных отличий от первичного профессионального самоопределения в подростковом возрасте, ибо у взрослого человека уже есть опыт профессиональной деятельности, определенные знания, умения, а главное – профессиональные качества личности (14, с. 82). Этот наличный профессиональный опыт человека необходимо использовать. Вместе с тем в ряде случаев наблюдается снижение готовности человека к изменению умений, качеств в соответствии с новыми требованиями профессии. В целом ранее сложившийся опыт, профессионализм позволяют компенсировать снижение потенциала развития личности (там же, с. 83). Как отмечалось выше, в зрелом возрасте могут сложиться не только механизмы компенсации, но и качественно новые позитивные профессиональные качества (профессиональная смысловая память, приемы профессионального мышления, мудрость и др.). Очень важно помочь взрослому человеку при переходе к новой профессиональной деятельности найти формы полной или частичной реализации его прошлого опыта, личности и индивидуальности.

Переход к новой профессиональной деятельности – сложный многошаговый процесс. Ему могут предшествовать ряд признаков (14, с. 84): снижение адаптивности к среде, повышенная психическая напряженность, неадекватность самооценки, снижение работоспособности, повышенная чувствительность к внешним воздействиям, что зачастую приводит к завершению работы на предыдущем месте. До фактической потери работы, отмечает автор, человек переживает отрицательные профессиональные ожидания, возрастает тревожность, отдаленность от сотрудников, которым не грозит увольнение. Начинается перебор возможных вариантов трудоустройства после предполагаемой потери рабочего места (14, с. 84). Возрастает потребность человека в информации и повышенный интерес к советам и рекомендациям. Важно помочь человеку в анализе подобной информации, подсказать, как грамотно ее анализировать, вырабатывать психологическую готовность к потере работы, готовность к активному практическому поиску работы с учетом сложившихся качеств и привычек.

После фактической потери работы важно посоветовать человеку не затягивать процесс поиска новой работы, ибо продолжение безработицы может вызывать ощущение безысходности, привыкания к бездеятельности, апатии (там же, с. 85). Бывает трудно выбрать новую работу, максимально учитывающую способности и интересы человека. Здесь надо предостеречь человека от поспешного случайного стихийного выбора и помочь сделать осознанный самостоятельный выбор.

После перехода на новую работу начинается процесс адаптации к новым условиям, в ходе которого может понадобиться и профессиональная переподготовка. Здесь усиливаются позитивные психические состояния удовлетворенности, оптимизма, устремленности в будущее. Трудности вновь могут возникнуть при переходе к практическому выполнению новой работы, когда отсутствие необходимых знаний, умений и навыков может вызвать новые проявления неудовлетворенности, снижение самооценки. Успешное завершение этого периода, по наблюдению того же автора, характеризуется возрастанием специализации, новых профессиональных качеств, мастерства.

Подчеркивается, что в современных условиях динамичности рынка профессий каждому человеку, даже имеющему работу, надо поддерживать у себя постоянную готовность к смене профессии (14, с. 88), для чего «держать в уме» несколько вариантов возможного трудоустройства, расширять диапазон своих профессиональных возможностей (14, с. 88). Для этого работающим взрослым важно иметь представление о «сквозных» смежных профессиях, формировать у себя стиль реагирования на изменения жизненных обстоятельств и встречающиеся трудности (14, с. 87).

Готовность человека к смене профессий тесно связана с таким важным качеством личности как профессиональная обучаемость. Профессиональная обучаемость – это активное приспособление человека к профессиональной деятельности и к профессиональной среде, способность к быстрому овладению новыми профессиональными знаниями, умениями, психическими качествами. Профессиональная обучаемость это также готовность открытость к переходу на новые уровни профессионализма, это мотивация и постоянная потребность в профессиональном обновлении. Профессиональная обучаемость характеризуется соотношением между показателями сегодняшнего (актуального) профессионального развития человека и его завтрашнего (потенциального) профессионального развития. Профессиональная обучаемость связана с разной степенью упражняемости психических функций у разных людей. Профессиональная обучаемость, видимо, не должна приводить к излишней внушаемости, податливости, повинуемости. Быстрые изменения в мире профессии приводят к тому, что процессы профессиональной переориентации, переучивания, повышения квалификации постоянно сопровождают человека в течение всей его жизни.

studfiles.net

определение, характеристика, оценка, этапы развития и повышения квалификации

Профессия – основной вид деятельности человека в социуме. Это выбор его судьбы, жизненного пути. Она занимает весомое значение в жизни каждого отдельно взятого человека, а также и во всем обществе в целом. Трудовая деятельность связывает все структуры мира в один большой двигатель прогресса на земле.

В современном мире важно не только быть занятым, но и заслужить высшее признание в трудовой деятельности для раскрытия собственного потенциала. Повышение квалификации среди профессионалов поддерживает конкурентоспособность на рынке труда, а также помогает любому специалисту постоянно развивать свои профессиональные качества и достигать карьерных высот.

Понятие «профессионализм»

Профессионализм – это высокий уровень знаний и навыков в определенной области.

Достижение выдающихся результатов в рабочей деятельности, путем применения уже полученного опыта можно также назвать этим термином. Это проявляется в активном профессиональном развитии личности, высокой степени подготовки к трудовым требованиям, систематическом повышении квалификации.

Также данное понятие можно раскрыть в роли мотивационной стороны человека, учитывая его способность к усвоению новых знаний и технологий, практические способности, целевую направленность, оценку личности, профессиональные ценности, эффективность в работе.

Данное понятие характеризует три аспекта, это:

  • Личность специалиста.
  • Профессиональная деятельность.
  • Профессиональное общение.

Профессионализм личности реализуется путем развития необходимых навыков для рабочего процесса, качеством выполнения поставленных перед задач и получения опыта в области ведущей деятельности.

Критерии результативности

Существует трехуровневая оценка градации, соответствующая нормативным критериям уровней квалификации профессионализма, где низший можно назвать учебным (дает представление потенциальных способностей), средний считается основным (установленная норма), а высший будет являться перспективой (дальнейшее развитие). Важно понимать, что с оценкой профессионального уровня связаны внутренние и внешние критерии психологического состояния человека.

Каждую градацию можно разделить на несколько внутренних категорий и сформировать по десятибалльной шкале.

1. Первая группа таких критерий подразумевает результативность в производительности труда. Сюда можно отнести качественность работы и скорость ее выполнения.

2. Во второй группе рассматриваются показатели, при которых выявляется специфика профессии. Например:

  • Умения, знания, навыки, опыт.
  • Сила мотивации.
  • Профессиональная самооценка.
  • Стрессоустойчивость.
  • Особенности профессии.
  • Общее состояние.

Профессиональная самооценка

Уровень профессионализма определяется личностными социальными параметрами по отношению к рабочим задачам. На успешность выполнения деятельности влияют следующие факторы:

  1. Психическое и физическое состояние.
  2. Уровень самооценки.
  3. Адекватная самооценка.
  4. Устойчивость самооценки.
  5. Гибкость самооценки.

Здесь вступает в силу такое понятие, как «саморегуляция». В профессиональной деятельности она направлена на адекватное восприятие ресурсов организма. Любое отклонение от адекватного уровня восприятия отражается не только на работе, но и на состоянии человека.

Физическая тренированность дает возможность расширять сферу активности и приводит к полной адаптации человека к рабочим условиям, определенному уровню эффективности и устойчивой работоспособности. Таким образом, в ходе трудовой деятельности вырабатывается циклический процесс, при котором выявляются слабые и сильные стороны сотрудника, определяется его профпригодность и компетентность.

Стадии профессионализма

Для определения уровня профессионализма выделяется 4 стадии профкомпентности:

1. Человек не осознает свою некомпетентность. Он не обладает необходимыми знаниями и умениями, поэтому не имеет возможности вести деятельность успешно.

Причиной может являться банальная нехватка навыков, когда при дальнейшей профессиональной активности человек получает нужный опыт. В другом случае, личная негативная оценка (неуверенность в своих силах, отсутствие мотивации, повышенная тревожность) стопорит развитие субъекта и не способствует повышению компетентности.

2. Осознаваемая некомпетентность. Человек понимает, что ему требуется профессиональная подготовка для осуществления трудовой деятельности.

3. Осознаваемая компетентность. Формируется четкая структура профессиональных навыков, человек эффективно применяет знания.

4. Неосознаваемая компетентность. Происходит в случае, когда профессионализм становится частью личности. Здесь профессиональность определяется, как принятие единого верного решения даже в критических условиях.

Уровни оценки профессиональных навыков

Уровень квалификации профессионализма – это определение оценки профессиональных умений, знаний, степени ответственности и полномочий в соответствии с профстандартами.

Квалификация определяется, как степень подготовки к специальности или процесс оценки профессиональных возможностей человека.

Оценка уровня профессионализма строится на следующих квалификационных возможностях:

УровниПолномочия и ответственностьНеобходимые навыкиТребования к повышению квалификации
1

Исполнительность под руководством.

Степень личной ответственности.

Реализация стандартных поручений.

Владение базовыми знаниями.

Прохождение первоначального обучения.

Практические умения.

2

Исполнение задач под руководством.

Умение самостоятельно принимать решения.

Выполнение типовых поручений.

Выбор стратегии решения вопроса с учетом нестандартной ситуации.

Понимание основ стандартных заданий на практике

Профессиональная подготовка.

Практические умения.

3

Исполнение задач под руководством.

Планирование результативной методики решения вопроса.

Самостоятельное решение задачи.

Решение основных стандартных задач.

Подбор действенных способов исполнения поставленной задачи.

Решение задач с учетом сложившегося опыта.

Профподготовка, переподготовка, повышение квалификации в срок до 1 года.
4

Исполнение задач под руководством.

Планирование результативных средств решения вопроса.

Самостоятельное решение задачи.

Ответственность за себя и подчиненных сотрудников.

Реализация различных задач, путем использования полученного опыта.

Контроль ситуации, коррекция действий при необходимости.

Решение спец. заданий.

Способность к самостоятельному анализированию.

Требуемое образование. Прохождение программы по подготовке квалифицированного персонала.

Повышение квалификации.

Практические навыки.

5

Участие в принятии решений внутриструктурных задач.

Самостоятельное принятие решений.

Ответственность за себя и подчиненных.

Использование технологических или методических профзнаний.

Умение самостоятельно находить решение в профессиональных вопросах.

Контроль и анализ исполнения заданий.

Прохождение подготовки высоко специализированных кадров. Повышение квалификации, переподготовка.

Добавочное обучение.

6

Самоорганизация собственной деятельности.

Контроль работы подчиненных.

Способность налаживания сотрудничества между сотрудниками или подразделениями.

Ответственность за предприятие.

Внедрение действенных приемов в решении профессиональных вопросов. Контроль и корректировка решений.

Самостоятельный анализ профдеятельности.

Получение высшего образования.

Получение образования по подготовке среднего звена.

Дополнительные программы.

Владение практическими навыками на высшем уровне.

7

Разработка стратегий.

Управления крупными организациями.

Ответственность за результат работы предприятия.

Решение задач по развитию профдеятельности с применением полученного опыта.

Разработка новых методов в решении практической деятельности.

Нахождение новых способов развития предприятия.

Наличие высшего образования.

Обучение вспомогательным навыкам.

Владение необходимыми навыками.

8

Самостоятельная работа в управлении трудового процесса на крупных предприятиях.

Ответственность за результативность работы крупных компаний или целых отраслей.

Разработка проектно-исследовательских задач, направленная на повышение эффективности.

Обучение по научно-педагогическим программам (аспирантура, адъюнктура), программам ассистентуры, ординатуры.

Получение практических навыков.

9

Управление объемными значительными процессами, разработка систем экономического и социального характера.

Ответственность за результат работы предприятия на государственном и международном уровнях.

Самостоятельная разработка приемов решения задач.

Повышение эффективности деятельности.

Создание новых отраслей.

Обучение по научно-педагогическим программам (аспирантура, адъюнктура), программам ассистентуры, ординатуры.

Дополнительное необходимое обучение.

Получение практических навыков

Методы оценки

Уровень профессионализма оценивается для получения сведений о результативности труда. Это помогает принимать решение о повышении либо понижении сотрудников. Оценивание уровня профессионализма и качества исполнения работы помогает проанализировать продвижение компании на рынке.

Профессиональная компетентность может оцениваться двумя способами: индивидуальным и групповым.

В индивидуальную методику входят:

  • Интервью.
  • Тестирование.
  • Наблюдение за сотрудником в практике.
  • Наблюдение за сотрудником в практике с подстройкой сложных ситуаций.

При групповом методе может использоваться несколько способов одновременно.

Среди них выделяют:

  • Ассессмент-центр. Когда сотрудников оценивают коллективно. Это может представлять деловую игру, которая будет оцениваться экспертной комиссией.
  • Проведение переговоров.

Также существуют нестандартные методы оценки. Например, с участием психолога, который составляет оценку личных и профессиональных качеств.

Повышение квалификации

Повышение квалификации рассматривается, как прохождение профессионального обучения с целью повышения теоретических и практических умений. Получение квалификации высшего уровня способствует совершенствованию навыков и профессиональному росту.

Обучение бывает кратким (от 72 ч.), теоретическим (до 100 ч.) и продолжительным (более 100 ч.). Лицам, прошедшим краткосрочное или теоретическое обучение, выдается удостоверение повышения квалификации. Лица, прошедшие курс, длительностью более 100 часов, получают свидетельство.

Квалификации педагогических работников

Квалификационные требования педагогов подготовлены в соответствии с типовым положением об аттестации педагогических и руководящих работников государственных, муниципальных учреждений и организаций образования, утвержденным Приказом Министерства образования Российской Федерации.

Лица, претендующие на первую, вторую и высшие категории квалификации должны иметь высшее образование и стаж работы.

Уровни профессионализма педагога второй категории:

  • Понимание основ теории педагогики, психологии и возрастной физиологии;
  • Знание содержания преподаваемого материала;
  • Знание обучающих методик;
  • Знание основ воспитания;
  • Владение практическими знаниями;
  • Владение разными приемами обучения и широким спектром методов, обеспечивающий интерес к образовательному процессу;
  • Умение налаживать коммуникативность с обучающимися;
  • Умение способствовать развитию образовательной системы;
  • Умение создавать комфортные условия во время образовательного процесса;

Первая квалификационная категория должна отвечать всем необходимым требованиям второй, а также иметь набор следующих навыков:

  • Применение практических навыков в современной психологическо-педагогической диагностике;
  • Владение современными педагогическими технологиями;
  • Владения методиками анализа учебно-методической предметной работы;
  • Понимание психологических особенностей обучающихся;
  • Умение подбирать методику учебно-воспитательного процесса под особенности обучающихся.

Высший педагогический уровень профессионализма

Для повышения профессионального уровня в педагогической деятельности, знания и умения претендента, должны соответствовать первой квалификационной категории. Этот момент необходимо учитывать. Кроме этого, высокий уровень профессионализма характеризуется следующими навыками:

  • Подходить к решению практических задач творчески.
  • Создавать максимально комфортные условия для осуществления творческой формы образования.
  • Умение использовать в образовательном процессе опытно-экспериментальные методы.
  • Владеть организационными приемами образовательного процесса.
  • Иметь навыки планирования и управления воспитательно-образовательным процессом.

Этапы профессионального развития

В ходе повышения своего уровня профессионализма субъект находится на разных этапах развития.

  1. Допрофессионализм. На данном этапе человек занимается профдеятельностью без специальных навыков и умений. Его минимальные знания соответствуют уровню новичка или помощника.
  2. Профессионализм. Этап, на котором можно говорить о качествах профессионала. Человек усваивает необходимые знания и правила профессии, приобретает специальность, ставит первые профессиональные цели.
  3. Высший профессионализм. Ступень профессионального роста, на котором специалист достигает успехов в карьере, превращается в эксперта своего дела, находит творческие неординарные решения задач в своей профобласти, самостоятельно разрабатывает стратегии и концепции, которые применяет на практике. Имеет способность обучать других.
  4. Послепрофессионализм. В основном относится к специалистам, достигшим пенсионного возраста. В этом периоде человек может быть советчиком, лучшим наставником, консультантом в своей бывшей профессиональной отрасли. Таких людей называют экс-профессионалами.

Также рассматривается этап непрофессионализма, когда человек, обладая нужными знаниями и техниками идет в неправильном направлении. Что-то мешает ему повышать уровень профессионализма (ощущается недостаток практики либо выбрана ошибочная стратегия развития).

fb.ru

ПОВЫШЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕКВАЛИФИКАЦИЯ. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБУЧАЕМОСТЬ


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Ни одно учебное заведение не может обеспечить подготовку специалиста на длительный срок по причине стремительного развития науки и техники. Используется единица устаревания знаний специалиста – «период полураспада профессиональной компетентности» (3, с.87). Поэтому человек с необходимостью должен включаться в систему непрерывного образования, которая имеет разные формы – послевузовское и последипломное профессиональное образование, повышение квалификации, а также дополнительное образование для удовлетворения непрофессиональных потребностей человека (эстетических, эко логических и др.).

Повышение квалификации относится к системе образования взрослых. Образование взрослых изучает педагогическая наука андрогогика – теория обучения взрослых (5), а также психология обучения взрослых (11). Наука об обучении взрослых исходит из положений: ведущая роль в процессе обучения принадлежит самому взрослому, обучение происходит в процессе совместной деятельности обучающихся с обучающем (5, с 61). Предполагается, что взрослый обучающийся обладает следующими психическими качествами: осознает себя как самостоятельная самоуправляемая личность; обладает запасом жизненного, профессионального, специального опыта, который является важным источником его обучения; стремится с помощью учебы решить свои жизненно важные проблемы и достичь конкретных целей; стремится к безотлагательной реализации полученных в обучении знаний, умений, навыков и качеств и др. (там же). Образование взрослого выполняет по отношению к нему роль социальной защиты, ибо образованный человек приобретает большую внутреннюю свободу действий, решений, поступков, менее привязан к среде, меньше скован стереотипами и предрассудками, более мобилен (22, с. 16).

Из своеобразия взрослых обучающихся вытекают психологические задачи системы повышения профессиональной квалификации: обновить знания слушателей, преодолевая разрыв между ранее полученной профессиональной подготовкой и новыми требованиями производства; перестроить устаревшие установки (15), профессиональные менталитеты, сложившиеся в опыте обучающегося стереотипы и штампы, помочь посмотреть на свой опыт с современной точки зрения; стимулировать мотивацию к дальнейшему профессиональному саморазвитию; помочь преодолеть ошибки накопленного практического опыта

и сложившиеся там профессиональные деформации личности, например, эмоциональное истощение; осуществить по возможности специальную реабилитацию, выправление социального травматизма (22), вооружив взрослого человека средствами и способами своего профессионального и духовного восстановления; помочь взрослому обучающемуся учесть чужой опыт профессиональной деятельности и переплавить его в свой индивидуальный профеcсиональный опыт, на основе чего проектировать свой дальнейший профессиональный рост; помочь взрослому слушателю осуществить профессиональную диагностику и самодиагностику уровня своего профессионализма, увидеть свое профессиональное развитие в целом и ту точку, на которой человек находится в настоящее время; научить взрослого специалиста постоянно учитывать интересы потребителя результатов своей профессиональной деятельности, например, педагога – учету интересов школьников и их родителей, а также запросов общества.

Эти задачи повышения профессиональной квалификации определяют и ее механизмы, способы. Психологическим механизмом повышения квалификации является перестраивание уже сложившейся профессиональной деятельности: включение нового действия в состав сформированной деятельности, нового модуля профессии или новых профессиональных задач в структуру профессиональной деятельности; замена одного действия, приема другими; изменение мотивационных установок или придание им нового смысла; изменение профессиональных самооценок. Повышение квалификации – это до-формирование или переформирование профессиональной деятельности, профессионального общения, личностных качеств, овладение новыми способами решения профессиональных проблем и новыми приемами профессионального мышления, преодоление негативных установок и тормозящего влияния прошлого опыта, если оно было, изменение мотивационной и операциональной сферы профессиональной деятельности, становление самого человека как субъекта повышения квалификации. Способами повышения квалификации являются реформирование, перестраивание самой профессиональной среды, для чего привлечение к повы-шению квалификации не отдельного специалиста, а по возможности одновременно всех членов профессионального коллектива, что облегчает послекур-совую адаптацию специалиста к реальных условиям профессиональной жизни, создает условия для того, чтобы, возвращаясь из учреждения повышения квалификации, специалист мог использовать новые знания и умения в кругу единомышленников.

Результатами успешного процесса повышения квалификации является усиление потребности в дальнейшем непрерывном образовании, преобразование профессиональной деятельности с реальным использованием в ней новых знаний и приемов, а также длительность использования новых знаний. Важным результатом является также более точное представление о себе как о специалисте и профессионале, усиление авторства своей дальнейшей профессиональной жизни, рефлексия на новые проблемы в профессии и себя в профессии, рефлексия на сам процесс повышения квалификации, удовлетворенность его результатами, сохранение собственной индивидуальности при усвоении чужого опыта.

Все чаще в последнее время человеку приходится сталкиваться с задачей переквалификации, связанной с ориентацией на другую профессию или на другую специальность в рамках профессии. В зарубежной литературе отмечается распространенность таких отрезков профессиональной жизни как начало работы, окончание короткого периода занятости, затем безработица, дальнейшее профессиональное совершенствование, доучивание, изменение области специализации или смена профессии, повторное профессиональное обучение (14). В современных условиях каждый человек реально может столкнуться с вынужденной сменой профессии, что требует подготовленности человека к ситуациям профессиональной переориентации (14), к успешным действиям в условиях динамичного рынка труда.

Выявлено, что переход от одной профессиональной деятельности к другой в зрелом возрасте имеет ряд существенных отличий от первичного профессионального самоопределения в подростковом возрасте, ибо у взрослого человека уже есть опыт профессиональной деятельности, определенные знания, умения, а главное – профессиональные качества личности (14, с. 82). Этот наличный профессиональный опыт человека необходимо использовать. Вместе с тем в ряде случаев наблюдается снижение готовности человека к изменению умений, качеств в соответствии с новыми требованиями профессии. В целом ранее сложившийся опыт, профессионализм позволяют компенсировать снижение потенциала развития личности (там же, с. 83). Как отмечалось выше, в зрелом возрасте могут сложиться не только механизмы компенсации, но и качественно новые позитивные профессиональные качества (профессиональная смысловая память, приемы профессионального мышления, мудрость и др.). Очень важно помочь взрослому человеку при переходе к новой профессиональной деятельности найти формы полной или частичной реализации его прошлого опыта, личности и индивидуальности.

Переход к новой профессиональной деятельности – сложный многошаговый процесс. Ему могут предшествовать ряд признаков (14, с. 84): снижение адаптивности к среде, повышенная психическая напряженность, неадекватность самооценки, снижение работоспособности, повышенная чувствительность к внешним воздействиям, что зачастую приводит к завершению работы на предыдущем месте. До фактической потери работы, отмечает автор, человек переживает отрицательные профессиональные ожидания, возрастает тревожность, отдаленность от сотрудников, которым не грозит увольнение. Начинается перебор возможных вариантов трудоустройства после предполагаемой потери рабочего места (14, с. 84). Возрастает потребность человека в информации и повышенный интерес к советам и рекомендациям. Важно помочь человеку в анализе подобной информации, подсказать, как грамотно ее анализировать, вырабатывать психологическую готовность к потере работы, готовность к активному практическому поиску работы с учетом сложившихся качеств и привычек.

После фактической потери работы важно посоветовать человеку не затягивать процесс поиска новой работы, ибо продолжение безработицы может вызывать ощущение безысходности, привыкания к бездеятельности, апатии (там же, с. 85). Бывает трудно выбрать новую работу, максимально учитывающую способности и интересы человека. Здесь надо предостеречь человека от поспешного случайного стихийного выбора и помочь сделать осознанный самостоятельный выбор.

После перехода на новую работу начинается процесс адаптации к новым условиям, в ходе которого может понадобиться и профессиональная переподготовка. Здесь усиливаются позитивные психические состояния удовлетворенности, оптимизма, устремленности в будущее. Трудности вновь могут возникнуть при переходе к практическому выполнению новой работы, когда отсутствие необходимых знаний, умений и навыков может вызвать новые проявления неудовлетворенности, снижение самооценки. Успешное завершение этого периода, по наблюдению того же автора, характеризуется возрастанием специализации, новых профессиональных качеств, мастерства.

Подчеркивается, что в современных условиях динамичности рынка профессий каждому человеку, даже имеющему работу, надо поддерживать у себя постоянную готовность к смене профессии (14, с. 88), для чего «держать в уме» несколько вариантов возможного трудоустройства, расширять диапазон своих профессиональных возможностей (14, с. 88). Для этого работающим взрослым важно иметь представление о «сквозных» смежных профессиях, формировать у себя стиль реагирования на изменения жизненных обстоятельств и встречающиеся трудности (14, с. 87).

Готовность человека к смене профессий тесно связана с таким важным качеством личности как профессиональная обучаемость. Профессиональная обучаемость – это активное приспособление человека к профессиональной деятельности и к профессиональной среде, способность к быстрому овладению новыми профессиональными знаниями, умениями, психическими качествами. Профессиональная обучаемость это также готовность открытость к переходу на новые уровни профессионализма, это мотивация и постоянная потребность в профессиональном обновлении. Профессиональная обучаемость характеризуется соотношением между показателями сегодняшнего (актуального) профессионального развития человека и его завтрашнего (потенциального) профессионального развития. Профессиональная обучаемость связана с разной степенью упражняемости психических функций у разных людей. Профессиональная обучаемость, видимо, не должна приводить к излишней внушаемости, податливости, повинуемости. Быстрые изменения в мире профессии приводят к тому, что процессы профессиональной переориентации, переучивания, повышения квалификации постоянно сопровождают человека в течение всей его жизни.

studopedya.ru

ПОВЫШЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕКВАЛИФИКАЦИЯ. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБУЧАЕМОСТЬ


⇐ ПредыдущаяСтр 19 из 23Следующая ⇒

Ни одно учебное заведение не может обеспечить подготовку специалиста на длительный срок по причине стремительного развития науки и техники. Используется единица устаревания знаний специалиста – «период полураспада профессиональной компетентности» (3, с.87). Поэтому человек с необходимостью должен включаться в систему непрерывного образования, которая имеет разные формы – послевузовское и последипломное профессиональное образование, повышение квалификации, а также дополнительное образование для удовлетворения непрофессиональных потребностей человека (эстетических, эко логических и др.).

Повышение квалификации относится к системе образования взрослых. Образование взрослых изучает педагогическая наука андрогогика – теория обучения взрослых (5), а также психология обучения взрослых (11). Наука об обучении взрослых исходит из положений: ведущая роль в процессе обучения принадлежит самому взрослому, обучение происходит в процессе совместной деятельности обучающихся с обучающем (5, с 61). Предполагается, что взрослый обучающийся обладает следующими психическими качествами: осознает себя как самостоятельная самоуправляемая личность; обладает запасом жизненного, профессионального, специального опыта, который является важным источником его обучения; стремится с помощью учебы решить свои жизненно важные проблемы и достичь конкретных целей; стремится к безотлагательной реализации полученных в обучении знаний, умений, навыков и качеств и др. (там же). Образование взрослого выполняет по отношению к нему роль социальной защиты, ибо образованный человек приобретает большую внутреннюю свободу действий, решений, поступков, менее привязан к среде, меньше скован стереотипами и предрассудками, более мобилен (22, с. 16).

Из своеобразия взрослых обучающихся вытекают психологические задачи системы повышения профессиональной квалификации: обновить знания слушателей, преодолевая разрыв между ранее полученной профессиональной подготовкой и новыми требованиями производства; перестроить устаревшие установки (15), профессиональные менталитеты, сложившиеся в опыте обучающегося стереотипы и штампы, помочь посмотреть на свой опыт с современной точки зрения; стимулировать мотивацию к дальнейшему профессиональному саморазвитию; помочь преодолеть ошибки накопленного практического опыта

и сложившиеся там профессиональные деформации личности, например, эмоциональное истощение; осуществить по возможности специальную реабилитацию, выправление социального травматизма (22), вооружив взрослого человека средствами и способами своего профессионального и духовного восстановления; помочь взрослому обучающемуся учесть чужой опыт профессиональной деятельности и переплавить его в свой индивидуальный профеcсиональный опыт, на основе чего проектировать свой дальнейший профессиональный рост; помочь взрослому слушателю осуществить профессиональную диагностику и самодиагностику уровня своего профессионализма, увидеть свое профессиональное развитие в целом и ту точку, на которой человек находится в настоящее время; научить взрослого специалиста постоянно учитывать интересы потребителя результатов своей профессиональной деятельности, например, педагога – учету интересов школьников и их родителей, а также запросов общества.

Эти задачи повышения профессиональной квалификации определяют и ее механизмы, способы. Психологическим механизмом повышения квалификации является перестраивание уже сложившейся профессиональной деятельности: включение нового действия в состав сформированной деятельности, нового модуля профессии или новых профессиональных задач в структуру профессиональной деятельности; замена одного действия, приема другими; изменение мотивационных установок или придание им нового смысла; изменение профессиональных самооценок. Повышение квалификации – это до-формирование или переформирование профессиональной деятельности, профессионального общения, личностных качеств, овладение новыми способами решения профессиональных проблем и новыми приемами профессионального мышления, преодоление негативных установок и тормозящего влияния прошлого опыта, если оно было, изменение мотивационной и операциональной сферы профессиональной деятельности, становление самого человека как субъекта повышения квалификации. Способами повышения квалификации являются реформирование, перестраивание самой профессиональной среды, для чего привлечение к повы-шению квалификации не отдельного специалиста, а по возможности одновременно всех членов профессионального коллектива, что облегчает послекур-совую адаптацию специалиста к реальных условиям профессиональной жизни, создает условия для того, чтобы, возвращаясь из учреждения повышения квалификации, специалист мог использовать новые знания и умения в кругу единомышленников.

Результатами успешного процесса повышения квалификации является усиление потребности в дальнейшем непрерывном образовании, преобразование профессиональной деятельности с реальным использованием в ней новых знаний и приемов, а также длительность использования новых знаний. Важным результатом является также более точное представление о себе как о специалисте и профессионале, усиление авторства своей дальнейшей профессиональной жизни, рефлексия на новые проблемы в профессии и себя в профессии, рефлексия на сам процесс повышения квалификации, удовлетворенность его результатами, сохранение собственной индивидуальности при усвоении чужого опыта.

Все чаще в последнее время человеку приходится сталкиваться с задачей переквалификации, связанной с ориентацией на другую профессию или на другую специальность в рамках профессии. В зарубежной литературе отмечается распространенность таких отрезков профессиональной жизни как начало работы, окончание короткого периода занятости, затем безработица, дальнейшее профессиональное совершенствование, доучивание, изменение области специализации или смена профессии, повторное профессиональное обучение (14). В современных условиях каждый человек реально может столкнуться с вынужденной сменой профессии, что требует подготовленности человека к ситуациям профессиональной переориентации (14), к успешным действиям в условиях динамичного рынка труда.

Выявлено, что переход от одной профессиональной деятельности к другой в зрелом возрасте имеет ряд существенных отличий от первичного профессионального самоопределения в подростковом возрасте, ибо у взрослого человека уже есть опыт профессиональной деятельности, определенные знания, умения, а главное – профессиональные качества личности (14, с. 82). Этот наличный профессиональный опыт человека необходимо использовать. Вместе с тем в ряде случаев наблюдается снижение готовности человека к изменению умений, качеств в соответствии с новыми требованиями профессии. В целом ранее сложившийся опыт, профессионализм позволяют компенсировать снижение потенциала развития личности (там же, с. 83). Как отмечалось выше, в зрелом возрасте могут сложиться не только механизмы компенсации, но и качественно новые позитивные профессиональные качества (профессиональная смысловая память, приемы профессионального мышления, мудрость и др.). Очень важно помочь взрослому человеку при переходе к новой профессиональной деятельности найти формы полной или частичной реализации его прошлого опыта, личности и индивидуальности.

Переход к новой профессиональной деятельности – сложный многошаговый процесс. Ему могут предшествовать ряд признаков (14, с. 84): снижение адаптивности к среде, повышенная психическая напряженность, неадекватность самооценки, снижение работоспособности, повышенная чувствительность к внешним воздействиям, что зачастую приводит к завершению работы на предыдущем месте. До фактической потери работы, отмечает автор, человек переживает отрицательные профессиональные ожидания, возрастает тревожность, отдаленность от сотрудников, которым не грозит увольнение. Начинается перебор возможных вариантов трудоустройства после предполагаемой потери рабочего места (14, с. 84). Возрастает потребность человека в информации и повышенный интерес к советам и рекомендациям. Важно помочь человеку в анализе подобной информации, подсказать, как грамотно ее анализировать, вырабатывать психологическую готовность к потере работы, готовность к активному практическому поиску работы с учетом сложившихся качеств и привычек.

После фактической потери работы важно посоветовать человеку не затягивать процесс поиска новой работы, ибо продолжение безработицы может вызывать ощущение безысходности, привыкания к бездеятельности, апатии (там же, с. 85). Бывает трудно выбрать новую работу, максимально учитывающую способности и интересы человека. Здесь надо предостеречь человека от поспешного случайного стихийного выбора и помочь сделать осознанный самостоятельный выбор.

После перехода на новую работу начинается процесс адаптации к новым условиям, в ходе которого может понадобиться и профессиональная переподготовка. Здесь усиливаются позитивные психические состояния удовлетворенности, оптимизма, устремленности в будущее. Трудности вновь могут возникнуть при переходе к практическому выполнению новой работы, когда отсутствие необходимых знаний, умений и навыков может вызвать новые проявления неудовлетворенности, снижение самооценки. Успешное завершение этого периода, по наблюдению того же автора, характеризуется возрастанием специализации, новых профессиональных качеств, мастерства.

Подчеркивается, что в современных условиях динамичности рынка профессий каждому человеку, даже имеющему работу, надо поддерживать у себя постоянную готовность к смене профессии (14, с. 88), для чего «держать в уме» несколько вариантов возможного трудоустройства, расширять диапазон своих профессиональных возможностей (14, с. 88). Для этого работающим взрослым важно иметь представление о «сквозных» смежных профессиях, формировать у себя стиль реагирования на изменения жизненных обстоятельств и встречающиеся трудности (14, с. 87).

Готовность человека к смене профессий тесно связана с таким важным качеством личности как профессиональная обучаемость. Профессиональная обучаемость – это активное приспособление человека к профессиональной деятельности и к профессиональной среде, способность к быстрому овладению новыми профессиональными знаниями, умениями, психическими качествами. Профессиональная обучаемость это также готовность открытость к переходу на новые уровни профессионализма, это мотивация и постоянная потребность в профессиональном обновлении. Профессиональная обучаемость характеризуется соотношением между показателями сегодняшнего (актуального) профессионального развития человека и его завтрашнего (потенциального) профессионального развития. Профессиональная обучаемость связана с разной степенью упражняемости психических функций у разных людей. Профессиональная обучаемость, видимо, не должна приводить к излишней внушаемости, податливости, повинуемости. Быстрые изменения в мире профессии приводят к тому, что процессы профессиональной переориентации, переучивания, повышения квалификации постоянно сопровождают человека в течение всей его жизни.


Рекомендуемые страницы:

lektsia.com

Повышение профессиональной квалификации и переквалификация. Профессиональная обучаемость

Ни одно учебное заведение не может обеспечить подготовку специалиста на длительный срок по причине стремительного развития науки и техники. Используется единица устаревания знаний специалиста — «период полураспада профессиональной компетентности» (3, с.87). Поэтому человек с необходимостью должен включаться в систему непрерывного образования, которая имеет разные формы — послевузовское и последипломное профессиональное образование, повышение квалификации, а также дополнительное образование для удовлетворения непрофессиональных потребностей человека (эстетических, эко логических и др.).

Повышение квалификации относится к системе образования взрослых. Образование взрослых изучает педагогическая наука андрогогика — теория обучения взрослых (5), а также психология обучения взрослых (11). Наука об обучении взрослых исходит из положений:, ведущая роль в процессе обучения принадлежит самому взрослому, обучение происходит в процессе совместной деятельности обучающихся с обучающим (5, с. 61). Предполагается, что взрослый обучающийся обладает следующими психическими качествами: осознает себя как самостоятельная самоуправляемая личность; обладает запасом жизненного, профессионального, специального опыта, который является важным источником его обучения; стремится с помощью учебы решить свои жизненно важные проблемы и достичь конкретных целей; стремится к безотлагательной реализации полученных в обучении знаний, умений, навыков и качеств и др. (там же). Образование взрослого выполняет по отношению к нему роль роциальной защиты, ибо образованный человек приобретает большую внутреннюю свободу действий, решений, поступков, менее привязан к среде, меньше скован стереотипами и предрассудками, более мобилен (22, с. 16).

Из своеобразия взрослых обучающихся вытекают психологические задачи системы повышения профессиональной квалификации: обновить знания слушателей, преодолевая разрыв между ранее-полученной профессиональной подготовкой и новыми требованиями производства; перестроить устаревшие установки (15), профессиональные менталитеты, сложившиеся в опыте обучающегося стереотипы и штампы, помочь посмотреть на свой опыт с современной точки зрения; стимулировать мотивацию к дальнейшему профессиональному саморазвитию; помочь преодолеть ошибки накопленного практического опыта

и сложившиеся там профессиональные деформации личности, например, эмоциональное истощение; осуществить по возможности специальную реабилитацию, выправление социального травматизма (22), вооружив взрослого человека средствами и способами своего профессионального и духовного восстановления; помочь взрослому обучающемуся учесть чужой опыт профессиональной деятельности и переплавить его в свой индивидуальный профессиональный опыт, на основе чего проектировать свой дальнейший профессиональный рост; помочь взрослому слушателю осуществить профессиональную диагностику и самодиагностику уровня своего профессионализма, увидеть свое профессиональное развитие в целом и ту точку, на которой человек находится в настоящее время; научить взрослого специалиста постоянно учитывать интересы потребителя результатов своей профессиональной деятельности, например, педагога — учету интересов школьников и их родителей, а также запросов общества. /

Эти задачи повышения профессиональной квалификации определяют и ее механизмы, способы. Психологическим механизмом повышения квалификации является перестраивание уже сложившейся профессиональной деятельности: включение нового действия в состав сформированной деятельности, нового модуля профессии или новых профессиональных задач в структуру профессиональной деятельности; замена одного действия, приема другими; изменение мотивационных установок или придание им нового смысла; изменение профессиональных самооценок. Повышение квалификации — это до-формирование или пере-фор-мирование профессиональной деятельности, профессионального общения, личностных качеств, овладение новыми способами решения профессиональных проблем и новыми приемами профессионального мышления, преодоление негативных установок и тормозящего влияния прошлого опыта, если оно было, изменение мотивационной и операциональной сферы профессиональной деятельности, становление самого человека как субъекта повышения квалификации. Способами повышения квалификации являются реформирование, перестраивание самой профессиональной среды, для чего привлечение к повы-шению квалификации не отдельного специалиста, а по возможности одновременно всех членов профессионального коллектива, что облегчает послекур-совую адаптацию специалиста к реальных условиям профессиональной жизни, создает условия для того, чтобы, возвращаясь из учреждения повышения квалификации, специалист мог использовать новые знания и умения в кругу единомышленников.

Результатами успешного процесса повышения квалификации является усиление потребности в дальнейшем непрерывном

образовании, преобразование профессиональной деятельности с реальным использованием в ней новых знаний ‘и приемов, а также длительность использования новых знаний. Важным результатом является также более точное представление о себе как о специалисте и профессионале, усиление авторства своей дальнейшей профессиональной жизни, рефлексия на новые проблемы в профессии и себя в профессии, рефлексия на сам процесс повышения квалификации, удовлетворенность его результатами, сохранение собственной индивидуальности при усвоении чужого опыта.

Все чаще в последнее время человеку приходится сталкиваться с задачей переквалификации, связанной с ориентацией на другую профессию или на другую специальность в рамках профессии. В зарубежной литературе отмечается распространенность таких отрезков профессиональной жизни как начало работы, окончание короткого периода занятости, затем безработица, дальнейшее профессиональное совершенствование, доучивание, изменение области специализации или смена профессии, повторное профессиональное обучение (14). В современных условиях каждый человек реально может столкнуться с вынужденной сменой профессии, что требует подготовленности человека к ситуациям профессиональной переориентации (14), к успешным действиям в условиях динамичного рынка труда.

Выявлено, что переход от одной профессиональной деятельности к другой в зрелом возрасте имеет ряд существенных отличий от первичного профессионального самоопределения в подростковом возрасте, ибо у взрослого человека уже есть опыт профессиональной деятельности, определенные знания, умения, а главное — профессиональные качества личности (14, с. 82). Этот наличный профессиональный опыт человека необходимо использовать. Вместе с тем в ряде случаев наблюдается снижение готовности человека к изменению умений, качеств в соответствии с новыми требованиями профессии. В целом ранее сложившийся опыт, профессионализм позволяют компенсировать снижение потенциала развития личности (там же, с. 83). Как отмечалось выше, в зрелом возрасте могут сложиться не только механизмы компенсации, но и качественно новые позитивные профессиональные качества (профессиональная смысловая память, приемы профессионального мышления, мудрость и др.). Очень важно помочь взрослому человеку при переходе к новой профессиональной деятельности найти формы полной или частичной реализации его прошлого опыта, личности и индивидуальности.

Переход к новой профессиональной деятельности — сложный многошаговый процесс. Ему могут предшествовать ряд

признаков (14, с. 84): снижение адаптивности к среде, повышенная психическая напряженность, неадекватность самооценки, снижение работоспособности, повышенная чувствительность к внешним воздействиям, что зачастую приводит к завершению работы на предыдущем месте. До фактической потери работы, отмечает автор, человек переживает отрицательные профессиональные ожидания, возрастает тревожность, отдаленность от сотрудников, которым не грозит увольнение. Начинается перебор возможных вариантов трудоустройства после предполагаемой потери рабочего места (14, с. 84). Возрастает потребность человека в информации и повышенный интерес к советам и рекомендациям. Важно помочь человеку в анализе подобной информации, подсказать, как грамотно ее анализировать, вырабатывать психологическую готовность к потере работы, готовность к активному практическому поиску работы с учетом сложившихся качеств и привычек.

После фактической потери работы важно посоветовать человеку не затягивать процесс поиска новой работы, ибо продолжение безработицы может вызывать ощущение безысходности, привыкания к бездеятельности, апатии (там же, с. 85). Бывает трудно выбрать новую работу, максимально учитывающую способности и интересы человека. Здесь надо предостеречь человека от поспешного случайного стихийного выбора и помочь сделать осознанный самостоятельный выбор.

После перехода на новую работу начинается процесс адаптации к новым условиям, в ходе которого может понадобиться и профессиональная переподготовка. Здесь усиливаются позитивные психические состояния удовлетворенности, оптимизма, устремленности в будущее. Трудности вновь могут возникнуть при переходе к практическому выполнению новой работы, когда отсутствие необходимых знаний, умений и навыков может вызвать новые проявления неудовлетворенности, снижение са–мооценки. Успешное завершение этого периода, по наблюдению того же автора, характеризуется возрастанием специализации, новых профессиональных качеств, мастерства.

Подчеркивается, что в современных условиях динамичности рынка профессий каждому человеку, даже имеющему работу, надо поддерживать у себя постоянную готовность к смене профессии (14, с. 88), для чего «держать ц уме» несколько вариантов возможного трудоустройства, расширять диапазон своих профессиональных возможностей (14, с. 88). Для этого работающим взрослым важно иметь представление о «сквозных» смежных профессиях, формировать у себя стиль реагирования -на изменения жизненных обстоятельств и встречающиеся трудности (14, с. 87).

Готовность человека к смене профессий тесно связана с таким важным качеством личности как профессиональная обучаемость. Профессиональная обучаемость — это активное приспособление человека к профессиональной деятельности и к профессиональной среде, способность к быстрому овладению новыми профессиональными знаниями, умениями, психическими качествами. Профессиональная обучаемость это также готовность, открытость к переходу на новые уровни профессионализма, это мотивация и постоянная потребность в профессиональном обновлении. Профессиональная обучаемость характеризуется соотношением между показателями сегодняшнего (актуального) профессионального развития человека и его завтрашнего (потенциального) профессионального развития. Профессиональная обучаемость связана с разной степенью упражняемости психических функций у разных людей. Профессиональная обучаемость, видимо, не должна приводить к излишней внушаемости, податливости, повинуемости. Быстрые изменения в мире профессии приводят к тому, что процессы профессиональной переориентации, переучивания, повышения квалификации постоянно сопровождают человека в течение всей его жизни.

Быстрое обновление содержания труда в современных условиях ставит работника перед необходимостью включаться время от времени в профессиональные тренинги, проводимые специалистами, или в самотренинги, для того, чтобы усовершенствовать свои профессиональные качества. Профессиональный тренинг — это система воздействий, упражнений, направленных на развитие, формирование, коррекцию у человека необходимых профессиональных качеств’. К функциям тренинга относят (26): преобразующую, корректирующую, профилактическую.

Профессиональный тренинг, с нашей точки зрения, может иметь разные задачи:

studfiles.net

ПОВЫШЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕКВАЛИФИКАЦИЯ. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБУЧАЕМОСТЬ

Ни одно учебное заведение не может обеспечить подготовку специалиста на длительный срок по причине стремительного развития науки и техники. Используется единица устаревания знаний специалиста – «период полураспада профессиональной компетентности» (3, с.87). Поэтому человек с необходимостью должен включаться в систему непрерывного образования, которая имеет разные формы – послевузовское и последипломное профессиональное образование, повышение квалификации, а также дополнительное образование для удовлетворения непрофессиональных потребностей человека (эстетических, эко логических и др.).

Повышение квалификации относится к системе образования взрослых. Образование взрослых изучает педагогическая наука андрогогика – теория обучения взрослых (5), а также психология обучения взрослых (11). Наука об обучении взрослых исходит из положений: ведущая роль в процессе обучения принадлежит самому взрослому, обучение происходит в процессе совместной деятельности обучающихся с обучающем (5, с 61). Предполагается, что взрослый обучающийся обладает следующими психическими качествами: осознает себя как самостоятельная самоуправляемая личность; обладает запасом жизненного, профессионального, специального опыта, который является важным источником его обучения; стремится с помощью учебы решить свои жизненно важные проблемы и достичь конкретных целей; стремится к безотлагательной реализации полученных в обучении знаний, умений, навыков и качеств и др. (там же). Образование взрослого выполняет по отношению к нему роль социальной защиты, ибо образованный человек приобретает большую внутреннюю свободу действий, решений, поступков, менее привязан к среде, меньше скован стереотипами и предрассудками, более мобилен (22, с. 16).

Из своеобразия взрослых обучающихся вытекают психологические задачи системы повышения профессиональной квалификации: обновить знания слушателей, преодолевая разрыв между ранее полученной профессиональной подготовкой и новыми требованиями производства; перестроить устаревшие установки (15), профессиональные менталитеты, сложившиеся в опыте обучающегося стереотипы и штампы, помочь посмотреть на свой опыт с современной точки зрения; стимулировать мотивацию к дальнейшему профессиональному саморазвитию; помочь преодолеть ошибки накопленного практического опыта



и сложившиеся там профессиональные деформации личности, например, эмоциональное истощение; осуществить по возможности специальную реабилитацию, выправление социального травматизма (22), вооружив взрослого человека средствами и способами своего профессионального и духовного восстановления; помочь взрослому обучающемуся учесть чужой опыт профессиональной деятельности и переплавить его в свой индивидуальный профеcсиональный опыт, на основе чего проектировать свой дальнейший профессиональный рост; помочь взрослому слушателю осуществить профессиональную диагностику и самодиагностику уровня своего профессионализма, увидеть свое профессиональное развитие в целом и ту точку, на которой человек находится в настоящее время; научить взрослого специалиста постоянно учитывать интересы потребителя результатов своей профессиональной деятельности, например, педагога – учету интересов школьников и их родителей, а также запросов общества.

Эти задачи повышения профессиональной квалификации определяют и ее механизмы, способы. Психологическим механизмом повышения квалификации является перестраивание уже сложившейся профессиональной деятельности: включение нового действия в состав сформированной деятельности, нового модуля профессии или новых профессиональных задач в структуру профессиональной деятельности; замена одного действия, приема другими; изменение мотивационных установок или придание им нового смысла; изменение профессиональных самооценок. Повышение квалификации – это до-формирование или переформирование профессиональной деятельности, профессионального общения, личностных качеств, овладение новыми способами решения профессиональных проблем и новыми приемами профессионального мышления, преодоление негативных установок и тормозящего влияния прошлого опыта, если оно было, изменение мотивационной и операциональной сферы профессиональной деятельности, становление самого человека как субъекта повышения квалификации. Способами повышения квалификации являются реформирование, перестраивание самой профессиональной среды, для чего привлечение к повы-шению квалификации не отдельного специалиста, а по возможности одновременно всех членов профессионального коллектива, что облегчает послекур-совую адаптацию специалиста к реальных условиям профессиональной жизни, создает условия для того, чтобы, возвращаясь из учреждения повышения квалификации, специалист мог использовать новые знания и умения в кругу единомышленников.

Результатами успешного процесса повышения квалификации является усиление потребности в дальнейшем непрерывном образовании, преобразование профессиональной деятельности с реальным использованием в ней новых знаний и приемов, а также длительность использования новых знаний. Важным результатом является также более точное представление о себе как о специалисте и профессионале, усиление авторства своей дальнейшей профессиональной жизни, рефлексия на новые проблемы в профессии и себя в профессии, рефлексия на сам процесс повышения квалификации, удовлетворенность его результатами, сохранение собственной индивидуальности при усвоении чужого опыта.

Все чаще в последнее время человеку приходится сталкиваться с задачей переквалификации, связанной с ориентацией на другую профессию или на другую специальность в рамках профессии. В зарубежной литературе отмечается распространенность таких отрезков профессиональной жизни как начало работы, окончание короткого периода занятости, затем безработица, дальнейшее профессиональное совершенствование, доучивание, изменение области специализации или смена профессии, повторное профессиональное обучение (14). В современных условиях каждый человек реально может столкнуться с вынужденной сменой профессии, что требует подготовленности человека к ситуациям профессиональной переориентации (14), к успешным действиям в условиях динамичного рынка труда.

Выявлено, что переход от одной профессиональной деятельности к другой в зрелом возрасте имеет ряд существенных отличий от первичного профессионального самоопределения в подростковом возрасте, ибо у взрослого человека уже есть опыт профессиональной деятельности, определенные знания, умения, а главное – профессиональные качества личности (14, с. 82). Этот наличный профессиональный опыт человека необходимо использовать. Вместе с тем в ряде случаев наблюдается снижение готовности человека к изменению умений, качеств в соответствии с новыми требованиями профессии. В целом ранее сложившийся опыт, профессионализм позволяют компенсировать снижение потенциала развития личности (там же, с. 83). Как отмечалось выше, в зрелом возрасте могут сложиться не только механизмы компенсации, но и качественно новые позитивные профессиональные качества (профессиональная смысловая память, приемы профессионального мышления, мудрость и др.). Очень важно помочь взрослому человеку при переходе к новой профессиональной деятельности найти формы полной или частичной реализации его прошлого опыта, личности и индивидуальности.

Переход к новой профессиональной деятельности – сложный многошаговый процесс. Ему могут предшествовать ряд признаков (14, с. 84): снижение адаптивности к среде, повышенная психическая напряженность, неадекватность самооценки, снижение работоспособности, повышенная чувствительность к внешним воздействиям, что зачастую приводит к завершению работы на предыдущем месте. До фактической потери работы, отмечает автор, человек переживает отрицательные профессиональные ожидания, возрастает тревожность, отдаленность от сотрудников, которым не грозит увольнение. Начинается перебор возможных вариантов трудоустройства после предполагаемой потери рабочего места (14, с. 84). Возрастает потребность человека в информации и повышенный интерес к советам и рекомендациям. Важно помочь человеку в анализе подобной информации, подсказать, как грамотно ее анализировать, вырабатывать психологическую готовность к потере работы, готовность к активному практическому поиску работы с учетом сложившихся качеств и привычек.

После фактической потери работы важно посоветовать человеку не затягивать процесс поиска новой работы, ибо продолжение безработицы может вызывать ощущение безысходности, привыкания к бездеятельности, апатии (там же, с. 85). Бывает трудно выбрать новую работу, максимально учитывающую способности и интересы человека. Здесь надо предостеречь человека от поспешного случайного стихийного выбора и помочь сделать осознанный самостоятельный выбор.

После перехода на новую работу начинается процесс адаптации к новым условиям, в ходе которого может понадобиться и профессиональная переподготовка. Здесь усиливаются позитивные психические состояния удовлетворенности, оптимизма, устремленности в будущее. Трудности вновь могут возникнуть при переходе к практическому выполнению новой работы, когда отсутствие необходимых знаний, умений и навыков может вызвать новые проявления неудовлетворенности, снижение самооценки. Успешное завершение этого периода, по наблюдению того же автора, характеризуется возрастанием специализации, новых профессиональных качеств, мастерства.

Подчеркивается, что в современных условиях динамичности рынка профессий каждому человеку, даже имеющему работу, надо поддерживать у себя постоянную готовность к смене профессии (14, с. 88), для чего «держать в уме» несколько вариантов возможного трудоустройства, расширять диапазон своих профессиональных возможностей (14, с. 88). Для этого работающим взрослым важно иметь представление о «сквозных» смежных профессиях, формировать у себя стиль реагирования на изменения жизненных обстоятельств и встречающиеся трудности (14, с. 87).

Готовность человека к смене профессий тесно связана с таким важным качеством личности как профессиональная обучаемость. Профессиональная обучаемость – это активное приспособление человека к профессиональной деятельности и к профессиональной среде, способность к быстрому овладению новыми профессиональными знаниями, умениями, психическими качествами. Профессиональная обучаемость это также готовность открытость к переходу на новые уровни профессионализма, это мотивация и постоянная потребность в профессиональном обновлении. Профессиональная обучаемость характеризуется соотношением между показателями сегодняшнего (актуального) профессионального развития человека и его завтрашнего (потенциального) профессионального развития. Профессиональная обучаемость связана с разной степенью упражняемости психических функций у разных людей. Профессиональная обучаемость, видимо, не должна приводить к излишней внушаемости, податливости, повинуемости. Быстрые изменения в мире профессии приводят к тому, что процессы профессиональной переориентации, переучивания, повышения квалификации постоянно сопровождают человека в течение всей его жизни.


Рекомендуемые страницы:


Воспользуйтесь поиском по сайту:

megalektsii.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *