Профессии на открытом воздухе – Напишите профессии или виды деятельности,которым присущи эти факторы!!!!ПОЖАЛУЙСТА

Классификация профессий

По предмету труда (то, с чем работает человек), средствам труда (какими инструментами или машинами он пользуется), условиям труда, целям труда все профессии можно отнести к тому или иному типу. Учитывая такую типологию в соответствии каждой профессии можно поставить некоторый код, или профиль – то есть, по какому критерию к какому типу она относится. Затем можно для себя составить «идеальную формулу профессии», предпочитаемые средства труда и предмет труда. Таким образом, несложно будет для себя определить, какая профессия Вам подойдет, а какая нет.

Всякую профессию по каждому из оснований строки можно отнести либо к одному из типов или к нескольким. В строках указаны основания для классификации – и соответствующие им типы профессий.

 

Предмет труда

Природа

Техника

Человек

Знак

Художест-венный образ

Условия труда

Бытовые

На открытом воздухе

Необычные

C повышенной моральной ответственностью

 

Средства труда

Ручные

Машины

Автоматизированные

Функциональные

 

Цели труда

Гностические

Преобразу-ющие

Изыскательские

 

 

1. В зависимости от предмета труда все профессии принято делить на пять типов.

На самом деле это грубое деление. Такое деление подходит для профессий, в которых четко прослеживается принадлежность одному из пяти предметов труда. Психологи определяют для каждой профессии, какой предмет труда ей ближе, с чем в основном имеет дело человек в процессе труда, а характеризующих профессию предметов труда может быть три. Такая оценка позволит различать профессии внутри группы, определяя вторичный для данной профессии предмет труда.

“Ч Е Л О В Е К – П Р И Р О Д А”

Профессии: зоотехник, кинолог, мастер-животновод, семеновод, агроном, лаборант химико-бактериологического анализа и другие.

Из профессий этого типа выделяют профессии, для которых предметом труда будут являться:

·         растения

·         животные

·         микроорганизмы

Такие профессии связаны с пищевой промышленностью, медициной, сельским хозяйством, и научными исследованиями в сфере биологии и географии. Некоторый интерес к природе, как ни покажется странным, должны иметь менеджер по гостиничному бизнесу и туризму, психолог…

Такое деление вовсе не означает, что весь труд человека направлен лишь на упомянутые предметы труда. Например, растениеводы используют различную технику, работают в коллективе, проводят экономическую оценку своего труда. Но всё равно главным предметом забот и внимания растениеводов являются растения и среда их существования.

С другой стороны, если Вы выбираете профессию типа «человек-природа», очень важно выяснить Ваше отношение к природе: как к месту отдыха или как к Вашему рабочему месту, где Вы будете отдавать свои силы производству.

При выборе профессии следует учитывать ещё один момент. Особенность биологических объектов труда заключается в их сложности, изменчивости (по своим внутренним законам), нестандартности. Животные, растения, микроорганизмы растут, развиваются, живут, болеют и даже гибнут. Работник должен не просто много знать о живых организмах, но также и предвидеть возможные в них изменения, которые иногда бывают необратимыми. Человек должен обладать такими качествами как самостоятельность в принятии решений, дальновидность, инициатива, заботливость.

 “Ч Е Л О B Е К – Т Е Х Н И К А”

В этой категории ведущим предметом труда являются технические объекты (механизмы,  машины), виды энергии, материалы.

Профессии: столяр, проходчик, техник-металлург, архитектор, инженер-механик, радиомеханик, электромонтажник, строитель, специалист по телекоммуникациям, сборщик компьютеров и другие.

Естественно, здесь труд работников направлен не только на технику, но всё равно основной предмет профессионального внимания – технические объекты и их свойства.

К профессиям этого типа относятся:

·         профессии, связанные с добычей и обработкой грунтов и горных пород;

·         профессии, связанные с обработкой и использованием неметаллических промышленных материалов, полуфабрикатов, изделий;

·         профессии по производству и обработке металлов, механической сборкой, монтажом машин и приборов;

·         профессии, связанные с ремонтом, обслуживанием, наладкой технологических машин, транспортных средств, установок;

·         профессии, связанные с монтажом, ремонтом зданий, конструкций, сооружений;

·         профессии, связанные со сборкой, монтажом, ремонтом, наладкой, обслуживанием приборов, аппаратов, электрооборудования;

·         профессии, в которых используются транспортные и подъемные средства и управление ими;

·         профессии по переработке продуктов сельского хозяйства.

В процессе обработки, перемещения, преобразования или оценки технических средств работник должен быть точен, от него требуется определенность действий. Так как технические объекты всегда разрабатываются самим человеком, то в техническом мире много возможностей для новаторства, технического творчества, выдумки.  Кром творческого подхода в деле техники от человека требуется также высокий уровень исполнительской дисциплины.

“Ч Е Л О В Е К – Ч Е Л О В Е К”

Ведущим предметом труда в этой категории профессий являются люди.

Профессии: учитель, психолог, врач, экскурсовод, парикмахер, руководитель художественного коллектива, менеджер и другие.

К профессиям этого типа относятся:

·         профессии по обучению и воспитанию, по организации и управлению детскими коллективами;

·         профессии по управлению производством, руководству людьми и коллективами;

·         профессии по бытовому и торговому обслуживанию;

·         профессии по информационному обслуживанию;

·         профессии по информационно-художественному обслуживанию людей и руководству художественными коллективами;

·         профессии по медицинскому обслуживанию.

Чтобы успешно работать по профессиям этой категории нужно быть коммуникабельным, уметь контактировать с людьми и поддерживать контакты, уметь понимать людей, разбираться в их особенностях, а также получить знания в соответствующей сфере производства, науки и искусства.

Качества, которые имеют важное значение в работе:

·         хорошее устойчивое настроение в ходе работы с людьми;

·         потребность в постоянном общении;

·         способность понимать настроение людей, их намерения, помыслы;

·         умение разбираться во взаимоотношениях людей;

·         умение общаться с разными людьми и находить с ними общий язык.

 “Ч Е Л О В Е К – З Н А К О В Ы Е  С И С Т Е М Ы”

В этой категории профессий главным предметом труда являются цифры, коды, условные знаки, естественные или искусственные языки.

Профессии: инженер, чертежник, переводчик, секретарь-машинистка, топограф, программист и другие.

В группу профессии типа «человек – знаковые системы» входят:

·         профессии, связанные с делопроизводством, оформлением документов, перекодированием, анализом текстов и их преобразованием;

·         профессии, связанные с числами и количественными отношениями;

·         профессии по обработке информации, представленной в виде схематических изображений объектов или в виде системы условных знаков.

Для успешной работы по одной из профессии типа «человек – знаковая система» нужно иметь особый способности для погружения в мир сухих обозначений, уметь отвлекаться от окружающего мира и сосредотачиваться на тех сведениях, которые заключены в знаках. При обработке информации, представленной условными знаками, необходимо будет решать задачи проверки, контроля, обработки, учета, сведений, а также работать над созданием новых знаков и знаковых систем.

 “Ч Е Л О В Е К – Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й  О Б Р А З”

В этой категории профессий основным предметом труда является художественный образ и различные способы его создания.

Профессии: художник, дизайнер, артист, музыкант, литературный работник, резчик по камню.

Группа профессий типа «человек – художественный образ» объединяет в себе:

·         профессии, связанные с изобразительной или музыкальной деятельностью;

·         профессии литературно-художественной направленности;

·         профессии актерско-сценической деятельности.

Отличительной особенностью профессий типа «человек – художественный образ» является то, что большая часть трудовых затрат скрыта от стороннего наблюдателя. Кроме того, зачастую прилагаются специальные усилия, чтобы создать эффект непринужденности и легкости конечного результата труда.

2. В зависимости от условий труда все профессии делят на четыре группы:

·         Труд в условиях обычного микроклимата (бытового) – инженер, секретарь-референт, бухгалтер, программист;

·         Труд на открытом воздухе, где возможны резкие перепады температуры и влажности – агроном, полевод, пожарник, строитель;

·         Труд в необычных условиях: под водой, в воздухе, под землей, на высоте, в горячих цехах и цехах с вредным производством – водолаз, шахтер, аппаратчик, летчик;

·         Труд с повышенной моральной ответственностью за жизнь и здоровье людей, за материальные и общественные ценности – врач, учитель, аудитор, инженер по технике безопасности.

3. По средствам труда профессии принято делить на четыре категории:

·         профессии, где используется ручной труд – хирург, ювелир, столяр, музыкант, монтажник радиоаппаратуры;

·         профессии, где используются машины с ручным управлением – машинист, водитель, оператор связи, токарь;

·         профессии, где используются автоматы, полуавтоматы, робототехнические комплексы, автоматические линии – аппаратчик, печатник, диспетчер энергосистем, сталевар;

·         профессии, где используются функциональные средства труда – дирижер, актер, преподаватель, спортсмен, режиссер.

4. В зависимости от цели труда выделяют три группы профессий:

·         гностические: различить, проверить, оценить, распознать – контролер, санитарный врач, товаровед, следователь, литературный критик, эксперт;

·         преобразующие: преобразовать, переместить, организовать, обработать – преподаватель, живописец, водитель, портной, слесарь, паркетчик;

·         изыскательские: придумать, сконструировать, изобрести, найти новый вариант – художник-оформитель, разметчик, закройщик, селекционер.

Пример формулы профессии: Юрист

Предмет труда: ЧЕЛОВЕК – юрист обслуживает людей, помогает в решении их проблем, анализирует их, общается с людьми; ЗНАКОВЫЕ СИСТЕМЫ – юрист читает и анализирует документы, сборники законов, справочники, статистические данные.

Условия труда: С ПОВЫШЕННОЙ МОРАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ – за жизнь и честь человека; БЫТОВЫЕ – в случае, когда это юрист-следователь, когда полицейский, тогда на открытом воздухе.

Средства труда: ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ – язык, мимика, жесты, собственные мозги; иногда АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ – использование компьютера.

Цели труда: ГНОСТИЧЕСКАЯ – определить, к какому классу ситуаций относится случай клиента, определить, распознать причину, классифицировать, сортировать; ИЗЫСКАТЕЛЬСКАЯ – улики, найти способ подачи информации, найти способ лучшей защиты подсудимого.

Идеальную формулу профессии для Вас могут составить с помощью тестов психологи. Вам задается ряд вопросов и в результате анализа выявляются предпочитаемые Вами средства труда выбранной профессиональной деятельности. Психологи формулы профессий составляют на основе профессиограмм (описаний профессий, решаемых в процессе трудовой деятельности задач, требований профессии к качествам человека). Можно воспользоваться существующими компьютерными системами для составления Вашей идеальной формулы. Такие услуги Вам могут оказать в профориентационных центрах и центрах психологической поддержки, а также в центрах компьютерного психологического тестирования. Но лучше всегда самому уметь анализировать профессию – тогда Ваш выбор действительно будет осознанным. Вы будете понимать, чем Вас привлекает какая-либо профессия (например, профессия физика-теоретика –  изыскательскими целями, профессия каскадера –  необычными условиями).

ucheba34.ru

Обратная сторона профессии: тренер в фитнес-клубе (на открытом воздухе) – Тело

О том, как строится работа тренера в outdoor фитнес-клубе, сколько времени он проводит в дороге и кто эти смелые покорители спортивных площадок в парках в любую погоду, мы спросили у Валерия Чебрукова, тренера outdoor фитнес-клуба Sportules, мастера спорта по легкой атлетике, победителя и призера Чемпионатов России и международных соревнований по легкой атлетике.

У тебя 18-летний опыт тренерской работы. Кем ты работал до того, как пришел в Sportules?

Работал тренером в Московском беговом клубе, работал с детьми-инвалидами, был преподавателем по ЛФК. Проводил Персональные тренировки в манежах Москвы. 

Когда тебе предложили присоединиться к команде фитнес-тренеров outdoor-клуба, ты сразу согласился?

Согласился сразу, очень понравилась идея.

Что тебе нравится в твоей работе?

В первую очередь, общение с людьми. На тренировку приходят совсем разные люди: и серьезные работники офисов, и позитивные студенты-первокурсники. И у каждого человека свой запрос. Например, кто-то хочет накачать пресс до кубиков и просит помогать, обращать внимание на эти упражнения. Я стараюсь уделять время каждому: в группе не более восьми человек, и это легко получается.

Есть какие-то сложности в этой работе, на твой взгляд?

Самое сложное – остановить тренировку вовремя!  Всегда хочется чуть-чуть подольше позаниматься, особенно когда участники никуда не спешат и добросовестно выполняют упражнения.

Как строится твой рабочий день? Сколько обычно тренировок бывает?

Мой рабочий день начинается с утра, но он не длится до позднего вечера. Обычно я тренирую с 10:00 до 11:00 и с 19:30 до 20.30. И это очень удобно для меня, потому что я действующий спортсмен, и мне тоже нужно тренироваться: я тренируюсь в промежутке между работой.

Как ты передвигаешься по Москве?

На метро. В день трачу на дорогу 3-5 часов, в зависимости от количества тренировок.

Что обычно возишь с собой из инвентаря?

Утяжелители, скакалку и разные резиновые эспандеры.

Чем фитнес на свежем воздухе лучше фитнеса в зале?

Ответ лежит в самом вопросе! Лучшее – это свежий воздух. И нет никаких ограничений: ты можешь сделать упражнения в горочку, можешь пробежаться по кругу по разному покрытию, а не топтать полотно беговой дорожки в зале с кондиционерами.

Как ты можешь охарактеризовать людей, которые приходят на тренировки в парки? Это фанаты спорта? Или наоборот те, кто ничего не успевает и экономит время на дорогу в клуб?

Каждый интересен, со своей историей и причиной, почему он пришел заниматься в outdoor фитнес-клуб. И всех этих людей я бы назвал целеустремленными. Они понимают, что спорт необходим, и они находят в своем графике пару часов на занятия. Это похвально!

Были в твоей практике какие-то забавные случаи?

Вечерами во время тренировок дети, гуляющие рядом, собираются вокруг нас и тоже начинают выполнять упражнения, только по-своему. Выглядит забавно и очень весело. Я вообще заметил, что атмосфера на спортивной площадке всегда очень позитивная, а люди в группе начинают общаться друг с другом. Мы создаем чаты в вотсапе для решения организационных вопросов, а со временем люди начинают там просто общаться.

www.sncmedia.ru

Интересные профессии для любителей природы

Каждый человек, рано или поздно, сталкивается в своей жизни с выбором будущей профессии. Выбор этот бывает зачастую очень сложным, поскольку во многом именно от него зависит то, как будет складываться ваша дальнейшая судьба. Это ответственный шаг во взрослую жизнь и очень важно, чтобы он был твердым и решительным, а выбранная вами профессия приносила удовольствие.

В современном мире любой работодатель подбирает в свою команду грамотных специалистов, профессионалов своего дела, имеющих четкие цели и стремление развиваться и совершенствоваться, продвигаясь вперед по карьерной лестнице. Нужно быть активным и смелым, на это сегодня обращают большое внимание.

При выборе будущей профессии важно прислушаться к самому себе, к своим интересам и предпочтениям. Ведь наверняка у каждого из вас есть любимые занятия, хобби, увлечения. Главное, чтобы ваше решение было принято осознанно и самостоятельно, без давления со стороны родителей или педагогов, потому что только в этом случае работа будет мотивировать вас, способствовать проявлению себя и своих личностных качеств.

Если, перебрав все ваши увлечения и хобби, вы пришли к выводу, что вас больше всего тянет к природе, вы готовы много времени проводить на свежем воздухе, занимаясь изучением окружающего нас мира, то мне бы хотелось немного помочь вам определиться с принятием правильного решения. Предлагаю рассмотреть некоторые возможные варианты профессий, которые возможно придутся вам по душе, если вы являетесь любителем природы.

Биолог

Биолог – это специалист, который занимается изучением всех живых организмов на Земле. Эта специальность очень обширная, поэтому чаще всего люди выбирают для себя только отдельное направление, например, занимаются исключительно изучением растений (ботаник) или только изучением животных (зоолог). Также существует специализация, где проходит исследование одноклеточных организмов – микробиология.

Как правило, такого рода работа проходит в специальных лабораториях, где проводятся эксперименты и научные исследования. Но также предстоит работать и на открытом воздухе, когда нужно будет, допустим, изучать поведение организмов в естественных условиях обитания или собирать образцы какого-либо растения для дальнейшего изучения. Работа очень интересная и занимательная, особенно если вы будете любить свое дело.

Эколог

Эколог занимается проверкой состояния воздуха, воды, почвы. Он знает показатели нормы и в случае какого-либо загрязнения первым это фиксирует и начинает разрабатывать план реабилитации. Эта профессия жизненно необходима населению, так как нам нужно знать каким воздухом мы дышим, и какую воду пьем для нормальной жизнедеятельности. В силу своей работы экологи большую часть времени проводят на улице.

Географ 

Нет, речь идет не об учителе географии, как вы могли подумать. Профессия географа тесно связана с путешествиями. К сожалению, нет такой профессии как путешественник, это лишь увлечение каждого, у кого имеется возможность посещать разные страны. Географ бывает в местах, где не ступала нога человека, посещает самые отдаленные участки планеты и изучает различные природные явления. Кроме того, специалисты данного профиля прекрасно ориентируются по картам и сами умеют их составлять.

Садовник

Пожалуй, самая творческая профессия из всех «природных». Вся работа всегда выполняется на свежем воздухе. Садовник умеет превратить сад в нечто невероятно красивое и завораживающее. В его обязанности входит непосредственный уход за растениями, он их поливает, борется с сорняками, постригает, создавая красивые «прически» кустам и деревьям. С профессией садовника тесно связана и другая трудовая деятельность – ландшафтный дизайнер. Он создает сад практически с «нуля», красиво высаживая растения, сооружает интересные композиции, умело размещая на территории сада искусственные водоемы. Такая профессия идеально подойдет для людей с хорошей фантазией и творческим потенциалом.

Овощевод

Овощевод знает о растениях всё. Благодаря его знаниям можно получить богатый урожай. Такой специалист может грамотно подготовить почву к посеву, выбирает и сажает хорошие семена, заботится о своих «подопечных», оберегая их от вредителей. После того как урожай выращен и собран, овощевод отправляет плоды по назначению.

Агроном

Работа агронома не ограничивается одними овощами, как у овощевода. Хотя их деятельность имеет общее направление. Агроном ставит перед собой задачу получить хороший урожай. Чтобы добиться этого, он изучает различные факторы, которые влияют на рост тех или иных культур. Далее агроном готовит землю к посадке и следит, чтобы к растениям вовремя поступали удобрения. Еще одна важная обязанность агронома – организовать правильное хранение урожая после его сбора. Практически вся основная деятельность этого профессионала проходит на открытом воздухе в полях.

Капитан корабля

В некоторых вузах нашей страны, преимущественно в городах расположенных на берегах морей, можно получить специальность судовождение. Приобретая ее, у вас есть возможность стать капитаном корабля, и совершать плавания в открытые моря. Даже из фильмов мы с вами знаем, что любое путешествие по морям, это, прежде всего приключение, интересное и полное неожиданностей. Конечно, сразу стать капитаном не получится. До этого уровня, что называется, «нужно дорасти». Начать свой путь нужно с матроса, выполняя трудные поручения в любую погоду – и в шторм и в знойную жару. Работа сложная, но очень интересная. Без сомнения можно сказать, что это профессия для настоящих мужчин.

Фермер

По сути, это тот же бизнесмен. Он знает основы предпринимательства и зарабатывает деньги своим трудом, занимаясь ведением хозяйства. Обычно фермер арендует землю, или же имеет свою, где обустраивает все так, как ему удобно. На этой земле он выращивает овощи и фрукты, разводит животных и птиц. Его доход зависит от количества произведённой и проданной продукции.

Геолог

Профессия геолога подразумевает изучение состава почвы и горных пород. Специалистам приходится много работать в горах или под землей, это бывает крайне опасно. Геологи часто бывают в экспедициях, много времени проводят на открытом воздухе, затем занимаются подробным изучением полученных данных в своих лабораториях.

Лесничий

Сразу хочу отметить, что не стоит путать лесничего с лесником. Это немного разные профессии. Лесник занимается только охраной леса от незаконной вырубки, загрязнения и пожаров. А вот лесничий контролирует устройство и использование всего лесного хозяйства. Он следит за посадкой новых деревьев, и может создать даже целую рощу прямо в открытом поле. Такую профессию можно получить не везде, но все же, при желании и любви к лесу, на нее можно отучиться.

Это далеко не весь список профессий, которые можно получить в этом направлении. Профессий очень много, главное – найти ту, которая придется вам по душе. Прислушайтесь к своему сердцу, оно обязательно подскажет вам правильный путь, который с каждым вашим рабочим днем будет приносить радость, успех и, конечно, достаток. Выбор за тобой! И пусть он будет правильным!

Автор: Пфаф Татьяна Михайловна

moeobrazovanie.ru

Топ 5 профессий которые улучшают здоровье

Здравствуйте, дорогие читатели ресурса beregite-zdorovje.ru .

Сегодня хочу поговорить о том какие профессии приносят пользу для здоровья человека. Надеюсь что эта статья Вам будет полезной многим.

В сети интернет я нашел много информации о вредных для здоровья профессиях, которые со временем разрушают иммунитет человека, увеличивая риск возникновения различных заболеваний в будущем.

Можно определить главные причины возникновения заболеваний организма от такого труда. Вот они:

Причины ухудшения самочувствия

  1. Малоподвижный образ жизни сотрудника.
  2. Неправильное питание сотрудника.
  3. Плохой режим работы сотрудника.
  4. Плохая экология рабочего места (воздействие на организм химических веществ, излучения и так далее…).
  5. Постоянная психологическая нагрузка при выполнении своих обязанностей.

Перечисленный список может быть дополнен каждым из Вас для себя индивидуально. Я привел общие проблемы, с которыми сталкиваются все больше и больше людей во всем мире в своей работе.

Сегодня я хочу поговорить о специальностях, которые смогут помочь восстановить хорошее здоровье каждому человеку не зависимо от его возраста и самочувствия.

Профессии не являются слишком модными , но когда нужно делать выбор (престижная работа или здоровье) – уже не до престижа. Я знаю много случаев, когда успешные люди резко меняли свою работу (свой образ жизни) после того, как начинались проблемы со здоровьем. Предлагаю Вам список профессий, которые укрепляют организм.

Список профессий для улучшения здоровья

  1. Дворник.
  2. Профессия дворника имеет ряд преимуществ для укрепления иммунитета. Человек целый день проводит на свежем воздухе, выполняя легкую физическую работу (уборка территории). При этом происходит тренировка мышц ног, колен, рук. Польза для сердечно-сосудистой системы, дыхательной системы. Улучшается обмен веществ (не страшно ожирение).

  3. Лесник.
  4. Работа на свежем воздухе целый день является огромным преимуществом. Благодаря лесной фауне воздух максимально очищен от вредных примесей, газов, химических веществ. Это положительно сказывается на дыхательной системе, сердечно-сосудистой и опорно-двигательной. Очень важен тот факт, что человек в лесу не испытывает никаких стрессов, а только улучшает свою нервную систему благодаря уединению с природой (лесом, лесными животными и так далее).

  5. Тренер по фитнесу.
  6. Тренер по фитнесу всегда обязан быть в спортивной форме. Он должен быть примером для своих клиентом. Поэтому постоянное занятие спортом ему очень важно для поддержки своего имиджа. Постоянные тренировки улучшают самочувствие, снимают напряжение, усталость, ускоряют обменные процессы. При этом укрепляется организм.

  7. Садовник.
  8. Работа садовника укрепляет нервную систему. Чистый воздух и много позитива. Работа для людей, которые любят ландшафтный дизайн, уединение, природу.

  9. Курьер.
  10. Польза от работы курьером огромная. Движение – это залог крепкого здоровья и долголетия. Много заболеваний начинается именно от малоподвижного способа жизни. Эта работа дает хорошую тренировку мышцам ног. Большая польза для сердечно-сосудистой системы, улучшаются обменные процессы, поднимается настроение. Главное правило – все нужно делать в меру. Нагрузки на организм должны быть небольшими. Оптимально даже устроится на работу на полставки , чтобы не переутомлять себя. Главное – это свежий воздух и подвижный образ жизни.

Все эти профессии смогут помочь восстановить защитные силы организма, укрепить нервную систему, ускорить обмен веществ, улучшив самочувствие человека. Их объединяют такие признаки:

  1. Работа на чистом воздухе.
  2. Много движения.
  3. Минимум стресса и раздражения.

Может Вы знаете еще полезные для здоровья профессии? Буду рад услышать Ваше мнение по этому вопросу.




РЕКЛАМА




beregite-zdorovje.ru

Классификация профессий, психологическая классификация профессий

Первый ярус

В соответствии с традиционно различаемыми разновид­ностями объектных систем выделяются пять типов профес­сий:

1. «Человек — живая природа» (П). Представители это­го типа имеют дело с растительными и животными организ­мами, микроорганизмами и условиями их существования. Примеры: мастер—плодоовощевод, агроном, зоотехник, ве­теринар, микробиолог…

2. «Человек — техника (и неживая природа)» (Т). Ра­ботники имеют дело с неживыми, техническими объектами труда. Примеры: слесарь-сборщик, техник-механик, ин­женер-механик, электрослесарь, инженер-электрик, тех­ник—технолог общественного питания…

3. «Человек — человек» (Ч). Предметом интереса, рас­познания, обслуживания, преобразования здесь являются социальные системы, сообщества, группы населения, люди разного возраста. Примеры: продавец продовольственных товаров, парикмахер, инженер—организатор производства, врач, учитель…

4. «Человек — знаковая система» (З). Естественные и искусственные языки, условные знаки, символы, цифры, формулы — вот предметные миры, которые занимают представителей профессий этого типа. Примеры: оператор

фотонаборного автомата, программист, чертежник-карто­граф, математик, редактор издательства, языковед…

5. «Человек — художественный образ»(X). Явления, факты художественного отображения действительности — вот что занимает представителей этого типа профессий. Примеры: художник-декоратор, художник—реставратор, настройщик музыкальных инструментов, концертный ис­полнитель, артист балета, актер драматического театра…

Нельзя, конечно, строго распре­делить по пяти типам все «буйно цветущее древо» профес­сий. Более правилен такой подход к делу — надо исходить из того, что профессия может характеризоваться одновре­менно признаками разных типов, но в разной мере. Так, дирижер хора — это и собственно музыкант, и организатор группы людей. Агроном — это и специалист в области рас­тениеводства, и организатор производства, и знаток сель­скохозяйственной техники, и в какой-то мере и картограф (кто кроме него составит специальные карты угодий данно­го хозяйства?), да еще и «пророк», поскольку по местным приметам он должен предвидеть динамику погоды.

Так что, группируя такие сложные многопризнаковые явления как профессии, надо учитывать факт нечеткости их границ и ориентироваться на главные, основные группы признаков. Для разных целей возможны разные группировки; для об­зорной ориентировки в безбрежном множестве видов труда годится и та, которую мы излагаем здесь.

 

Второй ярус

В пределах каждого типа профессий выделяются их клас­сы по признаку целей (определяемых операционально, то есть в ответ на вопрос «что делать» — распознавать в принципе известное, преобразовать нечто или изыскать неизве­стное). Вот три класса:

Гностические профессии (Г) (от др. греч. «гнозис» — знание). Примеры в типе «Человек — природа»: контро­лер-приемщик фруктов, дегустатор чая; в типе «Человек — техника»: пирометрист, контролер готовой продукции в машиностроении, мастер-диагност сельскохозяйственной техники; в типе «Человек — человек»: судебно-медицин­ский эксперт, врачебно-трудовой эксперт, социолог; в типе «Человек — знаковая система»: корректор типографии, контролер полуфабрикатов и готовой продукции в полигра­фии, бухгалтер-ревизор; в типе «Человек — художествен­ный образ»: искусствовед, музыковед, театровед.

Преобразующие профессии (П). Примеры в типе «Чело­век — природа»: мастер-плодоовощевод, мастер-животно­вод, аппаратчик по выращиванию дрожжей, агроном по защите растений, зооинженер; в типе «Человек — техни­ка»: слесарь-ремонтник, токарь, оператор прокатного ста­на; в типе «Человек — человек»: учитель, педагог-тренер, мастер производственного обучения, инженер-педагог, экскурсовод; в типе «Человек — знаковая система»: чер­тежник-картограф, машинистка-стенографистка, бухгал­тер; в типе «Человек — художественный образ»: цветовод-декоратор, живописец по фарфору, лепщик архи­тектурных деталей.

Изыскательные профессии (И). Примеры в типе «Чело­век — природа»: летчик-наблюдатель рыбного хозяйства, летчик-наблюдатель лесного хозяйства, биолог-исследо­ватель; в типе «Человек — техника»: раскройщик верха обуви, раскладчик лекал, инженер-конструктор; в типе «Человек — человек»: воспитатель, организатор производ­ства, организатор торговли; в типе «Человек — знаковая система»: программист, математик; в типе «Человек — ху­дожественный образ»: художник по проектированию ин­терьера, композитор.

 

Третий ярус

По признаку основных орудий, средств труда в рамках каждого класса могут (но не всегда) выделяться четыре отдела:

Профессии ручного труда (Р). Примеры в классе гности­ческих профессий: лаборант химико-бактериологического анализа, контролер слесарных и станочных работ, фельд­шер-лаборант… и здесь мы сталкиваемся с «пустой клет-

кой» классификации. Мыслимо ли ручное орудие труда при распознании свойств социальной системы или художест­венного изделия? Как не основное — да. Например, конт­ролер художественных изделий может воспользоваться, скажем лупой. Но, во—первых, «язык не повернется» на­звать это средство ручным (оно уж скорее «глазное»!), а во-вторых, ясно, что основные средства труда здесь, если уж выражаться в принятом стиле, скорее «головные» — это мысленные эталоны художественной ценности изделия, то есть средства не вещественные, а психологические (мы их позднее назовем функциональными). Итак, реальность ми­ра профессий не обязана соответствовать классификации. Классификация — приблизительное пособие для ориенти­ровки в множестве профессий.

Примеры в классе преобразующих профессий: ветери­нарный фельдшер, слесарь, картограф, художник-живопи­сец (в последнем случае опять видны ограничения любой классификации сложных явлений — еще в басне И.А. Кры­лова «Квартет» показано, что можно вооружиться вещест­венными инструментами — «две скрипки», «альт», «бас», а дело не пойдет на лад, поскольку мастерство в некоторых случаях обеспечивается не внешними, а внутренними сред­ствами деятельности).

Примеры в классе изыскательных профессий… — руч­ные средства здесь могут быть, по—видимому, только вспо­могательными, как например карандаш и бумага в руках конструктора.

Профессии машинно-ручного труда (М). Машины с руч­ным управлением создаются для обработки, преобразова­ния, перемещения предметов труда, поэтому типичные профессии для этого подразделения классификации: маши­нист экскаватора, токарь, водитель автомобиля.

Профессии, связанные с применением автоматизиро­ванных и автоматических систем (А) — оператор инкуба­ционных цехов, оператор станков с программным управлением, оператор магнитной записи.

Профессии, связанные с преобладанием функциональ­ных средств труда (Ф). Надо полагать, вы не скажете, что орудием труда дирижера является дирижерская палочка? Тем более, что многие выдающиеся мастера превосходно обходятся и без нее (она им просто мешает). А у певца, у мастера художественного слова, у акробата, у балерины… что же у них нет орудий, средств труда или эти люди не трудятся? Мы зайдем в теоретический тупик, если не при­знаем внутренних, психологических средств труда (мыс­ленных схем решения задач, разного рода мысленных эталонов — образцов результатов деятельности). Эти сред­ства есть у представителя каждой профессии, но в некото­рых случаях они являются главными и основными.

Далее нам не обойтись без обзора системы средств труда. Если эта информация вам будет в тягость — переходите к следующему разделу. Если намерены продолжать чтение — обратитесь к таблице 4.

Очень часто секрет профессионального успеха или неус­пеха коренится в недооценке или в недостаточном владении именно внутренними функциональными средствами дея­тельности, которые есть в каждом виде профессионального труда — даже подметая улицу, важно иметь не только мет­лу, но и ориентировку в том, откуда дует ветер, иначе продуктом работы будет зрелище клубов пыли, а не чисто­та; мысленная схема ориентировки в обстановке — одно из важных средств любого труда.

Четвертый ярус

По условиям труда профессии можно разделить на четы­ре [следующие ] группы.

Работа в условиях микроклимата, близких к бытовым, «комнатным» (б): лаборанты, бухгалтеры, операторы ЭВМ.

Работа, необходимо связанная с пребыванием на откры­том воздухе в любую погоду (о): агроном, монтажник сталь­ных и железобетонных конструкций, инспектор госавтоинспекции.

Работа в необычных условиях: на высоте, под водой, под землей, при повышенных и пониженных температурах и т.п. (н): антеннщик-мачтовик, водолаз, машинист горного комбайна, пожарный.

Работа в условиях повышенной моральной ответствен­ности за жизнь, здоровье людей — взрослых или детей, большие материальные ценности (м): воспитатель детского сада, учитель, следователь.

Ясно, что выделенные четыре группы являются не взаи­моисключающими, но частично совпадающими — они при­ведены просто как возможное средство различения профессий по тем признакам, которые человек сочтет для себя важными.

Выше мы не случайно все время вводили условные ли­терные обозначения: пользуясь ими можно, во-первых, дать обзорную схему «карты» мира профессий, во-вторых — составить примерную формулу определенной профес­сии; эта формула может быть отнесена и к реальной про­фессии, и к профессии-мечте. Как увидим далее, то и другое полезно.

 

www.neudov.net

О новой профессии в Китае – тренер по бегу на открытом воздухе

 Спортивный костюм, солнечные очки и загар… Среди людей на улице корреспондент сразу узнал того, у кого предстоит взять интервью. Это Кун Бинь – тренер по бегу на открытом воздухе. Раньше его работа была связана с автомобилями, теперь в его списке друзей более 5 тыс. человек, в том числе 4 тыс. являются любителями спорта на открытом воздухе.

“Это новая профессия в Китае”, – сказал Кун Бинь.  “По сравнению с тренерами, работающими в традиционных спортивных залах и закрытых помещениях, у нас мало клиентов. Но в результате экономического развития и повышения уровня жизни китайцев, всё больше людей увлекаются бегом. В последние годы особенно резко выросло количество участников марафонов. Это одна из причин популяризации моей профессии.”

“Я в 2006 г. принял участие в полумарафоне. Тогда те, кто смог достичь финиша за 2 часа, в качестве приза получили спортивную обувь. В настоящее время ситуация кардинально изменилась. Слишком много людей регистрируется для участия в марафоне. Так много, что организаторам приходится проводить лотерею для отбора участников. Те, кто выбран для соревнования, обычно делятся своей радостью в социальных сетях”,  – сказал Кун Бинь.

Согласно данным статистики официального сайта китайского марафонского движения, в 2016 г. в стране в общей сложности прошло 122 марафонов, в которых приняло участие больше 2,79 млн. бегунов.

Большинство тренеров по бегу на открытом воздухе выбрало эту работу в качестве источника дополнительного дохода. У них, как правило, есть основная работа, которой они занимаются днем в будничные дни, а тренером они работают вечером и в выходные. В ходе сопровождения своих клиентов в беге они не только получают зарплату, но и сами тренируются. Сумма зарплаты не фиксирована, но в среднем она составлят больше 100 юаней в час.

 Главные категории их клиентов:

Первые – начинающие. Они хотят с помощью бега укрепить здоровье или же похудеть.

Вторые – любители бега. Многие из них ищут правильный способ бегать после получения травмы.

Третьи – любители марафона. Они хотят участвовать в этом соревновании или же повысить свой результат в марафоне.

Четвертые – любители спорта на открытом воздухе. Они хотят путем бега повысить выносливость для участия в походах или в беге по пересечённой местности, а также хотят расширить круг общения, найти единомышленников и друзей.

Тренерам по бегу нельзя просто молча бегать вместе со своими клиентами . Они должны сделать скучный путь интересным, чтобы клиенты не остановились на полпути. Кроме того, тренерам необходимо показать ученикам правильные методики бега, рассказать им необходимую информацию о беге, например, пояснить, как выбрать правильную спортивную обувь для бега.

В нынешнее время пока еще нет профессиональных стандартов и требований, предъявляемых к этой работе. Но тренерам необходимы такие профессиональные качества, как опыт участия в марафоне и хорошие результаты в нём, богатый опыт в тренировках, много знаний по этому виду спорта. Но самое главное – стройная фигура тренера и его умение общаться и увлечь ученика, помочь ему преодолеть дистанцию, достичь финиша.

 

russian.cri.cn

тренер в фитнес-клубе (на открытом воздухе) — Рамблер/женский

О том, как строится работа тренера в outdoor фитнес-клубе, сколько времени он проводит в дороге и кто эти смелые покорители спортивных площадок в парках в любую погоду, мы спросили у Валерия Чебрукова тренера outdoor фитнес-клуба Sportules, мастера спорта по легкой атлетике, победителя и призера Чемпионатов России и международных соревнований по легкой атлетике.

У тебя 18-летний опыт тренерской работы. Кем ты работал до того, как пришел в Sportules?

Работал тренером в Московском беговом клубе, работал с детьми-инвалидами, был преподавателем по ЛФК. Проводил Персональные тренировки в манежах Москвы.

Когда тебе предложили присоединиться к команде фитнес-тренеров outdoor-клуба, ты сразу согласился?

Согласился сразу, очень понравилась идея.

Что тебе нравится в твоей работе?

В первую очередь, общение с людьми. На тренировку приходят совсем разные люди: и серьезные работники офисов, и позитивные студенты-первокурсники. И у каждого человека свой запрос. Например, кто-то хочет накачать живот до кубиков и просит помогать, обращать внимание на эти упражнения. Я стараюсь уделять время каждому: в группе не более восьми человек, и это легко получается.

Есть какие-то сложности в этой работе, на твой взгляд?

Самое сложное — остановить тренировку вовремя! Всегда хочется чуть-чуть подольше позаниматься, особенно когда участники никуда не спешат и добросовестно выполняют упражнения.

Как строится твой рабочий день? Сколько обычно тренировок бывает?

Мой рабочий день начинается с утра, но он не длится до позднего вечера. Обычно я тренирую с 10:00 до 11:00 и с 19:30 до 20.30. И это очень удобно для меня, потому что я действующий спортсмен, и мне тоже нужно тренироваться: я тренируюсь в промежутке между работой.

Как ты передвигаешься по Москве?

На метро. В день трачу на дорогу 3-5 часов, в зависимости от количества тренировок.

Что обычно возишь с собой из инвентаря?

Утяжелители, скакалку и разные резиновые эспандеры.

Чем фитнес на свежем воздухе лучше фитнеса в зале?

Ответ лежит в самом вопросе! Лучшее — это свежий воздух. И нет никаких ограничений: ты можешь сделать упражнения в горочку, можешь пробежаться по кругу по разному покрытию, а не топтать полотно беговой дорожки в зале с кондиционерами.

Как ты можешь охарактеризовать людей, которые приходят на тренировки в парки? Это фанаты спорта? Или наоборот те, кто ничего не успевает и экономит время на дорогу в клуб?

Каждый интересен, со своей историей и причиной, почему он пришел заниматься в outdoor фитнес-клуб. И всех этих людей я бы назвал целеустремленными. Они понимают, что спорт необходим, и они находят в своем графике пару часов на занятия. Это похвально!

Были в твоей практике какие-то забавные случаи?

Вечерами во время тренировок дети, гуляющие рядом, собираются вокруг нас и тоже начинают выполнять упражнения, только по своему. Выглядит забавно и очень весело. Я вообще заметил, что атмосфера на спортивной площадке всегда очень позитивная, а люди в группе начинают общаться друг с другом. Мы создаем чаты в вотсапе для решения организационных вопросов, а со временем люди начинают там просо общаться.

Читайте также

woman.rambler.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *